Реферат по предмету "Психология"


Темперамент человека

Содержание
1.   Введение
2.   Понятие отемпераменте человека
3.   Типы темперамента
4.   Характер человека
5.   Типы характера
6.   Методы изучениятемперамента и характера человека
7.    Вывод
8.Использованная литература

Введение
Потребности, интересы иидеалы, вообще установки личности определяют, что хочет человек: егоспособности – что он может. Но остается еще вопрос о том, что же он есть - каковы основные, стержневые, наиболее существенные свойства человека, которыеопределяют его общий облик и его поведение. Это вопрос о характере. Тесносвязанный с направленностью личности, характер человека вместе с тем имеетсвоей предпосылкой его темперамент. Темперамент и характер отличны и вместе стем тесно связаны друг с другом. Их научное изучение шло не совпадающими, нонеоднократно скрещивающимися путями.

Понятие отемпераменте человека
Темпераментом называетсясовокупность динамических особенностей психических процессов и поведения. К нимотносятся скорость реакции, индивидуальный темп работы, быстрота переключения психическихпроцессов и двигательной активности с одного вида деятельности на другой,скорость включения человека в различные виды деятельности и торможения. Олюдях, которые по-разному – один быстрее, другие медленнее – реагируют на словаи действия других, говорят, что они обладают различным темпераментом. О тех,кто переходит от одного вида деятельности к другому, также говорят как о людяхс разным темпераментом. То же самое касается индивидуальных различий в скоростиреакций, в возбудимости и в эмоциональности поведения.
Слово «темперамент»происходит от латинского temperamentum, переводимого как «надлежащее соотношение частей». Такое пониманиетемперамента связано с тем, что в древности (в учении древнегреческого врачаГиппократа – V век до нашей эры) утверждалось, чтотип темперамента задается соотношением в организме человека четырех видовжидкостей:
          1.   кровь,
          2.   желчь,
          3.   черной желчи,
          4.   лимфы (флегмы).
До сих пор сохранилисьназвания темпераментов, предложенные Гиппократом: сангвиник, холерик, флегматики меланхолик.
Типы темперамента
 
После Гиппократа одним изпервых дал характеристики темпераментам людей немецкий философ И.Кант. Сангвиник,по Канту, — человек, отличающийся быстрой сменой сравнительно слабых по силеэмоций. Холерик – горячий, порывистый человек. Меланхолик-  индивид, для которого характерны глубокие и длительные эмоциональныепереживания. Флегматик – медленный, спокойный человек.Темперамент на протяжении многих веков его исследования последовательносоотносили то с качественными особенностями крови человека (И.Кант), то состроением тела (Э.Кречмер), то с обменными процессами, происходящими ворганизме человека. Современные теории темперамента связывают его со строениемнервной системы, ее свойствами. По И.П. Павлову, она обладает такими основнымисвойствами: силой, подвижностью и уравновешенностью. Исследования последнихнесколько десятков лет, проведенные Б.М. Тепловым, В.Д. Небылицыным и другими,обнаружили в центральной нервной системе гораздо больше различных свойств, чемпредполагал Павлов, так что типология темпераментов, основанная на свойствахнервной системы, претерпела изменения. Тем не менее в основном она сохраниласьв том виде, в каком ее в свое время предложил наш известный физиолог.
Силу нервной системыхарактеризует ее способность выдерживать длительные и значительные нагрузки.Подвижность нервных процессов – скорость и другие динамические особенности ихвозникновения и существования. Переключаемость нервных процессовхарактеризуется способностью переходить от состояния возбуждения к состояниюторможения, и наоборот. Уравновешенность характеризует соотношение в нервнойсистеме процессов возбуждения и торможения.
Сильный, подвижный,уравновешенный тип нервной системы, по Павлову, — у сангвиника; сильный,уравновешенный, инертный тип – у флегматика; сильный, неуравновешенный – ухолерика; слабый – у меланхолика. 
Эта типология строиласьИ.П. Павловым на основе экспериментальных исследований животных, базировалисьна ограниченных представлениях о свойствах нервной системы и поэтому несколькоупрощена. Более соответствует действительности та, в основу которой положеныпредставления о свойствах нервной системы в работах ученых.
Сангвинический темперамент, по-видимому, свойственлюдям с сильной, динамической, уравновешенной и переключаемой нервной системой.Такие люди спокойно ведут себя, контролируют проявления своей эмоциональности,способны управлять собой.
Холерический темперамент, скорее всего, образуетсочетание сильной, подвижной, динамичной, переключаемой нервной системы с еенеуравновешенностью, причем процесс возбуждения в такой нервной системе явнодоминирует над процессом торможения. Внешне поведение холерика отличаетсявысокой активностью, темпом движений, быстротой реакций и повышенной эмоциональностью.У такого человека громкая речь, резкие движения. Холерики редко бываютспокойными и своей возбужденностью «заводят» остальных.
Флегматик – человек с сильной, уравновешенной,но малоподвижной и слабо переключаемой нервной системой. От сангвиника онотличается замедленностью реакций. Внешне такой человек обычно выглядит оченьспокойным, невозмутимым, и его очень трудно вывести из себя.
Меланхолик – имеет слабую нервную систему, онаневозбудимая и неуравновешенная, в которой торможение возникает легко идоминирует над возбуждением. Внешне меланхолик кажется подавленным,заторможенным человеком, у которого почти всегда плохое настроение. От любыхдостаточно сильных эмоциональных воздействий, особенно в ситуациях стресса, онвпадает в состояние депрессии.
Описанные типы темпераментачеловека в чистом виде в жизни встречаются не часто. Чаще всего они сочетаютсядруг с другом так, что у одного и того же человека обнаруживаются признакиразных типов темперамента. К тому или иному типу человека относят на основаниитого, что в его психологии и поведении доминируют черты какого-либо одного изописанных типов. Встречается немало людей, которых вообще нельзя отнести ни кодному из представленных  типов темперамента, так как у них свойства нервнойсистемы, характерные для каждого типа, «перемешаны».
Характер человека
 
В отличие от темпераментахарактер человека относится не к внешним, динамическим особенностям поведения,а к внутренним, психологическим основам поступков, зависит от личности человекаи от его личного отношения к тому, что он делает. В характере проявляются воляи мотивация поведения человека. Если с определенным сочетанием свойств нервнойсистемы человек рождается на свет, то его характер воспитывается при жизни.
Характер – это болееосновательная характеристика личности, чем темперамент, поэтому для описанияхарактера используется словосочетание «черты характера», а не «свойствахарактера». Чертой личности в психологии называют устойчивую особенностьличности – такую, которая определяет поступки человека. Термином «свойство»обозначают какую-либо отдельную частную сторону психологии человека, от которойскорее зависит стиль, а не суть поведения. По своей сути поступки людей малозависят от темперамента, поэтому его особенности называют свойствами.
В жизни характер человекапроявляется в самых различных видах его деятельности, придавая поведениюцеленаправленность, настойчивость, а человеку – стремление добиваться успехов(волевые черты характера). Характер человека также проявляется в егодобросовестности, ответственности, аккуратности (деловые черты), в открытости,общительности, интересе и внимании к людям (коммуникативные черты характера).Три названные группы черт характера – основные.
Индивидуальные различия вхарактерах людей касаются сочетания и степени развитости у человека различныхволевых, деловых и коммуникативных черт характера. Поскольку таких черт учеловека довольно много, не менее, чем несколько десятков, посколькуиндивидуальные различия в характерах людей бывают довольно значительными. Онизависят и от общества, в котором родился и общался в течении жизни.Индивидуальные различия в характере отмечаются уже в детстве к концу раннеговозраста и далее постепенно увеличиваются.
В отличие от темпераментахарактер человека может изменяться и реально изменяется в той или иной степенив течение всей жизни. На детство приходится основной этап в формированиихарактера. Он начинает складываться у человека с первых лет жизни под прямымвлиянием его родителей или заменяющих их людей, воспитывающих ребенка. Он зависитот отношения этих людей к ребенку и способа обращения с ним. При хорошемобращении с ребенком в течение самых первых лет его жизни у ребенка формируютсяположительные черты характера, а при плохом – отрицательные. Такие чертыхарактера, как доброта, открытость, общительность, — обычно следствие хорошегообращения с ребенком, а такие черты характера, как злость, замкнутость иагрессивность,  — результат плохого с ним обращения.
В виде устойчивых чертхарактера у ребенка складываются реакции на обращение с ним взрослых. Особеннобольшое влияние на формирование характера оказывают такие способы обращения,которые вызывают у ребенка сильные эмоции и связаны с удовлетворением егонаиболее важных жизненных потребностей. Так начинают формироватьсякоммуникативные черты характера. Волевые черты складываются несколько позднеепод воздействием полученных ребенком поощрений и наказаний. Если родители илизаменяющие их люди умело сочетают поощрения и наказания, поддерживают у ребенкастарание, настойчивость, целеустремленность и другие качества поведения, то унего складываются волевые черты характера.
Последними в дошкольномвозрасте начинают формироваться деловые черты характера, причем их становлениезависит как от получаемых поощрений и наказаний, так и от подражания ребенка окружающим. Если эти люди сами постоянно демонстрируют ребенку хорошие деловыечерты характера, то вполне можно рассчитывать и на то, что временем эти жечерты характера проявятся у ребенка.
Характер человека,сложившийся в основном в детстве, может оставаться более или менее постояннымили изменяться дальше. Будет ли он меняться и, если да, то как конкретно – этозависит от целого ряда обстоятельств. Во-первых, от того, сформировались ли истали ли достаточно устойчивыми соответствующие черты характера в детстве. Еслиони оформились и стабилизировались, то как правило, обнаруживается тенденция ких устойчивости. Если же они еще не сформировались, то могут меняться и дальше.
Во-вторых, стабильностьхарактера зависит от отношения человека к самому себе и от отношения к нему состороны окружающих. Если отношение положительное, это способствует раннейстабилизации характера. Наиболее существенные, изменения в характере отмечаютсяв том случае, когда отношение человека к себе и отношение к нему окружающихпротиворечивы и неблагоприятны. С возрастом, от 12 – 15 до 35 – 40 лет,характер человека обычно несколько улучшается, затем стабилизируется лет на 20и к концу жизни, после 65 – 70 лет, вновь может несколько ухудшиться.
Типы характера
 
Характер людей, как и ихтемпераменты, делятся на типы, однако классификации характеров существенноотличаются от типологии темпераментов. Если крайне выраженные сочетания свойствтемперамента называются типами темперамента, то крайне выраженные чертыхарактера именуются его акцентуациями. Это понятие происходит от слова «акцент»- выделение, подчеркивание. Акцентуированными по характеру называются люди,  укоторых есть сильно выраженные черты характера, выходящие за пределы нормы.Например, у человека могут быть сильно развиты такие черты характера, какдоброта, общительность, оптимизм или противоположные им отрицательные чертыхарактера: агрессивность, замкнутость, пессимизм. Строго говоря, почти каждыйчеловек – в известном смысле слова акцентуированная личность, поскольку у негоможно обнаружить хотя бы одну из многих акцентуированных черт характера. Однакона практике понятием «акцентуация» пользуются в основном тогда, когда учеловека обнаруживают не одну,  а несколько различных черт характера.
Явление характерологическойакцентуации может иметь временный (возрастной) и постоянный характер. Убольшинства людей временные акцентуации характера обнаруживаются в критическиепериоды жизни, во время болезней, в сложных, напряженных жизненных условиях. Ккритическим относятся  переходные периоды в жизни человека от младенческого кдошкольному возрасту (около 3 лет), от младшего  школьного к подростковомувозрасту (от 11 – 12 до 14 – 15 лет), от подросткового возраста к юности (18 –19), от юности к взрослению (35 -40 лет), от взрослости к старческому возрасту(после 70 лет). Постоянно акцентуированный характер, как правило, отмечается улюдей с тяжелым детством.
На характер человекаобщество влияет специфическим образом. Оно формирует идеологию, в которуювходят проектируемые образованием желательные черты характера, нужные данномуобществу. В идеологии они заданы в виде ценностей и норм морали. Включаясь вофициальную, подчиненную государству образовательную систему в качестве целейобучения и воспитания детей, эти ценности и нормы реализуются в содержании иметодах обучения и воспитания детей. В результате люди вырастают с некоторымитипичными чертами характера.
Этот акт нашел отражениев истории и в некоторых  социальных типологиях характеров современных людей,например в типологии, предложенной известным американским философом ипсихоаналитиком Э. Фроммом. Он также отразился в многочисленных примерахтрудностей адаптации в чужом обществе, с которыми сталкиваются люди, родившиесяи выросшие в одной стране, но вынужденные взрослыми эмигрировать и жить вдругой стране.
Вот некоторые примеры:спартанское, военно-спортивное  и общественно-религиозное воспитание в ДревнейГреции формировало один тип характера – воина, свято верившего в правоту дела,которое он защищал, и активного политического деятеля. Другая школа воспитания,сложившаяся там же, — афинская -  сочетала в себе элементы умственного,нравственного и эстетического воспитания и, скорее, формировала тип характераученого-интеллектуала, образованного культурного человека, далекого от политикии войн.
Э. Фромм, глубокопсихологически проанализировав, к чему ведет реально пришло общество развитогокапитализма и свободных рыночных отношений в 40 — 50-е годы в США, пришел квыводу о том, что типы социальных характеров людей, которые оно породило, неотличаются особой привлекательностью. Он назвал их соответственно «садистами»,«мазохистами», «конформистами» и «отшельниками», определив следующим образом.Все это – неудачники, которые в своих бедах винят других и против них направляютагрессию.
«Садисты» — этонеудачники, которые в своих бедах винят других и против них направляют своюагрессию.
«Мазохисты» — этонеудачники, которые винят самих себя и направляют агрессию против себя.
«Конформисты» — сознательные, беспринципные приспособленцы, которые легко и просто меняют своивзгляды, как только изменяется экономическая или политическая конъюнктура.
«Отшельники» — те, ктозамыкается в себе и тем самым «уходит» от жизненных проблем, предпочитая нерешать их, а просто не замечать.
Американские социологиУ.Томас и Ф.Знанецкий в известной работе «Польский крестьянин в Европе и Америке» (1918-1920 гг.) показали, как изменяется культура, установки иценности людей, в зрелом возрасте покинувших свою страну и вынужденныхпереселиться в другую. Примечательно, что они по своему характеру в конечномсчете как бы останавливаются между двух культур, не полностью покидая прежнюю ине вполне приспосабливаясь к новой, т.е. становятся маргинальнымиличностями.
Семья в отличие отобщества формирует у человека не общесоциальные, а национальные, религиозные,культурные и другие типы характеров, которые считаются ценными и полезными дляжизни в той или иной социальной группе. Эти черты характеры могут быть оченьразными и противоречивыми.
Основные индивидуальныеразличия в характерах людей порождаются именно семейным воспитанием. Этокасается тех черт характера, которые свойственны представителям различныхобщественных групп населения.
Определенное влияние нахарактер человека оказывает и школа. Сильнее всего воздействие школы отражаетсяна формировании так называемых межличностных черт характера, связанных сделовым и личным общением людей. Большое значение для формирования характерашкольников имеет их общение со сверстниками и учителями.
Существуют некоторыевозрастные особенности проявления черт характера. Свой, отличный от другихвозрастов, характер имеют дети до 11-12 лет, подростки с 11-12 до 14-15 лет,юноши и девушки в возрасте от 15-16 до 25-30 лет, взрослые люди в период от 25до 40-50 лет, от 40-50 до 60-70 лет и после 70 лет.

Методы изучениятемперамента и характера человека
 
Для исследования типовтемперамента используют две группы методов, одна из которых основана наизучении действий и реакций человека (при наблюдении за ними извне и самооценке),а другая – на психофизиологическом исследовании свойств нервной системы. Впервом случае вывод о темпераменте человека делается на основе того, насколькоего действия и жизненные реакции соответствуют некоторым стандартам действий иреакций, связанных с разными типами темперамента. Во втором случае выводы отемпераменте испытуемого делают на основании сравнения свойств нервной системы,обнаруженных у данного человека, с теми свойствами, которые наукойприписываются людям определенного типа темперамента.
При самооценке человек,пользуясь текстом предложенного ему опросника, сам оценивает свои действия иреакции на те или иные раздражители в типичных жизненных ситуациях. Приобращении к внешним оценкам за человека это делают квалифицированные специалисты-наблюдатели. Свойства нервной системы с целью определитьтемперамент человека изучается с помощью специальных проб и приборов, которыеточно фиксируют физиологические реакции организма человека в ответ наопределенные сенсорные стимулы.
Достаточно строгими,позволяющими безошибочно оценивать темперамент человека, являются толькопсихологические, объективные методы, поскольку сам человек и его окружающиемогут серьезно ошибаться в оценках его темперамента. Дело в том, что тедействия и реакции, по которым мы обычно судим о темпераменте человека, — эторезультат изучения. Они зависят от воспитания и культуры данного человека. Витоге действительный, природный темперамент может оказаться скрытым завнешними, этически оправданными формами поведения.
К примеру, в традиционнойкультуре народов, живущих на юге Европы, принято разговаривать громко и приэтом широко и свободно жестикулировать во время разговора. То же самоеповедение рассматривается как не вполне культурное у некоторых народов, живущихна севере Европы. Поэтому южане могут внешне показаться людьми, у которыхдоминирует холерический темперамент, а северяне – людьми с преобладаниемфлегматического темперамента. В действительности это не так. научныеисследования показывают, что распределение темпераментов по типам у северных июжных народов примерно одинаково.

Вывод
Черты характера человекаизучаются иначе, чем свойства темперамента. Для этого обычно используются илиобщие личностные тесты, в содержание которых входят вопросы и задания,предназначенные для оценки черт характера человека, или специальные,характерологические тесты. Среди последних выделяются те, по которым можноопределить, например, имеющиеся у человека акцентуации характера.

Используемаялитература
 
1.   Немов Р.С.Психология: учеб. для студ. высш. уч. зав. — М.: Владос, 1998
2.   Рубинштейн С.Л.Основы общей психологии – М.: Педагогика, 1989


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Структурные и семантические меры социально – правовой информации
Реферат 1. Консульский устав Союза СССР 1976г: основные положения
Реферат Назначение тормозной системы Урал-4320
Реферат Краткое содержание Дон Жуан Джордж Ноэл Гордон Байрон
Реферат Законы спроса и предложения
Реферат Характеристика козловых кранов
Реферат 1. Мировой рынок масличных
Реферат 1 Цель и задачи настоящей Концепции
Реферат Иван Яковлевич Корейша в русской литературе
Реферат Сюжет как форма художественного произведения
Реферат Влияние объема пробы на хроматографический процесс
Реферат 1 Часть. Что же в действительности фотографировали астронавты nasa, находясь на Луне
Реферат Розробка бізнес-плану МПП СОФ
Реферат 1 Понятие банкротства по современному российскому праву, его признаки
Реферат 1. Пражурналистика в России. Рукописная газета «Куранты»