Использованиефинансов в условиях рыночного хозяйства
Содержание
Введение. 3
1.Сущность и функции финансов. 5
2.Понятие государственных финансовых ресурсов. 9
3.Основные направления использования финансов в общественном воспроизводстве 12
3.1 Распределение финансовых ресурсов для финансовогообеспечения
воспроизводственного процесса. 12
3.2 Использование финансов в системе платежно-расчетныхотношений. 15
Заключение. 18
Списокиспользуемой литературы… 20
Введение
Финансы – это системаэкономических отношений по формированию и использованию фондов денежных средствна основе распределения и перераспределения национального дохода.
Для современного развития экономической наукиданная тема весьма актуальна, так как экономика может развиваться эффективно иустойчиво только при соответствии основной макроэкономической пропорции (междупотреблением и накоплением) естественному уровню, определяемомусоциально-экономическими условиями общественного производства (развитиемпроизводительных сил, спецификой потребностей общества и т.п.). В этом случаепропорции перераспределения валового внутреннего продукта согласуются спропорциями его первичного распределения и приводят к формированию конечныхдоходов, отвечающих структуре его использования, то есть обеспечиваютсбалансированность между материально-вещественным и финансово-стоимостнымаспектами процесса национального производства.
При выполнении даннойработы автором была поставлена следующая цель: изучить основные путииспользования финансов в условиях рыночного хозяйства.
Представляетсяцелесообразным постановка следующих задач:
– раскрыть сущность и функции финансов;
– рассмотреть понятие государственных финансовыхресурсов;
– проанализировать основные направления использованияфинансов в общественном воспроизводстве.
Объектом исследованияданной контрольной работы являются финансы как составная часть рыночныхотношений и одновременно важнейший инструмент реализации государственнойэкономической политики.
Предметом исследованияявляются основные направления эффективного использования финансов вобщественном воспроизводстве.
Теоретической основой контрольной работы явилисьтруды ведущих отечественных ученых и экономистов: А.М. Емельянова, Г.Б. Поляк, А.М.Бабич, С.И. Лушина, А.С. Нешитой, Н.Е. Заяц.
Цели и задачи определили структуру работы,которая состоит из введения, трех параграфов, заключения и спискаиспользованной литературы.
Макроэкономическаякатегория «финансовые ресурсы» обретает смысл тогда, когда общество переходит крегулированию экономического развития и появляется потребность в обеспечениисбалансированности материальных и финансовых потоков.
1. Сущность и функциифинансов
Финансы – это экономические отношения, осуществляемыепреимущественно в денежной форме между основными хозяйствующими субъектами –предприятиями, домашними хозяйствами и государством.
Эти экономические отношения осуществляются:[1]
– по поводу перераспределения дохода общества в пользу одногоиз них;
– для обеспечения адекватного исполнения государствомфункций, в которых нуждается общество;
– в процессе неэквивалентного обмена на основе долговыхобязательств в условиях неопределенности и рисков.
Финансы,обеспечивающие функционирование государства, называются государственнымифинансами. В результате перераспределения доходов общества в пользу домашниххозяйств и производителей возникают финансы соответственно домашних хозяйств икоммерческих организаций или фирм и корпораций.
Для наглядности необходимо представитьнациональную экономику в виде системы, в которой в качестве элементов выступаютхозяйствующие субъекты (производители, потребители, финансовые посредники), вкачестве центра – государство, а структуру системы формируют взаимосвязи. Онимогут быть денежными, когда деньги опосредуют движение материальных активов вэквивалентных сделках купли-продажи. В результате таких сделок не происходитперераспределения доходов общества в пользу одного из субъектов за счет другого,а следовательно, не существует и финансов как механизма такогоперераспределения. Финансовые взаимосвязи между хозяйствующими субъектамивозникают в ситуации, когда деньги перемещаются без эквивалента в видематериальных или денежных активов, а лишь на основе обязательств одной изсторон сделки. Так, население и предприятия платят налоги государству вденежной форме в обмен на обязательство государства выполнять свои функции. Врезультате этих сделок происходит перераспределение дохода общества в пользуодного из партнеров по сделке.
Таким образом, финансы – это денежные отношения хозяйствующих субъектов, включаягосударство, в результате которых доход общества меняет свою структуру путемувеличения его в руках одного субъекта за счет изъятия (неэквивалентного) этойчасти у другого.
Если форма активов меняется с денежной натоварную при эквивалентном обмене между хозяйствующими субъектами, то, являясьденежными, эти отношения вряд ли могут быть отнесены к финансовым.
Поскольку современные финансовые рынки на тричетверти опосредуют спекулятивные операции – денежные выигрыши за счетпроигрыша другого, – то слово финансовые в их названии вполне оправданно: одначасть игроков в случае проигрыша перераспределяет часть своего денежногодохода в пользу выигравших. Так включается финансовый механизм содержания однойчасти общества за счет другой. Разница только в том, что в случае государстваотношения по поводу выплаты налогов являются императивными, а в случаеспекуляции на рынках производных финансовых инструментов эти отношениявозникают добровольно.
Другимисловами, финансы являются механизмом неэквивалентного перераспределениядоходов общества в пользу одного из агентов за счет другого с целью обеспечениявозможности выполнения им его функций, в которых общество нуждается.
Можно сказать, что финансы представляют собой структурные связи в экономическойсистеме (т.е. денежные отношения определенного свойства между хозяйствующимисубъектами, включая государство) или механизм поддержания того социальногоинститута, без которого общество было бы менее эффективным.
Если сущность финансов можно выразитьмногоаспектно, то столь же многогранно она выражается в функциях финансов.
Функции финансов состоят в следующем:[2]
– перераспределяют доход общества в пользу одного из хозяйствующихсубъектов за счет другого;
– способствуют формированию фонда денежных средств государстваили хозяйствующих субъектов;
– обеспечивают выполнение соответствующими хозяйствующимисубъектами функций, в которых общество нуждается.
– регулируют мотивацию хозяйствующих субъектовс целью достижения целей общества на том или ином этапе его развития;
– контролируют, оценивают эффективность использования перераспределенныхденежных средств с целью изменения параметров такого перераспределения.
В рамках нормативной теории финансов есливмешательство государства в социально-экономическую систему необходимо и отэтого выигрывает общество в целом, то объективно должен сформироватьсямеханизм перераспределения денежных средств в пользу государства, достаточныхдля обеспечения возложенных на него функций. В этой связи встает вопрос о том,сколько средств следует выделять государству, чтобы экономика была эффективной;в какой мере это будет ущемлять интересы хозяйствующих субъектов; какие выбратьпоказатели оценки эффективности государственных расходов; кто будетрегламентировать последние; каковы условия достижения «золотой середины» междубюрократическими структурами государства и корпоративным менеджментом (а вцелом – между рынком и государством) в управлении денежными средствами,циркулирующими в национальном хозяйстве, и так далее.
Длясовременной России этот вопрос далеко не риторический, поскольку более половинывсех произведенных в обществе товаров и услуг в текущих ценах ежегодноперераспределяется посредством финансов в пользу государства. А их эффективноелибо неэффективное использование обеспечивает адекватное развитие общества,изменение доходов населения и организаций. Сокращение реальных доходов встране однозначно свидетельствует о неэффективности государства, онеадекватности финансов как механизма перераспределения дохода общества в пользугосударственных институтов. В этом случае целесообразным может бытьиспользование финансов для перераспределения доходов общества в пользу частногобизнеса или домашних хозяйств.
2. Понятие государственных финансовыхресурсов
Финансовые ресурсы государства – это совокупность всехфондов денежных средств и поступлений, которыми располагает государство, егопредприятия, организации, учреждения как хозяйствующие субъекты для покрытиясвоих затрат.
В теории и на практике финансовые ресурсыподразделяются на централизованные фонды (государственный бюджет,внебюджетные фонды) и децентрализованные финансовые ресурсы (денежные фондыпредприятий).
Необходимость определения объема финансовых ресурсовсвязана с определением оптимальной структуры производства, сбалансированностифинансовых ресурсов с капитальными и материальными затратами.
Неточности вопределении объема финансовых ресурсов снижают возможности воздействия финансовна результаты производства и воспроизводства основных фондов. Уменьшениефинансовых ресурсов при определении их объема приводит к структурнойнесбалансированности, к нарушению финансирования инвестиционных программ.
Объемы государственных финансовых ресурсов определяются,прежде всего, источниками их образования.
Финансовые ресурсы создаются в процессераспределения совокупного общественного продукта и национального дохода.
Первым и основным источником формирования централизованныхфинансовых ресурсов (централизованных фондов) на общегосударственном уровне(макроуровне) является национальный доход. На основе распределения иперераспределения национального дохода создаются централизованные фондыденежных средств.
Часть национального дохода формируется и остаетсяв распоряжении предприятий, то есть создаются децентрализованные ресурсы намикроуровне, которые используются на затраты производства на предприятиях.
Одним из главных источников формирования финансовыхресурсов государства выступают денежные доходы организаций и предприятийпроизводственной сферы. Прежде всего, к ним относится прибыль, выступающая вкачестве одной из форм стоимости прибавочного продукта.
Объем финансовых ресурсов, как правило, больше национальногодохода, потому что кроме стоимости прибавочного продукта и части необходимогопродукта финансовые ресурсы включают амортизационные отчисления.
Вторым важным источником формирования финансовыхресурсов является амортизационный фонд, образуемый за счет части стоимостиосновных производственных фондов.
Централизованные финансовые ресурсы – это результатперераспределения чистого дохода через налоговые и неналоговые платежи иотчисления.
Кроме указанных важными источниками формированияцентрализованных фондов финансовых ресурсов являются отчисления предприятий вцентрализованные фонды государственного социального страхования,имущественного и личного страхования, в различные внебюджетные фонды.
Кроме того, централизованные финансовые ресурсыформируются за счет части национального богатства, вовлекаемой в хозяйственныйоборот (от продажи золотого запаса страны, продажи энергоносителей, поступленийот внешнеэкономической деятельности и др.), а также за счет средств,полученных от реализации государственных ценных бумаг (облигаций, размещениязаймов и так далее).
Незначительная часть централизованных финансовыхресурсов создается за счет поступлений от населения (налогов, сборов, доходовот займов и лотерей). С переходом к рыночным отношениям этот источникфинансовых ресурсов увеличивается.
Централизованные финансовые ресурсы сосредоточиваютсяв основном в государственном бюджете, внебюджетных фондах, в фондеимущественного и личного страхования.
Целесообразно включать в финансовые ресурсы такжекредитные ресурсы Центрального банка как государственный денежный резерв,закрепленный за Центральным банком в виде уставного, резервного и другихфондов.
Таким образом, финансовые ресурсы государства –это фонды денежных средств, поступающие от предприятий, организаций инаселения, находящиеся в распоряжении государства и предназначенные дляобеспечения расширенного воспроизводства и общегосударственных потребностей.Основным источником финансовых ресурсов являются национальный доход, прибыльорганизаций независимо от форм собственности, амортизационный фонд, страховыефонды.
Использование финансовых ресурсов осуществляетсяв основном через денежные фонды специального назначения, хотя возможна инефондовая форма их использования.
Финансовые фонды – составная часть общей системыденежных фондов, функционирующих в народном хозяйстве. Фондовая формаиспользования финансовых ресурсов обладает некоторыми преимуществами:обеспечивает концентрацию ресурсов на основных направлениях развития экономики,дает возможность полнее увязать общественные и личные интересы и активнеевоздействовать на производство.
Финансовые ресурсы государства и предприятий являютсянепосредственными объектами управления финансами, то есть управленияформированием, использованием и движением денежных потоков.
3. Основные направления использования финансов в общественномвоспроизводстве
3.1 Распределениефинансовых ресурсов для финансовогообеспечения
воспроизводственногопроцесса
Финансовое обеспечение воспроизводственногопроцесса осуществляется путем распределения национального дохода. Материальныминосителями финансовых распределительных отношений являются финансовые ресурсы,представляющие собой денежные средства, накапливаемые государством иэкономическими (хозяйствующими) субъектами.
Финансы используют для достижения конечной целираспределения ресурсов – финансового обеспечения воспроизводственного процессаи укрепления обороноспособности государства, повышения жизненного уровнянаселения.
Государство использует финансы как действенное орудиев распределении финансовых ресурсов, которые представлены совокупнымобщественным продуктом и национальным доходом.
Основными экономическими агентами, доходы которыхперераспределяются с помощью финансов, являются:[3]
– частный бизнес – производители материальных и нематериальныхблаг и услуг;
– население – потребители этих ценностей;
– государство как институт, создающий условия для максимизацииполезностей частного бизнеса и населения.
Основные взаимосвязи между ними могут бытьописаны с помощью таких макроэкономических показателей, как:[4]
– валовой внутренний продукт (ВВП – текущая стоимость всехконечных продуктов (товаров и услуг), произведенных в течение определенногопериода времени (главным образом, года) на экономической территории страны);
– национальный доход (НД – вновь созданная за год стоимость,которая рассчитывается как часть ВВП по доходам за вычетом амортизации икосвенных налогов);
– инфляция (устойчивый рост среднего уровня цен на товары иуслуги в экономике в процентах);
– сальдо бюджетов всех уровней государственной власти (соотношениедоходов и расходов бюджетной системы, которое проявляется либо в дефиците –при превышении расходов над доходами, либо в профиците – при превышениидоходов над расходами);
– сальдо текущих операций (соотношение совокупной кредиторской и дебиторской задолженности в национальной экономике);
– потребительский и отложенный спрос населения (часть национальногодохода, которая расходуется на потребление, и часть его, которая сберегаетсясоответственно);
– сальдо торгового и платежного балансов (результат операций национальных хозяйствующих субъектов с внешним миром) и т.п.
Максимизация (ВВП, НД) или минимизация (инфляции,дефицита) тех или иных макроэкономических показателей выступает той цельюразвития экономической системы, которая реализуется (или должнареализовываться) с помощью финансов.
При помощи финансов государство обеспечиваетцелесообразное распределение совокупного общественного продукта в денежнойформе и соблюдение нужных пропорций в развитии отраслей народного хозяйства.Перспективное регулирование экономики, в том числе отраслевые и территориальныепропорции, формирование фонда резервов, фонда накопления и фонда потребленияобеспечивается главным образом распределением валового внутреннего продукта инационального дохода.
Финансы практически используют во всех аспектахэкономического роста страны. С помощью финансов осуществляется распределениевалового внутреннего продукта на фонды накопления и потребления (таблица3.1).
Таблица 3.1[5]
Структура использования валовоговнутреннего продукта России, %Валовой внутренний (национальный) продукт 1985 г. 1990 г. 2000 г. 2003 г. Всего 100 100 100 100 В том числе: на потребление 54,3 56,9 61,3 67,7 на накопление 31,9 30,1 18,6 20,8' экспорт товаров и услуг 13,8 13,0 20,1 11,5
Как видно из таблицы 3.1, доля внутреннегопродукта России, распределяемая на накопление, снижается, а на потребление –увеличивается. Размеры этих долей в странах различны и, в конечном счете,зависят от уровня развития экономики. Тем не менее, в развивающихся странахснижение доли средств на накопление признается негативной тенденцией.
В результате распределения национального доходачасть его образует фонд накопления, который используется на увеличениеосновных и оборотных фондов, формирование страховых запасов и др. На практикенакопление на увеличение основных фондов осуществляется в форме капитальных вложений.Фонд накопления, его объем и структура являются решающим фактором, определяющимтемпы расширенного производства.
Использование финансов на предприятиях осуществляетсяна цели финансового обеспечения воспроизводственного процесса путем покрытияпроизводственных затрат за счет финансовых ресурсов предприятий и государства.
Важную роль играют финансы в использовании денежныхсредств на цели капитального характера (инвестиции на новое строительство,расширение, реконструкцию предприятий и техническое перевооружение).
3.2 Использованиефинансов в системе платежно-расчетных отношений
Особое место занимают финансовые отношения междугосударством и экономическими (хозяйствующими) субъектами, то естьпредприятиями (организациями). Они охватывают систему платежей предприятий(организаций) в государственный бюджет, внебюджетные социальные фонды и иныеденежные фонды общегосударственного и территориального уровней. Черезфинансовые отношения с помощью различных способов (налогов, сборов, пошлин и такдалее) осуществляется изъятие части доходов предприятий (организаций),формируется государственный бюджет и региональные бюджеты. При этомпредприятия (организации) при определенных условиях получают финансовуюподдержку в виде различных налоговых льгот или прямых ассигнований изгосударственного бюджета.
Существенное значение в системеплатежно-расчетных отношений имеют финансовые отношения между предприятиями(организациями). Они складываются при заключении хозяйственных договоров,которые регламентируют взаимные финансовые обязательства поставщиков и покупателейпо платежам. Финансовые отношения такого рода охватывают взаимосвязи не толькомежду экономическими субъектами, но и государственными организациями попоставкам продукции и товаров для государственных нужд.
Финансы используются в отношениях между предприятиямии организациями в процессе их производственной и коммерческой деятельности прирасчетах за поставленные (отгруженные) товарно-материальные ценности (сырье, материалы,топливо, электроэнергию), при реализации готовой продукции и оказании услуг.Предприятие реализует свою продукцию, оказывает услуги и получаетсоответствующую выручку. В этом случае происходит смена форм стоимости (Т – Д)и возникают платежно-расчетные отношения, в результате которых предприятиеполучает соответствующую сумму валового дохода, являющегося основным источникомобразования прибыли и денежных фондов.
Финансовые отношения между государством иорганизациями регулируются с использованием экономических рычагов (системыналогов и предоставления кредитов, регулирования процентных ставок за кредит ипошлин, предоставлением различного рода экономических льгот).
В стране действуют различные общественныеорганизации и учреждения в сфере нематериального производства (учреждениякультуры, образования, медицинского обслуживания, физкультуры и спорта),которые также используют платежно-расчетные инструменты. Каждое учреждениеимеет свой бюджет, формируемый за счет средств бюджета либо независимо отгосударства (членские взносы, пожертвования, доходы от побочной деятельности).Финансовые отношения государства с общественными организациями и учрежденияминепроизводственной сферы возможны и на двусторонней основе: бюджетноефинансирование может сочетаться с системой налогообложения (долевого участия вдоходах), а средства общественных организаций могут вкладываться надобровольных началах в развитие учреждений государственного сектора.
Применяетсяширокий спектр финансовых отношений между государством и населением. Финансовыеотношения между государством и населением возникают, прежде всего, по поводуполучения от государства различного рода выплат (пенсии, пособия, стипендии) ильгот из общественных фондов потребления. К последним относятся средства на образование,лечение, покрытие расходов на другие цели, предоставляемые населениюбесплатно, полностью либо частично.
Заключение
Финансовыересурсы – это объективная макроэкономическая категория, содержание которойопределяется условиями материально-финансовой сбалансированности экономики. Равенствопоступления и расходования финансовых ресурсов свидетельствует о том, чтоплатежеспособный спрос предприятий и организаций, формирующийся в результатефинансирования затрат на развитие национального хозяйства и функционированиегосударственных учреждений, имеет материальное покрытие, посколькусоответствует созданным финансовым ресурсам. Поэтому условиематериально-финансовой сбалансированности может быть представлено как в формесоответствия суммы финансовых ресурсов и объема материальных благ, так и ввиде балансового равенства их поступления и расходования.
Поскольку необходимость финансов обусловленарядом причин: наличием товарного производства и товарно-денежных отношений;действием закона стоимости; потребностью распределительных процессов в обществеи финансового обеспечения воспроизводственного процесса целесообразнорассмотреть основные направления использования финансов в экономике страны.
Одна изважных задач государства – решение проблемы экономического роста, в которомвоплощается расширенное воспроизводство. Вопрос об экономическом росте оченьважен для определения перспектив развития страны и регионов, развитияотраслей. Это ставит задачу эффективного использования финансов враспределительных процессах и во всем воспроизводственном процессе народногохозяйства. Объективные предпосылки сознательного использования финансов вобщественном воспроизводстве заключаются, прежде всего, в экономическойсущности финансов, в их распределительной и контрольной функциях.
Можно выделить следующие основные направления эффективногоиспользования финансов в общественном воспроизводстве:
1) распределение финансовых ресурсов дляфинансового обеспечения воспроизводственного процесса;
2) использование финансов в системеплатежно-расчетных отношений хозяйствующих субъектов с государством и другимиэкономическими субъектами;
3) использование финансов как инструментаэкономического стимулирования производства и труда.
4) финансирование бюджетных расходовгосударства, в том числе на содержание государственного аппарата управления,на правоохранительную деятельность, обеспечение безопасности государства,финансирование международной деятельности, финансирование фундаментальной иотраслевой науки, финансирование развития отраслей экономики и социальнойсферы, обслуживание государственного долга, финансирование инвестиционныхпрограмм и капитальных вложений, а также других программ и затрат, предусмотренныхзаконом о федеральном бюджете.
/>Список используемой литературы
Нормативно-правовыедокументы
1) Конституция РоссийскойФедерации: Официальный текст. ─ М.: Рольф, 2002.
2) Бюджетный кодекс РФ.Официальный текст. 2-е изд., доп. М.: Норма, 2000.
3) Гражданский кодексРоссийской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21 октября 1994 г.) (ред. от 15 мая 2001 г.).
4) Гражданский кодексРоссийской Федерации (часть вторая) от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ (принят ГД ФС РФ 22 декабря 1995 г.) (ред. от 17 декабря 1999 г.).
5) Комментарий кНалоговому кодексу Российской Федерации, частям первой и второй. – М.: Изд-воЭкемо, 2005. – 1120 с.
6) Федеральный закон «Обакционерных обществах» от 26.12.95, №39-ФЗ.
Учебная иучебно-методическая литература
1) Бабич, А.М.Государственные и муниципальные финансы: Учебник для вузов / А.М. Бабич, Л.Н.Павлова. – М.: ЮНИТИ, 2002. – 687 с.
2) Емельянов, А.М.Финансы, налоги и кредит: Учебник / А.М. Емельянов, И.Д. Мацкуляк, Б.Е.Пеньков. – М.: РАГС, 2002. – 546 с.
3) Заяц, Н.Е. Теорияфинансов: Учеб. пособие / Н.Е. Заяц, М.К. Фисенко, Т.В. Сорокина и др. – Мн.:БГЭУ, 2005. – 381 с.
4) Лушин, С.И.Государственные и муниципальные финансы: Учебник / С.И. Лушин, В.А. Слепова. –М.: Экономисть, 2006. – 763 с.
5) Нешитой, С.И. Финансы:Учебник; 6-е изд., перераб. и доп. / А.С. Нешитой. – М.: Издательско-торговаякорпорация «Дашков и Ко», 2006. – 512 с.
6) Поляк, Г.Б. Финансы:Учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям«Финансы и кредит» (080105); 3-е изд., перераб. и доп. / Г.Б. Поляк. – М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 703 с.