Введение
Современнаякредитная система — совокупность различных видовнациональных банков и кредитных учреждений, действующих в рамках общегоденежно-кредитного механизма. Включает Центральный банк, сеть коммерческихбанков и других кредитно-расчетных центров (в случае двухуровневой банковскойсистемы). Центральный банк проводит государственную эмиссионную и валютнуюполитику, является ядром резервной системы. Коммерческие банки осуществляют всевиды банковских операций. В странах с развитой рыночной экономикой сложилисьдвухуровневые банковские системы. Верхний уровень системы представленЦентральным (эмиссионным) банком. На нижнем уровне действуют коммерческиебанки, подразделяющиеся на универсальные и специализированные банки(инвестиционные банки, сберегательные банки, ипотечные банки, банкипотребительского кредита, отраслевые банки, внутрипроизводственные банки), инебанковские кредитно-финансовые институты (инвестиционные компании,инвестиционные фонды, страховые компании, пенсионные фонды, ломбарды, трастовыекомпании и др.).
Посостоянию на сегодняшний день структура кредитно-банковской системы Россииимеет следующий вид: 1. Центральный банк РФ 2. Коммерческие банки 3.Специализированные небанковские кредитно-финансовые институты — страховыекомпании — инвестиционные фонды — пенсионные фонды — финансово-строительныекомпании — прочие Данная кредитная система развивалась сложно и противоречиво. Процессстановления кредитной системы выявил определенные недостатки. Они выразились внарушениях во всех звеньях: продолжают образовываться и существовать мелкиеучреждения (банки, страховые компании, инвестиционные фонды), которые из-заслабой финансовой базы не могут справляться с потребностями клиентов;коммерческие банки и другие учреждения в основном проводят краткосрочныекредитные операции, недостаточно инвестируя свои средства в промышленность и другиеотрасли.
Многиевновь созданные кредитно-финансовые институты, страховые компании иинвестиционные фонды занимаются несвойственной им деятельностью: привлекаютвклады населения, выполняя функции коммерческих и сберегательных банков. Рядинвестиционных фондов, финансовых компаний и банков построили свою деятельностьне на подлинной коммерческой основе, а по принципу пирамиды, что вызвало волнубанкротств в 1993-1994 гг. Кроме того, высокие ставки на краткосрочные кредитыведут к необоснованному росту прибылей, которые в последующем конвертируются виностранную валюту, что обесценивает рубль и ведет к усилению инфляции. Поэтомумногие стороны деятельности банковской системы Российской Федерации нуждаются вдальнейшем совершенствовании.
Цель данной курсовой работы – рассмотреть механизмфункционирования и дальнейшие пути развития кредитно-банковской системы вусловиях рынка, проанализировать ее состояние, проблемы и недостатки.
1. Кредитная система Российской Федерации
Созданиюсовременной кредитной системы Российской Федерации предшествовал длительныйисторический период, который определялся социально-экономическими условиямиразвития нашей страны. История кредитной системы прошла несколько этаповформирования. До 1917 г. наша кредитная система развивалась покапиталистическим законам, которые отражали соответствующуюсоциально-экономическую формацию. По структуре, функциям и операциям онаприближалась к модели кредитной системы ведущих капиталистических стран тоговремени. В Российской империи существовала трехъярусная кредитная система,состоявшая из следующих звеньев.
1.1Структура кредитной системы
Российскойимперии до 1917 г.
Государственныйбанк Банковский сектор, представленный в основном коммерческими исберегательными банками Cпециализированные кредитные институты (страховыекомпании, кредитные товарищества и др.) В отличие от западных стран в Россиибыли развиты в основном два яруса: Государственный банк и частный банковскийсектор. Третий ярус был развит сравнительно слабо, что объяснялось низкимуровнем развития рынков капиталов и ценных бумаг. В то время в Россиипрактически не было учреждений, специализирующихся на операциях с ценнымибумагами, а их рынок был представлен всего тремя фондовыми биржами. Поэтомуаккумуляционно-мобилизационные функции на рынке капиталов выполняли в основномкоммерческие банки.
В первыемесяцы после революции 1917 г. была проведена национализация всех кредитныхинститутов (банков и страховых компаний), на базе Госбанка был создан Народныйбанк. Начавшаяся в начале 1918 г. гражданская война по существу ликвидировалакредитную систему, так как в условиях отсутствия товарно-денежных отношенийкредит потерял свое значение. Это подтверждает факт слияния Народного банка сНаркомфином (министерство финансов) Единственным источником доходов в странестала эмиссия так называемых денежных знаков, что способствовало натурализациихозяйственных отношений и ограничивало сферу товарно-денежных отношений. Вначале 20-х годов новая экономическая политика обусловила восстановление кредитнойсистемы, но в довольно усеченнйо форме. Был создан Госбанк, сталифункционировать акционерные и кооперативные коммерческие банки. К 1925 г. былавосстановлена кредитная система, структура которой выглядела следующим образом.
1.2Структура кредитной системы СССР в 1925 г.
Государственныйбанк Банковский сектор: акционерные банки (Промбанк, Электробанк, Внешторгбанк,Юговосточный банк, Дальневосточный банк, Среднеазиатский банк); кооперативныебанки (Всеуобанк, Украинбанк); коммунальные банки (Цекобанк и местныекоммунальные банки); Центральный сельхозбанк, республиканские сельхозбанкиСпециализированные и кредитно-финансовые учреждения: обществасельскохозяйственного кредита; общества взаимного кредита: сберегательные кассыСтруктура кредитной системы была представлена тремя ярусами и выражала новыесоциально-экономические отношения, сложившиеся в стране к началу 30-х годов.Особенность новой кредитной системы заключалась в том, что большая часть еезвеньев являлась государственной собственностью, затем шли кооперативная исамая незначительная — капиталистическая (в основном с обществами взаимногокредита). При этом кредитная система была представлена главным образомотраслевыми и специализированными банками и обществами по кредитованию. В новойструктуре кредитной системы отсутствовали страховые компании и учреждения,занимавшиеся операциями с ценными бумагами. Это объяснялось созданиемгосударственной страховой компании, и ее выведением из кредитной системы, атакже очень ограниченным рынком ценных бумаг в виде оборота акций междуразличными государственными организациями-акционерами. Таким образом,аккумуляция и мобилизация денежных ресурсов практически осуществлялась банкамив рамках государственной собственности.
Впоследующие годы кредитная система претерпела дальнейшие изменения под влияниемкредитной реформы 30-х годов, когда были ликвидированы все виды собственности,кроме государственной. Крнедитная система была превращена в одноярусную, илиоднозвенную систему, выражая социально-экономические потребности того времени,связанные с осуществлением планов индустриализауии и коллективизации. Кредитнаясистема начала функционировать в рамках командно-административной системыуправления экономикой и была представлена всего лишь тремя банками, сберегательнымикассами и двумя страховыми организациями.
1.3 Структуракредитной системы СССР
Государственныйбанк Стройбанк Банк для внешней торговли Система сберегательных банков Госстрахи Ингосстрах В результате такой реорганизации Государственный банк, помимоэмиссионной и расчетно-кассовой деятельности, взял на себя предоставлениекраткосрочных кредитов промышленности, транспорту, связи и другим отраслямхозяйства, а также долгосрочных кредитов сельскому хозяйству.
Второйбанк страны — Стройбанк сосредоточил свою деятельность на предоставлениидолгосрочных кредитов и финансировании капиталовложений в различных отрасляххазяйства, кроем сельского хозяйства.
Банк длявнешней торговли занимался кредитованием внешней торговли, международнымирасчетами, а также операциями с инностранной валютой, золотом и драгоценнымиметаллами.
Системасберегательных касс обслуживала широкие слои населения путем привленченияденежных сбережений, оплаты услуг и реализации выйгрышных государственныхзаймов.
Госстрахмонополизировал страховые операции юридических и физических лиц внутри страны,Ингосстрах осуществлял операции по иностранному страхованию (страхрваниеимущества иностранцев, советского имущества за рубежом, экспортно-импортныегрузы, транспортные средства). Все аккумулированные денежные средства указанныхорганизаций создавали так называемый ссудный фонд страны, который в последующемраспределялся и перераспределялся в виде кредитов в различное сфкры хозяйства.
Длительноекомандно-административное функционирование кредитной системы показало ее слабуюэффективность, особенно в условиях обострения финансово-экономических проблем встране к началу 80-х годов. Кредит по существу перестал играть роль активногоинструмента воздействия на научно-техническое обновление экономики. Большаячасть кредитов выполняла роль второго бюджета, так как кредиты не возвращалисьпредприятиями. В результате многие кредиты списывались или шел процессперекридитования предприятий. В особенности это относилось к большомуколичеству планово-убыточных предприятий и сельскому хозяйству. Процент закредит оставался на довольно низком уровне, что не стимулировало к взаимнойэффективности ни банки, ни предприятия. Все это нарушало главную сущностькредита — плату за кредит и его возвратность. Поэтому в середине 80-х годов всвязи с реорганизацией управления экономикой была проведена банковская реформа,которая выразилась в создании крупных отраслевых специализированных банков.
1.4Структура кредитной системы СССР в середине 80-х годов
Государственныйбанк (Госбанк СССР) Промышленно-строительный банк (Промстройбанк)Агропромышленный банк (Агропромбанк СССР) Банк жилищно-коммунального хозяйстваи социального развития (Жилсоцбанк СССР) Банк трудовых сбережений икредитования населения (Сберегательный банк СССР) Банк внешнеэкономическойдеятельности СССР Особенность этой реорганизации заключалась в том, чтоотраслевым специализированным банкам предоставлялось право как краткосрочного,так и долгосрочного кредитования. Значительные кредитные ресурсы из Госбанкабыли преданы специализированным банкам. Государственный банк сохранил за собойэмиссионную, расчетную, контролирующую, функции, а также кредитованиенепроизводственной сферы. Система сберегательных касс была преобразована вединый Сберегательный банк с многочисленными филиалами и отделениями.
Основнаязадача реорганизации банковской системы сводилась к проведению прогрессивнойкредитной политики, повышению эффективности всей кредитной системы. Однако, какпоказала дальнейшая практика, такая реорганизация носила больше негативный,нежели позитивный характер, поскольку монополия трех банков (Госбанка,Стройбанка, Внешэколномбанка) по существу была заменена монополией вновьсозданных, реорганизованных, специализированных банков.
Центральная,одноярусная структура банковской системы закрепляла сферу влияния банков поведомственному принципу. Предприятия, как прежде, закреплялись за банками и неимели права выбора в получении кредитных ресурсов. Резко возросли издержкиобращения банков в связи с увеличением банковского аппарата, ростом егозаработной платы и организованных расходов.
Госбанкзанимался только распределением ресурсов на верхнем уровне, не имея возможностивоздействовать на выполнение кредитных планов. Каждый банк реализовалсамостоятельные кредитные планы, используя административные методы управления.Так, распределяли свои ресурсы на вертикали между своими учреждениями, необращая внимания на выгодность помещения средств, и осуществляли простоефинансовое обслуживание и субсидирование предприятий.
Монопольноеположение спецбанков и централизованное закрепление ресурсов не позволяло веститорговлю деньгами или создавать денежные рынки. Кроме того, банки стали вводитьискусственные поборы с предприятий и населения за обычные банковские услуги. Врезультате этого кредитные и денежные ресурсы продолжали выполнять пассивнуюроль и не могли рационально воздействовать на ход экономического развития.
Вкачестве позитивных мер банковской реорганизации 1987 г. можно назватьупорядочение безналичных расчетов, прекращение кредитования убытков,сверхплановых запасов товарно-материальных ценностей, а также выдачи кредитовна восполнение утраченных собственных оборотных средств, приостановлениеизъятия излишних кредитных средств из хозяйственного оборота и замену ихсобственными ресурсами предприятий. В результате этих мероприятий быливысвобождены кредитные ресурсы на сумму свыше 75 млрд. руб. Однако такиепозитивные меры существенно нивелировались отрицательными последствиямибанковской реформы.
Какответ на негативные последствия банковской реформы в 1988-1989 гг. сталисоздаваться коммерческие и кооперативные банки в основном на базе денежныхнакоплений различных отраслей промышленности. В течение первого периода1988-1989 гг. было создано около 150 коммерческих и кооперативных банков.Начала вырисовываться новая двухъярусная структура банковской системы: Госбанки специализированные банки — первый ярус, комммерческие и кооперативные банки — второй ярус. В середине 1990 г. в связи с объявлением правительством программыперехода к рынку стало очевидным, что банковская система нуждается в дальнейшейреорганизации. В частности, в правительственной программе отмечаласьнеобходимость создания эффективной двухъярусной банковской системы, состоящейиз Государственного банка и коммерческих банков, в которые должны бытьпреобразованы также созданные 1987 г. специализированные банки.
Наряду сэтой программой исполнительные и законодательные органы страны рассматривалиальтернативную программу перехода к рынку — «500 дней», предлагавшуюсоздать трехъярусную банковскую систему, которая помимо Госбанка и коммерческихбанков дополнялась сетью специализированных кредитно-финансовых учреждений влице страховых компаний, земельных банков, инвестиционных фондов, кредитныхтовариществ, пенсионных фондов, брокерских и лизинговых компаний. Программа«500 дней» расширяла количество будущих субъектов рынка капитала засчет перспективного создания специализированных кредитных учреждений, однако посуществу неправильно подменяла понятие «кредитная система» понятием«банковская система». Первое понятие шире, чем второе, котороеограничивается только банками. Кроме того, в программе оставалось понятие«ссудного фонда», тогда как в условиях рынка необходима его замена на«рынок капитала».
Концепцияструктуры новой кредитной системы практически полностью перешла в программусоюзного правительства " Основные направления развития народного хозяйстваи перехода к рынку ", принятую осенью 1990 г. Верховным Советом СССР.Однако и здесь была допущена профессиональная ошибка, так как под банковскойсистемой по сути подразумевалось создание новой кредитной системы.
В конце1990 г. Верховным Советом СССР был принят закон " Закон о Госбанке ибанковской деятельности", который окончательно устанавливал двухъяруснуюбанковскую систему в виде Центрального банка (Госбанка), Сберегательного банкаи коммерческих банков. Согласно этому закону коммерческие банки получилисамостоятельный статус в области привлечения вкладов и кредитной политики, атакже при определении процентных ставок. Кроме того, им были даны праваосуществлять валютные операции на основе лицензий, выданных Центральным банком.
Закон1990 г. изменил функциональную деятельность Госбанка: кроме эмиссионной,расчетной функции, он стал контролировать деятельность коммерческих банковпутем установления для них обязательных норм резервов и хранения их на счетахЦентрального банка. Принятие закона 1990 г. способствовало созданию широкойсети коммерческих банков во всех регионах страны.
Специализированныебанки были превращены в коммерческие банки. Уже в 1988-1989 гг. началивозникать отдельные специализированные кредитно-финансовые институты. Вкачестве альтернативы двум государственным страховым учреждениям — Госстраху иИнгосстраху были образованы на коммерческой основе страховые компании«Центрорезерв», «Дальросс», «Аско» и др.
Одновременнобыло создано несколько инвестиционных компаний и банков. К 1990 г., т.е. кмоменту принятия «Закона о банках и банковской деятельности», встране начинает складываться трехъярусная кредитная система. К концу 1991 г. всвязи с образованием Российской Федерации как самостоятельного государстваформируется новая структура кредитной системы, которая складывается изследующих трех ярусов.
1.5 Структуракредитной системы РФ на конец 1992 г.
Центральныйбанк РФ Банковская система коммерческие банки сберегательный банк РФСпециализированные небанковские кредитные институты: страховые компанииинвестиционные фонды прочие Нынешняя структура кредитной системы РФприближается к модели кредитной системы промышленно развитых стран. Но дело втом, что наиболее слабым звеном новой кредитной системы является третий ярус.Он представлен в основном страховыми компаниями, а для развития других типовспециализированных кредитных институтов нужно полноценное функционированиерынка капиталов и его второго элемента — рынка ценных бумаг. Созданиепоследнего возможно в условиях относительно широкой приватизациигосударственной собственности. Именно это должно стимулировать развитиетретьего яруса кредитной системы.
Новаябанковская система пока развивается сложно и противоречиво. К началу 1992 г. вРФ действовало 1414 коммерческих банков, из них 767 созданы на базе бывшихспециализированных банков и 646 вновь образованы. Суммарный составной фонд составил76,1 млрд. руб. Однако основным недостатком новой банковской системы являетсябольшое число мелких банков — 1037, или 73% от общего числа банков, с уставнымфондом от 5 до 25 млн. руб, в товремя как банков с уставным фондом свыше 200млн. руб. насчитывалось 24, или 2% их общего количества.
Поэтомумелкие коммерческие банки не могли эффектно организовать обслуживание клиентови гарантировать сохранность их вкладов. Кроме того, характерными негативнымисторонами всей банковской системы являются нехватка квалифицированных кадров;слабая материально-техническая база; отсутствие конкуренции; недоступностьуслуг для ряда клиентов из-за высокого уровня процента. 1993-1994 годыхарактеризовались дальнейшим ростом числа коммерческих банков и другихкредитно-финансовых институтов, что было обусловлено расширением масштабовприватизации, развитием рынка ценных бумаг, дальнейшим продвижением рыночныхреформ.
К концу1994 г. в России действовало около 2400 коммерческих банков, более 2 тыс.страховых компаний, большое количество инвестиционных фондов (компаний),одновременно стали создаваться ипотечные банки, негосударственные пенсионныефонды, финансово-строительные компании, частные сберегательные банки и ряддругих кредитных учреждений.
На конец1994 г. структура кредитной системы России значительно отличается от 1991 — 1992 гг.
Структуракредитной системы Российской Федерации на конец 1994 г.
Центральныйбанк Банковская система: коммерческие банки сберегательные банки ипотечныебанки Специализированные небанковские кредитно-финансовые институты страховыекомпании инвестиционные фонды пенсионные фонды финансово-строительные компаниипрочие Новая структура кредитной системы стала в большей степени отражатьпотребности рыночного хозяйства и все больше приспосабливаться к процессу новыхэкономических реформ.
Всовременной России следующие правила и требования:
Всоответствии с проводимой в Российской Федерации кредитной политикойСберегательный банк предоставляет населению потребительские кредиты. Основныенаправления кредитной и процентной политики банка определяются Советомдиректоров банка в соответствии с законодательством, действующим на территорииРФ. Нормативными документами Центробанка и решениями Совета банка Сбербанка РФ.Сберегательный банк осуществляет выдачу ссуд населению в пределах кредитныхресурсов, мобилизуемых населению и приобретаемых у других банков. Основныенаправления кредитной и процентной политике по установлению объектовкредитования процентной ставки, размера и срока пользования кредитом определяетсяСберегательным банком РФ. Учреждения Сбербанка предоставляют потребительскиекредиты населению на коммерческой основе при соблюдении принципов кредитования:обеспеченности, срочности, возвратности. Выдачи отдельным категориям населениябез процентных кредитов. Учреждения Сбербанка РФ предоставляют кредиты:долгосрочные, краткосрочные. Выдача кредитов производится на основаниикредитных договоров, заключаемых между банкиром и индивидуальным заемщиком поместу постоянного жительства, за исключением кредитов на приобретение истроительства индивидуального жилья, которые выдаются по месту его нахожденияили застройки. Конкретные суммы кредита и сроки кредитования устанавливаютсябанком по согласованию с заемщиком в зависимости от его платежеспособности и целикредитования. Размер месячного или квартального платежа по ссуде и процентов запользование не должно превышать 1/3 среднемесячного или среднеквартальногодохода заемщика или поручителя.
2. Кредит и кредитная система
2.1 Ссудный капитал и кредит
Ссуднымкапиталом называется капитал в денежной форме (денежныйкапитал), предоставляемый в ссуду его собственниками на условиях возвратностиза плату в виде процента. Движение этого капитала называется кредитом. Важнейшимиисточниками ссудного капитала служат:
1)денежные средства, предназначенные для восстановления основного капитала инакапливаемые по мере перенесения его стоимости по частям на создаваемые товарыв виде амортизации;
2)часть оборотного капитала, высвобождаемая в денежной форме в связи снесовпадением во времени продажи изготовленных товаров и покупки сырья, топливаи материалов, необходимых для продолжения процесса производства;
3)капитал, временно свободный в промежутках между поступлением денежных средствот реализации товаров и выплатой заработной платы;
4)предназначенные для вложений в основной капитал средства, накапливаемые прирасширенном воспроизводстве до определенной величины, зависящей от масштабовпредприятий и их технического уровня;
5)сбережения домохозяйств, т.е. откладываемые людьми для приобретения товаровдлительного пользования и жилья деньги, которые аккумулируются на счетах вбанках.
Бездействиеденежных средств, противоречит природе рыночной экономики. Кредит разрешает этопротиворечие.
2.2 Формы кредита
Кредитвыступает в двух основных формах: коммерческого и банковского кредита, которыеразличаются по составу участников, объектам ссуд, динамике, величине процента исфере функционирования.
Коммерческийкредит— это кредит, предоставляемый одними предприятиями другим в виде продажитоваров с отсрочкой платежа. Орудием, средством коммерческого кредита служитвексель. Впервые он стал использоваться в Италии в XII—XIIIвв. Векселя делятся, на простые и переводные.
Простойвексель представляет собой вексельное обязательство, выдаваемое заемщиком наимя кредитора, с указанием места и времени выдачи долгового обязательства,суммы последнего, места и времени платежа.
Переводнойвексель, или тратта — это письменный приказ одного лица (кредитора) другому(заемщику) об оплате определенной суммы третьему лицу или предъявителю. Лицо,выдающее переводной вексель, именуется трассатом; лицо, обязанное совершитьплатеж, — трассатом, а лицо, которому передается право получения денег, — реметинтом.Объект переводного векселя — товарный капитал.
Целькоммерческого кредита — ускорить реализацию товаров и получение заключенной вних прибыли. Процент по нему, входящий в цену товара и в сумму векселя, ниже,чем, по банковскому кредиту, цель которого — получение прибыли по ссудам(займам, кредитам). Размеры этого кредита ограничены величиной резервных(свободных) капиталов, имеющихся у предпринимателей.
Банковскийкредитпредоставляется владельцами денежных средств — банками, специальными кредитнымиучреждениями — заемщикам в виде денежных ссуд. Объект банковского кредита —денежный капитал. Банковский кредит обслуживает и накопление капитала,превращая в него сбережения всех слоев общества.
Длясовременной рыночной экономики характерно переплетение коммерческого ибанковского кредитов. Это проявляется при кредитовании не только предприятий,но и потребителей.
Потребительскийкредитпредоставляется частным лицам. Его объектами являются обычно товары длительногопользования (мебель, автомобили, холодильники, телевизоры и др.), разнообразныеуслуги. Потребительский кредит выступает в форме кредита коммерческого (продажатоваров с отсрочкой платежа через розничные магазины) и банковского(предоставление ссуд кредитными учреждениями на потребительские цели). В рядеслучаев банки заключают соглашения с магазинами, которые продают товары вкредит клиентам банков. При этом банки сразу оплачивают магазинам наличныеденьги за проданные товары, а покупатели постепенно погашают ссуду банка.Максимальный срок потребительского кредита — три года. Разновидностьюпотребительского кредита являются долгосрочные (на очень длительный срок) ссудычастным лицам на приобретение или строительство жилищ (ипотечный, жилищныйкредит). В России потребительский кредит только начинает развиваться, преждевсего, в продаже автомобилей, приобретении и строительстве жилья.
Государственныйкредит— совокупность кредитных отношений, в которых и заемщиками, и кредиторамивыступают государство и местные органы власти. Они заимствуют средства на рынкессудных капиталов путем выпуска займов через финансово-кредитные учреждения.Доходы от внутренних займов стали вторым после налогов источником'финансирования государственных расходов. Одновременно государство являетсякредитором, особенно низко рентабельных, но необходимых для воспроизводстваотраслей (жилищное строительство, инфраструктура, сельское хозяйство и т.д.).
Международныйкредит— движение и функционирование ссудного капитала между странами. Кредитныеотношения существуют не только внутри каждой страны, но и между государствами,их компаниями и банками как одна из форм международного движения капитала (см.гл. 36).
2.3Функции кредита
Кредитвыполняет, прежде всего пере распределительную функцию. При его помощисвободные денежные капиталы и доходы предприятий, домашних хозяйств,государства аккумулируются и превращаются в ссудный капитал, который передаетсяза плату (в виде процента) во временное пользование. Через кредитный механизмссудный капитал перераспределяется на основе возвратности между отраслямихозяйства, устремляясь в те сферы, которые обеспечивают получение большейприбыли или которым отдается предпочтение в соответствии с общенациональнымипрограммами развития экономики. Кредит выполняет также функцию экономии издержекобращения, частично через замещение наличных денег (векселями, банкнотами,чеками), а также через развитие безналичных расчетов (через банки и расчетныепалаты) и ускорение обращения денег.
Специфическойфункцией современной рыночной экономики является использование кредита наряду сденьгами и дотациями как инструмента ее регулирования. Кредитное регулированиеэкономики — это совокупность мероприятий, осуществляемых государством дляизменения объема и динамики кредита в целях воздействия на хозяйственныепроцессы. Государство участвует в процессе движения ссудного капитала отисточников к сферам приложения, регулируя доступ заемщиков на рынок ссудныхкапиталов, облегчая или затрудняя получение ссуд. Путем дифференциациипроцентных ставок за кредит, предоставления правительственных гарантий и льготстимулируется преимущественное кредитование тех предприятий и отраслей,деятельность которых соответствует общенациональным программам экономическогоразвития. Данной цели служит также государственный кредит.
ВРоссии при решении в настоящее время задач реструктуризации банковской системыпредполагается более активное участие государства в этом процессе, в том числестимулирование процесса кредитования банками реального сектора экономики.Данное направление развития кредитного регулирования предполагает сохранениеотдельных крупных многофилиальных банков, которые могли бы выполнять функциипроводников государственной структурной и инвестиционной политики в сферекредитования, прежде всего агропромышленного производства (СБС-АГРО, включаяАгробанк), а также в индустриальной и строительной сфере (Промстройбанк, банк«Российский кредит»).
2.4Кредитная система
Кредитнуюсистемуобычно рассматривают как совокупность кредитно-расчетных отношений, форм иметодов кредитования и как совокупность кредитных организаций(финансово-кредитных институтов).
Основойкредитной системы исторически являются кредитные организации(финансово-кредитные институты), прежде всего банки.
Выполнениеотдельных банковских функций восходит к глубокой древности (Древний Вавилон,Египет, Греция и Римская империя). Первые предшественники современных банковвозникли во Флоренции и Венеции (1587 г.) на основе меняльного дела — обменаденег различных областей и стран. Главными операциями банков были приемденежных вкладов и безналичные расчеты. Позднее по такому принципуорганизовались банки в Амстердаме (1605 г.) и Гамбурге (1618 г.).
Финансово-кредитныеинституты на страновом уровне подразделяются на центральные банки, коммерческиебанки и специализированные финансово-кредитные институты (кредитныеорганизации). Все они являются примером того, насколько тесно переплетеныденежная и кредитная системы.
Центральныебанки— это банки, осуществляющие выпуск банкнот и являющиеся центрами кредитнойсистемы. Они занимают в ней особое место, будучи «банками банков», и являются,как правило, государственными учреждениями. В странах Западной Европыцентральные банки были национализированы в период Второй мировой войны или впослевоенный период. В США центральный банк (Федеральная резервная система)находится в смешанной собственности.
Коммерческиебанкипредставляют собой частные и государственные банки, осуществляющиеуниверсальные операции по кредитованию промышленных, торговых и другихпредприятий, главным образом за счет тех денежных капиталов, которые ониполучают в виде вкладов. Появление термина «коммерческие банки» связано с тем,что в XVII в. они начали собслуживания торговли и нарождающейся промышленности.
Специализированныекредитные организации включают банковские и небанковскиеорганизации, специализирующиеся на определенных видах кредитования. Так,внешнеторговые банки специализируются на кредитовании экспорта и импортатоваров, а ипотечные банки и компании — на предоставлении долгосрочных ссуд подзалог недвижимости (земли и строений).
Крометого, с целью регулирования валютных и денежно-кредитных отношений на основемежгосударственных соглашений созданы межгосударственные (международные) банки:Международный банк реконструкции и развития (Всемирный банк) и его филиалы —Международная ассоциация развития и Международная финансовая корпорация, атакже Банк международных расчетов и различные региональные международные банкиразвития, в том числе Европейский банк реконструкции и развития, а также другиебанки. Членом большинства этих банков является и Россия.
2.5 Функции Центральногобанка
Дляцентрального банка страны характерен ряд основных функций.
Эмиссионаяфункция — старейшая и одна из наиболее важных функций центрального банка. Хотяв современных условиях наличные деньги менее важны, чем безналичные, банкнотнаяэмиссия центральных банков сохраняет свое значение, поскольку наличные деньгипо-прежнему необходимы для значительной части платежей и обеспеченияликвидности кредитной системы, которая должна иметь средства окончательногопогашения долговых обязательств. Так, в России наличные деньги составляют35—42% совокупной денежной массы.
Функцияаккумуляции и хранения кассовых презервов для коммерческих банков заключается втом, что каждый банк, являющийся членом национальной кредитной системы, обязанхранить на резервном счете в центральном банке сумму в определенной пропорции кразмеру его вкладов. Изменение нормы резервов — один из основных методовденежно-кредитной политики, (в России эта норма в 1999 г. составляла поразличным вкладам и депозитам 5—7%).
Одновременноцентральный банк по традиции является хранителем официальных золотовалютныхрезервов страны (официально золотовалютные резервы России на 1 июня 1999 г.составили около 112 млрд. долл. против 15 млрд. долл. на 1 июня 1996 г.).
Кредитованиекоммерческих банков центральным банком характерно, прежде всего, длясоциалистической экономики с ее государственной монополией на кредитную деятельность,а также для экономики переходного периода с ее нехваткой средств у частныхфинансово-кредитных институтов. Менее характерно оно для развитой рыночнойэкономики, где подобное кредитование существует преимущественно в периодыфинансовых трудностей. Предоставление кредитов и выполнения расчетных операцийправительственных органов осуществляются следующим образом.
Вгосударственных бюджетах аккумулируется до половины и больше ВВП стран. Этисредства накапливаются на счетах в центральных банках и расходуются с них.Поэтому центральные банки ведут счета государственных учреждений и организаций,местных органов власти, аккумулируют на этих счетах средства и проводят выплатыс них. Кроме того, они осуществляют операции с государственными ценными бумагами,предоставляют государству кредит в форме прямых краткосрочных и долгосрочныхссуд или покупки государственных облигаций. Центральные банки также проводят попоручению правительственных органов операции с золотом и иностранной валютой.
Безналичныерасчеты, основанные на зачете взаимных требований и обязательств, т.е.клиринги, являются важной функцией центральных банков. В ряде стран центральныйбанк ведет операции по общенациональному клирингу, выступая посредником междукоммерческими банками, расположенными в разных районах страны. Примеромобщенациональной расчетной палаты служит Федеральная резервная системаСоединенных Штатов Америки.
Совокупностьмероприятий денежной политики (она, прежде всего, регулирует изменение денежноймассы) и кредитной политики (нацелена на регулирование объема кредитов, уровняпроцентных ставок и других показателей рынка ссудных капиталов) получиланазвание денежно-кредитной политики.
2.6 Коммерческие банки
Функциикоммерческих банков — это, прежде всего, аккумулирование депозитов и ведениетекущих счетов; оплата выписанных на эти банки чеков; предоставление кредитовпредпринимателям. Коммерческие банки часто называются финансовыми универмагамиили супермаркетами кредита. Ведь они осуществляют расчеты и организуютплатежный оборот в масштабах всего национального хозяйства. На базе их операцийвозникают кредитные деньги (чеки, банковские векселя).
Нарубеже 80—90-х гг. началось активное внедрение коммерческих банков в страховойбизнес. В результате клиенты коммерческих банков могут пользоваться услугамисамого широкого диапазона. Очевидно, данное направление универсализациикоммерческих банков будет развиваться и в ближайшие годы.
2.7Специализированные кредитные организации (финансово-кредитные институты)
Этиорганизации возникли в XIXв. Длительное время они играли в денежно-кредитной сфере подчиненную роль,уступая коммерческим банкам. Однако их роль резко возросла в странах с рыночнойэкономикой после Второй мировой войны. Это произошло, с одной стороны, из-заусиления значения операций, на которых специализировались эти институты, а сдругой — из-за проникновения этих финансово усилившихся специализированныхинститутов в сферу действия коммерческих банков. Примером могут служитьпенсионные фонды, капиталы которых сильно возросли в последние десятилетия икоторые на Западе являются одними из крупнейших покупателей ценных бумаг.
Инвестиционныебанкизанимаются эмиссионно-учредительской деятельностью, т.е. проводят операции повыпуску и размещению на фондовом рынке ценных бумаг, получая на этом доход. Онине имеют права принимать депозиты и привлекают капитал, как правило, путемпродажи собственных акций или за счет кредита коммерческих банков. Свой капиталони используют для долгосрочного кредитования различных отраслей хозяйства. ВРоссии эти банки немногочисленны.
Важноеместо в кредитной системе занимает обширная группа сберегательных учреждений.Они привлекают мелкие сбережения и доходы, которые без помощи кредитной системыне могут функционировать как капитал. Существуют разные типы сберегательныхучреждений: сберегательные банки и кассы, взаимно-сберегательные банки(разновидность кооперативных банковских учреждений в США),доверительно-сберегательные банки (в Великобритании), ссудосберегательные ассоциации(в США), кредитные кооперативы (союзы, ассоциации). В России средисберегательных учреждений доминирует Сбербанк РФ (на февраль 1999 г. имел 1848филиалов).
Длястраховых компаний характерна специфическая форма привлечения средств — продажастраховых полисов. Полученные расходы они, вкладывают прежде всего в облигациии акции других компаний, государственные ценные бумаги. Они также предоставляютдолгосрочные кредиты предприятиям и государству.
Пенсионныефондыразличаются по организации и управлению, по структуре активов. Так, имеютсяфонды, застрахованные управляемые страховыми компаниями) и незастрахованные(управляемые предприятиями или по их доверенности банками), фундированные (ихсредства инвестированы в ценные бумаги) и нефундированные (пенсии выплачиваютсяиз текущих поступлений и доходов) и т.д.
ВРоссии наряду со страховыми компаниями вопросами пенсионного обеспечениязанимаются также негосударственные пенсионные фонды (НПФ). По своей сути ониявляются сберегательными институтами. Однако в деятельности НПФ существует ещенемало проблем и изъянов. В частности, некоторые НПФ основаны на пирамидальныхсхемах, что, несомненно, приведет их к банкротству и может дискредитировать вглазах населения идею негосударственного пенсионного обеспечения.
Инвестиционныекомпанииразмещают среди мелких держателей свои обязательства (акции) и используютполученные средства для покупки ценных бумаг различных отраслей хозяйства.Мелкие инвесторы охотно покупают обязательства инвестиционных компаний, так какблагодаря значительной диверсификации (вложение средств в различныепредприятия) достигается известное рассредоточение активов, снижается опасностьпотери сбережений из-за банкротств фирм, в чьи акции вложен капитал. Инвестиционныечековые фонды в России являются, в сущности, тоже инвестиционными компаниями.
Специализированныекредитные учреждения играют важную роль в содействии переливу капитала, а сталобыть, структурным сдвигам в экономике. В то время как коммерческие банкиобслуживают прежде всего кругооборот оборотных фондов, на долюспециализированных учреждений приходится оборот основного капитала, т.е.кредитование инвестиционного процесса.
3.Особенности кредитной системы в России
В России, как и вбольшинстве других стран мира, действует двухуровневая кредитная система:Центральный банк — банковские институты и небанковские кредитные организации.Центральный банк РФ (Банк России, Центробанк, ЦБ РФ) является эмиссионнымцентром страны, обладает монопольным правом выпуска в обращение и изъятия из негоналичных денежных знаков в форме банкнот и монет. В качестве банка банков онпредоставляет централизованные кредиты коммерческим банкам, является главнымбанкиром Правительства РФ, выполняет функции управляющего золотовалютнымирезервами, осуществляет кассовое исполнение государственного бюджета (преждевсего организацию через свои управления и отделения приема бюджетных платежей врегионах и на местах) и проч.
Коммерческиебанки являются основой кредитной системы России. Некоторые из них возникли набазе ранее функционировавших специализированных государственных банков, имевшихустойчивое финансовое положение и обладавших разветвленной сетью филиалов(Сбербанк, Мосбизнесбанк, Промстройбанк и др.), другие создавались практически«с нуля».
ВРоссии уже сложилась кредитная система, отличная от двух основных мировыхмоделей: американской и немецкой. В стране действуют универсальные банки (этимона отличается от американской модели), а также функционирует достаточноразвитый сектор специализированных кредитных организаций (этим она отличаетсяот немецкой модели).
Вцелом российские кредитные организации повторяют путь, по которому развиваласькредитная система в Западной Европе и других регионах мира с конца 40-х —начала 50-х гг.: финансовый капитал в России уже сращивается с промышленным иторговым (например, в форме финансово-промышленных групп), усиливаетсяконцентрация банков, их объединения в различных формах, возникают первыеинтернациональные союзы, консорциумы для осуществления отдельных проектов и программ.
Следуетотметить, что банковская система России слабо выполняет свою вторую главнуюфункцию — кредитование. В результате из-за дороговизны кредитования половинароссийских промышленных предприятий не прибегает к кредитам банков.
Ксередине 1998 г. заметно выросли капиталы банков, создана серьезнаяматериальная база, внедрены международные технологии и стандарты. Однакоавгустовский кризис 1998 г. нанес разрушительный удар прежде всего по кредитнойсистеме России. За август—декабрь 1998 г. капиталы банковской системысократились на 30%.
Обострениюкризиса способствовали также отток вкладов населения и усиление недоверия кбанкам. Общая сумма вкладов в рублевом выражении сократилась на 40%. Сужениересурсной базы и повышение кредитных рисков привели к резкому сокращениюкредитной активности.
Врезультате банковская система оказалась отброшенной на несколько лет назад. Но,несмотря на это, она продолжает функционировать, средние и небольшие банкиразвиваются, увеличивают капиталы и расширяют клиентуру.
Всложившихся условиях остро стоит вопрос о реструктуризации банковской системы.В частности, в рамках подготовки Банком России Концепции развития банковскойсистемы предлагается принятие закона «О несостоятельности (банкротстве)кредитных организаций» и закона «О реструктуризации кредитных организаций», атакже обеспечение результативной деятельности Агентства по реструктуризациикредитных организаций (АРКО). По оценке Банка России, из 1473 действующихбанков 1032 (70%) являются финансово стабильными и они способны работать безгосударственной поддержки; 441 банк, или 30%, отнесены к «проблемным»: у нихобразовался значительный дефицит ликвидных средств и капитала, они являютсянеплатежеспособными и не могут самостоятельно выйти из кризиса; 149 банков изчисла «проблемных» имеют явные признаки несостоятельности (банкротства). 44«проблемным» банкам, в число которых входят 18 крупных, оказываетсягосударственная поддержка в силу их социальной и экономической значимости. Наних приходится почти 50% активов и 45% вкладов населения (без Сбербанка РФ).Потребность средств на рекапитализацию банков оценивается Банком России в 75млрд руб.
Главнымив процессе финансового оздоровления «проблемных» банков призваны быть меры пореорганизации, а не проведению процессов банкротства. Мировой опыт показывает,что убытки от банкротства в 8—10 раз больше, чем при реорганизации.
БанкРоссии активизирует и поддержку региональной сети банков как важного условияразвития производительных сил регионов.
денежный кредит банковский
4.Основная цель денежно-кредитной политики Банка России на современном этапе
1.Приоритетом государственной социально-экономической политики являетсяобеспечение высоких и устойчивых темпов экономического роста. Повышение ролибанковского сектора в экономике является одной из важнейших задач государства.Динамика решения задач развития банковского сектора будет в значительнойстепени зависеть от состояния правовой среды, инвестиционного и деловогоклимата, налоговых условий, совершенствования регулирования банковскойдеятельности и системы банковского надзора, эффективности функционированиясистемы страхования вкладов.
2.Правительство Российской Федерации и Центральный банк Российской Федерации(Банк России) рассматривают процессы реформирования банковского сектора вкачестве важного компонента развития и укрепления рыночных основфункционирования экономики страны.
Подреформированием банковского сектора понимается комплекс мер, последовательноосуществляемых органами государственной власти, Банком России, кредитнымиорганизациями, их учредителями (участниками) и иными заинтересованными лицами сцелью формирования развитого и эффективного банковского сектора,ориентированного на реальную экономику и на удовлетворение потребностейклиентов в качественных банковских услугах.
3. Посостоянию на начало 2005 года соотношение активов банковского сектора с валовымвнутренним продуктом составило 42,5 процента (против 32,3 процента на 1 января2001 г.), капитала — 5,6 процента (против 3,9 процента), кредитов, предоставленныхнефинансовым предприятиям и организациям, — 19,5 процента (против 11,0процента).
4.Основной целью развития банковского сектора на среднесрочную перспективуявляется повышение устойчивости банковской системы и эффективностифункционирования банковского сектора. Реформирование банковского сектора будетспособствовать реализации программы социально-экономического развитияРоссийской Федерации на среднесрочную перспективу (2005—2008 годы), преждевсего преодолению сырьевой направленности российской экономики за счет ееускоренной диверсификации и реализации конкурентных преимуществ.
5.Основными задачами развития банковского сектора являются:
— усиление защиты интересов вкладчиков и других кредиторов банков;
— повышение эффективности осуществляемой банковским сектором деятельности поаккумулированию денежных средств населения и организаций и их трансформации вкредиты и инвестиции;
— повышение конкурентоспособности российских кредитных организаций;
— предотвращение использования кредитных организаций для осуществлениянедобросовестной коммерческой деятельности и в противоправных целях (преждевсего таких, как финансирование терроризма и легализация доходов, полученныхпреступным путем);
— развитиеконкурентной среды и обеспечение транспарентности в деятельности кредитныхорганизаций;
— укрепление доверия к российскому банковскому сектору со стороны инвесторов,кредиторов и вкладчиков.
6. Последостижения стратегических целей, предусмотренных настоящим документом, наследующем этапе (2009—2015 годы) Правительство Российской Федерации и БанкРоссии будут считать приоритетной задачу эффективного позиционированияроссийского банковского сектора на международных финансовых рынках.
7.Основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации и БанкаРоссии являются:
— совершенствование правового обеспечения банковской деятельности;
— формирование благоприятных условий для участия банков в финансовомпосредничестве;
— повышение эффективности банковского регулирования и банковского надзора;
— развитие конкурентной среды и обеспечение транспарентности в деятельностикредитных организаций;
— укрепление рыночной дисциплины в банковской сфере и обеспечение равных условийконкуренции для всех кредитных организаций, включая банки, контролируемыегосударством;
— повышение требований к качеству корпоративного управления в кредитныхорганизациях;
8. Всфере правового обеспечения банковской деятельности необходимо в первую очередьсоздать правовые условия функционирования кредитных организаций в соответствиис международными нормами, определенными, в частности, в документе Базельскогокомитета по банковскому надзору «Основополагающие принципы эффективногобанковского надзора», в том числе:
— укрепить права кредиторов, в первую очередь их права требования, обеспеченныезалогом;
— обеспечить совершенствование правовых механизмов ликвидации кредитныхорганизаций, у которых отозваны лицензии на совершение банковских операций;
— укрепить правовые механизмы конкуренции и предотвращения действий поограничению свободы коммерческой деятельности в банковской сфере;
— упростить процедуры слияния и присоединения кредитных организаций;
— создать условия для формирования эффективной системы хранения и использованиякредитных историй;
— создать правовые условия для более широкого применения в банковском делесовременных электронных технологий;
— создать правовые механизмы противодействия установлению недобросовестнымилицами контроля над кредитными организациями;
— продолжить работу по совершенствованию системы налогообложения банковскойдеятельности.
9. Всфере укрепления роли банков в системе финансового посредничества необходимообеспечить:
— открытость деятельности хозяйствующих субъектов на основе раскрытия информациио финансовом состоянии и показателях хозяйственной деятельности в соответствиис международными стандартами финансовой отчетности;
— совершенствование механизмов рефинансирования и управления ликвидностью банков;
— равныевозможности для кредитных организаций при совершении операций и сделок,проводимых на финансовых рынках, на базе современных информационных ибанковских технологий.
10. Всфере банковского регулирования и надзора важнейшими направлениями являются:
— определение режима банковского надзора и применение при необходимости мернадзорного реагирования исходя прежде всего из характера рисков, принятыхкредитной организацией, и качества управления рисками;
— обеспечение функционирования системы раннего реагирования и применениякомплексной оценки деятельности кредитных организаций, включающей оценкукачества управления и внутреннего контроля;
— повышение оперативности и эффективности решений, принимаемых в рамкахбанковского надзора.
11.Предстоит рассмотреть вопросы сближения правил регулирования деятельностикредитных организаций и иных участников финансового рынка.
12. Всфере развития конкурентной среды и укрепления рыночной дисциплины необходимо:
— создать более благоприятные условия для развития инфраструктуры рынкабанковских услуг, прежде всего в регионах;
— обеспечить открытость деятельности кредитных организаций, в том числепрозрачность структуры собственников (акционеров, участников);
— повысить эффективность и качество аудиторской деятельности путем внедренияфедеральных стандартов аудиторской деятельности, разработанных на основемеждународных стандартов аудита.
13. Всфере корпоративного управления в кредитных организациях особое вниманиенеобходимо уделить:
— повышению эффективности управления рисками, возникающими при осуществлениибанками своей деятельности, в том числе в части операций со связанными лицами,а также группой технологических рисков и рисков безопасности;
— повышению эффективности систем внутреннего контроля;
— достижению уровня прозрачности системы корпоративного управления, которыйобеспечит всем категориям заинтересованных лиц, включая акционеров(участников), своевременное и точное раскрытие предусмотреннойзаконодательством информации по вопросам деятельности кредитной организации,включая данные о ее финансовом положении, структуре собственников и управления;
— обеспечению прав собственников, в том числе миноритарных.
14. Вобласти участия в развитии инфраструктуры банковского бизнеса ПравительствоРоссийской Федерации и Банк России будут уделять особое внимание вопросамфункционирования системы страхования вкладов, создания бюро кредитных историй исистемы межбанковских расчетов в режиме реального времени.
15. Повопросам, относящимся к сфере государственных финансов, ПравительствоРоссийской Федерации дополнительно уделит внимание налогообложению кредитныхорганизаций и примет меры по совершенствованию управления банками, в капиталекоторых оно участвует, при соблюдении требований по развитию конкуренции нарынке банковских услуг.
16.Развитие банковского сектора и динамика количественных параметров зависят вомногом от темпов развития российской экономики, включая такие ключевыепоказатели, как объем валового внутреннего продукта, динамика торгового иплатежного баланса, уровень инфляции, валютный курс, рыночные процентныеставки, доля наличных и безналичных форм расчетов.
Ростпоказателей деятельности банковского сектора станет результатомсовершенствования условий функционирования банковского сектора, практическихдействий в сферах корпоративного управления в кредитных организациях ивнутреннего контроля, управления принимаемыми рисками и обеспечениятранспарентности.
ПравительствоРоссийской Федерации и Банк России исходят из того, что развитие банковскогосектора должно стимулироваться преимущественно экономическими методами.Увеличение объемов банковских услуг не может достигаться в ущерб устойчивостибанковского сектора
5.Государственного регулирования кредитной системы
Государственноерегулирование кредитно-финансовых институтов — один из важнейших элементовразвития и формирования кредитной системы капиталистических стран. Основныминаправлениями государственного регулирования являются: — политика центральногобанка в отношении кредитно-финансовых институтов, особенно банков; — налоговаяполитика правительства в смешанных (полугосударственных) или государственныхкредитных институтах; — законодательные мероприятия исполнительной изаконодательной власти, регулирующие деятельность различных институтовкредитной системы. В промышленно развитых странах политика центрального банка распространяетсяглавным образом на коммерческие и сберегательные банки и осуществляется вследующих формах: учетная политика; регулирование нормы обязательных резервов;операции на открытом рынке; прямое воздействие на кредит. Учетная политикацентрального банка состоит в учете и переучете коммерческих векселей,поступающих от коммерческих банков, которые в свою очередь, получают отпромышленных, торговых и транспортных компаний. Центральный банк выдаеткредитные ресурсы на оплату векселей и устанавливает так называемую учетнуюставку. Как, правило учетная политика центрального банка направлена налимитирование переучета векселей, установление предельной суммы кредита длякаждого банка. Таким образом осуществляется воздействие на объем выдаваемыхссуд. Учетная политика обычно сочетается с государственным регулированиемпроцентных ставок по вкладам и кредитам. Хотя банки в основном самостоятельноопределяют проценты по вкладам и ссудам, тем не менее они ориентируются научетную ставку центрального банка — так называемое дисконтное окно. При этомнеобходимо отметить, что в каждой стране существует своя специфика учетнойполитики, определяемая традициями, развитием кредитной системы, рольюгосударства и центрального банка в экономике. Следующей формой регулированияцентрального банка является определение нормы обязательных резервов длякоммерческих банков. Смысл этой формы регулирования заключается в том, чтокоммерческие банки обязаны хранить часть своих кредитных ресурсов набеспроцентном счете в центральном банке. Норма резерва может уменьшаться или увеличиватьсяв зависимости от конъюнктуры на рынке капиталов. Ее увеличение ведет кограничению кредитной экспансии коммерческих банков и, наоборот, снижение – красширению кредитных ресурсов. Нормы резервов существенно различаются постранам и колеблются в пределах от 5 до 20. Политика регулирования нормырезервов распространяется главным образом на все виды банков (а в ряде стран ина некоторые специальные кредитно-финансовые институты), которые определяютпроцентные ставки по кредитам.
Большинстводругих кредитно-финансовых институтов в процентной политике следуют закоммерческими банками. С помощью нормы резервов центральный банк воздействует вцелом на ссудный процент, который, в свою очередь, влияет на доходность тех илииных ценных бумаг (курс акций и облигаций). Еще одной формой регулированияцентральным банком кредитной системы являются операции на открытом рынке сгосударственными облигациями путем их купли-продажи кредитно-финансовымиинститутами. Продавая государственные облигации, центральный банк тем самымуменьшает денежные ресурсы банков и других кредитно-финансовых институтов итаким образом способствует повышению процентной ставки на рынке ссудныхкапиталов. Это заставляет кредитные институты согласно законодательству обязаныпокупать определенную часть государственных облигаций, финансируя таким образомдефицит бюджета и государственный долг. Формой регулирования является такжепрямое государственное воздействие центрального банка на кредитную системупутем прямых предписаний органов контроля в форме инструкций, директив,применения санкций за нарушения. В ряде случаев центральный банк осуществляетконтроль за крупными кредитами, лимитирование банковских кредитов, выборочнуюпроверку кредитных учреждений. Однако методы прямого воздействия в основномраспространяются на коммерческие и сберегательные банки и в меньшей степени — на другие кредитно-финансовые институты. Один их методов регулирования — налоговая политика. Она заключается в изменении налоговых ставок на прибыль,получаемую различными кредитно-финансовыми институтами. Как правило, последниеоблагаются налогом на прибыль, как и все прочие юридические лица, действующие вопределенных экономических условиях. В то же время взимание налогов существенноразличается по странам и кредитным институтам в соответствии с ихфункциональной спецификой. Увеличение налогов может способствовать уменьшениюкредитно-ссудных операций и повышению процентных ставок. Наоборот, сокращениеналогов на доходы этих учреждений ведет к расширению таких операций и можетсодействовать снижению процентных ставок. Поэтому налоговое воздействиепредставляет собой достаточно эффективное государственное регулированиедеятельности кредитной системы. В ряде стран в отличие от промышленных иторговых компаний кредитно-финансовые учреждения имеют определенные налоговыельготы. Они обычно распространяются на специализированные небанковскиекредитно-финансовые учреждения (страховые, инвестиционные, финансовые компании,благотворительные фонды). Другим регулирующим методом кредитной системыявляется участие государства в деятельности кредитно-финансовых учреждений. Этовыражается в трех основных направления: приобретение части кредитных институтовгосударством путем национализации; организация новых учреждений как дополнениек частным; долевое участие государства путем приобретения акцийкредитно-финансовых учреждений и, таким образом, создание смешанных институтов.Посредством данного метода государство оказывает достаточно эффективноевоздействие на функционирование всей кредитной системы. Метод регулированияпутем создания государственной собственности довольно широко распространен встранах континентальной Европы и в развивающихся странах. Так, во Франции,Германии, Италии, Португалии, Турции, скандинавский странах сохраняется довольнокрупный государственный сектор в кредитной системе, несмотря на расширениепроцесса приватизации в последнее время. Во Франции путем национализации рядабанков и страховых компаний в начале 80-х годов был существенно расширенкредитный сектор государства. Необходимо отметить, что в большинствепромышленно развитых стран государственная собственность в кредитной системераспространяется и на банковский сектор. Это позволяет государству быстрее иэффективнее решать проблему государственного долга путем продажиправительственных ценных бумаг своим кредитным институтам и за счет последнихфинансировать крупные инвестиционные проекты национальных масштабов. Крометого, при наличии государственных и полугосударственных кредитных учрежденийосуществляется воздействие на спрос и предложение ссудного капитала, динамикуего рынка, процентные ставки. Большое влияние на регулирование кредитнойсистемы оказывают законодательные меры, осуществляемые центральнымправительством, местными органами, а также законодательной властью. Ониразрабатывают пакеты законов и инструкций, регламентирующих различные сферыдеятельности кредитно-финансовых институтов. В рамках исполнительной властиосновными регулирующими органами являются центральный банк и министерствофинансов. Обычно они действуют в странах со сравнительно высоким уровнемогосударствления кредитной системы.
Так, воФранции, кроме центрального банка и министерства финансов, в регулированиикредитной системы участвуют Национальный совет по кредиту, Комиссия контроля надбанком, Комиссия биржевых операций. Наряду с исполнительными органами активноеучастие в регулировании принимают законодательные органы (парламенты). В ихструктуре действуют правительственную политику, так и деятельность кредитнойсистемы ни могут быть дополнены другими органами парламента. Так, в КонгрессеСША длительное время эффективно работает Комиссия по ценным бумагам,регулирующая инвестиционную деятельность кредитно-финансовых институтов. Особоеместо в государственном регулировании занимают страховые компании (особеннокомпании страховании жизни) как поставщики долгосрочных кредитов на рынкессудных капиталов. Основным объектом их регулирования являются страховые тарифы(ставки страховых премий). При этом главным органом регулирования как правиловыступает министерство финансов. Особенность регулирования кредитной системы спомощью страховых тарифов заключается в том, что страховые компании стремятсяповысить ставки, особенно в области имущественного страхования, так как оноявляется убыточным. Поэтому уровень пределов страховых тарифов поимущественному страхованию регулируется довольно жестко как со стороныминистерства финансов, так и местных органов власти.
Заключение
В заключении хочу добавить, что на сегодняшний день современная кредитная система переживает глубокий кризис. Ближайшие год-два российская экономика вынуждена будет существовать в условиях мирового кризиса. Первой его ощутила банковская система, за последние месяцы уже скорректировавшая свою деятельность, начав выстраивать новые отношения с бизнесом. Мы уже знаем, что современная рыночная экономика функционирует в условиях активного воздействия на нее государства. Государственное воздействие на экономику способно существенно повлиять на ход экономического цикла, меняя характер экономической динамики: глубину и частоту кризисов, продолжительность фаз цикла и соотношение между ними. Государственное регулирование направлено на смягчение циклических колебаний, поэтому оно носит антициклический характер. Важнейшими методами, с помощью которых государство воздействует на экономический цикл, выступают кредитно-денежные и бюджетно-налоговые рычаги. Во время кризиса государственные меры направлены на стимулирование производства, а во время подъема — на его сдерживание.
Так,с целью ослабления «перегрева» экономики государство в фазе подъемаспособствует дальнейшему удорожанию кредита, вводит новые налоги, повышаетстарые, отменяет ускоренную амортизацию и налоговые льготы на новые инвестиции.В условиях кризиса, наоборот, государственные меры направлены на удешевлениекредита, сокращение налогов, на ускоренную амортизацию и налоговые скидки нановые инвестиции.
Литература
1.Батракова Л.Г., Экономика статистический анализ кредитной операциикоммерческоог банка, Учебное пособие. Из. — Логос,2008 г.
2.БелоглазоваГ.Н., Финансы и кредит, Учебник Из. — Высшее образование,2007 г.
3.Климович В.П., Финансы, денежное обрание, кредит, Учебник, Из. — Форум, 2006г.
4.Свиридов О.Ю., Учебное пособие, Финансы, денежное обрание, кредит, Изд.-Феникс, Ростов-на-Дону,2005г.