Федеральное агентство по образованию
Российскийгосударственный торгово-экономический университет
Институтюридический
Кафедра административного и финансового праваКонтрольная работа
по финансовому правуВариант № 14
Выполнила студентка 4 курса, 41 группы з/о
специальность юриспруденция Орехова Татьяна Сергеевна
(фамилия, имя, отчество студента)
« 12 » октября 2007 г.
__________________
(подпись студента)
Рецензент_________________________________
(должность, фамилия, и., о. преподавателя)
Москва
2007 г.
ПЛАН:
1.
государственныхи муниципальных доходов. 3
2.
финансово-правовогоинститута. 8
3. Практическое задание. 12
4. Список использованнойлитературы 14
1. Правовой режим централизованных и децентрализованных государственных имуниципальных доходов.
Финансы, обладая в целом общими специфическимисвойствами, имеют свою внутреннюю структуру. В нее входят нескольковзаимосвязанных звеньев (институтов), для каждого из которых характерны своиособенности при сохранении общих качеств, свойственных финансам. Необходимостьвыделения таких звеньев обусловлена многообразием потребностей общества, скоторыми связаны финансы, охватывая своим взаимодействием всю экономику страныи социальную сферу.
Следовательно, финансовая системав экономическом аспекте – это объективно обусловленное внутреннее строениефинансов, выражающееся в совокупности входящих в них взаимосвязанных звеньев(институтов), каждое из которых представляет специфическую группу финансовыхотношений. Матери-альное выражение звеньев (институтов) финансовой системысоставляют соответ-ствующие их специфике денежные фонды – бюджетные,внебюджетные и т.д.
Каждое из звеньев финансовой системы концентрируетспецифические финансовые отношения, посредством которых образуются ииспользуются соответ-ствующие виды денежных фондов (доходов) вцелях удовлетворения различных по своему содержанию и масштабам общественныхпотребностей. Эти фонды могут быть централизованными и децентрализованными.
Централизованныеденежные средства в определенных территориальных пределах (например,федеральный, республиканский, областной бюджеты) используются дляудовлетворения общих нужд соответствующей территории.
В бюджетах всех уровней бюджетнойсистемы РФ создаются специальные фонды. К их числу относятся: стабилизационныйфонд в федеральном бюджете, целевые фонды, резервные фонды.
Правовой режим Стабилизационногофонда РФ определен в гл. 13 БК РФ. Этот фонд впервые был создан вфедеральном бюджете в 2004 г. в связи с получением в бюджет дополнительных доходов, обусловленных резким повышением ценына нефть на мировом рынке.
Стабилизационный фонд – эточасть средств федерального бюджета, образующаяся за счет превышения цены нанефть над базовой ее ценой и использующаяся в целях обеспечениясбалансированности федерального бюджета при снижении цены на нефть ниже базовой(ст. 96 БК РФ).
Управление средствамиСтабилизационного фонда осуществляется Министерством финансов РФ в порядке,определенном в постановлении Правительства РФ от 30 сентября 204 г. № 508 «Опорядке управления средствами Стабилизационного фонда РФ».
В соответствии с Законом офедеральном бюджете на 2005 год (ст.3) средства Стабилизационного фонда сверхнакопленной суммы 500 млрд. руб. использовались:
1) На покрытие дефицита бюджета Пенсионного фонда РФ входе его исполнения;
2) На погашение государственного внешнего долга РФ.
Вфедеральном бюджете, как и в бюджетах других уровней бюджетной
системы РФ,могут быть образованы целевые бюджетные фонды.
Целевой бюджетный фонд– это фонд денежных средств,образуемый в соответствии с законодательством РФ в составе бюджета за счетдоходов целевого назначения или в порядке целевых отчислений от конкретныхвидов доходов или иных поступлений и используемый по отдельной смете (ст. 17 БК РФ). На протяженииряда лет целевые бюджетные фонды создавались в федеральном бюджете всоответствии с ежегодным законом о федеральном бюджете. Доходы целевыхбюджетных фондов обособленно учитываются в составе доходов бюджетов (п.3 ст.39 БК РФ).
Вбюджетах образуются резервные фонды органов исполнительной власти и резервныефонды органов местного самоуправления (ст. 81 БК РФ).
Вфедеральном бюджете образуется резервный фонд Правительства РФ. Он неможет превышать 3% расходов федерального бюджета. В бюджетах субъектов РФ размер этого фонда устанавливается в законе обюджете субъекта РФ на очередной финансовый год.
Средства резервных фондов расходуются нафинансирование непредвиденных расходов; на проведение аварийно-восстановительыхработ по ликвидации последствий стихийных бедствий; на ликвидацию другихчрезвычайных ситуаций в текущем году. Порядок расходования средств резервногофонда Правительства РФ устанавливается Положением о порядке расходованиясредств резервного фонда Правительства РФ, утвержденное постановлениемПравительства РФ от 8 июля 1997 г.
Резервный фонд Президента РФ, создаваемый в федеральном бюджете(ст.82 БК РФ), не может превышать 1% утвержденных расходов федеральногобюджета.
Средстварезервного фонда расходуются на финансирование непредвиденных расходов, а такжедополнительных расходов, предусмотренных указами Президента РФ.
К децентрализованнымотносятся денежные фонды предприятий, организаций, учреждений, используемые дляпроизводственных и социальных целей соответственно предназначению названныхсубъектов и в их масштабах.[1]
Роль финансов предприятий в жизнедеятельности любогогосударства очень велика. Они обеспечивают не только материальное производствои социальную сферу самого предприятия, но и используются для образованияденежных фондов в других сферах: пенсионном обеспечении, социальном имедицинском страховании, служат источником доходов бюджета и т.д. В связи сэтим финансы предприятий являются исходной основой для всей финансовой системыстраны.
Центральное место в системефинансовых отношений предприятия отводится отношениям по формированию ииспользованию внутрихозяйственных фондов. Это обусловлено тем, что только онипозволяют предприятию в полной мере вести процесс расширенного воспроизводства,удовлетворять свои разнообразные потребности, а в конечном итоге – создаватьновую стоимость и распределять ее. Собственно, вся финансовая деятельностьпредприятия, которая представляет собой организуемый руководителем предприятияпроцесс формирования, распределения и использования денежных доходов инакоплений предприятия, направлена на формирование и использование целевыхвнутрихозяйственных фондов.
Правовойрежим распределения прибыли на казенном предприятии и предприятии, основанномна праве хозяйственного ведения, существенно различаются.
В соответствии со ст. 16 Закона об унитарныхпредприятиях предприятия, работающие на праве хозяйственного ведения,после уплаты налога на прибыль и иных обязательных платежей перечисляют в соответствующийбюджет часть прибыли. Такое перечисление осуществляется ежегодно.
Федеральные государственныепредприятия перечисляют часть прибыли в федеральный бюджет. Размер этой частиприбыли определяется для каждого федерального предприятия федеральным органомисполнительной власти, которому подведомственно это унитарное предприятие.[2]
Государственное унитарное предприятие на правехозяйственного ведения, находящееся в собственности субъекта РФ, перечисляет вбюджет субъекта РФ часть прибыли согласно, как правило, законам субъектов РФ оперечислении прибыли.
Из оставшейся части прибыливышеназванные предприятия формируют резервный фонд. Порядок и размерформирования этого фонда предусматривается уставом унитарного предприятия.Согласно Примерному уставу федерального государственного унитарного предприятияразмер резервного фонда для каждого предприятия определяется в пропорции куставному фонду предприятия.
Средства резервного фонда используются исключительнона покрытие убытков предприятия.
Из оставшейся части прибыли государственное имуниципальное унитарное предприятие формирует иные фонды согласно уставуунитарного предприятия.
В Примерном уставе федерального государственногоунитарного предприятия предусматривается возможность создания следующих фондов:
- социального фонда, средства которого должныиспользоваться на решение вопросов укрепления здоровья работников предприятия,в том числе на профилактику профессиональных заболеваний;
- жилищного фонда, средства которого используются наприобретение и строительство жилья для работников предприятия, нуждающихся вулучшении жилищных условий;
- фонда материального поощрения работников.
Размер, порядок формирования ииспользования указанных фондов устанавливаются коллективным договором наосновании действующего законодательства РФ.
Государственные и муниципальныепредприятия на праве оперативного управления (казенные предприятия)распределяют полученную ими прибыль по нормативам, ежегодно устанавливаемымуполномоченным государственным органом или органом местного самоуправления. Всоответствии с п. 14 постановления Правительства РФ от 6 октября 1994 г. №1138 «О порядке планирования и финансирования деятельности казенных заводов(казенных фабрик, казенных хозяйств)» из прибыли федерального казенногопредприятия формируется фонд для выполнения плана-заказа и плана развитиязавода, а также фонд социального развития. После формирования названных фондовпо нормативам у казенного предприятия образуется свободный остаток прибыли,который подлежит изъятию в доход федерального бюджета.
2. Характерные признаки государственного кредита какфинансово-правового института.
Под государственным кредитом понимаются преждевсего отношения, посредством которых образуется государственный долг(гл.14 БК РФ).
Государственный (муниципальный) кредит являетсясоставной частью такого звена финансовой системы Российской Федерации, каккредит, другую его часть составляет банковский кредит. Государственный(муниципальный) кредит применяется, наряду с другими способами, для привлечениядополнительных денежных средств в распоряжение государства (муниципальногообразования) и решения стоящих перед ним проблем, в первую очередь, проблембюджетного дефицита.[3]
Как экономическаякатегория государственный (муниципальный) кредит представляет собой системуэкономических денежных отношений, возникающих в связи с привлечениемгосударством и муниципальными образованиями на добровольных и платных началахдля временного использования свободных денежных средств юридических ифизических лиц в целях формирования ссудного фонда.
Вместе с тем государственный (муниципальный) кредитявляется само-стоятельным институтом финансового права. Он является одним изосновных (наряду с налогами) инструментов для решения проблем достижениябаланса доходов и расходов бюджета. Отдельные вопросы, касающиеся, например,конкретного порядка заключения договоров государственного займа, регулируютсятакже гражданско-правовыми нормами (ст. 817 ГК РФ). Однако это не влияет наобоснованность вывода о том, что сам государственный (муниципальный) кредитявляется самостоятельным финансово-правовым институтом. Этоподтверждается
1) верховенством государства в регулированииорганизациигосударственного и муниципального кредита;
2) главными целями функционирования институтагосударственного кредита являются решение проблем погашения бюджетного дефицитаи регулирование денежно-кредитных отношений, т.е. публичными целями;
3) применением в качестве основного – императивногометода регулирования данных отношений;
4) обязательным участием государства либо уполномоченногоим органа в качестве субъектов рассматриваемых правоотношений.
Все этоотличает их от гражданских правоотношений.Сучетом перечисленных финансово-правовых признаков с правовой
точки зрения государственный (муниципальный) кредит – этоурегулированные правовыми нормами отношения по аккумуляции государством имуниципальными образованиями свободных денежных средств юридических ифизических лиц и иных субъектов на принципах добровольности, срочности,возмездности и возвратности в целях покрытия бюджетного дефицита и регулирования денежного обращения.
Использованиегосударством займов в дальнейшем требует принятия соответствующих мер длявозврата привлеченных таким образом средств. Привлекаемые средства, какотмечалось ранее, направляются для погашения бюджетного дефицита,соответственно средства бюджета служат источником погашения государственнойзадолженности. Государство должно будет в дальнейшем повышать налоги, служащиеосновным источником доходов бюджета страны. Такимобразом, «заем – это средство возложить государственные расходы на будущеепоколение».[4]
Вэтой связи представляется, что проведение государственных и муниципальныхзаймов в целях покрытия бюджетного дефицита предпочти-тельнее, чемиспользование таких инструментов, как повышение уровня налогообложения илиэмиссия денежных средств, влекущих за собой более серьезные негативныеэкономические и социальные последствия. Вместе с тем необходимо иметь в виду,что успех финансовой политики государства заключается в умелом сочетании этихдвух инструментов для пополнения доходной части бюджета. М.Ф. Орловподчеркивает, что «вся наука финансов состоит в том, чтобы оба сии средства…поставить в совершенное равновесие таким образом, чтоб налоги не вредиликредиту, а кредит облегчал налоги».
Правовойосновой государственного кредита в первую очередь является Конституция РФ,где в ч. 3 ст. 104 говорится, что «законопроекты о введении или отмененалогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, обизменении финансовых обязательств государства, другие законопроекты,предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут бытьвнесены только при наличии заключения Правительства Российской Федерации». В ч.4 ст. 75 Конституции РФ закреплено положение о том, что государственныезаймы выпускаются в порядке, определенном федеральным законом, и размещаются надобровольной основе. Общие положения, касающиеся правового регулированиявыпуска в обращение региональных и муниципальных займов, содержаться вКонституции РФ (ст. 12, 71, 72, 132) и Федеральном законе от 6 октября 2003г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».
Правовуюоснову государственного кредита также образуют соответ-ствующие нормы БюджетногоКодекса РФ, часть вторая ГК РФ, Федеральный закон от 12 июля 1999 г.«О порядке перевода государственных ценных бумаг СССР и сертификатовСберегательного банка СССР в целевые долговые обязательства Российской Федерации», ФЗ от 25 сентября 1997г. «О финансовых основах местного самоуправления в РФ», от 22 апреля 1996 г. «О рынке ценных бумаг»,от 29 июля 1998 г. «Об особенностях эмиссии и обращения государственных имуниципальных ценных бумаг», от 5 марта 1999 г. «О защите прав и законныхинтересов инвесторов на рынке ценных бумаг», а также иные законы и подзаконныенормативные акты.
Спецификафинансовых правоотношений в области государственного (муниципального) кредитазаключается в то, что в названных отношениях государство выступает в ролидолжника, заемщика, гаранта.[5]Несмотря на это, именно оно в одностороннем порядке определяет условияпроведения государственных займов, предоставления гарантий и т.д., чтообусловлено государственно-властным характером финансово-правовых норм.Юридические и физические лица, добровольно вступившие в названныеправоотношения, обязаны выполнять все названные условия.
Взависимости от субъектов-кредиторов и валюты платежа государственный долг делитсяна внутренний и внешний. В ст. 89 БК РФ государственные внутренниезаимствования определяются как займы, осуществляемые путем выпуска ценныхбумаг от имени РФ.
Внешниезаймы размещаются на иностранных фондовых рынках в валюте других государств.Внешние заимствования РФ законодатель определяет как займы, привлекаемые отфизических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовыхорганизаций в иностранной валюте, по которым возникают долговые обязательстваРФ как заемщика или гаранта погашения займов другими заемщиками, выраженные виностранной валюте (ст. 89 БК РФ).
ПравительствоРФ в соответствии со ст. 15 Закона о Правительстве РФ и ст. 101 БК РФреализует непосредственное управление государственным внутренним и внешнимдолгом РФ.[6]
Обслуживаниегосударственного долга производится Центральным Банком РФ и егоучреждениями, если иное не установлено Правительством, посредством операций поразмещению долговых обязательств РФ, их погашению и выплате доходов в видепроцентов по ним или в иной форме.
Вцелях оптимизации расходов федерального бюджета на обслуживаниегосударственного долга РФ, своевременного выполнения государством обяза-тельствперед внутренними и внешними кредиторами, в соответствии с постановлениемПравительства РФ от 4 марта 1997 г. № 245 «О единой системе управлениягосударственным долгом РФ» в Министерстве финансов была создана единаясистема управления ГД для обеспечения снижения стоимости обслужива-ниягосударственных заимствований (Департамент управления государственнымвнутренним долгом и Департамент управления государственным внешнимдолгом).
НаМинистерство финансов возложена обязанность обеспечить единство планирования иучета всех операций по привлечению, погашению и обслуживанию внешних ивнутренних государственных заимствований.
3. Практическое задание.
А) Определите состав государственного долга РоссийскойФедерации (выделите правильный вариант):
1.1. Долговые обязательства РФ могут включать в себякредитные соглашения и договоры, эмиссии государственных ценных бумаг,договоров гарантий и поручительств по обеспечению обязательств третьих лиц,переоформления обязательств третьих лиц в государственный долг, соглашенийпролонгации и реструктуризации долговых обязательств прошлых лет;
(ст.6, 98 БК РФ)
1.2. Долговые обязательства РФ включают в себя сезаимствования, осуществленные уполномоченными органами государства ипредусмотренные законом о бюджете на очередной год. Они включают в себякредитные договоры, договоры гарантий и иные соглашения, направленные на покрытиедефицита федерального и регионального бюджетов. (ст. 94 БК РФ «источники»)
1.3. Долговые обязательства РФ включают все формызаимствований, осуществленных уполномоченными органами государственной властифедерального и регионального уровня.
Б) Что предполагает принципдостоверности бюджета?
1.1. Он предполагает необходимость учета в будущих расходахконсолидированного бюджета долговых обязательств бюджета нижестоящего уровня;
1.2. Он означает надежность показателей прогнозасоциально-экономического развития соответствующей территории и реалистичностьрасчета доходов и расходов бюджета.
1.3. Он означает обязательность публикации утвержденныхбюджетов в печати; (п. гласности ст. 36 БК РФ)
1.4. Он определяет обязанность органов власти субъектов РФ,муниципальных образований и хозяйствующих субъектов предоставлять свои отчеты ииную информацию по всем направлениям хозяйственной деятельности, которыеиспользуются для разработки бюджета и бюджетов внебюджетных фондов.
Ответ:Глава 5Бюджетного кодекса посвящена принципам Бюджетной системы РФ, ст. 37 опринципе достоверности бюджета соответствует определению, данному в пункте 1.2.
4. Список использованной литературы:
1. Конституция РФ 1993 г.
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации1998 г. (ред. от 26.04.2007)
3. Постановления Правительства РФ от 10апреля 2002 г. № 228 «О мерах по повышению эффективности использованияфедерального имущества, закрепленного в хозяйственном ведении федеральныхгосударственных унитарных предприятий».
4. Финансовое право: Учебник. 3-е изд.,/ отв. редактор О.Н. Горбунова. – М.: Юристъ, 2006.
5. Финансовое право: Учебник / отв. ред.М.В. Карасева. – 2-е изд., — М.: Юристъ, 2007.
6. Финансовое право / отв. ред. д. ю. н.проф. Н.И. Химичева. – М.: Норма, 2007.
[1] Финансовое право / отв.ред. д. ю. н. проф. Н.И. Химичева. – М.: Норма, 2007. – с. 94 — 95.
[2] п.5 постановленияПравительства РФ от 10 апреля 2002 г. № 228 «О мерах по повышению эффективностииспользования федерального имущества, закрепленного в хозяйственном ведении федеральныхгосударственных унитарных предприятий».
[3] Финансовое право / отв.ред. д. ю. н. проф. Н.И. Химичева. – М.: Норма, 2007. – с. 330-331.
[4] Финансовое право: Учебник.3-е изд., / отв. редактор О.Н. Горбунова. – М.: Юристъ, 2006. – с. — 278.
[5] Финансовое право: Учебник.3-е изд., / отв. редактор О.Н. Горбунова. – М.: Юристъ, 2006. – с. – 279.
[6] Финансовое право: Учебник/ отв. ред. М.В. Карасева. – 2-е изд., — М.: Юристъ, 2007. – с. 497.