СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВАIПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ
РАСХОДОВИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ 5
1.1 Основные понятия огосударственных расходах
и государственномфинансировании 5
1.2Государственное финансирование 9
ГЛАВА II ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ
ДОХОДОВ 20
2.1Правовое регулирование государственных и местных доходов 20
2.2Правовое регулирование государственного
имуниципального кредита 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
СПИСОКИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 44
ВВЕДЕНИЕ
Данная работа посвященатеме правовые основы государственных доходов и расходов и государственногофинансирования. В этой работе мы поставили перед собой задачи: во-первых,рассмотреть непосредственно общие положения правовых основ государственныхдоходов и расходов, а также раскрыть понятие государственного финансирования,используя доступные нам средства и методы.
Во-вторых, что, кажетсянам наиболее значимой частью курсовой работы изучить правовое регулированиегосударственного и муниципального кредита.
Термин «государственныедоходы» употребляется в литературе и правовых актах в двояком значении. С однойстороны, этим термином обозначается определенная группа экономическихраспределительных отношений, а с другой – материальные носители этих отношений– финансовые ресурсы государства.
Под государственнымидоходами как экономической категорией понимается совокупность денежныхотношений по формированию финансовых ресурсов государства путем распределения иперераспределения стоимости валового общественного продукта и части национальногодохода в формах и методами, установленными государством. Эти отношенияотносятся к числу финансовых и включаются в состав финансовой системы РФ.
Финансовые ресурсыгосударства складываются из:
1) дохода, создаваемого вгосударственном и муниципальном секторах хозяйства, в том числе получаемого отгосударственных и муниципальных имуществ и угодий;
2) изымаемой(мобилизуемой) государством для удовлетворения общественных потребностей.
В зависимости от форм,методов и условий формирования финансовых ресурсов государства, целей и порядкаих использования выделяют:
-доходы бюджетов всехуровней;
-доходы государственныхвнебюджетных фондов;
-доходы государственных имуниципальных предприятий.
Перечень государственныхрасходов определяется Бюджетной классификацией РФ, введенной в действие с 1января 1995 г.В ней применен принципиально новый подход в классификации расходов, которыйустанавливает не только расходование государственных средств министерствами иведомствами, но и согласовывают эти расходы с выполнением программных задачгосударства и степенью ответственности в этом каждого министерства и ведомства.
По новой Бюджетнойклассификации расходы бюджета распределяются и согласовываются по тремструктурам: 1) функциональной; 2) ведомственной; 3) экономической.
Функциональная структурапризвана распределять бюджетные средства в соответствии с основныминаправлениями деятельности государства. Она включает в себя разделы иподразделы.
АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ – государственные расходы и доходы взаимосвязаны между собой, объемрасходов находится в прямой зависимости от объема доходов, при ихнесоответствии наступают негативные последствия, которые могут перерасти вглубокий финансовый кризис.
ЦЕЛЬ РАБОТЫ –исследование правовых основ государственных доходов и расходов, а такжегосударственного финансирования.
ИСТОРИОГРАФИЯ ВОПРОСА –исследованию данной темы посвящены труды ученых таких, как Олейник О.М.,Годиной А.М., Петровой Г.В., Апель А., Запольского С.В.
СТРУКТУРА КУРСОВОЙ РАБОТЫ– состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованнойлитературы.
ГЛАВА I. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХРАСХОДОВ И ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ
1.1 Основные понятия огосударственных расходах и государственном финансировании
В процессе деятельностипо осуществлению государственных расходов возникает круг отношений,регулируемых финансовым правом и другими отраслями права — гражданским,административным и др. В финансовых правоотношениях участвуют государственныепредприятия, организации, учреждения, их вышестоящие органы, а также банки,через которые производится выдача средств. В таких правоотношениях могутучаствовать и негосударственные или немуниципальные организации, если государственныеорганы власти или органы местного самоуправления примут специальные решения овыделении им государственных или муниципальных средств.
Государственные расходыпредставляют в своей совокупности определенную систему и классифицируются поразным основаниям. В зависимости от форм собственности они подразделяются нагосударственные и муниципальные.
Соответственно уровням организациивласти в Российской Федерации можно выделить три группы расходов: федеральныерасходы; расходы субъектов Федерации, которые вместе с федеральными составляютгосударственные расходы; расходы местного значения, или муниципальные.
В зависимости от источниковполучения расходных средств, порядка их планирования и использования расходыможно подразделить на:
-централизованные, осуществляемыеза счет бюджета и государственных внебюджетных фондов;
-децентрализованные,осуществляемые государственными и муниципальными предприятиями за счет средств,которые получены ими самими в результате их собственной деятельности и остаютсяв их распоряжении.
В зависимости отхарактера участия в общественном производстве выделяются расходы нафинансирование:
а) оборотных средств(текущих расходов);
б) основных фондов(капитальных вложений);
в) создание резервов.
Существенное значение дляхарактеристики целевых направлений государственных расходов имеет классификацияих по функциональному признаку. Законодательная основа такой классификациизаложена Федеральным законом от 15 августа 1996 г. «О бюджетной классификацииРоссийской Федерации».[1]
Государственныерасходы и государственные доходывзаимосвязаны между собой. Объем расходов находится в прямойзависимости от объема доходов. При их несоответствии наступают негативныепоследствия — бюджетный дефицит, инфляция национальной валюты в связи спокрытием недостатка средств эмиссией денежных знаков, введение дополнительныхналогов, использование внутренних и внешних займов в больших размерах, чемможет выдержать экономика и т.д., которые могут перерасти в глубокий финансовыйкризис.
Государственные расходыосуществляются путем финансирования.
Финансированиегосударственных расходов -это урегулированное правовыми нормами выделение государственныхденежных средств на безвозмездной и безвозвратной основе, за исключениемустановленных законодательством условий возвратности и возможности, длядеятельности и развития предприятий, организаций и учреждений соответственно ихзадачам и функциям.
Источником финансированиягосударственных расходов, включая инвестиции, выступают средства:
-государственных бюджетов(на основании специально принятых решений они могут быть выделены на срочной,возвратной, платной основе);
-государственныхвнебюджетных фондов;
-централизованных фондовминистерств, ведомств, собственных финансовых ресурсов предприятий.
В последнее время в формированиинеобходимой для финансирования финансовой основы усилилось значение заемных ипривлеченных средств. Помимо увеличения заемных средств в федеральном бюджетеПравительство РФ разрешило Пенсионному фонду РФ осуществить выпуск собственныхценных бумаг (векселей, облигаций). Придается большое значение привлечениюиностранных инвестиций.
В расходах многихгосударственных социально-культурных, бюджетных учреждений существенное местостало занимать использованиеполученных ими в результате их собственной деятельности дополнительных,внебюджетных фондов. Связано это с недостаточным бюджетным финансированием,вызванным финансовыми трудностями в стране.
Среди новых организационно-правовыхформ финансирования государственных расходов следует отметить такие, как финансированиепрограмм на конкурсной основе; выделение единовременных безвозмездных и безвозвратныхпособий с условием соблюдения определенных требований, обычно образовательнымучреждениям, творческим коллективам и т. п. Распространена многоканальнаясистема финансирования государственных программ с использованием средствбюджетов разных уровней и внебюджетных источников.
Важное значение в формированиисистемы нормативных актов, регулирующих порядок осуществления государственныхрасходов, играют принципы их финансирования. Можно назвать следующие общиепринципы финансирования государственных расходов (действующие независимо отисточников финансирования):
-платность — согласноэтому принципу расходы должны планироваться на основе государственных программ;
-соответствие планируемыхрасходов объему государственных. доходов;
-целевое направление средств,то есть определение конкретных мероприятий и целей;
-соответствие финансируемыхрасходов охраняемым законом правам и интересам граждан;
-соответствие финансируемыхрасходов требованиям экологических, санитарно-гигиенических и других, установленныхзаконом и в соответствии с ним, норм;
-безвозвратность ибезвозмездность выделения средств;
-контроль за исполнениемгосударственных средств и ответственностьза правонарушения в этой области.
В зависимости отсубъектов, использующих средства, можно выделить два основных правовых режимафинансирования:
1) финансирование государственныхкоммерческих организаций, за которыми имущество закрепляется на правехозяйственного ведения;
2) финансированиегосударственных учреждений, состоящих на бюджете и относящихся к некоммерческиморганизациям, действующим на праве оперативного управления имуществом.
Промежуточным, обладающимчертами первого и второго режимов, является финансирование казенныхпредприятий, действующих на праве оперативного управления имуществом. Эти предприятияв сравнении с другими государственными предприятиями имеют особенности в порядкепланирования и использования средств.
В названных правовыхрежимах находят отражение и те правовые формы финансирования, которыеиспользуются по другим основаниям, например по предметно-целевому направлениюсредств.
Основные правовые режимыразличаются по:
-источникамфинансирования;
-содержанию и порядкуутверждения финансовых планов, на основании которых производитсяфинансирование;
-предметно-целевому направлениюсредств;
-содержанию прав иобязанностей коммерческих организаций и бюджетных учреждений, осуществляющихгосударственные расходы.
Эти различия отражают особенностизадач и сфер деятельности предприятий и учреждений, специфику государственногорегулирования и управления в этих сферах.
1.2 Государственное финансирование
Финансирование-безвозвратноеиспользование государственных денежных средств, которые предоставляются враспоряжение предприятий, организаций и учреждений для осуществления их уставнойдеятельности. Безвозвратность финансирования отличает его от кредитования, атакже от предоставления ссуд наусловиях возвратности и возмездности.
Финансирование распространяетсяв основном на государственные объекты и осуществляется за счет разных источников:из средств бюджета, средств внебюджетных фондов и собственных средствхозяйственных объединений и предприятий.
Бюджетное финансированиеосуществляется на основе следующих принципов:
-безвозвратности;
-целенаправленности;
-финансирования по мере выполненияработ и услуг;
-соблюдения финансовойдисциплины.
Принципцеленаправленностивыражается в том, что расходы имеют предметно-целевое назначение (заработнаяплата, стипендии и т. д.).
Принципфинансирования по мере выполнения работ и услуг предусматривает, что средствавыделяются не автоматически в пределахгодовых работ и услуг, а в соответствии с фактическим их выполнением, количественнымии качественными показателями. Осуществление этого принципа выражается вквартальных и месячных разбивках расходов.
Принципсоблюдения финансовой дисциплинывыступает как условие правильного и законного расходованияденежных средств.
Бюджетное финансированиев Российской Федерации осуществляется в двух формах:
-финансирование государственныхобъединений и организаций, имеющих экономическую и финансовую самостоятельность;
-финансирование государственныхбюджетных учреждений.
Особое место в системебюджетного финансирования занимают хозяйственные организации. Свои основныепроизводственные и социальные расходы они обеспечивают за счет собственныхсредств и по мере необходимости привлекают на данные цели кредиты коммерческихбанков. Финансирование из бюджета используется только в определенных случаях,конкретно установленных законодательством.
Государственные бюджетныеорганизации имеют свои особенности. Они относятся к непроизводственной сфере, всоздании материальных ценностей непосредственно не участвуют, национальногодохода не создают. Основное назначение бюджетных организаций состоит вудовлетворении общественно-социальных потребностей общества. К числу такихорганизаций относятся социально-культурные учреждения, органы государственногоуправления и обороны страны.
Существует и такая формафинансирования, как сметно-бюджетная. Оно представляет собой безвозмездное и безвозвратноепредоставление денежных средств из бюджетов различных уровней бюджетным учреждениям,т. е. учреждениям, действующим в отраслях непроизводственной сферы.
Бюджетные учрежденияполучают средства на свое содержание из бюджета на основе финансовыхдокументов, которые называются сметами.
Смета-финансово-плановыйакт, определяющий объем, целевое направление и поквартальное распределениеассигнований, обеспечивающих финансирование бюджетных учреждений и организаций.
Сметы подразделяются наиндивидуальные и сводные.
Индивидуальнаясмета содержит расходы и доходытолько одного учреждения и позволяет учитывать все особенности его назначения,характера и масштаба деятельности.
Своднаясмета представляет собойсовокупность индивидуальных смет подведомственных министерств, ведомств,департаментов, учреждений и смету расходов на централизованные мероприятия.Сводные сметы представляются в соответствующие финансовые органы для включенияв бюджет.
Смета состоит из статей, каждаяиз которых содержит однородную группу расходов, носящих строго обязательныйхарактер и не подлежащих произвольному изменению. Данные положения следуют изтребований сметно-бюджетной дисциплины и природы самого бюджета, имеющего силузакона.
Статьи расходовсоставляются на основе норм расходов.
Под нормами расходовпонимаются единые типовые измерители сметных расходов по однороднымучреждениям.
По юридическим свойствамнормы расходов подразделяются на:
1) обязательные — в процессеприменения они не подлежат изменениям; круг таких норм сравнительно невелик:штаты и ставки заработной платы, расходы на командировки и пр. Но в условияхнехватки бюджетных средств органы, занимающими бюджетными учреждениями, и ихадминистрация вынуждены вносить изменения в эти нормы;
2) необязательные — в процессеприменения можно изменить в зависимости от особенностей субъекта финансирование(расходы на содержание зданий, сооружений, затраты на освещение, отопление).
По содержанию нормырасходов подразделяются на:
1) материальные — показывают,какое количество материальных средств приходится на единицу измерения расходов(количество электроэнергии для освещения класса, количество продуктов питанияна одного больного в день и т. д.);
2) денежные — отражаютстоимость материальных норм. Они охватывают всю сумму расходов как за счетбюджета, так и собственных средств учреждений. Данные нормы разрабатываютсянаучно-исследовательскими институтами и утверждаются Правительством РФ илисоответствующим органом управления
По степени охвата затратнормы расходов подразделяются на:
1) индивидуальные — содержащие расходы только на одну цель и использующиеся при составлениииндивидуальных смет учреждений;
2) комбинированные — выступаюткак общая сумма индивидуальных норм по определенному производственному показателю.
Применение этих норм позволяетболее квалифицированно составлять сводные сметы и пользоваться ими.
На смету как финансовый актраспространяется правовое регулирование. Процесс прохождения сметы состоит изстадий свойственных бюджетному процессу: составление, утверждение и исполнение.
Смета действует в течениефинансового года — с 1 января до31 декабря.
После утверждения бюджетав смету могут вноситься необходимые поправки.
Учреждения и организациибюджетной сферы и сметно-бюджетного финансирования могут иметь источникидоходов, существующие вне бюджета. Эти источники называются внебюджетными истрого регулируются законодательством.
Внебюджетные средстваможно классифицировать по группам, главным критерием такой классификацииследует признать характер источника доходов внебюджетных средств — заработанныедоходы и незаработанные доходы.
К заработанным доходам бюджетной организации относятся специальныесредства, полученные не от основной его деятельности, но связанные с ней. Этидоходы формируются путем использования принадлежащего бюджетным учреждениямимущества, зданий; сооружений, транспорта и т. д.
Характерной особенностьюправового режима специальных средств является целевой порядок их расходования,то есть полученные средства должны использоваться только на нужды самогоисточника доходов (на ремонт транспортных средств, улучшение питания и т. д.).В условиях дефицита федерального бюджета внебюджетные средства могутиспользоваться и на другие объекты, находящиеся на сметно-бюджетномфинансировании (пополнение основных фондов и т. д.).
По каждому виду специальныхсредств бюджетное учреждение составляет отдельные сметы. Порядок составления,утверждения и исполнения сметы специальных средств в целом соответствуетсметному процессу бюджетного финансирования. Эти сметы также действуют с 1января по 31 декабря. Для всех смет, как бюджетных, так и специальных,существует один порядок: все не израсходованные к концу финансового годасредства бюджетной организации остаются в ее распоряжении на следующий год.
Незаработанныедоходы -это средствабюджетного учреждения, не связанные с результатами его труда и не подлежащиевозвращению. К ним можно отнести доходы от ценных бумаг (акций, облигаций,векселей и др.) в виде дивидендов и процентов; добровольные пожертвования отнациональных и иностранных юридических и физических лиц, то есть спонсоров;взносы в виде благотворительных отчислений от государственных, общественных идругих организаций.
К внебюджетным средствамотносятся депозиты. Онипредставляют собой сумму денежных средств, временно поступающие в распоряжениебюджетных организаций и при наступлении определенных условий подлежащиевозврату или зачислению по принадлежности. К этим средствам относятся:своевременно неполученная заработнаяплата, стипендии студентам и т. д.
Депозитные суммынаходятся на счетах бюджетных учреждений до определенного срока:
1) для передачифизическим лицам — три года;
2) для передачиюридически лицам — один год;
3) для передачи бюджетнымучреждениям — до 31 декабря того года, в котором эти суммы были внесены.
Суммы, внесенные надепозит по нерешенным судебным делам,хранятся до 31 декабря того года, в котором суд выносил решение по существу.
По истечении указанныхсроков невостребованные суммы перечисляются в доходы соответствующего бюджета.
Самым многочисленнымподразделением сметно-бюджетного финансирования являются социально-культурныемероприятия, которые охватывают образование, подготовку кадров, культуру иискусство; средства массовой информации; здравоохранение; физическую культуру;мероприятия в области молодежной политики и социальное обеспечение.
Источникамифинансирования социально-культурных мероприятий, помимо бюджетных, выступающих в качестве основных,могут являться дополнительные средства, в том числе валютные, в виде платы задополнительные услуги, а также добровольных пожертвований и целевых взносовюридических и физических лиц, включая иностранных.
Особое место в системе социально-культурныхмероприятий занимают средства массовой информации, прежде всего государственноерадиовещание и телевидение. Значительная часть средств массовой информациидействует на платной коммерческой основе и соответственно имеет собственныефинансовые средства, часть расходов которых не покрывается собственнымидоходами, финансируется из бюджета.
Значительная доля финансированиясоциально-культурных мероприятий обеспечивается за счет внебюджетных фондов:
-Пенсионного фонда РФ;
-Фонда социальногострахования РФ;
-Федерального фонда обязательногомедицинского страхования.
Все государственныевнебюджетные фонды в совокупности аккумулируют (накапливают) денежные средства.Их можно назвать вторымбюджетом страны.
Государство лимитирует(ограничивает) расходы на содержание всех органов государственного управленияРФ. Президент иПравительство РФосуществляют правовое регулирование в этой сфере на уровне федерального управления.В республиках в составе Российской Федерации, в других регионах, в системеместного самоуправления лимитирование расходов на управление определяетсясоответствующим законодательством.
Во всех видах классификацийрасходов бюджетной классификации РФ расходы на содержание аппаратагосударственного правления занимают первое место. В функциональной классификациирасходов федерального бюджета первым разделом являются расходы нагосударственное и местное самоуправление.
Общим условиемрегулирования управленческих расходов является наличие сметы расходов органовгосударственного управления. Данная смета включает оплату труда государственныхслужащих, надбавки к заработной плате, прочие денежные выплаты.
На определенном уровнегосударственного управления — федеральном, региональном, местном в соответствиис утвержденной численностью аппарата — составляются штаты объединений,учреждений и организаций. Штаты каждого учреждения утверждаются или в индивидуальномпорядке, или на основе типовых штатов. Важную роль в регулировании расходов насодержание аппарата управления играют государственные должности и должностныеоклады.
В аппарате управлениязначительны расходы на командировки и другие служебные разъезды в силудороговизны оплаты транспортных средств. Законодательством предусматриваетсятри вида служебных командировок:
-в пределах РоссийскойФедерации;
-на территории странбывшего СССР;
-на территории страндальнего зарубежья.
Основными вопросами приопределении расходов на командировки являются размер выплаты суточных (видвалюты) и срок командировки.
Размеры выплаты суточныхпри краткосрочных командировку в пределах территории России и стоимостьпроездных документов на все виды транспорта зависят от групп государственныхдолжностей.
Расходы на национальнуюоборону входят в систему сметно-бюджетного финансирования. Деятельностьгосударства по обороне страны является важным фактором укрепления его независимостии могущества.
Расходы на содержаниеВооруженных Сил РФ охватывают бюджетные ассигнования, направляемые насодержание центрального аппарата Министерства обороны РФ, боевую подготовку иматериально-техническое обеспечение войск, содержание и эксплуатацию военныхобъектов; на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, учебныерасходы военно-учебных заведений, ведомственные расходы в области образования издравоохранения.
В условиях сокращениячисленности Вооруженных Сил РФ большое значение приобретают расходы на выплатуединовременных денежных пособий военнослужащим при увольнении в запас. В данныепособия входят:
-выплаты компенсации завещевое имущество;
-оплата транспортныхуслуг;
-обеспечение жильемвоеннослужащих, увольняемых с военнойслужбы.
Денежные средства,выделяемые государством на национальную оборону, предусматриваются сметойМинистерства обороны РФ, которойраспоряжается министр обороны.
Особым подразделениембюджетного раздела на военные цели являются расходы на проведение военнойреформы, которой предается исключительно важное значение в совершенствованииВооруженных Сил РФ.
Важное значение вразвитии производства принадлежит капитальным вложениям, т. е. затратам на воспроизводство основныхфондов.
Нормативным актом,закрепляющим основные положения этой деятельности, является Федеральный законот 25 февраля 1999 г. «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации,осуществляемой в форме капитальных вложений».[2]
В соответствии с ним капитальные вложения - это инвестициив основной капитал, включая затраты на новое строительство, реконструкцию итехническое перевооружение действующих предприятий, приобретение машин,оборудования, инвентаря и другие затраты.
Источниками финансированиякапитальных вложений являются собственные или привлеченные средства инвесторов.
Инвесторами, осуществляющимикапитальные вложения могут быть государственные органы, органы местного самоуправления, физические и юридическиелица, а также иностранные субъекты предпринимательской деятельности.
Законодательство определяетформы и методы государственного регулирования капитальных вложений:
1) путем созданияблагоприятных условий для развития инвестиционной деятельности;
2) путем прямого участиягосударства в инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальныхвложений.
Размещение средств федеральногобюджета и бюджетов субъектов Федерации осуществляется на возвратной, срочной ивозмездной основах. Размер взимаемых при этом процентов за пользованиесредствами определяется законами о бюджетах на соответствующий год. Применяютсяи другие формы возврата бюджетных средств.
Средства бюджета развитияформируются за счет внутренних и внешних заимствований Российской Федерации наинвестиционные цели; части доходов от использования и продажи, а такжеприватизации федерального имущества; доходов от бюджетных инвестиционныхассигнований на условиях возвратности, платности и срочности; отчислений частипоступлений от размещения государственных ценных бумаг и др.
Использование средствбюджета развития должно осуществляться исключительно на конкурсной основе на условияхвозвратности, платности, срочности. При этом не допускается отвлечение еговременно свободных средств на финансовые операции, не связанные с реализациейинвестиционных проектов.
Субъекты Федерации могутпринимать участие в реализации задач бюджета развития путем принятия на себяобязательств по предоставлению государственной поддержки инвестиционных проектов,реализуемых на их территориях.
За исполнением бюджетаразвития осуществляется контроль, такой же, как и контроль за исполнениемфедерального бюджета. Счетная палата РФ проводит проверку финансовой деятельностиПравительства РФ по использованию средств бюджета на основе порученияГосударственной Думы.
Порядок финансированияинвестиционных проектов за счет средств федерального бюджета определяетсяПравительством РФ. Аналогична компетенция органов исполнительной власти субъектовФедерации в отношении порядка финансирования за счет средств соответствующихрегиональных бюджетов.
Федеральноезаконодательство закрепляет также основы регулирования капитальных вложенийорганами местного самоуправления. Предусмотрены аналогичные государственнымформы и методы регулирования как путем создания в муниципальных образованияхблагоприятных условий для инвестиции капитальных вложений, так и путем прямогоучастия органов местного самоуправления в этих инвестициях.
ГЛАВА II ПРАВОВЫЕОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ДОХОДОВ
2.1 Правовое регулированиегосударственных и местных доходов
Выполнение задач и функцийгосударства требует обеспечения финансовыми ресурсами. Поэтому в собственностьи распоряжение государства направляется часть национального дохода страны ввиде различных денежных платежей и поступлений. Распоряжаются ими соответствующиеорганы государственной власти.
Государственныедоходы -эточасть национального дохода страны, обращаемая в процессе его распределения иперераспределения через различные виды денежных поступлений в собственность ираспоряжение государства с целью создания финансовой базы, необходимой для выполненияего задач по осуществлению социально-экономической политики, обеспечениюобороны и безопасности страны, а также для функционирования государственныхорганов.
Муниципальныедоходыпредставляютсобой часть национального дохода и служат созданию финансовой основы местногосамоуправления, используются для решения вопросов местного значения, исходя изинтересов населения соответствующей территории. Распоряжаются ими органыместного самоуправления.
Государственные доходызачисляются в различные государственные денежные фонды — в бюджеты разных уровней,внебюджетные целевые государственные фонды. Муниципальные доходы поступаютсоответственно в муниципальные денежные фонды — местные бюджеты и внебюджетныефонды. Часть доходов остается в распоряжении государственных или муниципальныхпредприятий.
Законодательством и инымиправовыми актами, основанными на конституционных нормах, определяются видыгосударственных и местных доходов, их система, правовой режим.
Как указывалось выше, с31 июля 1998 г. введен в действие Налоговый кодекс РФ (часть первая),[3] которыйзакрепляет новый перечень платежей, включенных в налоговую систему. В 1998 г.принят Бюджетный кодекс РФ. В нем урегулированы вопросы привлечения государственнымии муниципальными образованиями заемных средств, определены источники финансовыхресурсов, используемые для инвестиций, в том числе предприятиями и т. д.
Полномочия субъектов Федерациии органов местного самоуправления по формированию соответствующих финансовыхресурсов и их источников определены, помимо Бюджетного кодекса РФ, [4]федеральнымизаконами от 28 августа 1995 г. «Об общих принципах организации местногосамоуправления в Российской Федерации»,[5] от 25сентября 1997 г. «О финансовых основах местного самоуправления в РоссийскойФедерации» и др. По вопросам разграничения полномочий финансово-бюджетных взаимоотношениймежду Российской Федерацией и ее субъектами исключаются федеративные договоры.Кроме того, действуют законодательные акты о различных видах налогов, сборов,пошлин и иных поступлений, зачисляемых в состав государственных или местныхдоходов.
Система государственных иместных доходов в Российской Федерации базируется на принципе единства. Он выражается в том, что в законодательстве РФ определя