Реферат по предмету "Экономика"


Содержание городского хозяйства и место отрасли в народном хозяйстве. Особенности городского

--PAGE_BREAK--
4.
Новые формы и методы управления эксплуатацией
жилищного фонда города


Организация эксплуатации жилищного фонда требует формирования эффективной системы управления, позволяющей обеспечить содержание жилья на требуемом уровне.

Основными участниками процесса эксплуатации жилищного фонда являются жилищно-эксплуатационные и ремонтные организации, администрация города в лице соответствующих служб и ведомств, а также жители. Жилищно-эксплуатационные и ремонтные организации обеспечивают весь комплекс работ по техническому и санитарному содержанию жилья, его ремонту и модернизации. Более крупные и объемные работы выполняются специализированными строительными и ремонтно-строительными предприятиями.

Данная система управления носит административный характер. Она характеризуется использованием преимущественно распорядительных рычагов управления, жестким централизованным характером взаимоотношений между вышестоящими и нижестоящими звеньями управления и предприятиями отсутствием альтернативных форм управления и хозяйствования.

В соответствии с жилищной реформой предлагается отказаться от ведомственного монополизма в жилищном хозяйстве и перейти на альтернативную систему целевого управления, основанную на сочетании экономических, организационно-распорядительных и правовых методов. В данной системе предусматривается формирование конкурентных начал в жилищном хозяйстве и расширении круга участников хозяйственного процесса.

Рассмотрим функции основных участников эксплуатационного
процесса.


Администрацияорганизует управление эксплуатацией жилищного фонда города и обеспечивает привлечение необходимых ресурсов.

Служба заказчикавыступает от лица города, формирует муниципальный заказ на содержание и ремонт жилья, заключает договоры с производителями работ и потребителями услуг, обеспечивает контроль за проведением и сдачей выполненных работ. Организационно-правовая форма — учреждение или государственное унитарное предприятие.

Городские жилищно-эксплуатационные предприятия проводят работы по содержанию и ремонту городского жилищного фонда, а также фонда других форм собственности в соответствии с договорными обязательствами. Организационно-правовая формагосударственные унитарныепроизводственные организации.

Управляющие компаниипредставляют собой негосударственные и немуниципальные организации, имеющие разнообразный статус, в том числе и статус частных фирм, но выполняющие функции заказчика по договору с городом или с негосударственными структурами на содержание жилищного фонда.

Фирмы — производители ремонтно-эксплуатационных работ и услуг выполняют работы преимущественно в немуниципальном секторе города.

Разделение функций заказчика и подрядчика в процессе эксплуатации жилищного фонда направлено на обеспечениеэкономической заинтересованности исполнителей в результатах своей деятельности и на повышение качества обслуживания жилья.

Важной формой развития жилищной системы является расширение коллективных форм владения жилищным фондом. Зарубежный и отечественный опыт эффективной эксплуатации жилищного фонда свидетельствует о целесообразности объединения владельцев жилья для выражения и защиты своих интересов. Материальной формой такого объединения становится кондоминиум, а организационно-правовой формой -товарищество собственников жилья.

Товарищество собственников жилья— это юридическое лицо, представляющее объединение домовладельцев для совместного управления и эксплуатации дома. Оно является некоммерческой организацией, задача которого — содержание объектов кондоминиума в соответствии с нормативными требованиями.

Высшим органом является общее собрание членов и правление товарищества.

Права ТСЖ:

•       Определять    порядок    обслуживания    и    ремонта    жилого    дома, содержания     придомовых     территорий,      нанимать     подрядную организацию,      предоставляющую      услуги      по      обслуживанию недвижимого имущества;

•       Осуществлять полную или частичную реконструкцию жилого дома;

•       Сдавать   в   аренду   отдельные   объекты   общей   собственности   по решению общего собрания членов товарищества;

•       Распоряжаться средствами товарищества в соответствии с бюджетом,
утвержденным общим собранием членов ТСЖ.

ТСЖ распоряжается взносами членов товарищества, заемными средствами, доходами от коммерческой деятельности для содержания и ремонта недвижимого имущества в жилищной сфере, для строительства и реконструкции жилья, для погашения задолженности по кредиту и на др. цели. Доходы от хозяйственной деятельности не могут распределяться между домовладельцами, за исключением случаев ликвидации товарищества.

Каждый член товарищества имеет право самостоятельно, без согласия с другими домовладельцами, распоряжаться своей собственностью, участвовать в деятельности ТСЖ, избирать и быть избранным в органы управления.
5. Основные виды организационных структур управления предприятием ЖКХ


В настоящее время в ЖКХ действуют два основных вида организационных систем управления: линейная и линейно-функциональная (смешанная).

При линейной системе управления каждый работник подчинен одному руководителю и получает от него распоряжения и указания по работе. Ответственность между руководителями распределяется по местному признаку, т.е. все в пределах участка находится в распоряжении руководителя. Один руководитель выполняет технические, экономические и другие функции по организации и осуществлению процесса производства. Типичный пример линейной структуры управления — первичная организация по эксплуатации жилищного фонда в кондоминиуме.

Структура управления предприятия по обслуживанию жилищного фонда (линейная структура управления)

Функциональная система управления отличается от линейной тем, что на каждой ступени управления создается аппарат, работники которого выполняют строго специализированные функции по организации и осуществлению процесса управления. Вместо одного руководителя имеется несколько специалистов, выполняющих отдельные виды работы по осуществлению процесса управления. Преимущество этой системы перед функциональной заключается в том, что орган управления структурного звена предприятия выполняет функции более точно и квалифицированно. Работник органа управления специализируется по строго определенной функции (финансовая и бухгалтерская работа, организация работ по обслуживанию и ремонту основных фондов предприятия и т.д.). Здесь действует правило: чем уже круг установленных обязанностей по организации управления, тем лучше и более квалифицированно они выполняются.

При функциональной организации управления цехом или участком каждый работник получает распоряжение от нескольких специалистов в одной строго ограниченной области. Однако существенными недостатками такой системы, характерной для крупных предприятий ЖКХ, являются: усложнение взаимоотношений и подчиненности в процессе производства, т.к. работник имеет несколько руководителей; снижение ответственности за общие результаты деятельности; некоторое дублирование функций управления.

В «чистом» виде функциональные структуры на предприятиях ЖКХ встречаются редко. Наибольшее распространение получили смешанные линейно-функциональные системы, представляющие собой соединение преимуществ линейной и функциональной систем управления. Связь структурных подразделений здесь строится в вертикальном и
горизонтальном направлении. Такая структура показывает четкое разграничение линейного руководства с функциональнымиподразделениями. На каждой ступени управления в помощь линейному руководителю создаются функциональные отделы, которые разрабатывают для линейных руководителей рекомендации по отдельным вопросам организации труда и производства. Такая система управления в ЖКХ показала ее преимущества перед другими системами и экономическую целесообразность. Она отвечает требованиям рационального построения органов управления.
6. Транспортный комплекс города. Основные направления и мероприятия по развитию городского пассажирского транспорта


Транспортный комплекс городского пассажирского транспорта (ГПТ) включает индивидуальные массовые и другие виды транспорта.

Специфика ГПТ, связанная с особенностями производства и реализации транспортной продукции (услуги):

Продукция (услуга) ГПТ, в отличие от продукции промышленности, не может быть во времени и пространстве оторвана от производственного процесса, не может существовать вне этого процесса. Поэтому, с одной стороны, нельзя путем перевыполнения плана перевозок пассажиров создать какой-то запас продукции, а с другой, невыполнение плана за некоторый отрезок времени нельзя компенсировать в последующие периоды без ущерба для интересов пассажиров.

Эффективность производства на транспорте носит двойственный характер. Положительный результат, выгодный предприятиям транспорта и в целом транспортной системе, свидетельствующий о высокой эффективности производства, может оказаться неприемлемым для пассажиров -потребителей транспортной услуги. Так, например, целесообразное в других отраслях повышение фондоотдачи, увеличение выпуска продукции (а для транспорта — объема перевозок) при меньшем количестве оборудования (перевозочных средств, т.е. подвижного состава) для ГПТ означает увеличение интервалов движения, а для пассажиров — увеличение затрат времени на поездку.

Специфично и образование цен на услуги ГПТ. Многим категориям населения на ГПТ предоставлено право льготного проезда, что оказывает влияние на доходы транспорта. В то же время для улучшения транспортного обслуживания населения транспортный комплекс ГПТ вынужден оснащаться транспортными средствами, современной техникой для их содержания и обслуживания, расширять производственную базу. Между тем плата за проезд ниже себестоимости перевозок. Поэтому доходы от перевозок не покрывают полностью эксплуатационные расходы, и все виды ГПТ являются убыточными и находятся на дотации из местного бюджета.

Основными   направлениями   и   мероприятиями,   обеспечивающими совершенствование транспортной системы ГПТ, являются:

1.             Укрепление технической базы ГПТ. Речь идет о таких мероприятиях, как определение потребного количества  подвижного состава, парков (депо); развитие транспортных сетей, дорог, путей, контактных линий и пр.

2.             Оптимизация маршрутной схемы. Основной целью совершенствования маршрутной    схемы        пассажирского    транспорта    города    является сокращение затрат времени  на передвижение и улучшение качественных характеристик обслуживания.

3.             Рационализация    регулирования    уличного    движения.    Рациональная организация   движения   транспорта   в   городе   позволяет   обеспечить высокую скорость и безопасность движения, наибольшие удобства для пассажиров и экономичность перевозок. Мероприятия, способствующие улучшению регулирования движения и повышению его безопасности — это устройство «островков безопасности» на широких улицах, маркировка проезжей части и перекрестков, установление режима работы светофоров в полном соответствии с условиями движения, оборудование уличной сети дорожными знаками и т.д.

4.             Совершенствование организации движения  пассажирского транспорта.Основой   организации  движения     транспортных   средств     являются: соблюдение   расписания   движения,   удовлетворяющего   потребностям пассажиров, разработанного с учетом закономерностей формирования потоков пассажиров; установление оптимальных скоростей движения и времени простоя на промежуточных и конечных остановочных пунктах, а также эффективная система диспетчерского управления.

5.             Развитие   новых   форм   и   методов   хозяйствования   на   транспорте.

В настоящее время предприятия городского пассажирского транспорта являются убыточными. Действующий механизм функционирования предприятий ГПТ становится тормозом их развития. Норматив доплат за единицу выполненных транспортных услуг предполагает планово- убыточную деятельность предприятий, ставит в обратную зависимость дотацию из бюджета и увеличение объема перевозок, не заинтересовывает предприятияв конечных результатах работы.

Введение расчетов заказчика транспортных услуг в лице местных органов управления с транспортными предприятиями на основании расчетных тарифов позволит обеспечить самоокупаемость и самофинансирование предприятий, заинтересованность в развитии, экономии материальных ресурсов. Величина тарифов должна устанавливаться на уровне, обеспечивающем расширенное воспроизводство деятельности предприятий.

Единицей муниципального заказа целесообразно сделать местокилометр. Определение расчетных тарифов осуществляется на основе нормативов материальных и иных затрат с учетом уровня сложившихся цен по материально-техническим ресурсами среднеотраслевой рентабельности.

Существует практическая возможность различных форм участия частного сектора в организации работы общественного транспорта. Перспективным вариантом является привлечение частных компаний к обслуживанию городских маршрутов по контрактной системе. В контрактах, заключаемых между частными компаниями и государственной транспортной службой, оговариваются права и обязанности сторон, а также организационные экономические взаимоотношения.

6.      Укрепление финансового обеспечения содержания и развития
транспортного комплекса. Наиболее острой проблемой, препятствующей развитию транспортного хозяйства города, является ограниченность финансовых ресурсов. Существующих бюджетных ресурсов недостаточно для развития ГПТ, и поэтому важным является поиск альтернативных источников финансирования. Важную роль может сыграть привлечение средств частных интересов через создание частных компаний по обслуживанию городских маршрутов на контрактной основе. Возможно привлечение нецентрализованных инвестиций, в первую очередь, средств частных инвесторов для строительства заводов по выпуску подвижного состава.
7.
Оценка достигнутого уровня и проблемы развития
сферы санитарной очистки территории города


Сфера благоустройства территории города включает в себя комплекс отраслей обеспечивающих санитарное и техническое содержание территории, ее уборку и озеленение.

Состав сферы благоустройства: дорожное хозяйство, садово-парковое хозяйство, санитарная очистка, содержание водоемов, пляжей и прочих территорий, малые формы благоустройства.

Сфера санитарной очистки: ТБО, уличная уборка.

Среди причин обострения проблем санитарной очистки наиболее важное значение занимают:

•       увеличение количества отходов, образующихся в городах;

•       усложнение состава отходов, производимых различными источниками (населением, административными  учреждениями,  строительными  и промышленными объектами и т.д.);

•       уменьшение территорий, пригодных для захоронения отходов;

•       увеличение затрат на сбор, транспортировку, переработку и хранение отходов;

•       недостаточное осознание важности проблемы обращения с твердыми бытовыми отходами представителями органов власти и населения.

Пути решения проблем:


•       использование современной техники и технологий;

•       формирование    конкурентной    среды на конкурсной основе и привлечение организаций разных форм собственности;

•       разработка системы стандартов;

•       повышение уровня менеджмента.

В настоящее время в городах России осуществляется сбор, вывоз и складирование ТБО, но экологические требования при этом не выдерживаются, значительная часть территории отчуждается под свалки и находится в неудовлетворительном санитарном состоянии, вторичные ресурсы практически не используются.

В мировой практике известно более 20 методов обезвреживания и утилизации ТБО. Большинство этих методов не нашли сколько-нибудь значительного распространения в связи с их технологической сложностью и сравнительно высокой себестоимостью переработки ТБО.

Наибольшее практическое распространение в мировой практике получили экономически и экологически наиболее оправданные методы: складирование на полигоне (свалке), сжигание, аэробное биотермическое компостирование, комплекс компостирования и сжигания (или пиролиза) некомпостируемых фракций, изготовление гранулированного топлива и компоста.

Наиболее распространенным способом в России является полигон как наиболее простой и дешевый метод. Современные полигоны, как правило, не отвечают экологическим требованиям, так как не имеют соответствующих инженерных сооружений, оборудованных системами борьбы с загрязнениями воды, воздуха и почвы. Кроме того, они занимают большие площади, необходимые для сельского хозяйства, не говоря уже о том, что вместе с ТБО безвременно захоранивается множество полезных компонентов.

Основными недостатками мусоросжигательных заводов является трудность очистки выходящих в атмосферу газов от вредных примесей, высокая концентрация вредных выбросов в атмосферу, а также эти заводы имеют более высокие эксплуатационные и капитальные затраты, чем мусороперерабатывающие заводы.

Наиболее экологически и экономически оправданным методом утилизации ТБО, имеющим практическое применение в России, является аэробное биотермическое компостирование. В процессе переработки отходов производится компост, являющийся ценным органическим удобрением. Соответствующие технологические мероприятия позволяют нормализовать содержание в компосте микроэлементов, в том числе солей тяжелых металлов.

Управление системой организации обращения с ТБО осуществляет Комитет ЖКХ (Служба заказчика), а выполняют необходимый объем работ подрядные организации. Большинство подрядчиков работает на государственных и муниципальных предприятиях (частных фирм мало).

Источник финансирования работ — бюджет и средства потребителей, а также дотации производителям работ и услуг. Тарифы установлены только на сбор и вывоз отходов, имеются дотации и льготы по оплате. Оплата по переработке проводится по низким тарифам из бюджета.

Для решения проблем данной сферы необходимо использовать современную технику и технологию, применять обоснованную тарифную политику, соответствующие экономические механизмы и стимулы, предусматривать развитие конкуренции и формировать комплексную систему обращения с ТБО    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Виды и характеристика стихийных бедствий
Реферат Автоматизированный априорный анализ статистической совокупности в среде MS Excel 2
Реферат Безопасность и экологичность гидроэнергетики
Реферат Выработка рекомендаций по защите оператора ЭВМ от воздействия СДЯВ
Реферат Средства индивидуальной защиты органов дыхания 3
Реферат Проблематика рассказа Льва Толстого После бала
Реферат Производственная безопасность 2
Реферат Характеристика природных чрезвычайных ситуаций
Реферат Особенности композиции поэмы Н. В. Гоголя Мертвые души
Реферат Наука - экономика.
Реферат Политика взаимоотношения государства и рынка
Реферат Общественное мнение: современное состояние, ресурсы и некоторые аспекты механизмов массового влияния
Реферат Действия при ЧС на предприятии
Реферат Loss Of The Old South Essay Research
Реферат Образ Пьера Безухова в романе Л.Н.Толстого