Реферат по предмету "Философия"


Шопенгауэр - теоретик пессимизма

Федеральноеагентство по образованию
Государственноеобразовательное учреждение
высшегопрофессионального образования
«Санкт-Петербургскийгосударственный технологический институт Кафедра менеджмента и маркетинга

Реферат
Натему: Шопенгауэр — как теоретик пессимизма
Учебнаядисциплина: Философия
Студентка группы №703
Козырева Аэлита
Руководитель: Кутыкова И.В
Санкт-Петербург 2011г.

Оглавление
Введение
Биография
Философия Артура Шопенгауэра
Шопенгауэр-как теоретик пессимизма
Актуальность взглядов немецкого философа
Заключение
Список использованных источников
шопенгауэр философ пессимизмбытие

Введение
С большим темпом происходят измененияв современном демократическом обществе. Эти изменения затрагивают все страны и независят от культуры той или иной страны, хотя схожесть процессов все же наблюдается.В большинстве случаев люди предают внимание материальным ценностям, а демократическаякультура является обманным понятием о счастье и прогрессе. Эта культура мешает техническимиоткрытиями общаться человеку с природой, что приводит к расстройству сознания, котороене может смириться, чтобы жить в гармонии с душой, телом и природой. В связи с развитиемнаучно-технического прогресса люди перестали стремиться общаться с богом, как этобыло раньше, а стали верить в технические разработки. Демократическая культура обществадала сбой и стала деградировать. Первые критики, которые выступили против культурыдемократического общества были такие, как Вагнер, Ницше, Шопенгауэр. В то времяметод рационального познания отклонили, так как он стал неактуален и возникло новоеучение Гегеля. Он рассматривал все процессы, как закономерность правильного использования.Гегель считал, что разум отличает человека от всего живого мира и его душу познатьневозможно. И даже, руководствуясь разумом, человек живет, не используя логику жизнив материальном мире. Многие мыслители пытались познать душу разной культуры, ноне могли объединить воедино душу, тело, культуру и мир. Это направление в философииполучило название пессимистическое, а самыми яркими представителями этого направлениябыли Фридрих Ницше и Артур Шопенгауэр.

Биография
Артур Шопенгауэр- немецкий философ. Он родился 22 февраля 1788 г. в городе Данциге (Гданьске), всемье коммерсанта и талантливой писательницы Иоганны Шопенгауэр. Когда Артуру исполнилось5 лет вольный город Данциг подвергся блокаде со стороны королевских прусских войск.Тогда отец Шопенгауэра решил выселиться из родного города. За несколько часов довступления в Данциг пруссаков, родители Артура направились в Гамбург. Во время двенадцатилетнегопребывания в Гамбурге они предприняли целый ряд более или менее отдаленных путешествий.Одной из целей этих путешествий было желание Шопенгауэра-отца содействовать всестороннемуразвитию Артура. Уже в то время у Артура начало складываться пессимистичное мировоззрениеи отрицательное отношение к революционным движениям.
Девятилетниммальчиком он сопровождал своего отца во Францию, причем отец оставил его на двагода у своего хорошего знакомого, гаврского купца Грегуара, с сыном которого маленькийАртур обучался у лучших учителей этого города. Одиннадцати лет от роду Артур поступилв частную гимназию Рунге, но, так как программа этого училища охватывала преимущественнокоммерческую сторону, то первоначальное образование Шопенгауэра оказалось довольноодносторонним. Отец хотел сделать из сына купца, но к великому огорчению представителястаринной данцигской торговой фирмы, Артур не выказывал к этому ни малейшей наклонности;в нем рано сказалась пламенная любовь к отвлеченной науке. Чтобы отвлечь Артураот мысли о поступлении в гимназию, его отец предложил отправиться вместе в новоепутешествие, предпринятое весною 1803 года в Бельгию, Англию, Францию, Швейцариюи Южную Германию. В Англии они пробыли около полугода. Чтобы не останавливать школьногообразования сына, родители поместили его в дом одного пастора в Уимблдоне, близЛондона. По прибытии в Берлин отец отправился по делам в Гамбург, а Артур с матерью- в Данциг. Здесь осенью 1804 года шестнадцати с половиной лет от роду, он был конфирмованв той же церкви св. Марии, в которой его в 1788 году крестили. В декабре того жегода он вернулся в Гамбург.
РодителиАртура находились в состоянии глубокого внутреннего разлада между собой, что тяжелосказывалось на духовном самочувствии ребенка. Затем отец Артура совсем разошелсяс женой, а спустя два года, в 1805 г., покончил жизнь самоубийством. Его вдова имать Артура, Иоганна Шопенгауэр, была жизнерадостной и веселой особой, привыкшейк жизни в обществе и занятой преимущественно собой. Неудивительно, что и у Артураначалось с ней расхождение, а в 1814 г. произошел полный разрыв. Но Иоганна вращаласьв литературно-художественных кругах. Благодаря ей Артур смог освободиться от занятийкоммерцией и обратиться к основательному изучению древних языков в гимназиях Готыи Веймара. Артур был обязан матери и тем, что в Веймаре она познакомила его с Гете,Виландом, Фридрихом Шлегелем, Рейнгольдом и другими тогдашними знаменитостями. Общениюс Гете Шопенгауэр был в свою очередь обязан тем, что углубился в естественнонаучныеизыскания и даже написал свой собственный трактат «О зрении и цветах (Farben)»(опубликован в 1816 г.), не совпадающий по своей направленности с соответствующимсочинением самого Гете.
В 1809 г.Шопенгауэр поступил в Геттингенский, а спустя два года перешел в столичный, Берлинскийуниверситет. Предметами его занятий были сперва медицина,а затем философия, которую в Геттингене преподавал Готлиб Эрнст Шульце (Энесидем),а в Берлине — Фихте и Шлейермахер. Лекции, в общем, его внимания не привлекли. Интересвызвали только принцип фихтевского волюнтаризма и идеи работы Шеллинга о свободеволи, незадолго до этого вышедшей в свет. Зато он самостоятельно с большим прилежаниемизучал теорию вторичных качеств Локка, учение Платона об идеях и все построенияКанта. И в эти годы и потом всю жизнь Шопенгауэр следил за успехами естественныхнаук.
Написаннуюв Берлине докторскую диссертацию о законе достаточного основания он осенью 1813г. защитил в Йенском университете. Затем в течение четырех лет писал в Дрезденесвой главный философский труд «Мир как воля и представление».Раздражительный и злопамятный характер Шопенгауэра таил в себе всегдашний разладмежду обуревавшими его страстями, житейской расчетливостью и увлеченностью философией,и этот разлад сказался на всей его карьере. Честолюбие и тщеславное стремление кизвестности долгие годы оставались у Шопенгауэра не удовлетворенными, и многие страницыего сочинений несут на себе следы этого психологического комплекса, прежде всегов виде резко отрицательных характеристик, которые он дает своим соперникам или тем,кого он своими соперниками считал. Наиболее яростно стал нападать он на Гегеля,оптимистический пафос философии которого противоречил всему строю шопенгауэровскогомышления.
В 1813 г.Шопенгауэр публикует диссертацию «О четверояком корне Достаточного основания». Вэтой докторской диссертации не только выражена его методология, но и намечаютсяосновные мировоззренческие установки. Можно сказать, его философская система в головев общих чертах уже сложилась, а в 1818 г. он завершает ее полное изложение в книге«Мир как воля и представление». Последние тридцать лет он провел в полном уединенииво Франкфурте-на-Майне, отчасти копируя образ жизни своего духовного учителя И.Канта.Одиночество для Шопенгауэра было благом. Это беспредельная свобода, независимостьи отчужденное спокойствие. Шопенгауэр добился поставленной цели, отказавшись отмысли чего-либо добиваться. Поняв бессмысленность желаний, и, не отыскав смысласуществования человеческой цивилизации, он заключил, что мир, в котором мы живем,«наихудший из возможных». Однако, надежда улучшить мир, по-видимому, никогдане покидала его, иначе как можно объяснить его богатую и обширную творческую деятельность.Первая часть его фундаментального труда «Мир как воля и представление»посвящена онтологическим и гносеологическим проблемам, решаемым в рамках традиционнойсубъективно-идеалистической философии.
Главный трудШопенгауэра вышел в свет безгонорарно в 1819 г. Это был первый, основной том всегосочинения. Впрочем, второй том, вероятно, в это время еще и не был задуман. Каки в случае с докторской диссертацией, публикация труда прошла совершенно незамеченнойи специалистами и публикой, издатель потерпел убытки и большая часть тиража попалав макулатуру.
Неуспех книгистал чувствительным ударом по честолюбивым замыслам молодого философа.
В этом же,1819 г. Шопенгауэр объявил свой курс в стенах Берлинского университета и в мартеследующего года прочитал первую, пробную, лекцию.
Успеха онатакже не принесла. Спустя пять лет автор новой философской системы снова попробовалв Берлине свои силы как лектор. Университетский курс читался им в 1826—1832 гг.,но его посещало менее десятка слушателей.
Никто большена этот курс не записался, студенты предпочитали слушать Гегеля, которыйчитал свои лекции в те же самые часы, которые Шопенгауэр назначил вполне преднамереннои для своего курса. Не помогло молодому приват-доценту и то обстоятельство, чтоосенью 1831 г. эпидемия холеры унесла жизнь Гегеля. Шопенгауэр покинул университети вообще Берлин и никогда больше к преподавательской деятельности не возвращался.Вывод, который он сделал для себя, был выражен в следующих широко известных словах:«А чтобы моя философия стала сама способна занять кафедру, нужно чтобы наступилисовершенно иные времена». Слова эти оказались пророческими. А пока события жизниШопенгауэра шли своим чередом: с лета 1833 г. отставной приват-доцент окончательнопоселился во Франкфурте-на-Майне и повел жизнь одинокого холостяка, жизнь необщительнуюи почти затворническую, достаточно обеспеченную рентой после ликвидации дела егоотца. В 1836 г. Норвежское королевское научное общество в Дронтгейме объявило конкурсна философскую работу. Шопенгауэр послал свое сочинение о свободе воли и получилпремию. Это был первый проблеск грядущей известности, но участие в 1839 г. в аналогичномконкурсе Датского научного общества в Копенгагене оказалось безуспешным. В следующемгоду Шопенгауэр напечатал обе конкурсные работы (они не вошли в настоящее издание)вместе, под общим названием «Две основные проблемы этики». Общественность этой публикацией,так же как и опубликованной (тоже безгонорарно) в 1836 г. брошюрой «О воле в природе»(второе издание—1854 г.), не заинтересовалась.
В 1844 г.удалось организовать второе издание «Мира как воли и представления», на этот разв составе двух томов. Второй том был дополнительным, он содержал пояснения и пространныекомментарии к различным местам первого тома, проливавшие свет на многие детали ранееизложенной в первом томе философской, эстетической и этической системы. Некоторыеглавы второго тома впоследствии приобрели большую известность, но общий результатпубликации второго тома в то время оказался негативным: как и ранее вышедший первыйтом, он не привлек к себе тогда внимания. Публика середины 40-х годовXIX в. проявляла интерес к младогегельянству и к сочинениям Фейербаха,но никак не к шопенгауэровской философии пессимизма. Все это только усиливало какмизантропию, так и негодующее отношение непризнанного мыслителя к университетскимфилософам вообще и специально к учениям Гегеля и его последователей — младогегельянцев.С большой враждебностью отнесся он к революции 1848— 1849 гг., о чем свидетельствсохранилось немало, в том числе письмо его почитателю Ю Фрауэнштедту от 2 марта1849 г.
И толькопосле того как в 1851 г. Шопенгауэр опубликовал двухтомное собрание очерков подназванием «Parerga paralipomena», что на русский язык может быть переведено примернокак «Дополнительные и ранее не изданные сочинения», с включенными в первый том «Афоризмамижитейской мудрости», отношение читателей к автору стало меняться все более заметно.Сыграло свою роль то, что в «Афоризмах» мировоззрение Шопенгауэра получило преломлениечерез тематику повседневных жизненных проблем современников (это привело и к тому,что далеко не все советы философа, как в этом может убедиться и современный читатель,соответствовали его этическому кредо). Но главное заключалось в ином: основные идеиШопенгауэра упали теперь, в обстановке послереволюционной политической реакции вГермании, на вполне благоприятную почву. «Иные времена», о которых ранее мечталфилософ, настали. Последнее десятилетие жизни Шопенгауэра было отмечено возрастающейизвестностью, появилось несколько восторженных учеников, в 1854 г. Рихард Вагнерприслал ему с посвящением экземпляр своей тетралогии «Кольцо Нибелунгов», в немецкихуниверситетах стали читать лекции о его философской системе, его дом стал объектомпаломничества. Шопенгауэр с полным правом смог сказать: «Закат моейжизни стал зарей моей славы». В 1859 г. появилось третье издание «Мира как волии представления», а в следующем году—третье издание «Двух основныхпроблем этики». Но 21 сентября 1861 г. автора этих сочинений не стало, Артур Шопенгауэрскончался от пневмонии.Философия Артура Шопенгауэра
«Миресть мое представление»: вот та истина, которая имеет силу для каждого живогои познающего существа… Для него становится тогда ясным и несомненным, что онне знает ни солнца, ни земли, а знает только глаз, который видит солнце, руку, котораяосязает землю… окружающий его мир существует лишь как представление… Есликакая-нибудь истина может быть высказана a priori, то именно эта… Итак, нет истиныболее несомненной, более независимой от всех других, менее нуждающихся в доказательстве,чем та, что все существующее для познания, т.е. весь этот мир, является только объектомпо отношению к субъекту, созерцанием для созерцающего, короче говоря, представлением". Эта цитата была написана Шопенгауэром в первой книге сочинения «О мире какпредставлении». «Мир — это мой мир, восклицает Шопенгауэр. И я его вижутаким, каким мне позволяет его видеть моя собственная способность представления.Солнце и планеты невозможно увидеть без видящего глаза, невозможно познать без познающегорассудка. Без глаз и рассудка солнце и планеты можно назвать лишь словами, именамиобъектов — не более». Но Шопенгауэра нельзя обвинить в самоуверенном высказывании.Он соглашается с тем, что в этом мире появлялось поэтапно от простого к сложному,от микроорганизма до человека. Все проходило свою эволюцию, в результате чего появилсяинтеллект. По теории Шопенгауэра только человек «работает» на мир. Онсчитает, что человек может видеть, чувствовать и осязать этот мир с учетом того,что мир его не чувствует и происходит односторонняя связь. Он считал, что человекс природой жить в гармонии не способен.
Мир какволя.
«Волястоит за всеми силами мира. Воля — главная сила мира,- утверждает Шопенгауэр. Воляесть то, что дает всему, что есть в мире силу и диктует свои законы, которые мирне может нарушить. Воля как воля к мощи (жизни), как воля к власти (в борьбе завыживание),- правит миром, воля, но никак не разум. Если бы в основании мира лежалРазум, откуда взяться безумным войнам и бессмысленной жесточайшей борьбе, риторическиспрашивает Шопенгауэр. Разум способен разбудить, расшевелить или раздразнить уснувшуюили уставшую волю. Воля не принимает руководства разума, наоборот, воля движетсяпо своим собственным законам и сама руководит разумом. Миром правит слепая воля»,-таков вывод А.Шопенгауэра. Получается, что только воля правит человеком, взаимоотношениямимежду людьми и самим миром. Странная теория, ведь, помимо воли у человека, естественно,есть разум, душа, которая включает в себя такие понятия, как любовь, ненависть,сострадание, уважение и не всякая воля может справиться с ними.
Эстетическаясторона.
«Неесть ли горы, волны, небо — часть Меня, моейдуши и я не часть ли их?» Байрон Эстетическуюсторону и понятие о воли Шопенгауэр преподносит, как единое слияние с природой.Он считает, что только воля человека может соединиться в гармонии с природой. Онсчитает, что только воля способна дать человеку понятия о мире в целом. А воля — это все-таки одно из многочисленных ответвлений души, а душу мы также понимаем иразумом. А разум, это больше, чем эмоции.
Этическаясторона.
В четвертойкниге «О мире как воле. Второе размышление: утверждение и отрицание воли кжизни при достигнутом самопознании»,- Шопенгауэр пишет, «воля» и«воля к жизни» — это одно и то же. Воля — это «существо мира, а жизнь,видимый мир, явление — только зеркало воли… за волей к жизни нам обеспечена жизньи пока мы проникнуты волей, нам нечего бояться за свое существование — даже привиде смерти… Индивид это только явление, он существует только для познания. Индивидполучает от воли жизнь в подарок, а смерть — это утрата этого подарка. Жизнь и смерть,поэтому, не имеют отношения к воле как идее. Боязнь смерти аналогична жалобе солнцавечером: Горе мне! Я погружаюсь в вечную ночь». Почему Шопенгауэр затрагиваеттолько волю? Разве новая жизнь зарождается только от воли? Разве смерть зависиттолько от воли? Зарождается новая жизнь по закону природы, а не от человеческойволи. И на смерть распространяются те же законы природы, а не человеческая воля.Да, существует, борьба за выживание, она зависит от воли, но также она зависит отобстоятельств, которые преподносит природа. А говорить на понятия о смерти и жизни,что влияет только человеческая воля — это неправильно. Некоторые события в нашейжизни происходят независимо от воли и мы ничего не можем изменить, какая бы сильнаяволя не была. Хотя, «плыть по течению» тоже скучно.Шопенгауэр — как теоретик пессимизма
Артур Шопенгауэр- один из известнейших представителей пессимизма. Его понятие о зле, как о необходимомсуществовании для неизбежного желания жить, является ошибочным. По теории АртураШопенгауэра, мир нужно поменять абсолютно, для того чтобы каждый был счастлив. Читаяего учения, понятия о жизни и смерти становится страшно жить. Мир в его глазах ужасен,человек находится в постоянной борьбе с природой и с самим собой. Его двоякое понятиео человеческом страдании, где он утверждает, что жизнь без страданий невозможна,но и нежелательна, чтобы она была наполнена страданиями, приводит в тупик. Шопенгауэрутверждает, что бытие не имеет никакого фундамента, то есть основания, а человекомуправляет «слепая» воля к жизни, и эта воля не может подчиняться законамприроды, она существует сама по себе, и все вертится вокруг нее. А в природе естьзаконы бытия, которыми можем править мы, наш разум и наша воля. Наверное, это иназывается оптимизмом. Понятия о времени и пространстве также пессимистичны. Онсчитает, что время — это самый скорбный и губительный аспект для человека, лишающийсамого дорогого-жизни. А пространство разделяет близких людей и их интересы.
Но тем неменее, в понятии времени и пространства мы живем, за время мы успеваем полюбить,пострадать, повеселиться, а в пространстве мы успеваем поскучать по близким людям,если нас оно разъединяет. И мы это воспринимаем с оптимизмом. Шопенгауэр утверждает,что именно воля виновата в трагических совпадениях и состояниях мира, что все зло,войны, грехи имеют общий корень и рождает их человеческая воля, которая заставляетстрадать. Получается, что воля порождает только зло. А это не так! Философ утверждает,все наслаждения, радости бытия враждебны жизненной морали, но как тогда быть счастливымв этой жизни, отвергая наслаждения бытия и думая только о воле, зле, вражде и зависти.Шопенгауэр отвергает также религию и учение, как одно целое. Не может быть учениео религии, возможно только святое идолопоклоничество, вера во что-либо и учение,по его мнению, не совместимы. А нашему сознанию, душе, разуму, необходима вера,ибо она рождает милосердие и любовь.
 Актуальность взглядов немецкого философа
Актуальностьучения немецкого философа Шопенгауэра состоит в том, что очень много мыслей, идейи понятий, многие философы, которые появились позже, взяли это за основоположничестводля дальнейшего развития философских понятий. Его высказывание о воле, жизни, смерти,истине стали формироваться как человеческая мудрость, которую необходимо познать,понять, донести до всего человечества. А. Шопенгауэр, в трудах западных ученых 20века упоминается гораздо чаще, чем философы его современности. Просто современныеученые-философы пытались придать его мыслям глубину и конкретику, а не «размытое»представление о гармонии человека с окружающим миром. Объясняя свои понятия, философпытался «посеить» в окружающем мире разумное, вечное, доброе и хотел,чтобы каждый человек был по-своему счастлив. Шопенгауэр один из самых ярких представителейпессимистического постреализма своего времени. Его взгляды актуальны в наше время.Его учение об истине и воле в некоторых аспектах применимы в нашей современной жизни.Безвольному человеку всегда трудно жить, а волю нужно развивать, растить, вскармливать,воспитывать. А для того, чтобы понять, что есть воля, мы обязательно обратимся кистокам учения Шопенгауэра о воле.
 

Заключение
ТворчествоШопенгауэра отличается многогранностью представлений о бытии, морали, этике, эстетикеи принадлежности человеческой сути к цивилизованному гражданскому обществу. УчениеШопенгауэра включает в себя восприятие мира, как только свое собственное «Я».И многогранность эта сводится только к его мироощущению, миропониманию. А это нетак!

Списокиспользованных источников
1. Рассел Б. История западной философии. Новосибирск, 1994. Т.2,с.243, 249, 276.
2. Шопенгауэр А. Мир как воля и представление. М., 1992. Т.1, с. 44,63.
3. Шопенгауэр А. Мир как воля и представление. М., 1992. Т.2.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Отчет по практике изучение современного состояния пахотных черноземов, используемых в сх
Реферат «Экономика и управление на предприятии (в строительстве)»
Реферат Аудит финансовых вложений 4
Реферат Петровско-Разумовское
Реферат Декоративно-прикладне мистецтво Галичини
Реферат Технология и организация избирательных компаний регионального уровня в Российской Федерации
Реферат Визначення сполук купруму в довкіллі
Реферат Мэрилендская кампания
Реферат Расчет экономических показателей предприятия связи
Реферат Алкивиад (384-322 гг., до н.э.)
Реферат Основы теории и технологии контактной точечной сварки
Реферат Адрес
Реферат Деятельность руководителя по совершенствованию профессионального мастерства работников 2
Реферат СФКМ – системно-физическая концепция мира (версия меганауки)
Реферат Железнодорожный транспорт в России