Реферат по предмету "Экономика"


Сущность эластичности спроса в условиях рынка

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. Эластичностьспроса. Коэффициент эластичности
2. Факторы,влияющие на эластичность спроса
3. Видыэластичности спроса
3.1.      Прямаяэластичность спроса по цене
3.2.      Перекрестнаяэластичность спроса по цене
3.3.      Эластичностьспроса по доходу
4. Применениетеории эластичности
Заключение

ВВЕДЕНИЕ
Эластичность – одна изсамых важных категорий экономической науки. Впервые она была введена вэкономическую теорию А. Маршаллом и представляет собой выраженное в процентах изменениеодной переменной в ответ на выраженное в процентах изменение другой переменной.Понятие эластичности позволяет выяснить, как происходит адаптация рынка к изменениямего факторов. Обычно предполагается, что фирма, повышая цену на свою продукцию,имеет возможность увеличить выручку от ее продажи. Однако в действительноститак бывает не всегда: возможна ситуация, когда повышение цены приведет не кросту, а наоборот, к снижению выручки в силу уменьшения спроса исоответствующего сокращения сбыта.
Поэтому понятиеэластичности имеет огромное значение для производителей товаров, т.к. даетответ на вопрос о том на какую величину изменится объем спроса и предложенияпри изменении цены.
Изучение спроса потребителей,а также мотивов, которыми они руководствуются, совершая покупки, — важнейшая задачафирмы в условиях конкуренции. Обладание как можно более полной информацией о спросепозволяет фирме обеспечивать сбыт своей продукции, расширять производство иуспешно конкурировать на рынке.
В курсовой работе рассматриваетсяэластичность спроса по ценам, эластичность спроса по доходам, перекрестная эластичностьспроса, что позволяет оценить влияние перечисленных показателей на спрос, атакже теория потребительского выбора, которая объясняет, каким образомпокупатели предпочитают тратить получаемые ими доходы в целях максимальногоудовлетворения своих потребностей.
Для фирмы припланировании объема и структуры производства чрезвычайно важно знать, от чегозависит спрос на ее продукцию. Величина спроса зависит от цены товара, доходовпотенциальных потребителей, а также цен на товары, которые являются либовзаимодополняемыми (например, автомобили и бензин), либо взаимозаменяемыми(например, масло и маргарин, отдельные сорта мяса и т. п.). На спрос влияют идругие факторы.
С повышением цен напродукцию фирмы можно ожидать, при прочих равных условиях, снижения спроса на нее,при этом активная деятельность конкурентов, выпускающих продукты-заменители ипродающих их по более низким ценам, также может привести к снижению спроса на изделияфирмы. В то же время с ростом доходов населения фирма может рассчитывать на расширениепокупательского спроса и соответственно увеличение сбыта предлагаемойпродукции.
Главной целью курсовойработы является изучение эластичности спроса по ее видам и на основе этогопроанализировать деятельность конкретного предприятия и разработать план дляего дальнейшего успешного развития. Одной из целей является приобретениенавыков, которые будут помогать при разработке и сбыте продукции предприятия,исследовании потребностей потребителей и факторов, влияющих на эластичностьспроса.

1. Эластичность спроса. Коэффициент эластичности
Важнейшей характеристикой спроса является его эластичность. Онапоказывает интенсивность влияния цен товаров на объем их продажи, т.е. меруреакции величины спроса на изменение цены. Степень изменениявеличины спроса в связи с изменением цены товара может быть различной. В грубомприближении спрос можно характеризовать как:
а)эластичный;
б)неэластичный;
в)единичной эластичности.
Например,при повышении цены на 10% величина спроса может повыситься и на 15%, и на 10%,и на 5%.
Есливеличина спроса изменяется в большей степени, чем цена (в нашем примере на15%), то спрос на данный товар является эластичным. Когда величина спроса ицена изменяются в одинаковой степени (на 10%), то такой спрос называетсяспросом единичной эластичности. Если величина спроса изменяется в меньшейстепени, чем цена (на 5%), то такой спрос является неэластичным.
Посколькуспрос и цена измеряются в разных единицах, то это создает неудобства присравнении их величин. Поэтому и принято выражать их изменения в процентах.
Эластичностьспроса по цене определяется отношением процентного изменения величин спроса(объема спроса) к процентному изменению цены. Она рассчитывается по следующейформуле:
/>
где/>-эластичность спроса по цене;
∆Qd–разность между исходной и конечной величиной спроса;
∆Р– разность между исходной и конечной ценой.
Полученноев результате деления число называется коэффициентом эластичности. Если,например, увеличение цены на 100% приведет к сокращению объема продаж на 50%,то коэффициент эластичности будет равен 0,5 (50% / 100%). Коэффициентэластичности спроса по цене показывает, на сколько процентов изменяетсявеличина спроса при изменении цены на один процент. Если коэффициентэластичности больше единицы, то спрос эластичен, если равен единице, то спросединичной эластичности, если меньше единицы, то спрос неэластичен.
Эластичный,единичный и неэластичный спрос графически можно изобразить следующим образом(рис. 1., 1.1, 1.2).
/>
Рис. 1. Эластичный спрос (∆Q>∆P); /> >1 [4, с353]
/>
Рис.1.1. Спрос единичной эластичности (∆Q=∆P); /> =1 [4, с353]

/>
Рис.1.2. Неэластичный спрос (∆Q>∆P); />
Вместес тем было замечено, что увеличение или уменьшение величины спроса и цены наодну и ту же величину (в физических и денежных единицах соответственно)приводит к разному их изменению в процентом соотношении. А посколькуэластичность спроса определяется как раз процентным изменением объема спроса ицены, то неизбежно возникают разночтения при определении ее действительнойвеличины. Чтобы избежать неопределенности, экономисты стали использоватьсредние арифметические значения от исходных и конечных значений объема спроса ивеличины цены. Поэтому формула для определения эластичности спроса сталавыглядеть следующим образом:
/>/>
Пример.При цене 10 руб. за единицу товара величина спроса составляла 80 единиц. Приповышении цены до 15 руб. величина спроса сократилась до 60 единиц.Эластичность спроса по цене в этом случае будет равна:
/>

Представимтеперь обратную ситуацию. При цене 15 руб. за единицу товара величина спросасоставила 60 единиц. При понижении цены до 10 руб. величина спроса увеличиласьдо 80 единиц. Эластичность спроса по цене в этой ситуации составит:
/>
Такимобразом, в обоих случаях изменение цены и величины спроса в абсолютных цифраходно и то же (5 руб. и 20 единиц). Однако коэффициент эластичности в первомслучае составил 0,5, а во втором – 1,0, так как процентное изменение цены ивеличины спроса неодинаково. Если же использовать средние арифметическиевеличины, то эластичность спроса будет равна:
/>
Посколькуизменения величины спроса и цены разнонаправлены, то результат всегда будетиметь знак минус. Однако, как правило, во внимание принимается лишь абсолютноезначение коэффициента.
Вслучае абсолютной неэластичности кривая спроса представляет собой линию,параллельную вертикальной оси (ординат), а в случае абсолютно эластичногоспроса она будет параллельна оси абсцисс (рис. 1.3 и 1.4).

/>
Рис.1.3. Абсолютно неэластичный спрос [5, с 42]
/>
Рис.1.4. Абсолютно эластичный спрос [5, с 43]
Ценоваяэластичность спроса позволяет сделать ряд практических выводов:
1. Эластичность спроса оказывает виляние на объемобщей выручки от продажи данного количества товара. Не всегда увеличение ценына товар означает рост выручки от его продажи. Сокращение спроса может бытьнастолько значительным, что суммарная выручка понизится, так как при эластичномспросе цена товара и объем его продажи изменяются в противоположных направлениях.В ряде случаев снижение цены может вызвать такой рост спроса, что суммарнаявыручка увеличится.
2. При неэластичности спроса общая выручка продавцаизменяется в том же направлении, что и цена реализуемого товара: при увеличениицены она растет, а при уменьшении — падает.
3. Если спрос отличается единичной эластичностью, товыручка остается прежней.
4. Товар обладает тем большей ценовой эластичностью,чем больше заменителей он имеет (т.е. чем менее он необходим потребителю), атакже, чем выше доля расходов на его потребление в бюджете потребителя.
5. При неэластичности спроса продавец не склоненснижать цены, так как потери от такого снижения, как правило, не будуткомпенсированы ростом величины спроса. Поэтому неэластичный спрос выступает факторомпотенциального роста цен. Зная это, производитель всегда является потенциальнымсторонником неэластичного спроса и пытается «перевести» эластичный спрос в неэластичныйспрос путем искусственного ограничения производства. Это позволяет ему иметь стабильныйспрос при высокой цене.
6. Высокоэластичный спрос означает крайнюючувствительность величины спроса к минимальному изменению цены. Это означает,что эластичный спрос выступает фактором потенциального снижения цен.
7. Экономический прогресс состоит наряду с другимифакторами и в том, что растет число тех товаров, спрос на которыехарактеризуется высокой эластичностью. Чем выше доля высокоэластичных товаров вструктуре совокупного продукта общества, тем свободнее и рациональнее выборпокупателя.
Вмикроэкономике существует несколько видов эластичности спроса: прямаяэластичность спроса по цене, перекрестная эластичность спроса по цене иэластичность спроса по доходу.
Дляболее подробного изучения видов эластичности спроса необходимо сначала ознакомитьсяс факторами, влияющими на эластичность спроса.

2.Факторы, влияющие на эластичность спроса
Важным моментом, оказывающимвоздействие на эластичность спроса, является наличие товаров-заменителей. Чем большена рынке продуктов, признанных удовлетворять одну и ту же потребность, тем большевозможностей для покупателя отказаться от приобретения данного конкретного продуктав случае повышения его цены, тем выше эластичность спроса на данный товар.
Например, спрос на хлеботносительно неэластичен. В то же время спрос на отдельные сорта хлеба являетсяотносительно эластичным, так как с повышением цены, к примеру, на бородинскийхлеб покупатель может перейти на другой сорт ржаного хлеба и т.п. Спрос на сигареты,лекарства, мыло и другие подобные продукты относительно неэластичен. Однако еслирассматривать эластичность по отношению к отдельным видам сигарет, сортам мылаи т.п., то она будет значительно выше.
Та же закономерность применимак изделиям, выпускаемым отдельной фирмой. Если на рынке присутствует значительноечисло конкурентов, выпускающих аналогичную или близкую по назначению продукцию,то спрос на продукцию этой фирмы будет относительно эластичным. В условиях совершеннойконкуренции, когда много продавцов предлагают одинаковую продукцию, спрос на товаркаждой отдельной фирмы будет абсолютно эластичным.
Другим важным обстоятельством,влияющим на ценовую эластичность, является фактор времени. В краткосрочномпериоде спрос имеет тенденцию быть менее эластичным, чем в долгосрочном.Например, спрос на бензин со стороны индивидуальных владельцев автомобилейотносительно неэластичен, и повышение цены, особенно в летний сезон, вряд ли сократитспрос. Однако можно предположить, что осенью значительная часть автовладельцев поставятсвои машины в гаражи, спрос на бензин снизится, сократится объем продаж его.
Кроме того, к следующемулету часть из них начнут пользоваться пригородными электричками. Несмотря нато, что спрос на бензин относительно неэластичен в обоих случаях, вдолгосрочном периоде эластичность выше.
Такая тенденция измененияэластичности во времени объясняется тем, что с течением времени каждый потребительимеет возможность изменить свою потребительскую корзину, найтитовары-заменители.
Различия в эластичностиспроса объясняются также значимостью того или иного товара для потребителя. Спросна предметы первой необходимости неэластичен; спрос на товары, не играющиеважной роли в жизни потребителя, обычно эластичен. Действительно, при повышениицен мы можем отказаться от дополнительной пары обуви, драгоценностей, мехов, новряд ли сократим покупки хлеба, мяса и молока. Как правило, спрос на продукты питаниянеэластичен, и сейчас, при снижающемся уровне жизни населения, на ихприобретение тратится все большая часть доходов средней белорусской семьи.
Изучение фактороввлияющих на эластичность спроса делает предпосылки для дальнейшего, болееподробного, рассмотрения видов эластичности спроса, что я и сделал в следующейглаве.

3. ВИДЫ ЭЛАСТИЧНОСТИСПРОСА
 
3.1 Прямая эластичность спроса по цене
Прямая эластичностьспроса по цене характеризует относительное изменение спроса на i-тыйтовар при изменении его цены. Коэффициентом прямойэластичности спросапо цененазывают отношение относительного изменения объема спроса впроцентах к относительному изменению цены:
/>
                                       />
Поскольку,как правило, объем спроса с увеличением цены снижается, ∆Q i /∆P i
Различаютточечную и дуговую эластичность. Точечная эластичность(или эластичностьв точке) характеризует относительное изменение объема спроса при бесконечномалом изменении цены:
/>                                       />
Если криваяспроса задана линейной функцией, например Q i = a i — bp i, наклон ее, очевидно, будет ∆Q i / ∆Pi = -b. Подставляя последнее выражение в (3.2), получим
/> = — b i ( P i/ Q i )                                                                          (3.3)

/>
Рис. 3.1. Дуговаяэластичность спроса [5, с98]
Это означает,что коэффициент эластичности будет различнымв разных точках такойкривой, несмотря на один и тот же ее наклон. Графически коэффициент точечнойэластичности линейной кривой спроса определяется соотношением отрезков кривой,лежащих выше и ниже интересующей нас точки.
Для тогочтобы избежать неопределенности в расчетах, используют один из двух стандартныхметодов. Либо в расчете коэффициента эластичности используют наименьшиезначенияцены и объема, в нашем примере тогда Е = (∆Q i / ∆P i)( P 2 / Q 1 ) либо используют их средние дляинтервала значения. В этом случае говорят о дуговой эластичности. Дуговаяэластичность определяется как средняя эластичность, или эластичность в серединехорды (точка М на рис.1.8), соединяющей две точки. Практически используютсясредние для дуги АВ значения цены и объема спроса:
/>
                    />
Использование(3.4), очевидно, позволяет определить лишь приблизительное значениеэластичности по дуге АВ на кривой спроса. Ошибка будет тем больше, чемболее вогнутой к началу координат окажется в действительности дуга АВ .
Коэффициентэластичности используется для наиболее общей характеристики спроса.
Если E= 0, спрос совершеннонеэластичен, никакое изменение цены не влияет на объем спроса.
Если E> 1, спрос совершенноэластичен, малое повышение цены ведет к бесконечно большому сокращению спроса.И наоборот, малое снижение цены ведет к бесконечно большому увеличению объемаспроса.
При E= 1 говорят, что спросимеет единичную эластичность, изменение цены на 1% ведет к изменению объемаспроса также на 1%. В этом случае кривая спроса имеет форму равнобочнойгиперболы.
Линии спросас нулевой, единичной и бесконечной эластичностью показаны на рис.3.2.
/>
Рис. 3.2. Линия спроса снулевой, единичной и бесконечной эластичностью спроса [5, с 101]
Если 0 E
Если 1 E
Прямаяэластичность спроса по цене зависит прежде всего от наличия товаров-заменителей.Чем больше таких товаров-заменителей, чем ближе их основные свойства, темэластичнее спрос на данный товар. Отсутствие товаров-заменителей предопределяетсовершенную неэластичность спроса (например, спрос на поваренную соль).Поэтому, чем более агрегированную группу товаров мы рассматриваем, тем нижеэластичность спроса (например, спрос на мясопродукты менее эластичен, чем спросна колбасы, а спрос на колбасы менее эластичен, чем спрос на колбасуопределенного вида).
Эластичностьзависит также от разнообразия возможностей (направлений) использования данноготовара. Чем разнообразнее эти возможности, тем выше и эластичность (например,спрос на универсальное оборудование более эластичен, чем наспециализированное).
/>
Рис. 3.3. Линия спроса состертыми ступенями [5, с103]
Прямаяэластичность спроса зависит также от степени насыщения потребностей. Если почтивсе семьи уже имеют хотя бы по одному холодильнику, небольшое снижение рыночнойцены вряд ли существенно скажется на объеме спроса и продаж. Напротив, настадии начального насыщения спроса, скажем, на компьютеры, сравнительнонебольшое снижение цены может вызвать значительный рост спроса и продаж.
Наконец,эластичность спроса зависит от фактора времени. Спрос более эластичен вдлительном периоде, чем в коротком, поскольку для приспособления кизменившемуся соотношению цен необходимо время. Безусловно, шок от повышенияцен на энергоресурсы приведет к появлению новых энергосберегающих технологий и,значит, к относительному сокращению спроса на них. Но переход к новымтехнологиям не может произойти на утро следующего после освобождения цен наэнергоресурсы дня. Наряду с обычной ступенчатой линией спроса нередкоиспользуют в ценовой политике кривую спроса со стертыми ступенями. Такая линияпоказана на рис.3.3. Она не имеет горизонтальных участков, ее ступени как бынесколько стерты. Поэтому в отличие от обычной ступенчатой кривой объем спросаменяется при любом сколь угодно малом изменении цены. Однако меняетсяпо-разному. Например, снижение цены с P 2 до P 3,меньшее, чем снижение цены с P 1 до P 3,сопровождается значительно большим увеличением объема спроса.
Кривая спросасо стертыми ступенями объясняет такое явление, как стабильность (иногда ееназывают липкостью) цен в условиях, когда цены многих других товаровизменяются. Дело в том, что повышение цены данного товара с P 3 доP 2 приведет к сокращению спроса почти в 2 раза, тогда как ееснижение с P 3 до P 4 дает ничтожно малыйего прирост. Таким образом, спрос на данный товар может оказаться весьмаэластичным при повышении цены, но почти неэластичным при ее снижении (илинаоборот).
/>
Рис. 3.4.Линии спроса в представлении некоторых продавцов [5, с 106]
Представленияпродавцов об эластичности спроса на продаваемые ими товары могут оказатьсявесьма своеобразными, что скажется и на их ценовой стратегии. Многие из них полагают,что кривая спроса имеет зубцы, это делает ее похожей на пилу (рис.3.4), так чтохарактер зависимости объема спроса при движении вдоль кривой постоянноменяется. Некоторые из них полагают, что покупателей больше привлекают цены,выраженные нечетными числами. Как видно на рис.3.4а, объем спроса при цене 197больше, чем при ценах 196 или 198 руб. Другие считают, что объем спроса приценах, выраженных круглыми цифрами, меньше, чем при любой другой цене в пределахопределенного интервала (рис3.4б). Существуют и другие представления охарактере функций спроса и его эластичности, которые служат психологическойосновой для других стратегий ценообразования.
3.2ПЕРЕКРЕСТНАЯ ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА ПО ЦЕНЕ
Перекрестная эластичностьспроса по цене характеризует относительное изменение объема спроса на одинтовар при изменении цены другого. Коэффициентом перекрестной эластичностиспроса по цененазывают отношение относительного изменения спроса на i-тый товар к относительному изменению цены j -того товара. В отличиеот коэффициента прямой эластичности Ei коэффициент перекрестной эластичностиобозначается Eij :
/>
Коэффициентперекрестной эластичности может быть положительным, отрицательным и нулевым.
Если Е ij> 0, то товары i и j называют взаимозаменяемыми,повышение цены j -того товара ведет к увеличению спроса на i -тый(например, различные виды топлива).
Если Е iji и j называют взаимодополняющими,повышение цены j -того товара ведет к падению спроса на i -тый(например, автомашины и бензин).
Если Е ij= 0, то такие товары называют независимыми, повышение цены одноготовара не влияет на объем спроса на другой (например, хлеб и цемент).
Основнымфактором, определяющим перекрестную эластичность спроса по цене, являютсяестественные свойства благ, их способность замещать друг друга в потреблении.Если два товара могут с одинаковым успехом использоваться для удовлетворенияодной и той же потребности, коэффициент перекрестной эластичности этих товаровпо цене будет высок, и наоборот.
Следует иметьв виду, что перекрестная эластичность спроса по цене может быть асимметричной.Если цена мяса снизится, спрос на кетчуп возрастет. Но если цена кетчупаповысится, то это вряд ли повлияет на спрос на мясо.
Коэффициентперекрестной эластичности может быть использован для характеристикивзаимозаменяемости и взаимодополняемости товаров лишь при небольших измененияхцен. При значительных изменениях цен будет проявляться влияние эффекта дохода,что приведет к изменению спроса на оба товара. Так, например, если ценакартофеля снизится вдвое, то возрастет потребление не только картофеля, но идругих товаров. В этом случае Е ij
Болеенадежную оценку отношений взаимозамещения и взаимодополнения товаров можнополучить, если при расчетах перекрестной эластичности исключить влияние эффектадохода:
/>
Если Е* ij> 0, то такие товары называются нетто-субститутами(иливзаимозаменяемыми по Хиксу) в отличие от брутто-заменителей, определяемых покритерию Е ij > 0. Если Е* ij Е ij Е ij = Е* ij . И если i-тый товар определен как нетто-заменитель j -того, то и j -тыйтовар является нетто-заменителем i -того.

/>
Различие двухопределений можно рассмотреть, воспользовавшись рис. 3,5. Здесь товары X иY являются брутто-заменителями, но нетто-дополняющими. Общий результатизменения цены здесь отрицателен, поскольку положительный эффект заменыперекрывается отрицательным эффектом дохода. Можно показать, что в этом смыслезаменяемость является доминирующим отношением в системе в целом. Некоторыеэкономисты используют перекрестную эластичность для определения отраслевойпринадлежности различных производств. Они считают, что, чем выше коэффициентперекрестной эластичности двух товаров, тем с большим основанием ихпроизводство может быть отнесено к одной отрасли. Однако такая точка зрения неявляется общепринятой.
3.3 ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА ПО ДОХОДУ
Эластичностьспроса по доходу характеризует относительное изменение спроса на какой-либотовар в результате изменения дохода потребителя. Коэффициентом эластичностиспроса по доходуназывают отношение относительного изменения объемаспроса на i -тый товар к относительному изменению дохода потребителя:
/>

Если Еi
Если Еi > 0, товар называется нормальным,с ростом дохода увеличивается и спрос на этот товар.
Срединормальных товаров можно выделить три группы. Товарыпервойнеобходимости, спрос на которые растет медленнее роста доходов (0 Е IЕ I > 1) и потому неимеет предела насыщения. Товары, спрос на которые растет в меру роста доходов (Е I = 1), называют товарами второй необходимости. Этаклассификация не совпадает с часто встречающейся классификацией потребностей поих очередности, так как потребности существуют и удовлетворяются комплексно иникакой очередности не имеют. Заметим, что для лиц с разным уровнем дохода (илидля одного и того же человека при изменяющемся уровне дохода) одни и те жеблага могут оказаться либо предметами роскоши, либо товарами первойнеобходимости.
Чтобы болееподробно разобраться в эластичности спроса нужно рассмотреть практическиепримеры в реальной жизни, что мы увидим в следующей главе.

4.Применение теории эластичности
Теория эластичностиспроса и предложения имеет важное практическое значение. Проиллюстрируем ееприменение на конкретных примерах. Увеличение производственных издержек толкаетпредприятие на повышение цены продукции. Что произойдет со сбытом? Снизится ли онзначительно или вообще не изменится? Компенсирует ли рост цены сокращение прибылиза счет потери части потребительского спроса?
Чтобы ответить на этивопросы и правильно выбрать ценовую стратегию предприятия, надо знать эластичностьспроса и предложения на данный товар. Ниже приведены коэффициенты ценовойэластичности спроса на некоторые виды товаров и услуг:
|Хлеб                                      |0,15|
|Говядина                               |0,64|
|Баранина                              |2,65|
|Яйца                                      |0,32|
|Электричество в домах        |0,13|
|Табачные изделия                |0,46|
|Газеты и журналы                |0,42|
|Одежда и обувь                             |0,20|
Приведенные данныехарактерны для экономики США. Для Беларуси показатели ценовой эластичностирыночного спроса будут несколько иными в зависимости от наличиятоваров-заменителей и других обстоятельств, о которых говорилось выше.
Для фирмы важно иметь ввиду, что эластичность спроса на ее продукцию и эластичность рыночного спросане совпадают. Первая всегда (за исключением абсолютной монополии фирмы на рынке)выше второй. Рассчитать ценовую эластичность спроса на продукцию фирмы достаточносложно, так как необходимо принимать во внимание и реакцию конкурентов на повышениеили понижение фирмой цены. Помочь в этом может использование математическихмоделей или опыт руководителей фирмы.
Если фирма при принятиирешения о цене будет руководствоваться только данными об эластичности рыночногоспроса, то потери сбыта от повышения цен могут стать более значительными, чем ожидались.Например, если примем эластичность рыночного спроса на табачные изделия 0,46, тоэто совершенно не означает, что эластичность спроса на сигареты фабрики «Ява» или«Дукат» будет иметь то же значение. Конкуренция повысит коэффициент эластичностиспроса на сигареты каждой из этих фабрик.
Эластичность спроса являетсяважным фактором, влияющим на ценовую политику фирмы. Предположим, что какая-тофирма построила стоквартирный дом и решает вопрос, по какой цене следует предлагатьквартиры съемщикам. Расходы на строительство и эксплуатацию фактически не зависятот того, сколько квартир будет сдано (за исключением расходов на текущий ремонт,которые составляют небольшую долю от общих расходов).
Если фирма знает спрос наквартиры и его эластичность, она может определить, по какой цене следуетсдавать эти квартиры, чтобы обеспечить максимальную выручку. При этоммаксимальная выручка может достигаться даже в том случае, если часть квартиростанется пустовать.
Другим примером практическогоиспользования теории эластичности является государственная налоговая политика.При введении косвенных налогов государство преследует цель увеличить объемналоговых поступлений в бюджет для перераспределения ресурсов в экономике, перераспределениядоходов населения и поддержки малоимущих, развития социальной сферы,инфраструктуры, обороны и т.п. Однако в зависимости от эластичности спроса ипредложения на отдельные виды товаров и услуг налоговое бремя будетраспределяться по-разному между производителями и потребителями продукции.
Рассмотрим распределение налоговогобремени при эластичном и неэластичном спросе на продукцию (эластичность предложенияпринимается постоянной). Производитель в условиях рыночной экономики можетувеличить цену на сумму налога (хотя в Беларуси в переходной экономике это частонаблюдалось), установить ее выше равновесной, так как в условиях конкуренции онбудет вытеснен с рынка. Единственное, что он может сделать — это поднять цену доравновесного уровня.
В случае если спросэластичен, потери производителя будут выше, бремя налога ляжет в основном нанего. Кроме того, производитель будет вынужден сократить производство, потерявчасть покупателей своей продукции за счет более высокой цены на нее.
В случае если спроснеэластичен, налоговое бремя ляжет преимущественно на потребителя. Кроме того,абсолютный размер налога также будет выше при неэластичном спросе. Именно поэтомугосударство облагает акцизными и другими косвенными налогами товары, спрос накоторые неэластичен (сигареты, алкогольные напитки и т.п.).
Теперь рассмотрим зависимостьраспределения налогового бремени от эластичности предложения (эластичностьспроса примем постоянной).
При эластичном предложенииналоговое бремя ляжет в основном на потребителя, рост цены и сокращение объема производствабудут значительными, сумма налога будет относительно меньше, чем при неэластичномпредложении, потери общества — выше. При неэластичном предложении наблюдаетсяобратная картина.
Теперь рассчитаемэластичность спроса на продукцию хромовых кожевенных товаров РУП ГПКО. Объемспроса в 2006 году на данную продукцию составил 67,97 тысяч метров квадратных,а в 2007 – 87,91 тысяч метров квадратных. Цена за метр квадратный в 2006- 17169рублей, а в 2007 – 22512 рублей (Приложение 1). Рассчитаем эластичность спроса:
/>
Е = ((87910-67970)*(22512+17169))/((87910+67970)*(22512-17169))=0,95
Можно с уверенностьюсказать, что спрос на данный товар является неэластичным, т.к коэффициентэластичности меньше единицы. Никакое изменение цены не влияет на изменениеобъема спроса. Это характерно для многих предприятий Беларуси, т.к. заводыработают согласно плана. На данном предприятии не производится вычислениеэластичности спроса, что приводит к уменьшению прибыли. В настоящее время оченьважно знать, приведет ли уменьшение или увеличение цены к изменению объемаспроса. Если же расчеты по вычислению коэффициента эластичности непроизводятся, то как предприятие узнает, нужно ли уменьшать цену? Или наоборот,нужно ли ее повышать? На данном этапе предприятию не стоит снижать цену, т.коно только уменьшит свою прибыль. Но если РУП ГПКО увеличит цену на 2087 рублей:
Е=791239140/832866840=0,95
832866840-791239140=41627700– разница между числителем и знаменателем (на это число нужно увеличитьчислитель, для того, чтобы Е=1).
Найдем на сколько нужноувеличить цену:
87910-67970=19940 руб –изменение спроса.
41627700/19940=2087 –изменение цены.
То коэффициентэластичности станет равняться единице, и тогда дальнейшее повышение ценыприведет к снижению спроса. Я бы посоветовал предприятию заняться выпускомновой продукции, или же осваивать новые ранки сбыта, где данный товарвостребован. За один год цена на данный товар повысилась на 22512-17169=5343. Суверенностью можно сказать, что и в 2008 году цена повыситься более чем на 2087рублей, и дальнейшее ее повышение приведет к сокращению прибыли.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Рассмотрев тему по даннойкурсовой работе, мы пришли к выводу, что изучение эластичности спроса напродукцию является первейшей задачей фирмы в условиях рынка. Одной из важнейшиххарактеристик спроса является его эластичность. Оценка эластичности спроса (по цене,доходам покупателей и другим параметрам) позволяет фирме выбрать верную стратегиюповедения на рынке. Коэффициенты (показатели) эластичности спроса и предложениядают возможность определить положение кривых спроса и предложения и прогнозироватьизменение объема продаж в зависимости от изменения факторов, влияющих на спроси предложение.
Ценовая эластичность спросаизмеряет степень чувствительности потребителей к изменениям цены. Если потребителиотносительно чувствительны к изменениям цен, спрос является эластичным. Если потребителиотносительно нечувствительны к изменениям цен, спрос неэластичен.
Ценовую эластичностьспроса можно определить, наблюдая за характером воздействия изменения цены навеличину общей выручки от продажи продукции. Если цена и общая выручка изменяютсяв противоположных направлениях, значит, спрос эластичен. Если цена и общаявыручка изменяются в одном и том же направлении, спрос неэластичен. В случае единичнойэластичности спроса изменение цены оставит общую выручку неизменной.
Количество доступных товаров-заменителей,место продукта в бюджете покупателя, его принадлежность к предметам необходимостиили роскоши, а также длительность анализируемого периода времени — все это факторы,влияющие на эластичность спроса.
Практическое значение коэффициентаэластичности заключается в облегчении прогнозирования того, какие именно отраслиимеют шансы на процветание и расширение, а какие в будущем, вероятнее всего, ожидаетзастой и сокращение производства. Точнее говоря, при прочих равных условиях высокаяположительная эластичность по доходу означает, что вклад конкретной отрасли в экономическийрост будет больше, чем ее доля в структуре экономики. Небольшой положительныйили, еще хуже, отрицательный коэффициент указывает на перспективу сокращения производствав отрасли. Например, упомянутая высокая положительная эластичность спроса на автомобилипредвещает процветание автомобильной промышленности на долгосрочную перспективу,тогда как низкая эластичность по доходу спроса на сельскохозяйственнуюпродукцию предполагает хронические затруднения в этой отрасли.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Специфика "Политического гиперпространства" метрополии на рубеже XX и XXI столетий
Реферат Peer Pressure Essay Research Paper Peer Pressures
Реферат Интерфейс IEEE-488
Реферат Некоторые особенности уплаты таможенных платежей
Реферат Місце та значення металургійного комплексу в економіці країни
Реферат Суть, типи, етапи і напрями маркетингових досліджень в туризмі. Форми організації маркетингових досліджень в туризмі. Маркетингова інформація та її види. Дослідження маркетингового середовища туристичних підприємств: ринку, конкурентів, споживачів.
Реферат Poverty Essay Research Paper There are over
Реферат Isolation Essay Research Paper Nicole BumbaccoMs HannahELC
Реферат Athletic Salaries Financiall Essay Research Paper
Реферат Экзогенные геологические процессы
Реферат Классификация приложений для работы с базами данных
Реферат «Є вропейский калейдоскоп»
Реферат Ben Franklin Essay Research Paper Benjamin FranklinScientist
Реферат глобализация
Реферат Микориза