Реферат по предмету "Психология, Общение, Человек"


Психическая напряженность и ее влияние на деятельность

Санкт-Петербургский государственныйуниверситетФакультет психологииР Е Ф Е Р А Т
Психическаянапряжённость
иеё влияние на деятельность.
Автор: Преподаватель:В.К. Сафонов
1998Содержание:О психических состояниях вообще Понятие “психическаянапряжённость” Ситуации,вызывающие психическую напряжённость Психическая напряжённость и напряжение Влияние напряжённости на деятельность Мотивы человека и состояниянапряжённости (операционная иэмоциональная напряжённость)Выводы ЛитератураОпсихических состояниях вообще
  Среди психических явлений психическим состояниям принадлежит одно изосновных мест. Проблема психических состояний имеет в человекознанииогромное значение, поскольку психические состояния существенно определяютхарактер деятельности человека.
  Различные авторы дают разные определения понятия “психическоесостояние”. Отсутствует общепринятое мнение об определении, структуреи функции, механизме и детерминантах, классификации и методах исследованияпсихических состояний. В.А.Ганзен и В.Н.Юрченко считают, что причина замедленного научногопознания психических состояний человека заложена в самой их природе.Так,имеющиеся в литературе определения психического состояния (Н.Д.Левитов,Ю.Е.Сосновиковаи др.)прямо или косвенно подчёркивают сложность, многокомпонентность,многоуровневость состояний человека как психического явления.Именно эти особенности психических состояний, целиком захватывающих человека накакой-то промежуток времени, делают их труднодоступным объектомнаучного изучения.
  Мне наиболее полным и простым представляется определение Н.Д. Левитова:
Психическоесостояние– это целостная характеристика психической деятельности за определённый периодвремени,показывающая своеобразие протекания психических процессов в зависимости ототражаемых предметов и явлений действительности, предшествующего состояния ипсихических свойств личности.
  Левитов считает, что психическое состояние – этосамостоятельное проявление человеческой психики, всегда сопровождающееся внешнимипризнаками, имеющими преходящий, динамический характер,не являющимися психическими процессами или свойствами личности,выражающееся чаще всего в эмоциях, окрашивающее всю психическуюдеятельность человека и связанное с познавательной деятельностью,с волевой сферой и личностью в целом. Таким образом, в структуру психического состояниявходят определённая модальность переживания, конкретные изменения в протеканиипсихических процессов (психической деятельности в целом), отражениеособенностей личности и характера, а также предметной деятельности исоматического состояния.
   Как и все явления психической жизни, психические состояния не спонтанны,но детерминированы прежде всего внешними воздействиями. По существу, любое состояние есть продукт включениясубъекта в некоторую деятельность, в ходе которой оно формируется иактивно преобразуется, оказывая при этом обратное влияние науспешность реализации последней.Понятие “психическая напряжённость”
   Для обозначения психических состоянийчеловека в трудных условиях исследователи пользуются разными понятиями,среди которых наиболее популярно понятие “стресс”. Его применяют для обозначения широкогокруга не только психических, но и физиологических состояний,например физического напряжения, утомления и т.д., а также разнообразных явлений,относящихся к другим областям знания.
  Традиционное понимание стресса заимствовано психологами из физиологии.Как известно, Ганс Селье и его школа дали глубокий анализ изменений ворганизме под действием отрицательных стимулов. Популяризация понятия стресса вбиологии и медицине и прямое перенесение его физиологического значения впсихологию привели к смешению психологического и физиологического подходов кего изучению.
   Против такого смешения выступил,в частности, видный американский учёный Р.Лазарус, предложивший различать физиологическийи психологический виды стресса. По мнению Лазаруса,они отличаются друг от друга по особенностям воздействующего стимула,механизму возникновения и характеру ответной реакции.Физиологическийстресс характеризуетсянарушением гомеостаза и вызывается непосредственным действием неблагоприятногостимула на организм. Восстановление гомеостатической устойчивости осуществляетсявисцеральными и нейрогуморальными механизмами, которые обусловливают стереотипныйхарактер реакций при физиологическом стрессе.
  Анализ психологического стресса,по мнению Лазаруса, требует учёта таких моментов, как значимость ситуации для субъекта, интеллектуальныепроцессы, личностные особенности. Эти психологические факторыобусловливают и характер ответных реакций. В отличие от физиологического стресса,при котором последние являются высокостереотипными, при психологическом стрессе онииндивидуальны и не всегда могут быть предсказуемы. Так, на угрозу один субъект реагируетгневом,а другой – страхом и т.п.
  Другим сложным вопросом, вызывающим противоречивые мнения приразработке проблемы, является соотношение эмоций и стресса. Вцелом считается, что главной составляющей,“фундаментальнымкомпонентом” психологического стресса является эмоциональное возбуждение.В сущности, эмоциональные переживания, эмоциональная насыщенностьдеятельности выделяются в большинстве исследований в качестве основнойхарактеристики этого состояния. Неудивительно, что некоторые исследователи сталиотождествлять понятия стресса и эмоций. Характерной является тенденциярассматривать стресс как особое состояние, рядоположенное с другимиэмоциональными состояниями (аффектами, чувствами, тревожностью и др.). Междутем,если исходить из того, что стресс суть особое состояние,то надо признать, что его структура наряду с эмоциональным,включает и другие психологические компоненты(мотивационные, интеллектуальные,перцептивные и другие).
   Одним из следствий неоднозначности трактовкипонятия “стресс”, отягощённости егомедико-биологическими и односторонними психологическими представлениями явилосьто,что некоторые авторы этому понятию предпочитают другое – “психическаянапряжённость”, так как этот термин свободен от отрицательных ассоциаций иуказывает на необходимость изучения именно психологическогофункционированиячеловека в сложных условиях.
  Итак, состояние психической напряжённостивозникает при выполнении человеком продуктивной деятельности в трудных условияхи оказывает сильное влияние на её эффективность. Характер этого влияния определяетсякак самой ситуацией,так и особенностями личности, её мотивацией и т.д.
Ситуации,вызывающие психическую напряжённость
  В литературе имеются многочисленные описания порождающих психическуюнапряжённость воздействий и ситуаций, которые называют стрессорами.При характеристике стрессогенных ситуаций указываются такие признаки,как “сложные”, “трудные”, “особые”, “эмоциогенные”, “критические”, “аварийные”, “чрезвычайные”, “экстремальные”, “сверхэкстремальные”, “гиперстрессовые”и т.п. Ужесам по себе этот перечень свидетельствует о том, что не существует единой терминологиидля описания рассматриваемых ситуаций. Прежде всего, не выдерживается какое-то однооснование деления. Так, в одном случае акцент ставится нахарактеристике объективных особенностей стимуляции (“сложные условия”), в другом – на отношении субъекта к этойстимуляции (“трудные условия”), в третьем – на преобладающем компонентевозникшего состояния (“эмоциогенные условия”) и т.д. Более того, встречается разное понимание одних итех же терминов. Так, понятие “экстремальные условия”одни авторы определяют как “неблагоприятные для жизнедеятельности”,другие – как “предельные, крайние значения тех элементовситуации, которые в средних своих значениях служат оптимальнымрабочим фоном или, по крайней мере, не ощущаются как источник дискомфорта” (Небылицын,1966),третьи – как условия, требующие мобилизации обычных “буферных”, а иногда и “аварийных” резервов организма (Ломов,1970). Конечно,эти варианты понятия экстремальности в чём-то совпадают, перекрывают друг друга,но каждый из них, тем не менее, акцентирует лишь одну сторонуэкстремальности.
  Возникает вопрос: какова природа стрессоров и в какоймере возможна их систематизация?
   Экстремальность как особенностьстрессоров.Хотя существует несколько определений экстремальности,но при употреблении этого понятия обычно ясно, что речь идёт не о нормальных,обычных условиях деятельности, а о существенно отличающихся от нихобстоятельствах. Действительно, к ним относятся те виды стимуляции,которые характеризуются интенсивным, нередко сверхсильным воздействием(например,шум при испытании реактивных двигателей на стенде). Кстати, экстремальность в этом случаесоздаётся не только максимизацией, но и минимизацией интенсивности (примероммогут служить исследования, посвящённые проблеме функционированияорганизма и психики человека в условиях сенсорной депривации). Экстремальностьобусловливается не только интенсивностью, но и другими параметрами стрессоров.К ним относятся: качественное своеобразие последних, характеризующее физиологически особуюсреду,в которой может протекать человеческая деятельность (температурные, барические воздействия,гипоксия, гиподинамия и т.п.), характер действия стимула (нерегулярностьего появления, монотонность и т.п.), объективная сложность самой задачи (переработкаогромных потоков информации в ограниченное время, отсутствие информации,необходимой для выполнения тех или иных действий, отвлекающие воздействия,высокий темп работы и т.п.). Одним из важных, но до сих пор мало исследованныхфакторов экстремальности является время. Считается, что этот фактор может существенноопределять экстремальность стимула и, следовательно, степень напряжённости и её эффект.Это объясняется тем, что доступный человеку оптимальный темп психическойактивности у разных лиц неодинаков и переход через индивидуальные пределы этоготемпа ведёт к возникновению психической напряжённости.
  Общая особенность рассмотренных выше факторов заключается в том,что они превышают диапазон оптимальных воздействий и тем самым придают ситуациикачество экстремальности.
  Однако эффект стрессора не ограничивается лишь его специфическимдействием, но обусловлен также и психологическими особенностямичеловека. Так, непосредственная опасность для жизни,сильная боль, которые признаются эффективными стрессорами,могут не быть таковыми в связи с выполнением определённой социальной роли или,например, в связи с религиозными мотивами. Психология располагает большим числомисследований, свидетельствующих о том, что мотивационные,интеллектуальные и другие психологические характеристики человека,его жизненный опыт, объём знаний и т.д. существенным образом корригируютвлияние объективных свойств раздражителя.
   Это даёт основание считать, что “основная роль в возникновении угрозыпринадлежит не столько объективной опасности и объективнымвозможностям противостоять этой опасности, сколько тому, как человек воспринимает ситуацию,оценивает свои возможности, т.е. субъективному фактору” (Kofta,1973).Отсюда ясна тщетность усилий найти специфические факторы,обусловливающие возникновение психологического стресса. Внешняя ситуация способствует лишьвыявлению адекватности или неадекватности функциональных,в том числе психических, возможностей человека в процессевыполнения той или иной деятельности.
  Экстремальность может иметь разную степень выраженности. Предположим,такие ситуации, как сдача очередного экзамена, посещение зубного врача (описываемыев литературе как стрессогенные), обладают для субъекта меньшей степеньюэкстремальности, чем, скажем, вождение автомобиля в часы пик (еслиречь идёт о неопытном водителе). Хотя все эти ситуации порождаютпсихическую напряжённость, но для субъекта они имеют разную меруэкстремальности: так, первые две ситуации оцениваются кактрудные,при этом они могут быть как эмоционально отрицательными, так и эмоционально положительными,третья же ситуация оценивается как угрожающая.
  Исходя из сопоставления силы мотивов человека и параметров ситуации,в которой протекает его деятельность, экстремальность можно представить какконтинуум, который включает по крайней мере три степени еёвыраженности, или три типа следующих ситуаций:1) трудные,2) параэкстремальные, 3)экстремальные. Для всего ряда характерно постепенное нарастаниеэкстремальности. Трудная ситуация характеризуется достаточно сложной дляданного субъекта задачей, повышенной значимостью этой задачи,вторая и третья степени характеризуются строгими условиями,риском,высокой ценой возможной ошибки, а экстремальная также и тем,что от разрешения этой ситуации зависит дальнейшее существование субъекта (“бытьили не быть вообще”).
   Выделение этих типов ситуаций носит, конечно, относительный характер.Действительно, измерить в специальных единицах качественное своеобразиеодной ситуации в отличие от другой невозможно вследствие того,что это своеобразие, а следовательно, и уровень экстремальности зависит припрочих равных условиях от потребностей, опыта, эмоциональности субъекта,его актуальных возможностей. Вместе с тем это различение позволяет,во-первых, соотнести указанные ситуации с интенсивностью возникающихпри этом состояний напряжённости, что имеет важное значение дляпонимания наблюдаемых изменений в деятельности и поведении.Во-вторых, оно свидетельствует о необходимости дифференцированногоподхода к понятию “экстремальность”, которое в последнее время сталоупотребляться весьма расширительно: для обозначения любых условий, порождающих стресс.Между тем традиционно это понятие обозначает лишь чрезвычайные воздействия,обладающие крайними, предельными значениями.
  В целом, принимая во внимание особую роль психологическиххарактеристик человека в возникновении и протеканиипсихической напряжённости,естественно полагать, что экстремальность следует характеризовать не только повнешним,формальным признакам, но и по психологическим, учитывая своеобразие психологическогооблика субъекта, его мотивации, установок и т.д.
   Виды стрессоров. В зависимости от механизмоввозникновения стресса различают два его вида: физиологический и психологический.Несмотря на условность, такая дифференциация позволяетучитывать, к каким характеристикам субъекта преимущественно адресуютсястимулы – биологическим или психологическим. С этой точки зрения можно выделитьфизиологические и психологические стрессоры.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат В "театре" Дэниэла Деннета (по поводу одной популярной коцепции сознания)
Реферат Размышляя над стихотворением Есенина "Неуютная жидкая лунность…"
Реферат Международная экономическая интеграция и её современные формы
Реферат Николай II: правда и вымысел
Реферат Творчество К. Брюллова в зарубежной и отечественной художественной критике второй трети XIX века
Реферат Стратегические победы советских войск и личная храбрость боевого состава как национальное качество русского народа
Реферат Венчурное предпринимательство мировой опыт, отечественная практика
Реферат Cols=3 gutter=4> а августовский алкогОль аэропОрты
Реферат Турция - страна богатейшей истории
Реферат Планирование объема новых услуг на предприятии связи (на примере)
Реферат Захист від виробничих випромінювань
Реферат Клімактеричні розлади у жінок та їх профілактика
Реферат Doing Business With The Former Soviet Republic
Реферат Commentary On O Pioneers Essay Research Paper
Реферат Великие путешественники