Реферат по предмету "Финансовые науки"


Компетенции органов власти субъектов РФ и местного самоуправления в сфере установления и введения налогов

Содержание
Введение
1. Перечень налогов позвеньям налоговой системы согласно действующему налоговому законодательству
2. Состав региональных иместных налогов согласно Налоговому кодексу РФ. Понятие региональных и местныхналогов
3. Полномочиятерриториальных органов власти по установлению отдельных элементов налогов
Заключение
Список использованнойлитературы

Введение
Налоговая системаРоссийской Федерации представляет собой основанную на определенных принципахсистему урегулированных нормами права общественных отношений, складывающихся всфере налогообложения.[1] Она включает в себя:
систему налогов исборов Российской Федерации;
систему налоговыхправоотношений;
систему участниковналоговых правоотношений;
нормативно-правовуюбазу сферы налогообложения.
Система налогов исборов Российской Федерации — это совокупность определенным образомсгруппированных и взаимосвязанных друг с другом налогов и сборов, взиманиекоторых предусмотрено российским налоговым законодательством. Система налогов исборов РФ состоит из трех видов налогов и сборов:
федеральных налогов исборов;
региональных налогови сборов;
местных налогов исборов.
Основное отличие этихвидов налогов и сборов заключается не в бюджетах, в которые они зачисляются, ав том, на какой территории они вводятся и взимаются. Перечень федеральных,региональных и местных налогов содержится в статьях 13, 14 и 15 части первой НКРФ. Однако указанные статьи войдут в действие после принятия всех глав частивторой НК РФ и полной отмены положений Закона Российской Федерации «Обосновах налоговой системы в Российской Федерации» (с измен. на24.07.2002). До этого момента правоприменители руководствуются перечнем налогови сборов, установленным в действующих статьях 19, 20 и 21 указанного Закона.

1. Перечень налогов по звеньям налоговой системысогласно действующему налоговому законодательству
Всоответствии с положениями НК РФ налоги четко классифицируются на федеральные,региональные и местные. Федеральные налоги устанавливаются законодательнымиактами РФ и взимаются на всей ее территории. К федеральным налогам и сборамотносятся:
1. Налог на прибыльорганизаций – является одним из основных инструментов налогового регулированияи одним из важнейших налоговых источников дохода бюджета.
2. Налог на доходыфизических лиц базируется, с одной стороны, на обязательном участии каждогогражданина в поддержке государства частью своих доходов, с другой – наобеспечении государством населению определенного набора общественно полезныхтоваров, работ, услуг.
3. Налог на игорныйбизнес, зачисляемый в федеральный бюджет
4. Единый социальныйналог предназначен для мобилизации средств для реализации права граждан нагосударственное пенсионное и социальное обеспечение (страхование) и медицинскуюпомощь.
5. Налог на добавленнуюстоимость, являясь важнейшим косвенным налогом, влияет на процессыценообразования, структуру потребления, а также регулирует спрос.
6. Акцизы по подакцизнымтоварам (продукции) и отдельным видам минерального сырья, производимым натерритории Российской Федерации
7. Лицензионные ирегистрационные сборы
8. Налог симущества, переходящего в порядке наследования или дарения
9. Налог на операции сценными бумагами
10. Платежи запользование недрами
11. Платежи за пользованиеконтинентальным шельфом Российской Федерации
12. Налог на добычуполезных ископаемых
13. Платежи запользование лесным фондом
14. Водный налог(плата за пользование водными объектами)
15. Сбор за пользованиеобъектами животного мира и объектами водных биологических ресурсов
16. Отчисления навоспроизводство минерально-сырьевой базы
17. Государственнаяпошлина представляет собой обязательный платеж, взимаемый при совершенииюридически значимых действий либо при выдаче документов органамигосударственной власти.
18. Прочие федеральныеналоги.
К региональным налогамотносятся:
1. Налог на игорный бизнес, зачисляемый в бюджеты субъектов РоссийскойФедерации.
3. Налог на имуществоорганизаций.
3. Транспортный налог.
К местным налогамотносятся:
1. Земельный налог
2. Налог на рекламу
3. Прочие местные налогии сборы.
 
2. Состав региональных и местных налогов согласноНалоговому кодексу РФ. Понятие региональных и местных налогов
 
Региональнымипризнаются налоги и сборы, устанавливаемые федеральными законами и законамисубъектов РФ, вводимые в действие в соответствии с НК РФ законами субъектов РФи обязательные к уплате на территориях соответствующих субъектов РФ.
Налогна имущество предприятий является важнейшим налогом в системе имущественногоналогообложения в Российской Федерации. Однако до настоящего времени он неимеет большого значения в формировании доходной базы соответствующих бюджетов(бюджетов субъектов РФ, а также местных бюджетов) и его доля в налоговыхдоходах составляет около 3%. В будущем планируются повышение роли имущественныхналогов в системе налогообложения и переход от имущественного налогообложения кналогообложению недвижимости путем поэтапного слияния налога на имущество иплаты на землю, когда в качестве объекта налогообложения выступают не толькоосновные средства, запасы и затраты, но и рыночная стоимость земельныхучастков.
С1 января 2001 г. отменены налог на реализацию горюче-смазочных материалов иналог на приобретение автотранспортных средств, с 2003 г. отменены также налогна пользователей автомобильных дорог и налог с владельцев транспортных средств.Вместо последнего введен транспортный налог.
Транспортныйналог устанавливается и вводится в действие Налоговым кодексом РФ и законамисубъектов Российской Федерации и обязателен к уплате на территориисоответствующего субъекта Российской Федерации. Вводя налог, законодательные(представительные) органы субъекта Российской Федерации определяют ставкуналога в пределах, установленных НК РФ, порядок и сроки его уплаты, формуотчетности по данному налогу. При установлении налога законами субъектовРоссийской Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы и основаниядля их использования налогоплательщиком.
Всоответствии с Федеральным законом от 31 июля 1998 г. №142-ФЗ «О налоге на игорныйбизнес» введен новый налог на предпринимательскую деятельность, связанную сизвлечением игорным заведением от участия в азартных играх и пари дохода в видевыигрыша и платы за их проведение.
Налоговымкодексом РФ устанавливается следующий перечень местных налогов и сборов:земельный налог; налог на рекламу; местные лицензионные сборы.
Согласнодействующему законодательству местными признаются налоги и сборы, которые всоответствии с НК РФ устанавливаются и вводятся на территориях муниципальныхобразований на основании нормативно-правовых актов представительных органовместного самоуправления и являются обязательными к уплате на их территориях.
Переходроссийской экономики на рыночные условия хозяйствования предполагаетиспользование земли на платной основе. В настоящее время в соответствии сЗемельным кодексом РФ в России применяются следующие формы платы за землю:земельный налог и арендная плата. Земельный налог является наиболеераспространенной формой платы за землю. Его уплачивают собственники земли,землевладельцы и землепользователи, которыми могут быть юридические лица(организации) и физические лица. С арендаторов взимается арендная плата. Дляцелей налогообложения и в других случаях предусматривается установлениекадастровой стоимости земельных участков, исходя из государственной кадастровойоценки земель, порядок проведения которой определяется Правительством РФ.
Всоответствии с Законом РФ «06 основах налоговой системы в Российской Федерации»налог на рекламу уплачивают юридические и физические лица, рекламирующие своюпродукцию. Ставка налога не должна превышать 5% стоимости услуг по рекламе.Суммы налога, подлежащие уплате в бюджет юридическими лицами, относятся нафинансовые результаты их деятельности. Налог зачисляется в районные, городскиебюджеты или по решению районных и городских представительных органов — впоселковые и сельские бюджеты.
3. Полномочия территориальных органов власти поустановлению отдельных элементов налогов
Государственныеорганы исполнительной власти и исполнительные органы местного самоуправления,другие уполномоченные ими органы и должностные лица осуществляют вустановленном порядке помимо налоговых и таможенных органов прием и взиманиеналогов и сборов, а также контроль за их уплатой.
Приустановлении региональных и местных налогов и сборов законодательными(представительными) органами субъектов РФ и, соответственно, представительнымиорганами местного самоуправления определяются следующие элементыналогообложения: налоговые ставки в установленных пределах, порядок и срокиуплаты налога, формы отчетности, некоторые налоговые льготы и основания для ихиспользования налогоплательщиком.
Устанавливаярегиональный налог или сбор, законодательные (представительные) органы властисубъектов РФ определяют следующие элементы налогообложения:
— налоговые ставки в пределах, установленных федеральными законами;
— порядок и сроки уплаты налога, а также
— формы отчетности по данному региональному налогу.
Онимогут также предусматривать налоговые льготы и основания их получения налогоплательщиками.Другие элементы налогообложения — налоговую базу, объект налогообложения и т.д. — устанавливают федеральные законодатели.
Немогут устанавливаться региональные налоги и (или) сборы, не предусмотренныефедеральным законом (то есть налоги и сборы, содержащиеся в перечне ст. 14 НКРФ, а до ее вступления в силу — в ст. 20 Закона Российской Федерации «Обосновах налоговой системы в Российской Федерации».
Местнымиявляются налоги и сборы, устанавливаемые федеральными законами (HK РФ, а до вступленияв действие его соответствующих положений — иными принятыми ранее федеральнымизаконами) и нормативными правовыми актами представительных органов местногосамоуправления, вводимые в действие в соответствии с НК РФ нормативнымиправовыми актами представительных органов местного самоуправления иобязательные к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований.Исключение составляют местные налоги и сборы в городах федерального значенияМоскве и Санкт-Петербурге, которые устанавливаются и вводятся в действиезаконами указанных субъектов РФ.
Представительныеорганы местного самоуправления в нормативных правовых актах определяютследующие элементы налогообложения:
— налоговые ставки в пределах, установленных федеральным законом;
— порядок и сроки уплаты налога, а также
— формы отчетности по данному местному налогу.
Онимогут также предусматривать налоговые льготы и основания их полученияналогоплательщиками. Другие элементы налогообложения — налоговую базу, объектналогообложения и т. д. — устанавливают федеральные законодатели.
Вдействующем законодательстве содержится прямой запрет на взимание местныхналогов или сборов, не предусмотренных федеральным законом (то есть налогов исборов, отсутствующих в перечне, содержащемся в ст. 15 НК РФ, а до еевступления в силу — в ст. 21 Закона Российской Федерации «06 основахналоговой системы в Российской Федерации»).
Вгородах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге местные налоги и сборыустанавливаются и вводятся законами этих городов.
Местныеналоги и сборы разрешается устанавливать и вводить только в пределах перечня,предусмотренного НК РФ. При этом представительные органы местногосамоуправления в своих нормативно-правовых актах обязаны при установленииместного налога определить налоговые ставки в предусмотренных НК РФ пределах,сроки уплаты и формы отчетности по данному налогу.
Могутпредусматриваться также налоговые льготы и основания для их предоставленияналогоплательщикам. Другие обязательные элементы налогообложенияустанавливаются по местным налогам НК РФ. Отличительной особенностью местныхналогов и сборов является то, что они полностью (за исключением земельногоналога) зачисляются в соответствующие местные бюджеты по месту уплаты иявляются их закрепленными доходными источниками.

Заключение
Федеральныеналоги и сборы должны устанавливаться НК РФ (установленные до его введения вдействие, то есть до 1 января 1999 года ,, продолжают взиматься, поскольку этоне противоречит части первой НК РФ) и обязательны к уплате на территории всейстраны.
Региональныеналоги и сборы (налоги и сборы субъектов РФ) вводятся представительными(законодательными) органами власти субъекта РФ и взимаются на территориисоответствующего субъекта федерации, в котором введен данный налог или сбор.
Местныеналоги и сборы устанавливаются и вводятся на соответствующей территориипредставительным органом местного самоуправления и обязательны к уплате натерритории этого муниципального образования.
Построениестабильной налоговой системы с правовым механизмом взаимодействия всехэлементов способствует разграничению функций органов государственной власти,обеспечивает федеральный, региональный и местный бюджеты гарантированныминалоговыми источниками доходов в течение периода нахождения налоговой системы встабильном состоянии.
Налоговыеизменения ведут к изменениям цен на товары (продукты), что сказывается надоходах и расходах налогоплательщиков, усугубляет или смягчает противоречиямежду налогоплательщиками и органами власти. В частности, введение новыхналогов или изменения в налоговых ставках в сторону их увеличения ведут кизменению ценовой политики, сокращению спроса на облагаемые товары, ухудшениюматериального положения и морального состояния общества, порождают недоверие корганам власти.

Список использованной литературы
1. Налоговый кодекс РФ. Часть 1 от31.07.98 №146-ФЗ, часть 2 от 05.08.2000 (с изменениями от 30 марта, 9 июля 1999г., 2 января, 5 августа, 29 декабря 2000 г., 24 марта, 30 мая, 6, 7, 8 августа,27, 29 ноября, 28, 29, 30, 31 декабря 2001 г., 29 мая, 24, 25 июля, 24, 27, 31декабря 2002 г., 6, 22, 28 мая, 6, 23, 30 июня, 7 июля 2003 г.).
2. Приказ Министерства финансов РФ от26.12.2003 №429 «О перечнях налогов (сборов) и платежей, а также поступлений отпродажи земельных участков и права на заключение договоров их аренды,подлежащих учету и распределению между уровнями бюджетной системы РФ на счетахорганов Федерального казначейства в 2004 году».
3. Бюджетная система РоссийскойФедерации / Под ред. О. В. Врублевской, М. В. Романовского. – М.: Юрайт-Издат,2003. – 838 с.
4. Карасев М. Н. Налоговая политика иправовое регулирование налогообложения в России. – М.: Вершина, 2004. – 224 с.
5. Налоговая политика России:проблемы и перспективы / Под ред. И. В. Горского. – М.: ФиС, 2003. – 288 с.
6. Началов А. В. Налоговый словарь. –М.: Статус-Кво 97, 2004. – 400 с.
7. Нефедов Н. А. Налогообложение вРоссии: справочник для менеджмеров и предпринимателей. – М.: ФиС, 2004. – 496с.
8. Тедеев А. А., Парыгина В. А.,Мельников С. И. Бюджетное право Российской Федерации. – М.: «Приор-издат»,2003. – 192 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.