Реферат по предмету "Финансовые науки"


Анализ финансовых результатов деятельности предприятия ОАО "Аквия"

Министерствообразования и науки Российской Федерации
Федеральноеагентство по образованию
Костромскойгосударственный технологический университет
Кафедрабухгалтерского учета и аудита
КУРСОВАЯРАБОТА
по анализуи аудиту финансово-хозяйственной деятельности предприятия
натему: Анализ финансовых результатов деятельности предприятия
Студент:
Коровкина Татьяна Юрьевна
Группа: 05-ЗФ-47
Руководитель:
Ращевская Елена Петровна
Кострома
2009

Содержание
Введение
Глава 1. Прибыль как финансовыйрезультат деятельности предприятия
1.1. Сущность и задачи анализафинансовых результатов деятельности предприятия
1.2 Анализ состава прибыли
1.3 Анализ прибыли о реализациипродукции и услуг
1.4 Анализ прочих показателейфинансовых доходов и расходов
Глава 2. Анализрентабельности предприятия
2.1. Анализ рентабельности продаж
2.2. Анализ рентабельностипроизводственных активов
2.3. Факторный анализрентабельности продукции
Глава 3.Практика анализа финансовых результатов деятельности предприятия на примере ОАО«Аквия»
3.1 Анализ прибыли от реализациипродукции
3.2. Анализ рентабельности продаж
3.3 Факторный анализрентабельности продукции
Заключение
Список литературы
 

Введение
В условиях рыночной экономикиэффективность производственной, инвестиционной и финансовой деятельностивыражается в финансовых результатах.
Каждый хозяйствующий субъект выступаеткак обособленный товаропроизводитель, который экономически и юридическисамостоятелен. Хозяйствующий субъект самостоятельно выбирает сферу бизнеса,формирует товарный ассортимент, определяет затраты, формирует цены, учитываетвыручку от реализации.
Получение прибыли являетсянепосредственной целью производства субъекта хозяйствования. Получение выручкиза произведённую и реализованную продукцию ещё не означает получение прибыли.Для выявления финансового результата необходимо выручку сопоставить с затратамина производство и реализацию.
Суть деятельности каждого предприятияопределяет особенности его функционирования, содержание и структуру активов, вособенности основных средств; формирует существенную часть конечногофинансового результата.
Полученная прибыль в абсолютномвыражении за некоторый период не дает возможности достоверно утверждать обэффективном функционировании предприятия за данный период. Для того чтобы датьполную и точную оценку полученным результатам, необходимо знать факторы,оказавшие влияние на их формирование, направленность и степень их воздействия.
Поэтому изучение вопроса об анализеформирования финансовых результатов хозяйствующего субъекта является важным иактуальным в условиях рыночной экономики. По итогам проведенного анализаруководитель сможет выявить факторы повышения эффективности функционированияпредприятия, а, следовательно, повысить некоторые показатели рентабельности.
Актуальность данного вопроса определяетвыбор темы и содержание данной работы.
Объектом работы являются финансовыерезультаты деятельности работы предприятия. Важнейшими показателями,характеризующими эффективность деятельности предприятия, являются прибыль ирентабельность.
Таким образом, целью работы является анализфинансовых результатов деятельности хозяйствующего субъекта.
В соответствии с указанной целью вработе поставлены следующие задачи:
·        рассмотреть сущность анализафинансовых результатов деятельности предприятия;
·        проанализировать процессформирования финансовых результатов на предприятии;
·        проанализировать важнейшуюсоставляющую валовой прибыли: прибыль от реализации товаров и услуг;
·        определить факторы, оказывающиевлияние на процесс формирования прочих показателей финансовых доходов расходов;
·        изучить процесс формированиярентабельности продаж;
·        изучить процесс формированиярентабельности производственных активов;
·        изучить факторы, влияющие напоказатели рентабельности продукции, а также направленность влияния выявленныхфакторов;
·        проанализировать формированиефинансовых результатов ОАО «Аквия».
Объектом исследования являютсяфинансовые результаты деятельности ОАО «Аквия», сформированные на основеотчетов о прибылях и убытках, а также других бухгалтерских документованализируемых предприятий.
Информационной базой для написаниянастоящей работы послужила научная и учебная литература, отечественная и зарубежная.
Глава1. Прибыль как финансовый результат деятельности предприятия 1.1Сущность и задачи анализа финансовых результатов деятельности предприятия
Эффективность функционирования любогопредприятия во многом определяется его способностью приносить необходимую прибыль.Для оценки этой способности применяются методы анализа финансовых результатовдеятельности, позволяющие определить, насколько стабильны получаемые доходы ипроизводимые расходы; какие элементы отчета о прибылях и убытках могут бытьиспользованы для прогнозирования финансовых результатов; какова эффективностьиспользования вложенного капитала; насколько производительны осуществляемыезатраты; насколько эффективно управление компанией в целом.
Финансовый анализ в своем традиционномпонимании представляет собой метод исследования путем расчленения сложныхявлений на составные части. В широком научном понимании финансовый анализ – этометод научного исследования (познания) и оценки явлений и процессов, в основекоторого лежит изучение составных частей, элементов изучаемой системы.Экономическая сущность финансового анализа лучше всего отражается в следующемопределении: финансовый анализ представляет собой оценку финансово –хозяйственной деятельности фирмы в прошлом, настоящем и предполагаемом будущем [11,с.67].
В экономике, составным элементом которойявляются финансы, анализ применяется с целью выявления сущности,закономерностей, тенденций и оценки экономических и социальных процессов,изучения финансово-хозяйственной деятельности на всех уровнях и в разных сферахвоспроизводства.
Финансовый анализ является частью общегоэкономического анализа организации, а также частью общего, полного анализахозяйственной деятельности.
Финансовый результат – это обобщающийпоказатель анализа и оценки эффективности деятельности предпринимательскойорганизации. Финансовые результаты деятельности предприятия характеризуютсясуммой полученной прибыли и уровнем рентабельности. Чем больше величина прибылии выше уровень рентабельности, тем эффективнее функционирует предприятие, темустойчивее его финансовое состояние. Поэтому поиск резервов увеличения прибылии рентабельности – одна из основных задач в любой сфере бизнеса. Большоезначение в процессе управления финансовыми результатами отводитсяэкономическому анализу. Основными задачами анализа финансовых результатовдеятельности предприятия являются:
1. систематический контроль заформированием финансовых результатов
2. определение влияния какобъективных, так и субъективных факторов на финансовые результаты
3. выявление резервов увеличениясуммы прибыли и уровня рентабельности и прогнозирования их величины
4. оценка работы предприятия поиспользованию возможностей увеличения прибыли и рентабельности
5. разработка мероприятий по освоениювыявленных резервов
Прибыль и рентабельность отражаютэффективность процесса производства. Прибыль – это, с одной стороны, основнойисточник финансирования деятельности организаций, а с другой – источник доходовбюджетов различных уровней.
В условиях рыночных отношений цельюпредпринимательской деятельности является получение прибыли. Любойхозяйствующий субъект в условиях рыночной экономики стремится к повышениюполученных доходов над произведенными расходами, так как всякая организациязаинтересована в получении положительного результата от своей деятельности –прибыли. Сущность рассматриваемой экономической категории заключается в том,что необходимый уровень прибыли – это:
ü  основной внутренний источник текущего и долгосрочногоразвития организации;
ü  базовый фактор возрастания рыночной стоимостиорганизации;
ü  индикатор кредитоспособности организации;
ü  приоритетный интерес собственники, поскольку онобеспечивает возможность возрастания капитала;
ü  инструмент конкурентоспособности организации приналичии стабильного и устойчивого уровня прибыли;
ü  гарант выполнения организацией своих обязательствперед государством, источник удовлетворения социальных потребностей общества.
Поддержание необходимого уровняприбыльности – объективная закономерность нормального функционированияорганизации в рыночных условиях.
Прибыль и рентабельность характеризуютвсе стороны финансово-хозяйственной деятельности предприятия.
Анализ финансовых результатовдеятельности предприятия предусматривает:
§  оценку динамики абсолютных и относительных показателей(прибыли и рентабельности)
§  определение влияния отдельных факторов на размерприбыли и уровень рентабельности
§  выявление резервов роста прибыли и рентабельности
Обобщенная информация о финансовыхрезультатах представлена в формах №1, 2 и 5 бухгалтерской отчетности, а также вформе №11 статистической отчетности. Кроме того, используются данныебизнес-плана и аналитического бухгалтерского чета к счетам 90 «продажи», 91«Прочие доходы и расходы» и 99 «Прибыли и убытки». [1]
Большое количество показателей,характеризующих финансовые результаты деятельности предприятия, создаетметодические трудности их системного рассмотрения. Различия в назначениипоказателей затрудняют выбор каждым участником товарного обмена тех из них,которые в наибольшей степени удовлетворяют его потребности в информации ореальном состоянии данного предприятия. Например, администрацию предприятияинтересует масса полученной прибыли и ее структура, факторы, воздействующие наее величину.
Налоговые инспекции заинтересованы вполучении достоверной информации о всех слагаемых балансовой прибыли; прибылиот реализации продукции, прибыли от реализации имущества, внереализационныхрезультатах деятельности предприятия и др. Анализ каждого слагаемого прибылипредприятия имеет не абстрактный, а вполне конкретный характер, потому чтопозволяет учредителям и акционерам выбрать значимые направления активизациидеятельности предприятия. Другим участникам рыночных отношений анализ прибылипозволяет выработать необходимую стратегию поведения, направленную на минимизациюпотерь и финансового риска от вложений в данное предприятие.
Анализ финансовых результатовдеятельности предприятия включает в качестве обязательных элементовисследование, во-первых, изменений каждого показателя за текущий анализируемыйпериод (“горизонтальный анализ” показателей финансовых результатов за отчетныйпериод); во-вторых, исследование структуры соответствующих показателей и ихизменений (что принято называть “вертикальным анализом” показателей);в-третьих, изучение хотя бы в самом обобщенном виде динамики измененияпоказателей финансовых результатов за ряд отчетных периодов (т.е. “трендовыйанализ” показателей).
1.2 Анализ состава прибыли
Прибыль — это денежное выражениеосновной части денежных накоплений, создаваемых предприятиями любой формысобственности. Как экономическая категория, она характеризует финансовыйрезультат предпринимательской деятельности и является показателем, которыйнаиболее полно отражает эффективность производства, объем и качество произведеннойпродукции, состояние производительности труда, уровень себестоимости. Вместе стем прибыль оказывает стимулирующее воздействие на укрепление коммерческогорасчета, интенсификацию производства при любой форме собственности.
Прибыль — один из основных финансовыхпоказателей плана и оценки хозяйственной деятельности организаций. За счетприбыли осуществляется финансирование мероприятий по их научно-техническому исоциально-экономическому развитию, увеличение фонда оплаты труда их работников.Прибыль является не только источником обеспечения внутрихозяйственныхпотребностей организаций, но и приобретает все большее значение в формированиибюджетных ресурсов, внебюджетных и благотворительных фондов.
Главная цель управления прибылью –максимизация благосостояния собственников в текущем и перспективном периоде [10,c.116]. Это означает:
1.     получение максимальной прибыли,соответствующей используемым ресурсам организации и рыночной конъюнктуре еефункционирования
2.     оптимизация пропорциональностимежду уровнем формируемой прибыли и допустимым уровнем риска
3.     повышение качественного составафакторов формирования прибыли
4.     получение необходимого уровнядохода на инвестированный капитал собственникам компании
5.     формирование достаточного объемаинвестиций за счет прибыли в соответствии с задачами развития бизнеса
6.     увеличение роста рыночнойстоимости организации
7.     разработка программ участияперсонала в распределении прибыли.
Прибыль формируется впроцессе финансово-хозяйственной деятельности организации. Порядок формированияпоказателей прибыли представлен на рис. 1.
Прибыль, как главный результатпредпринимательской деятельности, обеспечивает потребности самой организации игосударства в целом. Поэтому, прежде всего, важно определить состав прибылиорганизации. Общий объем прибыли организации представляет собой валовуюприбыль. На величину валовой прибыли влияет совокупность многих факторов,зависящих и не зависящих от предпринимательской деятельности.
Важными факторами роста прибыли,зависящими от деятельности организации, являются рост объема производимойпродукции в соответствии с договорными условиями, снижение ее себестоимости,повышение качества, улучшение ассортимента, повышение эффективностииспользования производственных фондов, рост производительности труда. К факторам,не зависящим от деятельности организаций, относятся изменения государственныхрегулируемых цен на реализуемую продукцию, влияние природных, географических,транспортных, технических условий на производство и реализацию продукции, атакже другие факторы.
Под влиянием как тех, так и другихфакторов складывается валовая прибыль. В составе валовой прибыли учитываетсяприбыль от всех видов деятельности. Во-первых, валовая прибыль включает прибыльот реализации товарной продукции, исчисленную путем вычета из общей суммывыручки от реализации этой продукции (работ, услуг) налога на добавленнуюстоимость, акцизов и затрат на производство и реализацию, включаемых всебестоимость. Прибыль от реализации товарной продукции — основная частьваловой прибыли.
Во-вторых, в состав валовой прибыливключается прибыль от реализации прочей продукции и услуг нетоварногохарактера, т.е. прибыль (или убытки)подсобных сельских хозяйств, автохозяйств, лесозаготовительных и другиххозяйств, находящихся на балансе основного предприятия. В-третьих, в составваловой прибыли входит прибыль от реализации основных фондов и другогоимущества. Наконец, в составе валовой прибыли отражаются внереализационныедоходы и расходы, т. е. результаты внереализационных операций.
В связи с тем, что подавляющую частьваловой прибыли (95-97%) организации получают от реализации товарной продукции,этой части прибыли должно быть уделеноглавное внимание. Отмеченные выше факторы, зависящие и не зависящие от ее деятельности, воздействуют главным образом на прибыльот реализации продукции. Основные из этих факторов подлежат детальному изучениюи анализу.
Кроме прибыли от реализации продукции всостав валовой прибыли включается, как отмечено выше, прибыль от реализациипрочей продукции и услуг нетоварного характера. На долю этой прибыли приходитсянесколько процентов валовой прибыли. Результаты от прочей реализации могут бытькак положительными, так и отрицательными. Предприятия транспорта, подсобныхсельских хозяйств, торговых организаций, находящихся на балансе предприятия,могут иметь от реализации своей продукции, работ, услуг не только прибыль, но иубытки, что соответственно скажется на объеме валовой прибыли.
Отдельной составной частью валовойприбыли выделена прибыль от реализации основных фондов и другого имущества. Упредприятий и организаций могут образоваться излишние материальные ценности врезультате изменения объема производства, недостатков в системе снабжения,реализации и других причин. Длительное хранение этих ценностей в условияхинфляции приводит к тому, что выручка от их реализации окажется ниже ценприобретения. Поэтому от реализации ненужных товарно-материальных ценностейобразуются не только прибыль, но и убытки.
Последним элементом валовой прибылиявляются внереализационные доходы и расходы, т. е. такие, которыенепосредственно не связаны с производством и реализацией продукции. В составеэтих внереализационных результатов, учитываются следующие доходы (расходы): отдолевого участия в деятельности других организаций; доходы от сдачи имущества варенду; дивиденды, проценты по акциям, облигациям и другим ценным бумагам,принадлежащим организации; суммы полученных и уплаченных экономических санкций(штрафы, пени, неустойки и другое).
Итак, анализ состава валовой прибылиорганизации показал ведущее значение прибыли от реализации продукции (работ,услуг), сравнительно небольшую роль прибыли от прочей реализации, а также отреализации основных фондов и другого имущества и усиливающиеся в условияхразвития предпринимательства значение внереализационных доходов и расходов.
Таким образом, следует более детальнорассмотреть наиболее важный показатель прибыли – прибыль от реализациипродукции. 1.3Анализ прибыли о реализации продукции и услуг
Главным источником формирования прибылиявляется основная деятельность предприятия, с целью осуществления которой оносоздано. Другими словами, основным финансовым результатом деятельностипредприятия является прибыль от реализации продукции, выполнения работ илиоказания услуг. Поэтому в процессе анализа особое внимание будет уделенодинамике прибыли от реализации продукции и влиянию на нее различных факторов.
Прибыль от реализации продукции, работ иуслуг (прибыль от продаж) определяется как разница между выручкой от реализациитоваров, работ и услуг (за вычетом налога на добавленную стоимость, акцизов идругих аналогичных обязательных платежей), себестоимостью реализованныхтоваров, работ и услуг, коммерческих и управленческих расходов.
В общем виде прибыль от реализации продукции(работ и услуг) представлена на рис. 1. [17 c.194]
/>/>
Рисунок 1. Расчет прибыли от реализации    

Изменение прибыли от реализациипродукции, работ и услуг (П) в целом по предприятию формируется подвоздействием следующих основных факторов: объема реализованной продукции (Vрп),ее структуры (Удi), себестоимости (Сi) иуровня цен (Цi) [1 c.248].
П=∑(Vрп∙Удi (Цi-Сi)
Важнейшим фактором, влияющим на величинуприбыли от реализации товарной продукции, является изменение объемапроизводства и реализации продукции. Чем больше объем реализации, вконечном счете, тем больше прибыли получит предприятие, и наоборот. Зависимостьприбыли от этого фактора при прочих равных условиях прямо пропорциональная. Ноданный показатель также может оказывать и отрицательное влияние на суммуприбыли: при увеличении объема реализации убыточной продукции приводит куменьшению размера прибыли.
Падение объема производства в нынешнихэкономических условиях, не считая ряда противодействующих факторов, как,например, роста цен, неизбежно влечет сокращение объема прибыли. Отсюда вывод онеобходимости принятия неотложных мер по обеспечению роста объема производства рентабельнойпродукции на основе его технического обновления и повышения эффективностипроизводства. В свою очередь, совершенствование расчетно-платежных отношениймежду организациями будет способствовать улучшению условий реализациипродукции, а, следовательно, росту прибыли.
Вторым, не менее важным, фактором,влияющим на величину прибыли от реализации товарной продукции, являетсяизменение уровня себестоимости продукции; если изменение объемареализации влияет на сумму прибыли прямо пропорционально, то связь междувеличиной прибыли и уровнем себестоимости обратная. Чем ниже себестоимостьпродукции, определяемая уровнем затрат на ее производство и реализацию, темвыше прибыль, и наоборот. Этот фактор, определяющий размер прибыли, в своюочередь, находится под воздействием многих причин. Поэтому при анализеизменения уровня себестоимости должны быть выявлены причины ее снижения илиповышения с тем, чтобы разработать мероприятия по сокращению уровня затрат напроизводство и реализацию продукции, а, следовательно, увеличению за счет этогоприбыли.
Фактором, напрямую определяющим величинуприбыли от реализации продукции, являются применяемые цены. Свободныецены в условиях их либерализации устанавливаются самими предприятиями иорганизациями в зависимости от конкурентоспособности данной продукции, спроса ипредложения аналогичной продукции другими производителями. Поэтому уровеньсвободных цен на продукцию в определенной степени является зависящим отпредприятия. Независящим от предприятия фактором выступают государственные регулируемые цены, устанавливаемые на продукциюпредприятий-монополистов. Очевидно, что уровень цен определяется, прежде всего,качеством производимой продукции, зависящим от технического совершенствованияее производства, проведения работ по модернизации и т. д. При увеличении уровняцен сумма прибыли возрастает, и наоборот.
Кроме указанных выше факторов навеличину прибыли от реализации, безусловно, влияют изменения в структурепроизводимой и реализуемой продукции. Чем выше доля более рентабельнойпродукции (исчисляемой как отношение прибыли к полной себестоимости этойпродукции), тем больше прибыли получит предприятие. Увеличение удельного весанизкорентабельной или убыточной продукции повлечет сокращение прибыли.
Расчет влияния этих факторов на суммуприбыли можно выполнить способом цепной подстановки, используя данные,приведенные в табл. 1 [1 c.252].
Таблица 1 – Исходные данные дляфакторного анализа прибыли от реализации продукции, тыс. руб.Показатель Базисный период (0) Данные базисного периода, пересчитанные на объем продаж отчетного периода Отчетный период (1) Выручка от реализации продукции, товаров, услуг (В)
∑(РПi0∙Цi0)
∑(РПi1∙Цi0)
∑(РПi1∙Цi1) Полная себестоимость реализованной продукции (З)
∑(РПi0∙Сi0)
∑(РПi1∙Сi0)
∑(РПi1∙Цi1 Прибыль (П)
В0-З0
В1-0-З1-0
В1-З1
Сначала нужно найти сумму прибыли прифактическом объеме продаж и базовой величине остальных факторов. Для этогоследует рассчитать индекс объема реализации продукции, а затем базовую суммуприбыли скорректировать на его уровень.
Индекс объема продаж исчисляют путемсопоставления фактического объема реализации с базовым в натуральном (еслипродукция однородная), условно-натуральном или стоимостном выражении (еслипродукция неоднородна по своему составу). На данном предприятии его величинасоставляет
Iрп=/>
Затем следует определить сумму прибылипри фактическом объеме и структуре реализованной продукции, но при базовомуровне себестоимости и цен. Для этого из условной выручки нужно вычестьусловную сумму затрат:
∑(Vрпi1∙Цi0) — ∑(Vрпi1∙Сi0)
Требуется подсчитать также, сколькоприбыли предприятие могло бы получить при фактическом объеме реализации,структуре и ценах, но при базовом уровне себестоимости продукции. Для этого изфактической суммы выручки следует вычесть условную сумму затрат:
∑(Vрпi1∙Цi1)- ∑(Vрпi1∙Сi0)
Порядок расчета данных показателей всистематизированном виде представлен в табл. 2.
Таблица 2 – Расчет влияния факторовпервого уровня на изменение суммы прибыли от реализации продукции в целом попредприятиюПоказатель прибыли Факторы Порядок расчета Объем продаж Структура продаж Цена Себестоимость П Vрп Уд Ц С П
П0
t0
t0
t0
t0
В0-З0
Пусл1
t1
t0
t0
t0
П0∙Iрп
Пусл2
t1
t1
t0
t0
Вусл-Зусл
Пусл3
t1
t1
t1
t0
В1-Зусл
П1
t1
t1
t1
t1
В1-З1
t0-1 – период, соответственно базовый и отчетный
По данным табл. 2 можно установить, какизменилась сумма прибыли за счет каждого фактора. Изменение суммы прибыли засчет:
·        объема реализации продукции
∆Прп = Пусл1 — П0
·        структуры товарной продукции
∆Пстр = Пусл2 – Пусл1
·        отпускных цен
∆Пц = Пусл3 — Пусл2
·        себестоимости реализованнойпродукции
∆Пс = П1 – Пусл3
Все факторы в совокупности дадут общееизменение прибыли за рассматриваемый период.
По результатам факторного анализа можнооценить качество прибыли. Так, если увеличение суммы прибыли обусловлено ростомобъемов продажи снижение себестоимости, то качество прибыли от реализациипродукции станет высоким. Низкое качество прибыли характеризуется ростом цен напродукцию без увеличения физического объема продаж и снижения затрат на рубльпродукции [1 c.254].
Для более углубленного анализа следуетпроанализировать выполнение плана и динамику прибыли от реализации отдельныхвидов продукции. Данная величина зависит от объема продажи продукции,себестоимости и среднереализационных цен. Факторная модель прибыли отреализации отдельных видов продукции имеет вид:
П=Vрпi ∙(Цi-Сi)
Методика расчета влияния факторовспособом абсолютных разниц:
∆Прп=(РП1-РП0)∙(Ц0-С0);
∆Пц=(Ц1-Ц0)∙РП1;
∆Пс= -(С1 — Со)∙PП1.
Аналогичные расчеты проводятся покаждому виду продукции.
Далее необходимо детально изучитьпричины изменения объема продаж, цены и себестоимости по каждому видупродукции. 1.4Анализ прочих показателей финансовых доходов и расходов
Значительное влияние на величину прибылиоказывают Финансовые результаты от прочих операций, не связанных сосуществлением основных видов деятельности. В составе доходов и расходов отпрочих видов операций выделяют следующее [12 c.286]:
·        доходы и расходы, полученные отфинансовой деятельности;
·        прочие доходы и расходы (выбытиеимущества, предоставление его во временное пользование за плату, отчисления воценочные резервы и т.д.),
Анализ состава и структуры финансовыхрезультатов финансовой деятельности проводится по следующим статьям:
ü  проценты, полученные за предоставление в пользованиеденежных средств организации, а также за их использование банком, находящихсяна счетах организации в банке,
ü  проценты, уплачиваемые организацией за предоставлениеей в пользование денежных средств,
ü  доходы и расходы, связанные с участием в уставныхкапиталах и других организаций,
ü  доходы и расходы, связанные с осуществлениемсовместной деятельности.
Анализ доходов от ценных бумаг включаетв себя анализ наличия, состава, структуры и динамики ценных бумаг. Особоевнимание при анализе доходов обращается на структуру ценных бумаг. Увеличениеудельного веса векселей может свидетельствовать об увеличении продаж в кредит.Это может привести к замедлению оборачиваемости оборотных средств. Поэтомунеобходимо провести сравнительный анализ дохода от выданных векселей с потерямиот замедления оборачиваемости в связи с выдачей векселей. Эту можно рассчитатькак произведение количества дней замедления оборачиваемости, однодневногооборота по реализации и коэффициента рентабельности проданной продукции.
Высокий удельный вес облигаций илипривилегированных акций может быть причинной снижения интересов инвесторов кобыкновенным акциям этой организации.
Основными видами прочих доходов ирасходов являются полученные и выплаченные дивиденды по акциям. Организациинеобходимо изучать факторы, влияющие на изменение общей суммы дивидендов.
Доход держателя акций складывается изсуммы дивиденда и прироста капитала, вложенного в акции вследствие роста ихцены. Сумма дивиденда зависит от количества акций и уровня дивиденда на однуакцию. В процессе анализа изучается динамика дивидендов, курса акций, чистойприбыли, приходящейся на одну акцию, устанавливаются темпы их роста илиснижения. [15 c.226]
Доходы акций могут измениться за счет:
1.     количества акций, имеющихся впортфеле предприятия (К)
2.     средней стоимости одной акции (Р)
3.     уровня дивидендной доходности (Кд)(отношение суммы полученных дивидендов в к сумме инвестированных средств вданный вид активов):
П=К∙Р∙Кд
Для расчета влияния данных факторов наизменение суммы полученной прибыли от данного вида активов можно использоватьодин и тот из приемов детерминированного факторного анализа.
а) изменение доходов от акций за счетизменения количества акций:
∆Пк=∆К∙Р0∙Кд0
б) изменение доходов от акций за счетизменения уровня дивидендной доходности:
∆Пк=К1∙Р1∙∆Кд0
Средний уровень дивидендного дохода поакциям зависит не только от доходности каждого вида акций, но и от структурыпортфеля ценных бумаг, имеющих разную доходность.
Анализ финансовых результатов отпродажи, выбытия и прочего списания имущества (основных средств и прочихактивов) предполагает рассмотрение этих операций с точки зрения правильностиоценки имущества, определения расходов, связанных с его выбытием, исопоставления их с доходами от возможной реализации. Расчет прибыли отреализации основных фондов и иного имущества предприятия, а также прибыли отвнереализационных операций представлены на рис. 2. [17 c. 194]
/>
Рисунок 2. Расчет прибыли от реализацииосновных фондов имущества и от внереализационных операций.
Целесообразно сопоставить доходы отвыбытия имущества с доходами, которые организация может получить в случаепродолжения его эксплуатации или предоставления во временное пользование.
Однозначно эффективной являетсяреализация неиспользуемого имущества.
Доходы (потери) от реализации имуществапрогнозируется с учетом фактора времени: доход от продажи минусдисконтированный доход от возможной эксплуатации оборудования.
Каждый вид реализации прочих активов(сырья, материалов и т.д.) имеет свою специфику, которую необходимо учитыватьпри анализе.
Особое внимание следует обратить нареализацию излишних материалов. Это необходимо для выявления излишних запасов,которые приводят к замедлению их оборачиваемости.
При анализе доходов от аренды необходимосопоставлять их с расходами по содержанию сдаваемого в аренду имущества.
Анализ прочих доходов и расходов такжеследует проводить по каждому виду:
-        штрафы, пени, неустойки занарушение условий договоров;
-        активы, полученные безвозмездно;
-        прибыли, убытки прошлых лет;
-        суммы дебиторской и кредиторскойзадолженностей, по которым истек срок исковой давности;
-        курсовые разницы;
-        суммы переоценки активов;
-        прочие.
Убытки от выплаты штрафов возникают всвязи с нарушением отдельными службами договоров с другими предприятиями,организациями и учреждениями. При анализе устанавливаются причины невыполненияобязательств, принимаются меры для их предотвращения.
Изменения суммы полученных штрафов можетпроизойти не только в результате нарушения договорных обязательств поставщикамии подрядчиками, но и по причине ослабления финансового контроля со стороныпредприятия в отношении их. Поэтому при анализе данного показателя следуетпроверить, во всех ли случаях нарушения договорных обязательств поставщикамбыли предъявлены соответствующие санкции.
Убытки от списания безнадежнойдебиторской задолженности возникают обычно на тех предприятиях, где постановкаучета и контроля за состоянием расчетов находится не на должном уровне. Прибыли(убытки прошлых лет, выявленные в текущем году, также свидетельствуют онедостатках бухгалтерского учета.
В заключение анализа разрабатываютсяконкретные мероприятия, направленные на предупреждения и сокращение убытков ипотерь от внереализационных операций и увеличение прибыли от долгосрочных икраткосрочных финансовых вложений.
Глава 2.Анализ рентабельности предприятия
Рентабельность – это относительныйпоказатель, определяющий уровень доходности бизнеса. Показатели рентабельностихарактеризуют эффективность работы предприятия в целом, доходность различныхнаправлений деятельности (производственной, коммерческой, инвестиционной ит.д.). Они более полно, чем прибыль, характеризуют окончательные результатыхозяйствования, так как учитывают ресурсы, затраченные на получение прибыли, тоесть их величина показывает соотношение эффекта с наличными или потребленнымиресурсами. Эти показатели используют для оценки деятельности предприятия и какинструмент в инвестиционной политике и ценообразовании. [15].
Показатели рентабельности можнообъединить в несколько групп:
1.     показатели рентабельности,характеризующие прибыльность продаж или рентабельность реализованной продукции,
2.     показатели рентабельности,характеризующие рентабельность производства продукции и реализуемыхинвестиционных проектов,
3.     показатели рентабельности,характеризующие доходность капитала и таких его составляющих, как собственный изаемный капитал.
Далее в табл. 3 рассмотрены основныепоказатели рентабельности [17 c. 196].
Рентабельность продукции (коэффициент окупаемости затрат) исчисляется путемотношения прибыли от реализации (Прп ) к сумме затрат пореализованной продукции (Зрп):
/>

Таблица – 3 Показатели рентабельностиПоказатели Расчет Назначение Рентабельность отбельных видов продукции, всей товарной продукции и производства (Прибыль в расчете на единицу продукции / Себестоимость единицы продукции)∙100% Характеризует прибыльность различных видов продукции, всей товарной продукции и рентабельность (доходность) предприятия (Прибыль в расчете на товарный выпуск / Себестоимость товарной продукции)∙100% (Балансовая (чистая) прибыль / Сумма основных производственных фондов и материальных оборотных средств) ∙ 100% Рентабельность реализации (продаж) (Прибыль от реализации продукции / Выручка от реализации) ∙ 100% Показывает, какой процент прибыли получает предприятие с каждого рубля реализации, т.е. характеризует эффективность производственной и коммерческой деятельности Рентабельность активов (капитала) (Прибыль / Совокупные активы) ∙ 100 % Характеризует отдачу, которая приходится на рубль соответствующих активов Рентабельность текущих активов (Прибыль / Текущие активы) ∙ 100% Рентабельность чистых активов (Прибыль / Чистые активы) ∙ 100% Рентабельность собственного капитала (Балансовая (чистая) прибыль / Собственный капитал) ∙ 100% Характеризует прибыль, которая приходится на рубль собственного капитала, в том числе после уплаты налогов и процентов за кредит
Показывает, сколько предприятие имеетприбыли с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции.Может рассчитываться по отдельным видам продукции и в целом по предприятию
При определении его уровня в целом попредприятию целесообразно учитывать не только реализационные, но ивнереализационные доходы и расходы, относящиеся к основной деятельности.
Применение этого показателярентабельности наиболее рационально при внутрихозяйственных аналитическихрасчетах, при контроле за прибыльностью (убыточностью) отдельных видов изделий,внедрении в производство новых видов продукции, снятии с производстванеэффективных изделий.
Аналогичным образом определяетсядоходность инвестиционных проектов: полученная или ожидаемая сумма прибыли отинвестиционной деятельности (Пид) относится к сумме инвестиционныхзатрат (Зинв):
/>
Далее более подробно остановимся наанализе показателей рентабельности реализованной продукции или рентабельностипродаж и на показателях рентабельности производственных активов. 2.1Анализ рентабельности продаж
 
Рентабельность продаж рассчитывается как отношение прибыли от реализациипродукции или чистой прибыли к сумме полученной выручки. Данный показательопределяется как в целом по предприятию, так и по отдельным видам продукции [11c.116].
Rпр = Ппр/ Впр ∙ 100;
Rпрч = ЧП /Впр ∙ 100,
где Rпр – рентабельность продаж в целом по предприятию,рассчитанная по прибыли от продаж, процентов;
Ппр – прибыль от продаж,руб.;
Впр – выручка от продаж,руб.;
Rпрч – рентабельностьпродаж в целом по предприятию, рассчитанная по чистой прибыли, процентов;
ЧП – чистая прибыль, руб.
При использовании первой формулы (Rпр) рассчитывается рентабельность продаж как отношениеприбыли от продаж, представляющей собой разницу между выручкой от продаж исуммой затрат, которые относятся к реализованной продукции, включаякоммерческие и управленческие расходы, к величине выручки от продаж.Рентабельность продаж, выраженная в процентах, отражает уровень прибыльностипродаж, или процент прибыли, содержащийся в выручке от продаж. Если результатданной формулы выразить не в процентах, а в копейках, то он покажет, сколькокопеек прибыли от продаж получено с каждого рубля выручки от реализациипродукции (выручки от продаж).
Расчет рентабельности продаж по чистойприбыли с сохранением в знаменателе показателя «выручка от продаж», как вформуле, правомерен для тех предприятий, в текущей деятельности которых прочая деятельностьнезначительна. [11 c. 116] Соответственно чистая прибыль практическиотличается от прибыли от продаж только по результатам ее налогообложения. Вэтом случае рентабельность отразит величину процентов (или копеек в одномрубле) прибыли после налогообложения, содержащуюся в выручке от продаж.
Если же предприятие имеет достаточноразвитую прочую деятельность, то чистая прибыль является результатом не тольковыручки от продаж, но и доходов от прочей деятельности. Следовательно,соотнесение чистой прибыли только с величиной выручки от продаж приводит кзавышению истинного значения рентабельности, которую правильнее называть ужерентабельность, которую правильнее назвать уже рентабельностью обычнойдеятельности.
Рентабельность обычной деятельностиможно определить по следующей формуле [11 c. 117]:
R об.д.= ЧП (Впр + Дпр ) ∙100,
где R об.д. –рентабельность обычной деятельности в целом по предприятию, процентов;
Дпр – доходы от прочейдеятельности, руб.;
ЧП – чистая прибыль, руб.
В свою очередь чистая прибыль — этосумма прибыли от продаж, прибыли от прочей деятельности за вычетом налога наприбыль. При этом прибыль от прочей деятельности представляет собой разницумежду доходами и расходами по прочей деятельности.
ЧП = Ппр + (Дпр – Рпр)– Нпр,
где Рпр – расходы по прочейдеятельности, руб.;
Дпр – доходы от прочейдеятельности, руб.;
Нпр – налог на прибыль, руб.
Безусловно, при расчете рентабельностипродаж в числителе формулы можно использовать маржинальную (валовую) прибыль,прибыль до налогообложения, прибыль от обычной деятельности. Однако,рентабельность продаж по чистой прибыли выступает обобщающим показателем эффективностифинансовой и производственной деятельности предприятия. С помощью данногопоказателя раскрывается удельный вес чистой прибыли в величине выручки отпродаж за вычетом косвенных налогов. Иначе говоря, рентабельность продаж почистой прибыли показывает величину конечного финансового результата (чистойприбыли), получаемого предприятием с каждого рубля реализованной продукции. Приналичии у предприятия убытков показатель рентабельности является отрицательнымчислом и, по существу, должен называться показателем убыточности.
Анализ рентабельности продаж начинаетсяс изучения ее фактического уровня за отчетный (анализируемый) период всравнении с рентабельностью продаж за предыдущие годы, с данными бизнес-плана,с аналогичным показателем предприятий, выпускающих однородную с анализируемымпредприятием продукцию, со средними значениями рентабельности продаж по даннымвидам деятельности, отраслям хозяйства в отечественной экономике и в другихстранах. 2.2Анализ рентабельности производственных активов
Величина прибыли о продаж в значительнойстепени связана с эффективностью использования производственных активов,имеющихся у предприятия. В состав производственных активов включаются основныепроизводственные средства (здания, сооружения, оборудование и пр.),нематериальные активы (патенты, ноу-хау, товарные знаки, торговые марки и т.д.)и материально-производственные запасы.
Расчет эффективности использования(рентабельности) производственных активов производится с помощью коэффициентаих рентабельности (Rпа),представляющего собой отношение прибыли от продаж к средней за анализируемыйпериод (среднегодовой, например) величине стоимости производственных актив [11 c.131].
Rпа = П /ПАср,
где П – прибыль от продаж, руб.;
ПАср – средняя заанализируемый период стоимость производственных активов, руб.
Анализ рентабельности производственныхактивов можно проводить, используя различные методики. Например, возможноприменение экономической модели анализа рентабельности совокупного капитала пофакторам, называемой формулой Дюпона. Числитель и знаменатель формулы расчетарентабельности производственных активов, приведенной выше, для преобразования вформулу Дюпона необходимо умножить на значение выручки-нетто от продаж,полученной в анализируемом периоде. В результате проведенного преобразованиярентабельность производственных активов предстает как произведение двухпоказателей: оборачиваемости производственных активов и рентабельности продаж.[11 c. 131]
/>,
где Rпа – рентабельность производственных активов (фондов);
В – выручка-нетто от продаж, руб.;
Опа – оборачиваемостьпроизводственных активов;
Rп –рентабельность продаж.
Анализ влияния на изменениерентабельности производственных активов изменения их оборачиваемости иизменения рентабельности продаж можно провести, привлекая любой из известных изтеории экономического анализа приемов элиминирования, например прием цепныхподстановок.
Также можно использовать и другуюфакторную модель. Для ее получения необходимо разделить числитель и знаменательформулы расчета рентабельности производственных активов на выручку-нетто от продаж.При этом знаменатель формулы расчета рентабельности производственных активовпредставляется как сумма входящих в состав производственных активов элементов,а именно сумма стоимости основных производственных средств, нематериальныхактивов и материально-производственных запасов.
/> ,
где ОПС – средняя за анализируемыйпериод величина основных производственных средств, руб.;
НМА – средняя за анализируемый периодвеличина нематериальных активов, руб.;
МПЗ – средняя за анализируемый периодвеличина материально- производственных запасов, руб.;
Фе – фондоемкость продукции,руб./руб.;
Омпз – оборачиваемостьматериально-производственных запасов, показываемая в виде коэффициентазакрепления материально-производственных запасов.
Факторами, которые влияют на изменениерентабельности производственных активов, в данной экономической моделивыступают: рентабельность продаж, фондоемокость продукции и оборачиваемостьматериально-производственных запасов. Каждый из перечисленных факторов являетсякачественным и отражает эффективность различных сторон деятельностипредприятия. Через рентабельность продаж раскрывается эффективность текущихзатрат, фондоемкость продукции показывает эффективность использованиядолгосрочных вложений в производство, оборачиваемостьматериально-производственных запасов отражает эффективность использованияматериальных оборотных средств.
Анализ влияния этих трех факторов наизменение рентабельности производственных активов можно провести на основеприема цепных подстановок, однако необходимо отметить, поскольку в приведенноймодели все факторы являются качественными, то достаточно трудно однозначноопределить порядок проведения подстановок.
Таким образом, в процессе анализа целесообразно изучить динамикуважнейших показателей рентабельности, выполнение плана по их уровню и провестимежхозяйственные сравнения с предприятиями-конкурентами.
Также, для более точного представленияот том, под влиянием каких именно факторов изменился тот или иной показательрентабельности, а также направленность данных влияний, необходимо провестифакторный анализ рентабельности.
Далее проведем анализ рентабельности напримере показателя рентабельность продукции [15 c. 230].
2.3 Факторный анализ рентабельности продукции
 
Уровень рентабельности продукции (коэффициент окупаемости затрат), исчисленный в целомпо предприятию, зависит от трех основных факторов первого порядка: измененияструктуры реализованной продукции, ее себестоимости и средних цен реализации [15 c.231].
Факторная модель этого показателя имеетследующий вид:
/>
Расчет влияния факторов первого уровняна изменение рентабельности в целом по предприятию выполняется способом цепнойподстановки:
/>
/>
/>
/>
/>
Изменение рентабельности общее:
∆Rобщ=/>
В том числе за счет:
ü  изменения объема реализации продукции ∆Rрп=Rусл1-R0
ü  изменения структуры товарной продукции ∆Rуд=Rусл2-Rусл1
ü  изменения уровня цен ∆Rц=Rусл3-Rусл2
ü  изменения себестоимости продукции ∆Rс=R1-Rусл3
Полученные результаты позволяют сделатьвыводы об изменении уровня рентабельности под влиянием различных факторов.
Затем рекомендуется сделать факторныйанализ рентабельности по каждому виду продукции. Уровень рентабельностиотдельных видов продукции зависит от изменения среднереализационных цен исебестоимости единицы продукции:
/>
Следует рассчитать влияние этих факторовна изменение уровня рентабельности изделия способом цепной подстановки:
/>
/>
/>
Общее изменение рентабельности поизделию:
∆Rобщ=/>
В том числе за счет изменения:
1) среднего уровня отпускных цен ∆Rц=/>
2) уровня себестоимости продукции ∆Rс=/>
Аналогичные расчеты делаются по каждомувиду товарной продукции, чтобы выявить какие виды продукции на предприятииболее доходные, как изменился уровень рентабельности и какие факторы на этоповлияли. См. форму табл. 4.
Таблица 4 — Факторный анализрентабельности отдельных видов продукцииВид продукции Цена, руб Себестоимость, руб Рентабельность, % Изменение рентабельности, %
t0
t1
t0
t1
t0
tусл
t1 общее В том числе за счет цены себестоимости А Б и т.д
Необходимо также более детально изучитьпричины изменения среднего уровня цен и способом пропорционального делениярассчитать их влияние на уровень рентабельности. [15 c. 232]
Дальше нужно установить, за счет какихфакторов изменилась себестоимость единицы продукции, и аналогичным образомопределить их влияние на уровень рентабельность.
Такие расчеты производятся по каждомувиду продукции (услуг), что позволяет точнее оценить работу хозяйствующегосубъекта и полнее выявить внутрихозяйственные резервы роста рентабельности наанализируемом предприятии.
Глава3. Практика анализа финансовых результатов деятельности предприятия на примере ОАО«Аквия»
Рассмотрев теоретические аспекты темы«Анализ финансовых результатов деятельности предприятия», перейдем кпрактической части настоящей работы, а именно, проведем анализ финансовыхрезультатов ОАО «Аквия». 3.1Анализ прибыли от реализации продукции
Анализ прибыли от реализации товаров иуслуг можно провести на основе следующих данных по предприятию, полученных изего отчетов о прибылях и убытках за базисный (предыдущий) период и отчетныйгод, сведенных в табл. 5 [11 c.96.
Таблица 5 – Данные о динамике прибыли отреализации продукции по предприятию за базисный и отчетный период№ п/п Показатели За базисный период, тыс. руб. За отчетный период Отклонение от базисного периода в сумме в % 1 2 3 4 1 Выручка-нетто 85085 96008 +10923 +12,8 2 Себестоимость проданной продукции 58619 61893 +3274 +5,6 3 Коммерческие расходы 9408 12115 +2707 +28,8 4 Управленческие расходы 5905 5120 -785 -13,3 5 Прибыль (убыток) от продаж 11153 16880 +5727 +51,3 6 Индекс изменения цен отчетного периода к базисному 1,0 1,1 +0,1 +10 7 Объем реализации в сопоставимых ценах (96008/1,1) 85085 87280 +2195 +2,5798
Фактический объем продаж по предприятиюза отчетный период в ценах базисного периода составил 87280 тыс. руб.(96008/1,1). С учетом этого изменение объема продаж за анализируемый периодсоставило 102,579% (87280/85085*100), т. е. произошло увеличение объемареализованной продукции на 2,579%.
За счет роста объема реализациипродукции прибыль от реализации продукции, товаров, работ и услуг (прибыль отпродаж) увеличилась на 288 тыс. руб. (11153-0,02579)
Для определения влияния цен реализациипродукции, товаров, работ и услуг на изменение прибыли необходимо сопоставитьобъем продаж отчетного периода, выраженный в ценах отчетного и базисногопериода, это влияние равно 8 728 тыс. руб. (96008-87280).
Влияние данного фактора можно такжеопределить путем умножения объема реализации отчетного года, выраженного вценах базисного периода, на прирост индекса цен, оно равно + 8 728 тыс. руб.(87280*0,1).
Влияние изменения коммерческих иуправленческих расходов на прибыль можно определить сопоставлением их величиныв отчетном и базисном периодах. За счет увеличения размера коммерческихрасходов прибыль снизилась на 2707 тыс. руб. (12115-9408) и за счет сокращенияразмера управленческих расходов прибыль возросла на 785 тыс. руб. (5120-5905).
На изменение прибыли от реализацииоказывает влияние изменения структуры ассортимента реализованной продукции.
Прибыль отчетного периода, исходя изсебестоимости и цен базисного периода, определим на примере предприятия,пересчитав себестоимость базисного периода по индексу изменения цен,соответственно, прибыль отчетного периода, рассчитанная по базиснойсебестоимости и базисным ценам, будет равняться (табл. 6):

Таблица 6 – Расчет прибыли отчетногопериода исходя из себестоимости и цен базисного периода№ п/п Показатель Значение показателя, тыс. руб. 1 Выручка-нетто от реализации отчетного периода в ценах базисного периода (стр.7, гр.4, табл. 5). 87280 2 Фактически реализованная продукция, рассчитанная по базисной себестоимости (стр. 2, гр.3, табл.5*стр.7, гр.4, табл5/стр.1, гр.3, табл.5) 58619*87280/85085=58619*1,02579 60131 3 коммерческие расходы базисного периода 94008 4 Управленческие расходы базисного периода 5905 5 Прибыль отчетного периода, рассчитанная по базисной себестоимости и базисным ценам. Стр. 1 -(стр. 2 + стр.3 + стр. 4)=87280-60131-9408-5905 11836
Таким образом, влияние сдвигов вструктуре ассортимента на величину прибыли от реализации равно: 11836 –(11153*1,02579) = + 395 тыс. руб.
Произведенный расчет показывает, что всоставе реализованной продукции увеличился удельный вес продукции с болеевысоким уровнем доходности.
Влияние изменения себестоимостиреализованной продукции на прибыль можно определить, сопоставляя себестоимостьреализованной продукции отчетного периода с затратами базисного периода,пересчитанными на изменение объема реализации: 61893 – 58619*1,02579 = + 1762тыс. руб.
Себестоимость реализованной продукцииувеличилась, следовательно, прибыль от реализации продукции снизилась на ту жесумму.
Общее влияние всех перечисленныхфакторов, рассчитываемое как их алгебраическая сумма, равно, тыс. руб.:
изменение объема реализации +288
изменение структуры ассортимента +395
изменение себестоимости -1762
изменение цен реализации +8728
изменение величины коммерческих расходов-2707
изменение величины управленческихрасходов +785
общее влияние факторов +5727
К снижению прибыли (на 1762 тыс. руб.)привело удорожание себестоимости реализованной продукции, которое произошло восновном за счет повышения цен на сырье и материалы, что видно из материаловдополнительного анализа первичных документов. Снижение прибыли обусловленотакже увеличением коммерческих расходов (2707 тыс. руб.). Увеличение прибылисвязано с ростом объема реализации (288 тыс. руб.), позитивными сдвигами вструктуре продукции (395 тыс. руб.), а также сокращением управленческихрасходов (785 тыс. руб.) и повышением уровня цен на реализованную продукцию(8728 тыс. руб.).
В ходе дальнейшего анализа необходимотщательно изучить действие каждого из перечисленных факторов.
Так, изменение уровня цен нареализованную продукцию зависит от проводимой предприятием ценовой политики.Ценовая политика оказывает влияние на прибыль и финансовое состояниепредприятия путем формирования имиджа предприятия у потребителей истимулирования продвижения товаров и услуг на рынки сбыта. 3.2Анализ рентабельности продаж
Проанализируем изменение рентабельностипродаж ОАО «Аквия» в отчетном году в сравнении с предыдущим годом, сведяисходные данные и расчеты в табл. 7.

Таблица 7 – Исходные данные и расчетрентабельности продаж по различным составляющим прибыли предприятия Показатели Предыдущий год Отчетный год в фактически действующих ценах на продукцию и ресурсы Отчетный год в ценах предыдущего года на продукцию и ресурсы 1 2 3 4 1 Стоимость (выручка-нетто) реализованной продукции, тыс. руб. 85 085 96 008 87 280 2 то же в % к предыдущему году 100 112,84 102,58 3 Себестоимость реализованной продукции, включая коммерческие и управленческие расходы, тыс. руб. 73 932 79 128 60 131 4 то же в % к предыдущему году 100 107,03 81,33 5 Прибыль от продаж (стр.1-стр.3), тыс. руб. 11 153 16 680 27 149 6 то же в % к предыдущему году 100 149,56 243,42 7 Сальдо прочих доходов и расходов, тыс. руб. 150 400 250 8 то же в % к предыдущему году 100 266,67 166,67 9 Прибыль до налогообложения (стр. 5+стр.7), тыс. руб. 11 303 17 080 27 399 10 то же в % к предыдущему году 100 151,11 242,4 11 Налог на прибыль по ставке 24%, тыс. руб. (стр.9 * 0,24) 2 713 4 099 6 561 12 то же в % к предыдущему году 100 151,09 241,84 13 Экономические санкции за счет прибыли, тыс. руб. 600 300 300 14 то же в % к предыдущему году 100 50 50 15 Чистая прибыль, руб. (стр.9-стр.11-стр.13) 7 990 12 681 20 478 16 то же в % к предыдущему году 100 158,71 256,3 17 Рентабельность продаж по прибыли от продаж, % (стр.5/стр.1*100) 13,11 17,37 31,11 18 Рентабельность продаж по прибыли до налогообложения, %. (стр.9/Стр.1*100) 13,28 17,79 31,39 19 Рентабельность продаж по чистой прибыли, % (стр. 15/стр.1*100) 9,39 13,21 23,46
Сопоставляя данные отчетов о прибылях иубытках за отчетный период и предыдущие годы, можно увидеть, что стоимостьреализованной продукции выросла в 1,13 раза, а себестоимость реализованнойпродукции увеличилась меньшими темпами – в 1,07 раза, соответственно прибыль отпродаж возросла в 1,5 раза.
Рентабельность же продаж, рассчитаннаякак отношение прибыли от продаж к выручке-нетто, в предыдущем (базисном) году составляла13,11%, а в отчетном значение этого показателя стало больше в сравнении спредыдущим годом на 4,26% и составило 17,37% (стр.17, табл.7). Конечныерезультаты прочей деятельности в прошедшем году привели к росту рентабельностипродаж по прибыли до налогообложения на 0,17%, а в отчетном году ихположительное влияние на этот показатель составило 0,42%. Показательрентабельности продаж по прибыли до налогообложения в предыдущем году был равен13,28%, а в отчетном году – 17,79%, т. е. его значение в сравнении с предыдущимгодом увеличилось на 4,51%.
Рентабельность продаж по чистой прибылив предыдущем году составляла 9,39%, а в отчетном – 13,21%. Значениерентабельности продаж по чистой прибыли ниже значения рентабельности продаж поприбыли до налогообложения, причиной чего является уплата налога на прибыль иимеющиеся у предприятия экономические санкции.
На основе изучения данных о рентабельностипродаж по рассматриваемому предприятию можно сделать положительные выводы отом, что рентабельность продаж его продукции находится на среднем уровне,объемы прочей деятельности невелики, но способствуют росту прибыли доналогообложения, а значит, и повышению рентабельности продаж, налогообложениеповлияло на изменение прибыли на стандартном уровне, экономические санкции изприбыли уменьшились. Рентабельность продаж в отчетном году в сравнении спредыдущим годом по прибыли от продаж увеличилась на 4,26%, а по чистой прибыли– на 3,82%.
Но, делая подобные выводы, неучитывается, что показатели выручки, себестоимости и прибыли прошедшего годаоценены в базисных ценах, а аналогичные показатели отчетного года – вфактически действующих ценах.
В гр. 4 табл. 7 дана оценкавыручки-нетто, себестоимости реализованной продукции и других показателей вценах предыдущего года. Расчет рентабельности продаж отчетного года, выраженныхв сопоставимых (базисных) ценах, дает иную картину эффективности финансовой ипроизводственной деятельности предприятия. Рентабельность продаж, исчисленная поприбыли от продаж, составляет в отчетном году 31,11%, что выше уровняпредыдущего года на 18%, соответственно рентабельность продаж по прибыли доналогообложения равна 31,39% или выше на 18,11, рентабельность продаж по чистойприбыли равна 23,46% или выше на 14,07% рентабельности продаж по чистой прибылипредыдущего года. Это подтверждает ранее сделанные выводы и свидетельствует значительномулучшении эффективности хозяйственной деятельности предприятия в отчетном годув сравнении с предыдущим годом. При этом больше всего уровень повышениярентабельности продаж по прибыли до налогообложения.3.3 Факторный анализ рентабельности продукции
Исходные данные для проведения данногоанализа представлены в табл. 8-9.

Таблица 8 – Основные показателидеятельности предприятия ОАО «В»Показатель Базисный период (0) Данные базисного периода, пересчитанные на объем продаж отчетного периода Отчетный период (1) Выручка от реализации продукции, товаров, услуг 85 085 87 280 96 008 Полная себестоимость реализованной продукции 73 932 60 131 79 128 Прибыль 11 153 27 149 16 680
Таблица 9 – Исходные данные дляфакторного анализа рентабельности продукцииПоказатель прибыли Факторы Прибыль, тыс. руб. Объем продаж Структура продаж Цена Себестоимость П РП Уд Ц С
П0
t0
t0
t0
t0 11 153
Пусл1
t1
t0
t0
t0 13 941
Пусл2
t1
t1
t0
t0 27 149
Пусл3
t1
t1
t1
t0 27 692
П1
t1
t1
t1
t1 16 680
Индекс объема производства составляет I=Vрп1/Vрп0=1,25.
Расчет влияния факторов первого уровняна изменение рентабельности в целом по предприятию можно выполнить способомцепной подстановки, используя данные табл. 8 и 9.
/>
/>
/>
/>
/>
Изменение рентабельности общее:
∆Rобщ=/>
В том числе за счет:
∆Rрп=Rусл1-R0=15,09-15,09=0
∆Rуд=Rусл2-Rусл1=45,15-15,09=+30,06%
∆Rц=Rусл3-Rусл2=46,05-45,15=+0,95%
∆Rс=R1-Rусл3=21,08-46,05=-24,97%
Полученные результаты свидетельствуют отом, что уровень рентабельности повысился в связи с увеличением удельного весаболее доходных видов продукции в общем объеме продаж и уровня цен. Резкий ростстоимости ресурсов, и как следствие, рост себестоимости реализованной продукциина 18 997 тыс. руб. вызвал снижение уровня рентабельности на 24,97%.
Затем следует сделать факторный анализрентабельности по каждому виду продукции. Как уже было отмечено ранее, уровеньрентабельности отдельных видов продукции зависит от изменениясреднереализационных цен и себестоимости единицы продукции.
По данным таблицы 10 рассчитаем влияниеэтих факторов на изменение уровня рентабельности изделия Б способом цепнойподстановки [15 c.223]:
/>
/>
/>
Таблица 10 — Факторныйанализ рентабельности отдельных видов продукцииВид продукции Цена, руб Себестоимость, руб Рентабельность, % Изменение рентабельности, %
t0
t1
t0
t1
t0
tусл
t1 общее В том числе за счет цены себестоимости А 5,0 6,0 4,0 4,8 25 44 25 - +19 -19 Б 3,1 3,7 2,6 3,1 19,2 42,3 19,4 +0,2 +23,1 -22,9 и т.д
Общее изменение рентабельности поизделию Б:
∆Rобщ=/>=19,4-19,2=+0,2%
В том числе за счет изменения:
1) среднего уровня отпускных цен ∆Rц=/>=42,3-19,2=+23,1%
2) уровня себестоимости продукции ∆Rс=/>=19,4-42,3=-22,9%
Аналогичные расчеты делаются по каждомувиду товарной продукции, чтобы выявить какие виды продукции на предприятииболее доходные, как изменился уровень рентабельности, и какие факторы на этоповлияли.
Заключение
В настоящее работе проведен анализфинансовых результатов деятельности предприятия. Проведенный анализ современнойметодической и учебной литературы по данной тематике выявил множестворазнообразных подходов к рассмотрению поставленного вопроса. В ходе чегообнаружено, что не существует единой методики в рассмотрении данных аспектов.Автором данной работы рассмотрены и предложены основные методы анализафинансовых результатов.
Финансовый результат завершает циклдеятельности предприятия, связанный с производством и реализацией продукции(выполненных работ, оказанных услуг) и одновременно выступает необходимымусловием следующего витка его деятельности. Высокие значения финансовыхрезультатов деятельности предприятия обеспечивают укрепление бюджетагосударства посредством налоговых изъятий, способствуют росту егоинвестиционной привлекательности, деловой активности в производственной ифинансовых сферах. Отсюда определение экономического содержания финансовогорезультата деятельности предприятия, изучение его видов, раскрытие задачанализа и формирование методики проведения анализа занимают центральное место вкомплексном экономическом анализе хозяйственной деятельности.
Существует множество различныхпоказателей прибыли, но в результате проведенного анализа выявлено, чтопоказателем, оказывающим наибольшее влияние на финансовый результатдеятельности предприятия в целом, а, следовательно, имеющим первостепенноезначение для анализа, является прибыль от основной деятельности, то есть прибыльот реализации произведенных товаров, оказанных услуг или проделанных работ.
Основными факторами, влияющими навеличину данного показателя являются: объем произведенной продукции, ееструктура, среднереализационные цены и себестоимость.
Также в работе изучено влияние факторов,оказывающих влияние на прочие показатели финансовых доходов и расходовпредприятия.
Отдельно рассмотрены и проанализированыосновные показатели рентабельности: рентабельность продаж и рентабельностьпроизводственных активов. Проведен факторный анализ рентабельности продукции.
В практической части работы проведенанализ основных финансовых показателей деятельности предприятия на основе представленнойметодики в теоретической части настоящей работы.
На примере конкретных показателейрассматриваемых предприятий проанализирована динамика прибыли и рентабельностиза два последовательных года и изучены факторы, оказавшие влияние на изменение изучаемыхпоказателей.
Выполняя предложенный анализ финансовыхпоказателей деятельности, предприятия смогут не только знать по каким причинами в какой степени изменились данные показатели, но и в дальнейшем, управляяданными факторами, управлять и финансовыми показателями, то есть регулироватьполученные объемы прибыли, в том числе и в сопоставлении их с затраченными наэто средствами.
Списоклитературы
1.       Анализ и диагностика финансово-хозяйственнойдеятельности предприятий: Учебник / Под ред. проф. В. Я. Позднякова. – М.:ИНФРА-М, 2008. – 617 с.
2.       Басовский Л. Е., Басовская Е. Н. Комплексныйэкономический анализ хозяйственной деятельности: Учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М.2004. – 366с.
3.       Бачурин А. А. Анализ производственно-хозяйственнойдеятельности организаций: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А. А.Бачурин; Под ред. З. И. Аксеновой. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр«Академия», 2005. – 320 с.
4.       Бланк И. А. Основы финансового менеджмента. – К.:Ника-Центр, Эльга, 2001. – 592 с.
5.       Галочкина Л. Н. Экономика бизнес-процессов (в схемах итаблицах): учебное пособие / Л. Н. Галочкина, Н. А. Кипень. – Кострома: Изд-воКостром. гос. технолог. ун-та, 2009. – 82 с.
6.       Губина О. В., Губин В. Е. Анализфинансово-хозяйственной деятельности. Практикум: учебное пособие. – М.: ИД«ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2007. – 192 с.
7.       Дыбаль С. В. Финансовый анализ: теория и практика::Учеб. пособие. – СПб.: Бизнес-пресса, 2009. – 336 с.
8.       Зайцев Н. Л. Экономика промышленного предприятия:Учебное пособие/ Э. И. Крылов, В. М. Власова, И. В. Журавкова. – М.: ИНФРА-М,1996. – 284с.
9.       Ильенкова Н. Д. Анализ взаимосвязи спроса на продукциюи финансовых результатов деятельности предприятия. – М.: Финансовая академияпри Правительстве РФ, 1997. – 47 с.
10.  Комплексный экономический анализ хозяйственнойдеятельности: учеб./Л. Т. Гиляровская [и др.]. – М.: ТК Велби, Изд-воПроспект,2008. – 360с.
11.  Крылов Э. И. Анализ финансовых результатов,рентабельности и себестоимости продукции: Учеб. пособие. – М.: Финансы истатистика, 2006. – 720 с.
12.  Любушин Н. П. Комплексный экономический анализхозяйственной деятельности: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся поспециальностям 060500 «Бухгалтерский учет, анализ» и 060400 «Финансы и кредит»/ Н. П. Любушин. – 3-е изд., прераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 448 с.
13.  Макарьева В. И. Анализ финансово-хозяйственнойдеятельности организации. – 2-е изд., перераб. и доп. / В. И. Макарьева, л. В.Андреева. – М.: Финансы и статистика, 2007. – 304 с.
14.  Маркарьян Э. А. Финансовый анализ: учебное пособие/ Э.А. Маркарьян, Г. П. Герасименко, С. Э. Маркарьян. – 5-е изд., перераб. – М.:КНОРУРК, 2006. – 224 с.
15.  Савицкая Г. В. Анализ хозяйственной деятельностипредприятия: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2005. – 425 с.
16.  Скамай Л. Г., Трубочкина М. И. Экономический анализдеятельности предприятия: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 296 с.
17.  Скляренко В. К. Экономика предприятия (в схемах,таблицах, расчетах): Учебное пособие / Под ред. проф. В. К. Скляренко, В. М.Прудникова. – М.: Инфра – М, 2008. – 256 с.
18.  Финансово-кредитный энциклопедический словарь / подобщей редакцией А. Г. Грязновой, — М.: Финансы и статистика, — 2002г.
19.  Хеддервик К. Финансово-экономический анализдеятельности предприятий: Пер. с англ. /Хеддервик К; Под ред. Ю. Н. Воропаева.– М.: Финансы и статистика, 1996. – 192 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.