Содержание
Введение
1 Характеристика доходов бюджета
2 Налоговые доходы
3 Неналоговые доходы
4 Доходы бюджетов разных уровней
4.1 Доходы федерального бюджета
4.2 Доходы бюджетов субъектов РФ
4.3 Доходы местных бюджетов
Заключение
Литература
Введение
Доходыбюджета выражают экономические отношения, возникающие в процессе формирования основногообщегосударственного фонда денежных средств между государством, предприятиями,учреждениями, организациями и гражданами и имеют специфическое общественноеназначение, связанное с мобилизацией денежных средств в распоряжениегосударства. Формой проявления этих отношений выступают различные виды платежейпредприятий, организаций и населения в бюджет, поступающие в безвозмездном ибезвозвратном порядке в соответствии с действующим в стране бюджетным иналоговым законодательством, в распоряжение органов государственной власти ислужат для обеспечения их функций. Бюджетные доходы, с одной стороны, являются результатомраспределения стоимости общественного продукта, а с другой – выступают объектомдальнейшего перераспределения.
1 Характеристика доходовбюджета
Составбюджетных доходов, их структура органически связаны с объемами общественногопроизводства и национального дохода и определяются финансовой политикойгосударства. В доходах бюджетов могут быть частично централизованы доходы,зачисляемые в бюджеты других уровней бюджетной системы РФ для целевогофинансирования предприятий, а также безвозмездные перечисления. В составедоходов бюджетов обособленно учитываются доходы целевых бюджетных фондов.Доходы бюджетов образуются за счет налоговых, неналоговых видов доходов ибезвозмездных перечислений.
В доходыбюджета текущего года зачисляется остаток средств на конец предыдущего года.
Всоответствии с бюджетной классификацией доходы бюджета образуются из пятигрупп. Первую группу представляют налоговые доходы, вторую группу – неналоговыедоходы, третью – безвозмездные перечисления от бюджетов других уровней,четвертую – доходы целевых бюджетных фондов и пятую – доходы отпредпринимательской и другой приносящей доходы деятельности. Налоговые доходы составляютоснову бюджета с их характеристики мы и начнем.
2 Налоговые доходы
Налогиявляются основным источником доходов любого государства и обязательныматрибутом любого государства.
Налог — обязательный, безвозмездно и безвозвратно взимаемый с физических и/илиюридических лиц платеж в форме отчуждения принадлежащих им на правесобственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежныхсредств в целях обеспечения деятельности государства и местного самоуправления.
Налоговыедоходы считаются уплаченными доходами соответствующего бюджета, бюджетагосударственного внебюджетного фонда с момента, определяемого налоговымзаконодательством РФ, т. е. с момента дачи налогоплательщиком поручениякредитной организации о перечислении денежных средств в бюджет соответствующегоуровня при наличии средств на счете плательщика.
Налоговыеплатежи имеют следующие признаки:
· взиманиеосуществляется на основании закона;
· принудительностьи обязательность осуществления платежа;
· индивидуальностьплатежа;
· безвозмездностьплатежа для налогоплательщика.
Налоги какэкономическая категория обладают двумя основными функциями: фискальной ирегулирующей. Фискальная функция связана с тем, что налоги являются доходом,взимаемым государством.
Регулирующаяфункция налогов связана с их воздействием на различные стороны экономических иобщественных отношений. Налоги оказывают влияние на платежеспособный спрос,стимулируют или угнетают инвестиционные процессы деловую активность в целом,могут оказывать влияние на внедрение новых типов технологий, например,природоохранных или ресурсосберегающих.
Для того,чтобы установить налог и иметь возможность его взимать необходимо определить:
· налогоплательщика- физическое или юридическое лицо;
· объектналогообложения – прибыль, доход, имущество;
· налоговуюбазу, выраженную в стоимостных (в рублях или иной валюте), физических (кв. мплощади или куб. м, тоннах) или иной базы;
· налоговыйпериод (месяц, квартал, год)
· налоговуюставку (в рублях за единицу, в % от объема и др.);
· порядокначисления налога;
· порядоки сроки уплаты.
Еслиотсутствует хотя бы один элемент, взимать налог не удастся.
Налогиподразделяются на прямые, взимаемые непосредственно с доходов или имущества икосвенные – взимаемые в виде надбавки к цене товара, с оборота от реализациитоваров, услуг.
Налоговымкодексом определено, что в зависимости от установления налоги и сборыподразделяются на федеральные, региональные и местные.
Федеральнымипризнаются налоги и сборы, устанавливаемые Налоговым кодексом и обязательные куплате на всей территории РФ. К федеральным налогам и сборам относятся:
1) налог надобавленную стоимость;
2) акцизы;
3) налог надоходы физических лиц;
4) единыйсоциальный налог;
5) налог наприбыль организаций;
6) налог надобычу полезных ископаемых;
7) водныйналог;
8) сборы запользование объектами животного мира и за пользование объектами водныхбиологических ресурсов;
9)государственная пошлина.
Изприведенного перечня видно, что одни налоги обязательны для всех плательщиков,например, налог на прибыль. Другие – только для плательщиков, связанных сопределенными видами деятельности – добыча нефти или рыбы.
Переченьрегиональных налогов значительно короче и включает:
1)налог наимущество организаций;
2)транспортныйналог;
3)налог наигорный бизнес;
Необходимоиметь ввиду, что налог на недвижимость пока не введен и с его введением будутотменены налоги на имущество физических и юридических лиц и налог на землю.
Переченьместных налогов еще короче и включает:
1)земельныйналог;
2)налог наимущество физических лиц;
3 Неналоговые доходы
Всоответствии с Бюджетным кодексом к неналоговым доходам бюджетов относятся:
доходы отиспользования имущества находящегося в государственной или муниципальнойсобственности доходы, получаемые от реализации имущества, находящегося вгосударственной и муниципальной собственности;
доходы отплатных услуг, оказываемых органами государственной власти, а также бюджетнымиучреждениями, находящимися в федеральной собственности, собственности субъектовРФ или муниципальной собственности;
доходов ввиде финансовой помощи и бюджетных ссуд, полученных от бюджетов других уровнейбюджетной системы.
Доходы отиспользования имущества находящегося в государственной или муниципальнойсобственности имущества могут поступать в видеарендной платы при сдачеимущества в аренду.
В государственнойсобственности находится значительная часть пакетов акций негосударственныхпредприятий. Доход в этом случае может поступать в виде части прибыли (дивидендов),распределяемой по итогам года.
В соответствиис Гражданским кодексом и Федеральным законом «О государственных и муниципальныхунитарных предприятиях» собственник имущества имеет право на часть прибыли отдеятельности государственных и муниципальных предприятий.
Доходы в видефинансовой помощи из бюджетов других уровней устанавливаются по каждомусубъекту РФ и каждому муниципальному образованию ежегодно в законе (нормативномакте) о бюджете на очередной год.
Объемыненалоговых доходов, за исключением финансовой помощи, составляют 3-5% в объемедоходов бюджетов и зависят от объема сдаваемой в аренду собственности, отобъема собственности планируемой к продаже, от развития государственного илимуниципального сектора экономики.
Резервыпополнения неналоговых доходов связаны в основном с повышением эффективностииспользования собственности через эффективное регулирование ставок аренднойплаты, стимулирование наращивания прибыльности муниципальных предприятий.Продажа неэффективной муниципальной собственности инвесторам будетспособствовать снижению затрат на содержание объектов. Прежде всего,учреждений, финансируемых за счет бюджетов.
4 Доходы бюджетов разныхуровней
Крегулирующим доходам бюджета относятся федеральные и региональные налоги и иныеплатежи, по которым устанавливаются нормативы отчислений (в процентах) вбюджеты субъектов РФ или местные бюджеты на очередной финансовый год, а такжена долговременной основе (не менее чем 3 года) по разным видам таких доходов.
Например,налог на вмененный доход распределяется по нормативам:
в федеральныйбюджет – 30%;
в бюджетысубъектов РФ – 15%;
в местныебюджеты – 45%;
в бюджетФедерального фонда обязательного медицинского страхования — 0,5%;
в бюджетытерриториальных фондов обязательного медицинского страхования – 4,5%;
в бюджетФонда социального страхования РФ – 5%.
Нормативыотчислений определяются законом о бюджете того уровня бюджетной системы РФ,который передает регулирующие доходы, либо законом о бюджете того уровнябюджетной системы РФ, который распределяет переданные ему регулирующие доходы избюджета другого уровня.
Как правило,использование собственных и регулирующих доходов не позволяет в полной меререшить проблему сбалансированности нижестоящих бюджетов. В таких случаяхвышестоящий бюджет предоставляет нижестоящему финансовую помощь в виде дотаций,субвенций, субсидий или бюджетных ссуд. Кратко охарактеризуем каждую формупомощи.
Дотации — бюджетные средства, выделяемые бюджету другого уровня на безвозмездной ибезвозвратной основе для покрытия текущих расходов. Эта форма была основной до1994 года.
Трансферт(нормативно-долевая дотация) – сумма, выделяемая без указания конкретной целина безвозвратной и безвозмездной основе в порядке бюджетного регулирования изФонда финансовой поддержки регионов или Фонда финансовой поддержки муниципальныхобразований, создаваемых соответственно в Федеральном бюджете или в бюджетахсубъектов Федерации. Методика расчета нормативно-долевой дотации направлена наосуществление горизонтального выравнивания бюджетных доходов территорий на душунаселения и оказание им финансовой помощи по единым для всех правилам.
Субвенция –бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФили юридическому лицу набезвозмездной и безвозвратнойоснове на осуществление целевых расходов. Субвенция выдается на определенныйсрок, в случае неизрасходования ее в установленный срок или расходования не поназначению, суммы субвенции подлежат возврату в бюджет, из которого она былаполучена.
Субсидия — бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системыРФ, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансированияцелевых расходов.
Эти методынесовершенны, лишены стимулирующих свойств и создают уадминистративно-территориальных образований иждивенческое настроение. Какспособ наделения территориальных бюджетов необходимыми средствами их исключитьнельзя, т.к. это приведет к многократным кассовым разрывам и необходимостиобращения за ссудой в вышестоящий бюджет.
Бюджетнаяссуда — бюджетные средства, предоставляемые другому бюджету на возвратной,безвозмездной или возмездной основах на срок не более шести месяцев в пределахфинансового года.
Бюджетныекомпенсации – суммы, утверждаемые и передаваемые из бюджета одного уровня вдругой для возмещения выпадающих доходов или покрытия дополнительных расходов,вызванных решениями органов власти другого уровня.
4.1 Доходы федеральногобюджета
В доходыфедерального бюджета зачисляются собственные налоговые доходы федеральногобюджета за исключением налоговых доходов, передаваемых в виде регулирующихдоходов бюджетам других уровней бюджетной системы РФ и неналоговые доходы. Впроцессе исполнения федерального бюджета в его доходы могут поступать средствапо взаимным расчетам из бюджетов субъектов РФ и другие безвозмездныеперечисления.
К налоговымдоходам федерального бюджета относятся:
федеральныеналоги и сборы, перечень и ставки которых определяются налоговымзаконодательством РФ. Пропорции их распределения в порядке бюджетногорегулирования между бюджетами разных уровней бюджетной системы РФ утверждаютсяфедеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год на срокне менее трех лет при условии возможного увеличения нормативов отчислений вбюджеты нижестоящего уровня на очередной финансовый год. Срок действиядолговременных нормативов может быть сокращен только в случае внесенияизменений в налоговое законодательство РФ;
таможенныепошлины, таможенные сборы и иные таможенные платежи;
государственнаяпошлина.
Неналоговыедоходы федерального бюджета включают:
доходы отиспользования имущества, находящегося в государственной собственности, доходыот платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в веденииорганов государственной власти РФ в полном объеме;
часть прибылиунитарных предприятий, созданных в РФ и остающейся после уплаты налогов и иныхобязательных платежей, в размерах, устанавливаемых Правительством РФ;
прибыль БанкаРоссии, остающейся после уплаты налогов и других обязательных платежей – понормативам, установленным федеральными законами;
• доходы отвнешнеэкономической деятельности. Собственные доходы федерального бюджета могутпередаваться
бюджетамсубъектов РФ и местным бюджетам по нормативам, устанавливаемым федеральнымзаконом о федеральном бюджете на очередной финансовый год на срок не менее трехлет и Федеральным законом “О финансовых основах местного самоуправления в РФ”.Срок действия нормативов может быть сокращен только в случае внесения измененийв налоговое законодательство РФ.
Установлениеновых видов налогов, их отмена или изменение возможны только путем внесениясоответствующих изменений в налоговое законодательство РФ.
Федеральныеорганы законодательной власти могут устанавливать новые виды неналоговыхдоходов, отменять или изменять действующие после представления федеральнымиорганами исполнительной власти своего заключения и только путем внесенияизменений в БК РФ. Федеральные законы о внесении изменений и дополнений вналоговое законодательство РФ, вступающие в силу с начала очередногофинансового года, должны быть приняты до утверждения федерального закона офедеральном бюджете на очередной финансовый год.
Внесениеизменений и дополнений в законодательство РФ о федеральных налогах и сборах,предполагающих вступление их в силу в течение текущего финансового года,допускается только в случае внесения соответствующих изменений и дополнений вфедеральный закон о федеральном бюджете на текущий финансовый год.
Федеральныеорганы исполнительной власти предоставляют налоговые кредиты, отсрочки ирассрочки по уплате налогов и иных обязательных платежей в федеральный бюджет всоответствии с налоговым законодательством РФ в пределах лимитов предоставленияналоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и иных обязательныхплатежей, определенных федеральным законом о федеральном бюджете на очереднойфинансовый год.
Доходыфедеральных целевых бюджетных фондов обособленно учитываются в доходах федеральногобюджета по ставкам, установленным налоговымзаконодательством РФ, и распределяются между федеральными целевыми бюджетнымифондами и территориальными целевыми бюджетными фондами по нормативам,определенным федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовыйгод.
4.2 Доходы бюджетовсубъектов РФ
Доходы бюджетов субъектовРФ формируются за счет собственных и регулирующих налоговых доходов, заисключением доходов, передаваемых в порядке регулирования местным бюджетам.
В доходыбюджетов субъектов РФ полностью поступают доходы от использования имущества,находящегося в собственности субъектов РФ, и доходы от платных услуг,оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органовгосударственной власти субъектов РФ.
К налоговымдоходам бюджетов субъектов РФ относятся:
собственныеналоговые доходы бюджетов субъектов РФ от региональных налогов и сборов,перечень и ставки, которых определяются налоговым законодательством РФ.Пропорции их разграничения на постоянной основе и распределения в порядкебюджетного регулирования между бюджетом субъекта РФ и местными бюджетамиопределяются законам о бюджете субъекта РФ на очередной финансовый год иФедеральным законом “О финансовых основах местного самоуправления в РФ”;
отчисления отфедеральных регулирующих налогов и сборов, предназначенных к зачислению вбюджеты субъектов РФ по нормативам, определенным федеральным законом офедеральном бюджете на очередной финансовый год, за исключением доходов отфедеральных налогов и сборов, передаваемых в порядке бюджетного регулированияместным бюджетам.
Неналоговыедоходы бюджетов субъектов РФ формируются в соответствии законодательством, втом числе за счет части прибыли унитарных предприятий, созданных субъектами РФи остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей в бюджет вразмерах, устанавливаемых законами субъектов РФ.
Собственные доходыбюджетов субъектов РФ от региональных налогов и сборов, а также от закрепленныхза субъектами РФ федеральных налогов и сборов могут быть переданы местнымбюджетам на постоянной основе полностью или частично – в процентной доле,утверждаемой законодательными (правительственными) органами субъектов РФ насрок не менее трех лет.
Срок действиянормативов может быть сокращен только в случае внесения изменений в налоговоезаконодательство РФ.
Полномочия органов государственной власти по формированию доходовбюджетов определены БК РФ.
Законодательные(исполнительные) органы субъектов РФ вводят региональные налоги и сборы,устанавливают размеры ставок по ним и предоставляют налоговые льготы в пределахправ, предоставленных налоговым законодательством РФ.
Законысубъектов РФ о внесении изменений и дополнений в налоговое законодательство РФв пределах компетенции субъектов РФ, вступающие в силу с начала очередногофинансового года, должны быть приняты до утверждения законов субъектов РФ обюджете на очередной финансовый год.
Внесениеизменений и дополнений в законодательство субъектов РФ о региональных налогах исборах, предполагающих их вступление в силу в течение текущего финансовогогода, допускается только в случае внесения соответствующих изменений идополнений в законы субъектов РФ о бюджете на текущий финансовый год.
Органыисполнительной власти субъектов РФ предоставляют налоговые кредиты, отсрочки ирассрочки по уплате налогов и иных обязательных платежей в бюджеты субъектов РФв соответствии с налоговым законодательством РФ в пределах лимитовпредоставления налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов ииных обязательных платежей, определенных законами субъектов РФ о бюджете.
Органыисполнительной власти субъектов РФ предоставляют отсрочки или рассрочки поуплате налогов и иных обязательных платежей в бюджеты субъектов РФ в частисуммы федерального налога или сбора, поступающих в бюджет субъекта РФ, толькопри отсутствии задолженности по бюджетным ссудам бюджета субъекта РФ передфедеральным бюджетом и соблюдении предельного размера дефицита бюджета субъектаРФ и размера государственного долга субъекта РФ.
4.3 Доходы местныхбюджетов
Доходыместных бюджетов формируются за счет собственных доходов и доходов за счетотчислений от федеральных и региональных регулирующих налогов и сборов.
В местныебюджеты полностью поступают доходы от использования имущества, находящегося вмуниципальной собственности, и доходы от платных услуг, оказываемых органамиместного самоуправления и бюджетными учреждениями, находящимися в веденииорганов местного самоуправления.
Также вместный бюджет поступают:
•ассигнования на финансирование осуществления отдельных государственныхполномочий, передаваемых органам местного самоуправления;
ассигнованияна финансирование реализации органами местного самоуправления федеральныхзаконов и законов субъектов РФ;
ассигнованияна компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений,принятых органами государственной власти, приводящих к увеличению бюджетныхрасходов или уменьшению бюджетных доходов муниципальных образований;
другиененалоговые доходы, поступающие в местные бюджеты в порядке и по нормативам,которые установлены федеральными законами, законами субъектов РФ и правовымиактами органов местного самоуправления.
К налоговымдоходам местных бюджетов относятся:
собственныеналоговые доходы местных бюджетов от местных налогов и сборов, определенныеналоговым законодательством РФ;
отчисления отфедеральных и региональных регулирующих налогов и сборов, передаваемые местнымбюджетам РФ и субъектом РФ в порядке;
государственнаяпошлина, за исключением государственной пошлины, зачисляемой в соответствии состатьей 50 БК РФ в доходы федерального бюджета, — по нормативу 100 процентов поместу нахождения кредитной организации, принявшей платеж.
Неналоговыедоходы местных бюджетов учитываются и формируются в соответствии сзаконодательством, в том числе за счет части прибыли муниципальных унитарныхпредприятий, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, — вразмерах, устанавливаемых правовыми актами органов местного самоуправления.
Доходыместных бюджетов могут быть переданы бюджетам других уровней по ставкам(нормативам), определяемым правовыми актами органов местного самоуправления.
Представительныеорганы местного самоуправления вводят местные налоги и сборы, устанавливаютразмеры ставок по ним и предоставляют льготы по их уплате в пределах прав,предоставленных им налоговым законодательством РФ.
Правовые актыпредставительных органов местного самоуправления о внесении изменений идополнений в налоговое законодательство РФ в пределах компетенции органовместного самоуправления, вступающие в силу с начала очередного финансовогогода, должны быть приняты до утверждения местного бюджета на очереднойфинансовый год.
Внесениеизменений и дополнений в правовые акты представительных органов местногосамоуправления о местных налогах и сборах, предполагающих и вступление в силу втечение текущего финансового года, допускаются только в случае внесениясоответствующих изменений и дополнений в правовой акт
представительногооргана местного самоуправления о местном бюджете на текущий финансовый год.
Органыместного самоуправления предоставляют налоговые кредиты отсрочки и рассрочки поуплате налогов и иных обязательных платежей в местные бюджеты в соответствии сналоговым законодательством РФ в пределах лимитов предоставления налоговыхкредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и иных обязательных платежей,определенных правовыми актами представительных органов местного самоуправленияо бюджете. А также определяют порядок предоставления отсрочек и рассрочек поуплате налогов и иных обязательных платежей в части сумм федеральных налоговили сборов, региональных налогов или сборов, поступающих в местные бюджеты,только при отсутствии задолженности по бюджетным ссудам местного бюджета передбюджетами других уровней бюджетной системы РФ и соблюдении предельного размерадефицита местного бюджета и размера муниципального долга, установленных БК РФ.
Заключение
Доходыбюджета создают не только материальную основу существования самого государства,но и базу покрытия потребностей в средствах для выполнения основной частивозложенных на государство функций. Доходы бюджета необходимо рассматривать,прежде всего, как фактор, влияющий на совокупное потребление путем оказаниявлияния на уровень доходности социальных групп и виды деятельности. Взиманиедоходов позволяет оказывать определенное воздействие на выбор направленийиспользования накоплений, образующихся в ходе хозяйственной деятельности,регулировать спрос и структуру конечного потребления. Доходы бюджета способнывоздействовать на хозяйственную активность, на объемы выпускаемой продукции итехническое оснащение производства, на равновесие цен, на отраслевое итерриториальное размещение инвестиций.
Регулирующиевозможности бюджетных доходов, однако, имеют определенные пределы. Высокийуровень изъятия денежных средств у предприятий и населения ведет к падениюхозяйственной активности, уменьшению потребительских расходов, снижениюсовокупного спроса на рынке, что, соответственно, способствует падению объемоввыпускаемой продукции, повышению цен, уменьшению реально произведенноговалового национального продукта.
Литература
1. ЛимоновА.М. «Местное самоуправление в Российской Федерации»: учебное пособие – М.,Издательство: Книжный мир, 2002, — 220 с.
2. «Финансы»- Денисова И.П., Иванова О.Б., Рукина С.Н. — М.: Феникс, 2008 г.
3. «Государственноеи муниципальное управление, реализация реформ», Сапожников А.А., Семкина О.С.,Мокрый В.С., — М.: Кнорус, 2008 г., — 216 с.
4. Миляков Н.В.Налоги иналогообложение в Российской Федерации. Учебник. – М.: Книжный мир, 2005г.
5. Финансы / под ред. А.М.Ковалевой — М.: Финансы и статистика.- 2005г.
6. Финансы. Денежноеобращение. Кредит.: Учебник для вузов // под ред.
7. проф. Л.А. Дробозиной — М.: Финансы, Юнити, 2005г.
8. Бюджетная системаРоссийской Федерации: учебное пособие для вузов, Петрозаводск, 2003. 118с.
9. Николаева Т.П. Бюджетнаясистема РФ / Московский международный институт эконометрики, информатики,финансов и права. — М.: 2003. — 225 с.