Реферат по предмету "Финансовые науки"


Бюджетный дефицит и государственный долг. Особенности в Республике Беларусь

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИБЕЛАРУСЬ
УО «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра экономической теории
Реферат
по дисциплине: Макроэкономика
на тему: Бюджетный дефицит игосударственный долг. Особенности в Республике Беларусь
 
Студента
А.А.Наливайко
Руководитель
Э.И.Лобкович
МИНСК 2010

СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Понятие бюджетногодефицита, его виды и регулирование
1.1     Понятиебюджетного дефицита и причины его возникновения
1.2     Классификациябюджетного дефицита
1.3     Источникифинансирования бюджетного дефицита
2. Понятиегосударственного долга и его роль в экономике
2.1 Содержание, виды и способыстабилизации государственного долга. Показатели государственного долга
2.2 Способы сокращения государственногодолга
3. Особенности бюджетногодефицита и государственного долга в Республике Беларусь
3.1 Динамика бюджетного дефицита вРеспублике Беларусь
3.2 Государственный долг РеспубликиБеларусь
Заключение
Список использованнойлитературЫ

ВВЕДЕНИЕ
Определяющую роль вформировании и развитии любого современного общества играет государственноерегулирование, обязательной составной частью которого является финансоваясистема. Главным звеном финансовой системы является государственный бюджет.Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействуетна формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечиваявозможность выполнения своих функций. Однако данная система зачастуюсталкивается с проблемами, выраженными в форме бюджетного дефицита и, какследствие, государственного долга. Состояние общегосударственных финансовявляется одним из важнейших экономических показателей любой страны.
Бюджетный дефицит внастоящее время является объективным явлением: он характерен для большинстваразвитых стран мира. Существуют различные мнения по поводу того, какое влиянияоказывает бюджетный дефицит на экономическое развитие страны.
Тема являетсяактуальной, так как с проблемой дефицита бюджета сталкиваются в настоящее времябольшинство стран мира, в том числе и Республика Беларусь. Кроме того, дефицитбюджета является индикатором состояния экономики, а в условиях сложившейсяэкономической ситуации особенно важно поддерживать стабильность национальнойэкономики.
Принаписании работы использовались Бюджетный кодекс Республики Беларусь, соответствующиенормативно-правовые акты законодательства Республики Беларусь, различныеучебные пособия, инструктивно-методический материал, статьи периодическойпечати, а также электронные ресурсы.

1.Понятие бюджетного дефицита, его виды и регулирование
 
1.1     Понятие бюджетного дефицита и причины еговозникновения
 
Бюджетный дефицит – этопревышение расходов над доходами государственного бюджетного фонда. Являясьфинансовой категорией, бюджетный дефицит выступает производным отгосударственного бюджета и выражает его состояние, при котором доходы непокрывают всех расходов в силу роста предельных общественных издержекпроизводства, что приводит к отрицательному сальдо бюджета.[3, с.250]
Абсолютный размербюджетного дефицита не является существенным макроэкономическим показателем.Наиболее рационально использовать следующие показатели бюджетного дефицита:
·         Удельныйвес дефицита государственного бюджета в ВВП
·         Удельныйвес дефицита государственного бюджета в объёме расходной части бюджета
Бюджетный дефицит рассчитываютпо формуле:
BD=G-T,
где G– все государственные расходы; T– доходы бюджета.
Доходы бюджета – этоденежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке всоответствии с законодательством в распоряжение органов государственной власти.Доходы бюджета делятся на следующие основные группы:
·         Налоговыедоходы
·         Взносына государственное социальное страхование
·         Неналоговыедоходы
·         Безвозмездныепоступления
Выделяют следующиевозможные причины бюджетного дефицита:
Ø  Циклическиеспады в экономике.
Ø  Ростгосударственных расходов
Ø  Ограниченностьфинансовых возможностей государства мобилизовать необходимые доходы(сознательное сокращение налогов в целях стимулирования деятельности субъектовхозяйствования или из-за низкой собираемости доходов) [3, с. 251]
Ø  Превышениесбережений над инвестициями. [5, с. 429]
Ø  Чрезвычайныеобстоятельства (войны, стихийные бедствия и др.
 
1.2 Классификациябюджетного дефицита
В мировой практике выделяютследующие виды бюджетного дефицита:
ü  Циклический
ü  Структурный
Циклический бюджетный дефицит является результатом действия встроенных стабилизаторовэкономики. Встроенный (автоматический) стабилизатор – экономический механизм,позволяющий снизить амплитуду циклических колебаний уровней занятости и выпуска,не прибегая к частым изменениям экономической политики. В качестве такихстабилизаторов в странах с рыночной экономикой обычно выступают прогрессивнаясистема налогообложения, система государственных трансфертов и система участияв прибылях. Создание эффективных систем прогрессивного налогообложения истрахования занятости является первоочередной задачей для переходных экономик,где объективные сложности стабилизационной политики сочетаются с отсутствиемадекватных налоговых, кредитно-денежных и других механизмов макроэкономическогоуправления.
Структурный дефицит государственного бюджета – разность между расходами идоходами бюджета в условиях полной занятости при существующей системеналогообложения. Циклический дефицит нередко оценивается как разность междуфактической величиной бюджетного дефицита и структурным дефицитом. Оценкиструктурного дефицита используются, в основном, в индустриальных странах, гдеразмеры бюджетных дефицитов определяются в большей степени циклическимиколебаниями, а не дискреционными мерами правительства.
Также выделяют операционный, пер
Операционный дефицит – общий дефицит государственного бюджета за вычетоминфляционной части процентных платежей по обслуживанию государственного долга.Обслуживание задолженности (т. е. выплата процентов по ней и постепенноепогашение основной суммы долга – его амортизация) является важной статьёйгосударственных расходов.
Первичный дефицит государственного бюджета – это разность между величинойобщего дефицита и всей суммой выплат по долгу. Наличие первичного дефицитаявляется фактором увеличения долгового бремени.
Квазифискальный (квазибюджетный) дефицит – это существующий наряду с официальным,скрытый дефицит государственного бюджета, обусловленный квазифискальной(квазибюджетной) деятельностью государства.
Примерами квазифискальных операцийявляются:
1) финансирование государственнымипредприятиями избыточной занятости в государственном секторе и выплата имизаработной платы по ставкам выше рыночных за счет банковских ссуд или путемнакопления взаимной задолженности;
2) накопление в коммерческих банкахбольшого портфеля недействующих ссуд — просроченных долговых обязательствгоспредприятий, льготных кредитов домашним хозяйствам, фирмам и т.д. Эти кредиты,в конце концов, выплачиваются за счет льготных кредитов центрального банка;
3) финансирование центральным банкомубытков от мероприятий по стабилизации обменного курса валюты, беспроцентных ильготных кредитов правительству; кредиты рефинансирования коммерческим банкамна обслуживание «плохих долгов», а также рефинансирование центральным банкомсельскохозяйственных, промышленных и жилищных программ правительства польготным ставкам и т.д. [2, с. 429 — 433]
Существуют несколькоконцепций бюджетного дефицита. Первая концепция основывается на том, что бюджетдолжен быть ежегодно сбалансирован.
Вторая концепциябазируется на том, что бюджет должен быть сбалансирован в ходе экономическогоцикла, а не за каждый год. он был сбалансирован в ходе экономического цикла.[2,с. 216].
Третьяконцепция связана с идеей функциональных финансов. В соответствии с этим вопросо сбалансированности бюджета — на ежегодной или на циклической основе — второстепенный. Первоначальной целью государственных финансов являетсяобеспечение неинфляционной полной занятости, то есть сбалансирование экономики,а не бюджета.[2, 217]. В соответствии с данной концепцией проблемы, связанные сгосударственными дефицитами или излишками, малозначимы в сравнении с высшейстепени нежелательными альтернативами продолжительных спадов или устойчивойинфляции.
Дляустранения отрицательных последствий бюджетного дисбаланса необходиморазработать государственную Программу сокращения бюджетного дефицита. Вусловиях, специфических для каждой страны, вполне допустим дефицит, если еговеличина не превышает 2-3 % к валовому национальному продукту. Наличиедефицита, превышающего предельно допустимые размеры, требует принятияэкстренных мер по его сокращению и стабилизации.
Сокращениебюджетного дефицита должно осуществляться по специально разработанной программе.Она должна предусматривать следующие меры:
1)        повышениеэффективности общественного воспроизводства, которое будет способствовать ростуфинансовых ресурсов — основного источника увеличения доходов бюджета;
2)        дальнейшееразвитие и укрепление рыночных отношений, проведение рыночных реформ;разгосударствление и приватизация собственности;
3)        расширениекруга плательщиков должно осуществляться одновременно с улучшением налоговогозаконодательства;
4)        развитиетерриториально-регионального хозрасчета.
5)        возможностьсокращения некоторых расходов государства, в частности, на военные расходы,управление и т.п.;
6)        корректировкатрансфертной политики, предполагающая уменьшение трансфертных выплат отраслямреального сектора экономики, повышение эффективности трансфертных платежей;
7)        реформированиебюджетного процесса в целом. [1, с. 262]
Возможнои другое решение — составление бюджета в двух вариантах в виде:
·         текущегобюджета;
·         бюджетаразвития.
Текущийбюджет составляется по принципу баланса, т.е. с нулевым сальдо, а расходы сверхпредполагаемых доходов найдут отражение в бюджете развития, который будет иметьотрицательное сальдо. В том и другом вариантах достигается цель: узаконитьцелевой характер бюджетного дефицита, обеспечить возможность контроля наддвижением привлекаемых ресурсов, их использованием и эффективностью.

1.3  Источникифинансирования бюджетного дефицита
Для финансированиярасходов, превышающих реальные доходы, необходимо изыскивать дополнительныефинансовые ресурсы. В связи с этим встаёт вопрос об источниках покрытия бюджетногодефицита. Они разделяются на внешние и внутренние. Последние могут быть инфляционнымии неинфляционными. [3, с. 259]
К внутреннимнеинфляционным источникам покрытия бюджетного дефицита относятся:
1)        Повышениеналоговых ставок;
2)        Долговоефинансирование (внутреннее);
3)        Кредитынационального банка
4)        Отсрочкаплатежей правительства
5)        Операциис принадлежащим государству имуществом (приватизация государственнойсобственности)
6)        Изменениеостатков средств бюджета
7)        Секвестированиебюджета
Секвестирование-пропорциональноеснижение расходов (на 5 или 10,15% и т.д.) ежемесячно практически по всем статьямбюджета до конца текущего финансового года. Секвестированию не подлежат защищенныестатьи, состав которых определяется высшими органами власти.
Внутренние инфляционныеОбычно правительства прибегают к монетизации дефицита в развивающихся странах истранах с переходной экономикой в тех случаях, когда из-за значительноговнешнего долга исключается финансирование из иностранных источников, авозможности внутреннего долгового финансирования практически исчерпаны.
При монетизациибюджетного дефицита, когда уровень инфляции в стране возрастает, можетвозникнуть «эффект Танзи» — сознательная отсрочка уплаты налогов налогоплательщиками,что характерно для стран с переходной экономикой. В результате происходитобесценение денег, а следовательно, будущих государственных доходов, чтоэкономически выгодно для налогоплательщика, но ведёт к возрастанию бюджетногодефицита. [2, с. 105]
К внешним источникамфинансирования бюджетного дефицита относятся:
1)        Кредитымеждународных финансовых организаций
2)        Кредитыправительств иностранных государств
3)        Долговоефинансирование (внешнее) – продажа государственных ценных бумаг правительствам,субъектам хозяйствования, населению других стран. Такой способ финансированиявозможен в том случае, если уровень внутренних процентных ставок вышесреднемирового. Установление таких ставок может быть результатом сознательныхдействий центрального банка страны.

2.Понятие государственного долга и его роль в экономике
 
2.1 Содержание, виды испособы стабилизации государственного долга. Показатели государственного долга
Государственный долг –это накопленная сумма задолженности (включая проценты по ней) по обязательствамгосударства перед физическими и юридическими лицами-резидентами, иностраннымигосударствами, международными организациями и иными субъектами международногоправа. Различают капитальный и текущий государственный долг.
v  Капитальныйгосударственный долг представляет собой всю сумму выпущенных и непогашенныхдолговых обязательств государства на определённую дату, включая начисленныепроценты
v  Текущийгосударственный долг – это сумма задолженности, которую необходимо погасить втекущем периоде.
В странах, валютакоторых не является свободно конвертируемой, государственный долгподразделяется на внутренний и внешний.
Внутреннийгосударственный долг отражает общую сумму долговых обязательств страны передрезидентами, а внешний – перед нерезидентами. При анализе внешней задолженностистраны различают также следующие показатели: внешний долг и внешнийгосударственный долг. Первый представляет собой более широкое понятие ипревышает второй на сумму внешней задолженности резидентов, не гарантированнуюгосударством.
Стабилизировать иуменьшить государственный долг можно 3 способами:
1)        Увеличивдоходы бюджета и уменьшив его расходы;
2)        Осуществивмонетизацию бюджетного дефицита;
3)        Полностьюили частично отказавшись от уплаты долга.

2.2 Способы сокращениягосударственного долга
Управлениегосударственным долгом – это комплекс мероприятий, направленных на егооптимизацию. Управление государственным долгом включает в себя 3 этапа:
1.        Определениепотребности в дополнительных финансовых ресурсах (определение предельныхразмеров государственных заимствований и гарантий на очередной бюджетный год,выбор инструментов привлечения ресурсов и повышения их использования)
2.        Привлечениефинансовых ресурсов (выпуск и размещение государственных ценных бумаг, получениекредита и предоставление государственных гарантий)
3.        Погашениеи обслуживание долговых обязательств (поиск источников финансирования дляпогашения и обслуживания государственного долга, снижения общих издержек,своевременного выполнения долговых обязательств)
Государственныедолговые обязательства могут погашаться за счёт бюджетных доходов,золотовалютных резервов страны, денежных средств, полученных от продажигосударственной собственности, а также новых заимствований. Ситуация, прикоторой должник оказывается не в состоянии погашать свой внешний долг посогласованному с кредитором графику, называется долговым кризисом.
При управлениигосударственным долгом могут использоваться следующие методы:
Рефинансирование – этопогашение старой задолженности путём принятия новых обязательств.
Реструктуризация — пересмотр первоначального графика погашения и обслуживания государственногодолга.
Конверсия – этоизменение условий государственных займов в интересах должника.
Консолидация – этоизменение сроков погашения займов, как правило, в сторону увеличения путёмперевода краткосрочных обязательств в долгосрочные. Консолидация можетсовмещаться с конверсией.
Аннулированиегосударственного долга представляет собой отказ государства от обязательств повыпущенным займам.
Для того чтобы последствияроста внутреннего долга для страны не стали слишком тяжелыми правительство должнопредпринимать определенные меры по управлению долгом.
 Это могут быть:
1)        инфляция,
2)        введениеспециальных налогов,
3)        секвестрованиебюджета.
Правительствопредпринимает определенные меры, чтобы уменьшить внешний долг, если он превышаетприемлемый уровень. Оно может использовать для погашения части долга золотовалютныерезервы страны, если таковые имеются. С согласия кредиторов правительство можетпереоформить краткосрочную и долгосрочную задолженность или отсрочить выплату внешнегодолга.

3.Особенности бюджетного дефицита и государственного долга в Республике Беларусь
 
3.1 Динамика бюджетногодефицита в Республике Беларусь
Очевидно, что послераспада СССР Беларуси достались практически разваленная постсоветскаяэкономика, несовершенная система государственных финансов, в том числе ибюджетный дефицит, растущий из года в год.
Как следствие, в начале90-х гг. Республика Беларусь столкнулась с дефицитом госбюджета. Впервые бюджетбыл сведён с дефицитом в 1992 году. Размер дефицита составил 2% ВВП. Максимальногозначения бюджетный дефицит достиг в 1993 году – 5,5% ВВП, или 17% к доходамбюджета.
С начала 1990-х гг. вРеспублике Беларусь для покрытия бюджетного дефицита использовалась денежнаяэмиссия и кредиты международных финансовых организаций, правительствиностранных государств. В 1993 – 1994 гг. основным источником покрытия дефицитабыли внешние займы. Например, в 1994 году за счёт этого источника былопрофинансировано более 60% бюджетного дефицита. В 1996 году дефицит более чемна 80% покрывался эмиссионными кредитами Национального банка. В 1998 – 2001 гг.из внутренних источников были профинансированы не только дефицит текущего года,но и погашение внешнего долга прошлых лет. В 2001 году благодаря развитию рынкаценных бумаг за счёт внутренних источников удалось покрыть около 50% объёмадефицита. [4, с. 42]
Дефицитреспубликанского бюджета в 2005 году сформировался в размере 432 млрд. руб.,или 0,7 % ВВП, что соответствовало параметрам Программысоциально-экономического развития Республики Беларусь на 2001 – 2005 гг. В 2005году, как и годом раньше не привлекались к финансированию бюджетного дефицитакредиты Национального банка. Внутренние источники финансирования бюджетасоставили около 45%. Положительное сальдо внутреннего финансированияобразовалось в основном за счёт размещения государственных ценных бумаг ипоступлений от реализации принадлежащего государству имущества.
По данным Национальногобанка консолидированный бюджет Беларуси за январь-июнь 2009 года исполнен сдефицитом 895,2 млрд. бел. руб., или 1,5% к ВВП. За аналогичный период 2008бюджет был исполнен с профицитом 3064,0 млрд., или 5,5% к ВВП.
 
Таблица 1 — Консолидированный бюджет Республики Беларусь за 2004-2009 гг. 2004 2005 2006 2007 2008 2009 Доходы консолидированного бюджета 22057 30825 38391 48049 65663 62808 Расходы консолидированного бюджета 22036 31257 37256 47627 63811 63766
Дефицит(-), профицит(+)
консолидированного бюджета +21 -432 +1135 +422 +1852 -958
По итогам января-июлятекущего года республиканский бюджет Беларуси оказался дефицитным: правительстворезко увеличило расходы на национальную экономику и жилищно-коммунальноехозяйство.
 
3.2 Государственныйдолг Республики Беларусь
Для оценки бременивнешнего долга страны Всемирный банк рекомендует рассчитывать следующиепоказатели: [4, с. 67]
·         Отношениевнешнего долга к экспорту товаров и услуг;
·         Отношениевнешнего долга к ВВП.
На основе этих критериевстраны делятся на три группы: с высоким, средним и низким уровнямизадолженности. Если величина первого показателя составляет более 220%, авторого – превышает 80%, то задолженность считается высокой. Если первыйпоказатель находится в интервале от 132 до 220%, а второй – от 48 до 80%, тозадолженность считается средней. Для характеристики текущего состояния внешнейзадолженности рассчитывают третий показатель – отношение платежей по погашениюдолга к экспорту. Его пороговая величина находится в интервале 20 – 25%.Показатели кредитоспособности нашей страны представлены в таблице Имеет местотакже понятие валовой внешний долг. Он представляет собой сумму внешнейзадолженности государства и резидентов Республики Беларусь. Показатели валовоговнешнего долга также находятся в пределах допустимой нормы, однако имеютустойчивую тенденцию к увеличению
 
Таблица 2 — О данныхвалового внешнего долгаПоказатели 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 Валовой внешний долг РБ 4 174.9 4 935.4 5 128.2 6 844.1 12 496.5 15 154.1 22 060.3 Краткосрочный 2 764.3 3 840.4 3 650.4 4 778.2 7 867.0 8 275.6 9 927.3 Долгосрочный 1 410.6 1 095.0 1 477.8 2 065.9 4 629.5 6 878.5 12 133.0
 
Обслуживание государственногодолга является тяжелой ношей для любого государства, так как постояннооттягивает на себя определенную долю оборотных средств и приводит к увеличениюдефицита бюджета государства. В свою очередь, рост последнего, обременяетэкономику необходимостью постоянного изыскания средств для его погашения иприводит к новому витку роста как внутреннего, так и внешнего долгагосударства.
Предельный ежегодный прирост или сокращение внутреннего государственного долга устанавливается Верховным Советом Республики Беларусь по предложениям Совета Министров Республики Беларусь. На сегодняшний день лимит прироста внутреннего государственного долга составляет 3%.
Делаявыводы, нужно сказать, что государственный долг может являться как бременем дляэкономики так и принести ей весомые выгоды

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В условиях мировогофинансового кризиса проблема дефицита государственного бюджета становитсянаиболее остро. Для Республики Беларусь проблема бюджетного дефицита сталаактуальна Очевидно, что бюджетный дефицит в Республике Беларусь являетсяследствием кризисных явлений в экономике.
Уменьшение доходовбюджета в Республике Беларусь связано с уменьшением экспорта белорусскихпредприятий, вызванного уменьшением спроса на нефтехимические продукты,калийные удобрения, трактора и т. д., В условияхограниченности внутренних ресурсов бюджета необходимость активной поддержкинациональной экономики заставляет искать внешние источники привлечения ресурсовв экономику страны. Основными кредиторами Республики Беларусь в настоящее времяявляются Россия и Международный валютный фонд. По состоянию на 1 января 2009года внешний государственный долг составил 3,7 млрд. долл. США, или около 6,4% ВВП.Эта величина находится в пределах экономически безопасного уровня.
Республика Беларусь внастоящее время осуществляет переход от пассивной формы бюджетного дефицита,которая носит потребительский характер, к активной форме, что предполагаетнаправление ресурсов на те экономические проекты, которые сразу дадутэкономическую отдачу, а также на инновационные и экспотроориентированныепредприятия.

Списокиспользованной литературы
 
1.     Актуальныепроблемы социально-экономического развития Республики Беларусь: сборник научныхстатей молодых учёных, аспирантов, магистров и студентов; под редакцией В.Л.Клюки. – Гродно: ГрГУ, 2004 – 532 с.
2.     Макроэкономика:Учебное пособие / А.В. Бондарь, В.А. Воробьёв, Л.Н. Новикова – Минск:БГЭУ,2007. – 415с.
3.     СорокинаТ.В. Государственный бюджет: Учебное пособие. 2-е издание, перераб. / Т.В.Сорокина. – Мн.: БГЭУ, 2004. – 289 с.
4.     СтрукТ.Г. Финансовая система Республики Беларусь: пособие / Т.Г. Струк – Мн.:Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2006. – 95 с.
5.     БГЭУ,2006. – 543 с.
6.     Электронныйресурс: www.belstat.gov.by. Дата доступа: 01.11.2010.
7.     Электронныйресурс: www.nbrb.by/statistics/ExternalDebt /Parameters/ Дата доступа:01.11.2010.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.