Министерство образования и науки РФ
Государственное образовательное учреждение высшегопрофессионального образования
«Самарский Архитектурно-Строительный Университет»
КафедраФинансового менеджмента в строительстве
Курсоваяработа
подисциплине: «Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельностипредприятия в строительстве»
на тему:
«Анализфинансовых результатов предприятия на примере ОАО «Жилкомсервис»
Выполнила: студентка
5 курс, гр.ЭН-34
Якова Екатерина Ивановна
Проверила:
Научный руководитель
Паркина Алла Анатольевна
Допущено к защите с оценкой___ от « »___2010 г. ____/А.А. Паркина/
Защищено с оценкой______ от « »______2010 г. _______/А.А. Паркина/
Самара 2010г.
Оглавление
Введение
Глава 1. Методологические основы анализа финансовых результатов
1.1 Сущность и формирование финансовых результатовдеятельности компании
1.2 Методика анализа финансовых результатовпредприятия и рентабельности
1.3 Управление финансовыми результатами ирентабельностью
Глава 2. Оценка финансовых результатов ОАО«Жилкомсервис»
2.1 Краткая экономическая характеристика ОАО«Жилкомсервис»
2.2 Анализ состава и динамики финансовых результатовпредприятия
2.3 Анализ прибыли от основного вида деятельности
2.4 Анализ прочих доходов и расходов
2.5 Анализ показателей рентабельности
Глава 3. Разработка управленческих решений, направленных наувеличение финансовых результатов
3.1 Пути повышения финансовых результатов предприятия
3.2 Оптимизация себестоимости за счет смены поставщиков
3.3 Кредитная политика
3.4 Оптимизация за счет скидок на оплату
Заключение
Глоссарий
Список использованной литературы
Приложение А
Приложение Б
Приложение В
Приложение Г
Приложение Д4
Введение
Миссия коммерческойорганизации – увеличение стоимости бизнеса, отсюда целью, предусмотреннойбизнес-планом, является извлечение прибыли от основной деятельностипредприятия, хотя могут быть и другие цели, например, увеличение объемов производстваи т.п.
Финансовый результат(прибыль) как превышение доходов над расходами имеет огромное значение дляфинансовой системы предприятия и ее стабильного функционирования. В условияхрыночной экономики финансовый результат – важнейший показатель эффективностиработы предприятия, источник его жизнедеятельности. Финансовый результатсоздает финансовую основу для осуществления расширенного воспроизводствапредприятия и удовлетворения социальных и материальных потребностей учредителейи работников. За счет положительного финансового результата выполняютсяобязательства предприятия перед бюджетом, банками и другими организациями.
Актуальность выбранной темы курсовой работы состоит в том, что всовременных условиях выживаемость предприятия в конкурентной среде зависит отего финансовой устойчивости, которая достигается посредством повышенияэффективности производства на основе экономического использования всех видовресурсов, снижения затрат, выявления имеющихся резервов повышения производствапродукции (работ, услуг) и увеличения прибыли.
Предприятие самостоятельно планирует (на основе договоров, заключенных спотребителями и поставщиками материальных ресурсов) свою деятельность иопределяет перспективы развития, исходя из спроса на производимую продукцию инеобходимость обеспечения производственного и социального развития.Самостоятельно планируемым показателем в числе других является финансовыйрезультат (прибыль). Однако, не следует полагать, что планирование иформирование прибыли осталось исключительно в сфере интересов толькопредприятия. Не в меньшей мере в этом заинтересованы государство (бюджет),коммерческие банки, инвестиционные структуры, акционерные и другие держателиценных бумаг.
Экономическиобоснованное определение размера прибыли имеет большое значение дляпредприятия, позволяет правильно оценить его финансовые ресурсы, размерплатежей в бюджет, возможности расширенного воспроизводства и материальногостимулирования работников. От объема прибыли, кроме того, зависит и реализациядивидендной политики акционерного предприятия.
Так как основную частьприбыли предприятие получает от реализации выпускаемой продукции, сумма прибылинаходится под воздействием многочисленных факторов: изменения объема,ассортимента, качества, структуры произведенной и реализованной продукции,себестоимости отдельных изделий, уровня цен, эффективности использованияпроизводственных ресурсов.
Кроме того, на прибыльоказывают влияние соблюдение договорных обязательств, состояние расчетов междупоставщиками и покупателями и др. Из прибыли производятся отчисления в бюджет,уплачиваются проценты по кредитам банка.
Усиление роли прибылиобусловлено также действующей системой ее распределения, в соответствии скоторой повышается заинтересованность предприятий в увеличении не только общейсуммы прибыли, но и особенно той ее части, которая остается в распоряжениипредприятии и используется в качестве главного источника средств, направляемыхна производственное и социальное развитие, а также на материальное поощрениеработников в соответствии с качеством затраченного труда.
Цель курсовой работы: проведениеанализа финансовых результатов предприятия с разработкой путей повышенияприбыли.
В соответствии с поставленной целью был разработан рядследующих задач:
1. раскрытьэкономическую сущность финансовых результатов;
2. раскрыть принципыформирования финансовых результатов от обычных видов деятельности иформирование прочих финансовых результатов;
3. раскрыть методику анализафинансовых результатов и рентабельности;
4. провести экономический анализфинансовых результатов и рентабельности предприятия;
5. выявить резервы повышенияэффективности деятельности организации;
6. определить пути повышения прибылии рентабельности предприятия.
Объектом исследования является коммерческое предприятие ОАО «Жилкомсервис».
Предметом исследованияявляются финансовые результаты деятельности предприятия ОАО «Жилкомсервис».
Методологическую базуисследования составляют труды как отечественных, так и зарубежных ученых вобласти экономического анализа, финансов: Аверина О.И. [7], Войтоловского Н.В.[21], Исламова Н.В. [8], Когденко В.Г. [9], Кушнарев Т.Е. [10], Ковалев В.В.[11], Князев C.T. [12], Мельник М.В. [13], Полежарова Л.В. [14],Савицкая Г.В. [15], Чуев И.Н. [17], Шеремет А.Д. [19].
Нормативно-законодательнуюбазу исследования представлена Налоговым Кодексом РФ, Законом онесостоятельности (банкротстве), Постановлением Правительства РФ, ПриказомМинфина РФ о формах бухгалтерской отчетности, Методическими указаниями попроведению анализа финансового состояния [1,2,3,4,5].
Эмпирическаябаза исследования составляет финансовая отчетность предприятия ОАО «Жилкомсервис»,бизнес-план организации, его организационная структура.
Глава1. Методологические основы анализа финансовых результатов
1.1Сущность и формирование финансовых результатов деятельности компании
«Экономической основнойформирования финансовых результатов коммерческих организаций являются их доходыи расходы» [21, с. 240].
Коммерческаяорганизация строит свою деятельность исходя из перспективы устойчивогогенерирования прибыли. В наиболее общем виде прибыль (Р) может бытьпредставлена как функция от двух параметров – доходов (D) и расходов (S):
Р = D – S (1)
«Общиевеличины доходов и расходов выступают в качестве укрупненных факторовформирования чистой прибыли, их изменения – в качестве факторов изменениячистой прибыли» [19, с. 180].
Доходамиорганизации признается увеличение экономических выгод в результате поступленияактивов (денежных средств, иного имущества) и (или) погашения обязательств,приводящее к увеличению капитала этой организации, за исключением вкладовучастников (собственников имущества).
Не относятся к доходам,а следовательно, не приводят к увеличению капитала: суммы налога на добавленнуюстоимость, акцизов и других аналогичных платежей, подлежащих перечислению вбюджет; поступления по договорам комиссии; суммы, полученные в виде авансов всчет оплаты продукции, товаров, работ и услуг; суммы полученных задатков изалогов; суммы, полученные в погашение кредита.
Расходамиорганизации признается уменьшение экономических выгод в результате выбытияактивов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств,приводящее к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшениявкладов по решению участников (собственников имущества).
Не признаются расходамивыбытие активов в связи с: приобретением (созданием) внеоборотных активов;вкладами в уставные (складочные) капиталы других организаций; перечислениесредств в рамках благотворительной деятельности; договорам комиссии;перечисление авансов и задатков; погашение полученных ранее кредитов и займов.
Классификация доходовпредставлена на рисунке 1.
/>
Рис. 1. Классификациядоходов предприятия
Разница доходов ирасходов отражает финансовый результат предприятия (прибыль или убыток). «Валоваяприбыль по экономическому смыслу близка к показателю маржинального дохода. Онарассчитывается как разница между выручкой от продаж товаров, продукции, работ,услуг и себестоимостью проданных товаров, продукции, работ, услуг» [21, с.247].
Существует множествоподходов к определению прибыли предприятия, два из них – с условныминазваниями: экономический и бухгалтерский – можно рассматривать как базовые. Всовременной экономической науке можно выделить следующие основные теорииприбыли:
-производительногокапитала (прибыль есть результат функционирования капитала как обязательногофактора любого производства);
-воздержания (прибыль –это вознаграждение капиталиста за отсрочку личного потребления собственногокапитала, за риск в ожидании эффекта от вложенных в производство средств);
-прибыли как трудовогодохода от предпринимательской деятельности во всех ее видах;
-прибыль как результатсуществования монополии и др.
В целом рассмотрениеприбыли и ее определение в условиях рыночной экономики начинается срассмотрения издержек производства. В рыночной экономике понятие издержкиисходит из редкости ресурсов и возможности их альтернативного использования.Рассмотрим различные виды издержек.
Экономические (иливмененные) издержки любого ресурса равные его стоимости при наилучшем извозможных вариантов использования. Например, рабочего можно использовать как напроизводстве пылесосов, так и на производстве роботов. Издержки общества поиспользованию рабочего на производстве пылесосов равны тому, что он бы смогдать при производстве роботов.
Экономические издержки– это те выплаты фирмы которые она должна сделать чтобы отвлечь ресурсы отиспользования в альтернативных производствах.
С позиции фирмыэкономические издержки могут быть внешние и внутренние. Внешние – это плата заресурсы поставщикам «из кармана фирмы».
Внутренние — это денежныеплаты которые можно было бы получить за свой собственный ресурс, напримерсдавая его в аренду.
Как элемент издержекрассматривается и нормальная прибыль. Как минимальная плата для удержанияпредпринимательского таланта в рамках данного предприятия. Нормальноевознаграждение за выполнение предпринимательских функций является элементомвнутренних издержек наряду с внутренней рентой и внутренней заработной платы.
Если это минимальное,или нормальное вознаграждение не обеспечивается, предпринимательпереориентируется с данного направления деятельности на другое, болеепривлекательное, либо даже откажется от роли предпринимателя ради получениязарплаты или жалования.
В экономические издержкивходят все платежи (внешние, внутренние, нормальная прибыль), необходимые дляпривлечения и удержания ресурсов в фирме.
Нарядус прибылью от основного вида деятельности (от реализации продукции, работ,услуг), предприятие может получать и другие виды прибыли. Одно из представленийвзаимоувязки доходов и расходов в процессе деятельности предприятия, врезультате которой как раз и удается обособить те или иные показатели прибыли,приведены на рисунке 2.
/>
-
=
-
=
+ -
=
-
=
Рис. 2. Порядокформирования чистой прибыли предприятия [11, с. 277].
Общийфинансовый результат деятельности предприятия определяется путем подсчета исбалансирования всех прибылей и убытков за отчетный период. Одним из принциповопределения финансовых результатов является использование метода начисления. Такимобразом, «прибыль компании формируется в результате ее деятельности, которая,как правило, ведется в нескольких направлениях. критериями эффективностикаждого из видов деятельности является соответствующий вклад в общую прибылькомпании» [12, с. 71].
«Припланировании, учете и экономическом анализе используется следующая системапоказателей прибыли:
1)валовая прибыль;
2)прибыль от продаж;
3)бухгалтерская прибыль (прибыль до налогообложения);
4)чистая прибыль [21, с. 247].
«Прибыль– важнейший экономический показатель эффективности работы организации» [21, с.245]. Чтобы управлять прибылью, необходимо раскрыть механизм ее формирования,определить долю каждого фактора ее роста или снижения.
Получивприбыль предприятие должно уплатить в бюджет налог на прибыль, ставка которогов настоящее время составляет 20% [1]. Однако ряд предприятий могут применятьльготы по налогу на прибыль, в частности, освобождены от налога на прибыльсельскохозяйственные организации.
1.2 Методика анализафинансовых результатов предприятия и рентабельности
В настоящее времясуществуют различные методики анализа финансовых результатов. Шеремет А.Д.приводит методику факторного анализа чистой прибыли предприятия. Основуфакторного анализа составляет наиболее простая модель факторного анализаизменения чистой прибыли [19, с. 180]:
DPчистая = DD — DS (2)
где: DPчистая – изменение чистой прибыли вотчетном периоде по сравнению с базисным;
DD – изменение доходов;
DS – изменение расходов.
Факторный анализ можнодетализировать, выделив доходы и расходы по обычной деятельности и прочиедоходы и расходы.
Источниками информациипри анализе финансовых результатов и прибыли являются: Бухгалтерский баланс(форма №1), Отчет о прибылях и убытках (форма №2), Приложение к бухгалтерскомубалансу (форма №5), Бизнес-план организации.
Бочаров В.В. предлагаетсвою модель зависимости прибыли от факторов. Прибыль от продаж (Ппр) можнопредставить в виде зависимости от следующих факторов:
а) Уровня рентабельностипродаж (Rпр).
б) Коэффициентаоборачиваемости оборотного капитала (Коб).
в) Изменения остатковоборотного капитала (Сок).
Данную зависимостьприбыли можно представить виде факторной модели:
Ппр = Rпр * Коб * Сок (3)
где:
Прибыльот продаж (стр. 050 ф.№2)
Rпр=----------------------------------------------------------- * 100% (4)
Выручкаот продаж стр. (стр. 010 ф.№2)
Выручкаот продаж (стр. 010 ф.№2)
Коб=---------------------------------------------------------------------- * 100% (5)
Средние остаткиоборотного капитала (стр. 290 ф.№1)
Показателямиэффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятия являютсяпоказатели рентабельности.
Существует множество показателейрентабельности. Чуева Л.Н. и Чуев И.Н. считают: «Рентабельность естьотносительный показатель, который обладает свойством сравнимости, может бытьиспользован при сравнении деятельности разных хозяйствующих субъектов.Рентабельность характеризует степень доходности, выгодности, прибыльности» [18,с. 261]. Выбор коэффициента зависит от того, какие показатели используются врасчетах.
Прибыль от продаж (стр. 050 ф.№2)
Рентабельность продаж =-------------------------------------------- * 100% (6)
Выручка от продаж (стр. 010 ф.№2)
Чистая прибыль (стр.190 ф.№2)
Рентабельность активов= — * 100% (7)
Стоимость активов (стр. 300 ф. №1)
Чистая прибыль (стр.190 ф.№2)
Фондорентабельность =---------------------------------------------- * 100% (8)
ППС основных средств (форма №5)
Чистая прибыль (стр.190 ф.№2)
Рентабельность соб.капитала = — * 100% (9)
Собственный капитал (стр.490 ф.№1)
То есть, Чуева Л.Н. иЧуев И.Н. считают, что рентабельность это доходность или прибыльность.
Ковалев В.В.рассматривает рентабельность не с позиции доходности, а с позицииэкономического эффекта. «Экономическая эффективность — относительныйпоказатель, соизмеряющий полученный эффект с затратами или ресурсами,использованными для достижения этого эффекта» [11, с. 275].
Величина экономического эффекта
Экономическаяэффективность = — (10)
Величина ресурсов или затрат
Ковалев В.В. считает,что «коэффициенты рентабельности (доходности), с одной стороны, представляютсобой частный случай показателей эффективности, когда в качестве показателяэффекта в числителе дроби берется прибыль, а в знаменателе – величина ресурсовили затрат» [11, с. 276].
В отличие оттрадиционной методики экономического анализа финансовых результатов,маржинальный анализ использует в качестве основы маржинальный доход.
Маржинальный доход (МД)- это прибыль в сумме с постоянными затратами предприятия (Н), либо выручкаминус переменные затраты:
МД = П + Н (11)
Отсюда:
П = МД – Н (12)
Построение моделивзаимоотношения объема производства, себестоимости и прибыли иногда более узкотрактуется как анализ критической точки безубыточности. Критическая точка(точка безубыточности) – «это такой объем реализации продукции, которыйпозволит предприятию покрыть все расходы и выйти на нулевой уровень прибыли»[11, с. 171].
То есть, подкритической понимается та точка объема продаж, в которой затраты равны выручкеот реализации всей продукции, то есть где нет ни прибыли, ни убытка.
Для ее вычислениясуществует три метода расчета:
-метод уравнения;
-метод маржинальногодохода;
-графическогоизображения.
Суть метода уравнениясостоит в том, что любой отчет о финансовых результатах (отчет о прибылях иубытках) можно представить в виде уравнения:
Выручка – переменныезатраты – постоянные затраты = прибыль
или:
Цена единицы *Количество – (переменные расходы * количество) –постоянные = Продукции единиц наединицу единиц расходы = чистая прибыль (13)
Прежде чем рассчитатьданное уравнение необходимо выяснить, что является переменными затратами, а чтопостоянными.
Переменные затратыизменяются прямо пропорционально уровню (объему) производственной деятельности.То есть увеличение уровня производственной деятельности в два раза вызоветувеличение совокупных переменных затрат также в два раза. Следовательно,совокупные переменные затраты имеют линейную зависимость от объемапроизводства, а переменные затраты на единицу продукции являются постояннойвеличиной.
В свою очередьпостоянные затраты остаются неизменными для различных масштабов производства заопределенный период времени. К таким затратам относятся: амортизационныеотчисления, заработная плата руководителей и т.п.
Совокупные постоянныезатраты остаются неизменными для всех уровней объемов производства, а постоянныезатраты на единицу продукции уменьшаются с увеличением объема производства.
Маржинальный доходравен выручке от реализации за минусом переменных затрат. Маржинальный доход наединицу продукции равен цене минус удельные переменные расходы.
Постоянныерасходы
Критическая = — (14)
точка Удельный маржинальный доход
1.3Управление финансовыми результатами и рентабельностью
Высокаяроль прибыли в развитии предприятия и обеспечении интересов его собственников иперсонала определяют необходимость эффективного и непрерывного управленияприбылью. Управление прибылью представляет собой процесс выработки и принятияуправленческих решений по всем основным аспектам ее формирования,распределения, использования и планирования на предприятии.
Обеспечениеэффективного управления финансовыми результатами и рентабельностью предприятияопределяет ряд требований к этому процессу, основными из которых являются:
-Интегрированностьс обшей системой управления предприятием. Управление прибылью непосредственносвязано с производственным менеджментом персонала, инвестиционным менеджментом,финансовым менеджментом и некоторыми другими видами функционального менеджмента.
-Комплексныйхарактер формирования управленческих решений. Все управленческие решения вобласти формирования и использования прибыли теснейшим образом взаимосвязаны иоказывают прямое или косвенное воздействие на конечные результаты управленияприбылью.
-Высокийдинамизм управления. Системе управления прибылью должен быть присущ высокийдинамизм, учитывающий изменение факторов внешней среды, ресурсного потенциала, форморганизации и управления производством, финансового состояния и другихпараметров функционирования предприятия.
-Многовариантностьподходов к разработке отдельных управленческих решений. Подготовка каждогоуправленческого решения в сфере формирования, распределения и использованияприбыли должна учитывать альтернативные возможности действий.
-Ориентированностьна стратегические цели развития предприятия. Какими бы прибыльными не казалисьте или иные проекты управленческих решений в текущем периоде, они должны бытьотклонены, если они вступают в противоречие с миссией (главной целью деятельности)предприятия, стратегическими направлениями его развития, подрывают экономическуюбазу формирования высоких размеров прибыли в предстоящем периоде.
Сучетом содержания процесса управления прибылью и предъявляемых к немутребований формируются его цели и задачи. Главной целью управления прибыльюявляется обеспечение максимизации благосостояния собственников предприятия втекущем и перспективном периоде.
Исходяиз этой главной цели, можно сформулировать основные задачи, направленные нареализацию главной цели управления прибылью:
-Обеспечениемаксимизации размера формируемой прибыли, соответствующего ресурсномупотенциалу предприятия и рыночной конъюнктуре. Эта задача реализуется путемоптимизации состава ресурсов предприятия и обеспечения их эффективногоиспользования.
-Обеспечениеоптимальной пропорциональности между уровнем формируемой прибыли и допустимымуровнем риска. Как уже отмечалось, между этими двумя показателями существуетпрямо пропорциональная связь. С учетом отношения менеджеров к хозяйственнымрискам формируется допустимый их уровень, определяющий агрессивную, умеренную(компромиссную) или консервативную политику осуществления тех или иных видов деятельностиили проведения отдельных хозяйственных операций.
-Обеспечениевысокого качества формируемой прибыли. В процессе формирования прибылипредприятия должны быть в первую очередь реализованы резервы ее роста за счетоперационной деятельности и реального инвестирования, обеспечивающих основуперспективного развития предприятия.
-Обеспечениевыплаты необходимого уровня дохода на инвестированный капитал собственникампредприятия. Этот уровень при успешной деятельности предприятия должен быть нениже средней нормы доходности на рынке капитала, при необходимости возмещатьповышенный предпринимательский риск, связанный со спецификой деятельностипредприятия, а также инфляционные потери.
-Обеспечениеформирования достаточного объема финансовых ресурсов за счет прибыли в соответствиис задачами развития предприятия в предстоящем периоде. Так как прибыль являетсяосновным внутренним источником формирования финансовых ресурсов предприятия, ееразмер определяет потенциальную возможность создания фондов производственного развития,резервного и других специальных фондов, обеспечивающих предстоящее развитие предприятия.
-Обеспечениепостоянного возрастания рыночной стоимости предприятия. Эта задача призванаобеспечивать максимизацию благосостояния собственников в перспективном периоде.
-Обеспечениеэффективности программ участия персонала в прибыли. Программы участия персоналав прибыли, призванные гармонизировать интересы собственников предприятия и егонаемных работников, должны с одной стороны эффективно стимулировать трудовойвклад этих работников в формирование прибыли, а с другой стороны — обеспечиватьдостаточно приемлемый уровень их социальной зашиты, которую государство всовременных условиях полностью обеспечить не в состоянии.
Всерассмотренные задачи управления прибылью теснейшим образом взаимосвязаны, хотяотдельные из них и носят разнонаправленный характер (например, максимизацияуровня прибыли при минимизации уровня риска; обеспечение достаточного уровняудовлетворения интересов собственников предприятия и его персонала; обеспечениедостаточного размера прибыли, направляемой на прирост активов и на потреблениеи т.п.). [10]
Вывод
Такимобразом, по результатам первой главы можно сделать следующие выводы. Финансовыерезультаты предприятия складываются из различных видов прибыли (или убытка):валовой прибыли, прибыли от продаж, прочих доходов и расходов и др.
Дляанализа финансовых результатов предприятия применяются методы факторногоанализа. При этом наибольшее распространение получил метод цепные подстановки.
Нарядус абсолютными показателями в экономическом анализе финансовых результатоврассчитываются относительные показатели рентабельности, которые также ещеназывают показателями доходности, прибыльности.
Применениев анализе относительных показателей связано с тем, что абсолютные показатели непозволяют провести сравнение и сделать объективные выводы об эффективностидеятельности предприятия. Например, прибыль 100 тысяч рублей может бытьприбылью разновеликих по масштабам деятельности и размерам вложенного капиталапредприятия.
Нарядус традиционной методикой экономического анализа финансовых результатов применяетсяи зарубежная методика, которая основана на расчете критического объема продажаи расчета точки безубыточности. Данная методика, на наш взгляд, дополняетметодику факторного анализа финансовых результатов. В целом курсовая работаоснована именно на факторном анализе финансовых результатов, так какруководству предприятия необходимо точно знать какие именно факторы привели кросту прибыли, а какие к снижению, чтобы во время принять соответствующие управленческиерешения по повышению и росту прибыли.
Глава 2. Оценкафинансовых результатов ОАО «Жилкомсервис»
2.1 Краткаяэкономическая характеристика ОАО «Жилкомсервис»
Открытое акционерноеобщество «Жилкомсервис» юридически зарегистрировано и осуществляет своюдеятельность с 01 января 2004 года.
ОАО «Жилкомсервис»действует на основании Устава (Приложение А), зарегистрированного вАдминистрации муниципального образования города Новокуйбышевск. В немзарегистрированы главные аспекты развития, учреждения и управленияпредприятием. Уставом предприятия регламентируются виды деятельности, которыеможет оказывать предприятие, при условии наличия лицензии на эти виды.
Основными направлениями деятельности предприятия являютсяследующие (рис. 3). Обслуживание жилищного фонда
/> Капитальный ремонт
/> Текущий ремонт Техическое обслуживание и содержание жилфонда
/> Санитарная очистка придомовой территории Вывоз ТБО
/> Транспортные услуги
Рис. 3 Основные направления деятельности ОАО «Жилкомсервис»
Как видим, деятельность ОАО «ЖКС» в спектре обслуживанияжилищного фонда города включает в себя практически все направления по ремонту,обслуживанию и содержанию ЖФ города.
Рассмотрим болееподробно виды деятельности, которые выполняет ОАО «Жилкомсервис» на рынкеоказания услуг по содержанию и обслуживанию жилищного фонда города:
Основным видомдеятельности предприятия является техническое обслуживание и содержаниеобъектов жилищного фонда и объектов соцкультбыта города.
Техническоеобслуживание включает в себя следующие элементы (2.1).
Таблица 2.1
Элементы техническогообслуживания предприятия ОАО «ЖКС»
Элементы технического
обслуживания
Работы аварийного
характера Прочие виды работ 1 2 3
— ремонт и содержание в исправном состоянии сантехнического оборудования зданий и посещений, а также инженерных сетей;
— ремонт, замена и работа в безопасном режиме электротехнического оборудования, зданий, освещение внутри дворовое и внутридомовое;
- ремонтно-строительные работы по содержанию в исправном состоянии чердачного перекрытия, крыши, цокольного помещения и мест общего пользования (коридоры, лестничные площадки и марши);
- капитальный ремонт несущих конструкций зданий и инженерных сетей;
- санитарная очистка подъездов и придомовой территории;
- вывоз твердо-бытовых отходов;
- прием и складирование ТБО на полигоне.
а) сантехнические работы:
-устранение засоров канализационных стояков в подвальном помещении; трубопроводов, теплоснабжения, водоснабжения и т.д.
б) электротехнические работы:
-замена электроламп в местах общего пользования;
— ремонт проводки в местах общего пользования.
в) общестроительные работы:
— остекление оконных и дверных проёмов в местах общего пользования;
— укрепление дверных полотен и оконных переплётов в местах общего пользования; листов кровли и обшивки стен и т.д.
— ремонт отдельных участков ограждений, оборудование детских, хозяйственных площадок, контейнерных площадок;
— уборка конденсата с чердаков.
Предприятие строит свои отношения с другими предприятиями,организациями и гражданами во всех сферах хозяйственной деятельности на основехозяйственных договоров, соглашений, контрактов. Предприятие свободно в выборепредмета, содержания и формы договоров и обязательств, любых других формхозяйственных взаимоотношений, которые не противоречат законодательству РФ иУставу предприятия.
ОАО «ЖКС» устанавливает цены и тарифы на все видыпроизводимых работ, услуг, выпускаемую и реализуемую продукцию в соответствии снормативными правовыми актами РФ./> />
Структура управленияпредприятия представлена на рисунке 4.
Рис. 4 Структурауправления ОАО «Жилкомсервис»
То есть на предприятииимеется линейное управление. При этой форме управления вышестоящее звено концентрирует всефункции управления, а объект управления выполняет управляющие команды толькосвоего субъекта управления. То есть, вышестоящий руководитель осуществляетединоличное руководство подчиненными ему нижестоящими руководителями, анижестоящие руководители подчиняются только одному лицу — своемунепосредственному вышестоящему руководителю.
Предприятие ОАО «Жилкомсервис», осуществляюсвою деятельность, стремится к максимизации прибыли, увеличению активов,повышению объемов продаж. Основные экономические показатели, характеризующиерезультаты деятельности предприятия, представлены в таблице 2.2, необходимыеданные содержатся в бухгалтерской отчетности предприятия (приложения Б, В. Г,Д).
Таблица 2.2
Экономические показатели деятельности предприятия ОАО «Жилкомсервис» за2007-2009гг.Показатели 2007г 2008г 2009г Изменения в 2008г — 2007г Изменения в 2009г -2008г Активы предприятия, тыс. р. 9377 9725 9618 348 -107 Величина оборотных средств, тыс. р. 5425 6663 7322 1238 659
Величина собственного капитала,
тыс. р. 2027 2847 3395 820 548 Выручка от продаж, тыс. р. 23545 31407 32271 7862 864 Полная себестоимость продаж, тыс. р. 23171 31062 31623 7891 561 Прибыль (убыток) от продаж, тыс. р. 374 345 648 -29 303 Рентабельность продаж, % 1,6 1,1 2 -0,5 0,9
Изтаблицы 2.2 видно, что в 2008 году активы предприятия имели тенденцию к росту.В 2008 году их величина возросла по сравнению с 2007 годом на 348 тыс. р., а в2009 году по сравнению с 2008 годом снизалась на 107 тыс. р. На ряду с общейвеличиной активов предприятия, наблюдается рост оборотных средств. Увеличениеактивов свидетельствует о том, что предприятие ОАО «Жилкомсервис» расширяет и наращивает свою деятельность, увеличиваетсвой ресурсный потенциал, что является положительным моментом.
Выручкаот продаж также возрастает на протяжении трех последних лет. В 2008 году онавозросла по сравнению с 2007 годом на 32271 тыс.р., а в 2009 году по сравнениюс 2008 годом на 864 тыс.р.
Увеличениевыручки от продаж свидетельствует о росте объемов продаж товаров, расширенииканалов сбыта товаров, захвате определенной доли на рынке данного вида товара,а также о росте цен на услуги предприятия. Однако увеличение выручки в 2009году меньше чем в 2008 году, что является отрицательным моментом.
Одновременнос выручкой растет и себестоимость продаж. В 2008 году она возросла по сравнениюс 2007 годом на 31623 тыс.р., а в 2009 году по сравнению с 2008 годом на 561тыс.р. Однако данное изменение следует рассматривать как нежелательный момент.Увеличение себестоимости связано с инфляционными процессами в экономике страны,что привело к росту затрат на электроэнергию, заработную плату, к ростузакупочных цен на товары.
2.2 Анализ состава идинамики финансовых результатов предприятия
Состав и динамику финансовых результатовпредприятия ОАО «Жилкомсервис» рассмотрим на основе данных формы №2 «Отчет оприбылях и убытках» за 2009, 2008 годы (приложения В и Д). Расчет представим втаблице 2.3.
Таблица 2.3
Динамика и состав показателей финансовыхрезультатов ОАО «Жилкомсервис»за 2007-2009 гг.Показатели 2007г 2008г 2009г Изменения 2008-2007 2009-2008 А 1 2 3 5 4 Выручка от продаж без НДС, тыс. р. 23545 31407 32271 7862 864 Валовая прибыль (убыток), тыс. р. 374 345 648 -29 303 Прибыль (убыток) от продаж, тыс. р. 374 345 648 -29 303 Прочие доходы, тыс. р. 420 2031 1253 1611 -778 Прочие расходы, тыс. р. 763 959 1011 196 52 Прибыль до налогообложения (убыток), тыс. р. 31 1417 890 1386 -527 Чистая прибыль (убыток), тыс. р. -3 821 523 824 -298
Динамика финансовых результатовпредприятия ОАО «Жилкомсервис» представлена на графике (рис. 5).
/>
Рис.5 Динамика прибылипредприятия ОАО «Жилкомсервис» за 2007-2009 гг.
Расчеты в таблице 2.3 показывают, вотчетном 2009 году предприятие получило чистую прибыль в размере 523 тыс. р,что меньше чем в 2008 году на 298 тыс.р. Наибольший рост чистой прибыли былотмечен в 2008 году по сравнению с 2007 годом на 824 тыс.руб. Прибыльобразовалась от основного вида деятельности в размере 32271 тыс. р. Величинаприбыли от основного вида деятельности в 2008 году снизилась по сравнению 2007годом на 29 тыс.р., что является отрицательным моментом, а в 2009 году возрослапо сравнению с 2008 годом на 303 тыс.р. Прочие доходы превышают прочие доходы,что также является положительным моментом.
2.3 Анализ прибыли отосновного вида деятельности
Основная часть финансового результатапредприятия в ОАО«Жилкомсервис» образуется от основноговида деятельности, то есть, от продажи продукции (работ, услуг).
На величину прибыли (убытка) отреализации товаров влияет ряд факторов. Размер прибыли от продаж зависит,прежде всего, от объема реализованной продукции (работ, услуг). Кроме того,существенное влияние на величину прибыли оказывает структура и себестоимостьреализованной продукции (работ, услуг), а так же сложившийся средний уровеньреализационных цен, себестоимость продукции (работ, услуг).
Для факторного анализанеобходимо пересчитать отчетные показатели за 2009 год в сопоставимые(базисные) цены. Для этого необходимо воспользоваться индексом цен. По даннымофициальной статистики индекс потребительских цен в 2009 году составил 1,13 [22].Расчетпредставим в таблице 2.4.
Таблица 2.4
Факторный анализфинансовых результатов от продаж в ОАО «Жилкомсервис»
Наименование
показателя
Значение
показателей, тыс. р.
Абсолютное изменение
с.3-с.2
Пересчет в базисные цены
с.3 /1,13
Изменение без влияния цен
ст.5-ст.2
Влияние цен
с.3-с.5
Темп роста в сопоставимых ценах, %
с.5/с2*100
Проверка
ст.4=
=с6+с7 за 2008г за 2009г 1 2 3 4 5 6 7 8 9 1.Выручка от продаж, тыс. р. 31407 32271 864 28558 -2849 3713 90,9 864 2.Себестоимость продаж, тыс. р. 31062 31623 561 27985 -3077 3638 90,1 561 3.Прибыль (убыток) от продаж, тыс. р. 345 648 303 573 228 75 166,1 303
Таким образом, какпоказали расчеты в таблице 2.4, оба фактора (и объем продаж и цены) повысилиприбыль от продаж, что является положительным моментом. Результаты факторного анализапредставлены в таблице 2.5.
Таблица 2.5
Результаты факторногоанализа прибыли от продаж в ОАО «Жилкомсервис»Факторы изменения прибыли от продаж Оценка влияния факторов на изменение прибыли от продаж, тыс. р. 1.Общее изменение прибыли от продаж 303 в том числе, за счет изменения: - объема продаж 228 - цен 75
Расчеты показали, чтоприбыль от продаж возросла в 2009 году по сравнению с 2008 годом на 303 тыс.р.Это увеличение вызвано ростом объема продано продукции (работ, услуг), данныйфакторов повысил прибыль на 228 тыс.р. В свою очередь изменение цен повысилоприбыль на 75 тыс. р., но влияние этого фактора оказалось менее существенным.
Прибыль от продажзависит от рентабельности продаж, оборачиваемости оборотного капитала и отвеличины оборотного капитала. Расчет влияния названных факторов на изменениеприбыли от продаж выполним с использованием метода цепные подстановки (таблица 2.6).Необходимые данные содержатся в бухгалтерской отчетности предприятия (приложенияБ, В, Г, Д).
Таблица 2.6
Расчет влияния уровнярентабельности, оборачиваемости активов на изменение прибыли от продаж в ОАО«Жилкомсервис» за 2009гПоказатели Начало года Конец года Изменение 1.Выручка от продаж, тыс. р. 31407 32271 864 2.Прибыль от продаж, тыс. р. 345 648 303 3.Остатки оборотного капитала, тыс. р. 6663 7322 659
4.Рентабельность продаж
(с.2 / с.1), коэффициент 0,011 0,020 0,009 5.Коэффицент оборачиваемости (с.1 / с.3) 4,714 4,407 -0,307
6.Прирост (уменьшение) прибыли от продаж за счет изменения:
а) рентабельности продаж
б) коэффициента оборачиваемости
в) остатка оборотного капитала
Х
Х
Х
Х
Х
Х
283
-41
61 7.Баланс отклонений Х Х 303
1) Первая подстановка –рентабельность продаж фактическая, другие показатели базисные:
Ппр = 0,020 * 4,714 *6663 = 628 тыс. р.
DПр = 628 – 345 = 283 тыс. р.
2) Вторая подстановка –рентабельность продаж фактическая, коэффициент оборачиваемости фактический,остатки оборотного капитала базисные:
Ппр = 0,020 * 4,407 *6663 = 587 тыс. р.
DПр = 587 – 628 = -41 тыс. р.
3) Третья подстановка –все показатели фактические:
Ппр = 0,020 * 4,407 *7322 ≈ 648 тыс. р.
DПр = 648 – 587 = 61 тыс. р.
Из таблицы 2.6 видно,что прибыль от продаж возросла в 2009 году. На этот рост оказали влияние двафактора – повышение рентабельности продаж и увеличение остатков оборотногокапитала. Данные факторы повысили прибыль на 283 тыс. р. и 61 тыс. р.,соответственно, что является положительным моментом. Другой фактор,оборачиваемость оборотного капитала, снизил прибыль на 41 тыс. р., что являетсяотрицательным моментом и требует поиска путей устранения этого негативноговлияния.
Как видно, рост прибылибыл достигнут за счет качественного фактора (интенсивного) фактора – повышенияуровня рентабельности. Это свидетельствует об эффективном управлениифинансовыми результатами на предприятии ОАО «Жилкомсервис».
2.4 Анализ прочихдоходов и расходов
На величину конечных финансовыхрезультатов (на величину итоговой прибыли и или убытка) влияют еще и прочиедоходы и расходы. Эти доходы и расходы связаны с движением имуществапредприятия, частично с результатами производственной и коммерческой деятельности.
Убытки связанные с непроизводственнойдеятельностью:
-убытки от списания дебиторской задолженностью,по которой срок исковой давности истек и других долгов, нереальных длявзыскания;
-суммы сомнительных долгов;
-судебные издержки и арбитражныерасходы;
-присужденные, признанные штрафы, пени,неустойки (уплаченные);
-курсовые разницы и др.
Но на предприятии могут быть доходы отвнепроизводственной деятельности:
- штрафы, пени,неустойки за нарушение условий договоров;
- активы,полученные безвозмездно, в том числе по договору дарения;
- поступления ввозмещение причиненных организации убытков;
- прибыльпрошлых лет, выявленная в отчетном году;
- суммыкредиторской и депонентской задолженности, по которым истек срок исковойдавности;
- курсовыеразницы;
- сумма дооценкиактивов;
- прочие доходы.
Доходы и расходы анализируются путемсравнения их с предыдущем отчетным периодом. Доходы и расходы как в отчетноститак и в аналитических таблицах показываются развернуто. Для их анализа составимтаблицу 2.7, необходимые данные содержатся в отчете о прибылях и убытках за2008 год (приложение Д).Таблица 2.7Динамики и состав прочих доходов ирасходов предприятия ОАО«Жилкомсервис» в 2007-2008гг, тыс. р.Показатели Доходы Расходы 2007г 2008г Изменения 2007г 2008г Изменения Проценты к уплате - - - 7 44 37 Прочие доходы и расходы 420 2031 1611 756 915 159 Всего 420 2031 1611 763 959 196
Анализ прочих доходов и расходов за2008-2009 годы представлен в таблице 2.8, необходимые данные содержатся вотчете о прибылях и убытках за 2009 год (приложение В).Таблица 2.8Динамики и состав прочих доходов ирасходов предприятия ОАО«Жилкомсервис» в 2008-2009гг, тыс. р.Показатели Доходы Расходы 2008г 2009г Изменения 2008г 2009г Изменения Проценты к уплате - - - 44 212 168 Прочие доходы и расходы 2031 1253 -778 915 799 -116 Всего 2031 1253 -778 959 1011 52
Из таблиц 2.7 и 2.8 видно, что в целом в2009 году по сравнению с 2008 годом прочие доходы предприятия снизились на 778тыс. р., однако их величина существенно превышает уровень 2007 года. В 2008году прочие доходы возросли по сравнению с 2007 годом на 1611 тыс.р, при этомпрочие расходы возросли относительно не существенно на 196 тыс.р. Данныеизменения являются положительным моментом, рост прочих доходов превышаетувеличение прочих расходов, сальдо между ними положительное.Прочие расходы в 2009 году составили1077 тыс. р., из них проценты уплаченные за пользование заемными средствамисоставили 212 тыс. р. В 2009 году прочие доходы снизились на 778 тыс.р., прочиерасходы возросли на 52 тыс.р. Данная тенденция является отрицательным моментом.
2.5 Анализ показателейрентабельности
Основным показателем безубыточной работыпредприятия является прибыль. Однако по этому показателю, взятому изолированно,нельзя сделать обоснованные выводы об эффективности работы предприятия в сравнениис другими или среднеотраслевыми данными. Так, прибыль 100 тысяч рублей можетбыть прибылью разновеликих по масштабам деятельности и размерам вложенного капиталапредприятия. Поэтому в анализе для сопоставления и оценки деятельностиразличных предприятий используют относительные показатели рентабельности,рассчитываемые как отношение полученного дохода или прибыли к средней величинеиспользованных ресурсов.
Расчет показателейрентабельности для анализируемого предприятия проведем в таблице 2.9 и 2.10,необходимые данные содержаться в бухгалтерских балансах (приложения Б и Г) иотчете о прибылях и убытках (приложения Б и Д).
Таблица 2.9
Динамика показателей рентабельностикапитала в ОАО «Жилкомсервис» за 2007-2009ггПоказатели 2007г 2008г 2009г Изменения в 2008 году по сравнению с 2007 г Изменения в 200 году по сравнению с 2008 г
1.Чистая прибыль (убыток), оставшаяся в распоряжении предприятия, тыс.р.
2.Стоимость всех активов, тыс. р.
3.Акционерный (собственный) капитал, тыс.р.
4.Рентабельность всего капитала
(п.1: п.2)*100%
5.Рентабельность собственного
капитала (п.1: п.3) * 100%
-3
9377
2027
-0,03
-0,14
821
9725
2847
8,4
28,8
523
9618
3395
5,4
15,4
824
348
820
8,43
28,94
-298
-107
548
-3,0
-13,4
Расчеты показали, в 2007 году показатели рентабельности капитала имелиотрицательное значение, что свидетельствовало об убыточности деятельностипредприятия ОАО «Жилкомсервис». Однако в 2008 и 2009 годах ситуация существенноизменилась. Рентабельность собственного капитала возросла в 2008 году посравнению с 2007 годом на 28,94%, что является положительным моментом, а в 2009году по сравнению с 2008 годом снизилась на 13,4%.
Как отрицательный момент отмечается снижение рентабельности активов исобственного капитала в 2009 году по сравнению с 2008 годом.
Снижение показателейрентабельности свидетельствует о снижении дохода собственников, с каждого рублявложенного в предприятие. Все это свидетельствует о неэффективном управлениифинансово-хозяйственной деятельностью организации и требует поиска путейповышения показателей рентабельности капитала. В противном случае собственникиданного бизнеса могут поставить вопрос о закрытии организации, извлечении изоборота собственных средств и вложения их в более выгодные сферы бизнеса.
Таблица 2.10
Динамика показателейрентабельности продаж в ОАО «Жилкомсервис» за 2007-2009 гг.Показатели 2007г 2008г 2009г Изменения в 2008 году по сравнению с 2007 г Изменения в 2009 году по сравнению с 2008г
1.Прибыль (убыток) от продаж, тыс. р.
2.Налогооблагаемая прибыль (убыток), тыс. р
3.Чистая прибыль (убыток), тыс. р.
4.Выручка от продаж, тыс. р.
5.Рентабельность продаж по прибыли
от реализации (п.1: п.4)*100%
6.Рентабельность продаж по
налогооблагаемой прибыли
(п.2: п.4) * 100%
7.Рентабельность продаж по чистой
прибыли (п.3: п.4) * 100%
374
31
-3
23545
1,59
0,13
-0,01
345
1417
821
31407
1,09
4,51
2,61
648
890
523
32271
2,01
2,76
1,62
-29
1386
824
7862
-0,5
4,38
2,62
303
-527
-298
864
0,92
-1,75
-0,99
анализфинансовый себестоимость рентабельность
Из расчетов видно, чторентабельность продаж по прибыли от реализации снизилась в 2008 году посравнению с 2007 годом на 0,5%, что является отрицательным моментом, а поналогооблагаемой и чистой прибыли возросла, это положительные изменения.
В 2009 годурентабельность продаж по прибыли от реализации возросла на 0,92%, что являетсяположительным моментов, но по другим показателям рентабельности наблюдаетсяснижение, это негативное изменение.
В 2009 году с каждогорубля выручки от продаж было получено 2,01 копеек прибыли от реализациипродукции (работ, услуг). В 2009 году почти все показатель рентабельности продажимеют тенденцию снижения. Отмечается снижение рентабельности продаж поналогооблагаемой прибыли и чистой прибыли. Все это является отрицательныммоментом.
На уровеньрентабельности продаж влияют два фактора: изменение объема реализации иизменение себестоимости реализованной продукции (работ, услуг). Влияние первогофактора определяется расчетом с использованием метода цепных подстановок:
N1 — S0 N0 — S0
D КN = — — — (15)
N1 N0
где:
N1, N0 -выручка отпродаж, соответственно в отчетном и базисном периодах;
S1, S0 — себестоимостьпродаж, соответственно в отчетном и базисном периодах.
Влияние изменениясебестоимости составит:
N1 – S1 N1 — S0
D Кs = — — — (16)
N1 N1
Сумма факторныхотклонений дает общее изменение рентабельности в отчетном периоде по сравнениюс базисным периодом:
D К = КN + Кs (17)
Рассмотрим влияние факторов на изменение рентабельности продукции:
а) влияние измененияобъема реализации
32271 –31062 31407 – 31062
D КN =---------------------- — — »0,037 – 0,011 » 0,026 (2,6%)
3227131407
б) влияние изменениясебестоимости продаж
32271 –31623 32271 – 31062
D Кs =---------------------- — — »0,020 – 0,037 »-0,017 (-1,7%)
32271 32271
Таким образом, израсчетов видно, что рост объема реализации продукции (работ, услуг) повысилорентабельность продаж на 2,6%, что является положительным моментом, а ростсебестоимости продаж снизило показатель рентабельности на 1,7%, это негативноевлияние, но влияние этого фактора оказалось менее существенно.
Общее отклонениеубыточности в отчетном периоде (2009 г.) по сравнению с прошлым годом:
D К = D КN + D КS = 2,6% + (-1,7%) = 0,9%
Вывод
Таким образом, порезультатам второй главы можно сделать следующие выводы. В отчетном 2009 году предприятие получило чистуюприбыль в размере 523 тыс. р, что меньше чем в 2008 году на 298 тыс.р.Наибольший рост чистой прибыли был отмечен в 2008 году по сравнению с 2007годом на 824 тыс.руб. Прибыль образовалась от основного вида деятельности вразмере 32271 тыс. р. Величина прибыли от основного вида деятельности в 2008году снизилась по сравнению 2007 годом на 29 тыс.р., что является отрицательныммоментом, а в 2009 году возросла по сравнению с 2008 годом на 303 тыс.р. Прочиедоходы превышают прочие доходы, что также является положительным моментом.
Основная часть финансового результатапредприятия в ОАО«Жилкомсервис» образуется от основноговида деятельности, то есть, от продажи продукции (работ, услуг). При этом навеличину прибыли (убытка) от реализации товаров влияет ряд факторов. Размерприбыли от продаж зависит, прежде всего, от объема реализованной продукции(работ, услуг). Кроме того, существенное влияние на величину прибыли оказываетструктура и себестоимость реализованной продукции (работ, услуг), а так жесложившийся средний уровень реализационных цен, себестоимость продукции (работ,услуг).
Факторный анализ наоснове двухфакторной модели показал, что прибыль от продаж возросла в 2009 годупо сравнению с 2008 годом на 303 тыс.р. Это увеличение вызвано ростом объемапродано продукции (работ, услуг), данный факторов повысил прибыль на 228 тыс.р.В свою очередь изменение цен повысило прибыль на 75 тыс. р., но влияние этогофактора оказалось менее существенным.
Факторный анализ наоснове трехфакторной модели показал, что рост прибыли от продаж оказали влияниедва фактора – повышение рентабельности продаж и увеличение остатков оборотногокапитала. Данные факторы повысили прибыль на 283 тыс. р. и 61 тыс. р.,соответственно, что является положительным моментом. Другой фактор,оборачиваемость оборотного капитала, снизил прибыль на 41 тыс. р., что являетсяотрицательным моментом и требует поиска путей устранения этого негативноговлияния.Анализ прочих доходов и расходовпоказал, что в целом в 2009 году по сравнению с 2008 годом прочие доходыпредприятия снизились на 778 тыс. р., однако их величина существенно превышаетуровень 2007 года. В 2008 году прочие доходы возросли по сравнению с 2007 годомна 1611 тыс.р, при этом прочие расходы возросли относительно не существенно на196 тыс.р. Данные изменения являются положительным моментом, рост прочихдоходов превышает увеличение прочих расходов, сальдо между ними положительное.Прочие расходы в 2009 году составили1077 тыс. р., из них проценты уплаченные за пользование заемными средствамисоставили 212 тыс. р. В 2009 году прочие доходы снизились на 778 тыс.р., прочиерасходы возросли на 52 тыс.р. Данная тенденция является отрицательным моментом.
Анализ показателей рентабельности выявил следующие положительные иотрицательные моменты. В 2007 годупоказатели рентабельности капитала имели отрицательное значение, чтосвидетельствовало об убыточности деятельности предприятия ОАО «Жилкомсервис». Однако в 2008 и 2009 годах ситуация существенно изменилась.Рентабельность собственного капитала возросла в 2008 году по сравнению с 2007годом на 28,94%, что является положительным моментом, а в 2009 году посравнению с 2008 годом снизилась на 13,4%. Как отрицательный момент отмечаетсяснижение рентабельности активов и собственного капитала в 2009 году посравнению с 2008 годом.
Рентабельность продажпо прибыли от реализации снизилась в 2008 году по сравнению с 2007 годом на0,5%, что является отрицательным моментом, а по налогооблагаемой и чистойприбыли возросла, это положительные изменения. В 2009 году рентабельностьпродаж по прибыли от реализации возросла на 0,92%, что является положительныммоментов, но по другим показателям рентабельности наблюдается снижение, этонегативное изменение.
Факторный анализрентабельности продаж выявил следующее. Рост объема реализации продукции(работ, услуг) повысило рентабельность продаж на 2,6%, а рост себестоимостипродаж снизило показатель рентабельности на 1,7%, однако влияние этого фактораоказалось менее существенно.
Разработкууправленческих решений по устранению негативного влияния факторов на прибыль ирентабельность представим в третьей главе.
Глава 3: Разработкауправленческих решений, направленных, на увеличение финансовых результатов
3.1 Пути повышения финансовыхрезультатов предприятия
Основными источниками повышения прибылипредприятия являются увеличение объемов реализации продукции (работ и услуг),снижение себестоимости, повышение качества работ, услуг и т.д.
В целях повышенияфинансовых результатов и уровня рентабельности, предприятию ОАО «Жилкомсервис» рекомендуется:
1) снизитьсебестоимость продукции, так как именно этот фактор снизил рентабельностьпродаж (см. расчеты факторного анализа рентабельности во второй главе);
2)снизить величину прочих расходов до уровня прошлого отчетного периода, чтоприведет к положительному сальдо прочих доходов и расходов и повысит общийфинансовый результат. В 2008 году сальдо прочих доходов и расходов составило2031 – 959 =1072 тыс. р., что намного выше чем, в 2009 году (см. таблицы 2.7 и2.8);
3)продолжить увеличение выручки, так как этот фактор влияет положительно наприбыль от продаж;
4)сменить подрядчиков, которые выполняют свою работу недобросовестно,некачественно;
5) сократитьчисленность работников предприятия, так как в ОАО «Жилкомсервис» имеютсясотрудники, которые числятся в списочном составе, но фактически не выполняюттрудовые обязанности, но заработная плата им начисляется;
6) предоставить скидкисвоим клиентам и указать их в квитанциях, в случае, если клиент, оплатит всюсумму наличными — то скидка 15 %;
7) вцелях снижения прочих расходов, необходимо избегать штрафных санкций, а такжепо возможности отказаться от кредитов банков, так как за пользование имипредприятие уплачивает проценты;
8)в целях повышения прочих доходов, рекомендуется развить побочные видыдеятельности, в частности на балансе предприятия ОАО «Жилкомсервис» числятсянесколько помещений, которые простаивают, их можно сдавать в аренду и получатьпрочий доход в виде арендной платы;
9) вцелях повышения прочих доходов предприятию необходимо свободные денежныесредства, находящиеся на расчетном счете, вложить в ценные бумаги или вуставные капиталы других предприятий, что приведет к прочему доходу в видепроцентов и дивидендов от ценных бумаг, от участия в других организациях;
10)в качестве мероприятия по повышению прибыль от продаж, можно повысить цены насвои услуги примерно на 5%-7%, что примерно соответствует темпам инфляции вэкономике и в результате этого обосновано.
Необходимоотметить, что объем продаж может оказывать как положительное, так иотрицательное влияние на сумму прибыли. Увеличение объема продаж рентабельнойпродукции (работ или услуг) приводит к пропорциональному увеличению прибыли.Если же продукция, работы или услуги являются убыточными, то при увеличенииобъема продаж происходит уменьшение величины прибыли.
Себестоимостьпродаж и прибыль находятся в обратной зависимости: снижение себестоимостиприводит к соответствующему росту суммы прибыли и наоборот.
Повышениецены при неизменных других факторах всегда приводит к увеличению финансовогорезультата. Цена реализации является интенсивным фактором роста прибыли, однакотемпы ее увеличения не должны приводить к опережающему темпу сокращения объемовпродаж.
3.2 Оптимизациясебестоимости за счет смены поставщиков
Если предприятие ОАО«Жилкомсервис» откажется от дорогих подрядчиков, с которыми предприятие началоработать в последнем отчетном 2009 году, а также сократит тех работников,которые только числятся на предприятия, то себестоимость продаж снизится доуровня 2008 года, в результате этого уровень рентабельности продаж возрастет на1,7% (см. расчеты в параграфе 2.5). Так как именно за счет роста себестоимости,рентабельность снизилась на 1,7%.
Для снижения себестоимостинеобходимо сменить более дорогих подрядчиков на более выгодных, которыепредлагают аналогичные услуги по низким ценам, либо пересмотреть условиядоговоров с действующими подрядчиками.
Предприятие ОАО«Жилкомсервис» работает с тремя подрядчиками по вывозу мусора.
Подрядчик №1: по плану:ежедневно с 8-9 и с 16-17.00, в т.ч. сб, вс. Стоимость его услуг по плану 70тыс. р. в месяц. Однако фактически: время работы его составляет 1/3 дня с 15-19и стоимость его услуг составляет 90 тыс.р. в месяц.
Подрядчик №2: по плану:ежедневно с 9-11 и с 17-18.00, в т.ч. сб, вс. Стоимость его услуг по плану 80тыс. руб в месяц. Однако фактически: время работы его составляет 5 часов с 9-14 и стоимость его услуг составляет 100 тыс.р. в месяц.
Подрядчик №3: по плану:ежедневно с 11-12 и с 18-20.00, в т.ч. сб, вс. Стоимость его услуг по плану 70тыс. руб в месяц. Фактически: время работы его составляет 3 часа с 18 — 22 истоимость его услуг составляет 70 тыс.р. в месяц.
Предприятию ОАО«Жилкомсервис» необходимо пересмотреть условия договора с каждым подрядчиком иввести их в график работы по плану, в противном случае необходимо сменитьподрядчиков. В настоящее время рынок этих услуг широко развит и на немсуществует конкуренция и борьба за покупателей, поэтому предприятие ОАО «Жилкомсервис»без особых трудностей найдет более выгодного подрядчика.
Таким образом, экономияна затратах подрядчика составит:
№1) 70 – 90 = -20тыс.р. * 12 месяцев = -240 тыс.р.
№2) 80 – 100 = -20тыс.р. * 12 месяцев = -240 тыс.р.
№3) 70 – 70 = 0 тыс.р.
Результаты экономиизатрат на подрядчиках представлены в таблице 2.11.
Таблица 2.11
Экономия затрат отсмены подрядчиков и пересмотра условий договоров с нимиПодрядчик Сроки работы, час Фактические затраты в год на подрядчиков в 2009год Новые затраты в год на подрядчиков
Экономия,
тыс.р.
(гр. 4 – гр. 3) 1 2 3 4 5 №1 8-9; 16-17 90*12=1080 70*12=840 240 №2 9-11, 17-18 100*12=1200 80*12=960 240 №3 11-12, 18-20 70*12=840 70*12=840 - Итого Х 3120 2640 480
Таким образом, врезультате смены подрядчиков или пересмотра условий договора со старымиподрядчиками, затраты снизятся на 480 тыс. р., что отразится на уровнерентабельности продаж (воспользуемся результатами расчетов параграфа 2.5.):
Рентабельность в 2009году составила 2,01%. Новый уровень рентабельности продаж составит:
Rпр = Прибыль / Выручка от продаж =
= (32271- (31623-480)) /32271*100% = 3,49%
То есть, от данногомероприятия рентабельность продаж возрастет на 1,48% (3,49 – 2,01 = 1,48%).
3.3 Кредитная политика
Если предприятие ОАО«Жилкомсервис» откажется в следующем отчетном году от кредитов банков, то оноперестанет уплачивать проценты за пользование заемными средствами в размере 212тыс. р., которые были уплачены в 2009 году, в результате этого, возрастетприбыль до налогообложения на 212 тыс.р. (см. таблицу 2.8, параграф 2.4).
В отчетном в 2009 годупредприятие ОАО «Жилкомсервис» имеет краткосрочный кредит банка в размере 750тыс. р. (приложение Б). Кредит взят в банке Уралсиб для пополнения оборотныхсредств, то есть, для финансирования текущей деятельности. Процентная ставкасоставляет 24% годовых. То есть, проценты уплаченные за год по этому кредитусоставляют 180 тыс.руб.
Предприятию ОАО«Жилкомсервис» рекомендуется отказаться от данного заемного источникафинансирования и финансировать текущую деятельность за собственных источников,которым является нераспределенная прибыль текущего года и прошлых лет. Такнераспределенную прибыль предприятие вправе использовать на различные цели и сэкономической точки зрения в данном случае целесообразнее ее не «проедать», аиспользовать в более выгодных целях.
В результате этогопредприятие с экономит на процентах в следующем году 180 тыс.руб. Результат отданного мероприятия представим в таблице 3.2.
Таблица 3.2
Экономия на процентахза счет замены заемного источника на собственный источник финансированиятекущей деятельностиИсточник финансирования Затраты на источник в год Последствия Краткосрочный кредит банка Проценты на сумму 180 тыс.руб Снизят величину прочих доходов Нераспределенная прибыль Отсутствие затрат Приведет к экономии на процентах
3.4 Оптимизация за счетскидок на оплату
Факторный анализ наоснове трехфакторной модели во второй главе (см. таблицу 2.6) показал, что одиниз факторов – оборачиваемость оборотного капитала, оказал отрицательное влияниена прибыль от продаж. В результате необходимо принять меры по повышениюоборачиваемости текущих активов, что приведет к росту прибыли.
Оборачиваемость текущихактивов зависит от скорости оборота такого важнейшего элемента как дебиторскаязадолженность, так как именно дебиторская задолженность занимает существеннуюдолю в общей величине оборотного капитала (см. бухгалтерский баланс приложениеБ).
Состояние расчетов сдебиторами оказывает непосредственное влияние на своевременное поступлениеденежных средств, а это, в свою очередь, сказывается на скорости оборота всегооборотного капитала. Чем выше оборачиваемость дебиторской задолженности, тембыстрее предприятие получает денежные средства от продаж. Величина, срокипогашения дебиторской задолженности влияют на оборачиваемость текущих активов,эффективность их использования
Предприятию ОАО «Жилкомсервис» рекомендуется управлятьдебиторской задолженностью посредством представления скидок покупателям, тоесть, предоставлятьскидки своим клиентам и указывать их в квитанциях, в случае, если клиент,оплатит всю сумму наличными, то скидка составит 15%.
На предприятии ОАО «Жилкомсервис» объем продаж в 2009г составил 32271 тыс.руб., в том числе в кредит 4428 тыс.руб. Период погашения дебиторскойзадолженности равен:
Период Величинадебиторской задолженности * Длительность периода
погашения =-------------------------------------------------------------------- (17)
Выручка от продаж
4428 тыс.руб
— * 365 дн = 50,1 дня.
32271 тыс.руб
Предприятию ОАО «Жилкомсервис» необходимо предоставить скидки вразмере 15%. Оплата со скидкой выгодна для покупателей, так как они уплачиваютсумму задолженности меньшую чем, указано в счете. В результате этогомероприятия период погашения дебиторской задолженности сократиться и составит:
4428 тыс.руб *(100%-15%)/100%
— * 365 дн = 42,6 дня.
32271 тыс.руб
Таким образом, периодобращения дебиторской задолженности сократится на 7,5 дня (42,6 дня – 50,1дня), следовательно, на 7,5 дня сократиться срок отсутствия денежных средств напредприятии.
Необходимо определитьоборот дебиторской задолженности за прогнозируемый период при фактическом срокепогашения дебиторской задолженности и при расчетном сроке.
Оборот дебиторскойзадолженности определяется как отношение выручки от реализации к величинедебиторской задолженности:
Фактически:
32271тыс.руб
Ко = — = 7,3 оборотов
4428 тыс.руб
Расчетная (ожидаемая):
32271тыс.руб
Ко = — = 8,6 оборота
4428 *(100%-15%)/100%
От данного мероприятияоборачиваемость дебиторской задолженности должна возрасти на 1,3 оборота, чтоускорит и оборачиваемость всего оборотного капитала предприятия.
Трехфакторная модельзависимости прибыли от продаж имеет вид (см. главу 1 и расчеты второй главы):
Ппр = Rпр * Коб * Сок
В 2009 году эта модельимела вид:
Ппр = 0,020 * 4,407 *7322 ≈ 648 тыс. р.
Расчетная прибыль отпродаж в результате роста коэффициента оборачиваемости на 1,3 (4,407+1,3=5,707) примет вид:
Ппр = 0,020 * 5,707 *7322 ≈ 836 тыс.р.
Изменение прибыль отпродаж = 836 – 648 = 188 тыс.руб.
То есть, в результатеповышения оборачиваемости оборотного капитала на 1,3 оборота, прибыль от продаждолжна возрасти на 188 тыс.руб.
Результаты расчетовпредставим в таблице 3.3.
Таблица 3.3
Влияние измененияоборачиваемости оборотного капитала на прибыль от продажПоказатель В 2009 году После внедрения мероприятия Изменение Коэффициент оборачиваемости, оборотов 4,407 5,07 0,663 Прибыль от продаж, тыс.р. 648 836 188
Сводные результатырасчетов от предложенных мероприятия представлены в таблице 3.4. Необходимыеданные содержатся в таблицах 3.1, 3.2, 3.3.
Таблица 3.4
Изменение прибыли ирентабельности от предложенных мероприятийПоказатели
Базовые
показатели
Расчетный
показатели Изменения Себестоимость, тыс.р 31623 31143 -480 Рентабельность продаж, % 2,01 2,08 +1,48 Проценты уплаченные, тыс.р. 180 -180 Коэффициент оборачиваемости, оборотов 4,407 5,07 0,663 Прибыль от продаж, тыс.р. 648 836 +188
Таким образом, отпредлагаемых мероприятия рентабельность продаж должна возрасти на 1,48%; прочиедоходы снизятся на 180 тыс.р., следовательно, возрастет в положительную сторонусальдо прочих доходов и расходов; прибыль от продаж возрастет на 188 тыс.р.
Заключение
По результатампроделанных расчетов можно сделать следующие выводы и внести предложения поповышению прибыли предприятия ОАО «Жилкомсервис» и его рентабельности.
В отчетном 2009 году предприятиеполучило чистую прибыль в размере 523 тыс. р, что меньше чем в 2008 году на 298тыс.р. Наибольший рост чистой прибыли был отмечен в 2008 году по сравнению с2007 годом на 824 тыс.руб. Прибыль образовалась от основного вида деятельностив размере 32271 тыс. р. Величина прибыли от основного вида деятельности в 2008году снизилась по сравнению 2007 годом на 29 тыс.р., что является отрицательныммоментом, а в 2009 году возросла по сравнению с 2008 годом на 303 тыс.р. Прочиедоходы превышают прочие доходы, что также является положительным моментом.
Основная часть финансового результатапредприятия в ОАО«Жилкомсервис» образуется от основноговида деятельности, то есть, от продажи продукции (работ, услуг).
Факторный анализ наоснове двухфакторной модели показал, что прибыль от продаж возросла в 2009 годупо сравнению с 2008 годом на 303 тыс.р. Это увеличение вызвано ростом объемапродано продукции (работ, услуг), данный факторов повысил прибыль на 228 тыс.р.В свою очередь изменение цен повысило прибыль на 75 тыс. р., но влияние этогофактора оказалось менее существенным.
Факторный анализ наоснове трехфакторной модели показал, что рост прибыли от продаж оказали влияниедва фактора – повышение рентабельности продаж и увеличение остатков оборотногокапитала. Данные факторы повысили прибыль на 283 тыс. р. и 61 тыс. р.,соответственно, что является положительным моментом. Другой фактор,оборачиваемость оборотного капитала, снизил прибыль на 41 тыс. р., что являетсяотрицательным моментом и требует поиска путей устранения этого негативноговлияния.Анализ прочих доходов и расходовпоказал, что в целом в 2009 году по сравнению с 2008 годом прочие доходыпредприятия снизились на 778 тыс. р., однако их величина существенно превышаетуровень 2007 года. В 2008 году прочие доходы возросли по сравнению с 2007 годомна 1611 тыс.р, при этом прочие расходы возросли относительно не существенно на196 тыс.р. Данные изменения являются положительным моментом, рост прочихдоходов превышает увеличение прочих расходов, сальдо между ними положительное.Прочие расходы в 2009 году составили1077 тыс. р., из них проценты уплаченные за пользование заемными средствамисоставили 212 тыс. р. В 2009 году прочие доходы снизились на 778 тыс.р., прочиерасходы возросли на 52 тыс.р. Данная тенденция является отрицательным моментом.
Анализ показателей рентабельности выявил следующие положительные иотрицательные моменты. В 2007 годупоказатели рентабельности капитала имели отрицательное значение, чтосвидетельствовало об убыточности деятельности предприятия ОАО «Жилкомсервис». Однако в 2008 и 2009 годах ситуация существенно изменилась.Рентабельность собственного капитала возросла в 2008 году по сравнению с 2007годом на 28,94%, что является положительным моментом, а в 2009 году посравнению с 2008 годом снизилась на 13,4%. Как отрицательный момент отмечаетсяснижение рентабельности активов и собственного капитала в 2009 году посравнению с 2008 годом.
Рентабельность продажпо прибыли от реализации снизилась в 2008 году по сравнению с 2007 годом на0,5%, что является отрицательным моментом, а по налогооблагаемой и чистойприбыли возросла, это положительные изменения. В 2009 году рентабельностьпродаж по прибыли от реализации возросла на 0,92%, что является положительныммоментов, но по другим показателям рентабельности наблюдается снижение, этонегативное изменение.
Факторный анализрентабельности продаж выявил следующее. Рост объема реализации продукции (работ,услуг) повысило рентабельность продаж на 2,6%, а рост себестоимости продажснизило показатель рентабельности на 1,7%, однако влияние этого фактораоказалось менее существенно.
В целях повышенияфинансовых результатов и уровня рентабельности, предприятию ОАО «Жилкомсервис» рекомендуется:
— снизить себестоимостьпродаж, так как именно этот фактор снизил рентабельность продаж;
— снизить величину прочих расходов до уровня прошлого отчетного периода, чтоприведет к положительному сальдо прочих доходов и расходов и повысит общийфинансовый результат.
Если предприятие ОАО«Жилкомсервис» повысит сальдо прочих доходов и расходов до уровня 2008 года, топрибыль возрастет на 1415 тыс.руб. Снижение себестоимости продаж да уровня 2008года повысит рентабельность на 1,7%.
Как показал факторныйанализ, оборачиваемость оборотного капитала снизило прибыль от продаж. Дляустранения влияния этого негативного изменения, предприятию ОАО «Жилкомсервис»повысить оборачиваемость текущих активов за счет повышения числа оборотов дебиторскойзадолженности, так как именно ее величина занимает существенную долю в общейвеличине оборотных средств.
Повыситьоборачиваемость дебиторской задолженности и всего оборотного капитала можно засчет применения скидок покупателям за досрочную оплату выставленных счетов. Врезультате данного мероприятия оборачиваемость дебиторской задолженности ивсего оборотного капитала должна возрасти на 1,3 оборота, что приведет к роступрибили от продаж на 188 тыс.р.
Глоссарий
1. Выручка (объёмпродаж) — количество денежных средств или иных благ, получаемое компанией заопределённый период её деятельности, в основном за счёт продажи продуктов илиуслуг своим клиентам.
2. Прибыль – разностьмежду доходами и расходами предприятия.
3. Активы — этовсе материальные ресурсы, имеющие денежную стоимость и находящиеся враспоряжении предприятия. Активы подразделяются на материальные инематериальные активы.
4. Пассивы — этофинансовые обязательства предприятия.
5. Доходы — увеличение экономических выгодорганизации в результате поступления активов (денежных средств, иногоимущества) и (или) погашения обязательств, приводящее к увеличению капиталаэтой организации, за исключением вкладов участников (собственников имущества).
6. Расходы- уменьшениеэкономических выгод организации в результате выбытия активов (денежных средств,иного имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшениюкапитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов по решениюучастников (собственников имущества).
7. Маржинальныйдоход — это выручка от реализации за минусом переменных затрат.
8. Рентабельность- относительный показатель, который обладает свойством сравнимости, может бытьиспользован при сравнении деятельности разных хозяйствующих субъектов.
9. Собственный капитал— это стоимость всего имущества предприятия после уплаты всех долгов.
Список использованной литературы
1.Налоговый кодекс РФ часть вторая.
2.Закон о несостоятельности(банкротстве) (Федеральный закон от 26 октября 2002г, №127-ФЗ).
3.Постановление Правительства РФ №367 от25.06.2003 «О правилах проведения арбитражными управляющими финансовогоанализа».
4.Приказ Министерства Финансов РФ от 22.07.03. № 67н. «О формахбухгалтерской отчетности организаций» (в ред. Приказа Минфина РФ от 18.09.2006N 115н).
5.Методические указания по проведению анализа финансового состоянияорганизаций (Приказ Федеральной службы России по финансовому оздоровлению ибанкротству от 23.01.2001г №16).
6.Методические положения по оценке финансового состояния предприятий иустановлению неудовлетворительной структуры баланса. (Утверждены распоряжениемФедерального управления по делам несостоятельности (банкротстве) №31-р от12.08.1994г (с изменениями и дополнениями от 12.09.94 N 56-р).
7.Аверина О.И., МамаеваИ.С. Анализ финансовой устойчивости предприятия по принципам РСБУ и МСФО //Экономический анализ: теория и практика №34, 2009.
8.Исламова Н.В.Системный анализ экономического потенциала субъектов малого предпринимательства// Экономический анализ: теория и практика №18, 2009.
9.Когденко В.Г. Экономический анализ. –2-е изд., перераб. и допл. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009.
10.Кошелева В.А., Крапивницкая С.Н. Пути и инструментыуправления прибылью предприятия. II Всеукраинская научная конференция студентов«Проблемы управления производственно-экономической деятельностью субъектовхозяйствования». 24 апреля 2008г.
11.Ковалев В.В., Волкова О.Н.Анализ хозяйственной деятельности предприятия.- М.: ТК Велби, 2010.- 424с.
12.Князев С.Е. и др. Оценкаэффективности видов деятельности компании при формировании прибыли // Финансы№11, 2009г.
13.Мельник М.В., Когденко В.Г.Рентабельность инвестированного капитала в системе анализа цепочки созданиястоимости // Экономический анализ: теория и практики №9, 2010 г.
14.Полежарова Л.В. О налогообложении прибылив аспекте проблем тонкой капитализации // Финансы №3, 2009г.
15.Савицкая Г.В. Анализ хозяйственнойдеятельности предприятий. – 5-е изд. М.: ИНФРА-М, 2009.
16.Савицкая Г.В. Анализхозяйственной деятельности. – 3-е изд. М.: ИНФРА-М, 2005.
17.Чуев И.Н. Комплексныйэкономический анализ финансово-хозяйственной деятельности. – 3-е изд., перераб.и доп. М.: Дашков и К, 2010.
18.Чуева Л.Н., Чуев И.Н. Анализфинансово-хозяйственной деятельности. – 7-е изд., перераб. и доп. – М.: Дашкови К, 2008.-352с.
19.Шеремет А.Д. Анализ идиагностикафинансово-хозяйственной деятельности предприятия. М.: ИНФРА-М, 2008.
20.Шевчук Д.А. Корпоративныефинансы. М.: ГроссМедиа, 2008.
21.Экономический анализ: Основытеории. Комплексный анализ хозяйственной деятельности организации / под ред.Войтоловского Н.В.- 3-е изд., перераб. и доп.- М.: ИД Юрайт, 2010, 507с.
22. www.gks.ru/ — Федеральнаяслужба государственной статистики