Реферат по предмету "История"


Жизненный путь и боевые тактики адмиралов Ф.Ф. Ушакова и Г. Нельсона

Содержание
Введение
1. Флот: его значение, особенности развития на примере двухдержав.
1.1 Геополитическая концепция морских путей
1.2 Сравнительный анализ состояниявоенно-морского флота России и Великобритании
1.2.1 Российский военно-морской флот
1.2.2 Английский военно-морской флот
2. Два адмирала в боях за Отечество
2.1.1 Ф.Ф. Ушаков — адмирал от Бога
2.1.2 Г. Нельсон — гордость нации
2.2 Сравнение военных тактик, использованных в важнейшихсражениях
2.2.1 Фидониси — первый бой
2.2.2 Абукир — первая большая победа
2.2.3 Калиакрия — совершенная победа
2.2.4 Трафальгар — триумф и смерть
Заключение
Список литературы
Введение
Когда мы слышим или произносимслово «история», обычно перед нами встает длинный ряд событий и дат,которые учат в школе. Но только ли это определяет данную науку. Историянаселена людьми, личностями. Все географические, природные, внешнеполитическиеи другие условия заработают только в том случае, если их приведут в действиеживые люди, в первую очередь лидеры. И чем более ярким характером обладаетлидер, тем активней он вторгается в жизнь общества. История — прежде всегоживые люди, их предметное и бытовое окружение. Это отдельный мир, особаяатмосфера, присущая каждой эпохе. Ничто здесь не забыто, а просто покрытотолстым слоем пыли. Но стоит только изучить проблему более досконально, как сампогружаешься в атмосферу старины, возвращаешься в прошлое. История — неиссякаемыйисточник, где на каждую проблему можно взглянуть практически с любого ракурса.
Реконструкция такой науки — очень кропотливый и трудоемкий процесс. Здесь мало скупых летописей и сухихдокументов. Для полного анализа проблемы требуется выявлять и привлекатьисторические источники, заключающие в себе целостный, образный взгляд наинтересующее нас событие или эпоху.
События, рассмотренные в данномдокладе во второй половине XVIII века в двух странах: Россиии Англии. Это эпоха великих географических открытий, расцвет колониальнойсистемы и постоянная борьба за передел новых территорий. Обладать сильнымфлотом в то время должна каждая, считающая себя могущественной держава.
Развитию Англии всегдасопутствовало развитие ее флота. Она была островным государством и всецелозависела от морской торговли. Англичане установили свое безраздельноегосподство на морях и считали сильный флот гарантией своей безопасности. ПравительствоАнглии стремилось поддерживать количество боевых судов на уровне,обеспечивающем его численное превосходство над флотом сильнейших европейскихдержав. Хорошо развитый флот позволял устанавливать прочную связь со всеми еемногочисленными колониями. Благодаря этой хорошо отлаженной системе, опутавшейбольшую часть земного шара, Англия прочно удерживала имя страны, царящей наморях. Вполне естественно, что у Англии было много талантливых флотоводцев, ипоявление Нельсона не было нонсенсом, а стало вполне закономерным этапом вдлительном развитии флота.
В России все обстояло по-другому.Во второй половине XVIII века страна, находясь подвлиянием итогов реформ Петра I, показала высокийуровень военного и военно-морского искусства. Оно опиралось на экономическуюмощь государства, на его чрезвычайно возросшее международное влияние. Ноосновную роль в победах сыграла слава русского оружия. В войнах той эпохипрославились великие русские полководцы и флотоводцы.
Одним из них был гениальныйадмирал Федор Федорович Ушаков. Он и А.В. Суворов: вот два имени,непревзойденные в русской военной истории. Сорок кампаний провел прославленныйадмирал и не знал поражений. Он был честен и храбр, и Россия помнит его. Большинствоисследований были направлены на биографию Ф.Ф. Ушакова, долгое времяостававшуюся под завесой тайны, которая открылась только в конце XX века. Также существуют подробные описания морскихсражений, в которых принимал участие Ф.Ф. Ушаков. Именно они стали основой этойработы. Но о причинах побед великого адмирала упоминается лишь вскользь. Поэтомуглавная задача данного доклада — выявить и проанализировать особенностистратегии флотоводца и определить, какую роль сыграл его безусловный талант втактике ведения морского боя.
Морская тактика есть наука оморском бое. Она исследует вопросы о свойствах боевых элементов (войск, оружия,местности) и о выгоднейшем их употреблении в различных случаях[1].Выше морской тактики стоит стратегия. Она исследует все элементы войны,определяет размер потребных для войны средств и наилучшие способы воздействияна неприятеля, решает, какой ряд военных действий лучше приведет к цели.
Еще выше следует поставитьгосударственную политику, которая решает можно ли достичь цели без войны илинет, достаточно ли одной демонстрации, или же надо прямо начать военныедействия. Когда война начата, то стратегия укажет, где следует дать бой, атактика решит, как его повести. Дальнейшие указания дадут специальные науки: механика,артиллерия.
При такой систематизации всевоенно-морское дело охватывается соответствующими науками, и дело становится натвердый фундамент.
Для обстоятельного ответа навопрос было необходимо:
детально проанализироватькрупнейшие битвы флотоводцев
сопоставив полученныерезультаты, определить особенности стратегии каждого
выявить основные особенностиразвития флота в России и Англии
рассмотреть биографии Ф.Ф. Ушаковаи Г. Нельсона для определения роли адмиралов в развитии флота
выяснить, какую роль морскиепути играют в жизни людей
Ответом на все поставленныевопросы является данная работа.
1. Флот: его значение, особенности развития напримере двух держав.1.1 Геополитическая концепция морских путей
В истории существует одна оченьинтересная политическая концепция — геополитика. Согласно ней внешняя политикагосударства определяется в основном географическими факторами, положениемстраны. И для того чтобы правильно проанализировать морские сражения Ф.Ф. Ушаковаи Г. Нельсона, нужно понять, какое значение водные сообщения играли в жизнилюдей и государства.
Великая держава не может бытьвеликой, если она не имеет выходов к морю. Страна не может быть сильной, еслиона не имеет мощного, модернизированного и мобилизованного флота. Водасоединяет материки: если бы вместо нее расстилались поля, леса, пустыни, то сообщениемежду людьми было бы весьма затруднительным. Два поселения, если они разделеныдремучим лесом или горным хребтом могут не иметь никаких сообщений. В то жевремя «близко друг к другу» могут располагаться те населенные пункты,между которыми сотни миль воды. Большинство торговых путей проходит по воде иливблизи нее. И это могут быть не обязательно морские, но и внутриконтинентальныесообщения. Например, реки, озера, которые издревле играли огромную роль вперевозке людей и грузов.
Например, Древняя Русь, где рекииграли огромную роль. Днепр, Волга, Десна, Западная Двина, вытекавшие сВалдайской возвышенности, служившей главным водоразделом страны. Амногочисленные притоки этих рек превращались в разветвленную сеть, соединявшуюземли, ранее недоступные. На Руси реки помогли создать единое государство иконтролировать его огромную территорию.
Огромное значение длядревнерусского государства имел восточный торговый путь. Его осью были рекиВолга и Дон. Торговые караваны шли из полянских земель либо сушей до Дона, либоспускались вниз по Днепру в Черное море, затем плыли по морю мимо Крыма в Дон. Каквы видите, черноморский путь был важен для России даже в этот ранний периодзарождения государства. В том месте, где Волга и Дон текут близко друг от друга(сегодня там проложен Волго-Донской канал), торговые суда волоком перетаскивалииз одной реки в другую. Дальнейший путь шел вниз по Волге в Каспийское море, встраны Востока и на Кавказ.
Существовали торговые пути и вЦентральную и Южную Европу. Один из них шел по Днепру, Черному морю, а далее поДунаю в глубь Европы.
Большая глубина, ширина,протяженность крупных рек, их разветвленность, медленное равнинное течениеделали Россию страной удобных водных путей. Вода превращалась в постоянногоспутника жизни человека. На берегах рек и озер селились люди, на лодках иплотах плавали по водной глади, кормились рыбой. Одним словом, значение озер ирек в жизни человека полностью оценить невозможно. Но если пресные водоемы восновном устанавливают связь между людьми, живущими в одной стране, то море — «ниточка», соединяющая два далеких государства. Наглядный пример — знаменитый путь «из варяг в греки». Древнейшее торговое сообщение шлоот берегов Балтики («из варяг»), вдоль европейского побережья, поСредиземному морю до Рима, а оттуда в Константинополь («в греки»).
В XVIIIвеке выход к морю был необходим любой стране. Без него экономика государства немогла развиваться полноценно. Торгово-экономические отношениявнутриконтинентальных государств развивались замедленно. Морские пути былиглавным средством связи, транзитная торговля практически не развивалась. Втаких условиях постоянная борьба за выход к морю, за расширение сфер влияниялюбыми экономическими и внеэкономическими, силовыми методами является вполнеуместной.
1.2 Сравнительный анализ состояния военно-морскогофлота России и Великобритании
 1.2.1 Российский военно-морской флот
Русский военный флот существуетс древнейших времен. Военные флотилии появились еще в период образованиядревнерусского государства. В морском походе Олега на Византию в 907 годуучаствовало 2 тысячи ладей. С помощью судов с боевой оснасткой русский князьСвятослав разгромил хазароиудейский каганат.
Но основание регулярноговоенно-морского флота относится к эпохе Петра Великого. Весной 1688 года наПлещеевом озере доделывались корабли. В день приезда царя озеро вскрылось. Петрпохаживал, любопытствовал, нередко сам брался за топор — как простой плотник. Делоспорилось, и когда лед растаял несколько кораблей, в том числе 30-пушечный«Марс», сошли на воду.
Пройдет не так уж много лет, ибудут Азов, Гангут, Гренгам, но здесь на Плещеевом озере было положено начало. Нои озеро стало Петру тесным. Его неуемная натура рвалась к открытому простору. Наследующий год корабельные мастера переводятся в Архангельск на Белое море. Начинаетсястроительство судов на Соломбальской верфи.
Практически одновременно, сноября 1695 года, началось строительство судов на южных границах страны. Былисозданы верфи в Воронеже и окрестных местах. На берегах Дона, Вороны и другихрек, впадающих в Азовское море, начали сооружаться корабли. В результате, к маю1696 года на воду сошли 36-пушечные корабли «Апостол Петр» и «АпостолПавел», 4 брандера[2],23 галеры[3],1300 морских судов и стругов.
Вскоре Петр Iпринял указ о крупномасштабном строительстве морских судов. В результатепоявились так называемые кумпанства, представляющие собой объединениявладельцев, которые имели более 100 дворов крепостных крестьян. Именно они занималисьстроительством кораблей военного флота.
Долго размышляя над этимвопросом, я пришел к выводу, что на то время это был самый оптимальный выбор. ВедьРоссия находилась в состоянии войны с Турцией, и наличие флота было очень важно.Особенно ярко эта необходимость проявилось во время первого штурма Азова. Тогдарусская армия, по силам во много раз превосходящая противника, не смогла взятькрепость, потому что турки по морю свободно подвозили продовольствие иподкрепление. Поэтому, в отсутствии нужных специалистов, жертвуя качеством,Петр с помощью обычных крепостных смог крайне быстро создать достаточно большоеколичество кораблей. Можно сказать, что флот претерпел экстенсивное развитие.
В конце мая 1696 года русскаяармия вновь пришла к Азову и полностью окружила крепость. На Дону действоваларусская флотилия. Сначала казаки на небольших судах уничтожили турецкиекорабли, разгружавшиеся у стен крепости, потом русская эскадра вышла в море,где на рейде располагались тяжелые турецкие корабли с пехотой, запасамипродовольствия, снаряжением, и не позволила им войти в устье Дона. Турецкийгарнизон Азова, видя безнадежность положения, капитулировал.
В 1697 году Петр I совершил путешествие за границу. Целью его поездки былоосвоение опыта иностранных мастеров по производству судов. Вернувшись в Россию,он лично разработал чертежи 58-пушечного корабля «Гого Предистинация».
К весне 1700 года кумпанстваспустили на воду 40 парусных и 113 гребных судов.
Протяженность морских границРосси сейчас превышает 38 тысяч километров, а ее побережье омывается тремяокеанами и 13 морями. Но огромная по протяженности морская граница на севере всвязи с трудными климатическими условиями и ограниченными технологическимивозможностями того времени не играла практически никакой роли. Такжепрактического значения не имел и, столь важный в настоящее время, выход в Тихийокеан. Причины этого: неосвоенность Дальневосточного региона, а также политикаизоляции азиатских государств (Японии, Китая).
И напротив экономический иторговый центр находился в Европе. И для того чтобы верно рассмотреть созданиеРоссийского флота сначала я поставил задачу проанализировать и сравнить егоразвитие у ведущих европейских держав.
К началу XVIIIвека Европейский центр составляли три передовых государства: Англия, Голландияи Франция. Одной из главных причин такого успеха было наличие хорошо развитогофлота у каждой из стран. Особенно ярко эта черта проявилась у морской державы — Англии. Все особенности развития английского флота мы рассмотрим в следующемпункте.
Отличному вариант пути развитияфлота выбрала Голландия. Главным источником богатства этого маленькогоевропейского государства была посредническая торговля. Голландия извлекала своюпользу из продуктов всего мира. Она выступала посредником между потребностямивосточных и западных цивилизаций. И я считаю, что создание морской торговойсистемы при помощи флота стало главной причиной дальнейшего превращенияминиатюрной Голландии в финансовый центр Европы.
По моему мнению, наличиеразвитого флота у трех стран, составляющих центр, стало одним из субъективныхфакторов влияющих на развитие капитализма. Поскольку, как уже было сказано,полноценно развитые торгово-экономические отношения без флота существовать немогут. А ведь именно они приносят в государство что-то новое, способствуютмодернизации, без которой утверждение капитализма невозможно.
Проанализировав все вариантыразвития и значения флота в странах Европы, мы возвращаемся к России. Сопоставляявсе перечисленные факты и, открыв карту, мы приходим к выводу, что основноезначение в торговых отношениях Европы имели Балтийское и Черное моря.
Несомненно, Северная война и ееитог Ништадский мир, подписанный в 1721 году, имели для России огромноезначение. Ведь в результате этой войны страна получила столь необходимый, длянуждающегося в расширении внешних связей рынка выход в Балтику. Но не менееважной была необходимость выхода ко второму, более южному — Черному морю. Баталии,развернувшиеся на водных просторах этого моря, и являются объектом исследованияэтого доклада.
Татаро-монгольское нашествие наземли русских князей, произошедшее в XIII веке, сильноподорвало мощь военного судоходства на Руси. С этого периода выход к южнымморям для русичей был закрыт.
Но, вспоминая историю,перенесемся в 1700 год, когда в результате Азовских походов Петра I Россия отвоевала у Турции Запорожье и получила выход вАзовское море. Несколько позже, в 1774 году, по окончании первойрусско-турецкой войны, длившейся 6 лет, Российская империя получила земли междуДнепром и Бугом, Азов в устье Дона, Керчь и Еникале на восточной оконечностиКрыма, Кинбург у входа в Днепровско-Бугский лиман, на Северном Кавказе земли доКубани, а Крым становился независимым.
Но, с моей точки зрения,наиболее важной для черноморской истории России стала вторая русско-турецкаявойна, продлившаяся с 1787 по 1791 года. Эта война стала пиком развитиярусского черноморского флота и флота вообще. В баталиях, развернувшихся наводном пространстве, прославился наш земляк, знаменитый русский флотоводецФедор Федорович Ушаков…
1.2.2 Английский военно-морской флот
Как уже было сказано вовведении, английский военный флот существует уже очень долгое время. Егозначение в истории развития островного государства огромно. Англия создаламорскую колониальную империю, связь в которой поддерживалась с помощью флота.
В XVIIIвеке флот еще был целиком деревянным, ходил только под парусом и был вооруженпримитивными, заряжавшимися с дула пушками. Суда в Англии делились на шестьрангов в зависимости от их размеров и вооружения. К первому рангу относилисьсамые крупные корабли[4],несшие на борту более ста пушек. По нынешним понятиям их водоизмещение былосравнительно небольшим — 2000-2600 тонн, лишь изредка повышаясь до величиныпорядка 3000-3500 тонн, однако экипаж достигал солидной, даже по сегодняшниммасштабам, численности — 850-950 человек.
Суда второго рангаводоизмещением в 2000 тонн, с 90-98 пушками. Количество экипажа на таких судахдостигало 750 человек. Водоизмещение кораблей третьего ранга от 550 до 1100тонн, с числом пушек 60-80. Их экипаж составляли соответственно 160-350 человек.
Первые три ранга — самые мощныекорабли, участвовавшие в крупных сражениях. Они были тяжелы, с трудомманеврировали. Ход имели умеренный, на зато обладали самым мощным вооружением. Залподного борта обрушивал на противника ядра общим весом более тысячи килограмм.
Ко времени поступления Нельсонаво флот корабельная артиллерия находилась в застое: пушки по конструкции неотличались от своих предшественников столетней давности, точность, дальность иэффективность выстрела были явно недостаточными. В 1778 году английская фирма«Каррон компани» предложила орудие новой системы — его назваликарронада, которое имело более короткий ствол, но зато мощь выстрелазначительно превосходило огонь прежних пушек. Карронады были менее дальнобойны,однако на близком расстоянии разбивали борта вражеских кораблей и производилистрашные разрушения на палубах. К 1781 году уже около 400 английских кораблейбыли вооружены карронадами. Эти орудия весьма содействовали успеху английскогофлота в последовавших сражениях.
В последние три ранга включалисьболее мелкие суда. Все они выполняли во флоте вспомогательные задачи.
Строительство судов стоило оченьдорого, требовало большого количества высококачественной древесины. А в Англииуже давно были сведены почти все дубовые леса. Дерево для судов доставляли изСеверной Америки, Прибалтики, России. Крупные суда строились 5-7 лет, в ихпостройке участвовали сотни плотников и других рабочих, а также специалистовболее высокой квалификации. Государственные доки находились в Депфорде,Вулниче, Портсмуте, Плимуте и в некоторых других портах. Более трех тысячрабочих трудились на постройке судов, ими руководили сотни офицеров иинженеров, как их называли в то время «морских архитекторов»
В XVIIIвеке Англия вела активную внешнюю политику, направленную против Франции,Испании и населения североамериканских колоний, провозгласивших независимость. Всеэто требовало большого и сильного флота. В 1756 году в штатах военно-морскогофлота состояло примерно 50 тысяч человек, к 1780 году численность флотаувеличилась до 92 тысяч, а к 1802 году — до 129 тысяч. Большая часть военныхморяков набиралась из тех, кто был, так или иначе связан с морем: матросыторговых судов, рыбаки, речники. В военное время моряков, как правило, нехватало, и тогда при вербовке применяли силу.
Жизнь моряков в то время быланелегка. Однообразное, лишенное витаминов питание, скученность, недостаточнаягигиена имели своим неминуемым последствием массовые заболевания, которыетогдашняя медицина, как правило, не умела ни предотвращать, ни лечить.
Цинга стояла на первом месте вих ряду. Затем желтая лихорадка, особенно свирепствовавшая на судах, ходивших втропики. Нередки были случаи массового заболевания тифом.
При столь тягостных условияхжизни команд на кораблях дисциплина могла поддерживаться только самымижестокими мерами. Наказывали за малейшее непослушание, за неудовлетворительное,по мнению офицера, выполнение служебных обязанностей, за кражу, за пьянство иза многое другое. Любое неповиновение или угроза офицеру рассматривались какбунт.
В английском флоте, и этоестественно для классового государства, существовала огромная разница вусловиях жизни на кораблях матросов и офицеров. Даже самый низший офицерскийчин — лейтенант — жил в отдельной каюте. Каждый вечер офицеры обедали вкомфортабельной кают-компании. Корабельные коки готовили для них сложное иразнообразное меню. Столы накрывались нарядными скатертями, сервировалисьфарфоровой и серебряной посудой. У каждого офицера был слуга, стоявший во времяобеда у него за спиной.
До XVIIIстолетия одевались кто как хотел и мог. Но потом Адмиралтейство сталостремиться ввести единообразие. Прочно и надолго утвердился темно-синий цветформы.
Вот таким был английский флот ктому времени, как в него пришел Горацио Нельсон.
2. Два адмирала в боях за Отечество
Для того чтобы правильно понятьособенности стратегии адмиралов Ушакова и Нельсона, нужно вернуться к истокамих жизни. Очень важно понять, что толкнуло совершенно обычных мальчишек сделатьтакой выбор.
2.1 Жизненный путь Ф.Ф. Ушакова и Г. Нельсона
 2.1.1 Ф.Ф. Ушаков — адмирал от Бога
Полноценное изучение биографииФедора Федоровича Ушакова было проведено Владимиром Дмитриевичем Овчинниковым иВалерием Николаевичем Ганичевым. И документальная основа трудов этих ученыхзаслуживает полного доверия. Не соглашаться с этим причин у меня не было. А длятого чтобы провести собственные исследования в этой области ограниченныхвозможностей обыкновенного школьника явно недостаточно. Поэтому положимся напрежние достижения и позже перейдем к раскрытию главного вопроса.
В справочниках и энциклопедияхсведения о родине Ф.Ф. Ушакова противоречивы. В одном из первых исследованийбиографии «Жизнь адмирала Ф.Ф. Ушакова» Р. Скаловского утверждалось,что он родился в деревне Алексеевке Темниковского уезда Тамбовской губернии. Этаверсия, без ссылок на какие-то документы, утвердилась в целом ряде справочныхизданий и авторских работ. В других изданиях приводилось другое место рождения.Изыскания, проведенные Г. Шторном, А. Фирсовым, В.Д. Овчинниковым и другимиисследователями, позволяют утверждать, что Ф.Ф. Ушаков родился в 1745 году, 13февраля, в деревне Бурнаково Ярославской губернии[5].Эта версия, являясь наиболее доказательной, признана в России.
Большое влияние на выборпрофессии будущего флотоводца оказала великая русская река — Волга. Наверное,ее близость создавала атмосферу, определенным образом влияющую на людей. Ималенький Федор после многочасовых бесед с бывшим моряком, работающим у них намаяке, сам шел на Волгу и воображал себя великим мореплавателем. Кто знает,возможно, поэтому 15 февраля 1761 года Ф.Ф. Ушаков поступает в МорскойШляхетский Кадетский корпус. Спустя 5 лет Федор заканчивает это заведениечетвертым по списку.
После корпуса Ф.Ф. Ушаков былпроизведен в мичманы и в этом же году на пинке[6]«Наргин» совершил свое первое плавание вокруг Скандинавии доАрхангельска. В мирное время он, командуя четырьмя транспортными судами,доставлял лес рекой Дон в Таганрогский порт. Совершил плавание от Таганрога доКафы (Феодосия), нес вахтенную службу у Керчи. После был назначен капитаномкорабля «Модон» и в составе эскадры крейсировал в Азовском и Черномморях.
В 1775 году будущий адмирал былпереведен из Азовской флотилии в Санкт-Петербургскую корабельную команду, гдеон был произведен в капитан-лейтенанты. Но жизнь его сильно не изменилась. Восновном он занимался тем, что доставлял в Петербург лес из Рыбинска и Твери.
В 1776 году Ф.Ф. Ушаков нафрегате[7]«Северный орел» совершил переход по маршруту: Копенгаген — Английскийканал — Атлантический океан — Гибралтар — порт Магон — Ливорно. По прибытии вЛиворно он был назначен командующим фрегатом «Святой Павел». Командуяэтим кораблем, Ф.Ф. Ушаков, несколько позже совершил Средиземный поход. Онпосетил Дарданеллы, Константинополь, Гибралтар, Ливорно, проплыл черезМраморное море.
По возвращении он был назначен капитаном64 пушечного корабля «Виктор». На этом корабле Ф.Ф. Ушаков совершилновый переход от Кронштадта до Ливорно, после чего был произведен в капитанывторого ранга. В Кронштадте будущий адмирал также проводил ходовые испытанияфрегатов «Проворный» и «Святая Мария».
В июне 1783 года Ф.Ф. Ушаковвновь переведен на Черноморский флот, где был назначен командиром вновьпостроенного корабля «Святой Павел» (в Кронштадте он уже командовалкораблем с таким названием). Он был произведен в капитаны первого ранга. Послеэтого боролся со вспыхнувшей на побережье Черного моря эпидемией чумы.Ф. Ф. Ушаков,не обладавший медицинским образованием, не имел возможности применить какие-тоновые способы и лекарства. Но его упорство и трудолюбие помогали вполне успешнобороться с этой страшной болезнью. За действия, проведенные в борьбе с чумой, Ф.Ф.Ушаков награжден орденом Святого Владимира четвертой степени. После этогорусский флотоводец на корабле «Святой Павел» совершил переход отХерсона до Севастополя, находился в составе Севастопольской эскадры. Былпроизведен в капитаны бригадирского ранга.
Пожалуй, на этом мирная жизньбудущего адмирала закончилась.3 июля 1788 года в своем первом сражении у островаФидониси Ф.Ф. Ушаков нанес поражение турецкому флоту. Но это вопрос, которыйразрешит третья глава.
Наша работа затрагивает лишьосновные сражения флотоводца за Черное море. Но нельзя забывать и о том, что в1798-1800 годах Ф.Ф. Ушаков участвовал в Средиземноморской кампании в борьбе сфранцузской агрессией.
В 1798 году Ф.Ф. Ушаков вышел сэскадрой из Севастополя, для соединения с турецким флотом в Константинополе. Извечныйвраг русского флотоводца теперь стал его верным союзником. Ф.Ф. Ушаков, назначенныйкомандиром объединенной русско-турецкой эскадры, проплыл через Дарданеллы ивышел в Средиземное море. Его цель — совместное освобождение Ионическихостровов.28 ноября Ф.Ф. Ушаков штурмом взял остров Цериго, 21 декабря — островЗанте. Но впереди стояла неприступная крепость острова Корфу.
С давних времен Корфу считалсяключом к Адриатике, и всякий старался овладеть им. Поэтому за свою многовековуюисторию он был основательно укреплен венецианцами. Французы, захватившие островв 1797 году, сделали его практически неприступным. К началу осады на Корфу было650 орудий и трехтысячный гарнизон с запасом вооружения и продовольствия. Сморя главную крепость прикрывали два острова — Видо и Лазаретто. причем на Видонаходились мощные укрепления с пятью большими батареями крепостных орудий и 500человек гарнизона.
18 февраля 1799 года началсяштурм острова Видо. В это же время отряд капитана Кикина высадился на севереострова Корфу и взял форт Мандукио. Десант высадился и на южной части острова,но успешными действиями отряда французов, вышедших из главной крепости, он былвыбит с занятых позиций. Тем временем северный отряд взял форты Авраам иСвятого Рокка, после чего разбил отряд французов, возвращавшихся с юга, ивплотную подошел к главной крепости.
В это время на Видо событияразворачивались весьма успешно для русского флота. Из-за плотногоартиллерийского обстрела французы были вынуждены отойти вглубь острова. Французскийкапитан Женере на своем корабле храбро прорвался через строй турецких кораблейпод командованием Кадыр-бея и ушел за подмогой. Но корабли, высланныефранцузским правительством на помощь, повернули назад, узнав о незавидномположении дел на Корфу.
Два линейных корабля подкомандованием капитана Сенявина разгромили несколько боевых судов, вышедших изгавани Корфу.Ф. Ф. Ушаков и Кадыр-бей, к тому времени, высадились напротивоположных концах острова Видо и, выбив противника с занимаемых им ранеепозиций, окружили его в центре. Гарнизон острова Видо капитулировал. Командующийфранцузскими войсками дивизионный генерал Шабо, узнав об этом, отправил к Ф.Ф. Ушаковуделегатов для подписания капитуляции.
Взятие кораблями острова Корфуявилось невиданной для того времени победой. Рухнула еще одна догма, согласнокоторой флот мог лишь блокировать приморские крепости.
За взятие острова Цериго Ф.Ф. Ушаковбыл награжден бриллиантовыми знаками к имеющемуся у него ордену СвятогоАлександра Невского, за Занте — орденом Святого Иоанна Иерусалимского. Завзятие крепости Корфу — произведен в адмиралы.
Необходимо также упомянуть отом, что в 1790 году Ф.Ф. Ушаков был назначен командующим Черноморскимкорабельным флотом, в 1791 — старшим членом Черноморского адмиралтейскогоправления. После этого он руководил строительством Севастополя, расположенногона Крымском полуострове, отвоеванного Россией у Турции.
После Средиземноморской кампанииадмирал составлял исторический, материальный и финансовый отчеты о проделаннойработе.
В 1802 году Ф.Ф. Ушаков вновьпереведен на Балтику главным командиром гребного флота. Стоить отметить, чтодолжность была явно не по его рангу, и человек, столько сделавший для Родины,заслуживает больших почестей. Ответ на этот вопрос, скорее всего, стоит искатьв неприязни нового императора Павла I.
17 января 1807 года адмиралУшаков уволен в отставку в возрасте 62 лет. После увольнения Ф.Ф. Ушаковпоселился в Тамбовской губернии. Во время Отечественной войне 1812 года былизбран дворянством Тамбовской губернии начальником создавшегося народногоополчения. После войны проводил жертвования на излечение солдат-калек.
В сентябре 1817 года Ф.Ф. Ушаковскончался в своем имении. Он погребен в Санаксарском монастыре Темниковскогоуезда Тамбовской губернии.
Ф.Ф. Ушаков прожил долгую иинтересную жизнь, которая не раз менялась коренным образом. Но всегда его судьбабыла неразрывно связана с морем.
 2.1.2 Г. Нельсон — гордость нации
Горацио Нельсон родился 29сентября 1758 года в доме приходского священника Эдмунда Нельсона. Приходназывался Борнем-Торп и находился в сельской местности на побережье Северногоморя. У Г. Нельсона священником был не только отец. К числу священнослужителейпринадлежали также оба его дяди, два их брата, восемь двоюродных братьев и двародных брата самого Горацио. Нельсоны основательно упрочились в церковных сферах.Это давало общественное положение и обеспечивало сравнительно безбедноесуществование.
Горацио исполнилось десять лет,когда умерла его мать. У нее был твердый характер и воля — эти черты Горациоунаследовал именно от матери. Кэтрин Нельсон всегда любила море и восторгаласьморяками… Естественно, что этот интерес передался и Горацио. В семье многоговорили о том, что его родной дядя Морис Саклинг участвовал в сражениях спревосходящими силами французского флота. Слушал мальчик и другие семейныерассказы о героических подвигах своих предков на морях. Все это возбуждало иподогревало его мечты о морской службе.
Многие десятилетия напряженнойБорьбы с Францией сформировали соответственные убеждения многих английскихсемей, и в том числе Нельсонов. Для них французы были естественными врагами.
1 января 1771 года Горацио былвключен в список членов экипажа корабля «Резонабл» («Разумный»)мичманом. В этот момент ему было 12 лет и 3 месяца. Военно-морская службабудущего адмирала началась с самого младшего из офицерских чинов в британскомфлоте. Стоит отметить, что у Горацио было слабое здоровье и очень незавидныефизические данные. Он поступил на службу только благодаря его дяде, капитануСаклингу, который был капитаном этого корабля.
До ухода на флот Нельсон посещал,хотя и недолго, начальную школу в Норидже, где жили его родственники. Затем втечение в течение года учился в частной школе в Норс Уэлшим. И этимограничилось его образование. Более значительного он не получил. Нельсонвпоследствии пополнил существенно свои знания путем самообразования. Однакописал он с ошибками, не соблюдая правил грамматики. В этом отношении он не былисключением в среде английских офицеров. Все они начинали службу на корабляхрано, а, следовательно, преждевременно бросали школу.
Горацио всегда проявлялвыдающиеся способности и усердие по службе. Но этого было мало. Англия в XVIII веке была поражена коррупцией во всех звеньях, и флотне являлся исключением. Требовалась поддержка сверху. И здесь капитан Саклингнеизменно играл свою положительную роль на начальном этапе военно-морскойслужбы Нельсона. Его рука не только помогала двигаться по ступенькам служебнойлестницы без препятствий, но и обеспечивала быстрейшее, чем этопредусматривалось правилами и традициями продвижение.
С самого начала карьера Нельсонаразвивалась, нарушая сложившиеся правила, регулирующие продвижение офицеров. Онне мог быть взят на корабль ранее пятнадцатилетнего возраста и, тем не менее,начал свою службу с двенадцати лет. Его нельзя было назначать мичманом до того,как он прослужил на море четыре года, он же стал мичманом, не прослужив ниодного дня. Экзамены на диплом лейтенанта разрешалось держать по достижениидвадцати лет, а Нельсон держал их в восемнадцать.
В 1772 году Саклинг назначилГорацио на подчиненное ему небольшое судно, действовавшее в устье Темзы. Именнотогда Нельсон приобрел хороший опыт и знание лоцманского дела, неутомимолавируя между запутанными и капризными мелями в нижнем течении Темзы и привпадении ее в море. Полученные знание очень пригодились ему в дальнейшем.
В 1773 году Нельсон принялучастие в полярной экспедиции. Два военных корабля были направленыАдмиралтейством на север, в сторону полюса. Но суда оказались затертыми вольдах. Пришлось остаться на зиму. Но с ее окончанием положение не исправилось. Когдакапитан хотел уже приказать покинуть корабль и двигаться пешим ходом, внезапноподул благоприятный ветер и суда смогли выбраться из ледяной ловушки.
После этого Горацио совершилплавание к берегам Индии, где переболел малярией. Вскоре Нельсон сдалнеобходимый экзамен и получил чин лейтенанта. Был назначен командиром шхуны,приданной фрегату «Ловестов», и на ней прошел через многие проливы,разделяющие острова Карибского моря.
В июне 1779 года Нельсонаназначили капитаном фрегата «Хинчинбрук». На нем Горацио плавал уберегов Индии, Северной Америки, в Карибском море. Будущий прославленныйадмирал участвовал в типичных для того времени пиратских налетах и грабежах. Заболелдизентерией и был вынужден вернуться в Англию.
В 1783 году Горацио совершилпутешествие во Францию, с целью изучить французский язык. После этого былназначен капитаном фрегата «Бореас». На нем Нельсон отправляется вВест-Индию, на остров Барбадос, под командование адмирала Хьюза. Там онпознакомился с крупным плантатором Нэвис Джоном Гербертом и вскоре женился наего племяннице Френсис Нисбет.
В июле 1787 года Горациовернулся на Родину. Корабль был списан и капитан остался без работы. Это былосамое тяжелое для Нельсона время. И дело даже не в том, что они с женой испытывалиматериальные затруднения. Горацио было очень тяжело без моря. Он часто ездил вАдмиралтейство и просил дать ему любой, даже самый плохой корабль. Но послеконфликта с адмиралом Хьюзом, когда Нельсон проявил неповиновение, егоотношения с членами Адмиралтейства испортились.
Но в 1793 году началасьангло-французская война, и отношение к молодому капитану резко изменилось. Емубыли принесены извинения за то, что долгое время он оставался без дела. Нельсонбыл назначен командиром 64-пушечного корабля «Агамемнон» и вошел вэскадру адмирала Худа. С этого времени жизнь прославленного адмиралапрактически не возвращалась в мирное русло. Но Горацио считал это время самымсчастливым в своей жизни. Будут Сан-Винсент, Абукир, Копенгаген, но это всетема второй части работы. Горацио Нельсон так и погиб, 21 октября 1805 года умыса Трафальгар, исполняя свой долг.2.2 Сравнение военных тактик, использованных вважнейших сражениях
Уничтожение неприятельскойэскадры может иметь огромное стратегическое и политическое значение. Уничтожениесудов поодиночке производит на противника нравственное впечатление, но потерядесятка судов в одиночных боях не произведет такого впечатления, как потеряэскадры, хотя бы число кораблей в ней и было менее. Для искусного ведения боянужен врожденный талант. Человек, изучивший все правила войны, может оказатьсяне на своем месте в деле руководства сражением, но и талантливый человек,никогда не изучавший предстоящего ему дела, будет не на месте, и, разумеется,только соединение таланта с должными нравственными качествами, знанием иумением может дать то, что требует война.
В этой части мы переходим кглавной задаче этой работы: выявлению, анализу и сравнению боевых тактик двухадмиралов. Для этого нами были тщательно разобраны крупнейшие битвы Г. Нельсонаи Ф.Ф. Ушакова. Были составлены подробные схемы морских сражений. Составлениесхем проходило через анализ описаний морских битв[8],тщательный разбор документов. Далее, по собственным схемам, была выявлена ипроанализирована тактика двух флотоводцев. Параллельно с этим анализироваласьлинейная тактика, наиболее популярная в то время, которую в основномиспользовали противники Ф.Ф. Ушакова и Г. Нельсона, рассматривались ееособенности, выявлялись недостатки. Нами были взяты по два сражения каждогоадмирала (хотя у каждого их было гораздо больше), на мой взгляд, наиболеезначимые и показательные. У Ф.Ф. Ушакова это Фидониси и Калиакрия. У Г. Нельсона- Абукир и Трафальгар. Первоначально были еще Тендра и Санта-Крус, но из-заограниченности объема работы эти два сражения были убраны.
Теперь о сравнении. Онопроходило попарно. Стоит отметить, что также в работе соблюдаетсяхронологический и возрастной параметры, то есть бою молодого Ф.Ф. Ушаковасоответствует ранняя битва Г. Нельсона. Именно это, а также одна эпоха, вкоторую воевали адмиралы, позволяют нам в полной мере сопоставлять всеособенности ведения боя двух великих флотоводцев. Благодаря такому планусравнения, в заключении будут выявлены все отличия тактик Ф.Ф. Ушакова и Г. Нельсона.
 2.2.1 Фидониси — первый бой
Ф.Ф. Ушаков воевал в одну эпохус великими русскими полководцами. П.А. Румянцев, Г.А. Потемкин, А.В. Суворов: всеони, безусловно, оказали влияние на флотоводца. И то, что флот действовалскоординировано и едино с сухопутной армией стало одной из причин будущих побед.
В августе 1787 года Турция,потребовав возвращения Крыма, ухода русских войск из Грузии и получив отказ,объявила России войну. Османская империя до 1700 года контролировалапрактически все побережье Черного и Азовского морей. Менее чем за век онапотеряла большую часть этих территорий. Не желая с этим мириться, она вновь ивновь объявляла Российской империи войну. И, несмотря на то, что условия подчасскладывались весьма благоприятные (зачастую России приходилось воевать сразу надва фронта), Турция теряла все больше и больше.
Вполне естественно, что борьбаза акваторию Черного моря в основном решалась именно в морских сражениях. Посленеудачной высадки десанта в Кинбурге и разгрома в Лимане главнокомандующимтурецкого флота был назначен, вернувшийся из египетского похода капудан-паши (полныйадмирал) Эски-Гассан.28 июня 1788 года он покинул Очаков и двинулся навстречу Севастопольскомуфлоту. К этому времени он получил подкрепление и его флот состоял из 17линейных кораблей, 8 фрегатов, 3 бомбардирских кораблей и 21 шебеки. Черноморскийфлот, под командованием контр-адмирала М.И. Войновича, вышел 18 июня изСевастополя. Он состоял из двух линейных кораблей, 11 фрегатов и 23 болеемелких судов. Авангардом в этой эскадре командовал капитан бригадирского рангаФ.Ф. Ушаков. Из-за постоянно меняющегося ветра корабли не могли начать бой,следуя друг за другом до острова Фидониси.3 июля, когда подул северный ветер,стало понятно — бой неизбежен
Эски-Гассан стал вытягиватькорабли в линию. Выстроив все линейные корабли впереди, он хотелвоспользоваться боевым преимуществом (2 русских линейных корабля против 17турецких). Фрегаты и шебеки держались несколько выше. Турецкийглавнокомандующий прибавил ходу, стремясь обогнуть турецкий флот и окружить его.Но Ф.Ф. Ушаков разгадал замыслы противника и пошел на него. В результатепроведенных маневров авангард Ушакова оказался ближе всего к противнику. Завязалсябой Гассан поставил против «Святого Павла» на котором находился Ф.Ф. Ушаковсамый большой 80-пушечный корабль и два 60-пушечных, а сам с двумя передовымикораблями бросился на идущие впереди фрегаты «Берислав» и «Стрела».Но турецкий паша слишком растянул строй. На своем корабле, получив большиеповреждения, он смог прорваться назад в строй. А оба передовых турецких корабляоказались отрезанными и были вынуждены спасаться бегством. Другие кораблиавангарда не могли повернуться к русским бортом и дать отпор, поскольку сзадинапирали другие суда. Видя безнадежность создавшегося тупика, корабликордебаталии и арьергарда стали поворачивать назад. А разгромленные кораблиавангарда стали спасаться бегством.
Ф.Ф. Ушаков в этой битвекомандовал лишь авангардом. В результате же, следуя впереди, он фактическиуправлял всем флотом. Эта битва была первым ударом по канонам линейной тактики.Противник, имеющий в 8 раз больше кораблей, чем русские был разгромлен. И винойтому не Эски-Гассан. Он лишь жертва устоявшихся традиций: делал все так, как ибыло запланировано. Закон линейного боя был суров. Каждый корабль в боевомпостроении имел свое ранее запланированное место и вел огнь только по одной,ранее намеченной цели. Такой вариант имел свои преимущества: прежде всегоогневая мощь, практически идеальный порядок в боевом построении. Но он имел инедостатки, которые русский флотоводец умело использовал и доводил до полнойпобеды. Ради мощи турецкая эскадра жертвовала, прежде всего, скоростью иманевренностью. Ее действия были предсказуемы. Ф.Ф. Ушаков, напротив,предпринимал нестандартные действия, которые разрушали боевой порядокпротивника. Так случилось и у острова Фидониси.
Русский флотоводец, не желаямириться с таким раскладом, не стал вытягиваться в линию, параллельнуютурецкому флоту. Он врезался в боевое построение турок, внеся туда хаос. Из-застеснённости противник не мог повернуться к русским бортом. Началась паника. Авпереди проплывали всё новые и новые русские корабли и с бортов, максимальнымколичеством пушек громили носа турецких кораблей. Боевой порядок Гассана былразбит.
В отличие от предыдущих победсражение при Фидониси не имело существенного влияния на дела всей компании,поскольку практически всем турецким кораблям удалось скрыться. Но оно былопримечательно в другом. Впервые в открытом морском сражении малочисленныйрусский флот одержал победу над значительно превосходящими силами противника. Ктому же в этом сражении произошла первая проба стратегии Ф.Ф. Ушакова. Уострова Фидониси флотоводец, несмотря на то, что он командовал лишь авангардом,начал экспериментировать с основами линейной тактики. Появляются особенностиведения боя Ф.Ф. Ушакова. Они складывались в его собственную тактику — одну изсамых известных тактик во всем мире. Это сражение явилось началом концатурецкого владычества на Чёрном море и, вместе с тем, началом расцветароссийского военно-морского искусства.
 2.2.2 Абукир — первая большая победа
После разгрома Северной ИталииНаполеон стал сосредотачивать войска на побережье Средиземного моря. Поползлислухи, что следующая цель французов — Англия. Между тем Наполеон, собравзначительное войско, и, посадив его на корабли, внезапно захватил Ионическиеострова. Продолжая дезинформировать своих противников, он двигался к Мальте. Английскийконтр-адмирал Г. Нельсон тем временем прибыл в Александрию очень удивился, ненайдя там французского флота. Если бы он подождал еще один день, то французысами бы на него напоролись. Но флотилии противников разошлись, и на следующийдень после отбытия Нельсона Наполеон высадился в Александрии. После этого оннаправил свою эскадру во главе с вице-адмиралом Полем Брюйесом в Абукирскийзалив. Эскадра Нельсона тем временем дошла до Сиракуз и, получив тамподтверждение о следовании Бонапарта в сторону Египта, взяла обратный курс.
Разведывательное судно донеслоНельсону, что в Александрийском порту неприятеля нет. Англичане начали ужепредполагать, что вновь разошлись с французами, как вдруг с находившегося ближевсех к Абукирской бухте линейного корабля «Зилоус» доложили, чтообнаружили в ней множество стоящих на якоре кораблей.
Направляясь к бухте, вход вкоторую был достаточно широк, Нельсон решил атаковать авангард и центрфранцузской эскадры, пользуясь попутным ветром. С правого крыла эскадры наострове Абукир находилась береговая батарея, состоящая из нескольких орудий. Весьфранцузский флот стоял на якоре, построенный в линию, протяженностью примерно вмилю. Он состоял из 13 линейных кораблей и представлял из себя изогнутую линию.Ближе к берегу находились еще четыре фрегата. Акватория вокруг французскойэскадры была окружена мелями, не позволяющими кораблям подходить к берегу ближетрех миль.
Нельсон стал обходить частьфранцузской эскадры со стороны моря. Появление англичан стало полнойнеожиданностью для французов. Большая часть экипажей их кораблей находилась наберегу.
Обнаружив англичан, французскиефрегаты и шлюпки стали пытаться развозить людей по кораблям. Но большей частитак и не удалось добраться до эскадры. Брюйес выслал навстречу британскойэскадре два брига, чтобы ложным маневрированием навести англичан на мель уострова Абукир. Но эта хитрость не удалась.
11 британских кораблей шли,построившись в линию. Еще два, посланные Нельсоном для разведки на некоторомотдалении от основной эскадры.
Наблюдая за приближениемнеприятеля, Брюйес понял, что сражение состоится в этот же день и, не имеядостаточного количества матросов для ведения боя под парусами, все же решилпринять его на якоре.
Англичане, обойдя французскийавангард, открыли по нему огонь. Одновременно с этим был нанесен удар по центруфранцузской линии. Французская эскадра была окружена, но, несмотря на этокорабли продолжали храбро защищаться.
С особым упорством билсяфранцузский флагман. Вице-адмирал Брюйес еще в начале сражения получил раненияв лицо и руку, но продолжал оставаться на мостике. Вскоре он был тяжело ранеосколком ядра и вскоре скончался. После смерти адмирала наступил самыйдраматический момент боя. Французский флагман «Ориен» загорелся ичерез час взорвался.
Около 11 часов французскаяэскадра была разбита. Победа Нельсона была полной. Из 13 французских кораблейодин был взорван, восемь захвачены, два обратились в бегство. Это была перваякрупная победа Г. Нельсона. Она была чрезвычайно важна и для него и для всейАнглии. Абукирское сражение сорвало столь удачно начавшуюся египетскую кампаниюНаполеона.
 2.2.3 Калиакрия — совершенная победа
К декабрю 1791 года Турцияоказалась на грани катастрофы. Несколько крупных поражений турецкого флотапоставили его в весьма затруднительное положение. Во время этого затишьяосновные действия вновь переместились на сушу.11 декабря турецкие войска подкомандованием А.А. Суворова штурмом взяли крепость Измаил. Эта была одна изсамых кровопролитных битв за всю предыдущую историю войн. С турецкой стороныбыло убито около 31 тысячи человек и до 10 тысяч взято в плен. С нашей стороныпало около 2 тысяч убитыми и более 2,5 тысяч ранеными.
Падение такой мощной крепости,какой являлся Измаил, потрясло всю Турцию. Командующего турецкими войскамиЭски-Гассана объявили в измене и казнили. Так бесславно закончил жизнь бывшийглавный противник Ф.Ф. Ушакова. На его место был назначен вызванный из АлжираСаид-Али. Султан всячески обласкал его, наградил новым рангом и золотом. Командующийфлотом Гуссейн, напротив получил несколько упреков. Все это обострило отношениямежду двумя турецкими флотоводцами.
К декабрю 1791 года Турцияоказалась на грани катастрофы. Несколько крупных поражений турецкого флотапоставили его в весьма затруднительное положение. К тому временивоенно-политическая обстановка заметно изменилась в пользу России. После взятияАнапы, 22 июня турецкая сторона была вынуждена начать переговоры о перемирии.
Ф.Ф. Ушаков, не имея этихизвестий, на корабле «Святой Павел», 28 июля вышел из Севастополя. Подего командованием находилась эскадра, состоявшая из 16 линейных кораблей, 2фрегатов, 2 бомбардирских кораблей и 19 мелких судов.
31 июля 1791 года турецкий флотстоял на якоре мыса Калиакрия. Турки считали, что на этой территории русскихкораблей быть не может и в тот день спокойно праздновали Курбан-байрам. Внезапнопоявившийся из-за мыса контр-адмирал Ф.Ф. Ушаков заметил, что его появлениеявилось здесь полной неожиданностью. Турки стали спешно рубить канаты иотходить под защиту береговых батарей. В это время русский флотоводец решилсяна отчаянный шаг. Он повел свой флот между кораблями и, беспрестанно палящей,береговой артиллерией. При этом была задействована максимальная огневая мощькораблей. Одним бортом русские суда расстреливали турецкие корабли, другимбереговую батарею Противник, не успевший выстроиться в боевую линию, былвынужден отступить, поменяв направление движения. Среди турецких кораблейначалась паника, при выходе в море несколько из них столкнулись и получилиповреждения. Это был блестящий маневр, обессмертивший имя Ф.Ф. Ушакова. Правда,об этом многие историки и тактики постарались забыть, не вспоминать, приписатьего адмиралу Г. Нельсону, совершившему подобный маневр лишь семь лет спустя, в1798 году, у мыса Абукир. Но факт остается фактом: первым этот маневр применилрусский адмирал.
Ф.Ф. Ушаков, быстро заставившийзамолчать береговую артиллерию, бросился вдогонку за противником. К томувремени из замешательства турок вывел Саид-Али. Он вывел свой корабль вперед истал строить линию. Гуссейну не оставалось ничего, как занять свое место вбоевом построении алжирца. Русская линия двигалась параллельно турецкой, но снекоторым отставанием, и Саид-Али решил этим воспользоваться. Он сталрастягивать линию, чтобы обогнуть русские корабли, окружить и расстрелять их. Опятьта же ошибка, что и при Фидониси. И опять те же нестандартные действияконтр-адмирала Ф.Ф. Ушакова. Двигаясь во главе авангарда, он стремительно сближаетсяс врагом и, нанеся мощные контрудары в определенную точку, разрывает турецкуюлинию. Несколько турецких кораблей оказались отрезанными от остального флота. Вих числе был и Саид-Али. Его корабль с многочисленными повреждениями смогпрорваться назад, внутрь строя. Боевой порядок в построении был смят. Турецкиекорабли из-за своей многочисленности не могли развернуться к русским бортом. Туркибыли стеснены настолько, что сталкивались и стреляли друг в друга. Лишьнаступившая темнота и пороховой дым, заволокший поле боя, помогли им скрыться.
Победа у мыса Калиакрия явиласьбеспримерным событием. Русский военный флот после Чесменского сражения не зналтакой крупной победы. После Калиакрии турецкий флот оказался в критическомположении. Только через месяц жалкие остатки некогда сильного флота вернулись вКонстантинополь. Из 78 судов не хватало 18.
Боеспособными остались не болеедесятка. Флагманский корабль Саида-Али, войдя на рейд, на виду у всех сталтонуть и просить о помощи. Сама Турция была на грани банкротства. Казна былапуста, экономика расстроена и еще довольно продолжительный промежуток временистрана не могла восстановиться.
Султан был настолько пораженувиденным разгромом турецкого флота, что поспешил немедленно заключить мир сРоссией.22 декабря 1791 года в Яссах договор был подписан. Россия по немуполучила земли между Бугом и Днестром, Крымский полуостров, Тамань, восточноепобережье Азовского моря. Подтверждались условия Кючук-Кайнаджирского трактата.Российские суда получили право проходить через проливы Босфор и Дарданеллы.
Таким образом, благодарядействиям адмирала Федора Федоровича Ушакова к России отошло практически всеСеверное Причерноморье, и она укрепилась на южных границах государства.2.2.4 Трафальгар — триумф и смерть
После провала египетскойкампании французский флот оказался в весьма затруднительном положении. Большинствовоенных судов были разбросаны по разным портам. Но, несмотря на это, французами испанцам удалось скоординировать свои действия и сосредоточить большуюэскадру в Кадисе. У союзников в Кадисе находилось 33 линейных корабля — 18французских и 15 испанских. Кроме того, в их распоряжении находилось 3французских фрегата и 2 брига. Нельсон располагал лишь 27 линейными кораблями. Поколичеству орудий англичане также уступали союзникам.
19 октября 1805 года Вильневначал выводить свой флот из порта. Вывод франко-испанских кораблей из Кадисазатянулся на два дня. Англичане тщательно наблюдали за выдвижением противника истарались занять более выгодную для боя позицию. Линия Нельсона шла несколькопозади, чтобы в случае чего отрезать робкому Вильневу обратный путь в Кадис. Французы,стараясь избежать встречи, растягивались в линию и жались вдоль берега. Параллельноедвижение двух эскадр длилось до того времени, пока путь французам не перекрылмыс Трафальгар. Поднявшись на север, Вильнев напоролся на английскую эскадру,которая внезапно ушла выше. Но, совершив разворот и перестроившись, Нельсонначал внезапное наступление по ветру в ордере двух колонн. Зыбь на водепомешала французам выстроить идеальную линию. Получилось что-то вродеполумесяца. В центр этого полумесяца и направлялся Г. Нельсон. Его цель — прорвать боевое построение врага, отрезать корабли авангарда и арьергарда, асуда кордебаталии окружить и расстрелять. Английский адмирал шел на большойриск, поскольку при неудаче прорыва построение британской флотилии было быразбито, корабли не смогли бы внезапно развернуться и уйти, а французскийполумесяц мог бы сомкнуться в гибельное кольцо, окружить и расстрелять судаангличан. Но риск оказался оправданным. Линия Коллингвуда легко прорвалалинейный строй французов и отрезала авангард. Линия Нельсона попыталась сделатьто же самое. Но в самом разгаре боя ветер внезапно стих. Английский флагман«Виктори» притормозил как раз напротив огромного 130-пушечногоиспанского корабля «Сантис Сима Тринидад» и французского «Буцентавра»,где находился Вильнев. К сожалению, от ветра, во времена парусного флотазависело очень и очень многое. Остальные же корабли линии Нельсона вполнеуспешно пробили построение врага. Французские корабли были окружены, нопродолжали весьма храбро защищаться, а, видя флаг главнокомандующего, бьют покораблю с особым усердием. Вот уже вся палуба «Виктори» заваленатрупами. И вдруг капитан корабля Харди увидел, что Нельсон, только что стоявшийрядом с ним, падает на левый бок. Наклонившись над раненым, сквозьоглушительный шум боя Харди слышит: «Наконец они меня доконали».
Пуля, пущенная французским унтерофицером, попала эполет, прошла через левое плечо, легкое, позвоночник изастряла в мускулах спины. Адмирала снесли вниз, где уже находилась массараненых. Врач стремился лишь облегчить его предсмертные муки, но, несмотря настрадания, Нельсон продолжал тревожиться об исходе сражения. То и дело онтребовал к себе капитана Харди, а тем временем бой продолжался. И только черезчас после ранения адмирала, окруженные французы, дрогнули. Адмирал Вильневспустил свой флаг и сдался в плен. «Буцентавр» капитулировал. Вследза ним один за другим сдавались французские и испанские корабли. К концу боябыли уничтожены или взяты 18 кораблей противника. Нельсону доложили о победе ичерез несколько минут он скончался…
В сражении у мыса Трафальгар Г. Нельсоннаходился в расцвете своих сил и таланта. Здесь он применил новые, еще болеесовершенные приемы, еще больше отдалился от канонов линейной тактики. Онизбавился от своей излишней эмоциональности и бездумного риска. Адмирал сумелсвоими маневрами полностью запереть вражескую флотилию, отрезать им все пути кбегству. В результате французы и испанцы лишились 18 линейных кораблей (если выпомните, то в сражении у мыса Калиакрия Ф.Ф. Ушаков уничтожил всего лишь одинлинейный корабль). Это была подлинная катастрофа. Но в этом бою Англия лишиласьсвоего героя. Адмирал Горацио Нельсон умер, зная, что в своем последнем бою онодержал большую победу.
Заключение
В этой работе мы постаралисьвыявить и проанализировать все особенности стратегии двух великих адмиралов: ФедораФедоровича Ушакова и Горацио Нельсона. Было разобрано огромное количествоматериалов и документов, составлены подробные схемы морских сраженийфлотоводцев. Все это и позволило нам сделать следующие выводы.
Тактика Ф.Ф. Ушакова отличаласьот обыденной линейной, хотя русский адмирал и не отходил от ее канонов. Онсохранял боевое построение кораблей в линию, что позволяло ему использоватьмаксимальную огневую мощь кораблей. Адмирал давал командирам в своей флотилиинекоторую свободу в действиях, позволявшую его флоту быть более быстроходным иманевренным. Зачастую он применял совершенно нестандартные для флота приемы,разрушал установившиеся традиции ведения боя. Например, выделял из легкихбыстроходных кораблей резерв, не положенный во флоте, или проводил флотилиюмежду кораблями противника и береговой артиллерией (мыс Калиакрия). Его козырембыли скорость и маневренность, благодаря которым легкие быстроходные фрегатыоказывались в более выигрышном положении, нежели чем тяжелые, но мощныелинейные корабли.Ф. Ф. Ушаков сам проводил обучения всех матросов и солдат,поступавших к нему во флотилию. Благодаря этому корабли, находящиеся под егокомандованием, двигались быстрее, а стреляли прицельнее. Его капитаны моглинайти выход практически из любой ситуации, так же как и он, обладали хорошимстратегическим мышлением. В битве главной целью Ф.Ф. Ушакова всегда былфлагманский корабль. При выведении его из строя порядок в построении нарушался.Своими непредсказуемыми поступками он вносил хаос в линию противника. При этомпостроение в его флотилии всегда оставалось практически идеальным.
Г. Нельсон также отошел отканонов линейной тактики, внес в нее свои коррективы. Так же, как Ф.Ф. Ушаков,он делал ставку на скорость и маневренность, проводил новые, зачастуюнеожиданные для противника маневры. Но в отличие от русского адмирала Г. Нельсончасто полагался на свои эмоции. Возможно, в этом виновато недостаточноеобразование английского флотоводца. Но недостаток знаний он восполнял боевымопытом, интуицией, смелостью. Самый большой урок Горацио Нельсон получил вовремя первого боя, завершившегося полным разгромом его эскадры.
Все это позволяет нам заявлять. Всеособенности ведения боя Ф.Ф. Ушаковым и Г. Нельсоном складываются в ихсобственные тактики. И эти тактики во многом является уникальными инеповторимыми. Они ждут серьезных и глубоких исследований.
Во введении было замечено, чтоистория — это не только ряд событий и дат, но и, прежде всего живые люди,лидеры, которые могут оказывать иногда определяющее влияние на ход событий. И этобыло упомянуто мною не случайно. Несомненно, различные факторы в биографииадмиралов оказали определенное влияние на ход жизней флотоводцев.
Но главная причина, послужившаяопорой для появления талантливого адмирала Ф.Ф. Ушакова, скорее всего, заключенав том, что знаменитый русский флотоводец обладал глубокими знаниями мореходногодела, тактики ведения морского боя, хорошо развитым умением приниматьнеординарные решения и лидерскими качествами, которыми он «управлял» также умело, как управлял своими кораблями. Именно все это и составило талантфлотоводца, который стал главным ключом к решению весьма важной для страныпроблемы. Во времена Федора Федоровича Ушакова Российская империя как никогдапрочно укрепилась на Черном море.
В этой работе мы попыталисьвыявить все особенности ведения боя двух великих адмиралов. Каждый из нихгениален, каждый обладал своим талантом. Воевавшие в одну эпоху, они оба вошлив историю. Доблесть и честь Горацио Нельсона стали символом нации. В честь егопоследнего боя названа центральная площадь Лондона, на ней стоит не фигуракороля или политического деятеля, а памятник Горацио Нельсону. Историю егожизни знает каждый уважающий себя англичанин. И так же, как британцы, мы должнычтить память о Федоре Федоровиче Ушакове. Страна должна помнить своих героев,готовых отдать за нее жизнь.
Список литературы
А) Источники
1.        Аренс Е.И. История русского флота. Екатерининский период. Санкт-Петербург;Николаев, 1897
2.        Военно-морская идея России / Российский военный сборник. Вып.11. — М.,1998.
3.        Известие о кончине адмирала Ф.Ф. Ушакова / Русский вестник. Вып.2. — М.,2000.
4.        Мазюкевич М. Прибрежная война. Десантные экспедиции и атака приморскихукреплений. — СПб., 1874
5.        Макаров С.О. Мир не вечен. Рассуждения по вопросам морской тактики. — СПб. 1997.
6.        Машков В.А. Ушаков — благодетель. / Адмирал Ушаков. Материалы идокументы. — СПб., 1998.
7.        Овчинников В.Д. Вахтенный журнал. — М., 1995.
Б) Литература
8.        Ганичев В.Н. Адмирал Ушаков. Жизнь замечательных людей. — М., 1990.
9.        Ганичев В.Н. Русский военный флот // вопросы истории.
10.     Дружинина Е.И. Северное Причерноморье в 1775 — 1800 гг. — М., 1959.
11.     Керсонский А.А. История русской армии. — М., 1992.
12.     Кертман Л.Е. География, история и культура Англии — М., 1995.
13.     Овчинников В.Д. В служении Отечеству. — М., 1993.
14.     Овчинников В.Д. Святой адмирал Ушаков. — М., 2003.
15.     Петрушевский Д.М. Очерки из истории английского государства в средниевека. — М., 1986.
16.     Сацкий А.Г. Начало создания Черноморского флота // Вопросы истории. 1985.№ 8.
17.     Сацкий А.Г. Фёдор Федорович Ушаков // Вопросы истории. 2002. № 3
18.     Скаловский Р. Жизнь адмирала Фёдора Фёдоровича Ушакова. — СПб., 1764.
19.     Трухановский В.Г. Судьба адмирала: триумф и трагедия. — М., 1984.
20.     Трухановский В.Г. Крупнейшие сражения Г. Нельсона // Прометей стр.51-78 ФаганГ. Обнаженный меч. Эпизоды их английской истории. — М., 1991.
21.     Эджингтон Г. Адмирал Нельсон. История жизни и любви. — М., 1992.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Двухстраничная электронная коммерция
Реферат О поэме Сергея Есенина "Анна Снегина"
Реферат Использование статистических методов в анализе ОАО "Дальсвязь"
Реферат N по в период с " " 20 г по " " 20 г
Реферат Александра Фёдоровна жена Николая II
Реферат Проектирование комбинационных схем
Реферат Часовые империи Сибирское казачье войско на службе отечеству
Реферат Аналитическая записка о деловой активности организаций Смоленской области
Реферат 1. Внешняя память компьютера. Носители информации (гибкие диски, жесткие диски, диски cd-rom, магнитооптические диски и пр.) и их основные характеристики
Реферат Республика. Понятие и сущность. Основные формы государственного устройства в зарубежных странах
Реферат Языки программирования Оберон и Оберон-2
Реферат Бои за Екатеринославль (Укр.)
Реферат А.И. Куприн - Поединок
Реферат Конструкция модели секвенатора дезоксирибонуклеиновой кислоты (ДНК)
Реферат A Golf Lesson Essay Research Paper A