Реферат по предмету "Финансовое право"


Обьективная необходимость финансового контроля в условиях рыночной экономики России

Введение.

Наша страна сейчас находится в состоянии, которое принято называть переходным.Но на мой взгляд, основные изменения происходят в экономике. Финансы являютсянеотъемлемой частью экономических отношений, а финансовый контроль — неотъемлемой частью финансов. Поэтому сейчас происходят значительные изменениякак в задачах финансового контроля, так и в оценке его значении.
Проблема финансового контроля, его адаптация к новым условиям является, на мойвзгляд, одной из основных на сегодняшний день. Потому — что он касается какгосударства (так как с его помощью государство увеличивает собираемостьналогов), так предприятия, организации и учреждения (которые с помощьюфинансового контроля могут сократить свои расходы, увеличивая таким образомсвою прибыль).
Целью данной работы является рассмотрение понятия финансовый контроль, еговидов, основных методов, а также показать каким образом осуществляется контрольсо стороны властных структур Российской Федерации.
Работа состоит из четырех глав, первые две из которых раскрывают само понятиефинансовый контроль, а последние две посвящены двум его формам:государственному и негосударственному. В первой главе будет раскрыто понятиефинансовый контроль, во второй главе будут рассмотрены его виды, формы и методы.Третья глава посвящена контролю со стороны государства. По законодательствуфинансовый контроль в Российской Федерации осуществляется со стороныПрезидента, органов представительной власти и специализированных органов. Какимобразом и на каком основании осуществляется контроль со стороны всехвышеперечисленных государственных структур будет рассмотрено в соответствующихпунктах главы третьей. Четвёртая глава посвящена негосударственному контролю,т.е. контролю со стороны негосударственных структур, прежде всего со стороныаудиторских фирм (или аудиторов — физических лиц).
Таким образом работа будет представлять собой некое теоретическое пособие, вкотором будут рассмотрены все аспекты такого понятия, как финансовый контроль.
                                             Глава I


Значение и  функции финансовогоконтроля в условиях рыночной экономики.
Задача созданияэффективной, работоспособной и действенной системы государственного финансовогоконтроля является одной из главных задач, стоящих перед государством. Более чемдесятилетняя практика российского реформирования показывает, что экономиканесет значительные потери из-за низкой финансовой, бюджетной, налоговойдисциплины. В то же время опыт развитых стран свидетельствует, что эффективныйдейственный контроль является необходимым условием существования сильногогосударства и важным фактором государственного строительства. Этим иопределяется актуальность темы научного исследования. Тот огромный человеческийи природный потенциал, которым обладает Россия, требует не только правильногоиспользования государством национального богатства, но и хорошо организованногои налаженного контроля. Государственный финансовый контроль — это особаяфункция государственного управления, которая осуществляется в интересах какгосударства, так и всего общества. Практика свидетельствует, что в настоящеевремя в Российской Федерации функционирует конгломерат ( организация, котораяфункционирует в более чем одной отрасли. Конгломерат характеризуется высоким уровнем децентрализацииуправления ) разрозненных звеньев финансового контроля, в том числе и на высшемуровне, слабо взаимодействующих между собой. В научном смысле — это не назовешьсистемой. Случается, что один и тот же экономический субъект последовательноподвергается проверке со стороны нескольких контрольных органов. В результатекак бы имеет место непрерывный контрольный процесс. Однако он не имеет подчаспрактического смысла и вызывает негативное отношение. До сих пор не разработанаи не утверждена официальная концепция становления и развития государственногофинансового контроля. 1 См.:Всероссийское совещание руководителей налоговых органов и федеральных органовналоговой полиции. «Российская газета», 13 февраля 2001г. Создание егостройной, четко очерченной системы, отражающей многоуровневый характербюджетных отношений и единство государственных финансов, является объективнойнеобходимостью формирования и развития целостной бюджетной политикигосударства. Определение места и роли высших органов финансового контроля вединой его системе, общих принципов и механизмов их организации ифункционирования должно обеспечить унификацию и согласованность контроля заперераспределяемыми бюджетными средствами, сопоставимость показателейэкономической эффективности использования государственных финансовых ресурсов вцелом. Социальный климат в стране не изменится к лучшему до тех пор, покабюджетная сфера деятельности государства не будет надежно защищена, пока нестанет всеобъемлющим и действенным контроль за исполнением требованийбюджетного законодательства, расходованием государственных ресурсов. Поэтомустановление и развитие эффективной системы государственного финансовогоконтроля как общественной потребности видится актуальной теоретической ипрактической проблемой. О необходимости построения эффективногогосударственного финансового контроля речь идет давно. Однако до сих пор невыработана единая политика в области государственного финансового контроля, неотрегулирована его нормативно-правовая база, отсутствует координация деятельностив этой сфере. При этом органы исполнительной власти всех уровней, защищая своиинтересы в бесконтрольном распоряжении государственными ресурсами, всяческипытаются ограничить внешний контроль за своей деятельностью со стороныконтрольно — счетных органов, образованных законодательной (представительной)властью. В связи с  вышеизложенным научнои практически востребованной является разработка сущности государственногофинансового контроля, исследование проблем формирования эффективного государственногофинансового контроля, системообразующей роли и места конституционного органагосударственного финансового контроля — Счетной палаты РФ в организациидейственного финансового контроля. Степень разработанности проблемы. Избраннаяавтором тема применительно к формирующимся в стране рыночным отношениямявляется теоретически недостаточно разработанной, хотя проблемыгосударственного финансового контроля находятся в фокусе внимания ряда научныхисследований. Исследователи раскрывают отдельные составляющие содержания, видыфинансового контроля, механизм его функционирования. Однако имеющиеся научныенаработки в данной области весьма противоречивы и не дают должной аргументациидля принятия обоснованных государственных решений в форме законов, создания современныхстратегий и технологий в практической деятельности. Это касается, прежде всего,основополагающих проблем сущности государственного финансового контроля, егороли и места в системе рыночных отношений, путей повышения эффективности.Анализ научной литературы и практики позволяет сделать вывод о том, чтосложились противоречия между государственной политикой в отношении финансовогоконтроля и реальными условиями его осуществления, объективной потребностьюобщества в более полной реализации государственным финансовым контролем своихсущностных функций, повышении его роли в новых экономических преобразованиях.Разрешению указанных противоречий призвана способствовать научная разработкаконцепции единого государственного финансового контроля в рыночных условиях какосновы для его законодательного закрепления, правового обеспечения рядаосновополагающих принципов, конкретных форм и методов деятельности, механизмакоординации высших органов государственного финансового контроля в егоцелостной системе. Цель диссертационного исследования состоит в исследованиитеоретических вопросов и практических проблем государственного финансовогоконтроля, разработке концептуальных подходов к формированию единой системыгосударственного финансового контроля, обеспечивающей его эффективность ивлияние на устойчивое функционирование экономики страны в условиях рыночныхотношений. В соответствии  с  поставленной целью определены основные задачиисследования: — уточнить социально-экономическое содержание государственногофинансового контроля, его сущностные характеристики; — исследовать противоречиясовременного состояния государственного финансового контроля; — дать болееглубокое теоретическое обоснование объективной необходимости формированияединой системы государственного финансового контроля в новых экономическихусловиях; — определить место и роль, а также пути совершенствованиядеятельности органов государственного финансового контроля в единой системе; — выработать предложения и рекомендации по повышению эффективности государственногофинансового контроля на основе отечественного и зарубежного опыта. Объектисследования — контрольная деятельность, осуществляемая органамигосударственного финансового контроля, в частности, Счетной палатой РФ,Минфином РФ, его Главным управлением федерального казначейства РФ.
Финансовый контроль является практическим воплощением контрольнойфункции, присущей финансам как экономической категории.
Финансовый контроль обычно рассматривают в двух аспектах:
1) строго регламентированную деятельность специально созданных контролирующихорганов за соблюдением финансового законодательства и финансовой дисциплинывсех экономических субъектов;
2) неотъемлемый элемент управления финансами и денежными потоками на макро-, имикроуровне с целью обеспечения целесообразности и эффективности финансовыхопераций.
Оба аспекта контроля взаимосвязаны, но различаются целями, методами исубъектами контроля. Если в первом случае преобладает правовая и количественнаясторона контроля, то во втором — упор делается на аналитическую сторонуфинансового контроля.
Финансовый контроль за состоянием экономики, развитием социально-экономическихпроцессов в обществе является важной сферой деятельности по управлению народнымхозяйством. Одним из звеньев системы контроля выступает финансовый контроль.Его назначение заключается в содействии успешной реализации финансовой политикигосударства, обеспечении процесса формирования и эффективного использованияфинансовых ресурсов во всех сферах и звеньях народного хозяйства. Роль финансовогоконтроля при переходе к рынку многократно возрастает.
Таким образом, финансовый контроль, с одной стороны, является одной иззавершающих стадий управления финансами, а с другой, он выступает необходимымусловием эффективности управления ими. Сложность понимания финансового контроляобусловлена сложностью самой категории финансов. Так же как финансы являютсяосновой любой сферы общественной деятельности и в то же время отражают ихматериальную результативность, так и финансовый контроль является как  бы  лакмусовойбумагой, на которой реально проявляется весь процесс движения финансовыхресурсов, начиная от стадии формирования финансовых ресурсов, необходимых дляначала осуществления деятельности в любой сфере, и кончая получением финансовыхрезультатов этой деятельности.
Можно сказать, что финансовый контроль — это совокупность действий и операцийпо проверке финансовых и связанных с ними вопросов деятельности субъектовхозяйствования и управления с применением специфических форм и методов его организации.
Для осуществления финансового контроля создаются особые контрольные органы,укомплектованные высококвалифицированными специалистами. Их права, обязанностии ответственность строго регламентированы, в том числе и в законодательномпорядке.
Финансовый контроль как особая область контроля, связанная с использованиемстоимостных категорий, имеет определенную сферу применения и соответствующуюцелевую направленность. Объектом финансового контроля являются денежные,распределительные процессы при формировании и использовании финансовыхресурсов, в том числе в форме фондов денежных средств, на всех уровнях извеньях экономики страны.
Непосредственным предметом проверок выступают такие финансовые (стоимостные)показатели, как прибыль, доходы, налог на добавленную стоимость,рентабельность, себестоимость, издержки обращения, отчисления на различные целии в фонды. Эти показатели имеют синтетический характер, поэтому контроль за ихвыполнением, динамикой, тенденциями охватывает все стороны производственной,хозяйственной и коммерческой деятельности объединений, предприятий, учреждений,а также механизм финансово-кредитных взаимосвязей.
Сферой финансового контроля являются практически все операции, совершаемые сиспользованием денег, а в некоторых случаях и без них (бартерные сделки и т.п.).
Контролю подлежат не только плохо работающие предприятия и организации, но иимеющие нормальные результаты деятельности.
Финансовый контроль включает проверку: соблюдения требований экономическихзаконов, оптимальности пропорций распределения и перераспределения стоимостивалового общественного продукта и национального дохода; составления иисполнения бюджета (бюджетный контроль); финансового состояния и эффективногоиспользования трудовых, материальных и финансовых ресурсов предприятий иорганизаций, бюджетных учреждений, а также налоговый контроль; другиенаправления.
Перед финансовым контролем стоят следующие задачи: содействиесбалансированности между потребностью в финансовых ресурсах и размерамиденежных доходов и фондов народного хозяйства; обеспечение своевременности иполноты выполнения финансовых обязательств перед государственным бюджетом;выявление внутрипроизводственных резервов роста финансовых ресурсов, в томчисле по снижению себестоимости и повышению рентабельности; содействиерациональному расходованию материальных ценностей и денежных ресурсов напредприятиях, в организациях и бюджетных учреждениях, а также правильномуведению бухгалтерского учета и отчетности; обеспечение соблюдениязаконодательства и нормативных актов, в том числе в области налогообложенияпредприятий, относящихся к различным организационно-правовым формам; содействиевысокой отдаче внешнеэкономической деятельности предприятий, в том числе повалютным операциям и др.
Финансовый контроль тесно связан с ответственностью предприятий, организаций,учреждений, а также государственных и финансово-банковских структур завыполнение финансовой дисциплины. Эта ответственность может быть выражена как вадминистративных, так и в экономических (материальных) мерах воздействия нанарушителя финансовой дисциплины. Экономические меры воздействия конкретнопроявляются через финансовые санкции, являющиеся теми рычагами финансовогомеханизма, которые содействуют повышению эффективности производства, егоинтенсификации, экологическому оздоровлению и т.д.
Проблема усиления финансовой ответственности, действенности финансовогоконтроля требуют, с одной стороны, сокращения количества применяемых санкций,а, с другой, повышения их результативности.
В государствах тоталитарного типа формы организации и цели финансового контроляподчинены интересам правящей администрации. Государственный контроль носитглобальный и повсеместный характер и преследует чисто фискальные цели. Встранах с переходной экономикой, к которым в настоящее время принадлежитРоссия, экономико-правовая организация финансового контроля имеет специфическиечерты. Такие государства постепенно отходят от тоталитарности государственногофинансового контроля и создают правовую основу для его организации. Так, помимоинститута счетных палат и налоговых ведомств, присущих развитым странам,современная система государственного финансового контроля России включает и ряддругих специальных органов. В соответствии с Указом Президента РФ от 25 мая 1996 г. «О мерах пообеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации»к таким органам относятся: Центральный банк, Государственный таможенныйкомитет, Федеральная служба по валютному и экспортному контролю.
Поскольку частная форма собственности в России еще не заняла подобающее место вэкономической системе, действия государственных контролеров распространяются намногие сферы приложения акционерного и частного капитала. Трудности переходногок рынку периода непосредственно отражаются и на методах контроля. Так, проблеманехватки государственных средств для покрытия бюджетных расходов зачастуюрешается посредством скорее административных, чем экономических методов,тотального ужесточения санкций за налоговые и другие финансовые нарушения. Этоприводит к ущемлению интересов частного капитала и снижению деловой активности.По мере укрепления основ рыночного хозяйствования организация финансовогоконтроля приобретает все более правовой характер и постепенно приближайся кзападной модели, которая, по оценкам специалистов, в целом доказала своюэффективность. Развитие демократии и парламентаризма вызывает необходимостьболее тщательного контроля за исполнительной властью и соответственноповышением профессионального уровня контрольных служб. С другой стороны,усиление рыночной конкуренции заставляет предприятия совершенствовать методывнутреннего контроля, привлекая специалистов специализированныхконсультационных фирм, инвестиционных банков, финансовых корпораций.



                                           
                                        



                                        Глава II

     Формы, виды и методыфинансового контроля.

2.1. Формы финансового контроля


В экономически развитых странах финансовый контроль распадается надве, взаимодействующие, но обособленные сферы: государственный инегосударственный финансовый контроль.
Государственный финансовый контроль — комплексная и целенаправленная системаэкономико-правовых действий конкретных органов власти и управления, базирующихсяна положениях основных законов государства. Определяющую роль в организациифинансового контроля играет конституция страны. Правовой регламент контролязависит от типа государства, его социально-политической ориентации, уровняэкономического развития, соотношения форм собственности.
Государственный финансовый контроль призван отслеживать стоимостные пропорциираспределения валового национального продукта. Он распространяется на всеканалы движения денежных ресурсов, так или иначе связанные с формированиемгосударственных ресурсов, полнотой и своевременностью их поступления и целевымиспользованием. Государственные контролеры наделены правом осуществлять ревизиии проверки как в государственном секторе, так и в сфере частного икорпоративного бизнеса, если таковые предопределены общенациональнымиэкономическими интересами.
Негосударственный финансовый контроль подразделяется на внутренний(внутрифирменный, корпоративный) и внешний (аудиторский).
Государственный и негосударственный виды контроля, несмотря на схожестьметодов, существенно отличаются конечными целями. Главная цель государственногоконтроля — максимизировать поступление ресурсов в казну и минимизироватьгосударственные издержки управления, а негосударственного с (главным образом,внутрифирменного) — напротив, минимизировать свои отчисления в пользугосударства и другие издержки с целью повышения нормы прибыли на вложенныйкапитал. И то же время обе сферы контроля ограничены правовыми рамкамидействующих законов.
Мировое сообщество на основе многолетнего опыта разработало основные принципыорганизации государственного финансового контроля, к реализации которыхстремится каждое современное цивилизованное государство. Эти принципы изложеныв Лимской декларации (принята IX Конгрессом Международной организации высших органов финансовогоконтроля (ИНТОСАИ), в республике Перу, в г.Лима,1977г.). К ним относятся такиеуниверсальные принципы, как независимость и объективность, компетентность игласность. Независимость контроля должна быть обеспечена финансовойсамостоятельностью контрольного органа, более длительными по сравнению спарламентскими сроками полномочий руководителей органов контроля, а также ихконституционным характером. Объективность и компетентность подразумеваютнеукоснительное соблюдение контролерами действующего законодательства, высокийпрофессиональный уровень работы контролеров на основе строго установленныхстандартов проведения ревизионной работы. Гласность предусматривает постояннуюсвязь государственных контролеров с общественностью и средствами массовойинформации.
Из этих базовых принципов вытекают и другие, носящие более прикладной характер,в том числе:
1. результативность;
2. четкость и логичность предъявляемых контролерами требований;
3. неподкупность субъектов контроля;
4. обоснованность и доказательность информации, приведенной в актах проверок иревизий; превентивность (предупреждение вероятных финансовых нарушений);
5. презумпция невиновности (до суда) подозреваемых в финансовых преступленияхлиц;
6. согласованность действий различных контролирующих органов и др.
Принимая законы, прямо или косвенно затрагивающие систему организациифинансового контроля, государство ориентируется на вышеназванные принципы. В тоже время в каждом государстве существует свой регламент (порядок ипоследовательность) контрольных действий, что в конечном итоге сказывается нарезультатах.



2.2. Виды финансовогоконтроля

Виды финансового контроля весьма разнообразны. Их принято классифицировать последующим критериям:
1. Регламент осуществления — обязательный (внешний), инициативный (внутренний);
2. Время проведения — предварительный, текущий (оперативный), последующий;
3. Субъекты контроля — президентский, контроль законодательных органов власти иместного самоуправления, контроль исполнительных органов власти, контрольфинансово-кредитных органов, внутрифирменный, аудиторский;
4. Объекты контроля — бюджетный, контроль за внебюджетными фондами, налоговый,валютный, кредитный, страховой, инвестиционный, контроль за денежной массой.

2.2.1. Виды контроля, различающиеся регламентом осуществления и временемпроведения.

Обязательный контроль за финансовой деятельностью физических и юридических лицосуществляется на основе закона. Это относится, например, к налоговымпроверкам, контролю за целевым использованием бюджетных ресурсов, обязательномуаудиторскому подтверждению данных финансово-бухгалтерской отчетностипредприятий и организаций и т. д., осуществляемым в основном внешними,независимыми контролерами.
Инициативный (внутренний) контроль не вытекает из финансового законодательства,но является неотъемлемой частью управления финансами для достижения тактическихи стратегических целей.
Предварительный финансовый контроль проводится до совершения финансовыхопераций и имеет важное значение для предупреждения финансовых нарушений. Онпредусматривает оценку финансовой обоснованности расходов для предотвращениянеэкономного и неэффективного расходования средств. Примером такого контроля намакроуровне является процесс составления и утверждения бюджетов всех уровней ифинансовых планов внебюджетных фондов на основе прогноза макроэкономическихпоказателей развития экономики страны. На микроуровне — это процесс разработкифинансовых планов и смет, кредитных и кассовых заявок, финансовых разделовбизнес-планов, составление прогнозных балансов, договоров о совместнойдеятельности и т. д.
Текущий (оперативный) финансовый контроль производится в момент совершенияденежных сделок, финансовых операций, выдачи ссуд и субсидий и т. д. Он предупреждаетвозможные злоупотребления при получении и расходовании средств, способствуетсоблюдению финансовой дисциплины и своевременности осуществления денежныхрасчетов. Большую роль здесь играют бухгалтерские службы.
Последующий финансовый контроль, проводимый путем анализа и ревизии отчетнойфинансовой и бухгалтерской документации, предназначен для оценки результатовфинансовой деятельности экономических субъектов, эффективности осуществленияпредложенной финансовой стратегии, сравнения финансовых издержек спрогнозируемыми и т. д.

2.3. Методы финансового контроля.

Различают следующие методы проведения контроля:
1. проверки;
2. обследования;
3. надзор;
4. анализ финансового состояния;
5. наблюдение (мониторинг);
6. ревизии.
Проверки производятся по отдельным вопросам финансово-хозяйственнойдеятельности на основе отчётных, балансовых и расходных документов. В процессепроверки выявляются нарушения финансовой дисциплины и намечаются мероприятия поих устранению.
Обследование в отличие от проверки охватывает более широкий спектрфинансово-экономических показателей обследуемого экономического субъекта дляопределения его финансового состояния и возможных перспектив развития. В ходеобследования могут осуществляться контрольные обмеры выполнения работ, расходаматериалов, топлива, энергии и т.д.
Надзор производится контролирующими органами за экономическими субъектами,получившими лицензию на тот или иной вид финансовой деятельности, ипредполагает соблюдение ими установленных правил и нормативов, нарушениекоторых влечёт за собой отзыв лицензии. Например, осуществляется надзор состороны ЦБ России за деятельностью коммерческих банков; со стороны Департаментастрахового надзора Минфина России — за страховыми фирмами.
Анализ финансового состояния как разновидность финансового контроляпредполагает детальное изучение периодической или годовойфинансово-бухгалтерской отчетности с целью общей оценки результатов финансовойдеятельности и ликвидности, обеспеченности собственным капиталом иэффективности его использования.
Наблюдение (мониторинг) — постоянный контроль со стороны кредитных организацийза использованием выданной ссуды и финансовым состоянием предприятия-клиента;неэффективное использование полученной ссуды и снижение ликвидности можетпривести к ужесточению условий кредитования, требованию досрочного возвратассуды.
Ревизия — наиболее глубокий и всеобъемлющий метод финансового контроля,представляющий собой взаимосвязанный комплекс проверок финансово-хозяйственнойдеятельности предприятий, учреждений и организаций, проводимых с помощьюопределенных приемов фактического и документального контроля. Ревизияпроводится для установления целесообразности, обоснованности, экономическойэффективности совершенных хозяйственных операций, проверки соблюденияфинансовой дисциплины, достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности — для выявления нарушений и недостатков в деятельности ревизуемого объекта.
По полноте охвата хозяйственной деятельности субъекта различаются ревизии1:
1. полные — предусматривают проверку всех сторон финансово-хозяйственнойдеятельности объекта;
2. частичные — проводятся для проверки отдельных сторон или участковфинансово-хозяйственной деятельности хозяйствующих субъектов;
3. комплексные — являются наиболее полными, охватывающими все стороныдеятельности проверяемого предприятия, учреждения, организации, охватываютхозяйственную и финансовую деятельность субъекта контроля, вопросы сохранностии эффективного использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, качестваи состояния бухгалтерского учета и отчетности. Для проверки узких технических итехнологических вопросов к ревизии привлекаются соответствующие специалисты.Это позволяет при проведении комплексной ревизии обеспечить эффективность иполноту ее результатов;
4. тематические — проводятся на определенную тему по деятельности однотипныхпредприятий, организаций, учреждений, что позволяет выявить типичные недостаткиили нарушения и принять меры к их устранению.
В зависимости от степени «охвата» финансовых и хозяйственных операцийразличают ревизии:
1. сплошные — предполагают проверку всех операций на определенном участкедеятельности за весь проверяемый период;
2. выборочные — это проверка определенной части первичных документов за тот илииной промежуток времени. Как правило, проверяют один месяц в квартале, приобнаружении нарушений переходят к сплошной ревизии;
комбинированные — предусматривают проверку одних участков сплошным методом, адругих — выборочным, что позволяет ревизовать большие объекты с высокимдокументооборотом, осуществляющие крупные хозяйственные операции.
Ревизии проводятся органами управления в отношении подведомственных предприятийи учреждений, а также различными государственными и негосударственными органамиконтроля (Департаментом финансового контроля и аудита Министерства финансов РФ,Казначейством, Центральным банком, аудиторскими службами). На основаниипроведенной ревизии оформляется акт, по которому принимаются меры по устранениюнарушений, возмещению материального ущерба и привлечению виновных лиц кответственности.

2.4. Основные методы государственного финансового контроля

Основными методами государственного контроля являются комплексные ревизии итематические проверки. Способы проведения ревизий и проверок зависят от конкретныхзадач, которые ставит перед контролерами направившее их ведомство. Если ревизияпредполагает контроль законности и правильности проведения финансовых операцийи достоверности финансовой информации, то проверки преследуют цель контролякачества управления финансовыми ресурсами на всех стадиях их планирования ииспользования, оценки эффективности и целесообразности произведенных финансовыхопераций.
1. Результативность контроля зависит не только от профессионального уровнягосударственных контролеров и независимых аудиторов, но и от регламента ревизийи проверок. Порядок последовательность проведения финансовых ревизий основанына стандартах бухгалтерского учета. Общепринятый регламент проведениякомплексной ревизии включает следующие поэтапные действия контрольных органов:
1.1. инвентаризация наличия и сохранности товароматериальных ценностей,незавершенного производства (строительства), полуфабрикатов, офисного и другогооборудования, денежных средств и расчетов;
1.2. визуальная проверка правильности оформления документов (полноты идостоверности заполнения реквизитов; соответствие предъявленных к проверкедокументов утвержденным нормам; выявление некачественных документов);арифметичекий подсчет итогов;
1.3. проверка полноты и правильности отражения в документахфинансово-хозяйственных операций. По первичным записям водятся таксировка(проверка количественных суммовых данных) и контировка (проверка правильностикорреспонденции бухгалтерских счетов). Проверяются также правильность и полнотаотражения бухгалтерских записей в учетных регистрах, разработочных таблицах,журналах-ордерах, в главной книге и т. д.;
1.4. проверка правильности исчисления расчетных показателей (заработной платы,налогов, амортизационных сумм, резервов процентов за кредиты и т.д.);
1.5. проверка правильности формирования отчетности — бухгалтерской, финансовой,налоговой, статистической, страховой, кредитной и другой отчетности,предусмотренной страновым законодательством.
Другие формы контроля, например, документальные тематические проверки, основанына регламентах, определяемых соответствующими контрольными ведомствами или руководствомфирмы (при проведении внутреннего контроля).
2. Результативность финансового контроля зависит также от санкций, применяемыхв отношении финансовых нарушений.
Мировая практика выделяет две сложившиеся модели финансового контроля. Встранах, приверженных англо-саксонской модели, деятельность контрольного органаограничена подготовкой отчета о проверке (ревизии). Вопрос о санкциях зафинансовые нарушения рассматривают административные и судебные органы.
В странах, придерживающихся французской модели, контрольные органы исполняют инекоторые судебные функции имеют право определять степень виновности лиц вфинансовых нарушениях, требовать возмещения финансового ущерба.

























                                          

                                         Глава III
 
           Государственныйфинансовый контроль.

Принцип разделения власти, закрепленный в Конституции РФ и конституциях(уставах) субъектов Федерации, предусматривает контроль финансовой деятельностиорганов исполнительной власти со стороны Президента и органов представительнойвласти. Такой контроль осуществляется, прежде всего, при рассмотрении иутверждении проектов федерального и нижестоящих бюджетов, государственных иместных внебюджетных фондов, а также при утверждении отчетов об их исполнении.

3.1.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.