Узнать стоимость написания работы
Оставьте заявку, и в течение 5 минут на почту вам станут поступать предложения!
Реферат

Реферат по предмету "Философия"


Экзаменационные билеты по философии

Вопрос 1. Философия. Ее предмет и функции. Взаимосвязь философ. и др.наук
Ф. (греч. — любовь к мудрости), форма обществ,сознания; учение об общих принципах бытия и познания, об отношении ч-ка к миру;наука о наиболее общих формах и методах познания, наиболее общих законахразвития познания, законах природы и общ-ва, их изменения и равития. Предметомф. явл. познание познания (Аристотель: метафизика). Ф. помогает ч-ку понятьсамого себя, место в природе, мире. Такие науки как матем. и логистика(составляющие логики) явл. неотъемлемой частью ф. и представлены и используютсясторонниками рационализма (Кант, Фихте, Гегель). Политика как одно из общ-ыхявлений также входит в сферу ф. анализа и исследования, поскольку общество — один из осн. объектов извечных философии… Осн.  ф-ции:  1)  синтез  знаний   и   создание   единой   картины   мира, соответств. опр. уровнюразвития наки,  культуры  и  ист. опыта; 2) обоснование, оправдание и анализмировоззр; 3)  разработка  общ. методолог. познания и деятельн. ч-ка в окр.мире.
Вопрос 2. Понятие и структура мировоззрения. Ист.типы м-ния. Особенности фил. м-ния.
Мир-ие: система взглядов на мир и место в нем ч-ка.1ст: мироощущение. 2ст: мировосприятие(ч-к усваивает простейшие связи). 3ст:миросозерцание(творч. восприят. мира). 4ст: миропонимание(восприят. мира черезпонятия, идеи. Научн. отн. к миру). Типы: мифологич.: в осн.образы, предполаг. опр. действ. Ч-к не выдел. себя из коллектива. Синтетизм.Мифы в нов. форме, религиозн.: в осн. фантастич. картина мира, связан. спризнанием сверхъестеств. начала. Выраж в эмоц. и иррациональн. ф-ме., научн/фил.:характер. отн. ч-ка к миру, выступ. в понятийн. катерориальн. ф-ме, отраж.на достиж. в науке, облад. опр. сферой логич. доказат.    
 
Вопрос 3. Мифолог. и философ Специфика философ.знания.
Исторически 1-ой формой мировозр. знания явл. Мифология. М-гия– представл. собой осмысление и представл. мира и человека в фантаст. образах исюжетах. Осн. формы м-гии: сказки, легенды, вымыслы, слухи. В осн. первобытнойи антич. М-гии лежит олицетвор. природы, т.е. уподобление ее человеку, человеч.способу существования. Объяснен. природы и обществ. явлен. как результатдействия сверхестеств. сил. Мифотворство имеет место там где отсутств. реальн.опытно подтвержден. знания, которые заменяются вымыслами и предположениями.Миф-во может носить и искусств. х-тер преднамеренно осущ. с тем, чтобы вместореалн. имеющ. достов. информ. предлагать не соотв. действит. мнения и оценки. Внедрах м-гии сформировалась религия. Ф-я возникла как альтернатива м-гии ирелигии. Перв. философы стремились отказ. от признания сверхъестеств. сил, иобъясн. мир исходя из него самого, но в услов. отсутств. возм. опытным илиэксперемент. путем проверить те или другие предполож., господствующим методом  ­-ния их убедительности являлись логика издравый смысл. Для объясн. мира фил. предлаг. причины и обстоят., которые непротивореч. опыту, поскольку были огранич. возможн. опытного познания явлений,то господств. предметом и одновр. инструментом познания и анализа являлисьпонятия в которых фиксировалась и называлась соответств. вещь. Поэтому ф. былаглавной формой понятийного теоретич. мышления.
 
Вопрос 4. Особен. античн. фил.
Анализ ант. ф., в период ее формиров. и развит.сложилась осн. про­блематика ф., обнаружились ее осн. линии развития. Ф.возникает как учение о бытие. На начал. этапах бы­тие отождествл. с природой. Позднее,с развитием общ. отн. и формирован. личности, бытие осмысливается, преждевсего, как бытие ч-ка. На смену объективистскому натурализму приходитсубъективистский антро­пологизм. Но все развивается в рамках космоцентризма.Бытие в ант. ф. рассматрив. как упорядочен. система — Космос, важной составнойчастью кот. явл. ч-к. Все проблемы ч-ка рассматривают-ся и решаются в органич.связи с занимаемымим местом и ролью в Космосе. Данный подход можнозафиксировать и у физиков, и у софистов, и у эпикурейцев, и у стоиков. Нонаиболее яркое и полное воплощение он нашел в системах Платона и Аристотеля. Отличит.черта ант. ф. — формир-е нов. способа дух. самовыр-я, кот. им.стройн. логич. форму, хар-ся рациональн. постиж. мира. Хар-ся космоцентризмом — стремл. понять мир как целое, его происх. и сущность. Чел-к рассм. какнеотъемл. часть природы. До софистов гл. задача ф. — раскрыть суть окр. мира,софисты поверн. ф. мысль с пробл. космоса на пробл. чел. жизни, рассм. ее втеор. и практ. аспектах. Далее эта тематика стала предм. особого внимания, вт.ч. Сократа и Платона. Ф.Милетской школы. Первовещество — живое в целом и в частях, наделенное душойи движением. Занимались и разносторонней практ деятельностью.ФАЛЕС Всепроизошло из некоего влажного первовещества или воды. Все рождается из этогопервоисточника. Земля — плоский диск, плав. на пов. воды. Вода и все произош изнее вещи — не мертвые. Вселенная полна богов, все одушевлено. Примеры — магнити янтарь могут приводить в движ. др. вещи -  они имеют душу.
АНАКСИМАНДР-Первоисточник- это некое первовещесто (апейрон) из которого обособл. противоположноститеплого и холодного, дающие начало всем вещам. Апейрон не имеет границ, онбеспределен. Земля — цилиндр. Все обособившееся от беспредельного должновернуться в него. Поэтому миры возникают и разрушаются.АНАКСИМЕН-Первовещество- воздух. Все в-ва получаются посредством сгущения и разряжения воздуха. Воздух-это дыхание, обнимающее весь мир. Земля — диск, поддержив. воздухом.ПИФАГОРИ РАННИЕ ПИФАГОРЕЙЦЫ Осн. мира — числа, кот образ. космич. порядок — прообраз общ. порядка. Познать мир — значит познать управляющие им числа.Пифагорейцы отрывали числа от вещей, обожествляли их.Все вещи состоят изпротивоположностей — единство множество, правое левое, мужское женское. Однакоих противоположности не переходят друг в друга (в отл. от Гераклита). Особоезначение — предел и беспредельное. Предел — огонь, беспред. — воздух.(пустота).
Вопрос 5. Объективныйидеализм Платона. Теория идей.
Платон — уч-к Сократа. 1-й создал концепцию объ.идеализма. Мир идей, понятий, мыслей первичен по отн. к миру вещей. Сущ.сверхчувств. мир, кот. предст. собой идеальн. целостность и постиг. толькопонимающим умом. Мир идей вечен (не порожден) и неизменен (неразложим). Матер.бытие создается Творцом — разум, творч. ум, кот. формир. мат. мир. Творец(Демиург) созд. физич. мир по идельн. образцам — идеям. Идея — гармонич. исоверш. образ. Матер. мир созд. из мира необх-сти, хаоса, бесформ. движ-я, кот.противоп. идеям и Демиургу. Космос — шар, в центре кот. Земля, другие план. изв. привод. в движ. их душами. Ч-к наделен бессмертн., сотвор. Богом душой,соед. со смертным телом. Душа явл. основой разумности ч-ка, дает возм-стьпознавать окр. мир. Теория познания П.: ч-к имеет врожд. идеи, он откр.для себя мир, припоминая их. Прежде чем познать вещь во всех проявлениях,следует знать смысл вещи, т.е. умом созерцать идеи. Стимул к знанию — любовь кпрекрасному, т.е. а) л. к крас. телу с целью породить новое тело и удовл.стремл. к бессмертию; б) л. к душе — жажда справедл., законности, увлеченностьиск-вом, наукой; в) л. к знанию- к миру идей (платонич.л.), возвр. ч-ка в лоноЕдиного Блага. Знание=смысл, не ощущение: чужой язык восприн-ся, но смыслнепонятен. Зн. — не ист. мнение, т.к.истина соотн. с ложью. Ложь — то, чегонет, небытие, кот. знать невозм. Сл., неизвестно, что такое истина. Познание — пр-с созерцания разумом высших сущностей. 2 этапа: 1) позн. осущ-ся чистойдушой до рожд. 2) После вселения в тело душа сохр., но не осозн. знания. Впр-се р-я душа вспом. знания, кот. видела раньше. Чувсв.-эмпирич. опыт — толчокк воспом., сл. к душе надо обращ. напрямоую минуя по возм. орг. чувств — припом. речи. Осн. ср-во воспом-я — метод диалектики, беседа. Чел-к — единство души и тела, в основе душа. Очищ души возм. с пом. рациональн.познания. 3 категор. души людей в зав-сти от преобл. начала: разум/страсть(воля)/вожделение. 1.Раз. душа-философы. 2.воины. 3.крестьяне, ремесл. Ихповед. след. регулир. и огранич. для сохр-я благораз-сти в о-ве. Это конц. идеальногогос-ва… Предпочтит. форма ид. гос-ва — монархия. Возм. аристокр. и демокр.Чтобы мон. не пер. в тиранию, необх. прав. воспит.
Вопрос 6. Античная атомистическая философия.
Отличит. черта ант. ф. — формир-е нов. способа дух.самовыр-я, логич. рационал. постиж. мира.
Хар-ся космоцентризмом — стремл. понять мир какцелое, его происх. и сущность. Чел-к рассм. как неотъемл. часть природы. 1-йпериод греч. ф. наз. натуралистич. Натурфил-фы стрем. объ. суть окр. мира, вт.ч. Демокрит. Д. призн. сущ-е 2х начал: бытия/небытия. Исходил изчувств. опыта: сущ. тела и пространство (пустота), бытие множественно, неедино.Космос явл. единением тел и пустоты. Бытие делимо до тех пор, пока неисчерпана пустота. Пуст. — внутри вещей, отделяя эл-ты — атомы друг от друга,так и вне вещей, явл. их вместилищем. Пустота позв. вещам и их эл-тамдвигаться. атомы — неделимые частицы, невидимые из-за размера. Онипостиг. только умом, не чувствами. Атом Д. неделим как физ. тело, но делим какматем. величина. Кол-во атомов бесконечно, пустота т.ж. бесконечна. Атомы разл.по величине, форме, порядку и располож-ю. Д. первый рассм. движ-е как способбытия матер. тел, т.к. атомы нах. в вечном движ, для вечного нельзя искатьпричину. 3 формы движ-я: 1. связ. с хаотич. перемещ. 2.вихревой поток, где атомарн. вихрь создавал условия однородн. атомов и разъ-яразнородных. В пр-се атомарн. вихря обр. мироздание. 3. испарение предм.космоса — запахи. Св-ва вещей природы обусл. св-вами атомов (текучесть — круглыми частицами). Гл. цель познания — обнаруж. подлинных причинпроисх. Случайн. события — выдумка. Д. одним из первых дал разверн. представл-ео пр-се позн-я, выдел. в нем чувств. и рассудочн. стор. и опред. их соотн.Позн. идет от чувств к разуму. Напр., зрит. обр. появл. в проц. отлетания отвещей их копий, образов, попад. в глаз. Разум — более тонкий зрит.орган, т.е. логич. зрение. Д. не различ. матер. и идельное.Душа — соед-елегковозбуждающихся сферич. и гладких атомов, осн. ест.-науч. карт. мира.
Вопрос 7. Философское учение Аристотеля.
384-322г. до н.э. После смерти Платона в 335 г. году вАфинах основал школу — гимназии (Ликей). Ф. А. охватывает вопросы логики, психологии,познания, Учения о бытии, космологии, физики, зоологии, полит. экономии,политики, этики, педагогики, риторики, эстетики. Он обсуждает и критикуетотдельные положения  атомистов, пифагорейцев, ранних материалистов. Этикритические введения представляют большую ценность ценность. По А. каждаяединая вещь есть единство материи и формы. Форма нематериальна, но онане есть и потусторонняя сущность. Так медный шар есть единство вещества – меди,и формы — шаровидности, кот. придана меди мастером, но в реально существующемшаре она составляет одно с веществом. Противоположность материи и формынебезусловная. Медь есть материя по отношению к шару, но она же и форма поотношению к физическим элементам, соединением которых, по А. является медь.Медь лишена формы т.к. еще не является шаром  и в то же время она естьвозможность формы. Форма есть действительность того, возможностью чего являетсяматерия. Согласно А. в пределах мира чувства вещей возможен последовательныйпереход от материи к соотносительной ей форме и наоборот. Категориии эти становятся текучими. Он полагал, что человек обладает одновременно душойрастительной, и нуждается в питании и обречена на разложение, душойживотной (чувства, ощущения) и душой разумной – чистой, бесплотной,универсальной и бессмертной. Трактате «Политика». А.придавал первостеп. значениегос. воспитанию. Он допускал дом. воспитание до 7-го возраста подприсмотром отца. Но настаивал о необходимости гос. контроля за дом.воспитанием. Воспит-ем с 7-го возраста должно было заниматься гос-во.
Вопрос8. Проблема мира и ч-ка в средневековой культуреи философии.
В период Ср.ф-я развивалась преимуще­ственно в лоне теологии. Она-служанка богословия. Ееоснов­ные направления: апологетика (защита и обоснование христи­анскоговероучения с помощью доводов, обращенных к разуму), патристика(догматизация учений «отцов церкви», утверждав­ших несовместимость религиознойверы с античной философи­ей), схоластика (рационал. обоснование исистемат-ция христ. вероучения с использованием идей ант. ф.). Космоцентризмдр-гр. ф. вытеснен тео-центризмом, исходная идея кот. заключ. в след: всеизменяемое сотворено богом из «ничего» и стремится в кон­це концов кничтожному. Природное и социальное бытие-результат божеств. предопределения.Следствие этого тезиса-идея мировой гар­монии и целесообразности всехпроцессов. Ч-к понимается как неделимая личность, об­ладающая разумом, свободойволи и совестью. Носителем че­л-й личности явл. душа, созданная Богом. Порчадуши ведет к порче личности. Несовершенство поведения ч-ка, обладающ. свободойволи — причина зла, которое не­обходимо для гармонии мира. Б-тву фил-ов этогопериода было присуще догма­тич.е мышление, основан. на доскональном знании фор­мальнойлогики, кот. становится незыблемым каноном. Методы этого мышления — суммарныйобзор, комментарии… В центре фил. диспутов был вопрос о соотнош. веры изнания. Известна концепция чистой веры Тертуллиана, суть кот. выражена вафоризме: «Верю, ибо абсурдно». В Ср. возник ряд еретич. учений, подорвав­шихавторитет религиоз. идей и положивших начало ф. Нов. времени: 1.уч. о двухистинах: истине веры и истине знания (Д. Скотт); 2.уч. о свободе воли и ееотносит. детерминирован­ности (Ж.Буридан); 3.уч. о соотношен. вещей и понятий оних: номина­лизм (реально сущ. только вещи, понятия — лишь их имена) и реализм(общ. понятия сущ. реально, незави­симо от единичных вещей); 4.уч. об опыте како мериле истинности понятий (У.Оккам). Ср. ф. внесла су­щ. вклад в развитиегносеологии, формаль­ной логики, отличала знание от веры, обоснов. Необходим.изучения природы.
Вопрос9. Ф. Аквинский и его учение о гармонии веры и разума.
1225-1274.Фома считал, что вера в Бога должна опирать­ся на систему рациональныхдоказательств: 1)док-во от движения (всякое движ. нужд. в первотолчке, кот. иесть Бог); 2)д-во от производн. причины (в мире сущ. причинный порядок, берущийначало от первопричины — Бога); 3)д-во от необходимости и случайности (все яв­л.случайны, потому конечны. Значит, неизбежно наступает время, когда они будутотсутствовать. Если это так, то нельзя допустить того, что они возникли сами посебе. Т.е., существует необходим. причина, производящая их); 4)док-во отсовершенства (все существующее совершенно. Бог совершенен. Т.е., Богсуществует); 5)док-о от целесообразности (все в мире упорядо­чено, разумно,гармонично. Т.е, есть разумн. сущ-во, по­лагающее цель для всего, чтопроисходит).2) Осн. цель-отработка осн. догматов христ.вероучения в ф-мах здрав. смысла. Опираясь на позднего А-ля канонизировалхрист. понимание соотношения идеальн. и материальн, как соотношениеизначального принципа ф-мы с неустановившимся принципом материи (слабейшимвидом бытия). Слияние первопринципов ф-мы и материи рождает мир индивидуальн.явл. Душа ч-ка – формообразн. принцип, но свое полное индивидуальн. воплощениеона получает только при соединении с телом. Так был  разрешен один из самыхострых вопросов христ. схолистики. Схолистика  должна была истолковывать своеотношение к материи т.к. И.Христ. был явлен в виде ч-ка, т.е объединил в себебога (идеал) и ч-ка (материя) природу. Этот факт не давал возможноститрактовать материю как нечто (чего требовал догмат о творении мира из ничего).Поэтому квалифицировал материи Фома с помощью целой системы утонченныхрассуждений в качестве “слабейшего вида бытия” была воспринята церковью каквыход из тупика. Важное значение имело учение о различии сущности исуществования. Они совпадают только в боге. Каждое явление имеет причину.Поднимаясь по лестнице причин мы приходим к необходимости существования бога — верховнойпричины.
               
Вопрос10. Гуманизм и пантеизм в философии Возрождения.
14-16вв.Подъем в сфере искусства, лит., науки, соц-полит. мысли. В осн. культуры В.лежит индивидуализм, кот. открывает свободн. Твор. Личность, субъективизм,став задачи раскрыит мир через призму внутр. Мира ч-ка, антропоцентризм,полагающ. Ч-ка центром мироздания. Открытие В. ч-ка, как главного субъектаистории, привело к появл. Гуманизма (Леонардо Бруни). 2 понятия: гражданскийГ. (пер. пол. 15в., Флоренция) система этич. норм, соц-полит. идеалов,напрвл. на гармноизацию отношений личн. и общ-ва; и ренессанский Г.новое мировоззрение, новая этика, соц. идеал. 1.В противоположн. Ср., где напервом месте Бог, В. рассм. Ч-ка как высшую ценность (разум). 2.Осн.мировоззоения – идея безграничного жизнеутверждения. 3.Ч-к В. утверждает себя внауке. 4.Фил. осн. явл. гуманистич. неоплатонизм. 5.Ист. утрач. Свящ. Смысл,становясь практич. Делом людей. 6.Эмпирич. время, время земной жизни, насыщ.творчеством. 7.Понятие индивидуальности. 8.Смена языка. Греч, латынь.9.Антигерои 10.Подготовка к буржуазии. Г. исходит из человеч.сознания и имеетсвоим объектом ценность ч-ка, презрение к земному естеству заменяетсяпризнанием творч. способностей ч-ка, разума, стремлению к земному счастью. Когдач-к начинает рассуждать о самом себе, о своей роли в мире, о своемпредназначении, о смысле и цели своего бытия. Эти рассуждения имеют всегдаконкретные ист. и соц- предпосылки, Г. по своей сущности всегда выражает опр.соц, классовые интересы. Г.-идейной движение, содержан. кот. явл. изучение ираспространение античных языков, лит-ры, и к-ры. Вопрос 11.Материализм  и эмпиризм Ф. Бэкона
1561 – 1626. Родоначальник англ. материализма, предложилметод опытного изучения природы, включ. эксперимент и индуктивный метод,позволяющ. Анализировать и объяснять опытные данные. Возможность усиления властч-ка над природой он усматривал в преодолении заблуждений «идолов» разума.«Великой восстановление наук». Естествознание — истинная наука, а физика,опирающ. на чувственный опыт — важнейшая часть естествознания. Ч-ва непогрешимыи есть источник всякого знания. Н-ка есть опытная н-ка и состоит в примененииметода рационализма. к чувственным данным. Индукция, анализ, сравнение,наблюдение, эксперимент – гл. усл. рационального метода. Гл. труд — “НовыйОрганон”. В этом произв. Б. Сознат. противопоставляет свое понимание науки и ееметода тому пониманию,  на котором. основан “Органон” А-ля. До сих пор открытияделались случайно. Их было бы больше, если бы исследователи были вооруженыправильным методом. Метод — это путь, главное средство исследования. К немуотносятся орудия, совершенная способность нашего восприятия, и орудия,совершенное саму человеку — мысль. Н-ку расширяет не пассивное созерцание, аэксперимент, т.е активное испытание природы. Гл. усл. прогресса знания — совершенствование способности умозаключения, важнейшей формой кот. явл.правильная индукция. До Б. ф-фы, писавшие о индукции обращали внимание на теслучаи, кот. подтверждают доказываемые  положения. Б. подчеркнул значение техслучаев, кот. опровергают обобщение, противоречат ему. Это т. н. отрицатинстанции.
 
Вопрос 12. Рационализм Р. Декарта. «Рассуждение ометоде» (1637).
1596-1650.Осн. черта фил. мировоззрения — дуализм. Д. допускает 2 независимых друг отдруга первоначала: мыслящую субстанцию и материал. “протяженную субстанцию”. Вграницах его физики материя представл. собой единств. субстанцию, единств.основание бытия и познания. В то же время в психологии, теории познания, вучении о бытии Д. — идеалист. В теоретич. познании Д. объявляет самойдостоверной истиной истину о существовании сознания, мышления: “Я мыслюследовательно Я существую”. Д. отождествлял материю с протяжением, илипространством, считая, что чувственно воспринимаемые качества предметов сами посебе, т.е объективно не существуют. Выводы: мировая материя(пространство) беспредельна, однородна, не имеет пустот и бесконечно делима.Сводит все качеств. разнообразие прир.  явл.: 1) к материи и 2) к ее движению.В познании главную роль играет разум — рационализм.  Д. полагал, чтоисточником достоверности знания может быть только сам разум. В процессепознания исключительное место отвел дедукции. Исходные положения — аксиомы. Влогической цепи дедукции,  за аксиомами, каждое следующее звено достоверно.Однако для ясного и отчетливого представления всей цепи нужна сила памяти.Поэтому непосредственное очевидные исходные положения, или интуиции, имеютпреимущество сравнительно с рассуждением дедукции.
Вопрос13. Т. Гоббс и Д. Локк о гос-ве и естеств. правах ч-ка..  Д.Л.1632-1704
Т.Г. 1588-1679.  «Трактат очел. природе», «О теле», «О чел.», «Огражданине». Сторонники эмпиризма считали чувств познание главным и дажеединственным источником знаний(Гоббс, Локк). Локк: с самого начала мы имеем наодной стороне вещи, а на др — человека, совершенно лишенного знания. Вещи прирвоздействуют на его органы чувств и вызыв в организме ответную реакцию — сначала в виде самостоятельно сущ ощущений. Последующее комбинирование разнооброщущ дает ч-ку восприятие предмета в целом. (комбинациябелого цвета, сладкости и особой формы частичек приводит к возникновениюцелостного восприятия сахара) Многократно воспринимая предм, ч-к закрепляетвосприятие в памяти, он может припоминать восприятие и образ в отсутствиипредмета — так возникает представление. Т.е ощущ, восприятия, представленияпредстают в виде совершенно независимых, последовательно примыкабщих друг кдругу реальных этапов познав деятельности. Мышление лишь надстраивается над рези формами чувств познания. В его трудах – «Мысли о воспитании» и «Об управленииразумом» – ярко выражены важные передовые педагогические устремления тоговремени. Локк утверждал, что человеческое знания является следствием внешнегочувственного опыта. По его теории у человека нет врожденных представлений иидей. Конечную цель воспитания Локк видел в обеспечении здорового духа вздоровом теле. Он был убежден в целесообразности социальной детерминациишкольного образования.
 
Вопрос 14. Осн. идеифилософии Просвещения 18в.
Пр. х-ся верой в человеч. разум. Разум призван обеспечитьпрогресс ч-ва. Освобождение от невежества и предрассудков, критика суеверий.Защита научного и технического знания. Защита естественных прав человека игражданина. После продолжительного периода господства схоластики умы эпохи П. стали изучать природу. Большое кол-во наук быстро прогрессировало: механика. Еестрогие  математич.  законы  попытались  обобощить  до  уровня природы вообще,упрощая естественные з-ны жизни.
Осн. аспекты: 1) вместо осн. догматов (религ.) на первоеместо  -  рассуждающий разум; 2) атеистичность; 3) очень прагматична, исследует  человека  с  позиций полезности для общества; 4) «Наука ипрогресс» — главный лозунг. Наука — ср-во, прогресс — цель; 5)просветительство (ликбез);  6) механистический мат-зм
Вопрос 15. Этическое учение И. Канта.
1724-1804.Фил.развитие Канта делится на 2 периода. В 1 период (до начала 70-х г.)пытался решать фил. проблему — о бытии, ф. природы, религии, этики, логикиисходя из убеждения, что ф. может быть разработана и обоснована какумозрительная наука. Во 2-й пер (критический) пытаетсястрого отделить явл. от вещей в себе. Последние не могут быть даны в опыте.Вещи непознаваемы. Мы познаем лишь явл. или тот способ, кот. эти вещи в себедействуют на нас. Это учение — агностицизм. Кант называл его “критикойразума”. Это учение огранич. разум, поскольку оно отказ. ему в познаниисущности вещей. Развивая эту критику, Кант пытался 1 выяснить источн. различн.вида знаний – научн. и фил.,  выяснить на чем основывается достоверностьзнаний, исследовать формы и категории научного мышления. Учение “Критикафилософии” сформировалось к началу 80-х гг. Оно изложено в “Критика чистогоразума”. Начинается с того, что “вещи в себе” воздействуют на наши органычувств и вызывают ощущения. Это конечно материализм. Но дальше Кант — идеалист.Идеализм состоит в убеждении, что ни ощущения нашей чувственности, ни понятия исуждения нашего рассудка, ни понятия разума не могут дать нам теоретич. знанияо “вещах в себе”. Достоверное знание сущ. — это м-ка и естествознание. Истиныэтих наук всеобщие и необходимые. Но это не есть знание  о вас, а только осв-вах вещей к кот. приложимы ф-мы нашего сознания: ощущения, понятия.
 
Вопрос 16. Объективный идеализм Г. Гегеля
1770-1831. Заслуга- впервые представил весь природный, ист.и дух. мир в виде процесса, т.е. в беспрерывном движении, изменении,преобразовании и развитии, и сделал попытку раскрыть внутр. связь этогодвижения и развития. Значение ф. Г. заключалось в том, что в ней в систематич.ф-е изложено диалектич. миропонимание и соответствующий ему диалектическийметод исследования. Г. разрабатывал диалектику как фил. н-ку, обобщающую всюист. познания и исследующую наиболее общ. закономерности развития объективнойдействительности. Подвергнув глубокой и основат. критике метафизич. метод, Г.сформулировал законы и категории диалектики. Категории качества и количества.Качество это то, без чего объект существовать не может. Количество безразличнок Абсолютный идеализм Г. заключается в выносе всей причины вовне.Сущ-вуют 3 стадии развития абсолюта: 1.субъективный дух (уровень индивида), 2.объективный дух, 3. абсолютный дух. Абсолют является в этих 3 ипостасях.  Всюмировую историю Гегель разделял на три основные эпохи: восточную, античную игерманскую. Тождество бытия и мышления — исходный пункт учения Гегеля. Деятельн.абсолют. идеи заключ. в мышлении. Цель — в самопознании. В процессесамопознания  разум мира проходит 3 этапа: пребывание самопознавающ. абсолют.идеи в ее собств. лоне, в стихии чист. мышления;  развитие идеи в ф-ме инобытияв виде явл. природы. На последн. этапе абсолют. идея возвращается к самой себеи постигает себя в ф-ме человеч. сознания и самосознания. Фил. взгляды Г.проникнуты идеей развития. Он считал, что невозможно понять явл., не уясниввсего пути, кот. оно совершило в своем развитии, что развит. происходит не позамкнутому кругу, а от низших форм к высшим. Вопрос 17. Антропологический материализм Фейербаха
1804 – 1872.Критикует Канта и Гегеля и продолжил традиции материалистич. ф-ии. Ф. –воинствующ. материалист. К 1839г. он уже окончательно порывает с идеализмом.Выходит гл. труд — ”Сущность христ.”. Затем он публикует “Предварительныетезисы к р-ме ф-ии. Осуждая идеалистич. толкование мышления как внеприродной исверхчеловеческой сущности, приходит к выводу, что вопрос об отношении бытия кмышлению — есть вопрос о сущности человека, ибо мыслит лишь ч-к. Неразрывнаясвязь мышления с материальн. процессами в человеч. организме, с чувственнымивосприятиями и т.д. Человек неотделим от природы; мышление есть необходимоевыражение присущей ему биологии, физиологической деятельности. Новая ф.превращает ч-ка в единственный, универсальный и высший предмет ф-ии, превращаяантропологию, в том числе и физиологию, в универсальную науку. Ф. сводитсверхестественное к естественному, нереальное к реальному — в этом основнаячерта его антропологического метода. У природы нет ни начала не конца, всев ней находится во взаимодействии; все относительно.Он отстаивает положение онеразрывной связи материи и движения. Природа есть свет, электричество,магнетизм, воздух, вода, огонь, земля, животное, под словом природы я неразумею ничего более, ничего мистического, ничего теологич.
Вопрос 18. Формирование иосн. проблемы философии марксизма.
1818-1883.Общая фил. позиция – последовательно проведенныйматериализм: идеальное – это материальное, перенесенное в голову ипреобразованое в ней. Так развивать материализм можно, только пользуясьдиалектическим метожом – методом отыскания объективных противоречий вдействительности (путем восхождения от абстрактного к конкретному, обнаруженияпревращенных форм деятельности, обращения метода) и их разрешения в практике:«Все мистерии, кот. уводят теорию в мистицизм, находят свое рациональное разрешениев человеч. практике и в понимании этой практики. Стадия в развитии общ.практики опр. способ производства, ф-ма кот. – производств. отн.- это соц.материя, не зависящая от общ. сознани. В классовом общ-ве имеет местоотчуждение ч-ка от продуктов своего труда, из чего проистекает взаимоотчуждениеиндивидов. Сущность общ-ва, основан. на товарном произ-ве, составл.эксплуатация, угнетение в ф-ме извлечения прибавочной стоимости. Объяснениеприроды прибавочной стоимости наряду с открытием материалистич. пониманияистрии принято считать гл. вкладом Маркса. Программа преобразования общ-вас целью избавления человечества от эксплуатации и взаимоотчуждения предполагаетпролетарскую революцию, диктатуру пролетариата в перех. период от капитализма ккоммунизму и установление коммунизма – соц. строя с общ. собственностью иосуществлением принципа «от каждого по способностям, каждому – попотребностям».
 
Вопрос 19. Значение классич. нем. ф-ии для развитияевроп. мысли.
В к.17 — н. 19 вв.  Германия  приближалась  к  буржуазной рев-ции.  Ф. рев-ция предшествовала политич. перевороту. Важную  роль  в формировании НКФ сыграли достижения естествознания и обществ. наук: сталиразвиваться физ. и хим., продвинулось вперед изучение орг. природы. Открытия вобл. м-и, поз­волившие понять процессы в их точном количествен. выражении,учение Ламарка об обусловленности развития организма окр. средой, астрономич.,геологич., эмбриологич. теории, а также теории развития чело­веч. общ-ва — всеэто со всей остротой и неизбежностью выдвигало на 1 план идею развития кактеорию и метод познания действительности  Кант -основоположник   нем.  классич.   идеализма.   Разработал    концепцию происхождения солнечн. системыиз гигантской газ. Туманности. Субъективный идеалист. Гегель  -  все, что  существует,  существует  в  мышлении.  В  основе  мира  — абсолютная идея- мировой разум. В своем  развитии  идея  проходит  три  этапа, потому чтоактивна: 1) развивается сама в себе, логике через систему категорий, существуетобъективно; 2) идея выходит во вне и  создает  природу;  3)  идея  в мышлении,развитие ее — в духе. Фейербах  -  материалист.  Выступал  против идеалистической  системы  Гегеля. Показал,  что  идеализм  является  теоретической основой  религии.  Критически оценивал агностицизм  Канта.  Обосновал материалистическую  теорию  отражения.
 
Вопрос 20. Россия в диалоге культур. Славянофильство изападничество в рус. ф-ии
Западн -направление рус. антифеодальн. общ. мысли40-х гг. 19 в., противостоявшее славянофи­лам. Герцен, Грановский, Огарёв,Боткин, Кетчер. Также Белинский, Турге­нев.Термины «З-ки», «з-во» родились видейной полемике 40-х гг. Споры о том, идти ли России вслед за Зап. Евр. илиискать «самобытный» путь, полемика о тех или иных особенностях рус. нац.характера, разногласия в оценке реформ Петра I и т. д. были лишь формойпостановки более существ. вопроса — о буд. соц. преобразо­ваниях России. 3.связывали их с усвоением ист. достижений стран Зап. Евр., С.отстаивали близкую течениям феодального соц. утопию, идеализируяпорядки, сущ. в допетровской России (мнимая гармония власти и народа, общинностькак принцип народной жизни и т. п.). С. —выступившие с обоснован.самобытн. пути ист. развития России, принципиальн. Отличн. от пути западноевр…Самобытность России, по мнению С. в отсутствии в ее ист. классовой борьбы врус. поземельной общине, в православии как единственно истинном христ., тe жеособенности развития С. усматривали и у зарубежных славян, особенно южных,симпатии к которым были одной из причин наз­вания самого направления дан­ногоим западниками. «Философич. письмо» Чаадаева. Киреев­ский, Аксаков. С.считали необхо­димым развитие торговли и пр-ости, акц. и банк. дела, стр-ва ж/ди примен. ма­шин в с/х. С. выступали за отмену креп. права «сверху» с предоставлениемкрест. общинам земельн. наделов за выкуп.  С. добивались устранения цензурногогнёта, ус­тановления гласн. суда с участием в нём выборных представителейнаселения, отмены телесных наказа­ний и смертной казни.
Вопрос 21.  Практически-нравственная ориентация рус.ф-ии.
Фил. мысль в Р. формировалась под влиянием общемировой ф…Однако специф Р ф. во многом складывалась под влиянием соц. культурн.процессов, происходивших на Руси. Христ-ция Р. сыграла огромную роль встановлении рус. фил мысли.
 
Вопрос 22. Космизм.
Через всю мир. культуру прох. понимание мира как космоса. Врусск. космизме — 3 теч.: ест.-научное (Верн., Циолк.), религ.-фил.(Федоров, Соловьев, Бердяев), поэт.-худож. (Одоевский, Сухово-Коб.). Осн.проблемы космизма: -связь чел. сознания (души) и космоса, -место разума воВселенной, -множество разумных миров и единство всех слоев бытия, -целостностьвосприятия мира и пробл. понимания и др. Основатель -Ник. Фед. Федоров.Осн. труд — “Фил-я общего дела”. В основе ф.о.д. лежит специфич. пониман. ч-ка.Истоки чел. бытия коренятся во Вселенной. Ч-к — существо вертикальное, обращенк небу, сл. должен стать свободным. Ч-к — сущ-во родовое, должен осозновать,что он — сын чел-ский. Ч-к — вершина эволюции, но и ущербен, т.к. смертен.Счастье невозможно до тех пор, пока господствуют разрушит. процессы и людиразобщены друг с другом. Смерть — высш. проявл. разруш. Устранив смерть, ч-кпобедит зло. Причина зла — неравномерн. нравств. и НТ прогресса. Частая сменапокол. не позв. освоить знания предш. пок. Нужно продлить жизнь. Ч-к долженстать спасителем мира. Фил-я р.к. обосн. идею активной эволюции, в кот. орудиемсознат. совреш-я природы становится разум ч-ка. Вернадский считал, что использ.энергии, связ. с разумом, явл. отлчть. признаком ч-ка, она позволит людямпреобр. природу. Принцип цефализации — осн. направл. эволюции жив. мира — наращивание нервн. системы. Примыкает идея ноосферы — сферы разума. Биосфераперех. в н., т.к. ч-к преобр. природу соотв. своим потребностям. Но между нимиразрыв, т.к. б. и.н. повреждены чел. потреблением, антигум. идеологиями.Породив разум, эвол. пошла на риск. Есть рельн. опасность родового самоубийстваи гибели космоса. Необх  регулировать взаимод. о-ва и природы.Вопрос 23.Фрейдизм
1856 – 1939. Ф., бессознательное.Открытие бессозн., исследование его структуры, влияния на индивидуальн. и общ.жизнь было гл. заслугой Фр. Бессознательны по Фр. наши желания и побуждения.Довольно часто прорывается бессознательное наружу в гипнотических состояниях,снах, в к-либо фактах нашего поведения. Согласно Фр., психика ч-ка представляетсобой взаимодействие 3 уровней: бессознательн.,предсознательн. и сознательн… Бессозн. он считал центр. компонентом,соответствующ. сути человеч. психики, а сознат. – лишь особой интуицией,надстраивающейся над бессознат. Созданная Фр. модель личности предстает каккомбинация 3 элементов. «Оно» – глубинный слой бессознательного влечения –психическая сам-сть, основа деятельности индивидов, «Я» – сфера сознательного,посредник м/у «Оно» и «внешним миром». «Сверх — Я» внутриличностная совесть,которая возникает как посредник м/у «Оно» и «Я» в силу постоянно возникающегоконфликта м/у ними. «Сверх — Я» является как бы высшим существом в человеке.Глубинный слой человеческой психики, по мысли Фрейда, функционирует на основеприродных инстинктов, первичных влечений с целью получения наибольшего удовольствия.В качестве основы — «либидо», кот. охватывает всю сферу чел. Деятельностьчеловека обусловлена наличием как биол., так и соц. влечений, где доминирующуюроль играют так называемые «инстинкт жизни» – эрос и инстинкт смерти – танатос.Поскольку в удовлетворении своих страстей индивид сталкивается с внешнейреальностью, кот. противостоит в виде «Оно», в нем выделяется «Я», стремящеесяобуздать бессознат. влечения и направить их в русло соц. одобренного поведенияпри помощи «сверх — Я». Вопрос 24. Осн. черты экзистенциализма
Э.– Ф. существования.Иррационалистич. Ясперс, Марсель, Сартр, Камю, В Герм Э. стал складываться после1 мир войны (обстановка озлобления и уныния) Нов волна — Франция временокупации и после 2 мир войны. Э. поставили вопос о смысле жизни, о судьбе чел,о выборе и личн. ответственности.
Исходный пункт ф. Э. – изолиров.,одинокий индивид, все интересы кот. сосредоточены на нем же самом, на егособственном ненадежном и бренном существовании. Экзист. проблемы — это такиепробл, кот. возникают из самого факта сущ ч-ка. Для Э имеет значение только егособственное сущ и его движение к небытию. Э объявл предметом ф. — бытие. Ониутверждают, что понятие бытия явл неопределимым., и что никакой лог анализ егоневозможен. Поэтому ф. не м.б. наукой о бытии и должна искать иных, ненаучных,иррациональных путей для проникновения в него. Э — это фил, единственныйпредмет кот — человеческое сущ-е, точнее преживание сущ-я. Способ бытия – страхперед смертью.
Свобода. Ч-к сам свободновыбирает свою сущность, он становится тем, кем он себя сделает. Свобода — свобвне общества. Это внутр состояние, настроенность, переживание индивида. Личностьи общество Общ.- всеобщая безличная сила, подавляющая и разруш индивидуальность,отнимающая у чел его бытие., навязыв личности трафаретные вкусы.Экзистенция –способбытия человеческой личности. Э. Представляет собой центральное ядро человеч.“Я”.Одно из важнейших определений Э – ее необъективируемость. Человекможет объективировать свои способности, знания, умения практически — в видевнешних предметов; он может, далее, сделать объектом собственного рассмотрениясвои психические акты, свое мышление и т.д., объективируя их теоретич.
Вопрос 25. Проблема смыслажизни и ч-ка
Смерть – естеств. конец всегоживого. Жизнь — форма существов. материи, возникающая при опр. усл. в момент ееобразования. От всех других живых существ ч-к отличается более всего тем, чтона протяжении всей своей индивидуальной жизни он никогда не достигает«целей» жизни родовой, ист.; в этом смысле он постоянно нереализуемое адекватное сущ-во. Ч-ек не удовлетворяется ситуацией. И этанеудовлетворенность содержит в себе причины творч. деятельности, не заключ. внепосредственных ее мотивах. Поэтому призвание, задача каждого ч-ка — всесторонне развивать все свои способности и по мере возможностей вноситьсвой личн. вклад в ист., в прогресс общ-ва, его культуры. В этом и заключаетсясмысл жизни отдельной личности, кот. она реализует через общество, но таков жеи смысл жизни общества и человечества в целом.
Буддизм: человек живет длятого, чтобы прервать цепь перерождений и никогда больше не возрождаться. Христианство — восхождением человека к богу. Миссия человека характеризуется какспасительная, испытательная, и назидательная. Ислам: человек живет длятого, чтобы потом воскреснуть. Ср/в Ф. — теоцентризм, в библии одна изглавных проблем жизнь после смерти. Жизнь человека мука. Затем эпоха рационализма- человек механизм — смертен. Задача не умереть раньше времени, выработатьмаксимально свой ресурс; а затем эпоха просвещения — смертен — руководствуйсявсеми ценностями(!) — побуждает к активности. Ф. существования главная проблемасмерти и бессмертия. Практический смысл проблемы: определяет систему ценностейи направления поведения.
 
Вопрос 26. Фил. проблемы бытия. Оснформы бытия.
Учение о быт. — онтология — одна изцентр. проблем ф. Б. — всеохватывающая реальность, предельно общ. понятие осуществовании. 1 аспект проблемы Б. — ответы на вопросы “Чтосуществует? — Мир. Где сущ.? — Здесь и везде Как долго? — Теперь и всегда: мирбыл, есть и будет. Как долго сущ. отд. вещи, организмы, люди, их жизнед-сть?” 2аспект связан с вопр. о единстве мира: мир сущ. как непреход. единство вне инезавис. от воли ч-ка. Природа, ч-к, мысли, идеи, о-во сущ; различные по формамсовего сущ-я, они обр. единство бесконечного, непреходящего мира. 3аспект связ. с тем, что мир в целом и все, что в нем сущ., — это дейст-сть, кот.имеет внутр. логику своего сущ-я, развития и реально предзадана созн-ю,действию отд. индивидов. осн. формы Б.: 1) б. вещей (тел), процессов,кот. в свою очередь дел. на: б. вещей, процессов, сост. природы, б. природы какцелого, б. вещей и пр-сов, произвед. ч-ком; 2) б. человека, кот. делится на б.ч-ка в мире вещей и специф. чел. бытие; 3) б. духовного (идеального), кот. дел.на индив. дух. и объективиров. (внеиндивид.) духовное; 4) б. социального, кот.дел. на индив. бытие (б. отд. ч-ка в о-ве и пр-се истории) и б. о-ва.Возникновение той или иной формы Б. есть результат перехода от одной формы Б. вдругую. Какие бы формы Б. мы не рассматривали все они имеют своим предельнымоснованием, своей субстанцией материю. Доп. по 1 виду б.: все вещи,пр-сы, состояния, целостность б. природы сущ. до, вне и незав. от созн. ч-ка — в этом ее отличие. Первая природа — реальность особого типа, объ. и первичная.Для прир. существовать не означает восприниматься ч-ком, а ч-к с его сознаниемтолько одно из поздних звеньев в цепи единого бытия.
 
Вопрос 27. Понятие материи.Осн. формы и св-ва материи.
М введена вф. для обознач. объективн. реальности. Материя — это объективн.реальность, сущ. независимо от человеч. сознания и отображаемая им. На путисвоего формирования понятие М прошло несколько этапов; на 1 этапе Мотождествлялась с  природн. стихией (огонь — у Гераклита, вода — у Фалеев,воздух — у Анаксимандра и т.д.); на 2 этапе М отождествл. с атомами, веществом,с комплексом их свойств (Демокрит, Гольбах); на 3 — с объек­тивн. реальностью(Ленин). В фил. понимании категории М можно вы­делить и 4 этап, где этакатегория предстает как сово­купность мн. атрибутов и (в опр. мере) в «снятом»виде содержит указанные ее трактовки. Это так на­зываемоесубстанциально-аксиологич. представление о М, к. берет свое начало в сер.нашего столетия. На разных этапах развития научного познания существова­лиразличные модели М. Наиболее известными из них являются: • атомистич. модель(Демокрит); • эфирная модель (Декарт); • веществ. модель (Гольбах). Понятие«М», отражая предельно общие свойства объективн. мира, явл. абстракцией. Несущ. мате­рия вообще, как не существует ч-к вообще, стол вообще. Но кат.«материя» имеет под со­бой объективн. Основан.: существование многообразной дей­ствительностиНЕЗАВИСИМО от сознания и воли человека. Материя — это единственно существующаясубстанция. Она вечна и бесконечна. Движение — это всякое изменениевообще. Покой есть частный случай движения, его момент. Движение абсолютно,покой относителен. Не существует вечного состояния равнове­сия, состоянияпокоя. Это состояние когда-нибудь обязательно нарушается. Движ. сущ. в различн.формах, кот. кроме общ. св-в имеют и весьма сущ. кач. от­личия. Можно выделить4 осн. ф-мы движ. М, неразрывно связан. между собой: 1) ФИЗ. Простое мех.перемещение, изменение местополож. обьектов, движение элементарн. частиц внутри­атомн.и ядерн.процессы, молекулярн. или тепл. движ электромаг­нитн. и опт. процессы2)ХИМ. Неорганич. Хим. р-ции, приводя­щие к образованию орг. в-в, гео. процессы3)БИОЛОГ. Различные биологи­ч. процессы, явл. и состояния: обмен в-в,размножение, наследственносгь, приспособляемость, рост, подвижность 4)СОЦ. Мат.и дух. жизнь индивида и социума во всех ее многооб­р. проявл. Особым видомдвижения, изменения является развитие. Развитие — это такое кол.-кач.изме­нение объекта или его состояния, кот. х-ся направленностью, опр.закономерностями и не­обратимостью.
 
Вопрос 28. Диалектическая связь движения, пространстваи времени.
Пр. и вр. Обусловл. мат. как ф-ма своим содержанием, и потому каждый уровень движения мат.обладает своей пространственно-временной структурой. Мат. несотворима инеуничтожима, вечна во времени и бесконечна в пространстве, в своих структурныхпроявлениях… Общие св-ва П. и В.: объективность и независимость отсознания ч-ка; абсолютность как атрибутов материи; неразрывная связь друг сдругом и с движением мат.; зависимость от структурных отношений и процессовразвития в материальн.системах; единство прерывного и непрерывного в их структуре;количеств. и качеств. бесконечность. Различают метрич. (т.е. связанные сизмерениями) и топологич. (напр., связность, симметрия пространства инепрерывность, одномерность, необратимость времени) свойства П. и В. Топологич.хар-ки описывают: а) прерывность и непрерывность, б) размерность, в) связность,г) ориентируемость. Метрич. хар-ки описывают: а) кривизна, б) конечность ибесконечность, в) изотропность, г) гомогенность. Общиe св-ва пространства:протяженность, означающ. рядоположенность и сосуществование разл. элементов(точек, отрезков, объемов и т.п.), возможность прибавления к каждому данномуэлементу нек-рого след. элемента либо возможность уменьшения числа элемент.;связность и непрерывность; трехмерность. Диалектическийматериализм признает не просто внешн.связь в. и п. с движущейся материей, а считает, что движ. является сущностьюв.и п. и что, следовательно, материя и движение, в. и п. неотделимы друг отдруга. Эта идея получила подтверждение в совр. физике. Естествознание 18 -19в., говоря об объективности в., и п., рассматривало их, вслед за Ньютоном, вотрыве друг от друга и как нечто самостоятельное, существующее совершеннонезависимо от материи и движения, Согласно диалектическому материализму,человеческое познание в своем развитии дает все более глубокое и правильноепредставление об объективно-реальном в. и п.
 
Вопрос29. Сознание как высшая ф-ма отражения. Структурасознания.
Самые первые представления о С.возникли в древности. Идеализм – С первично. Дуализм – С. и мат.независимы друг от друга. Материализм – мат. первична.С — этовысшая, свойств. только ч-ку и связанная с речью ф-ция мозга, заключающ. вобобщ.  и целенаправл. отражении действительности. С структурно организованно,представл. систему элементов, находящихся между собой взакономерных отношениях. В структуре С наиболее отчетливо выделяются такиеэлементы как осознание вещей, а также переживание, т.е. отношение к содержаниютого что отражается. Развитие сознания предполагает прежде всего обогащение егоновыми знаниями. Познание вещей имеет разные уровни проникновения и степеньясности понимания. Отсюда обыденное, философское, научное, и.т.д. осознание мираа также чувственный и рациональный уровень сознания. Ощущения, понятия, восприятия,мышление образуют ядро сознания. Но они не исчерпывают всей структурной полнотысознания: оно включает в себя и акт внимания как свой необходимый компонет.Именно благодаря сосредоточенности внимания определенный круг объектовнаходится в фокусе сознания. Воздействующие на нас предметы, события вызывают унас не только познавательные образы, но и эмоции. Богатейшая сфераэмоциональной жизни человека включает в себя собственно чувства, настроение,или эмоциональное самочувствие и аффекты (ярость, ужас и.т.д.). Чувства, эмоциисуть компоненты сознания Сознание не ограничивается познавательными процессами,направленностью на объект, эмоциональной сферой. Наши намерения претворяются вжизнь благодаря усилиям воли. Однако сознание — это не сумма множествасоставляющих его элементов, а их интегральное сложно-структуированное целое.
Вопрос 32. Познание.Субъект и объект.
В науке различают эмпирич.и теор.уровни П. Для эмпирич. П характерна фактофиксирующая деятельность. Теор. П — это сущностное познание, осуществляемое на уровне абстракций высоких порядков.Важнейш. методы научного П: 1) Метод восхождения от абстрактного кконкретному. Процесс научного познания всегда связан с переходом от предельнопростых понятий к более сложным — конкретным. Поэтому процедуру построенияпонятий, все более соответсвующих действительным, называют методом 1). 2) Методмоделирования и принцип системности. Состоит в том, что объект, недоступн.непосредств. иссл-ю, заменяется его моделью. Модель обладает схожестью собъектом в свойствах, интересующих иследователя. 3) Эксперимент и наблюдение. Входе эксперимента наблюдаталь исскуственно изолирует ряд характеристикиследуемой системы и изучает их зависимость от других параметров. В XX векенаука активно математизируется. Чувств. и рац.: большинство ф. системвыдел. 2 осн. этапа: ч. и р. познание. Их роль и знач-е в пр-се познанияопределялись в зав-сти от позиции фил-ва. Рац-сты (Декарт, Спиноза, Кант,Гегель) склонны припис. решающ. знач-е рац. позн. Сторонники эмпиризма (Гоббс,Локк) признавали чувств. восприятие главным. В ф. Нов. вр. под рац-стьюпонималась универс. всеобщ. и необх. логич. система, совок. правил,определяющих способность чел. ума постигать мир и создавать ист. знания. Дек.,спин. — врожд. способность. Но эмоции могут заствал. ч-ка бессозн. отказатьсяот разумн. до-в, что прив. к ложному позн.
Вопрос 33. Чувственное познание
Ч П явл начальным этапомпознания. 1. в истор плане: разделение физ и умственного труда и выделпоследнего в отдельный вид деятельности — сравн поздний этап истории. 2 такаядеят. является начальной в том смысле, что на ее основе осущ контакт чел смиром мат объектов. Она предпосылка без кот др формы познав деятельности немогут сущ.Ощущения может рассм как простейший и исходный элемент чувствпознания. Установлено, что с точки зрения “информ способности” на первом местестоят зрение и осязание, а затем слух, вкус, обоняние. Ощущение явлсубъективным, идеальным образом предмета, так как отражает, преломляетвоздействие предм через призму чел сознания. Например боль от ожога ( в огненет боли). Ощущ не просто фиксирует воздействие объектов, сущ независимо отчел, на чел организм.В ощущ. начинает отражаться связь ощущающего субъекта сокруж миром с кот практически взаимодействует субъект. Ощущ т.о. стоит уистоков отражения и фиксирования объективной сист отношений, в кот реальновступает и реально включен чел. Ощущ зависят и от состояния органов чувств ивсего организма. Но, несмотря на эту двойную зависимомть ощущ и от объекта и отсубъекта, в процессе практич функционирования сознания у чел выработаласьспособность оценивать и повседневно использовать объект информацию,поставляемую ощущ. Абсолютизирование субъективности в ощущениях ведет к субъектидеализму. Хотя мы при помощи разл органов чувств ощущ пространств форму, цвет,вкус, запах, в то же время действует чувств способность синтезированияощущений, превращения их в восприятие, обладающее особым свойством: благодарявосприятию предмет дается сознанию именно в своей целостно-предметной форме,т.е. в виде объективной, независимой от сознания целостности. Именно благодарявключению в восприятие отдельное ощущ приобретает качество субъективного образаобъект мира.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.