Практическая часть.Отчет. Содержание 1. Врачебное обследование спортсменов…3 стр. 2. Анамнез, физические, клинические и инструментальные методы….4 стр. 3. Функциональные пробы… 5 стр. 1. Врачебное обследование спортсменов Врачебные обследования лиц, занимающихся физкультурой и спортом, делятся на первичные — когда врач решает вопрос о допуске к занятиям физкультурой; повторные — определяющие влияние физкультуры и спорта на состояние
организма спортсмена; дополнительные — для решения вопроса о допуске спортсмена к тренировкам и соревнованиям после перенесенных заболеваний, травм и пр. При первичном обследовании врач проводит ряд инструментальных исследований пациента, его тестирование и решает после этого вопрос о допуске к занятиям физкультурой или спортом (в той или иной секции). Повторно обследуют тех, кто уже занимается физкультурой или спортом. Врач определяет функциональное состояние человека, его физическое развитие и дает заключение о влиянии
спортивных занятий на состояние здоровья занимающегося. Повторное обследование обычно проводится 1—2 раза в год, в спорте высших достижений — 2—4 раза. Дополнительное врачебное обследование позволяет решить вопрос о допуске спортсмена к соревнованиям, а также к тренировкам после перенесенных травм и заболеваний, при перетренированности (перенапряжении) и других функциональных нарушениях. Кроме того, в некоторых видах спорта (борьба, бокс и др.) дополнительный
осмотр проводится врачом перед взвешиванием и участием в соревнованиях. При врачебном освидетельствовании физкультурников и спортсменов используют методы клинического обследования и функциональной диагностики, а также специальные приемы и пробы, разработанные в спортивной медицине. Обследование по краткой методике включает: сбор анамнестических данных (с учетом представляемой обследуемым выписки из амбулаторной карты поликлиники), измерения роста, окружности грудной клетки, определение
массы тела, жизненной емкости легких, мышечной силы, клинические анализы крови и мочи. 2. Анамнез, физические, клинические и инструментальные методы Ана́мнез (от греч. ἀνάμ ;νησι ;ς (anamnesis) — воспоминание) — совокупность сведений, получаемых при медицинском обследовании путём расспроса самого обследуемого и/или знающих его лиц.
Изучение анамнеза, как и расспрос в целом, не просто перечень вопросов и ответов на них. От стиля беседы врача и больного зависит та психологическая совместимость, которая во многом определяет конечную цель-облегчение состояния пациента. К физическим методам исследования относят объективное обследование больного, осуществляемое органами чувств: 1) осмотр (инспекция), 2) ощупывание (пальпация), 3) выстукивание (перкуссия),
4) выслушивание (аускультация). Считается, что к исследованию объективного статуса больного приступают после проведения расспроса. На самом же деле физикальное исследование часто проводится параллельно, одновременно, сочетается с расспросом, а иногда предшествует ему, начинается с первого взгляда на больного и проведения его осмотра. Объективное обследование проводят по определенной схеме: общий осмотр, включающий определение сознания, телосложения, питания, положения, состояния кожи и ее придатков, затем проводят
местный осмотр, в процессе которого исследуют голову, лицо и слизистые оболочки, шею и щитовидную железу, периферические лимфатические узлы, молочные железы и опорно-двигательный аппарат (мышцы, кости, суставы). Заключительным этапом является проведение осмотра по органам и системам, при котором последовательно определяют состояние систем органов дыхания и кровообращения, органов брюшной полости и мочеполовой системы. Инструментальные и лабораторные методы исследования больного разнообразны, а в последние годы
их число непрерывно увеличивается. В отличие от основных (расспрос, осмотр, пальпация, перкуссия, аускультация) эти методы базируются на современных достижениях физики, химии, биологии и смежных наук, требуют для проведения исследования дополнительного более или менее сложного инструментария или оборудования (термометр, электрокардиограф, рентгеновская установка, лабораторное оборудование и т. д.) и специально подготовленного медицинского персонала (лаборанты, техники, врачи-лаборанты, врачи-рентгенологи и т. д.).
3. Функциональные пробы Для оценки функционального состояния организма могут быть использованы различные функциональные пробы. 1. Пробы с дозированной физической нагрузкой: одно двух трех- и четырехмоментные. 2. Пробы с изменением положения тела в пространстве: ортостатическая, клиностатическая, клиноортостатическая. 3. Пробы с изменением внутригрудного и внутрибрюшного давления: проба с натуживанием (Вальсальвы). 4. Гипоксемические пробы: пробы с вдыханием смесей, содержащих различное соотношение кислорода и углекислоты,
задержка дыхания и другие. 5. Фармакологические, алиментарные, температурные и др. Помимо этих функциональных проб используются также специфические пробы с нагрузкой, характерной для каждого вида двигательной деятельности. Физическая работоспособность - интегральный показатель, позволяющий судить о функциональном состоянии различных систем организма и, в первую очередь, о производительности аппарата кровообращения и дыхания. Она прямо пропорциональна количеству внешней механической работы,
выполняемой с высокой интенсивностью. Для определения уровня физической работоспособности могут быть использованы тесты с максимальной и субмаксимальной нагрузкой: максимальное потребление кислорода (МПК), PWC170, Гарвардский степ-тест и др. Определение уровня физической работоспособности по тесту PWC170. Для работы необходимы: велоэргометр (или ступенька, или беговая дорожка), секундомер, метроном. Тест PWC170 основан на закономерности, заключающейся в том, что между частотой сердечных сокращений
(ЧСС) и мощностью физической нагрузки существует линейная зависимость. Это позволяет определить величину механической работы, при которой ЧСС достигает 170, путем построения графика и линейной экстраполяции данных, либо путем расчета по формуле, предложенной В. Л. Карпманом и сотр. ЧСС, равная 170 ударам в минуту, соответствует началу зоны оптимального функционирования кардиореспираторной системы. Кроме того с этой
ЧСС нарушается линейный характер взаимосвязи ЧСС и мощности физической работы. Нагрузка может быть выполнена на велоэргометре, на ступеньке (степ-тест), а также в виде специфической для конкретного вида спорта. Определение максимального потребления кислорода (МПК). МПК выражает предельную для данного человека "пропускную" способность системы транспорта кислорода и зависит от пола, возраста, физической подготовленности и состояния организма.
В среднем МПК у лиц с разным физическим состоянием достигает 2,5 4,5 л/мин, в циклических видах спорта - 4,5 6,5 л/мин. Способы определения МПК: прямой и непрямой. Прямой метод определения МПК основан на выполнении спортсменом нагрузки, интенсивность которой равна или больше его критической мощности. Он небезопасен для обследуемого, так как связан с предельным напряжением функций организма. Чаще пользуются непрямыми методами определения, основанными на косвенных расчетах,
использовании небольшой мощности нагрузки. К косвенным методам определения МПК относятся метод Астранда; определение по формуле Добельна; по величине PWC170 и др. Определение уровня физической работоспособности по Гарвардскому степ-тесту (ГСТ). Оценка физической работоспособности производится по величине индекса ГСТ (ИГСТ) и основана на скорости восстановления ЧСС после восхождения на ступеньку.
Для работы необходимы: ступеньки различной высоты, метроном, секундомер. Ход работы. Выполняется студентами попарно. Сопоставляется с нормативами, делаются рекомендации по оптимизации работоспособности средствами физического совершенствования. Предварительно, в зависимости от пола, возраста, выбирается высота ступеньки и время восхождения (табл. 11). Далее обследуемый выполняет 10-12 приседаний (разминка), после чего начинает восхождение на ступеньку
со скоростью 30 циклов в 1 мин. Метроном устанавливается на частоту 120 уд/мин, подъем и спуск состоит из 4-х движений, каждому из которых будет соответствовать удар метронома: на 2 удара - 2 шага подъем, на 2 удара - 2 шага спуск. Восхождение и спуск всегда начинаются с одной и той же ноги. Если обследуемый из-за усталости отстает от ритма в течение 20 сек тестирование прекращается и фиксируется время работы в заданном темпе. Примечание. S обозначает поверхность тела обследуемого (м2) и определяется
по формуле: S = 1 + (Р ± DН) / 100, где S - поверхность тела; Р - вес тела; DН - отклонение роста обследуемого от 160 см. с соответствующим знаком. После окончания работы в течение 1 мин. восстановительного периода испытуемый, сидя, отдыхает. Начиная со 2-й минуты восстановительного периода, за первые 30 сек. на 2, 3 и 4-й минутах измеряется пульс. ИГСТ вычисляется по формуле: ИГСТ = (t • 100) / [(f1 + f2 + f3)• 2], где t - длительность восхождения,
в сек. f1, f2, f3 - частота пульса, за 30 сек. на 2, 3 и 4-й минуте восстановительного периода соответственно. В случае, когда обследуемый из-за утомления раньше времени прекращает восхождение, расчет ИГСТ производится по сокращенной формуле: ИГСТ = (t • 100) / (f1 • 5,5), где t - время выполнения теста, в сек f1 - частота пульса за 30 сек. на 2-й минуте восстановительного периода. При большом числе обследуемых для определения ИГСТ можно использовать табл.
12, 13, для чего в вертикальном столбце (десятки) находят сумму трех подсчетов пульса (f1 + f2 + f3) в десятках, в верхней горизонтальной строке - последнюю цифру суммы и в месте пересечения - значение ИГСТ. Затем по нормативам (оценочным таблицам) оценивается физическая работоспособность (табл. 14). Рекомендации к работе. Вычислить ИГСТ по формуле и таблице. Сравнить ее с рекомендуемыми величинами. Список литературы 1.
Макарова Г.А. Спортивная медицина: Учебник М.: Советский спорт, 2003. 2. О. Г. Черноусов. Физическая культура. Учебное пособие. — Томск: Томский межвузовский центр дистанционного образования, 1999 г. 3. В. И. Дуюровский. Спортивная медицина. Учебник для студентов ВУЗов. М.: Гуманит. изд.центр.
ВЛАДОС, 1998 г. 4. Под ред. Л. Б. Кофмана. Настольная книга учителя физической культуры. — М.: Физкультура и спорт, 1998 г.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |