Министерство образования РФ
Всероссийский заочный финансово – экономический институт
Кафедра Финансы, бюджет и налогообложение
Курсовая работа
по финансам на тему:
Бюджетный профицит и механизмего распределения
Преподаватель
Работа выполнена Мальцевой Еленой Александровной
Факультет финансово-кредитный
№ личного дела 06ффд41315
2 поток
Москва – 2008
/>Введение
Тема «Бюджетного профицита и механизма егораспределения», интересна, потому что в настоящие время, это наиболее важная иактуальная проблема для нашей страны. Так как он напрямую влияет на повышениеустойчивого экономического роста и благосостояния страны, и как следствие идуттакие положительные процессы как снижение уровня инфляции, валютного курса иснижение уровня процентных ставок. Достижение всего этого, требует выполнениеряда задач, основные из которых это полноценное финансирование экономической исоциальной сферы, стимулирование инвестиционной активности, безусловнымвыполнением государством своих обязательств. Объектом курсовой работы являетсябюджетный профицит, то есть превышение доходных статей бюджета над расходными. Цельюработы является проведение анализа доходных статей бюджета, с цельюобоснованности такого явления в экономике страны, как бюджетный профицит имеханизма его распределения на макро- и микро- уровнях. Для достиженияпоставленной цели необходимо решить ряд конкретных задач: · Понятие и сущностьбюджета как экономической категории · Функции и роль бюджета государства ·Бюджетная классификация и ее состав · Экономическое содержание и состав доходовбюджетной системы · Динамика бюджетных доходов и их влияние на показателисоциально-экономического развития национального хозяйства страны · Использованиепрофицита и бюджетных остатков · Основные проблемы формирования доходовфедерального бюджета · Цели и перспективы бюджетной политики на 2005-2007гг ·Реформы в области расходов бюджета и налоговой политики · Профицит бюджета ифискальный федерализм Цели и задачи работы определили её структуру. Курсоваяработа со — стоит из следующих частей: — Введение, в котором определяетсяобъект исследования, описываются цели, задачи, композиция курсовой работы; — Теоретическая часть, в которой излагается понятийный механизм бюджета ибюджетной классификации Российской Федерации; — Аналитическое исследование, вкотором характеризуются особенности доходных статей федерального бюджета запоследние три года с использованием статистического материала, анализируетсядинамика бюджетных доходов и их влияние на показатели социально-экономическогоразвития национального хозяйства страны, использование профицита и бюджетныхостатков, с выявлением основных проблем в области формирования доходовфедерального бюджета; — Рекомендательная часть, в которой приводятся путирешения проблем в области бюджетной политики Российской Федерации. — Заключение, содержащее общие выводы и предложения в целом по работе; — Библиографический список 25 наименований использованных источников. В качествеисходной информационной базы привлекались теоретические материалы исследованияразличных авторов, учебники и учебные пособия, статистический материал, Законыо бюджетах на очередной финансовый год (на федеральном уровне).
Государственный бюджет, является главным звеном финансовой системы. Этокрупнейшиё централизованный денежный фонд, находящийся в распоряженииправительства.
Целью настоящей работы является анализ государственного бюджета какважнейшего инструмента государственного регулирования финансовой системыобщества, его структуры, основных черт и особенностей в РФ.
В условиях поражающих нашу страну финансово-экономических кризисов особуюактуальность приобретают вопросы, поставленные в курсовой работе.Первостепенное значение имеют ответы, как обеспечить финансовую стабильность,справится с проблемами внутреннего и внешнего долга, не допустить дефицитгосударственного бюджета, добиться необходимого уровня налоговых поступлений ит. д.
Для написания курсовой работы были использованы официальные документы(Конституция РФ, Бюджетный кодекс РФ), учебники, Интернет-ресурсы, статьи изжурналов.
Для раскрытия поставленных вопросов более полная информация была полученаиз учебника «Бюджетная система России» под редакцией Г. Б. Поляка, 2007 г. В нём значительно шире излагаются правовые основы функционирования бюджетной системы,бюджетный процесс. При этом уделено внимание генезису возникновения и решениянаиболее актуальных проблем развития бюджетной системы России. Авторы уделилиглавное внимание освящению специфических проблем развития бюджетной системыстраны, более конкретному изложению технологии бюджетного процесса.
Основные принципы построения бюджетных систем, состав доходов и расходовбюджетов различных уровней, а также налоги, как основные источники формированиядоходной части бюджета были заимствованы из третьего раздела «Бюджет и налоги»учебника «Финансы, деньги, кредит» под редакцией О. В. Соколовой, 2000г.
Ограниченные объёмы учебников не позволили рассмотреть с достаточнойполнотой все вопросы, поставленные в курсовой работе. Поэтому, былииспользованы Интернет-ресурсы официального сайта ЦБ РФ и Российской газеты. Дляболее обширного раскрытия темы была взята информация из других сборниковнаучных трудов, из статей экономических журналов.
/>1.Государственный бюджет, его структура и основные макроэкономические функции
Главным звеном финансовой системы является государственный бюджет. Этокрупнейший централизованный денежный фонд, находящийся в распоряженииправительства. Совокупность входящих в него организационных структур образуют бюджетнуюсистему. Она формируется с учетом совокупности социально-экономических,правовых, административных особенностей (см. рис. 1). БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РФ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ БЮДЖЕТ РФ ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ БЮДЖЕТ ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ ФОНДЫ ФЕДЕРАЛЬНЫЕ БЮДЖЕТЫ СУБЬЕКТОВ РФ БЮДЖЕТЫ МУНИЦИП. МЕСТНЫЕ ЦЕЛЕВЫЕ ЦЕЛЕВЫЕ (РЕГИОНАЛЬНЫЕ БЮДЖЕТЫ) ОБРАЗОВАНИЙ БЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ) Б БЮДЖЕТНЫЕ (МЕСТНЫЙ БЮДЖЕТ) ФОНДЫ РЕГИОНАЛЬНЫЕ ЦЕЛЕВЫЕ БЮДЖЕТЫ РАЙОНОВ БЮДЖЕТЫ ГОРОДОВ БЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ РАЙОННЫЕ ГОРОДСКИЕ БЮДЖЕТЫ БЮДЖЕТЫ ПОСЕЛКОВЫЕ БЮДЖЕТЫ БЮДЖЕТЫ ВНУТРИГОРОДСКИХ РАЙОНОВ СЕЛЬСКИЕ БЮДЖЕТЫ ПОСЕЛКОВЫЕ БЮДЖЕТЫ
Государственный бюджет — это экономические отношения между государством исубъектами всех форм собственности и отдельными гражданами по поводуформирования централизованного фонда денежных средств, направляемых на выполнениеобщегосударственных задач и функций.
Сущность государственного бюджета любой страны определяется ее социально-экономическимстроем, природой, задачами и функциями государства.
Государственный бюджет является основным финансовым планом образования ииспользования общегосударственного фонда денежных средств.
Выделены три существенных признака бюджета:
1) Онслужит общегосударственным фондом денежных средств, который создается дляпокрытия государственных расходов. Данный признак бюджета имеют в виду, когда вофициальных документах и в практике государственной работы говорят офинансировании из бюджета, о содержании тех или иных органов и учреждений засчет бюджета, об отнесении определенных расходов на бюджет. Бюджет — это непросто фонд денежных средств. Такой фонд в цельном виде никогда не существует,т.к. по мере поступления доходов они обращаются на покрытие предусмотренныхрасходов. Бюджет является лишь планом образования и использования общегосударственногофонда денежных средств. Он — смета, роспись доходов и расходов государства,согласованных друг с другом, как по объему, так и по срокам поступления ииспользования.
2) Бюджетпредставляет собой финансовый план государства. Этот признак заключается в том,что он является основным финансовым планом. Наряду с ним существуют другие,самостоятельные финансовые планы, по отношению к которым он занимает ведущееместо. Важное экономическое значение имеет принцип ежегодности бюджета. Ежегоднозакрепляя Законом[1]Государственный бюджет представляет возможность, наиболее полно учитыватьэкономическое состояние страны, наиболее рационально использовать ресурсы навыполнение мероприятий, предусмотренных индикативным планом (прогнозом)экономического и социального развития, избирая приоритетные отрасли и уровеньматериального обеспечения населения.
В условиях тяжелого экономического кризиса и инфляции денежной системы,невозможно долгосрочное бюджетное планирование. Даже планирование бюджета нагод нуждается в периодической корректировке отдельных показателей.
Структура бюджетной системы той илииной страны зависит, прежде всего, от его государственного устройства. Встранах, имеющих унитарное устройство, бюджетная система имеет двухъярусноепостроение – государственный и местный бюджет. В странах с федеральнымгосударственным устройством (Российская Федерация, США, ФРГ) имеютсяпромежуточные звенья – бюджеты субъектов федерации, штатов, земель.
В бюджете находит своё отражениеструктура расходов и доходов государства. В странах с рыночной экономикой онабудет иметь приблизительно следующие доходы и расходы.
Доходы:
o Налоги с продаж, акцизные сборы, таможенные пошлины, гербовый
сбор, тарифы на импорт – 75-85 %;
o Налоги на собственность – 5-8 %
o Взносы в государственные фонды социального, пенсионного
страхования, НДФЛ, страхование отбезработицы – 10-12 %.
Расходы:
o Затраты на социальные услуги: здравоохранение, образование,социальные пособия, субсидии на соц. нужды – 40-50 %;
o Затраты на хозяйственные нужды: дотации государственным предприятиям,капиталовложения в инфраструктуру, субсидии с/х, расходы на осуществлениегосударственных программ – 10-20 %;
o Расходы на вооружение и материальное обеспечение внешней политики(например, содержание дипломатических служб, займы иностранным государствам) –10-20 %;
o Административно – управленческие расходы (например, содержаниеправительственных органов, милиции, юстиции и прочих) – 5-10 %;
o Платежи по государственному долгу.
В настоящее время размергосударственного долга России по международным меркам незначителен: последосрочного погашения в 2005 году долга перед МВФ и существенной части долгаПарижскому клубу к концу года он снизился до 15 % ВВП (в том числе внешний до11 % ВВП). Чистый долг правительства к концу 2005 года уменьшился до 8 % ВВП. Втаких условиях можно без угрозы для макроэкономической безопасности и безущерба для экономического роста, поддерживать постоянное отношение долга к ВВП.[2]
Идеальное исполнениегосударственного бюджета – это превышение доходов над расходами и использованияположительного сальдо при непредвиденных обстоятельствах или перевод его вдоход следующего года.
Экономическая сущность бюджетанаходит свое выражение в его функциях. Государственному бюджету, как и всейсистеме финансов, присущи две функции — распределительная(перераспределительная) и контрольная.
С помощью распределительной функциибюджета происходит распределение средств на производственную инепроизводственную сферы, межтерриториальное и межотраслевое распределениефинансовых ресурсов, формируются фонды специального целевого назначения,происходят концентрация денежных средств в руках государства и их использованиес целью удовлетворения общегосударственных потребностей.
Контрольная функция государственногобюджета осуществляется в процессе формирования доходов бюджета и финансированияотраслей народного хозяйства. В условиях становления рыночных отношенийзначение бюджетного контроля в процессе мобилизации ресурсов и их использованияусиливается.
Контрольная функция бюджетапозволяет через формирование и использование фонда денежных средств государства«сигнализировать» о том, как поступают в доходы бюджета финансовыересурсы (налоги и другие ресурсы) от разных субъектов хозяйствования. Основуконтрольной функции составляет движение бюджетных ресурсов, отражаемое всоответствующих показателях бюджетных поступлений и расходных назначений.Бюджетный контроль преследует в основном три цели: мобилизацию денежных средствдля централизованного фонда государства; соблюдение режима экономии прирасходовании финансовых ресурсов; повышение эффективности расходования бюджетныхсредств./>Контрольная функция бюджета выражается и в том, что, будучисвязанным, с народным хозяйством, бюджет показывает ход процессов, возникающиетам тенденции. Поступление средств в бюджет и их использование показывают как успех,так и недостатки в сферах производства и обращения. Это позволяет вовремяпредупредить появление диспропорций. С помощью бюджета осуществляется контрольза рациональным использованием финансовых ресурсов.
Таким образом, основными функциямигосударственного бюджета, как основного финансового плана государства,являются: 1) перераспределение национального дохода и ВВП, которое влияет нагосударственное регулирование и стимулирование экономики, финансовоеобеспечение социальной политики; 2) контроль за образованием и использованиемцентрализованного фонда денежных средств.
Вывод: Главным звеном финансовойсистемы является государственный бюджет. Это крупнейший централизованный фонд,находящийся в распоряжении правительства. Совокупность входящих в негоорганизационных структур образует бюджетную систему. Она формируется с учётомсовокупности социально–экономических, правовых, административных особенностей.
Структура бюджетной системы зависитот государственного устройства страны. В соответствии с Конституцией РФ (ст. 71и ст. 132) и Бюджетным кодексом РФ (ст. 10) бюджетная система РФ состоит из 3уровней: 1) федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетныхфондов; 2) бюджетов субъектов РФ и бюджетов территориальных государственныхвнебюджетных фондов; 3) местных бюджетов.
Через бюджетную систему реализуютсяфункции бюджета: распределительная и контрольная. Распределительная функцияпредполагает концентрацию денежных средств в государстве через различные каналыпоступления и их использования для выполнения государственных целей и функций.Контрольная функция проявляется в проведении контролирующих мер за процессомформирования и использования денег в различных структурных звеньях экономики. />/>2. Профицит и дефицит бюджета/> Мультипликаторсбалансированного бюджета
Под бюджетным дефицитом понимается превышение расходов государственного бюджета над егодоходами. Обратное явление — профицит бюджета — означает превышение доходовбюджета над расходами. Существует также понятие "первичный профицит", котороеозначает превышение доходов над расходами без учета расходов на обслуживание государственногодолга.
Бюджетный дефицит – это финансовое явление, с которым в теили иные периоды своей истории сталкивались все государства мира. Наличие бюджетного дефицита обычно рассматриваетсякак негативное явление т. к. его финансирование на основе денежной эмиссии — ведёт к инфляции; с помощью не эмиссионных средств – к росту государственногодолга. Бюджеты очень многих государств являются дефицитными. Если государствостремится ежегодно принимать бездефицитный бюджет, это может усугублять циклическиеколебания экономики за счет сокращения важных расходов и излишнего повышения налогов.Поэтому при регулировании дефицита важно учитывать не только текущие задачибюджетной политики, но и ее долгосрочные приоритеты. Бюджетный дефицит поустановившимся международным стандартам не должен превышать 5 % от ВВП.
Причины бюджетного дефицита могут быть различными.Неэффективная экономика, спад общественного производства, оборот «теневого»капитала в огромных масштабах, рост предельных издержек общественногопроизводства, массовый выпуск «пустых» денег и др. неизбежно порождаеттрудности в балансировании бюджета. Кроме того, дефицит может возникнуть ивследствие просчетов в руководстве национальным хозяйством, и в результатесознательного завышения расходов и снижения налогового бремени. Последнимспособом пользуются кейнсианцы для стимулирования экономического развития впериоды спада.
При образовании дефицита государственного бюджета возникаютпроблемы его покрытия с наименьшими потерями для экономики. Есть несколькопутей:
· Сокращение расходов госбюджета. Этот путь не всегда выполним, таккак уменьшение дотаций может усилить спад в экономике, а сокращение программпровоцирует социальную напряженность и ведет к уменьшению совокупного спроса,что в свою очередь снижает стимулы производства.
· Увеличение налогового бремени. Данный путь приведет к уменьшениюинвестиций и потребления и также снижает возможности роста ВНП, посколькусужает емкость рынка.
· Превращение дефицита бюджета в государственный долг. Этопроисходит за счет:
1. обращения государства за кредитом к национальным банкам;
2. превращение кредита во внешний долг при получении его от иностранныхгосударств;
3. выпуска государственных ценных бумаг – облигаций, которые представляютобязательства государства выплатить сумму заимствований денег у населения спроцентами.
· Выплата государственного долга за счет увеличения предложенияденег на основе эмиссии. Это самый опасный путь погашения бюджетного дефицита,ибо ведет к лавинообразному течении инфляции. К такому способу покрытиябюджетного дефицита государства прибегают в случае невозможности или неуменияиспользовать иные источники. По существу это есть способ отказа от части долга,поскольку его выплата происходит обесцененными деньгами.
Сокращать бюджетный дефицит достаточно сложно всилу ряда причин. Объем обязательств по осуществлению расходов, которыепринимает на себя государство, очень велик. Эти обязательства накапливаютсядесятилетиями, многие из них не подлежат сокращению, снижение других являетсянепопулярной мерой и затрагивает интересы влиятельных структур. Некоторыерасходы носят чрезвычайный характер и могут внезапно увеличиваться. Находить женовые источники пополнения доходной части бюджета гораздо сложнее: рост налогов негативно сказывается на деловойактивности в экономике, способствует большему уклонению от налогообложения; приватизациягосударственной собственности дает лишь разовое поступление денег в казну ит.п. Именно поэтому даже в развитых странах бюджет чаще сводится с дефицитом,чем с профицитом.
Наличие крупного бюджетного дефицита было основнойпроблемой российской бюджетной системы в 90-х годах XX века в период активныхэкономических преобразований. Наибольший дефицит консолидированного бюджета России имелместо в 1994 году. Он составлял 10,7% от валового внутреннего продукта, более28% от расходов бюджетной системы. Федеральный бюджет1994 года был утвержден с дефицитом 70,0 трлн. руб., что составляло 36% отобъема расходов.[3]
Законами о федеральном бюджете России дефицитпредусматривался вплоть до 2000 года. Однако, к концу десятилетия его величинапостепенно сокращалась, причем не только в относительном, но и в абсолютномвыражении. Если в 1998 году дефицит федерального бюджета был запланирован вобъеме 132,4 млрд. руб. (4,7% от ВВП), то в 1999 году плановый показательсоставил 101,4 млрд. руб. (2,54% ВВП), а в 2000 году — 57,9 млрд. руб., или1,08% от прогнозируемого объема ВВП. Фактически же в 2000 году федеральныйбюджет был исполнен с профицитом — впервые за последнее десятилетие реформ. Доходы бюджета превысили его расходы на112,7 млрд. руб. В законе о федеральном бюджете на 2003 год превышение доходовнад расходами было предусмотрено в сумме 72,2 млрд. рублей, что составляет 3,1%от объема бюджетных расходов и 0,55% от валовоговнутреннего продукта.[4]
Если при составлении проекта бюджета обнаруживается превышение доходовнад расходами, это означает, что существует резерв для осуществлениядополнительных расходов либо для снижения налоговой нагрузки на экономику.Поэтому российский Бюджетный кодекс предусматривает, что государственный и местныебюджеты должны составляться и утверждаться без профицита. Если плановый объемдоходов оказывается выше расходов, до окончательного принятия закона о бюджете следует сократить профицит вследующей последовательности;
1) уменьшить доходы от продажи государственной или муниципальнойсобственности (для федерального бюджета — от реализациигосударственных запасов и резервов);
2) направить средства на дополнительное погашение долговыхобязательств;
3) увеличить расходы бюджета, в том числе за счет передачи частидоходов бюджетам других уровней.
Если же эти меры осуществлять нецелесообразно, необходимоснизить налоговые поступления в бюджет, что потребует внесения изменений вналоговое законодательство. Это, в свою очередь, будет означать уменьшениеналоговой нагрузки на экономику и способствовать повышению экономическойактивности.
Если бюджет на очередной год принимается сдефицитом, в законе о бюджете необходимо предусмотреть источники егофинансирования. К ним относятся различные виды заемных средств, которыепривлекаются государством с денежного, кредитного и финансового рынка.
При осуществлении государством особого варианта фискальной политики:фискального расширения сбалансированного бюджета, когда и налоги иправительственные расходы увеличиваются на одинаковую величину этом происходитзнаменитый эффект действия мультипликатора сбалансированного бюджета.
Мультипликатор сбалансированного бюджета устанавливает, что приростправительственных расходов, сопровождаемый равным по величине приростом налогов– имеет своим результатом увеличение выпуска продукции.
Причина того, почему объем выпуска продукции увеличивается (вместо того,чтобы оставаться неизменным), состоит в том, что прирост государственныхрасходов приводит к незамедлительному увеличению совокупного спроса на величинуэтого прироста, в то время как прирост налогов сокращает уровень потребительскогоспроса на гораздо меньшую величину. Эти два эффекта взятые вместе,действительно приводят к увеличению совокупного спроса и, следовательно,являются причиной роста выпуска продукции.
При неизменном данном уровне инвестицией результат действия мультипликаторасбалансированного бюджета будет еще более специфичен. Величина мультипликаторасбалансированного бюджета в этом случае будет в точности равна 1. А этоозначает, что объем выпуска продукции, будет увеличиваться ровно на величинуприроста правительственных расходов.
Мультипликатор сбалансированного бюджета редко открыто используется какинструмент фискальной политики, т. к. увеличение налогообложения является непопулярноймерой.
Вывод: Профицит и дефицит бюджета — это бюджетный избыток или недостаток.Бюджетный дефицит (профицит) определяется следующим образом[5]:
Дефицит
бюджета = Заимствования -
Погашения
долга + Уменьшение остатка ликвидных финансовых средств
Профицит
бюджета =
Погашение
долга - Заимствования + Увеличение остатка ликвидных финансовых средств
Планируемое расхождение между доходами и расходами государственногобюджета может использоваться как средство борьбы с инфляцией и спадомпроизводства. И наоборот, твёрдый курс на сбалансируемость бюджета потребовалбы повышения налогов и снижения государственных расходов.
Мультипликатор сбалансированного бюджета устанавливает, что приростправительственных расходов, сопровождаемый равным по величине приростом налогов– имеет своим результатом увеличения выпуска продукции./>/>3. Балансированиегосбюджета и его особенности в России
Бюджетнаясистема РФ состоит из бюджетов 3 уровней:
1. Федеральный бюджет РФ и бюджетыгосударственных внебюджетных фондов;
2. Бюджеты субъектов РФ (89бюджетов);
3. Местные бюджеты (около 29 тыс.городских, районных и местных);
Бюджетноезаконодательство РФ содержит понятие «консолидированный» бюджет» — сводбюджетов всех уровней бюджетной системы на соответствующей территории.
Вбюджетном кодексе отмечены следующие принципы бюджетной системы РФ: единствабюджетной системы РФ; самостоятельности бюджетов; совокупного покрытия расходовбюджетов; достоверности бюджета; эффективности и экономности использованиябюджетных средств; адресности и целевого характера бюджетных средств;разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы;сбалансированности бюджета.
Бюджетнаяполитика РФ до 2003 г. выполняла задачу сбережения конъюнктурных доходов сизбытком, а в последующие два года – с некоторым недостатком (хотя величинаструктурного баланса не выходила за пределы 1 % ВВП). Расширенный бюджет до 2005 г. исполнялся со структурным профицитом, причём в среднем за 2000-2004 гг. сбережения превышаливеличину конъюнктурных доходов на 1,5 % ВВП.
Профицитобеспечивался за счёт умеренной величины расходных обязательств, принимаемых настадии составления бюджета и благодаря перевыполнению плана по доходам из-заболее высоких показателей роста экономики и инфляции. Переход от консервативнойбюджетной политики 2000-2002 гг., к политике поддержания близкого к нулевомуструктурного баланса вполне оправдана. Из-за резкого повышения последевальвации рубля в1998 г. отношение государственного долга к ВВП (с 55 % наконец 1997 г. до 94 % на конец 1999 г.) правительство было вынуждено в течениенескольких лет считать проблему его погашения и обслуживания главной угрозоймакроэкономической стабильности. К 2003г. долговая проблема в основном решена,в связи, с чем отпала необходимость поддержания структурного профицита.
Проведениебюджетной политики обеспечило стабильный уровень государственных расходов. Каквидно на рисунке 2, в2000-2005 гг. расходы расширенного бюджета находились впределах от 35 до 37 % величины ВВП, тогда как доходы менялись в диапазоне от38 до 45 %.
/>
Рисунок2. Исполнение расширенного бюджета (в % от ВВП, очищенного от коньюктурныхдоходов)
Попыткаобеспечить сбалансированность бюджета в каждый отдельный год обуславливаетнеобходимость изменения расходов вслед за колебанием доходов, что имеетнегативные последствия. Правительство при выработке бюджетной политики впоследние годы использует логику структурного баланса. С переходом ксреднесрочному бюджетному планированию важность формулирования целей в терминахструктурного баланса ещё более возрастает.
Бюджетныйкодекс РФ устанавливает ограничения на размеры бюджетного дефицита: нафедеральном уровне он не может превышать суммарного объёма бюджетных инвестицийи расходов на обслуживание государственного долга.
Одиниз вариантов бюджетной политики на среднесрочную перспективу состоит вподдержании сбалансированного федерального бюджета без учёта операций соСтабилизационным фондом.[6][7]
Важнойпроблемой развития бюджетного устройства РФ является пересмотр сложившихсяотношений между бюджетами различных уровней. Будучи федеральным государством, стрехуровневой бюджетной системой, для России чрезвычайно актуальна проблемапостроения бюджетного устройства, основанная на следующих основныхпринципах:
1.Самостоятельность бюджетов разных уровней; 2. Законодательное разграничениебюджетной ответственности и расходных полномочий между федеральными,региональными и местными органами власти и управления; 3. Соответствиефинансовых ресурсов органов власти и управления выполняемым ими функциям(обеспечение вертикального и горизонтального выравнивания доходов нижестоящихбюджетов); 4. Нормативно-расчетные методы регулирования межбюджетных отношенийи предоставления финансовой помощи; 5. Наличие специальных процедурпредотвращения и разрешения конфликтов между различными уровнями власти иуправления. С полным правом можно говорить, что в РФ заложена конституционнаямодель бюджетного федерализма, так как именно Конституция определяет такиеобщие принципы бюджетной системы, как разграниченность и самостоятельностьбюджетов всех уровней.
Одной из центральных проблем бюджетного федерализма является бюджетноевыравнивание, которое подразделяется на вертикальное и горизонтальное.
Вертикальноевыравнивание — это процесс достижения баланса между объемом обязательствкаждого уровня власти по расходам с потенциалом его доходных ресурсов(налоговых поступлений). Вертикальное выравнивание непременно должно сочетатьсяс горизонтальным, означающим пропорциональное распределение налогов и дотациймежду субъектами Федерации для устранения неравенства в возможностях различныхтерриторий, вызванных территориальным фактором. Таким образом, получается, чток расходам федерального бюджета на решение социально-экономических задачфедерального масштаба добавляются еще и расходы на достижениесбалансированности бюджетной системы (см. Рис.№ 3)
ВРоссии оба направления бюджетного выравнивания сопряжены с огромнымитрудностями. Задача горизонтального выравнивания становится здесь сложна, какни в одной другой стране мира, поскольку решение задачи обеспечения каждомугарантированных государством услуг связано с большими различиями вэкономическом положении тех или иных регионов, с различным уровнем затрат ибольшой дифференциацией бюджетных возможностей региональных и местных органоввласти. Существенное воздействие на обеспечение каждому социальных стандартов,гарантированных государством, оказывают рыночные процессы. Существует рядфакторов, которые наряду с естественными географическими должны непременноучитываться при организации горизонтального выравнивания бюджетнойобеспеченности. Это и дифференциация населения по уровню денежных доходов, исущественные региональные различия в прожиточном минимуме, и разный уровеньцен. Все это значительно усложняет и без того непростую задачу бюджетноговыравнивания.
Государственныйбюджет как основной финансовый план государства даёт органам власти реальнуюэкономическую возможность осуществления властных полномочий. Бюджет отражаетразмеры, необходимых государству финансовых ресурсов и определяет тем самымналоговую политику в стране. Бюджет фиксирует конкретные направления расходованиясредств, перераспределение национального дохода и ВВП, что позволяет емувыступать в качестве эффективного регулятора экономики.
Политикагосударственных доходов и расходов – важнейший инструмент государственногорегулирования экономики и её стабилизации. Она оказывает непосредственноевоздействие на уровень совокупных расходов, а, следовательно, на объём ВВП изанятость населения, а также на регулирование спроса.
Вывод: Балансирование госбюджета в России определяется ее социально-экономическимстроем и носит не простой характер. Зависимость регионов от помощи федеральногобюджета велика. Важной проблемой развития бюджетного устройства РФ являетсяпересмотр сложившихся отношений между бюджетами различных уровней. В последниегоды Россия перешла к политике поддерживания структурного баланса близкого кнулевому.
В итоге экономическая динамика общества будет обеспечиваться черезконцентрацию налоговых поступлений в бюджет и направлений бюджетныхассигнований на инвестирование средств в различные структуры и программы, атакже социально-культурную сферу. Именно через бюджет реализуются прямые иобратные связи по регулированию и поддержанию макроэкономического равновесиясовокупного спроса и предложения.
Бюджет является мощным рычагом государственного регулирования экономики,воздействия на хозяйственную конъюнктуру, осуществление мер по её стабилизации.Воздействие государства на экономику происходит путём финансирования, выдачисубсидий, трансфертов и вследствие этого, ускоряются темпы развития отраслей ипроизводств, НТП, инновационных технологий, повышения конкурентоспособностинациональной продукции на внешних рынках.
Практикум
Экономика страны характеризуется следующими данными: ВВП (Q) — 100 млрд. долл., бюджетный дефицит – 5 млрд. долл.,денежная масса в обращении (М) – 20 млрд. долл., скорость обращения однойденежной массы (V) постоянная.
Бюджетный дефицит может быть покрыт за счет денежной эмиссии. Какиепоследствия для экономики будет иметь вариант покрытия дефицита? Для расчетовиспользуйте уравнение Фишера (MV=PQ).
Решение
Если бюджетный дефицит может быть покрыт за счёт дополнительной денежнойэмиссии, т. е. увеличение денежной массы в обороте на 5 млрд. долл., топоследствия могут быть такими:
— Искусственное снижение уровня скорости обращения денег;
— Усиление инфляции;
— Оживление экономики, либо ограничение роста цен.
В результате снижения скорости обращения денежной массы (М),монетаризация ВВП (насыщенность экономики деньгами) будут увеличиваться.
Уравнение Фишера (уравнение количественной теории денег):
МV = PQ, где М –количество денег в обращении;
V – скорость обращения денег;
P – средняя цена товаров и услуг;
Q – количество товаров и услуг.
ВВП — стоимость произведённых товаров и услуг. М = PQ/V, т. к. V = cost,то V = k (как коэффициент) М =(Q/V)*P,(или М = (Q/k)*Р) –пропорциональность, т. е. уровень цен пропорционален количеству денег вобращении. Изменение уровня цен находится в зависимости от изменения денежногопредложения. Отсюда следует, что прирост денежной массы определяет темпинфляции.
Монетарное правило М. Фридмана предполагает строго контролируемоеувеличение денежной массы в обращении – в пределах 3-5% в год. Такой приростденежной массы вызывает деловую активность в экономике. В случае выше 3-5 %будет происходить рост темпов инфляции (если ниже 3-5%, то темп прироста ВНПбудет падать). По нашей задаче
20 млрд. долл. =(100 млрд. долл. /V)*Р1 = М = 5млрд. долл.
25 млрд. долл. = (100 млрд. долл./V)*Р2
бюджет профицит балансирование мультипликатор
(Денежная эмиссия = 5 / первоначальны М = 20)*100% = 25% = k = Р, где 25% — изменение денежной массы, в %;
k = 100 млрд. долл./V=Р –изменение уровня цен, в %.
ВЫВОД: если покрыть бюджетный дефицит за счёт дополнительной денежнойэмиссии, то для экономики это выльется в рост темпа инфляции.
/>Заключение
Заключение Изученные в процессе подготовкиданной работы материалы позволяют сделать следующие выводы: Бюджетная системагосударства — совокупность бюджетов всех уровней, представляющая собой систему,основанную на определенных экономических отношениях и юридических нормах.Организация и принципы построения бюджетной системы — бюджетное устройствостраны. Государственный бюджет представляет собой основной финансовый планобразования, распределения и использования централизованного денежного фондагосударства (региона), утверждаемый соответствующим представительным органомвласти. С экономической точки зрения понятие государственного бюджетараскрывается через совокупность бюджетных отношений по формированию ииспользованию бюджетного фонда страны, при этом бюджет рассматривается кактриединое понятие — как денежные отношения, как экономическая формасуществования распределительных отношений, как самостоятельная экономическаякатегория. Основными функциями бюджета являются перераспределение национальногодохода, финансовое обеспечение социальной политики, государственноерегулирование и стимулирование экономики, контроль за образованием ииспользованием централизованного фонда денежных средств. Под доходами бюджетапонимается часть централизованных финансовых ресурсов государства, необходимыхдля выполнения его функций. Доходы бюджета как экономическая категория отражаютэкономические отношения, возникающие в процессе формирования фонда денежныхсредств. Основными методами перераспределения национального дохода в пользугосударства являются налогообложение, государственные займы, денежная эмиссия. Согласнодействующей бюджетной классификации все доходы бюджетов делятся на следующиевиды: 1. Налоговые доходы. 2. Неналоговые доходы. 3. Безвозмездныеперечисления. Основная часть доходного потенциала федерального бюджета на 2004год формируется за счет налоговых доходов, которые составляют около 81% отобщей суммы поступлений в казну. И только 4,91% составили неналоговые доходы. Вцелом это свидетельствует о крайне неэффективном использовании федеральнойгосударственной собственности, поскольку ее доля в общем экономическомпотенциале производственной сферы остается достаточно высокой — около 30%, аотдача в виде отчислений от ее использования и сдачи в аренду составляют всеголишь 2,37% от доходов федерального бюджета. В доходах российского федеральногобюджета основные налоговые поступления — это косвенные налоги (налог надобавленную стоимость, акцизы, таможенные пошлины). Доля этих налоговыхплатежей составляет около 62% от всех налоговых доходов. Это такжесвидетельствует о недостаточно рациональной структуре доходных источников.Поскольку косвенное налогообложение по существу представляет собой надбавки кцене товара, которые полностью оплачивают конечные потребители, в конечномитоге, чрезмерное косвенное налогообложение сужает внутренний покупательныйспрос и соответственно сокращает потенциальные возможности экономическогоразвития страны. Федеральный закон о федеральном бюджете на каждый год содержитперечень регулирующих и закрепленных федеральных налогов и платежей субъектовРФ. Таковы основные составляющие, характеризующие доходную часть федеральноюбюджета. Анализируя динамику бюджетных доходов и их влияние на показателисоциально-экономического развития национального хозяйства страны, былирассмотрены следующие направления: В течение I- IV квартал 2004 г. в экономике России складывалась благоприятная ситуация, способствующая ускорению темповэкономического роста, достигнутых в 2003 г. Объем ВВП за I- IV квартал 2004 г., по предварительной оценке, вырос на 8% по отношению к аналогичному периоду 2003 г. Ускорение темпов экономического роста в начале текущего г. было обусловлено устойчивостьюдействия тенденций, сложившихся в основных секторах экономики в 2003 г. Прирост выпуска продукции базовых отраслей экономики в январе-марте 2004 г. относительно аналогичного периода предыдущего г. составил 7,9%. В результате роста доходовнаселения и предприятий продолжал увеличиваться потребительский иинвестиционный спрос. Инфляция по итогам IV квартала 2004 г. сложилась значительно ниже (3,6%), чем в прошлом году (5,2%). Основные итоги исполненияфедерального бюджета за I- IV квартал 2004 г. Доходы федерального бюджета в IV квартале 2004 г. сложились в сумме 688,6 млрд. руб., что составляет: — 19,7% кпредварительной оценке объема ВВП за IV квартал 2004 г. (далее – к объему ВВП); — 107,7% к объему доходов, утвержденному на IV квартал 2004 г. Расходы федерального бюджета в IV квартале 2004 г. составили: — по объему произведенногофинансирования расходов федерального бюджета – 629,3 млрд. руб., или 94,1% кбюджетным назначениям по расходам и 92,3% к уточненной сводной бюджетнойросписи федерального бюджета на I квартал 2004 г.; — по объему кассовых расходов федерального бюджета – 553,9 млрд. руб., или 82,8% к бюджетнымназначениям на I квартал 2004 г. и 81,2% к уточненной сводной бюджетной росписифедерального бюджета на I квартал 2004 г. Профицит по финансированию (превышение доходов над объемами финансирования) сложился в сумме 59,2 млрд. руб.(1,7% к объему ВВП). По кассовому исполнению федерального бюджета профицитсоставил 134,7 млрд. руб. (3,8% к объему ВВП). Первичный профицит федеральногобюджета (превышение доходов над объемами расходов без учета расходов пообслуживанию государственного долга) по произведенному финансированию составил137,1 млрд. руб., или 3,9% к объему ВВП, а по кассовому исполнению – 212,5млрд. руб. (6,1% к объему ВВП). Анализ состояния и динамики внутреннего ивнешнего государственного долга Объем государственного долга на 1 апреля 2004 г. составил в абсолютном выражении 4039,6 млрд. руб. и уменьшился по сравнению с его объемом на1 января 2004 г. на 167,4 млрд. руб. При этом объем внешнего долга сократилсяна 208,8 млрд. руб., в то же время объем внутреннего долга увеличился на 41,4млрд. руб. Отношение объема государственного долга к объему ВВП сократилось с31,7% на начало 2003 г. (объем государственного долга на 1 января 2004 г. по отношению к объему ВВП 2003 г.) до 25,9% на 1 апреля 2004 г. (объем государственного долга на 1 апреля 2004 г. по отношению к прогнозному объему ВВП 2004 г.), что на 23,6% ВВП ниже объема государственного долга Российской Федерации в 1997 г. Динамика доходов федерального бюджета Доходы федерального бюджета в IV квартале 2004 г. сложились в сумме 688,6 млрд. руб., что составляет 107,7% к бюджетным назначениям на Iквартал. Превышение фактического поступления доходов федерального бюджета поотношению к бюджетным назначениям на IV квартал 2004 г. составило 49,4 млрд. руб. В процентном отношении к объему ВВП доходы за IV квартал 2004 г. составили 19,7%, что на 0,4% ниже уровня IV квартала 2003 г. (20,1%). Доходы федерального бюджета без учета поступлений ЕСН (далее – доходы общего покрытия) сложились всумме 592,1 млрд. руб. В относительном выражении это составляет 16,9% к объемуВВП, т. е. на 0,5% ниже показателя прошлого г. (17,4%). Налоговые доходы Напротяжении ряда лет наибольшую долю в фактическом объеме доходов составлялиналоговые доходы. Сумма поступлений налоговых доходов в IV квартале 2004 г. составила 556,2 млрд. руб. (109,5% к бюджетным назначениям на IV квартал 2004 г.). Их доля в общей сумме доходов федерального бюджета сложилась на уровне 80,8% (в IV квартале 2003 г. их доля в общей сумме доходов была меньше – 79,6%). Наибольшая частьналоговых поступлений федерального бюджета в IV квартале 2004 г. обеспечена поступлениями налога на добавленную стоимость (НДС) (38,9% от общего объеманалоговых доходов), таможенных пошлин (28,0%), платежей за пользованиеприродными ресурсами (15,6%), акцизов (9,2%), налога на прибыль организаций(7,7%). Изменение макроэкономических показателей за январь-декабрь 2004 г. привело к увеличению налоговых доходов федерального бюджета на 42,3 млрд. руб., в том числе: — за счет увеличения объемных показателей дополнительно поступило 43,2 млрд.руб.; — рост цен на энергоносители привел к увеличению поступлений на 27,5млрд. руб.; — в результате роста ВВП налоговые доходы увеличились на 7,2 млрд.руб.; — изменение структуры облагаемой базы привело к уменьшению налоговыхдоходов на 13,6 млрд. руб.; — снижение курса доллара уменьшило налоговые доходына 22,0 млрд. руб. Факторы, не связанные с изменением макроэкономических показателей,увеличили поступления на 5,7 млрд. руб. Необходимо отметить, что с 1 января 2004 г. понижены ставки НДС с 20% до 18%, налога на прибыль организаций, зачисляемого в федеральныйбюджет, – с 6% до 5%. Одновременно акциз на природный газ, поступавший ранее вфедеральный бюджет, исключен из видов подакцизных товаров. Изменился такженорматив зачисления в бюджеты акцизов на алкогольную продукцию с фиксированнойобъемной долей этилового спирта (кроме вин) – с 2004 г. акцизы поступают в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации. При этом, иакцизы на газ, и акцизы на алкогольную продукцию поступали в федеральный бюджетв IV квартале 2004 г. в части сумм по расчетам за 2003 г., а также погашения задолженности прошлых лет. Кроме того, с 1 января 2004 г. отменен ряд налогов, ранее поступавших в федеральный бюджет. Факторный анализ доходов федеральногобюджета за период IV 2003г – 2004гг. Поступления доходов от уплаты налога наприбыль организаций составили в IV квартале 2004 г. 43,0 млрд. руб., или 110,3% к бюджетным назначениям на IV квартал. Это в 1,2 раза больше, чемв IV квартале 2003 г. (34,9 млрд. руб.). Основными факторами, повлиявшими напревышение объема поступлений по налогу на прибыль, являются: — изменениеструктуры облагаемой базы (по экспертным оценкам, увеличение поступлений засчет данного фактора составило 0,4 млрд. руб.); — темпы роста объема ВВП,превышающие заложенные при формировании бюджетных назначений на IV квартал на2,9% (по экспертным оценкам, рост поступлений за счет данного фактора составил1,1 млрд. руб.); — рост экспорта сырой нефти и природного газа (по экспертнымоценкам, увеличение поступлений налога за счет данного фактора составило 2,5млрд. руб.). Доходы по прочим налогам, пошлинам и сборам сложились на уровне1,9 млрд. руб. и составили 146,2% к бюджетным назначениям на IV квартал 2004 г. Поступления увеличились за счет уплаты сбора за использование наименований «Россия»,«Российская Федерация» и образованных на их основе слов и словосочетаний,которые составили 134,6% к бюджетным назначениям на IV квартал 2004 г. Неналоговые доходы Неналоговые доходы поступили в федеральный бюджет в IV квартале 2004 г. в объеме 32,5 млрд. руб. (99,7% к бюджетным назначениям на IV квартал 2004 г.). Доля неналоговых поступлений в общем объеме доходов федерального бюджета составила 4,7%. Большуючасть неналоговых доходов составили доходы от использования имущества,находящегося в государственной собственности, которые поступили в федеральныйбюджет в сумме 21,5 млрд. руб. (108,1% к бюджетным назначениям на IV квартал 2004 г.). Основные поступления доходов от имущества, находящегося в государственной собственности,сложились по следующим позициям: — дивиденды по акциям, находящимся всобственности Российской Федерации, в сумме 0,1 млрд. руб.; — доходы от сдачи варенду имущества, находящегося в федеральной собственности, – 2,6 млрд. руб.,или 133,1% к бюджетным назначениям на IV квартал 2004 г.; — доходы от деятельности совместного Российско-Вьетнамского предприятия «Вьетсовпетро» всумме 6,1 млрд. руб., что составляет 168,1% к бюджетным назначениям на IVквартал 2004 г.; — часть прибыли государственных унитарных предприятий,подлежащая перечислению в федеральный бюджет, в сумме 0,1 млрд. руб.; — доходыот оказания услуг или компенсации затрат государства, в сумме 10,8 млрд. руб.; — прочие доходы от использования имущества, находящегося в государственнойсобственности, в сумме 1,8 млрд. руб. Поступление доходов отвнешнеэкономической деятельности составило 8,24 млрд. руб. (78,9% к бюджетнымназначениям на IV квартал 2004 г.). Доходы целевых бюджетных фондов Доходыцелевых бюджетных фондов в IV квартале 2004 г. сложились из поступлений в Фонд Министерства Российской Федерации по атомной энергии и составили 3,4 млрд. руб.,или 92,3% к бюджетным назначениям на IV квартал 2004 г. Поступление единого социального налога, зачисляемого в федеральный бюджет Поступление единогосоциального налога, направляемого в бюджет Пенсионного фонда РоссийскойФедерации на выплату базовой части трудовой пенсии, в IV квартале 2004 г. составило 96,5 млрд. руб., или 101,8% к бюджетным назначениям на IV квартал 2004 г. Поступление доходов в федеральный бюджет по ведомствам, администрирующим эти поступления В IVквартале 2004 г. не произошло значительных изменений в общей структурепоступлений доходов в федеральный бюджет в разрезе ведомств, администрирующихдоходы. По-прежнему наибольший удельный вес поступлений доходов в федеральныйбюджет приходится на поступления, администрируемые МНС России: в IV квартале 2003 г. они составляли 68,1% от общего объема доходов, в IV квартале 2004 г. – 62,7%. Исполнение консолидированного бюджета Российской Федерации по доходам за IV квартал2003-2004гг. Налоговые поступления в консолидированный бюджет РоссийскойФедерации за IV квартал 2004 г. в основном формировались за счет поступлений попяти видам налогов, из которых на налог на добавленную стоимость приходится20,7% от всего объема налоговых поступлений, налог на прибыль организаций–13,5%, налог на доходы физических лиц – 11,2%, платежи за пользованиеприродными ресурсами – 10,6%, акцизы – 7,4%. Следует заметить, что за IVквартал 2004 г. по сравнению с соответствующим периодом 2003 г. доля налоговых доходов в консолидированных бюджетах субъектов Российской Федерации в общемобъеме налоговых доходов в консолидированном бюджете Российской Федерациисоставила 35,4% (без учета межбюджетных перераспределений) и увеличились посравнению с IV кварталом 2003 г. на 0,4%. Доля доходов от уплаты налога наприбыль организаций в консолидированных бюджетах субъектов Российской Федерациив IV квартале 2004 г. увеличилась на 6,5%. В общем объеме поступлений поналоговым доходам консолидированного бюджета Российской Федерации доляфедеральных налоговых доходов составила 64,6%. Финансовая помощь другимбюджетам бюджетной системы составила 77,0 млрд. руб. (или 13,8% от налоговыхдоходов федерального бюджета). Использование профицита и бюджетных остатков 1.Профицит бюджета в предстоящие годы технически неизбежен, его наличиенеобходимо в силу общепринятых правил: выплата основной части государственногодолга (его погашение) относится не к категории “расходов” (в отличие от выплатыпроцентов), а к платежам из “источников покрытия дефицита”. И наличие профицита,показывает лишь то, что необходимые суммы займов меньше сумм погашения долга(или сумм накоплений для иных ИПД). То, что государственный долг падает (вчастности, бюджет-2004 снижает допустимый внешний долга до 130,2 млрд.долларов) — можно оценить как успех бюджетной политики. Но известно, что графиквыплат по внешнему долгу имеет максимум в 2004 г., и обеспечить синхронность выплат по долгу и должного размера профицита проблематично. Былипредложены следующие цели создания финансового резерва многоплановы: а)обеспечить сохранность бюджетных остатков (возникших как результат неожиданныхпрофицитов последних лет), б) обеспечить накопление резервов для платежей подолгу во время исполнения бюджета будущего года, в) позволить Правительству засчет размещения средств финансового резерва или досрочных выплат по долгуоптимизировать структуру платежей. Первые две цели частично могут бытьдостигнуты предлагаемыми нормами. Финансовый резерв будет создан за счет“свободных” бюджетных остатков на 1.1.2005. Напомню, что профицит 2005гзапланирован в размере 278 млрд. 111,8 млн. руб. Он будет пополняться за счетпрофицита бюджета, в сумме до 111,8 млрд. руб. (примерно 61,5% плановогопрофицита). Но в нормы, связанные с созданием резерва оказались включены иположения связанные с ограничением ведения части расходов в случае нехваткидоходов, что снижает прозрачность бюджета. Что касается третьей цели, то онавряд ли достижима, пока ясно не определены критерии эффективности. В перспективеместо таких норм не в законе о бюджете очередного года, а в Бюджетном Кодексе.К основным проблемам формирования сбалансированного федерального бюджета вобласти основных статей доходов являются: 1. высокий уровень косвенных (прямых)доходов, 2. низкий уровень национального дохода, 3. ухудшениесоциально-экономических показателей развития страны. В заключении работы былипредложены пути решения проблем в области бюджетной политики РоссийскойФедерации. Основными задачами правительства в 2005-2007 гг. будут поддержаниевысоких темпов экономического роста и борьба с бедностью. Именно бюджетнаяполитика государства, как наиболее значительная составляющая экономическойполитики правительства, должна быть направлена на выполнение данных задач. Всвете поставленных задач хотелось бы сконцентрироваться на обсуждении четырехключевых вопросах бюджетно-налоговой политики: · Политика государственныхрасходов · Налоговая политика · Профицит бюджета · Фискальный федерализм Анализируяперспективы развития бюджетно-налоговой политики, можно сделать окончательныйвывод о перспективах налогово-бюджетной политики и возможных путях ееосуществления в интересах будущего развития России: главными задачами, навыполнение которых должна быть направлена активная экономическая политикагосударства, являются развитие и диверсификация экономики. В условиях высокихцен на нефть и профицитного бюджета следует либо снижать налоги, давая темсамым экономике возможность определить приоритеты развития посредствомрыночного механизма, либо использовать накопленные в Стабилизационном фондесредства на проведение активной инвестиционной политики в инфраструктурнойсфере.
Бюджет занимает важное место в финансовойсистеме страны. С помощью бюджета государство осуществляет сочетаниецентрализованных и местных интересов регионов через распределение налогов,бюджетных дотаций, трансфертов. Структура бюджетной системы России имееттрехъярусное построение: федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ, местныебюджеты. Через бюджетную систему реализуются функции бюджета: распределительнаяи контрольная.
Бюджетный дефицит возникает, когда расходыпревышают доходы. Большинство стран не могут покрыть доходами свои расходы,сводя государственный бюджет с дефицитом. Если же доходы государства превышаютего расходы, то их разница составляет бюджетный избыток (профицит).Когда государственные расходы и налоговые отчисления возрастают на одну и ту жевеличину, равновесный объём производства возрастает на ту же величину. При этоммультипликатор сбалансированного бюджета всегда равен единице.
Фискальная политика представляет систему регулирования, связанную справительственными расходами и налогами. Именночерез бюджет реализуются прямые и обратные связи по регулированию и поддержаниюмакроэкономического равновесия совокупного спроса и предложения.
Бюджетная политика государства включает в себя:
— регулирование государственных расходов;
— осуществление государственных закупок;
— выпуск государственных внутренних займов;
— поддержка и регламентирование государственного предпринимательства.
В практической части, используя уравнениеФишера, был рассмотрен вариант покрытия бюджетного дефицита за счётдополнительной денежной эмиссии.
Литература
Официальные документы
1. Конституция РФ (принятавсенародным голосованием 12.12.1993).//Правовая система «Консультант»
2. Бюджетный кодекс РФ//Правоваясистема «Консультант»
Учебники, монографии, сборникинаучных трудов
3. Бюджетная система России:Учебник для студентов вузов/Под редакцией Г. Б. Поляка – 2-е издание,переработанное и дополненное — М: ЮНИТИ-ДАНА, 2007-703с. (Серия «Золотой фондроссийских учебников»)
4. Бюджетная система России:Учебник для вузов/Под редакцией Г. Б. Поляка – М: ЮНИТИ-ДАНА, 2004-540с..
5. Виноградов В. В. «ЭкономикаРоссии». – М.: «Тандем», 2002-302с.
6. Экономическая теория./Под ред.А. И. Добрынина, Л. С. Тарасевича, 3-е издание.- СПб.: Изд. СПбГУЭФ; Питер,2007.-544с.
7. Иванов В. В.., «Деньги. Кредит.Банки.»: Учебник для вузов. – 2-е изд. – М., ЮНИТА, 2006г.
8. Финансы, деньги, кредит.: Учебник\ Под ред. О. В. Соколовой, — М.: Юрист, 2000г.
9. Интернет-ресурсы официальногосайта ЦБ РФ www.cbr.ru
10. Интернет-ресурсы официальногосайта Российской газеты www.rg.ru
Статьи из журналов и газет
11. В. Мау, доктор экономическихнаук, профессор АНХ при Правительстве РФ Экономическая политика 2006 года: напути к инвестиционному росту // Вопросы экономики. 2007, №2
12. Б. Плышевский, д-р экон. Наук,профессор. Стабилизационный фонд: вопросы использования // Экономист. 2006. №713. Е. Гуревич. Бюджетная и монетарнаяполитика в условиях нестабильной внешней конъюнктуры// Вопросы экономики.2006.№3.