Реферат по предмету "Финансовые науки"


Денежно-кредитная политика в современной экономике

Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации Оренбургский Государственный Университет
кафедра экономической теории
КУРСОВАЯ РАБОТА
на тему:  “Денежно-кредитная политика в современнойэкономике”
                                                                                 
   Выполнила: студентка              Группы99МЭК2
    Пикалова В.А.
    Проверила: Зуева Е.Г.Оренбург 2000
Содержание.
 
Введение.
I. Основныенаправления денежно-кредитной политики.
1.1  Современные тенденции денежно-кредитной политики.
1.11.2  Цели денежно-кредитной политики.
1.11.3  Эффективность денежно-кредитной политики.
II. Монетарная политика и экономический рост.
2.1 Инструменты денежно-кредитнойполитики.
III. Цели и результаты денежно-кредитной политики в1998г.
    3.1 Российская экономикав 1998г.
 Заключение.
Приложение.
Литература.
Введение.
Этутему я выбрала потому, что она сейчас как никогда актуальна. Все мы прекрасно понимаем,что наша экономика развалена и продолжает разрушаться. Начинаешь задумываться,в чем причина продолжающегося  развала. И по-моему мнению одной из самых важныхпричин является несовершенность денежно-кредитной политики.
В1998году  произошел финансовый кризис в следствии чего в Росси произошли различныеперемены: начался отток капитала; увеличился государственный долг; тысячи людейостались безработными из-за резкого спада производства.
Сегодняденежно-кредитная политика имеет достаточно большое количество инструментов дляреализации своих функций. И тут встает вопрос, насколько умело воспользуютсяПравительство РФ и Центробанк  предоставленными инструментами.
Цельюсвоей работы я и ставлю рассмотреть вопрос об эффективности денежно-кредитнойполитики, насколько она проявила себя в ситуации финансово-экономическогокризиса 1998 года.
Яиспытываю надежду, что проработка этой темы позволит мне лучше разобраться в системеденежно-кредитной политики государства, понять какие трудности испытываетЦентробанк , на который возложена, одна из важных задач по поддержаниистабильности национальной валюты.
 
1. Основные направления денежно-кредитной
политики.
       Государственное регулированиеденежно-кредитной сферы может осуществляться достаточно успешно лишь в томслучае, если государство через центральный банк способно эффективновоздействовать на масштабы и характер частных институтов, так как  в развитойрыночной экономике именно последние являются базой всей денежно-кредитнойсистемы. Данное регулирование осуществляется в нескольких взаимосвязанных направлениях.Государственныйконтроль над банковской системой имеет целью укрепление ликвидностикредитно-финансовых институтов, то есть их способности своевременно покрыватьтребования вкладчиков. Это производится, прежде всего, за счет учетной, илидисконтной политики, а также установления норм обязательных банковскихрезервов.       Управление государственным долгом является направлениемгосударственного регулирования в условиях хронических бюджетных дефицитовогромного роста государственной задолженности, когда резко возрастает влияниегосударственного кредита на рынок ссудных капиталов. Для этого центральный банкиспользует различные методы правления государственным долгом: покупает илипродает государственные обязательства; изменяет цену облигаций; варьируетусловия их продажи; различными способами повышает привлекательность последнихдля частных инвесторов.
В России в настоящее время существует три основныеформы управления государственным долгом:
1. Добровольный рыночный кредит - размещение  государственных ценных бумаг (государственные краткосрочныеобязательства (ГКО), облигации федерального займа (ОФЗ), облигациисберегательного займа (ОСЗ))на рынке.
2. Вынужденный квазирыночный кредит –рыночное оформление фактического государственного долга. Так, появились на светоблигации внутреннего валютного займа (ОВВЗ), казначейские обязательства (КО) ивекселя Министерства финансов, которыми на Министерство была переоформленазадолженность предприятий по банковским кредитам, предоставленным подгосударственные программы.
3. Кредит Центробанка Министерствуфинансов. Остаток такого кредита на начало 1996 г. достиг около 60 трлн. руб.
Регулирование объема кредитных операций и денежнойэмиссии применяется, прежде всего, для воздействия на хозяйственную активность.Это направление денежно-кредитного регулирования тесно связано с первым ивторым. Так, регулирование банковской ликвидности оказывает влияние наструктуру банковских ссуд и депозитов, величину денежной массы, уровеньрыночной нормы процента. Управление государственным долгом воздействует нараспределение ссудных капиталов между частным и государственным секторами,уровень процентных ставок и банковскую ликвидность. Размещение государственныхдолговых обязательств в банковской системе приводит к увеличению денежнойэмиссии, а вне банковской — к ее сокращению.       Итак, существует три основныхнаправления кредитной политики, между которыми имеется тесная, глубокая взаимосвязь,поэтому меры, принятые правительством в данной области, всегда будут носитьсложный и неоднозначный характер. Рассмотрим, наконец, сами инструменты, с чьейпомощью государство воздействует на кредитный рынок, проводя намеченнуюденежную политику.
1.1 Современные тенденции денежно-кредитной
политики.
 
Главными особенностями техники денежно-кредитногорегулирования, которое осуществлялось в соответствии с неокейнсианскимирекомендациями, являются изменение официальной учетной ставки центральногобанка; ужесточение или ослабление прямого ограничения объема банковских ссуд взависимости от размеров совокупного спроса и занятости, уровня валютного курса,масштабов инфляции; использование операций с государственными облигациямипреимущественно для стабилизации их курсов и понижение цены государственногокредита.
Принципиальное отличие техники денежно-кредитногоконтроля на основе монетаристского подхода состоит во введении количественныхориентиров регулирования, изменение которых обуславливает изменение направленияденежно-кредитной политики. Выбор того или иного показателя в качествеориентира денежно-кредитной политики во многом определяет и главные объекты, исаму технику денежно-кредитного контроля. Такими показателями могут быть каксовокупная денежная масса, так и её отдельные агрегаты.
Особо следуетподчеркнуть, что государственные органы стран с рыночной экономикой в последнеевремя все чаще используют “ политику развития конкуренции” в банковской сфере,то есть, стимулируют конкуренцию, расчищают для неё место, включая и меры, Направленные против антиконкурентного сотрудничества. В рамках этой политикинаходится и предпринимаемые в последние годы действия по  либерализациивнутренних и международных финансовых рынков, отмене контроля над процентнымиставками и ряда ограничений для банков на проведение сделок на рынках ценныхбумаг и на другие виды финансовой деятельности. При этом широкий доступиностранных банков к местным рынкам рассматривается как необходимый  факторповышения эффективности последних.
1.2 Цели кредитно-денежной политики.
Основополагающей цельюкредитно-денежной политики является помощь экономике в  достижении общегоуровня  производства, характеризующегося полной занятостью и отсутствиеминфляции. Кредитно-денежная политика в условиях падения производства иувеличения безработицы центральные банки пытаются оживить конъюнктуру путем расширениякредита и снижения нормы процента (кредитная экспансия),а во время  инфляции, наоборот, стремятся предотвратить “перегрев” конъюктурыпри помощи ограничения кредита, повышения процента, сдерживания эмиссииплатежных средств и т.д. (кредитная рестрикция).
Исходным при определениицелей денежной и кредитной политики является вопрос о субординационных связях(соподчиненности) различных компонентов экономической политики.
Важно прояснить вопрособ определении базовых понятий. Традиционным является употребление термина“денежно-кредитная политика”. Является ли, однако, понятие “кредитная” простымприложением к понятию “денежная” либо это понятие имеет собственное содержание?Верно ли поэтому именовать рассматриваемую политику денежно-кредитной илиследует говорить о  денежной и кредитной политике как об относительносамостоятельных компонентах экономической политики? Для ответа на данный вопроснеобходимо сопоставить целевые задачи и средства их решения в рамках денежной икредитной составляющих политики.
Что служит цельюденежной политики? Исходя из положения Конституции Российской Федерации, заботао стабильности национальной валюты (рубля) возлагается исключительно на БанкРоссии. Однако представлять цель денежной политики таким образом было быошибочно. Оперируя деньгами, денежная политика не имеет прямого выхода натоварные цены. Верно рассматривать её в качестве фактора регулирования общейценовой стабильности, но именно фактора, причем, во-первых, не единственного, адействующего наряду с другими более или менее существенными факторами (уровеньконкуренции, регулирование деятельности монополий, политика доходов, налоговаясистема и т.д.), и, во-вторых, фактора, активное включение которого в решениезадачи поддержания ценовой стабильности должно быть специально показано вконкретных экономических условиях.
 Суть проблемыопределения цели денежной политики сводится к выявлению того конкретногоспособа, посредством которого именно денежная политика обеспечивает (должнаобеспечить) продвижение к заданному результату – стабильности цен.
Целью денежной политикиявляется обеспечение экономики необходимой и достаточной денежной массой.Другое возможное определение, фактически синоним предыдущего: цель денежнойполитики состоит в том, чтобы исключить избыток либо дефицит денежной массы сточки зрения потребностей экономики.
Избыточная денежнаямасса определяется как денежная масса с дефицитом обеспечения, а недостатокденег означает,  что под часть товарного обеспечения деньги не выпущены. Приэтом под обеспечением следует понимать реальное (действительное) обеспечение,т.е. продукты труда (товары, услуги), востребуемые рынком, продаваемые и покупаемые,участвующие в общественном обмене веществ.
Необходимо рассмотреть иследующий вопрос. Цена денег, как, впрочем, и ординарного товара, имеет триаспекта: внутренний (для денег – товарный), внешний (для денег – валютный) икредитный.
Внутренняя цена -  этоцена денег “ в товарах”, или “товарная” цена денег, иначе именуемаяпокупательной способностью.
Внешняя (валютная) ценаденег -  это курс данной валюты по отношению к иностранным валютам. Вопросамивалютной цены денег ведает валютная политика. Цель валютной политики может бытьопределена как поддержание обменного курса национальной валюты на уровне,соответствующем интересам экономического развития страны и  разумным параметрамценовой стабильности.
 Наконец, существуеткредитная цена денег, или цена заемных средств (процент). Цена заимствованияденег является вторичной по отношению к цене денежного кредита. Вопросами ценыденежного кредита ведает кредитная политика.
Целью кредитной политикиявляется регулирование доступности кредита исходя из задач  стабильногоэкономического роста.  Кредитную цену денег можно регулировать по линиипредложения денег. Тем самым регулируется и доступность самого кредита.
 В денежной политикепроцентная ставка по кредитам (ставка рефинансирования Центрального банка) должнаобеспечить искомый результат в виде достижения определенного объема (прироста,снижения объема) денежной массы. Для кредитной политики основное – доступностькредита; объем денежной массы непосредственно не является задачей этойполитики.
На рисунке 1. Стрелками1 (a;b)  и 2 (a;b) показаны политические решения в целях изменения (увеличения,уменьшения) объема предложения денег (1) и процентных ставок (2).  На схемеиллюстративно показаны области денежной и кредитной политики. Решение, цельюкоторого является изменение  объема денежной массы, является решением в сфереденежной политики. Арсенал инструментов денежной политики значительно богаче ивключает в себя процентные ставки. Решения в сфере кредитной политики на общеэкономическомуровне могут касаться исключительно процентных ставок.
Решение в одной изобластей монетарной сферы оказывает влияние на все другие области. В связи сэтим принципиальный выбор между денежной, кредитной и валютной политикой долженосуществляться на альтернативной основе, а количественные параметры в рамкахизбранной политики задаются на базе компромисса. при этом избранная сторонаполитики, касающаяся регулирования движения стоимости в денежной форме напринципах рынка, является доминирующей. Другие составляющие являются субординационноподчиненными.
Последнее положениеможет быть проиллюстрировано (рис 2).
Предположим, приняторешение о проведении более мягкой политики. Ставка рефинансирования снижена суровня Р0 до  уровня Р1.  Если  данное решение не будет обеспеченоадекватными мерами в сфере денежной политики, т.е. если кривая предложения (S) останется прежней и объем денежной массы будетподдерживаться на исходном  уровне Q0, экономические субъекты, в том числе банки,будут испытывать дефицит ликвидности, в силу чего процентные ставки по кредитамна рынке останутся в основном на прежнем уровне, и задача смягчения кредитнойполитики будет решена чисто номинально, в виде благого пожелания. Одновременнобудут использованы нерыночные каналы доступа к кредитным ресурсам по декларированным,более благоприятным ценам.
Характер взаимодействияразличных сторон экономического регулирования, относящихся к монетарной сфере,представлен в свободном виде в таблице.
Как видно из таблицы,связь различных составляющих монетарной политики является потенциальнодостаточно тесной в том смысле, что большинство действий, предпринимаемой врамках одной из них, может побуждать к осуществлению мер,. Как правило, балансирующегохарактера, по другим линиям. Однако безусловной,. Как представляется, эта связьбывает только в двух случаях, когда:
а) решения в сфереобязательного  резервированного в отсутствии других возмущающих обстоятельстввлияют на цену заемных средств;
б)  решение в сферекредитной политики требует адекватных действий в рамках денежной политики.
Различия задач денежнойи кредитной политики формируют базу для определенного рода противоречий,которые в сбалансированной экономике, за исключением отдельных экстраординарныхситуаций,. Существуют в потенции,. Но в условиях экономики дисбаланса создаетсяблагоприятная почва для их проявления. С одной стороны, дисбалансыбезотносительно к причинам их возникновения (историческим, внутренним, внешним)порождают ценовые диспропорции и рост цен,. Что предполагает антиинфляционные мерыреагирования. С другой стороны, пропорциональная сбалансированность обеспечиваетсятолько на базе  развития экономики. Применение  кредитных рестрикций в этойситуации не показано. При этом конкретное политическое решение в любом случаепредполагает выбор между рестриктивной денежной и стимулирующей кредитнойсоставляющими монетарной политики даже при реализации варианта, внешнебазирующегося на координации указанных ее сторон.
 
 
1.3 Эффективность кредитно-денежной политики.
Сильные стороны кредитно-денежной политики:
· Быстрота и гибкость. По сравнению с фискальной политикой кредитно-денежнаяполитика может быстро меняться. Комитет открытого рынка Совета Федеральнойрезервной системы буквально ежедневно принимает решения о покупке и продажеценных бумаг и тем самым влияет на денежное предложение и процентную ставку.
· Слабая зависимость отполитического давления. Например, провести в Государственной Думе новый налоглибо поднять ставку уже имеющегося  значительно сложнее, нежели повыситьучетную ставку Центрального банка, хотя и в последнем случае ощущается влияниеполитической среды. По своей природе кредитно-денежная политика мягче иконсервативнее в политическом отношении, чем фискальная политика. Изменения вгосударственных  расходах непосредственно влияет на распределение ресурсов, аналоговые изменения, без сомнения, могут иметь далеко идущие политическиепоследствия. Кредитно-денежная политика, наоборот. Действует тоньше, и потомупредставляется более приемлемой в политическом отношении.
· Монетаризм. Большинство экономистов считают как фискальную, так икредитно-денежную политику действенными инструментами стабилизации, существуютмонетаристы, которые полагают, что изменение денежного предложения – ключевойфактор определения уровня экономической активности и фискальная политика относительнонеэффективна.
Недостатки и проблемы.
· Циклическая асимметрия, т.е. если проводить политику дорогих денег, то будетдостигнута такая точка, в которой банки вынуждены ограничить объем кредитов,что означает ограничение предложения денег. В то время как политика дешевыхденег может обеспечить коммерческим банкам необходимые резервы, т.е. возможностьпредоставлять ссуды, однако она не в состоянии гарантировать, что последниедействительно выдадут ссуды и предложения денег увеличиться. Население тожеможет сорвать намерения Центрального банка. Деньги, направленные на покупку унаселения облигаций, могут использоваться населением для погашения ужеимеющихся ссуд.   Эта циклическая асимметрия является серьезной помехой кредитно-денежнойполитики лишь во время глубокой депрессии. В нормальные периоды повышениеизбыточных резервов ведет к предоставлению дополнительных кредитов и тем самымк увеличению денежного предложения.
· Изменение скорости обращенияденег. Так, с точки зрения денежногообращения общие расходы могут рассматриваться как денежное предложение,умноженное на скорость обращения денег. В связи с этим некоторые кейнсианцысчитают, что скорость обращения денег имеет тенденцию меняться в направлении,противоположном предложению денег, чем ликвидирует изменения в последнем,вызванные кредитно-денежной политикой. Иначе говоря, во время инфляции, когдапредложение денег ограничивается политикой Центробанка, скорость обращенияденег склонно к возрастанию. И наоборот, когда принимаются политические мерыдля увеличения предложения денег в период спада, скорость обращения вероятноупадет.
· Влияние инвестиций, то есть действие кредитно-денежной политики можетосложниться и даже временно затормозиться в результате неблагоприятныхизменений расположения кривой спроса на инвестиции. Например, политика сужениякредитоспособности банков, направленная на повышение процентных ставок, можетоказать слабое влияние на инвестиционные расходы, если одновременно спрос на инвестиции,вследствие делового оптимизма, технологического прогресса или ожидания вбудущем более высоких цен на капитал растет. В таких условиях для эффективногосокращения совокупных расходов кредитно-денежная политика должна поднятьпроцентные ставки чрезвычайно высоко. И наоборот, серьезный спад можетподорвать доверие к предпринимательству, и тем самым свести на нет всю политикудешевых денег.
Таким образом,кредитно-денежная политика, проводимая центральным банком как орудиегосударственного регулирования экономики, имеет свои слабые и сильные стороны.К числу последних, например, относят и дилемму целей кредитной политики, возникающуювследствие невозможности для руководящих учреждений стабилизировать одновременнои денежное предложение, и процентную ставку. Вышесказанное позволяет сделатьвывод, что правильное применение указанных рычагов для улучшения экономическойситуации в стране реально лишь при точном планировании и прогнозированиивлияния кредитной политики Центробанка на деловую внутригосударственную активность.
2. Монетарная политика и экономический рост:
пределы возможного.
 
Всамой  общей форме монетарная политика может быть определена как управление денежнымпредложением или создание условий для доступа экономических субъектов ккредитам в объемах и (или) под процентную ставку,  соответствующую определеннымэкономическим целям. Составляющими монетарной политики выступают: денежная (вузком смысле) политика как политика регулирования количества денег в обороте(объема денежной массы), процентная политика – политика регулирования общегоуровня процентных ставок в экономике, политика валютного курса (валютнаяполитика в узком смысле) -  политика регулирования уровня и динамики курсанациональной валюты к иностранным (пока в основном к доллару США). Постановкавопроса об активизации монетарной политики в целях стимулированияэкономического роста делает необходимым определение пределов и  последствийвозможного воздействия такой активизации на экономику, прежде всего  надинамику производства и темпы роста цен.
Потенциальноевлияние монетарной политики на динамику производства целесообразноанализировать на микроуровне (уровне предприятия).
Нарисунке 3 схематично представлен механизм возможного влияния монетарных факторовна характер производственной активности предприятия.
Нарисунке первый (верхний) уровень – уровень мотивации деятельности. При всемразнообразии современных версий мотивации прибыль в любом случае выступаетсущественным мотивационном фактором. Будем исходить из того, что мотивациейпроизводства является прибыль, остающаяся у предприятия (П). Далее, П естьпроизводное от выручки (В), затрат (З) и налогов (Н), что отображено на второмуровне. Более детально элементы (факторы) выручки и затрат, применительно ктеме анализа, показаны на третьем и четвертом уровнях. Следующий (пятый)уровень отображает влияние монетарной политики на факторы, формирующие размерывыручки и затрат. Очевидно, что регулирование процентной ставки и валютногокурса как составляющих монетарной политики оказывают влияние на выручку изатраты.
Представляется,что решающее значение для развития производства и в итоге для экономическогороста имеет та  мотивационная компонента, которая жестче всего лимитирует производство,устанавливая наиболее высокий порог минимально необходимой рентабельности иобщей прибыли (речь, разумеется, идет о производстве  в рамках официальнойэкономики). Во главу угла принятия производственных решений поставленамотивация (т.е. субъективный аспект), это дает основания обратиться крезультатам опроса, проведенного в конце июля 1999 г. среди 24 банков, входящихв Ассоциацию Промстройбанков “Россия”.
Пообщему (и практически единодушному) мнению участников опроса, чрезмерно высокиеналоги являются существенно более значимым негативным фактором, сдерживающимразвитие реальной экономики, чем в отдельности каждый из отрицательных факторовмонетарной политики (высокие процентные ставки по кредитам, демонетизацияэкономики, неадекватный валютный курс). Негативное влияние налогового режима вкачестве фактора, мешающего развитию реальной экономики, оценено банками в 21%из 100%, совокупное влияние всех монетарных факторов – в 20,9%. Следует приэтом учитывать, что высокие процентные ставки частично являются следствием нежесткой монетарной политики, а инструментом хеджирования банками кредитныхрисков обусловленных как состоянием конкретных заемщиков, так и общим состояниемэкономики и законодательства, прежде всего залогового, а также,правоприменительной практикой. Приводимая выдержка из результатов опроса(табл.1) дает наглядное представление о рейтинге факторов, тормозящих развитиеэкономики и сдерживающих кредитование предприятий.
Каквидим, монетарные факторы не играют (по крайней мере, по мнению группы финансовыхпосредников) решающей негативной роли в экономическом развитии. В то же время инедооценивать значение этих факторов было бы неверно. По принятой шкале оценокрезультатов опроса уровень влияния, соответствующей оценке от 5 до 20%,определялся как умеренное, от 20 до 50 % — как сильное влияние. Таким образом,с одной стороны, можно говорить о том, что отдельные факторы монетарнойполитики в настоящее время имеют весьма умеренное значение для определенияусловий экономического роста. Тем не менее, в совокупности монетарные факторыоказывают скорее существенное, чем слабое влияние на состояние дел в экономике.Из всего сказанного можно сделать два вывода. Первый. Возможностимонетарной политики по созданию благоприятных условий экономического ростамогут быть эффективно реализованы лишь в системе мер, предполагающей строгуюкоординацию решений в рамках денежной политики с соответствующими действиями подругим сопряженным направлениям. Второй.Вопрос о том,какие именно условия должны быть созданы на   основе монетарной политики,является действительно актуальным. Попытаемся дать на него ответ; при этомбудем учитывать, что принимаемые решения и действия в сфере монетарной политикимогут иметь положительный эффект лишь при адекватных внешних условиях.
Дляформирования сбалансированной политики экономического роста необходимо определитьдоминантную составляющую монетарного блока. Очевидно, на эту роль не подходитденежная политика в узком смысле, как политика, нацеленная на обеспечениеэкономического оборота необходимой и достаточной денежной массой. Доминирующееположение именно денежной составляющей в рамках проводившегося до августа 1998г. антиинфляционного курса, в силу ряда обстоятельств, прежде всегополитического характера, подчинила себе более развитые формы (кредитную ивалютную политику). Результат, разумеется, только от части обусловленныйотмеченным соотношением форм монетарной политики и концентрированно проявившейсяв решениях Правительства и Банка России от 17 августа 1998 г., демонстрируетискусственность и обреченность соответствующих построений и решений.
Валютнаяполитика в данном контексте, как политика валютного курса, является болеенаправленным и в связи с этим более действенным инструментом влияния нахарактер и динамику производства, равно как и потребления, сбережений иинвестиций.
Сучетом значимости внешнеэкономической составляющей политика валютного курса имеетвесьма важное значение для общего состояния отечественной экономики. Задачейвалютной политики является сохранение в целом существующих соотношений рубля ииностранной валюты, внутренних и мировых цен на российские товары экспортнойгруппы, имея в виду стабильную разумную рентабельность экспорта без егодраматического падения (с одновременным ростом импорта) или гипертрофированногороста с истощением внутреннего рынка по товарам экспортной группы и  подрывомусловий импорта.
Политикавалютного курса не может претендовать на роль доминирующей составляющеймонетарной политики. Доминирующей валютную политику делает именно жесткая привязка национальной валюты к иностранной, поскольку в этом случае кредитнаяполитика должна выполнять вспомогательную функцию, регулируя условияпредъявления спроса на национальную валюту. Активная кредитная политика  должнаиграть эту роль при возникновении “ножниц” (спрэда) между официальным иреальным курсом национальной валюты. При спрэде в пользу иностранной валюты(т.е. когда иностранная валюта реально сильнее, чем по официальному курсу)кредитная политика, ограничивая доступ к  национальной валюте, снижает темсамым и спрос на иностранную валюту, защищая валютные резервы. В случае, когдаспрэд складывается в пользу национальной валюты, ограничение доступа к нейпосредством кредитной политики защищает национальную экономику, понижаяспекулятивный спрос на товары, возможности появления “легких” денег и сопутствующихинфляционных тенденций.
 Обратимсятеперь к последней ветви монетарной политики – кредитной политике, в первуюочередь к её процентной составляющей. Содержание кредитной политики составляетрегулирование условий кредитования экономики в интересах её сбалансированногофункционирования и развития. Развитие кредитования реальной экономики не быловозможным и в силу решения задач по созданию рыночной системы государственногодолга. В пользу такого утверждения свидетельствует анализ динамики рынка государственногодолга, его места в финансовой системе страны и ценовых условий функционирования(табл. 3).
Выборэкономического роста в качестве приоритета объективно меняет место кредитнойсоставляющей в общей системе экономической политики. Из вспомогательной, и всилу этого подчиненной, ветви монетарной политики кредитная политика должнавыдвинуться на лидирующее место в рамках монетарного блока. Разумеется,активность кредитной политики ограничивается допустимым уровнем инфляции.
Главнымэлементом кредитной политики, имеющим исходно экономическую природу, являетсяпроцентная политика. Характер влияния решений в сфере процентной политики на состояниепроизводственной функции схематично представлен рисунком 4.
 Рассмотримситуацию более предметно. Как показано на рисунке, в предельных состоянияхнаходятся следующие отрезки  кривой предложения: — предложение неэластично пофактору процентной ставки, поскольку включает кредитную составляющую вминимальной доле (рис. 4а); — предложение эластично по фактору процентнойставки, так как ориентированно в очень значительной степени на кредит.
Нынешняяситуация с состоянием предложения и процентной ставкой в большей степенисоответствует варианту “а” приведенной схемы. При темпах инфляции по прогнозуна конец года около 40% годовых ставка рефинансирования Банка России составляет55%.
Отдельноговнимания заслуживает вопрос о влиянии изменения процентной ставки на уровеньцен. Анализ показывает, что это влияние  может быть различным в зависимости оттипа регулируемой экономики и её исходных параметров. Под типами экономики вданном случае понимается экономика с “классическим” положением кривых спроса ипредложения (тип «а») и экономика несбалансированного типа (б) свысокой эластичностью кривой спроса и низкой эластичностью кривой предложенияпо факту цен. Различие в воздействии роста процентной ставки на уровень ценпроиллюстрировано рисунком 5.
Какпоказано на рисунке, разное положение кривых спроса и предложения и разная относительнаястепень воздействия изменений (роста) процентной ставки на параметры спроса ипредложения ведут к тому результату, что в условиях сбалансированной экономикипри росте процентной ставки цены  действительно могут иметь тенденцию кснижению. В условиях несбалансированной экономики рост процентной ставки весьмавероятно ведет к росту цен.
 
Монетарные факторы эффективной экономической политики. В связи созначением кредитной и валютной составляющих монетарной политики в рамкахмонетарных инструментов экономического регулирования должен быть выбран оптимальныйвариант сочетания кредитной (процентной) и валютной (курсовой) политики.Возможны 9 вариантов, т.к. каждое направление имеет три решения.  Дляпроцентной политики – жесткое, мягкое и нейтральное. Для курсовой политики этосильное, слабое и нейтральное состояние валютного курса (национальная валютасущественно переоценена, существенно недооценена, курс примерно соответствует соотношениюсредневзвешенной покупательной способности национальной и иностранной валюты потоварам внешнеторгового ассортимента). Очевидно, что каждое сочетание будетиметь свое собственное влияние на основные параметры функционированияэкономики. Отнесем к такого рода параметрам производство, индивидуальноепотребление, цены, сбережения,  инвестиции, экспорт, импорт, и сольдо пооперациям, связанным с движением капитала.
Результатыпроведенного качественного анализа влияния факторов монетарной политики наэкономические параметры представлены в таблице 4.
Какследует из таблицы, стратегия экономического роста по факторам монетарной политикиреализуется только в двух сочетаниях (комбинации Б и Г) из четырех проведенных.По существу комбинация Б является отражением экономических реалий, которыеприменительно к курсовой политике имеют скорее остаточный характер, посколькукурс с учетом роста цен приближается к нейтральному значению. В комбинации Г,усматриваются две проблемы: потенциальный рост цен и снижение сбережений.Отсюда вполне возможным представляется вариант, находящийся за рамками таблицыи предусматривающий сочетание нормальной процентной и слабой курсовой политики.Общий результат именно такого сочетания можно признать вполнеудовлетворительным.
Вто же время следует иметь в виду, что представленный в таблице уровень влияниямонетарных факторов на экономические параметры отражает только результат ихпрямого действия.
Нарядус процентной политикой, которая является центральной экономической компонентойкредитной политики, существенное значение имеет также и организационный аспект.Речь идет о каналах кредитования экономики, или о схеме рефинансированиябанков.
Проблемасостоит в том, чтобы организовать эффективную систему рефинансирования, когдамаксимальный эффект достигается при минимальных издержках. Исходя из этого,организационно наиболее приемлем компромиссный вариант, когда, например, толькоценные бумаги, эмитированные надежными заемщиками, рассматриваются в качествеинструмента рефинансирования.
Другаяпроблема связана с качеством ценных бумаг (векселей) как в формальном, так и в экономическом смысле (недопустимость рефинансирования “бронзовых” векселей,т.е. дружеских услуг, а не реальных сделок).
 Обращаяськ теме защиты рубля от спекулятивных атак, необходимо указать, что оборонадолжна строиться на основе сочетания экономических и административных мер.Экономическая линия обороны формируется слабым курсом рубля, что снижаетпотенциальный эффект спекулятивных атак на него.
Темне менее, разумной политики валютного курса и объективных факторов может не хватитьдля эффективного противодействия валютной спекуляции, основанной на объективнойслабости национальной валюты. Поэтому в любом случае необходима системаадминистративных мер, помогающих реализоваться экономически обоснованнымсоотношениям.
Вчисле комбинированных мер может быть названо: 1) введение более жестких требованийпо создания резервов на возможные потери по активным операциям со всемиконтрагентами; 2) ограничение свободной покупки иностранной валюты физическимилицами. Другой вариант введение акциза на покупку иностранной валюты.
Однакоприменение указанных мер явно недостаточно для расширения банковского кредитованияреальной экономики. Отвечая на вопрос о факторах препятствующих кредитованиюреальной экономики, банки – участники упоминавшегося опроса на первое местопоставили не недостаток ресурсов, а высокие риски кредитования. При этом кистокам высоких кредитных рисков банки отнесли в первую очередь недостаточнуюзащищенность залоговых прав и уже потом общее неустойчивое состояние экономики,отсутствие или неопределенность перспективы развития предприятия и инфляцию.
 
Экономическаясистема как таковая может функционировать более или менее гладко, более илименее эффективно. Переход от одной экономической системы к другой, т.е.состояние общества, когда экономическая система глобально не функционирует,когда новая система рождается из старой или на развалинах старой, требует особожесткой координации всех составляющих экономической политики.
  
2.1 Инструменты кредитно-денежной политики.
       Кредитно-денежная политика в зависимости от состоянияэкономики направлена либо на стимулирование кредита и денежной эмиссии(кредитная экспансия) либо на их сдерживание и ограничение (кредитнаярестрикция). В условиях падения производства и увеличения безработицыцентральные банки пытаются оживить конъюнктуру путем расширения кредита и снижениянормы процента. Напротив, экономический подъем часто сопровождается ростом цени  наращиванием диспропорций в экономике. В таких условиях центральные банкистремятся предотвратить экономический бум.         Для регулирования экономикиими используются следующие методы денежно-кредитной политики: общие,которые оказывают влияние на рынок ссудных капиталов в целом; селективные предназначенныедля регулирования конкретных видов кредитования отдельных отраслей и крупныхфирм.   К общим методам относятся такие инструменты кредитной политики, как: Учетная(дисконтная) политика, являющаяся старейшим методом кредитногорегулирования: она активно применяется с середины ХIХ в. Возникновение этогоинструмента было связано с превращением центрального банка в кредиторакоммерческих банков. Последние переучитывали у него свои векселя или получаликредиты под собственные долговые обязательства. Повышая ставку по кредитам(учетную ставку, или ставку дисконта), центральный банк побуждал другие кредитныеучреждения сокращать заимствования. Это затрудняло пополнение банковскихресурсов, вело к повышению процентных ставок и, в конечном счете, к сокращениюкредитных операций.          Наибольшей  популярностью  учетная  политика пользовалась в  конце ХIХ — начале ХХ в. В 30 — 40-х г.г. нашего столетияцентральные банки проводили рекомендованную Кейнсом политику “дешевых денег”,то есть низких процентных ставок и обильного кредитования. В Англии с 1932 по1951 г. учетная ставка сохранялась на уровне 2%, в США с 1937 по 1948 г. — 1%.В настоящее время за рубежом учетная ставка колеблется в достаточно широкихпределах – от 2 до 15%, отражая как общие тенденции экономического развития,так и циклические колебания конъюнктуры. Но в целом значение этого методарегулирования по сравнению с другими снизилось, т.к. начало наталкиваться напротиводействие банковских монополий, которые устанавливали процентные ставкипо сговору, а не под влиянием рыночной стихии. Интернационализацияхозяйственной жизни также отрицательно повлияла на эффективностьучетно-процентной политики. Если снижать учетную ставку в современных условиях,то это ведет к отливу капиталов из страны, что серьезно ослабляет влияние этойполитики на экономическую конъюнктуру.
В России подобную функцию выполняет ставкарефинансирования Центробанка РФ, т.е. предоставление кредитных ресурсов в формепрямых кредитов, переучета векселей, ссуд под залог ценных бумаг (ломбардныекредиты), а также организацией кредитных аукционов. При установление даннойставки учитывается влияние процентной политики на формирование производственныхзатрат и на применение уровня доходности вкладов физических лиц в коммерческихбанках. Со 2 декабря 1996 г. ставка рефинансирования составила 48% годовыхпротив 60% в период с 21 октября по 1 декабря 1996 г.Операции на открытомрынке, которые заключаются в продаже или покупке центральным банком укоммерческих банков государственных ценных бумаг, банковских акцептов и другихкредитных обязательств по рыночному или заранее объявленному курсу. В случаепокупки центральный банк переводит соответствующие суммы коммерческим банкам,увеличивая тем самым остатки на их резервных счетах. При продаже центральныйбанк списывает суммы с этих счетов. Таким образом, указанные операцииотражаются на состоянии резервной позиции банковской системы и используются вкачестве способа ее регулирования.
ВРоссии под операциями на открытом рынке понимается купля-продажа ЦентробанкомРФ  государственных ценных бумаг, которые обладают высокой степенью ликвидностии доходности. Коммерческие же банки являются основными инвесторами ценныхбумаг, что расширяет регулирующее  воздействие ЦБ РФ на их кредитныевозможности. Установление норм обязательных резервов коммерческих банков, что,с одной стороны, способствуют улучшению банковской ликвидности, а с другой —эти нормы выступают в качестве прямого ограничителя инвестиций. Изменения нормобязательных резервов — метод прямого воздействия на кредитоспособность банков,поэтому многие экономисты считают последний слишком сильным, и он редкоиспользуется. Впервые его применили в США в 1933 г.        К селективным жепричисляют следующие: Контроль по отдельным видам кредитов, часто практикуемыйпо кредитам под залог биржевых ценных бумаг, по потребительским ссудам напокупку товаров в рассрочку, по ипотечному кредиту. Регулированиепотребительского кредита обычно вводится в периоды напряжения на рынке ссудныхкапиталов, когда государство стремится перераспределить ссудные капиталы впользу отдельных отраслей  или ограничить объемы потребительского спроса.Регулированиериска и ликвидности банковских операций. Государственный контроль за риском вовсем мире усиливается в последние два десятилетия. Характерно, что рискбанковской деятельности определяется не через оценку финансового положениядолжников, а через выданных кредитов с суммой собственных резервов.       Так,при кредитовании клиентуры  во многих странах банки должны соблюдать рядпринципов. Как правило, размер кредитов,  выданных одному клиенту или ихвзаимосвязанной группе (например, фирмам, разрабатывающим одно месторождение)должен составлять определенный процент от суммы собственных средств банка, вСША не более 10, во Франции — 75 %. В развитых странах определяется такжесоотношение объемов кредитных операций и собственных средств. К примеру, воФранции сумма всех кредитов, предоставленных банком, не должна превышать болеечем в 20 раз его собственные средства.         Таким образом, современныегосударства обладают целой системой методов регулирования экономики, причем,составляющие ее инструменты отличаются не только по силе воздействия накредитный рынок, но и по сферам их применения, что при правильной оценкеситуации позволяет найти оптимальное решение, выводящее страну из вероятногокризиса.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.