Рязанская ГосударственнаяСельскохозяйственная Академия
имени профессора П.А. Костычева
Экономический факультет
Курсовая работа
тема: Денежный рынок: теоретическаяграфическая модель и состояние денежного рынка в России
Выполнила работу:
Калинина Ирина Андреевна
Проверил преподаватель:
Бескова Ольга Павловна
шифр 262
2009 год
Содержание
Введение
1. Предложение денег
2. Спрос наденьги и его структура
3. Государственноерегулирование денежного рынка
4. Особенностиденежного рынка России
4.1 Количество иструктура денежной массы и ее динамика
4.2 Денежныесуррогаты и борьба с ними
4.3Валютная система Российской Федерации
5.Перспективы денежного рынка
Заключение
Список литературы
Введение
Деньги– это неотъемлемая и существенная часть финансовой системы каждой страны. Оттого, как функционирует денежная система, во многом зависит стабильностьэкономического развития страны. Изучение природы и основных функций денег,процесса эволюции денежных систем, организации и развития денежного обращения,причин, последствий и методов борьбы с инфляцией необходимо для последующегоанализа особенностей функционирования всей финансовой системы.
Предпринимателив своей хозяйственной деятельности постоянно имеют дело с денежными единицамисвоей страны и иностранных государств. Деньги – историческая категория,присущая товарному производству. До появления денег имел место натуральныйобмен. Принём требовалось искать потенциальных партнёров, способных удовлетворитьпотребности и пожелания друг друга в товарах и услугах, а затем достижениясогласия по условиям обмена. Таким образом, бартер приводил к высокимиздержкам. Другими словами, при натуральном обмене людям приходилось тратить многовремени на поиск, ведение переговоров и брать на себя другие значительныерасходы в торговой деятельности.
Приденежном обращении реализация товара может вовсе не совпадать с одновременнойпокупкой со стороны продавца: она может совершаться в другое время, в иномместе, с иным торговым партнером. Деньги, став посредником между продавцом ипокупателем, расширили рамки торговых сделок, делают более ёмким рынок ипридают ему большую динамичность. Недаром А. Смит сравнивал деньги с шоссейнымидорогами, которые облегчают передвижение населения и товаров и ускоряют темсамым экономическое развитие. Ведь чем быстрее продается товар, тем скорее производитель,получив доход от реализации, возобновит производство и, возможно, расширит илимодернизирует свое дело. А это будет означать рост ВВП. Поэтому необходимо вэкономическом анализе учитывать деньги, выясняя причины их примененияобществом, а также ту роль, которую они играют в уровне выпуска продукции,общем уровне цен и темпах инфляции.
Деньги — важнейшая макроэкономическая категория, позволяющая анализировать инфляционныепроцессы, циклические колебания, механизм достижения равновесия в экономике,согласованность работы товарного и денежного рынков и т.д.
1.Предложение денег
Под предложением денегпонимают денежную массу в обращение т.е. совокупность платежных средств,обращающихся в стране в данный момент.
Предложение денег вэкономике осуществляет государство посредством банковской системы, включающейЦентральный банк (ЦБ) и коммерческие банки (КБ).
Многообразие денежных средств,функционирующих в современной экономике, порождает проблему измерения денежноймассы.
Денежная масса — совокупность всехденежных средств, находящихся в наличной и безналичной формах, обеспечивающаяобращение товаров и услуг в народном хозяйстве.
В структуре денежной массывыделяется активная часть, к которой относятся денежные средства, реальнообслуживающие хозяйственный оборот, и пассивная часть, включающая денежныенакопления, остатки на счетах, которые потенциально могут служить расчетнымисредствами. Особое место в структуре денежной массы занимают так называемыеквазиденьги (от лат. как будто, почти), т.е. денежные средства на срочныхсчетах, сберегательных вкладах, в депозитных сертификатах, в акциях инвестиционныхфондов, которые вкладывают средства только в краткосрочные денежные обязательства.
Совокупность наличных денег(металлические деньги и банкноты) и денег безналичных расчетов в центральномбанке (бессрочные вклады) составляют деньги центрального банка. Их называюттакже монетарной или денежной базой, так как они определяют суммарную денежнуюмассу в народном хозяйстве.
Для характеристики денежногопредложения применяются различные обобщающие показатели, или так называемыеденежные агрегаты. К ним обычно относятся следующие:
1. Агрегат M1 — «деньгидля сделок» — это показатель, предназначенный для измерения объема фактическихсредств обращения. Он включает наличные деньги (банкноты и разменные монеты) ибанковские деньги.
2. Агрегаты М2 и МЗвключают, кроме M1, денежные средства на сберегательных исрочных счетах, а также депозитные сертификаты. Эти средства не являютсяденьгами, поскольку их невозможно непосредственно использовать для сделоккупли-продажи, а их изъятие подчинено определенным условиям, однако они сходныс деньгами в двух отношениях: с одной стороны, они могут быть в короткие срокивыброшены на рынок товаров и услуг, с другой — позволяют осуществлятьнакопление денег. Не случайно их называют «почти деньгами».
3. Наиболее полные агрегаты денежногопредложения — L и D; I наряду с МЗ включает прочие ликвидные (легкореализуемые)активы, такие как краткосрочные государственные ценные бумаги. Они называютсяликвидными, так как без особых трудностей могут быть превращены в наличность. АгрегатD включает как все ликвидные средства, так и закладные, облигации и другиеаналогичные кредитные инструменты.
Агрегаты МЗ, L и D болеечетко отражают тенденции в развитии экономики, чем M1: резкиеизменения в этих агрегатах часто сигнализируют об аналогичных изменениях в ВНП.Так, быстрый рост денежной массы и кредита сопровождает период подъема, а ихсокращение часто сопровождается спадами. Однако большинство экономистовпредпочитают использовать агрегат M1, так как он включает активы,непосредственно используемые в качестве средства обращения. Мы также вдальнейшем будем понимать под предложением денег агрегат M1.
Кривая предложения денег (рис. 1)отражает зависимость количества денег в обращении от уровня процентной ставки(при неизменной денежной базе). Различают кратко- и долгосрочную кривуюпредложения денег. Для агрегата M1 краткосрочная кривая предложенияденег является вертикальной линией, так как денежный мультипликатор стабилен ине зависит от процентной ставки. Для других агрегатов (М2, МЗ)она представлена наклонной линией.
/>
Рисунок 1. Кривая предложения денег
Кривая предложения имеетвертикальный вид тогда, когда центральный банк реализует цель поддержанияколичества денег на постоянном уровне и уверенно контролирует количество денегв обращении независимо от колебания процентной ставки. Такая ситуацияхарактерна для жесткой монетарной политики, направленной на сдерживаниеинфляции. Для этого используются такие инструменты, как изменение нормыобязательных резервов и операции на открытом рынке.
Кривая предложения денег имеетгоризонтальный вид тогда, когда целью монетарной политики является сохранениестабильным номинального размера ссудного процента. Достигается это путемфиксации учетной ставки центрального банка и привязки к ней ставок коммерческихбанков, а также с помощью операций на открытом рынке. Такая политика называетсямягкой (гибкой) монетарной политикой. Обычно она используется в тех случаях, когдаизменение спроса на деньги вызывается, например, ростом скорости обращенияденег. В этом случае удается избежать кризиса неплатежей.
Кривая предложения денег имеетнаклонный вид тогда, когда центральный банк допускает определенное увеличениеколичества денег, находящихся в обращении, и соответственно номинальной ставкипроцента. Как правило, это имеет место, когда центральный банк сохраняетпостоянной норму обязательных резервов, но не проводит операций на открытомрынке. Данная политика (комбинированная) обычно применяется, когда измененияспроса на деньги обусловлены колебаниями ВВП.
Долгосрочная кривая предложенияденег отражает зависимость денежной массы от изменения процентной ставки приизменениях спроса на деньги. Вид кривой предложения денег зависит оттактических целей денежно-кредитной политики, проводимой центральным банком.
Предложение денег можетхарактеризоваться двумя переменными: номинальным количеством денег в стране илиреальным. Последние называют еще реальными кассовыми остатками (Мр). Онихарактеризуют покупательную способность денег, т.е. отношение номинальной массыденег к уровню цен.
Покупательная способность денег —это количество товаров и услуг, которые можно купить на денежную единицу.
При увеличении уровня ценпокупательная способность денег снижается, и наоборот. Таким образом,соотношение денежной массы и массы товаров и услуг на рынке определяетпокупательную способность денег.
Динамика предложения денег можетбыть охарактеризована с помощью денежного и других мультипликаторов.
Денежный мультипликатор — этоотношение предложения денег к денежной базе.
Денежная база (деньги повышенноймощности, резервные день) — это наличность вне банковской системы, а такжерезервы коммерческих банков, хранящиеся в центральном банке. Наличностьявляется непосредственной частью предложения денег, тогда как банковскиерезервы влияют на способность банков создавать новые депозиты, увеличиваяпредложение денег.
MB = С + R,
где С — наличность; R — резервы; MB– денежная база
Ms = С + D,
где D — депозиты до востребования,Ms –предложение денег.
Денежный мультипликатор показывает,насколько увеличится предложение денег (количество денег в стране) приувеличении денежной базы на единицу.
Кроме денежного мультипликатора,можно использовать депозитный и кредитный мультипликаторы.
Депозитный мультипликаторпоказывает, насколько максимально могут возрасти депозиты в коммерческих банкахпри увеличении денежной базы на единицу.
Кредитный мультипликатор показывает, насколькомаксимально может увеличиться сумма банковских кредитов населению приувеличении денежной базы на единицу.
2.Спрос на деньги иего структура
Спрос наденьги — количество денег, которое хотело быиметь население и государство для удовлетворения своих потребностей. Спрос наденьги включает: 1) текущий спрос — потребность покрытия текущих расходов, связанныхс осуществлением хозяйственной деятельности субъектами экономики; 2) отложенныйспрос, обусловленный необходимостью покрытия будущих затрат за счет накопленияи сбережения денег. Отложенный спрос обусловлен периодичностью получения денеги необходимостью покрытия расходов, превышающих текущие доходы; 3)спекулятивный спрос, обусловленный ожиданием изменения доходностиальтернативных денежных инструментов.
В теорииденег традиционно существуют два основных подхода к оценке факторов,формирующих спрос на деньги. Первый подход основан на классическойколичественной теории денег, представленной в виде формулы:
M х V = P хQ,
где М — количество денег, находящихся в обращении; V — скорость обращения однойденежной единицы в среднем за год; P — уровень цен; Q — физический объемтоваров. Отсюда следует, что величина спроса на деньги зависит от следующихосновных факторов: а) скорости обращения денег (чем выше скорость обращенияденег, тем меньше при прочих равных условиях спрос на деньги); б) абсолютногоуровня цен (чем выше уровень цен, тем выше спрос на деньги, и наоборот); в)уровня реального объема производства (с ростом производства увеличивается количествосделок, следовательно, увеличивается спрос на деньги).
Второй подходоснован на том, что изменение уровня цен и объемов производства происходит подвоздействием различных факторов, в числе которых количество денег и скорость ихобращения не всегда являются главными. Большое внимание уделяется политикегосударственных расходов, стимулированию производства посредством налоговыхльгот и других финансовых преференций.
В современныхтеориях спроса на деньги в числе факторов, формирующих спрос на деньги,рассматриваются также такие, как: спрос на финансовые активы; динамикапроцентной ставки; применение современных финансовых и банковских технологий.Кроме того, современная теория денег учитывает фактор инфляции, четкоразграничивая при этом такие понятия, как реальный и номинальный доход,реальная и номинальная ставка процента, реальные и номинальные величиныденежной массы.
Виды спроса на деньгиобусловлены двумя основными функциями денег: 1) функции средства обращения и 2)функции запаса ценности. Первая функция обусловливает первый вид спроса наденьги – трансакционный. Поскольку деньги являются средством обращения, т.е.выступают посредником в обмене, они необходимы людям для покупки товаров иуслуг, для совершения сделок. Трансакционный спрос на деньги (transactiondemand for money)– это спрос на деньги для сделок (transactions), т.е. дляпокупки товаров и услуг. Этот вид спроса на деньги был объяснен в классическоймодели, считался единственным видом спроса на деньги и выводился из уравненияколичественной теории денег, т.е. из уравнения обмена (предложенногоамериканским экономистом И.Фишером) и кэмбриджского уравнения (предложенногоанглийским экономистом, профессором Кэмбриджского университета А.Маршаллом). Из уравнения количественной теории денег(уравнения Фишера): M x V= P x Y следует, что единственным фактором реальногоспроса на деньги (M/Р) является величина реального выпуска (дохода) (Y).Аналогичный вывод следует и из кэмбриджского уравнения. Выводя это уравнениеА.Маршалл предположил, что если человек получает номинальный доход (Y), тонекоторую долю этого дохода (k) он хранит в виде наличных денег. Для экономикив целом номинальный доход равен произведению реального дохода (выпуска) науровень цен (Р х Y), отсюда получаем формулу: М = k РY, где М – номинальныйспрос на деньги, k – коэффициент ликвидности, показывающий, какая доля доходахранится людьми в виде наличных денег, Р – уровень цен в экономике, Y –реальный выпуск (доход). Это и есть кэмбриджское уравнение, которое такжепоказывает пропор-циональную зависимость спроса на деньги от уровня совокупногодохода (Y). Поэтому формула трансакционного спроса на деньги: (М/Р)DТ= (М/Р)D (Y) = kY. (Примечание. Из кэмбриджского уравнения можнополучить уравнение обмена, так как k = 1/V). Поскольку трансакционный спрос наденьги зависит только от уровня дохода (и эта зависимость положительная) и независит от ставки процента.
Точка зрения о том, чтоединственным мотивом спроса на деньги является использование их для совершениясделок существовала до середины 30-х годов, пока не вышла в свет книга Кейнса«Общая теория занятости, процента и денег», в которой Кейнс к трансакционномумотиву спроса на деньги добавил еще 2 мотива спроса на деньги — мотивпредосторожности и спекулятивный мотив — и соответственно предложил еще 2 видаспроса на деньги: предусмотрительный и спекулятивный.
Предусмотрительный спрос на деньги (спрос на деньги из мотива предострожности– precautionary demand for money) объясняется тем, что помимо запланированныхпокупок люди совершают и незапланированные. Предвидя подобные ситуации, когдаденьги могут потребоваться неожиданно, люди хранят дополнительные суммы денегсверх тех, которые им требуются для запланированных покупок. Таким образом,спрос на деньги из мотива предосторожности проистекает также из функции денегкак средства обращения. По мнению Кейнса, этот вид спроса на деньги не зависитот ставки процента и определяется только уровнем дохода, поэтому его графиканалогичен графику трансакционного спроса на деньги.
Спекулятивный спрос на деньги (speculative demand for money) обусловленфункцией денег как запаса ценности (как средства сохранения стоимости, какфинансового актива). Однако в качестве финансового актива деньги лишь сохраняютценность (да и то только в неинфляционной экономике), но не увеличивают ее.Наличные деньги обладают абсолютной (100%-ной) ликвидностью, но нулевойдоходностью. При этом существуют другие виды финансовых активов, например,облигации, который приносят доход в виде процента. Поэтому чем выше ставкапроцента, тем больше теряет человек, храня наличные деньги и не приобретаяприносящие процентный доход облигации. Следовательно, определяющим факторомспроса на деньги как финансовый актив выступает ставка процента. При этомставка процента выступает альтернативными издержками хранения наличных денег.Высокая ставка процента означает высокую доходность облигаций и высокие альтернативныеиздержки хранения денег на руках, что уменьшает спрос на наличные деньги. Принизкой ставке, т.е. низких альтернативных издержках хранения наличных денег,спрос на них повышается, поскольку при низкой доходности иных финансовыхактивов люди стремятся иметь больше наличных денег, предпочитая их свойствоабсолютной ликвидности. Таким образом, спрос на деньги отрицательно зависит отставки процента, поэтому кривая спекулятивного спроса на деньги имеетотрицательный наклон (рис. 2.(б)). Такое объяснение спекулятивного мотиваспроса на деньги, предложенное Кейнсом, носит название теории предпочтенияликвидности. Отрицательная зависимость между спекулятивным спросом на деньги иставкой процента может быть объяснена и другим способом – с точки зренияповедения людей на рынке ценных бумаг (облигаций). Из теории предпочтенияликвидности исходит современная портфельная теория денег. Эта теория исходит изпредпосылки, что люди формируют портфель финансовых активов таким образом,чтобы максимизировать доход, получаемый от этих активов, но минимизироватьриск. А между тем именно самые рискованные активы приносят самый большой доход.Теория исходит из уже знакомой нам идеи об обратной зависимости между ценойоблигации, которая представляет собой дисконтированную сумму будущих доходов, иставкой процента, которую можно рассматривать как норму дисконта. Чем ставкапроцента выше, тем цена облигации меньше. Биржевым спекулянтам выгодно покупатьоблигации по самой низкой цене, поэтому они обменивают свои наличные деньги,скупая облигации, т.е. спрос на наличные деньги минимален. Ставка процента не можетпостоянно держаться на высоком уровне. Когда она начинает падать, ценаоблигаций растет, и люди начинают продавать облигации по более высоким ценам,чем те, по которым они их покупали, получая при этом разницу в ценах, котораяносит название capital gain. Чем ставка процента ниже, тем цена облигаций вышеи тем выше capital gain, поэтому тем выгоднее обменивать облигации на наличныеденьги. Спрос на наличные деньги повышается. Когда ставка процента начинаетрасти, спекулянты снова начинают покупать облигации, снижая спрос на наличныеденьги. Поэтому спекулятивный спрос на деньги можно записать как: (M/P)DA= (M/P)D = — hR.
Общий спрос на деньги складываетсяиз трансакционного и спекулятивного: (M/P)D = (M/P)DT+ (M/P)DA = kY – hR, где Y – реальный доход, R –номинальная ставка процента, k — чувствительность (эластичность) измененияспроса на деньги к изменению уровня дохода, т.е. параметр, который показывает,на сколько изменяется спрос на деньги при изменении уровня дохода на единицу, h– чувствительность (эластичность) изменения спроса на деньги к изменению ставкипроцента, т.е. параметр, который показывает, на сколько изменяется спрос наденьги при изменении ставки процента на один процентный пункт (перед параметромk в формуле стоит знак «плюс», поскольку зависимость между спросом на деньги иуровнем дохода прямая, а перед параметром h стоит знак «минус», так какзависимость между спросом на деньги и ставкой процента обратная). В современныхусловиях представители неоклассического направления также признают, чтофактором спроса на деньги является не только уровень дохода, но и ставкапроцента, причем зависимость между спросом на деньги и ставкой процентаобратная. Однако они по-прежнему придерживаются точки зрения, что существуетединственный мотив спроса на деньги – трансакционный. И именно трансакционныйспрос обратно зависит от ставки процента. Эта идея была предложена и доказанадвумя американскими экономистами Уильямом Баумолем (1952 г.) и лауреатом Нобелевской премии Джеймсом Тобином (1956 г.) и получила название модели управления наличностью Баумоля-Тобина.
3. Государственноерегулирование денежного рынка
Важную роль вразвитии институциональной среды выполняет государство. Это уникальный субъект,участвующий в создании и развитии банковского сектора, инфраструктуры денежногорынка, формирующий законодательные «правила игры» между участниками рынка,регулирующий институты и организации, действующие на рынке, в первую очередьбанковскую систему, проводящий надлежащий контроль и надзор за деятельностьюсубъектов и посредников рынка. Государство выступает как агент на финансовыхрынках, участвует в рыночных операциях, принимает решения, влияющие наконъюнктуру денежного рынка, регулирует денежный спрос и предложение.Государство регулирует денежную массу и банковскую ликвидность через разработкуи реализацию денежно-кредитной политики. Денежно-кредитное регулированиевоздействует на функционирование денежного рынка через достижение намеченныхцелей, включая разнообразные инструменты воздействия. Построение целевойфункции должно соответствовать текущей ситуации, складывающейся в экономикеРоссии.
Насовременном этапе ЦБ РФ выбирает в качестве конечной цели снижение темповинфляции для создания благоприятных условий долгосрочного экономическогоразвития России при стабильной национальной валюте. На начальных этапахрыночных преобразований Банк России не мог применять таргетирование инфляции,так как оно выполнимо при определенных условиях: во-первых, Центральный банкдолжен проводить независимую денежную политику, в частности, независимую отрешения фискальных органов власти. Во-вторых, Центральный банк долженпридерживаться строгих правил при таргетировании инфляции, уметь правильнопрогнозировать и контролировать будущую инфляцию, а также иметь представлениеотносительно лага отклика первичной цели на изменения в таргетируемом денежномагрегате. Однако в условиях несбалансированности, нестабильности экономикивозникает проблема прогнозирования динамики инфляционных процессов. Вот почемуреальные показатели инфляции в посткризисный период не соответствуют целевомудиапазону, установленному правительством (за исключением 2003 г.). Например, в 2004 году инфляция достигла 11,7%, тогда как при пессимистическом прогнозеона должна составлять 10%.
Кроме того, врешении инфляционных вопросов должно участвовать правительство, так какинфляция – это многофакторное явление, порождаемое не только монетарными, но иструктурными, внешнеэкономическими причинами. Впервые с 2003 года быларазработана и включена в денежно-кредитную политику денежная программа, взадачу которой входила увязка денежного предложения со спросом на уровне,соответствующем плановой цифре темпов инфляции и расчетным темпам ростареального ВВП. Денежная программа включает промежуточные цели денежно-кредитнойполитики, через которые Банк России осуществляет достижение конечных целей.Если конечную цель ЦБ РФ не может полностью контролировать, то промежуточные иоперационные цели, зафиксированные в денежной программе, находятся в полеуправления ЦБ. К ним относятся: денежная база, денежная масса, валютный курс,система процентных ставок. Через достижение промежуточных целей денежнойпрограммы ЦБ РФ непосредственно участвует в организации процессовфункционирования денежного рынка. В качестве промежуточного ориентира БанкРоссии в последние годы использует денежный агрегат М2, а непроцентную ставку. Это связано с тем, что теория денежно-кредитногорегулирования доказывает невозможность одновременного выполнения двух целей:денежная масса и процентная ставка.
Кроме того,при установлении процентной ставки Банк России испытывает определенныесложности при ее выборе, так как существует проблема множественности ставок.Поэтому Банк России в денежной программе определяет количественные критериицелевой функции через определение спроса на деньги, через предложение денег. Впрограммах ЦБ РФ принимается количественный показатель в виде агрегата М2.Данный выбор объясняется несовершенством банковской статистики при подсчетедругих денежных агрегатов, агрегат М2 наиболее тесно связан синфляцией (по методологии МВФ), его можно построить по любой стране без учетанациональных особенностей. Он может быть использован для страновых сравнений.Однако динамика спроса на деньги в посткризисный период неустойчива, ее трудноспрогнозировать, так как необходимо использовать большое количество разноплановыхпоказателей, при этом скорость обращения денег – очень подвижный и неустойчивыйпоказатель в России при низком уровне монетизации ВВП (в 2004 году коэффициентмонетизации составлял 0,26). В силу перечисленных причин прогнозные показателиспроса на деньги и фактические данные не совпадают. Например, по прогнозу БанкаРоссии, увеличение спроса на деньги в 2004 году было запланировано на уровне19-25%. Фактически прирост спроса на деньги в 2004 году составил 35-40% .
Учитываятакие расхождения между целевым ориентиром и фактическими показателями спроса,а также ослабление в последнее время связи между динамикой М2 иинфляцией, как нам кажется, нет необходимости сохранять в качестве целиденежный агрегат М2. Мы считаем, что целевая функцияденежно-кредитной политики должна определять четкие ориентиры стратегическойполитики Центрального банка, направленной на решение проблем и создание условий,предпосылок формирования сбережений субъектами экономики и последующей ихтрансформации в реальный сектор экономики. Поэтому стратегия денежно-кредитнойполитики должна обеспечивать долгосрочный экономический рост на базеструктурной перестройки экономики, модернизации производственной базы иразвития инфраструктуры. Несомненно, необходимо поддерживать контроль надтемпом роста цен и курсом национальной валюты, чтобы обеспечить условия дляразвития национального производства. Для этого промежуточные целиденежно-кредитной политики должны находиться в теснейшей связи с конечнымиориентирами экономической политики государства.
В настоящеевремя на экономику оказывает влияние валютный курс, так как денежноепредложение базируется на внешних каналах притока стоимости в страну. Поэтомуфактически на практике Банк России устанавливает курсовое таргетирование. Ононе может сочетаться с таргетированием инфляции. Как нам представляется, вденежной программе необходимо более системно излагать структуру целей БанкаРоссии, ранжировать цели денежно-кредитной политики по приоритетности, при этомвыделять этапные возможности их реализации. Мы считаем, что процессранжирования целей может быть представлен следующим образом:
промежуточныецели:
· курсовоетаргетирование (с элементами управляемого плавания);
· процентнаяполитика, воздействующая на денежный спрос, а также на основные компонентысовокупного спроса (потребление и инвестиции), на уровень сбережений;
стимулируют достижение конечныхцелей:
· структурнаяперестройка экономики на базе модернизации производственного потенциала иразвития инфраструктуры;
· долгосрочныйэкономический рост.
Таким образом, данная системапостроения целей позволяет обеспечить тесную связь между денежно-кредитнойполитикой и развитием реального сектора экономики через динамику денежногорынка. Это, несомненно, усиливает кредитную направленность денежно-кредитногорегулирования и стратегически согласуется с концепцией долгосрочногоэкономического роста. Кроме того, переход промежуточных целей на процентныеориентиры позволит Банку России более эффективно воздействовать на денежныйспрос, что, несомненно, положительно отразится на динамике инфляционных процессов.Как нам кажется, это оживит и усилит механизм рефинансирования и позволит БанкуРоссии оперативно воздействовать на ситуацию денежного рынка. Наконец, переходна процентные ориентиры, при активизации механизма рефинансирования, ослабитзависимость внутренней экономики от внешних источников увеличения денежноймассы, позволит монетарным властям более самостоятельно формировать стоимостьденежных ресурсов, влиять на их срочность и объемы, тем самым воздействовать нафундаментальные проблемы экономики. Мы считаем, что в силу сложившейся ситуацииБанк России не может перейти к политике свободно плавающих валютных курсов вусловиях экспортно-ориентированной модели экономики. Курсовое таргетированиепозволяет учитывать реальную ситуацию и поддерживать национальную валюту,влиять на инфляцию, так как основной внешний канал пополнения денежной массыостается доминирующим. Поэтому невозможно сочетать денежное таргетирование скурсовым таргетированием. Кроме того, денежное таргетирование эффективно приусловии, что инфляция порождается монетарными факторами. Проблемы же российскойинфляции коренятся в структуре экономики, слабой конкурентной среде, неэффективномиспользовании основных факторов производства. Поэтому логичнее устанавливатьпроцентные ориентиры, создающие условия для решения фундаментальных проблемпереходной экономики.
Конечно, такой подход кформированию целевой функции денежно-кредитной политики потребует определенныхусилий со стороны Банка России, усложнит задачу формирования денежной политики.Это предполагает комплексный, системный подход к формированию экономическойполитики государства, согласование всех регуляторов и действий государственнойвласти. Под программные цели Банк России подбирает соответствующие инструменты,регулирующие предложение денег, банковскую ликвидность. Набор инструментоврасширяется из года в год по мере стабилизации экономики, состояния финансовыхрынков. В России арсенал регуляторов слагается из комплекса административных иэкономических косвенных инструментов, эмиссии. Механизм предложения денег восновном основывается на внешних источниках. Центральный банк РФ покупаетизбыточное предложение иностранной валюты, тем самым наращивая собственныевалютные резервы, но при этом проводит денежную эмиссию в пропорциональномобъеме. Данный процесс отражается в укрупненном балансе ЦБ РФ, где происходитежегодный рост чистых международных резервов, а чистый внутренний кредит сокращается.
Кроме того, ЦБ РФ действует винтересах всех субъектов, перед ним стоит сложнейшая задача – сбалансироватьинтересы всего общества. Поэтому Банк России вынужден маневрировать, с однойстороны, исходя из баланса денежного спроса и предложения, он долженподдерживать денежную массу на определенном уровне, но, с другой – в интересахреального сектора, национального производства не допускать чрезмерногоукрепления национальной валюты, скупать часть валюты, а, следовательно,поддерживать денежную эмиссию через внешний приток ресурсов. В этом аспектенеобходимы совместные действия ЦБ РФ с правительством, с законодательной и исполнительнойветвями власти. В своей политике ЦБ РФ учитывает реальную ситуацию, связанную сразвитием экономики, поэтому рост остатков финансовых средств коммерческихбанков на счетах ЦБ РФ (в виде текущих и депозитных счетов) свидетельствует обизбытке ликвидных финансовых ресурсов в экономике, о дефиците надежныхфинансовых инструментов и малопривлекательном реальном секторе. Поэтому ЦБ РФпроводит стерилизационные мероприятия, хотя его возможности в этом ограничены.Однако от проведения стерилизационных мероприятий появляется негативный эффектразрыва между движением капитала и процентной ставкой по кредитам. Данныйэлемент регулирования денежной массы отрывается от развития реальной экономики.Поэтому предпочтительнее воздействовать на уровень банковской ликвидности черезуправление активами коммерческих банков. Для этого ЦБ РФ используетопределенный набор инструментов. На разных этапах развития российской экономикион менялся, так как главная задача денежно-кредитных регуляторов – снимать илисмягчать, проводить профилактику противоречий рыночного механизма. В условияхпереходной экономики недостаточно использовать только косвенные регуляторы, онидолжны быть дополнены прямым регулированием со стороны государства. Арсеналсредств денежно-кредитной политики должен активнее содействовать развитиюпроизводства.
При наличии вышеперечисленных факторов полноценнорыночные регуляторы в условиях российского денежного рынка работать не смогут,им необходима поддержка административных регуляторов, которые становятся вданных вышеперечисленных условиях более эффективными. Нам кажется, что приучастии государственного капитала могут быть созданы инвестиционные банки,осуществляющие кредитование инфраструктуры по более низким процентным ставкам ипользующиеся льготами при переучете векселей в Центральном банке. На современномэтапе, как нам кажется, для улучшения инвестиционного климата в страненеобходимо совершенствовать базовые условия экономической деятельности, гдеинфраструктурные объекты играют важнейшую роль, а также эффективны вложения вте сферы, которые приводят к эффекту «перелива» (например, стимулированиеНИОКР). Неэффективна практика выдвижения приоритетных отраслей в связи с тем,что из-за удешевления информации, большой мобильности капитала, формированияглобальных сетей поставщиков и перманентного изменения технологий типыпромышленного развития и сферы конкурентных преимуществ на мировых рынкахменяются очень быстро. Для нивелировки минусового эффекта от селективногокредитования в виде нарушения конкурентной среды ЦБ РФ может активнееиспользовать метод санкций и льгот, что позволит более дифференцированнопроводить кредитную политику. Косвенные регуляторы в арсенале ЦБ РФ закрепленызаконодательно. Федеральным законом от 10 июля 2002 года за номером 86-ФЗ «ОЦентральном банке Российской Федерации (Банке России)» в статье 35 установлено,что основными инструментами и методами денежно-кредитной политики Банка Россииявляются: процентные ставки по операциям Банка России; нормативы обязательныхрезервов, депонируемых в Банке России (резервные требования); операции на открытомрынке; рефинансирование кредитных организаций; валютные интервенции;установление ориентиров роста денежной массы; эмиссия облигаций от своегоимени. Можно классифицировать инструменты денежно-кредитной политики по формаморганизации использования данного регулятора:
/>
Рисунок 4. Классификация инструментовденежно-кредитной политикипо форме организации использования регуляторов
По степени периодичности использования инструментовденежно − кредитной политики классификацию можно представить в следующемвиде:
/>
Рисунок 5. Классификация инструментовденежно-кредитной политики по степени периодичности использования регуляторов
Перечисленный инструментарий ужеизвестен в мировой практике, Банк России не изобретает новые виды, носуществуют определенные особенности и проблемы в их применении, исходя изспецифики российского денежного рынка, экономической среды, особенностейстановления и формирования рыночной банковской инфраструктуры. Это накладываетзначительные ограничения на применение ряда инструментов денежно-кредитнойполитики. Например, политика рефинансирования. В России ставки рефинансированияиграют чисто фискальную роль и не оказывают влияния на рынок, тогда как именноони должны служить ориентиром для участников денежного рынка, влиять наформирование рыночного процента. Механизм рефинансирования должен обеспечиватьденьгами участников рынка. К сожалению, данный инструмент практически неработал, он не воздействовал на участников рынка, а лишь отражал сложившуюся нарынке ситуацию. Вся система рефинансирования и финансирования связана ибазируется на валютном курсе. Банковская система рефинансируется в основномчерез операции с валютой, основной источник рублевой эмиссии – это продажа валюты.Кроме того, число механизмов рефинансирования ограничено узким кругоминструментов, принимаемых в залог. Банк России пытается разнообразить механизмырефинансирования через предложение рынку аукционов по рефинансированию (в видеаукционов РЕПО на один день, «валютный своп», кредиты «овернайт»), был расширенперечень активов, принимаемых Банком России в обеспечение по кредитам ЦБ РФ иоперациям прямого РЕПО. Со стороны ЦБ РФ это была попытка приучить рынок кпониманию процентной ставки. Так как операции проводятся, то можнопредположить, что процентная ставка начинает постепенно работать.
Кроме того, использованиепервоклассных корпоративных и муниципальных облигаций значительно повышаетэффективность рефинансирования и способствует притоку ресурсов в различныеотрасли и регионы. Однако сдерживающим фактором в развитии данного инструментаявляются фундаментальные причины, связанные с неблагоприятной структурой российскойэкономики, зависимой от экспортных цен на сырье. Тем не менее, расширяякредитование, механизмы рефинансирования, Банк России может более гибко иоперативно воздействовать на ликвидность в экономике, а также на достижениедолгосрочных целей, связанных с экономическим ростом и развитием производства.ЦБ РФ может использовать дифференцированную ставку рефинансирования дляоживления кредитования реального сектора экономики, развития рыночнойинфраструктуры. Этот способ оживит ценовой механизм рефинансирования для целейинвестирования экономики. Причем данная мера должна быть направлена наподдержку средних по размерам банков и контролем Банка России за выполнениемусловий, обеспечивающих дифференциацию ставки рефинансирования. Кроме того, ЦБРФ приспособился в условиях изменчивой ликвидности чередовать депозитныеаукционы с аукционами по рефинансированию. В таких условиях постепенно начинаетработать процентная ставка.
Пополнение ликвидности черезмеханизм рефинансирования должно сочетаться с нормализацией структуры денежноймассы через постепенное вытеснение тех ее компонентов, которые возниклистихийно, минуя каналы ЦБ, а потому в меньшей степени поддаютсяцентрализованному регулированию, что снижает эффективность денежно-кредитнойполитики. На современном этапе ставка рефинансирования в России служит скорееиндикатором, нежели реальным финансовым инструментом. Однако, несмотря на слабостьпостоянного механизма кредитования, ставка рефинансирования оказываетсущественное влияние на отечественную экономику через сигнальный эффект:
· служиториентиром для процентных ставок по банковским кредитам частному сектору;
· влияетна процентные ставки по банковским депозитам.
Роль кредитных операций БанкаРоссии невелика по сравнению со стерилизационными мерами. Годовой оборотдепозитных операций Банка России в 2004 году (275 млрд. руб.) превышал оборотыпо кредитам овернайт (30,3 млрд. руб.), ломбардным кредитам (4,5 млрд. руб.).Таким образом, депозитные операции преобладают над рефинансированием банковскойсистемы. Это ограничивает возможности Банка России по оперативному регулированиюликвидности, основных пропорций денежного рынка, усиливает институциональные исистемные риски российского денежного рынка.
Актуальным и эффективным являетсяинструмент денежно-кредитной политики – операции на открытом рынке. Послеавгустовского кризиса 1998 года Банк России пользоваться данным инструментом немог, так как рынок ГКО-ОФЗ практически прекратил свое существование. Но по мереего возрождения в арсенале ЦБ РФ появился достаточно эффективный метод регулирования,настройки механизма денежного рынка. Современная система инструментов БанкаРоссии на открытом рынке, существует недавно. Многие из них действуют с конца2002 года, и ЦБ РФ нарабатывает опыт по их использованию. Прямые операции сгосударственными ценными бумагами являются наиболее действенным инструментом.Хотя каждый регулятор вносит свою лепту в процесс денежно-кредитногорегулирования. Операции РЕПО – это наиболее оперативный и гибкий краткосрочныйинструмент, он позволяет оперативно регулировать лишь уровень ликвидностибанковской системы, не затрагивая напрямую уровня процентных ставок. Так,«объем средств, предоставленных в 2004 году банковскому сектору посредствомопераций РЕПО, был в 1,8 раза выше, чем в 2003 году (594 и 331 млрд. руб.соответственно). Развитие операций РЕПО позволяет преодолевать одну из наиболееболезненных диспропорций российского финансового рынка – между краткосрочностьюсвободных финансовых ресурсов и долгосрочностью государственных ценных бумаг.На наш взгляд, Банк России должен активнее пользоваться данным регулятором. Вперспективе возможно удлинение сроков операций РЕПО и расширение составаучастников операций (сейчас это дилеры и инвесторы – юридические лица).Операции обратного модифицированного РЕПО отличают техническая простота вприменении и оперативность. Привлечение денежных средств происходит в размере100% от текущей рыночной стоимости обеспечения. В 2004 году среднегодовой объемзадолженности Банка России по операциям ОМР составил 64,0 млрд. руб. Такимобразом, Банк России активизировал операции прямого и обратного РЕПО с цельюстерилизации избыточной эмиссии и более оперативного поддержания ликвидностибанковской системы. Активизация прямых операций на открытом рынке затруднена всвязи с отсутствием в портфеле ЦБ РФ государственных ценных бумаг с рыночнымихарактеристиками, хотя процесс переоформления государственных долговыхобязательств в рыночные ценные бумаги продолжается. В 2003 году Минфин РФпровел переоформление задолженности Банку России на сумму 300 млрд. руб., изних только ценные бумаги на сумму 30 млрд.руб. имеют рыночный характер. В 2004году объем переоформленной задолженности в рыночные ценные бумаги составлял общейноминальной стоимостью 52 млрд. руб.
Более грубым, не избирательным, нодейственным инструментом являются обязательные резервы. Данный регулятор БанкРоссии использует, чтобы усилить результативность своего влияния на управлениеликвидностью в банковской системе. Другие регуляторы пока недостаточно сильны,например, ставка рефинансирования (составляет 13% годовых), расширение спискабумаг, под обеспечение которых банки могут получать средства ЦБ (однако недопускается их использование в операциях РЕПО). Поэтому Банк России приобострении проблем на денежном рынке включает нормативы резервирования.Например, летом 2004 года, когда произошла ситуация резкого сжатия денежногопредложения, ЦБ РФ еще раз снизил норматив обязательного резервирования до 3,5%по обязательствам перед резидентами РФ и до нуля по обязательствам передбанками – нерезидентами РФ. Однако с 1 августа последняя ставка была повышенадо 2%. Тем самым возможности обязательного резервирования у ЦБ РФ практическина современном этапе исчерпаны. Для обеспечения роста мультипликатора, остаетсяпроцентная ставка по кредитам коммерческим банкам (операциям прямого РЕПО), новероятно ее снижать ЦБ не будет. Таким образом, норматив обязательного резервированиядостиг своего предела. Это еще раз подтверждает мысль о том, что Банк Россиидолжен активнее включать политику рефинансирования и операции на открытомрынке.
4. Особенности денежного рынка в России
4.1Количество и структура денежной массы и ее динамика
Денежная масса — этосовокупность наличных и безналичных покупательных и платежных средств,обеспечивающих обращение товаров и услуг в народном хозяйстве, которымрасполагают частные лица, институциональные собственники и государство.
В структуре денежноймассы выделяется активная часть, к которой относятся денежные средства, реальнообслуживающие хозяйственный оборот, и пассивная часть, включающая денежныенакопления, остатки на счетах, которые потенциально могут служить расчетнымисредствами.
Важнейшимколичественным показателем денежного обращения является денежная масса,представляющая собой совокупный объем покупательных и платежных средств,обслуживающих хозяйственный оборот и принадлежащих частным лицам, предприятиями государству. Таким образом, структура денежной массы достаточно сложна и несовпадает со стереотипом, который сложился в сознании рядового потребителя,считающего деньгами, прежде всего наличные средства — бумажные деньги и мелкуюразменочную монету. На деле доля бумажных денег в денежной массе весьма низка(менее 25%), а основная часть сделок между предпринимателями и организациями,даже в розничной торговле, совершается в развитой рыночной экономике путемиспользования банковских счетов. В результате наступила эра банковскихденег-чеков, кредитных карточек, чеков для путешественников и т.п. Этиинструменты расчетов позволяют распоряжаться денежными депозитами, т.е.безналичными деньгами. При оплате товара и услуги покупатель, используя чек иликредитную карточку, приказывает банку перевести сумму покупки со своегодепозита на счет продавца или выдать ему наличные.
Вместе с тем вструктуру денежной массы включаются и такие компоненты, которые нельзянепосредственно использовать как покупательное или платежное средство. Речьидет о денежных средствах на срочных счетах, сберегательных вкладах вкоммерческих банках, других кредитно-финансовых учреждениях, депозитныхсертификатах, акциях инвестиционных фондов, которые вкладывают средства тольков краткосрочные денежные обязательства и т. п. Перечисленные компонентыденежного обращения получили общее название “квази-деньги”. Квази-деньгипредставляют собой наиболее весомую и быстро растущую часть в структуреденежного обращения. Экономисты называют квази-деньги ликвидными активами. Подликвидностью какого-либо имущества или активов понимается их легкореализуемость,возможность их обращения в денежную форму без потери стоимости. Следовательно,самым ликвидным видом активов являются деньги. К высоколиквидным видамимущества относятся золото, другие драгоценные металлы, драгоценные камни,нефть, произведения искусства. Меньшей ликвидностью обладают здания,оборудование.
Для анализаколичественных изменений денежного обращения на определенную дату и заопределенный период, а также для разработки мероприятий по регулированию темповроста и объем денежной массы используются различные показатели (денежныеагрегаты).
Факторы, влияющие наденежную массу. Изменение объема денежной массы может быть результатом какизменения массы денег в обращении, так и ускорения их оборота.
Скорость обращения денег — показатель интенсификации движения денег при функционировании их в качествесредства обращения и средства платежа. Он трудно поддается количественнойоценке, поэтому для его расчета используются косвенные данные. Изменениескорости обращения денег и, соответственно, объема денежной массы, зависит отмногих факторов: как общеэкономических (циклического развития экономики, темповэкономического роста, движения цен), так и чисто монетарных (структурыплатежного оборота, развития кредитных операций и взаимных расчетов, уровня процентныхставок на денежном рынке и т. д.). Ускорению обращения денег способствуютзамена металлических денег кредитными, развитие системы взаимных расчетов — внедрение ЭВМ в банковское дело, применение электронных средств денежныхрасчетов. С помощью денежно-кредитного регулирования государство стремитсясмягчить экономические кризисы, сдержать рост инфляции, в целях поддержанияконъюнктуры государство использует кредит для стимулирования капиталовложений вразличные отрасли экономики страны.
4.2 Денежные суррогаты и борьба с ними
Характернойчертой жизненного цикла денег как инструмента взаиморасчетов является ихпостепенная виртуализация — ослабление связи формы и содержания. Еслипервоначально деньги имели свойства товара, в частности обладалисамостоятельной стоимостью, соответствующей их золотому, серебряному или иномуносителю, то постепенно эти свойства утрачивались. В начале 70-х годов прошлоговека был отменен золотой стандарт, что положило конец связи денег с золотом. Сэтого момента деньги становятся истинно «бумажными». Последние десятилетияотмечены появлением банковских карт, законодательно оформленных финансовыхпродуктов, которые, как казалось, должны были сделать неактуальным понятиеналичных денег.
Денежныесуррогаты —денежные знаки, не предусмотренные законодательством, которые вводятсяотдельными предприятиями или иными организациями, а также гражданамисамовольно. Причина их появления, в основном нехватка официальных денежныхзнаков. Например, в 1993—1994 гг. в РФ было отмечено введение Д. с.некоторыми предприятиями ввиду их неплатежеспособности, с одной стороны, инеобходимостью рассчитываться с работниками предприятий по заработной плате, сдругой стороны. Согласно ст. 27 ФЗ «О Центральном банке РоссийскойФедерации (Банке России)» от 10 июля 2002 г. выпуск на территории РФ запрещается.
Относительноновым подходом являются электронные платежные системы (ЭПС), проблемам развитиякоторых в нашей стране был посвящен круглый стол «Электронные платежи:эффективность и надежность», прошедший в Москве в конце февраля. Судя повысказываниям его участников, уровень доверия россиян к этой инновацииотносительно невысок и ограничивается преимущественно оплатой мобильной связи(95—97% всего оборота), развитие которой и определяет в основном рост ЭПС.Россияне пока что больше доверяют наличности. По данным ЦБ РФ, менее 15 млн.граждан обладают пластиковыми картами и до 94% операций с ними связано с обналичиванием.Это вполне естественно: деятельность ЭПС не имеет четкой законодательной основы.
Этудеятельность в целом можно охарактеризовать как способ учета перемещенияреальных денежных средств. Задачей ЭПС является перемещение денежной суммы отплательщика к получателю. В этом процессе принимают участие законодательнооформленные финансовые институты (например, банки), осуществляя взаимодействиес плательщиками, получателями и решая спорные проблемы, возникающие между ними.Никакой самодеятельности не допускается. Реальные средства перемещаются толькомежду финансовыми институтами или внутри них с помощью стандартных транзакций.
Внастоящее время появилось много разновидностей ЭПС. Суть их в том, что, какуказано на сайте PayPal (он принадлежит компании eBay), услуги ЭПС основаны насуществующей финансовой инфраструктуре банковских счетов и кредитных карт иснабжены собственными службами защиты от мошенничества. Таким образом, этиуслуги не нуждаются в дополнительном законодательном обосновании, поскольку приэтом не создаются финансовые продукты, выступающие как суррогаты денег.
Несколькоиная ситуация складывается в России. Проблемы возникают, когда осуществляетсяпопытка эмиссии виртуальных финансовых продуктов. Например, крупнейшаяотечественная платежная система WebMoney предлагает клиентам «титульные знаки»— эквиваленты рублей, долларов и т.д., которые используются в качествефинансового инструмента при осуществлении платежей. Другие компании, например,PayCash, предлагают клиентам осуществить предоплату возможных будущих покупок.Ничего удивительного, что подобные услуги вызывают настороженность употенциальных крупных клиентов: некоторая компания предлагает клиентам отдатьей без оформления договора свои деньги и взамен предлагает «титульные знаки».Есть о чем задуматься!
Почемуотечественные платежные системы игнорируют прямой путь формирования собственныхфинансовых институтов (например, банков) или, как принято за рубежом, неиспользуют существующую финансовую инфраструктуру? С одной стороны, очевидно,что создание финансовых институтов влечет за собой существенный рост налогов инеобходимость соблюдения многочисленных инструкций (в частности, ЦБ РФ). Сдругой стороны, массовый рынок не охвачен финансовой инфраструктурой в должнойстепени — наличие счета в коммерческом банке является скорее исключением длянаших соотечественников.
Проблемыотечественного бизнеса не свидетельствуют об ущербности идеи виртуальныхфинансовых операций. Мировой рынок ИТ-поддержки перемещения реальных средств иобращения суррогатов денег активно растет. Примером служат массированныемногопользовательские онлайновые ролевые игры, такие как проект «Энтропия». Ихобщий оборот в Internet — более 1 млрд. долл. После прекращения продажицифровых артефактов (игровых валют) компанией eBay моментально образоваласьбиржа виртуальных валют Sparter, которая получила поддержку венчурного фондаBessemer Venture Partners. Это говорит о том, что инвесторы видят неплохуюперспективу в развитии финансового рынка для виртуальных валют.
4.3Валютная система Российской Федерации
Валютная системаРоссийской Федерации. В настоящее время в Россиидействует режим плавающего валютного курса, который зависит от спроса ипредложения на валютных биржах страны, прежде всего на ММВБ. Официальный курсдоллара США к рублю устанавливается Центральным банком России по результатамторгов на ММВБ. Валютные биржи действуют также в других городах РоссийскойФедерации — Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону, Екатеринбурге, Новосибирске иВладивостоке. Важнейшим значением в процессе курсообразования принадлежит ММВБ.
Валютные ценности — это иностранная валюта, ценные бумаги в иностранной валюте(платёжные документы, чеки, векселя, аккредитивы) и другие фондовые ценности(акции, облигации и прочие долговые обязательства, выраженные в иностраннойвалюте), а также драгоценные металлы — золото, серебро, платина, металлыплатиновой группы в любом виде, за исключением ювелирных и других бытовыхизделий, а также лом таких изделий.
Резиденты — это:
физические лица,имеющие постоянное местожительство в РФ, в том числе временно находящиеся внеРоссии;
юридические лица,созданные в соответствии с законодательством России, с местонахождением в РФ;
предприятия иорганизации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии сзаконодательством РФ, с местонахождением в России;
находящиеся запределами России филиалы и представительства вышеуказанных резидентов;
дипломатические и иныепредставительства РФ, находящиеся за пределами РФ.
Нерезиденты — это:
физические лица,имеющие постоянное местожительство за пределами РФ, в том числе временнонаходящиеся в РФ;
юридические лица,созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, сместонахождением за пределами РФ;
предприятия иорганизации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии сзаконодательством иностранных государств, с местонахождением за пределами РФ;
находящиеся в РФфилиалы и представительства вышеуказанных нерезидентов;
находящиеся в РФиностранные дипломатические и иные иностранные представительства, а такжемеждународные организации, их филиалы и представительства.
Операции в иностраннойвалюте и с ценными бумагами в иностранной валюте подразделяются на текущиевалютные операции и валютные операции, связанные с движением капитала.
К текущим валютнымоперациям относятся:
переводы в РФ и из РФиностранной валюты для осуществления расчётов без отсрочки платежа по экспортуи импорту товаров, работ, услуг, а также осуществление расчётов, связанных скредитованием экспортно-импортных операций на срок не более 180 дней;
получение ипредоставление финансовых кредитов на срок не более 180 дней;
переводы в РФ и из РФпроцентов, дивидендов и иных доходов по вкладам, инвестициям, кредитам и прочимоперациям, связанным с движением капитала;
переводы неторговогохарактера в РФ и из РФ, включая перевод сумм заработной платы, пенсий, алиментов,наследства, а также другие аналогичные операции.
В валютные операции,связанные с движением капитала, входят:
прямые инвестиции — вложения в уставный капитал предприятия с целью извлечения дохода и полученияправ на участие в управлении предприятием;
портфельные инвестиции- приобретение ценных бумаг;
переводы в оплату правсобственности на здания, сооружения и иное имущество, включая землю и её недра,относимое по законодательству страны его местонахождения к недвижимомуимуществу, а также иные права на недвижимость;
предоставление иполучение отсрочки платежа на срок более 180 дней по экспорту и импортутоваров, работ, услуг;
предоставление иполучение финансовых кредитов на срок более 180 дней;
все иные валютныеоперации, не являющиеся текущими валютными операциями.
Валютные операции вРоссии осуществляют только уполномоченные коммерческие банки, т. е. банки ииные кредитные учреждения, получившие лицензии Центрального банка России (БанкаРоссии, ЦБ) на проведение валютных операций.
Существуют три вида валютныхлицензий: внутренние, расширенные и генеральные. Наибольшие права предоставляетгенеральная валютная лицензия.
На проведение операцийс золотом требуется также специальная лицензия ЦБ.
Валютные ценности могутнаходиться в собственности как резидентов, так и нерезидентов.
Покупка и продажаиностранной валюты проводятся через уполномоченные коммерческие банки. Сделкикупли-продажи иностранной валюты могут осуществляться непосредственно междууполномоченными банками, а также через валютные биржи, действующие в порядке ина условиях, устанавливаемых ЦБ России. При этом покупка и продажа иностраннойвалюты, минуя уполномоченные банки не допускаются.
Валютное регулированиеосуществляет Центральный банк России. Он устанавливает порядок обязательного перевода,вывоза и пересылки иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте,принадлежащих резидентам; выдаёт валютные лицензии; проводит валютныеинтервенции на главных валютных биржах страны — ММВБ и Санкт-Петербургскойбирже.
Валютный контроль осуществляетсяорганами валютного контроля и их агентами. Органами валютного контроля являютсяЦентральный банк России, а также Правительство РФ.
Агентами валютного контролявыступают организации, которые в соответствии с законодательными актами могутосуществлять функции валютного контроля. Агенты валютного контроля подотчётнысоответствующим органам валютного контроля.
4.2 Перспективы денежногорынка
Последниемесяцы 2008 года для банковской системы оказались самыми сложными.Продолжающийся отток иностранного капитала, высокие ставки на межбанковскиекредиты, обвальное падение фондового рынка привели к плачевным результатам.Часть банков, из-за сильно подешевевших акций, оказались не способнымивыполнить свои обязательства по сделкам РЕПО. Под угрозой оказались сделкиконтрагентов этих банков. Стал разрастаться кризис недоверия, в результатекоторого кредитование под залог ценных бумаг осуществлялось в основном междудружественными структурами, а крупные игроки вообще приостановили подобныеоперации. В итоге часть организаций сменила владельцев, другие привлекалисрочную поддержку от материнских структур. Ощущалась катастрофическая нехваткаденег на рынке.
В такихусловиях государственные регуляторы – Министерство финансов и Центральный Банквынуждены были пойти на экстренные меры для стабилизации ситуации. Так в средуМинфин объявил об увеличении объёма бюджетных средств, которые могут бытьразмещены на депозитах системообразующих банков – Сбербанка, ВТБ и Газпромбанкадо 1 трлн. 126 млрд. рублей, и увеличении срока размещения до 3 месяцев, сучётом того, что они будут помогать средним и малым банкам, испытывающимпроблемы с ликвидностью. Но заставить оказывать поддержку регулятор не всостоянии, а в условиях разрастающегося кризиса недоверия желания у крупныхигроков кредитовать своих коллег не прибавляется.
Центральныйбанк рекордно снизил с 18 сентября нормативы обязательных резервов (для всехкатегорий на 4 процентных пункта). Данная мера помогла высвободить банкампорядка 300 млрд. рублей, что так же положительно отразилось на системе.
Можноконстатировать, что вливание денежных средств произвело должный эффект. Ставкина МБК снизились со своих максимальных значений. Объём поддержки, привлекаемойот ЦБ, также уменьшился. На аукционах Минфина участники не разбирали всепредоставленные средства. Но окажется ли этот эффект долгосрочным? Уже воктябре месяце банкам предстоят крупные налоговые и неналоговые выплаты. Особоеопасение вызывала уплата налога на добавленную стоимость 20 октября, котораяожидается в размере не меньше 500 млрд. руб. Осознавая всю сложность ситуации,правительство приняло решение внести поправки в налоговый кодекс, по которымданный налог будет перечисляться в бюджет равномерно тремя платежами до 20-гочисла октября, ноября и декабря. По сути это возврат к помесячной оплате, с тойразницей, что расчёты производятся за квартал. (Напомним, что до 2008 годаотчисления НДС производились ежемесячно, а с 1 января – на квартальной основе соплатой до 20 числа месяца, следующего за окончанием квартала). Таким образомудастся избежать единовременного оттока более 340 млрд. руб., что несомненноослабит нагрузку банков. Тем не менее, никто не отменял платежи по статьямналог на прибыль, ЕСН, страховые взносы и др., совокупно выводящие порядка 300млрд. руб. Плюс ко всему до конца октября предстоит погасить задолженностьперед Минфином и фондом ЖКХ на общую сумму 461,6 млрд. рублей, а так жепроценты по ней. Не стоит забывать и про выплаты по еврооблигациям. По нашим подсчётамбанки должны будут перевести 47 млрд. руб. Стоит отметить, что почти половинаэтой суммы приходится на «Газпромбанк», выполнение обязательствкоторого, с учётом господдержки, не вызывает сомнения.
Такимобразом, суммарное изъятие средств из системы за октябрь составит никак не меньше970 млрд. руб. А если доверие к российскому рынку иностранных инвесторов неначнёт восстанавливаться, и их деньги не перестанут утекать за пределы страны,то сумма может значительно увеличиться. Иностранные рейтинговые агентства,понижающие рейтинги российских банков, не способствуют притоку иностранногокапитала. В таком случае для поддержания ликвидности хотя бы на текущем уровнегосударству необходимо будет предоставить аналогичный объём средств. Новыхинструментов пока не придумано, а значит, участники продолжат занимать деньги уМинистерства и ЦБ. Но доступ к ним имеет узкий круг крупных банков, которыенеохотно и под высокие проценты делятся этими средствами с другими кредитнымиорганизациями. Получается, что средним и малым банкам остаётся ждать окончаниякризиса в Европе, так как без дешёвых европейских кредитов и притокаиностранного капитала ситуация с ликвидностью сильно не изменится, по крайнеймере в ближайшее время.
Заключение
Видимое благополучиемакроэкономических показателей порождает оптимистические прогнозы и надежды наскорое выздоровление российской экономики и ее быстрый рост. Они могутоправдаться при осуществлении правильной политики, опирающейся на пониманиезакономерностей экономической динамики и учитывающей опыт прошлых ошибок. Ноесли политика государства останется пассивной, то вполне вероятно повторениетраектории развития 1996-1998 гг.
Денежное обращение вРоссии, разумеется, нуждается в оздоровлении, без этого не добиться реальногоэкономического подъема. Но не следует в нынешних условиях проводить каких-либорадикальных денежных реформ, включая и возврат к золотому стандарту.
С традициямирадикализма укрепить доверие экономических субъектов и всего населения кденьгам весьма затруднительно. Укрепление же этого доверия и является главнойзадачей денежной политики в России.
Нужны аккуратные, нотвердые меры, направленные на постепенное вытеснение бартера, зачетов, денежныхсуррогатов, сокращение общей суммы внутренней задолженности. Система расчетов вРоссии стала каким-то вариантом финансового рынка, она приносит крупные доходы,а не простые минимальные комиссионные, как в цивилизованном обществе. Все этодолжно быть устранено. Сдерживание инфляции и снижение уровня процентных ставокво всех секторах финансового рынка — важнейшее условие укрепления российскихденег. Из других мер на макроуровне следует назвать повышение показателя«монетизации», регулирование валютного курса рубля и борьбу с «бегством»капитала, сокращение долларизации внутреннего оборота с перспективой полноговытеснения доллара из этой сферы. Все это хорошо известно, но ситуацияулучшается очень медленно, а иногда и ухудшается. Вот это и есть главнаяпроблема: диагноз давно поставлен, но лечение запаздывает. Денежная реформа дляданной обстановки не является подходящим методом оздоровления, разговоры о нейтолько отвлекают внимание от названных вопросов.
При благоприятномразвитии экономики в ближайшем будущем Россия могла бы попытаться создатьрублевую зону из числа стран, входящих в СНГ, организовать что-то вродеплатежного союза и придать рублю некоторые функции международной валюты. Этопослужило бы средством укрепления рубля и во взаимоотношениях со странамиразвитой рыночной экономики. Но все зависит от создания надежного денежногообращения внутри самой России. Шансы на повышение значимости рубля ещесохраняются, но реализовать их удастся только в случае достижения реальныхуспехов в денежной политике в ближайшие 2-3 года.
Правительство России назаседании одобрило основные направления государственной денежно-кредитнойполитики на 2008 год, разработанные Центробанком. Согласно документу,укрепление реального эффективного курса рубля в 2008 году может составить около3% при реализации базового варианта экономического развития страны (т.е. присреднегодовой цене на нефть марки Urals в $53 за баррель и росте ВВП в 6,1%).
Чистый притокиностранного капитала в частный сектор в 2008 году может составить $30 млрд., в2009 году — $35 млрд. и в 2010 году — $45 млрд.
Прирост золотовалютныхрезервов замедлится и в 2008 году в зависимости от экономических условий можетколебаться от $48,3 до $71,3 млрд, в 2009 году — от $23,6 до $51,5 млрд. и в2010 году — от $14,4 до $25,5 млрд.
Приток инвестиций восновной капитал в 2008 году составит 11,9%, рост реальных располагаемыхденежных доходов населения — 9,1%, экспорт товаров и услуг вырастет до $343,8млрд., что позволит обеспечить положительное сальдо торгового баланса в размере$55 млрд. В зависимости от экономических условий темпы прироста денежной базы в2008 году могут составить 19-25%, в 2009 году — 16-20% и в 2010 году — 13-17%.
Список литературы
1. ВечкановГ.С., Вечканова Г.Р. Макроэкономика,2-е изд.- СПб.: «Издательство»Питер"", 2008.
2. Современнаяэкономика. Лекционный курс: многоуровневое учебное пособие. Изд.9-е. Ростовн/Д: Феникс, 2006
3. Экономика: учебник/под редакцией А.С. Булатова — Экономистъ, 2006
4. Журнал«Директор информационной службы», март 2007
5. «Известия» № 51, 23 марта 2004 г. Раздел финансов. Учредитель и издатель ОАО «Редакция газеты «Известия». М.,2004.
6. «Известия» № 47, 18 марта 2004 г. Раздел финансов. Учредитель и издатель ОАО «Редакция газеты «Известия». М.,2004.
7. http://www.rian.ru // РИА «Новости»
8. http://www.akm.ru/rus/comments/2008/september/24/ns_1526.htm