Реферат по предмету "Маркетинг"


Маркетинг и маркетинговая система АПК

Донской  Аграрный Университет
Кафедра управления и предпринимательства










РЕФЕРАТ
МАРКЕТИНГ И МАРКЕТИНГОВАЯ СИСТЕМА АПК












Выполнил: Л.Т. Деревяшко
Проверил: О.Н.Фетюхина
К. э. н.,
старший преподаватель кафедры
управления и предпринимательства
Донского государственного
аграрного университета

















2007


Введение
Маркетинг как философия бизнеса возник в результате его возросшейсложности и развивался вместе с изменениями условий материального производстваи методов его управления. В формировании и развитии маркетинга можно выделитьэтапы неявного (tacit — скрытого), слабоструктурированного и явного (explicit) проявлениямаркетинговой концепции управления. Методы управления производством,подпадающие под современное определение маркетинга, начали проявляться еще вначале XX в. Так, миссия автомобильной компании Генри Форда, определяемая им вэтот период как обеспечение потребителей США дешевыми автомобилями, являетсятипичной маркетинговой концепцией, хотя понятие «маркетинг» как экономическаякатегория в тезаурусе менеджмента начальных этапов индустриальной эпохи несуществовало. Подобные принципы и методы организации и управления производствомстали получать развитие, оставаясь не структурированными. На онтологическомуровне и этимологически понятие «маркетинг» сформировалось и сталоиспользоваться в практике менеджмента только в середине 1940-х гг. [1, 2], а всередине 1950-х гг. маркетинг стал объектом научных исследований и обобщений.
Становление и развитие маркетинга
Развитие маркетинга сопровождалось развитием, уточнением концептуальныхоснов его определения, однако в большинстве случаев в явной или неявной форме вэтих концептах присутствовал принцип удовлетворения потребностей потребителя.«Главной в любом определении маркетинга должна быть ориентация напотребителя» [3, с. 17]. В целом маркетинговые принципы современногоуправления производством (marketing management) [4], основанные на клиенториентированнойконцепции (customer relationshipmanagement — CRM) и индивидуальном маркетинге (one-to-one marketing), требующиевсестороннего представления о потребностях и предпочтениях потребителей, тесносвязаны с известной дефиницией Адама Смита: «Потребление — единственнаяцель конца всего производства: и к интересу производителя нужно проявитьвнимание столько, насколько это может быть необходимым для того, чтобыпродвинуть того из потребителя» [5].
Если ты не прочтешь этот реферат, то ненайдешь  этот абзац, где написано – тыукрал работу из Сети интернет, а значит не написалего сам.
Сейчас это прочтет преподаватель и ты двойкуполучишь. Всего таких абзацев четыре, включая этот.
В рыночной экономике функции маркетинга и непосредственно производстваобъединяет концепция создания полезностей (value — стоимость, ценность) — тех качеств товаров и услуг, за которые потребительготов платить. Эти качества подразделяются на полезности формы, места, времении владения продуктом [3, 4, 6]. Общепризнанный гуру современного менеджментаПитер Друкер утверждает: «Рынки создает не бог,не природа и не экономические факторы, их создает предприниматель. Есть толькоодно обоснованное определение цели бизнеса — создавать потребителя. То, чтофирма думает о своей продукции, не самое главное, особенно для будущего бизнесаили для его успеха. Что потребитель думает о своей покупке, в чем видит ееценность — вот что имеет решающее значение, определяет сущность бизнеса, егонаправленность на успех» [2, с. 49, 7, с. 37.].
Контент-анализотечественных исследований проблем маркетинга в целом и в АПК в частности,проведенный по публикациям журналов «Маркетинг», «Маркетинг имаркетинговые исследования», «Маркетинг в России и за рубежом»,"Маркетолог", "Агромаркет",авторефератам диссертаций, книгам и учебникам по маркетингу, выявил следующиеобщие тенденции. Основа исследований проблем маркетинга в РФ определяетсяспецификой переходного периода в экономике страны и отсутствием базовыхпринципов маркетинга в традиционных методах управления производством. Глубина контент-анализа публикаций составила 10 лет, однако существенныхразличий в постановке проблем и направлений их решения за этот период не былообнаружено. При этом отмечается, что «маркетинг как инструментарийпредпринимательской деятельности внедряется в экономические отношения России сопределенными трудностями. Это касается всех отраслей экономики: какпромышленности, сельского хозяйства, сферы услуг, так и государственногопредпринимательства» [8, с. 6]. Рыночная и системная ориентация маркетингакак предпринимательской и управленческих функций и направление их изученияносит преимущественно декларативный характер, категории «потребитель»и «рынок» присутствуют в постановочной и заключительной частях НИР ввиде утверждений о необходимости системных обоснований маркетинговой деятельностии ее стратегий, а фактическое содержание исследований проблем маркетингасводится к описанию экономических показателей и разработке предложений поорганизации работы отдела маркетинга предприятия. Достаточно типичной в этомотношении является работа В.Д. Маркова [9], в которой маркетинг рассматриваетсякак система функциональных составляющих (подсистем), обеспечивающихвзаимодействие предприятия с внешней средой, и отрабатывается механизмвзаимодействия маркетинга с другими службами предприятия. Под системоймаркетинга при этом обычно понимается комплекс маркетинга (marketing-mix)- совокупность управляемых факторов воздействия на рынок — продукт, цена, местореализации и продвижение товара («4p strategy» — product, price, place, promotion).
Аудит состояния маркетинговой деятельности в АПК РФ, проведенный порезультатам контент-анализа, показывает наличиеотдельных элементов маркетинга, представленных в основном сохранившимися от АПКСССР и изменившими свой организационно-правовой статус структурами, в первуюочередь сбытовыми, логистическими, торговыми и т.п.Так, в дефиниции понятия «маркетинг»: «Маркетинг — это системадеятельности по разработке стратегии производства и продвижения продукции отпроизводителя к потребителю и созданию на рынке необходимых условий для еереализации» [10, с. 27.], также как и «маркетинговой системы»:«Маркетинговые системы представляют собой совокупность субъектов каналараспределения, находящихся на разных его уровнях, но действующих как единоецелое (вертикальные маркетинговые системы) или находящихся на одном уровне изанимающихся одним видом деятельности (горизонтальные маркетинговыесистемы)» [11, с. 11, 12, 24]. Сбыт продукции определяет функции иэффективность маркетинга. Однако согласно П. Друкеру:«Цель маркетинга — сделать усилия по сбыту ненужными» [13, с. 64].
Если ты не прочтешь этот реферат, то ненайдешь  этот абзац, где написано – тыукрал работу из Сети интернет, а значит не написалего сам.
Сейчас это прочтет преподаватель и ты двойкуполучишь. Всего таких абзацев четыре, включая этот.
Система маркетинговойдеятельности
В системе маркетинговой деятельности как концепции управления рынком вразработках отечественного агромаркетинга доминантойявляются цели и политика государства: «Особенность маркетингового подходазаключается в том, что в качестве приоритетов принимаются внешние факторы,определяющие поведение внутренних факторов. Факторами внешней среды поотношению к рынку продукции свиноводства следует считать экономическую,социальную, правовую, экологическую и внешнюю политику государства, проводимуюв рамках регулирования экономики страны в целом, а также по отношению кагропромышленному производству, отдельным отраслям мясного подкомплексаи другим сопряженным производствам» [14, с. 36]. При этом авторыопределения маркетинговой системы товарные биржи, оптовые продовольственныерынки, ярмарки, распределительные центры и др. относят к разрядувспомогательных служб маркетинговой системы. Доминирование проблем производстваи каналов доставки товаров по отношению к интересам потребителя при такомподходе к функциям маркетинга не позволяет рассчитывать на создание условийэффективного функционирования рынка, к которым в первую очередь относитсясоблюдение интересов производителя и потребителя.
Ориентации на решение проблем организации маркетинга на отдельномпредприятии доминируют в отечественных исследованиях проблем маркетинга АПК:«В хозяйствах целесообразно создать службу агромаркетинга,которая была бы главным структурно-функциональным звеном маркетинговогоуправления и обеспечивала взаимосвязь и взаимодействие агромаркетинговойдеятельности работников аппарата управления и сферы производства» [15, с.31]. В получивших широкое распространение учебных пособиях по агромаркетингу [16, 17] после достаточно широкого обзораотечественных [18 — 21] и зарубежных публикаций [22 — 24 и др.] по эволюциицелей и функций маркетинга отмечается: «Маркетинг можно представить какпрограммно-целевой подход к управлению деятельности предприятия на рынке. Цельюмаркетинговой системы управления в условиях рыночного производства являетсявысокая прибыль, а ее основой — завоевание устойчивых позиций на рынке на базеглубокого и всестороннего изучения платежеспособных запросов и потребностейпокупателей и последующее их удовлетворение, которое рассматривается какглавное (а иногда и единственное) средство достижения указанной цели» [16,с. 12 — 13]. Традиционное для централизованного управления экономикойдоминирование целей руководства по отношению к научному управлению здесьвыражено тем, что «основной инструмент воздействия руководителяпредприятия и его маркетинговой службы на окружающую среду, в том числе целевойрынок, — комплекс маркетинга» [16, с. 52]. При этом также утверждается,что «руководители структурных подразделений обязаны понимать, каких результатовстремится добиться высшее руководство, если они хотят руководить своимиподразделениями с помощью методов, которые не только адекватны интересам ипотребностям покупателей, но и способствуют достижению целей предприятия. Такимобразом, концепция маркетинга имеет три основные особенности:
- ориентация на платежеспособного покупателя;
- подчинение интересов подразделений основным интересам и целямпредприятия;
- объединение ориентиров действий всех функциональных служб предприятийвокруг его коренных интересов" [16, с. 14].
При такой постановке вопроса от потребителя и, собственно, маркетингафактически остается только «платежеспособный спрос». Об отсутствиисистемного подхода к маркетинговой деятельности свидетельствует и то, что«в нашем понимании маркетинг представляет собой полифониюпредпринимательской, управленческой, коммерческой, социальной, финансовой,гуманистической, нравственной и этико-эстетической деятельности… Агромаркетинг — это вид целенаправленной деятельности попредвидению, планированию, организации и управлению удовлетворением спросапотребителей на товары, услуги, идеи в сфере сельскохозяйственного производствапосредством обмена» [16, с. 18]. Перерабатывающая отрасль АПК в этомопределении отсутствует, хотя авторы рассматривают именно систему АПК, апонятия "агромаркетинг" и «система агромаркетинга» используют как синонимы. Вместе с тем«система агромаркетинга включает в себя комплекснаиболее существенных рыночных отношений и информационных потоков, которыесвязывают предприятия АПК с рынками сбыта товаров» [16, с. 49]. То есть всистему входят достаточно разноуровневые понятия:предприятия АПК, рыночные отношения и связи с рынком. Следует отметить такжедостаточно типичную для отечественных книг по маркетингу в АПК ситуацию, когдабольшинство определений, таблиц, схем, имеющих в названии термин "агромаркетинг", не имеют в своем содержании каких-либоэлементов, отличающих АПК от других сфер деятельности. При этом, описываяспецифические условия агромаркетинга, авторы обычноне дифференцируют условия производства сельскохозяйственных продуктов ипромышленного производства продовольствия в АПК.
Таким образом, большинство концепций, определяющих маркетинг и агромаркетинг и притязающих на системный подход, тем неменее сформулированы в формате сбытовой концепции маркетинга, в которомдоминируют организационные аспекты формирования служб маркетинга на различныхадминистративных уровнях и в отдельном предприятии, имманентныецентрализованному управлению экономикой. Вместе с тем несмотря наэтимологическую основу — market, понятие«рынок» как экономическая категория (а не физическое место встречитовара и покупателя) в определениях цели маркетинга в зарубежных иотечественных разработках практически не встречается. На взгляд автора, игнорированиеусловий окружающей среды — рынка в онтологических и гносеологических моделяхмаркетинга значительно снижает эффективность и моделей, и бизнеса в целом сточки зрения достижения его целей. При этом в большинстве исследований проблеммаркетинга он рассматривается прежде всего как подсистема отдельногопредприятия, а не отдельной отрасли общественного производства. Следовательно,с позиций маркетинга отдельного предприятия все внешние факторы практическирассматриваются как неуправляемые и составляющими «невидимую рукурынка». Такой подход к исследованию проблем маркетинга, по-видимому, непозволяет разработать эффективную маркетинговую систему отрасли и рынков еепродукции, поэтому для получения адекватной модели маркетинга АПК как идеализированногообъекта теоретических исследований необходимо использовать методологиюсистемного подхода.
Известно, что «системный подход — направление методологиисоциально-научного познания и социальной практики, в основе которого лежитисследование объектов как систем. Системный подход способствует адекватнойпостановке проблем в конкретных науках и выработке эффективной стратегии ихизучения. Методологическая специфика системного подхода определяется тем, чтоон ориентирует исследование на раскрытие целостности объекта и обеспечивающихего механизмов, на выявление многообразных типов связей объекта и сведение их вединую теоретическую картину» [25, с. 612 — 613]. Системный подход висследованиях проблем общественного производства основывается на том, чтовсякая организация представляет собой систему, состоящую из подсистем, каждаяиз которых обладает своими собственными целями. (Согласно А. Смиту наиболееинтересная черта богатства, произведенного рыночной экономикой, — это то, чтооно есть не результат некоего организованного плана, а непредвиденный результатдействия многих людей, каждый из которых на рынке стремится к своим собственнымцелям: «Мы ожидаем получить свой обед не потому, что мясник, пивовар ибулочник благосклонны к нам, а потому что они заботятся о собственной выгоде…Каждый индивидуум все время прилагает усилия к тому, чтобы изыскать наиболеевыгодное применение любому капиталу, которым он располагает… Стремясь извлечьиз этого производства продукт наибольшей стоимости, он преследует только своюсобственную цель, и в этом случае, как и во многих других, его ведет невидимаярука, ведет к результату, не имеющему ничего общего с его намерениями»[5]).
Система — это взаимосвязанный комплекс элементов, ориентированных надостижение единой целевой задачи. Система определяется заданием системныхобъектов, свойств и связей. Системные объекты — это вход, процесс и выход.Входом называется то, что изменяется при протекании данного процесса. Во многихслучаях компонентами входа являются «рабочий вход» (то, что«обрабатывается») и процессор (то, что «обрабатывает»).Выходом называется результат или конечное состояние процесса. Процесс переводитвход в выход. Способность переводить данный вход в данный выход называетсясвойством данного процесса. Связь определяет следование процессов, т.е. то, чтовыход некоторого процесса является входом определенного процесса. Всякий входсистемы является выходом этой или другой системы, а всякий выход — входом.Выделить систему в реальном мире — значит указать все процессы, дающие данныйвыход [26].
Отсюда организация с позиций системного подхода есть целенаправленнаясистема, которая в свою очередь является частью (подсистемой) одной или болеецеленаправленных систем [1, 25 — 27]. Принципиальным моментом в системномподходе в исследованиях социально-экономических систем — отдельных организаций,отраслей промышленности — и их подсистем является наличие разных по уровню,часто не согласующихся между собой целей [25]. Следовательно, проблемымаркетинга АПК необходимо исследовать в формате целей всех подсистем,формирующих эту отрасль, и вместе с тем учитывать цели систем более высокогопорядка — общественного производства и рыночного механизма в целом.
Маркетинг и рыночнаяэкономика
Условия рыночной экономики отличаются от принятой в СССРцентрализованной системы управления, при которой проблемы производства, сбыта,ценообразования, экспорта и импорта, нормирования производительности труда исебестоимости продукции решались исключительно на правительственном уровне.Решение этих проблем и сопутствующих вопросов, в том числе связанных смаркетинговой деятельностью, значительно усложняет работу менеджмента фирм — непосредственных производителей продукции и торговых организаций и вызываетнеобходимость создания как новых специализированных внутрифирменных отделов,так и автономных или интегрированных структур, выполняющих функции,вспомогательные по отношению к основным процессам: посреднические, рекламные,информационные и консультационные агентства и т.п. Если ты не прочтешь этотреферат, то не найдешь  этот абзац, гденаписано – ты украл работу из Сети интернет, а значитне написал его сам.
Сейчас это прочтет преподаватель и ты двойкуполучишь. Всего таких абзацев четыре, включая этот.
С позиций системного подхода к исследованию проблем маркетинга продукцииАПК представляют интерес определения получивших мировое признание американскихученых R.L. Kohls и G.H. Uhl:«Мы определяем продовольственный маркетинг как совокупность всех видовдеятельности, входящих в процесс продвижения пищевых продуктов и услуг, начинаяс сельскохозяйственного производства и до момента, пока они не окажутся в рукахпотребителя… Взаимоотношения между участниками этих процессов одновременноявляются конкурентными и взаимодополняющими… Потребители заинтересованы вполучении качественного конечного продукта по возможно более низкой цене.Фермеры стремятся к наибольшей выручке от продажи своей продукции. Посредник помаркетингу также старается достичь максимально возможной прибыли. Одна изпервостепенных задач системы маркетинга — применение этих весьма конфликтныхтребований» [6, с. 19 — 20].
Вместе с тем если отвлечься от специфических условий производства АПК,аналогичные проблемы возникают и в других сферах общественного производства, иосновным механизмом, регулирующим эти проблемы при капитализме, является рынок.Обычно рынок в качестве экономической категории рассматривается как любаяорганизация, которая используется людьми для торговли друг с другом. При этомпод функционированием рынков имеют в виду то, насколько эффективно рынкисправляются со своей задачей обеспечения организации взаимовыгодной торговли. Вчастности, функциональность рынка продукции АПК определяется тем,«насколько хорошо работает система маркетинга продовольствия на фоне того,что ожидают от нее общество и участники рынка» [6, с. 48]. В идеальномслучае рынки должны сделать возможным любой обмен, который являетсявзаимовыгодным для обеих сторон. Рынок как инструмент для организации иоблегчения предпринимательской деятельности помогает ответить на главныеэкономические вопросы: какие товары производить, как их следует производить,кто и какую работу должен выполнять и для кого предназначены результаты этойработы. Другие рынки, в том числе в виде простейших устных иливысокотехнологичных информационных систем, являются виртуальными,децентрализованными и неформальными. Организационно спектр современных рынковочень широк: оптовые и розничные рынки потребительских товаров; мировые рынкитоваров и услуг. Несмотря на широкое многообразие форм, у всех рынков есть однаобщая черта — они представляют информацию и стимулы, которые нужны людям дляпринятия решений [28].
В формате категорий неоклассической экономической теории R.L. Kohls и G.H. Uhl используютпонятия макро- и микромаркетинга. С позиций макромаркетинга важно определить, как организованапродовольственная система, насколько успешно она выполняет свои экономические исоциальные задачи и как меняется, адаптируется во времени. Микромаркетинг,или управление бизнесом, предполагает оценку решений, которые принимаетвладелец или менеджер отдельного предприятия, а также делает выбор потребительпродовольствия — частное лицо или снабженец перерабатывающего предприятия.«Используя инструменты и принципы управления в области маркетинга, фирмыразрабатывают свои стратегии, направленные на удовлетворение запросовпотребителей и получение прибылей. Микромаркетинг — это мир конкуренции, разработки новых видов продукции, исследований рынка,стимулирования спроса, творческих стратегий ценообразования и распределения,обслуживания потребителей и прочих тактических приемов бизнеса» [6, с.27].
Вместе с тем как бы не стремился товаропроизводитель угодить потребностямпокупателя, следует учитывать, что оба они существуют не автономно, а вопределенной социально-экономической среде. В этой среде действуют свои правилаи ограничения, направленные на достижения целей этой системы, в том числе и наобеспечение прав и условий благоприятного функционирования и жизни тех жетоваропроизводителей и покупателей. И те, и другие в своей деятельностивынуждены учитывать эти законы. Поэтому, в частности, функциональность рынкадолжна рассматриваться как в терминах эффективности, так и с точки зрения учетаинтересов всех участников рынка. А федеральные и региональные власти в своюочередь выступают участниками рынка не только как потребители, но и какразработчики соответствующих законов и целенаправленные регуляторы рынка, и ихдействия также необходимо оценивать с точки зрения эффективностифункционирования рынков.
Следовательно, в формате методологии системного подхода модельмаркетинговой системы АПК можно представить как процессор, обеспечивающийтрансформацию возможностей сельскохозяйственного производства и его продукции впродовольственные товары, отвечающие потребностям потребителя и обеспечиваяусловия формы, места, времени и владения. При этом традиционная клиенториентированная (CRM) концепция маркетинга отдельногопредприятия в формате маркетинговой системы дополняется целями обеспеченияэффективного функционирования рынка и конкурентоспособности продукции АПК.
Форма товара подразумевает множество качественных и количественныххарактеристик сельскохозяйственных продуктов и их переработки. Место — множество возможных условий и физических мест приобретения продукции АПКпотребителем. Полезность времени обеспечивает круглогодичную поставку сезоннойсельскохозяйственной продукции. Полезность владения — возможность приобретениябез проблем необходимого товара и обеспечение необходимой информацией освойствах этого товара.
Категория «система» определяется понятиями подсистем и целей[25 — 27]. В формате этих понятий маркетинговую систему АПК формируютфизический (производственно-технические подсистемы) и функциональный (целевой)аспекты.
Физическую основу маркетинговой системы образуют потребители,сельскохозяйственные организации, предприятия переработки, дистрибьюторныеи информационные подсистемы. Потребителями являются отдельные физические лица ипредприятия, использующие продукцию АПК для дальнейшей переработки. Внутрисистемы АПК образуются цепочки подсистем вход — процессор — выход,трансформирующие состояние и место исходной продукции. Сельскохозяйственныепредприятия преобразуют факторы производства в сельскохозяйственную продукцию.Предприятия переработки сельскохозяйственного сырья (в том числе и длянепродовольственных целей) и общественного питания обеспечивают необходимуюформу товара от простейшей упаковки до получения высокотехнологическойпродукции. Дистрибьюторная подсистема являетсясвязующим звеном маркетинговой системы, включает транспортные и складскиеподсистемы, сети оптовых и розничных продаж, товарные биржи и магазины,демпфирующие сезонную специфику производства сельскохозяйственной продукции,обеспечивает баланс спроса и предложения, а также условия места и времениприобретения товара потребителем. Информационные подсистемы обеспечивают сбор,компьютерную обработку и передачу маркетинговой информации участникам рынкапродукции АПК.
Выводы  по итогам
Функциональную деятельность подсистем и маркетинговой системы АПК вцелом составляют экономические, организационные, регулирующие иинтеллектуальные аспекты.
Если ты не прочтешь этот реферат, то ненайдешь  этот абзац, где написано – тыукрал работу из Сети интернет, а значит не написалего сам.
Сейчас это прочтет преподаватель и ты двойкуполучишь. Всего таких абзацев четыре, включая этот.
Экономический аспект формируют функции обмена — купли и продажи и связывающаяих функция ценообразования. Функция купли (или снабжения) предусматривает поискисточников предметов труда — семян, кормов, удобрений и т.п. длясельскохозяйственного производства и сельскохозяйственного сырья, а такжедругих ресурсов для производства продовольствия. Функция продажи помимонепосредственного согласования с покупателем цены и условий продажи включает итакие вопросы, как расфасовка и размещение товаров для продажи и другиеоперации торговли.
Организационный аспект определяется подразделениями или автономнымиструктурами и их связями, обеспечивающими экономические, физические иинтеллектуальные аспекты функционирования маркетинговой системы.Самостоятельные маркетинговые структуры могут быть коммерческими инекоммерческими, частными и государственными организациями, кооперативами исоветами по маркетингу, НИИ и информационно-консультационными группами,посредническими структурами, рекламными и PR-агентствами. Организации,образующие маркетинговую систему, могут создавать различные формы интеграции.
Регулирующие функции в маркетинговой системе АПК выполняют различныестандарты на продукцию, законодательные акты, нормы, тарифы и квоты,ограничивающие или стимулирующие производство отдельных видов продовольствия, атакже программы поддержки и гранты, направленные на развитие отдельных видовдеятельности и обеспечивающие конкурентоспособность участников и эффективностьрынков продукции АПК. Регулирующие функции осуществляют соответствующиеструктуры подсистем АПК — внутрифирменные и отраслевые, а также региональные,федеральные и международные организации.
Интеллектуальный аспект пронизывает все подсистемы маркетинговой системыи включает: а) исследование конъюнктуры и информационное обеспечение участниковагропродовольственных рынков; б) разработку новых товаров и форм продвижения;в) обоснование цены и каналов сбыта; г) разработку законодательных инициатив ипрограмм поддержки участников рынков продукции АПК.
Таким образом, предложенная модель маркетинговой системы АПК позволяетпроводить структурно-функциональный анализ формирующих ее макро- и микромаркетинговых подсистем.

Литература

1. Ансофф И. Стратегическое управление. — М.:Экономика, 1989.
2. Друкер П. Практика менеджмента. — М.:Вильямс, 2000.
3. Эванс Дж.М., Берман Б. Маркетинг. — М.: Экономика, 1993.
4. Котлер Ф. Маркетинг менеджмента. — СПб.:Издательство «Питер», 1999.
5. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов.ek-lit.agava.ru/smitsod.htm.
6. Kohls R.L., Uhl J.N. Marketing of Agricultural Products. — NJ: PrenticeHall, 2001.
7. Drucker P. ThePractice of Management. — N.Y.: Harper & Row, 1954.
8. Малыхина А.И. Экономико-организационные основы координации принятиярешений в предпринимательской деятельности. Автореф. дис. докт. экон.наук. — СПб: СПбГУЭиФ, 1997.
9. Маркова В.Д. Формирование системы маркетинга на российскихпредприятиях: Автореф. дис.докт. экон. наук. — Новосибирск: ИЭиОПП, 1997.
10. Клюкач В., Седова Н., ПролыгинаН. Маркетинг в системе управления товарными рынками // Экономика сельского хозяйстваРоссии. 1998, N 12. С. 27 — 32.
11. Магомедов А.-Н.Д., Бабков М.А. Развитиевертикальных и горизонтальных маркетинговых систем на мясном рынке // Мяснаяиндустрия. 2003, N 5. С. 11 — 15.
12. Магомедов А.-Н., Пролыгина Н. Формированиемаркетинговых систем на продовольственном рынке России // АПК: экономика,управление. 2003, N 5. С. 24 — 31.
13. Drucer P.F.Management: Tasks, Responsibilities, Practices. — N.Y.: Harper & Row, 1973.P. 64 — 75.
14. Жуйков В.И., СуншевА. Маркетинговое управление рынком продукции свиноводства // Международныйсельскохозяйственный журнал. 2005, N 5. С. 35 — 37.
15. Неганова В.П. Формирование и развитиемаркетинговых стратегий предприятий АПК (на примере Уральского экономическогорегиона). Автореф. дис. докт. экон. наук. — Екатеринбург:УГЭУ, 2000.
16. Цыпкин Ю.А., ЛюкшиновА.Н. Агромаркетинг. — М.: Колос, 1999.
17. Цыпкин Ю.А., ЛюкшиновА.Н., Эриашвили Н.Д. Агромаркетинги Консалтинг. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.
18. Завьялов П.С. и др. Маркетинг вовнешнеэкономической деятельности: Терминологический словарь. — М.:Международные отношения, 1992.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.