№41 Структура психики по Фрейду.Сознание и бессознательное. Сознание ибессознательное.
Самыепервые представления о сознании возникли в древности. Тогда же возникли ипредставл о душе и были поставлены вопросы: что представляет собой душа? какона соотносится с предметным миром? С тех пор продолж споры о сущности созн ивозможности его познания Эмпирическойбазой психоаналитической философии является психоанализ. Он возник в рамкахпсихиатрии как своеобразный подход к лечению неврозов методом катарсиса илисамоочищения. Постепенно из медицинской методики он вырос до уровняфилософского течения, стремящегося объяснить личностные, культурные исоциальные явления.
Основоположник психоанализа австрийский врач – З.Фрейд (1856 — 1939 гг.). Классическая психология до Фрейда изучала явлениясознания, как они проявлялись у здорового человека. Фрейд, как психопатолог,исследуя характер и причины неврозов, натолкнулся на ту область человеческойпсихики, которая раньше никак не изучалась, но которая имела большое значениедля жизнедеятельности человека – это бессознательное. Открытиебессознательного, исследование его структуры, влияния на индивидуальную иобщественную жизнь было главной заслугой Фрейда. Бессознательны по Фрейдумногие наши желания и побуждения. Довольно часто прорывается бессознательноенаружу в гипнотических состояниях, сновидениях, в каких-либо фактах нашегоповедения. Согласно Фрейду, психика человека представляет собой взаимодействиетрех уровней: бессознательного, предсознательного и сознательного. Бессознательноеон считал центральным компонентом, соответствующим сути человеческой психики, асознательное – лишь особой интуицией, надстраивающейся над бессознательным.Созданная Фрейдом модель личности предстает как комбинация трех элементов.“Оно” – глубинный слой бессознательного влечения – психическая самость, основадеятельности индивидов, “Я” – сфера сознательного, посредник м/у “Оно” и“внешним миром”. “Сверх — Я” внутриличностная совесть, которая возникает какпосредник м/у “Оно” и “Я” в силу постоянно возникающего конфликта м/у ними.“Сверх — Я” является как бы высшим существом в человеке. Глубинный слойчеловеческой психики, по мысли Фрейда, функционирует на основе природныхинстинктов, первичных влечений с целью получения наибольшего удовольствия. Вкачестве основы первичных Фрейд сначала рассматривал чисто сексуальныевлечения. Позднее он заменяет их более общим понятием “либидо”, котороеохватывает всю сферу человеческой любви ( к родине, родителям и т.д.). Вконечном счете он выдвигает гипотезу, что деятельность человека обусловленаналичием как биологических, так и социальных влечений, где доминирующую рольиграют так называемые “инстинкт жизни” – эрос и инстинкт смерти – танатос.Поскольку в удовлетворении своих страстей индивид сталкивается с внешнейреальностью, которая противостоит в виде “Оно”, в нем выделяется “Я”,стремящееся обуздать бессознательные влечения и направить их в русло социальноодобренного поведения при помощи “сверх — Я”. Фрейд считал что психоанализ м.б.использован и для объяснения и для регулирования общественных процессов. Впсихической жизни человека всегда присутствует “Другой”, с которым он вступаетв контакт. Механизмы психического взаимодействия м/у различными инстанциями вличности находят свой аналог в культурных процессах общества. Люди, подчеркивалон, постоянно находятся в состоянии страха и беспокойства от достиженийцивилизации, поскольку таковые могут быть использованы против человека. Чувствостраха и беспокойство усиливается от того, что социальные инструменты,регулирующие отношения м/у людьми в семье, обществе и государстве, противостоятим как чуждые и непонятные силы. Развитие культуры – это выработаннаячеловечеством форма обуздания человеческой агрессии. Противоречие м/у культуройи внутренними устремлениями человека ведут к нервозам.
Либидо– сексуальное влечение, психическая энергия. Сначала Фрейд под либидо понимаетэнергию, в виде которой сексуальное влечение появляется в духовной жизничеловека. Затем понимает как энергию всех влечений, которые охватываются словом«любовь». Сублимация – отвлечение от сексуального влечения в своейдеятельности. Фрейд вводит понятие психологии искусства. Существует связь междусодержанием произведения и переживаниями автора.
ВпоследствииФрейд перенес методы психоанализа на историю общества, все события которойоцениваются как проявления комплексов (неизбежных столкновений бессознательныхвлечений с реальностью) как у личности, так и у целых народов.
Идеи Фрейда развивал Г. Юнг (1875 — 1961 гг).Юнг считал, что Фрейд неоправданно свел всю человеческую деятельность кбиологически унаследованным инстинктам, тогда как имеют чисто символическуюприроду. В связи с этим он ввел понятие “архетипы” – формальные образцыповедения или символические образы, на основе которых оформляются конкретные,наполненные содержанием, образы, соответствующие в реальной жизни стереотипамсознательной деятельности человека. Понятие “архетипы” Юнг разъясняет на основеучения о коллективном бессознательном. Юнг проводит четкое разделение м/у индивидуальными коллективным бессознательным. Индивидуальное бессознательное отражаетличностный опыт отдельного человека и состоит из переживаний, которые когда тобыли сознательными, но утратили свой сознательный характер в силу забвения илиподавления. Коллективное бессознательное – это общечеловеческий опыт,характерный для всех рас и народов. Оно представляет собой скрытые следы памятичеловеческого прошлого, а также дочеловеческое животное состояние, оно выходиту современных людей на поверхность через сновидения.
Если Фрейд в объяснении мотивов поведения личностисосредотачивал свое внимание на выявлении причины действия человека, то А.Адлер считал, что для этого необходимо знать конечную цель его устремлений,“бессознательный жизненный план”, при помощи которого он старается преодолетьнапряжение жизни и свою неуверенность. Согласно учению Адлера, индивид чувствуясвое физическое не совершенство пытается самоутвердится среди других, за счетконцентрации своего творческого потенциала. В результате он получаетсверхкомпенсацию (например Наполеон).
Хорни выразила сомнение по поводуфрейдовского понимания Эдипова комплекса как биологически детерминированногоявления. Пришло к выводу, что стремление женщины быть мужчиной связано срационализацией бессознательных мотивов, поддерживаемых дискриминацией вобществе. Человеку присуще ощущение беспокойства:1) конструктивный (к людям), 2) отстраненное, 3) деструктивное.
№10. Концепция развития научногознания.
В общем виде наука — это деятельность человека повыработке, систематизации и проверке знаний. Разумеется чел занимается научнойдеятельностью не случайно. Он постоянно имеет дело с проблемами и сложнымизадачами, и для того, чтобы с ними справиться, чел необходимы исчерпыв знания,выработка которых и есть цель всякой научной деятельности. Полученные знанияпозволяют объяснить и понять изучаемые процессы, осуществить предсказание набудущее и соответствующие научные рекомендации. Наука зародилась в древности.Предпосылки появились на Др Востоке: Египет, Вавилон, ИНдия, Китай. Здесьнакапливаются и осмысливаются эмпирические знания о природе и общ, возникаютзачатки астрономии, математики, этики, логики. Это достояние воспринято ипереработано в стройную теоретическую систему в Др Греции, где появляются мыслители,специально занимающиеся наукой, отмежевавшись от мифологических и религиозныхтрадиций. С тех пор до самой инд рев главной функцией науки было объяснение, аее основной задачей — познание с целью раздвинуть горизонты мира, виденияприроды, частью которой явл сам чел. Но тем не менее длительное время научноезнание пребывало в эмбриональном состоянии. Становление развитой наукитребовало постоянной опоры на факты, широкой распространенности,последовательной рационализации, доминирования соответствующего менталитета.Всего этого не было ни в эпоху античности, ни в средневековье, когда вообще всесодержание науки было сохранено только благодаря монастырям, хранившим рукописиантичности. Ситуация изменилась к 16-17 в, в Новое время формы мышления] и вцелом менталитет человека, бывшие ранее исключением, стали достояниембольшинства образованных людей. Наука стала важным фактором жизни. Без этогостановление индустриального общ вообще не могло состояться. Естественно, чтомногие науки появились значительно позже, например, генетика, социология,кибернетика. В наши дни наука имеет разветвленную структуру и научных знаний, инауч учреждений. Она стала важнейшим фактором формирования дух жизни общ,культуры и практики общения.
Наука отпочковалась от обыденного знания и вместе стем она превзошла его по всем статьям. Казалось бы, что наука может обойтисьтеперь и без него. В то же время наука не имеет единовластного мандата напознание. ОНа имеет взаимодополняющие связи с повседневным познанием, сфилософией, этикой, искусством и др. Наука уподобляется верхним этажам здания,но их нет без нижних. Наука находит в повседневном познании материал длядальнейшей обработки, без которого она не может обойтись. Примером этому можетслужить естественный язык. Хоть наука и выраб свой язык, в тоже врем я не можетобойтись и без повседневного. Наука имеет своей противоположностью неверное,неправильное знание, а не то знание, которое, будучи правильным, добывается запределами науки, в повседневной жизни, практической деятельности, искусстве.
Современную науку можно определить как сферуисследовательскойдеятельности, направленную на производство новых знаний оприроде, обществе и мышлении, включающую в себя все условия и моменты этогопроизводства: ученых с их знаниями и способностями, квалификацией и опытом, сразделением и кооперацией научного труда; научные учреждения, экспериментальноеи лабораторное оборудование; методы научно-исследовательской работы; понятийныйи категориальный аппарат, систему научной информации, а также всю суммуналичных знаний, выступающих в качестве предпосылки, или средства, илирезультата научных исследований. Эти результаты могут выступать как одна изформ общественного сознания. Наука не ограничивается естествознанием илиточными науками, как сч позитивисты. Она рассматривается как целостная система,включающая исторически подвижное соотношение частей, природоведение и обществоведение,философия и естествознание, метод и теорию, теоретические и прикладныеисследования.
Наука есть необходимое следствие общ разделениятруда, она возникает за отделением умственного труда от физического, спревращением познавательной деятельности в особый род занятий — сперва оченьмалочисленной--- группы людей. С появлением крупного машинного производствасоздаются условия для превращения науки в активный фактор самого производства.В качестве основной выдвигается новая задача — познание с целью переделки ипреобразования природы. В связи с этой технической ориентацией лидирующимстановится комплекс физико-химических дисциплин и соответствующие прикладныеисследования. В условиях НТР происходит новая коренная перестройка науки каксистемы. Чтобы наука могла удовлетворять потребностям совр производства, онпревращается в соц институт, для того, чтобы научн
знания стали достоянием большой армии специалистов,организаторов, инженеров и рабочих. в самом процессе труда от рабочеготребуется широкий научно-технический кругозор, овладение основами научныхзнаний. Наука превращается в непосредственную производительную силу, апрактическая реализация результатов науки происходит через ее личностноевоплощение.
Наука призвана все в большей степени ориентироватьсяуже не на технику, а на самого чел, на развитие его интеллекта, его творческихспособностей и культуры мышления, на создание предпосылок для его творческогоразвития. В связи с этим совр наука уже не слепо следует за развитием техники,а обгоняет ее, становится ведущей силой прогресса материального производства.Она формируется как целостный интегральный организм. Весь фронт научнисследования (в естеств и общ науках) оказывает стимулир воздействие на общпроизводство. Если прежде наука развивалась как отдельная часть частьсоциального целого, то теперь она начинает пронизывать все сферы жизни. Научныезнания и научный поход необходимы в материальном производстве, в политике и общдеятельности, в управлении, в системе образования, здравоохранения, в судебнойи др практике. Поэтому наука разв более быстрыми темпами, чем другие отрасли.
Наука влияет даже на искусство и ее формы, орезультатах научн исследований теперь быстро узнает каждый житель Земли иинтересуется ими, Наука вошла в культуру как ее неотъемлемая часть. Кроме того,наука служит формированию новой этики и эстетики. Во всем мире признанаценность именно доказательного рассуждения. Подтверждение некоторых рассужденийрез-тами науки считается обязательным. Занятие наукой вырабатывает определенноеценностное отношение к миру. Подлинный ученый, как правило, высоко ценитлогическую дисциплину ума, способность обосновывать сделанные выводы,стремление к истине, достоинства теории и эксперимента. Рано или поздноприходится решать вопрос о правильном применении достижений науки.Оно неявляется нейтральным ни в политическом, ни в социальном, ни в экологическом, нив моральном плане. НЕдаром теперь рядом с каждым значимым научным открытиемразгораются общ дискуссии — применять или запретить? Ответственность заприменение несут в первую очередь сами творцы науки, ученые, так как никтолучше них не может представить последствия, слабые и сильные стороныизобретения. Хотя в полной мере не могут это сделать и они. Вопрос обответственности. Прогресс — не самоцель человечества, а средство развитиячеловека, улучшения его материальных условий, и никто не отменял ценность такихпонятий, как свобода, справедливость, счастье.
№48. Общество.Основные социологические концепции.
Чел.о-во — это высшая ступень развития живых систем, главные эл-ты кот. юди, формыих совместн. деят-сти, прежде всего труд, продукты труда, азл. формысобственности и вековая борьба за нее, политика и гос-во, овокупность разл.институтов, утонченная сфера духа. Жизн. основа потока бществ. жизни — труд.Объединение людей в целостную систему происходит езавис. от их воли: естеств.факт рождения с неизб. включает ч-ка в бществ. жизнь. Законы развития о-ва — это объективн., существ., необход., овторяющиеся связи явлений общ. жизни,хар-ие основную направленность оц. развития от низшего к высшему.
Развитие:с увеличением матер. и дух. лаг возрастают и потребности ч-ка. Спецификаобществ. законов: 1) озникли вместе с возникновением о-ва и сл. невечны; 2)законы природы роисходят, а законы развития о-ва делаются и проявляются всовокупной ознательной деятельности людей; 3) носят более сложный характер; 4)так е как и в природе в обществе закономерное (общее) действует через диничное,индивидуальное, случайное, в органическом единстве с ним. На аждом этаперазвития действуют и общие законы, характеризующие устойчивое истории, и специфические, проявляющиеся тольков ограниченном сторическом времени или пространстве.
Обществохарактеризуется: 1) общностью территории проживания; 2)целостностью и устойчивостью(коллективноеединство); 3)самовоспроизводство, самообеспечение, саморегулируемочть;4)выработка системы норм и ценностей, лежащих в основе соц связей, определеннымуровнем развития культуры.
УжеАристотель указывал, что ч-ка побуждает к действию интерес.
Августинрассматривает общество, град земной, в свете града Божьего. В новое время Гоббси ЛОкк развивали концепцию общественного договора и договорную концепциюгосударства. Эта проблема играла огромную роль в размышлениях философов 17-19в. Любой ч-к живет не сам по себе, он связан с другими людьми, поэтому он какчастица класса, обществ. группы он связан с другими людьми одинак. условиямисуществования, сходным образом жизни и общностью интересов. В этом и происходитсведение интересов индивида к интересам общества. Гегель: «Интересы»двигают жизнью народов". Интерес существует объективно, независимо оттого, осознан он или нет. Без учета всех интересов общества оно не смогло быпонять путей своего развития.
Простаясовокупность индивидов, понимавшихся как атомы. Чем более развиты индивиды, темболее развито и прогрессивно общество. Руссо, Вольтер, Гессинг. Гольбах иГельвеций — чел есть продукт соц среды, кот формирует не только навыки, но и характер, тогда дляидеального общества необходимо изменить соц среду, институты, системуобразования и воспитания.
Социальнаяфилософия возникла в 20-40 гг прошлого века.
ОГЮСТКОНТ ввел понятие социология, рассматривал общество как целостный организм исистема. Оно определяет развитие и деятельность составляющих его субъектовразного уровня. Социальная статика для объяснения структуры общ и социальнаядинамика для объяснения процессов функционирования общ.Его фил позитивна, таккак опирается только на научные наблюдения.
Сформулировалвеликий основной закон интеллектуальной эволюции чеорвечества. Общ и историяпрошли через три стадии. первая ---теологическая, в которой доминируетмифологическое сознание, на основе которого формир мораль, реш обыденныепроблемы и тд. Вторая — метафизическая, когда больше оперируется невоображением, а понятиями, метод познания ориентируется на познание реальныхявлений. Третья, позитивная стадия есть доминирование научных наблюдений.
Проблемапрогресса решается на основе биологических и астрономических законов и интеллектуальнаяэволюция чел. Развитие общ есть закономерное и прогрессивное явление. Особаяроль — разделение труда и позитивная политика.
Решениепроблем гармонизации и достижение стабильности в обществе. Гармония есть гармониямежду частями и различными сферами жизни общ, наилучшее сочетание интересовотдельных личностей и соц слоев.
Важное значение---мудрые политические институты.Общество, как система социальных отношений. Типология социальных отношений.
Общественныеотнош-я ( ОО) — многообразные связи, возникающие между соц-мигруппами, классами, нациями, а также внутри них в процессе их экономической,политической, социальной жизни и деят-ти.
Вфил-ии ОО рассматриваются с материалистической или идеалист. позиций. Материалист. понимание ОО впервые выработаномарксизмом. ОО с этой точки зрения делятся на материальные (базисные) иидеологические (надстроечные). Главными явл-ся мат-ые — экономич., произ-ыеотношения. Характер материальных ООопред-ся производительными силами общества и не зависят от сознания и волилюдей. Идеологические ОО — политич-е, правовые, нравственные и др. — возникаютна базе материальных общ. отнош-й и складываются как надстройка под ними,проходя предварительно через сознание людей. Деление ОО на материальные иидеологич. позволяет не только различать в общ. отнош-х определяющие ипроизводные, но и анализировать конкретные совокупности общ. отнош-й, в которыхсочетаются и матер-ые и идеологич-е элементы. В связи с усложнениемобщественной жизни возникают комплексы общ-х отношений, связанные со специфическойдеят-тью людей, — научной, художественной и т.д.
Социальныеинституты (СИ) — это организованные объединения людей, выполняющих определенныесоциально значимые ф-ции, обеспечивающие совместное достижение целей на основевыполняемого членами своих социальных ролей, задаваемых социальными ценностями,нормами и образцами поведения.
Необходимоеусловие появления СИ — социальная потребность. Институты призваны организовыватьсовместную деят-ть людей в целях удовлетворения тех или иных социальн.потребностей ( институт семьи удовлетворяет потребность в воспроизводствечеловеческого рода и воспитании детей, реализует отношения между полами,поколениями ).
СИпредставляет собой самостоятельное общественное образование, кот. имеетсвою логику развития, хар-ся наличиемцели своей деят-ти, конкретными функциями, обеспечивающими достижение такойцели, набором социальных ролей, типичных для данного соц-го института.
Видыи ф-ции соц. институтов: 1) воспроизводство членов общества; 2) социализация — передача индивидами установленных в данном обществе образцов поведения испособов деят-ти — институты семьи, образования, религии и т.д.; 3) произ-во ираспределение обеспечивается экономическо-соц-ми институтами управления и контроля — органы власти.
Нация и национальный фактор в современномобщественном развитии.
НАЦИЯ.Пришла на смену народности, сложившись в процессе капиталистической формации. Вдокапиталистическом обществе нации вызреть не могли, хотя многие их предпосылкикак общность территории и языка, общие черты культуры и хоз деятельности,заложены еще в народности. Становление общности экономической жизни связано спроцессом генезиса и образование капитализма, ликвидация феодальнойраздробленности, упрочение экономических связей между отдельными областямивнутри страны, объединение местных рынков в общенациональный. Нация характеризуется след признаками:
1.Общность территории.
2.Общность языка — национальный язык, общенародный, разговорный.
3.общность экономической жизни, которая возникает на основе хозяйственнойспециализации различных районов страны и упрочение торгово-обменных связей между ними. Этот процесс специализации различных родов, ихусиливающейся хозяйственной зависимости друг от друга и был одновременнопроцессом экономической консолидации нации.
4.Общие черты психологического склада, закрепленные в менталитете данного народа(нац быт народы, нравы, привычки, склонности людей, особенности песен, танцев,живописи, фольклора).
5.Национальное самосознание — сознательное отнесение себя к той или иной социальной общности,идентификация с ней. Данный признак, в отличие от всех уже рассмотренных, является субъективным по своей природе, и этослужит аргументом против его существования. В действительности же о нации как реально существующей и нормальнофункционирующей общности можно говоритьтолько в том случае, когда объективные признаки дополняются четко выраженным национальным самосознанием.В противном случае можно говорить только о этнической общности людей, а не ихнациональной принадлежности.
Современныефилософские проблемы — каково влияниесреды на формирование особенностей этносов и наций? Возможность влиять нанациональное самосознание. Процесс интеграции наций в единую общепланетную и в то же время сохранение нацкультуры. Процесс слияния этносов — метисы, мулаты. Он будет толькоусиливаться. Проблема межнациональных отношений. Национализм в различныхпроявлениях.
Общество и природа, как подсистемы объективной реальности. Функционированиеобщества, как естественно-исторический процесс.
Термин«Природа» служит для обозначения объективной реальности, всего того, чтосуществует. Высшее ее порождение и часть – человек. Природа делится на 2 части:Связанную с деятельностью человека и не связанную с ней.
Общество– представляет собой совокупность исторически изменяющихся форм совместнойдеятельности людей, определенным образом связанных между собой и образующихнекоторую целостность на основе необходимости материального производства винтересах ее (этой целостности) самосохранения, само производства исаморазвития.
Природакак целое – вечна и бесконечна. Человеческое общество исторически ограниченнокак в пространстве так и во времени.
Человеческоеобщество не может возникнуть, существовать и развиваться вне и независимо отприроды.
Природакак условие жизни и развитие общества не является постоянной и неизменнойвеличиной.
Формывосприятия природы.
Античность:Природа понималась как подвижное, изменяющееся целое; человек мыслился какодна из ее частей.
Средневековаяхристианская культура: Окружающая человека природа кассматривалось как нечтосотваренное богом и более низкое чем сам человек, так как только он наделенбожественным началом – душой. Более того, природа не редко мыслилась какисточник зла, который нужно преодолеть или подчинить, а жизнь человекавыступала как божественное начала (души) с греховным природным началом (телом).И это служило оправданием для негативного отношения к природе. Природаначиналась как нечто неодушевленное, противостоящее человеку и человеческомуобществу.
Эпохавозрождения: отношение к природе меняется, человек открывает для себя красоту ивеликолепие окружающей природы, начинает видеть в ней источник радости,наслаждения, вдохновения.
Периодстановления промышленного капитализма: Природа начинает пониматься как объекинтенсивной преобразовательной деятельности и как кладовая из которой человек можетчерпать без меры и без счета. Эти воззрения преобладали до середины 20 века,когда начали понимать всю опасность такого отношения к природе.
Взаимодействиечеловека и природы
Зависимостьчеловека от природы, от естественной среды обитания существовала на всех этапахчеловеческой природы, но не оставалась постоянной, а изменялась диалектическимпротиворечивым образом.
Четыретипа взаимодействия общества с природой:
Присваивающий(для первобытного общества)
Производящий(С начало аграрная экономика затем индустриальное производство)
Подчиняющий(Капиталистический строй)
НТР(Вторая половина 50х годов 20го века)
Глобализациясоциальных, культурных, экономических и политических процессов в мире, породиларяд серьезных проблем, одной из которых является экологическая проблема.
Сущностьэкологической проблемы состоит в отчетливо обнаружившемся и углубляющемсяпротиворечии между производительной деятельностью человечества и стабильностьюприродной среды его обитания. Как отмечал основатель Римского Клуба А. Печчеи:«Истинная проблема человеческого вида в том что он оказался неспособным вкультурном отношении идти в ногу и приспособится к тем изменениям, которые самвнес в этот мир». Эти изменения являются плодом всейкультурно-преобразовательной, и прежде всего, производственной деятельности.Масса всех искусственно созданных человеком неодушевленных предметов и живыхорганизмов называется техномассой. Расчеты ученых показали, что техномассапроизводимая человечеством за 1 год составляет 10 в 13-14 степени, а биомассапроизводимая на суше 10 в 23. Из этих расчетов следует, что человечествосоздало искусственную среду, которая в 10 раз продуктивнее естественной среды.Это один из важнейших факторов, обуславливающий постановку перед человечествомэкологической проблемы. В этой связи особую остроту приобретает распространениев окр среде производств и продукций, и особенно загрязняющих, вызывающихкатаклизмы. Уже в обозримом будущем возможно ожидание потепления и таянияледников, что послужит причиной для миллионов человек превратиться вэкологических беженцев.
Ученыесвидетельствуют, что всякий биологический вид способен выжить в пределахдостаточно узкой экологической ниши, т.е. совокупности различных условий ифакторов окружающей среды. Человек это биологический вид, хотя и болееуниверсальный, более адаптивный к изменениям в окр среде. Однако и его ресурсыв складывающейся ситуации исчерпываются. Причем воздействуют не толькофизические факторы (загрязнение), но и психологические. Римский клуб пришел квыводу, что главной причиной экологических проблем является НТП,ориентированный на безудержный рост потребления. В части интелегентногонаселения развитых стран можно отметить, что воспитание детей направлено не настремление вырастить людей стрмящихся к безудержному обогащению, а наоборот кобщечеловеческим ценностям, скорее наоборот слабые и развитые страны порождаютакул империализма. Это соответствует тем предложениям философов которыевыступают за переориентацию людей с мирских ценностей на ценности духовные.
№60. Глобальные проблемысовременности и главные общественно-политические процессы.
Человекможет существовать не иначе, как в рамках достаточно узкого диапазона параметров физической среды,био-и социосферы. Человечество держится на острие. ускорение процессов развитияобщества сопровождается понижением уровня его стабильности. сопровождаетсясостояниями неустойчивости, возникают новые системные качества и аттракторы. Такак человечество приобрело всепланетарный статус, то и его проблемы сталиносить глобальный характер. Неустойчивость внушает надежду, что малые изменениямогут привести к изменению всей структуры, что означает, что индивидуальнаядеятельность совсем не бессмысленна. При этом мир, видимо, навсегда лишилсястабильности и гарантий непреходящих законов.
Особенностали важны нелинейные системы и отношения, когда малый сигнал на входе даетбольшой на выходе, и повышение темпоральности — чувствительности к ходу времени.
Экология.- наука, изучающая закономерности взаимодействия живого с внешними условиямиего обитания с целью поддержания динам равновесия системы«общество-природа».
Развитиечеловечества, его производ сил столкнули челов с пробл ограниченности прирресурсов, возможного наруш динам равновесия системы общ-прир. «Не стоитобольщаться победами над природой. За каждую такую победу она мстит. Каждая изэтих побед имеет правда в первую очередь те последствия, на кот мырассчитывали, но во втор и в третью очередь совсем другие, непредвиденныепоследствия, кот очень часто уничтожают значение первых.» Мы все воюем сприродой, а надо мирно существовать в ней.
Чел,превращая все большую часть природы в среду своего обитания, расширяет границысвоей свободы по отношению к природе, что должно обострять в нем чувствоответственности за преобразующее воздействие на нее. Здесь находит отражениеобщефил принцип: «чем полнее свобода, тем выше ответственность».
Внастоящее время глобальность эколог проблем требует от чел иного способамышления, новой формы самосознания — Экологического сознания. Это прежде всегоозначает, что челов должно осознать себя как единое целое в своем отношении кприроде. Самое первое и главное условие сохранение равновесия и гармонии сприродой — это разумное сосуществование людей друг с другом. Необходимосоединить усилия всех людей, всего человечества в решениях этих проблем. Всоврем обществе потребления решение эколог проблем невозможно...
Другиепроблемы
невозможностьзатормозить тех прогресс, загрязнение. Нарушено ли хрупкое равновесие между природой и чел. Уничтожение прирископаемых, пресной воды, лесов, видов животных. Вправе ли чел, осознаваяответственность перед лицом Вселенной, изменять Землю? Действия людей носятнекомпенсируемый характер. Озоновый слой, парниковый эффект, проблема шума. Сам человек начинает эволюционировать втехногенной среде. ведут мутации к негативному или к полезному? Психическиеизменения в рез-те жизни в неестественных условиях. Скука, апатия,безнадежность, мусор, теснота и др проблемы.
Демографическиепроблемы, учение Мальтуса о перенаселении.
Населениерастет в геометрической прогрессии, еда – в арифметической. При этом проблеманехватки населения в развитых странах и переизбытка рождаемости в Африке и ЛатАмерике. Вопрос о коэволюции человека иживотного. Вынос высоких технологий вкосмос и загрязнение космоса. Проблема информационного потока. Проблемаискусственного интеллекта и механической жизни. Проблемы генной инженериисейчас вышли на первый план. Ну и так далее, словом, здесь можно говорить, неостанавливаясь.
Нравственныепроблемы. В связи с развитием науки встала проблема смерти, ее определения.Когда можно констатировать смерть и когда можно вернуть человека к жизни? Всвязи с этим стоит проблема эвтаназии как безболезненной смерти, тем более ужепоявились приспособления для этого. Проблема абортов, можно или нет, в основномнравственная проблема — когда можно говорить о жизни нового человеческогосущва? проблема борьбы со СПИДом, наркоманией, алкоголем и возникающая при этом проблема милосердия. Мутации — повышениепроцента олигофреничных и аутичных детей, проблема их адаптации в человеческомобществе. Новая точка зрения на эту проблему — если они не имеют развитогоинтеллекта, то почти все очень добры и нравственные. Не есть ли это простодругие люди, не хуже нас?
Прианализе глобальных проблем важно помнить, что их решение не есть дело простое,а даже опасное. Человечество вступило в эпоху необратимого развития, ипредотвращение деградации человечествакак элемента биосферы сводится к формированию новой цивилизации. Становитсявопрос разработки Стратегии Человека, согласованной со стратегией природы.Понятие об экологическом и нравственном императиве, то есть некоторые вещи, вч