Реферат по предмету "Финансовые науки"


Налоговая система Российской Федерации: проблемы и совершенствование

Содержание
Введение
1. Налоговая система российскойфедерации на современном этапе развития экономики
1.1 Налоги: понятие и функции
1.2 Виды налогов
1.3 Структура и особенности российской налоговой системы
2. Проблемы совершенствования налоговой системы РФ
2.1 Анализ состояния современного налогообложения
2.2 Основные проблемы налоговой системы
3. Пути реформирования налоговой системы
3.1 Основные направленияреформирования налоговой системы РФ
3.2 Предложения российских экономистов
Заключение
Список литературы
Введение
Налоговая система России с первых дней своего существования развиваетсяв условиях экономического кризиса. В тяжелейшей ситуации она сдерживает нарастаниебюджетного дефицита, обеспечивает функционирование всего хозяйственного аппаратастраны, позволяет, хотя и не без перебоев, финансировать неотложные государственныепотребности, в основном отвечает текущим задачам перехода к рыночной экономике.
К созданию налоговой системы РФ был широко привлечен опыт развитиязарубежных стран.
Среди множества экономических рычагов, при помощи которых государствовоздействует на рыночную экономику, важное место занимают налоги. В условиях рыночныхотношений, и особенно в переходный к рынку период, налоговая система является однимиз важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственногорегулирования экономики. Государство широко использует налоговую политику в качествеопределенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как ився налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условияхрынка.
Налоговые органы являются единственными законными сборщикаминалогов и сборов, которые и формируют бюджеты всех уровней государства. От того,насколько правильно построена система налогообложения, и система налоговых органовзависит эффективное функционирование всего народного хозяйства страны.
Целью данной работы является: изучение налоговой системы РФ,и выявление путей ее совершенствования.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующихзадач:
1. Изучить теоретические основы налоговой системы, ее особенностии структуру.
2. Определить проблемы совершенствования российской налоговойсистемы.
3. Рассмотреть основные пути реформирования системы.
Предмет и объект исследования. Предметом исследования выступаетналоговая система, а объектом — российское налогообложение в современных условиях.
Теоретической и методологической основами написания курсовойработы послужили нормативно-законодательные документы (Налоговый кодекс и федеральныйзакон «Об основах налоговой системы в Российской Федерации»), литературныеисточники отечественных и зарубежных авторов (Пансков В.Г., Перов А.В., Черник Д.Г.и др.), материалы периодической печати (журналы «Финансы», «Все оналогах», «Налоговая политика», «Налоги»).
В данной работе предпринята попытка проанализировать состояниеналогообложения РФ на современном этапе, показать насколько происходящие измененияотвечают требованиям сегодняшнего времени и какие задачи стоят сейчас перед налоговымиорганами для выполнения возложенных на них государством функций, — это и являетсяосновным объектом предлагаемого исследования.
1. Налоговая система российской федерации насовременном этапе развития экономики1.1 Налоги: понятие и функции
Налоги — это нормативная форма обложения доходов (имущества)юридических и физических лиц, а также стоимости товаров и услуг. Это обязательныеи срочные платежи [12, c.91].
С помощью налогов государство воздействует на многие, в том числеэкономические процессы. Они помогают поощрять или сдерживать определенные виды деятельности,направлять развитие тех или иных отраслей промышленности, воздействовать на экономическуюактивность предпринимателей, сбалансировать платежеспособный спрос и предложении,регулировать количество денег в обращении.
Функции налогообложения:
обеспечение доходов бюджета (фискальная);
распределительная для перераспределения и снижения дифференциациидоходов;
регулирующая циклические процессы в экономике для снижения уровнейбезработицы и инфляции;
стимулирующая (или ограничивающая; сдерживающая) предпринимательство;
обеспечивающая создание социальной и производственной инфраструктуры;
контролирующая.
Каждый налог содержит обязательные элементы. В нем указываются:
кто является плательщиком, т.е. субъектом данного налога;
что выступает объектом налогообложения;
из какого источника уплачивается налог;
в каких единицах измеряется объект налогообложения.
Величина налоговой ставки (если она выражена в процентах, тоее называют «квотой») представляет собой размер налога, приходящегосяна единицу налогообложения. Кроме того, существуют налоговые льготы, учитывающиеспецифические условия хозяйствования.
В практике большинства государств получили распространение триспособа взимания налогов: «кадастровый», «у источника»,«по декларации».
Первый из них основан на использовании кадастров, т.е. реестров,содержащих классификацию типичных объектов (земли, месторождений, домов) по их внешнимпризнакам. Именно поэтому такой способ устанавливает доходность объекта весьма неточно,в среднем. Для оценки доходов, которые можно получить, например, от использованияземли, необходимо иметь кадастровые карты по регионам, отражающие ее плодородие,местоположение.
Налог «у источника» взимается до получения дохода налогоплательщиком.Этот способ наиболее распространен в нашей стране.
Третий способ предполагает заполнение налогоплательщиком декларациио совокупном годовом доходе и подаче ее в налоговую инспекцию. В последние годыэтот способ начинает применяться в нашей стране.1.2 Виды налогов
Налоги делятся по уровням утверждения ставок: федеральные, региональные:республики, края, области, округа и местные: город, административный район, группасел, поселков. К примеру, 100% федеральных налогов на добавленную стоимость и таможенныхплатежей идет в федеральный бюджет. А может распределяться по решению высшего уровняво все бюджеты (так, в 2002 г. налог на прибыль предприятий по общей ставке 24%делился по 7,5% в федерацию, 14,5% в региональный и 2% в местные бюджеты. В Хабаровскомкрае краевая крае краевая доля 14,5 % разделена на 2/3 — в краевой бюджет и 1/3- в местные.
Более подробная классификация налогов представлена на рис.1.1.
/>

Рис.1.1 — Виды налогов в РФ
По способу взимания налоги подразделяются на прямые и косвенные.
Через прямые налоги облагаются напрямую доходы, имущество и деятельностьграждан, организаций и предприятий [29, c.132].
Косвенные налоги взимаются со стоимости товаров и услуг. Уплачиваютэти налоги производители, которые обычно включают их величину в стоимость товараи перекладывают их тяжесть на покупателей.
Главные прямые налоги:
подоходный налог с физических лиц;
налог на прибыль (доход) предприятий;
налог на имущество физических и юридических лиц;
налог на пользование природными ресурсами;
единый социальный налог.
Главные косвенные налоги:
акцизы;
налог на добавленную стоимость (НДС);
налог с продаж;
таможенные платежи.
Кроме этих, применяются налоги и сборы: на доходы банков, отстраховой деятельности, на воспроизводство минерально-сырьевых ресурсов, гербовые,лицензионные и регистрационные, госпошлина на наследство, земельный, лесной, навмененный (совокупный) доход, за право торговли, за воду, на содержание милиции,на дороги и т.д.
Рассмотрим характеристику важнейших налогов:
НДС — изъятие части прироста стоимости, вновь созданной в процесседанного производства. Налогом облагается разница в цене продаваемого товара и купленногосырья или полуфабрикатов. Сейчас в Росси НДС равен 18% [12, c.98].
Акциз — косвенный налог, часто на товары иррационального потребления(алкоголь, сигареты) и предметы роскоши. Определяется не по ставке, а в конкретнойденежной сумме на единицу товара.
Налог на прибыль предприятий взимается в России по заниженнойставке 24%, тогда как в США — 34%, Швеции — 52%, Германии — 56%.
По данному налогу часто применяют полное или частичное освобождениеот уплаты. Так может льготироваться прибыль, направленная на расширение или техническоеперевооружение производства. Существенные льготы имеет сельское хозяйство, другиеотрасли и виды деятельности.
Единый социальный налог в России составляет 26% от фонда заработнойплаты предприятия или общего заработка физического лица. 20% направляется в пенсионныйфонд, 2,8% — взносы на медицинское страхование как право бесплатного лечения и 3,2%- взносы на социальное страхование на оплату больничных листов [8, c.45].
Подоходный налог взимается со всех доходов домохозяйства: заработнаяплата, дивиденд, проценты по вкладам, доход от предпринимательской деятельности,от продажи имущества и пр.
Ставки этого налога в России колеблются от 9 до 35 % [8, c.53].
По характеру воздействия, налоговые системы могут быть: прогрессивные,пропорциональные и регрессивные. Прогрессивная система предусматривает рост ставкиналога по мере увеличения дохода. Данная система предназначена для снижения различийв материальном положении граждан, применяется во всем мире, кроме РФ.
Пропорциональная система предполагает одинаковую ставку налогапри любой величине дохода (в РФ — 13%). Регрессивная шкала — чем больше доход, темменьше ставка дохода. так, в 2005г. ставки Единого социального налога тем ниже,чем выше зарплата на одно физическое лицо 280 тыс.руб. в год ставка 26%, на суммупревышающую 280 тыс.руб. — 10%, а свыше 600 тыс.руб. только 2% [12, c.98]. Налог взимается в неизменной сумме независимо от размерадохода.1.3 Структура и особенности российской налоговой системы
Действующая в настоящее время в России налоговая система имеетотносительно короткую историю. Она начала складываться только в 1992 г., а основные законы, регулирующие вопросы налогообложения, были приняты в декабре 1991 г. На протяжении прошедших с этого момента лет российская налоговая система подверглась множествуизменений, уточнений и модификаций, однако основные элементы и принципы построенияэтой системы в целом сохранились и поныне. Наиболее существенные изменения быливнесены в налоговую систему России в ходе реформы, начало которой было положенов 1999-2001 гг.
Вообще, налоговая система любого государства представляет собой:
во-первых, взаимосогласованную совокупность налогов, сборов ииных обязательных платежей, используемых в той или иной стране для финансированиягосударственного бюджета, местных бюджетов и внебюджетных фондов;
во-вторых, систему законов и подзаконных нормативных актов, регулирующихпорядок исчисления и уплаты в бюджет различных налогов, сборов и иных налоговыхплатежей;
в-третьих, систему государственных институтов, обеспечивающихпринятие законов и иных нормативных актов, администрирование налогов в соответствиис нормативными актами и контроль за своевременностью и правильностью уплаты налогов.
С известной долей условности первый из названных аспектов можетбыть назван системой налогов, второй — системой налогового законодательства, а третий- институциональной системой налогообложения. Все указанные аспекты не существуюти не могут существовать сами по себе независимо друг от друга. Они взаимосвязаны,и невозможно рассмотреть систему налогов, не рассматривая законодательство и подзаконныенормативные акты, а последние — вне зависимости от институтов, которые их принимаюти администрируют.
Структура налоговой системы может рассматриваться в следующихосновных аспектах:
с точки зрения соотношения прямых и косвенных налогов;
с точки зрения распределения налоговой нагрузки на физическихи юридических лиц;
с точки зрения роли отдельных налогов в формировании общей величиныдоходов бюджетной системы;
с точки зрения распределения налоговых доходов между уровнямибюджетной системы (налоговые доходы федерального бюджета, налоговые доходы бюджетовсубъектов Федерации, налоговые доходы местных бюджетов), а также в некоторых другихаспектах.
С точки зрения проблем макроэкономического регулирования рольпрямых и косвенных налогов различается весьма существенно. Так, прямые налоги могутиспользоваться в качестве встроенных стабилизаторов, они достаточно чутко реагируютна смену фаз экономической конъюнктуры и с этой точки зрения представляют собойциклически нестабильный источник налоговых доходов. В отличие от них, косвенныеналоги, в целом также следуя за фазами экономического цикла, тем не менее болееустойчивы к колебаниям конъюнктуры. В фазах экономического спада объем прибыли снижаетсявесьма существенно (вплоть до нуля), в то время как товарооборот, который такжеможет снижаться, никогда не достигает нулевой отметки.
Кроме того, косвенные налоги обладают свойством прямого индексированияпо темпам инфляции. Темпы инфляции почти автоматически переносятся на объемы поступленийкосвенных налогов в доходы бюджетной системы. Динамика же поступлений прямых налоговпрямо не связана с темпами инфляции.
В рамках российской налоговой системы в целом косвенные налогииграют весьма значительную роль особенно при формировании доходов федерального бюджета.
По итогам 2008 г. структура российской налоговой системы с точкизрения соотношения в ней прямых и косвенных налогов представлена в таблице 1.1.

Таблица 1.1 — Структура налоговой системы РФ в 2008г.Налоги Консолидированный бюджет Федеральный бюджет в % к итогу в % от ВВП в % к итогу в % от ВВП Прямые 34,36 8,67 9,09 1,39 Косвенные 51,70 13,05 78,27 11,94 Прочие 13,94 3,52 12,64 1,93
Структура налоговой системы России по видам налогов и уровнямбюджетной системы по итогам 2008 г, представлена в таблице 1.2.
Таблица 1.2 — Структураналоговой системы России по видам налогов и уровням бюджетной системы по итогам 2008 г.Налоги Консолидированный бюджет Федеральный бюджет Бюджеты субъектов Федерации в % к итогу в % от ВВП в % к итогу в % от ВВП в % к итогу в % от ВВП Налог на прибыль 15,68 3,96 8,42 1,28 26,77 2,67 Налог на доход физических лиц 13,57 3,42 0,00 0,00 34,3 3.42 Налог на добавленную стоимость 26,27 6,63 43,46 6,63 0,00 0,00 Акцизы 10, 19 2,57 12,44 1,90 6,76 0,67 Таможенные пошлины 13,49 3,40 22,31 3,40 0,00 0,00 Налоги на совокупный доход 0,90 0,23 0,50 0,08 1,51 0,15 Налог на добычу полезных ископаемых 9,87 2,49 12,17 1,86 6,36 0,64 Платежи за пользование природными ресурсами 0,74 0, 19 0,13 0,02 1,66 0,17 Государственная пошлина 0, 20 0,05 0,14 0,02 0,29 0,03 Налоги на имущество 4,10 1,03 0,08 0,01 10,25 1,02 Налог с продаж 1,68 0,42 0,00 0,00 4,25 0,42 Налог на игорный бизнес 0,11% 0,03% 0,09% 0,01% 0,14% 0,01% Земельный налог 1,10% 0,28% 0,00% 0,00% 2,77% 0,28% Итого налоговые доходы 100,00 25,24 100,00 15,25 100,00 9,98
Таким образом, можно говорить о том, что в рамках российскойналоговой системы в целом доминируют косвенные налоги, объем которых составляет13,05% ВВП. Доля прямых налогов ощутимо ниже — всего 8,67% ВВП. При этом федеральныйбюджет в значительно большей степени, чем бюджеты субъектов Федерации, базируетсяна косвенных налогах (последние формируют 78% его налоговых доходов). Бюджеты жесубъектов Федерации в целом в значительно большей степени ориентированы на прямыеналоги. Доля последних в их налоговых доходах составляет почти 73% [24, c.320].
Основными налогами российской налоговой системы, как было показановыше, являются налог на добавленную стоимость и налог на прибыль предприятий и организаций.
2. Проблемы совершенствования налоговой системы РФ2.1 Анализ состояния современного налогообложения
Основы налоговой системы России законодательно оформлены в 1991 г. Создание новой особой формы взаимоотношений государства и налогоплательщика не обошлось без противоречиймежду налогообложением и отдельными элементами хозяйственного механизма: кредитованием,ценообразованием, валютным регулированием и др. Главным препятствием к становлениюэффективной налоговой системы является кризис экономики.
Нынешние налоги в своей основе формировались в условиях экономическогокризиса, что не могло не отразиться на их количестве, структуре и ставках. Характернымявляется крен в сторону выполнения фискальной функции налогов. Это не удивительно,т.к. в условиях бюджетного дефицита, падения объёмов производства, инфляции былвелик соблазн все экономические проблемы государства решить при помощи налогов.Отсюда их чрезмерное количество, завышенные ставки, противоречивое воздействие напроцессы воспроизводства. Как следствие, попытки налогоплательщиков разными путямиуйти от налогов, отсюда чрезмерно высокая недоимка налогов в бюджеты разных уровней.Во многом действующая налоговая система соответствует, по крайней мере, по форме,налоговым системам зарубежных стран. Слишком велико было желание внедрить сразувсе атрибуты рыночной экономики уже на переходном этапе, который переживает российскаяэкономика. Новые налоги тяжёлым бременем легли на предприятия, экономика которыхи без того была подорвана непродуманными мерами в области политики цен. Налоги повлеклитакже и снижение уровня жизни россиян. Особенно удушающим оказался НДС, первоначальнаяставка которого была установлена на уровне 28%. Несмотря на то, что его ставка впоследующем была снижена, он по-прежнему является одним из факторов роста цен. Ксерьезным недостаткам налогового режима, ухудшающим инвестиционный климат в России,следует отнести его нестабильность. Нестабильность налоговой системы является существенным,если не основным, экономическим фактором, сдерживающим привлечение иностранногокапитала в российскую экономику.
В настоящее время налогоплательщики сетуют, и вполне обоснованно,на нестабильность российских налогов, постоянную смену их видов, ставок, порядкауплаты, налоговых льгот и т.д., что объективно порождает значительные трудностив организации производства и предпринимательства, в анализе и прогнозировании финансовойситуации, определение перспектив, исчислении бюджетных платежей. Дело в том, что90-е годы является периодом возрождения и становления налоговой системы России.
Система налогов, введенная в 1990-1991 годах, была весьма слабоадаптирована к рыночным отношениям, не учитывала новых явлений и тенденций, практическиона устарела уже к моменту начала своего функционирования. Дело в том, что в условияхперехода к рынку применялись старые понятия о налогах.
Вносимые в курс экономической реформы уточнения и дополнениянеизбежно отражаются на необходимости корректирования отдельных элементов системыналогообложения. Этого требуют и продолжающиеся в экономике страны процессы инфляции,хотя теперь не такой динамичной, роста бюджетного дефицита, падения уровня производствав промышленности и сельском хозяйстве. Меняются ставки налогов, объекты налогообложения,отменяются одни льготы и вводятся новые, уточняются источники уплаты налогов. Многочисленныеизменения и дополнения вносятся в инструктивный и методический материал по налогам.
В декабре 1993 года президентским указом было отменено положениео норме, в соответствии с которой региональные и местные органы власти в праве вводитьили не вводить лишь те налоги, которые оговорены законом «Об основах налоговойсистемы в Российской Федерации». В результате, как грибы после дождя, сталипоявляться такие экзотические налоги как налог на падение объемов производства илина инвестиции за пределами региона, за прогон скота или на содержание футбольнойкоманды. Тревожно, что на основании указа внутри России возникли своеобразные таможенныебарьеры в виде сборов за въезд или за ввоз товаров на территорию области или республики,а также за вывоз товаров за пределы региона.
Налоговая система России стала напоминать лоскутное одеяло, числолоскутов в котором стремительно увеличивается. Это не только не стабилизирует налоговуюсистему, но и приводит в отчаяние те крупные предприятия, которые осуществляют своюдеятельность в разных регионах страны или принимают решения об инвестициях в российскуюэкономику.
Нестабильность наших налогов, постоянный пересмотр ставок, количестваналогов, льгот и т.д. несомненно играет отрицательную роль, особенно в период переходароссийской экономики к рыночным отношениям, а также препятствует инвестициям какотечественным, так и иностранным.
Не удивительно, что к существующей налоговой системе в настоящеевремя предъявляется масса претензий. По мнению большинства специалистов, она недопустиможестка по числу и «качеству» налогов и слишком сложна для налогоплательщика.Несмотря на свою жесткость для товаропроизводителей, она допускает и сверхдоходы,и сильную имущественную дифференциацию. Все эти замечания справедливы.2.2 Основные проблемы налоговой системы
Оптимально построенная налоговая система должна не только обеспечиватьфинансовыми ресурсами потребности государства, но и не снижать стимулы налогоплательщикак предпринимательской деятельности, обязывать его к постоянному поиску путей повышенияэффективности хозяйствования.
Мировой опыт налогообложения показывает, что изъятие у налогоплательщикадо 30-40% от дохода является пределом, после которого начинается процесс сокращениясбережений, а тем самым и инвестиций в экономику. Если же число налогов предусматриваетизъятие у налогоплательщика более 40-50% его доходов, то это полностью ликвидируетстимулы к предпринимательской инициативе и расширению производства.
В мировой налоговой практике в качестве показателя налоговойнагрузки на макроуровне служит отношение суммы всех взысканных с налогоплательщиковналогов к объему полученного валового внутреннего продукта.
В российской экономике по различным оценкам от 25 до 40% ВВПсоздается в теневом секторе экономики, подавляющая часть которого не охватываетсяналогами. По данным Минфина России из-за сокрытия доходов и объектов налогообложенияв консолидированный бюджет страны не поступает ежегодно от 30 до 50% налогов. Врезультате законопослушные налогоплательщики, а это, в основном, легальные товаропроизводители(их около 17%), производят отчисления в государственную казну в виде налогов, составляющихболее половины произведенного ВВП. Немногие предприятия могут выдержать такую нагрузку.
Другая проблема сводится к тому, что доля изъятия через налогиоколо 33% ВВП рассчитана, исходя из фактически уплаченных или же запланированныхк поступлению в бюджет налогов. Однако из-за хронических недоплатежей в бюджет долгипревышают предполагаемые поступления налоговых отчислений.
Налоги должны распределяться в равной степени между федеральнымцентром и регионами. Однако самые собираемые налоги (НДС, акцизы, налог на прибыль)уходят в Москву, а оставшиеся на местах должным образом не собираются. Некоторыеместные налоги вообще не окупают затраты на их сбор (например, налог на собак).
Еще одна проблема заключается в том, что наряду с законами действуютмногочисленные подзаконные акты: инструкции, дополнения, изменения к ним, разъясненияи т.д. Это, прежде всего, затрудняет работу самих налоговых служб. Этого сложноизбежать из-за высокого динамизма процессов, которые происходят в хозяйственнойжизни страны.
Наиболее спорным на сегодняшний день является вопрос о тяжестиналогового бремени.
Проблематичен также вопрос неравномерности распределения налоговмежду категориями плательщиков. Практически не предусмотрена градация и соответствиеуровня налоговых отчислений налогоплательщиков в зависимости от уровня их доходов.К тому же весь упор налоговой службы направлен на тех налогоплательщиков, которыхлегко проверить (т.е. мелких и средних предпринимателей), тогда как основная частьуходит от оплаты налогов как на законном, так и на незаконном основании.
Вместо посильной поддержки развития налогоплательщиков нынешняяналоговая политика направлена на всяческое препятствование такому развитию.
Отметим также следующие недостатки действующей системы налогов:
- налог на доходы физических лиц отнюдь не содействует смягчению неравенствав распределении доходов и фактически превратился в косвенный налог на заработнуюплату (который через включение его в издержки производства вызывает непосредственныйинфляционный эффект);
- налог на прибыль и налог на имущество организаций серьезно тормозятрост в реальном производственном секторе;
- налог на добавленную стоимость «штрафует» ввоз новой техникии современных технологий, необходимых для обновления производственного потенциаластраны и в то же время неоправданно поощряет экспортеров необработанного природногопродукта.
Следует подчеркнуть, что негативный социально-экономический эффект(включая фискальный) от применения указанных видов налогов в России связан не толькос их природой, сколько с изменившимися в стране общественными условиями. Все этиналоги устанавливались и вводились в действие в условиях промышленного капитализма,когда движение денег примерно уравновешивалось движением материальных ценностей.В современных же условиях финансового капитализма, когда объем финансовых оборотовв десятки-сотни раз превышает оборот реальных товаров, когда основная масса доходовформируется в сфере услуг, финансовых операций, в сфере оборота фиктивного капитала,традиционные виды налогов оказываются непригодными для улавливания значительной,а иногда даже и большей части доходов, реализуемых в обществе.
Несмотря на очевидную необходимость реформирования налоговойсистемы ее кардинальная ломка привела бы лишь к негативным последствиям. Очевидно,что налоговые реформы будут проводиться исходя из того, что существующая системасовокупности налогов, механизмов их исчисления и методов контроля не должна принципиальноизмениться. Уже сейчас наблюдается тенденция (хотя и не совсем удачная) к снижениюналоговых ставок и снижению налогового бремени.
3. Пути реформирования налоговой системы3.1 Основные направления реформирования налоговой системыРФ
Практика последних лет показала бесперспективность и неэффективностьпопыток устранения недостатков налоговой системы путем внесения «точечных»изменений в налоговое законодательство. В этой связи представляется, что ежегодныевсероссийские налоговые форумы в Торгово-промышленной палате (ТПП) России как рази являются той площадкой, на которой власть и бизнес могут в режиме диалога выработатьконкретные предложения на среднесрочную перспективу развития налоговой системы.
Так, российские предприниматели, входящие в систему ТПП России,полагают, что первым направлением дальнейшего реформирования налоговой системы должныбыть вопросы налогового администрирования. Поправки, предлагаемые предпринимательскимсообществом следующие:
- положения, обеспечивающие соблюдение сроков проведения проверок исроков вынесения решений по ним;
- поправки, предусматривающие ответственность должностных лиц за вынесениенезаконных решений и злоупотреблений своими правами.
Второе направление — решение проблем крупнейших налогоплательщиков.
Сегодня в российской экономике сформировалась стабильная группаинтегрированных компаний, являющихся основой конкурентоспособности национальнойэкономики на международных рынках. Государство могло бы путем некоторого сниженияналоговой нагрузки в начальный период внедрения консолидированного налогообложенияобеспечить стимулирование развития. Впоследствии за счет роста налогооблагаемойбазы произойдет и увеличение налоговых поступлений в бюджет.
Третье направление — совершенствование налогообложения НДС.
Применительно к реформированию НДС нельзя не затронуть и планыМинфина России по организации специальной процедуры регистрации налогоплательщиков.Введение системы «НДС-платеж» предполагает установление сплошного налоговогоконтроля за перечислением сумм налога организациями. Фактически это означает перекладываниеконтрольных функций государства на банки. На них будут возложены дополнительныеобязанности по представлению сведений налоговыми органами в жатые сроки. Очевидно,что такие требования повлекут дополнительные затраты по организации электронныхсистем обмена данными как для банков, так и для налоговых органов. Не исключено,что в результате дополнительные издержки будут частично переложены на налогоплательщиков.
Четвертое направление — создание налоговых условий для развитиямалого и среднего предпринимательства, инновационных предприятий. В целях решенияданной проблемы ТПП Росси был разработан пакет законопроектов:
- проект ФЗ «О внесении изменения в ст.154 НК РФ» [15, c.39]. Дело в том, что организации и предприниматели, применяющиеобщий режим налогообложения, не могут учитывать сумму НДС по товарам, приобретенныму организаций (предпринимателей), применяющих УСН или являющимися плательщикамиЕНВД, которые оказываются исключенными из состава контрагентов. Положения законопроектапозволяют увеличить объем заключаемых договоров купли-продажи товаров между организациямии предпринимателями, применяющими различные режимы налогообложения.
- проект ФЗ " О внесении изменений в ст.346.12 и 346.13 части второйНК РФ", которым для субъектов малого предпринимательства в целях перехода наупрощенную систему налогообложения предлагается установить пороговый валовой доходот реализации в течение 9 месяцев в сумме не более 40 млн. руб. Размер годовогодохода налогоплательщика, при превышении которого организации и предпринимателитеряют право на применение УСН, устанавливается в сумме 54 млн.руб [15, c.40].
- В результате ожидается двукратный рост числа малых предприятий. Крометого, возможность применения УСН, получат предприятия более широкого спектра (вт.ч. венчурные и инновационные).
- проект ФЗ «О внесении изменений в ст.346.15 НК РФ», предусматривающийвключение в состав расходов, уменьшающих доходы при определении объекта по упрощеннойсистеме налогообложения, расходы, направленные на создание и внедрение новых технологийи оборудования, проведение научных исследований и опытно-конструкторских разработок,а также на патентование и пр.
Предлагаемые изменения позволят направить часть доходов на расширениесобственного производства, его совершенствование, разработку и внедрение новых высокотехнологичныхи наукоемких производств.
Пятое направление — совершенствование амортизационной политики.Для активизации процессов модернизации устаревшего производственного капитала предлагаетсярассмотреть возможность предоставления хозяйствующим субъектам права «сверхускореннойамортизации» вновь вводимого в эксплуатацию высокотехнологичного оборудования.
В этой связи, организациям разрешается списывать в первый годэксплуатации не 10 %, как в настоящее время, а 20-30% его стоимости, а в отношениитехнологически прогрессивного оборудования — и до 100 %. Активное применение нормналогового стимулирования позволит организациям увеличить объемы вновь вводимогов эксплуатацию оборудования, будет способствовать интенсификации обновления устаревшегопроизводственного капитала.
В заключение — о реформировании имущественных налогов. В частности,по налогу на имущество организаций, предлагается предусмотреть льготу по вновь вводимомутехнологическому оборудованию при сумме инвестиций не менее 30 млн.руб. на срокне менее 5 лет. Этот шаг позволит дополнительно стимулировать обновление и пополнениеосновных фондов промышленных предприятий, в первую очередь — высокотехнологичных.3.2 Предложения российских экономистов
Сейчас вносится немало предложений по частичному устранению техили иных недостатков в рассматриваемых видах налогов, но они, как представляется,радикальных улучшений не дадут. Конкурентоспособность российской экономики на мировомрынке остается и сейчас крайне низкой, а в условиях глобализации не видно и шансовна ее усилие. Поэтому, как считает В.А. Кашин [17, c.46],в налоговой политике остается только один путь — заменить действующие налоги-тормозана новые налоги-акселераторы развития. Рассмотрим их более подробно.
Первый из предлагаемых налогов — это всеобщий прогрессивный налогна расходы, предложенный еще 50 лет назад британским экономистом Николасом Калдоромвместо подоходного налога. Этот налог пока нигде не применяется.
По сравнению с действующим налогом на доходы физических лиц налогна расходы устраняет сразу несколько недостатков, свойственных первому налогу.
Во-первых, новым налогом автоматически обеспечивается стимулированиечастных накоплений (источника инвестиций и главного условия экономического роста)- налог же на доходы физических лиц, одинаково облагает и потребление, и накопление.
Во-вторых, налог на расходы социально более справедлив, посколькуотносительный уровень благосостояния гражданина определяют именно расходы (и поколичеству — по сумме расходов, и по качеству — по доле в них дорогих товаров),а не доходы (в молодости человек может работать особенно интенсивно, чтобы нагнатьразрыв в благосостоянии с более старшими поколениями, и он более накапливает, чемтратит).
В третьих, в современных условиях значительно легче контролироватьрасходы граждан, чем их доходы, что дает возможность экономит на издержках по налоговомуконтролю. При этом, если установить достаточно высокий необлагаемый минимум (порядка7 т.р. на человека в месяц) и умеренную градацию налоговых ставок (например, в 15%,25% и 40%), то контролировать фактически придется только «избыточное»потребление (расходы на приобретение транспортных средств, недвижимости, антиквариатаи пр.), объекты которого либо подлежат обязательной регистрации, либо добровольнострахуются гражданами.
Второй налог из трех предлагаемых — это налог на выводимые изпредприятия доходы. Он должен заменить собой налог на прибыль организаций, которыйсегодня прогрессирующе теряет свое фискальное значение. Новый налог легко администрируется- обложению подлежат все выводимые из делового оборота предприятия доходы и капиталы- дивиденды, возврат капитала акционерам, кредиты управляющим и пайщикам и т.д.- все, что не касается затрат на материалы, на зарплату работникам (но исключаядоходов, маскируемых под зарплату) и на уплату кредитов. Фактически такой налогсуществует практически во всех странах — в виде «налога у источника».Остается только распространить режим этого налога на все выводимые из предприятиядоходы (на уровне, 25%).
Предлагаемый налог, лишен известных налогу на прибыль недостатков:
- нет необходимости вмешательства в бухгалтерский учет предприятия ииспользования особых методов контроля для улавливания чистой прибыли предприятия;
- нет потребности применять значительное число льгот по этому налогу;
- нет необходимости применять особый налоговый учет амортизации, а такжевнедрять и поддерживать целую систему мер по взаимоурегулированию режимов налогана прибыль и подоходного налога — вообще поддержания разных налоговых режимов вотношении предпринимательской прибыли.
И наконец, третий налог — уже давно и хорошо известный налогс оборота, которым должна облагаться выручка любых предприятий всех видов собственности- по ставкам до 5% (с возможной градацией: 3% — федеральный налог, до 2% — надбавка,устанавливаемая местными органами власти). Этот налог легко администрируется, простои эффективно собирается. База у этого налога, шире чем налога с продаж (любые обороты,а не только в торговой сети), он избавлен от возвратов и необходимости сочетатьразные налоговые режимы: он не требует применения какой-то особенной налоговой отчетности.важно также отметить, что взимание этого налога осуществляется в упрощенном порядке- путем удержания банком суммы налога при совершении платежей, и в большинстве случаевналогоплательщики могут быть избавлены от предоставления сводных деклараций по этомуналогу.
Общие обоснования для перехода к указанной унифицированной системесбора налогов давно и хорошо известны.
Во-первых, большинство современных налогов собирается в порядкеавансовых платежей и перерасчеты по ним относятся к категории налоговых отношений,что исключает возможность проведения возвратов.
Во-вторых, система казначейства приспособлена к реализации именнобюджетных расходов, а не сбора бюджетных доходов.
А самое главное, — предлагаемая система сбора налогов существенноповышает налоговую дисциплину.
Заключение
В современных условиях одним из важнейших рычагов, регулирующихфинансовые взаимоотношения предприятий с государством в условиях перехода к рыночномухозяйству, становится налоговая система. Она призвана обеспечить государство финансовымиресурсами, необходимыми для решения важнейших экономических и социальных задач.Посредством налогов, льгот и финансовых санкций, являющихся неотъемлемой частьюсистемы налогообложения, государство воздействует на экономическое поведение предприятий,стремясь создать при этом равные условия всем участникам общественного воспроизводства.Налоговые методы регулирования финансово-экономических отношений в сочетании с другимиэкономическими рычагами создают необходимые предпосылки для формирования и функционированияединого целостного рынка, способствующего созданию рыночных отношений.
Вводя налоги, государство изымает у предприятий часть их доходовв свою пользу. Реализация фискальной функции налогов, связанной с формированиемдоходной части всех звеньев бюджетной системы, обеспечивает перераспределение национальногодохода и создает условия для эффективного государственного управления.
Итак, подведем итоги данной курсовой работы:
1. Налоги обеспечивают государство денежными ресурсами, необходимыми для развитияобщественного сектора страны. Налоги могут выступать как эффективный финансовыйрегулятор. Государство перераспределяет собранные в бюджетах налоговые поступления(доходы) в пользу требующих финансирования программ.
2. В России действует трехуровневая система налогообложения, включающая федеральныеналоги, налоги субъектов Российской Федерации, местные налоги. Трехуровневая системаналогообложения наиболее рационально и жестко закрепляет за администрацией каждогоуровня определенные налоги с тем, чтобы средства, обеспечивающие его деятельностьнепосредственно поступали в соответствующую казну.
3. Налоговая система России еще несовершенна, нуждается в улучшении. Основныенаправления совершенствования налоговой системы включают в себя снижение налоговогобремени, оптимального распределения средств между бюджетами различных уровней, повышениеэффективности экономической функции налогов. Нестабильность налоговой системы непозволяет привлекать инвесторов в предприятия России, отрицательно влияет на экономическуюи социальную динамику общества.
4. Остаются также актуальными вопросы налогового администрирования, и несовершенствоглавных налогов (НДФЛ, налог на прибыль организаций и НДС).
5. Проблема совершенствования налоговой системы очень значима на сегодняшниймомент, об этом свидетельствуют предложения российских экономистов по оптимизацииналогообложения. Так, предприниматели Торгово-промышленной палаты России выделяютпомимо прочих, следующие пути реформирования: создание условий для развития малогои среднего бизнеса (в т.ч. инновационных предприятий), ослабление налоговой нагрузкикрупнейших налогоплательщиков, совершенствование НДС, внедрение новой амортизационнойполитики и пр. Предлагается и более кардинальный путь, с точки зрения В.А. Кашина,- это создание новой системы налогов взамен старой. Новая унифицированная система,по мнению автора, является более эффективной и оптимальной для современных условийразвития экономики.
Список литературы
1. Налоговый кодекс Российской Федерации. — СПб.: Издат. дом «Герда»,2007. — 523 с.
2. Федеральный закон от 27 декабря 1991 г. (с изм. на 11 ноября 2003 г.) № 2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации». — М.: 2005.- 72 с.
3. Александров, И.М. Налоги и налогообложение: учебное пособие / И.М. Александров.- М.: Издательский дом «Дашков и К», 2005. — 286с.
4. Алексеев, А.В. Налоги, которые мы (нас?) выбирают / А.В. Алексеев. // ЭКО.- 2008. — №8. — С.17-34.
5. Алиев, Б.Х. Налоговая система: понятие, структура и параметры / Б.Х. Алиев// Налоги. — 2008. — №3. — С.16-18.
6. Бирючев, О.И. О некоторых вопросах оптимизации налогообложения / О.И. Бирючев// Финансы. — 2004. — № 2. — С.10-15.
7. Букаев, Г.И. Налогоплательщики должны быть богаты / Г.И. Букаев // Аргументыи факты. — 2001. — № 13. — С.7-9.
8. Васильев, В.П. Государственное регулирование экономики (схемы и статистика):учеб. -метод. пособие / В.П. Васильев. — М.: Дело и Сервис, 2006. — 96 с.
9. Введение в рыночную экономику: учебник / под ред.А.Я. Лившица, И.Н. Никулиной.- М.: Высшая школа, 2004. — 447 с.
10. Владимирова, Н.П. Налоги и налогообложение: учебное пособие / Н.П. Владимирова- М.: КНОРУС., 2005. — 232с.
11. Главная тенденция налоговой системы // Налоговая политика. — 2008. — №8.- С.4-13.
12. Голуб, Л.А. Макроэкономика. Основы теории государственного регулирования.Учебное пособие / Л.А. Голуб. — Хабаровск: ДВИМБ, 2006. — 165 с.
13. Данилевский, Ю.А. Налоги: учеб. пособие для студентов вузов / Ю.А. Данилевский,С.М. Шапигузов. — М.: Финансы и статистика, 2007. — 395с.
14. Дуканич, Л.В. Налоги и налогообложение: учебник для вузов / Л.В. Дуканич.- Ростов на Дону: Феникс. — 2005. — 226с.
15. Исаков, В.Б. Современная налоговая система: точку ставить рано / В.Б. Исаков// Налоговая политика и практика. — 2007. — №3. — С.4-7.
16. Камаев, В.Д. Основы рыночной экономики. Национальная экономика в целом: учебник/ В.Д. Камаев, Б.И. Домненко. — М.: Питер, 2005. — 542 с.
17. Кашин, В.А. Налоговая система: как ее сделать более эффективной? / В.А. Кашин// Финансы. — 2008. — №10. — С.39-43.
18. Кашин, В.А. О путях совершенствования налоговой системы / В.А. Кашин, М.Д.Абрамов // ЭКО. — 2008. — №10. — С.173-188.
19. Лыкова, Л.Н. Налоги и налогообложение в России: Учебник. / Л.Н. Лыкова.- М.: «Бек», 2006. — 278с.
20. Пансков, В.Г. Налоги и налогообложение в Российской Федерации. Учебник длявузов / В.Г. Пансков.2-е изд., перераб. и доп. — М.: Книжный мир, 2006. — 457с.
21. Пансков, В.Г. О некоторых проблемах формирования российской налоговой системы/ В.Г. Пансков // Финансы. — 2007. — №3. — С.28-34.
22. Перов, А.В. Налоги и налогообложение: учеб. пособие / А.В. Перов, А.В. Толкушин.2-еизд., доп. и перераб. — М.: Юрайт — издат., 2006. — 635с.
23. Сажина, М.А. Экономическая теория: учебник для ВУЗов / М.А. Сажина, Г.Г.Чибриков. — М.: НОРМА-ИНФРА — М, 2005. — 456 с.
24. Современная экономика. Лекционный курс: многоуровневое учебное пособие. /Под ред. Ю.М. Мамедова. Изд.6-е, доп. и перер. — Ростов н/Д: Феникс, 2003. — 416с.
25. Сутырин, С.Ф. Налоги и налоговое планирование в мировой экономике: учеб.пособие / С.Ф. Сутырин, А.И. Погорлецкий — СПб.: Полиус, 2006. — 577с.
26. Тютюрков, Н.И. Налоговые системы зарубежных стран: Европа и США: учебноепособие / Н.И. Тютюрков. — М.: Дашков и К, 2007. — 169с
27. Ченинов, М.В. О российской налоговой системе / М.В. Ченинов // Все о налогах.- 2007. — №1. — С.3-13.
28. Черник, Д.Г., Починок, А.П., Морозов, В.П. Основы налоговой системы: Учебноепособие для вузов / Под ред.Д.Г. Черника. — М.: Финансы, ЮНИТИ, 2004. — 422с.
29. Экономика: учебник. Под ред.А.И. Архипова, А.К. Большакова. — 3-е изд., перераб.и доп. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. — 840 с.
30. Экономическая теория: учебник / под ред.В.Д. Камаева. — 8-е изд.; перераб.и доп. — М.: Владос, 2005. — 640 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.