Федеральное агентство по образованию
Сибирский государственный аэрокосмический университет
имени академика М.Ф. Решетнева (СибГАУ)
Институт менеджмента и социальных технологий
КУРСОВАЯ РАБОТА
на тему:
Аренда и лизинг как формы хозяйствования и лучшего использованиякапитала
Выполнила:
Проверила:
Красноярск 2008
Содержание
Введение. 3
1. Теоретические аспекты аренды и лизинга. 5
1.1 Аренда. 5
1.2 Лизинг. 6
2. Классификация основных видов лизинга. 9
2.1 Виды лизинга. 9
2.2 Преимущества и недостатки лизинга для различныхсубъектов. 12
3. Современное состояние и перспективы развития лизинга. 17
Заключение. 32
Список используемой литературы… 36
Введение
Данная работа посвящена оценкеприменения лизинговых схем в российской практике, сегодняшнему состоянию иперспективам развития лизингового сектора российской экономики. В настоящеевремя большинство российских предприятий не имеет достаточной суммы собственныхденежных средств для приобретения современного производственного оборудования. Всвязи с этим возникает необходимость привлечения дополнительных средств, самымраспространенным способом которого является получение банковских кредитов. Однимиз альтернативных видов организации финансирования является лизинг.
Предметом исследованиякурсовой работы является организационно-методические проблемы оценкиэффективности применения лизинговых схем как инвестиционных проектов, а такжесовременное состояние и перспективы развития аренды и лизинга в России.
Объектом исследования являютсялизинговые схемы финансирования инвестиционных проектов, реализуемых вроссийской практике с целью наиболее эффективного использования капитала.
Применение лизинговых схемнесет предприятию значительные выгоды, которые демонстрируются в данной работе.К сожалению, многие руководители отечественных предприятий не догадываются оданных преимуществах финансирования своей деятельности. Лизинговый секторнедостаточно развит. Во многом это происходит из-за отсутствия экономическогокругозора у представителей российского менеджмента. Именно поэтому, в даннойработе оценивается не только эффективность применения лизинга, но ианализируется законодательная база лизинга. Таким образом, работа позволяетрассмотреть преимущества лизинга для предприятий именно в разрезе действующегороссийского законодательства, что говорит о применимости подобных схем всовременных условиях.
Цель настоящего исследования — оценить состояние и перспективы развития аренды и лизинга в РоссийскойФедерации, а также выявить преимущества лизинговых схем и оценить ихэффективность в деятельности российских предприятий.
При написании работы,ставились следующие задачи:
рассмотреть теоретическиеаспекты аренды и лизинга;
проанализировать современное состояниеи перспективу развития лизинговой отрасли России;
выявить факторы сдерживающиеразвитие лизинговой отрасли в России. Статистическая информация, использованнаяв данной работе была взята из следующих источников: официальные данныеГоскомстата РФ, ЦБ РФ, аналитические материалы Группы по развитию лизинга МФК иРоссийской ассоциации лизинговых компаний (Рослизинг), помимо этогоиспользовалась открытая для свободного доступа информация действующихлизинговых компаний, в частности «РТК-Лизинг», «Дельта-Лизинг»,«Альфа-Лизинг», Лизинговая компания «Уралсиб»,«Элемент Лизинг», Московская лизинговая компания, а также изпубликаций издательского дома «Коммерсант».
Работа состоит из введения,трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
В первой главе рассматриваютсятеоретические аспекты аренды и лизинга.
Во второй главе приводится классификацияи основные виды финансовой аренды.
В третьей главерассматривается динамика развития лизинговой отрасли России. Особое вниманиеуделено сегодняшнему состоянию данного сектора экономики, а также перспективамего развития в Российской Федерации.
Список литературы состоит из20 источников.
1. Теоретические аспекты аренды и лизинга 1.1 Аренда
Экономика, основанная начастной собственности, имеет больший потенциал по сравнению с любой другой. Этотпотенциал выражается в разнообразии способов использования собственности.
Аренда — это один из способовиспользования частной собственности.
Арендные отношения известны сдревности, в первую очередь в сельском хозяйстве. Но в современном мире арендаимеет совершенно иной экономический смысл, чем раньше. Если прежде она служиласредством эксплуатации и закабаления арендаторов, вела экономику поэкстенсивному пути развития, то ныне аренда наоборот повышает степеньэкономической свободы, дает шанс малому бизнесу на успех, интенсифицируетразвитие экономики.
Современная арендапредставляет собой форму организации производства, основанной на передаче всрочное и возмездное пользование основных фондов и оборотных средств на началахдобровольности и равноправия сторон в целях выпуска продукции (работ, услуг) иполучения дохода.
Преимущества аренды:
договоренность основныхотношений арендатора и арендодателя, их полное равноправие, а значит иустойчивый характер;
фиксированная арендная плата,позволяющая развиваться арендатору, получать более высокий доход;
полная самостоятельностьарендатора в организации производства, оплате труда, трудовом распорядке;
возможность улучшения иприращения основных средств, с последующим возмещением затрат, а также выкупа(особенно в лизинге).
Арендатор, используяарендованное имущество, экономит собственные средства и получает доход отэтого, и собственно деятельности, осуществляемой на основе эксплуатацииарендованного имущества. 1.2 Лизинг
Лизинг (финансовая аренда) — этокомплекс возникающих имущественных отношений, связанных с передачейоборудования в пользование после его приобретения у производителя.
Лизинг представляет собойвложения средств на возвратной основе, то есть предоставление средств наопределенный период, арендодатель получает их обратно в установленное время,тем самым, являясь формой аренды. При этом за свою услугу он получаетвознаграждение в виде комиссионных.
Лизинг по своему содержаниюсоответствует кредитным отношениям, а поскольку заемщик и ссудодательиспользуют капитал не в денежной, а в производительной форме, то он схож и синвестициями капитала.
Одним из вариантов решенияпроблем неблагоприятного состояния парка оборудования (устаревшее оборудованиепо предприятиях, отсутствие запасных частей к заводским станками пр) может бытьлизинг, который объединяет все элементы внешнеторговых, кредитных иинвестиционных операций.
При переходе к рыночнойэкономике перед промышленными предприятиями возник ряд проблем, самая важная изних — каким образом утвердиться на рынке в условиях возрастающей конкуренции,сокращения рынка сбыта из-за невысоких цен продукции и неплатежеспособности,сложностей поиска поставщиков сырья, материалов и ограниченности финансовыхресурсов.
В настоящее время большинствороссийских предприятий испытывает недостаток оборотных средств. Они не могутобновлять свои основные фонды, внедрять достижения научно-техническогопрогресса и вынуждены брать кредиты. Существуют различные виды кредитования: ипотечное,под залог ценных бумаг, под залог партий товара, недвижимости. Однакопредприятию при необходимости обновления своих основных средств выгоднее братьоборудование в лизинг. При этом экономия средств предприятия по сравнению собычным кредитом на приобретение основных средств доходит до 10% от стоимостиоборудования за весь срок лизинга, который составляет, как правило, от одногогода до пяти лет. Форма лизинга регулирует противоречия между предприятием, укоторого нет средств на модернизацию, и банком, который неохотно предоставитэтому предприятию кредит, так как не имеет достаточных гарантий возвратаинвестированных средств. Лизинговая операция выгодна всем участвующим: однасторона получает кредит, который выплачивает поэтапно, и нужное оборудование; другаясторона — гарантию возврата кредита, так как объект лизинга являетсясобственностью лизингодателя или банка, финансирующего лизинговую операцию, допоступления последнего платежа.
В лизинговой сделке обычноучаствуют несколько субъектов:
Лизингодатель (арендодатель) — физическое или юридическое лицо, которое за счет привлеченных и (или) собственныхденежных средств приобретает в ходе реализации договора лизинга в собственностьимущество и предоставляет его в качестве предмета лизинга лизингополучателю заопределенную плату, на определенный срок и на определенных условиях вовременное владение и в пользование с переходом или без перехода клизингополучателю права собственности на предмет лизинга;
Лизингополучатель — физическоеили юридическое лицо, которое в соответствии с договором лизинга обязанопринять предмет лизинга за определенную плату, на определенный срок и наопределенных условиях во временное владение и в пользование в соответствии сдоговором лизинга;
Продавец — физическое или юридическоелицо, которое в соответствии с договором купли-продажи с лизингодателем продаетлизингодателю в обусловленный срок имущество, являющееся предметом лизинга. Продавецобязан передать предмет лизинга лизингодателю или лизингополучателю всоответствии с условиями договора купли-продажи. Продавец может одновременновыступать в качестве лизингополучателя в пределах одного лизинговогоправоотношения;
Помимо основных субъектовлизинга, перечисленных в Федеральном законе от 29.10. 1998г. за №164-ФЗ «Офинансовой аренде (лизинге)» на рынке лизинговых услуг можно выделить испециальные субъекты, такие как:
Банк (или другое кредитноеучреждение), предоставляющее средства на приобретение предмета договора.
Страховые компании,осуществляющие страхование всевозможных рисков, возникающих при лизинговойсделке (страхование имущества лизингодателя, кредитов, предоставляемыхлизингодателю кредитным учреждением, от возможных рисков неплатежей и многоедругое);
Российская АссоциацияЛизинговых Компаний («Рослизинг»), некоммерческое объединениелизинговых компаний, банков и иных предприятий, занимающихся лизингом. Она(Ассоциация) осуществляет координацию деятельности организаций, входящих в нее,и объединение их средств для осуществления совместных взаимовыгодных проектов,а так же разработку, совместно с органами государственного управления,стратегических направлений и программы развития лизинга в России, подготовкупроектов законодательных актов и принимает участие в работе международныхассоциативных общественных организаций.
2. Классификация основных видов лизинга2.1 Виды лизинга
Классификация аренды и лизингаполучила обоснование, как в зарубежной, так и в отечественной теории и практике.В основу настоящей классификации положено описание лизинга, сделанное в работахпоследних лет. С целью обобщения материала и учета изменений последнеговремени, составлена настоящая классификация. Лизинг целесообразноклассифицировать по следующим признакам: по составу участников, по типуарендуемых активов, по степени окупаемости, по условиям амортизации, по объемуобслуживания, по сектору рынка, по целевому назначению, по организационнымформам управления, по платежам, по намерениям участников, по способуфинансирования, по степени окупаемости, по продолжительности, по характерувзаимодействия участников и т.д.
По способу финансированияразличают следующие виды лизинга:
Лизинг, финансирующийся засчет собственных средств лизингодателя.
Лизинг, финансирующийся засчет привлеченных средств (средств инвесторов).
Раздельно финансирующийся лизинг,частично финансирующийся лизингодателем.
Лизинг различают по объемуобслуживания передаваемого в лизинг имущества:
Чистый лизинг, если всеобслуживание передаваемого в лизинг имущества берет на себя лизингополучатель.
Лизинг с полным набором услуг,когда на лизингодателя возлагается полное обслуживание арендуемого имущества.
Лизинг с частичным наборомуслуг, когда на лизингодателя возлагаются лишь отдельные функции пообслуживанию имущества.
Лизинг различают попродолжительности:
Краткосрочный лизинг, срокомдо 1 года.
Среднесрочный лизинг, срокомот 1 до 3 лет.
Долгосрочный лизинг, срокомболее 3 лет.
Лизинг классифицируют поцелевому назначению:
Действительный лизинг.
Фиктивный лизинг. Преследуетсяцель получения большей прибыли за счет налоговых и амортизационных льгот.
Лизинговые операции различаютв зависимости от условий амортизации:
Лизинг с полной амортизацией исоответственно с выплатой полной стоимости объекта лизинга.
Лизинг с неполнойамортизацией, и, следовательно, с неполной выплатой стоимости арендуемогоимущества арендатором.
Лизинг различают — по степениокупаемости:
Лизинг с полной окупаемостью,при котором в ходе срока действия одного договора происходит полная выплатализингодателю стоимости арендуемого имущества.
Лизинг с неполнойокупаемостью, когда в течении — срока лизинга окупается только частьарендуемого имущества.
Лизинг классифицируют похарактеру взаимодействия участников:
Классический лизинг — трехсторонняялизинговая операция (поставщик — лизингодатель — арендатор).
Возвратный лизинг. Привозвратном лизинге, сталкиваясь с проблемой недостатка финансовых активов,арендатор может передать основные средства в собственность лизингодателю с последующейих арендой. В этом случае арендатор возвращает часть денежных средств,затраченные ранее на приобретение капитальных товаров и в тоже время продолжаетими пользоваться, выплачивая при этом надлежащую арендную плату, включающуюстоимость проведения лизинговой операции и часть получаемых в ее ходе налоговыхльгот.
Сублизинг, при котором большая(доля по стоимости) сдаваемого в лизинг актива берется в аренду у третьейстороны (инвестора).
Лизинг различают по намерениямучастников:
Срочный лизинг — одноразовый(на один срок) лизинг.
Возобновляемый лизинг — продлевающийсяпо истечении первого срока контракта.
Лизинг различают по составуего участников:
Прямой лизинг, при которомсобственник имущества самостоятельно передает его в лизинг. Прямой лизинг можетбыть только двухсторонним и организуется двумя участниками: лизингодателем иарендатором, однако в большинстве случаев, лизинговые операции являютсямногосторонними отношениями.
Косвенный лизинг — когда влизинговой операции помимо лизингодателя и лизингополучателя участвуют другиехозяйственные субъекты. Косвенный лизинг можно классифицировать как:
трехсторонний лизинг; Классическая,трехсторонняя лизинговая операция (поставщик — лизингодатель — арендатор) представляетсякак передача арендатору предмета лизинга происходит через посредника — лизингодателя.Поэтому, выделяют трех основных участников: лизингодателя, арендатора ипродавца передаваемых в лизинг активов. Лизингодатель, приобретает предметлизинга и предоставляет его в аренду арендатору. Выполнению действийлизингодателя, в большей степени, подчинена организация лизинговой операции. Приэтом, продавец, продает лизингодателю активы, которые арендатор, получает улизингодателя в аренду.
Многосторонний лизинг — счислом участников от 4 до 7 и более (лизинг с участием внешних инвесторов,субарендаторов и т.д.) В многостороннем лизинге присутствуют второстепенныеучастники, обслуживающие лизинговые отношения: банк, кредитующий приобретениепредметов лизинга лизингодателем и обслуживающий лизинговую операцию; страховаякомпания, страхующая арендуемое имущество; «внешние инвесторы»,финансирующие лизинг; посредники (в том числе и финансовые), предоставляющиедополнительные услуги в подготовке и проведении лизинговой операции. Все ониобеспечивают стабильность подготовки и проведения лизинговой операции.
Лизинг классифицируют поорганизационным формам управления:
В зависимости от составаучастников лизинга, разделяют:
Управление прямым лизингом.
Управление косвенным лизингом.
В зависимости от количествауправляемых участников, аналогично классификации по количеству участников,различают:
в прямом лизинге:
управление толькодвухсторонним лизингом;
в косвенном лизинге:
управление трехстороннимлизингом;
управление многостороннимлизином. 2.2 Преимущества и недостатки лизинга для различных субъектов
Положительные моменты. Лизингинтересен всем субъектам лизинговых отношений: потребителю оборудования; инвестору,представителем которого в данном случае является лизинговая компания; государству,которое может использовать лизинг для направления инвестиций в приоритетныеотрасли экономики; банку, который в результате лизинга может рассчитывать науверенную долгосрочную прибыль.
Основные преимущества лизинга,наиболее актуальные с учетом особенностей экономической ситуации, сложившейся вРоссии на данном этапе, заключаются в следующем:
Для государства. Присложившейся экономической ситуации и острой необходимости в оживленииинвестиционной активности проблема развития лизинга приобретает для государстваособое значение.
Этот финансовый инструментспособствует мобилизации финансовых средств для инвестиционной деятельности.
Обеспечивает посредством своегомеханизма гарантированное использование инвестиционных ресурсов на целипереоснащения производства.
Государство, поощряялизинговую деятельность и используя для этого, например, налоговые льготы,может существенно уменьшить бюджетные ассигнования на финансированиеинвестиций, содействовать развитию товарного производства и сферы услуг,повышению экспортного потенциала, сокращению оттока частного российскогокапитала на Запад, созданию дополнительных рабочих мест, особенно в сферемалого предпринимательства, решению других насущных социально-экономическихпроблем.
Для лизингополучателя. Приналичии рентабельного проекта потребитель имеет возможность получитьоборудование и начать то или иное производство без крупных единовременныхзатрат. Это особенно актуально для начинающих мелких и средних предпринимателей.
Уменьшение размеров налога наимущество предприятий, поскольку стоимость объектов лизинга, хотя это и необязательно, но в большинстве случаев, отражается в активе балансализингодателя, (например, при оперативном лизинге).
Согласно федеральному закону«О лизинге» ко всем видам движимого имущества, составляющего объектлизинга и относимого к активной части основных фондов разрешено применятьмеханизм ускоренной амортизации с коэффициентом не выше 3.
У лизингополучателя упрощаетсябухгалтерский учет, так как по основным средствам, начислению амортизации,выплате части налогов и управлению долгом учет осуществляет лизинговая компания.
В договоре лизинга можнопредусмотреть использование удобных, гибких схем погашения задолженности.
Для лизингодателя.
Для лизинговых компаний какинвесторов лизинг обеспечивает необходимую прибыль на вложенный капитал приболее низком риске (по сравнению с обычным кредитованием) за счет действенной защитыот неплатежеспособности клиента.
До завершающего платежализингодатель остается юридическим собственником оборудования, так что в случаесрыва расчетов может востребовать это оборудование и реализовать его дляпогашения убытков.
В случае банкротствализингополучателя оборудование также в обязательном порядке возвращаетсялизинговой компании.
Лизингодателем передаютсялизингополучателю не денежные ресурсы, контроль над использованием которых невсегда возможен, а непосредственно средства производства.
Освобождение от уплаты налогана прибыль, которая получена от реализации договоров финансового лизинга сосроком действия не менее трех лет.
Лизингодатель частичноосвобождается от уплаты таможенных пошлин и налогов в отношении временноввозимой на территорию РФ продукции, являющейся объектом международного лизинга.
Для продавцов лизинговогоимущества.
В развитии лизингазаинтересованы не только лизингополучатели как потребители оборудования, но идействующие производства, поскольку за счет лизинга расширяется рынок сбытапроизводимого ими оборудования. Увеличивается доход от реализации запчастей клизинговому оборудованию, осуществление его сервиса и модернизации.
На первом этапе длябольшинства банков были характерны попытки осуществления лизинговых сделок, вкоторых они непосредственно выступали в роли лизингополучателя. Это вносилоизменения в структуру банков — выделялись самостоятельные подразделения, либосекторы лизинга в их инвестиционных департаментах и управлениях. Однакоширокого развития на этом этапе лизинг не получил.
На сегодняшний день в Россииможно выделить шесть основных типов лизинговых компаний:
лизинговые компании — дочерниекомпании крупных банков, либо сами являющиеся коммерческими банками;
лизинговые компании, созданныепо отраслевому или производственному признаку;
полукоммерческие лизинговыекомпании;
лизинговые компании, созданныеторговыми компаниями;
иностранные фирмы — поставщикиоборудования;
международные лизинговыекомпании. Сотрудничество с лизинговой компанией, относящейся к тому или иномутипу, как правило, имеет особенности, которые необходимо учитывать припроведении переговоров, окончательном выборе лизингодателя и заключении с нимлизингового контракта.
Факторы, сдерживающие развитиелизинга в России.
Основными препятствиями дляразвития лизинга в России являются:
Высокие ставки и короткиесроки кредитования. При сохраняющейся в России банковской практике, когдакраткосрочные кредиты выгоднее средне — и долгосрочных, получение ссуды на три- четыре года (оптимальный срок погашения кредита на закупку техники лизинговойкомпанией) весьма проблематично.
Высокий уровень налогов.
Отсутствие значительногостартового капитала для лизинговой компании, т.к, она приобретает оборудованиеза полную стоимость.
Отсутствие системыинформационного обеспечения о предложениях За рубежом термином " лизинг" называются отношения финансовой аренды сроком от 3-х лет. В нашей жестране не создан пока еще благоприятный климат для долгосрочных инвестиций. Необходимопринятия налогового законодательства, предоставляющего льготы банкам, покрывающиеих риски, связанные с долгосрочным кредитованием.
Неразвитость инфраструктурылизингового рынка. Инфраструктура, способствующая развитию лизинг в Россиидолжна включать в себя более широкую сеть лизинговых компаний,специализированных консалтинговых фирм и соответствующую системуинформационного обеспечения о предложениях лизинговых услуг. Неразвитость инфраструктуры(сложившихся механизмов финансирования, расчетов, минимизация рисков,эффективных маркетинговых и сбытовых структур и т.п.) предъявляет нереальновысокие требования к руководителям и служащим лизинговых компаний.
Макроэкономическая иполитическая неопределенность обстановки в стране. В настоящее время всеправовые отношения, основанные на отсрочке платежа, тормозятся экономическойнестабильностью, отсутствием надежной макроэкономической стабилизации ипризнаков устойчивого роста в экономике, что порождает у хозяйствующихсубъектов определенное состояние неуверенности в завтрашнем дне. Между тем,основная идея лизинга состоит в возможности «растянуть » во временивыплату стоимости имущества при сохранении права на приобретения его всобственность по остаточной стоимости. При нынешней экономической ситуаций,какая организация может позволить себе сегодня ждать возврата средств в течение5-7 лет (обычный срок финансового лизинга)? Именно это обстоятельство взначительной степени сдерживает развитие лизинга в России.
3. Современное состояние и перспективы развития лизинга
Среди новых тенденций рынкализинга эксперты отмечают более четкую его структурированность, на нем ясностановятся видны различные сегменты. Во-первых, определились крупныеуниверсальные игроки, как правило, связанные с банками ифинансово-промышленными структурами. Во-вторых, компании, ориентированные натак называемую лизинговую розницу, сосредотачиваются в основном в сфере лизингаавтотранспорта. В-третьих, на рынке присутствуют лизинговые компании, аффинированныес иностранными банками и поставщиками оборудования.
Продолжается быстрый роствеличины лизингового портфеля большинства лизинговых компаний, наиболеезаметным (по удельному весу) стал лизинг автомобилей, позволяющий крупнымперевозчикам регулярно обновлять парк машин. Качество лизингового портфеля приэтом остается на хорошем уровне.
Лизинг охватил практически всерегионы страны. Конкуренция между различными лизинговыми компаниями наблюдаетсяв основном в секторах автомобильного лизинга, легковой и грузовой техники. Косвеннымобразом на ценовые условия автолизинга влияет галопирующее развитие программавтокредитования, которое предлагают многие российские банки.
В настоящее время средняямаржа лизинговой компании по сделке составляет 3-7% годовых при среднем размереавансового платежа 20-30%.
Почти все новые видылизингового бизнеса пока находятся вне правовой базы, которая не прописывает ихопределения. Положение усугубляется тем, что фискальные органы негласновключили лизинг в категорию схем уклонения от уплаты налогов. Однако лизинговыекомпании активно внедряют новые технологии, зачастую работая на грани фола, этоспособствует развитию отечественного рынка лизинга как по суммарному объемуконтрактов, так и по разнообразию предлагаемых услуг, приближается кевропейскому. Сумма сделок финансовой аренды, заключенных в прошлом году,превысила 270 млрд. руб. Прирост объема контрактов лизинга автомобилей, железнодорожноготранспорта и сельскохозяйственной техники в последние годы составлял по 30 — 70%годовых. Эти отрасли стали локомотивом развития всего отечественного рынкафинансовой аренды, на котором за пять лет стоимость ежегодно заключаемыхдоговоров увеличилась в шесть раз. Хотя следует признать, что опережающие темпыроста железнодорожного и агролизинга были обусловлены значительным участиемгосударства. Оно вложило большие деньги в национальный проект «Поддержкаагропромышленного комплекса», при этом большинство инвестицийосуществлялось в государственную лизинговую компанию «Росагролизинг».Именно ее работа обеспечила рост рынка финансовой аренды сельхозтехники иплеменного скота — объем контрактов, заключенных этой компанией в 2006 году,превысил 7,2 млрд. руб. Рынок лизинга железнодорожного транспорта вырос за счетвлияния «Российских железных дорог» (РЖД), которые выбрали финансовуюаренду как приоритетный инструмент обновления своего уже порядком износившегосяпарка техники. Так, в 2006 году компания РЖД приобрела в лизинг основныхсредств на сумму 20,4 млрд руб., а в нынешнем — лизинговая программа будетреализована уже в размере, превышающем 25 млрд. руб.
Единственный вид лизинга,который развивался так же интенсивно, но без вмешательства государства — этофинансовая аренда автомобилей. «Автолизинг — самый крупный из трех китоврынка финансовой аренды (его доля оценивается в 25-30%) и самый рыночный, нанем конкуренция очень жесткая, а клиенты более разборчивы. Поэтому операторырынка лизинга автомобилей предлагают огромное количество продуктов,специфических услуг и программ, ориентированных на самые разные клиентскиегруппы. Именно в отрасли финансовой аренды автомобилей прошли „обкатку“новейшие лизинговые технологии, такие как возвратная и оперативная схемы,экспресс — и операционный лизинг, лизинг без оценки финансового состоянияклиента. Некоторые из этих технологий уже применяются в других отраслях. Всеэти направления бизнеса успешно развиваются даже несмотря на то, что некоторыесхемы работы пока находятся фактически вне правового поля, например в сентябреМоскоммерцбанк объявил о заключении первой сделки по предоставлению автомобиляв лизинг физическому лицу. Однако юридически лизинга для частных лиц в Россиине существует, но услуга, которая так называется, представляет определенныйинтерес для покупателя автомобиля. Банк сообщил, что предложил рынку»аналог наиболее распространенного и популярного способа приобретенияновых автомобилей физическими лицами в развитых странах Европы и мира". Егоотличие от обычного автокредита состоит в том, что клиент не приобретаетавтомобиль в собственность. В развитых странах стандартной является услуга,когда покупатель, оплатив только страховку, получает новый автомобиль,выплачивает в течение установленного срока арендные платежи, в конце срокааренды меняет автомобиль на новый по той же схеме. Казалось бы, причем тутлизинг? Судя по описанию, речь идет о классической схеме аренды — правда, справом выкупа. Понятно, что сейчас лизинг — модное слово. Но исходя изопределения этого термина в Гражданском кодексе, лизинга для физических лиц внашей стране не существует. То есть употребление кредитными организациямипонятия «лизинг» применительно к физическим лицам является исключительномаркетинговым ходом.
Вот как реализуется эта схема:банк выдает кредит лизингодателю, тот отдает автотранспорт в лизинг некоемуюридическому лицу, которое уже может сдать машину либо в сублизинг, либо варенду физическому лицу. Все эти сделки абсолютно чисты с точки зрениязаконодательства. Основной риск лизинговой схемы для конечного потребителясвязан с тем, что все время автомобиль находится на балансе компании, у которойон ее арендует. Если эта компания обанкротится, автомобиль попадет в конкурснуюмассу и будет изъят у конечного потребителя. Впрочем, ничего страшного в этомнет, ведь он платит только за его аренду. Но, несмотря на призрачность своегосуществования, «лизинг для физ. лиц» является довольнопривлекательным для потребителей.
Такая услуга можетиспользоваться, если у заемщика не хватает официального дохода для получениякредита. Тогда, используя лизинговую схему, он может купить более дорогойавтомобиль, чем доступные ему при покупке в кредит. Например, для потребителя софициальным доходом $1000 в месяц максимальный платеж составит $400, что покредитной программе с первоначальным взносом 15% и ставкой 9% годовых в валютепри сроке кредита три года делает доступным автомобиль максимальной стоимостью$14 775. А при осуществлении того же платежа $400 в месяц, но по лизинговойсхеме доступны автомобили стоимостью до $24 450.
Кроме того, покупателямиавтомобиля по псевдолизинговой схеме могут стать те, кто не желает оформлятьправа собственности на автомобиль, соответственно лизинг для физических лиц вРоссии развивается как логичное продолжение автокредитования, по сути являясьформой кредита.
Другим фактором роста лизингадля частных лиц может стать желание автопроизводителей увеличить продажи засчет введения лизинговых схем. Тем более что стандартные схемы перестаютстимулировать продажи так, как хотелось бы автопроизводителям. Хотя этот ресурсеще далеко не исчерпан, именно рост спроса на услуги проката и арендыстимулирует лизинговые компании к предоставлению услуг физическим лицам.
Еще одна категорияпотребителей псевдолизинга — компании, берущие машины для передачи своимсотрудникам в качестве бонусов. Впрочем, наиболее привлекательной в этой схемеявляется возможность ускоренной амортизации, позволяющая через три года иметьна балансе автомобиль с нулевой стоимостью, который можно списать. Однакогражданину, сделавшему выбор в пользу псевдолизинга автомобиля, следует знать,что он не сможет в полной мере использовать все преимущества настоящейфинансовой аренды. Даже если бы лизинг для частных лиц был разрешен, то в томвиде, в каком он существует в России, он был бы невыгоден, поскольку физическиелица не могут использовать его основные преимущества — отнесение лизинговыхплатежей на себестоимость, ускоренную амортизацию и, как следствие, уменьшениеналога на имущество. Для лизинговых компаний и банков лизинг автомобилей для физ.лиц также не является особенно привлекательным бизнесом — его прибыльность непревышает 2%.
Поэтому бизнес попредоставлению в лизинг автотранспорта частным лицам вряд ли получит широкоераспространение: необходимо совершить большое количество мелких сделок,операционные расходы на которые могут съесть прибыль.
Несмотря на сомнительнуюэкономику проекта, первопроходцы уверены в том, что выбрали перспективнуюрыночную нишу. «Лизинг для физических лиц является абсолютно новымфинансовым инструментом приобретения нового автомобиля для российского рынка. Вообщерынок лизинга для физических лиц находится в самом начале своего пути и его участники,двигаясь разными путями, формируют одну из самых востребованных на европейскоми американском рынке возможностей приобретения нового имущества».
Понятие «оперативныйлизинг» (предполагающее, что поставляемое клиенту имущество остается всобственности лизинговой компании) пока отсутствует в российскомзаконодательстве, хотя и прямого запрета на проведение сделок оперативного лизингатоже нет. По закону договор лизинга по истечении срока сделки не подразумеваетобязательного перехода права собственности на имущество к лизингополучателю. Нокогда лизинговая компания получает имущество обратно, она может лишь сдать егов простую аренду новому клиенту либо продать. Повторная сдача имущества варенду является не новым лизингом, а именно арендой — а значит, несопровождается налоговыми льготами. Между тем услуги оперативного лизинга наотечественном рынке крайне востребованы. Ведь одно из основных отличийоперативного лизинга от финансового заключается в том, что срок сделкизначительно меньше, чем срок амортизации оборудования. То есть клиентвыплачивает только часть стоимости имущества — как правило, не более 80%. Еслиосновной акцент в своей деятельности компания делает на конвейерноепроизводство, то ей требуется постоянное обновление основных фондов, и в этомслучае оперативный лизинг будет наиболее предпочтителен.
При выборе стратегии массовогопроизводства конкурентоспособности можно достичь только при высокойэффективности, что прямо пропорционально степени разделения и кооперации труда,на сегодняшнем этапе развития мировой экономики это нашло свое отражение вфилософии аутсорсинга, чьи черты воплотились, в том числе и в оперативномлизинге, такой вид услуги ещё называют «мокрый» лизинг.
Это вполне справедливо, ведькогда лизинговая компания отдает имущество в оперативный лизинг, риск посохранению рабочих качеств оборудования ложится именно на нее. Еслиэксплуатация оборудования не будет сопровождаться соответствующим сервиснымобслуживанием, то в дальнейшем сдавать в аренду или продавать будет уже нечего.Поэтому большинство сделок оперативного лизинга сопровождается соглашениями наоказание сервисных услуг со стороны лизингодателя. Ему «спокойнее»самому следить за тем, как используется и вовремя ли ремонтируется егоимущество.
Возвратный лизинг используютмногие игроки рынка финансовой аренды несмотря на то, что активно этотинструмент стал применяться всего пару лет назад. Эта схема предполагает двухучастников (клиент и лизинговая компания), а не трех, как в обычной сделкефинансовой аренды, где в обязательном порядке участвует продавец имущества(поставщик). Предприятие (клиент) сначала продает лизингодателю свое имущество.Получив деньги, клиент вносит авансовый платеж (возвращает лизинговой компании30% стоимости проданного объекта) и берет это же имущество в лизинг. При этомоно физически остается на месте.
Возвратный лизинг позволяетполучить предприятию заемное финансирование, да еще и сэкономить на налогах. Поэтомувозвратный лизинг выходит в ряде случаев дешевле кредита, по которому налоговыепреференции заемщику не предоставляются. Кроме того, возвратная схема позволяетклиенту изыскивать внутренние ресурсы для развития, перестраивать структуруактивов в соответствии со стратегией и повышать инвестиционнуюпривлекательность бизнеса. Именно поэтому в Западной Европе и США возвратныйлизинг очень популярен и повсеместно применяется в таких сферах, как, например,финансовая аренда транспорта, оборудования и техники. Однако в России всепо-другому. Некоторые клиенты предвзято относятся к подобной услуге из-забоязни потерять свое имущество, предпочитая финансовой аренде более привычные ираспространенные банковские кредиты, но следует отметить, что использованиемеханизма возвратного лизинга по сравнению с кредитом имеет ряд видимыхпреимуществ, одним из которых является скорость исполнения сделки.
Сами лизинговые компании такжесталкиваются с рядом серьезных проблем при оформлении возвратных сделок. Дело втом, что прежде чем выкупить имущество у клиента, лизинговая компания должнаего оценить. Сложность заключается в том, что стоимость основных средств,указанная в балансе предприятия или организации, нуждающейся в оказаниилизинговых услуг, отличается от реальной рыночной стоимости. В Европе такихпроблем не возникает: там рыночная стоимость более адекватна балансовой,поэтому приобрести, например недвижимость, можно легально, не прибегая кнезаконным финансовым схемам.
Не все основные средства могутстать предметом возвратного лизинга. Прежде всего, это касается имущества,которое находится в залоге. Предприятие не имеет права продать его лизинговойкомпании. В связи с этим для многих отечественных производителей, которыеактивно пользуются кредитами, механизм возвратного лизинга недоступен, так какпрактически все активы у них заложены.
Особую опасность для игроковрынка возвратного лизинга представляет позиция налоговых органов. Часто фискалыусматривают в подобных сделках признаки недобросовестности, ухода от налогов. Возможно,это связано с тем, что по своему экономическому смыслу сделка возвратноголизинга является финансированием текущей деятельности компании, а неинвестированием в приобретение имущества и обновление основных фондов. Ведь витоге лизингодатель приобретает не основное средство (оно и так уже было упредприятия), в чем суть лизинга, а денежное финансирование. С точки зренияналоговых органов в случае возвратного лизинга может отсутствовать деловая цельконтракта: одно и то же лицо не перестает фактически быть владельцем имущества,в то же время, продавая его и передавая в лизинг, но получает экономию наналогах путем ускоренной амортизации и списания лизинговых платежей на расходы.Таким образом, по мнению фискальных органов, возвратный лизинг частоассоциируется с уклонением от уплаты налогов. Эксперты не отрицают, что известнысхемы минимизации налогов при помощи возвратного лизинга. Например, «распродажа»основных средств и искусственно «состаренное» имущество. Эти схемыдовольно широко применяются недобросовестными компаниями, что сыграло непоследнюю роль в формировании мнения фискалов о возвратном лизинге. Как уверяетАлексей Лабзин, следует четко разделять предприятия, которые реализуютлизинговые схемы в рамках одной структуры, и рыночные компании, действующие вграницах правового поля и соблюдающие при этом правила деловой этики.
Еще одна налоговая проблема посделкам возвратного лизинга недвижимости связана с НДС. Учитывая значительныйразмер таких контрактов, сумма, которую приходится платить при продажеимущества для его последующего получения в лизинг бывшим собственником, огромна.Уплата НДС в этом случае может производиться лизинговой компанией за счет займализингополучателя. Однако в 2004 году Конституционный суд постановил, что НДСне может быть принят к возврату, если уплачен заемными средствами. Неудивительно,что с этого момента объем сделок возвратного лизинга на рынке стремительнопадает. Лизингодателям только остается надеяться на то, что в будущем ситуацияизменится к лучшему. В частном, проблемы с налоговыми органами из-завозвратного лизинга носят временный характер, и можно ожидать их разрешения вближайшее время. Полагается, что рост сделок по возвратному лизингу будет годот года увеличиваться, способствуя повышению популярности этого финансовогопродукта у российских компаний.
Усиливающаяся конкуренция нарынке привела к тому, что лизингодатели начали отказываться от подробногоанализа кредитоспособности своих клиентов. Новый продукт называется «Б. О.Ф.С.» (Без оценки финансового состояния клиента). Пока его предлагают совсемне многие лизингодатели, но число игроков этого сектора рынка будет расти. Лизинговыекомпании предлагают «Б. О.Ф. С», чтобы завоевать клиентов изсегментов среднего и малого бизнеса, которые пока еще по большей части неиспользуют лизинг. Что касается предоставления лизинговых услуг клиентам,которые не могут дать официальную информацию о своем финансовом состоянии, топрактика показывает, что подобные сделки вполне осуществимы, и здесь можнопровести параллель с потребительским кредитованием. Оценка клиента может бытьпростой и даже очень простой, но работать с «черным ящиком» никто небудет. Риски все равно учитываются в предлагаемом продукте. В недавнем прошломи речи не могло идти о предоставлении кредита физическому лицу с серымидоходами, а сейчас наблюдается бурный рост клиентской базы, несмотря на то, чтомногие физические лица не могут или не хотят показывать свои финансы. То жеможно сказать и о лизинге, конечно «Б. О.Ф.С. » сопряжен с опасностьюне возврата, поэтому, чтобы застраховаться, лизинговые компании предлагают поэтому продукту более высокие ставки и более короткие сроки, стремяськомпенсировать возможные потери.
По инициативе «Рособоронэкспорта»внесены изменения в закон «О финансовой аренде (лизинге)», касающиесявоенно-технического сотрудничества. Поправки, в частности, предусматриваютотмену запрета на лизинг продукции военного назначения, используемой привоенно-техническом сотрудничестве России с иностранными государствами. Допоследнего времени законодательство в основном было ориентировано на развитие лизингапродукции, не подпадающей под «ограниченный оборот». Иными словами,закон не предусматривал проведение лизинговых операций с имуществом,ограниченным в обороте, в том числе с военной продукцией. Обновленный законсоздает правовую основу для диверсификации механизмов финансирования поставокизделий военного назначения, полагают эксперты. В первую очередь, изменениезаконодательства скажется на «Рособоронэкспорте», который являетсяфактическим монополистом по поставкам вооружения за рубеж.
В этом году была проведенапервая на отечественном рынке лизинга секьюритизация обязательств по лизинговымплатежам. Организаторами сделки выступили компании «Магистраль Финанс»(дочерняя структура банка «КИТ Финанс»), «Инвестиционный партнер»и «Объединенные инвесторы». Они выпустили еврооблигации класса А насумму 12,57 млрд руб. Это первая сделка по привлечению российской лизинговойкомпанией финансирования за рубежом без участия иностранных кредитныхорганизаций — средства были найдены благодаря размещению евробондов. Доход побумагам составит 7,875% годовых. Менеджерами выпуска стали Morgan Stanley, банк «КИТ Финанс»и Транскредитбанк. Бумаги обеспечены залогом подвижного состава, а такжеправами требования по лизинговым платежам «Российских железных дорог»(РЖД). Как признались в «КИТ Финансе», лизинговый бизнес как таковойизначально их не интересовал. В планах кредитной организации стояла задачасоздания структурного продукта: они стремились не просто предоставить РЖДлизинговое финансирование, а еще и секьюритизировать обязательства по этимконтрактам. Эксперты указывают на то, что «Магистраль Финанс»работает только с РЖД. Высокий рейтинг железнодорожной компании намеждународном рынке позволяет размещать облигации под невысокие проценты.
Лизинг строительной техникиимеет все предпосылки для бурного роста. Но этой отрасли мешают развиватьсянерешенные проблемы строительного комплекса — бизнес застройщиков непрозрачен,и сопряжен со многими рисками. На рынке лизинговых услуг так называемыйстроительный рынок занимает четвертое место по объему сделок — после финансовойаренды автотранспорта, железнодорожного оборудования и сельскохозяйственноголизинга. На сделки лизинга строительной техники приходится примерно 5% от всехконтрактов финансовой аренды. В этом секторе заключаются сделки не только полизингу техники, предназначенной для строительства зданий, но идорожно-строительного оборудования. Особой популярностью у клиентов пользуетсятяжелая и дорогостоящая техника — например, бульдозеры, экскаваторы, дорожныефрезы и краны. Однако имеют место и контракты по лизингу более мелкогооборудования для ремонтно-отделочных работ. Здесь все зависит от пожеланийклиента, он может взять в финансовую аренду один кран, а может заключитькомплексную сделку, получив все оборудование, необходимое для воплощения новогопроекта. Такие сделки, с одной стороны, очень выгодны лизингодателям, но сдругой — вкладывая значительные суммы в дорогостоящее строительноеоборудование, лизинговая компания должна быть уверена, что застройщик не «прогорит».Поэтому нередки случаи, когда, прежде чем покупать оборудование для клиента,лизингодатель проводит тщательный анализ финансового состояния строительнойорганизации и бизнес-плана по отдельно взятым объектам. Если он имеет четкоеобоснование, лизингодатель, как правило, охотно финансирует покупкуоборудования. Ведь угроза банкротства клиента в этом случае заметно снижается,что уменьшает риск досрочного расторжения контракта лизинга.
Впрочем, немаловажно, чтостроительная техника обладает высоким уровнем ликвидности. Так что еслилизингодателю попадется недобросовестный клиент, который откажется платить емуза услуги, у лизинговой компании все равно в кармане остается основной козырь — объект сделки до ее окончания является собственностью лизингодателя. А поэтомуего легко изъять у нерадивого клиента и продать, покрыв все свои расходы. Ликвидностьстроительной техники как раз и позволила развиваться финансовой аренде в этойобласти. В прошлом году объем новых сделок строительного лизинга в Россииоценивался примерно в $400 млн.
Сегодня строительный комплексРФ находится в стадии динамичного роста. В первую очередь это связано состабильной и благоприятной экономической ситуацией в стране, ростом инвестицийв развитие российских регионов, ну и, без сомнения, «заоблачными»ценами на недвижимость и высоким спросом на нее. Быстрорастущий рынокстроительных и дорожно-строительных услуг, несомненно, влечет за собойувеличение спроса со стороны его участников на дополнительные средствапроизводства, что приводит к повышению спроса на услуги финансовой аренды.
Развивающим свой бизнесзастройщикам требуется все больше техники. Многие из них ведут работы сразу нанескольких объектах, и оборудования катастрофически не хватает. Из-за этого встроительстве случаются простои, и откладываются сроки сдачи объектов. Междутем применение лизинга позволяет застройщику быстро получить всю необходимуютехнику и при этом еще сэкономить на налогах. Лизинговые платежи можносписывать на расходы, что уменьшает базу по налогу на прибыль.
Объект финансовой аренды можно«изнашивать» (амортизировать) в три раза быстрее, чем имущество, ненаходящееся в лизинге. Получается, что стоимость предмета сделки быстроуменьшается, а значит, также быстро уменьшается база по налогу на имущество. Витоге взятое в лизинг имущество обойдется дешевле на 15-20% (за счет налоговойэкономии), чем покупка этого же оборудования за свои деньги.
На российском рынке лизингастроительной техники сегодня просматриваются две главные тенденции: рынок развиваетсяпрежде всего за счет регионов и за счет импортного оборудования.
Региональное измерение рынка — следствие заботы крупных лизинговых компаний о своем будущем. Предчувствуятакой вариант развития событий, многие лизинговые компании, работающие в этойотрасли, ринулись в регионы. По оценкам экспертов, региональные темпыстроительства приближаются к аналогичным показателям в столице, которая ужестала тесной для лизингодателей. В Москве сегмент лизинга строительногооборудования развивается медленнее, чем раньше.
Если же говорить опроисхождении поставляемого оборудования, то, как и в других сегментахлизингового рынка, особой популярностью у строительных компаний пользуетсятехника иностранного производства. Она более качественная, хотя иногда стоит вразы дороже. Конечно, клиент все равно берет в лизинг оборудование, исходя изсвоих финансовых возможностей. Иногда у строительной компании просто неостается выбора — это наиболее характерно для региональных застройщиков. Например,лизинговая компания «Медведь» чаще закупает для своих клиентовпогрузчики и бульдозеры именно отечественного производства. Причиной томуявляется дешевизна российского оборудования, а также наличие доступногосервисного обслуживания. Хотя, далеко не вся необходимая техника производится вРоссии. Поэтому если предметом лизинга являются дорожная фреза илиасфальтобетонные установки, то почти всегда речь идет об импортном оборудовании.
Для стабильного развитиястроительного лизинга необходимо, чтобы сама строительная отрасль росладинамично и желательно без дефолтов, которые может вызвать ожидаемое многимиснижение цен на недвижимость. Но о стабильности говорить пока не приходится — впрошлом году был принят Закон о долевом строительстве, в результате реализациикоторого объемы ввода в строй нового жилья значительно снизились, а значит,упал спрос на услуги финансовой аренды строительной техники. Постепенноситуация выравнивается, но подобные «проверки на прочность» не идутна пользу лизинговому рынку, тем более что лизинговые компании, использующие,как правило, заемные средства, должны быть уверены в финансовой состоятельностиклиентов и в том, что они смогут завтра обслуживать свои долги. В противномслучае, даже имея на руках весьма ликвидные активы в виде строительной техники,лизингодатель может оказаться в весьма затруднительном положении. Именнопоэтому многие компании совмещают потенциально высокорисковый бизнес лизингастроительной техники с пусть и менее доходными, но более стабильными — автолизингом,лизингом промышленного оборудования и другими видами финансовой аренды.
К этому надо добавить, чторазвитию финансовой аренды мешает излишняя зарегулированность и непрозрачностьроссийского строительного бизнеса. Избыточное количество регулирующихинстанций, непрозрачность процедуры распределения подрядов, отсутствие четкихправил игры — все это мешает лизингодателям работать со строителями. Бизнесстроительной компании сегодня сильнее зависит от наличия связей с чиновниками,чем от реальной эффективности работы. Строителям сложно планировать своюдеятельность, а ведь это ключевой фактор для привлечения таких долгосрочныхинвестиций, как лизинговое финансирование.
Застройщики не хотят создаватьпрозрачный бизнес, понятный инвесторам со стороны, строительные фирмыиспользуют нелегальную рабочую силу, скрывают свои доходы и не отражают вофициальной отчетности реального положения дел в бизнесе. Конечно,лизингодатели пытаются оценивать их не только по официальным показателям. Однакоэто делает бизнес более рискованным, а значит, и более дорогими услугилизинговой компании, лизингодатели не отказываются от сотрудничества сзастройщиками, напротив, они активно развивают это направление.
Поэтому, несмотря на всепроблемы, по мнению экспертов, в ближайшие три-четыре года объемы рынкафинансовой аренды строительной техники вырастут как минимум в два раза иприблизятся к показателям большинства европейских стран.
Однако со временем эти видыбизнеса прочно войдут в практику лизингодателей. Далее на смену им придут новыеформы лизингового бизнеса — например, начнут применяться опционы на передачуправ собственности по договору финансовой аренды. Можно будет вносить измененияв лизинговый контракт, преждевременно закрывать сделку или, наоборот,пролонгировать ее. Пока эти формы сотрудничества между лизинговыми компаниями иих клиентами применяются только в крупных индустриально развитых странах. Темне менее, отечественная лизинговая отрасль может достичь такого уровня совсемскоро — российская экономика продолжает расти, и развитие лизингового бизнесаспособно сыграть в этом не последнюю роль.
Заключение
В ходе исследования,проведенного в курсовой работе, можно сделать следующие выводы:
Выявлена динамика развитиялизинговой отрасли как составляющей российской экономики. Проведенный анализсегодняшнего состояния лизинговой отрасли позволяет утверждать, что данныйсегмент российской экономики еще недостаточно развит, но в то же времяпрослеживается тенденция к постепенному увеличению объемов лизинговых сделок,заключенных российскими предприятиями, растет число лизинговых компаний. Однаковсе еще существуют факторы, тормозящие развитие отрасли, такие как:
низкая доступность долгосрочногофинансирования;
неразвитость системы защитыправ собственника в суде;
низкий уровень знаний олизинге потенциальных лизингополучателей;
неразвитость вторичных рынковоборудования.
Преодоление данных факторовявляется совместной задачей как государственных институтов, так инепосредственно специалистов лизингового сектора.
Следует заметить, что,несмотря на отмену лицензирования лизинговой деятельности, повышается не толькоколичество лизинговых компаний, но и растет профессиональная подготовкасотрудников компаний, все-таки повышается общий уровень экономического образованияруководителей отечественных предприятий, и понятие «лизинг» уже непутается с «клирингом». Все это говорит о перспективах развитияотрасли, что и подтверждается в работе анализом послекризисного развитиясектора лизинговых услуг.
Определены основные аспектынормативно-правовой базы лизинговых сделок. Основными документами,регулирующими деятельность лизинговых компаний, являются Гражданский кодекс РФ,Федеральный закон «О финансовой аренде (лизинге)» и Налоговый кодексРФ в части регулирования налогообложения лизинговых сделок. На основевышеперечисленных документов были систематизированы и выделены ключевые моментыгражданско-правового, налогового регулирования операций лизинга в светероссийского законодательства.
Анализ позволил выявитьосновные преимущества лизинга в сравнении с другими способами финансированиякапитальных вложений (в частности с кредитованием):
гибкий подход, разрешенный поотношению к учету имущества, переданного в лизинг (возможность выбора — на чьембалансе учитывается оборудование);
отнесение лизинговых платежейлизингополучателем на расходы (на уменьшение налогооблагаемой базы по налогу наприбыль) в полном объеме;
Вышеупомянутые положения ведутк снижению налога на прибыль, поскольку лизингополучатель и лизингодатель,увеличивая размер своих расходов, сокращают налогооблагаемую базу по налогу наприбыль. Данные выводы имеют высокую практическую значимость и находят своеотражение в практической части работы.
Комплексность оценкиприменения лизинговой схемы (с точки зрения лизингополучателя и лизингодателя) нашласвое отражение во второй главе курсовой работы. Разработанная методика оценкилизинговых схем для участников сделки, полученная путем последовательногоанализа, может быть представлена в следующем виде:
расчет лизинговых платежей — оценкаэффективности лизинговой сделки для лизингодателя;
расчет платежей по кредитномупродукту, сопоставимому со сроком действия лизинговой схемы;
расчет экономии по налогам длялизинговой схемы и кредитного продукта;
расчет приведенной стоимостилизинговых платежей, кредитного продукта и налоговой экономии на основанииметода дисконтирования денежных потоков;
сравнительная оценкафинансовых результатов лизинговой схемы и кредита — оценка эффективностилизинговой сделки для лизингополучателя.
Методика оценки эффективностилизинговых схем позволяет проанализировать возможности лизинга по сравнению сбанковским кредитованием. Практическая часть работы подтверждает применимостьразработанной методики и иллюстрирует актуальность исследования.
Изучив состояние и перспективыразвития лизинга, можно сказать, что он становится гибким и многообещающимэкономическим рычагом способным привлечь инвестиции, способствовать подъемуотечественного производства, привлечь капитал в жизненно важные отраслиэкономики страны, обеспечить реальную поддержку малому бизнесу, обеспечитьдолгосрочный и надежный доход для коммерческих банков и т.п. На лицо огромныйпотенциал лизинга в России.
Власти, продекларировавполитику благоприятствования лизингу, как инвестиционному инструменту запоследние годы подготовили солидную нормативную базу. К сожалению не всельготы, определенные законом, подкреплены инструкциями на местах и фактическине выполняются.
Лизинг не является дешевойзаменой кредита. Существуют определенные преимущества финансированияоборудования основных средств, но навыки кредитования и оценка финансовыхпотоков оказывается настолько же критичными, как при необеспеченном кредите. Другимисловами пропадает основной привлекательный момент для лизингополучателей (вчастности для малого бизнеса), заключающийся в том, чтобы начать дело бездостаточных средств, но с высокоэффективным проектом, так как и при лизингебанки требуют предоставления залога (объект лизинговой сделки можетпредставлять ценность для проекта, но не обладать ликвидностью в той мере,чтобы покрыть издержки банка).
Таким образом, лизинг сталэффективным инструментом обслуживания инвестиционных проектов «своих»клиентов банка. Но потенциал лизинга в России очень велик и государством и лизинговымикомпаниями проделана огромная работа.
Такая программа смогла быподтолкнуть коммерческие банки вместо получения сомнительных, рисковых прибылейв краткосрочном периоде переориентироваться на долгосрочное инвестированиесредств в российскую экономику для получения уверенной прибыли. Такого родапрограмма отделяет Россию от лизингового бума, так как при максимальноблагоприятных условиях объем лизинговой отрасли может за 5 — 7 лет дорасти до$70 млрд. Пока суммарная стоимость сделок финансовой аренды в Россииоценивается примерно в $10 млрд. На отечественном лизинговом рынке тольконачали применяться усложненные модификации финансовой аренды (оперативный ивозвратный лизинг), а также продукты, ориентированные на конкретные группыклиентов (экспресс — и полносервисный лизинг). Все эти изменения будутспособствовать дальнейшему росту сектора лизинговых услуг в России и появлениюболее сложных и перспективных видов лизинга, а также схем финансирования этихсделок, которые будут помогать развивать экономику страны.
Таким образом, на основепроведенного анализа можно утверждать, что цель курсовой работы, состоявшая воценке состояния и перспектив развития лизинга в Российской Федерации, а такжевыявлении преимуществ лизинговых схем и оценки их эффективности в деятельностироссийских предприятий в российской практике инвестиционного финансированиябыла реализована, что нашло свое отражение как в теоретической, так и впрактической частях работы.
Список используемой литературы
1. ЛещенкоМ.И. Основы лизинга [Текст]. — М.: Финансы и статистика. — 2002г. с89.
2. ЧекмареваЕ.Н. «Лизинговый бизнес» [Текст], — М.: Экономика, 1993г., с302.
3. ГоремыкинВ.А. Основы технологии лизинговых операций [Текст]: — М.: Ось — 2000. — С.33,34.
4. ГуккаевВ.Б., Лизинг. Правовые основы, учет, налогообложение [Текст]. — М.: ЗАО «ИздательскийДом „Главбух“ — 2002. с 131.
5. КомаровВ.В. „Инвестиции и лизинг в СНГ“ [Текст]. — М.: Финансы и статистика- 2001г. с 105.
6. МасленченковЮ.С., Тронин Ю.Н. „Финансово-промышленные корпорации России: организация,инвестиции, лизинг“ [Текст], — Москва: ООО ИКК „Дека“, 1999,с448.
7. ГолубевР.П. Метаморфозы аренды. [Текст] М.: ж деловой еженедельник»Компания" №438 13 ноября 2006. с 37.
8. АнтюшинаН. М «Роль лизинговых компаний в рамках финансово- промышленных групп»[Текст] «Лизинг-ревю», 2006/8,-М.: Издательский дом «Деловаяпресса». с23
9. П. ЯсинскаяА. «Доходное место: Недооцененный лизинг» [Текст] — М.: ж«Ведомости» от 11.12. 2006, №233 (1760) сб.
10. КатыринС.Н. «Лизинг как механизм развития инвестиций» [Текст] «Лизинг-ревю»,2006/9,-М.: Издательский дом «Деловая пресса». с25.
11. РожковА. «РЖД использует лизинг» [Текст] -М.: ж «Ведомости» от 01.03.2007, №41 (1815) с5
12. ТоллинаА. Инструмент, которого нет. [Текст] М.: ж Экономический еженедельник «КоммерсантъДЕНЬГИ» №4(598) от 23.11 2006г. с 33.
13. ХалевинскаяЕ. Д " Проблемы развития лизинговых операций коммерческих банков" [Текст]«Лизинг-ревю», 2007/2, — М.: Издательский дом «Деловая пресса».сЗО.
14. http:// www. kreditexpert. ru/? page_id=95 Вся информация о кредитах икредитовании ТолоконниковА. В Капитализация [Текст] «Главлизинга». М.: ж деловой еженедельник«Компания» №441 04 декабря 2006. с 28.
15. Сажина,М.А. Основы экономической теории [Текст]: учебн. пособие для неэкономическихспециальностей вузов / М.А. Сажина, Г.Г. Чибриков. — М.: НОРМА, 2001.
16. Экономическаятеория [Текст]: учебник / под ред. акад.В.И. Видяпина, акад. Г.П. Журавлевой. — М.: ИНФРА — М., 1997.
17. Курсэкономической теории. [Текст] / под ред.М.И. Чепурина, Е.А. Киселевой. — Киров,1994.
18. Основыэкономической теории [Текст]: учебник / под ред. Камаева В.Д. — М., 1997.
19. Экономическаятеория [Текст]: учебник / под. общ. ред.В.И. Видяпина, А.И. Добрынина, Г.П. Журавлевой,Л.С. Тарасевича. — М.: ИНФРА — М, 2004. — 714.