Содержание
Введение
Глава1. Место и роль малого предпринимательства в современной экономике
1.1 Место и роль малого предпринимательства в современной экономике изарубежный опыт его государственной поддержки
1.2 Состояние и проблемы малого предпринимательства
Глава2. Государственная поддержка малого предпринимательства
2.1 Основные направления государственной поддержки
2.2 Использование программно-целевых методов управления для решения задачразвития и государственной поддержки малого предпринимательства
Глава3. Основные направления совершенствования государственной политики поддержки иразвития малого предпринимательства
Заключение
Списоклитературы
Введение
Актуальность темы исследования. В последние годы проблемымалого бизнеса все более привлекают внимание ученых и практиков. Малый бизнесявляется важным элементом рыночной экономики, без которого не может устойчиворазвиваться государство. Эффективное рыночное хозяйство возможно только в томслучае, если в экономике будет действовать большое число предпринимательскихструктур. Формирование благоприятных условий для развития малого бизнесаобеспечивает населению получение доходов от самостоятельной хозяйственнойдеятельности, а местным бюджетам — налоги. Ориентация на малый бизнес улучшаетпсихологический настрой в обществе и повышает ответственность людей засобственную судьбу. Поэтому разносторонняя поддержка сферы малого бизнесадолжна быть отнесена к числу основных направлений в развитии отдельныхтерриторий.
В настоящее время малый бизнес поддерживается, преждевсего, на государственном уровне. Муниципальные образования значительно меньшеучаствуют в его развитии, хотя по своей природе этот уровень управления болеевсего близок и доступен гражданам. Следовательно, именно муниципалитетам надорешать конкретные задачи, связанные с развитием частной инициативы граждан.Поэтому возникает необходимость сместить акценты государственной поддержкималого бизнеса на муниципальный уровень.
Вместе с тем, полная децентрализация поддержки малогобизнеса невозможна. Одной из важнейших задач региональных властей являетсяобеспечение равных условий для социально-экономического развития муниципальныхобразований, в том числе, по поддержке малого бизнеса.[7]
В настоящее время совместные целенаправленные меры поподдержке малого бизнеса на региональном и муниципальном уровнях не получилиширокого распространения, несмотря на то, что интересы властей разных уровнейсовпадают. Это обусловлено недостаточностью государственной поддержки малогобизнеса, отсутствием тесной связи между степенью государственной поддержки иреальным уровнем развития малого бизнеса. Вышеуказанные обстоятельстваобусловливают актуальность темы.
Целью исследования является изучение принципов и методовгосударственной поддержки малого бизнеса в муниципальных образованиях.
В соответствии с поставленной целью намечены следующиеосновные задачи:
* определить место и роль малого предпринимательства всовременной экономике;
* выявить состояние и проблемы алого предпринимательства;
* определить место программ поддержки малогопредпринимательства в общей стратегии социально-экономического развитиярегионов и ее отражении в рамках комплексных среднесрочных программ субъектовФедерации;
* изучить основные направления государственной поддержкималого бизнеса;
* рассмотреть возможности и практические инструментыразработки и реализации муниципальных программ развития и поддержки малогопредпринимательства, которые могут быть осуществлены на основе действующихположений муниципальной реформы;
Объектом исследования является сектор малых предприятий вроссийской экономике.
Предметом исследования являются проблемные области иперспективные направления развития институтов государственной поддержки малогопредпринимательства.
Степень научной разработанности проблем, характеризующихпредмет исследования, отмечена, значительным числом научных инаучно-практических работ по данной тематике, в монографиях и учебных изданияпо теории предприятий, теориям развития и технологических укладов, экономикеНТП, региональной экономике, экономике и социологии малого предпринимательства,таких российских и зарубежных авторов как: А. Анисимов, Н. Винокурова, С.Глазьев, О. Голиченко, Л. Гохберг, В. Дементьев, О. Еременко, Б. Ерзнкян, А.Зарнадзе, В.Зотов, Л. Зотова, А. Зуев, Г. Клейнер, В.Лексин, Л. Мясникова, В.Пресняков, В. Рубе, А.Швецов, Дж. Брайтс, Дж. Вэйзея, Дж. Джукс, П. Друкер, Ф.Найт, К. Норрис, Ф. Сауэрс, Р. Стиллерман, Й. Шумпетер.
Информационную базу курсовой работы составилаучебно-методическая, монографическая, законодательная и нормативная литература,материалы периодической печати, ресурсы информационной сети «Интернет».
Глава 1. Место и роль малого предпринимательства всовременной экономике
1.1 Место малого предпринимательства в современнойэкономике и зарубежный опыт его государственной поддержки
Малое предпринимательство представляет собой одновременноважное действующее лицо в экономической жизни, гармоничное развитие которойвозможно только в условиях разнообразия форм осуществления хозяйственнойдеятельности, и инкубатор для развития новых бизнесов – «подростковый» слойсреднего и крупного предпринимательства. Указанная двойственность обуславливаетнеоднородность малого предпринимательства как экономического явления,включающего в себя и основанные на персональном мастерстве ремесленныехозяйства, и структуры, обеспечивающие функционирование крупного бизнеса, ипредприятия, созданные для реализации нововведений – производства новыхпродуктов, внедрения новых технологий, завоевания новых рынков и т.д.
Принципиально важное место малого предпринимательства всовременной развитой экономике обусловлено, с одной стороны, процессамисближения технической оснащенности крупных и мелких предприятий, диверсификацииорганизационных форм производственной кооперации на базе бурно развивающихсяинформационных технологий, а с другой – преимуществами малых предприятий посравнению с крупными:
− узкая специализация (на разработках и продвиженииодного — двух видов продукции в строго ограниченных сферах современной науки итехнологии);
− наличие значительной доли высококвалифицированныхспециалистов в структуре занятых;
− высокая доля затрат на НИОКР, поскольку выпусккачественно новой продукции — это одно из основных средств малых предприятийдля выхода на рынок или сохранения своего места на нем;
− создание и перепрофилирование малых предприятийтребуют меньших затрат, которые при благоприятных шансах рынка сравнительнобыстро окупаются; такие предприятия имеют большие возможности в сжатый срокналадить производство новых изделий на современной технической основе;
− гибкость, способность быстро приспосабливаться кновым требованиям, выдвигаемым научно-техническим прогрессом, что особенноважно в условиях углубления специализации и диверсификации производства,расширения номенклатуры выпускаемой продукции, индивидуализации производства испроса;
− возможность оперативного освоения выпускамелкосерийной, уникальной продукции, поскольку, по мере научно-техническогопрогресса, постоянно возникают рынки новых товаров и услуг, емкость которых напервых порах незначительна, не требует массового производства.[6]
Разработка новых и коррекция устоявшихся терминов,связанных с понятиями инноваций и инновационной деятельности, преследует, кромечисто теоретической, еще и практическую цель — получение эффективного рабочегоинструмента, для измерения инновационных процессов на разных уровнях управленияим. Он выступает важным институциональным фактором диффузии знаний и ихкоммерциализации, трансфера технологий и выведения новых продуктов на рынок. Винновационном процессе выделяется этап, включающий необходимые операции довыведения продукта на рынок: исследования и разработки, завершающиесядокументированным описанием технологии или опытным образцом, которые затеммогут выводиться на рынок. Как правило, именно на этом этапе малый и среднийбизнес показывают более высокую эффективность по сравнению с крупным. С точкизрения жизненного цикла продукта они менее всего пригодны для стадии быстрогораспространения продукта на широком рынке. Здесь подключается крупный бизнес.Учитывая, что продукт стареет на рынке, крупные фирмы должны заботиться о егозамене новым уже на стадии расширения рынка, что создает у нихзаинтересованность в сотрудничестве с малым бизнесом, подключающимся к поискуновых вариантов. Таким образом, создаются условия для постоянной работы малогобизнеса в процессе непрерывного совершенствования производства.
Крупные предприятия с большей осторожностью относятся кнововведениям, они как можно дольше избегают радикальных изменений, ибопоследние несут с собой угрозу больших потерь. Малые предприятия, чей риск вденежном выражении менее весом, склонны к более радикальным и рискованнымнововведениям. Они реализуют менее капиталоемкие проекты, но по широкомуспектру направлений и сфер деятельности. Владельцы малых инновационныхпредприятий часто имеют более высокую, проникнутую творческим энтузиазмоммотивацию по сравнению с менеджерами, и тем более акционерами крупных компаний.
Анализ зарубежной практики государственной поддержкималого предпринимательства показывает, что ее формы и содержание весьмамногообразны. Характерная общая черта — множественность каналов получения такойподдержки, отсутствие монополизма какого-либо одного ведомства при наличииоргана, вырабатывающего национальную политику в данной области икоординирующего ее осуществление. За рубежом также огромное значение придаетсяформам взаимодействия органов господдержки малого предпринимательства иинститутов его самоорганизации, таких как ассоциации, общества взаимногокредитования, структуры субконтрактации и франчайзинга.[11]
В настоящее время в европейском Союзе и за его пределамиреализуется множество программ поддержки малого и среднего предпринимательства,дополняющих мероприятия на национальном уровне. Однако до сих пор сохраняетсяразнобой в определениях сектора малого и среднего предпринимательства, принятыхв отдельных странах и отдельных международных организациях, оказывающихподдержку этим секторам. Тем самым возникают неравные конкурентные условиямежду предприятиями, попавшими либо нет (в силу указанного различия определений)в зону влияния программ поддержки.
Следовательно, актуальной остается задача унификацииопределений малого и среднего предпринимательства, действующих в разных странахи на международном уровне.
1.2 Состояние и проблемы малого предпринимательства
Малое и среднее предпринимательство имеет исключительноважную роль в экономической и социальной жизни промышленно развитых странЗападной Европы, Америки и Восточной Азии, где на его долю приходится до 60 %валового национального продукта. Даже краткое перечисление достоинств этогосектора экономики позволяет в полной мере оценить те благотворные перспективы,которые он может открыть в России. Малый бизнес не требует крупных стартовыхинвестиций, гарантирует быстрый оборот ресурсов, высокую динамику роста, экономнои быстро решает проблемы реструктуризации экономики, оперативно реагирует наизменение конъюнктуры рынка, придаёт экономике гибкость и стабильность. Стольже значительны социальные функции малого и среднего бизнеса. Развитие малогопредпринимательства увеличивает число собственников и обеспечивает формированиесреднего класса – основного гаранта политической стабильности общества, создаетновые рабочие места, в том числе для молодежи и незащищенных слоев общества,обеспечивает снижение уровня безработицы, социальной напряженности иэкономического неравенства. [7]
На основании имеющихся статистических и аналитическихданных о состоянии и динамике развития малого предпринимательства приходится, ксожалению, констатировать, что на сегодняшний день малый и средний бизнесРоссии все еще не стал стратегическим фактором социально-экономическогоразвития и возрождения страны, несмотря на его огромный потенциал и темногочисленные социальные, экономические и политические проблемы общества,которые могут быть решены на основе его свободного и полноценного развития./>
Подлинная цель экономических реформ – созданиеэффективной экономики, обеспечивающей высокий уровень и качество жизнинаселения; достойное участие России в мировом экономическом сообществе.Развитое малое предпринимательство – уникальный и эффективный инструмент длядостижения этих целей. Малое предпринимательство – неотъемлемый элементсовременной рыночной системы хозяйства, без которого экономика и общество вцелом не могут нормально существовать и развиваться.
Малое предпринимательство занимает определенную нишу всистеме экономических отношений современного общественного устройства. Всоответствии со сложившимся характером разделения труда в общественном масштабеему отводится двоякая роль – с одной стороны малое предпринимательство – этовсеобщая основа (база) развития и подпитки свободных рыночных отношений,основанных на свободе распределения всех видов ограниченных, с другой сторонымалое предпринимательство это наиболее действенная форма решения задачиповышения эффективности всего общественного производства, поскольку егоприменение в отдельных сферах дает весьма ощутимый хозяйственный результат.
В экономически развитых странах число малых и среднихпредприятий достигает 80-99% от общего числа предприятий, в этом секторесосредоточены две трети экономически активного населения, производится болееполовины валового внутреннего продукта. В этих странах проводится активная ипоследовательная политика по поддержке и развитию предпринимательства. [13]
За последние десятилетия можно наблюдать определенноеструктурное преобразование экономической системы, заключающееся в переходелидерства в ней от крупных фирм к малому бизнесу. Хотя “лицо” любого развитогогосударства формируют крупные корпорации, а наличие мощной экономической силы(крупного капитала) в значительной мере определяет уровень научно-техническогои производственного потенциала, подлинной основой жизни стран с рыночнойсистемой хозяйствования является малое предпринимательство как наиболеемассовая, динамичная и гибкая форма деловой жизни. Именно в секторе малогобизнеса создается и функционирует основная масса национальных ресурсов, которыеявляются питательной средой крупного бизнеса.
Россия существенно уступает странам с развитой рыночнойэкономикой по общей численности малых предприятий. Количество малыхпредприятий, приходящееся на тысячу жителей в России меньше в 6 раз, чем вГермании, в 7,5 раз, чем в Великобритании, в 13 раз, чем в США. Роль малогобизнеса в общественном производстве России также существенно разнится: от 10-11% ВВП в России до 50-60 % в развитых странах мира.
Малые предприятия в развитых странах являются основнымисоздателями дополнительных рабочих мест. Например, в США только в 1970-1985годах на малых и средних предприятиях создано 35 миллионов новых рабочих мест,в то время как на государственных предприятиях и компаниях крупного бизнесачисло рабочих мест сократилось почти на 6 миллионов. Доля малых и среднихпредприятий в общей численности занятых в 1995 году составляла: в США — 70%,Япония — 78%, Италия -73%, Франция — 54%. Хотя в России последнее время нерастет количество малых предприятий, однако, именно они вносят значительныйвклад в решение социально-экономических проблем. Даже в те периоды, когда вцелом в экономике страны наблюдался рост безработицы, на малых предприятияхчисленность персонала увеличивалась и в настоящее время вместе синдивидуальными предпринимателями составляет около 14 миллионов человек. Малымипредприятиями В России выпускается 9% промышленной продукции (в отдельныхрегионах — до 20%), создается около 10-12% ВНП – и это при том, что малымипредприятиями используется немногим более 3% основных фондов промышленности.
Одна из причин успешного развития малого бизнеса встранах с рыночной экономикой состоит в том, что там крупное производство непротивопоставляется малому. Малые предприятия зачастую создаются при крупныхфирмах или сотрудничают с ними. Таким образом формировалась принципиально новаяструктура экономики. Для крупного бизнеса необходимы и выгодны: емкий рынок состабильным и продолжительным спросом, продукция массового производства,соответствующая требуемым стандартам, аккумулирование значительных финансовыхсредств, дешевая рабочая сила. Малые предприятия имеют ряд преимуществ вуправлении — отсутствие жесткой иерархии, простота коммуникаций, возможностьбыстрой корректировки целей. Поэтому себестоимость производства продукции вмалом бизнесе ниже, чем в крупном при высоком качестве производимой продукции иуслуг. [5]
Малое предпринимательство в Российской Федерациипродолжает испытывать серьезные трудности, для преодоления которых необходимапоследовательная работа, прежде всего, по дальнейшему совершенствованиюзаконодательства, финансовой поддержки малого бизнеса, повышению эффективностирегиональных программ развития малого и среднего предпринимательства, подерегулированию экономики, устранению административных барьеров и преодолениюкоррупции.
Кроме юридических лиц, предпринимательской деятельностьюзанимаются также предприниматели без образования юридического лица, которые напрактике мало, чем отличаются от собственно предприятий и могут иметь несколькодесятков сотрудников, значительный объем деятельности и т.д. Никакойсколько-нибудь достоверной статистики по таким индивидуальным предпринимателямна сегодняшний день нет. Достаточно сказать, что Госкомстат располагает даннымипримерно об одном миллионе предпринимателей, в то время, как Министерство поналогам и сборам – о 3,5 миллионах.
Учитывая индивидуальных предпринимателей, численностькоторых к началу 2001 года, по данным Министерства по налогам и сборам России,достигла 4 миллионов человек, общее количество занятых в малом сектореэкономики составляет 14 миллионов человек. В общей численности экономическиактивного населения это составляет около 17%, что практически в 3-4 раза нижеуровня западноевропейских стран.
В то же время по различным оценкам примерно половинамалых предприятий – “мертвые” и не ведут никакой деятельности. Они либо неначали работать, либо прекратили свою деятельность и фактически не существуют,не будучи ликвидированными в юридическом смысле. Это связано с одной стороны стем, что ликвидация предприятия является достаточно трудным делом. С другойстороны, отсутствие эффективного контроля за добросовестностью ведения бизнесапозволяет создавать фирмы-однодневки и бросать их в случае необходимости.
Понятие среднее предприятие не существует в российскомзаконодательстве. Никакие данные об этой группе предприятий не рассчитываются ине публикуются. Они могут быть получены только путем специальных расчетов наоснове баз данных по отдельным предприятиям, хранящихся в субъектах РоссийскойФедерации. Число средних предприятий (например, имеющих не более 500 человекперсонала и не являющихся малыми) составляет примерно 100 тысяч или 93% отобщего числа крупных и средних предприятий. Поэтому в ряде случаев совокупныеданные о крупных и средних предприятиях достаточно точно характеризуют группусредних предприятий. [14]
Развитие малого и среднего предпринимательства вразличных регионах Российской Федерации происходит весьма неравномерно – как врегиональном, так и в отраслевом разрезах. Более половины работающих в странемалых предприятий сосредоточено в 8 субъектах Российской Федерации, околочетверти – в Москве. Подавляющее большинство малых и средних предприятий вРоссии занимаются торговлей и общественным питанием и за последние годыпоказывали относительно стабильный рост. Приоритетные отрасли реального сектораэкономики в настоящее время развиваются в очень слабой степени. Доляпредприятий, внедряющих новые технологии или выпускающих образцы принципиальноновой продукции чрезвычайно мала.
Несмотря на наметившуюся в последние годы тенденцию ростапроизводства продукции, работ и услуг на малых предприятиях, их вклад в валовойвнутренний продукт России не превышает 12%. Инвестиционная активность малыхпредприятий также находится на низком уровне. Доля малых предприятий всуммарном объеме инвестиций в основной капитал составляет около 3%, что неотражает их реального инвестиционного потенциала.
Основная часть трудностей и препятствий на путистановления и развития российского малого предпринимательства лежит за рамкамисамой сферы малого предпринимательства. На основании имеющихся статистических ианалитических данных можно выделить целый ряд острейших проблем, с которымисталкиваются в своей деятельности представители малого и среднего бизнеса:
несовершенство нормативно-правовых основадминистрирования малого бизнеса со стороны государства, затруднение доступа субъектовмалого предпринимательства к государственному и местному заказу;
отсутствие реальных финансово-кредитных механизмов для инвестированиямалых предприятий;
несовершенство системы налогообложения;
проблемы материально-ресурсного обеспечения малого бизнеса;
трудность в осуществлении инновационных проектов ипрограмм предпринимателей;
неразвитость системы информационной поддержки малыхпредприятий;
проблемы кадрового обеспечения и подготовки специалистовдля малого предпринимательства;
несовершенство государственной инфраструктуры поддержкималого бизнеса.
Глава 2. Государственная поддержка малогопредпринимательства
2.1 Основные направления государственной поддержки
За последнее десятилетие в России сформировались основныеобщепринятые в странах с развитой рыночной экономикой элементы системыгосударственной поддержки малого предпринимательства. Учитывая современныеусловия и проблемы развития малого предпринимательства, а также недостаточнуюэффективность государственных мер по его поддержке, дальнейшее развитие исовершенствование всей системы государственной поддержки малогопредпринимательства становится в настоящее время ключевым фактором успешногоразвития малого предпринимательства в Российской Федерации.
Систему государственной поддержки малогопредпринимательства в настоящее время составляют:
— государственные нормативно-правовые акты, направленныена поддержку и развитие малого предпринимательства;
-государственный аппарат, представляющий собойсовокупность государственных институциональных структур, ответственных заразвитие малого предпринимательства, обеспечивающих реализацию государственнойполитики в этой сфере и осуществляющих регулирование сферы малогопредпринимательства и управление инфраструктурой его поддержки;
-государственная инфраструктура поддержки малогопредпринимательства, включающая некоммерческие и коммерческие организации,созданные с участием или без участия государства, деятельность которыхинициируется, поощряется и поддерживается государством, и предназначенная дляреализации системы государственной поддержки, направленной на развитие малогопредпринимательства. Рассмотрим некоторые из них:
1.Основным инструментом реализации государственнойполитики служат федеральные, региональные, отраслевые (межотраслевые) имуниципальные программы развития и поддержки малого предпринимательства. [7]
Руководство реализацией государственной политики в сфереподдержки малого предпринимательства осуществляется Министерством РоссийскойФедерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства в лицеДепартамента поддержки малого предпринимательства. Финансовое обеспечениереализации мер по развитию малого предпринимательства, предусмотренныхФедеральной программой, осуществляет Федеральный фонд поддержки малогопредпринимательства (ФФПМП). Некоторые региональные и муниципальные фондывыполняют соответствующие функции на региональном и муниципальном уровне.
2. Государственный аппарат системы поддержки малогопредпринимательства включает государственные структуры, ответственные за развитиемалого предпринимательства на федеральном уровне, в число которых входят:
В настоящее время в Российской Федерации имеются все видыструктур поддержки малого предпринимательства, которыми обладают развитыепромышленные страны. Основой государственной инфраструктуры поддержки малогопредпринимательства является система государственных и муниципальных фондовподдержки малого предпринимательства. В настоящее время система фондов, состоитиз Федерального фонда (ФФПМП) и 75 региональных фондов, из которых 24 учрежденыс участием ФФПМП. Сам Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства этогосударственная некоммерческая организация в форме учреждения, осуществляющаяфинансовое обеспечение федеральной политики в области государственной поддержкималого предпринимательства. Федеральный фонд является заказчиком Федеральнойпрограммы государственной поддержки малого предпринимательства в РоссийскойФедерации и осуществляет реализацию мероприятий Федеральной программы, в томчисле, через сеть региональных фондов поддержки малого предпринимательства. 63региональных фонда имеют организационно-правовую форму «фонд», 11-«учреждение»,1 — «бюджетный фонд» как подразделение администрации.
Помимо сети региональных государственных фондов создана,развивается и действует сеть муниципальных фондов. В настоящее время их — более170. Муниципальные фонды, как правило, создаются при участии региональныхфондов.
Региональные фонды учреждены правительствами субъектовфедерации, муниципальные фонды — органами местной администрации. Состояние идеятельность государственных и муниципальных фондов определяется, в основном,тремя факторами: законодательством, государственными мерами поддержки малогопредпринимательства (программами поддержки малого предпринимательства) и личнымотношением к ним первых должностных лиц органов исполнительной власти.Государственные фонды опираются в своей деятельности и развитии на Федеральныйзакон «О государственной поддержке малого предпринимательства», которыйпредоставляет им широкую арену деятельности по поддержке малогопредпринимательства, а также определённые преференции и льготы (в частности, поналогообложению), которые на практике, как уже говорилось, не удаётсяреализовать.
Возможно несколько организационных формпредпринимательства в зависимости от желания, возможностей, личностных качеств,семейных обстоятельств, профессии, места жительства и других факторов.Имеющиеся учебные мастерские при учебных центрах службы занятости являютсяодним из каналов, содействующих предпринимательству, где, во-первых,отрабатываются профессиональные навыки, во-вторых, обеспечивается временноетрудоустройство, в-третьих, приобретаются не только профессиональные, но иорганизационные навыки по созданию подобной мастерской, например, в районномцентре. На базе районных центров занятости могут быть созданы подобныемастерские, где помещение и оборудование могут быть предоставлены на льготныхусловиях районным центром занятости. Фонд содействия занятости совместно срайонными центрами может оказывать финансовую поддержку, информационную иконсультативную помощь. Правовая форма может быть различной, учредителем такоймастерской может быть районный центр занятости либо коллектив людей, которыерешили создать такую мастерскую. Парикмахерская, вязальная мастерская,мастерская по изготовлению и ремонту меховых изделий, мастерская поизготовлению изделий из лозы – вот лишь несколько возможных сфер деятельноститаких организаций. Фонд может оказывать содействие на тех условиях, которые ужебыли описаны, людям, решившим самостоятельно создать небольшую фирму,объединяющую людей, имеющих профессии по различным специальностям. Кромепервоначальной финансовой и информационной поддержки, фонд может оказыватьорганизационную помощь:
Например, чтобы арендовать помещения или найтисотрудников для своей организации в информационном центре фонда существует базаданных, в которую внесены сведения о тех, кто хочет получить работу поокончании переобучения по приобретенной специальности. Возможно создание биржинадомного труда или содействие, совместно с государственными органамизанятости, созданию предприятия, использующего надомный труд. Человек можетрешить заняться индивидуально-трудовой деятельностью. [6]
В данном случае, финансовая помощь чаще всего не нужна.Фонд может оказать, кроме информационной и консультативной помощи, помощь вразмещении рекламы продукции или услуг, в поиске возможных потребителей поимеющемуся банку данных информационного центра, юридическую помощь. Человек,ставший членом фонда, должен быть уверен, что он является гарантией обеспечениянадежности заключаемых договоров с поставщиками сырья либо с покупателямипродукции, то есть фонд является защитником ее прав. При фонде возможнаорганизация выставок-продаж продукции, создание магазина.
2.2 Использования программно-целевых методов управлениядля решения задач развития и государственной поддержки малогопредпринимательства
В современной экономической литературе подпрограммно-целевой деятельностью (управлением) понимается система подлежащихосуществлению мер, действий, проведение которых призвано обеспечить достижениеединой, заранее поставленной цели. Программа в самом общем смысле словаозначает совокупность намеченных, подлежащих последовательному выполнениюдействий, операций, процедур, связанных общностью решаемой проблемы, а такжеинформации об этих действиях. Синтез понятий «программа» и «цель» образуеткатегории «программно-целевая деятельность, «программно-целевые методы»,«программно-целевое управление», «целевые программы». Сочетание терминов «программность»и «целенаправленность» позволяет выделить круг программных действий, обладающихнаправленностью, в совокупность целеориентированных мер. Такие меры образуютцеленаправленный программно-целевой комплекс, в котором цель деятельностивыходит на первый план, становится, с одной стороны, главным ориентиром, а сдругой — связующим звеном всей системы действий.
Программно-целевое управление представляет системунамечаемых, подлежащих осуществлению мер (действий), проведение которыхпризвано обеспечить достижение единой, заранее поставленной цели. Определеннаяподобным образом программно-целевая деятельность имеет самые разные формы,получившие название «программно-целевое планирование», «программно-целевоеуправление», «социально-экономическое программирование». Все формы, видыдеятельности, охватывающие планирование, прогнозирование, организацию,координацию на программно-целевой основе, используют общую методологию,называемую программно-целевым подходом, или программно-целевым методом. Такаяметодология наиболее характерна для процессов выработки и реализацииуправленческих решений, связанных с задачами, не находящими решений в экономикекак управляемой системе. [6]
Программно-целевое управление является конкретизациейсистемного подхода, рассматривающего объект управления как сложнуюцелеустремленные систему, имеющую свои функции, структуру, связи.
Целевая программа по своей сущности должна являтьсяадресным документом, в котором должны быть сбалансированы используемые ресурсы,по исполнителям и срокам завершения. Таким образом, в целевой программеинтегрируется полный комплекс научно-исследовательских, социальных,экономических, организационно-хозяйственных, производственно-технических идругих мероприятий, направленных на решение одной или несколькихнароднохозяйственных задач.
На региональном уровне программно-целевой подход вуправлении применяется хотя и в русле его общей методологии, но имеет своиспецифические черты. Помимо характерной для региональных программ максимальнойнацеленности на решение социальных проблем территории, им в еще большейстепени, чем федеральным программам, свойственен поиск возможностей расширениягоризонта программ, использование современных методов бюджетирования, использованиемеханизмов государственно-частного партнерства в подготовке и реализациипрограмм. Региональные программы в принципе не могут быть эффективны без увязкис программами развития муниципальных образований, с одной стороны, исоответствующими федеральными программами — с другой. [8]
Уже в настоящее время подобные программы обеспечиваютактивное воздействие на всю предпринимательскую среду посредством целевыхустановок и взаимосвязанного использования различных экономических, правовых ииных механизмов. Это позволяет органам государственного управлениясосредоточить усилия на достижении приоритетных целей хозяйственного исоциального развития региона и сформировать в рамках его хозяйственногокомплекса адекватную современной экономике систему институтов рынка,предпринимательства и государственного регулирования. Этот метод позволяетдостичь максимальной эффективности привлекаемых ресурсов, гибко учитыватьспецифику переходных процессов и одновременно — хозяйственные и социальныеособенности, а также потенциальные источники развития отдельных типов регионовРоссии. Одним из секторов экономики регионов, регулирование которого напротяжении более чем десяти лет реформ осуществляется на основе комплексныхцелевых программ, является малое предпринимательство.
Региональные программы поддержки малого бизнеса, несмотряна наличие серьезных финансовых, организационных и правовых проблем,реализуются в настоящее время почти во всех субъектах РФ и разрабатываются надостаточно длительную перспективу. Есть основания полагать, что в ближайшеевремя эти программы сохранят и усилят свои позиции в экономической политикерегионов по отношению к малому бизнесу. Вместе с тем, пока действующиерегиональные программы поддержки малого бизнеса не обеспечивают ощутимыхрезультатов для его развития и реального позитивного влияния на экономикусубъектов РФ в целом. В этих условиях крайне важно уточнить правовой статусэтих программ (региональные законы о государственных целевых программах);сформулировать единые требования к их разработке, обеспечить взаимосвязь собщей программой (стратегией) социально-экономического развития субъекта РФ насреднесрочную перспективу.
Необходимо дальнейшее совершенствование методологииразработки названных программ с целью осуществления их не как символических идостаточно обособленных от общей экономической стратегии региона мероприятий, акак программ, «весовых» по формулируемым целям и задачам, разносторонних посодержанию, а также достаточно результативных по своим важнейшим экономическими социальным показателям. Первоочередной задачей является переход от программподдержки малого бизнеса к программам его устойчивого, долговременногоразвития. Механизмы таких «программ развития» должны быть интегрированы всистему управления региональным народнохозяйственным комплексом и подчинены егоприоритетам. В первую очередь, это должно реализовываться через взаимноесогласование программ и иных мер, ориентированных на поддержку малого бизнеса,с общей стратегией и конкретной программой социально-экономического развитиярегиона на среднесрочную перспективу. Региональная целевая программа поддержкималого предпринимательства должна представлять собой разностороннемотивированный и четко целеориентированный комплекс социально-экономических,организационно-хозяйственных, производственных, информационных и иных мероприятий,взаимоувязанных по ресурсному обеспечению, по исполнителям и срокам,обеспечивающим эффективное использование потенциала малого предпринимательствав решении проблем социально-экономического развития субъекта РФ. [11]
В этой связи построение эффективно действующей системыгосударственной поддержки малого предпринимательства и реализация ее задачметодами программно-целевого управления невозможно вне четко представления овоспроизводственных функциях малого бизнеса (экономических, социальных. фискальныхи пр.) и их особенностях в рамках экономики конкретного региона и конкретногоэтапа ее развития. Таким образом, при разработке рассматриваемых региональныхпрограмм важно отталкиваться от воспроизводственных функций малогопредпринимательства (формирование рабочих мест и доходов; насыщение идемонополизация рынков; пополнение бюджетов всех уровней; утверждение среднегокласса и пр.), характеризующих его наиболее значимые функции в экономикеданного субъекта РФ и, следовательно, специфику целей и задач политики егоподдержки на региональном уровне.
Важнейшим принципом программного метода управлениявыступает и его целевой характер, т.е. вменение программным мерам системыэшелонированных во времени целей, объективно отражающих как реально имеющуюсякартину экономики региона и сферы малого предпринимательства (на моментподготовки программы), так и приоритеты их развития на весь срок действияпрограммного документа. Применительно к разработке целевых программ поддержкималого бизнеса программно-целевой подход предполагает непосредственнуюориентированность мер государственного регулирования на некий конечныйрезультат, имеющий конкретные количественные и качественные параметры. Однако вдействующих региональных программах применение целевого метода формализовано;практически не встречаются попытки зафиксировать целевые установки данныхпрограмм по количественным и качественным параметрам развития сферы малогопредпринимательства исходя не вообще, а именно исходя из общего анализасоциально-экономического положения региона и его долговременных изменений.
Эффективное использование программно-целевого методауправления, в том числе, для решения задач развития и государственной поддержкималого предпринимательства, возможно только на основе устойчивости его ресурсногообеспечения. В современной экономике ограничителями развития сферы малогопредпринимательства выступают многие виды ресурсов, в том числе, финансовыекадровые, информационные и пр. Содействие в восполнении этих ресурсов ивыступает одной из целей всей поддержки малого бизнеса и требует привлечениязначительных средств, которые не всегда имеются в наличии на субфедеральномуровне управления. Недостаточность финансирования программ определяется, преждевсего, общей нехваткой средств в бюджетах субъектов РФ, неустойчивостью ихдоходной базы из-за зависимости от изменений в системе межбюджетногорегулирования. Кроме того, постоянно давало о себе знать несовпадениевременного горизонта программ (как правило, не менее 2-3 лет) и действовавшихгоризонтов бюджетного планирования (1 год).
В современных условиях выдвигаются следующие направленияработы по обеспечению устойчивости экономического (прежде всего, финансового)обеспечения региональных программ поддержки малого предпринимательства: а)переход к трехлетним рубежам бюджетного планирования; б) повышение доливнебюджетных источников финансирования программ, в частности, в рамках практикичастно-государственного партнерства; в) более тесная интеграция в системуматериального обеспечения программ ресурсов нефинансового характера, преждевсего, за счет сферы имущественных отношений; г) выделение среди субъектовмалого предпринимательства адресных групп поддержки по степени участия в нейбюджетных средств; д) усиление факторов поддержки, действующих в системе закупокдля государственных и муниципальных нужд; е) введение в рамках управленияфинансами программ практики «бюджетирования ориентированного на результат».
Переход к преобладающему значению адресных, в том числе,бюджетно малозатратных форм государственной поддержки малогопредпринимательства в равной мере может быть объяснен и теми изменениями,которые произошли в последнее десятилетие в среде самого предпринимательства,где отчетливо выделились различные группы субъектов хозяйствования,ориентированные на различные формы и виды государственной поддержки. В этихусловиях действенность программ поддержки определяется уже не объемомизрасходованных средств, а мерой соответствия практическим нуждам отдельныхцелевых групп субъектов малого предпринимательства. Пример такой новойориентации в практике государственной поддержки – содействие в становлениипроизводственной и иной кооперации малых предприятий со средними и крупными.Применение системы субконтрактации как фактора поддержки малогопредпринимательства активно предлагается в г. Москве с использованиемвозможностей Межрегионального центра промышленной субконтрактации ипартнерства, а также в Новгородской области и ряде других регионов России.
Достаточно широко распространенной малозатратной сбюджетной точки зрения формой поддержки малого бизнеса становится лизинг, спомощью которого малые предприятия могут получить в аренду на льготных условияхтехнологическое и торговое оборудование, грузовой автотранспорт и целыеимущественные комплексы («лизинг под ключ»). Сюда же относится развитиеинститутов микрофинансирования, страхового обеспечения обязательств субъектовмалого предпринимательства. Эффективны и такие бюджетно-малозатратныемероприятия, как: упорядочение деятельности контролирующих и надзорных органовпри осуществлении ими проверок деятельности малых предприятий; упрощениепроцедуры лицензирования; развитие кредитования малого бизнеса на основегосударственных гарантий и компенсации части ставки процента по кредитам.
Усиление акцента на бюджетно-малозатратные формыгосударственной политики в отношении малого предпринимательства будет оказыватьсущественное воздействие на практику применения программно-целевого метода егоподдержки. Формально объемы финансирования программ могут стабилизироваться и дажесократиться, но объем привлекаемых информационно-аналитических иорганизационных ресурсов, необходимых для осуществления программы в такойструктуризации может возрасти. Повышаются и требования к профессиональнойподготовленности управленческих кадров, участвующих в разработке и практическомосуществлении программ, включая обоснование необходимых объемов финансирования,тесную связь программ с современными методами бюджетирования и пр. Аналогичныетребования в отношении использования программного метода возникают и в связи стенденциями децентрализации и фактическим переходом (как в г. Москве) к единойвзаимоувязанной системе региональных и муниципальных программ поддержки малогопредпринимательства, включая четкое разграничение «зон ответственности», практикусовместного финансирования отдельных мероприятий и пр.
Глава 3. Основные направления совершенствования государстеннойполитики поддержки и развития малого предпринимательства
/>/>/>Нарядус такими основными ресурсами возможного роста экономики, как сокращение долималоэффективной государственной собственности (она все еще превышает 50%),иностранные инвестиции, в качестве главного резерва называется стимулированиесреднего и малого бизнеса.
Десятилетия развития рыночных реформ в России не сопровождалосьширокомасштабным развитием малого бизнеса. В результате малые и средниепредприятия не занимают того места в экономике, которое им отводится вэкономически развитых странах, где число таких предприятий составляет свыше 80%от общего числа предприятий. В этом секторе экономики в развитых странах занятодве трети работающих, производится более половины валового внутреннегопродукта. Россия значительно отстает от стран с рыночной экономикой по этимпоказателям. Доля малого предпринимательства в ВВП России не более 10–11%,стоимость основных фондов промышленности – чуть более 3%. Поступления вконсолидированный бюджет в 2000 г. от деятельности МП составили 14,7 млрд.рублей – это 1% доходной части бюджета. Общая численность работающих в МПроссийской экономики составляет 12 млн. человек (19% общей численности). В тоже время в США доля малых и средних предприятий в общей численности занятыхсоставляла 70%, в Японии – 78%, Италии – 73%, Франции – 54%. В Европе на 1000жителей приходится около 60 малых предприятий, в США – около 70, в Москве – 35малых предприятий.
По данным проведенного в 2008 г.Госкомстатом РФ сплошного обследования МП, выявлено 800 тысяч активнодействующих малых предприятий. Еще более 200 тысяч таких предприятийликвидировано или находилось в стадии ликвидации.
В процессе обследования выяснилось, что обновление фондовв этом секторе идет значительно быстрее, чем в целом по экономике, при этомвыше и само качество инвестиций. Так, коэффициент обновления основных фондов наМП составляет 20% (на крупных и средних – 5%). Это означает, что фонды в первомслучае полностью меняются в течение пяти лет, а во втором – только в течение 20лет. Кроме того, коэффициент выбытия в малом бизнесе равен 8% против 1% вэкономике в целом.
Структура МП: половина малых предприятий находятся всфере торговли: они держат 51% оборота в оптовой торговле и 26% – в розничной.В строительстве сосредоточено 14% малых предприятий, которые обеспечивают 28%подрядных работ в стране. В промышленности малые предприятия занимают 14%, ониразвиваются наиболее интенсивно в легкой, пищевой промышленности, впроизводстве стройматериалов. Способность малого бизнеса быстро заниматьвозникающие «ниши» в экономике проявилась в связи с изменениями в таможеннойполитике, позволившими малым предприятиям наладить производство и выйти нарынок с изделиями бытовой техники и радиоаппаратуры.
Вместе с тем выяснилось, что активность малых предприятийпо сравнению с крупными и даже средними все еще низка. Доля малых предприятий всуммарном объеме инвестиций в основной капитал составляет всего около 3%.
Кроме того, несмотря на рост производства и услуг намалых предприятиях, который носит преимущественно интенсивный характер (онпроисходит в условиях сокращения количества действующих, незначительногоувеличения занятых), их вклад в валовой внутренний продукт России несоответствует имеющимся возможностям. Все это позволяет утверждать о достаточновысоком потенциале малого предпринимательства, не говоря уже об уклоняющемся отофициального обследования теневом предпринимательстве. По свидетельствуспециалистов, официальных органов, в частности МАПа, выявленная общая тенденцияк росту малого предпринимательства не является результатом его последовательнойгосударственной поддержки. Предпосылками такого роста явился так называемыйкомпенсационный эффект событий 1998 года и сложившаяся в последние годыблагоприятная экономическая ситуация.
Государственные средства (включая инвестиционные ресурсына реализацию Федеральной программы поддержки малого предпринимательства) небыли выделены, а средства на реализацию мер, предусмотренных программой на2000–2001 годы, поступили только в конце 2000 года. Такое отношениеПравительства РФ к малому предпринимательству негативно сказывалось на позициирегионов при выделении средств на поддержку этого сектора экономики.
Опыт экономически развитых стран свидетельствует о том,что при определенных усилиях государства малые предприятия могут играть болеезаметную роль в развитии страны.
Начало XXI века ознаменовалось достаточно высоким уровнембезработицы, хотя, по мнению аналитиков, ситуация постепенно меняется в лучшуюсторону. Для поддержания высоких темпов развития экономики страны необходимаактивность малых и средних предприятий.
Правительство в этих условиях инициировало пересмотрполитики в данной сфере с тем, чтобы особо важные инструменты, применяемые дляподдержки малых и средних предприятий соответствовали изменениям, происходящимвокруг них.
«Малые и средние предприятия XXI века рассматриваются какхорошие пружины экономического развития и динамизма, которые демонстрируют своюживость, гибкость и творческий подход к делу. Меры в отношении малых и среднихпредприятий должны развивать и взращивать широкий диапазон независимых малых исредних предприятий».
Основными целями новой концепции являются:
– поддержка самостоятельных усилий в деле проведенияхозяйственного новаторства и освоения новых видов продукции;
– создание более благоприятного климата, способствующегоконкуренции;
– создание необходимой системы безопасности.
Первая цель состоит в поддержке позитивного роста активнодобивающихся своих задач малых и средних предприятий и их самостоятельныхусилий в хозяйственной деятельности и освоении новых видов продукции. Втораяцель состоит в облегчении доступа к ресурсам управления, таких, как капитал,людские ресурсы, технология, информация и прочие, а также в обеспечении честныхусловий конкуренции путем устранения несовершенства функции рынка. Третья цельсостоит в смягчении воздействия, вызванного резким изменением окружающихусловий, и в помощи малым и средним предприятиям адекватно реагировать навозникающие отклонения, и в то же самое время создать систему, котораяпредоставляет поддержку предприятиям, потерпевшим неудачу, а также возможностизаново испытать судьбу на рынке.
Меры государственной поддержки, разрабатываемые с учетомвыдвинутых на предстоящий период целей, предполагается дифференцировать длясредних, малых, мельчайших предприятий; особо выделяются венчурные предприятиявсех размеров.
Для начинающих новое дело венчурных компанийпредусмотрена многосторонняя поддержка, включающая смягчение условийкредитования, необходимого для начала дел, обеспечение гибкими управленческимиресурсами, такими как кадры, технологии. Для уже существующих малых и среднихпредприятий будут внедряться такие меры поддержки по обеспечению управленческихресурсов как оборудование и / или инженерно-технические средства, технология илюдские ресурсы, будут также реализованы мероприятия в целях оптимизацииперехода, направленного на укрепление управленческой базы.
Государственная концепция поддержки малого, среднего имельчайшего бизнеса в наступившем XXI веке нашла отражение в новом Основномзаконе о малых и средних предприятиях, который был введен в действие в декабре2000 года.
В России до последнего времени не удалось встроить мерыподдержки малого предпринимательства в общую политику реформирования экономики.
В России малые предприятия явились своеобразнымлокомотивом реформ только в конце 80-х – начале 90-х годов XX века, когда ониявились своего рода полигоном апробации негосударственных форм хозяйствования.Позднее отсутствие четко обозначенных приоритетов экономического развитияэкономики в целом позволило (хотелось бы предположить только эту причину)выработать стратегии встраивания малого предпринимательства, переориентациюнародного хозяйства на рыночное развитие.
С большим опозданием такая попытка предпринята в 2001году, в связи с принятием в конце 2001 года Концепции государственной политикиподдержки и развития малого предпринимательства в Российской Федерации.
Динамичное развитие малого предпринимательства и егоэффективное участие в решении социально-экономических проблем на федеральном,региональном и муниципальном уровнях во многом зависит от наличия необходимыхинституциональных основ.
К началу XXI века в регионах России создано 80региональных фондов поддержки малого и среднего предпринимательства, 54региональных бизнес-инкубатора, 46 центров, созданных межрегиональныммаркетинговым центром «Москва», 36 бизнес-центров, 96 учебно-деловых центров.Полнота и комплексность институтов и инфраструктурной поддержки различаются порегионам России. Наиболее полно они представлены в Москве, которая являетсясвоего рода полигоном отработки управленческих и организационных решений вотношении МП.
Практически инфраструктура создает каналы, по которымгосударственная поддержка доводится до ее получателя. Одновременно черезэлементы инфраструктуры реализуются отдельные рыночные услуги. Кроме того,через объекты инфраструктуры налаживаются деловые контакты и кооперация, чтоспособствует самоорганизации МП. Поскольку инфраструктура выполняет важнуюсоциальную функцию, ее создание и развитие должно (хотя бы частично)финансироваться государством. Наряду с этим (и такая практика имеется) длясоответствующих целей привлекаются средства союзов предпринимателей, банков, атакже финансовые ресурсы из частных источников на некоммерческой основе –субсидирование, гранты, благотворительность и т.д.
В настоящее время не существует общепринятойклассификации элементов инфраструктуры, типичной для регионов. Более того,иногда применяются разнообразные определения для однотипных структур. Одним избазовых элементов инфраструктуры практически во всех регионах являются Фондыподдержки малого предпринимательства, которые оказывают финансовую поддержкуэффективным проектам малых предпринимателей (как правило, в виде льготныхкредитов). Кроме того, именно за счет средств этих фондов происходит частичноефинансирование донасыщения инфраструктуры регионов или муниципальныхобразований отдельными элементами.
Задачей регулирования деятельности базовых элементовинфраструктуры является концентрация на ключевых проблемах поддержки малогопредпринимательства. В ближайшей перспективе это:
– актуальность информации, включая вопросы передачитехнологии, наличия свободных производственных мощностей, рынков ресурсов иготовой продукции;
– маркетинг, продвижение продукции и услуг на городской,региональные и внешние рынки, проведение выставок, рекламных кампаний,обучение, консалтинг.
В России сложилась парадоксальная ситуация, когдапроисходит постоянный рост количества разнообразных структур поддержки малогопредпринимательства, формируются все новые общественные движения – союзы,ассоциации, объединения и даже создается новая предпринимательская партия, абюджетная поддержка малого предпринимательства постоянно сокращается.
В этих условиях возрастает актуальность малобюджетныхформ поддержки малых предприятий, их самоорганизации, развития общественныхорганизаций и объединений. Достаточно прочное и заметное место срединегосударственных структур поддержки малого предпринимательства занимаетТоргово-промышленная палата Российской Федерации (ТПП РФ), созданная в 1991 г.как общественное объединение предприятий и предпринимателей, представляющееинтересы всех отраслей экономики, в т.ч. и МП.
Что касается других форм общественных организацийфедерального, регионального и местного уровней, то в них участвуетнезначительная часть субъектов МП. При создании и обеспечении деятельностиспециальных объединений и союзов малого предпринимательства возникает многопроблем, прежде всего финансового характера. Объединения малых предпринимателейфункционируют на основе различных организационно-правовых форм. Часть из нихявляется общественными структурами, другие – коммерческими структурами(хозяйствующими субъектами). Число членов таких организаций частонезначительно, они не имеют организационного опыта и финансовых средств, чтобы направлятьсвою деятельность на защиту интересов МП. Кроме того, общественные объединенияМП плохо взаимодействуют друг с другом. Для консолидации предпринимательскихобъединений, концентрации их усилий на решении неотложных проблем, обеспечениянормального правового климата возникла идея создания Объединенияпредпринимательских союзов России (ОПОРы).
Практическая деятельность общественных объединений малогопредпринимательства в значительной степени должна быть направлена налоббирование. Система влияния на государственную политику получилараспространение во всем мире. Для придания этим формам лоббирования правовыхоснов следует ускорить принятие законодательного акта «О лоббировании», как этопрактикуется в большинстве стран с развитой рыночной экономикой.
Как показал опыт более чем десятилетнего развитияпредпринимательства в России, недостаточная эффективность различных формгосударственной поддержки во многом вызвана слабой подготовленностью этогосектора экономики к ее восприятию. В перспективе государство, как любойкредитор, должно четко представлять и уменьшать свои риски. Для этого следуетупорядочить, координировать, контролировать, прежде всего, финансовые средства,направляемые в малый бизнес через различные структуры.
В условиях переходной экономики чрезвычайно велика рольгосударства в создании финансовых, страховых и правовых условий для развитиямалого и среднего предпринимательства. Среди множества факторов определяющихтемпы развития малого бизнеса обозначим некоторые.
Необходима отработка системы институтов финансированиякредитования и страхования рисков малого предпринимательства. Механизмыфинансовой поддержки малого предпринимательства по мере развития этого сектораэкономики претерпели определенную трансформацию. В начале 90-х годов в условияхнесформировавшейся институциональной среды поддержки МП превалировали методыпрямого, иногда на безвозмездных началах, финансирования отдельных приоритетных(по экспертным оценкам) предпринимательских проектов.
К середине 90-х годов, когда были созданы базовыеэлементы институциональной среды, получила распространение практика разработкифедеральных и региональных программ развития и поддержки малогопредпринимательства. Бюджетное финансирование, преимущественно на возвратныхосновах, осуществлялось для отдельных проектов, соответствующих федеральным ирегиональным приоритетам. Одним из условий бюджетного финансирования являлосьпривлечение для этих целей средств самих предпринимателей, муниципальныхсредств и других источников. [15]
В последние годы происходило постепенное сокращение исведение практически на нет ассигнований на финансирование Федеральнойпрограммы государственной поддержки МП. Средства, предназначенные на данныецели на 2005 г., оказались внутри статей бюджета. Изъятие их непосредственно наподдержку малого предпринимательства сопряжено с определенными трудностями. Заэто время во многих регионах сформировалась достаточно четкая политикаадминистраций и законодательных собраний в части финансовой поддержки данногосектора региональной и местной экономики, которая предусматривается отдельнойстрокой в бюджете. Однако без необходимого внимания государственной власти кфинансированию МП энтузиазм регионов может тоже зачахнуть.
Для повышения доступности банковских услуг для МПнеобходима отработка ряда механизмов и рычагов, повышающих заинтересованностьбанков в работе с такими клиентами. Предстоит реализовать на практикедекларируемые намерения об установлении различных льгот тем банкам, которыекредитуют малый бизнес, в том числе за долгосрочное кредитование (на периодсвыше 3 лет). Кроме того, необходимы гибкие формы страхования кредитных рисковбанков, а также расширение форм залога для получения кредита.
Для отдельно взятой малой формы страховые услугипрактически недоступны из-за их высокой стоимости. Неразвитость системыстрахования в сфере МП приводит к ненадежности хозяйственных связей иувеличению числа банкротств.
Отсутствие необходимой страховой защиты у малого бизнеса«отпугивает» потенциальных кредиторов, инвесторов в данную сферу. Если крупномупредприятию с устоявшейся репутацией удается найти поддержку со стороны банковили других инвесторов, то в отношении малого, особенно начинающего предприятия,обычные условия займов неприемлемы. От него требуются гарантии, в том числе в форместрахования. Эффективность использования механизма страховой защиты является,таким образом, условием стабильного функционирования мелких фирм.
Специалисты выделяют два наиболее важных с экономическойточки зрения вида страховых услуг, обеспечивающих финансовую защищенность МП:
– страхование имущества, используемого в производственномпроцессе, как собственного, так и арендованного;
– страхование различных видов гражданской собственности.
Это минимум страховых услуг, без которых малыепредприятия не могут рассматриваться как финансово защищенные. Понятно, чтокаждая категория малого бизнеса должна иметь возможность выбрать тот объем инабор видов страховой защиты, который ему может быть полезен и доступен сфинансовой точки зрения.
В последнее время и федеральное, и региональныеправительства уделяют заметное внимание проблемам развития страхования малогобизнеса. С этой целью в регионах, в некоторых муниципалитетах создаютсяГарантийные фонды, которые являются основой развития страхования малых предприятий.Развитие таких прогрессивных финансово-кредитных технологий, как страхование,гарантии, залоги, которые позволяли бы привлекать заемные средства и неразорять при этом малые предприятия, требует участия государства. Необходимосоздать нормативно-правовую основу для регламентации прохождения по всемуровням бюджетной системы средств по долевому финансированию, кредитов,инвестиций малого бизнеса и инфраструктурных проектов его поддержки натерриториях.
Большое значение для развития МП имеет и лизинг. У лизингабольшие перспективы и при организации малых предприятий на базе активов крупныхпроизводств, так как отпадает необходимость в значительных разовых инвестициях.Кроме того, при лизинге часто используется товарная форма арендных платежейвместо денежной (поставки продукции, производимой на арендуемом оборудовании).Эти обстоятельства чаще всего и выступают в качестве наиболее привлекательногомомента при участии малых предприятий в реструктуризации крупных. Дляпредприятий малого и среднего бизнеса, которые как никто другой испытываютпотребность в приобретении основных фондов, именно лизинг является наиболеезащищенным видом кредитования, позволяющим размещать средства на длительныйпериод по рыночным ставкам для кредитора и при этом по доступной цене.
Однако все то, что происходило с лизингом в России донастоящего времени, представляется незначительными затруднениями по сравнению свозможными проблемами, способными возникнуть в связи с вводом Налоговогокодекса, где определение «ускоренной амортизации» полностью отсутствует, чтоможет затруднить развитие лизинга в России. Расчеты показывают, что приприменении норм амортизации, заложенных в Налоговом кодексе, оборудование,взятое в лизинг, будет амортизироваться больше 10 лет. А это означает, что у российскихпредприятий исчезнет возможность использования лизинга как эффективного способаприобретения основных средств, которые помогают встать на ноги малымпредприятиям, модернизировать производство, развивать выпускконкурентоспособной продукции и, как следствие, помогают увеличивать налоговыепоступления в бюджет. [20]
В целом можно отметить: если условия для развития лизингав России не будут улучшены на основе лизингового законодательства, то из-заогромных потребностей в обновлении основных фондов промышленности на еетерритории быстрее, чем отечественный лизинговый бизнес, будет развиватьсямеждународный лизинг, осуществляемый компаниями, зарегистрированными в техстранах, где действует более благоприятный климат, определяемый лизинговым,налоговым и инвестиционным законодательствами, а также оффшорный лизинг. Этозначит, что российское государство утратит соответствующие источники налоговыхпоступлений, так как предприятия, по соглашению об избежании двойногоналогообложения, будут платить налоги в странах их регистрации.
Мировой оборот рынка лизинговых услуг составляет порядка500 млрд. долл. в год. В России сегмент розничного рынка, доступного дляпредприятий малого и среднего бизнеса, оценивается в десятые доли процента.
С макроэкономической точки зрения существенную роль вразвитии МП наряду с лизингом может сыграть франчайзинг. Франчайзингпредоставляет возможность широкому кругу начинающих предпринимателей получитьтехнологии ведения успешного бизнеса. Большое значение имеет совершенствованиезаконодательной базы этого вида предпринимательской деятельности дляиспользования как антикризисного варианта, обеспечивающего выживание отдельнойпредпринимательской единицы, так и варианта импорта передового опыта. В Россиифранчайзинг наряду с лизингом может стать эффективным инструментомпромышленного развития в рамках стратегии технологического развития,реализуемого на практике при условии преодоления инвестиционного кризиса исоздания «здоровой» (конкурентной) рыночной среды.
С точки зрения передачи прав на использованиеотработанных и оправдавших себя технологий, популярной торговой марки сосложившейся рекламой франчайзинг может быть интересен для многих крупныхпредприятий и особенно для градообразующих предприятий оборонного профиля, таккак достаточно часто руководящие кадры этих предприятий при всем их высокомпрофессионализме испытывают огромные затруднения в переориентации предприятийна выпуск гражданской продукции. Дальнейшее развитие франчайзинга потребуетвнесения изменений в законы, регулирующие такие сферы, как антимонопольнаяполитика, налогообложение, интеллектуальная собственность и др.
Организующим началом в координации мер государственнойподдержки малого бизнеса выступает законодательная деятельность. Как известно,принятый в 1995 г. федеральный Закон «О государственной поддержке малогопредпринимательства в Российской Федерации» явно устарел и не отвечаетсовременным реалиям. Так, требуют уточнения вопросы (технология) финансовойподдержки малого бизнеса, его взаимоотношений с бюджетом. Необходимо зановоопределить порядок создания, функционирования и ликвидации малых предприятий.Кроме того, имеется ряд сфер деятельности малого бизнеса, который, как показалотечественный и зарубежный опыт, требует законодательного оформления. К таким аспектамследует отнести восполнение пробела некоторых законодательных норм,регламентирующих взаимодействие малых и крупных предприятий. Нуждаются вуточнении возможности (меры поддержки) малых предприятий в осуществлениивнешнеэкономической деятельности. В экономически развитых странах в целяхсодействия малым предприятиям в выходе с их продукцией на внешние рынки созданыи функционируют специальные фонды и банки, которые дают этим предприятиямкредиты для осуществления экспортных операций, берут на себя связанные с этойдеятельностью риски.
Однако, если не будут расширены рамки (размер предприятийи их оборот) субъектов предполагаемых льгот, вряд ли можно рассчитывать, чтоэта мера существенно оживит предпринимательство в реальном секторе экономики.
Одним из факторов дальнейшего развития МП выступает ихинтеграция с крупными предприятиями и объединениями. Обладая ограниченнымиресурсами и информацией, малое предприятие не может самостоятельно решатьзадачи своего производственного развития. Встраиваясь в систему партнерскихотношений с крупным бизнесом, современное малое предприятие начинаеткомпенсировать и преодолевать свои ограничения путем формированиякооперационных межфирменных отношений сетевого характера. Системная интеграциякак новое направление партнерских отношений имеет функциональный и отраслевойаспекты.
Важным шагом к формированию последовательнойгосударственной политики в части поддержки и развития малого бизнеса сталаразработка и принятие Государственным советом РФ Концепции государственнойполитики поддержки и развития малого предпринимательства в РоссийскойФедерации. По сути, этот документ декларирует отношения власти к маломубизнесу, он должен стать базой формирования основных направленийсовершенствования государственной политики в отношении этого важного сектораэкономики. Однако реализация изложенных в Концепции намерений государства вотношении малого бизнеса потребует разработки четкой программы действий наближайший период и более отдаленную перспективу (5–10 лет), а также осуществленияконтроля за реализацией основных положений этого документа. [20]
Заключение
Помимо населения, органы муниципальные управления (и этоподтверждается всем мировым опытом) активно взаимодействуют спредпринимательской средой, причем, прежде всего, с представителями малого исреднего бизнеса. Последние испытывают со стороны органов муниципальногоуправления не только известное регулирующее воздействие, но и являютсяполучателями муниципальных услуг – как бесплатных (бюджетных), так и платных.Основные грани этого взаимодействия могут быть сформулированы следующимобразом: взимание местных налогов и регулирование их отдельных параметров(предоставление льгот по местным налогам и сборам); выделение земельныхучастков; выдача различных разрешений, в частности, на прокладку коммуникаций ипр. участие малых предприятий в закупках товаров и услуг для муниципальныхнужд, аренда муниципальной собственности малыми предприятиями и пр.
Особой формой названного взаимодействия, которая можетохватывать ту или иную часть субъектов малого предпринимательства являются мерыих прямой поддержки со стороны органов муниципального управления, которыенаиболее эффективно реализуемы именно через специальные муниципальныепрограммы. Такие программы сегодня составляют прерогативу лишь наиболее крупныхи финансово обеспеченных муниципальных образований, прежде всего, городов –«столиц» субъектов РФ. Однако, если учесть, что применение программного методахарактеризуется не масштабностью и стоимостью программ, а целеполаганием и системностью,пусть и ограниченного круга мер поддержки малого бизнеса, можно предположить,что разработка и реализация подобных программ может стать необходимымкомпонентом стратегии управления территориальным хозяйственным комплексом науровне таких муниципальных образований, как муниципальные районы и городскиеокруга. Требование подготовки и реализации подобных программ должно бытьотражено и в специальной статье федерального закона по местному самоуправлению.
Пока же новое законодательство по местному самоуправлениюпротиворечиво трактует вопрос об использовании программно-целевого методауправления на муниципальном уровне. Среди «Вопросов местного значения» (ст. ст.14, 15, 16 131-ого ФЗ) обязанность органов местного самоуправленияреализовывать программы социально-экономического развития данногомуниципалитета (как комплексные, так и целевые в отношении, например, развитияи поддержки малого бизнеса) не рассматривается. Однако есть два обстоятельства,дающие основания полагать, что такая работа все же необходима.
Во-первых, она проистекает из п.6 ст.17 131-ого ФЗ,которая связывает деятельность органов муниципального управления не только сосуществлением прямо обозначенных в законе функций (полномочий) по вопросамместного значения, но и с принятием и организацией выполнения планов и программкомплексного социально-экономического развития муниципального образования.Между тем, для абсолютного большинства муниципалитетов России их программысоциально-экономического развития в значительной, если не в решающей мереформируются именно как программы развития и поддержки малого и среднегопредпринимательства. Вне системы мер по развитию и поддержке малого и среднегопредпринимательства программы развития большинства муниципалитетов Россииэкономически и социально несостоятельны. Именно исходя из этого, в новом 209-мФЗ конкретно закреплены полномочия органов муниципального управления поразвитию малого и среднего бизнеса, а также требованиям к тем программам,которые должны обеспечивать полную и эффективную реализацию названного кругаполномочий муниципалитетов.
Во-вторых, предпосылки использования программно-целевогометода управления на муниципальном уровне вытекают из руководящих указаний поорганизации бюджетного процесса, в частности, из требований, установленныхзаконом к бюджетному планированию на всех уровнях бюджетной системы, включаяразработку системы программ и прогнозов социально-экономического развитиясоответствующего муниципального образования.
Однако формальная необходимость наличия программы еще не являетсядостаточным условием ее разработки и осуществления вне достаточныхэкономических, прежде всего, финансовых ресурсов. Конечно, частично этотдисбаланс может быть восполнен за счет содействия со стороны субъекта Федерации(Фонд муниципального развития, региональные программы межмуниципальногоразвития и пр.). Конкретные меры должны быть предприняты и с точкирегулирования доходных полномочий самих муниципальных образований. Основной шагв этом направлении – преодоление ситуации «сплошной» дотационности бюджетовмуниципальных образований, прежде всего, за счет придания реальногоэкономического «веса» системе местного налогообложения. Именно последнеепозволяет эффективно совместить на местном уровне управления фискальную ирегулирующую функцию налоговой системы.
Стимулировать муниципальные органы управления в отношенииих политики развития малого возможно через диверсификацию налоговой базыместных бюджетов с акцентом на все налоговые поступления от малого бизнеса,через процедуры финансового выравнивания в отношении дотационных муниципальныхобразований. Необходимо реализовать налоговую практику, при которой возможнобыло бы идентифицировать и направить в местные бюджеты всю массу налоговыхпоступлений от малого предпринимательства, а не только поступления поспециальным режимам налогообложения. Создание стимулирующего механизма возможнотакже через фонды муниципального развития путем осуществления на гибкихусловиях субсидиарной поддержки субъектами РФ муниципальных программ развитиямалого предпринимательства. Такая практика могла обеспечить эффективное«самовоспроизводство» бюджетных средств, которые потребны для осуществления мерподдержки малого предпринимательства на муниципальном уровне.
Список литературы
1. Федеральный закон № 209-ФЗ от 24.07.2007 г. «О развитии малого исреднего предпринимательства в Российской Федерации» № 131-ФЗ от 06.10.2003 г«Об общих принципах организации местного самоуправления в РоссийскойФедерации».
2. Атаманчук Г.В. Теория государственного управления: Курс лекций. — М.,2004. — С. 3-37.
3. Блюменфельд В. «Большие проблемы малого бизнеса»: Экономика и жизнь,2007г.
4. Габричидзе Б. Н., Чернявский А. Г. Конституционное право России. М.:Издательский дом Дашков и К, 2004. 1121 с.
5. Государственное управление: основы теории и организации: Учебник. В двухтомах / Под ред. В.А. Козбаненко. — М., 2002. Т. 1. — С. 4-7, 70-83.
6. Дедул А. «Малый бизнес России: Достижения, проблемы, перспективы»//Федеральная газета № 1-2 февраль 2007 г.
7. Идеи А.А. Богданова и современность. Материалы III межвузовскойнаучно-практической конференции молодых ученых / Под ред. А.И. Турчинова. — М,2004.
8. Кавеев Х. «Роль и место малых предприятий в экономике РФ» // Власть,№8-9, 2008 г.
9. Касьянова Г.Ю., Котко Е.А. «Документооборот в бухгалтерском и налоговомучете» — М.: Издательско-консультационная компания «Статус-Кво», 2007 г.с.
10. Лукьяненко В.И. Государственный аппарат России: проблемы организации,управления, контроля. — М., 2004.
11. Львов Ю.А.,«Основы экономики и организации бизнеса» — Спб.: ГМП«Фармико», 2006 г
12. Прудников А. С., Авсеенко В. И. Конституционное право России. М.: ЮНИТИ,2005. 687 с.
13. Радченко А. И. Основы государственного и муниципального управления: —Ростов-на-Дону, 2007.
14. Рагимов С.Н. Налогообложение малого предпринимательства. М.: Книжнаяредакция «Финансы» — 2001.
15. Система государственного и муниципального управления: Учебник / Подред. Г.В. Атаманчука. — М., 2005. — С. 8—16.
16. Телемтаев М.М. Государственное системное управление. — Алма-Ата, 2002.
17. Чиркин В.Е.Система государственного и муниципального управления:Учебник. — М.: Юристъ, 2005. 379 с.
18. Шамхалов Ф.И. Теория государственного управления. — М., 2002.