Б.Е. Винер
Термин«этнические организации» пока не получил распространения вотечественной научной литературе. В последние годы много говорится о«национально-культурных организациях». Главной целью последних обычноявляется обеспечение возможностей для общения соплеменников, популяризациякультуры этнической группы, восстановление ее утраченных элементов; в рядеслучаев они вступают в диалог с местными или центральными органами власти пополитическим и прочим вопросам. Но есть организации, для которых этническаяпринадлежность их членов чрезвычайно важна: этнические политические партии,землячества, организации этнического бизнеса (рестораны, мелкиепроизводственные предприятия), этноконфессиональные и т. п.1
Самтермин «национально-культурные организации» может вводить в заблуждение.Дело в том, что прилагательное «национальный» и производные от негослова несут двойную нагрузку. «Национальный» может выступатьсинонимом как слова «государственный» («национальные интересыРоссии»), так и слова «этнический» («национальный состав России»).Поэтому термин «этнические организации» более применим к темобразованиям, которые создаются этническими меньшинствами в России, чем термин«национально-культурные организации».
Социологическаялитература по этническим организациям довольно скудна. Вызвано это, на нашвзгляд, как сравнительной молодостью этносоциологии, так и небольшимколичеством специалистов и выделяемых им ресурсов. Несколько больше даннаятематика привлекает историков. Так, в Санкт-Петербурге историей подобныхорганизаций занимаются Т.М. Смирнова, Н.М. Романова и В.В. Михайленко [9–11].Но эта работа ведется, в основном, по архивным источникам, охватывающимпреимущественно период до 1989 г.
Ванглийском языке организации, аналогичные по своей сути национально-культурным,обозначаются как ethnic associations2. В 1940-1970 годах антропологи собралибогатый материал о добровольных организациях (voluntary associations), восновном, в странах Черной Африки. Часть этих организаций объединяла членов отдельныхлинеджей, кланов, племен или носителей определенного языка. Антропологовинтересовал, прежде всего, процесс адаптации сельского населения к жизни вусловиях быстро растущих африканских городов. К сожалению, эти наблюдения малочто дают для изучения этнических организаций в современном европейскоммегаполисе [13]. В 1960-1970 гг. американские социологи изучали некоторыеаспекты деятельности этнических организаций в США. Но в основном ихинтересовало, имеются ли существенные различия в членстве этнорасовых группнаселения США в добровольных организациях [14].
Вовторой половине ХХ века миграционные процессы в Западной Европе привели кпоявлению такой новой социальной категории, как гастарбайтеры. Последние началисоздавать организации для защиты своих интересов. Европейских обществоведовинтересуют не столько проявления этничности в этих организациях, сколько ихсоциально-политические требования и возможность реализации этих требований(см., например, [15]). Однако традиционный вопрос об интеграции иммигрантов вновом для них обществе также оказывается в поле зрения исследователей [16]. Впубликации [17] имеется обзор парадигм этничности. Статья Харрис [18],содержащая схему теории религиозной конгрегации, дает надежду на возможностьпостроения теории этнической организации. Некоторые шаги к построению этойтеории на основе собственного полевого материала и сведений в научнойлитературе предприняли Лундберг и Сванберг [19].
Данные и методы
Сборинформации по этническим организациям в Петербурге3 проводился с целью получитьпредварительные сведения о ситуации. Гипотезы о природе этнических организацийи различиях между ними не выдвигались. По данным Управления юстиции города иинформантов, а также из справочника [20], в настоящее время в городенасчитывается примерно 100-120 зарегистрированных и незарегистрированныхэтнических организаций и их объединений. Точное их число назвать невозможно,поскольку отсутствует достоверный перечень незарегистрированных организаций;иногда одни и те же люди регистрируют под разными названиями фактически одну иту же организацию; в качестве самостоятельных могут регистрироватьсяструктурные подразделения более крупных организаций; наконец, есть организации,которые, формально существуя, фактически уже давно прекратили свою деятельность.Эту картину усложняют и довольно частые изменения названий организаций.
Главныйметод исследования — интервью с лидерами и активистами этнических организаций.Всего с февраля 1999 г. по сентябрь 2000 г. получено 48 интервью от представителей тринадцати этнических групп (по одному от ассирийцев, коми, курдов,марийцев, ингерманландских финнов, крымских татар, чувашей, шведов, два — отбелорусов, три от корейцев и украинцев, шесть от азербайджанцев и татар идвадцать от евреев); при этом получены подробные сведения о 45 организациях (поодной ассирийской, коми, крымско-татарской, курдской, марийской, и шведскойорганизации, двум белорусским, трем корейским и украинским, четырем азербайджанскими финским, пяти татарским, шестнадцати еврейским). Для сравнения взятыдополнительно два интервью у представителей неэтнических организаций.Несовпадение числа информантов и организаций вызвано тем, что в ряде случаевнекоторые организации были представлены несколькими информантами, частьинформантов рассказали сразу о нескольких организациях, в которых они состоят.
Особенностивозникновения и направления деятельности этнических организаций вСанкт-Петербурге в конце двадцатого века4
В1930-е гг. в ставшем классическим исследовании «Янки-сити» Уорнер иСроул обратили внимание на корреляцию между развитием форм этническихассоциаций и временем поселения мигрантов в изучаемом ими городе. Оказалось,что первоначально иммигрантские организации в Янки-сити существовали в виденеформальных ассоциаций, в дальнейшем из них произошли формальные ассоциации[22]5.
Гордони Бабчук предлагают различать ассоциации с экспрессивными и инструментальнымифункциями. Основной целью первых является общение, совместное проведениедосуга. Деятельность вторых направлена на создание или изменение каких-либонормативных условий. Гордон и Бабчук полагают, что могут также существоватьассоциации, совмещающие обе эти функции [25].
Данныенашего исследования подтверждают эти положения. Многие этнические организацииформируются на основе неформальных групп, которые существовали длительное времядо регистрации. Так, татары начиная с 1950-х гг. проводили танцевальные вечера,встречи в кафе. Позже они начали ежегодно отмечать сабантуй. В 1988 г. возникла Группа изучения катастрофы восточноевропейского еврейства, существующая до сих порбез регистрации. Несмотря на относительную несложность процедуры юридическойрегистрации, не все неформальные группы в ней заинтересованы; иногда они дажеотказываются от процедуры перерегистрации в Управлении юстицииСанкт-Петербурга6.
Кэкспрессивным организациям, для которых совместная деятельность являетсясамоценностью, относятся Санкт-петербургский чувашский культурный центр им. СеспеляМеши, Санкт-петербургский центр марийской культуры, Санкт-Петербургскуюнационально-культурную корейскую автономию и Санкт-Петербургское комиземлячество Неватас. Среди приоритетных задач руководители этих организацийназывают встречи соплеменников, поддержание связей с этнической родиной,совместное проведение этнических праздников (чуваши особое внимание уделяютпразднику акатуй, а марийцы — празднику ага-пайрем, во многом похожим нататарский сабантуй). К экспрессивным организациям можно отнести и Украинскуюмедицинскую ассоциацию Санкт-Петербурга, входящую в Украинскоеобщественно-культурное объединение имени Тараса Шевченко. Она была создана пообразцу украинских врачебных организаций в странах Северной и Южной Америки.Возникновение подобных обществ там было вызвано незнанием местных языковукраинцами и высоким уровнем безработицы среди врачей-украинцев. Петербургскаяорганизация предназначена для оказания своим членам психологической поддержки.
Цельюинструментальных организаций является создание условий, благоприятных дляжизнедеятельности этнических групп. К чисто инструментальным организациям, укоторых практически отсутствуют экспрессивные функции, в Петербурге можноотнести Национально-культурную автономию татар, Центр правовой помощи им.Гарольда и Сельмы Лайт, Санкт-Петербургское общество изучения еврейских языков«Халом», созданный ингерманландскими финнами Центр трудоустройства«Инкерин Лиитто», азербайджанское ООО «Инам-Доверие»,азербайджанскую газету «Только вместе», татарскую газету«Нур», корейский журнал «Корёсарам» и Еврейскуюкультурно-просветительную организацию «Народ мой», главноенаправление деятельности которой — издание газеты «Ами» («Народмой»).
Крупномасштабныемероприятия, проводимые татарской автономией охватывают всех представителейдиаспоры (прежде всего, это сабантуй, хотя его празднование скорее можноотнести к экспрессивным функциям), а также осуществляет связи с властнымиструктурами. Первичные организации (прежде всего, это Татарское общество«Нур» и Санкт-Петербургское татаро-башкирское общество«Чишма», а также несколько менее активные Татарское общество«Ватан» и Санкт-петербургский татарский молодежный клуб«Юлдаш») ведут нечто вроде клубной деятельности — устраивают встречи,религиозные и светские праздники, выступления артистов и творческих коллективови т. д. «Нур» содействовал появлению детской воскресной школы иизучению татарского языка и арабской письменности. Эти общества совмещаютинструментальные и экспрессивные функции.
Главноенаправление деятельности общества «Халом» — преподавание иврита.Основной контингент учащихся — люди, готовящиеся к отъезду в Израиль (по даннымруководства «Халома», здесь прошли обучение 15 тыс. человек, изкоторых 12 тыс. уже уехали). Центр им. Гарольда и Сельмы Лайт оказываетконсультационную поддержку людям, желающим получить статус беженца приэмиграции в США, ведет мониторинг ксенофобии, антисемитизма, шовинизма,расизма, участвует в просветительской работе по проблемам прав человека в ихэтническом аспекте. В настоящее время Центр переходит от борьбы с проявлениямиантисемитизма к деятельности по защите прав представителей всех этническихменьшинств в Петербурге и на Северо-Западе и утрачивает характер чистоэтнической организации.
Обществооткрытого типа «Инам-Доверие» представляет собой юридическоеагентство, оказывающее помощь выходцам из Азербайджана, в том числепредоставляет переводчиков для судебных заседаний7.
Газеты«Нур» и «Ами» обеспечивают информационную поддержкудеятельности соответственно татарских и еврейских организаций в городе, а такжезнакомят горожан с культурой соответствующих этнических групп. Журнал«Корёсарам» ориентирован на корейцев всех стран, входящих в СНГ.
Средиорганизаций, совмещающих функции обеих типов, можно назвать Санкт-петербургскоеазербайджанское общество «Даяг», главной целью которого былаорганизация помощи беженцам из зоны карабахского конфликта. Им помогали впоисках жилья, получении официального статуса, оформлении документов,обеспечивали при необходимости переводчиком. Основной формой мероприятийявляются чаепития, где члены общества не только обсуждают свои проблемы, нопросто общаются на родном языке в комфортной для них ситуации. Здесь же стоитупомянуть Некоммерческое партнерство развития образования «Новая еврейскаяшкола» (неофициальное название «Педагогический клуб»),организующее издание журнала, пособий, проведение семинаров и консультаций и т.п. Помимо этого, в педагогическом клубе собираются люди, которым приятнонаходиться вместе и общаться на профессиональные и непрофессиональные темы.
Входе развития организации ее функции могут изменяться, из экспрессивной онаможет превращаться в инструментальную и наоборот. Так, татарские организациивозникли из групп, где люди просто общались, знакомилась молодежь, отмечали праздники.По мере роста интереса татар к своей культуре во второй половине 1980-х гг.возникают группы, преследующие инструментальные цели: пропаганда своейкультуры, изучение языка и т. д.
Вкачестве особой разновидности этнических организаций Дженкинс предлагаетвыделять этнические агентства — организации, состоящие в основном изоплачиваемых профессиональных работников, а не из добровольцев. Причем,финансироваться эти организации могут как из общественных, так и из частныхфондов [29, p. 10]. В то же время, этнические агентства являются бесприбыльнымиорганизациями. К числу таких агентств в Петербурге можно отнести лишьэтнические периодические издания, Петербургский еврейский университет и ульпан«Халом».
Канадскийисследователь Бретон вводит понятие «институциональной полноты»этнической общины. Идеальным проявлением этого феномена является этническаяобщина, способная за счет широкого спектра собственных формальных организаций(религиозные, образовательные, политические, религиозные и т. д.) удовлетворитьпотребности в обслуживании всех своих членов [30, p. 194]. Бретон делаетследующие выводы: «Лидеры (этнических, — Б.В.) организаций заинтересованыв существовании этих организаций и будут пытаться разными путями усилитьэтническую идентичность таким образом, чтобы сохранять число своих членовнастолько большим, насколько это возможно»; значительное сокращение илипрекращение притока мигрантов приведет к постепенному сокращению численностиэтнической группы благодаря ее интеграции с коренным населением страны.«Со временем, — а оно может быть довольно длительным, — сами этническиеорганизации исчезнут или утратят свою этническую идентичность, завершивжизненный цикл [этнической] общины» [30, p. 205].
Большинствоиз ныне существующих этнических общин весьма далеки от институциональнойполноты. Ближе всего к ней еврейская и финская этнические группы. Благодаряорганизационной и финансовой помощи иностранных еврейских организаций еврейскаяобщина смогла образовать целую сеть. Сюда входят пять детских садов, шестьобщеобразовательных и пять воскресных школ, Педагогический клуб, Петербургскийеврейский университет, Общество по преподаванию еврейских языков«Халом», спортивное Общество эстетики и физической культуры«Маккаби» (его представители неоднократно занимали призовые места нагородских и прочих соревнованиях), четыре благотворительные организации (онирасполагают единым банком данных на 35 тыс. человек, проживающих вСанкт-Петербурге и Ленинградской области), шесть религиозных общин (поидеологической направленности есть и крайне консервативные, и оченьлиберальные), санкт-петербургское отделение Российского еврейского конгресса(оно объединяет бизнесменов, которые выступают спонсорами многихблаготворительных, образовательных и др. проектов), национально-культурнаяавтономия, несколько общинных центров, две «крышевые» организации(Еврейская ассоциация Санкт-Петербурга и Федерация еврейских организаций)газету «Ами» и журнал «Новая еврейская школа».
Организацииингерманландских финнов получают грантовую помощь для осуществления своихпроектов от финских государственных и прочих организаций. Главным их партнеромявляется Министерство труда Финляндии, которое финансирует Центртрудоустройства «Инкерин Лиитто», культурный центр в Гатчине,переподготовку преподавателей финского языка и приобретение учебной литературы.«Инкерин Лиитто» издает газету Inkeri. Вообще же «ИнкеринЛиитто» объединяет всех ингерманландских финнов Петербурга и области иимеет сложную структуру. Петербургский «Инкерин Лиитто» являетсяотделением этой организации. Существуют также Колпинское,Стрельнинско-Ломоносовское, и Пушкинское («Венъёки») отделения.Петербургская городская национально-культурная автономия финнов«Ингрия» была учреждена в 1998 г. «Инкерин Лиитто» и Сестрорецко-Зеленогорским отделением этой же организации, которое позже прекратилосвое существование. Автономия ведет лишь культурную работу, а такжепредставляет ингерманландских финнов в «Лиге наций», объединяющейгородские национально-культурные автономии. В сентябре 2000 г. ингерманландские организации имели 25 учителей, преподающих финский язык в 37 учебных группахи двух детских садах. Финский язык преподается также в в детских летнихлагерях. В Пушкине действует Ингерманландская земледельческая школа, котораятакже издает нерегулярно выходящий журнал Maatalousviesti(«Сельскохозяйственные вести»), статьи в котором публикуются нафинском, русском и английском языках. «Инкерин Лиитто» помогаетчетырем домам престарелых; оказывается также помощь престарелымфиннам-ингерманландцам при ремонте домов и приватизированных квартир.
Инструментальныеорганизации можно классифицировать по основным направлениям их деятельности:
1.Этноконфессиональные. Сюда можно отнести все еврейские и армянские религиозныеорганизации, а также различные некатолические христианские приходы, проводящиебогослужение на национальных языках.
2.Правозащитные. Пока к этой группе можно отнести лишь Центр им. Гарольда иСельмы Лайт. Но он постепенно эволюционирует в сторону защиты прав всехэтнических меньшинств и утрачивает характер этнической организации. Сейчас врамках ЕАСП формируется новый правозащитный центр.
3.Образовательные и просветительные. Прежде всего, это детские сады, школы ивоскресные школы, организованные этническими обществами (существуют у евреев итатар; ранее была воскресная школа у украинцев; по непроверенным сведениям,какие-то формы школ имеются у армян, поляков и немцев). Сюда же можно отнестиПетербургский еврейский университет, языковые курсы (ульпан «Халом»;одно время языковые курсы были у татар и армян). Кроме того, Белорусскоеобщественно-культурное товарищество Санкт-Петербурга и Азиоевропейскийтрансконтинентальный альянс булгар (АТА Булгар), которые занимаются в основномпросветительской деятельностью.
4.Издательские. Еврейская культурно просветительная организация (ЕКПО)«Народ мой», главным делом которой является издание газеты«Ами». (Издательство журнала «Новая еврейская школа»является также одним из вспомогательных направлений деятельностиПедагогического клуба).
5.Спортивные. Наиболее сильно в этом плане общество «Маккаби». Помимофизкультуры и спорта оно уделяет некоторое внимание поддержке музыкальныхколлективов (сейчас это Дуэт «Маккаби» в содружестве с композиторомТимуром Коганом), проведению еврейских праздников и др. Татарское общество«Ватан» с переездом его бывшего руководителя в Казань отчастисвернуло свою работу, хотя продолжает уделять внимание пропаганде национальныхвидов борьбы и организует спортивные мероприятия на сабантуях.
6.Молодежные и студенческие. Татарское общество «Юлдаш» занято работойсреди молодежи. Клуб «Гилель» объединяет студентов-евреев.
7.Клубные. Один из членов товарищества им. Шевченко организовал клуб«Валентин», который размещается в районе станции метро«Выборгская». По субботам там проводятся «вечорниці».Санкт-Петербургское татаро-башкирское общество «Чишма» проводитвстречи с интересными людьми, чаепития, отмечает праздники.
8.Благотворительные. По нашим данным, подобные организации пока есть лишь уевреев, и действуют они в основном благодаря финансовым поступлениям из-зарубежа и энтузиазму волонтеров. Крупнейшая из этих организаций — Хэсэд Авраам.Следующая по размерам — Благотворительный фонд «Ева». При Санкт-Петербургскойеврейской религиозной общине, которая размещается в Большой хоральной синагоге,действует Благотворительный центр. Наконец, недавно появился Сефардский центр,который также начинает благотворительную деятельность. В Управлении юстицииСанкт-Петербурга зарегистрирован Санкт-Петербургский армянский союз милосердия.
7.Спонсорские. Санкт-Петербургское отделение Российского еврейского конгрессаобъединяет бизнесменов, которые жертвуют средства на поддержку многихобразовательных и благотворительных программ. Существует также «Клубэстонских предпринимателей».
8.Национально-культурные. Нам известно о существовании азербайджанской,армянской, башкирской, еврейской, ингушскгой, корейской, латышской, литовской,татарской, украинской, финской автономий. Они пытаются осуществлятьпредставительские функции и объединить под своей эгидой все организацииконкретного этноса.
9.Полифункциональные. В это категорию можно включить Украинскоенационально-культурное объединение им. Тараса Шевченко, Санкт-петербургскоеазербайджанское общество «Даяг» и многие другие организации.
Заключение:основные этапы развития этнических организаций
Передиммигрантскими меньшинствами на разных этапах их развития стояли разные задачи.Первоначально представители меньшинств должны были интегрироваться впринимающее сообщество и пройти процесс аккультурации. Сюда входит изучениенового языка и культурных особенностей принимающего общества, овладение новымипрофессиями, повышение уровня образования. В этот же период ведется борьба с дискриминациейи предубеждениями, направленными против новых мигрантов. Успешно пройдя этотэтап (обычно он распространяется на первые два поколения мигрантов), этническаягруппа пытается найти механизмы самосохранения перед лицом нарастающейассимиляции. Создаются различные общества, где обучают языку предков тех людей,для кого родным является уже язык принимающей страны или региона. Делаютсяпопытки превратить существующие у группы институты в орудие борьбы сассимиляцией. Наконец, после того, как эти попытки проваливаются (это обычноотносится к четвертому и последующим поколениям мигрантов), появляется то, чтоХерберт Ганс называет символической этничностью [31]: человек относит себя ккакому-либо этническому меньшинству, но кроме знания о своем этническомпроисхождении, каких-либо иных характеристик, присущих данному меньшинству, онуже не имеет.
Еслипопытаться связать эти этапы ассимиляции с этническими движениями8, можетполучиться следующая схема:
1.Первому этапу ассимиляции соответствуют аккультурационные иантидискриминационные движения. В наших условиях на этом этапе находятсяазербайджанцы, абхазы, чеченцы, таджики, которые в массовом порядке началиприбывать в город лишь недавно. Здесь большое внимание уделяется помощибеженцам, борьбе против произвола чиновников и акций местных шовинистов.
2.На втором этапе ассимиляции разворачивается антиассимиляционное движение. Вусловиях Петербурга в нем могут участвовать мигранты первого поколения,проживающие в городе длительное время, и мигранты нескольких последующихпоколений. Следует иметь в виду, что в отличие, скажем, от США и Канадыаккультурация многих меньшинств в русскую культуру начинается еще на ихэтнической родине. В нашем случае на этом этапе находятся украинцы, татары,евреи, эстонцы, латыши, литовцы и др. Переход к данному этапу не отменяетборьбу с предубеждениями этнического большинства населения, такими, какантисемитизм, антиисламские настроения и т. п.
3.На последнем этапе движение (если это явление еще позволительно так называть)принимает, так сказать, квазиэтнический характер. В США это может проявляться втом, что потомки ирландских иммигрантов празднуют день святого Патрика (ккоторому присоединяются и все желающие неирландского происхождения). ВПетербурге квазиэтнической организацией можно назвать Шведский клуб. По своимзадачам и мероприятиям он не имеет принципиальных отличий, например, отСанкт-Петербургской эсперанто-ассоциации.
Судяпо всему, существует определенная корреляция между типами этнических движений истадиями развития этничности у меньшинств. Первому этапу движений будетсоответствовать этничность как образ жизни: мигранты в повседневном быту могутиспользовать родной язык, готовить традиционную для своей группы пищу,поддерживать связи со многими соплеменниками, регулярно посещать родных идрузей у себя на родине и т. д.
Навтором этапе этничность проявляется, прежде всего, как культурнаяидентичность9. От традиционных элементов культуры остаются лишь рудименты.Знание языка своей группы далеко от совершенства или вообще проявляется лишь вупотреблении отдельных слов и выражений. В то же время члены группыинтересуются историей и культурой своей группы, событиями на этнической родине.Некоторые пытаются изучать язык предков.
Наконец,на третьем этапе этничность проявляется как хобби: большинство людей лишьзнают, что кто-то из их предков принадлежал к данной группе. Многие из них дажеотносят себя к этническому большинству населения. Интерес к этносу предков уэтих людей мимолетен. Они собирают информацию об этнической группе своихпредков, ездят в турпоездки в места их исхода и пр./>
1Этнические организации можно рассматривать в качестве одного из типовдобровольных организаций. Удовлетворительная общая теория добровольныхорганизаций пока не разработана. В этой области отсутствует общепринятаятерминология, а в разработанной группой экспертов из Университета ДжонсаХопкинса Международной классификации неприбыльных организаций [1, 2] не нашлосьместа этническим организациям. Теория добровольных организаций получилаосвещение в публикациях [3–8].
2Иногда этническими называются те организации, которые в нашем понимании неявляются таковыми. Например, С.А. Клигер использует термин ethnic voluntaryorganizations для обозначения landsmanshatn, созданных евреями-ашкенази в США иИзраиле [12]. Последний термин в переводе с идиш означает«землячества».
3Об этнических организациях в городе в более раннее время см. публикации [9–11].
4Анализ этнических организаций в масштабах страны проведен в статье Лопаты опольских организациях в США [21].
5Барнес и Пейл, ссылаясь на работу [23, p. 3], указывают на следующие признаки,отличающие формальную организацию от неформальной: (1) иерархия руководства,(2) наличие определенных целей, (3) определенные ожидания от поведения членоворганизации, причем, иногда существуют даже формальные правила, (4) явноеналичие общей идентичности для членов организации, выражающейся в названииорганизации [24, p. 86].
6Неформальные отношения внутри этнических организаций оказывают заметноевоздействие на всю их деятельность и даже приводят к расколам, особенно в самыепервые годы их существования, когда они в меньшей степени бюрократизированы иеще не имеют устойчивой ресурсной базы. Так, от возникшего в 1989 г. Ленинградского общества еврейской культуры в начале 1990 г. отделилась группа активистов, которые создали Ленинградскую еврейскую ассоциацию, позже переименованную вЕврейскую ассоциацию Санкт-Петербурга. В 1992 г. из нее вышел ульпан «Халом», ставший коллективным членом ЕАСП… Зарубежные авторы также отмечаютзаметную роль межличностных конфликтов в расколах добровольных организаций [26,p. 246]. Возможны и конфликты между организациями внутри одной этническойгруппы. Например, местное отделение Ассоциации российских корейцев«Бомминрен», придерживающееся северокорейской ориентации,отказывается сотрудничать с Санкт-Петербургской национально-культурнойкорейской автономией, имеющей связи с Южной Кореей. Зарубежные авторы такжеотмечают существование внутриэтнических конфликтов между некоторымиорганизациями. Например, Талаи пишет о конфликте между двумя армянскимиорганизациями в Лондоне в связи со сбором средств для создания нового общинногоцентра [26, p. 212-214].
7ООО «Инам-Доверие» можно считать «организацией этническогобизнеса». Олдрич и Уолдингер к этническому бизнесу относят предприятия,чьи владельцы являются членами этнических меньшинств [28, p. 113]. Еслисогласиться с этим определением, то вряд ли можно будет рассматривать ресторан«Шинок», специализирующийся на украинской кухне, в качествеэтнического. Хотя одним из учредителей этого ресторана является украинка, он входитв одно из обществ с ограниченной ответственностью, которое также владеет иресторанами с другими профилями специализации.
8Этнические движения можно рассматривать в качестве разновидности социальныхдвижений, основные особенности которых описаны, например, в статье Джордана[32, p. 93-95].
9Куонг, изучавшая китайскую общину в Виннипеге, обращает внимание, что наопределенном этапе развития национальное чувство (в данном случае имеется ввиду чувство привязанности к стране исхода) у мигрантов эволюционирует вчувство культурной идентичности [33, p. 385].
Списоклитературы
Salamon M.L., Anheier H.K. In search of the non-profit sector. I:The question of definitions // Voluntas: The International Journal of Voluntaryand Nonprofit Organizations. 1993. V. 3. No 2. P. 121-151.
Salamon M.L., Anheir H.K. In search of the non-profit sector. II:The problem of classification // Voluntas: The International Journal ofVoluntary and Nonprofit Organizations. 1993. V. 3. No 3. P. 267-309.
Knoke D. Associations and interest groups // Annual Review ofSociology. 1986. V. 12. P. 1-21.
DiMaggio P.J. The sociology of nonprofit organizations and sectors// Annual Review of Sociology. 1990. V. 16. P. 137-159.
Lohmann R.A. The Commons: New perspectives on nonprofitorganizations and voluntary action. San Francisco: Jossey-Bass Publishers,1992.
Caulkins D. Voluntary associations // Encyclopedia of culturalanthropology. V. 4. / Ed. by D. Levinson, M. Ember. New York: Henry Holt andCompany, 1996. P. 1351-1356.
Marshall T.F. Can we define the voluntary sector // Voluntary agencies:Challenges of organization and management / Ed. by D. Billis, M. Harris. London: Macmillan, 1996.
Morris S. Defining the nonprofit sector: Some lessons from history// Voluntas: The International Journal of Voluntary and Nonprofit Sector. 2000.V. 11. No 1. P. 25-43.
СмирноваТ.М. Культурная жизнь национальных меньшинств Петрограда-Ленинграда иПетроградской-Ленинградской губернии (области) (1917-1938 гг.): Авторефератдисс. … д-ра ист. наук. СПб., 1999.
РомановаН.М. Петроградский комиссариат по делам национальностей и его роль ворганизации культурно-просветительной работы среди национальных меньшинствгорода и губернии (1918-1923 гг.): Автореферат дисс. … канд. ист. наук. СПб.,1991.
МихайленкоВ.В., Романова М.М. Национальные культурно-просветительные учрежденияСанкт-Петербурга (XVIII-XX вв.): Адресная книга. Вып. 4. СПб.: Единыйнаучно-методический центр Комитета по культуре и туризму мэрииСанкт-Петербурга, 1993.
Kliger H. Ethnic voluntary associations in Israel // Jewish Journal of Sociology. 1989. V. 31. No 2. P. 109-119.
Kerri J.N. Studying voluntary associations as adaptive mechanisms: Areview of anthropological perspectives // Current Anthropology. 1976. V. 17. No1. P. 23-35. (См. также дискуссию после статьи. P. 35-47).
Williams Jr. J.A., Babchuk N., Johnson D.R. Voluntary associationsand minority status: a comparative analysis of Anglo, Black, and MexicanAmericans // American Sociological Review. 1973. V. 38. No 5. P. 637-646.
Schmitter B.E. Immigrants and associations: Their role in thesocio-political process of immigrant worker integration in West Germany and Switzerland // International Migration Review. 1980. V. 14. No 2. P. 179-192.
Schoeneberg U. Participation in ethnic associations: The case ofimmigrants in West Germany // International Migration Review. 1985. V. 19.No 3. P. 416-437.
ВинерБ.Е. Этничность: в поисках парадигмы // Этнографическое обозрение. 1998. N 4. С. 3–27.
Harris M. A special case of voluntary associations? Towards a theoryof congregational organization // British Journal of Sociology. 1998. V. 49. No4. P. 602-618.
Lundberg I., Svanberg I. Turkish associationsin metropolitan Stockholm. Uppsala University, 1991. (UppsalaMultiethnic Papers, 23).
Негосударственныеорганизации культуры Санкт-Петербурга: Справочник. СПб: Нотабене, 1997.
Lopata H.Z. The function of voluntary associations in an ethniccommunity: «Polonia» // Contributions to urban sociology / Ed. byE.W. Burgess, D.J. Bogue. Chicago, IL and London, UK: The University of Chicago Press, 1964. P. 429-442.
Warner W.L., Srole L. The social systems of American ethnic group. New Haven, CT: Yale University Press, 1945. P. 254-282.
Social participation in urban society / Ed. by N.J. Edwards, A.Booth. Cambridge, MA: Schenkman Publishing Co, 1973.
Barnes S.T., Pail M. Voluntary association membership in five WestAfrican cities // Urban Anthropology. 1977. V. 6. No 1. P. 83-106.
Gordon C.W., Babchuk N. A typology of voluntary associations //American Sociological Review. 1959. V. 24. P. 1049-1081.
Skeldon R. Regional associations and population migration in Peru: An interpretation // Urban Anthropology. 1976. V. 5. No 3. P. 233-252.
Talai V. Mobilization and diffuse ethnic organization: The LondonArmenian community // Urban Anthropology. 1984. V. 13. No 2-3. P. 197-217.
Aldrich H.E., Waldinger R. Ethnicity and entrepreneurship // AnnualReview of Sociology. 1990. V. 16. P. 111-135.
Jenkins S. Introduction: Immigration, ethnic associations, andsocial services // Ethnic Associations and the welfare state: Services toimmigrants in five countries / Ed. by S. Jenkins. New York: Columbia University Press, 1988. P. 1-19.
Breton R. Institutional completeness of ethnic communities and thepersonal relations of immigrants // American Journal of Sociology. 1964. V. 70.No 2. P. 193-205.
Gans H.J. Symbolic ethnicity: The future of ethnic groups andcultures in America // Ethnic and Racial Studies. 1979. V. 2. No 1. P. 1-20.
ДжорданГ. Группы давления, партии и социальные движения: Есть ли потребность в новыхразграничениях? // Мировая экономика и международные отношения. 1997. N 1. С. 82–101.
Kwong J. Ethnic organizations and community transformation: TheChinese in Winnipeg // Ethnic and Racial Studies. 1984. V. 7. No 3. P. 374-382.
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.nir.ru