Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшегопрофессионального образования
«Сибирский государственный аэрокосмическийуниверситет имени академика М.Ф. Решетнева»
(СибГАУ)
Факультет заочного дополнительного образования
Реферат по философии
на тему:
Этические аргументы «за» и «против» смертной казни
Выполнила:студентка гр. ФКУ-91
ЛайошПолина
Проверил:Дуреев С.П.
Красноярск 2010
Содержание1. История1.2 Смертная казнь в современном мире2. Виды смертной казни2.1 Практикуемые в современном мире виды смертной казни2.2 Исторические виды смертной казни3. Смертная казнь должна умереть4. Казнить, нельзя помиловать5. Смертная казнь в различных странах5.1 Великобритания5.2 Франция5.3 Германия5.4 Западноевропейские страны5.5 Россия5.6 Белоруссия5.7 Центральная Европа5.8 США5.9 Ближний Восток и Азия6. Отношение мировых религий к смертной казни6.1 В Библии6.2 В иудаизме6.3 в христианстве 6.4 в исламе6.5 в буддизме7.Заключение8. Литература
История
Смертнаяказнь — это один изнаиболее древних видов наказания. Изначально она возникла в ходе реализации принципаталиона: «око за око, зуб за зуб». Согласно данному принципу, справедливымнаказанием за причинение смерти другому человеку являлась смертная казнь. Крометого, свою роль сыграл и существовавший во многих обществах обычай кровноймести, который была призвана заменить смертная казнь, осуществляемая от лицагосударства.
Смертная казнь в современном мире
В развитыхстранах смертной казни всегда предшествует длительное судебное разбирательствона разных уровнях, подсудимому предоставляются возможности для подачи апелляций.Часто это приводит к тому, что между вынесением приговора и его исполнением(либо помилованием, а также смертью осуждённого от естественных причин)проходят годы или даже десятки лет. Казнь может производить только уполномоченныйпредставитель государства, иначе это действие считается убийством и карается законом.
В большинствесовременных государств смертная казнь приводится в исполнение непублично, тоесть на ней имеют право присутствовать лишь определённые законом лица(например, согласно уголовно-исполнительному кодексу России — прокурор,представитель тюрьмы, в которой проводится казнь, и врач).В ряде случаевсмертная казнь может быть заменена пожизненным заключением или длительнымсроком лишения свободы по решению суда. Приговорённый судом к смертной казнитакже может быть помилован высшим должностным лицом государства или штата (президентом,монархом, премьер-министром, губернатором и т. д.).
К середине2007 года 89 стран отменили смертную казнь за все преступления. Ещё 10 странсохранили её только для отдельных особо тяжких преступлений, совершённых ввоенное время, исключив возможность назначения смертной казни за так называемыеобще-уголовные преступления. 30 стран отменили смертную казнь на практике, тоесть не приводили смертные приговоры в исполнение последние 10 лет и собираютсяи в дальнейшем придерживаться моратория, либо официально объявили о введенииморатория на исполнение смертных приговоров.
Такимобразом, к настоящему времени в мире насчитывается 130 стран, отменившихсмертную казнь в законе или на практике, и 68 стран, которые сохраняют ипродолжают применять эту меру.Виды смертной казниhttp://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:%D0%9A%D0%B0%D0%B7%D0%BD%D1%8C_%D0%9A%D0%BE%D1%81%D0%BC%D1%8B_%D0%B8_%D0%94%D0%B0%D0%BC%D0%B8%D0%B0%D0%BD%D0%B0.JPG
Существуетделение смертной казни на квалифицированную и неквалифицированную. Приквалифицированной смертной казни за разные преступления могут назначатьсяразные её виды, при неквалифицированной — законодательство предусматривает одинвид смертной казни для всех преступлений, за которые может быть вынесенсмертный приговор.
Практикуемыев современном мире виды смертной казни:
· Расстрел
· Повешение
· Побиениекамнями
· Смертельнаяинъекция]
· Электрическийстул
· Обезглавливание
· Газоваякамера
Историческиевиды смертной казни:
· Гильотинирование
· Четвертование
· Колесование
· Утопление
· Свариваниев жидкости
· Распятие
· Сожжениезаживо
· Погребениезаживо
· Замуровывание
· Бросаниена съедение к хищникам
· Разрезаниена мелкие кусочки
· Удавление(испанская гаррота)
· Повешениеза ребро
· Посажениена кол
· «Железнаядева»
· Килевание
· Дьявольскийветер
Смертнаяказнь должна умереть
Эшафот- это чудовище, созданное судьей и плотником, это призрак который живет какой-тострашной жизнью, порождаемой бессчисленными смертями его жертв...
В.Гюго
Чемже руководствуются люди, выступащие за отмену смертной казни? Вот переченьосновных и наиболее часто встречающихся доводов:
1. Никтоне может исправить судебную ошибку если человек мертв. Стоит ли далеко ходитьза примерами? Может быть стоит пожизненно кормить и содержать десятки тысячпреступников, хотя бы ради того, чтобы больше ни один человек не был расстрелянпо ошибке, как несколько ни в чем не повинных людей, расстрелянных по делуростовского серийного убийцы Чикатило?
2. Пожизненноезаключение достаточно хорошо выполняет главные функции наказания: ограждениеобщества от потенциально опасных действий преступника и дополнительныйотрицательный стимул не делать противозаконного.” Замена смертной казнипожизненным заключением отнюдь не проявление снисхождения к преступникам –говорит В.Г. Востриков, начальник отдела по борьбе с организованной преступностьюМВД УР – не зря же многие преступники, осужденные к пожизненной изоляции отобщества говорят, что лучше бы их расстреляли...”. И действительно пожизненноезаключение – мера исключительно неприятная. Приговоренные изолированы насеверном острове в бывшем монастыре, первые 10 лет им разрешены только 2кратких свидания с родственниками и ежедневная полуторочасовая прогулка.Надежда выйти оттуда тоже крайне мала. Законодательство допускает досрочноеосвобождение только по прошествии 25 лет. В среднем возраст осужденных – 30лет. Всю оставшуюся жизнь им придется провести в 4 стенах, причем большую частьвремени стоя ( заключенный в течение всего дня не имеет права садиться, а темболее ложиться на постель). И если все так боятся смертной казни, то почемумногие из заключенных пытаются покончить жизнь самоубийством. Не проходит имесяца, чтобы кто-нибудь не попытался свести счеты с жизнью. Они рвут простынина петли, грызут себе вены, подключаются к розеткам – используют любуювозможность прервать свое бессмысленное существование… Благо времени дляобдумывания очередного суицидального плана предостаточно...
3. Помногим исследованиям наличие смертной казни достаточно слабо связано сколичеством совершаемых тяжких преступлений. Несмотря на то, что с точки зренияпредупреждения преступности смертная казнь является своего рода сдерживающимфактором, страх смерти не всегда останавливает, поскольку каждый преступник вдуше надеется, что уж ему-то удасться избежать наказания. Намного большеезначение имеет раскрываемость преступлений. Чтобы уменьшить их количествонужно бороться до их совершения, а не после. Хотя, вообщем-то, именно поконкретному утверждению “Смертная казнь не уменьшает количество преступлений” могутнайтись и контраргументы. Например, когда в нацистской Германии сталирасстреливать за безбилетный проезд, количество “зайцев” резкосократилось.Но… Разве нацистская Германия – это то, на что нам следуетравняться?
4. Смертнаяказнь до некоторой степени стимулирует преступность, т.к. некоторые люди могутрассуждать: если государство может убить меня, то почему я не могу убить еще кого-то. Одним из неотъемленных признаков демократического правового государстваявляется гуманность. Гуманность — это прежде всего осознание ценностичеловеческой жизни. И прежде всего осознать эту ценность должно государство.“Люди не убивайте меня, я человек, живой” – обращался к А. Приставкину один“смертник”, измучившийся изо дня в день прислушиваться ко всем шорохам вкоридоре, ожидая, когда за ним придут. Можно сказать ему “Надо было раньшедумать о ценности человеческой жизни”. Но это не меняет сути: как и пытка,казнь – мучительная кара, применяемая к беззащитному человеку.
5. Дляверующих — убийство не оправданное вынужденной обороной грех. Нельзя говорить,что смертная казнь – это вынужденная самооборона общества от преступника. Естьи другие способы от него защититься. Значит смертная казнь – это убийство, неоправданное в глазах Бога, т.е. грех. Мы можем говорить о том, что убийствоубийцы — не убийство человека, мол убийца – не человек. Но мы –то пока ещелюди. Не стоит ли прежде всего задуматься о том, как сохранить человеческое всебе? Государство должно быть с человеческим лицом! Тем более, что негосударством дана жизнь, не ему ее и отбирать...
6. Некоторыезлонамеренные политики могут легально использовать смертную казнь, чтобыизбавиться от своих политических оппонентов и свидетелей своих преступлений.Поэтому демократия со смертной казнью менее устойчива. Здесь также стоитотметить, что граждане России находятся не в равных условиях при осуществленииправа на защиту. В тех регионах, где отсутствует суд присяжных, данное правонарушается (а сегодня суды присяжных существуют только в 9 субъектах РФ). Введениесуда присяжных повсеместно — процедура очень дорогостоящая и в нынешнихкризисных условиях практически неосуществимая. По крайней мере, в ближайшиегоды.
7. “Пожалейтеадвоката”! Против допускаемой обществом возможности и необходимости смертнойказни выступает положение адвоката в ситуации, когда ему предстоит защищатьчеловека, которому грозит такое наказание. Если доказательства вины бесспорны,то адвокат может исполнять свои профессиональные обязанности защиты подсудимогов рамках следующих моделей поведения:
· Профанациязащиты. Если у обвиняемого нет шансов избежать смертного приговора, то стоит лизащитнику “огород городить” из своих соображений? Этот вариант позволяетговорить о фактическом отсутствии защиты, при котором игнорируется принципгуманности профессии адвоката.
· Адвокатможет поставить своей целью спасенье подсудимого от смерти во что бы то нистало ( а исходя из профессиональных принципов он и должен так поступать) – вэтом случае ему придется пойти на компромисс с собственной совестью иобъективной ситуацией. В этом случае, используя свои личные качества адвокатможет добиться не только переквалификации действий подзащитного, но и (такоетоже бывает) прекращения дела по какой- либо уважительной причине. Тем более,судебные процессы, в которых возможно вынесение смертного приговора, проходят всостоянии крайнего эмоционального напряжения и нервозности. Судьи тоже нелишены человеческих чувств, ведь фактически именно они взваливают на себя грузответственности за лишение человека жизни. В таких условиях достаточно легко поддатьсяубеждениям талантливого адвоката. Можно ли в данном случае говорить осправедливости, как важнейшем свойстве правосудия?
8.“Пожалейте палачей”! Для осуществления смертной казни требуется человек.
Исполнениеказни – это уродующее нормального человека занятие, никакие технические ухищренияне смогут восстановить его психику и избавить от чувства, что он убиваетчеловека беззащитного, то есть не в погоне за опасным преступником, не рискуясвоей жизнью, не на равных в конце концов… Между тем, сами палачи нередкопризнаются в том, что они не считают за людей тех, кого им приходитсярасстреливать, “Достаточно прочитать досье на преступника, чтобы не испытыватьугрызений совести“ — говорят они. И все же, по сути дела, палач – “убийца позакону’. Разве не ужасно существование такой профессии???
9.“Пожалейте преступников!” В Российском уголовном законодательстве, да и вуголовных законодательствах большинства цивилизованных стран закрепленоположение о неприменении жестоких, позорящих, мучающих наказаний. Здесьнаблюдаются явные противоречия. Да, законодатель стремится привести висполнение смертную казнь, причиняя при этом минимум страданий осужденному,вместе с тем само по себе исполнение смертной казни не может не вызыватьстраданий у осужденного. Прежде всего, причина этого – длительные сроки,которые проходят со дня вынесения приговора до его исполнения. Невозможностьнемедленного исполнения приговора в цивилизованных странах не вызывает сомнения- приговоренному должно быть предоставлено право на обжалование приговора. Этопозволяет избежать (или хотя бы уменьшить число) судебных ошибок. Приговоренныек смерти по -разному переносят ее ожидание: некоторые спокойны, другие впадаютв глубокую депрессию, или, наоборот проявляют агрессивность, третьи обращаютсяк религии, четвертые кончают жизнь самоубийством....
И, наконец, то, как приводится в исполнение смертный приговор. Те, кто неосведомлен о процедуре исполнения смертной казни, вряд ли имеют правохарактеризовать смертную казнь словами “плохо” или ” хорошо”. Вполне возможно,что ознакомление с подробностями этого нелицеприятного действа способно оказатьсущественное влияние на то или иное мнение по поводу смертной казни.
10. Смерть– зло для всех. Уничтожение преступника ни в коей мере не восполнит утратублизкого человека, не принесет утешения. Жажда кровавой мести не украшаетцивилизованного человека XXIвека.
11. Инаконец, наиболее экстравагантное и далеко не бесспорное утверждение, котороетем не менее можно нередко встретить среди доводов в пользу отмены смертнойказни: В конечном счете никто не виноват, что стал преступником. Приопределенных условиях (генетика, социальное окружение, обстоятельства) каждыйиз нас мог стать преступником. То, что не стали – это наше счастье, а незаслуга ...Казнить, нельзя помиловать!Казнь – это ни что иное как представитель строгой правды,преследующий зло и спасающий от него порядок общественныйустановленный самим Богом….Жуковский В.А.
В этом высказываниикрупнейшего русского поэта содержится один из важнейших доводов сторонников смертнойказни против ее отмены. Иными словами, приверженцы смертной казни утверждают,что само существование смертной казни заставляет проникнуться граждан чувствомблагоговейного страха и уважения к правопорядку. Что закономерно в результатеприведет к уменьшению числа преступлений. И действительно, зависит ли уровеньпреступности от наличия или отсутствия в законодательстве зафиксированнойвозможности применения смертной казни? На этот счет ведутся ожесточенные споры.Сторонники отмены смертной казни говорят о том, что в странах, гдеисключительная мера наказания не применяется, уровень преступности ниже, чем встранах где смертная казнь не запрещена.Однако, вполне вероятно, что в данномслучае отмена смертной казни это не причина, а скорее следствие уменьшенияпреступности. Страны, где обстановка благоприятна, могут себе позволитьотменить смертную казнь… Причем не исключено, что благоприятная обстановкабыла достигнута именно вследствие длительного применения на практикеисключительной меры наказания. Здесь возникает закономерный вопрос. Если нашастрана практически в течение всей истории своего развития не пренебрегаласмертной казнью, почему же тогда уровень преступности в ней по-прежнему весьмавысок? На что противники смертной казни отвечают: “ Да, действительно людей унас казнили, но зачастую вовсе не за те преступления, за которые действительнобыла положена смертная казнь. Казнили за “экономические” преступления, казнилиза “измену” Родине, казнили “врагов народа”...” Вот и получается, что на самомделе, в России не было длительного периода, когда смертная казнь применяласьнеукоснительно и непосредственно к тем, кто ее действительно заслуживал....
Вместе с тем нельзясказать о том, что существует точка зрения, согласно которой большинство тяжкихпреступлений совершаются либо в состоянии эмоционального перенапряжения, когдачеловек не способен контролировать себя и его чувства преобладают над разумом,либо людьми которые изначально не способны адекватно оценивать свое поведение,говоря иначе, психическими больными. В таком случае вряд ли стоит говорить оцелесообразности смертной казни, как сдерживающего фактора. Впрочем так жеможно высказаться и по отношению к другим видам наказаниям. В том числе и кпожизненному заключению.
Смертная казнь в различных странахВ Великобритании
Всредневековой Англии вешали за самые мелкие кражи, причем в большихколичествах. Только в лондонском районе Тайберн (место казни для простолюдинов)в царствование Эдуарда VI ежегодно в среднем казнили 560 человек. Задисциплинарные проступки в войсках и на флоте вешали на рее; зафальшивомонетничество варили в кипятке или в масле (вплоть до XVII века). Крометого, применялись уродования вроде урезания носа, ушей, языка. В целом поприговору суда смертью карались 123 состава преступления.
Повешение заворовство было отменено в начале царствования Виктории, однако, эта смертнаяказнь по-прежнему применялась к совершившим убийство, если только убийце неудавалось доказать свою невменяемость. Такой порядок сохранялся на протяженииещё 130 лет.Во Франции
Во Франциипри старом режиме цареубийц казнили через четвертование. Также было широкораспространено колесование, повешение за ребро и прочие мучительные наказания,особо рьяно употреблявшиеся против гугенотов и бунтарей в царствование ЛюдовикаXIV. В 1792 году была введена гильотина, и в последующем большинство смертныхказней, кроме как по приговору военного суда (в этом случае был обычен расстрел),проводились через гильотинирование (в Уголовном кодексе Франции 1810 годастатья 12 гласит, что «всякому приговорённому к смерти отсекается голова»). Уже21 января 1793 года на гильотине был казнён Людовик XVI.
Эта машина небыла оригинальным изобретением ни д-ра Гийотена, предложившего ввести её вкачестве орудия смертной казни, ни его учителя, д-ра Луи; похожая машинаупотреблялась до того в Шотландии, где называлось «шотландской девой». ВоФранции её также называли Девой или даже Лесом Правосудия.
Гильотина небыла отменена последующим строем ввиду чрезвычайного её удобства. Казньисполнялась долгое время только публично: в приговоре об осуждённом говорилось,что ему «отсекут голову на публичном месте именем французского народа» (il aurala tête tranchée sur une place publique au nom du peuplefrançais). Соблюдались и средневековые ритуалы. Так, в последнее утроосуждённому объявляли: «Мужайтесь (следует фамилия)! Час искупления настал» (Ducourage… l’heure de l’expiation est venue), после чего спрашивали, не угодно лиему папиросу, рюмку рома.
Отдельнойстатьёй французского уголовного закона шло отцеубийство (peine des parricides),за которое также приговаривали к смертной казни. При этом перед казньюприменялся позорящий ритуал, когда на осуждённых надевали красные рубахи изаставляли идти на казнь босиком, после чего на эшафоте, перед исполнениемсмертного приговора, им отсекалась кисть правой руки (формально этот ритуал былотменён лишь в 1930-е годы). Известно, что Фукье-Тенвиль, верховный судьявремён якобинского террора, повелел одеть в красные рубахи 53 человека,казнённых якобы за покушение на Робеспьера (дело было сфабрикованным).
20 февраля2007 года Франция ввела конституционный запрет на смертную казнь (за даннуюпоправку в 66-ю статью конституции проголосовали 828 депутатов Национальнойассамблеи и сенаторов, против — всего 26. Франция, таким образом, сталапоследней из стран ЕС, на уровне конституции запретивших применение смертнойказни. В Германии
Вгосударствах Германии традиционно отсекали голову (как, например, Карлу Занду),причём орудием обезглавливания часто служил не топор, а меч. Помимо этого всредневековье существовали и другие казни. Так, наибольшие ужасы охоты на ведьм(казнь через сожжение и проч.) были не в Испании, а в Германии XVII века,причём протестанты ничем не уступали католикам. Казнь через сожжениеприменялась также за фальшивомонетчество и поджог. За супружескую изменучетвертовали. При этом для женщин, совершивших супружескую измену, а также дляматерей, убивших своего ребёнка, была предусмотрена особая высшая мера:утопление.
Существовалии другие виды смертной казни (колесование, погребение заживо, посажение на коли т. д.). Нередко перед самой высшей мерой применялись пытки и иные увечащиенаказания. В XX веке, уже при Гитлере, была введена смертная казнь черезповешение (март 1933 года) и гильотину (нем. Fallbeil — начало 1934 года).
Смертнаяказнь на территории ФРГ и Западного Берлина была отменена в 1949 году (хотянекоторые из нюрнбергских казней были приведены в исполнение в 1951 году, этобыло лишь правосудие США, осуществившееся на территории Германии). В ГДРсмертная казнь была отменена в 1987 году (до 1966 года употреблялась гильотина,заменённая в том году расстрелом).В других западноевропейских странах
В Австро-Венгриивешали, но лишь тех, кто достиг 21 года.
В Испании вовремена Средневековья смертная казнь была обычным делом. Наиболее известнапрактика её применения против еретиков и прочих неугодных католической церквилюдей, хотя исторические данные показывают, что светские суды выносили смертныеприговоры несравнимо чаще. Известен мучительный способ казни, просуществовавшийдо второй половины XX века: испанская гаррота, разновидность удавки, прошедшейпуть от простой верёвочной петли до металлического обруча, затягиваемого на шеежертвы. В 1975 году король Хуан Карлос I отменил смертную казнь — это былоодним из первых его распоряжений при вступлении на престол.
В Португалиисмертную казнь полностью отменили в 1867 году — это была первая страна вЕвропе, пошедшая на такую меру.
В Швейцариисмертная казнь существовала лишь в некоторых кантонах. Так, Случевский видел в Женевеказнь на гильотине, послужившую предметом известного стихотворения. Но когда в 1898году анархист Луккени убил австрийскую императрицу Елизавету, смертной казниуже по закону не было, поэтому он получил пожизненное заключение. Позаконодательству, допускавшему применение смертной казни в то время, когдаграничащие со Швейцарией страны находились в состоянии войны, к шпионящим нашвейцарской территории гражданам могла применяться смертная казнь (то естьфактически она была узаконена в военное время для лиц, совершившихгосударственные преступления). Таким образом, в годы Второй мировой войны ксмертной казни были приговорены 12 граждан Германии, 11 из которых быликазнены.В России
Согласно п. 2ст. 20 Конституции РФ: «Смертная казнь впредь до её отмены можетустанавливаться федеральным законом в качестве исключительной меры наказания заособо тяжкие преступления против жизни при предоставлении обвиняемому права нарассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей».
Послевступления в силу с 1 января 1997 года нового Уголовного кодекса РоссийскойФедерации (УК РФ) взамен Уголовного кодекса 1960 года в России значительносокращён перечень преступлений, видом наказания за которые могла быть назначенасмертная казнь. На данный момент казнь может быть применена только к лицаммужского пола, женщины освобождены от данного вида наказания, как и отпожизненного заключения. Согласно п. 1 ст. 59 УК РФ смертная казнь какисключительная мера наказания может быть установлена только за особо тяжкие преступления,посягающие на жизнь.Единственным видом смертной казни в России является расстрел.16апреля 1996 года Россией был подписан Протокол № 6 к Европейской конвенции озащите прав человека и основных свобод относительно отмены смертной казни(Россия обязана была подписать этот документ в течение одного года послепринятия в Совет Европы, которое состоялось в 1996 году). 16 мая 1996 годапрезидентом России Борисом Ельциным был издан Указ № 724 «О поэтапномсокращении применения смертной казни в связи с вхождением России в Совет Европы».Последняясмертная казнь в России была приведена в исполнение 2 сентября 1996 года.2февраля 1999 года Конституционный суд России вынес Постановление № 3-П, вкотором признал неконституционным возможность вынесения смертных приговоров вотсутствие судов присяжных во всех регионах страны.
УказомПрезидента РФ от 3 июня 1999 года № 698 были помилованы 703 осуждённых ксмертной казни, то есть все, кто на тот момент были приговорены.С 1 января 2010года суды присяжных должны были начать действовать в последнем субъектефедерации, где их до сих пор не было — в Чеченской Республике. В связи с этим Верховныйсуд РФ обратился с запросом о возможности применения смертной казни с этогомомента в Конституционный суд. 19 ноября 2009 года Конституционный суд РФ своимопределением № 1344-О-Р «О разъяснении пункта 5 резолютивной частиПостановления Конституционного Суда Российской Федерации от 2 февраля 1999 года№ 3-П» признал невозможность назначения смертной казни в связи собязательствами по протоколу № 6.
В Белоруссии
Сегодня Белоруссия— единственная страна в Европе, где применяется смертная казнь. Смертная казньназначается за 12 категорий преступлений в мирное время и 2 — в военное время.
В спискекатегорий преступлений, караемых смертной казнью в Белоруссии,
· «развязывание,либо ведение агрессивной войны» (ст. 122, ч.2 Уголовного кодекса Белоруссии),
· «убийствопредставителя иностранного государства, международной организации с цельюпровокации международных осложнений или войны» (ст. 124, ч.2),
· «международныйтерроризм» (ст. 126),
· «геноцид» (ст.127),
· «преступленияпротив безопасности человечества» (ст. 128),
· «умышленноелишение жизни при отягчающих обстоятельствах» (ст. 139, ч.2),
· «терроризм» (ст.289, ч. 3),
· «террористическиеакты» (ст. 359),
· «измена,сопряжённая с убийством» (ст. 356, ч.2),
· «заговор с цельюзахвата государственной власти» (ст. 357, ч.3),
· «диверсия» (ст.360, ч.2),
· «убийствоработника милиции» (ст. 362),
· «применениеоружия массового уничтожения» (ст. 134),
· «убийство лица входе нарушения законов и обычаев войны» (ст. 135, ч.3).
В Белоруссиипочти все смертные приговоры были вынесены за «умышленное лишение жизни приотягчающих обстоятельствах».
В 2005 году ксмертной казни были приговорены 2 человека, в 2006 — 9 человек. Осуществляетсяпутём расстрела в следственном изоляторе (СИЗО № 1) города Минска. В Центральной Европе
В Литве в XXвеке законодательство предусматривало расстрел. В 1930-е годы высшая мера моглаприводиться в исполнение и в газовой камере: так были казнены некоторыеучастники крестьянских беспорядков 1935 года.
В Польше до 1939года за политические преступления применялся расстрел, за остальные повешение.
В СССР высшаямера наказания (расстрел) применялась за государственные преступления (изменаРодине, шпионаж), умышленное убийство при отягчающих обстоятельствах, хищениегосударственного или общественного имущества в особо крупных размерах инекоторые особо тяжкие преступления — постоянно; и за дезертирство, уклонениеот воинской службы, отказ от исполнения приказа начальника, насилие — в военноевремя.
В Венгриипрактиковалась смертная казнь через повешение. Таким образом был казнен ИмреНадь и многие другие «фашистские мятежники» восстания 1956 года. Отменена в 1990году.
Слова осмертных казнях в СССР с 1945 года вполне применимы и к странам советскогоблока, тем более что зачастую их законы были копией советских (о Китае см.особо ниже). В конце 1940-х — начале 1950-х годах в Венгрии, Чехословакии,Болгарии и проч. проводились процессы над «врагами народа» по образцу советских,которые обычно завершались казнями через повешение или расстрел. К примеру, ИмреНадь и его приближенные лица, в 1957 году были казнены через повешение. Послебархатных революций смертная казнь во всей Восточной Европе была отменена,включая и Румынию.
В США
В СоединённыхШтатах культура вообще и культура казни в частности заимствованы из метрополии.В старое время там были столь же жестокие законы, как в Англии; былидраконовские «Синие законы Коннектикута», о которых пишет Марк Твен, полагавшиеказнь за многие составы. Позже «ученики» заметно обогнали «учителей». В Англиине было такого огромного бесправного населения, как негры и индейцы; меж тем вСША негров вешали, по крайней мере на Юге, повсеместно (суд Линча имеетогромное количество жертв даже в XX веке: в 1901 году было подвергнутолинчеванию 130 человек), индейцев часто казнили каратели, мстившие, впрочем, завырезание белого населения. 26 декабря 1862 года, во время гражданской войны, вштате Миннесота, принадлежавшем северянам, были на одной виселице повешенытридцать восемь индейцев. На Диком Западе в то же время действовали шерифы,казнившие по своему усмотрению (подчас собственноручно). Смертная казньприменялась в США также по политическим причинам против социалистов,коммунистов, анархистов.
В конце XIXвека был изобретён электрический стул, впервые применённый в 1890 году и вскоревошедший во всеобщее употребление, так что во многих штатах он вытеснилповешение. Леон Чолгош, безумный анархист, убивший президента Мак-Кинли вБуффало, был пятидесятым преступником, которого казнили (29 октября 1901 года)в штате Нью-Йорк на этом приспособлении.
Газовуюкамеру ввели ещё раньше, чем в Германии, а именно в 1924 году, но она неполучила такого широкого распространения.
С 1960-хгодов правозащитники повели борьбу со смертной казнью. В 1972 году суд Джорджии,по делу «Фурман против Джорджии», признал смертную казнь мучительной, аследовательно, противоречащей Конституции. Вследствие этого одиннадцать лет (с1967 по 1979 год) во всех штатах никого не казнили. В 1976 году Верховный суднашёл казнь, являющуюся «вполне конституционной» (речь об электрическом стуле).Она была возвращена в тех 38 штатах, где не была отменена ранее, а также нафедеральном уровне. Первым американцем, казнённым после этого решения, был ДжонСпенкелинк (штат Флорида, 25 мая 1979 года).
В настоящеевремя законы различных штатов предусматривают пять способов смертной казни:
· Повешение
· Расстрел
· Электрическийстул
· Газоваякамера
· Смертельнаяинъекция
Однако впоследнее время (с начала XXI века) подавляющее большинство казнейосуществляется путём смертельной инъекции. Изредка применяется такжеэлектрический стул. 18 июня 2010 года в штате Юта впервые за долгое время былприменён расстрел: был расстрелян Ронни Ли Гарднер, выбравший этот способ казнисамостоятельно. Прочие методы не применялись с конца XX века. Они сохранилисьлишь в законах небольшого числа штатов, причём во всех этих штатах применяетсяи смертельная инъекция, а использование альтернативных методов во многихслучаях ограничено различными условиями (например, право выбрать ихиспользование имеют лишь осуждённые, совершившие преступление или получившиесмертный приговор до определённой даты). До 8 февраля 2008 года Небраскаявлялась единственным штатом, применяющим смертную казнь и не использующиминъекцию (единственным методом являлся здесь электрический стул; 8 февраляВерховный суд Небраски постановил, что этот метод является «жестоким инеобычным наказанием», запрещённым конституцией США; исполнение смертныхприговоров было приостановлено до утверждения нового метода казни).
Традициисмертной казни в штатах США обычно включают право осуждённого на последний ужин(англ. Lastmeal) — еду, приготовляемую за несколькочасов до казни в соответствии с его просьбой (с определёнными ограничениями) иправо на последнее слово непосредственно перед исполнением приговора. При казниобычно присутствуют свидетели. Количество и состав лиц, имеющих правоприсутствовать при казни, различаются в разных штатах, но, как правило, такоеправо имеют родственники осуждённого и его жертв, адвокаты, священник.
В 2009 годучисло приговорённых к смертной казни преступников в США было равно 106. Этосамое низкое число со времени восстановления смертной казни как высшей мерынаказания в 1976 году. Самое большое число смертных приговоров было в 1994году: 328. Ближний Восток и Азия
На БлижнемВостоке имеют место средства казни, использующиеся с древних времён: побиваниекамнями, отсечение головы мечом и повешение. Во времена Османской империи былораспространено посажение на кол (неизвестно, собственно ли это турецкая казньили унаследованная от Византии), перешедшее к соседним православным народам, втом числе в Россию (в 1614 году был посажен на кол Заруцкий, а в 1718 годумайор Глебов) и Румынию (господарь Валахии Влад III Дракула, известный какгерой романа Брэма Стокера, предпочитал именно этот способ, за что и прозывалсяЦепешем, то есть «посаживающим на кол»). В республиканской Турции (то есть вТурции наших дней) до отмены смертной казни в 2002 году существовало толькоповешение, причём эта мера наказания перестала действовать сразу после запрета;так, Оджалану, первоначально приговорённому к казни, приговор был заменён напожизненное заключение.
В Израилесмертная казнь является высшей мерой наказания для очень ограниченного числа преступлений,в том числе для военных преступников, предателей, разжигателей войны иучредителей геноцида. За время существования государства казнены два человека:30 июня 1948 года расстрелян капитан Армии обороны Израиля Меир Тувианский пообвинению в предательстве (позднее полностью реабилитирован), а в 1962 году былповешен бывший сотрудник гестапо Адольф Эйхман.
В Иране и Афганистанесмертная казнь вполне обыкновенна, и в XX веке немало руководителей этихгосударств кончило жизнь на виселице, в том числе Наджибулла (повешен талибамив 1996 году на автокране).
В Иракесмертная казнь практикуется до сих пор. В 2006 году были казнены черезповешение Саддам Хусейн и ряд его ближайших соратников.
В СаудовскойАравии и в настоящее время применяется такой средневековый вид смертной казни,как отсечение головы. Существуют даже целые династии палачей, передающие своёискусство по наследству. См. Смертная казнь в Саудовской Аравии
В Китае нашихдней широко употребляется расстрел, которому подвергаются содержатели публичныхдомов, нечистые на руку чиновники, диссиденты и пр., причем особо массовыеказни бывают перед Новым годом. При Мао Цзэдуне часто отсекали голову; пристарых императорах использовался такой экзотический вид смертной казни, как «смертьот тысячи порезов». В средневековом Китае были распространены и болееэкзотические и мучительные виды казней, как, например, казнь с использованиембамбука, гнилой лодки, котла с известью и др.
Вгосударствах Юго-Восточной Азии (в Сингапуре, Малайзии и пр.) вешают захранение наркотиков, в том числе и иностранных граждан.
В Япониисуществует смертная казнь через повешение. Многие участники секты «Аум Синрикё»были к ней приговорены, однако об исполнении этих приговоров неизвестно. Естьона и в Южной Корее, где, в частности, к ней был приговорен бывший президентреспублики Чон Ду Хван (позже помилованный). В Северной Корее помимо этого видаказни также применяют расстрел.
Отношение мировых религий к смертной казниВ Библии
В Библии, каки в законодательстве других древних народов, смертная казнь нередко служитнаказанием за тяжкое преступление. Имеются указания на необходимость смертнойказни за такие виды преступлений, как: несоблюдение субботы, богохульство, убийство,прелюбодеяние (супружеская измена), гомосексуализм, скотоложество, изнасилование,оскорбление или избиение отца или матери, похищение людей.Библия упоминает триспособа смертной казни — побиение камнями, сожжение и повешение.В иудаизме
Талмудупоминает четыре формы смертной казни, к которой приговаривает суд (арбамитот бет-дин): побитие камнями, сожжение, казнь мечом и удушение. Вотношении смертной казни библейская заповедь любить ближнего как самого себя (Лев.19:18)интерпретируется законоучителями Талмуда как предписание казнить приговорённогопреступника наиболее гуманным способом. Согласно этому подходу, смертная казньдолжна быть подобна тому, как отнимает у человека жизнь сам Бог, то есть некалеча тело. Есть основания полагать, что талмудические дискуссии о смертнойказни, её видах и способах носят преимущественно теоретический характер,подобно обсуждению вопросов, связанных с храмовыми жертвоприношениями в товремя, когда Храма уже давно не существовало. Аналогия между обсуждениемразличных видов смертной казни и дискуссиями о жертвоприношениях прямоприводится в самом Талмуде.
Приговор неприводили в исполнение в тот же день, чтобы увеличить возможность новых,благоприятных свидетельств. Даже когда осуждённого вели на казнь, существовалаготовность в любую минуту остановить шествие. Сам осуждённый имел правоостановить шествие четыре или пять раз и потребовать, чтобы его отвели в суд,так как он вспомнил новое обстоятельство. На пути к месту казни глашатайобращался к возможным свидетелям на улицах. Перед казнью осуждённого призывалик выражению раскаяния.В христианстве
В Основахсоциальной концепции Русской православной церкви сказано:
Особая меранаказания — смертная казнь — признавалась в Ветхом Завете. Указаний нанеобходимость её отмены нет ни в Священном Писании Нового Завета, ни в Преданиии историческом наследии Православной Церкви. Вместе с тем, Церковь частопринимала на себя долг печалования перед светской властью об осуждённых наказнь, прося для них милости и смягчения наказания. Более того, христианскоенравственное влияние воспитало в сознании людей отрицательное отношение ксмертной казни. Так, в России с середины XVIII века до революции 1905 года онаприменялась крайне редко. Для православного сознания жизнь человека некончается с телесной смертью — именно поэтому Церковь не оставляетдушепопечения о приговорённых к высшей мере наказания.
Отменасмертной казни даёт больше возможностей для пастырской работы с оступившимся идля его собственного покаяния. К тому же очевидно, что наказание смертью неможет иметь должного воспитательного значения, делает непоправимой судебнуюошибку, вызывает неоднозначные чувства в народе. Сегодня многие государстваотменили смертную казнь по закону или не осуществляют ее на практике. Помня,что милосердие к падшему человеку всегда предпочтительнее мести, Церковьприветствует такие шаги государственных властей. Вместе с тем она признает, чтовопрос об отмене или неприменении смертной казни должен решаться обществомсвободно, с учётом состояния в нём преступности, правоохранительной и судебнойсистем, а наипаче соображений охраны жизни благонамеренных членов общества.В исламе
В Коранеговорится о том, чтобы верующие страшились Аллаха, который в наказаниях оченьстрог. Согласно законам Шариата лица, совершившие умышленное убийство,педофилы, замужние женщины и женатые мужчины, совершившие прелюбодеяние, должныбыть казнены. За неумышленное убийство смертная казнь не применяется и можетбыть назначена материальная компенсация семье убитого. Более того, родственникиубитого могут простить убийцу взамен материальной компенсации и суд заменяетсмертную казнь иным видом наказания.В буддизме
В соответствиис первой из пяти основных заповедей буддизма, причинение вреда другим живымсуществам неприемлемо.Однако, на практике уголовное (равно как и гражданское и т.п.) правосудие целиком остаётся на усмотрении светской власти.
Заключение
Так что же есть смертная казнь как уголовное наказание дел общества –польза или зло?
Зло – все то, что лишает человека дарованной ему природой жизни, ибочеловек рождается на свет для созидания, а не для того, чтобы преждевременно,да еще насильственно лишать ее. И в этом общефилософском, гуманистическомсмысле смертная казнь – зло. Но когда общество применяет к преступникам всякоенаказание, и смертную казнь в особенности, оно тоже как бы исправляет само себеи тем самым очищается. Хотя польза через зло, не тот идеал, к которому должностремиться человечество. Резкая и полная отмена смертной казни не можетпривести к положительным результатам, что подтверждается уже предпринимавшаясяранее попытками такой отменив нашей стране. Гораздо положительнее постепенная,по мере повышения уровня цивилизованности отмена рассматриваемого видаправового ограничения. Важно, чтобы процесс отмены смертной казни протекалестественно, тогда у общества не возникнет желания в некоторых практическихситуациях сразу «браться» за данный исключительный вид правового ограничения.
Проблему смертной казни важно рассматривать в широком контексте, вовзаимозависимости всех социально-экономических, политико-правовых идуховно-нравственных факторов. Общество должно выстрадать отказ от смертнойказни, стать достаточно сильным и богатым, чтобы жить по правилам, а не поисключениям…
А решение проблемы смертной казни в России так и останется зашифрованнойфразой баз знаков препинания: «казнить нельзя помиловать»
P.S.Вечная история – пугливое стремление избежать одной ошибки ведет к другой: in vitium dicet culpae fuga.
Литература
1. Когдаубивает государство… Смертная казнь против прав человека. М.: 1989.
2. Смертнаяказнь: за и против/ Под ред. С. Г. Келиной. М.: 1989.
3. МихлинА. С. Смертная казнь. Вчера, сегодня, завтра. М.: 1997.
4. ГернетМ. Н. Смертная казнь. М.: 1913.
5. ТогоеваО. И. Казнь в средневековом городе: зрелище и судебный ритуал // Город всредневековой цивилизации Западной Европы. Т. 3. — М.: Наука, 1999, с. 353—361
6. АльберКамю. Размышления о гильотине // Кёстлер А., Камю А. Размышление о смертнойказни. М.: 2003. С. 137—196.
7. О смертной казни: Мнения русских криминалистов: Сборник с приложениемуказателя литературы на русском языке о смертной казни. — М.: Типо-Литография«Русского Товарищества», 1909. — 117 с.
8. Смертная казнь // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86томах (82 т. и 4 доп.). — СПб.: 1890—1907.
9. Правона смертную казнь (сборник статей) Науч. ред. А. В. Малько; Гл. ред. Д. В. Казаков224с. М.: Юридическая фирма «Частное право» 2004 ISBN 5-98623-002-7
10. Смертнаяказнь в мире
11. Историясмертной казни
12. ФеликсКирсанов о судебной ошибке
13. http://www.rg.ru/2004/10/05/tyrma.htmlРоссийская газета
14. Смертная казнь не умрёт. Газета.ру (16 ноября 2007). — «ГА ООН принялапроект резолюции о введении моратория на смертную казнь во всем мире.По-видимому, на проект будет наложено вето» Проверено ???.