МИНИСТЕРСТВОСЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РФ
Департаментнаучно-технологической политики и образования
Федеральноегосударственное образовательное учреждение
высшегопрофессионального образования
«КРАСНОЯРСКИЙГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
КОНТРОЛЬНАЯРАБОТА
Дисциплина:Финансы и кредит
Выполнил:
Студентка
экономическогофакультета
Специальность(код) Зачетная книжка № Ф.И.О.
Проживающийпо адресу:
Проверил:
2008г.
Вопросы:
1. Необходимость и правовые основы государственного кредита.
2. Организация государственных финансов на федеральном ирегиональном уровне.
3. Состав территориальныхфинансовых ресурсов.
4. Фонды обязательного медицинского страхования в РоссийскойФедерации, их формирование и использование.
1. Необходимость и правовые основы государственного кредита.
Для обеспечения бесперебойного финансирования многообразныхпотребностей государство формирует дополнительные финансовые ресурсы путеммобилизации временно свободных денежных средств населения и хозяйственныхструктур, главным способом получения которых является государственный кредит.Мобилизуемые при этом средства поступают в распоряжение органовгосударственной власти и, превращаясь в дополнительные финансовые ресурсы,направляются, как правило, на покрытие бюджетного дефицита. Источникомпогашения государственных займов и выплаты процентов по ним выступают восновном средства бюджета.
Государственный кредит — совокупность экономических отношений междугосударством в лице его органов власти и управления с одной стороны июридическими и физическими лицами с другой, при которых государство выступаетпреимущественно в качестве заемщика, а также кредитора и гаранта. Причемпреобладающей является деятельность государства как заемщика средств.Объемы операций в качестве кредитора, т. е. когда государствопредоставляет ссуды юридическим и физическим лицам, значительно ниже. В техслучаях, когда государство берет на себя ответственность за погашение займовили выполнение других обязательств, взятых физическими и юридическими лицами,оно является гарантом.
Кредитные отношения, при которых государство выступает в качествезаемщика и кредитора, сразу влияют на величину централизованных денежныхфондов; гарантирование погашения обязательств необязательно приводит к ихизменению. Если должник своевременно и в полном объеме рассчитывается по своимобязательствам, то гарант не несет каких-либо дополнительных затрат. Напрактике достаточно надежные заемщики не нуждаются в государственных гарантиях,так как они в состоянии привлечь средства на кредитном рынке самостоятельно.Государственные гарантии обычно распространяются на недостаточно надежных заемщикови соответственно влекут за собой рост расходов из централизованных денежныхфондов.
Объективная необходимость использования государственного кредитана удовлетворение потребностей общества обусловлена постоянным противоречиеммежду величиной этих потребностей и возможностями государства по их удовлетворениюза счет доходов бюджета. Регулирование экономики социальная политикагосударства, выполнение им своих функций по обороне страны и управлению, атакже международная деятельность требуют постоянного увеличения бюджетныхрасходов. Между тем доходы государственного бюджета всегда ограничены уровнем налогообложения,установленным действующим законодательством. Поэтому при наличии свободныхденежных ресурсов у населения, организаций и предприятий органы властиприбегают к помощи государственного кредита.
Возможность мобилизации денежных средств вытекает из особенностейформирования и времени использования доходов, получаемых физическими июридическими лицами. У населения постоянно образуются временно свободныеденежные средства в связи с неравномерным получением различных доходов,особенно в сезонных отраслях производства с выплатой премий, отпускных и т. п.Люди могут и сознательно ограничивать текущие потребности из-за необходимостинакопить денежные средства для покупки товаров длительного пользования.Аналогичные тенденции имеют место и в движении денежных средств организаций ипредприятий в связи с длительностью производственного цикла, сезонностьюпроизводства и т. п.
Как экономическая категория государственный кредитнаходится на стыке двух видов денежных отношений — финансов и кредита и отражаетих особенности.
В качестве звена финансовой системы он обслуживает формирование ииспользование централизованных денежных фондов государства, т. е. бюджета ивнебюджетных фондов.
Государственный кредит отличается от других видов кредита. Так,если при предоставлении банковского кредита в качестве обеспечения обычновыступают конкретные ценности — товары на складе, незавершенное производство,то при заимствовании средств государством обеспечением кредита служит всеимущество, находящееся в его собственности, имущество данной территориальнойединицы или какой-либо ее доход. Еще одной отличительной чертой банковскогокредита является производительное использование его как капитала, создающегоусловия для погашения и выплаты по нему процентов за счет увеличенияпроизводимой стоимости прибавочного продукта. Источником же погашения государственногокредита, как отмечалось, выступают в основном средства бюджета.
Как и любой другой заемщик, государство привлекает средства назаранее определенный срок: до 1 года, от 1 года до 5 лет, от 5 лет до 30 лет.Так, Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ предусматривает, что любые долговые обязательства Российской Федерации погашаютсяв сроки, которые определены конкретными условиями займа, но не могут превышать30 лет.
Как финансовая категория государственный кредит выполняеттри функции финансов: распределительную, регулирующую и контрольную.
Через распределительную функцию государственного кредитаосуществляются формирование централизованных денежных фондов государства и ихиспользование на принципах срочности, платности и возвратности. Выступая в качествезаемщика, государство обеспечивает дополнительные средства для финансированиясвоих расходов — это одна сторона государственных кредитных отношений. Другаяих сторона — финансовые связи, обусловленные возвратностью и платностьюдополнительно мобилизованных средств. При этом выплата доходов кредиторамобеспечивается за счет бюджетных поступлений, а круг налогоплательщиков несовпадает с кругом держателей государственных ценных бумаг, как и размервносимых в бюджет налогов каждым владельцем ценных бумаг — с величинойполучаемых им доходов от государственно-кредитных операций. Это означает, чтои вторая сторона госкредитных отношений имеет перераспределительный характер.
В современных условиях поступления от государственных займовстали вторым после налогов методом финансирования расходов бюджета. Последнееобъясняется более быстрым темпом роста расходов по сравнению с увеличениемналоговых поступлений.
Финансирование расходов капитального характера за счетзаимствованных средств в определенных пределах имеет положительное значение.Растяжение источников финансирования во времени путем выпуска займов насоответствующий срок позволяет переложить платежи по основному кредиту ипроцентов по нему на все последующие поколения, которые будут пользоватьсяуслугами объектов, построенных нынешним поколением.
Таким образом, положительное воздействие распределительнойфункции государственного кредита заключается в том, что с ее помощью налоговоебремя более равномерно распределяется во времени. Налоги, которые взимаются впериод финансирования расходов за счет государственного займа, не увеличиваются(что пришлось бы сделать в противном случае). Зато потом, когда кредитыпогашаются, налоги взимаются не только для их уплаты, но и для погашенияпроцентов по задолженности.
Налоги являются основным, но не единственным источникомфинансирования расходов, связанных с обслуживанием и погашениемгосударственного долга. Источники финансирования этих расходов зависят отнаправления использования средств. В случае производительного вложения мобилизованныхкапиталов построенный объект после вступления в действие начинает приноситьприбыль, за счет которой и погашается заем. Никакого увеличения налоговыхпоступлений в этом случае не происходит.
При непроизводительном использовании мобилизованных в результатегосударственных займов капиталов, например финансировании за их счет военныхили социальных расходов, единственным источником их погашения становятся налогилибо новые займы. Размещение новых государственных займов для погашениязадолженности по уже выпущенным называется рефинансированиемгосударственного долга.
Увеличение налоговых поступлений, вызванное заимствованиямигосударства, зависит от их срока и процентов по кредиту, уплачиваемых заемщику.Чем выше доходность государственного займа для инвестора, тем большую частьналогов вынуждено направлять государство на их погашение. Чем больше величинадолга, тем выше доля средств, направляемая на его обслуживание при прочихравных условиях.
Вступая в кредитные отношения, государство вольно или невольновоздействует на состояние денежного обращения, уровень процентных ставок нарынке денег и капиталов, на производство и занятость. Сознательно используягосударственный кредит как инструмент регулирования экономики,государство может проводить ту или иную финансовую политику.
Государство регулирует денежное обращение, размещая займы средиразличных групп инвесторов. Мобилизуя средства физических лиц, оно снижаетплатежеспособный спрос. Если за счет кредита профинансировать производственныезатраты, например инвестиции, произойдет абсолютное сокращение наличнойденежной массы в обращении. В случае финансирования затрат на оплату труда,например, преподавателей и врачей количество наличной денежной массы вобращении останется без изменений, хотя возможно изменение структурыплатежеспособного спроса.
Операции по купле-продаже государственных ценных бумаг или выдачакредитов под их залог, проводимые Центральным банком РФ, являются важныминструментом регулирования ликвидности коммерческих банков в стране. Кредитыпод залог высоколиквидных государственных ценных бумаг стали предоставляться ЦБРФ с апреля 1996 г.
Выступая на финансовом рынке в качестве заемщика, государствоувеличивает спрос на заемные средства и тем самым способствует росту ценыкредита. Чем выше спрос государства, тем выше при прочих равных условияхуровень ссудного процента, тем более дорогим становится кредит дляпредпринимателей. Дороговизна заемных средств вынуждает бизнесменов сокращатьинвестиции в сферу производства, в; то же время она стимулирует накопления ввиде приобретения государственных ценных бумаг. Если в стране достаточносвободных капиталов, негативное воздействие на производство несущественно.Беспредельная же активность государства (как это имело место в нашей стране доавгустовского 1998 г. кризиса) на финансовом рынке отвлекает значительную долюденежных накоплений от производительного! использования, существенно замедляеттемпы экономичес-1 кого развития, приводит к росту государственного долга.
Положительное воздействие на производство и занятость государствооказывает, предъявляя спрос на товары отечественного производства за счетзаимствованных за рубежом средств, выступая в качестве кредитора и гаранта. Вчастности, это может выражаться в поддержке малого бизнеса, экспорта илипроизводства в отдельных районах, испытывающих спад, путем гарантированиягосударством кредитов, предоставляемых банками согласно соответствующим программам,путем погашения задолженности банкам по кредитам, предоставленным мелким предпринимателямв случае их банкротства, при помощи страхования риска по низким ставкамнеплатежа экспортерам национальных товаров и др.
С середины 90-х годов усилилась активность Российской Федерациикак кредитора на внутреннем рынке. Ссуды предоставлялись юридическим лицам напроведение структурной перестройки производства, для расчетов по целевым кредитам,в частности на закупку оборудования, на разработку, внедрение и приобретениеновейших технологий и материалов, в том числе и за рубежом. ДеятельностьРоссийской Федерации как кредитора на международной арене в основномограничивается государствами СНГ (в пределах средств, поступающих в видепроцентных платежей и сумм в погашение основной задолженности по ранеепредоставленным кредитам).
В свою очередь, деятельность Российской Федерации в качествегаранта в последние годы расширяется. Традиционно государство гарантируетвклады населения в Сбербанке РФ, выступает гарантом по долговым обязательствамразличных обществ и групп (в частности, стимулирует создание и деятельностьфинансово-промышленных групп); осуществляет финансовую поддержку экспортатоваров и услуг, производимых отечественными товаропроизводителями.
Контрольная функция государственного кредита органически связана сконтрольной функцией финансов с учетом специфических особенностей этойкатегории.
2. Организация государственных финансов на федеральном ирегиональном уровне.
В соответствии со ст. 5 Конституции РФ государственная власть вРоссийской Федерации осуществляется на основе разграничения предметов веденияи полномочий между органами государственной власти РФ и органамигосударственной власти субъектов РФ, что обусловлено федеративной формойгосударственного устройства. Исходя из этого в Российской Федерации в составегосударственных финансов можно выделить государственные финансы нафедеральном уровне и государственные финансы на уровне субъектов РФ(региональном уровне). Государственные финансы на федеральном уровнепризваны обеспечить реализацию функций, возложенных на органы государственнойвласти РФ, государственные финансы на региональном уровне создают условия дляреализации функций, закрепленных за органами государственной власти субъектовРФ.
Государственные финансы на федеральном уровне состоят из федеральногобюджета и государственных внебюджетных фондов РФ, Согласно ст. 144 Бюджетногокодекса РФ статус государственных внебюджетных фондов РФ имеют толькоследующие социальные внебюджетные фонды; Пенсионный фонд Российской Федерации;Фонд социального страхования Российской Федерации; Федеральный фондобязательного медицинского страхования[1].
Государственные финансы на региональном уровне включают бюджетысубъектов РФ (региональные бюджеты) и территориальные государственныевнебюджетные фонды. Бюджеты субъектов РФ представлены разными видами бюджетов:республиканскими бюджетами республик, краевыми бюджетами краев, областнымибюджетами областей, окружными бюджетами автономных округов, областным бюджетомавтономной области, городскими бюджетами городов федерального значения. К территориальнымгосударственным внебюджетным фондам согласно действующему законодательствуотносятся территориальные фонды обязательного медицинского страхования.
Федеральный бюджет является основной финансовой базой деятельностиорганов государственной власти РФ. В нем концентрируется основной объемфинансовых ресурсов, формируемых в распоряжении этих органов.
Федеральный бюджет — форма образования и расходования денежныхсредств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных кпредметам ведения Российской Федерации[2].
Формирование федерального бюджета осуществляется посредствоммобилизации налоговых доходов, неналоговых доходов, безвозмездныхперечислений и других доходов.
К налоговым доходам федерального бюджета относятся: федеральныеналоги и сборы, зачисляемые в федеральный бюджет в соответствии с федеральнымзаконодательством[3]; региональныеналоги и сборы, зачисляемые в федеральный бюджет в соответствии с федеральнымзаконодательством[4]; пени иштрафы, взыскиваемые за нарушение налогового законодательства по отдельнымвидам налогов и сборов, подлежащих зачислению в федеральный бюджет.
Неналоговыми доходами федерального бюджета являются: доходы отиспользования имущества, находящегося в федеральной собственности, или отдеятельности организаций, находящихся в ведении федеральных органовисполнительной власти; доходы от продажи нематериальных активов, зачисляемые вфедеральный бюджет; административные платежи и сборы; штрафные санкции исредства, полученные в возмещение ущерба, причиненного Российской Федерации;доходы от внешнеэкономической деятельности; прочие неналоговые доходы.
В федеральный бюджет могут зачисляться безвозмездные перечисленияиз государственных внебюджетных фондов РФ, от различных организаций(резидентов и нерезидентов), из бюджетов других уровней бюджетной, системы РФ,прочие безвозмездные перечисления.
К другим доходам федерального бюджета относятся: доходы отпредпринимательской и иной приносящей доход деятельности, осуществляемойбюджетными учреждениями федерального подчинения; иные доводы, предусмотренныезаконодательством РФ.
Помимо различных видов доходов в федеральный бюджет зачисляются поступленияиз источников финансирования дефицита бюджета, которые согласно ст. 94Бюджетного кодекса РФ подразделяются на поступления из внутренних источников ипоступления из внешних источников финансирования дефицита федеральногобюджета.
К поступлениям из внутренних источников финансирования дефицитафедерального бюджета относятся: денежные средства, привлеченные в формезаймов, осуществляемых в валюте РФ путем размещения государственных ценныхбумаг РФ, и кредитов кредитных организаций в валюте РФ; поступления от продажиимущества, находящегося в федеральной собственности; бюджетные ссуды ибюджетные кредиты, полученные из бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;поступления от реализации государственных запасов; поступления за счетизменения остатков средств на счетах по учету средств федерального бюджета;поступления из прочих внутренних источников финансирования дефицитафедерального бюджета.
Поступлениями из внешних источников финансирования дефицита федеральногобюджета являются:денежные средства, привлеченные в форме займов, осуществляемых в иностраннойвалюте путем размещения государственных ценных бумаг РФ, и кредитовправительств иностранных государств, иностранных банков и фирм, международныхфинансовых организаций в иностранной валюте; поступления из прочих внешнихисточников финансирования дефицита федерального бюджета.
Поступившие в федеральный бюджет средства направляются наосуществление расходов по реализации полномочий органов государственнойвласти РФ по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместноговедения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
За счет средств федерального бюджета обеспечиваются: финансированиедеятельности Президента РФ, федеральных органов законодательной,исполнительной и судебной власти; финансирование национальной обороны игосударственной безопасности Российской Федерации; государственная поддержкасубъектов хозяйствования, осуществляющих деятельность в приоритетных дляРоссийской Федерации отраслях экономики (капиталоемких, инновационных,стратегических); финансирование деятельности государственных учреждении,производящих на нерыночной основе социальные услуги общественного потребления;финансирование международной деятельности в общефедеральных интересах;ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий федеральногомасштаба; финансовая поддержка субъектов Рф и муниципальных образованийособого статуса; финансирование выборов и референдумов Российской Федерации;обслуживание государственного долга Российской Федерации; финансирование иныхрасходов по реализации полномочий органов государственной власти РФ.
Наряду с федеральным бюджетом значительный объем финансовыхресурсов, формируемых в распоряжении органов государственной власти РФ,сосредоточен в государственных внебюджетных фондах РФ (Пенсионном фонде РФ,Фонде социального страхования РФ, Федеральном фонде обязательного медицинскогострахования).
Государственный внебюджетный фонд РФ — фонд денежныхсредств, образуемый вне федерального бюджета и предназначенный для реализацииконституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальноестрахование; охрану здоровья и медицинскую помощь (ст.13 БК РФ).
Доходы государственных социальных внебюджетных фондов РФ формируются засчет: обязательных платежей, установленных законодательством РоссийскойФедерации (отчислений от единого социального налога, отчислений от налогов поспециальным налоговым режимам, различных страховых взносов и др.); средствфедерального бюджета; добровольных взносов физических и юридических лиц;доходов от размещения временно свободных средств фондов; других доходов,предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Использование средств государственных внебюджетных фондов РФосуществляется исключительно на цели, определенные законодательствомРоссийской Федерации. Согласно Бюджетному кодексу РФ за счет средствгосударственных социальных внебюджетных фондов РФ финансируются расходы, связанныес реализацией конституционных прав граждан на: социальное обеспечение повозрасту; социальное обеспечение по болезни, инвалидности, в случае потерикормильца; рождения и воспитания детей и в других случаях, предусмотренныхзаконодательством Российской Федерации о социальном обеспечении; охрануздоровья и получение бесплатной медицинской помощи (ст. 143 БК РФ).
Основной объем финансовых ресурсов органов государственной властисубъектов РФ концентрируется в региональных бюджетах.
Бюджет субъекта Российской Федерации (региональный бюджет) — форма образования ирасходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций,отнесенных к предметам ведения субъекта Российской Федерации (ст. 15 БКРФ)[5].
Доходы бюджетов субъектов РФ формируются за счет налоговых доходов,неналоговых доходов, безвозмездных перечислений и. других доходов.
Налоговыми доходами бюджетов субъектов РФ являются: федеральныеналоги и сборы, зачисляемые в региональный бюджет в соответствии с федеральнымзаконодательством[6]; региональныеналоги и сборы, зачисляемые в региональный бюджет в соответствии с федеральными региональным законодательством[7]; местныеналога и сборы, зачисляемые в региональный бюджет в соответствии с федеральнымзаконодательством[8]; пени и штрафы,взыскиваемые за нарушение налогового законодательства по отдельным видам,налогов и сборов, подлежащих зачислению в региональный бюджет.
В состав неналоговых доходов бюджетов субъектов РФ включаются:доходы от использования имущества, находящегося в собственности субъектов РФ,или от деятельности организаций, находящихся в ведении органов исполнительнойвласти субъектов РФ; доходы от продажи нематериальных активов, зачисляемые врегиональный бюджет; административные платежи и сборы; штрафные санкции исредства, полученные в возмещение ущерба, причиненного субъекту РФ; прочиененалоговые доходы.
В бюджеты субъектов РФ могут зачисляться безвозмездные перечисленияиз территориальных государственных внебюджетных фондов, от различныхорганизаций (резидентов и нерезидентов), из федерального бюджета в порядкефинансовой помощи, прочие безвозмездные перечисления.
К другим доходам бюджетов субъектов РФ относятся: доходы отпредпринимательской и иной приносящей доход деятельности, осуществляемойбюджетными учреждениями регионального подчинения; иные доходы, предусмотренныезаконодательством РФ.
Помимо доходов в бюджеты субъектов РФ зачисляются согласно ст. 95Бюджетного кодекса РФ поступления из внутренних источников финансированиядефицита бюджета субъекта РФ, к которым относятся: денежные средства,привлеченные в форме займов, осуществляемых путем размещения государственныхценных бумаг субъекта РФ, и кредитов кредитных организаций в валюте РФ;поступления от продажи имущества, находящегося в собственности субъекта РФ;бюджетные ссуды и бюджетные кредиты, полученные из бюджетов других уровнейбюджетной системы РФ и территориальных государственных внебюджетных фондов;поступления за счет изменения остатков средств на счетах по, учету средствбюджета субъекта РФ; поступления из прочих внутренних источниковфинансирования дефицита бюджета субъекта РФ.
Средства, зачисленные в бюджеты субъектов РФ, направляются наосуществление расходов по реализации полномочий органов государственнойвласти субъектов РФ по предметам ведения субъектов Российской Федерации ипредметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
За счет средств бюджетов субъектов РФ обеспечиваются:финансирование деятельности органов законодательной, исполнительной и судебнойвласти субъектов РФ; государственная поддержка приоритетных для регионаотраслей экономики (преимущественно сельское хозяйство, пищевая и легкаяпромышленность); государственная поддержка пригородного (железнодорожного,автомобильного, речного) транспорта; реализация конституционного права гражданна обязательное общее образование, социальную защиту, охрану здоровья иполучение бесплатной медицинской помощи в учреждениях, находящихся в государственнойсобственности субъектов РФ или в ведении органов государственной властисубъектов РФ; содержание исторических памятников и объектов культурногонаследия, находящихся в государственной собственности субъектов РФ; финансоваяподдержка муниципальных образований на территории, данного субъекта РФ;финансирование выборов и референдумов субъектов РФ; обслуживаниегосударственного долга Субъектов РФ; финансирование иных расходов пореализации полномочий органов государственной власти субъектов РФ.
Помимо бюджетов субъектов РФ финансовые ресурсы, формируемые враспоряжении органов государственной власти субъектов РФ, сосредоточены втерриториальных государственных внебюджетных фондах. Как уже отмечалось, к нимотносятся территориальные фонды обязательного медицинского страхования.
Территориальный государственный внебюджетный фонд — фонд денежныхсредств, образуемый вне бюджетов субъектов Российской Федерации ипредназначенный для реализации отдельных конституционных, прав граждан (вчастности, на охрану здоровья и медицинскую помощь) (ст. 13 БК РФ).
Доходы территориальных фондов обязательного медицинского страхованияформируются за счет: отчислений от единого социального налога, отчислений отналогов по специальным режимам налогообложения, поступлений из территориальныхбюджетов в виде страховых взносов на обязательное медицинское страхованиенеработающего населения, поступлений из государственных внебюджетных фондовРФ, доходов от размещения временно свободных денежных средств фондов и др.
Основной объем расходов указанных фондов направляется нареализацию территориальных программ обязательного медицинского страхованиясубъектов РФ. Кроме того, за счет средств территориальных фондов обязательногомедицинского страхования финансируются отдельные мероприятия в областиздравоохранения (например, в рамках различных целевых программ), а такжедеятельность фондов.
Следует отметить, что между бюджетами и внебюджетными фондами нафедеральном и региональном уровне существуют определенные взаимосвязи, средикоторых можно выделить следующие:
· междуфедеральным бюджетом и бюджетами субъектов РФ. Например, из федеральногобюджета в бюджеты субъектов РФ перечисляются средства в порядке финансовойпомощи (дотации на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности субъектов РФ;дотации на частичное возмещение расходов по предоставлению населению субсидийпо оплате жилья и коммунальных услуг; субсидии на реформирование иоздоровление региональных финансов, развитие социальной инфраструктуры,повышение эффективности бюджетных расходов, поддержку экономических реформ идр.); из бюджетов субъектов РФ в федеральный бюджет перечисляются средства впогашение ранее предоставленных бюджетных ссуд на покрытие внутригодовыхкассовых разрывов;
· междуфедеральным бюджетом и государственными внебюджетными фондами РФ. Так, изфедерального бюджета в Пенсионный фонд РФ перечисляются средства единогосоциального налога на выплату базовой части трудовой пенсии, в Фонд социальногострахования РФ направляются субвенции на выплату компенсаций и пособийгражданам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы, ядерных испытанийна Семипалатинском полигоне и др. При этом в федеральный бюджет могутпоступать безвозмездные перечисления из государственных внебюджетных фондовРФ. Кроме того, временно свободные денежные средства Фонда социальногострахования РФ, Федерального фонда обязательного медицинского страхования могутинвестироваться в ликвидные государственные ценные бумаги РФ, средства отразмещения которых поступают в федеральный бюджет;
· междубюджетами субъектов РФ и территориальными государственными внебюджетнымифондами. Из бюджетов субъектов РФ в территориальные фонды обязательногомедицинского страхования перечисляются средства в виде страховых взносов наобязательное медицинское страхование неработающего населения. Территориальныефонды обязательного медицинского страхования могут вкладывать временносвободные денежные средства в ликвидные государственные ценные бумаги субъектовРФ, средства от размещения которых поступают в бюджеты субъектов РФ;
· междугосударственными внебюджетными фондами РФ и территориальными государственнымивнебюджетными фондами. Например, из Федерального фонда обязательного медицинскогострахования в территориальные фонды обязательного медицинского страхованияперечисляются средства на выравнивание финансовых условий их деятельности врамках базовой программы обязательного медицинского страхования; из Пенсионногофонда РФ в территориальные фонды обязательного медицинского страхованияпоступают средства на обязательное медицинское страхование неработающихпенсионеров.
3. Состав территориальныхфинансовых ресурсов.
Территориальные финансы можно охарактеризовать и как совокупностьденежных средств, используемых на экономическое и социальное развитиетерриторий. Главное направление использования территориальных финансов —финансовое обеспечение социальной и частично производственной инфраструктуры.Основным источником ее финансирования стали бюджетные ассигнования и средствасубъектов хозяйствования (предприятия, организации).
Региональные бюджеты — основная составная часть территориальныхфинансов. В современных условиях все в большей степени территориальные органывласти призваны обеспечить комплексное развитие регионов, пропорциональноеразвитие производственной и непроизводственной сфер на подведомственныхтерриториях. Значительно возрастает их координационная функция в экономическоми социальном развитии территорий. Указанные факторы вызывают необходимостьдальнейшего расширения и укрепления финансовой базы территориальных органоввласти, решения ряда проблем, связанных с совершенствованием методовформирования и использования финансовых ресурсов территорий.
Средства субъектов хозяйствования – также составная частьтерриториальных финансов. К таким средствам относятся:
1. финансовыересурсы предприятий, находящиеся в муниципальной собственности (как правило,это коммунальные предприятия);
2. финансовыересурсы предприятий, фирм, организаций, используемые ими на финансированиесоциально-культурных и жилищно-коммунальных объектов.
Субъекты хозяйствования для социальной поддержки своих работниковстроят и приобретают жилые дома, квартиры, детские дошкольные учреждения,медицинские учреждения и объекты для отдыха. В нашей стране, особенно в новыхгородах, возникших на базе строящихся предприятий, нередко почти вся социальнаяинфраструктура находится в ведомственном подчинении. Поэтому нередко в общемобъеме территориальных финансов превалируют средства предприятия, направляемыена социальное развитие.
Территориальные внебюджетные фонды — третий компоненттерриториальных финансов. Источниками формирования таких фондов служат добровольныевзносы предприятий и населения, специальные сборы и др. Внебюджетные фонды чащевсего имеют целевое назначение.
4. Фонды обязательного медицинского страхования в РоссийскойФедерации, их формирование и использование.
Фонды обязательного медицинского страхования — денежные фонды,предназначенные для финансирования гарантированной государством медицинскойпомощи населению. В соответствии со ст. 1 Закона Российской Федерации от28.06.1991 № 1499-1 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации»обязательное медицинское страхование — это составная часть государственногосоциального страхования, которая обеспечивает всем гражданам РоссийскойФедерации равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи,предоставляемой за счет средств обязательного медицинского страхования в объемеи на условиях, соответствующих программам обязательного медицинскогострахования.
Основное назначение территориальных фондов обязательногомедицинского страхования — финансовое обеспечение программ обязательногомедицинского страхования в субъектах Российской Федерации. Федеральный фондобязательного медицинского страхования предназначен для обеспечения финансовойустойчивости всей системы на основе выравнивания условий финансированиятерриториальных программ и для финансирования отдельных мероприятий в областиобязательного медицинского страхования.
В бюджетном законодательстве фонды обязательного медицинскогострахования определены как денежные фонды, в то время как в Законе РФ «Омедицинском страховании граждан РФ» Федеральный и территориальные фондыобязательного медицинского страхования определяются как самостоятельныенекоммерческие финансово-кредитные учреждения. Деятельность Федерального фондаобязательного медицинского страхования как учреждения осуществляется в соответствиис его Уставом[9],территориальных фондов — в соответствии с положениями о фондах, утвержденнымиисполнительными органами субъектов Российской Федерации[10].
К правовым актам, регулирующим формирование и использованиефондов обязательного медицинского страхования (так же, как и других внебюджетныхфондов), относятся Налоговый кодекс РФ, Бюджетный кодекс РФ, законодательство иподзаконные акты в области здравоохранения и медицинского страхования, законыо бюджетах соответствующих фондов и их исполнении.
Доходы и расходы Федерального фонда обязательного медицинскогострахования.
Доходная часть Федерального фонда обязательного медицинскогострахования с 2001 г. формируется за счет:
· отчисленийот единого социального налога;
· отчисленийот единого налога при упрощенной системе налогообложения;
· отчисленийот сельхозналога;
· отчисленийот единого налога на вмененный доход;
· доходовот размещения временно свободных средств Фонда и нормированного запаса;
· добровольныхвзносов юридических и физических лиц.
Поступление единого социального налога является основным видомдоходов Федерального фонда обязательного медицинского страхования (например, в 2004 г. — 96,8% общей суммы доходов). Порядок расчета сумм единогосоциального налога, зачисляемого в Федеральный фонд обязательного медицинскогострахования, аналогичен порядку, применяемому для Пенсионного фонда РоссийскойФедерации. С 2005 г, основная ставка единого социального налога, зачисляемого вФедеральный фонд обязательного медицинского страхования, изменена с 0,2% до0,8%., Относительно небольшой удельный вес в доходах Федерального фондаобязательного медицинского страхования (менее 1%) занимают доходы отразмещения временно свободных денежных средств и нормированного страховогозапаса[11]. Всоответствии с Уставом этого Фонда временно свободные средства размещаются вбанковские депозиты и высоколиквидные государственные ценные бумаги.
В качестве возможного источника доходов предусмотрены также средствафедерального бюджета на выполнение федеральных целевых программ в рамкахобязательного медицинского страхования. Вместе с тем отчетные данные обисполнении бюджетов Фонда с 1994 по 2003 гг. показывают, что фактически такиесредства в бюджет Фонда не поступали.
Наибольший удельный вес в расходах Федерального фондаобязательного медицинского страхования занимают расходы на выравниваниефинансовых условий деятельности территориальных фондов обязательногомедицинского страхования в рамках базовой программы обязательногомедицинского страхования, включая нормированный страховой запас. Решение опредоставлении средств в соответствии с данными расходами принимает КомиссияФонда по выравниванию условий деятельности территориальных фондовобязательного медицинского страхования на основе полученных от территориальныхфондов заявок.
За счет средств Федерального фонда обязательного медицинскогострахования финансируются также целевые программы оказания медицинскойпомощи по обязательному медицинскому страхованию. Так, в 2002 г. была профинансирована целевая программа по охране материнства и детства.
Расходы на управление Фондом включают расходы на компьютеризациюсистемы обязательного медицинского страхования, мероприятия по подготовке и переподготовкекадров, научные исследования, проведение региональных совещаний и конференций,международное сотрудничество, информационно-публицистическую деятельность,содержание аппарата Фонда.
Доходы и расходы территориальных фондов обязательного медицинскогострахования.
Доходы территориальных фондов формируются за счет:
· отчисленийот единого социального налога (основная ставка налога с 2005 г. изменена с 3,4% до 2%);
· отчисленияот единого налога по специальным режимам налогообложения;
· поступленийиз территориальных бюджетов в качестве страховых взносов за неработающеенаселение;
· доходовот размещения временно свободных денежных средств и нормированного страховогозапаса;
· поступленийсредств из Федерального фонда обязательного медицинского страхования навыравнивание финансовых условий деятельности территориальных фондов;
· поступленийиз Пенсионного фонда Российской Федерации на обязательное медицинскоестрахование неработающих пенсионеров (с 2003 г.).
Структура доходов территориальных фондов дифференцируется поразличным субъектам Российской Федерации, в том числе в зависимости от того,получает ли территориальный фонд средства из Федерального фонда или нет. Вгороде Москве страховые взносы на неработающее население не отражаются в бюджетеМосковского городского фонда обязательного медицинского страхования, непоступают на счета этого фонда, а непосредственно перечисляются на счеталечебно-профилактических учреждений. Но в целом в доходах территориальныхфондов обязательного медицинского страхования преобладают поступленияединого социального налога, уплачиваемого работодателями за работающихграждан, над поступлением взносов на обязательное медицинское страхованиенеработающего населения. Соотношение между поступлениями от единогосоциального налога и взносами за неработающее население в последние четыре годав среднем по Российской Федерации составляет примерно 2,3 к 1, не всегдасоответствуя числу работающих и неработающих в отдельных регионах. По оценкамнекоторых экспертов, недофинансирование из территориальных бюджетов занеработающее население в фонды обязательного медицинского страхования доходит впроблемных регионах до 70%.
Территориальные фонды обязательного медицинского страхования также, как и Федеральный фонд, размещают временно свободные средства исредства нормированного страхового запаса в банковские депозиты игосударственные ценные бумаги.
Расходы территориальных фондов обязательного медицинского страхованиясвязаныс финансированием территориальной программы обязательного медицинскогострахования, включая расходы на ведение дела страховых медицинскихорганизаций, выполнение управленческих функций территориальными фондами(филиалами), на формирование нормированного страхового запаса; а также нафинансирование отдельных мероприятий в области здравоохранения.
Основным направлением расходов территориальных фондовобязательного медицинского страхования являются расходы на финансированиетерриториальной программы обязательного медицинского страхования (до 92%общей суммы расходов). Территориальная программа обязательного медицинскогострахования разрабатывается в соответствии с базовой программой, утвержденнойПравительством Российской Федерации в составе Программы государственныхгарантий обеспечения граждан бесплатной медицинской помощью. Предоставлениесредств из территориальных фондов обязательного медицинского страхованиястраховым медицинским организациям осуществляется на основе дифференцированныхподушевых нормативов.
Управленческие расходы отдельных территориальных фондов обязательногомедицинского страхования и их филиалов могут быть выше, чем в других субъектахРоссийской Федерации, если дирекции фондов непосредственно выполняют функциистраховщиков.
В состав расходов территориальных фондов обязательногомедицинского страхования входят расходы на финансирование отдельныхмероприятий в области здравоохранения. Вместе с тем ряд экономистоввысказывает мнение, что финансирование отдельных мероприятий в областиздравоохранения за счет средств фондов обязательного медицинского страхованиянарушает основной принцип медицинского страхования — «Деньги следуют запациентом»[12].
Суммы единого социального налога или заменяющих его налоговыхплатежей при специальных режимах налогообложения зачисляются на счет, открытыйуправлению Федерального казначейства, для последующего распределения средствмежду федеральным бюджетом и государственными внебюджетными фондами.Управление федерального казначейства платежными поручениями часть средств,поступивших от единого социального налога, перечисляет на счета Федеральногои территориальных фондов обязательного медицинского страхования. Средстватерриториальных фондов обязательного медицинского страхования формируютсятакже за счет поступлений из территориальных бюджетов и Пенсионного фондаРоссийской Федерации, а также субвенций из Федерального фонда обязательногомедицинского страхования. В дальнейшем средства обязательного медицинскогострахования поступают из территориальных фондов в страховые медицинскиеорганизации для оплаты фактически оказанной медицинской помощи застрахованным.
Библиографическийсписок
1 Вахрин, П.И.Финансы [Текст]: учебник для вузов / П.И. Вахрин, А.С. Нешитой. — М.:Информационно-внедренческий центр «Маркетинг”, 2000. – 502 с.
2 Володин, А.В.Управление финансами (Финансы предприятий) [Текст]: учебник / А.В. Володин –М.: ИНФРА-М, 2004. – 504 с. – (Высшее образование)
3 Галяпина, Л.В.Финансы и кредит [Текст]: учебное пособие для студентов экономических колледжейи средних специальных учебных заведений / Л.В. Галяпина, Т.М. Трускова / подред. А.Б. Мельниченко – М.: Издательско-торговая корпорация “Дашков и К”, 2002.– 352 с.
4 Грязнова, А.ГФинансы [Текст]: учебник / под ред. А.Г. Грязновой, Е.В. Маркиной – М.: Финансыи статистика, 2006. – 504 с.
5 Дробозина, Л.А.Финансы [Текст]: Учебник для вузов / под ред. проф. Л.В. Дробозиной – М.:Финансы, ЮНИТИ, 1999. – 527 с.
6 Ковалев, В.В.Финансы предприятий [Текст]: учебник / В.В. Ковалев, Вит.В. Ковалев – М.: ТКВелби, 2003. – 352 с.
7 Ковалева, А.М.Финансы [Текст]: учебное пособие5-е изд., перераб.и доп. / под ред. А.М. Ковалевой.– М.: Финансы и статистика, 2006. – 416 с.: ил.
8 Колпакова, Г.М.Финансы. Денежное обращение. Кредит [Текст]: учеб. пособие 2-е изд., перераб.идоп. / Г.М. Колпакова. – М.: Финансы и статистика, 2006. – 496 с.: ил.
9 Крутик, А.Б.Основы финансовой деятельности [Текст]: учебное пособие 2-е изд.,перераб.и.доп. / А.Б. Крутик, М.М. Хайкин – СПб.: Бизнес-пресса, 1999.-448 с.
10 Круш, З.А.Практикум по финансам организаций (предприятий) [Текст]: учеб. пособие / подред. З.А. Круш – М.: Финансы и статистика, 2006. – 304 с.: ил.
11 Лишанский, М.Л.Финансы в сельском хозяйстве [Текст]: учеб. пособие для вузов / М.Л. Лишанский,И.Б. Маслова. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 1999. – 430 с.
12 Моляков, Д.С.Финансы предприятий отраслей народного хозяйства [Текст]: учеб. пособие / Д.С.Моляков – М.: Финансы и статистика, 2002. – 200 с.: ил.
13 Самсонов, Н.Ф.Финансы, денежное обращение и кредит [Текст]: учебник / под ред. проф. Н.Ф.Самсонова. – М.: ИНФРА-М, 2001. – 448 с. – (Серия “Высшее образование”).