Федеральноеагентство по образованию
РОССИЙСКИЙГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ
Факультетресторанно-гостиничного бизнеса и услуг
Кафедра«Финансы и кредит»
КОНТРОЛЬНАЯРАБОТА
Подисциплине «Финансыи кредит»
Выполнила:
Онищук О.Б.
Студентка 3 курса
Заоч. формы обучения
Группа №31
Тел: 8-909-927-75-65
Проверил:
Доц. Тюрина А.В.
Москва2007г.
Содержание
Тема: «Дефицит и профицит бюджета»
ВВЕДЕНИЕ
1. Бюджетный дефицит, показатели, его характеризующие
2. Каково соотношение доходов и расходов бюджета России ибольшинства стран мира?
3. Каковы источники покрытия бюджетного дефицита, возможные иреальные в России и в мировой практике?
4. Как финансировался и финансируется бюджетный дефицит в РФв 90-х годах?.
5. Какова ситуация с соотношением доходов и расходов вбюджете текущего года?
6. Профицит бюджета, проблемы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Литература
ВВЕДЕНИЕ
Ещё на лекциях предмета«Финансы и кредит» я заинтересовалась темой моей к/р. Во-первых, мне былоинтересно узнать о таком понятии как «профицит», во-вторых, меня всегдаинтересовало, почему вообще в стране возникает дефицит бюджета.
Впервыедоходы российского бюджета превысили расходы в 2000 году — в первый годпремьерства Михаила Касьянова. Все последующие годы правительство составлялопрофицитные бюджеты и особенно гордилось этим. Критики, правда, утверждают, чтозаслуги кабинета в этом нет. Ему просто повезло с мировыми ценами на нефть. Впроекте бюджета-2003 тоже, был заложен профицит. Очень небольшой — 77 млрд.рублей (0,6% валового внутреннего продукта). Но цены на нефть уже не стольвысоки и еще менее предсказуемы, к тому же правительству, взявшему курс наснижение налогов, было бы странно ожидать особого роста доходов казны.
ТогдаКасьянов объявил, что в ближайшие годы Россия вообще может перейти кбеспрофицитному бюджету. «Профицит не самоцель, а необходимостьопределенного периода развития экономики», — сказал премьер, добавив, чтокак только будет пройден этап пиковых выплат по внешнему долгу, появитсявозможность еще снизить налоги и оставить дополнительные средства враспоряжении частного сектора. «Создание профицита говорит о том, чтогосударство изымает из экономики больше, чем ему требуется»[1],- пояснил Касьянов. При этом государство, считал он, не в состоянии грамотноэтими средствами распорядиться.
Словапремьера могли означать поворот в долговой политике. До сих пор ее главнойцелью правительство объявляло снижение госдолга. По закону процентные платежипо внешнему долгу закладываются в расходах бюджета, в то время как выплаты поосновной части должны быть обеспечены из других источников: за счет профициталибо внешних заимствований.
От кредитовМеждународного валютного фонда и бюджетозамещающих займов Всемирного банкаРоссия отказалась. Мировые цены на нефть опять начали расти, а соответственно иключевые для казны доходы экспортеров…
Профицит,помимо решения долговой проблемы имеет другие полезные функции. Он создаетрезерв на случай падения цен на нефть и помогает правительству справиться с неменее насущной задачей — снижением инфляции.
Сосредоточениефинансовых ресурсов государства необходимо для финансовой политики государства.В бюджете концентрируется часть национального дохода, что позволяетосуществлять государственное регулирование экономики и обеспечивать проведениенеобходимой социальной экономической политики. Через движение бюджетныхресурсов контролируется формирование доходной части бюджета и эффективностьиспользования его расходной части. Бюджеты делятся на виды: бюджет с дефицитом,бюджет с профицитом и сбалансированный бюджет.[2]
1. Бюджетный дефицит,показатели, его характеризующие
Доходы и расходы органовгосударственной власти в принципе могут быть сбалансированы. Однако в реальнойжизни этого, как правило, не бывает и имеет место дефицит или профицит
Бюджет сдефицитомпредставляет собой бюджет, у которого расходы превышают доходы. Это состояниебюджета свидетельствует о недостаточно эффективном государственном управлении,поскольку в стране отсутствует инфраструктура, призванная обеспечить доходыдостаточные для финансирования государственных потребностей.
Дефицитгосударственного бюджета – превышение расходов и чистого кредитования над суммойдоходов и полученных официальных трансфертов, определяемых в соответствии сустановленными принципами формирования финансов органов власти и квалификациидоходов и расходов. Такой концептуальный подход к понятию дефицита позволяетопределить, в какой мере сектор государственного управления покрывает своирасходы и выдаваемые в целях проведения государственной политики кредиты засчёт доходов, официальных трансфертов и сумм получаемых от погашения ранеевыданных им займов без увеличения своих долговых обязательств и без уменьшенияобъёма ликвидных средств. Исходя из этого принципа дефицит равен расходам натовары, услуги и трансферты плюс чистое кредитование минус доходы и минусофициальные трансферты. Превышение доходов над расходами (профицит) принятопоказывать с положительным знаком, а дефицит – с отрицательным. Дефицитпокрывается за счёт финансирования, величина которого равна дефициту, но имеетпротивоположный знак.[3]
Дефицит бюджетоввозникает в силу превышения расходов над доходами. Основными причинами дефицитабюджетов являются войны и спады производства.
Войны требуютиспользования ресурсов на вооружение и содержание армии. При этом напряжениевозникает не только в период военных действий, но и в результате расходов навоенные нужды в мирное время. Финансирование этих расходов осуществляется засчёт увеличения налогов, денежные эмиссии и выпуска государственных долговыхобязательств. Каждый из этих источников имеет свои ограничители. Увеличениеналоговых ставок ограничивает стимулы к труду и развитию производства. Эмиссияновых денег ведёт к инфляции. Выпуск долговых обязательств связан свозможностями размещения займов. Однако остаётся фактом, что продажа государственныхоблигаций является существенным источником покрытия дефицита бюджета.
Другим важным фактором,порождающим дефицит, являются спады, стагнация и периоды депрессиипроизводства. В годы, когда ВВП и национальный доход сокращаются, автоматическисокращаются также налоговые поступления. В то же время расходы сохраняюттенденции оставаться на прежнем уровне. В итоге возникает или увеличиваетсяразрыв между расходами и доходами, растёт дефицит.
2. Каково соотношениедоходов и расходов бюджета России и большинства стран мира?
Доходы бюджета выражают экономические отношения,возникающие у государства с предприятиями, организациями и гражданами впроцессе формирования бюджетного фонда страны. Формой проявления этих отношенийслужат различные виды платежей предприятий, организаций и населения вгосударственный бюджет.
Доходы бюджета – это часть централизованныхфинансовых ресурсов государства, необходимых для выполнений его функций.Основными методами образования бюджетных поступлений являются:
— налоги
— неналоговые поступления
— займы
— эмиссия денег
Сущность бюджетныхдоходовпроявляется в том, что бюджетные доходы являются результатом распределениястоимости общественного продукта и одновременно служат объектом дальнейшегораспределения сосредоточенных в руках государства ресурсов.
В основе формированияструктуры доходов государственного бюджета лежит чёткое разграничение доходовцентрального (федерального) бюджета и бюджетов других уровней, котороесоответствует типу государственного устройства страны. Например, в унитарныхгосударствах – Великобритании, Франции, Швеции, Италии и др. – существуют двауровня управления – центральный и местный, которым соответствуютдва уровня бюджетов – центральные и местные. В государствах с федеральнымуправлением, к которым относятся Россия, США, Канада, Германия и ряд другихстран, существуют три уровня бюджетов – федеральный, региональные и местные.
Расходыгосударственного бюджета – это экономические отношения, возникающие в связи сраспределением централизованных органов фондов денежных средств и ихиспользованием по отраслевому, целевому и территориальному назначению. Впроцессе использования бюджетных средств происходит разделениецентрализованного фонда на отдельные части и формирование денежных фондовцелевого назначения у предприятий, организаций и учреждений материальногопроизводства и непроизводственной сферы, являющихся получателями бюджетныхассигнований.
Расходы государственныхфинансов отражают отношения между государством и получателями бюджетныхсредств. Часть этих отношений имеют непосредственно денежное выражение (пенсии,пособия, заработная плата государственных служащих, кредиты и т.д.), в то жевремя значительная часть услуг, предоставляемых органами власти их получателям,не имеет для них непосредственно денежное выражение (расходы наздравоохранение, поддержание общественного порядка, оборону и др.).
Бюджетные расходы классифицируются по следующим признакам:
— по роли в общественномпроизводстве;
— по общественномуназначению;
— по отраслевойструктуре.
Бюджетный кодекс РФ,введенный в действие в 2000г., в отношении бюджетной системы РоссийскойФедерации определяет, что она состоит из 3-х уровней бюджетов: федерального,субъектов Федераций и местных.[4]
3. Каковы источникипокрытия бюджетного дефицита, возможные и реальные в России и в мировойпрактике?
Источникифинансирования дефицита утверждают органы законодательной (представительной) власти в законе обюджете на очередной финансовый год по основным видам привлечённых средств.Кредиты Центрального банка России, а также приобретение им долговыхобязательств РФ и субъектов Федерации при их первичном размещении не могут бытьисточниками покрытия дефицита бюджета.
К источникам финансированияфедерального бюджета относят:
1) внутренние источники вследующих формах:
v кредиты, полученные РоссийскойФедерацией от кредитных организаций в валюте РФ;
v государственные займы, осуществляемыепутём эмиссии ценных бумаг в валюте РФ;
v бюджетные кредиты, полученные отбюджетов других уровней бюджетной системы РФ;
v поступления от продажи имущества,находящегося в государственной собственности;
v суммы превышения доходов надрасходами по государственным запасам и резервам;
v изменения остатка средств на счетахпо учёту средств федерального бюджета;
2) внешниеисточники в следующих формах:
v государственные займы, осуществляемыев иностранной валюте путём выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации;
v привлечённые Россией кредитыправительств иностранных государств, банков и компаний, международныхфинансовых организаций, предоставленные в иностранной валюте.
Источниками покрытиядефицита бюджета субъекта РФ могут быть внутренние источники в следующихформах:
— государственные займы, осуществляемыепутём выпуска ценных бумаг от имени субъекта Российской Федерации;
— бюджетные кредиты, полученные отбюджетов других уровней;
— кредиты, полученные от кредитныхорганизаций;
— поступления от реализации имущества,находящегося в собственности субъекта РФ;
— изменения остатка средств на счетахпо учёту средств бюджета субъекта РФ. [5]
Дефицитом бюджетов исвязанный с ним рост государственной задолженности и расходов по еёобслуживанию и погашению стал одной из причин усиления внимания к теориям,обосновывающим необходимость бездефицитности бюджетов и критики кейнсианскихконцепций стимулирования развития экономики с помощью увеличениягосударственных расходов с использованием дефицита бюджета. Тем не менее вевропейских странах, учитывая реально складывающуюся ситуацию, не провозглашаютв качестве цели формирование бездефицитного бюджета и считают дефицит факторомэкономического роста. В 70 – 90-х гг. минувшего и в начале нынешнего века дляевропейских стран дефицит бюджетов является обычным явлением. По условиямМаастрихтских соглашений приемлемым является уровень бюджетного дефицита вразмере 3% к ВВП.
Следует отметить, чтогосударственные бюджеты западных стран с развитой рыночной экономикой также хроническидефицитны. Однако в условиях относительно устойчивого экономического положениябюджетные дефициты не рассматриваются как катастрофически отрицательныефинансовые показатели. Известный английский экономист Дж. М. Кейнс в целяхвзбадривания экономического роста и обеспечения полной занятости рекомендовалпроводить политику дефицитного финансирования. И в этом, безусловно,есть рациональное звено. С 1990-х годов в ряде развитых стран бюджетный дефицитсокращается, а в США практически он преодолён.[6]
«Согласно отчету,представленному министерством финансов США 11 октября, дефицит бюджета в 2007финансовом году, который закончился 30 сентября, сократился на $85 млрд. посравнению с прошлогодним показателем и составил $163 млрд. Дефицит бюджетапрактически совпал c прогнозом Бюджетного управления Конгресса США, котороеоценивало этот показатель в $161 млрд. Как сообщило министерство финансов США всвоем отчете, сумма налоговых поступлений в 2007 финансовом году составила$2,568 трлн., а расходы бюджета достигли $2,731 трлн. В целом, дефицит бюджетапо итогам года составил 1,2% ВВП страны. В прошлом финансовом году он был равен1,9% ВВП.
[13.10.2007]»[7]
Среди других способовсокращения бюджетного дефицита следует упомянуть, что в мировой практике широкоиспользуется привлечение в страну иностранного капитала в виде инвестиций. Сего помощью решается сразу несколько задач экономического характера: сокращаютсябюджетные расходы, предназначенные на финансирование капитальных вложений,расширяется база для производства товаров и услуг, появляются новыеналогоплательщики, улучшается состояние платежного баланса.
Размер дефицита бюджетасубъекта РФ, утверждённый законом субъекта РФ о бюджете на соответствующий год,не может превышать 15% объёма доходов регионального бюджета.
Объём предусмотренныхбюджетом расходов соответствовать суммарному объёму доходов бюджета ипоступлений из источников финансирования его дефицита. При составлении,рассмотрении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы должныисходить из необходимости минимизации размера дефицита бюджета.[8]
4. Как финансировалсяи финансируется бюджетный дефицит в РФ в 90-х годах?
С 1990 по 1995 гг. дляпокрытия бюджетного дефицита России в основном использовалась эмиссия денег,что послужило мощным инфляционным фактором. С 1995 г. эмиссия денег для финансирования дефицита бюджета не применяется. С этой целью использовалисьразличные государственные ценные бумаги – ГКО с трёхмесячным, шестимесячным игодовым сроками погашения, казначейские обязательства (КО), облигациивнутреннего валютного государственного облигационного займа, облигации федеральныхзаймов с переменным купоном (ОФЗ), государственные сберегательные займы,золотые сертификаты.[9]
Основными причинамидефицита бюджета России в 90-х гг. были резкое уменьшение доходов бюджета из-засокращения ВВП, трудности с сокращением расходов, существенные размерынецелевого использования средств. Глубокий кризис производства и расстройстводенежно-кредитной системы в 90-х гг. шли рука об руку с расстройствомгосударственных финансов. Либерализация цен в 1992г. была попыткойсбалансировать спрос и предложение. Неумело проведённая, она породилаширокомасштабную инфляцию, привела в сочетании с другими факторами к глубокомуфинансово-экономическому кризису. Проявлениями кризиса государственных финансовстали дефицит государственного бюджета, неплатежи органов государственногоуправления по своим обязательствам, ухудшение собираемости налогов, сокращениеи неполное финансирование социальных программ. В 1992-1994 гг. дляфинансирования дефицита бюджета широко использовалось эмиссия денежных средств.В 1992г. она составила 1,5 трлн. руб., в 1993-м – 10,1 трлн. Отказ отфинансирования дефицита за счёт эмиссии облегчил реализацию мер по снижениюуровня инфляции и стабилизации рубля. До 1997 г. существенную долю заимствований составляли связанные кредиты правительств иностранных государств и международныхфинансово-кредитных организаций. С 1997 г. началось использование более эффективных способов заимствования на международных рынках путём эмиссии ценныхбумаг. В 1999-2000 гг. заимствование на международных рынках кредитных ресурсовбыло существенно сокращено. В 2000 и 2001 гг. в России имел место профицитбюджета как следствие роста доходов бюджета в условиях оживления производства исдерживания роста расходов.
Финансирование дефицитагосударственного бюджета представляет собой покрытие недостатка доходов исоответственно равно величине дефицита.
В соответствии сБюджетным кодексом РФ источники финансирования дефицита бюджета утверждаютсяорганами законодательной (представительной) власти в законе (решении) о бюджетена очередной финансовый год по основным видам привлечённых средств. При этомкредиты Банка России, а также приобретение Банком России долговых обязательствРоссийской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований при их первичномразмещении не могут быть источниками финансирования дефицита бюджета.
В качестве источниковфинансирования дефицита федерального бюджета Бюджетным кодексом РФпредусмотрены следующие. Внутренние источники: кредиты, полученные РФ откредитных организаций в валюте РФ; государственные займы, осуществляемые путёмвыпуска ценных бумаг от имени РФ; кредиты правительств иностранных государств,банков и фирм, международных финансовых организаций, предоставленных виностранной валюте. В качестве источников финансирования дефицита бюджетовсубъектов РФ Бюджетным кодексом предусмотрены внутренние государственные займыза счёт выпуска субъектом РФ ценных бумаг, бюджетные ссуды, полученные отдругих уровней бюджетной системы РФ, и кредиты, полученные от кредитныхорганизаций. Согласно Бюджетному кодексу субъекты Федерации могут такжепривлекать внешние займы в порядке, предусмотренном законодательством РФ.[10]
5. Какова ситуация ссоотношением доходов и расходов в бюджете текущего года?
Несмотря наосуществляемые в последние годы мероприятия по совершенствованию бюджетногопроцесса, в нём имелся главный недостаток – отсутствие механизма обеспечениярезультативности бюджетных средств.
В прежнембюджетном законодательстве и бюджетной практике не было чёткого различия междупонятиями собственных и регулирующих доходов бюджетов. Действительно, различитьих было трудно, поскольку речь в любом случае шла о частях (долях) доходов.Бюджетный кодекс РФ разделяет собственные и регулирующие доходы по периоду ихустановления: собственные доходы определяются на постоянной основе;регулирующие устанавливаются на год или на долговременной основе (не менее чемна 3 года). Отличие собственных и регулирующих доходов бюджетов определяетсятакже видом нормативного документа, который их устанавливает. Иначе говоря,собственные доходы регламентируются законодательством в целом, а регулирующие –законодательством РФ и субъектов РФ о соответствующем бюджете на очередной год.
Запланированноеувеличение расходов бюджета в 2006 году было поглощено более быстрым, чеможидалось, ростом ВВП. За первые десять месяцев 2006 года расходы федеральногобюджета составили лишь 14,6 процента ВВП, что значительно ниже, чем зааналогичный период 2005 года. В соответствии с принятой в ноябре поправкой вфедеральный бюджет на 2006 год расходы были увеличены на 161 млрд. рублей (0,6процента ВВП), а доходы скорректированы на 1.1 трлн. рублей (повышение на 4,2процента ВВП).
ГосударственнаяДума утвердила в третьем чтении бюджет на 2007 год. Согласно утвержденномупроекту, доходы федерального бюджета на 2007 год были запланированы в размере6965.3 млрд. рублей (22,3 процента ВВП), а его расходы должны были возрасти до5463,5 млрд. рублей (17,5 процента). Это означало, что расходы федеральногобюджета увеличатся на 26 процентов в номинальном выражении. Увеличение, однако,составило бы только 0,9 процента ВВП. Особенно значительное увеличение расходовбыло предусмотрено на национальную экономику, государственный аппарат исоциальную сферу (здравоохранение и образование).
6. Профицит бюджета,проблемы.
Бюджет спрфицитомпредставляет собой бюджет, у которого доходы превышают расходы. Такое состояниебюджета показывает, что государство не разработало финансовую политику, котораябы позволила эффективно решать задачи по определению направлений развитийстраны, направлений, требующих дополнительного финансирования.
В частности бюджет спрофицитом формируется в последние годы в РФ. На базе профицита созданстабилизирующий фонд, доходы которого составляют около 50% доходной частифедерального бюджета. Однако эти средства государство не использует дляповышения инвестиционной активности, модернизации основных фондов, увеличенияинновационной активности, финансирования социальной сферы.[11]
Превышение суммы доходови полученных трансфертов над величиной текущих расходов характеризует величинусбережений, которые могут быть использованы для чистого приобретения секторомгосударственного управления финансовых активов, нефинансовых активов, оплатыдолговых обязательств и чистых капитальных трансфертов, а если исключитьполученные трансферты, то получится величина собственных сбережений.
Доходы, фактическиполученные при исполнении бюджета сверх утверждённых законом (решением) обюджете, согласно Бюджетному кодексу РФ направляются органом, исполняющимбюджет, на уменьшение размеров дефицита и выплаты, сокращающие долговыеобязательства бюджета, без внесения дополнений и изменений в закон (решение) обюджете. В случае необходимости направить дополнительные доходы на иные целилибо в случае превышения ожидаемых фактических расходов над утверждёнными болеечем на 10% финансирования расходов бюджета сверх ассигнований, утверждённыхзаконом (решением) о бюджете, осуществляется после внесения изменений идополнений в этот закон (решение).
«Низкая доходностьгосбумаг и избыточная ликвидность на российском финансовом рынке создаетдостаточно проблем при проведении пенсионной реформы. На рынке слишкомограниченный список финансовых инструментов, в которые можно было быинвестировать пенсионные накопления граждан. В результате, как полагаютаналитики, картина вырисовывается не совсем благополучная. Ведь в ходепенсионной реформы главное — это сохранить накопления будущих пенсионеров. Впротивном случае их пособие по старости будет таким же мизерным, как и усегодняшних.
Ситуация, по мнениюэкспертов, чем-то напоминает аналогичную проблему, возникшую в ходе пенсионнойреформы в Чили в 70-х годах. Там тогда так же наблюдалась избыточнаяликвидность на финансовом рынке. То есть, денег в стране было слишком много. Идля того, чтобы справится с этим, правительство этой страны определило дляпенсионных фондов приоритетные отрасли реального сектора экономики, в которыеможно было вложить деньги будущих пенсионеров. «Нам, видимо, тоже придетсяобратить внимание на реальный сектор», — говорит Владимир Вьюницкий. Нокак это сделать, и какие отрасли экономики действительно способны гарантироватьсохранение накоплений граждан «на старость», сейчас в России никто незнает.
[ 13.2.2004 ]»[12]
Как сообщаеткорреспондент экспертного канала «УралПолит.Ru», впервые за последние годы витогах исполнения областного бюджета за первое полугодие появился профицит в размере750 млн. рублей. Причина – значительный рост как собственных доходов, так ифедеральной помощи, освоить которые, оказывается, не так просто.
«Профицит бюджетаавтоматически вызывает укрепление рубля, за счет которого растет инфляция.Плата за крепкий рубль — снижение темпов роста экономики. Несмотря на рост ценна нефть, качать ее больше нет возможности. Труба не резиновая, а поддержатьвысокие темпы можно только за счет других отраслей.»[13]
Долгое время профицитныйбюджет был несбыточной мечтой российского правительства. Во всяком случае, до1999 года в период низких нефтяных цен и больших обязательств всей бюджетнойсистемы страны превышение доходов над расходами выглядело сюжетом из областифантастики. И только начавшийся в 1999 году постепенный рост стоимости«черного золота» позволил справится с этой задачей. Однако, как эточасто бывает в экономике, успешное решение одной проблемы породило другую, неменее серьезную. Ведь в отдельные периоды денежный запас достигал чуть ли нечетверти всего годового национального дохода страны. И споры, стоит ли дальшекопить такие резервы, возникали каждый раз, когда Государственная думаобсуждала проект очередного закона о бюджете.
Ещё к проблемам запасапрофицита можно отнести — бухгалтерскую и макроэкономическую. С точки зрениягосударственной бухгалтерии, профицитными деньгами следует грамотно управлять,чтобы они не дешевели со временем.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Исходя из вышесказанного,напрашивается вывод, что как дефицит, так и профицит бюджета – это результат неэффективного управления финансово-бюджетной и налоговой политики,осуществляемой государством.
На практикесбалансированный бюджет, у которого доходы равны расходам, сформировать крайнесложно, хотя к этому должны стремиться органы финансового управления.
Государственные финансыоказывают воздействие на основные экономические показатели в силу того, чтосектор государственного управления является сектором экономики, участвующем вобщем кругообороте доходов, расходов и выпуска продукции. Его расходы нарядуинвестиционным и потребительским спросом являются основной частью совокупногоспроса, а чистые налоги характеризуют реальное уменьшение частного сектора,которые могут быть использованы для расходов. Изменение этих величин оказываетсущественное влияние на экономическую ситуацию в стране.
Однако ежегодно балансируемыйбюджет в условиях нормально работающей экономики может способствоватьускорению инфляции. Если в условиях инфляции повышаются номинальные доходы, тосоответственно возрастают налоговые поступления, что может привести к бюджетнымизлишкам. В этих условиях государственные органы могут использоватьобразующиеся излишки для погашения государственного долга либо снизитьналоговые ставки. В обоих случаях увеличивается денежная масса в обращении истимулируется инфляция.
В условиях спадаэкономики, сопровождающегося одновременно недостатком денежной массы вобращении, увеличение государственных закупок за счёт эмиссии денег,покрывающей дефицит бюджета, ведёт к росту совокупного спроса и увеличениюпроизводства без или при минимальном инфляционном эффекте.
Более рациональным спозиции обеспечения сбалансированности является составление бюджетов сдефицитом во время спадов производства и с профицитом в периоды инфляции.
Проблемой должна быть нетолько сбалансированность бюджета, но и содействие экономическому росту,использованию экономического потенциала, полной занятости. Государственныйбюджет должен быть инструментом поддержания обеспечения макроэкономическойстабильности независимо от того, достигается это в данный период на основедефицита или профицита. На первом плане должна быть общая стратегияэкономического развития, глобальные цели и направление на их достижениепрограммы развития.
Литература
1. «Бюджетная система России: учебникдля студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям». Под ред.Г.Б. Поляка, М.: ЮНИТИДАНА, 2007г.
2. «Финансы». Учебник. Под ред. А.ИАрхипова, И.А. Погосова, М.: ТК Велби, 2007г.
3. «Финансы. Завтра экзамен». БочаровВ.В. СПб.: Питер, 2007г.
4. «Финансы и кредит». Учебноепособие. Кизиль Е.В., Ростов н/Д: «Феникс», 2003г.
5. «Финансы, денежное обращение икредит». Учебник. Под ред. М.В. Романовского и проф. О.В. Врублевской. М.:Юрайт-Издат, 2002г.
6. Источники: Интернет/ Известия.ru
7. Источник: Интернет газета/ Новостиэкономики