Реферат по предмету "Финансовые науки"


Бюджетный процесс как форма управления бюджетными отношениями

ДЕПАРТАМЕНТОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ №50
Курсоваяработа по дисциплине
«Финансоваядеятельность»
дляспециальности 080110 (06010)
Экономикаи бухгалтерский учёт(впромышленности)
на тему:
«Бюджетныйпроцесс как форма управлениябюджетными отношениями»
Выполнила:
Студенткагруппы ЭК-17
БелоусоваАнна Евгеньевна
Проверилпреподаватель:
Павлова
МаринаАнатольевна
Оценка:
«___»_________2011г
Москва2011

Содержание
бюджетсоставление рассмотрение исполнение
1. Введение
2. Экономическое содержание изначение бюджетного процесса
2.1 Понятие и основные задачибюджетного процесса
2.2 Этапы бюджетного процесса
3. Организация бюджетного процесса вРоссийской Федерации
3.1 Порядок составления, рассмотренияи утверждения бюджетов
3.2 Исполнение бюджетов и составлениеотчета об исполнении бюджетов
3.3 Правовые проблемы бюджетногопроцесса в Российской Федерации
4. Перспективы развития исовершенствования бюджетного процесса в Российской Федерации
5. Заключение
6. Список использованной литературы
7. Приложения

1.Введение
Однимиз наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлятьэкономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм — финансовая система общества, главным звеном которой является государственныйбюджет. Именно посредством финансовой системы государство образуетцентрализованные и воздействует на формирование децентрализованных фондовденежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных нагосударственные органы функций.
Центральноеместо в системе государственных финансов занимает государственный бюджет илиещё его называют федеральный бюджет – это имеющий силу закона финансовый плангосударства на текущий финансовый год. В соответствии со статьей 6 БК РФ«Бюджет – это форма образования и расходования денежных средств,предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства иместного самоуправления».
Аккумулируяс помощью государственного бюджета денежные средства, государство черезфинансовые механизмы осуществляет выполнение возложенных на него обществомполитических, экономических и социальных функций, а именно содержаниегосударственного аппарата, армии, правоохранительных органов, выполнениесоциальных программ, реализация приоритетных экономических задач и т.д.
Необходимоотметить, что бюджет, как фонд денежных средств, в цельном виде никогда несуществует, т.к. по мере поступления доходов они обращаются на покрытиерасходов. Он является лишь планом образования и использованияобщегосударственного фонда денежных средств, то есть росписью доходов ирасходов государства, согласованных друг с другом, как по объему, так и посрокам поступления и использования.
Государственныйбюджет состоит из двух взаимосвязанных и взаимодополняющих друг друга частей:доходной и расходной. Доходная часть показывает, откуда поступают денежныесредства для финансирования деятельности государства, какие слои обществаотчисляют на содержание государства больше всего из своих доходов. Расходнаячасть показывает, на какие цели направляются аккумулируемые государствомсредства.
Вкаждой стране структура бюджета имеет свои особенности. Она определяетсяэкономическим потенциалом страны, масштабностью задач, решаемых государством наданном этапе развития, ролью государства в экономике, состоянием международныхотношений и рядом других факторов.
Каждоеправительство в своей деятельности стремится к тому, чтобы доходная частьбюджета равнялась расходной. Соответствие их называется «балансом дохода».
Очевидно,что успех экономического реформирования в нашей стране в большой степенизависит от того, в каких направлениях произошло преобразование финансовойсистемы общества, насколько бюджетная политика государства отвечает требованиямвремени.
Всвязи с этим изучение бюджетного процесса, теоретических и законодательныхоснов и реальной практики функционирования бюджетного механизма обрело внастоящее время особую актуальность.
Цельюнастоящей работы является анализ бюджетного процесса и его основных этапов, атакже изучение процесса составления, рассмотрения, утверждения и исполнениябюджетов.
 

2.Экономическое содержание и значение бюджетного процесса
 
2.1Понятие и основные задачи бюджетного процесса
Понятиебюджетного процесса установлено в Бюджетном кодексе Российской Федерации (далееБК РФ), в статье 6: бюджетный процесс – регламентируемая законодательствомРоссийской Федерации деятельность органов государственной власти, органовместного самоуправления и иных участников бюджетного процесса по составлению ирассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, контролю заих исполнением, осуществлению бюджетного учёта, составлению, внешней проверке,рассмотрению и утверждению бюджетной отчётности.
Основнымизадачами бюджетного процесса являются:
– выявлениематериальных и финансовых резервов государства;
– максимальноприближенный к реальности расчёт доходов бюджетов;
– максимальноточный расчёт расходов бюджетов;
– обеспечениемаксимальной сбалансированности бюджетов;
– согласованиебюджетов с реализуемой экономической программой;
– осуществлениебюджетного регулирования в целях перераспределения источников доходов междубюджетами разного уровня, отраслями хозяйства, экономическими регионами и т.д.
 
2.2Этапы бюджетного процесса
Первыйэтап – Составление проекта бюджета – осуществляется исполнительными органамивласти. Этой работе предшествует разработка планов-прогнозов развитиятерриторий и целевых программ, на основе которых создается сводный финансовыйбаланс государства по территории России (СФБ).
СФБвыражает финансовую программу в общем виде, отражает требования финансовойполитики, структура доходов и расходов СФБ приближается к бюджету.
СФБ –позволяет органам исполнительной власти разрабатывать постепенно бюджетныерасходы и делать расчеты для определения доходов бюджета.
Непосредственнаяработа по составлению проектов бюджетов ведется Минфином РФ, а также налоговымии таможенными органами.
Присоставлении бюджета используются методы:
— метод экономического анализа – определяет степень выполнения бюджета за прошлыйгод и устанавливает степень выполнения за текущий, выявляет причины отклонений;
— нормативный метод – в основе норма определенной статьи расхода. Умножениемнатуральной единицы на норму получают общую сумму расхода;
— экстраполяционныйметод – определяет финансовые показатели на основе их динамики исходя изотчетных данных за предшествующие годы, и распространяет полученные суммы набудущий год.
Второйэтап– Рассмотрение и утверждение бюджетов – осуществляется законодательнымиорганами (Федеральным Собранием (Парламентом) РФ, представительными органамисубъектов федерации и местными органами самоуправления).
Проектбюджета, полученный Советом Государственной Думы, направляется в Комитет побюджету, налогам, банкам и финансам для заключения. На основании заключениякомитет решает вопрос о принятии проекта федерального закона «О федеральномбюджете» к рассмотрению в Госдуме. Все материалы передаются Президенту, СоветуФедерации, Комитетам Думы для внесения замечаний и предложений, а также вСчетную Палату на заключение.
Получивзаключение от каждого комитета, Комитет Госдумы по бюджету, налогам, банкам ифинансам составляет сводное заключение по проекту и представляет его нарассмотрение в Госдуму, которая начинает его рассмотрение в нескольких чтениях.
Прирассмотрении бюджета в первом чтении Государственная Дума рассматривает проектбюджета в течение 30 дней, обсуждается концепция бюджета, прогнозсоциально-экономического развития, направления бюджетной и налоговой политики,взаимоотношения бюджетов. Если проект утвержден, то утверждаются и основныехарактеристики бюджета, если отклонен, то он передается в Согласительнуюкомиссию или возвращается на доработку.
Вовтором чтении 40 дней утверждаются расходы по разделам бюджетной функциональнойклассификации и главным распорядителям по всем уровням.
Втретьем чтении законопроект гласуется в целом, срок 15 дней, при этом внесениепоправок не допускается.
ПринятыйГосударственной Думой закон в течение 5 дней передается в Совет Федерации нарассмотрение (14 дней), одобренный закон в течение 5 дней направляется кПрезиденту для подписания и обнародования, если Совет отклонил Закон, то онпередается в Согласительную комиссию и повторно принимается Госдумой, отклонитьЗакон может и Президент.
Законо бюджете подлежит официальному опубликованию не позднее пяти дней после егоподписания в установленном порядке.
Решениео бюджете подлежит официальному опубликованию не позднее 10 дней после егоподписания в установленном порядке (ст.5 БК РФ от 31.07.1998 N 145-ФЗ, в ред.Федерального закона от 26.04.2007 N 63-ФЗ).
Третийэтап – Исполнение бюджета – начинается после его утверждения законодательнымиорганами и подписи Президентом РФ. Комитет министров РФ по согласованию снижестоящими исполнительными органами организует исполнение бюджета.
Важнейшаязадача исполнения – обеспечение полного и своевременного поступления налогов идр. платежей.
Суммапревышения доходов над расходами при исполнении бюджета, образующаяся за счетдополнительных доходов или экономии в расходах, зачисляется в соответствующийбюджет и изъятию не подлежит, но может быть использована по рассмотрениюсоответствующего органа власти.
Потерив доходах и издержках не компенсируются из вышестоящего бюджета, за исключениемслучаев, когда они вызваны изменением действующего законодательства.
Работапо исполнению бюджета ведется Министерством Финансов РФ, ГосударственнойНалоговой службой РФ и Государственным Таможенным комитетом РФ и их органами наместах.
Приисполнении бюджета распределение всех видов платежей и ассигнований ведется побюджетной росписи доходов и расходов, которая представляет собой основнойоперативный план распределения доходов и расходов по подразделениям бюджетнойклассификации.
Бюджетнаяроспись Федерального бюджета РФ утверждается Минфином РФ.
Организацияисполнения бюджетов и внебюджетных фондов возложена Минфином РФ на новуюструктуру – Федеральное Казначейство РФ.
Переходот банковской к казначейской системе исполнения бюджета означает. ЧтоКазначейство должно осуществлять и учитывать все операции со всемигосударственными и финансовыми ресурсами, находящимися в ведении Правительства.
Казначействообеспечивает принцип единства кассы в отношении федеральных средств. Всеплатежи из федерального бюджета осуществляется с единого счета Федеральногоказначейства. Все другие счета, опосредующие движение средств федеральногобюджета, открытые в учреждениях банковской системы, должны быть транзитными,т.е. не иметь переходящих остатков. Это означает закрытие счетов бюджета вбанках и открытие их в системе Казначейства с перечислением средствнепосредственно на расчетные счета хозяйствующих субъектов, выполняющих работыдля бюджетных единиц, финансируемых за счет федерального бюджета.
Наличиеказначейской системы позволяет наиболее рационально проводить оптимизациюбюджетных потоков, обеспечивает учет и контроль каждого этапа исполненияфедерального бюджета.
Четвертыйэтап –Составлениеотчета об исполнении бюджета и утверждение его в законодательных органахвласти.
Работапо составлению отчетов возложены на Минфин РФ и его финансовые органы,Государственную Налоговую службу и ее налоговые инспекции, ГосударственныйТаможенный комитет и его органы. Отчеты направляются соответствующим органамГосударственной Власти. Отчет о федеральном бюджете РФ докладываетсяФедеральному собранию РФ, который его утверждает.
Дляосуществления контроля за исполнением Федерального бюджета Совет Федерации иГосударственная Дума образуют Счетную палату, состав и порядок деятельностиСчетной палаты определяется федеральным законом.
 

3.Организация бюджетного процесса в Российской Федерации
 
3.1Порядок составления, рассмотрения и утверждения бюджетов
 
Составлениебюджетов
Первыйэтап бюджетного процесса – составление проектов бюджетов. Составлению проектовбюджетов предшествует разработка прогнозов социально-экономического развитияРФ, субъектов РФ, муниципальных образований и отраслей экономики, а такжеподготовка сводных финансовых балансов, на основании которых органыисполнительной власти осуществляют разработку проектов бюджетов. Проектыбюджетов составляются с учетом необходимости достижения минимальныхгосударственных социальных стандартов на основе нормативов финансовых затрат напредоставление государственных или муниципальных услуг и иных установленныхнормативов.
ПрезидентРФ не позднее марта года, предшествующего очередному финансовому году,направляет Федеральному Собранию Бюджетное послание, в котором определяетбюджетную политику на очередной финансовый год.
Составлениепроектов бюджетов – исключительная прерогатива Правительства РФ,соответствующих органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местногосамоуправления. Непосредственное составление проектов бюджетов осуществляютМинистерство финансов РФ, финансовые органы субъектов РФ и муниципальныхобразований.
Составлениебюджета основывается на:
— Бюджетномпослании Президента РФ;
— прогнозесоциально-экономического развития соответствующей территории на очереднойфинансовый год (ПСЭР);
— основныхнаправлениях бюджетной и налоговой политики соответствующей территории наочередной финансовый год;
— прогнозесводного финансового баланса по соответствующей территории на очереднойфинансовый год;
— планеразвития государственного или муниципального сектора экономики соответствующейтерритории на очередной финансовый год.
Одновременнос проектом бюджета на основе среднесрочного прогноза социально-экономическогоразвития РФ (региона, территории) формируется перспективный финансовый план(ПФП), содержащий данные о прогнозных возможностях бюджета по мобилизациидоходов, привлечению государственных или муниципальных заимствований ифинансированию основных расходов бюджета. ПФП законодательно не утверждается.
Целиразработки ПФП: информирование законодательных (представительных) органов опредполагаемых среднесрочных тенденциях развития экономики и социальной сферы,прогнозирования финансовых последствий разрабатываемых реформ, программ,законов, отслеживания долгосрочных негативных тенденций и своевременного принятия,необходимых мер. ПФП разрабатывается на три года (первый — год, на которыйразрабатывается бюджет, два следующих — плановый период, на протяжении которогопрослеживаются результаты заявленной экономической политики).
Вкачестве основы для составления бюджетов используется баланс финансовыхресурсов (БФР) — баланс всех доходов и расходов РФ, ее субъектов, муниципальныхобразований и хозяйствующих субъектов на соответствующей территории. БФРсоставляется на основе отчетного БФР за предыдущий год и ПСЭР (программасоциально-экономического развития) соответствующей территории.
Финансовыеорганы вправе получать необходимые сведения от финансовых органов другогоуровня бюджетной системы РФ, а также от иных государственных и местных органоввласти и юридических лиц.
Первыйэтап формирования федерального бюджета — разработка федеральными органамиисполнительной власти и выбор Правительством РФ плана-прогноза функционированияэкономики на очередной финансовый год. На основе данных плана-прогноза МФ РФразрабатывает основные характеристики бюджета и распределение расходов бюджета.Правительство РФ рассматривает предложения об увеличении (сохранении)минимальных размеров оплаты труда и пенсий, их индексации.
МФ РФв двухнедельный срок со дня принятия Правительством основных характеристикбюджета и распределения расходов бюджета направляет проектировки основныхпоказателей бюджета федеральным исполнительным органам для распределения поконкретным бюджетополучателям и уведомляет исполнительные органы субъектов РФ ометодике формирования межбюджетных отношений РФ и субъектов РФ.
Второйэтап формирования федерального бюджета – распределение федеральнымиисполнительными органами предельных объемов бюджетного финансирования всоответствии с функциональной и экономической классификациями расходов и пополучателям средств, разработка указанными органами предложений о проведенииэкономических преобразований, отмене нефинансируемых нормативных актов, а такжеподготовка перечня финансируемых федеральных целевых программ. Несогласованныевопросы подлежат рассмотрению межведомственной комиссией, возглавляемойминистром финансов РФ.
Непозднее 15 июля года, предшествующего очередному финансовому году, федеральныеисполнительные органы должны завершить разработку и согласование показателейбюджета, представляемых одновременно с ним документов и материалов (прогнозконсолидированного бюджета, адресная инвестиционная программа, план развитиягосударственного (муниципального) сектора экономики, структура государственного(муниципального) долга и программа заимствований для его покрытия, программапредоставления государственных (муниципальных) гарантий, оценка потерь бюджетаот налоговых льгот, оценка ожидаемого исполнения бюджета текущего года и др.),проектов законов по минимальным размерам оплаты труда, пенсий, их индексации,отмене нефинансируемых актов.
С 15июля по 15 августа на основе представленных федеральными исполнительнымиорганами документов Правительство Российской Федерации должно утвердить проектзакона о федеральном бюджете для внесения в Государственную Думу.
Рассмотрениеи утверждение бюджетов
Проектфедерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год вместе с указаннымив ст. 192 БК РФ документами вносится на рассмотрение Государственной ДумыРоссийской Федерации не позднее 15 августа текущего года (До 1 октябряПравительство и Банк России представляют в ГД дополнительные материалы,указанные в ст. 193 БК РФ). Совет ГД направляет проект в Комитет ГД по бюджетудля подготовки заключения о формальном соответствии представленных документовтребованиям закона, после получения которого проект направляется в СоветФедерации, комитеты Государственной Думы, другим субъектам законодательнойинициативы для замечаний и предложений и в Счетную палату РФ на заключение.Государственная Дума рассматривает проект бюджета в трех чтениях.
ПринятыйГосударственной Думой Федеральный закон о федеральном бюджете на очереднойфинансовый год в течение 5 дней со дня его принятия передается на рассмотрениеСовета Федерации. СФ рассматривает закон в течение 14 дней со дня представленияГосударственной Думой и голосует в целом. В случае одобрения в течение 5 законнаправляется Президенту РФ для подписания и обнародования. В случае отклоненияпроекта он передается в согласительную комиссию, перерабатывается, передается вГосударственную Думу для утверждения в одном чтении, затем повторно передаетсяв Совет Федерации для окончательного утверждения. Вето Совета Федерации можетбыть отклонено Государственной Думой повторным голосованием не менее чем двумятретями голосов. В случае неподписания закона Президентом в течение 14 днейзакон направляется в согласительную комиссию и вновь рассматриваетсяФедеральным Собранием. Для преодоления вето Президента требуется не менее двухтретей голосов Федерального Собрания.
Вслучае непринятия ГД закона о федеральном бюджете до 1 декабря текущего годаили невступления его в силу до 1 января по другим причинам Государственная Думаможет принять федеральный закон о финансировании расходов из федеральногобюджета в I квартале очередного финансового года.
 
3.2Исполнение бюджетов и составление отчета об исполнении бюджетов
 
ИсполнениебюджетовИсполнение бюджетов начинается после их утверждения вустановленном порядке (для федерального бюджета – подписания Президентом РФ). ВРоссийской Федерации устанавливается казначейское исполнение бюджетов. Наорганы исполнительной власти возлагается организация исполнения и исполнениебюджетов, управление счетами бюджетов и бюджетными средствами. Указанные органыявляются кассирами всех распорядителей и получателей бюджетных средств иосуществляют платежи за счет бюджетных средств от имени и по поручениюбюджетных учреждений. Особая роль определена Федеральному казначействуМинистерства финансов РФ – именно этот орган обеспечивает соблюдение принципаединства кассы — зачисление всех поступающих доходов и поступлений изисточников финансирования дефицита бюджета на единый счет бюджета иосуществление всех предусмотренных расходов с единого счета бюджета.Осуществление бюджетных операций через счета Казначейства позволит обеспечитьполный учет и контроль каждого этапа исполнения бюджета. Для исполненияфедерального бюджета предусмотрено открытие в Казначействе лицевых счетов длякаждого главного распорядителя, распорядителя и получателя средств бюджета.Федеральное казначейство должно регистрировать все бюджетные операции в Главнойкниге Казначейства и вести сводный реестр бюджетополучателей.Исполнение бюджетов всех уровней осуществляется на основебюджетной росписи – документа, который составляется и ведется главнымраспорядителем бюджетных средств (главным администратором источниковфинансирования дефицита бюджета) в соответствии с Бюджетным Кодексом в целяхисполнения бюджета по расходам (источникам финансирования дефицита бюджета)(ст.6 БК РФ от31.07.1998 N 145-ФЗ в ред. Федерального закона от 01.12.2007 N63-ФЗ).Исполнение бюджета по доходам предусматривает:
· перечисление изачисление доходов на единый счет бюджета;
· распределение всоответствии с бюджетом регулирующих доходов;
· возврат излишнеуплаченных в бюджет сумм доходов;
· учет доходовбюджета и составление отчетности о доходах бюджета.
Бюджетыпо расходам исполняются в пределах фактического наличия бюджетных средств наедином счете бюджета с соблюдением процедур санкционирования и финансирования.Основные этапы санкционирования: составление и утверждение бюджетной росписи (втечение 17 дней со дня утверждения бюджета), утверждение и доведение уведомленийо бюджетных ассигнованиях до распорядителей и бюджетополучателей, утверждениесмет доходов и расходов распорядителям бюджетных средств и бюджетнымучреждениям, утверждение и доведение уведомлений о лимитах бюджетныхобязательств до распорядителей и бюджетополучателей, принятие денежныхобязательств бюджетополучателями, подтверждение и выверка исполнения денежныхобязательств. Процедура финансирования заключается в расходовании бюджетныхсредств.
Заисполнение доходной части бюджета отвечают Государственная налоговая служба иГосударственный таможенный комитет (и их органы на местах), которые, помимосбора налогов и других платежей в бюджет обязаны представлять информацию обисполнении бюджетов в Казначейство, а также органы, распоряжающиеся государственным(муниципальным) имуществом.
Еслив процессе исполнения бюджета происходит снижение объема поступлений доходов вбюджет, вводится режим сокращения расходов (до 5 % — решением руководителяфинансового органа, от 5 до 10 % — органа исполнительной власти, свыше 10 % — законом (решением), принимаемым органом законодательной (представительной)власти. Если последний не принял решение о сокращении в установленный закономсрок, исполнительный орган вправе самостоятельно произвести пропорциональноесокращение (секвестр) расходов.
Уполномоченныйисполнительный орган представляет ежеквартальные, полугодовые и годовые отчетыоб исполнении бюджета в представительный, контрольный орган и Казначейство.Годовой отчет подлежит утверждению представительным органом.
Важнейшаязадача исполнения бюджета – обеспечение полного и своевременного поступленияналогов и других доходов в целом и по каждому источнику, а также финансированиемероприятий в суммах и сроки, утвержденные бюджетом.
Составлениеотчетов об исполнении бюджетов и их утверждение
Рассмотрениеи утверждение отчета об исполнении бюджетов является одной из форм финансовогоконтроля, осуществляемого законодательными (представительными) органами власти(последующий контроль).
Финансовыйконтроль осуществляют Минфин РФ, Финансовые органы субъектов РФ и муниципальныхобразований, ГРБС и ПБС.
 Отчетоб исполнении бюджета готовит орган, исполняющий бюджет, на основании отчетовглавных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств.Ответственным за составление отчета об исполнении федерального бюджета являетсяМинистерство финансов РФ.
Отчетоб исполнении федерального бюджета представляется в Государственную Думу иСчетную палату Правительством РФ в форме федерального закона не позднее 1 июнявместе с отчетами об исполнении внебюджетных фондов и следующими документами иматериалами:
— отчетомо расходовании средств резервных фондов Правительства и Президента РФ;
— отчетамиМФ РФ и иных уполномоченных органов о предоставлении и погашении бюджетных ссуди кредитов и о предоставленных государственных гарантиях;
— отчетомо внутренних и внешних заимствованиях РФ по их видам;
— отчетомо доходах, полученных от использования госимущества;
— своднымиотчетами о выполнении плановых заданий по предоставлению государственных(муниципальных) услуг;
— годовымиотчетными сметами доходов и расходов бюджетных учреждений по главнымраспорядителям бюджетных средств;
— реестромфедеральной государственной собственности и отчетом о состоянии внешнего ивнутреннего долга РФ на первый и последний день отчетного финансового года;
— отчетомФедерального казначейства о рассмотренных делах и наложенных взысканиях занарушения бюджетного законодательства.
Счетнаяпалата проводит проверку отчета об исполнении федерального бюджета за отчетныйгод в течение 1,5 месяцев после представления отчета в ГД, используя материалыи результаты проведенных проверок и ревизий. Государственная Дума рассматриваетотчет об исполнении федерального бюджета в течение 1,5 месяцев после получениязаключения Счетной палаты, после чего принимает решение об утверждении илиотклонении отчета.
 

3.3Правовые проблемы бюджетного процесса в Российской Федерации
Бюджетнаясистема Российской Федерации, являясь составной частью финансовой системыстраны, затронута процессами реформирования и обновления, которые охватилипрактически все сферы финансовой жизни: налогообложение, страхование,кредитование и др.
Принципиальныетребования Бюджетного кодекса Российской Федерации о казначейском исполнениибюджета, единстве кассы на практике не реализованы до сих пор, ограничения насоздание внебюджетных фондов не соблюдаются. Напротив, существующие в силупотребностей практики отношения, в первую очередь при исполнении бюджета, неурегулированы в Бюджетном кодексе надлежащим образом, что вызывает к жизниогромное количество подзаконных актов Министерства финансов РоссийскойФедерации, обесценивая идею кодификации.
Бюджетныйпроцесс представляет собой систему последовательных действий, урегулированныхособыми нормами, входящими в основной институт финансового права – бюджетноеправо.
Бюджетноеправо понимается как совокупность двух групп правовых норм. Первая группа нормустанавливает материальное содержание бюджета, вторая — порядокфункционирования бюджетной системы, т.е. бюджетный процесс. Нормы, регулирующиебюджетный процесс, соответствуют критериям процессуальных норм. Они определяютсостав участников бюджетно-процессуальной деятельности на разных уровнях бюджетнойсистемы (статьи 151, 152, 164 Бюджетного кодекса Российской Федерации),устанавливают права и обязанности участников бюджетного процесса (статьи153-163, 165-168 Бюджетного кодекса Российской Федерации), указывают, какиедействия и в какой последовательности необходимо совершить участникампроцессуальной деятельности для достижения поставленной цели (главы 20-25Бюджетного кодекса Российской Федерации). Так же целью процессуальных норм вбюджетном праве является определение порядка принятия решений.
Правовоерегулирование бюджетного процесса должно соответствовать как общим принципамбюджетного права, так и специальным принципам бюджетного процесса. Особоезначение необходимо уделить принципу прозрачности бюджетного процесса. Этопредполагает беспрепятственный доступ к достоверной, полной, актуальной,доступной пониманию информации о деятельности органов государственной власти вбюджетно-налоговой сфере. Своевременное доведение до сведения общественностибюджетной документации, представленной в доступной форме, помогает понятьнамерения государства с одной стороны, а с другой – проконтролировать действияисполнительной власти по расходованию денежных средств. Прозрачность в сферебюджетного процесса позволяет, заинтересованным лицам и организациям определитькакие шаги предприняло правительство для исполнения предусмотренных бюджетом программ,и сравнить запланированные финансовые операции с фактическими. Посколькупрозрачность в бюджетной сфере требует подотчетности, она усиливаетдемократическое содержание политики и укрепляет доверие граждан к своемуправительству.
Вмеждународной финансово-правовой практике данному принципу отводится одна изведущих ролей в сфере правового регулирования бюджетного процесса, но вбюджетном законодательстве Российской Федерации не получил до настоящеговремени адекватного закрепления.
Обязанностив области подготовки бюджета определяются тем, какие полномочия закреплены зазаконодательными и исполнительными органами.
РоссийскаяФедерация придерживается распределения бюджетных полномочий междузаконодательной и исполнительной властями на стадии составления бюджета:наделение органов исполнительной власти значительными бюджетными полномочиям.Органы исполнительной власти наделяются исключительными полномочиями посоставлению проекта бюджета. Данное положение закреплено статьей 171 Бюджетногокодекса Российской Федерации.
Однаконеобходимо отметить, что полностью изолировать законодательные(представительные) органы власти от работы над проектом бюджета представляетсяневерным. Привлечение к работе над проектом бюджета законодательных (представительных)органов позволит депутатам, не дожидаясь поступления проекта бюджета вГосударственную Думу, подключиться к работе над ним, а так же в целяхпрохождения федерального закона о федеральном бюджете в Государственной Думе вустановленный законом срок решить значительную часть спорных вопросов побюджету еще на стадии его составления.
Важнойпроблемой на стадии подготовки проекта бюджета является то, что составителибюджета не имеют информации о предварительных фактических результатахисполнения бюджета за прошлый завершившийся финансовый год или о прогнозируемыхрезультатах исполнения бюджета за текущий финансовый год. Составление бюджетана следующий год начинается практически в начале текущего финансового года, идо того как станут известны результаты за предыдущий финансовый год. Врезультате Министерство финансов готовит проект бюджета, опираясь напервоначальные бюджеты за предыдущий и текущий годы, а не на предварительные ипрогнозируемые результаты исполнения бюджета текущего и предыдущего года.
Другаяпроблема, возникающая на стадии составления проекта бюджета, заключается вотсутствии методов установления приоритетов в использовании ресурсов.Отсутствие целенаправленности при определении приоритетов или попыткаустанавливать их на слишком позднем этапе подготовки бюджета создаетвероятность перерасхода средств по сравнению с реально существующимипотребностями.
Эффективныйпорядок составления бюджета должен быть направлен на четкое определениеприоритетных задач правительства и выбор из множества бюджетных заявок отраслевыхминистерств тех, которые действительно важны для достижения целей определенныхправительством в планируемом финансовом году.
Нопрактика чаще всего расходится с этим идеалом. Решения о приоритетах на стадииподготовки проекта бюджета могут быть абсолютно искусственными, посколькунамеренно указываются неточные, неясные или завышенные суммы в предвиденииреальных ассигнований, которые будут выделены во время исполнения бюджета.
Стадиярассмотрения и утверждения бюджета отвечает всем признакам самостоятельнойстадии бюджетного процесса. Данной стадии присущ специфический составсубъектов, обладающих определенными полномочиями, реализуемыми только на даннойстадии бюджетного процесса. Задачей, стоящей перед субъектами на данной стадии,является превращение проекта бюджета в документ, имеющий юридическую силу –федеральный закон о федеральном бюджете. Бюджетный кодекс Российской Федерациичетко определил процессуальные сроки для данной стадии (август — декабрь года,предшествующего планируемому), но не установил ответственности за нарушениеданных сроков.
Всовершенствовании, в первую очередь, нуждается правовое регулированиеисполнения бюджета по расходам. Несовершенство правового регулирования в даннойсфере наносит ущерб бюджету (неэкономное расходование бюджетных средств) иявляется причиной злоупотреблений всеми участниками бюджетного процесса, отфедерального казначейства до получателей бюджетных средств. В обязанностифедерального казначейства входит организация, осуществление и контроль заисполнением бюджета, а так же управление средствами на счетах казначейства (п.2Указа Президента Российской Федерации «О федеральном казначействе», п.8Постановления Правительства Российской Федерации «О федеральном казначействеРоссийской Федерации»).
Однакоосуществление данных функций на практике сопряжено с определенными трудностямии иногда даже невыполнимо, т.к. федеральное казначейство не обладает всейполнотой информации по вопросам исполнения бюджета, как по расходам, так и по доходам,хотя такая информация необходима и для текущего исполнения бюджета и контроля.Не позднее конца операционного дня казначейство должно иметь информацию обовсех зачисленных на единый казначейский счет доходах и всех списанных с негорасходах, иначе казначейство не сможет планировать работу даже на следующийдень.
Также федеральное казначейство не располагает полной информацией относительноколичества организаций и физических лиц, имеющих право на получение средств изфедерального бюджета, т.е. нет реестра бюджетополучателей.
Стадиясоставления, рассмотрения и утверждения отчета об исполнении бюджета являетсяконтрольной по отношению к предыдущим. Этим обусловлены ее специфическиепризнаки. Задачей данной стадии является проверка полноты и законности исполнениябюджета с составлением и опубликованием формализованного документа – отчета обисполнении бюджета. Хотя основными участниками являются ПравительствоРоссийской Федерации и Государственная Дума Российской Федерации, важную рольиграет так же Счетная Палата Российской Федерации, обеспечивающая независимуюпроверку достоверности отчетных данных.
 

4. Перспективыразвития и совершенствования бюджетного процесса в Российской Федерации
Основной задачейправового и методологического обеспечения бюджетного процесса являетсяповышение эффективности формирования и расходования бюджетных средств винтересах общества, т.е. получение наибольшего объема общественных благ вусловиях ограниченности финансовых ресурсов, консолидируемых в бюджете.
В гл. 24 БК предусмотренцелый ряд статей, регламентирующих возможные изменения лимитов бюджетныхобязательств и бюджетных ассигнований. Однако в ходе исполнения бюджетаобстоятельства могут измениться таким образом, что, либо потребуетсядополнительное финансирование для реализации запланированного мероприятия,либо, наоборот, представится возможность обойтись меньшими затратами. Иногдадля своевременного принятия необходимых решений оказывается вполне достаточнополномочий по изменению бюджетных показателей, предоставляемых БК главнымраспорядителям, распорядителям и получателям бюджетных средств.
Конфликты рациональностии законности зачастую не позволяют дать однозначную оценку действиямисполнительной власти при исполнении бюджета.
Закон о бюджетесанкционирует расходование бюджетных средств в указанных в нем объемах и поуказанным направлениям, и является основным документом, необходимымисполнительной власти для легитимного расходования средств бюджета очередногогода. При этом главным параметром исполнения или не исполнения закона о бюджетеявляется соответствие фактических объемов бюджетного финансированияпоказателям, утвержденным в законе о бюджете. Таким образом, для исполнительнойвласти главным в законе о бюджете является финансовая составляющая этогодокумента.
Представительная жевласть, утверждая закон о бюджете, ожидает от исполнительной власти исполненияконкретных мероприятий, целевых программ и решения конкретных задач в интересахизбирателей, для чего, собственно, и «разрешает» исполнительной власти потратитьсоответствующие средства бюджета. При этом регламентация программ не редконосит довольно общий характер: детализация этапов не достаточно подробна, аформулировки допускают слишком широкое толкование.
Согласно докладуКонтрольно-счетной палаты Москвы от 10.03.2010устранение такого рода проблем бюджетного процесса представляется возможным прикомплексном подходе к их решению. В числе первоочередных мер наиболее значимымипредставляютсячиле первоочередных мер подробно:
1. Введение натуральныхпоказателей в структуру закона о бюджете и закона об исполнении бюджета вкачестве целевых задач и критериев оценки исполнения бюджета соответственно.
2. Предоставление органамисполнительной власти более широких полномочий на этапе исполнения бюджета сповышением ответственности должностных лиц органов исполнительной власти.
3. Повышениеэффективности системы общественного контроля над исполнением бюджетногопроцесса.
Введение в бюджетнатуральных показателей в качестве целевых задач позволяет рассматривать бюджет,как документ, определяющий перечень ожидаемых результатов мероприятий,финансируемых из бюджета. В этом случае, руководствуясь одним из основныхнаправлений Концепции реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации,а именно «совершенствование и расширение сферы применения программно-целевыхметодов бюджетного планирования», расходную часть бюджета целесообразноизначально формировать на основе целевых статей. Основным предметом обсужденияи утверждения в процессе принятия закона о бюджете вместо финансовыхпоказателей при этом становятся конкретные мероприятия. Т.е. на первом планеоказывается главное – деятельность государства, а не второстепенное –финансовое обеспечение этой деятельности.
Степень детализациинатуральных показателей, т.е. подробность описания ожидаемого от осуществлениямероприятия или программы результата, должна определяться представительныморганом власти в процессе рассмотрения и утверждения закона о бюджете наочередной год.
В свою очередь финансовыепоказатели закона о бюджете и закона о его исполнении приобретаютвспомогательный характер. Но финансовые показатели в законе об исполнениибюджета необходимы для последующей оценки эффективности и рациональностидеятельности органов исполнительной власти. Результаты такой оценки должныслужить основанием, как для совершенствования бюджетного законодательства, таки для применения административных и иных предусмотренных законом мер вотношении отдельных исполнителей.
Использование в законе обюджете натуральных показателей влечет необходимость внесения определенныхизменений в алгоритм составления и рассмотрения бюджета, что соответствуетодному из основных направлений Концепции, предусматривающему «упорядочениепроцедур составления и рассмотрения бюджета».
Проверка полноты исполнениябюджета в части натуральных показателей может проводиться не только силами Контрольно-счетныхорганов (КСО) и привлеченных аудиторских компаний, но и депутатами лично, либосилами приданного им административного аппарата, а также общественными организациямии гражданами в рамках полномочий, установленных действующим законодательством.
КСО долженконсолидировать информацию, полученную как самостоятельно, так и из стороннихисточников (аудиторские фирмы, депутаты, общественные организации и граждане),и на ее основе проводить анализ эффективности и законности исполнения бюджета.Сводная информация о результатах внешнего аудита направляется в законодательныйи исполнительный органы государственной власти.
Информация о бюджетномпроцессе должна быть максимально доступна для общества. Поэтому следуетзаконодательно закрепить обязательность публикации в СМИ не только законов обюджете и его исполнении, но и иных документов, регламентирующих формирование ирасходование бюджетных средств, а также официальных материалов КСО поконтрольным и экспертно-аналитическим мероприятиям в полном объеме.
Вопрос доступности,полноты и формата представления сведений о бюджетном процессе важен дляформирования независимой общественной оценки деятельности представительной и исполнительнойвласти общественными организациями, политическими партиями и отдельнымигражданами.

5. Заключение
Бюджет РФ –основной финансовый план государства, утверждаемым Федеральным Собранием РФ вформе закона. Государственный бюджет концентрирует основную часть бюджетныхресурсов страны.
Бюджетныйпроцесс – регламентируемая законодательством РФ деятельность органовгосударственной власти и местного самоуправления, иных участников бюджетногопроцесса по составлению проектов бюджетов, исполнению бюджетов и контролю за ихисполнением.
Бюджетныйпроцесс в Российской Федерации строится в соответствии с законодательствомРоссийской Федерации – Бюджетным Кодексом РФ.
В основеорганизации бюджетного процесса лежат определенные принципы, соблюдение которыхдает возможность правильно и в сроки, установленные законодательством,составить, утвердить и исполнить бюджет.
В системуорганов, обладающих бюджетными полномочиями, входят финансовые органы, органыфинансово-кредитного регулирования, органы государственного (муниципального)финансового контроля. Каждый орган имеет определенные задачи и действует впределах, закрепленных за ним полномочий.Бюджетные полномочия – права иобязанности органов государственной власти и местного самоуправления вотношении принятия правовых актов в области бюджетных отношений, а такжеосуществления бюджетного процесса на всех его стадиях.
БК РФразграничивает компетенцию органов государственной власти и органов местногосамоуправления в области управления государственными и муниципальнымифинансами.
Бюджетныйпроцесс состоит из составления и рассмотрения проектов бюджетов, утверждения иисполнения бюджетов и контроля за исполнением бюджетов.
Составлениепроектов бюджетов – обязанность Правительства РФ, соответствующих органов исполнительнойвласти субъектов Федерации и органов местного самоуправления. Непосредственноесоставление проектов бюджетов осуществляют Минфин России, финансовые органысубъектов Федерации и муниципальных образований. Проект федерального бюджетаразрабатывается в три этапа.
Исполнениефедерального бюджета обеспечивается Правительством РФ, а организация исполнениябюджета возлагается на Минфин России. В соответствии с БК РФ в Россииустанавливается казначейское исполнение бюджетов.
Для кассовогообслуживания исполнения бюджетов Федеральное казначейство открывает счета вБанке России. Все кассовые операции по исполнению бюджетов осуществляютсяФедеральным казначейством.
Отчет обисполнении федерального бюджета представляется в Правительство РоссийскойФедерации. Правительство РФ представляет ежеквартальные и годовые отчеты обисполнении федерального бюджета в палаты Федерального собрания.
Счетнаяпалата РФ проводит проверку отчета об исполнении федерального бюджета заотчетный финансовый год и готовит заключение по отчету Правительства РФ обисполнении федерального бюджета.
ГосударственнаяДума рассматривает отчет об исполнении федерального бюджета после получениязаключения Счетной палаты РФ и по итогам этого рассмотрения утверждает либоотклоняет отчет от утверждения.
 

6. Список используемойлитературы
 
1. Бюджетный Кодекс Российской Федерации (БК РФ) от31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 29.11.2010, с изм. от 28.12.2010).
2. Бюджетное послание Президента РФ Федеральному Собранию РФот 9.03.2007 «О бюджетной политике в 2008-2010 годах».
3. Доклад Контрольно-счетной палаты Москвы от 10.03.2010 «О дальнейшем совершенствованиибюджетного процесса в Российской Федерации».
4. Бюджетная система России. Учебник: под ред. Поляка Г.Б.,2-е издание – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.
5. Дементьев Д.В. Бюджетная система РФ: Учебное пособие /Д.В. Дементьев, В.А. Щербаков. – М.: КНОРУС, 2008.
6. Евсеенкова З.Финансы. Результаты,проблемы и перспективы реформирования бюджетного процесса в РФ.2006.
7. Илларионова А. Эффективностьбюджетной политики России./Вопросы экономики, 2004, №11.
8. Нешитой А. С. Бюджетная система Российской Федерации:Учебник. – 6-е изд., испр. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашкови К», 2007.
9. Интернет-ресурсы – www.minfin.ru
10. Интернет-ресурсы – www.roskazna.ru
 

7. Приложения
Порядок рассмотрения иутверждения федерального бюджета
/>/>1-ое чтение
/>2-ое чтение 3-е чтение
/>30 дней
/>35 дней
/>15 дней
Основные характеристики
Федерального бюджета Утверждение ведомственной структуры расходов и проектов федерального бюджета в целом Распределение бюджетных ассигнований по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов, распределение межбюджетных трансфертов (вносимое вместе с соответствующими методиками к первому чтению), утверждение программ предоставления государственных кредитов и гарантий, утверждение текстовых статей
/>
/>Принятый Государственной думой федеральный закон о федеральном бюджете рассматривается Советом Федерации в течение 14 дней со дня представления
/>Одобренный Советом Федерации федеральный закон о федеральном бюджете в течение 5 дней со дня одобрения направляется Президенту РФ для подписания и обнародования Закон вступает в силу после подписания Президентом РФ и со дня его официального опубликования в средствах массовой информации

Отчет об исполнениибюджета главными распорядителями (распорядителями), получателями средствбюджета
/>
Отчет об исполнениифедерального бюджета за 1 квартал 2010 года
/>


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат The Slave Trade Essay Research Paper Intro
Реферат Определение статистических показателей производства
Реферат ЧАЭС на пользу украинскому потребителю?
Реферат Проблема безработицы - ключевой вопрос рыночной экономики
Реферат 5. Муниципальное право как наука
Реферат Определение рыночной стоимости склада
Реферат Новый тип потребителя
Реферат Определение рыночной стоимости квартиры
Реферат Делопроизводство и документооборот в компании
Реферат Расчет информационных характеристик дискретного канала
Реферат Развитие партнерской системы информационного сопровождения экскурсионных потоков между объектами
Реферат Взаємозв'язок бюджету й розвитку соціальної сфери регіону
Реферат Интеллектуальные технологии
Реферат Оплаты труда
Реферат Авторская программа элективного курса по геометрии для 9 класса «История идей и открытий»