Министерство экономического развития и торговли
Российской ФедерацииРоссийский государственный торгово-экономический университетЭкономический факультетКонтрольная работа по дисциплине: Налогообложение в сферекоммерческой деятельности
тема: Единый социальный налог
Работу выполнила
Преподаватель: проф. Горина Г. А. студентка 2 курса
заочной формы обучения
ускоренный курс
группа 22 ЭФ
Кузьминых Л.В.
Москва 2004 г.
Содержание
Введение
1. Налогоплательщики. Льготы
2. Объект налогообложения. Налоговаябаза. Суммы, не подлежащие налогообложению.
3. Налоговый и отчетный периоды.Ставка налога.
4. Порядок исчисления и уплатыналога.
Список использованной литературы
Введение
Единый социальный налог являетсясерьезным новаторством, включенным во вторую часть Налогового кодекса.Введенный в действие с 1 января 2001 г., этот налог заменил собой действовавшиеранее отчисления в три государственных внебюджетных социальных фонда — Пенсионный, Фонд социального страхования и федеральный и региональные фондыобязательного медицинского страхования. Но замена отчислений на единыйсоциальный налог не отменила целевого назначения налога. Средства от его сборабудут поступать не в бюджеты всех уровней, а в указанные выше фонды. Основноепредназначение этого налога именно в том и состоит, чтобы обеспечитьмобилизацию средств для реализации права граждан России на государственноепенсионное и социальное обеспечение и медицинскую помощь.
В связи с этим возникает неизбежныйвопрос о необходимости и экономической целесообразности преобразованияпроизводимых предприятиями, учреждениями и организациями отчислений всоциальные фонды в единый налог.
1. Налогоплательщики. Льготы.
Плательщики единого социального налогаобъединены в две группы, для каждой из которых установлен самостоятельныйобъект налогообложения.
К первой группе налогоплательщиковотносятся работодатели, производящие выплаты наемным работникам:
- организации;
- индивидуальные предприниматели;
- физические лица, не признаваемыеиндивидуальными предпринимателями;
Во вторую группу налогоплательщиковвключены — не работодатели:
- индивидуальные предприниматели;
- адвокаты.
Члены крестьянского (фермерского)хозяйства приравниваются к индивидуальным предпринимателям.
Если налогоплательщик одновременноотносится к двум перечисленным группам, то он признается налогоплательщиком покаждому отдельно взятому основанию.
Для отдельных категорийналогоплательщиков установлены налоговые льготы, специфика которых обусловленацелевым назначением средств, источником которых он является.
От уплаты единого социального налогаосвобождены:
1. Организации любых организационно-правовыхформе сумм выплат и иных вознаграждений, не превышающих в течение налоговогопериода 100 тыс. руб. на каждого работника, являющегося инвалидом I, IIили III группы.
2. Работодатели с сумм выплат и иныхвознаграждений, не превышающих 100 тыс. руб. в течение налогового периода накаждого отдельного работника.
Сюда относятся:
а) общественные организацииинвалидов (в том числе созданные
как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды иих законные представители составляют не менее 80%, их
региональные и местные отделения;
б) организации, уставной капиталкоторых полностью состоит из
вкладов общественных организаций инвалидов и в которых среднесписочнаячисленность инвалидов составляет не менее 50%, а доля заработной платыинвалидов в фонде оплаты труда — не менее 25%;
в) учреждения, созданные длядостижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных,физкультурно-спортивных, научных
и иных социальных целей и т.д.
Указанные льготы не распространяются наналогоплательщиков, занимающихся производством и (или) реализацией подакцизныхтоваров, минерального сырья, других полезных ископаемых, а также иных товаров всоответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации попредставлению общероссийских общественных организаций инвалидов;
3. Налогоплательщики — не работодатели,являющиеся инвалидами I, II или III группы, в части доходов от их предпринимательской илииной профессиональной деятельности в размере, не превышающем 100 тыс. руб. втечение налогового периода.
4. Российские фонды поддержки образования и науки — с сумм выплатгражданам Российской Федерации в виде грантов (безвозмездной помощи)предоставляемых учителям, преподавателям, школьникам, студентам и (или)аспирантамгосударственных и (или) муниципальных образовательных учреждений.
2. Объект налогообложения. Налоговая база. Суммы, неподлежащие налогообложению.
Особенностью единого социального налогаявляется то, что он имеет не один, как обычно, а несколько объектовналогообложения, установленных для различных категорий налогоплательщиков.
1.Для налогоплательщиков — работодателей (кромеработодателей — физических лиц) объектом налогообложения признаются:
— выплаты и иные вознаграждения, начисляемыеработодателями в пользу работников по всем основаниям, в том числе:вознаграждения (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальнымпредпринимателям) по договорам гражданско-правового характера, предметомкоторых является выполнение работ (оказание услуг), а также по авторским и лицензионнымдоговорам.
2.Для налогоплательщиков – физических лиц, непризнаваемых индивидуальными предпринимателями объектом налогообложения признаются выплаты и иные вознаграждения по трудовым и гражданско-правовымдоговорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг,выплачиваемые налогоплательщиками в пользу физических лиц.
Не относятся к объекту налогообложения выплаты, производимые в рамках гражданско-правовыхдоговоров, предметом которых является переход права собственности или иныхвещных прав на имущество (имущественные права), а также договоров, связанных спередачей в пользование имущества (имущественных прав).
3. Для налогоплательщиков — не работодателей объектомналогообложения признаются доходы от предпринимательской либо инойпрофессиональной деятельности за вычетом расходов, связанных с их извлечением.
Для налогоплательщиков — членовкрестьянского (фермерского) хозяйства (включая главу крестьянского(фермерского) хозяйства) из дохода исключаются фактически произведенныеуказанным хозяйством расходы, связанные с развитием крестьянского(фермерского) хозяйства.
Указанные в пункте 1 выплаты и вознаграждения
(вне зависимости от формы, в которой они производятся) не признаются
объектом налогообложения, если:
у налогоплательщиков-организаций такиевыплаты не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу наприбыль организаций в текущем отчетном (налоговом) периоде;
у налогоплательщиков — индивидуальныхпредпринимателей или физических лиц такие выплаты не уменьшают налоговую базупо налогу на доходы физических лиц в текущем отчетном (налоговом) периоде.
При определении налоговой базыналогоплательщики — работодатели (кроме работодателей — физических лиц)учитывают любые выплаты и вознаграждения (за исключением сумм, не подлежащихналогообложению, — статья 238 Налогового кодекса), начисленные работникам в денежнойили натуральной форме, а также материальную выгоду, полученную работником отработодателя за налоговый период.
К материальной выгоде, которую получаетработник за счет работодателей относятся:
- выгода от оплаты (полностью или частично)работодателем товаров (работ, услуг) или прав, в том числе коммунальных услуг,питания, отдыха, обучения в интересах работника;
- выгода от приобретения работником у работодателятоваров (работ, услуг) по ценам более низким по сравнению с ценами, которые
обычно устанавливают продавцы этих товаров (работ, услуг);
- выгода, получаемая работником в виде суммы страховыхвзносов
по договорам добровольного страхования в случаях, если эти взносы (полностьюили частично) внесены работодателем.
Налогоплательщики — работодатели,являющиеся физическими лицами, при определении налоговой базы учитываютвыплаты и вознаграждения, включая вознаграждения по договорам гражданско-правовогохарактера, выплаченные за налоговый период в пользу работников по всемоснованиям.
Налогоплательщики — работодателиопределяют налоговую базу по каждому работнику с начала налогового периода поистечении каждого месяца нарастающим итогом (в данном случае обеспечиваетсяиндивидуальный учет). По окончании налогового периода рассчитывается полнаяналоговая база.
Налогоплательщики — не работодателиисчисляют налоговую базу с сумм доходов, полученных за налоговый период как вденежной, так и в натуральной форме, за вычетом расходов, связанных с ихизвлечением. Составрасходов, принимаемых к вычету в целях налогообложения
данной группой налогоплательщиков, определяется в порядке, аналогичном
порядку определения состава затрат, установленных для налогоплательщиков
налога на прибыль соответствующими статьями главы 25 Налогового Кодекса РФ.Фактически произведенные расходы должны быть подтверждены документально.
Норматив расходов, учитываемый приопределении налоговой базы у налогоплательщиков, получающих авторскиевознаграждения за создание, издание произведений науки, литературы и т.д.,установлен в пределах от 20 до 40 %от доходов.
Все налогоплательщики, осуществляющиевыплаты и иные вознаграждения в натуральной форме в виде товаров (работ, услуг),при расчете налоговой базы учитывают их по стоимости, исчисленной в рыночныхценах (в соответствии со статьей 40 Налогового Кодекса РФ), а при государственномрегулировании цен — исходя из государственных регулируемых розничных цен.
При этом в стоимость товаров (работ,услуг) включаются соответствующие налоги — налог на добавленную стоимость,налог с продаж и акциз.
При определении налогооблагаемой базы поединому социальному налогу не учитываются отдельные виды выплат, доходов,стоимость оказанных услуг и т.д. По большинству позиций суммы, не подлежащиеналогообложению, совпадают с суммами, не включаемыми в состав доходов,учитываемых при определении налога на доходы физических лиц.
/>В отличие от ранее действовавших законодательных актов характернаболее широкая социальная направленность этих льгот.
Суммы, не подлежащие налогообложению,перечислены в статье 238 Налогового кодекса. Рассмотрим некоторые из них:
— государственные пособия, в том числе пособия повременной нетрудоспособности, пособия по уходу за больным ребенком, пособия по
безработице, беременности, родам;
— компенсационные выплаты, установленные в соответствиис законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениямипредставительных органов местного самоуправления (возмещение вреда,причиненного увечьем, иным повреждением здоровья);
— бесплатное предоставление жилых помещений икоммунальных услуг, топлива или соответствующего денежного возмещения;
— оплата стоимости или выдача полагающегося натуральногодовольствия и т.д.;
— суммы материальной помощи, оказываемой работодателямиработникам в связи со стихийным бедствием, другими чрезвычайнымиобстоятельствами и т.д.;
— суммы материальной помощи, оказываемой организацией,финансируемой из бюджета, работникам, уволившимся в связи с выходом на пенсиюпо инвалидности или по возрасту (но не более 2000 руб. на одно физическое лицоза налоговый период);
— суммы возмещения (оплата) организацией, финансируемойиз бюджета, своим бывшим работникам (пенсионерам по возрасту и инвалидности,членам их семей) стоимости приобретенных ими медикаментов по назначению врача(но не более 2000 руб. на одно физическое лицо за налоговый период);
— выплаты, осуществляемые за счет членских профсоюзныхвзносов
каждому члену профсоюза при условии, если они производятся не
чаще одного раза в три месяцам не превышают 10 тыс. руб. в год;
— суммы, выплачиваемые за счет членских взносовсадоводческих,
садово-огородных, гаражно-строительных и жилищно-строительных кооперативов(товариществ) лицам, выполняющим работы,
оказывающим услуги для этих организаций;
— доходы членов крестьянского (фермерского) хозяйства,получаемые в этом хозяйстве от производства и реализации сельскохозяйственнойпродукции, а также от сельскохозяйственной продукции, ее переработки иреализации — в течение пяти лет, начиная с года регистрации хозяйства.
Это далеко не полный перечень сумм, неподлежащих налогообложению единым социальным налогом.
3. Налоговый иотчетный периоды. Ставка налога.
Налоговым периодом по единому социальномуналогу признается календарный год. Отчетными периодами по налогу признаютсяпервый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.
Налоговые ставки единого социальногоналога дифференцированы по ряду оснований. Ставки различаются:
o по группам налогоплательщиков;
o по видам налогоплательщиков внутри групп;
o по признаку соответствия налоговой базыналогоплательщика -
работодателя в расчете на одного работника определенным количественнымкритериям;
o по видам социальных фондов.
Дифференциация ставок единого социального налога дляналогоплательщиков — работодателей и налогоплательщиков — не работодателейвызвана различиями в объектах налогообложения.
Однако не все налогоплательщики — работодателиприменяют при исчислении сумм налога одинаковые ставки.
Таблица 1
Ставки единого социального налога для основнойкатегории налогоплательщиков – работодателей, производящих выплаты наемнымработникам
Налоговая база для каждого
Работника
Размер ставки До 100 000 руб. 35,6% От 100 001руб. до 300 000 руб. 35 600 руб.+20% с суммы, превышающей 100 тыс.руб. От 300 001 до 600 000 75 600 руб.+10% с суммы, превышающей 300 тыс.руб. Свыше 600 000 руб. 105 600 руб.+2% с суммы, превышающей 600 тыс.руб.
Как было отмечено выше, ставки единогосоциального налога дифференцированы по фондам. Так, общая максимальная ставкаединого налога для основной категории налогоплательщиков — работодателей вразмере 35,6 % сложилась следующим образом:
- в Пенсионный фонд (ПФ) — 28 %;
- в Фонд социального страхования (ФСС) — 4 %;
- в Федеральный фонд обязательного медицинскогострахования
(ФФОМС)-0,2%;
- в Территориальные фонды обязательного медицинскогострахования (ТФОМС) — 3,4%.
Льготные ставки налога установлены дляорганизаций, производящих сельскохозяйственную продукцию, крестьянских(фермерских) хозяйств, а также для родовых, семейных общин малочисленныхнародов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования.
Для налогоплательщиков второй группы — неработодателей ставки единого социального налога ниже, чем для налогоплательщиков- работодателей.
Таблица 2
Ставки единого социального налога для лиц,занимающихся предпринимательской и иной профессиональной деятельностью (кромеадвокатов)
Налоговая база на каждого работника
Размер ставки До 100 000 руб. 13,2% От 100 001 руб. до 300 000 руб. 13 200 руб. + 7,4% с суммы, превышающей 100 тыс. руб. От 300 001 руб. до 600 000 руб. 28000 руб. + 3,65% с суммы, превышающей 300 тыс. руб. Свыше 600 000 руб. 38 950руб. + 2% с суммы, превышающей 600 тыс. руб.
Несколько иные ставки налога установленыдля адвокатов, оказывающих бесплатную юридическую помощь физическим лицам.
Таковы ставки на сегодняшний день, но с1 января 2005 года предполагают снижение ставки единого социального налога(ЕСН) с 35,6% до 26%. Таким образом, при доходах работника до 300 тыс. руб. вгод работодатель по регрессивной шкале будет платить в виде ЕСН 26% от этойсуммы, при доходе до 600 тыс. руб. — 10%, свыше 600 тыс. — 2%.
Рассмотренные выше ставки единогосоциального налога свидетельствуют о том, что для этого налога характернарегрессивная шкала
налогообложения. Это означает, что с увеличением налоговой базы ставка налогауменьшается. Такой метод налогообложения не нашел широкого использования вроссийском налоговом законодательстве.
4. Порядок исчисления и уплаты налогов.
Сумма налога исчисляется и уплачиваетсяналогоплательщиками от
дельно в федеральный бюджет и каждый фонд и определяется как соответствующаяпроцентная доля налоговой базы.
Налоговая декларация представляетсяналогоплательщиком не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговымпериодом.
Данные о суммах исчисленных, а такжеуплаченных авансовых платежей, данные о сумме налогового вычета, которымвоспользовался налогоплательщик, а также о суммах фактически уплаченныхстраховых взносов за тот же период налогоплательщик отражает в расчете,представляемом не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом,в налоговый орган по форме, утвержденной Министерством Российской Федерации налогами сборам.
Кроме того, налогоплательщики обязаныпредставлять в региональные
отделения Фонда социального страхования Российской Федерации сведения
(отчеты) по форме, утвержденной Фондом социального страхования РоссийскойФедерации, о суммах:
1. начисленного налога в Фондсоциального страхования Российской
Федерации;
2. использованных на выплату пособийпо временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по уходу за ребенкомдо достижения им
возраста полутора лет, при рождении ребенка, на возмещение стоимостигарантированного перечня услуг и социального пособия на погребение, на
другие виды пособий по государственному социальному страхованию;
3. направленных ими в установленномпорядке на санаторно-курортное
обслуживание работников и их детей;
4. расходов, подлежащих зачету;
5. уплачиваемых в Фонд социальногострахования Российской Федерации.
Для налогоплательщиков единогосоциального налога — не работодателей (кроме адвокатов) расчет сумм авансовыхплатежей производится налоговым органом исходя из налоговой базы за предыдущийналоговый период и соответствующих ставок.
Если налогоплательщики начинаютосуществлять предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность посленачала очередного налогового периода, то они обязаны в пятидневный срок по истечениимесяца со дня начала осуществления деятельности представить в налоговый органпо месту постановки на учет декларацию с указанием сумм предполагаемого доходаза текущий налоговый период. При этом сумма предполагаемого дохода и предполагаемыхрасходов определяется налогоплательщиком самостоятельно.
Расчет сумм авансовых платежей затекущий налоговый период производится налоговым органом исходя из суммпредполагаемого дохода с учетом расходов, связанных с его извлечением.
Новая налоговая декларацияпредставляется также, если в налоговом периоде будет значительное увеличениедоходов (более чем на 50 %). При значительном уменьшении доходовналогоплательщик вправе представить новую налоговую декларацию. Перерасчетавансовых платежей производится налоговым органом на текущий год по ненаступившим срокам уплаты налога, но не позднее пяти дней с момента подачиновой декларации. Полученная в результате такого перерасчета разница подлежитуплате в установленные сроки для очередного авансового платежа либо зачету всчет предстоящих авансовых платежей.
Налогоплательщики, не являющиесяработодателями, обязаны производить уплату авансовых платежей на основанииналоговых уведомлений:
— за январь — июнь — не позднее 15 июля текущего года вразмере
половины годовой суммы авансовых платежей;
— за июль — сентябрь — не позднее 15 сентября текущегогода в размере
одной четвертой годовой суммы авансовых платежей;
— за октябрь — декабрь — не позднее 15 января следующегогода в раз
мере одной четвертой годовой суммы авансовых платежей.
Окончательный расчет налога по итогам налогового периода производитсяналогоплательщиком — не работодателем (за исключением адвокатов) самостоятельнос учетом всех полученных в налоговом периоде
доходов и расходов, связанных с их извлечением. Сумма налога исчисляетсяотдельно в отношении каждого фонда.
Разница между суммами авансовыхплатежей, уплаченными в течение налогового периода, и суммой налога,подлежащей уплате в соответствии с налоговой декларацией, должна быть уплаченалибо зачтена в счет предстоящих платежей или возвращена налогоплательщику.
Исчисление и уплата налога с доходовадвокатов осуществляются юридическими консультациями в порядке, предусмотренномдля налогоплательщиков — работодателей.
Налогоплательщики единого социальногоналога, не являющиеся работодателями, представляют налоговую декларацию непозднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Адвокаты вместе с налоговой декларациейпредставляют от коллегии адвокатов (ее учреждений) данные о суммах уплаченногоза них налога за истекший налоговый период.
Уплата налога (авансовых платежей поналогу) осуществляется отдельными платежными поручениями в Пенсионный фонд,Фонд социального страхования, Федеральный фонд обязательного медицинскогострахования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования.
Контроль за правильностью исчисления,полнотой и своевременностью внесения взносов в перечисленные вышегосударственные социальные внебюджетные фонды, уплачиваемых в составе единогосоциального налога, осуществляется налоговыми органами РФ.
Список использованной литературы:
1. Налоговый кодекс РоссийскойФедерации (с изменениями и дополнениями на 1 февраля 2004г.)
2. Горина Г. А. Налоги иналогообложение. Часть 3. Учебное пособие. М.: Изд-во МГУК, 2001.