Накопительнаяпенсионная система: сущность и преимущества.
План
Введение.
Глава 1. Теоретические основынакопительной пенсионной
системы.
1.1. Понятиепенсионной системы Р.К.
1.2. Преимущества инедостатки сложившейся пенсионной системы.1.3. Основныеположения действующего Закона «О пенсионном обеспечении в РК».
Глава 2. Анализ деятельности пенсионныхфондов.
2.1. Пенсионный фонд:назначение и функции.
2.2. Источникиформирования и направления использования средств пенсионных фондов.
Глава3. Накопительная пенсионная система: проблемы и перспективы.
3.1. Участие страховыхкомпаний в пенсионном обеспечении населения Казахстана.
3.2. Cовершенствование механизма реализациипенсионной реформы.
Заключение.
Список использованнойлитературы.
Введение.Казахстанпервым среди стран СНГ начал реформировать старую солидарную системупенсионного обеспечения граждан с переходом на накопительную систему. Закон «Опенсионном обеспечении в Республике Казахстан», принятый 20 июня 1997 года положилначало строительству в стране накопительной пенсионной системы.
Изначально реформа была задумана иреализована, чтобы снять бюджетную нагрузку и создать более справедливуюсистему пенсионного обеспечения. Пенсионные накопления позволили осуществитьмассу государственных программ, реализовать уйму инвестиционных проектов. Но, несмотряна значительные и положительные результаты реформирования накопительныхпенсионной системы, многие её проблемы остаются до сих пор нерешенными. Об этоми многом другом подробнее рассматривается в моей курсовой работе.
В первой главе я постаралась раскрытьсущность накопительной пенсионной системы, её недостатки и преимущества. Атакже рассмотрела некоторые из положений действующего Закона «О пенсионномобеспечении в Республике Казахстан».
Так как Пенсионные фонды являются важнымзвеном сегодняшней накопительной пенсионной системы, во второй главе я дала иххарактеристику и рассмотрела задачи, которые они выполняют. Выяснила источникиформирования и основные направления использования средств Пенсионного фонда.
Становится все более очевидным, чтоважный недостающий компонент в нынешнем пенсионном обеспечении – это отсутствиемеханизма страхования активов частных пенсионных фондов. Поэтому в третьейглаве я выявила взаимосвязь Пенсионного фонда и Фонда социального страхования,т.е. долю участия страховых компаний в пенсионном обеспечении населения Казахстана.Так как пенсионная система на сегодняшний день в недостаточной степени развита,я осветила не менее важный вопрос о совершенствовании механизма реализациипенсионной реформы Казахстана.
Глава 1. Теоретические основы накопительной пенсионной
системы.
1.1. Понятиенакопительной пенсионной системы Р.К.
Решение о реформировании пенсионной сферы, принятоеправительством несколько лет назад, имело историческое значение для всейстраны. Казахстан первым среди стран СНГ начал преобразование старой солидарнойсистемы пенсионного обеспечения гражданина с планомерным переходом кнакопительной пенсионной системе. Эта реформа была задумана и реализована,чтобы снять бюджетную нагрузку и создать более справедливую систему пенсионногообеспечения. Также были определены её основные цели – сохранение и преумножениепенсионных накоплений вкладчиков. В части сохранения пенсионных накопленийгосударство создало мощный механизм трёхступенчатой защиты посредством:
1)установления строгого надзора за накопительной пенсионной системой с помощьюгосударственных институтов – Комитета по регулированию деятельности накопительныхпенсионных фондов Министерства труда и социальной защиты населения РеспубликиКазахстан (раньше этот комитет назывался Национальным пенсионным агентством),уполномоченного органа по регулированию рынка ценных бумаг в лице НациональногоБанка Р.К. (до середины 2001 года уполномоченным органом являлась Национальнаякомиссия) и Государственного центра по выплате пенсий;
2)четкого законодательного разграничения функций и установления системывзаимоконтроля между тремя основными группами участников новой пенсионнойсистемы – накопительными пенсионными фондами, компаниями по управлениюпенсионными активами и банками кастодианами;
3)законодательного установления пруденциальных нормативов и строгого определенияперечня финансовых инструментов для инвестирования пенсионных активов.
Главным же звеном накопительной пенсионной системы являютсяфонды, и их сегодня 15, один из которых государственный (ГНПФ), 2 – корпоративных(«Казахмыс» и «Филип Моррис Казахстан») и 12 – открытых негосударственных(НПФ).1 Это означает, что фонды работают в условиях конкуренции.
К прямым участникам пенсионной системы относятся три общественныхобъединения – Союз участников пенсионной системы Р.К., объединяющуюнегосударственные пенсионные фонды, банки кастодианы, КУПА, и разработчиковпрограммного продукта для пенсионной сферы, Ассоциацию пенсионных фондов, а такжеАссоциацию управляющих активами. Следует отметить ключевую позицию Ассоциациифинансистов Р.К., полноправными членами которой являются фонды и КУПА. Ссистемой работают также компании, предоставляющие коммуникационные услуги,различные поставщики, клиенты.
Суть накопительной пенсионной системы – это сохранение ипреумножение средств вкладчиков, т.е. инвестиции в реальное производство. Механизмеё функционирования заключается в следующем: работодатели ежемесячноперечисляют в форме обязательных пенсионных взносов 10% от оплаты труда,включая все виды заработной платы, различные премии, доплаты, надбавки. За счетданного источника формируются пенсионные накопления вкладчиков накопительныхпенсионных фондов. Вкладчики или их работодатели могут вносить в дополнение к обязательнымпенсионным взносам добровольные пенсионные взносы, размер которых не ограничен;они вносятся единовременно или многократно, регулярно или нерегулярно, наличнымиденьгами или перечисленными.
Пенсионные взносы направляются в Государственный накопительныйпенсионный фонд или негосударственный накопительный пенсионный фонд по выборувкладчика, которому на основании пенсионного договора открываетсяиндивидуальный пенсионный счет и личный номер – социальный индивидуальный код(СИК).
Накапливаемые взносы вкладчиков пенсионные фонды передаютчерез уполномоченный банк (кастодиан) компании по управлению пенсионнымиактивами (КУПА), которая размещает средства в ценные бумаги, депозиты банков идругие финансовые инструменты. Полученный при размещении доход называетсяинвестиционным доходом, распределяется по индивидуальным счетам вкладчиков всоответствии с суммой накопленных средств. Таким образом, формируетсяиндивидуальные пенсионные накопления вкладчиков, выплачиваемые им принаступлении пенсионного возраста.
1.2.Преимущества и недостатки сложившейся пенсионной
системы.
Какизвестно 1998-2000 годы являются этапом становления пенсионной реформы инакопительных пенсионных фондов. Пенсионная реформа достигла определенных результатовза эти годы. Можно отметить и сжатые сроки её проведения и успешное привлечениечастных инвесторов на рынок пенсионных услуг, сформировавшуюся законодательнуюи нормативную базу, а также инфраструктуру рынка. Но всё же, несмотря на издержкиреформирования пенсионной системы Казахстана, её преобразование оказываетположительное влияние на финансово-экономический сектор экономики уже сегодня.На финансовом рынке появился новый институциональный инвестор, ресурсы которогоуже превысили собственный капитал банков второго уровня, а в не далеком будущемактивы пенсионных фондов будут вполне сопоставимы с активами банковского сектора.
Одним из главныхпреимуществ данной реформы является то, что бюджетное бремя заметно полегчало,так как теперь каждый работающий сам заботится о своей будущей пенсии. Второе –размер пенсии вкладчиков накопительных фондов стал зависеть от величины егопенсионных накоплений, т.е. от того, как он работал и сколько зарабатывал. Апри старой системе все, начиная от героев труда и заканчивая тех, кто работалспустя рукава, — в итоге получали примерно одинаковую пенсию. Следующий аспект– раньше было время, когда в стране катастрофически не хватало денег. Сегодня всистеме более 1 млрд долларов. У нас созданы крупные институциональные инвесторы,которые могут вкладывать деньги в долгосрочные проекты. И все денежные средствавложены в ценные бумаги. Они не лежат мертвым грузом, а развивают экономику иприносят инвестиционный доход вкладчику.
Пенсионные накопленияпозволили осуществить массу государственных программ, реализовать уймуинвестиционных проектов. Все эти деньги инвестируются в государственные ценныебумаги и в облигации крупнейших казахстанских компаний. Они идут на развитиестраны, на рост объема производства, а это всегда связанно с занятостью населения.Работники нужны, когда расширяется основное производство, и появляютсядополнительные. Новые рабочие места возникают при транспортировке и реализациипродукта, при создании и развитии инфраструктуры. Ещё одним немаловажным фактомявляется то, что благодаря пенсионным накоплениям зависимость экономикиКазахстана от иностранных инвестиций значительно сократилась. Все этипреимущества служат результатом реализации одной из стратегических задач,которые ставились перед накопительными пенсионными фондами.
Но наряду сположительными моментами существуют и отрицательные стороны. По винеисполнителей пенсионная реформа не эффективна: несмотря на обязательность пенсионногострахования наемных работником, лишь более 3,7 млн. человек, т.е. около 80% оттрудозанятых лиц заключили пенсионные договоры.1
В настоящее время ни водном пенсионном договоре не указывается финансовое обязательство самого фонда.Вкладчик не знает какой размер пенсии или процент заработной платы он будетполучать при выходе на пенсию, за исключением того, что размер пенсии зависитот величины накопленных сумм, и то не в письменной виде. К тому же письменно негарантируется годовой минимальный прирост средств, который может исчисляться впривязке к ставке НБ Республики Казахстан, ставкам МБК или начисляемый процентне может быть ниже 3,5,7% и т.д.
К тому же в развитыхстранах за уровень пенсии ответственны государство, предприятие и гражданин. Унас с 1998 государство выполняет лишь функцию контроля и надзора. Работодательосвобожден от заботы по пенсионному обеспечению.
Из текущих проблем самаядосадная – неполное поступление пенсионных взносов. Они должны производиться уистоков выплаты доходов. Естественно, взносы работодателями удерживаются, ноперечисляются в пенсионные фонды некоторыми не сразу и не всегда. Это мешаетфондам качественно выполнять свои обязательства перед вкладчиками, отнимаетдополнительные силы и время на «выбивание» взносов и лишает вкладчиков существеннойчасти инвестиционного дохода.
Таким образом, можно сделатьследующий вывод обо всем выше сказанном: чем больше и сильнее будут фонды, тембольший приток средств они обеспечат в отечественную экономику. Одностимулирует другое. У нас есть все основания быть уверенными в близкомэкономическом расцвете Казахстана.
1.3. Основные положениядействующего Закона «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан».
Как и при прежнейсолидарной, так и при накопительной системе пенсионного обеспечения государствооставило за собой право регулирования. Для этого был разработан нынедействующий Закон «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан», состоящийиз пяти разделов.
В немпредусмотрены меры по обеспечению сохранности пенсионных накоплений, порядокпенсионного обеспечения из Центра, а также из накопительных пенсионных фондов.
Обратимся кнекоторым статьям данного Закона.
В соответствии состатьёй 27, вкладчик накопительных пенсионных фондов имеют право выбиратьнакопительный фонд, получать информацию о состоянии пенсионных накоплений,осуществлять добровольные пенсионные взносы в пользу третьих лиц, обжаловать всудебном порядке действия накопительного фонда. Но вместе с этим вкладчикдолжен вносить обязательные пенсионные взносы только в один из накопительныхпенсионных фондов, сообщать в накопительные пенсионные фонды о всех изменениях,влияющих на выполнение обязательств фондом, в течение 10 дней с моментаизменений. 1
Получатель в своюочередь имеет право получать пенсионные выплаты из накопительных фондов подостижении пенсионного возраста и в иных случаях, предусмотренных в Законе,переводить свои пенсионные накопления из одного накопительного пенсионногофонда в другой не чаще чем два раза в календарном году, завещать свои накопления,а также имеет право изъять их при выезде на постоянное жительство за пределыКазахстана. 2
В соответствии с Законом граждане имеют право на назначениепенсий:
· с 1 января 1998г– мужчинам по достижении 61 года, женщинам – 56 лет;
· с 1 июля 1998г –мужчинам по достижении 61,5 года, женщинам – 56,5 лет;
· с 1 июля 1999г –мужчинам по достижении 62 лет, женщинам – 57 лет;
· с 1 июля 2000г –мужчинам по достижении 62,5 года, женщинам – 57,5 лет;
· c 1 июля 2001г – мужчинам подостижении 63 лет, женщинам – 58 лет.
Граждане, проживающие в зонах чрезвычайного и максимального радиационногориска, в период с 29 августа 1949 года по 5 июля 1963 года имеют право наназначение пенсии:
мужчинам –по достижении 50 лет при общем стаже работы не менее 25 лет;
женщинам –по достижении 45 лет при общем стаже не менее 20 лет.3
Выплата пенсий будут осуществляться следующим образом: еслитрудовая деятельность началась после 1 января 1998 года, то по достижениипенсионного возраста будут получать пенсионные выплаты только за счетсобственных пенсионных накоплений из своего накопительного пенсионного фонда.Для тех, кто на этот срок имели 6 месяцев или больше, согласно закону, ихпенсия будет состоять из двух частей. Первая часть из ГЦВП. Её размер рассчитывается пропорционально трудовомустажу. Вторая часть выплачивается из накопительного пенсионного фонда, и её размерпрямо зависит от величины пенсионных накоплений. Все кто получал пенсию до 1января 1998 года (т.е. те граждане, которые достигли пенсионного возраста и имеющиетрудовой стаж 20 и 25 лет) будут продолжать получать пенсионные выплаты изГосударственного центра по выплате пенсий параллельно с выплатами из накопительнойсистемы.
Исчисление пенсионных выплат в полном объёме производится изГосударственного центра по выплате пенсий из расчета 60% среднемесячного доходаза любые 3 года работы подряд независимо от перерывов в работе с 1 января 1995года; в расчет дохода включаются все виды оплаты труда и иные доходы поперечню, устанавливаемому Правительством Республики Казахстан. Доход дляисчисления пенсионных выплат из Государственного центра не может превышать15-кратного месячного расчетного показателя, устанавливаемого законом ореспубликанском бюджете на соответствующий год. Размер пенсионных выплат закаждый полный отработанный год до 1 января 1998 года сверх требуемого трудовогостажа увеличивается на 1%, но не более 75% от дохода, учитываемого дляисчисления пенсии. Пенсионные выплаты из Государственного центра назначаются ивыплачиваются и выплачиваются пожизненно.
Источникфинансирования пенсионных выплат этих категорий, в конечном счете единый –средства республиканского и местных бюджетов.
Сейчас, когдатакие специфические преграды пенсионной реформы как недоверие населения кфинансовым структурам, низкий уровень доходов населения и другие изживают себя,когда экономика идет в гору, а занятость населения растет, появились новыевозможности повышения эффективности работы накопительной системы. Система будетоптимизироваться с учетом практических результатов реформы. То есть, её законодательнаябаза будет усовершенствована, технологии отточены и отработаны до автоматизма,качество услуг достигнет мировых стандартов. Но реализация по-прежнему вбольшей мере будет зависеть от самих вкладчиков.
Глава 2. Анализдеятельности накопительных пенсионных фондов.
2.1. Пенсионный фонд, назначение ифункции.
Посколькунакопительные пенсионные фонды являются главным звеном системы пенсионногообеспечения, в этой главе речь пойдет именно о них.
Пенсионный фондсоздан как самостоятельная финансово-банковская система, и его средства невходят в состав государственного бюджета. Пенсионный фонд не подменяет, недублирует органы социального обеспечения: за ними остается задача назначения ивыплата пенсий, пособий. Пенсионный фонд создает резервы, чтобы можно былоперечислять средства на территорию, по той или иной причине оказавшуюся втрудном финансовом положении – при нехватке средств на выплату пенсий ипособий. Пенсионному фонду разрешено помещать резервы в краткосрочные идолгосрочные государственные ценные бумаги, заниматься коммерческой деятельностью,что позволит наращивать средства фонда. Накопительные пенсионные фонды вправетакже открывать филиалы и представительства по согласованию с уполномоченныморганом, но накопительный фонд не может выступать в качестве учредителя другогонакопительного пенсионного фонда.
Руководящий органПенсионного фонда – правление во главе с председателем.
В Казахстанесуществуют два вида накопительных пенсионных фондов Государственный, самыйкрупный, но единственный и Негосударственные. Государственный накопительныйпенсионный фонд создается в форме закрытого акционерного общества, учредителемкоторого является Правительство Республики Казахстан.
Государственныйпенсионный фонд финансирует:
1)государственные пенсиисостоявшимся пенсионерам и получателям пенсионных выплат, в пользу которыхпроизводились пенсионные взносы в указанный фонд;
2)социальные пособия ввиде доплат, если размер пенсии ниже минимально установленногозаконодательством уровня.
Данный фонд осуществляетинвестиционную деятельность путем размещения пенсионных активов вгосударственные ценные бумаги, депозиты банков, ценные бумаги международныхфинансовых организаций в порядке, определяемом уполномоченным органом порегулированию рынка ценных бумаг.
Негосударственные накопительные пенсионные фонды создаются вформе закрытого акционерного общества. Его учредителями могут быть юридическиеи физические лица, являющиеся резидентами Республики Казахстан. Учредителями иакционерами корпоративного накопительного пенсионного фонда являютсяюридические лица РК. Но государственное предприятие и предприятие с пакетомакций или долей государства не могут быть учредителями и акционераминегосударственных накопительных пенсионных фондов. ННПФ подразделяются:
1)открытыми;
2)корпоративными.
Открытые накопительные пенсионныефонды осуществляют прием пенсионных взносов от вкладчиков независимо от местаработы и жительства получателя.
Корпоративныенакопительные пенсионные фонды создаются для получателей – работников одногоили нескольких юридических лиц, являющихся учредителями и акционерами данногофонда.1
В соответствии со статьей36 Закона «О пенсионном обеспечении в РК», в период учреждения и действияоткрытого накопительного пенсионного фонда ни одно лицо не вправе прямо иликосвенно владеть, распоряжаться или управлять более чем 25 процентами акций справом голоса такого накопительного пенсионного фонда. Но данные ограничения нераспространяются на корпоративный накопительный пенсионный фонд.
Важно заметить и то, чтов случае уменьшения реальной стоимости пенсионных накоплений акционерыкорпоративных накопительных пенсионных фондов несут солидарную ответственностьи возмещают потерю инвестиционного дохода в порядке, установленном ПравительствомРК.
Таким образом,демонополизация государственной пенсионной системы создала условия дляформирования рыночной среды в пенсионной сфере. Активы пенсионных фондовявляются важной составляющей инвестиционных ресурсов и уже являются своеобразнымстабилизатором финансовой системы страны.
Помимо этого накопительные пенсионные фонды выполняют одну изнаиболее важных функций – инвестиционная деятельность. С момента реформированияпенсионной системы, предполагалось, что активы пенсионных фондов будут одной изсоставляющих процессов реформы рынков капитала РК. Двумя другими неотъемлемымипроцессами стратегии экономического развития Казахстана должно стать развитиерынка ценных бумаг и приватизация. Также планировалось, что активы частныхпенсионных фондов будут стимулировать развитие рынка ценных корпоративныхбумаг. Однако по результатам первого года пенсионной реформы 99,3% активов быливложены в те или иные государственные ценные бумаги: еврооблигации – 15,53%, вкраткосрочные, среднесрочные и долгосрочные ценные бумаги Минфина – 81, 78%,ноты Нацбанка – 2%.
Таким образом, вся пенсионнаядеятельность государственного и негосударственных фондов на сегодняшний деньсводится к тому, что по указанию Правительства граждане перечисляют 10% отдохода в накопительные пенсионные фонды. Эти деньги инвестируются, 90%инвестиционного дохода поступает на индивидуальный пенсионный счет вкладчика, а10% — на нужды фонда.
2.2.Источники формирования и направления использования средств пенсионных фондов.
Накопительный пенсионныйфонд является самостоятельной банковской системой, что подразумевает собойнезависимость от государственного бюджета, т.е. его средства не входят в составбюджета. Источниками же формирования средств данного фонда являются:
1)ежемесячныеперечисления в форме обязательных пенсионных взносов 10% от оплаты труда;
2)добровольные пенсионныевзносы граждан, а также пенсионные взносы в пользу третьего лица;
3)инвестиционный доход,получаемый при размещении средств вкладчиков пенсионного фонда.
Что касается направленийиспользования средств пенсионных фондов, то можно отметить то обстоятельство,что за 3,5 года пенсионная реформа зашла в своеобразный тупик. На начальномэтапе пенсионной реформы фонды дружно инвестировали собранные накопления вгосударственные ценные бумаги. Сегодня экономическая ситуация в странескладывается так, что новые заимствования на внутреннем рынке правительствоособо не интересуют. В итоге финансовая система Казахстана с конца 2000 года и,особенно на протяжении 2001 года столкнулась с проблемой избыточной ликвидности:реальный сектор экономики не успевает использовать привлеченные в неё деньги, втом числе в силу недостатка качественных финансовых инструментов.
Накопительные пенсионныефонды сконцентрировали более одного миллиарда долларов США, которому в нашейстране практически нет применения. Между тем цель-то реформы была ведь нетолько в механическом накоплении вкладов, но и в их разумном инвестировании,что на долгие годы гарантировало бы будущим пенсионерам дивиденды. Сутьнакопительной пенсионной системы – это инвестиции в реальное производство. Не вценные бумаги Министерства Финансов Республики Казахстан и даже не в банковскиедепозиты, а именно в те материальные объекты, которые сами не только не потеряютстоимость, но и могут создать новую стоимость. Например, взяли сегодня отчисленияот зарплаты вкладчиков пенсионных фондов и вложили их в строительство газопроводаили нефтепромысел, которые и через 20 лет будут рентабельными. Пока же почти67% накоплений вложены в государственные ценные бумаги. То есть вложены вгосударственный долг, и, по существу, само государство препятствуетинвестиционной доходности накопительных пенсионных фондов, т.е. выполнениюпенсионных обязательств. Такие накопления рано или поздно обрушатся.
Для того, чтобывосстановить пошатнувшуюся систему «сдержек и противовесов», в течение 2001года принимается ряд мер по изменению нормативно-правовой базы, регулирующейдеятельность институциональных инвесторов с целью создания более выгодныхусловий их функционирования. Теперь к продаже на КАSE в качестве почина с 03 февраля 2001 года допущены евронотыМеждународного банка реконструкции и развития. А накопительные пенсионные фондымогут с полным основанием считать себя глобальными инвесторами – ведьупомянутые организации ведут свои операции по всему миру. Казахстан отныне –экспортер не только сырья, но и капиталов, причем не теневых, а вполнелегальных – пенсионных. Ежегодно будущим пенсионерам вполне по силам скупатьиностранные ценные бумаги примерно на 250 млн долларов США.
Следует отметить и то, что с 10 июля 2001 года введено вдействие постановление НКЦБ «О внесении изменений и дополнений в постановлениеНКЦБ «О нормативных актах по вопросам компаний по управлению пенсионнымиактивами» от 13 августа 1998 года № 11, которым изменены нормы, регулирующиеинвестирование пенсионных активов. Нормативный акт устанавливает следующее:
1)разрешить КУПАинвестировать пенсионные активы негосударственных накопительных пенсионныхфондов в ипотечные облигации, установив минимальный лимит такого инвестированияна уровне 5% при условии, что эти облигации включены в официальный список КASE вне зависимости от категорийлистинга;
2)увеличить для КУПАмаксимальный лимит на приобретение негосударственных ценных бумаг организацийРК за счет пенсионных активов ННПФ с 40% до 45%;
3)увеличить для КУПАмаксимальный лимит на приобретение негосударственных ценных бумаг иностранныхорганизаций за счет пенсионных активов ННПФ с 10% до 15%.1
Но все же, несмотря навсе принимаемые меры по решению проблемы дефицита финансовых инструментовпенсионные фонды, накопившие уже более одного миллиарда долларов, не имеют нивысокодоходных объектов для вложения средств, ни адекватного разнообразияфинансовых инструментов.
Приведем некоторые данныепо сумме активов накопительных пенсионных фондов. По состоянию на 01 ноября2001 года совокупные чистые пенсионные активы НПФ по данным Департамента порегулированию рынка ценных бумаг Национального Банка РК составили 168,135 млрдтенге, в том числе совокупный инвестиционный доход – 43,8 млрд тенге (26% всовокупных пенсионных активах).
Таблица 1. сумма чистых пенсионных доля на рынке дохоность по пенсионным активам
наименование НПФ активов по состоянию по состоянию с нарастаю щим итогом
на 01.11.01г, в млн тг. на 01.11.01г. с начала 2001г. В % годовых
1 квартал 2 квартал 3 квартал ЗАО «ГНПФ» 55714,55 33,10% 15,55 13,79 13,76 ЗАО «НПФ „Народного Банка К,“ 35715,15 21,20% 21,74 16,45 14,98 ЗАО „НПФ “УларУмiт» 28583,69 17,00% 17,7 16,58 14,2 ЗАО «АБН АМРО-КаспийМунайГаз НПФ» 11045,09 6,60% 14,06 14,8 14,2 ЗАО «НПФ „Сенiм“ 8370,95 5,00% 16,42 15,2 15,96 ЗАО „ННПФ “Казахмыс» 6081,96 3,60% 15,98 15,25 15,23 ЗАО «НОНПФ „Курмет“ 5900,33 3,50% 20,03 17,7 16,6 ЗАО „ННПФ “Казахстан» 4263,37 2,50% 20,12 18,28 16,8 ЗАО «ОННПФ „НефтеГаз-Дем“ 3607,21 2,10% 23,88 17,76 16,04 ЗАО „ННП “Валют-транзит Фонд» 3527,24 2,10% 12,59 13,92 13,22 АОЗТ «Народный пенсионный фонд» 2541,06 1,50% 13,62 16,62 15,36 ЗАО «НПФ „Коргау“ 1939,34 1,20% 17,6 15,26 16,02 ЗАО „ННПФ имени Д.А. Кунаева“ 477,66 0,30% 14,65 15,1 14,71 ЗАО „КНПФ “Филип Моррис Казахстан» 367,39 0,20% - - -
Итого по НПФ:
168134,99 100,00% 17,48 15,37 14,21
По данным, приведенным втаблице 1, можно увидеть, что средне-взвешенная рыночная доходность идоходность по всем НПФ в течение 2001 года постоянно снижалась за редкимисключением некоторых НПФ, которые имеют прирост доходности в 3 квартале посравнению с предыдущим кварталом. Но в целом разрыв в доходности по пенсионнымактивам среди НПФ постепенно сокращается и выравнивается, т.к. инвестиционныепортфели НПФ практически состоят из одинакового набора финансовых инструментов.
Таблица 2
Официальная информация онакопительных пенсионных фондах на 1.09.01.наименование НПФ кол-во оплач. соб-й кол-во пенсионные накопления пенсион. филиалов устав. капитал вкладчиков выплаты и пред-в капитал млн.тг чел. всего в т.ч. инв.доход млн.тг ЗАО «ГНПФ» 1 180 847,2 2018399 51794,4 21600,6 2964,8 ЗАО «НПФ „Народного Банка К,“ 17 183 249,2 722291 32627,6 7858,3 1380,8 ЗАО „НПФ “Улар» 3 222 207,0 310069 12723,4 2829,1 347,3 ЗАО «АБН АМРО-КаспийМунайГаз НПФ» 2 180 210,5 83336 9888,5 1242,0 219,8 ЗАО «НПФ „Сенiм“ 187 198,8 100974 7796,4 1299,3 353,4 ЗАО „ННПФ “Казахмыс» 50 80489 5757,6 1904,5 227,3 ЗАО «НОНПФ „Курмет“ 180 98,0 168929 5391,4 739,1 131,7 ЗАО „ННПФ “Казахстан» 4 220 233,6 57631 3912,6 999,2 166,3 ЗАО «ОННПФ „НефтеГаз-Дем“ 3 180 179,2 78753 3342,7 771,9 166,6 ЗАО „ННП “Валют-транзит Фонд» 8 200 227,9 146235 3170,4 676,9 154,7 АОЗТ «Народный пенсионный фонд» 14 180 144,0 106248 2298,3 628,0 120,4 ЗАО «НПФ „Коргау“ 180 171,1 38306 1716,5 156,1 13,8 ЗАО „ННПФ имени Д.А. Кунаева“ 180 169,8 25200 450,9 146,4 23,8 ЗАО „КНПФ “Филип Моррис Казахстан» 50 44,9 885 314,5 5,1 1,1
Итого по НПФ: 61 4293291 154891,0 43753,7 6743,2
/>/>Обобщая вышесказанное, можно сделатьвыводы, что характерной особенностью рынка пенсионных активов являетсяограниченность круга инструментов, в которые могут быть инвестированы средствавкладчиков. В первую очередь – это государственные ценные бумаги. Насегодняшний день это наименее рискованный инструмент в стране. Однако из-за такого«перекоса» у фондов отсутствует возможность диверсификации рисков. В итогесудьба пенсионных вкладов полностью зависит от «поведения» государственныхценных бумаг. Очевидно, предпринимательская деятельность фонда явилась бывыходом из положения. Если учесть, что пенсионные взносы долгосрочные, то нетопасности, что накопительный пенсионный фонд не сможет выплатить своифинансовые обязательства перед вкладчиками. Поэтому необходимо разрешить фондамзаниматься предпринимательской деятельностью хотя бы до стабилизации экономикистраны.
Глава 3. Накопительнаяпенсионная система: проблемы,
перспективы.
3.1. Участие страховыхкомпаний в пенсионном обеспечении
населения Казахстана.
Становится все болееочевидным, что важный недостающий компонент в нынешнем пенсионном обеспечении –это отсутствие механизма страхования активов частных пенсионных фондов. Этоабсурд, когда ни один гражданин не в состоянии рассчитать будущую пенсию, с чемвстретит свою старость. В пенсионном обеспечении состоявшихся пенсионеров,участие страховых компаний нет надобности, так как их пенсии финансируются засчет обязательных пенсионных взносов юридических и физических лиц, а такжепрямые ассигнования из государственного бюджета страны (трансфертные платежи).В условиях же экономической нестабильности, в которой в настоящее времяпребывает Казахстан, как никогда актуальным становится вопрос развитияпенсионного страхования. Роль страховых компаний: как субъекта пенсионногострахования, как управляющих компаний для накопительных пенсионных фондов; каксубъекта страхования других рисков, чего не могут обеспечить накопительныепенсионные фонды; как субъекта страхования финансовых рисков накопительныхпенсионных фондов, иными словами гаранта их устойчивости, безусловно, важна инеобходима.
Задача любой страховойорганизации, независимо от её формы является предоставление страховой защитысвоей клиентуре от возможных опасностей и случайностей. С этой целью задуманострахование дополнительной пенсии, которое предусматривает накоплениестрахователем денежных средств для обеспечения себе в пенсионном возрастепожизненного стабильного дополнительного дохода. Причем, чем моложе страхователь,тем легче ему решить эту проблему.
Пока человек молод и всостоянии, приложив усилия, заработать значительную сумму денег, он вполнеможет, заключив договор страхования дополнительной пенсии, внести в любуювыбранную им страховую компанию, занимающуюся данным видом страхования. Условиядоговора будут: либо единовременно внести всю пенсионную сумму взносов созначительной скидкой, либо воспользоваться рассрочкой платежа на годы безскидки. А дальше страхователю уже не о чем беспокоиться. На его будущее благополучиеначинает работать теория больших чисел, то есть инвестирование внесенных имсредств под сложные проценты по формуле: А = В(1+n)\. За 10-15 лет уплаченная сумма превращается всовершенно фантастическую и в состоянии в будущем защитить его от превратностейинфляции.
Страхование пенсионныхактивов – это прерогатива страховых компаний не рисковых видов страхования, адолгосрочного страхования жизни. Альтернативным методом, благодаря которомуможно получить дополнительный пенсионный доход, является покупка пенсионнойренты (аннуитета) у страховой компании. Под аннуитетом подразумевается соглашениемежду страховой компанией и частным лицом, согласно которому страховая компанияс некоторого оговоренного момента времени берет на себя обязательствовыплачивать (пожизненно или временно) определенную сумму денег данному лицу.Различают два типа аннуитета: фиксированный и переменный.
По фиксированномуаннуитету гражданин уплачивает страховой компании определенную сумму денегединовременно или в рассрочку. Страховая компания выступает затем в качествеинвестора до конца жизни застрахованного лица или в течение определенноговремени, указанного в договоре.
По переменному аннуитетустраховая компания выплачивает сумму средств, которая может колебаться взависимости от эффективности инвестирования. Как правило, переменные аннуитетыболее эффективны в долгосрочном периоде, поэтому они чаще используются впенсионном планировании.
Все сказанное позволяетсделать вывод, что в странах, где система частного пенсионного обеспечениясуществует уже много лет, компании по страхованию жизни покупают все накопленияфизического лица в пенсионном фонде в обмен на выплату аннуитетов, т.е.пожизненной ренты. Человек при выходе на пенсию может выбрать разные вариантыпенсионных выплат: будут ли это аннуитеты или выплаты непосредственно изпенсионного фонда, рассчитанные на количество лет, предполагаемых быть прожитыми.
Что касается условийвыплаты дополнительной пенсии, то здесь существует масса вариантов: истрахование по принципу пожизненной ренты, прекращающейся со смертьюстрахователя, и перевод пенсии в редуцированной сумме на наследниковстрахователя, и возможность досрочной выплаты пенсии в связи с наступившейинвалидностью или потерей работы за несколько лет до наступления пенсионноговозраста, и сочетания страхования дополнительной пенсии со страхованием траурногообряда – словом, налицо широкий простор для фантазии страховых компаний.Разница только в определении тарифа, подкрепленного квалифицированнымиактуарными расчетами. Правильно рассчитанный тариф должен не только обеспечитьстарость страхователя, но и сделать этот вид страхования рентабельным длястраховой компании.
В данном случае мырассмотрели вариант самостоятельного обеспечения страхователем своей старости.Но это не единственная возможность. Оплатить стоимость страхованиядополнительной пенсии своих сотрудников может и предприятие. Если предприятиене располагает средствами для оформления договоров страхования на всех сотрудников,то это можно сделать поэтапно, например, по отделам или по цехам. Кроме того,страхование дополнительной пенсии за счет средств предприятия – это хорошийэкономический рычаг для предотвращения нежелательного увольнения ценногоработника, поскольку, выступая в данном случае в роли страхователя, предприятиевправе расторгнуть договор досрочно.
Итак, при созданиисистемы пенсионного страхования принято руководствоваться определеннымипринципами, которые гарантируют её успешное функционирование. Это принцип:
1)свободноговолеизъявления, что предполагает право свободного выбора предприятиями ифизическими лицами заключать договор пенсионного страхования со страховымикомпаниями;
2)полноценногофинансового контроля со стороны государства за деятельностью страховыхкомпаний;
3)создание равныхэкономических и правовых условий для всех участников этого рынка.
Создание же таких условийпредполагает:
1)введение в Положение осоставе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг),включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формированияфинансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, включив в негоплатежи по договорам пенсионного страхования, заключенным со страховыми компаниями.
2)в Перечне выплат, накоторые не начисляются страховые взносы в пенсионный фонд, включить суммуплатежей работодателей по договорам пенсионного страхования, заключенным состраховыми компаниями.
В заключении нужноотметить, что совместная работа представителей законодательной и исполнительнойвласти, накопительных пенсионных фондов и страховых компаний, а также всехостальных заинтересованных участников рынка негосударственного пенсионногообеспечения должна привести к тому, что в Казахстане наконец-то будет построенаэффективная пенсионная система, способная обеспечить нашим гражданам достойныйуровень жизни в пенсионном возрасте.
3.2. Совершенствование механизма реализации пенсионной
реформы Казахстана.
Сегодняшняя накопительнаясистема представляет собой лишь сферу действия гражданско-правовых отношений ине является по своей природе страховой. В пенсионировании известны две системыфинансирования обеспечения граждан в старости: перераспределительная(солидарная) и накопительная.
Перераспределительнаясистема характеризуется тем, что на выплаты пенсии пожилым людям используетсяактуарные поступления в фонды пенсионного страхования. Лица, платившие страховыевзносы, получают при достижении пенсионного возраста право на пенсию, котораяфинансируется в свою очередь следующими поколениями плательщиков страховыхвзносов. В таком случае говорят о так называемом договоре между поколениями.
При использовании же накопительнойсистемы финансирования поступающие страховые взносы не сразу расходуются навыплату пенсий, а накапливаются в виде определенного (резервного) капитала.
Для кардинальногоизменения ситуации в пенсионной сфере требуется решить две группы задач.
Во-первых,совершенствование пенсионного обеспечения состоявшихся пенсионеров (всенынешние пенсионеры и те, которые ими станут в течении 10 лет).
Предлагается установитьвсем состоявшимся пенсионерам при трудовом стаже 20 и 25 лет (согласно полу)пенсию в размере 60% от номинальной средней заработной платы по стране.
В качестве ограничителяпредлагается размер средней зарплаты в стране, так как такой подходиспользуется в ряде развитых стран: считается, что размер средней зарплатыявляется базой для сопоставления заработной платы выходящего на пенсию при исчислениипоследней.
Для пенсионного обеспечения состоявшихся пенсионеров нужныбольшие средства. Как известно, у государства их пока нет. Необходимо изыскатькрупные дополнительные ресурсы для поддержки сегодняшних пенсионеров, чтобыматериализовать их заработанные в советское время пенсионные права. Дляповышения размера пенсий и своевременной ежемесячной выплаты, необходимоиспользовать не только взносы предпринимателей – 6% от фонда оплаты труда, но иза счет других нетрадиционных для нашей страны источников финансирования(установление государственной монополии на торговлю газом, нефтью, лесом ит.д., выделив часть получаемого монопольного дохода на пенсионные цели;учреждения дополнительного целевого таможенного сбора на ввозимые товары ицелевого акцизного сбора на алкоголь и табачные изделия; введения целевого социальногоналога на доходы богатых и сверхбогатых слоев населения и т.д.). Принцип социальнойсправедливости требует, чтобы эти виды доходов принадлежали обществу в целом инаправлялись прежде всего на обеспечение тех, кто еще или уже не способен трудиться.Подобный опыт оправдал себя во Франции, ФРГ, Скандинавии.
Во-вторых,совершенствование пенсионного обеспечения будущих пенсионеров, то есть нынешнихработников, которым до пенсии больше 10 лет, и вновь вступающих в трудовуюдеятельность. Проблема в том, что у нынешних наемных работников объем заработнойплаты, с которого уплачиваются пенсионные взносы в пенсионный фонд – крайнемал.
По итогам первогополугодия 2000 года 51,9% населения имело доходы до 3000 тенге и 34,7% — от3001 до 6000 тенге в месяц, поэтому весьма проблематично накопить средства настарость.1 Кроме того, не исключается безработица, болезнь,инвалидность и т.д. Отсюда – и беспросветная бедность.
Если долянизкооплачиваемых работников радикально не сократиться, то число будущихпенсионеров, не заработавших (не «накопивших») себе пристойную пенсию, будетстоль же велико, как число низкооплачиваемых работников. Бедность работниковтрансформируется в бедность пенсионеров без остановки. К тому же, в пенсионномобеспечении возникает дифференциация, подобная различиям в оплате труда.
Для будущих пенсионеровбыл разработан новый механизм пенсионного обеспечения – «солидарно-индивидуальнаяпенсия». По обеспеченности пенсия будущих пенсионеров должна бытьтрехуровневой: гарантированной социальной, обязательной солидарно-индивидуальной,добровольной.
Первый уровень – этосоциальная пенсия, которая определяется гарантией прожиточного минимумапенсионера в конкретном регионе; её получают все граждане страны, достигшиепенсионного возраста, не работавшие или не выработавшие необходимый трудовойстаж. Финансовым источником является бюджет страны.
Второй уровень – этообязательная солидарно-индивидуальная пенсия, которую получает наемный работникпри достижении пенсионного возраста и при наличии необходимого трудового стажа.
Формирование солидарно-индивидуальной пенсии предлагается издвух финансовых источников: солидарной и индивидуальной. Солидарная пенсия,выплачивается за счет обязательных отчислений работодателям 4% от фонда оплатытруда, которые регистрируются на солидарном пенсионном счете (СПС) каждогоработника. Индивидуальная пенсия выплачивается за счет обязательных отчислений6% от заработной платы наемного работника, которые регистрируются на егоиндивидуальном (персональном) пенсионном счете (ИПС). Каждый наемный работникдолжен иметь единый пенсионный счет с регистрацией солидарной и индивидуальнойпенсионных взносов за время трудовой деятельности. Собираемые пенсионныесредства фиксируются на индивидуальных счетах работников. Они инвестируются вэкономику, а доход от этих инвестиционных вложений, за вычетом комиссионных,получаемых пенсионными фондами, распределяется пропорционально накопляемомувзносу на индивидуальных счетах работников.
Солидарно-индивидуальнаяпенсия рассчитывается на уровне не мене 60% от зарплаты, актуализированной кмоменту выхода на пенсию. Пенсия будет определяться пенсионеру следующимобразом. Если аккумулированные средства на ИПС обеспечивают пенсию в размеременьше 60% средней заработной платы (по причине низкого заработка), то разницабудет покрываться за счет средств СПС. Если же средства ИПС обеспечивают пенсиюбольше 60% заработной платы, то превышающая сумма и средства его СПСиспользуются на выплату пенсии низкооплачиваемых работников (социальная солидарность).Такая «кара» настигнет только высокооплачиваемых, но ведь таковыми они стали засчет мало-и среднеимущих.
Пикантность данной моделивидится в том, что вместо «солидарности между поколениями» внедрили«солидарность внутри поколении», то есть сегодняшние работники будущую пенсиюнакапливают себе же вместе с работодателем и если эта сумма окажетсянедостаточной, то покрывается за счет взносов высокооплачиваемых граждан. Приэтом солидарная пенсия накапливается для себя, а не для другого поколения. Ещеодним принципиальным отличием солидарности «внутри поколения» является то, чтоона может распространяться как от младшего поколения к старшему, так и наоборот.
Что же касается всехльготных пенсий – за выслугу лет, за отважную работу на государственной службе,в связи с вредными условиями, при потере кормильца, при инвалидности с детства– они должны иметь специальный источник финансирования и покрываться изстрахового резерва пенсионного фонда и не должны рассматриваться в терминах«льгот». Это просто иной пенсионный план, связанный с особенностями трудовыхотношений в конкретном секторе экономики. Поэтому формируют «подуровень» профессиональныхпенсий, которые создаются для отдельных профессий или отраслей хозяйствования.
Таким образом,вышеописанные уровни пенсии представляют собой национальную модель пенсионногообеспечения населения страны. Разработанная национальная модель пенсионногообеспечения выгодна:
-государству. Расходы попенсионному обеспечению относительно ВВП резко уменьшаются; снижается числограждан, живущих на социальные пособия. Выплата пенсий осуществляется изсредств бюджета только на социальные пенсии. Из военного бюджета перечисляютсяпенсионные взносы военнослужащим, а из бюджета – в объеме 4% дохода забюджетных работников, а пенсии депутатов – из её же бюджета. Таким образом,государство финансирует лишь социальные пенсии, а также, кто поступает его наемнымработникам, т.е. лицам, по отношению к которым оно непосредственно выступаетработодателем.
-работодателю. Снижениепенсионных взносов с 15% до 10%, производство становится соучастникомсолидарной пенсии своих работников. Работодатели самостоятельно определяютпрофессиональные пенсии своим работникам и финансируют согласно актуарнымрасчетам. Тем самым, пенсионное обеспечение становится благополучием и стимуломрентабельности производства.
-человеку. Впервые напостсоветском пространстве разработан механизм пенсионного обеспечениямалоимущих слоев населения, снижения массовой бедности среди пожилых. В данномварианте предлагается солидарность не только и не столько за счет долей вкладасамого работника, а за счет коллективной солидарности внутри поколения, т.е.сегодняшние работники готовят себе же «коллективно-солидарную» пенсию, а не пенсионерамдругого поколения.
Финансовыми источниками«солидарно-индивидуальной» пенсии предусматриваются:
-работодатели;
-наемные работники;
-часть пенсионныхвзносов, наемных работников с высокой заработной платой;
-перераспределениесредств между доживающими наемными работниками до пенсионного возраста и недоживающими до него;
-финансовая поддержка изсредств негосударственных пенсионных фондов, за счет инвестиционных средств.
Подобное пенсионированиебудет надежной защитой престарелого населения на основе вполне справедливыхпринципов обязательной солидарности внутри поколений и обязательногоиндивидуального пенсионного страхования. Именно обязательное солидарно-индивидуальноепенсионирование, которое покрывает риск лишения трудового дохода в связи свозвратом – основа реализации гражданских прав как работников, так иработодателей в рамках принципа социальной солидарности.
Предлагаемая национальнаямодель пенсионного обеспечения населения страны за короткий промежуток временирезко увеличит существующий объем пенсионных активов накопительных пенсионныхфондов. С введением данной модели пенсионное обеспечение не будет обузойобщества и бюджета.
Заключение.
В тех странах, где ужесуществуют накопительные пенсионные системы, пенсионные активы играютзначительную социально – экономическую, а порою и политическую роль в обществе.Активы пенсионных фондов имеют огромное инвестиционное значение дляэкономического развития своих стран, т.к. они являются важной составляющейвнутренних инвестиционных ресурсов. Посредством пенсионных фондов свободныеденежные ресурсы в виде пенсионных активов трансформируются в потоки рабочегокапитала, а поскольку пенсионные активы размещаются в различные финансовые инструментыи инвестиционные проекты с целью долговременного инвестирования, они редкоучаствуют в спекулятивной игре на рынках капитала.
В то же время пенсионныеактивы являются своеобразным стабилизатором финансовой системы страны.Достаточно вспомнить вторую половину 1998 года, когда после августовскогофинансового кризиса в России многие казахстанские банки начали поспешноизбавляться от государственных ценных бумаг, их значительная частьпереместилась в инвестиционные портфели пенсионных фондов. Таким образом,пенсионные активы сыграли позитивную роль, в какой-то степени не позволивразразиться кризису в Казахстане, подомному российскому.
Можно утверждать, что за4 года пенсионной реформы в Казахстане сложилось оптимально функционирующаянакопительная пенсионная система, устойчивая техническая инфраструктура иконкурентный рынок пенсионных услуг. На рынок капитала вышли крупнейшиеинституциональные инвесторы – накопительные пенсионные фонды. Объём совокупныхпенсионных активов НПФ в конце 2001 года уже приблизился к сумме 1,2 миллиардовдолларов США.
Однако необходимоотметить, что само существование НПФ и рост их пенсионных активов ещё неозначают успешную деятельность НПФ как состоявшегося социально-финансовогоинститута. Успешным можно будет назвать деятельность НПФ только тогда, когда онсможет стабильно исполнять свои обязательства по пенсионным выплатам, которыечерез несколько лет примут массовый характер в связи с выходом на пенсию повозрасту значительной части нынешних вкладчиков. Нельзя утверждать, что за 4года существования в Казахстане накопительной пенсионной системы в ней произошликакие-либо позитивные качественные изменения. Скорее всего, пока идёт процессколичественного роста как самой системы, так и отдельных его субъектов.
Качественное состояниенакопительной пенсионной системы Казахстана зависит от наличия в стране неоптимальной нормативно-правовой и законодательной базы, регулирующейдеятельность и учитывающей интересы субъектов рынка пенсионных услуг, отналичия развитого фондового рынка, особенно его корпоративной(негосударственной) части, от эффективной деятельности КУПА. В настоящее времяпоявилось множество проблем, связанных с инвестированием пенсионных активов, окоторых было кратко упомянуто в настоящей статье.
Список использованнойлитературы:
1. Дробозина Л.А.«Финансы. Денежное обращение. Кредит». М: Финансы, ЮНИТИ – 1997г. Гл.-12.
2. Мельников В.Д.,Ильясов К.К. «Финансы» Алматы 2001г.
3. Омирбаев С.М.«Финансы» Астана 2002г. Гл.-17.
4. Родионова В.М.,Вавилов Ю.Я. «Финансы» М: Финансы и статистика 1993г.
Периодические издания:
1. Банки Казахстана№ -1, 2001г. стр. 45-47.
2. Банки Казахстана№ -7, 2001г. стр. 50-51.
3. Банки Казахстана№ -8, 2001г. стр. 47-49.
4. Банки Казахстана№ -9, 2001г. стр. 23-27, 37-39.
5. Банки Казахстана№ -10, 2001г. стр. 73-75.
6. Банки Казахстана№ -11, 2001г. стр. 19-27.
7. Банки Казахстана№ -12, 2001г. стр. 54-57.
8. Закон «Опенсионном обеспечении в РК» от 20 июня 1997г. (с изменениями от 16 июля2001г.)
9. Рынок ценныхбумаг №-10, 2001г. стр. 8-10.
10. Рынок ценныхбумаг №-12, 2001г. стр. 27-33.