Реферат по предмету "Финансовые науки"


Единый социальный налог

Министерство экономического развития и торговли
Российской ФедерацииРоссийский государственный торгово-экономический университетЭкономический факультетКонтрольная работа по дисциплине: Налогообложение в сферекоммерческой деятельности
тема: Единый социальный налог
Работу выполнила
Преподаватель: проф. Горина Г. А.   студентка 2 курса
заочной формы обучения
ускоренный курс
группа 22 ЭФ
Кузьминых Л.В.
Москва 2004 г.
Содержание
Введение
1. Налогоплательщики. Льготы
2. Объект налогообложения. Налоговаябаза. Суммы, не подлежащие налогообложению.
3. Налоговый и отчетный периоды.Ставка налога.
4. Порядок исчисления и уплатыналога.
Список использованной литературы

Введение
Единый социальный налог являетсясерьезным новаторством, включенным во вторую часть Налогового кодекса.Введенный в действие с 1 января 2001 г., этот налог заменил собой действовавшиеранее отчисления в три государственных внебюджетных социальных фонда — Пенсионный, Фонд социального страхования и федеральный и региональные фондыобязательного медицинского страхования. Но замена отчислений на единыйсоциальный налог не отменила целевого назначения налога. Средства от его сборабудут поступать не в бюджеты всех уровней, а в указанные выше фонды. Основноепредназначение этого налога именно в том и состоит, чтобы обеспечитьмобилизацию средств для реализации права граждан России на государственноепенсионное и социальное обеспечение и медицинскую помощь.
В связи с этим возникает неизбежныйвопрос о необходимости и экономической целесообразности преобразованияпроизводимых предприятиями, учреждениями и организациями отчислений всоциальные фонды в единый налог.

1. Налогоплательщики. Льготы.
Плательщики единого социального налогаобъединены в две группы, для каждой из которых установлен самостоятельныйобъект налогообложения.
К первой группе налогоплательщиковотносятся работодатели, производящие выплаты наемным работникам:
-   организации;
-   индивидуальные предприниматели;
-   физические лица, не признаваемыеиндивидуальными       предпринимателями;
Во вторую группу налогоплательщиковвключены — не работодатели:
-  индивидуальные предприниматели;
-  адвокаты.
Члены крестьянского (фермерского)хозяйства приравниваются к индивидуальным предпринимателям.
Если налогоплательщик одновременноотносится к двум перечис­ленным группам, то он признается налогоплательщиком покаждому от­дельно взятому основанию.
Для отдельных категорийналогоплательщиков установлены на­логовые льготы, специфика которых обусловленацелевым назначением средств, источником которых он является.
От уплаты единого социального налогаосвобождены:
1. Организации любых организационно-правовыхформе сумм вып­лат и иных вознаграждений, не превышающих в течение налоговогопе­риода 100 тыс. руб. на каждого работника, являющегося инвалидом I, IIили III группы.
2. Работодатели с сумм выплат и иныхвознаграждений, не превы­шающих 100 тыс. руб. в течение налогового периода накаждого отдель­ного работника.
Сюда относятся:
а)      общественные организацииинвалидов (в том числе созданные
как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов кото­рых инвалиды иих законные представители составляют не менее 80%, их
региональные и местные отделения;
б)      организации, уставной капиталкоторых полностью состоит из
вкладов общественных организаций инвалидов и в которых среднесписочнаячисленность инвалидов составляет не менее 50%, а доля заработ­ной платыинвалидов в фонде оплаты труда — не менее 25%;
в)      учреждения, созданные длядостижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных,физкультурно-спортивных, научных
и иных социальных целей и т.д.
Указанные льготы не распространяются наналогоплательщиков, занимающихся производством и (или) реализацией подакцизныхтоваров, минерального сырья, других полезных ископаемых, а также иных товаров всоответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации попредставлению общероссийских общественных организаций инвалидов;
3. Налогоплательщики — не работодатели,являющиеся инвалида­ми I, II или III группы, в части доходов от их предпринимательской илииной профессиональной деятельности в размере, не превышающем 100 тыс. руб. втечение налогового периода.
4. Российские фонды поддержки образования и науки — с сумм выплатгражданам Российской Федерации в виде грантов (безвозмездной помощи)предоставляемых учителям, преподавателям, школьникам, студентам и (или)аспирантамгосударственных и (или) муниципальных образовательных учреждений.

2. Объект налогообложения. Налоговая база. Суммы, неподлежащие налогообложению.
Особенностью единого социального налогаявляется то, что он имеет не один, как обычно, а несколько объектовналогообложения, установленных для различных категорий налогоплательщиков.
1.Для налогоплательщиков — работодателей (кромеработодателей — физических лиц) объектом налогообложения признаются:
— выплаты и иные вознаграждения, начисляемыеработодателями в пользу работников по всем основаниям, в том числе:вознаграждения (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальнымпредпринимателям) по договорам гражданско-правового характера, предметомкоторых является выполнение работ (оказание услуг), а также по авторским и лицензионнымдоговорам.
2.Для налогоплательщиков – физических лиц, непризнаваемых индивидуальными предпринимателями объектом налогообложения признаются выплаты и иные вознаграждения по трудовым и гражданско-правовымдоговорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг,выплачиваемые налогоплательщиками в пользу физических лиц.
Не   относятся   к   объекту налогообложения   выплаты,   производимые в рамках гражданско-правовыхдоговоров, предметом которых является переход права собственности или иныхвещных прав на имущество (имущественные  права), а также договоров, связанных спередачей в пользование имущества (имущественных прав).
3.  Для налогоплательщиков — не работодателей объектомналогообложения признаются доходы от предпринимательской либо инойпрофессиональной деятельности за вычетом расходов, связанных с их извлечением.
Для налогоплательщиков — членовкрестьянского (фермерского) хозяйст­ва (включая главу крестьянского(фермерского) хозяйства) из дохода исклю­чаются фактически произведенныеуказанным хозяйством расходы, связан­ные с развитием крестьянского(фермерского) хозяйства.
     Указанные в пункте 1 выплаты и вознаграждения
(вне зависимости от формы, в которой они производятся) не признаются
объектом налогообложения, если:
у налогоплательщиков-организаций такиевыплаты не отнесены к расхо­дам, уменьшающим налоговую базу по налогу наприбыль организа­ций в текущем отчетном (налоговом) периоде;
у налогоплательщиков — индивидуальныхпредпринимателей или физи­ческих лиц такие выплаты не уменьшают налоговую базупо налогу на дохо­ды физических лиц в текущем отчетном (налоговом) периоде.
При определении налоговой базыналогоплательщики — работода­тели (кроме работодателей — физических лиц)учитывают любые выплаты и вознаграждения (за исключением сумм, не подлежащихналогообложе­нию, — статья 238 Налогового кодекса), начисленные работникам в де­нежнойили натуральной форме, а также материальную выгоду, получен­ную работником отработодателя за налоговый период.
К материальной выгоде, которую получаетработник за счет работодателей относятся:     
-  выгода от оплаты (полностью или частично)работодателем товаров (работ, услуг) или прав, в том числе коммунальных услуг,питания, отдыха, обучения в интересах работника;       
-  выгода от приобретения работником у работодателятоваров (работ, услуг) по ценам более низким по сравнению с ценами, которые
обычно устанавливают продавцы этих товаров (работ, услуг);   
-  выгода, получаемая работником в виде суммы страховыхвзносов
по договорам добровольного страхования в случаях, если эти взно­сы (полностьюили частично) внесены работодателем.
Налогоплательщики — работодатели,являющиеся физическими ли­цами, при определении налоговой базы учитываютвыплаты и вознаграж­дения, включая вознаграждения по договорам гражданско-правовогохарактера, выплаченные за налоговый период в пользу работников по всемоснованиям.
Налогоплательщики — работодателиопределяют налоговую базу по каждому работнику с начала налогового периода поистечении каждо­го месяца нарастающим итогом (в данном случае обеспечиваетсяиндиви­дуальный учет). По окончании налогового периода рассчитывается пол­наяналоговая база.
Налогоплательщики — не работодателиисчисляют налоговую базу с сумм доходов, полученных за налоговый период как вденежной, так и в натуральной форме, за вычетом расходов, связанных с ихизвлечением. Составрасходов, принимаемых к вычету в целях налогообложения
данной группой налогоплательщиков, определяется в порядке, аналогичном
порядку определения состава затрат, установленных для налогоплательщиков
налога на прибыль соответствующими статьями главы 25 Налогового Кодекса РФ.Фактически произведенные расходы должны быть подтверждены доку­ментально.
Норматив расходов, учитываемый приопределении налоговой базы у налогоплательщиков, получающих авторскиевознаграждения за со­здание, издание произведений науки, литературы и т.д.,установлен в пре­делах от 20 до 40 %от доходов.
Все налогоплательщики, осуществляющиевыплаты и иные вознаг­раждения в натуральной форме в виде товаров (работ, услуг),при расчете налоговой базы учитывают их по стоимости, исчисленной в рыночныхценах (в соответствии со статьей 40 Налогового Кодекса РФ), а при госу­дарственномрегулировании цен — исходя из государственных регулируе­мых розничных цен.
При этом в стоимость товаров (работ,услуг) включаются соот­ветствующие налоги — налог на добавленную стоимость,налог с про­даж и акциз.
При определении налогооблагаемой базы поединому социально­му налогу не учитываются отдельные виды выплат, доходов,стоимость оказанных услуг и т.д. По большинству позиций суммы, не подлежащиеналогообложению, совпадают с суммами, не включаемыми в состав до­ходов,учитываемых при определении налога на доходы физических лиц.
/>В отличие от ранее действовавших законодательных актов харак­тернаболее широкая социальная направленность этих льгот.
Суммы, не подлежащие налогообложению,перечислены в статье 238 Налогового кодекса. Рассмотрим некоторые из них:
—   государственные пособия, в том числе пособия повременной нетрудоспособности, пособия по уходу за больным ребенком, пособия по
безработице, беременности, родам;
—   компенсационные выплаты, установленные в соответствиис зако­нодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениямипредставительных органов местного самоуправления (возме­щение вреда,причиненного увечьем, иным повреждением здоровья);
—   бесплатное предоставление жилых помещений икоммунальных услуг, топлива или соответствующего денежного возмещения;
—   оплата стоимости или выдача полагающегося натуральногодо­вольствия и т.д.;
—   суммы материальной помощи, оказываемой работодателямиработникам в связи со стихийным бедствием, другими чрезвычайнымиобстоятельствами и т.д.;
—   суммы материальной помощи, оказываемой организацией,финансируемой из бюджета, работникам, уволившимся в связи с выхо­дом на пенсиюпо инвалидности или по возрасту (но не более 2000 руб. на одно физическое лицоза налоговый период);
—   суммы возмещения (оплата) организацией, финансируемойиз бюджета, своим бывшим работникам (пенсионерам по возрасту и инвалидности,членам их семей) стоимости приобретенных ими медика­ментов по назначению врача(но не более 2000 руб. на одно физическое лицо за налоговый период);
—   выплаты, осуществляемые за счет членских профсоюзныхвзносов
каждому члену профсоюза при условии, если они производятся не
чаще одного раза в три месяцам не превышают 10 тыс. руб. в год;
—   суммы, выплачиваемые за счет членских взносовсадоводческих,
садово-огородных, гаражно-строительных и жилищно-строительных кооперативов(товариществ) лицам, выполняющим работы,
оказывающим услуги для этих организаций;
—   доходы членов крестьянского (фермерского) хозяйства,получаемые в этом хозяйстве от производства и реализации сельскохозяйственнойпродукции, а также от сельскохозяйственной продукции, ее переработки иреализации — в течение пяти лет, начиная с года регистрации хозяйства.
Это далеко не полный перечень сумм, неподлежащих налогообло­жению единым социальным налогом.
 

3. Налоговый иотчетный периоды. Ставка налога.
Налоговым периодом по единому социальномуналогу признается календарный год. Отчетными периодами по налогу признаютсяпервый квартал, полуго­дие и девять месяцев календарного года.
Налоговые ставки единого социальногоналога дифференцирова­ны по ряду оснований. Ставки различаются:
o  по группам налогоплательщиков;
o  по видам налогоплательщиков внутри групп;
o  по признаку соответствия налоговой базыналогоплательщика -
работодателя в расчете на одного работника определенным коли­чественнымкритериям;
o  по видам социальных фондов.
Дифференциация ставок единого социального налога дляналого­плательщиков — работодателей и налогоплательщиков — не работодателейвызвана различиями в объектах налогообложения.
Однако не все налогоплательщики — работодателиприменяют при исчислении сумм налога одинаковые ставки.
Таблица 1
Ставки единого  социального налога для основнойкатегории налогоплательщиков – работодателей, производящих выплаты наемнымработникам
Налоговая база для каждого
Работника
Размер ставки До 100 000 руб. 35,6% От 100 001руб. до 300 000 руб. 35 600 руб.+20% с суммы, превышающей 100 тыс.руб. От 300 001 до 600 000 75 600 руб.+10% с суммы, превышающей 300 тыс.руб. Свыше 600 000 руб. 105 600 руб.+2% с суммы, превышающей 600 тыс.руб.
Как было отмечено выше, ставки единогосоциального налога диф­ференцированы по фондам. Так, общая максимальная ставкаединого налога для основной категории налогоплательщиков — работодателей вразмере 35,6 % сложилась следующим образом:
-  в Пенсионный фонд (ПФ) — 28 %;
-  в Фонд социального страхования (ФСС) — 4 %;
-  в Федеральный фонд обязательного медицинскогострахования
(ФФОМС)-0,2%;
-  в Территориальные фонды обязательного медицинскогострахования (ТФОМС) — 3,4%.
Льготные ставки налога установлены дляорганизаций, произво­дящих сельскохозяйственную продукцию, крестьянских(фермерских) хо­зяйств, а также для родовых, семейных общин малочисленныхнародов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования.
Для налогоплательщиков второй группы — неработодателей ставки единого социального налога ниже, чем для налогоплательщи­ков- работодателей.
Таблица 2
Ставки единого социального налога для лиц,занимающихся предпринимательской и иной профессиональной деятельностью (кромеадвокатов)
Налоговая база на каждого работника
Размер ставки До 100 000 руб. 13,2% От 100 001 руб. до 300 000 руб. 13 200 руб. + 7,4% с суммы, превышающей 100 тыс. руб. От 300 001 руб. до 600 000 руб. 28000 руб. + 3,65% с суммы, превышающей 300 тыс. руб. Свыше 600 000 руб. 38 950руб. + 2% с суммы, превышающей 600 тыс. руб.
Несколько иные ставки налога установленыдля адвокатов, ока­зывающих бесплатную юридическую помощь физическим лицам.
Таковы ставки на сегодняшний день, но с1 января 2005 года предполагают снижение ставки единого социального налога(ЕСН) с 35,6% до 26%. Таким образом, при доходах работника до 300 тыс. руб. вгод работодатель по регрессивной шкале будет платить в виде ЕСН 26% от этойсуммы, при доходе до 600 тыс. руб. — 10%, свыше 600 тыс. — 2%.                 
Рассмотренные выше ставки единогосоциального налога свиде­тельствуют о том, что для этого налога характернарегрессивная шкала
налогообложения. Это означает, что с увеличением налоговой базы ставка налогауменьшается. Такой метод налогообложения не нашел широкого использования вроссийском налоговом законодательстве.

4. Порядок исчисления и уплаты налогов.
Сумма налога исчисляется и уплачиваетсяналогоплательщиками от­
дельно в федеральный бюджет и каждый фонд и определяется как соответствующаяпроцентная доля налоговой базы.
Налоговая декларация представляетсяналогоплательщиком не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговымпериодом.
Данные о суммах исчисленных, а такжеуплаченных авансовых плате­жей, данные о сумме налогового вычета, которымвоспользовался налогоплательщик, а также о суммах фактически уплаченныхстраховых взносов за тот же  период налогоплательщик отражает в расчете,представляемом не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом,в налоговый орган по форме, утвержденной Министерством Российской Федерации  налогами сборам.
Кроме того, налогоплательщики обязаныпредставлять в региональные
отделения Фонда социального страхования Российской Федерации сведения
(отчеты) по форме, утвержденной Фондом социального страхования РоссийскойФедерации, о суммах:
1. начисленного налога в Фондсоциального страхования Российской
Федерации;
2. использованных на выплату пособийпо временной нетрудоспособ­ности, по беременности и родам, по уходу за ребенкомдо достижения им
возраста полутора лет, при рождении ребенка, на возмещение стоимостигарантированного перечня услуг и социального пособия на погребение, на
другие виды пособий по государственному социальному страхованию;
3. направленных ими в установленномпорядке на санаторно-курортное
обслуживание работников и их детей;
4. расходов, подлежащих зачету;
5. уплачиваемых в Фонд социальногострахования Российской Федера­ции.
Для налогоплательщиков единогосоциального налога — не работо­дателей (кроме адвокатов) расчет сумм авансовыхплатежей производит­ся налоговым органом исходя из налоговой базы за предыдущийналого­вый период и соответствующих ставок.
Если налогоплательщики начинаютосуществлять предпринима­тельскую либо иную профессиональную деятельность посленачала очередного налогового периода, то они обязаны в пятидневный срок по ис­течениимесяца со дня начала осуществления деятельности представить в налоговый органпо месту постановки на учет декларацию с указанием сумм предполагаемого доходаза текущий налоговый период. При этом сумма предполагаемого дохода и предполагаемыхрасходов определяет­ся налогоплательщиком самостоятельно.
Расчет сумм авансовых платежей затекущий налоговый период производится налоговым органом исходя из суммпредполагаемого дохо­да с учетом расходов, связанных с его извлечением.
Новая налоговая декларацияпредставляется также, если в нало­говом периоде будет значительное увеличениедоходов (более чем на 50 %). При значительном уменьшении доходовналогоплательщик вправе представить новую налоговую декларацию. Перерасчетавансовых пла­тежей производится налоговым органом на текущий год по ненаступив­шим срокам уплаты налога, но не позднее пяти дней с момента подачиновой декларации. Полученная в результате такого перерасчета разница подлежитуплате в установленные сроки для очередного авансового пла­тежа либо зачету всчет предстоящих авансовых платежей.
Налогоплательщики, не являющиесяработодателями, обязаны произ­водить уплату авансовых платежей на основанииналоговых уведомлений:
—   за январь — июнь — не позднее 15 июля текущего года вразмере
половины годовой суммы авансовых платежей;
—   за июль — сентябрь — не позднее 15 сентября текущегогода в размере
одной четвертой годовой суммы авансовых платежей;
—   за октябрь — декабрь — не позднее 15 января следующегогода в раз­
мере одной четвертой годовой суммы авансовых платежей.
     Окончательный расчет налога по итогам налогового периода про­изводитсяналогоплательщиком — не работодателем (за исключением адвокатов) самостоятельнос учетом всех полученных в налоговом периоде
доходов и расходов, связанных с их извлечением. Сумма налога исчисляетсяотдельно в отношении каждого фонда.
Разница между суммами авансовыхплатежей, уплаченными в те­чение налогового периода, и суммой налога,подлежащей уплате в соот­ветствии с налоговой декларацией, должна быть уплаченалибо зачтена в счет предстоящих платежей или возвращена налогоплательщику.
Исчисление и уплата налога с доходовадвокатов осуществляются юридическими консультациями в порядке, предусмотренномдля налого­плательщиков — работодателей.
Налогоплательщики единого социальногоналога, не являющиеся работодателями, представляют налоговую декларацию непозднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Адвокаты вместе с налоговой декларациейпредставляют от кол­легии адвокатов (ее учреждений) данные о суммах уплаченногоза них налога за истекший налоговый период.
Уплата налога (авансовых платежей поналогу) осуществляется отдельными платежными поручениями в Пенсионный фонд,Фонд соци­ального страхования, Федеральный фонд обязательного медицинскогострахования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования.
Контроль за правильностью исчисления,полнотой и своевремен­ностью внесения взносов в перечисленные вышегосударственные соци­альные внебюджетные фонды, уплачиваемых в составе единогосоциаль­ного налога, осуществляется налоговыми органами РФ.

Список использованной литературы:
1. Налоговый кодекс РоссийскойФедерации (с изменениями и дополнениями на 1 февраля 2004г.)
2. Горина Г. А. Налоги иналогообложение. Часть 3. Учебное пособие. М.: Изд-во МГУК, 2001.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Этапность развития физических качеств у детей школьного возраста, проживающих в различных климато-географических условиях
Реферат Marx Essay Research Paper After reading through
Реферат Локальные сети и современная организация внутреннего документооборота
Реферат Анализ обеспеченности трудовыми ресурсами на примере ОАО Нефтекамскшина
Реферат Методика работы с модулем "Реализация и склад" программного обеспечения "ПАРУС"
Реферат Операції банку з платіжними картками та напрями підвищення їх ефективності
Реферат "zoohelp" социально ответственная организация. Для социально незащищенного и малообеспеченного населения, Для неприбыльных общественных организаций и фондов стоимость предоставляемых услуг корректируется, по предварительной записи проводятся бесплатн
Реферат Облік готівкових та касових операцій приватного підприємства Індустрія Клімату
Реферат Біографія та творчий шлях С.О. Єсеніна
Реферат Музыка периода классицизма
Реферат Россия в период смуты
Реферат Расчет кожухотрубного теплообменного аппарата
Реферат Всероссийское учредительное собрание
Реферат Характеристика и биологические предпосылки трудовой деятельности
Реферат Борисов-Мусатов и художники группы "Наби"