Реферат по предмету "Философия"


Этапы становления философских знаний

1. Философия, как мировоззрение, основной вопросфилософии
Понятие мировоззрения означает взгляды, воззрениялюдей на мир, на природу и общество. Мировоззрение может быть научным иненаучным, материалистическим и идеалистическим, диалектическим иметафизическим, атеистическим и религиозным. Целостное мировоззрениеформируется всей совокупностью наук, но теоретическую основу, фундамент любогомировоззрения составляет философия. Именно философия отвечает на самые главныефундаментальные вопросы мировоззрения, такие как: что из себя представляет мирв целом; по каким наиболее общим законам он развивается; каково место человекав мире; познаваем ли мир; как соотносятся материя и сознание, материальное идуховное. Среди этих вопросов многие философы самым основным считают вопрос осоотношении материи и сознания, материального и духовного. В ответе на этотвопрос философы разделились на 2 основных лагеря: материалистов и идеалистов.Материалисты считают первичным материю, природу, физическое, а вторичным ипроизводным сознание, дух, психическое. А идеалисты наоборот первичным считаютсознание, духовное, психическое, а материю, природу, физическое – вторичным ипроизводным. Основной вопрос философии, кроме 1 стороны о соотношении материи исознания имеет еще и 2 сторону, а она составлена в ответе на вопрос: познаваемли мир и в решении 2 стороны философы и ученые также разделились на 2 основныегруппы: большинство считает, что мир познаваем – это абсолютное большинствоматериалистов и объективных идеалистов, но есть философы и ученые, которыеутверждают, что мир непознаваем. Это, прежде всего, субъективные идеалисты инекоторые стихийные материалисты-естествоиспытатели. Они получили названиеагностики, а само направление агностицизм. Агностицизм, как направление,опровергается общественной исторической практикой. В процессе практикинепознанные процессы, предметы, явления становятся познанными, а непознаваемыхвещей в принципе не существует.
Идеализм существует в 2-х основных вариантах – объективногоидеализма и субъективного идеализма. Объективные идеалисты, например, Платон,Гегель, Шопенгауэр и др., первичным считают какое-то духовное начало,находящееся вне человека. У Гегеля это абсолютная идея, объективный дух. УШопенгауэра – мировая воля, а у религиозников – бог. Субъективные идеалисты – Юнг,Авенариус и др., первичным считают сознание субъекта – человека, а предмет – вторичным(комплекс ощущений человека). Наряду с материализмом и идеализмом, как 2противоположностей, существует еще и дуализм; Представители – Кант, Декарт,считают, что материя и сознание, материальное и духовное существуют как быпараллельно и независимо друг от друга, где материальное порождает материальныепредметы, явления, а сознание – духовные.
2. Диалектика и метафизика
2 противоположных метода философии и науки.
Понятие диалектика в античности в Древней Грецииозначало искусство ведения беседы, дискуссии, спора. В дальнейшем поддиалектикой стало пониматься всеобщая теория развития и соответствующий ейметод исследования – диалектический. Диалектика – философское учение о всеобщеми полном движении, изменении, развитии, о наиболее общих законах развития мираи о всеобщих связях существующего в мире. Составная часть философии.
Понятие метафизика впервые в встречается вработах Аристотеля и оно означало часть его труда, который располагался зафизикой и в котором рассматривались более абстрактные, общие вопросы, чемсобственно в физике. В дальнейшем под метафизикой стала пониматься определеннаяконцепция изменения, движения и соответствующий ей метод исследования. Это былотогда, когда естествознание еще только накапливало сведения о явлениях природы,поэтому явления, процессы, предметы природы рассматривались вне связи друг сдругом и как неизменные, раз и навсегда данные. Но когда таких сведений оявлениях природы было накоплено много и потребовалось установить взаимосвязимежду ними метафизический метод оказался ограниченным, односторонним, неспособным решать новые задачи. На смену ему приходит диалектика, какпоследовательно-научная теория, последовательно-научный метод исследования.
Противоположность диалектики и метафизики состоитв следующем. С позиции метафизики предметы, процессы, явления мирарассматриваются: 1 – вне связи друг с другом и вне взаимовлияния друг на друга.
– в основном как неизменные, раз и навсегдаданные, если и признаются изменения, то они понимаются упрощенно, какувеличение или уменьшение чего-либо, т.е. только как количественные изменения,но отрицаются коренные качественные изменения. 3 – не раскрывается внутреннийисточник, причина движения, изменения, развития предметов, процессов, явлений.С позиции диалектики вещи, предметы, процессы рассматриваются: 1 – вовзаимосвязи друг с другом и во взаимовлиянии друг на друга. 2 – в движении,изменении, развитии при этом в единстве постепенных количественных и коренныхкачественных изменений. 3 – раскрывается внутренний источник, внутренняяпричина движения, изменения, развития любых предметов, процессов, явлений,которыми являются внутренние противоречия.
3. Предмет философия и ее основные функции
Понятияпонятие философия Древнегреческого происхождения и означает любовь к мудрости(филео – люблю; софия – мудрость). Философия на заре своего развития включала всебя все научное знание, но
постепенно по мере развития частно-научногознания из нее выходили отдельные ее части и превращались в самостоятельныенауки. В начале – геометрия, медицина, астрономия, затем – физика, математика идругие науки.
На рубеже появления марксизма (2 половина 19века) между философией и частными науками возник конфликт. Суть его состояла втом, что конкретные научные сведения, данные о явлениях мира получаликонкретные частные науки, а философия продолжала претендовать на роль наукивсех наук и решающая любые вопросы, в том числе и частные. Это не устраивалоестествоиспытателей и представителей всех частных наук. Возникает такоенаправление, как позитивизм, представители которого объявили, что наука сама посебе философия и не нуждается ни в какой другой стоящей над ней философией.Философия между тем имеет собственный предмет исследования. Этот конфликт междуфилософией и частными науками в существенной степени был преодолен марксистами –Марксом и Энгельсом: что философия не должна решать за частные науки решать ихвопросы, а имеет собственный предмет изучения – это наиболее общие законыразвития природы, общества и мышления. В настоящее время существуют различныеопределения философии. Одно из них следующее: Философия изучает соотношениематерии и сознания, в том числе общественного бытия и общественного сознания – социальнаяфилософия, и наиболее общие законы развития природы, общества, познания имышления. Это прежде всего: 1 – закон единства и борьбы противоположностей. 2 –закон взаимного перехода количественных и качественных изменений. 3 – законотрицания отрицания.
философия изучает всеобщие понятия, которые вфилософии называются категориями: бытие, материя, сознание. Философия изучает исамого человека, прежде всего самые общие глобальные вопросы: человек и мир;человек и общество; место человека в мире; возможность познаваемости мирачеловеком. Философия выполняет основные функции: 1 – мировоззренческую. Онафундамент мировоззрения. 2 – методологическую. Все ее законы и категории – всеобщиеметоды познания и исследования мира. 3 – Практическую. Она является духовныморужием изменения мира. 4 – аксеологическую. Разработка теории ценности. 5 – Диалектико-логическую.Учит глубоко, всесторонне мыслить.
4 Религиозно-мифологический уровень в сознанииобщества, как предшествующий философскому. Возникновение философии.
До возникновения философии в течении тысяч летсуществовал религиозно-мифологический уровень в сознании общества. Само понятиемиф означает совокупность идей противоположных философии и науке. Религиозно-мифологическийуровень характеризуется следующими основными чертами.
1. при этом уровне сознания общества не былоразличия объекта и субъекта, природы и человека. Человек еще не выделял себя измира природы., как нечто качественно отличное от нее. И свойства природыпереносились на человека, а черты человека и общества – на природу. Онарассматривалась, как одушевленное.
2. в этот период не были еще разработаны многиепонятия (категории) э том числе такие фундаментальные^ как причинность, необходимость,закономерность.
3. при этом уровне сознания и обществапреобладало чувственно-образное отражение действительности.
Древнегреческая философия уже была наиболееразвитой формой перехода от чувственно-образного отражения действительности котражению действительности с помощью понятий, категорий. Философия возникает в6 веке до нашей эры в период перехода от раннего к зрелому рабовладению. В этотпериод формируется идея подчиненности всего бытия некоему надличностному инадприродному закону, универсальному закону – Логосу, Дхарме – Древняя Индия,Дао – Древний Китай. В этот период начинают возникать понятия и формируютсязачатки различных знаний (математика, астрология, география, медицина). Этизнания уже разрушали старые представления о мире, о человеке и обществе. И втакой новой обстановке возникает потребность в антимифологическом сознании. Аответом на эту потребность и явилось возникновение философии. Считается, чтопервым употребил понятие философия Пифагор, а статус самостоятельной науки ейпридал Платон.
5 Древнегреческие философы-материалисты.Возникновение идеализма. Философия Пифагора.
Философия в Древней Греции возникает, какматериалистическая философия. Первые Древнегреческие философы-материалистысводили материю к какому-то конкретному ее состоянию. Например, Фалес – к воде,Анаксимен – к воздуху, Фелекид – к земле, несколько позднее Гераклит – к огню.Или к комбинациям этих состояний, или как Анаксимандр – к неопределенномуматериальному началу, которое получило название аппейрон.
Это былинаивные представления, и их материализм назывался наивным. Заслуга же первыхДревне Греческих материалистов состояла в том, что у них уже былидиалектические идеи во взглядах на природу. Идея о противоположностях, развитиипротиворечий, изменении, развитии. Например, Фалес – вопрос о противоположностижизни и смерти, Анаксимандр рассматривал аппейрон, как образование, котороевключает в себя теплое и холодное, сухое и влажное и представляет собойсовокупность различных элементов и свойств. Но их диалектика была стихийной,так как наука еще не была развита.
Несколько позднее возникает идеализм. Еговозникновение было связано с именем Пифагрра и его учеников. Пифагор утверждал,что единым и абсолютным первоначалом мира может быть только мысль, а точнее еебожественная форма – число. И для него вид предмета это суть. При этом числапервичны, а вещи, предметы вторичны. В тоже время заслуга Пифагора и егоучеников состоит в том, что они много сделали для математического знания, дляколичественного изучения объектов природы с помощью чисел. Но слишкомпреувеличили роль чисел, оторвали их от реальной действительности и пришли кидеализму. Об этом писал Аристотель: «Пифагорейцы – отмечал он – занявшисьматематическими науками впервые двинули их вперед и воспитавшись на них сталисчитать их началом всех вещей».
6. Философия Гераклита
Новый и крупный шаг в разработку проблемдиалектики сделал Гераклит (540–480). Гераклит вывел идею всеобщего изменения,развития через борьбу противоположностей. Он утверждал, что все течет, всеизменяется: «В одну и ту же реку нельзя войти дважды».
Развивая эту идею он пришел к выводу, что природав самом деле имеет причину, основание и начало всех преобразований, т.е.движение природы есть ее самодвижение, а поэтому природе не нуждается вкаком-либо сверхъестественном первоначале. Этот космос не создал никто из богови никто из людей. Он всегда был и есть и будет вечно живым огнем закономерноразгорающимся и потухающим. Гераклит заложил принцип нераздельного единстваматерии и движения.
7. Философия Демокрита
Выдающимся материалистом Древней Греции былДемокрит (460–370). Основная заслуга Демокрита состояла в том, что он вслед заЛефкипом разрабатывал атомистическую гипотезу. Демокрит утверждал, что мирпредставляет из себя бесконечное множество неделимых, непроницаемых частиц(неизменных) вещества – атомов, которые различаются формой, положением ипорядком. Атомы носятся в пустоте, вталкиваются, соединяются между собой иобразуют различные тела – предметы. При этом ни одна вещь не происходитпопусту, а только в силу причинной связи и по необходимости. Демокрит правильноутверждал, что все имеет свою причину, но признавая объективное существованиенеобходимости, он ошибочно отрицал объективное существование случайности. Онписал, что люди измыслили идол случая, чтобы прикрыть этим свою собственнуюнерассудительность. Разрабатывая проблемы познания он четко различал рольчувств и разума в познании. Но в тоже время он принижал роль чувств в познаниии преувеличивал роль разума. Он утверждал, что темное, неполное, недостоверноезнание и лишь с помощью разума мы можем познать истину. В учения о человеке иобществе он также следовал своей атомистической гипотезе. Главное отличиечеловека от животных он видел в особом расположении круглых и самых подвижныхатомов, сходных с огнем или воздухом. Он подверг критике религиозный взглядмир, утверждал, что вера в богов возможна из-за страха перед непонятными силамиприроды. В своих взглядах на роль государства он был сторонникомрабовладельческой демократии. Он отстаивал свободу человека.
8. Философия Платона
Крупным философом в Древней Греции былобъективный идеалист Платон. Платон разделил весь мир на мир вечных инеизменных идей и изменчивых вещей. При этом для него идеи первичны^ а вещивторичны.
В этом суть его объективного идеализма. В теориипознания он также стоял на позициях объективного идеализма. Учение о познании унего основано на знании о бессмертии души. Платон утверждал, что душа человекаеще до его рождения обитала в мире вечных и неименных идей, созерцала их изапечатлела их в себе. А человеку остается лишь вспомнить эти идеи, но впроцессе обучения и воспитания. Представляет интерес его учение о государстве.Он создал проект идеального государства. Платон выделил три основных сословия вгосударстве:
1. Правители-философы.
2. Воины-стажи.
3. Работники производительного труда.
При этом правители-философы и воины-стражи у неголишены всякой собственности, не только частной, но и личной. Только 3 сословиеимеет право владеть и личной и частной собственностью, но в разумных пределах.И Платон установил даже норму социального расслоения в обществе – 1:4.
9. Философия Аристотеля
ВеликийАристотель (384–322). Огромной заслугой Аристотеля явилось то, что он обобщилдостижения всей предшествующей ему философской мысли. Он был универсальнымфилософом. Писал работы на самые различные темы о явлениях живой и неживойприроды, работы по сознанию и познанию, о природе общества, государства, обискусстве, этике, эстетике и риторике. Он пытался установить самыеразнообразные связи в мире. Он систематизировал минералы, растения, животных.Общество рассматривал, как связь людей, а человека, как существо общественное,политическое. Он придал законченную форму для учения о категориях того времени.Он сформулировал 3основных закона формальной логики: закон тождества,закон противоречия, закон исключенного третьего. Он подверг критике идеализмсвоего учителя Платона. Сам был материалистом в теории познания. Познание длянего есть познание чего-то реального. Он был материалистом в пониманииискусства. Искусства – отражение жизни действительной. Но в тоже
время он оставался идеалистом в решении основноговопроса философии. Вещи для него – единство 2-х начал – активной формы ипассивной материи. Вывод: существует первоформа, под которой он понималнекоторое духовное начало.

10. Философия Нового времени
Этап 17–18 веков характеризуется новым расцветомфилософской мысли, широким распространением идей материализма и его активнойборьбы против идеализма, религии, мистики. Это было связано, во-первых, с тем,что буржуазия не могла победить феодализм без опоры на науку, ибо развитиемашинного производства, как экономической основы могущества нового классабуржуазии было невозможно без ее Опоры на науку, без систематического изученияобъектов, процессов и явлений природы. Именно поэтому объективный, реальный мирстановится главным объектом для изучения, как естествоиспытателей, так иученых. В такой новой обстановке формируется идея активности субъекта,человека, преобразующего природу. И лозунг английского философа ФренсисаБекона: «Знание – сила!» наиболее емко отразил дух становящейся новой эпохи.Во-вторых, развитие естествознания поставило перед философией вопросы о методахпознания, о роли чувств и разума в познании. Еще у отцов естествознанияГалилей, Ньютона уже встречались отдельные высказывания о природе научногопознания, но только философы пишут специальные работы, выясняя возможностиразличных методов и способов познания. В-третьих, в связи с разрушением феодальныхсословных отношений и заменой их на буржуазные все сильнее устраняласьзависимость человека от различного рода авторитетов, в том числе ибожественного авторитета. И только в этой обстановке формируется девизЛондонского Королевского общества в 1660 году: «Ничего на веру». Материализм 17–18веков был обогащен выдающимися открытиями в области естественных наук; небесноймеханики, физики, химии и других наук. И в этом его существенное преимуществоперед наивным материализмом Древне, Греческих философов.
К наиболее выдающимся материалистам 17 векаотносятся. Френсис Бекон, Томас Гоббс, Джон Локк (Англия), Бенедикт Спиноза(Голландия), а 18 века – Дени Дидро, Поль Гольбах, Клод Гельвеции (Франция),Михаил Ломоносов (Россия).
Заслуга материалистов 17–18 веков состояла в том,что они объяснили мир, исходя из него самого. Первоосновой всего существующегосчитали вечно движущуюся материю. Человека рассматривали, как составную частьприроды. И доказывали возможность познания мира. Они разоблачали теориюврожденных идей. Локк по этому поводу писал, что в душе нет врожденныхпринципов, душа представляет из себя «лист чистой бумаги» без всяких черт иидей. А то, что на ней будет записано, зависит от жизненного опыта, полученныхзнаний. Материалисты 17 и особенно 18 веков (Франция) выступили с резкойкритикой религии. Они писали специальные работы, направленные против религии.Например Поль Гольбах написал «Карманное богословие» в котором едко высмеивалрелигию и религиозные предрассудки в сознании людей. Религию они рассматривали,как духовное оружие порабощения народа и опору тирании. И в их работахматериализм был сознательно доведен до атеизма. Французские материалисты и вцелом просветители (Вальтер) много сделали для просвещения народа. Они создализнаменитую энциклопедию, как свод наук, искусств и ремесел, в которой былоподытожено развитие научного знания, в целом культуры, иобщественно-исторической практикой. И эта энциклопедия и в целом философияфранцузских материалистов и просветителей явилась идеологической подготовкойфранцузской буржуазной революции конца 18 века. Идеи французских материалистовиспользовали также представители утопического социализма. Например, РобертОуэн, Шарль Фурье и другие. Это были все крупные достижения материализма 17–18веков. Но в тоже время материализм 17–18 веков имел и существенные недостатки.Фридрих Энгельс в работе «Людвиг Фейербах и конец немецкой классическойфилософии» выделял, прежде всего, 3 основных недостатка: метафизичность,механицизм, идеализм в понимании человека и общества, в понимании истории.
Названиеметафизичность – метафизический материализм – означало о разрыве материализма идиалектики. Господствующим стал метафизический подход к действительности, когдаобъект природы и отражающие их понятия считались неизменными, подлежащимиизучению один возле другого, т.е. вне связи друг с другом. Наивный материализмДревне Греческих философов хотя и стихийно, но в целом верно схватывал общийхарактер всей картины явлений мира, природы, космоса. Но он был недостаточендля изучения тех частностей, из которых эта общая картина складывалась. Апоскольку мы не знаем этих частностей, то неясна была и общая картина, поэтомунаука 17–18 веков вполне оправданно стала изучать эти частности, не вырывая ихиз естественной или исторической связи и исследуя каждую по отдельности, по еесвойствам, причинам и следствиям. Вследствие этого единая природа как быраспадалась на отдельные царства, изучаемые отдельными науками: минералогией,ботаникой, зоологией, сравнительной анатомией и другими. И ученым казалось, чтоземля, солнце, растения, животные и сам человек неизменны. А если изменения всеже признавались, то понимались упрощенно, только лишь как количественноеуменьшение или увеличение чего-либо. Абсолютизация такого подхода к изучения природывне всеобщей взаимосвязи и развития и получило название метафизического методаисследования и метафизического способа мышления. Механицизм был связан сабсолютизацией механической формы движения. В этот период наиболее интенсивноеразвитие среди наук получила механика. А ее законы, понятия такжеабсолютизировались, с помощью их ученые и философы пытались объяснить явленияне только неживой природы, но и органической природы и даже общества. А философматериалист Ламетри написал даже книгу «Человек – машина». Для объяснениявселенной, например, широко применялся образ часового механизма. Это означало,что все небесные тела движутся по вечным и неизменным законам, а в роличасовщика даже для великого Ньютона выступал бог.
Идеализм в понимании истории, общественной жизни.Материалисты 17–18 веков были материалистами лишь в понимании природы, т.е.правильно доказывали, что материя, природа – первична, а сознание, дух – вторичны.Но в тоже время они оставались идеалистами в понимании истории, общества. Определяющейпричиной развития истории, общества они считали духовные мотивы в деятельностилюдей. Даже Французские материалисты искали главные причины развития общества очувствах, желаниях и мнениях великих людей, а не в материальной жизни.
Эти слабости материализма 17–18 веков былизамечены и использованы в борьбе против материализма, как субъективнымиидеалистами Беркли, Юмом, так и объективными идеалистами Декартом и Лейбницем.Ирландский епископ и субъективный идеалист Беркли главной задачей своей жизни считалзащиту идеализма, религии и опровержение материализма и атеизма. «Чувственныймир», – писал Беркли, «есть мир воспринимаемый нашими чувствами. Чувствами жевоспринимаются только представления. А представления не могут существоватьиначе как в уме», а отсюда он делал вывод: помимо наших представлений ничего несуществует. И приходил к своему главному выводу: существовать, значит бытьвоспринимаемым. Пытаясь опровергнуть материализм, он в свою очередь писал, чтопоскольку мы чувствами не воспринимаем материю, как таковую, а воспринимаемлишь конкретные вещи, то и идея понятия материи ничего не прибавляет ксвойствам вещей, которые дают чувственные восприятия, а поэтому идея материи,утверждал он, не нудна ни философии, ни науке. Точно также Беркли фактическиотрицает в целом образование общих понятий. Например: понятие растения,животного, человека якобы также ничего не отражают. А поэтому тоже приносятвред и науке и философии. В конечном итоге Беркли от субъективного идеализмапереходил к объективному идеализму, пытаясь доказать существование бога, кактворца всего существующего,
Английский философ Давид Юм в свою очередь так жеутверждал, что мы имеем дело только с нашими ощущениями, но мы не знаем, чтостоит за ними; может быть, писал он, это материя, как считают материалисты, аможет быть сознание, как считают идеалисты. Юм имеет в виду объективныхидеалистов.
11. Философия Канта
Теоретическим выражением буржуазныхпреобразований в Германии явились философские системы Канта, Фихте, Шеллинга,Гегеля и Фейербаха. Основоположником же немецкой классической философии явилсявыдающийся философ Имануил Кант (1724–1804). В творчестве Канта выделяют 2основных периода: докритический (до 1770) и критический (с 1770).
Первый период Кант в основном был материалистом изанимался естественнонаучными проблемами. В 1755 году он написал работу «Общаяестественная история и теория неба». В ней он доказывал образование солнечнойсистемы из гигантской газовой туманности, т.е. естественным путем, оставляя заскобками бога. Заслуги Канта в этот период во-первых он выступал^ какматериалист, во-вторых он доказывал, что природа имеем свою историю, в-третьихдоказывал материальное единство природы. С 1770 года начинается новый период вего творчестве, называемый критическим по названиям его работ «Критика чистогоразума», «Критика практического разума», «Критика собственности суждения». Вэтот период он занимается преимущественно философскими проблемами. Он делаетпредметом своего изучения познание. И прежде всего объектом его изучениястановятся априорные (доопытные) формы сознания, присущие сознанию человека досамого процесса познания. Это по Канту пространство, время, причинность,необходимость, закономерность и некоторые другие. Т.е. Кант подходит к ихизучению с позиции субъективного идеализма. На самом деле все они существуютобъективно, т.е. независимо от воли и сознания людей.
Рассматривая процесс познания Кант исходит изтого существует мир вещей в себе. Это объективный мир и он является источникомнаших ощущений. Утверждая так он поступает как материалист. Но эти ощущения,пишет он, хаотичны, ни в пространстве, ни во времени ни сформулированы ипричинно друг с другом не связаны. Сам же человек имеет дело уже с явлениями,которые представляют преимущественно продукт сознания человека. Каждое явлениеэто единство второстепенного – хаоса ощущений идущего из внешнего мира, иосновного – форм и закономерностей, внесенных уже самим человеком. И Кантделает вывод, что человек познает лишь то, что сам и формирует. Он переходит напозиции субъективного идеализма и агностицизма. Весь мир он разделяет на мирвещей в себе, которые существуют объективно, но они не познаваемы и мир вещейдля нас, которые познаваемы, но они формируются самим сознанием человека. Затакой период Канта критиковали и слева и справа. Слева его критиковалиматериалисты, например, Людвиг Фейербах, Энгельс – за агностицизм, заутверждение, что вещи в себе не познаваемы, и за субъективный идеализм. Асправа его критиковали последовательные идеалисты, например, Махисты^ Мах,Авенариус и другие. Заслуга Канта состояла в том, что он разрабатываетдиалектику процесса познания. Он выделил 4 антиномии (противоречия) в познании:мир конечен во времени и в пространстве и мир бесконечен во времени и впространстве; в мире существует свобода и в мире не существует свободы, всенеобходимо; в мире все просто и неделимо и в мире все сложно и делимо;существует бог, как первопричина мира, и не существует никакой первопричинымира.
Он считает, что разум не в состоянии разрешить этипротиворечия, но эти противоречия у Канта – противоречия разума. И он выделилвсего 4 противоречия. На самом же деле противоречия существуют в самомобъективном мире и их бесчисленное множество.
Заслуга Кантав этот период состояла также в том, что он наносит удар по теологии, как особойнауке о боге. Кант считает, что логически нельзя доказать существование бога,но идея бога нужна. Бог нужен, утверждает кант, чтобы поддерживать моральныепринципы. Кант формирует основной моральный принцип «категорический императив»,как вечные и неизменный закон и идеал поведения людей. Суть этого закона в том,«что поступать надо согласно такому правилу, руководствуясь которым ты можешьпожелать, чтобы оно стало всеобщим законом». «Поступай так, чтобы ты всегда такотносился к человечеству и в своем лице, в лице всякого другого, как и к цели иникогда не относился бы к нему, как средству». Такая постановка вопроса Кантомвысоко гуманна. «Человек – это превыше всего. Это высшая цель. Он не может бытьсредством для достижения любой цели». Кант рассматривает так же в этот периодвнутреннюю структуру личности, исследует внутренние мотивы поведения личности.Такие ее качества, как совесть и другие. В 1785 году он пишет работу к «Вечномумиру», в которой выдвигает следующие нормы взаимоотношений между государствами:– не применение силы и роспуск армий; – отказ от использования кредитнойсистема, как орудия внешнеполитических акций; – осуждение терроризма, какорудия политической борьбы.
Он пишет, что современная война привела к«Вечному миру» лишь на гигантском кладбище человечества. Следовательно, она неможет быть допущена.
12. Философия Фейербаха
Выдающимся немецким философом-материалистом былЛюдвиг Фейербах (1804–1872). Заслуга Фейербаха состояла в том, что он резкокритиковал идеализм Гегеля и агностицизм Канта. Он выявил связи идеализма ирелигии. И продолжил передавать традиции материализма 18 века (Франция). Какматериализм Фейербах доказывал, что природа первична, а сознание – вторично. Онтакже доказывал, что мир познаваем. В центре изучения своей философии онпоставил человека. Все это были крупные заслуги Фейербаха. Но будучиматериалистом, в отличие от Гегеля, он был метафизиком по методу. Он полностьюотбросил философию Гегеля, как ненужный хлам, не заметив рациональной стороныфилософии Гегеля – диалектики. И как образно отмечал Энгельс, вместе с водойвыбросил из ванны и ребенка. Материализм Фейербаха носил антропологическийхарактер. Сам Фейербах пытался избавится от характеристики человека, как чистобиологического существа. Он писал, что человек не есть отдельное существо,подобно животному, но существо универсальное, что человеческая сущность на лицотолько в общении, в единстве человека с человеком. Но само общение он строил наоснове неизменных, вне исторических и в этом плане природных человеческихсвойств (веры, надежды, любви, разума, чувств). Критикуя же существующуюрелигию, Фейербах в тоже время предлагал создать новую религию – религиювсеобщей любви, что было утопией. Фейербах был материалистом лишь в пониманииприроды, а в понимании истории, общественного развития он оставался на позицияхидеализма, считая определяющие в развитии общества, истории духовные мотивы вдеятельности людей, т.е. их сознание, волю, т.е. Фейербаху были еще свойственнынедостатки материализма 17–18 веков (метафизичность, механицизм и идеализм впонимании истории человека и общества).
13. Философия Гегеля
Великим немецким философом был Гегель (1770–1831).Гегель разработал гигантскую энциклопедическую философскую систему объективногоидеализма, в которой рассматривается развитие теоретического закона природы,общества, индивидуального сознания, человека, морали, права, государства,искусства, религии и, наконец, самой философии.
Как объективный идеалист Гегель утверждал, что первоосновойвсего существующего является объективный дух или абсолютная идея. Объективныйдух развивается по внутренне присущим ему законам. Со временем он порождаетприроду, затем общество и все общественные институты: государство, семью,право, армию и т.д. И свое высшее проявление он находит в сознании человека.Объективный дух – активная творческая сила. Люди же практически бессильныперед, но будучи объективным идеалистом Гегель одновременно был диалектиком.Диалектика, писал он в работе «Людвиг Фейербах и конец немецкой классическойфилософии», это рациональное зерно его философии. Гегель впервые представилвесь духовные, природные и исторический мир в беспрерывном развитии. Ондоказывал, что источником любого движения, изменения, развития являются противоречия,что в развитии происходит переход от количественных изменений к качественным иобратно, что на смену старому неизбежно идет новое. Он теоретически разработалосновные законы и категории диалектики: – закон единства и борьбыпротивоположностей; – закон взаимного перехода количественных и качественныхизменений; – закон отрицания отрицания.
Особую роль среди категорий он отводил парнымкатегориям: единичному и общему, причине и следствию, необходимому и случайномуи другим.
Но философияГегеля противоречива. Если Гегель, как диалектик, утверждал, что все движется,изменяется, на смену старому приходит новое, то идеалистическая система привелаего к тому, что он высшим л последним этапом в развитии философии объявил своюфилософию, что противоречило его диалектике, а реакционное прусское государствообъявил лучшим типом государства, что нравилось правителю. Противоречия вфилософии Гегеля, писал Энгельс, во многом объясняются тем, что он был сыномсвоего класса немецкой буржуазии. А немецкая буржуазия, в отличие отфранцузской или английской, в тот период была трусливой. Если французскаябуржуазия отправила на гильотину своих королей, но немецкая буржуазия с однойстороны рвалась к власти. Но с другой стороны боялась феодалов, шла на сговор сними и предавала интересы народа. И эти противоречия немецкой буржуазии, каккласса в этот период, пишет Энгельс, нашли отражение и в философии Гегеля.
14. Возникновение и основные особенностимарксисткой философии
Возникновение марксизма, включающего в себя 3 составныечасти: марксистскую политэкономию; марксистскую философию и теорию научногосоциализма – было подготовлено всем ходом исторического развития общества,философией в целом, общественной и естественнонаучной мысли. Марксистскаяфилософия выступает как методологическая и теоретическая основа всего марксизмав целом. Историческое развитие общества и прежде всего развитиекапиталистического способа производства привели на арену классовой борьбы новыйкласс – пролетариат. В рамках зрелого феодализма противоречия междупролетариатом и буржуазией уже были. Буржуазия владела определенными средствамипроизводства, чего не было у пролетариата, а следовательно, и жила лучше, ноони еще были слабо выражены. И буржуазия и пролетариат при феодализма считалисьнизшими сословиями в обществе, а привилегированными сословиями были дворянствои духовенство, ибо только они имели право на землю и крестьян. На знаменах итранспарантах первых буржуазных революций были начертаны лозунги: «Свобода,равенство, братство, счастье», И буржуазия и пролетариат верили в ихреализацию, осуществление после победы над феодалами, но развивались ипротиворечия между буржуазией и пролетариатом. Когда же буржуазия приходит квласти в результате побед первых буржуазных революций, то оказалось, что онавыступила как не менее жестокий эксплуататор, чем феодалы. И буржуазия ипролетариат теперь поняли, что они – классы противоположные друг другу. Иначинается классовая борьба между ними. Среди первых крупных выступленийпролетариата Фридрих Энгельс назвал 3 выступления: – Восстание Силезсккихткачей в Германии; – Восстание Монских во Франции; – самое мощное выступлениепролетариата – Чартистское движение в Англии. Но все эти восстания пролетариатабыли еще плохо организованы. Пролетарии смутно представляли себе будущееобщества и не знали четких целей борьбы за него. Нужна была научная теория,которая бы ответила на эти вопросы и вооружила бы пролетариат знаниямиклассовой борьбы. И как следствие развития капитализма и выхода на аренуклассовой борьбы пролетариата, такая теория появляется во 2 половине 40-х годов19 века – это марксизм.
Маркс и Энгельс, создавая революционное учениепролетариата, опирались на достижения всей предыдущей общественной ифилософской мысли. Например, они использовали теорию трудовой стоимостианглийских буржуазных политэкономов дама Смита и Давида Рикардо. Они совершено,верно, показали, что в основе всякого богатства лежит труд людей. Маркс иЭнгельс, опираясь на эту теорию трудовой стоимости, создали новую теорию – теориюприбавочной стоимости. Этой теорией они в свою очередь доказали, что рабочийодну часть рабочего времени работает на себя, на семью, а другую часть времени,а нередко и большую, – на карман капиталиста, создавая прибавочную стоимость.Маркс и Энгельс использовали также взгляды французских социалистов-утопистов:Сен-Симона, Фурье, Оуэна; о будущем обществе, социализме. Их критику пороковкапитализма, их идею о классовой борьбе, как движущей силы развития общества.Но они пришли к выводу, что одной только критики словом мало, что от критикисловом надо переходить к критике оружием. В создании же собственной философииМаркс и Энгельс опирались на достижение предшествующей философской мысли,особенно немецкой классической философии и в первую очередь философию Гегеля иФейербаха. Из философии Гегеля они взяли на вооружение его диалектику. Нодиалектика Гегеля была идеалистической, т.е. у Гегеля развивался, прежде всего,объективный дух, абсолютная идея, а те изменения, которые происходили в природеи обществе Гегелем рассматривались как следствие развития объективного духа.Маркс и Энгельс создали материалистическую диалектику. Они показали, чтопервоосновой всего существующего является материя, природа. Именно она являетсяисточником движения, изменения, развития. Из философии Фейербаха Маркс иЭнгельс использовали, прежде всего, его материализм, освободив предварительноматериализм Фейербаха от недостатков. Домарксовский материализм характеризуется3 основными недостатками: метафизичность, механицизм, идеализм в пониманииистории общества. Материализм же Маркса и Энгельса в отличие от марксизма 17–18веков – диалектический материализм. Кроме этого Маркс и Энгельс явилисьматериалистами в понимании истории общества. Маркс и, Энгельс показали, чтоопределяющей основой развития общества, развития истории является развитиематериального производства, способа производства, а не духовные факторы.
Создаваяновую философию Маркс и Энгельс опирались также и на достиженияестественнонаучной мысли. Особое значение для них, как писал Энгельс, имели 3великих открытия того времени: открытие клетки, клеточного строения организмоврастений и животных; эволюционная теория Дарвина и закон превращения энергии.Эти великие открытия нанесли сильный удар по метафизическим взглядам на природу,а также и по идеализму и религии. Если метафизики не видели связи междурастительным и животным миром, то открытие клеточного строения организмоврастений и животных доказало единство растительного и животного мира. Ирастения и животные начинали свое развитие с одного и того же – с клетки. Еслиметафизики не видели развития растительного и животного мира, то Дарвин в своейэволюционной теории показал, что растительный и животный мир не стоят на одномместе, а развиваются и при этом развиваются в силу естественных причин, в силузакона борьбы за существование. Если метафизики признавали лишь постепенныеколичественные изменения, которые происходили в мире, но отрицали коренныекачественные изменения, то закон превращения энергии показал, что в мире нарядус постепенными количественными происходят и коренные качественные изменения,ибо превращение 1 вида энергии (тепловую в механическую) в другой – образованиекачественного нового вида энергии. Эти великие открытия способствовали развитиюдиалектических взглядов на природу, а также материалистических и атеистических,т.е. они способствовали созданию диалектико-материалистической философии. Маркси Энгельс совершили переворот в философии. Энгельс по этому поводу писал, что споявлением марксизма старой философии пришел конец, т.е. той философии, котораяпретендовала на роль науки всех наук, на истину в последней инстанции ипыталась решать любые вопросы, в том числе частные. Маркс и Энгельс показали,что Философия не должна за частные, специальные науки решать их проблемы, чтоона имеет собственный предмет исследования, изучение наиболее общих законовразвития природы, общества, мышления. Маркс и Энгельс создали качественно новуюфилософию – диалектико-материалистическую. Эта философия диалектическая. Она показывает,что мир, материя, природа и общество находятся в бесконечном движении,изменении, развитии. Что движение, изменение, развитие происходят через борьбупротивоположностей, т.е. противоречия – источник любого движения, изменения,развития, что в развитии происходит переход количественных изменений вкачественные и обратно, что на смену старому идет новое. Что все в природе иобществе взаимосвязано. Эта философия Маркса и Энгельса – материалистическаяфилософия и в понимании природы и в понимании общества. Общественное бытие, т.е.материальная жизнь общества – первично, а общественное сознание, т.е. дух жизниобщества – вторично. Маркс и Энгельс создали также научную социологию илиисториоматериализм или материалистическое понимание истории.
До Маркса и Энгельса господствовал идеализм вовзглядах на общество, его историю, т.е. их сознание, воля, чувства, настроение,переживания, иллюзии. А главной движущей силой развития истории объявлялисьвыдающиеся исторические личности, герои, дари, полководцы, государи, философы.Движение же народных масс осталось в тени. Маркс и Энгельс показали, чтоопределяющей основой развития общества, истории является развитие материальногопроизводства, способа производства, конечное единство производственных сил ипроизводственных отношений, что именно общественное бытие как материальнаяжизнь общества определяет общественное сознание, дух жизни общества. Главнойдвижущей силой развития истории объявлялись не исторические личности. Анародные массы, ибо именно они – основа производительной силы общества. Отмечаязаслуги Маркса и Энгельса в создании истинной науки об обществе, Ленин писал,что хаос и произвол, которые царили до Маркса и Энгельса во взглядах на историюи на политику сменились поразительно стройной научной теорией, показывающей,что из 1 уклада экономической жизни развивается следствие развитияпроизводительной силы, новый более передовой уклад, как из феодализма напримервырастает капитализм. Маркс и Энгельс впервые также соединили философию, теориив целом с политикой, с массовой борьбой пролетариата за его освобождение. Марксв работе «Тезисы о Фейербахе» в последнем 11 тезисе писал, что философы лишьразличным образом объединяли мир, а дело заключается в том, чтобы изменить его,те. Маркс подчеркнул здесь практическую сторону философии, заключавшуюся взамене капитализма на социализм.
мировоззрение философия материя убеждение
15. Развитие взглядов на материю. Определениематерии
Взгляды на материю, на ее структуру и свойстваразделились в процессе развития философии и науки. Древнегреческиефилософы-материалисты сводили материю или к какому-то ее конкретному состоянию,свойству (Фалес – к воде, Анаксимен – к воздуху, Ферекид – к земле. Гераклит – когню) или комбинациям этих состояний или же к определенному материальномуначалу (агшейрон – Анаксимандр). Начиная с философов Древней Греции (Лефкипа иДемокрита), материя сводилась к атому, а атом объявляется последним и неделимымдалее кирпичиком и такой взгляд, когда материя сводилась к неделимому атомупросуществовал вплоть до конца 19 века – начала 20 века нашей эры. В к. 19 –н. 20 веков в физике были сделаны великие открытия, которые разрушили старыевзгляды о материи. В 1896 году американским физиком Томпсоном был открытэлектрон, как более элементарная частица, чем атом, французские физики – супругиКюри – открыли явление радиоактивности. Русский физик Лебедев измерил давлениесвета. Метафизически мыслящие физики, которые сводили материю к неделимомуатому, теперь стали утверждать, что материя исчезает, т. к. исчезнеделимый атом, т.е. они пришли к идеализму. На самом деле никакогоисчезновения материи не было. Исчезала не материя, а некоторые старые взглядына нее (на ее структуру и свойства). Это хорошо было показано Лениным в работе«Материализм и эмпириокритицизм». В ней он дал и определение материи: «Материя,– писал он, есть философская категория для обозначения объективной реальности,которая дана человеку в ощущениях его, которые копируются, фотографируются,отображаются нашими ощущениями, существуя независимо от них». Ленин в этойработе высказал также идею о неисчерпаемости материи вглубь. Он писал:«Электрон также неисчерпаем как атом, природа бесконечна». Близким к материи,но не тождественным является категория бытие. Иногда их отождествляют, это неверно.Если материя есть объективная реальность, то бытие обозначает все существующее,все существование: оно включает в себя и духовное движение людей, их сознание.Материя в структурном отношении многообразна. В структуре материи выделяютэлементарные частицы: атомы, молекулы, тела, микромир – мир элементарныхчастиц, макромир – мир, в котором мы живем, и мегамир – мир отдаленныхгалактик. Выделяют 2 основных вида материи: 1. вещество; 2 поле.
16. Движение, как способ существования материи.Основные ее формы
Движение – способсуществования материи, т.е. ее неотъемлемый атрибут, свойство. Материясуществует только в движении. Абсолютно все находится в движении. Под движениемв самом широком смысле слова понимается любое изменение вообще, начиная отпростого механического перемещения и кончая мышлением и» целом социальнойформой движения материи. Движение характеризуется следующими основными чертами:материальностью, объективностью, относительностью, противоречивостью.Материальность движения обозначает, что его источником, причиной являетсяматерия. Объективность движения состоит в том, что движение, как и сама материяне зависит от воли и сознания людей. Абсолютность движения обозначает еговсеобщность, т.е. все процессы, явления находятся в движении.
Относительность же движения состоит в том, что вразнокачественных участках природы и общества движение происходит по-разному.Например, оно происходит в природе и обществе, при феодализме и капитализме ит.д. противоречивость движения состоит в том, что движение есть всегдапротиворечия, столкновение противоположностей, борьба, взаимодействие. Следуетразличать понятия движение и покой, движение и развитие. Под покоем понимаетсясохранение предметом, телом своего устойчивого положения относительно другихпредметов, тел. Но покой не обозначает ни приостановку движения, ни отсутствиеего. В любых предметах существует внутреннее движение. Все они изменяются и поддействием внешней среды. Все предметы, находящиеся на Земле, движутся вместе сней вокруг оси и солнца. Т.е. движение абсолютное, оно присутствует всегда, апокой относителен временем приходящим. Под развитием большинство философовпонимают восходящее движение, т.е. движение от простого к сложному, от низшегок высшему, от менее деформируемого к более, т.е. развитие – всегда движение, нодвижение – не всегда развитие. Самодвижение существует в различных формах.Основные его формы были выведены еще Энгельсом. Это механическое движение,физическое, химическое, биологическое и социальное (движение в обществе) движенияв настоящее время в качестве самостоятельной формы движения материи называют идругие, например, движение элементарных частиц, тепловое движение,геологическое. Между формами движения материи существуют сложные взаимосвязи.Каждая более сложная форма движения материи исторически развивалась из менеесложной. Так, социальное движение возникло на основе развития механического,физического, химического и биологического. Каждая более сложная форма движенияматерии включает в себя все менее сложные. Но в тоже время каждая более сложнаяформа движения материи структурно в качественном, плане несводима ни к одной изменее сложных, ни к совокупности менее сложных. Она функционирует уже по своимсобственным законам.
17. Пространство и время, как форма существованияматерии
Если движение – способ существования материи, топространство и время – форма существования материи. Это значит, что движущаясяматерия существует только в пространстве и времени. Каждый предмет имеетпространственные формы и определенные черты. Выделяют как общие черты, так иразличия. Общими чертами пространства и времени являются материальность,объективность, абсолютность, относительность, противоречивость, бесконечность,безграничность. Материальность пространства и времени обозначает, чтопространство и время – формы существования материи. Объективность пространстваи времени состоит в том, что пространство и время, как и движение и самаматерия существуют независимо от воли и сознания людей, от человека ичеловечества. Абсолютность пространства и времени состоит в их всеобщности.Относительность пространства и времени состоит в том, что пространство и времязависят от конкретных состояний и свойств самой материи. Относительностьпространства и времени в нашей части вселенной определяется конкретнымсостоянием материи – полем тяготения. Относительность пространства и временидоказывает теория относительности Эйнштейна. Если Ньютон считал пространство ивремя только абсолютным, неизменным, то Эйнштейн показал, что пространство ивремя не только абсолютны, но и относительны и они изменяются. Так, при большихскоростях, близких к скорости света, длина тел сокращается, а процесс течениявремени замедляется. Если Эвклид считал, что сумма углов треугольника = 180градусам, то представители неэвклидовой геометрии доказали, что сумма угловтреугольника может быть меньше 180 (Лобачевский) и сумма углов треугольникможет быть больше 180^(Риман). Различие между пространством и временем состоитв следующем: быть в пространстве – значит существовать, одно возле другого,одно рядом с другим, а быть во времени – значит существовать в формепоследовательности: одно за другим событием. В пространстве можно перемещатьтела слева направо, сверху вниз. Время же необратимо. Пространство имеет 3измерения: длина, ширина, высота. А время имеет одно измерение, оно течеттолько а направлении от прошлого через настоящее к будущему.
18. Проблема единства мира в философии иестествознании
Проблемуединства мира по-разному решают различные мировоззренческие направления.Идеалисты видят единство мира в духе, сознании, но первоисточником всегосуществующего является какое-то духовное первоначало и в этом, с точки зрениядругих идеалистов, единство всего существующего. Представители религии считают,что бог создан мш>и создал его единым, другого мира нет. НекоторыеСубъективные идеалисты считают, что мир един, потому что он нам представляется,мыслится единым. Немецкий философ Евгений Дюринг утверждал, что единство миразаключается в его бытии, его существовании. Фридрих Энгельс в работе«Анти-Дюринг» писал по этому поводу: «Единство мира состоит не в его бытии,хотя бытие и является предпосылкой единства мира, ибо мир должен вначалесуществовать прежде, чем быть единым. Действительно единство мира состоит в егоматериальности, а это доказывается не парой фокуснических фраз, а длинным итрудным путем развития философии и естествознания». Т.е. с точки зренияЭнгельса единства мира в том, что его первоосновой, первоосновой всегосуществующего, всех предметов, явлений, процессов является материя и в этомединство всех предметов, явлений, процессов мира. А Ленин, развивая эту мысльЭнгельса, еще добавил, что единство мира также в движении. Все находится вдвижении и в этом единство всего существующего. Такое диалектико-материалистическойпонимание единства мира доказывает и наука. Спектральный анализ, например,доказывает единство земных и небесных тел. Теория клетки доказывает единстворастительного и животного мира. Это единство доказывает и эволюционная теорияДарвина. Растительный и животный мир не стоят на одном месте, а развиваются всилу борьбы за существования.
19. Философское учение о сознании
Проблему сознания по-разному решают различныемировоззренческие направления. С позиции идеализма сознание – первооснова,субстанция всего существующего. С позиции метафизического материализма сознаниерассматривается в основном как пассивное отражение действительности. Начеловека из внешнего мира действуют различные раздражители и которые чистомеханически отражаются в сознании. С позиции вульгарного материализма Бюхнера,Фогта сознание представляет из себя материальное явление (разновидностьматерии). Они утверждали, что мозг также излучает мысль, как печень, например,выделяет желчь, т.е. они отождествляли биологические, физиологические процессы,закономерности функционирования человеческого организма и закономерностифункционирования его сознания, на самом же деле закономерности функционированиясознания качественно отличаются от биологических, физиологическихзакономерностей. Представители гилозоизма считали, что вся материя обладаетсознанием. Спиноза писал: «Камень тоже мысль». С позициидиалектико-материалистической философии сознание вторично по отношению кматерии, сознание – отражение материи, но не пассивное, чисто механическое, аактивно творческое, преобразующее. Если животные, например, лишьприспосабливаются к природе, то человек проникает вглубь, в сущность явленийприроды и общества, раскрывает законы природы и общества и использует их всвоей практической деятельности. С позиции диалектико-материалистическойфилософии сознание не присуще всей материи, оно представляется собой свойстволишь высокоорганизованной материи, человеческого мозга и это доказываютмедицина, психология, физиология, другие науки. Нарушения в деятельности мозгаприводят серьезным нарушениям и в самом сознании. Человек, например, можетлишиться пространственных ориентацией и вообще разума. С позициидиалектико-материалистической философии сознание имеет социальную природусвоего происхождения, т.е. оно возникло в обществе и может нормальнофункционировать и развиваться только в обществе. Т.о. сущностьдиалектико-материалистического понимания сознания состоит в следующем: 1.сознание вторично по отношению к материи. 2. сознание есть высшая форма отражениядействительности. 3. сознание есть функция высокоорганизованной материи. 4.сознание имеет соц-ю природу своего происхождения.

20. Понятие отражения, развитие форм отражения в природе.Возникновение сознания
Наряду с движением, неотъемлемым свойством,атрибутом всей материи является отражение. Отражение – всеобщее свойство всейматерии. Оно представляется из себя любое взаимодействие тел, предметов, когдаодно тело оставляет на другом свой след, отпечаток, передает свою структуру,способ поведения. В неорганической природе существует механическое, физическое,химическое отражение. Вследствие развития этих форм отражения со временемвозникает качественно новое состояние в самодвижущейся материи, возникаетживая, органическая природа, а простейшей формой отражения, свойственной ужедля жизни, является уже раздражимость. Она представляет из себя ответнуюреакцию простейших организмов на внешние раздражители и которая проявляетсяускорением или ослаблением обмена веществ, изменением скорости роста, пространственнымиперемещениями. В тоже время раздражимость – качественно более сложная формаотражения. На основе развития раздражимости появляется со временем качественноеще более сложная форма отражения – чувствительность. Возникают ощущения какотражение отдельных признаков, предметов, объектов, потом формируютсявосприятия как отражение уже целостных предметов, возникают представления,формируются целые комплексы представлений и ассоциаций. И возникает конкретноемышление у высших животных. У высших животных различают 2 рода действий: 1.действия-инстинкты (врожденные). 2. Действия, приобретенные в процессе опыта наоснове конкретного мышления. Но у высших животных нет понятийного,абстрактного, диалектического мышления, т.е. мышления с помощью понятий, слов,есть только его зачатки. Абстрактное, теоретическое, понятийное мышлениесвойственно лишь человеку. Оно предполагает целенаправленную, сознательнуюдеятельность. С точки зрения Энгельса, он опирался на позиции Моргана, 3главных фактора вывели человека из мира животных и привели к созданию общества:труд, сознание, речь. Труд представляет из себя целенаправленную деятельность,направленную своим воздействием на природу и на общество. Главным в трудеявляется изготовление орудий труда, накопление практического опыта. И при такомпонимании труд – только человеческая деятельность. Вместе с трудом и на основеего развивались сознание и речь. Они существуют только вместе. В тоже времямежду сознанием и речью есть существенные различия: сознание – отражение действительности,речь – передача сознания от одних людей к другим. Так происходило возникновениеи развитие форм отражения в неорганической природе и в конечном счетевозникновение сознания.
21. Противоречия – источник развития. Сущностьзакона единства мира, борьба противоречий
Диалектика – философскоеучение (составная часть философии) о всеобщих взаимосвязях, существующих вмире, о всеобщем изменении, движении, развитии, о наиболее общих законахразвития природы, общества, познания, мышления: 1. закон единства и борьбыпротивоположностей. 2. закон перехода количественных и качественных изменений.3. закон отрицания отрицания. Самый основной из них закон единства и борьбыпротивоположностей, ибо он раскрывает причину, источник любого движения,изменения, развития. Этой причиной являются противоречия. Чтобы раскрытьсущность этого закона надо рассмотреть его характерные категории, тождества,различия, противоположности, противоречия. Тождество – отношение вещи самой ксебе и к другим вещам, сторонами которого являются свойства силы и тенденции,совпадающие друг с другом. Различия – отношение вещи самой к себе и к другимвещам, сторонами которого являются свойства силы и тенденции, не совпадающиедруг с другом. Для метафизиков предмет, вещь всегда тождественна сама себе, аразличия, противоположности, противоречия они видят только меду различнымивещами. Для диалектико-материалистических философов предмет тождественен иравен самому себе и. одновременно не равен, не тождественен самому себе.Предмет тождественен, равен самому себе постольку, поскольку он сохраняет себякак данный предмет, свои черты, признаки, структуру, но предмет не равен самомусебе постольку, поскольку он все время изменяется. Длядиалектико-материалистических философов каждый предмет есть единство тождества,устойчивости и различия, изменчивости. Противоположности – стороны предмета,процесса, явления, которые с одной стороны взаимно исключают друг друга, а сдругой стороны взаимно предполагают друг друга, например, притягивание иотталкивание, положительное и отрицательное, наследственность и изменчивость,противоположные классы, индукция и дедукция, анализ и синтез. Противоречия – взаимодействиепротивоположностей, борьба противоположностей. Противоречия являются источникомдвижения, изменения, развития и в неорганической и в органической природе, и вобществе, и в познании, и в мышлении. Например, противоречие между притяжениеми отталкиванием, положительным и отрицательным электричеством, концентрацией ирассеиванием. Существует и другие. Приводит к созданию звезд, планет, галактик,т.е. к определенному развитию в неорганической природе. Противоречие междунаследственностью и изменчивостью, ассимиляцией и диссимиляцией и другихпротивоположностей ведет к развитию растительного и животного мира.Противоречие между производительными силами и производственными отношениями,производством и потреблением, противоположными классами, народом и властью,народом и государством ведет к развитию общества. Борьба различных взглядов,мнений, идей, теорий развивает знание.

22. Основные типы противоречий
Противоречия пронизывают своими действиями и всеконкретные процессы. Явления, т.е. это всеобщий универсальный закон. При этом вмире существует множество различных противоречий. Среди них в качестве основныхвыделяют следующие: внутренние и внешне, основные и не основные, главные инеглавные, антагонистические и неантагонистические. Внутренние и внешние.Внутренние противоречия протекают внутри предмета, внешние – между различнымипредметами или предметом и вешней средой. Внутренние и внешние противоречияменяются местами, переходят друг в друга. Одно и тоже противоречие при данныхусловиях, при одной системе отсчета, является внутренним, а при других условиях– внешним. И наоборот. Например, противоречия между 2 растением и животным – естьвнешнее противоречия, если рассматривать их как между разными растениями,животными. И одновременно внутренние противоречия, если их рассматривать каквнутри растительного мира в целом ли как внутри животного мира. Основные и неосновные. Основные – те, которые в рамках данной системы единственные, которыесвоим действием производят многие другие противоречия, и от разрешения которыхзависит разрешение других противоречий. Например, общественным основнымпротиворечием является противоречие между производственной силой ипроизводственными отношениями. Другие – не основные. Главные и неглавные.Главные противоречия – те, которые самим развитием выделяются на 1 план дляразрешения; другие – неглавные. Антагонистические – противоречия таких классов,социальных групп, интересы которых непримиримы и которые разрешаются каким-либокардинальным способом. Неантагонистические – противоречия таких классов,социальных групп, у которых главные интересы совпадают, но существуют различияв других интересах.

23. Сущность закона взаимного перехода количественныхи качественных изменений
Законвзаимного перехода количественных и качественных изменений (закон скачка) такжеявляется основным законом диалектики. Этот закон отвечает на вопросы – как идетразвитие или освещает механизм этого развития. Категории: количество, качество,мера, скачок. Сталкиваясь с различными вещами, люди научились отличать эти вещидруг от друга, отождествлять или сопоставлять их. На протяжении времени Гегельдал абстрактное определение количества (бедное, абстрактное. Категория бытия).Качество – определяет бытие предмета, то, что делает предмет именно таким, а некаким другим. Здесь выступает общенаучная терминология. Ключевым понятиемвыступает понятие системы. На протяжении времени основные элементы, связи.Система представляет собой такое явление, в котором на протяжении определенноговремени системы и подсистемы остаются устойчивыми, сохраняют основныехарактеристики. Чаще всего понятие качество имеет такой вид: качество – совокупностьосновных элементов, связей, отношений, обеспечивающих в определенный промежутоквремени устойчивость и существование данной системы и вместе с тем отличающихее от других систем. Выражается категорией качества. Качество – такая устойчиваясовокупность определенных свойств. С понятием качества тесно связано понятиеколичество. Те связи и отношения, изменение которых в определенных границахменяют отдельные свойства и характеристики системы, но не нарушают ее качеств,называют количественными и выражающиеся категорией количества. На связь междуколичеством и качеством обращают внимание Древнегреческие философы. Эту связьохватывает категория мера. Мера – философская категория, выражающаяорганическое единство качеств и количеств определенного предмета или явления. Вистории философии категорию меры разрабатывал Гегель. Он показал, что отдельнаабстракция. В совокупности они – целое. Каждому качеству присуще определенноеколичество. Но одна их изменчивость ограничена их пределами. Эти границы естьмера. Мало сказать, что мера – единство количества и качества, а также она – сутьграниц. Она связана с сущностью явления. В чем суть диалектики этого закона?Диалектику эту можно показать на примере одной из категорий или неразрывнойсвязи друг с другом, но чаще всего освещается диалектика через понятие скачка.Путь развития – не прямая гладкая линия, ее изгибы – узлы, завязывающие всеновые закономерности – узловая линия мер (по Гегелю) переход от одного качествак другому, посредством нарушения меры – скачок. С точки зрения диалектикипроцесс развития – противоречив – оно характеризуется как единство прерывного инепрерывного. Скачок – перерыв постепенности в развитии. Существуют разные видыскачков: внутренний, внешний, длительный, мгновенный. Но не всякий скачокпорождает новые качества. Положения: 1. каждое явление представляет собойединство количества и качества. 2. количественные изменения происходятпостепенно, плавно, непрерывно до определенной границы. В пределах данной мерыони не вызывают данного качества. Количественные изменения обратимы. Онихарактеризуются величиной, степенью, интенсивностью и могут быть измерены,выражены определенным числом. 3. при переходе меры количественные изменениявызывают коренные качественные изменения. Они прибавляют к образу новыекачества. 4. Качественные изменения осуществляются в форме скачка, перерывапостепенности. При этом скачок не обязательно происходит в форме линейноговзрыва и может занимать больший значительный промежуток времени.
24. Понятие диалектического отрицания
Закон отрицания отрицания. По этому закону идетдавний спор между диалектиками и метафизиками. Он имеет вполне конкретныедиалектические категории. С точки зрения метафизиков развитие-либо круговоедвижение, либо движение по прямой, где движение отсутствует. Диалектикаотрицания развивается лучше всего характеризуется движением по спирали. Поэтомукатегория отрицание является характеристикой единства 2 противоположностей:появление нового и сохранение черт старого или собственно отрицания, какпреодоления и преемственности. Материалистическая позиция отрицание выделяет,как процесс, при котором старые качества не подвергаются уничтожению, но приэтом все ценное сохраняется и входит в состав нового качества. Вводится новоепонятие, для показа положительной стороны отрицания.
25. Сущность закона отрицания отрицания
Закон отрицания отрицания. По этому закону идетдавний спор между диалектиками и метафизиками. Он имеет вполне конкретныедиалектические категории. С точки зрения метафизиков развитие-либо круговоедвижение, либо движение по прямой, где движение отсутствует. Диалектикаотрицания развивается лучше всего характеризуется движением по спирали. Поэтомукатегория отрицание является характеристикой единства 2 противоположностей:появление нового и сохранение черт старого или собственно отрицания, какпреодоления и преемственности. Материалистическая позиция отрицание выделяет,как процесс, при котором старые качества не подвергаются уничтожению, но приэтом все ценное сохраняется и входит в состав нового качества. Вводится новоепонятие для показа положительной стороны отрицания.
26. Общие понятия о категориях диалектики
Каждая наука имеет свои понятия. Имеет своипонятия и философия. В отличие от понятий всех других наук философские понятия –самые общие и всеобщие понятия. И в философии их принято называть категориями.Категориями в философии например являются бытие, материя, сознание,противоречие, количество^ качество» мера, отрицание, истина, общественнаяисторическая практика. Среди категорий философии выделяются парные категории.Основные из них следующие: единичное и общее, причина и следствие^необходимость и случайность, возможность, и действительность, содержание, иформа, сущность и явление. Философские категории иногда называют не основнымизаконами диалектики. В философских категориях отражается объективносуществующее самое общее и всеобщее и самое существенное в предметах,процессах, явлениях мира. С этой стороны их изучает составная часть философии –диалектика. Философские категории являются ступеньками в познании человекоммира и всеобщими методами познания, т.е. с их помощью мы познаем мир. Например,чтобы раскрыть причину явления, надо знать, что такое причина^ чем причиннаясвязь отличается от других форм связей, существующих в мире, от необходимости,закономерности, временной зависимости, функциональной зависимости, чем причинаотличается от повода. Философские категории как ступеньки познания мира ивсеобщие методы познания, изучает другая составная часть философии – теорияпознания или гносеология. Философские категории являются также формамичеловеческого Мышления, т.е. с их помощью мы классифицируем изучаемый материал,разделяем например единые и общие признаки, необходимые и случайные, внутренниеи внешние, существенные и несущественные, относящиеся к содержанию предмета иего форме. Философские категории как формы человеческого мышления изучает ещеодна составная часть философии – диалектическая логика, как наука о мышлении.
27. Категории единичного и общего и их роль впознании
Важная роль впознании имеет категория единичного и общего. Един предмет, во всейсовокупности присущих ему признаков, свойств. Черт, составляющих его количестви качеств, определяющих и отличающих его от других предметов. Под единичнымпонимается также отдельный признак, свойство, черта. Общее – объективносуществующая общность, а всеобщее – всеобщность реальных предметов или ихпризнаков, свойств, черт. Для связи единичного с одной стороны и общего ивсеобщего употребляется категория особенная. При этом особенная выступает дляединичное как общее и всеобщее, а для общего и всеобщего как единичное,например, пшеница – единичное как культурный злак – особенная, растение – общее.Рабочий – единичное, рабочий класс – народ – общее. Единичное, особенное, общееи всеобщее существуют объективно, независимо от воли и сознания людей. Онивзаимосвязаны и переходят друг в друга. Например, единичные, отдельные признакиу растений и животных в процессе эволюции могут стать особенными, а далее общимии всеобщими и наоборот, всеобщие и общие признаки могут стать особенными, вдальнейшем единичными и даже вообще перестанут. Процесс познания начинается отпознания единичного, идет к познанию особенного, затем общего и всеобщего.Познание общего и всеобщего позволяет раскрывать законы природы и общества,законы есть связи общие и всеобщие, но существует и путь познания от всеобщегои общего к познанию особенного и единичного.
28. Категории причины и следствия и их роль впознании
Универсальной, всеобщей связью, существующей вмире, является причинно-следственная связь. Все имеет свою причину, а причинавыражает соответствующие следствия. Причина – явление, которое вызывает другоеявление, а следствие – результат действия причины. Например, причиной нагревапроводника является прохождение электрического тока, а следствие – самонагревание проводника. Причина и следствие существуют объективно, т.е.независимо от воли и сознания людей. Причина и следствие переходят друг вдруга, меняются местами. В мире вообще существует бесконечная цепьпричинно-следственных связей, где причина и следствие постоянно меняютсяместами и переходят друг в друга. И что считать причиной, а что следствием,зависит от точки отсчета. Например, причиной отмены крепостного права в Россиив 1861 году явилось развитие капитализма, а отмена крепостного права, будучиследствием развития капитализма одновременно явилось причиной более быстрогоразвития капитализма. Причину следует отличать от повода. Повод – понятие,которое ускоряет действие причины, но не порождает ее. Например, поводом 1мировой войны явилось убийство герцога Франса Фердинанда – наследника престола,а причиной 1 мировой войны противоречия за сферы влияния, за рынки сбытатоваров между 2 враждующими группировками (Антантой: Англия, Франция, Россия итройственным союзом: Германия, Австро-Венгрия). Задачей науки и практикиявляется познание причин явлений, при этом в начале надо познавать главные,основные причины, затем уже остальные.
29. Категории необходимости и случайности и ихроль в познании
Необходимость-то, что вытекает из внутреннейприроды развивающихся предметов, явлений, процессов. Случайность-то, чтонепосредственно не связано с внутренней природой развивающихся процессов,предметов, явлений, может быть, и может не быть при данных условиях.
Они являются важнейшими категориями диалектики. Возможность-то,что при наличии соответствующих условий может стать действительностью. Адействительность – осуществленная, реализованная возможность. У идеалистовпонимание возможности и действительности поставлено с ног на голову.Действительным миром является духовный мир, мир сознания, а производнымиявляются природа и общество. Метафизики отрывают возможность и действительностьдруг от друга. Одни вообще отрицают наличие возможности, а другие утверждают,что все возможно и ничего невозможного нет. С позициидиалектико-материалистической философии и возможность и действительностьвызываются объективными процессами. Возможность и действительностьвзаимосвязаны. Возможность – момент развития, а действительность – итог,результат развития, возможность переходит в действительность, а новаядействительность создает и новые возможности. Возможность подразделяется на: 1.конкретную, реальную. 2. абстрактную, формальную. Конкретная, реальнаявозможность – возможность, которая связана с конкретными условиями места,времени, пространства, необходимыми для ее перехода в действительность. Аформальная, абсолютная возможность – возможность, не связанная с конкретнымиусловиями места, времени, пространства, необходимыми для ее перехода вдействительность. Например, полет человека в космос, на другие планеты вусловиях феодализма – абстрактная, формальная возможность. В настоящее времяэто не только реальная возможность, но и действительность. Человек, группа,коллектив, общество, государство должны ставить перед собой для решения преждевсего конкретные, реальные возможности. Но в тоже время, не забывая и о болееотдаленных, абстрактных возможностях. В условиях общественного развития для превращениявозможности в действительность необходимы объективные условия с одной стороны,но и объективный фактор с другой. Например, для победы социальной революциинеобходима объективная экономическая основа – конфликт между производительнымисилами и производственными отношениями. Необходима революционная ситуация,которая характеризуется 3 основными моментами: 1. верхи не могут так дальшеуправлять по-старому, а низы не могут так дальше жить по-старому. 2. обострениевыше обычного нужды народа. 3. рост активности народных масс. Субъективным жефактором социальной революции является готовность передового класса иликлассов, его политической партии, если такая существует, вождей поднять народнареволюцию, довести ее до победы, до завоевания политической власти.
30. Категории содержания и формы и их роль впознании
Каждый предмет имеет содержание и форму.Содержание – совокупность всех частностей, всех элементов предмета. А форма – организациясодержания. При этом внутренняя форма – внутренняя организация содержания, авнешняя – это внешняя организация содержания (внешний вид предмета). Таксодержанием книги являются мысли, идеи, которые в ней изложены, внутреннейформой книги является сюжет, стиль, а внешней формой книги – внешнийвид. Во взаимосвязи содержания и формы действует философский закон обопределяющей роли содержания по отношению к форме и соответствии формы ссодержанием. Это значит, что главной причиной изменения и развития формыявляется изменение и развитие содержания. Нормальным же состоянием вовзаимосвязи содержания и формы является такое состояние, когда формасоответствует содержанию. В этом случае предмет, система, объект нормальнофункционируют и развиваются. Если же форма не соответствует содержанию,например, отстает от развития содержания или наоборот, забегает вперед в своемразвитии, когда еще не дозрели до этого условия, то это является тормозом вразвитии содержания. Содержание и форма взаимосвязаны и переходят друг в друга.Например, содержанием способа производства являются производительные силы, аего формой – производственные отношения, а производственные отношения в своюочередь являются содержанием для социально-политического строя общества.

31. Категории сущности и явления и их роль впознании
Наряду с содержанием предмет имеет еще сущностьвсех содержаний предмета является совокупности всех его частей, элементов,сторон, то сущность – основные, внутренние, которые характеризуют данныйпредмет и отличают его от других. Сущность и явления за явлением ^ формаобнаружения сущности. Они взаимосвязаны. Сущность обнаруживает связь черезявления, а каждое явление существенно. Процесс познания начинается с познанияявлений и идет к познанию в начале неглубоких сущностей, а затем самых глубокихсущностей. Задачей науки и практики является познание сущности предметов,процессов, систем и т.д., ибо познание сущности ведет к познанию законовприроды и общества, т.е. законов связи в сущности предметов или междусущностями различных предметов.
32. Философское учение о познании. Познание и диалектика.Знание и вера
Проблему познания по-разному решают различныемировоззренческие направления. С позиции объективного идеализма Гегеляобъективный дух в процессе саморазвития сам познает себя, а люди в этомпроцессе выступают как пассивная сила. Представители субъективного идеализма,Юм, Кант, Мах, Авенариус – агностики, отрицают познаваемость объективного мира.Они считают, что мы можем называть только лишь наши ощущения и решили нашесознание в целом. Метафизические материалисты рассматривают познание какпассивное отражение действительности. На человека из внешнего мира действуютвнешние раздражители, которые чисто механически отражаются в сознании человека.С позиции диалектико-материалистической философии познание – познаниеобъективного мира, материи, а потом уже наших ощущений, нашего сознания вцелом. Познание представляет из себя активно-творческий процесс, т.е. с помощьюпознания мы проникаем вглубь, в сущность предметов, явлений природы и обществаОткрываем законы природы и общества и используем их в своей практическойдеятельности. С точки зрения диалектико-материалистической философиинепознаваемых вещей в принципе не существует, а есть лишь вещи, непознанные наданный, конкретный период времени. Мы познаем мир, прежде всего, с помощью нашихощущений, а наши ощущения являются копиями, фотографиями, снимками отраженныхпредметов, поэтому люди познают в целом мир правильно. Основой познанийвыступает общественно-историческая практика. Она представляет собойматериально-предметную деятельность; направленную своим воздействием, преждевсего, на природу, а также и на общество. Условия жизни людей. Ее главнымэлементов является труд людей в сфере материального производства. Она включаетв себя опыты, эксперименты, научные наблюдения, деятельность людей,направленную на изменение общественных условий их жизни, т.е. в нее входитклассовая борьба, войны, революции, народные движения общественно-историческаяпрактика в процессе познания выполняет троякую роль: 1. она является сферойприложения наших знаний. 2. она является движущей силой процесса познания. 3.она является критерием истины, т.е. истинное знание от ошибочного мы отличаем спомощью практики. Практика тесно связана с теорией, но во взаимосвязи практика –теория определяющим элементом выступает практика, ибо прежде всего потребностипрактики вызывают появление новых теорий, но теория не мертва, не пассивна, аактивно влияет на практику. Передовые теории (научные) способствуют развитиюпрактики, а реакционные (ненаучные) тормозят развитие практики и общества вцелом.
33. Основные ступени и формы в познании человекоммира
Познаниепредставляет из себя сложный процесс проникновения вглубь, в сущностьпредметов, явлений, систем. В этом процессе выделяют 2 основных ступени:чувственное познание и рациональное – познание более сложной ступени.Чувственное познание – познание мира с помощью органов чувств. Оно существует в3 основных формах: ощущений, восприятий и представлений. Ощущения представляютиз себя отражения отдельных праздников, предметов, процессов, явлений.Восприятия – отражение целостных предметов, а представление – воспроизведение всознании человека чего-то ранее отражаемого. В представлениях уже присутствуетэлементы вымысла; творческого воображения, представление явлений уже как бы переходнойступенькой от чувственного познания к рациональному. Чувственное познаниехарактеризуется 2 основными чертами. Во-первых, оно является наглядным.Предметным. Во-вторых, с помощью форм чувственного познания мы познаем лишьвнешние стороны предмета, но не можем проникнуть в глубь, в сущность их.Рациональное познание или абстрактное (теоретическое, логическое, понятийное) –отражение действительности с помощью разума. Рациональное познание такжесуществует в 3-х основных формах понятий, суждений и умозаключений. В понятияхотражаются общие и существенные признаки предмета. В суждениях уже присутствует2 или несколько понятий, с помощью которых утверждается или отрицаетсякакая-либо мысль. В умозаключениях уже присутствуют 2 или несколько суждений, спомощью которых путях гармонизации его отношения с природой. В-третьих,практика служит критерием, мерилом истинности результатов познания. Только тезнания, которые прошли сквозь очистительный огонь практики, могут претендоватьна объективность, достоверность, истинность.
Итак, практика – это основа формирования иразвития познания на всех его ступенях, источник знания, критерий истинностирезультатов процесса познания и «определитель связи предмета с тем, что нужночеловеку» (Ленин).
История научного познания свидетельствует о том,что вслед за практическим применением какого-либо открытия начинается бурноеразвитие соответствующей области теории: развитие техники революционизируетнауку. Кроме того, механизм обратной связи позволяет осуществлять такую взаимокорректировкутеоретической и практической деятельности, которая и обеспечивает практике еефункцию быть критерием истины. Это особенно важно для социального познания исоциальной практики. Так, в домарксистской философии, как известно, деятельноеначало в познании развивалось главным образом идеализмом, существеннойособенностью которого было то, что деятельность, творческая активностьограничивалась лишь сферой духа. Согласно Гегелю, практика есть «волеваядеятельность идеи». Субъективные идеалисты понимают под практикой деятельность,обусловленную волей, интуицией или подсознательным началом. Например, У. Джемсотносил к практике «религиозный опыт», то есть сугубо духовную деятельность.Некоторые представители ревизионизма также сводят практику к свободнойтворческой самосознающей деятельности, трактуемой как единственная формареальности. Коренной порок идеалистического понимания практики состоит вметафизической абсолютизации идеального, духовного ее момента.
Диалектическому материализму чужда концепция,обособляющая материальную, практическую и духовную, теоретическую деятельность.Между этими видами деятельности существует нерасторжимое диалектическоеединство.
36. Понятие научного метода. Классификацияметодов познания
Метод означает путь, способ познаниядействительности. Под методом понимается также совокупность приемов, которыеиспользуются при познании действительности. Методы существуют разные. Пообъему, цо широте их можно подразделить на 3 основные группы: философские,общенаучные, частнонаучные методы. Философским методом является диалектика. Изнее вытекает ряд требований, которые должен выполнять любой исследователь. 1.предметы, явления, процессы надо рассматривать в их взаимосвязи и ввзаимовлиянии друг на друга. 2. предметы, явления, процессы надо рассматриватьв их движении, развитии и при этом в единстве постепенных количественныхизменений и коренных качественных изменений. 3. необходимо раскрыватьвнутренний источник, внутреннюю причину изменения, движения, развитияпредметов, явлений, процессов, которыми являются внутренние противоречия. Кромеэтого все законы, категории диалектики являются всеобщими философскими методамиисследования. Чтобы изучать противоречия, надо знать, что такое противоречия,какие они бывают. Общенаучные методы – методы, которые используются во всехнауках или в большинстве наук, например, наблюдение как целенаправленноевосприятие чего-либо, сравнение как сопоставление предмета или их, признаков,свойств, черт на основе сходства или различия, анализ как реальное или мыслимоеразложение предмета, объекта на составляющие его части, элементы и изучениеэтих частей по отдельности, синтез как реальное или мыслимое соединение частейв единое целое и изучение этого целого для получения глубоких знаний,эксперимент как постановка объекта в специально созданные условия с цельювыявления как он поведет себя в этих условиях, моделирование как изучениеобъекта на специально созданной модели, которая является аналогом этогообъекта. Т.о. научные знания об этом объекте в целом, индукция как движениемысли от частного к общему, как выведение общих положений на основе частныхзнаний, дедукция – получение частных знаний на основе общих научных положений.И другие общенаучные методы. Кроме того каждая частная наука имеет свои собственныеметоды. Для получения глубокого знания надо использовать все – методы иприменять их правильно.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Особенности восприятия детьми старшего дошкольного возраста жанра камерной музыки
Реферат Организация и технология проведения оценки рыночной стоимости имущества предприятия
Реферат Политики США в отношении первой арабо-израильской войны 19481949 гг.
Реферат Акции организационно правовое регулирование
Реферат Компетенция Президента РФ
Реферат Выбор селективных систем преселектора
Реферат Electric Car Essay Research Paper In 1888
Реферат Особливості епізоотології, діагностики, лікування та профілактики демодекозу собак в умовах м. Києва
Реферат Тема памяти в поэзии А.Ахматовой и А.Галича
Реферат Уголовная ответственность несовершеннолетних 2 Нравственный аспект
Реферат Поняття та його складові Управління-сукупність прийомів та методів цілеспрямованого впливу
Реферат Analyzation Of Western Wind When Will Thou
Реферат Инвестиции и кап вложения в СПК Пушкинский
Реферат Государство, право и экономика
Реферат Методические основы формирования навыка чтения у младших школьников