1. Зачет ивозврат излишне уплаченных налогов и сборов.
Внекоторых случаях налогоплательщик исполняет свою налоговую обязанность внесколько большем объеме, чем причитается в соответствии с действующимналоговым законодательством. Переплата налогов, сборов или пеней можетпроизойти по различным причинам, наиболее распространенными из которых являютсярасчетные ошибки, добросовестное заблуждение о ставках налога (сбора) или ставкерефинансирования Центрального банка РФ, неверная сумма недоимки, указаннаяналоговым органом. Результатом подобных ошибок становится перечисление всоответствующий бюджет или внебюджетный фонд денежной суммы в большем, чемпричитается, размере.
Относительно переплатыобязательных платежей налоговое законодательство предусматривает два вариантавосстановления имущественных прав налогоплательщика: зачет и возврат излишнеуплаченных или излишне взысканных сумм.
По общему правилу зачет ивозврат излишне уплаченной суммы налога (сбора) или пени производится налоговыморганом без начисления процентов на эту сумму. Исключение приводится в п.9ст.78 НК РФ, согласно которому возвращаемая налогоплательщику сумма налога(сбора) включает проценты за пользование чужими денежными средствами приусловии, что налоговым органом нарушен месячный срок на возврат переплаченнойсуммы.
Факт переплаты может бытьустановлен как налогоплательщиком, так и налоговым органом. Обязанностьюфискального органа является сообщение налогоплательщику о каждом факте излишнейуплаты налога и о размере этой переплаты. Налоговые органы должны сообщать опереплате не позднее одного месяца со дня обнаружения такого факта, таможенныев течение 10 дней.
Практика финансовойдеятельности показывает, что налоговые органы не всегда могут достоверноустановить факт переплаты налога. В подобных ситуациях налоговый орган вправепредложить налогоплательщику провести совместную выверку уплаченных налогов.Результаты совместной проверки финансовой деятельности налогоплательщикаоформляются актом и подписываются соответственно налоговым органом иналогоплательщиком.
При установлении фактапереплаты зачет излишне уплаченных денежных сумм осуществляется одним из двухспособов – по письменному заявлению налогоплательщика либо на основаниирешения, вынесенного налоговым органом по собственной инициативе.
Зачет излишне уплаченныхналогов в счет будущих платежей осуществляется на основании письменногозаявления налогоплательщика. Такое заявление рассматривается налоговым органомв течение пяти дней с момента получения, и по результатам рассмотрениявыносится решение. Принятие налоговым органом положительного решения возможнотолько при условии, что будущие платежи предназначены для зачисления в тот жебюджет (внебюжетный фонд), что и переплаченная сумма. О результатахрассмотрения обращения налогоплательщика и о вынесенном решении налоговыеорганы обязаны проинформировать заявителя не позднее двух недель со дня подачизаявления о зачете.
Переплата налога неозначает лишения налогоплательщика права собственности на излишне перечисленныев доход казны денежные суммы. Вместе с тем налоговым законодательствомограничивается право частного субъекта по распоряжению перечисленной суммой,поскольку п.5 с.78 НК РФ устанавливает направления ее использования: излишнеуплаченная или излишне взысканная сумма налога засчитывается в счет предстоящихналоговых платежей, она может направляться на уплату пеней или погашениенедоимки. Налогоплательщик вправе сам указать в своем заявлении, куда направитьсредства, образовавшиеся за счет переплаты.
Если у налогоплательщикане имеется задолженностей перед бюджетной системой или внебюджетными фондами,то переплаченная денежная сумма подлежит возврату. Налоговым законодательствомустановлены различные механизмы возврата излишне уплаченных и излишневзысканных налогов (сборов).
Возврат излишнеуплаченных налогов возможен исключительно на основании письменного заявленияналогоплательщика. налоговое законодательство определяет срок давности для подачиподобного заявления: три года со дня уплаты излишней суммы налога (сбора). Вслучае, когда сумма переплаты налога превышает имеющуюся у налогоплательщиканедоимку или задолженность по пеням, вначале производится зачет переплаченнойсуммы и налоговых задолженностей. Возврату будет подлежать только оставшаясяразница.
Излишне уплаченныеденежные суммы подлежат возврату в течение одного месяца со дня подачиналогоплательщиком соответствующего заявления. Возврат производится за счетсредств того бюджета (внебюджетного фонда), в доходную часть которого былапроизведена переплата.
Возврат излишневзысканных налоговых платежей осуществляется на основании установленного фактапереплаты обязательных платежей, который произошел в результате исполненияналогоплательщиком решения налогового органа. Механизм возврата излишневзысканных налоговых сумм предусматривает административный и судебные способы.Обратиться в налоговый орган с заявлением о возврате суммы налоганалогоплательщик имеет право в течение одного месяца со дня, когда ему сталоизвестно о факте излишнего взыскания денежной суммы в счет налоговых платежей.Установленный срок является пресекательным, поскольку по истечении одногомесяца налогоплательщик лишается права возврата переплаченных платежей в административномпорядке. Дальнейшая защита имущественного права налогоплательщика относительновозврата излишне взысканного налога осуществляется в судебном порядке. Исковоезаявление может быть подано в суд в течение трех лет начиная со дня, когда лицоузнало или должно было узнать о факте излишнего взыскания.
Налоговый орган обязанрассмотреть письменное обращение налогоплательщика о возврате излишневзысканных сумм в течение двух недель со дня регистрации этого заявления. Порезультатам рассмотрения заявления начальником ( его заместителем) налоговогооргана выносится решение. В случае признания налоговым органом факта излишнеговзыскания налогов, неправомерно начисленные суммы подлежат возвратуналогоплательщику с начислением на них процентов по ставке рефинансированияЦентрального банка РФ. Неправомерно взысканные суммы возвращаются за счетсредств того бюджета, в доход которого они были зачислены.
В целях защиты нарушенныхправ налогоплательщиков законодательством определены сроки возврата излишневзысканных денежных сумм: налоговый орган обязан возвратить сумму переплаты непозднее одного месяца со дня принятия соответствующего решения начальником (его заместителем) налогового органа или вынесения решения судом.
Гарантией своевременноговозврата излишне взысканных сумм налогов служит норма п.4 ст.79 НК РФ, согласнокоторой проценты за данную сумму начисляются со дня, следующего за днемвзыскания, по день фактического возврата.
2. Судебный порядок защиты нарушенных прав налогоплательщиков.
Вгосударствах с развитой экономикой защита прав, свобод и законных интересовграждан, в том числе выступающих в качестве плательщиков налогов,обеспечивается правовыми формами, в частности путем закрепления в нормахматериального и процессуального права их статуса. В Российской Федерации вусловиях становления рыночных отношений статус граждан и юридических лицзакреплен в Конституции Российской Федерации, конституциях республик в составеРоссийской Федерации, конституционных законах, федеральных законах и законахсубъектов федерации и в других нормативных правовых актах.
Потребность в защите правграждан и юридических лиц, а также налогоплательщиков обусловленаразногласиями, спорами по применению действующего законодательства, в том численалогового, между налогоплательщиками соответствующими органами и должностнымилицами.
Возникшие разногласия(споры) по налогам подлежат разрешению компетентными органами государства:судебными, нотариальными, административными.
Среди способов защитыправ, свобод и законных интересов граждан, в том числе налогоплательщиков,основным является судебная защита, поскольку, во-первых, в соответствии сост.10 Конституции Российской Федерации суды являются государственной исамостоятельной властью, во-вторых, согласно ст.118 Конституции РоссийскойФедерации правосудие в Российской Федерации обеспечивается только судом.
Действующеезаконодательство установило, что граждане, юридические лица вправе обращатьсяв суды за защитой нарушенных прав. В частности, арбитражные суды, суды общейюрисдикции, третейские суды, которые в зависимости от подведомственности дел(споров) осуществляют судопроизводство.
Суды общей юрисдикциирассматривают дела по жалобам на неправомерные действия должностных лиц, атакже дела, возникающие из административно-правовых отношений. Это означает,что любые акты государственных и иных органов, не соответствующиезаконодательству, могут быть обжалованы гражданами.
К действиям должностныхлиц, совершенным с нарушением закона, с превышением полномочий, ущемляющимправа налогоплательщиков (граждан и других участников), относятся действия, врезультате которых: а) лицо незаконно лишено возможности полностью или частичноосуществлять право, предоставляемое ему законом или другим нормативным актом;б) на него возложена какая-либо обязанность.
Жалоба на действиядолжностного лица по усмотрению налогоплательщиков (граждан) может быть поданав суд после обжалования этих действий вышестоящему в порядке подчиненностидолжностному лицу или органу или непосредственно в суд. Налогоплательщик (гражданин) имеет возможность направить жалобу либо в административный орган,либо в суд. Жалоба на действия должностного лица может быть подана в судналогоплательщиков (гражданином), его представителем, а также по просьбеналогоплательщика (гражданина) – надлежаще уполномоченным представителемобщественной организации, трудового коллектива.
Жалоба на действиядолжностного лица подается в районный (городской) суд по месту работыдолжностного лица, чьи действия обжалуются. При обжаловании неправомерных действийдолжностных лиц в судах общей юрисдикции необходимо уплатить госпошлину.Поданная жалоба рассматривается с участием гражданина (налогоплательщика),подавшего жалобу, и должностного, действия которого обжалуются. Неявка всудебное заседание по неуважительным причинам налогоплательщика (гражданина),подавшего жалобу, или должностного лица, действия которого обжалуются, или ихпредставителей не служит препятствием к рассмотрению жалобы.
Защита правналогоплательщиков (юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, заисключением случаев предусмотренных законодательством) осуществляетсяарбитражными судами. Арбитражному суду подведомственны споры, возникающие всфере управления, в частности: а) о признании недействительными (полностью иличастично) актов государственных и иных органов (адресованных конкретным лицамили группе лиц), не соответствующих законодательству и нарушающих охраняемыезаконом права и интересы организаций и индивидуальных предпринимателей (т.е.граждан-предпринимателей); б) о возмещении убытков, причиненных организациям ииндивидуальным предпринимателям такими актами, а также возникших в связи сненадлежащим исполнением указанными органами своих обязанностей по отношению корганизациям и индивидуальным предпринимателям; в) о возврате из бюджетаденежных средств, списанных в виде экономических (финансовых) санкций, подругим основаниям государственными налоговыми инспекциями и инымиконтролирующими органами в бесспорном порядке с нарушением требованийзаконодательства.
Для надлежащей защитыправ и законных интересов налогоплательщиков необходимо выполнить следующуюработу.
Вначале предъявитьпретензию в письменной форме начальнику Государственной налоговой инспекции собоснованием своих возражений на решение (постановление) должностного лицаГосналоговой инспекции в течение одного месяца со дня вынесения такого решения.
Для эффективности защитыцелесообразно предъявить претензию (направить заявление) в налоговую инспекциюкак можно быстрее. Не получив ответа в течение 30 дней со дня отправленияпретензии (заявления) или получив ответ налоговой инспекции с отклонениемполностью или частично требований налогоплательщика, последний направляетисковое заявление в суд, а для граждан-предпринимателей и юридических лиц- варбитражный суд.
Исковое заявление имеетформу и содержание, которые истец обязан строго соблюдать. Исковое заявлениеподается в суд в 2-х экземплярах, одно из которых направляется ответчику.
В исковом заявлениидолжны быть указаны: наименование сторон и почтовые адреса, цена иска, если искподлежит оценке, обстоятельства, на которых основывается исковое требование, идоказательства, подтверждающие их, обоснованный расчет взыскиваемой илиоспариваемой суммы, законодательство, на основании которого предъявляется иск,сведения о принятии мер к непосредственному урегулированию спора с каждым изответчиков, за исключением случаев, когда принятия таких мер не требуется;исковое требование; перечень прилагаемых к заявлению документов и другихдоказательств.
В исковом заявлении могутбыть указаны и другие сведения, если они необходимы для правильного разрешенияспора.
К исковому заявлениюприлагаются документы, подтверждающие: принятие мер к непосредственномуурегулированию спора с каждым из ответчиков, копии претензий и квитанции об их отправке,за исключением случаев, когда принятие таких мер не требуется, направлениеответчикам копий искового заявления и приложенных к нему документов, которыеотсутствуют у ответчиков; уплату государственной пошлины в установленномпорядке и размере; обстоятельства на которых основывается исковое требование.
Судья отказывает впринятии искового заявления:
1) если спор не подлежитразрешению в арбитражном суде;
2) если в производстведругого органа, разрешающего споры, имеется дело по спору между теми жесторонами, о том же предмете и по тем же основаниям или имеется решение этогооргана.
Об отказе в принятииискового заявления судьей выносится определение, которое направляется сторонам,другим лицам, участвующим в деле, не позднее пяти дней со дня поступлениязаявления.
На определение об отказев принятии искового заявления может быть подана жалоба или принесен протестпрокурора.
Кроме того в соответствиисо ст.86 АПК РФ судья вправе возвратить исковое заявление и приложенные к немудокументы без рассмотрения в следующих случаях
1) если исковое заявлениеподписано лицом, не имеющим права подписывать его, либо лицом, должностноеположение которого не указано;
2) если в исковомзаявлении не указаны наименование сторон, их почтовые адреса;
3) если не представлены доказательства уплаты государственной пошлины в установленном порядке вразмере, за исключением споров, возникающих при заключении договоров в сфереуправления, а также при отсутствии ходатайства об освобождении, отсрочке,рассрочке уплаты государственной пошлины;
4) если в одном исковомзаявлении соединены несколько требований к одному или нескольким ответчикам,когда эти требования не связаны между собой по основаниям возникновения илипредставленным доказательствам;
5) если не представлены доказательстванаправления ответчику копии искового заявления и приложенных к нему документов,которые у него отсутствуют;
6) если не представленыдоказательства принятия мер к непосредственному урегулированию спора с другойстороной, кроме случаев, когда принятия таких мер не требуется;
7) если до вынесенияопределения о возбуждении производства по делу от истца поступило заявление обурегулировании спора.
Однако возвращениеискового заявления не препятствует вторичному обращению с ним в арбитражный судв общем порядке после устранения допущенного нарушения
Литературы:
В.И. Гуреев Российскоеналоговое право М.1997
Ю.А. Крохина Финансовоеправо России М.2004
В.И. Гуреев Налоговоеправо М.1997
Д.Г. Черник Налоги:учебное пособие М. 1997