Федеральное агентство по образованию
Филиал ГОУ ВПО «Байкальский государственный университет экономики иправа» в г. Братске
Кафедра бухгалтерского учета и налогообложения
Курсовая работа
По дисциплине «Налогообложение участников ВЭД»
Валютный контроль за экспортно-импортными операциями
Выполнил: студент группы Нз-05
Подгорнов Ю.С.
Проверил: Ст. преподаватель
Косых А. Ю.
/>
Братск 2009
Содержание
Введение.
1. Основные понятия, цели ипринципы валютного контроля
1.1 Органы, осуществляющиевалютный контроль
2. Сущностьэкспортно-импортных операций
2.1 Валютный контрольэкспортных операций
2.2 Валютный контрольимпортных операций
2.3 Порядок оформленияпаспорта сделки
2.4 Таможенное оформление.Порядок осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютныхопераций по контракту
3. Воздействиегосударственного валютного контроля на экономику России
Заключение
Список литературы
/>
Введение
Внастоящее время многие страны, а Россия в особенности,сталкиваются с проблемой приспособления к сложным экономическим ситуациям иустанавливают государственный контроль (в том числе валютный) надвнешнеэкономической деятельностью страны.
Система государственного валютногоконтроля является составной частью набора мер, проводимых государством в рамкахвалютной политики, которая, в свою очередь, является подсистемой структурыболее масштабного уровня государственного контроля.
Из всех видов валютной политики наибольшеераспространение получила практика валютного контроля, применяемая практическиво всех странах, но с разным уровнем жесткости. Правительства, сталкиваясь спостоянным нарушением платежного равновесия, прибегают к поддержкефиксированных валютных курсов при помощи развитой системы государственногоконтроля, ограничивающего возможности резидентов покупать иностранные товары иуслуги или предоставлять за границу кредиты и обязательства.
Государство может предпочесть системувалютного контроля другим видам валютной политики по нескольким причинам. Такаяполитика гарантирует от дальнейшего увеличения затрат из государственногобюджета на поддержание курса национальной валюты (кроме затрат на организацию иобеспечение функционирования служб валютного контроля). Многие странывыравнивают платежный баланс путем использования валютного контроля. В такойситуации валютный контроль становится гарантом того, что объем импорта, а,следовательно, и отток иностранной валюты из страны будут строго фиксированы.
Использование валютного контроляоказывается сравнительно предпочтительным и в том плане, что предоставляетправительством большую гибкость и власть при осуществлении валютной политики,тогда как использование других видов поддержки курса национальной валютырегламентируется международными валютными соглашениями.
В центре внимания данной работы будетнаходиться действующая в настоящее время в Российской Федерации системавалютного контроля.
Актуальность исследуемой темы определяетсясовременными экономическими условиями в РФ, обусловившими активизациювнешнеэкономической деятельности предприятий, ростом ответственности занарушения законодательства, в частности, за несоблюдение или за ненадлежащеесоблюдение норм валютного законодательства.
В данной работе будут рассмотрены основныечерты современной системы валютного контроля в РФ, даны основные понятия,определены объекты и субъекты в данной сфере экономических отношении. Такжебудут рассмотрены основные принципы, цели валютного контроля. Особое вниманиебудет уделено механизму действия валютного контроля, в частности, будетрассмотрен порядок оформления паспортов сделок.
1. Основные понятия, цели и принципывалютного контроля
Валютный контроль — это деятельность уполномоченных органовгосударства (органов и агентов валютного контроля), направленная на определениесоответствия проводимых валютных операций действующему законодательствуРоссийской Федерации, включающая в себя проверку выполнения хозяйствующимисубъектами обязательств в иностранной валюте перед государством, проверкуобоснованности платежей в иностранной валюте, проверку полноты и объективностиучета и отчетности по валютным операциям.
Государственный валютный контроль можетбыть классифицирован по следующим критериям:
1. По степени жесткости:
- «жесткий» валютныйконтроль над всеми операциями резидентов с иностранными валютами, обычнополностью исключающий свободное обращение последних на территории страны;
- «мягкий» валютныйконтроль, направленный на регулирование обращения валюты внутри страны, безжестких ограничений.
2. По направлению товаро- ивалютопотоков:
- контроль надэкспортной деятельностью и ввозом валюты;
- контроль над импортнойдеятельностью и вывозом валюты.
3. По национальной принадлежностивалют:
- контролю подвергаетсяобращение валют определенных стран;
- контроль обращениявалют не зависит от их национальной принадлежности.
4. Обращение валют внутри страны:
- обращение иностраннойвалюты внутри государства, запрещается;
- обращение иностранныхвалют внутри страны не запрещено.
5. По временному критерию:
- разграничение мер валютногоконтроля в зависимости от временной продолжительности сделок;
- независимость прав иответственность резидентов в отношении валютного контроля от длительностисделок.
6. По валютному объему сделок:
- дифференциациятребований к резидентам со стороны органов валютного контроля в зависимости отсумм контрактов по внешнеэкономической деятельности;
- независимостьтребований к резидентам от сумм экспортно-импортных контрактов и сделок синостранной валютой.
7. По продуктовому критерию:
- установление валютногоконтроля над экспортно-импортными валютными операциями по стратегически важнымтоварным группам (золото, платина, ядерное топливо, новейшие технологии и т.п.);
- отсутствие градациитребований валютного контроля в зависимости от товарной номенклатурыэкспортно-импортных валютных сделок[1].
Выше выделены только основные критерииклассификации видов государственного валютного контроля. Любое правительствоможет разработать дополнительно свои критерии и строить систему валютногоконтроля с помощью объединения свойств вышеназванных видов и свойств новыхразработанных видов.
Основные принципы осуществления валютныхопераций, полномочия и функции органов валютного регулирования и валютногоконтроля, а также структура валютных правоотношений регулируются Законом РФ «Овалютном регулировании и валютном контроле» от 10 декабря 2003 г.
Целью валютного контроля являетсяобеспечение устойчивости валюты РФ и стабильности внутреннего валютного рынкаРФ как факторов прогрессивного развития национальной экономики и международногоэкономического сотрудничества; обеспечение соблюдения норм валютного законодательстваРФ всеми резидентами и нерезидентами на территории страны при операциях свалютными ценностями.
1.1 Органы, осуществляющие валютныйконтроль
Для рассмотрения системы валютногоконтроля необходимо выделить объекты и субъекты, связанные с еефункционированием.
В соответствии с Законом «О валютномрегулировании» среди субъектов валютного контроля выделяют органы валютногоконтроля, агенты валютного контроля, резиденты и нерезиденты, деятельностькоторых попадает в сферу валютного регулирования на территории РФ.
Валютный контроль в Российской Федерацииосуществляется Правительством РФ, органами и агентами валютного контроля всоответствии с Федеральным законом «О валютном регулировании и валютномконтроле», нормативными актами Банка России и других органов власти. Органамивалютного контроля являются Центральный банк Российской Федерации,федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные ПравительствомРоссийской Федерации.
ЦБ РФ является основным органом валютногоконтроля и валютного регулирования в РФ. ЦБ РФ управляет валютными операциями,выдает коммерческим банкам лицензии на осуществление валютных операций нароссийской территории и за границей, разрешение уполномоченным предприятиям направо торговли валютой, разрешение на открытие счетов за границей.
Кроме того, ЦБ РФ определяет сферу ипорядок обращения в РФ иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте,устанавливает правила проведения операций с иностранной валютой, издаетнормативные акты, обязательные к исполнению в РФ резидентами и нерезидентами, атакже уполномочен на проведение всех видов валютных операций.
Агенты валютного контроля — уполномоченные банки, подотчетныеЦентральному банку Российской Федерации, а также не являющиеся уполномоченнымибанками профессиональные участники рынка ценных бумаг, в том числе держателиреестра (регистраторы), подотчетные федеральному органу исполнительной властипо рынку ценных бумаг, таможенные органы и территориальные органы федеральныхорганов исполнительной власти, являющихся органами валютного контроля.
Уполномоченные банки — кредитные организации, созданные всоответствии с законодательством Российской Федерации и имеющие право наосновании лицензий Центрального банка РФ осуществлять банковские операции сосредствами в иностранной валюте, а также действующие на территорииРоссийской Федерации в соответствии с лицензиями Центрального банка РФ филиалыкредитных организаций, созданных в соответствии с законодательствоминостранных государств, имеющие право осуществлять банковские операции сосредствами в иностранной валюте. Органы и агента валютного контроля и ихдолжностные лица в пределах своей компетенции и в соответствии сзаконодательством Российской Федерации имеют право:
- проводить проверкисоблюдения резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства РФ иактов органов валютного регулирования;
- проводить проверкиполноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям резидентов инерезидентов;
- запрашивать и получатьдокументы и информацию, которые связаны с проведением валютных операций,открытием и ведением счетов.
Обязательный срок для предоставлениядокументов по запросам органов и агентов валютного контроля не может составлятьменее семи рабочих дней со дня подачи запроса.
Физические и юридические лица, какотечественные, так и иностранные, принимающие участие в валютных операциях вРФ, делятся на резидентов и нерезидентов.
Согласно Закону «О валютном регулированиии валютном контроле» резидентами являются:
- физические лица,постоянно проживающие в России, в том числе временно находящиеся за границей;
- физические и юридическиелица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образованияюридического лица;
- юридические лица,созданные в соответствии с российскими законами, с местонахождением натерритории РФ.
К нерезидентам Закон относит,например, физические лица, постоянно проживающие за границей, в том числевременно находящиеся в России; юридические лица, созданные в соответствии сзаконодательством иностранных государств с местонахождением за пределамиРоссии; находящиеся в России иностранные дипломатические и иные официальныепредставительства, а также международные организации.
Расчеты между резидентами на территориистраны в российских рублях производятся без ограничений, причем междуюридическими лицами, как правило, в безналичной форме. Использование иностранныхвалют и выраженных в них платежных документов для расчетов между юридическимилицами-резидентами на территории России запрещается, за исключением такихслучаев:
- при расчетах междуэкспортерами и транспортными, страховыми и экспедиторскими организациями, когдауслуги этих организаций по доставке, страхованию и экспедированию грузов входятв цену товара и оплачиваются иностранными покупателями;
- за услуги предприятийсвязи по аренде международных каналов связи для отечественных предприятий иорганизаций в случаях, когда расчеты с иностранными владельцами средствкоммуникаций осуществляются предприятиями связи;
- при оплате расходовбанковских учреждений и посреднических внешнеэкономических организацией, еслиэти организации несли расходы в иностранной валюте и т. д.
Все расчеты между юридическимилицами-резидентами в иностранной валюте производятся на основании заключенныхмежду ними договоров (контрактов).
В целях обеспечения правовой основыразвития системы валютного контроля в РФ расчеты по предусматривающим ввозтоваров на таможенную территорию РФ или вывоз товаров с таможенной территорииРФ внешнеэкономическим сделкам резидентов осуществляются только через счетарезидентов, которыми или от имени которых заключены сделки с нерезидентами,если иное не разрешено Банком России.
При этом расчеты по внешнеэкономическимсделкам, по которым участниками деятельности оформлены паспорта сделок,осуществляются только через уполномоченные банки, подписавшие такие паспорта.
Импортеры-резиденты, которыми или от именикоторых заключены сделки, предусматривающие перевод из Российской Федерациииностранной валюты в целях приобретения товаров, обязаны ввезти товарыстоимостью, эквивалентной сумме уплаченных за них денежных средств виностранной валюте, либо обеспечить возврат этих средств в сумме не менее ранеепереведенной в течение 90 календарных дней с даты оплаты товаров, если иное неустановлено Центральным банком РФ.
Уполномоченные банки за выполнение имифункций агентов валютного контроля имеют право взимать с клиентов, оформивших вэтих банках паспорта сделок, плату в размере не более 0,15% суммы сделки, покоторой уполномоченный банк осуществляет валютный контроль.
Объектами системы валютного контроляявляются валютные ценности, валютные операции, связанные спереходом права собственности на валютные ценности, а также любые действияхозяйствующих субъектов, нарушающие валютное законодательство РФ.
В соответствии с российскимзаконодательством валютными операциями признается:
- приобретениерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу резидента валютныхценностей на законных основаниях, а также использование валютных ценностей вкачестве средства платежа;
- приобретениерезидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентомв пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей,валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, атакже использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации ивнутренних ценных бумаг в качестве средства платежа;
- приобретениенерезидентом у нерезидента и отчуждение нерезидентом в пользу нерезидентавалютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг назаконных основаниях, а также использование валютных ценностей, валютыРоссийской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа;
- ввоз на таможеннуютерриторию Российской Федерации и вывоз с таможенной территории РФ валютныхценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг;
- перевод иностраннойвалюты, валюты РФ, внутренних и внешних ценных бумаг со счета, открытого запределами территории РФ, на счет того же лица, открытый на территории РФ, и сосчета, открытого на территории РФ, на счет того же лица, открытый за пределамитерритории РФ;
— перевод нерезидентом валюты РФ,внутренних и внешних ценных бумаг со счета (с раздела счета), открытого натерритории РФ, на счет (раздел счета) того же лица, открытый на территории РФ.
2. Сущность экспортно-импортных операций
2.1 Валютный контрольэкспортных операций
Положения валютного законодательства РФ оконтроле над поступлением выручки от экспорта товаров распространяется навалютные операции между резидентом (юридическим лицом и физическим лицом — индивидуальным предпринимателем) (далее — резидент) и нерезидентом,заключающиеся в осуществлении расчетов и переводов через банковские счетарезидента, открытые в уполномоченных банках, а также через счета в банках запределами территории Российской Федерации (далее — банк-нерезидент) завывозимые с таможенной территории Российской Федерации товары, а такжевыполняемые работы, оказываемые услуги, передаваемую информацию и результатыинтеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, повнешнеторговому договору (контракту), заключенному между резидентом инерезидентом (далее — контракт).
Действие валютного контроля запоступлением выручки от экспорта товаров не распространяется на операции,осуществляемые:
- между нерезидентом икредитной организацией — резидентом;
- между нерезидентом ифедеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным наосуществление валютных операций в соответствии с частью 5 статьи 5 Федеральногозакона «О валютном регулировании и валютном контроле» ПравительствомРоссийской Федерации;
- между нерезидентом ирезидентом в случае, если общая сумма контракта не превышает в эквиваленте 5000долларов США на дату заключения контракта.
Согласно Закону «О валютномрегулировании и валютном контроле» экспортеры обязаны обеспечить зачислениевалютной выручки от экспорта товаров на свои валютные счета в уполномоченныхбанках РФ. При этом зачисление рассматриваемой выручки на иной счет, чем счетэкспортера в уполномоченном банке, указанный в контракте, допускается толькопри наличии у экспортера разрешения ЦБ РФ.
Основной принцип действия контрольныхмеханизмов за поступлением валютной выручки от экспорта товаров заключается вобмене информацией между банковской системой и таможенными органами. Банкам, насчета которых подлежит зачислению выручка от экспорта товаров, вменено вобязанность следить за поступлением указанной выручки на счет экспортера вполном объеме. Все сведения о внешнеэкономической сделке, необходимые дляосуществления контроля, излагаются экспортером в стандартизированной форме ификсируются уполномоченными органами.
С целью осуществления контроля завыполнением указанного требования на территории РФ введен следующий порядокдействий экспортеров, органов и агентов валютного контроля:
1) оформление паспортасделки;
2) таможенное оформлениеэкспортных товаров;
3) передача вуполномоченные банки сведений об отгрузке экспортных товаров;
4) контрольуполномоченными банками за поступлением валютной выручки от экспорта товаров;
5) передачауполномоченными банками в ФТС РФ сведений о поступлении валютной выручки отэкспорта товаров;
6) конечная проверкасведений о поступлении валютной выручки от экспорта товаров органами валютногоконтроля.
Введена в действие инструкция ЦБ РФ «Опорядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документови информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченнымибанками валютных операций и оформления паспортов сделок».
Инструкция направлена на ограничение ипресечение попыток отечественных предпринимателей скрыть экспортную выручку зарубежом, на обеспечение ее полного и своевременного поступления в Россию, атакже на борьбу с незаконным вывозом из страны материальных и финансовыхресурсов.
Данной инструкцией активно вовлекаются вмеханизм валютного контроля все коммерческие банки, а базовым документомстановится паспорт сделки (далее ПС), оформляемый экспортером в банке,где у него открыт валютный счет.
2.2 Валютный контроль импортных операций
Наряду с «невозвратом» валютной выручки поэкспортным контрактам отток валютных ресурсов происходит зачастую в формеавансовых платежей под импортные контракты без последующей поставки товаров иуслуг.
Некоторое сдерживающее действие оказываетвведенный порядок, когда условием платежа при осуществлении международныхрасчетов по импортным контрактам является обязательное представлениероссийскими предприятиями в уполномоченный банк товарораспорядительныхдокументов, подтверждающих отправку товаров в Россию.
Механизм контроля за обоснованностьюплатежей в иностранной валюте за импортируемые товары, также как и валютныйконтроль за поступлением валютной выручки от экспорта товаров, делает важнымзвеном валютного контроля коммерческие банки и усиливает роль ЦБ РФ.
Система валютного контроля по импортнымоперациям устанавливает контроль за обоснованностью платежей в иностраннойвалюте за импортируемые товары и вводится в целях обеспечения соответствиясуммы средств в иностранной валюте, переведенной в оплату за импортируемыетовары, стоимости фактически ввезенных в РФ товаров. Действие системы валютногоконтроля распространяется на:
а) валютные операции в отношениитоваров, которые ввозятся в РФ в соответствии с таможенными режимами «выпускдля свободного обращения» и «реимпорт»;
б) сделки, по которым расчетыполностью или частично предусмотрены в иностранной валюте.
Базовым документом валютного контроляявляется паспорт импортной сделки (ПСи), который оформляется импортером в банкеимпортера и содержит основные условия внешнеторгового контракта.
С предоставлением в банк импортера ПСиимпортер принимает на себя ответственность передорганами и агентамивалютного контроля за полное соответствие сведений, приведенных в ПСи, условиямконтракта, а также за поступлением в РФ товаров в полном объеме и в сроки, непревышающие 180 дней между днем оплаты и датой таможенного оформления. Приневозможности поставки товаров импортер обязан возвратить в установленныеконтрактом сроки на указанный в ПСи текущий валютный счет импортера суммыпредоплаты, которая ранее была переведена иностранной стороне. В случае невыполненияусловий поставок товаров или невозврата валюты они несут ответственность в видештрафа в размере суммы, эквивалентной сумме иностранной валюты, переведенной воплату товаров. Однако штраф не налагается в случаях, когда форс-мажорныеобстоятельства документально подтверждены.
Банк импортера после проверки соответствия данных ПСи условиямконтракта подписывает экземпляры ПСи. Первый экземпляр возвращается импортеру,второй — служит основанием для открытия банком импортера досье, в котором онпомещается для хранения вместе с другими документами.
2.3 Порядок оформления паспорта сделки
Паспорт сделки — документ валютного контроля, содержащийнеобходимые для его осуществления сведения из контракта (договора, соглашения)между резидентом и нерезидентом, предусматривающего экспорт товаров стерритории Российской Федерации и их оплату в иностранной валюте или валюте РФ.Паспорт сделки оформляется в уполномоченном банке либо его филиале резидентом,от имени которого заключен контракт, т.е. экспортером. Для оформления ПСэкспортер предъявляет контракт (оригинал или копию с печатью, заверенную первымлицом) в банк, где находится его валютный счет, на который должна поступитьвыручка от экспорта товаров. Экспортер вместе с этим банком оформляет ПС, вкотором приводится краткое содержание условий контракта.
По каждому заключенному контрактуоформляется один ПС, подписываемый одним уполномоченным банком, на транзитныйвалютный счет в котором должна поступить выручка от импортера — нерезидента.
Одновременно с заполнением и подписаниемпаспорта сделки экспортер представляет в банк оригинал или заверенную лицом,имеющим право первой подписи по счету экспортера, скрепленную печатью экспортеракопию контракта, на основании которого был составлен ПС. С подписанием ПС экспортерпринимает на себя ответственность за:
- полное соответствиесведений, приведенных в паспорте сделки, условиям контракта, на основаниикоторого был составлен данный ПС;
- зачисление в полномобъеме и в установленные сроки выручки от экспорта товаров по контракту, наосновании которого был составлен данный ПС, на транзитный валютный счетэкспортера в банке, в который он представляет ПС для оформления.
Банк рассматривает представленные емудокументы (проверяет соответствие данных паспорта сделки условиям контракта,соответствие подписи на паспорте сделки образцу подписи в карточке образцовподписей лиц, имеющих право первой подписи по счету экспортера) иподписывает представленные экспортером экземпляры паспорта сделки.
Первый экземпляр паспорта сделкивозвращается экспортеру, второй экземпляр служит основанием для открытия банкомдосье. Досье формируется по каждому паспорту сделки. Представляет собойподборку документов по контролю за поступлением валютной выручки от экспортатоваров. Досье формируется уполномоченными банками по каждому паспорту сделки,в которое он помещается для хранения.
С подписанием паспорта сделки банкпринимает данный контракт на расчетное обслуживание и выражает согласие навыполнение функций по контролю за поступлением валютной выручки от экспортатоваров по этому контракту.
Банк имеет право отказать в подписаниипаспорта сделки, если имеется:
- несоответствие данных,содержащихся в контракте, сведениям, внесенным в ПС;
- несоответствиепредусмотренных контрактом валютных операций требованиям действующегороссийского законодательства;
- отсутствие в контрактеусловий, предусматривающих зачисление выручки на счет экспортера вуполномоченном банке;
— отсутствие в контракте каких-либосведений, необходимых для составления паспорта сделки в установленном порядке.
После подписания паспорта сделкиуполномоченный банк возвращает экспортеру первый экземпляр паспорта сделкивместе с оригиналом или копией контракта, второй экземпляр хранится в банке.
2.4 Таможенное оформление.Порядок осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютныхопераций по контракту
Таможенные органы принимают экспортныетовары к таможенному оформлению только при предъявлении им в дополнениек другим документам, предусмотренным российским законодательством, ксерокопииПС, заверенной ответственным лицом банка и с банковской печатью, а также копиис грузовой таможенной декларации (ГТД) на оформляемый груз.
Таможенные органы контролируютсоответствие данных ПС и данных, заявленных в ГТД, и при отсутствии расхожденийзаверяют ПС. На основании ГТД составляется учетная карточка (далее УК)таможенно-банковского контроля (документ валютного контроля, содержащийнеобходимые для осуществления валютного контроля сведения о поставляемом,экспортируемом по контракту товаре). На основе УК в календарнойпоследовательности оформляется реестр ожидаемого поступления па транзитныесчета экспортеров валютной выручки от экспорта товаров.
Экспортер после поступления на еговалютный счет выручки от экспорта товаров отдельной строкой указывает номер идату ПС и УК, по которым поступила экспортная выручка (если поступил аванс, тоуказываются реквизиты только ПС).
Положением предусматриваетсяответственность как экспортера за несвоевременное предоставление необходимойдокументации или фальсификацию приводимых документов и сведений, так и банка заненадлежащее выполнение данной инструкции.
Банк ПС в день подписания (оформления илипереоформления) им паспорта сделки по контракту в порядке, изложенном вприложении 3 к настоящему Положению, открывает и ведет в электронном виде ведомостьна основании информации, содержащейся в:
- паспорте сделки,порядок оформления которого установлен нормативным актом Банка России,регулирующим порядок учета валютных операций и оформления паспортов сделок;
- справках обидентификации по видам валютных операций средств в иностранной валюте,поступивших на счет (списываемых со счета) резидента при осуществлении валютнойоперации по контракту, представляемых резидентом в банк ПС в порядке, установленномнормативным актом Банка России, регулирующим порядок учета валютных операций иоформления паспортов сделок;
- расчетных документах,оформляемых и представляемых резидентом в банк ПС при осуществлении расчетов снерезидентами в валюте Российской Федерации по контракту в порядке,установленном нормативным актом Банка России, регулирующим порядок учетавалютных операций и оформления паспортов сделок;
- справке оподтверждающих документах, справке о расчетах через счета за рубежом, справке опоступлении валюты Российской Федерации;
- реестре внесения ивозврата сумм резервирования по валютной операции, осуществленной по контракту,по которому оформляется паспорт сделки, порядок ведения которого установленнормативным актом Банка России о порядке резервирования и возврата суммырезервирования при осуществлении валютных операций[2].
В случаях если нормативным актом БанкаРоссии установлено требование о формировании и ведении в электронном виде базданных банк ПС самостоятельно устанавливает порядок формирования и ведения базданных, ведомость может формироваться банком ПС в автоматизированном режиме наосновании информации, содержащейся в этих базах данных.
Информация, содержащаяся в документах,представляемых резидентом в банк ПС, вносится банком ПС в ведомость в срок, непревышающий 5 рабочих дней с даты представления указанных документов.
Банк ПС формирует раздел VI ведомости в день внесения в нееинформации в соответствии с пунктом 3.3 Положения и обновляет указанный разделне реже одного раза в месяц в случае установления требования о резервировании всоответствии со статьей 7 Федерального закона «О валютном регулировании ивалютном контроле».
В целях представления резидентом ведомостиорганам валютного контроля на основании письменного заявления резидента,составленного в произвольной форме, банк ПС передает резиденту ведомость набумажном носителе не позднее рабочего дня, следующего за датой полученияуказанного в настоящем пункте заявления резидента.
После передачи резиденту ведомости набумажном носителе ответственным лицом банка ПС на указанном заявлении резидентапроставляется отметка о получении резидентом ведомости, и заявление резидентапомещается в досье по паспорту сделки.
Передаваемая резиденту ведомость должнабыть подписана ответственным лицом банка ПС и заверена печатью банка ПС.
Одновременно с закрытием досье по паспортусделки в порядке, установленном нормативным актом Банка России, регулирующимпорядок учета валютных операций и оформления паспортов сделок, банк ПСформирует ведомость на бумажном носителе, заверяет ее в порядке, установленномпунктом 3.5 Положения, и помещает ее в досье по паспорту сделки.
3. Воздействие государственного валютного контроля на экономику России
В данной главе будут рассмотрены такиеосновные направления воздействия механизма государственного валютного контроля,как:
1) воздействие намакроэкономическую ситуацию;
2) влияние на поведениехозяйствующих субъектов;
3) социальные последствия применениягосударственного валютного контроля. Механизм воздействия системыгосударственного валютного контроля на макроэкономическую ситуацию являетсяблизкой аналогией воздействию на последнюю количественных ограничений импорта(квотирования). Последствия для национальной экономики в целом валютногоконтроля можно представить как последствия введения импортных квот, которыераспространены также и на предоставление кредитов за границу. Говорить о том,что импортная квота также негативна, как и импортный тариф не приходится, то жесамое и с валютным контролем: валютные ограничения имеют отрицательный эффект,похожий на действие единого налога на все международные сделки.
Что касается влияния использованиягосударством валютного контроля на поведение отдельных хозяйствующих субъектов,то можно отметить то, что в условиях жесткого государственного валютногоконтроля предприятия и организации, осуществляющие внешнеэкономическуюдеятельность, либо прекращают развивать данное направление, либо идут нанарушения государственного валютного законодательства. Это происходитвследствие снижения нормы прибыли из-за роста издержек обращения, сниженияконкурентоспособности импортных товаров из-за повышения цен, отказа иностранныхпартнеров сотрудничать с отечественными фирмами из-за задержки платежей,вызванных прохождением административных процедурами государственного валютногоконтроля.
Относительно социальных последствий можноотметить, что на практике различные режимы валютного контроля сопровождаетсябольшими социальными издержками. Чтобы получить право покупать иностраннуювалюту, хозяйствующие субъекты должны пройти процедуру подачи заявки и темсамым доказать, что покупка валюты попадает в статью разрешенных категорийсделок. Так, импорт необходимых материалов для предприятий, без которых ониработали бы не в полную мощность, относится к разряду приоритетных приполучении права на покупку иностранной валюты в отличие от импортадополнительных предметов потребления или вкладов на депозиты в иностранныхчастных банках.
Столкновение интересов государства ипредприятий, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность, ведет квозникновению следующих конфликтных ситуаций:
а) увеличение сроков оплаты и,соответственно, сроков поставки товаров и услуг, оплата за которые производитсяв валюте, из-за необходимости обязательного прохождения достаточно большогоколичества процедур оформления валютных сделок. Это ведет к увеличению сроковоборота финансовых и материальных средств, что, в свою очередь, ведет кснижению общего уровня экономической рентабельности внешнеэкономическойдеятельности;
б) так как отечественныепроизводители заинтересованы в привлечении иностранных инвестиций, топравительства не желают упускать возможности пополнения госбюджета посредствомне только налогового обложения иностранных инвестиций и процентов по ним, но иза счет сборов при прохождении валютного контроля;
в) крупный частный бизнес, желаяперевести достаточно большие суммы в валюте за рубеж, часто обходит валютноезаконодательство, что не только негативно влияет на макроэкономическую ситуациюв стране (падение курса национальной валюты), но и вынуждает государствопостоянно повышать расходы из госбюджета на корректировку нормативно-правовойбазы и на обеспечение соблюдения последней резидентами.
Несмотря на возросшую эффективностьтаможенно-банковского валютного контроля сложной остается тема утечки капитала.Из-за снижения поступления экспортной валютной выручки произошло значительноеснижение предложения валюты на внутреннем валютном рынке, повлекшее за собойрезкие биржевые колебания курса рубля к доллару, дезорганизацию механизмакурсообразованияи нарушения всей платежно-расчетной системы в сферевнешней торговли.
При дефиците валютных средств, необходимыхдля обслуживания внешних обязательств и оплаты инвестиционного импорта, утечкакапитала из страны может стать основным фактором, генерирующим ухудшениесостояния платежного баланса и подрывающим усилия властей по укреплениюроссийской валюты.
Наиболее значительная часть капиталауходит за рубеж по внешнеторговым операциям в виде не репатриации экспортнойвалютной выручки, не поступления товаров и услуг в счет погашения авансовыхплатежей по импорту, занижения цен по экспорту и завышения цен по импорту. Поэтомунеобходимо обеспечить полноту и своевременность поступления на счета вуполномоченных банках экспортной валютной выручки и одновременно создать такоймеханизм регулирования валютного рынка, который отсекал бы возможностьспекулятивного давления на курс национальной валюты. Обеспечить это важно,учитывая переход к политике плавающего курса рубля, определяемого исключительнопараметрами предложения и спроса на биржевом валютном рынке.
Точная оценка масштабов вывоза капитала изРоссии крайне сложна из-за того, что многие его составляющие нигде неучитываются. По приблизительным оценкам, чистый отток капитала из России сначала проведения экономических реформ вплоть до начала нынешнего столетиясоставлял в среднем не менее 18-24 млрд. долл. ежегодно. Эти оценки следуетпризнать весьма консервативными, поскольку они фактически учитывают лишь данныеЦБ РФ по официальному вывозу капитала. Согласно этим данным, в 2002г. объемывывоза капитала составили 8,1 млрд. долл. По итогам 2003г. этот показательсократился до 2,3 млрд. долл. Однако в 2004г. темпы вывоза капитала снова сталирасти и, по данным ЦБ РФ, составили 8 млрд. долл. В 2005г., по данным ЦБ
РФ, чистый отток капитала из Россиисоставил примерно 3 млрд. долл.[3]
Однако если учесть, что за рамкамиофициальной статистики остаются весьма значительные суммы от нелегальных схемвывоза капитала, то картина представляется совсем иная.
По мнению большинства российскихэкономистов, общий отток капитала из нашей страны с начала 90-х гг. понастоящее время превысил 250 млрд. долл. Эта величина представляется наиболееобоснованной. В ней учитываются:
• в рамках статьи«Чистые ошибки и пропуски» вывоз составил 50-70 млрд. долл.;
• непоступлениеэкспортной выручки и непогашение импортных авансов привело к утечке 60-70 млрд.долл.;
• вложения в наличнуюиностранную валюту (сбережения российских граждан в иностранной валюте)составили 40 — 80 млрд. долл.;
• около 70 млрд. долл.было вывезено в рамках каналов, неконтролируемых официальной статистикой
В последнее время наблюдается тенденция кнекоторому снижению величины вывозимого капитала. Пик вывоза пришелся на1991-1994 гг., причем он не отражен в официальной статистике в связи сотсутствием на тот период эффективных механизмов валютного контроля. За этовремя по оценкам экспертов было вывезено не менее 100 млрд. долл., по 20-40млрд. ежегодно. В 1995-1997 гг. объемы вывоза снизились до 20-30 млрд. долл., ав 1998-2000 гг. — до 10-25 млрд. долл. В 2003г. объем вывоза составил 17,2-21,7млрд. долл.
Наиболее опасные для экономики странынарушения валютного законодательства связанны с оттоком валютных средств зарубеж. Поэтому ЦБ РФ создал систему валютного контроля за совершениемвнешнеторговых сделок и обеспечением взаимодействия участвующих в нем органов иагентов валютного контроля.
На сегодняшний день таможенно-банковскимвалютным контролем охвачено до 80% экспортных операций и большинство импортных(в том числе с 1996 года внешнеторговые бартерные сделки). Это единственная встране система сплошного автоматизированного контроля, включающая 9 тыс.банков, 156 таможен, 750 постов. Действенность существующих технологийподтверждается снижением процента не поступления экспортно-валютной выручки (9%в 1995 году, 7% — 1996, 6% — 1997, 5% — 1998, 3% — 2003г.).
С 1 января 1996 года таможенно-банковскийконтроль был распространен на операции, связанные с импортом товара. Этопозволило минимизировать возможность использования участникамивнешнеэкономической деятельности такого канала утечки капитала, как авансовыеплатежи, не подтвержденные поставками товаров в сроки, установленныезаконодательством. По данным ЦБ РФ сумма импортных операций, охваченных 2002году системой контроля, составила 30, 5 млрд. долларов или 67% от общего объемаимпорта. При этом резидентами был авансирован импорт товаров на сумму 12, 4млрд. долларов.
В 2002 году таможенно-банковским контролембыли охвачены операции экспортеров на сумму 49, 1 млрд. долларов, импортеров — 34,5 млрд. долларов. Достигнутый уровень валютного контроля по экспортно-импортнымсделками с товарами снижает возможность утечки капитала через этот канал, ноостаются иные каналы ухода капитала за рубеж, в частности валютные операции присделках, реализуемых с участием компании, зарегистрированных в оффшорных зонах.
Валютный контроль уменьшает экономическуюнестабильность посредством поддержания постоянной стоимости национальнойвалюты.
Таким образом, можно говорить о том, чтоинструменты валютного регулирования и валютного контроля по обеспечению стабильностивнутреннего валютного рынка и противодействие утечки капитала за границу в РФдовольно эффективны. Однако, несмотря на позитивные сдвиги, положение дел сутечкой капитала за границу остается сложной. Противодействия государстватакому явлению, как утечка капитала, зависит от совершенствования существующейзаконодательной базы.
Заключение
В современных условиях, когда странывынуждены приспосабливаться к сложным экономическим ситуациям; в периодактивного международного экономического сотрудничества особое значениеприобретает система валютного контроля.
Система государственного валютногоконтроля является составной частью набора мер, проводимых государством в рамкахвалютной политики, которая, в свою очередь, является подсистемой структуры болеемасштабного уровня — государственного контроля.
Государственный валютный контроль — этосистема мер, принимаемых правительством с целью упорядочения обращенияиностранных валют внутри страны, для стабилизации макроэкономической ситуации,посредством установления контроля со стороны государства над операциями свалютами и экспортно-импортными сделками резидентов. К основным целям валютногоконтроля в России можно отнести:
- определениесоответствия проводимых валютных операций действующему законодательству,наличия необходимых для них лицензий и разрешений;
- проверка выполнениярезидентами обязательств в иностранной валюте перед государством;
- проверкаобоснованности платежей в иностранной валюте;
- проверка полноты иобъективности учета и отчетности по валютным операциям, а также по операциямнерезидентов в валюте РФ.
Для рассмотрения системы валютногоконтроля необходимо выделить объекты и субъекты, связанные с еефункционированием.
Так, к субъектам валютного контроля можноотнести органы валютного контроля, агенты валютного контроля, резидентов инерезидентов.
Органами валютного контроля являютсяЦентральный банк Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти,уполномоченные Правительством Российской Федерации.
Создание эффективной системы валютногорегулирования и валютного контроля, разработка комплекса мер, препятствующихпроведению незаконных операций с валютными ценностями и оттоком российскихкапиталов за рубеж — важные задачи, стоящие перед ЦБ.
Агенты валютного контроля — уполномоченныебанки, подотчетные Центральному банку Российской Федерации, а также неявляющиеся уполномоченными банками профессиональные участники рынка ценныхбумаг, таможенные органы и территориальные органы федеральных органовисполнительной власти, являющихся органами валютного контроля.
Объектами системы валютного контроляявляются валютные ценности, валютные операции.
Для понимания валютного контроля важнымиявляются следующие документы, формируемые банком на основе информации,полученной от клиента и содержащейся в таможенных документах:
- паспорт сделки;
- досье;
- ведомость банковскогоконтроля.
Паспорт сделки — документ валютногоконтроля, содержащий необходимые для его осуществления сведения из контракта(договора, соглашения) между резидентом и нерезидентом. Паспорт сделкиоформляется в уполномоченном банке либо его филиале резидентом, от именикоторого заключен контракт.
По каждому паспорту сделки формируетсядосье — подборка документов для целей валютного контроля. Формирование досьепроизводится уполномоченным банком по каждому паспорту сделки.
Ведомость банковского контроля — документвалютного контроля, содержащий сведения об операциях по контракту и паспортусделки.
Экспортер обязан зачислить выручку отэкспорта товаров на свой рублевый или валютные счета в банке, подписавшемпаспорт сделки по соответствующему контракту. В отдельных случаях, разрешенныхБанком России, допускается не делать этого.
Список использованной литературы
1. Конституция РоссийскойФедерации.
2. Федеральный закон от08 декабря 2003г. № 164 – ФЗ (ред. от 02.02.2006г.) «Об основахгосударственного регулирования внешнеторговой деятельности».
3. Федеральный закон от10 декабря 2003г. № 173 – ФЗ (ред. от 26.07.2006г.) «О валютном регулировании ивалютном контроле».
4. Таможенный кодексРоссийской Федерации от 28 мая 2003г. № 61 — ФЗ.
5. Положение ЦБ РФ от 1июня 2004г. № 258 — П «О порядке представления резидентами уполномоченнымбанкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютныхопераций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществленияуполномоченными банками контроля за проведением валютных операций».
6. Инструкция ЦБ РФ от 15июня 2004г. № 117 — И «О порядке представления резидентами и нерезидентамиуполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютныхопераций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформленияпаспортов сделок».
7. Покровская В. В.Организация и регулирование внешнеэкономической деятельности. Учебник. -М.:Юристъ, 2006г.
8. Платонов И. И.Валютный рынок и валютное регулирование. — М., 2006.
9. Глобализация экономикии внешнеэкономические связи России. Под ред. И. П. Фаминского. — М.:Республика,2004.
10. www.fts.ru. Сайт Федеральной таможенной службы РФ.
11. www.gks.ru. Официальный сайт Госкомстата России
12. www.cbr.ru. Сайт Центрального банка РФ.