Реферат по предмету "Финансовые науки"


Государственный бюджет как инструмент государственного регулирования

КУРСОВАЯ РАБОТА
«Государственный бюджет как инструментгосударственного регулирования»
Введение
Актуальностьданной курсовой работы рассматривается с точки зрения, что бюджет – этоинструмент государственного регулирования экономики, который напрямую влияет наповышение устойчивого экономического роста и благосостояния страны, и какследствие идут такие положительные процессы как снижение уровня инфляции,валютного курса и снижение уровня процентных ставок.
Цельюисследования является рассмотрение государственного бюджета и его роли какинструмента государственного регулирования.
Врамках поставленной цели необходимо рассмотреть следующие задачи:
показатьроль госбюджета как инструмента макроэкономического регулирования и рассмотретьего с точки зрения структуры доходной и
расходнойчасти;
необходиморассмотреть причины порождающие дефицит и профицит;
объяснитьмеханизм действия мультипликатора сбалансированного бюджета;
рассмотретьтеоретические концепций балансирования бюджета.
Государственный бюджет, егоструктура и основные макроэкономические функции
Вформировании и развитии экономической и социальной структуры общества большуюроль играет государственное регулирование. Одним из механизмов, позволяющихгосударству проводить экономическую и социальную политику, является финансоваясистема общества. Центральное место в системе финансов принадлежитгосударственному бюджету.
Государственныйбюджет – это баланс доходов и расходов государства за определенный периодвремени, представляющий собой основной финансовый план страны, который послеего принятия законодательным органом власти приобретает силу закона иобязателен для исполнения.
Спомощью государственного бюджета государственные власти получают финансовыересурсы для содержания государственного аппарата, армии, осуществлениясоциальных мероприятий, реализации экономических задач, т.е. для выполнениягосударством возложенных на него функций.
Какэкономическая категория бюджетные отношения являются составной частьюфинансовых отношений.
Основнымизадачами государства являются:
перераспределениеВВП;
государственноерегулирование и стимулирование экономики;
финансовоеобеспечение бюджетной сферы и осуществления и социальной политики государства;
контрольза образованием и использованием централизованных фондов денежных средств.
Построениебюджета осуществляется на основе следующих принципов:
единствобюджетной системы;
разграничениедоходов и расходов между уровнями бюджетной системы;
самостоятельностьбюджетов разных уровней;
полнотаотражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетныхфондов;
сбалансированностьбюджета;
эффективностьи экономность пользования бюджетных средств;
общеепокрытие расходов бюджета;
гласность;
достоверностьбюджета;
адресностьи целевой характер использования бюджетных средств.
Всвязи с необходимостью реализации экономической сущности бюджета,государственный бюджет выполняет следующие основные макроэкономические функции:распределительная, контрольная.
Распределительнаяфункция бюджета проявляется непосредственно через формирование и использованиецентрализованных фондов денежных средств по уровням органов властигосударственного и местного управления. Важное значение в распределениибюджетных средств отводится фондам: резервному, развития, поддержки субъектовРФ. С помощью бюджетов и фондов государство регулирует хозяйственную жизньстраны, экономическое развитие территорий и отраслей производства, социальнуюсферу. Регулируя экономическую сферу и отношения в ней, государствоцеленаправленно усиливает или сдерживает темпы роста производства, ускоряет илиснижает рост капиталов и частных сбережений, изменяет структуру спроса ипредложения, регулирует социальное обеспечение членов общества.
Контрольнаяфункция заключается в том, что бюджет объективно – через формирование ииспользование фонда денежных средств государства – отображает экономическиепроцессы, протекающие в структурных звеньях экономики. Благодаря этому свойствубюджет может «сигнализировать» о том, как поступают в распоряжение государствафинансовые ресурсы от разных субъектов хозяйствования, соответствует ли размерцентрализуемых ресурсов государства объёму его потребностей и т.д. Основуконтрольной функции составляет движение бюджетных ресурсов, отражаемое всоответствующих показателях бюджетных поступлений и расходных назначений.
Государственныйбюджет состоит из двух взаимосвязанных и взаимодополняющих друг друга частей: доходнойи расходной. Доходная часть показывает, откуда поступают денежные средства дляфинансирования деятельности государства, какие слои общества отчисляют насодержание государства больше всего из своих доходов. Расходная частьпоказывает, на какие цели направляются аккумулируемые государством средства.
Главнымиисточниками дохода государственного бюджета являются налоги, которые делятся на:
1.налоги на доходы физических и юридических лиц;
2.налоги на товары и услуги (НДС, налог с продаж, акцизы, пошлины);
3.налоги на капитал (на наследство, имущество, землю и т.д.).
Налогиделятся на прямые, которые взимаются с физических и юридических лиц, икосвенные, которые взимаются путем установления надбавки к цене товаров и услуг.
Неналоговыедоходы весьма разнообразны, но среди них в России доминируют доходы отприватизации, сдачи в аренду государственной и муниципальной собственности,предоставления домохозяйствам и фирмам платных услуг, перечисленной в бюджетприбыли Центрального банка, от процентов выданных за границу государственныхкредитов.
Всвою очередь расходы государства могут быть разделены по целям:
расходына политические цели – обеспечение национальной
обороныи безопасности (содержание армии, полиции, судов и т.п.);
содержаниеаппарата управления государством;
расходына экономические цели – содержание и обеспечение функционированиягосударственного сектора экономики; помощь частному сектору экономики;
расходына социальные цели – социальное обеспечение (выплату пенсий, стипендий, пособий);образование, здравоохранение,
развитиефундаментальной науки, охрану окружающей среды.
Смакроэкономической точки зрения все государственные расходы делятся на:
государственныезакупки товаров и услуг (их стоимость включается в ВВП);
трансферты(их стоимость не включается в ВВП, поскольку они являются результатомперераспределения национального дохода);
выплатыпроцентов по государственным облигациям, т.е. обслуживание государственногодолга (эти расходы также не входят в ВВП, так как выплачиваются из доходовгосударственного бюджета).
Структурабюджетных расходов и доходов и удельный вес отдельных статей в государственномбюджете страны выглядит приблизительно следующим образом:
ДоходыНалоги, в том числе акцизные сборы и таможенные пошлины, гербовый сбор – 75–85%.
Налоговыепоступления: доходы от государственной собственности, государственного секторав экономике, государственной торговли – 5–8%.
Взносыв государственные фонды социального страхования, пенсионный, страхования отбезработицы – 10–12%.
РасходыЗатраты на социальные услуги: здравоохранение, образование, социальные пособия,субсидии бюджетам местных властей на эти цели – 40–50%.
Затратына хозяйственные нужды: капиталовложения в инфраструктуру, дотациигосударственным предприятиям, субсидии с/х, расходы на осуществлениегосударственных программ – 10–20%.
Расходына вооружение и материальное обеспечение внешней политики, включая содержаниедипломатических служб и займы иностранным государствам – 10–20%.
Административно-управленческиерасходы: содержание правительственных органов, полиции, юстиции и прочих – 5–10%.
Платежипо государственному долгу – 7–8%. Профицит и дефицит бюджета. Мультипликаторсбалансированного бюджета
Превышениерасходов по государственному бюджету над доходами называется бюджетнымдефицитом. Он является следствием несбалансированности государственных финансов.Превышение доходной части государственного бюджета над его расходной частьюназывается бюджетным профицитом.
Профицитбюджета может возникнуть следующим образом:
еслибюджет составляется сбалансированным или дефицитным, однако доходы, фактическиполеченные в процессе исполнения бюджета,
превысилизапланированную законом о бюджете сумму доходов или
суммудоходов и поступлений из источников финансирования дефицита;
еслизапланированная сумма доходов изначально превышает сумму расходов, при том чторасходы удовлетворяют потребностям социально-экономического развития страны;
еслив процессе исполнения бюджета возникает экономия по расходам;
еслив целях получения профицита запланированная сумму доходов изначально превышаетсумму расходов, при том расходы занижены относительно потенциально возможногоуровня финансирования и не удовлетворяют потребностям социально-экономическогоразвития страны.
Бюджетныйдефицит, несомненно, относится к так называемым «негативным экономическим категориям»типа инфляции, кризиса, безработицы, которые являются, однако, неотъемлемымиэлементами экономической системы, базирующейся на рыночных отношениях.
Поприроде своего происхождения необходимо различать циклический и структурныйбюджетный дефицит.
Циклическийдефицит – результат наступления фазы спада производства, который обусловливаетсокращение поступления доходов в бюджет в связи с сужением сферыналогообложения и увеличением расходов на социальные нужды, поддержаниеобщественно необходимых секторов экономики.
Структурныйдефицит – это превышение расходов над доходами, вызванное финансовой политикойгосударства, направленное на увеличение расходов и снижение налогов с цельюпредотвращения спада экономики и вывода ее из депрессивного состояния.
Кпричинам бюджетного дефицита можно отнести:
●спад общественного производства;
●рост предельных издержек общественного производства;
●массовый выпуск «пустых» денег;
●излишне, неоправданно раздутые социальные программы;
●возросшие затраты на финансирование ВПК;
●оборот «теневого» капитала в огромных масштабах.
Воздействиебюджетного дефицита на уровень экономической активности определяется способамиего финансирования, в числе которых основными являются:
выпускновых денег (монетизация);
выпускзаймов;
ростналоговых поступлений.
Монетизацияосуществляется в форме эмиссии наличных денег, а также в некоторых другихформах, таких, как кредиты Центрального банка государственным предприятиям нальготных условиях, отсрочка платежей государства за приобретенные товары иуслуги. Если поставщиками товаров и услуг являются государственные предприятия,то нередко дефициты накапливаются, что увеличивает дефицит государственногобюджета. Если товары и услуги поставляет частный сектор, то цены на них заранеезавышаются, что ведет к повышению темпов инфляции.
Эмиссияденег является самым простым методом покрытия бюджетного дефицита. Большинствостран со времен перехода от золотого к бумажно-денежному обращению неоднократно использовали дополнительную эмиссию для этих целей. Правительстваособенно часто применяют это средство в критических ситуациях – во время войныили длительного кризиса. Избыточная эмиссия широко применяется и в настоящеевремя во многих развивающихся странах, а также в странах с переходной экономикой.Такая эмиссия приводит к весьма отрицательным последствиям для экономики. Развиваетсянеконтролируемая инфляция, подрываются стимулы для долгосрочных инвестиций,обесцениваются сбережения населения и предприятий, стремительно снижается курснациональной валюты, в итого все это приводит к воспроизводству бюджетногодефицита.
Наиболеенадежным источником финансирования дефицита бюджета, являютсягосударственные займы, которые подразделяются на краткосрочные (от 1 года до 3лет), среднесрочные (3–5 лет) и долгосрочные (свыше 5 лет). Они осуществляютсяв виде продажи государственных ценных бумаг, займов у внебюджетных фондов и впорядке получения кредитов у банков. Государственные займы более безопасны посравнению с эмиссией, но и они оказывают негативное влияние на экономику. Государство,выходя на денежный рынок с целью размещения займов, вступает в конкуренцию зафинансовые ресурсы с частным сектором. В результате увеличения спроса наденежные средства процентная ставка растет, что способствует вытеснению сденежного рынка частных инвесторов. Инвестиции в частном секторе сокращаются,потребительские расходы уменьшаются. В результате возникает «эффект вытеснения»частных инвестиций.
Финансированиедефицита государственного бюджета путем увеличения налоговых поступленийпредполагает, как правило, снижение ставок налогообложения для достижения имиоптимального уровня, что позволяет в перспективе расширить базу налогообложения.Это соответствует эффекту Лаффера.
Привыборе направления бюджетно-налоговой политики учитывается, что увеличениегосударственных расходов окажет большее влияние на рост дохода, нежели снижениеналогов.
Вкоротком периоде снижение налоговых ставок может привести к увеличениюбюджетного дефицита вследствие сокращения налоговых поступлений в бюджет. Крометого, снижение налоговых ставок вызовет повышение спроса на деньги. Принеизменном их предложении произойдет повышение процентных ставок, следствиемчего будет усиление эффекта вытеснения негосударственного сектора.
Рассмотримособый вариант фискальной политики, при котором происходит расширениесбалансированного бюджета при увеличении налогов и правительственных расходовна одинаковую величину. При этом мы получим эффект действия мультипликаторасбалансированного бюджета.
Бюджетназывается сбалансированным, если государственные закупки и налогиувеличиваются на одну и ту же величину (∆G = ∆Т).
Выведеммультипликатор сбалансированного бюджета алгебраически. Сравниммультипликативный эффект, который дает изменение автономных расходов государстваи налогов. Изменение величины государственных закупок приводит к изменениюдохода: />,где MPC – предельная склонность к потреблению.
Совокупныймультипликативный эффект: увеличение дохода, вызванное ростом государственныхрасходов, равно сумме изменений потребления, вызванных увеличением дохода:
DY/DG=1/(1-MPC).
МультипликаторDY/DG показывает, насколько возрастает равновесный уровень доходав результате увеличения любых автономных расходов на единицу. Предельнаясклонность к потреблению является фактором, определяющим величинумультипликатора.
Изменениеавтономных налогов приводит к изменению дохода:
/>.
Приснижении налогов располагаемый доход растет, увеличиваются совокупные расходы. Адекватныйрост совокупного дохода порождает увеличение потребления и т.д. Налоговыймультипликатор принимает вид:
DY/DT = – MPC/(1-MPC).
Чемниже ставка налогообложения, тем больше мультипликативный эффект. Мощностьналогового мультипликатора ниже мощности мультипликатора государственныхрасходов, так как предельная склонность к потреблению, выражая долю потребленияв приросте доходов, всегда меньше единицы. Учет мощностей мультипликаторовпозволяет выбрать оптимальное соотношение динамики государственных расходов иналогов.
Общееизменение Y произойдет под суммарным воздействием этих двух эффектов, т.е. />.
Следовательно/>.
Апоскольку бюджет сбалансированный, т.е. />, после замены получим:
/>
т.е.мультипликатор сбалансированного бюджета равен 1.
Егоэкономический смысл: прирост правительственных расходов, сопровождаемый равнымпо величине приростом налогов, ведет к увеличению равновесного объема производства.
Принеизменном данном уровне инвестиций мультипликатор сбалансированного бюджетабудет равен единице. Финансируемое за счет налогов увеличение государственныхрасходов имеет единичный мультипликативный эффект:
DY/DG – DY/DT = (1/1-MPC) – (MPC/1– MPC) = 1.
Равновесныйобъем производства увеличится ровно на величину прироста государственныхрасходов.
Когдаидет речь о мультипликаторе сбалансированного бюджета, не предполагаетсяотсутствие бюджетного дефицита или профицита. Имеется в виду сбалансированноеизменение в доходной и расходной частях бюджета. Должно сохраняться равенство DT = DG, где DT – все изменения доходовбюджета;
DG – все изменения его расходов.
Такимобразом, если государственные закупки и автономные налоги увеличиваются(сокращаются) на одну и ту же величину, то это ведет к росту (сокращению) совокупногодохода, причем ровно на величину роста (сокращения) государственных закупок иналогов. Балансирование госбюджета и его особенности вРоссии
Любаястрана решает проблему балансирования государственного бюджета. Бюджетнаяполитика основывается на трёх теоретических концепциях, которые построены наразличных макроэкономических основаниях.
1.Бюджет, балансируемый ежегодно.
Донедавнего времени ежегодно балансируемый бюджет считался целью финансовойполитики, обеспечивающей стабильное экономическое развитие национальнойэкономики. Однако такое состояние бюджета исключает или в значительной степениуменьшает возможности фискальной политики государства, имеющую антициклическую,стабилизирующую направленность. Рассмотрим следующую логическую цепочку: допустим,что экономика сталкивается с длительным периодом безработицы. Доходы населенияпадают. При таких обстоятельствах налоговые поступления автоматическисокращаются. Стремясь непременно сбалансировать бюджет, правительство должнолибо повысить ставки налогов, либо сократить государственные расходы, либоиспользовать сочетание этих двух мер. Однако следствием этих мероприятий будетещё большее сокращение совокупного спроса.
2.Бюджет, балансируемый на циклической основе.
Сутьв том, чтобы сумму бюджетных дефицитов уровнять с суммой бюджетных профицитов,полученных при подъёме.
Проблемав том, что спады и подъёмы в экономическом цикле могут быть неодинаковыми поглубине и продолжительности. Например, длительный и глубокий спад можетсмениться коротким периодом подъёма. Появившийся в период спада дефицит бюджетаи, соответственно, государственный долг в этом случае не покроется небольшимположительным сальдо бюджета периода процветания, следовательно, будет иметьместо циклический дефицит бюджета.
3.Функциональный подход балансирования бюджета.
Сутьв том, что дефицит и профицит бюджета это только один из макропоказателей,поэтому считается, что если другие макропоказатели в норме, то обращать вниманиена дефицит и профицит не нужно. Здоровая экономика сама со временем вернётбюджет к балансу.
Приразработке прогноза первой бюджетной трехлетки (2008–2010 гг.) расчетытемпов роста объема ВВП оставляли желать лучшего – достаточно сравнить предполагаемыйобъем ВВП в смежных бюджетных трехлетках. Удивляет качество прогнозных оценок (табл.1), где объем ВВП на один и тот же 2009 г. выражен величинами 39,48 и51,17 трлн. руб. Различаются они в 1,31 раза. Соответственно на 2010 г. втом и другом проектах объемы ВВП различаются в 1,31 раза (44,8 и 59,1 трлн. руб.).Предполагаемые уровни цен на нефть совершенно не согласуются с реалиями глубиныкризиса, хотя на момент внесения в палаты Федерального собрания проекта законао бюджете темп их снижения обозначился довольно четко. Поэтому прогнозследовало корректировать. Аналогично расходы федерального бюджета на один и тотже 2009 г. в бюджетных расчетах на 2008–2010 и 2009–2011 гг. различаютсяв 1,22 раза, а на 2010 г. – в 1,29 раза.
Всеэто ставит под вопрос целесообразность такого бюджетного прогнозирования иоснованного на показателях прогноза трехлетнего планирования. В трехлетнихрасчетах на 2008–2010 и 2009–2011 гг. бюджетный профицит на один и тот же2009 г. представлен величинами 59,3 и 1902,4 млрд. руб. Различаются они в32,07 раза! На 2010 г. подобные величины составляют 36,3 и 1413,4 млрд. руб.и различаются уже в 38,93 раза. Однако и они на самом деле будут совсем иными,поскольку бюджетные расчеты базировались на нереалистических прогнозных оценкахдинамики мировых цен на нефть и газ.
Таблица1. Показатели федерального бюджета в бюджетных трехлетках на 2008–2010 и 2009–2011 гг.Бюджетная трехлетка 2008–2010 гг. 2008 г. 2009 г. 2010 г. Объем ВВп, млрд. руб. 34870,0 39480,0 44480 % 100,0 113,2 127,5 Доходы федерального бюджета, млрд. руб. 6673,2 7421,2 8035,0 % к ВВП 19,3 18,79 18,06 Расходы федерального бюджета, млрд. руб. 6500,3 7361,9 7998,7 % к ВВП 18,6 18,65 17,98 Профицит бюджета, млрд. руб. 172,9 59,3 36,3 % к доходам 2,59 0,8 0,45 Бюджетная трехлетка 2009–2011 гг. 2009 г. 2010 г. 2011 г. Объем ВВп, млрд. руб. 51175,0 59146,0 67610,0 Доходы федерального бюджета, млрд. руб. 10927,1 11733,6 12839,0 % к ВВП 21,55 19,8 19,0 Расходы федерального бюджета, млрд. руб. 9024,7 10320,3 11317,7 % к ВВП 18,0 17,4 16,7 Профицит бюджета, млрд. руб. 1902,4 1413,4 1521,3 Накопленная величина Резервного фонда, млрд. руб. 5100 5900 6700 % к ВВП 10,0 10,0 10,0 Расчетная цена нефти, в долл. за баррель 95,0 90,0 88,0 Уровень инфляции, % 8,5 7,0 6,8

Вбюджетных проектировках на 2008–2010 и 2009–2011 гг. не вполнереалистически оценивался такой фактор роста ВВП, как инфляция. Признанием ееочень высокого уровня на исходе 2008 г. и в начале 2009 г. являетсяповышение с 1 декабря ставки рефинансирования Центрального банка до 13%.
Этосущественный фактор роста инфляции. Ясно, что в условиях кризиса на стартеочередной трехлетки правительство не смогло создать условий снижения инфляциидо закладываемого в расчеты уровня –
8,5;7,0; 6,8% в 2009, 2010, 2011 гг. Инфляция в 2009 г. после кризисного 8%в 2009, 2010, 2011 гг. Инфляция в 2009 г. после кризисного 2008 г.,в котором она оказалась выше 13% (было использовано четверть объема золотовалютныхрезервов, достигшего около 598 млрд. долл.), превзойдет 13–14%. Это совсеминой уровень по сравнению с обозначенным в последней строке табл. 1. Основаниемдля таких предположений является динамика инфляции в последние годы. Ее уровниформировались под влиянием экономических факторов, в перспективе остающихсяболее значительными (зависимость от экспорта энергоносителей и импортапродовольствия и наукоемкой продукции, снижение сальдо платежного баланса посчету текущих операций, наличие единичных крупномасштабных высокоэффективныхзавершающихся инвестиционных проектов).
Социальнаяориентация всей бюджетной политики во многом оказывается декларативной,конечный результат бюджетного планирования проявляется в слабо выраженномрешении социальных проблем. В бюджетных трехлетках выявляется неполноеиспользование возможностей обратного активного влияния бюджетной политики наход социально-экономических процессов. Это проявляется в следующем.
Расходыфедерального бюджета растут медленнее роста объема ВВП, снижается доля расходовфедерального бюджета в объеме ВВП.
Вбюджете на 2009–2011 гг. она определена на уровне 18; 17,4; 16,7%. Этаустановка неадекватна состоянию бюджетного сектора России и сути государствакак государства социального при императиве подчиненности всей деятельности егоинститутов созданию лучших условий жизни людей. Остается крайне низкой долярасходов, связанных с охраной окружающей среды – около 1% к расходам. Впоследние годы не осуществляется ни один высокоэффективный экологический проект.
Впериод 2009–2011 гг. относительно сокращаются расходы на образование – с5,2% в 2009 г. до 4,87% в 2011 г. Аналогично складывается ситуация сфинансированием культуры, кинематографии и средств массовой информации (расходыв% к общей сумме расходов федерального бюджета сокращаются с 1,44 до 1,2% ипрактически не изменяются в условиях роста инфляции в абсолютном выражении).
Таблица2. Структура расходов федерального бюджета, предусмотренная в бюджетнойтрехлетке 2008–2010 2007 г. Первая бюджетная трехлетка (закон) 2008 г. 2009 г. 2010 г. Расходы – всего млрд. руб. 5463,9 6500,3 7361,9 7998,7 темп роста, % к 2007 г. 100,0 119,0 134,7 146,4 Общегосударственные вопросы млрд. руб. 808,2 896,4 974,3 1032,4 % к расходам всего 15,0 13,8 13,2 12,9 темп роста, % к 2007 г 100,0 110,9 120,6 127,7 Национальная оборона млрд. руб. 822,0 957,9 1057,8 1191,2 % к расходам всего 15,0 14,7 14,4 14,9 темп роста, % к 2007 г 100,0 116,5 128,7 144,9 Национальная безопасность и правоохранительная деятельность млрд. руб. 662,9 769,1 923,7 1000,4 % к расходам всего 12,1 11,8 12,5 12,5 темп роста, % к 2007 г 100,0 116,0 139,3 150,9 Национальная экономика млрд. руб. 497,2 672,8 753,5 508,5 % к расходам всего 9,1 10,4 10,2 6,4 темп роста, % к 2007 г 100,0 135,3 151,5 102,3 Жилищно-коммунальное хозяйство млрд. руб. 53,0 56,5 79,2 71,0 % к расходам всего 1,0 0,9 1,1 0,9 темп роста, % к 2007 г 100,0 106,6 149,4 134,0 Охрана окружающей среды млрд. руб. 8,1 9,4 10,3 11,0 % к расходам всего 0,2 0,1 0,1 0,1 темп роста, % к 2007 г 100,0 116,0 127,2 135,8 Образование млрд. руб. 277,9 310,0 312,3 341,2 % к расходам всего 5,1 4,8 4,2 4,3 темп роста, % к 2007 г 100,0 111,6 112,4 122,8 Культура, кинематография и средства массовой информации млрд. руб. 67,8 78,1 66,9 64,4 % к расходам всего 1,2 1,2 0,9 0,8 темп роста, % к 2007 г 100,0 115,2 98,7 95,0 Здравоохранение и спорт млрд. руб. 206,4 211,8 229,2 269,4 % к расходам всего 3,8 3,3 3,1 3,4 темп роста, % к 2007 г 100,0 102,6 111,0 130,5 Социальная политика млрд. руб. 215,6 257,1 340,0 375,2 % к расходам всего 3,9 4,2 4,6 4,7 темп роста, % к 2007 г 100,0 157,7 157,7 130,5
Предусмотреносокращение с 4,4 до 3,85% расходов на здравоохранение и спорт, с 3,9 до 3,22% –расходов на социальную политику. Социальная сфера в целом при высоком уровнеинфляции будет финансироваться хуже, чем на «старте» трехлетки. Социальностьбюджетной политики будет проявляться прежде всего по линиям роста уровня оплатытруда работников бюджетной сферы, использование материального капитала,увеличение пенсий и уровня минимального размера оплаты труда.
Активноеиспользование новых наукоемких технологий предполагает рост расходов нафинансирование национальной экономики при повышении эффективности бюджетныхрасходов. Однако в бюджете на 2008–2010 гг. по сравнению со «стартовым» 2007 г.предусматривалось сначала увеличение этой доли с 9,1 до 10,2% в 2009 г., азатем – снижение до 6,4% в 2010 г.
Судяпо тому, что в бюджете не 2009 г. и на период до 2011 г. расходы нанациональную экономику скорректированы и составят 13,4% (2009 г.); 13,1% (2010 г.);14,4% (2011 г.), можно отметить улучшение ситуации.
Резкоесокращение доли расходов на национальную оборону в общем.
Вобъеме расходов бюджета в бюджетной трехлетке (с 9,7% в 2009 г. до 8,5% в 2011 г.)по сравнению с бюджетом на 2008–2010 гг. (14,7% в 2008 г., 14,9% в 2010 г.).наблюдается перераспределение средств в пользу других силовых ведомств за счетотносительного сокращения расходов на оборону. В бюджете на 2009–2011 гг. болеемасштабно будут финансироваться расходы на национальную безопасность иправоохранительную деятельность (9,5; 9,4;
9,3%).В бюджете на 2008–2010 гг. они предусматривались на уровне 11,8–12,5% кобщему объему расходов.
Таблица3. Структура расходов федерального бюджета на 2009–2011 гг. (в млрд. руб.)Расходы по функциональной классификации Принятый закон о бюджете 2009 г. 2010 г. 2011 г. Расходы – всего 7943,0 8888,3 9546,6 Общегосударственные вопросы 1143,7 1172,3 1135,4 % к расходам всего 14,4 13,2 11,9 Национальная оборона 712,6 734,9 806,9 % к расходам всего 9,7 8,3 8,5 Национальная безопасность и правоохранительная деятельность 756,3 833,6 888,7 % к расходам всего 9,5 9,4 9,3 Национальная экономика 1063,7 1165,8 1371,5 % к расходам всего 13,4 13,1 14,4 Жилищно-коммунальное хозяйство 81,0 82,2 79,4 % к расходам всего 1,02 0,92 0,83 Охрана окружающей среды 13,8 14,7 15,05 % к расходам всего 0,1 0,1 0,1 Образование 410,4 448,5 465,4 % к расходам всего 5,2 5,00 4,87 Культура, кинематография и средства массовой информации 114,1 114,1 114,3 % к расходам всего 1,44 1,28 1,2 Здравоохранение и спорт 349,9 365,8 367,5 % к расходам всего 4,4 4,1 3,85 Социальная политика 310,2 338,6 307,9 % к расходам всего 3,9 3,81 3,22
Наначало 2008 г. размер Стабилизационного фонда равен 3,849 трлн. руб. Кдекабрю 2008 г. объемы Фондов, выделившихся из него, составилисоответственно: Резервного – 3,588 трлн. руб., Национального благосостояния – 1,672трлн. руб. По этому при цене нефти в 50 и в 40 долл. за баррель все социальныеобязательства государства будут выполнены.
Втекущем году впервые за последние несколько лет бюджет остался без профицита. Дефицитсоставит порядка 3 триллионов рублей. Более того, бюджет будет сводиться сдефицитом на протяжении как минимум трех лет. Тем не менее власти не только неидут на сокращение расходов, но и увеличивают их в этом году почти на 670миллиардов рублей по сравнению с прошлым годом.
Падениенефтяных цен на мировых рынках привело к тому, что федеральный бюджетнедополучит 2,7 триллиона рублей доходов. Кризис внутри страны снизит доходнуючасть почти на 4 триллиона рублей. Накопленные в прежние благоприятные годынефтедоллары поменяют русло и из Резервного фонда потекут в бюджет навосполнение дефицита.
Впервыеочередной трехлетний бюджет принимался в условиях неблагоприятной экономическойконъюнктуры, продолжающегося мирового финансового кризиса, замедления темповроста отечественной экономики. Ближайшие годы и, прежде всего 2009 г.,станут серьезным испытанием на прочность для бюджетной системы и экономикистраны.


Практикум
Экономика страныхарактеризуется следующими данными:
ВВП (Q) = 100 млрд. долл.,бюджетный дефицит-5 млрд. долл., денежная масса в обращении (M) = 20 млрд. долл.,скорость обращения 1 денежной единицы (V) постоянная.
Бюджетный дефицит можетбыть покрыт за счет дополнительной эмиссии. Какие последствия для экономикибудет иметь данный вариант покрытия дефицита? Для расчетов используйте формулуФишера (MV=PQ)
Решение: Уравнение Фишераназывают «уравнением обмена». Согласно уравнению обмена масса денег в обращениипрямо пропорциональна уровню цен и объему производства (продаж) товаров иобратно пропорциональна скорости обращения денег.
Уравнение Фишера имеетвид:
MV=PQ, где
М – величина находящейсяв обращении денежной массы;
V – средняя скоростьобращения одной денежной единицы;
P – средний уровень цен;
Q – реальный объёмвалового национального продукта (ВВП).
Исходя из уравненияФишера: V= PQ/M
20V=100
V=100/20=5 оборотов в год
В результате покрытиядефицита госбюджета за счёт дополнительной эмиссии денежная масса (М) составит:M=20+5=25 млрд. долл.
Если V – const, то рассчитаем уровеньцен: P=MV/ Q=25∙5/100=1,25
После денежной эмиссии, как мы видим из уравнения, уровень цен выросна 25%. Рост цен свидетельствует о росте темпа инфляции, что в свою очередьвлечёт за собой ряд других неблагоприятных последствий для экономики и в итогеприводит к воспроизводству бюджетного дефицита


Заключение
Одним из механизмов,позволяющих государству проводить экономическую и социальную политику, являетсяфинансовая система общества и входящий в ее состав – государственный бюджет.Именно через государственный бюджет производится направленное воздействие наобразование и использование централизованных и децентрализованных фондовденежных средств.
С помощью государственногобюджета государственные власти получают финансовые ресурсы для содержаниягосударственного аппарата, армии, осуществления социальных мероприятий,реализации экономических задач, т.е. для выполнения государством возложенных нанего функций.
Государственный бюджет,являясь основным финансовым планом государства, дает органам власти реальнуюэкономическую возможность осуществления властных полномочий. Бюджет отражаетразмеры необходимых государству финансовых ресурсов и определяет тем самымналоговую политику в стране. Бюджет фиксирует конкретные направления расходованиясредств, перераспределение национального дохода и внутреннего валовогопродукта, что позволяет ему выступать в качестве эффективного регулятораэкономики.
Нормальное состояниегосбюджета является его сбалансированность. Однако часто образуется бюджетныйдефицит – превышение расходов над доходами. Для покрытия дефицита приходитсяприбегать к печатанию новых денег, увеличивать внутренний и внешний долг, чтоимеет ряд отрицательных последствий. Действительные меры по улучшениюсоотношения бюджетных доходов и расходов ведут к профициту (превышению доходовнад расходами).
Благодаря новой бюджетнойполитики (сейчас эта политика регламентируется Бюджетным кодексом РоссийскойФедерации, вступившим в действие с 1 января 2000 г.) в России впервые былдостигнут бюджетный профицит, что позволило государству полностью выполнять всебюджетные платежи, а дополнительны доходы направлять на решение первоочередныхзадач. Повышение эффективности функционирования бюджетной системы Россиипозволит улучшить ее финансовые отношения с другими государствами. 
Список литературы
1.  Борисов Е.Ф. Экономическаятеория: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт-Издат, 2005.
2.  Бюджетная система России: Учебник длявузов / Под ред. проф. Г.Б. Поляка. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.
3.  Годин А.М., Максимова Н.С., Подпорина И.В. Бюджетнаясистема Российской Федерации: Учебник – 3-е изд., – М.: Издательско-торговая корпорация«Дашков и К», 2006.
4.  Государственное регулирование национальнойэкономики: Учебное пособие / Под ред. И.П. Платоновой, В.А. Шумаева,И. В, Бушуевой. – М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2008.
5.  Иохин В.Я. Экономическая теория:Учебник. – М.: Юристь, 2000.
6.  Экономика: Учебник / Под ред. А.С. Булатова– М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.
7.  Экономическая теория: Учебник для вузов /Под ред. проф. И.П. Николаевой. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.
8.  Экономическая теория: Учебник для вузов. Серия«Учебники и учебные пособия». – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2001. Статьи изжурналов и газет.
9.  А.Л. Кудрин. Бюджет – основаобеспечения долгосрочной финансовой устойчивости страны // Финансы. 2008. №12.
10. А. Селезнев. Проблемыбюджетной трехлетки // Экономист. 2009. №2.
11. Коровкина Е.Б. одоходах и расходах федерального бюджета // Финансы. 2004. №8.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.