Федеральное агентство пообразованию Российской Федерации
«Стерлитамакскаягосударственная педагогическая академия
им. Зайнаб Биишевой»
Кафедра экономики именеджмента
КУРСОВАЯ РАБОТА
по теории финансов
Валютные кризисы: теорияи действительность
Выполнил: Ямбаев А.А.
Научный руководитель:
кандидат экономическихнаук
Юдаков А.Г.
Стерлитамак 2009
Введение
Проблемаданного исследования носит актуальный характер в современных условиях. Об этомсвидетельствует частое изучение поднятых вопросов, которым посвящено множестворабот. В основном это материал, изложенный в учебной литературе, носящей общийхарактер; но и многочисленные монографии, статьи в журналах и газетах, скоторыми современный человек постоянно сталкивается.
С однойстороны, тематика исследования получает интерес в научных кругах, с другойстороны, существует недостаточная разработанность и нерешенные вопросы. Этозначит, что данная работа помимо учебной, будет иметь теоретическую, так ипрактическую значимость, нести научную новизну.
В нынешниедни валютные кризисы не оставили безучастными уже практически ни одногочеловека. Основные вопросы, которые сейчас больше всего волнуют любогоуправляющего это то, как пережить мировой финансовый кризис и минимизироватьпотери.
Кризисы имеютсвойство время от времени повторяться, между ними есть стабильность и рост,потом опять возникает спад и кризис. Важно понимать, что кризис, как и вприроде, это естественный отбор, и в результате него происходит очищениебизнеса – выживут сильнейшие, слабые – погибнут. Слабые в отношении продаж,доходов или в финансовой стратегии, нарушающие законы денег – обанкротятся.
Экономикациклична — кризисы есть и будут, и их трудно предугадать. Основы ответственноймакроэкономической политики, которая поможет предотвратить или смягчить будущиекризисы, закладываются как раз в годы изобилия. Поэтому данная тема курсовойработы актуальна и будет актуальной, пока в мире существует экономика.
Теоретико-методологическуюбазу исследования составили три группы источников: авторские издания поисследуемой проблематике, учебная литература и научные статьи в периодическихжурналах.
Объектисследования: валютный кризис как элемент экономической системы.
Предметисследования: принцип и механизмы преодоления кризисных явлений.
Цель курсовойработы: изучить теоретические основы валютных кризисов как экономическойкатегории.
Длядостижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1)рассмотреть сущность валютных кризисов и их характеристику;
2) выявитьпричины и последствия валютных кризисов;
3)охарактеризовать пути преодоления кризисных явлений на валютном рынке.
1. Сущностьвалютных кризисов и их характеристика
Разговорами о кризисе наполнились все офисные помещения города. Навысоком уровне последствия финансового взрыва мировой денежной системыобсуждаются только за закрытыми дверьми. Оптимисты молчат, но улыбаются;пессимисты отворачиваются; реалисты продолжают работать и продумывать схемыпреобразований. Ведь, как говорится, любой кризис — это толчок в сторону позитивногопереворота. Случился кризис — надо найти причину и скорректировать стратегиюработы.
Однако в настоящее время мы говорим о том, что это самый сильныйсо времен Первой мировой войны кризис. Оценкой глобальных потрясений заняты умывсего мира. А пока они оценивают высоту завалин после финансового краха,оставшиеся в живых компании сокращают персонал, чтобы уменьшить свои затраты.Сокращением рабочих мест сейчас занимаются даже крупнейшие международныекомпании. Уволить одного-трех сотрудников из расчета на десять человек — этоодин из немногих доступных способов спасти изрядно пошатнувшуюся финансовуюсистему компании.
В условиях замерзших кредитных рынков тяжело даже мировымгигантам, не говоря уже о малом и среднем бизнесе. Когда российские компании,крупнейшие в своей отрасли, начинают сокращать производство, становится,действительно, не до смеха. Экстренное урезание бюджетов и вынужденный отказ отперспективных проектов затронули все секторы экономики. Сокращение реальныхдоходов, поредевший ассортимент супермаркетов и изменение потребительскогоспроса, урезание бонусов, премий и увольнение сотрудников компании,обанкротившиеся предприятия и разорившиеся банки — хочется оставить в прошлом[1].
Каждый из нас понимает, что кризис поразил мир, но не парализовал.Значит, мы можем и должны действовать, то же самое касается и рекламнойполитики любой компании. Для этого нам необходимо узнать подробно о сущностикризиса: Что же такое кризис?
Обратимся кБольшому экономическому словарю, который приводит такое определение: «Кризис(греч. krisis — решение, поворотный пункт, исход) — резкий, крутой перелом вчем-либо, тяжелое переходное состояние, острое затруднение с чем-либо; тяжелоеположение, при которомнеадекватность средств достижения целей рождает непредсказуемые проблемы»[2].
Как мы видим,самостоятельно экономика выйти из кризиса не сможет, но и обязательно должнаиспользоваться грамотная политика государства, чтобы борьба против кризиса нестала плачевной для экономики.
Кризис является составляющей фазой экономического цикла и он,безусловно, необходим, так как восстанавливаются нарушающиеся пропорцииобщественного производства. Для кризиса характерны следующие признаки: ростмассы нереализованной продукции; сокращение кредита; повышение ссудногопроцента; снижение курса акций и т. д. Все это обусловливает обесценениекапитала и сдерживание предпринимательской деятельности, что приводит к падениюприбыли, кризису неплатежей, а часто и банкротству[3].
Кризис продолжается до тех пор, пока общество не исчерпаеттоварные запасы, после чего опять появляется и поддерживается товарный спрос.Во время кризиса разоряются неэффективные хозяйства, остаются на рынке наиболеесильные производители, которые способны быстро наполнить рынок товарами, когдав этом появляется потребность.
На такой фазе экономического цикла, как депрессия, падение ВВП иувеличение безработицы существенно замедляются, объем инвестиций близок к нулю.Поэтому в этот период экономика характеризуется застоем в производстве,вялостью торговли, наличием большой массы свободного денежного капитала. Вместес тем в экономике формируются отдельные точки роста, связанные, как правило, споявлением новой продукции. Через определенное время экономическая системапреодолевает низшую точку, называемую впадиной, и начинается оживление.
На стадии оживления движение всех экономических показателей меняетнаправление: доход и занятость вновь начинают расти. Предприниматели начинаютпостепенно расширять производство. Это вызывает спрос на факторы производства,который соответственно определяет дополнительный спрос на потребительскомрынке. Увеличение роста производства приводит к тому, что его объемы достигаютдокризисного уровня. Когда предприятия доводят объем производства до высшейточки, достигнутой в предыдущем цикле, то начинается экономический подъем.
В процессе подъема продолжается обновление основного капитала иувеличение производственных мощностей. Усиливается инвестиционный ипотребительский спрос, что способствует росту совокупного предложения.Соответственно растут цены и доходы, а безработица, напротив, сокращается.Активизируется деятельность с ценными бумагами. На этом этапе увеличиваетсяспрос на кредит.
Однако в определенный момент хозяйствующие субъекты прекращаютобновлять основной капитал и сокращают спрос на инвестиционные товары. Вместе стем другие участники рынка, не связанные с инвестиционным комплексом,продолжают увеличение объемов продукции. В результате расширение производстваначинает обгонять спрос, и экономика входит в новый кризис[4].
Материальной основой циклического развития являются особенностидвижения основного капитала, инвестиционного процесса. Замена элементов этогокапитала осуществляется раз в несколько лет, после чего падает инвестиционныйспрос. Продолжительность цикла, сроки, через которые повторяются кризисыперепроизводства, — все это связано со средним сроком службы техники.
Кризис мировой валютной системы — это обострение валютныхразногласий, резкое нарушение ее функционирования, которое проявляется внесоответствии структурных принципов организации мирового валютного механизмаизмененным условиям производства. Это понятие возникло в связи с кризисомПервой мировой валютной системы. Кризис золотомонетного стандарта продолжался10 лет (1913-1922), Генуезкая валютная система существовала восемь лет(1929-1936), Бреттон-Вудская — 10 лет (1967-1976).
Кризис мировой валютной системы ведет к отмене старой валютнойсистемы и замены ее новой, которая обеспечивает относительную валютнуюстабилизацию[5].
Валютные кризисы обычно делят на локальные и циклические.
Локальные валютные кризисы — поражают отдельные страны или группустран даже в условиях относительной стабильности мировой валютной системы.(После Второй мировой войны периодически возникали локальные валютные кризисы воФранции, Великобритании, Италии и в других странах.)
Циклические валютные кризисы являются проявлением экономическихкризисов. Специальные валютные кризисы вызваны другими факторами: кризисплатежного баланса, чрезвычайные обстоятельства и т.п.
Для того, чтобы подробнее узнать сущность валютного кризиса,рассмотрим особенности мирового валютного кризиса 1929—1936 гг.
Во-первых, это циклический характер, поскольку валютный кризис былследствием глубокого экономического и денежно-кредитного кризиса.
Во-вторых, структурный характер, ведь основные принципы мировойвалютной системы, которая основывалась на золотом стандарте, испыталипоражения.
В-третьих, рассматриваемый валютный кризис характеризовалсябольшой продолжительностью: с 1929 г. по осень 1936 г.
В-четвёртых, кризис тяжело переносился всеми странами мира: курснекоторых валют снизился на 50-84%; операции из международного кредитования,особенно долгосрочные, были прекращены через массовое банкротство иностранныхдолжников, в частности Германии, Австрии и Турции, которые прекратили внешниеплатежи. Вследствие этого образовалась большая масса «горячих» денег, т.е.денег, которые стихийно перемещались с одной страны в другую в поискахспекулятивных прибылей.
В-пятых, кризис приводил к неравномерности развития кризиса вмире. Так, он поражал то одни, то другие страны, в разное время и с разнойсилой[6].
Процесс управления валютными кризисами зависит от валютнойполитики государства, которая реализуется, прежде всего, через бюджетно-налоговую политику.Во время кризиса для стимулирования роста производства расширяютсягосударственные заказы частным предприятиям, а также государственноестроительство. Государство также активизирует налоговые механизмы длярегулирования масштабов капиталовложений и потребительского спроса. Важныйинструмент антициклического регулирования государства — применение кредитнойполитики через изменение учетной, т. е. процентной, ставки, которую взимаетЦентральный банк при предоставлении ссуд коммерческим банкам[7].
На характер экономических циклов существенное влияние оказываетнаучно-технический прогресс. Все более ускоряющиеся темпы НТП обусловливаютускорение обновления основного капитала, которое наблюдается на всех фазахцикла, включая фазу кризиса. В результате перепроизводство товаров, какхарактерная черта кризиса, сменяется перепроизводством капитала и хроническойнедогрузкой производства. Это приводит к размыванию классической, пофазнойдинамики цикла и циклического характера воспроизводства в целом.
В условияхглобализации производства под влиянием международного разделения труда иинтернационализации хозяйственных связей цикл стал носить мировой характер. Кризисв одной стране влечет за собой кризисные явления в других странах, в результатечего все мировое хозяйство втягивается в циклические колебания. Так, в1974-1975гг. ведущие западные страны одновременно вступили в мировой экономическийкризис перепроизводства. В 1987—1989 гг. во всех главных странах такжесинхронно начался циклический бум. После небольшого спада, длившегося меньшегода в 1990-1991 гг., США и страны Западной Европы снова синхронно перешли кэкономическому подъему. Это объясняется интернационализацией производства ипереходом стран на новый технологический базис производства, который еще большеусиливает международный характер рынков факторов производства (сырья,материалов, оборудования, рабочей силы) и обусловливает мировые структурныекризисы.
Например, вСША рост ВВП в фазе подъема снизился с 30,1% в 1919-1938 гг. до 20,9% в1948-1982 гг., а его сокращение в фазе спада уменьшилось с 14,1 до 2,5%. Спадамериканской экономики в 1990-1991 гг., продолжавшийся почти 9 месяцев, привелк сокращению реального ВВП всего на 1,4%. Этот спад был более короткий и болееумеренный, чем два предшествовавших ему спада 1973-1975 гг. и 1981-1982 гг[8].
Для преодоления таких казусов государство создаёт общегосударственнуюпрограмму, которая фиксирует основные и желательные для общества в целомориентиры экономического и социального развития. Региональные программыохватывают деятельность отдельных частей экономики. В ряде странсоциально-экономическое развитие регионов осуществляется посредствомрегионального планирования. Целевые программы предусматривают развитиеконкретных направлений (научных исследований), поддержку отдельных группнаселения (пенсионеров и военнослужащих). Чрезвычайная программаразрабатывается в тех случаях, когда экономика находится в кризисном состоянии(последствия климатических, экологических катастроф, ведения военных действий, экономическихкризисов)[9].
Государственное программирование наиболее распространено в странахЗападной Европы, а также в Японии, менее в США и Канаде, где предпочтениеотдается текущему регулированию экономики. Программирование экономикиприменяется в развивающихся странах. Это объясняется тем, что развивающиесястраны сталкиваются в своем развитии с проблемами, преодолеть которые черезмеханизм стихийного регулирования экономических процессов невозможно.
По государственной программе составляется финансово-экономическоеобоснование, органами государственной власти утверждаются объем и механизмфинансирования.
Государственныепрограммы носят рекомендательный (индикативный) характер. Они не обязательныдля выполнения частным сектором экономики. Но, несмотря на свойрекомендательный характер, государственные программы имеют сильную поддержку,которая обеспечивает их значительную эффективность и реализуемость.Государственное программирование — это своего рода инвестиционные программы,рекомендуемые и поддерживаемые экономическими и социальными ресурсами всегогосударства, гарантирующие развитие общества в заданном направлении. Планируя ирегулируя сферу внутренних и внешних экономических отношений, государствостремится добиться необходимой координации воспроизводственных потоков в разныхсекторах экономики в соответствии с потребностями национального хозяйства какцелого.
Рассмотревданный вопрос, мы выяснили, что валютный кризис цикличен, несёт структурныйхарактер, а также тяжело переносится всеми экономическими странами мира,протекая неравномерно. Но всё же он необходим экономике для замены старойвалютной системы на новую, более стабильную, а адекватная и грамотная политикагосударства лишь поможет этому.
2. Причиныи последствия валютных кризисов
Говоря опричинах нынешнего экономического кризиса, следует начать с валютного кризиса вфинансовом секторе — именно он, как полагает подавляющее большинство экспертов,и привел к наблюдающемуся сейчас спаду в мировой экономике. С чего началсявалютный кризис, известно: с обвала на рынке ипотечных облигаций в США. Однаковызревать он начал гораздо раньше — задолго до расцвета рынка ипотечныхоблигаций subprime[10].
С начала 80-х годов в США начался процесс либерализации финансовыхрынков, основным итогом которого стало значительное ослабление регулированиякредитной деятельности банков. Фактически банкам было дано право самостоятельноопределять рискованность вложений в рыночные инструменты и, соответственно,создавать на основе своих оценок резервы под эти вложения.
Поскольку резервы банки создают за счет собственного капитала,размер которого ограничен, а прибыль получают именно от кредитной деятельности,такое изменение правил игры естественным образом подтолкнуло банки кнаращиванию кредитных портфелей. Тем более что правительство США значительнооблегчило банкам привлечение краткосрочного финансирования, последовательноснижая учетную ставку. Конечно, это был не непрерывный процесс. Федеральнаярезервная система (ФРС) США исторически чередует этапы повышения и пониженияставок. Однако тенденция налицо. Так, если в начале 1980-х ставкарефинансирования в момент достижения «потолка» повышательного цикла превышала19% годовых, то в начале 90-х была на уровне 10%, в 2000-м этот показательдостиг всего лишь 6,5% годовых, в 2006-м — 5,25%.
Политика циклического снижения-повышения процентных ставок доопределенного времени была весьма обоснованной. В периоды низких процентныхставок развивались все возможные виды бизнеса. Периоды же высоких ставокпозволяли отсеять «ненужные», точнее, наименее эффективные, спрос на продукциюкоторых становится минимален[11].
Но политикадерегулирования вместе с низкими уровнями процентных ставок внесла в этотциклический процесс свой дерегулирующий вклад. Низкие ставки привели к тому,что стало слишком уж выгодно не сберегать деньги, откладывая их на депозит (подтот же низкий процент), а инвестировать их в растущий из-за обилия дешевыхденег фондовый рынок. Также стало выгодно кредитоваться, а либерализацияфинансовой системы позволила банкам резко увеличить объемы кредитования, что слихвой компенсировало периодические подъемы ставок американским центробанком.
Масштабная стимуляция спроса открывала блестящие перспективы передразвитием бизнеса. Отсюда и впечатляющий рост фондовых индексов.
Проблема, однако, заключалась в том, что деньги, появляющиеся входе кредитной эмиссии, не были подкреплены наличием произведенного товара.Иными словами, вместо того, чтобы создавать товары, а потом менять их на деньги(как на наиболее удобную форму хранения сбережений), американская экономикагенерировала деньги «из ничего» в надежде, что товар «подтянется». И ондействительно «подтягивался», причем в значительных объемах из-за рубежа —отсюда и непрерывное снижение сальдо торгового баланса США с начала 80-х.
Американские банки кредитовали не только местную экономику —достаточно вспомнить бурный рост иностранных инвестиций в российский фондовыйрынок в 2000–2007 годах. Так что речь идет о периоде дешевых денег в мировоммасштабе. Конечно, большое значение имеет то, кто получает эти дешевые деньгипервым, и с этой точки зрения американцы были в преимущественном положении, ноэто тема отдельного разговора; кроме того, чтобы получить такое преимущество,надо сначала добиться, чтобы твоя валюта обрела статус основной международной,что нелегко.
В России в 2005–2007 годах, к слову, наблюдалась аналогичнаяситуация: рост потребления при дешевеющем кредите шел в основном за счетнаращивания импорта, значительно обгоняя рост производства[12].Сальдо торгового баланса у нас, правда, росло — просто за счет роста цен наосновную статью экспорта, сырье. Но сути дела это не меняло: деньги в экономикестали возникать как будто «из ничего». Таким образом, можно сказать, чтограждане современных США получили в наследство от предков основную мировуюрезервную валюту — доллары и стали обменивать доверие к доллару на иностранныетовары. А граждане современной России — запасы природных ископаемых, после чегопошли тем же путем[13].
Особо стоит отметить, что большую роль в расширении кредитнойэмиссии и последующем крахе рынков сыграли квазиденьги, например пресловутыеипотечные облигации, или, точнее говоря, так называемые структурированныефинансовые инструменты, то есть инструменты, составленные из разных финансовыхпродуктов, загнанных в единую структуру. Низкие ставки и доступность кредитовне просто приводили к дешевым деньгам — этот эффект еще надо было умножить нарост интереса инвесторов к стремительно дорожающим активам, каковое подорожаниебыло спровоцировано все теми же дешевыми деньгами. И чем больше становилосьэтих квазиденег, тем дороже стоили ценные бумаги, все более приближая стоимостьквазиденег к стоимости денег настоящих.
Гораздо более опасный процесс заключается в том, что возникшие«ниоткуда» деньги составляют конкуренцию деньгам реальным, то есть заработаннымв процессе производства товара. И люди начинают действовать согласноискаженному видению ситуации, причем не важно, вызвано это искажение пузырем накредитном рынке или на сырьевом. Но долго так продолжаться не может — пузырирано или поздно лопаются (грубо говоря, фондовый рынок не может добесконечности оттягивать на себя деньги из экономики — хотя бы потому, чтоценные бумаги не едят и домов из них не строят), после чего иллюзии исчезают исубъекты экономики начинают приводить свои планы в соответствие с объективнымиреалиями[14].
В середине 2004 года ФРС начала очередной цикл плавного повышенияставок, и через два года они выросли с 1 до 5,25% годовых. Для американскихзаемщиков это стало шоком, поскольку процентные ставки по кредитным договорам вСША привязаны к ставкам денежного рынка. В результате для многих заемщиковразмер ежемесячных выплат по закладным вырос более чем вдвое. В марте 2007 годаСМИ сообщали, что более миллиона американских семей могут остаться без крова,поскольку не в состоянии более выплачивать проценты по ипотечным закладным.
Фондовые индексы и цены на недвижимость в США двинулись вниз.Многим заемщикам становится выгоднее отказаться от выплат по закладной,поскольку купить новое жилье — дешевле, чем продолжать погашать оставшиесядолги.
В этих условиях ФРС спешно начала снижать процентные ставки, чтопривело к дальнейшему падению курса доллара — инвесторы снова началипредвкушать денежную накачку экономики. Одновременно стремительно пошли вверх ценына сырье: ожидая перепроизводства денег, спекулянты, в частности крупнейшиехеджевые фонды, стали играть на повышение на товарных рынках, несмотря напризнаки замедления экономического роста. В результате квазиденьги перетекли срынков недвижимости и акций именно в товарно-сырьевой сектор, немедленно создавочередной пузырь[15].
Массовые отказы от выплат по ипотеке привели к падению цен на«нижние» транши ипотечных облигаций, а вслед за этим — и на все остальные. Ибанки столкнулись с проблемой, как оценить реальную стоимость квазиденег,находящихся у них на балансе. Тут-то и выяснилось, что это не так просто.
Рынок ипотечных бумаг немедленно перестал выполнять свою функциюквазиденег — с ними просто стало страшно работать. Но это повлекло за собойновый эффект: банкам пришлось переоценивать стоимость своих активов всоответствии с новыми рыночными реалиями. Последовало резкое сокращениекапитализации банковской системы, после чего банки оказались не только не всостоянии выдавать новые кредиты, но и стали в спешном порядке отзывать ужевыданные. Тогда-то и выяснилось, что денег на рынке на самом делекатастрофически мало.
Понятно, что в условиях катастрофической нехватки кредитныхресурсов и падения потребительского спроса экономика нормально функционироватьне может. Крупнейшие корпорации оказались на грани банкротства. Одновременно —что, пожалуй, стало наиболее болезненным для России — рухнули цены на сырье[16].Естественная реакция в условиях ожиданий рецессии и дефицита денежных ресурсов,а также предыдущего аномального роста этого рынка.
Сейчас правительства развитых стран продолжают снижать процентныеставки, поддерживать банки путем вливания госсредств, а также напрямуюзакачивать деньги в экономику путем реализации различного рода программ по еестимулированию. Однако вопрос, когда эти меры дадут эффект и насколькодейственными они окажутся, пока остается открытым.
Хотя кризис еще далеко не закончен, некоторые выводы для себярегуляторы финансовых рынков уже стали делать. Например, власти США началирасследование спекулятивных операций хедж-фондов на сырьевых рынках, заоднозаметно ограничив их возможности в этом отношении. Европейские властирекомендовали банкам осторожнее относиться к вложениям в структурированныефинансовые инструменты. Начался пересмотр требований к деятельности рейтинговыхагентств. Однако подобные выводы из случившегося представляются довольноповерхностными.
Действительно, можно, конечно, обвинить рейтинговые агентства вприменении некорректных методик. Или банки в неосмотрительной кредитнойполитике. Или регуляторов в том, что допустили раздувание рыночных пузырей докритических размеров. Но это — частности, люди совершали ошибки всегда.Интереснее попытаться разобраться, в чем заключаются принципиальные недостаткисуществующей финансово-экономической системы.
Главный недостаток мировой финансовой системы сейчас — отсутствиев ней рыночных субъектов, заинтересованных в стабильности. В эпоху всеобщегогосподства открытых акционерных обществ и институциональных инвесторов этозвучит парадоксально, учитывая, что каждый отдельный частый инвестор встабильности, как правило, заинтересован, но это так[17].
3. Путипреодоления кризисных явлений на валютном рынке
На основеопыта кризисов 1998-1999 и 2001 годов правительства стран-лидеров готовились котражению новой экономической дестабилизации за счет создания мощных финансовыхрезервов.
Россияобразовала Стабилизационный фонд в размере 548,1 млрд. долларов. Китайсконцентрировал огромные золотовалютные резервы, достигающие 1,68 трлн. долларов(70% из них размещено в долларовых активах). Еврозона собрал более 500 млрд.долларов. Япония – 1,02 трлн. долларов. Золотовалютные резервы США относительноневелики, в несколько раз уступая запасам Японии. При этом государственный долгстраны к концу 2007-ого года достиг почти 10 трлн. долларов, а суммарный долггосударства, штатов и корпораций достиг 40 трлн. долларов.
В качествеантикризисной стратегии всеми странами предполагалось оказывать финансовуюпомощь попавшим в затруднение компаниям, способствуя восстановлению нормальногорежима их работы. Также государства планировали направлять финансовые ресурсына поддержание стабильного курса ценных бумаг и расчетных валют.
Однако, какпоказали уже первые месяцы нового глобального кризиса, все эти меры оказалисьнеэффективны. Они способствовали кратковременной стабилизации на фондовыхрынках, временно восстанавливали платежный баланс корпораций, но не снималипричин кризиса[18].
В США меры поснижению ставки рефинансирования, финансовой накачке компаний и временногостимулирования спроса за счет возврата части налоговых поступлений населению несмогли предотвратить вхождения национального хозяйства в полосу кризиса. ВСоединенных Штатах отмечается рост безработицы. Из-за нехватки кредитов 28 млн.американских граждан пользуются продовольственными талонами[19].
Для других стран, включая Россию, вхождение в мировой кризис покапроисходит с серьезным временным отрывом от США. Наряду с США проблемы началииспытывать и хозяйства европейских стран: Франции, Великобритании, Ирландии,Швейцарии, Люксембурга и Испании. Прибыль одного из крупнейших французскихбанков Credit Agricole по итогам 2007 года снизилась по сравнению с прогнозомна 16,8%. Убытки компании на американском ипотечном рынке в I квартале 2008года составили 1,2 млрд. евро. Другой французский банк Societe Generale объявило списании 1,18 млрд. евро по кредитным инструментам и падении чистой прибыли вI квартале на 23% до 1,1 млрд. евро. Крупнейший швейцарский банк Credit Suisseобнародовал информацию о потерях 2,85 млрд. долларов. Еще большие потери понескрупнейший европейский банк UBS AG. За IV квартал 2007 года они составили 13,7млрд. долларов. Всего банки мира уже списали в связи с американским «народнымдефолтом» (массовыми неплатежами по жилищным закладным) более 320 млрд. долларов.Merrill Lynch и UBS почти полностью лишились капитала. Банки Morgan Stanley,Mizuho Financial Group, Citigroup и Washington Mutual понесли убытки на третькапитала. Совокупные потери на рынке ипотеки и связанных с ней долговых ценныхбумаг оцениваются МВФ в 565 млрд. долларов. Эта сумма была снижена поддавлением США. Ранее МВФ оценивал потенциальные убытки в 945 млрд. долларов.Сведения о потерях, понесенных на ипотечном рынке США, продолжают поступать,размер постепенно рассыпающейся пирамиды ипотечных кредитов оценивается в 10,7трлн. долларов.
Власти РФразместили на счетах проблемных банков средства Пенсионного фонда. Средигосударств СНГ в наиболее затруднительном положении оказался Казахстан. Причина– финансовые проблемы, вернее, банковский кризис, вызванный невозможностьюрасплатиться за дешевые иностранные кредиты. Из казахских банков начался оттоксредств, их рейтинги резко снижены. Правительство Казахстана выделило в помощьбанкам 4 млрд. долларов, при общих финансовых резервах страны в 40 млрд.долларов. Однако ни этой суммы, ни золотовалютных запасов Казахстана не хватитнадолго. Строжайшая экономия, о которой говорит Назарбаев, тоже окажетсямалоэффективной. Применение подобных мер правительствами других стран такжеприведет лишь к углублению кризиса. Получение отсрочки для корпораций за счетдальнейшего падения потребления не только не снимает противоречий кризиса, анапротив – обостряет их[20].
Официальныелица США считают, что негативную тенденцию все еще можно преодолеть,предотвратив глобальное расползание кризиса. Однако ожидания чиновников, чтофинансовое стимулирование способствует повышению потребительской активности,пока не оправдались. Население предпочитает тратить деньги на оплату долгов исоздание запасов продовольствия. Американские компании продолжают проводитьполитику экономии за счет ухудшения условий труда работников, что никак неспособствует росту потребления.
Нет основанийсчитать, будто новое понижение ставки рефинансирования окажется болееэффективным. Также нет оснований полагать, что разовая субсидия населению можетподнять его платежеспособный спрос, упавший в силу объективных причин.Финансовая накачка компаний не способна вернуть им эффективность в условияхпадающего потребления[21].
В современныхусловиях России ее бюджетная политика направлена на преодоление последствийсистемного кризиса и стабилизации в первую очередь социально-экономическойситуации. С этой целью наиболее актуальными задачами бюджетной политикиявляются:
— повышение уровня минимальных государственных гарантий передобществом: минимальной заработной платы, минимальных пенсий и пособий и ихсвоевременное регулирование в соответствии с ростом потребительских цен;
— стабилизация уровня жизни населения, создание условий во всехрегионах режима защищенности наименее обеспеченной части населения,предотвращение обнищания населения и минимизация негативных последствийбезработицы;
— оказание помощи населению регионов попавших в кризисные ситуациив результате катастроф, стихийных бедствий, межнациональных конфликтов исепаратистских последствий;
— выравнивание условий социально — экономического развитиярегионов при одновременной поддержке тех регионов, которые имеют важноестратегическое значение;
— стабилизация работы сектора экономики, как главного элементаобеспечения жизни общества и безопасности государства;
— централизация всех видов доходов и иных ресурсов на счетеФедерального казначейства с целью оперативного вмешательства в негативныепоследствия;
— обеспечение государственной монополии на производство и обороталкогольной и других видов продукции;
— погашение задолженности бюджетным организациям и другимполучателям бюджетных средств;
— реструктуризация государственных долгов, инвентаризация высших ивнутренних заимствований и результатов их использования;
— принятие мер по перечислению дивидендов по акциям находящимся вгосударственной собственности и прибыли ЦБ РФ в федеральный бюджет;
— обеспечение сбалансированности бюджетов всех уровней игосударственных внебюджетных фондов;
— повышениероли бюджета развития РФ как источника государственной инвестиционной политикии т. д[22].
Последнеевремя стало модно придумывать стратегии по борьбе с кризисом. Большинство изних не содержит и малой доли полезных идей или излагает их в сумбурной, противоречивой,бессистемной форме. Но главное не в этом. Всякий антикризисный план должениметь заинтересованную сторону, часть общества, потребностям которой онотвечает. Реализуемый властями план отражает интересы российских корпораций, нежелающих ничего менять в экономике, а нуждающихся только в прекращении кризиса(что само по себе абсурдно). Благие советы правительству для него не интересны.Трудящиеся России пока не заявили себя как самостоятельная общественная силаготовая отстаивать собственные нужды и добиваться исполнения своегоантикризисного плана. Антикризисный план – это программа политическая.
Чистотеоретически преодоление кризиса требует переориентировать всю экономическуюполитику на людей, которые и есть нормальные потребители и которых у нассознательно душат: бесправием (прописка, к примеру), безумной эмиссиейподрывающей зарплаты, отсутствием социальной защиты и таковой политики,пригодных для жизни пенсий. Нет потребителей – нет рынка. Есть спрос,поправятся дела в производственном и кредитном секторах. Только такая политикатребует крайне продуманного регулирования. Впрочем, есть альтернатива: властипросто ждут, пока закончится кризис. Кризис все еще воспринимается верхами какнекая конъюнктурная неприятность, а не системное потрясение. Правительство икорпорации ждут, пока цены на нефть снова вырастут. Но кризис не собираетзаканчиваться. Возможности потребителей подорваны повсеместно, неолиберальнаяэкономика работать дальше не может[23].
На населениевласти тратить денег не намерены. Это для них только статья издержек, посколькуправительство у нас отражает интересы монополий (сырьевых, что важно). Главнаяориентация на внешний рынок, внутренний потребитель в сравнении с ним вторичен.В ЕС, США или Японии ситуация отличается от российской ненамного. Власти готовытратить деньги на разовые выплаты потребителям, но не желают способствоватьстабильному повышению их доходов[24].
Направленныена действительное преодоление кризиса меры должны сочетать стимулированиеспроса с протекционистской защитой рынка. Необходимо поднять пенсии с чудовищнонизкого уровня. Нужны реальные пособия по безработице, в несколько разпревышающие теперешний уровень и не привязанные к прописке. Должны создаватьсяновые рабочие места. Банковский процент надо ограничить 6%. Необходимопроизвести технологическое обновление индустрии и создание новых производств.Государство должно отказаться от исключительно монетарных методов регулированияи осуществлять там, где необходимо прямое вмешательство. Но все это не набортехнических мер, а политика./>
Заключение
Учитываяразвивающийся характер российской экономики, вопросы исследования валютныхкризисов будут еще долго оставаться актуальной темой для исследования. В нынешние дни валютныекризисы не оставили безучастными уже практически ни одного человека, влияя набюджет каждого. Они породили взрыв валютных противоречий, резкое нарушениефункционирования валютной системы, проявляющееся в несоответствии структурныхпринципов организации мирового валютного механизма к изменившимся условиямпроизводства, мировой торговли, соотношению сил в мире.
В силу своейприроды, обусловленной вызвавшими его противоречиями, валютный кризис призвансовершить качественные изменения в мировой хозяйственной системе, вернув ейэффективность, обеспечить валютную стабилизацию, сменив старую валютную системуна новую.
Изучиввалютные кризисы с точки зрения новейших отечественных и зарубежныхисследований по сходной проблематике, мы пришли к выводам, что кризисныеявления присущи не только развивающимся странам и странам с переходной экономикой,но и развитым странам, действуя неравномерно, тяжело переносятся всемигосударствами.
Кризисипотечного кредитования в США породил валютный кризис, чреватый глобальнойпроблемой кредитования, рецессией американской экономики и прочимиразрушительными последствиями.
С цельюминимизации потерь от кризисов и предотвращения кризисных явлений, актуальнымявляется разработка методик ранней идентификации финансовых кризисов.
В условияхкризиса нужно переориентировать всю экономическую политику на людей, т. к. еслине будет потребителей, то не будет рынка. Но она требует крайне продуманногорегулирования.
Не нужнождать окончания кризиса, нужно действовать. Самостоятельно экономика выйти изкризиса не сможет, обязательно должна использоваться грамотная политикагосударства, чтобы борьба против кризиса не стала плачевной для экономики.
Направленныена действительное преодоление кризиса меры должны сочетать стимулированиеспроса с протекционистской защитой рынка.
Кризисявляется составляющей фазой экономического цикла и он, безусловно, необходим,так как восстанавливаются нарушающиеся пропорции общественного производства.
Главныйнедостаток мировой финансовой системы сейчас — отсутствие в ней рыночныхсубъектов, заинтересованных в стабильности. В эпоху всеобщего господстваоткрытых акционерных обществ и институциональных инвесторов это звучитпарадоксально, учитывая, что каждый отдельный частый инвестор в стабильности,как правило, заинтересован, но это так.
Списокиспользованной литературы
1. Александров И.М.Бюджетная система Российской Федерации: Учебник. – М.: Дашков и Ко, 2007. – 486с.
2. Бартон. Д. В условияхкризиса // Вестник McKinsey. – 2008. — № 20. – 118 с.
3. Большой экономическийсловарь // Под ред. А.Н. Азрилияна. – М.: ОМЕГА-Л, 2008 г. – 1416 с.
4. Дювьесар Жан-Паскаль.Управление -дело местное // Вестник McKinsey. – 2008. — № 18. – 118 с.
5. ЕвченкоМ. Кризиспоразил мир, но не парализовал // Coach. – 2008. — №9. – 68 с.
6. Зотин А. Спекулянтывозвращаются // РБК. – 2009. — № 12. – 156 с.
7. Исерн И.,Пунг К. Как справиться с реформой // Вестник McKinsey. – 2008. — № 19. — 118 с.
8. Кияткин А. Написанонефтью // Smart Money. – 2008. — № 45. – 70 с.
9. Колташов В… Кризисглобальной экономики: Учебник. – М.: ИГИСД, 2009. – 482 с.
10. МалютинА. Как власть общается с народом и учит бизнес правильному поведению во времякризиса // Smart Money. — 2008. — №46 – 70 с.
11. Рожков Р. Сказка пролепку // Коммерсантъ. – 2009. — № 4 – 80 с.
12. Рушайло П. Кризис пособственному желанию // Коммерсантъ. Деньги 2.0. – 2009. — № 1-2 – 80 с.
13. Сандул И. Еврозарплата// Корреспондент. – 2009. — № 46. – 68 с.
14. Финансы и кредит:Учебное пособие / Под ред. А.М. Ковалевой. – М.: Финансы и статистика, 2005 – 512с.
15. Хабаров М. Кризисбудет глубоким, но недолгим // Коммерсантъ. – 2009. — № 3 – 80 с.
16. Хмыз О. Особенностидеятельности хеджевых фондов // Финансовый менеджмент. – 2008. — № 1. – 240 с.
17. Хренников И. Жизньпосле краха // Smart Money. – 2008. — № 48. –70 с.
18. Чая В.Т.Аналитические триггеры как инструмент антикризисного управления // Экономическийанализ. Теория и практика. – 2008. — № 12. – 84 с.
19. Шараев Ю.В.Теорияэкономического роста: Учебное пособие. — М.: Издательский дом ГУ ВШЭ, 2006. — 212с.
20. Экономическая теория:Учебник / Под ред. Г.П. Журавлёвой, В.Е. Сактоева, Е.Д. Цыреновой. — Улан Удэ:Издательство ВСГТУ, 2005. – 934 с.
21. Юрьева Т.В.,Марыганова Е.А. Экономическая теория. Макроэкономика: Учебно-методическийкомплекс. – М.: МГУЭСИИ, 2008. – 286 с.