1. Введение
2. Тайна хозяйства
3. Что такое философия хозяйства
4. О философии хозяйства
5. Специфика хозяйства как объектафилософского исследования.
6. Литература.
1. Введение
Хозяйство — жизнь, а жизнь — хозяйство! Четкое, но и достаточно неопределенное высказывание. Именнодостаточно, а не, скажем, довольно, ибо жизнь безгранично содержательна ифундаментально неуловима — разве можно о ней выразиться сколько-нибудьпредельно? Однако высказывание все-таки четкое — если чуть-чуть подумать: отчего же в самом деле отталкиваться в понимании хозяйства, как не от жизни?
Можно, конечно, от мира вообще, как иот бытия вообще, но от жизни, несомненно, лучше: жизнь и жива, и конкретна, иблизка, равным образом, глубока, высока, масштабна.
2. Тайна хозяйства.
Все на свете загадка, как говаривалФ.М. Достоевский, но жизнь явно загадочнее всего, исключая лишь Бога и Абсолют.
И хотим уж коли жизнь, то жизньнепременно кого-то, и уж коли речь о ней ведет человек, то жизнь, конечно же,человека, соответственно и хозяйство человека. Человека! Это означает не простожизнь человека, как той же стрекозы, но жизнь от человека, т. е. не жизньвообще живущего человека, а жизнь человека, жизнь дающего—поначалу самому человеку,а затем, что особенно важно, и любому другому, с жизнью человека связанному.
Само слово «жизнь» по самому своемувнутреннему звучанию близко слову «исход», как, собственно, и слову «знание»,— вот почему жизнь предпочтительнее мира вообще и бытия вообще, хотя здесь нетбольшого противоречия — можно и о мире говорить, и о бытии… а вот о жизнивсе-таки предпочтительнее, ибо исход здесь и знание, что как раз, и есть жизнь,одинаково… и хозяйство, т. е. давание и делание жизни, которая — при этомявляется и сама по себе даванием и деланием, следственно хозяйством, котороеесть момент жизни, но такой момент, который и есть, сама жизнь.
Если от человека, то от сознания (вотопять знание, которое в сознании), — и если от сознания, то хозяйство, котороеот человека, человеком и для человека, есть поэтому осознавание — как знание икак оплодотворение знанием — всего, что либо есть жизнь, либо с ней связано,т. е. превращение жизни и всего вокруг в некую осознанность. Направил на что-тосознание, уловил, запечатлел, попал, а потом и сделал что-то, что-то дал,что-то сотворил, глядишь, и захозяйствовал, следовательно, зажил,следовательно, даешь и делаешь, жизнь.
Жизнь как обеспечение ее сознанием — осознаваниежизни, вот поэтому-то жизнь и есть хозяйство, а хозяйство — жизнь!
Хозяйство — обеспечение жизни, что,конечно же, верно, но через сознание, а сознание — организм и свойствоорганизма, а потому хозяйство — от организма, его нутра, когдапринимаются те же решения, и его внешнего действия, когда эти решениявыполняются.
Именно поэтому слово «хозяйство» можновполне сопрягать со словом «хождение», если не прямо от него и выводить, ибо вэтом-то хождении — умом, руками и ногами, т. е. в некой специфической целеположеннойдинамике человеческого организма, исключая, разумеется, чистую внутреннююфизиологию — тот же внутриорганизменный обмен веществ, и сокрыта реализацияхозяйства и жизни — попробуй-ка поживи, не думая и не ходя, разве лишь с умомдругого и хождением другого, т. е. уже при полном паразитизме, но паразитизм —не хозяйство, а в полном смысле слова антихозяйство. А вот давание и делание —с умом и при хождении, это как раз и есть хозяйство, то самое ведение жизни,или ее изведение, или производство, или даже вождение — хотя бы от любимоговсеми, но ограниченного, по сути, домо-водства.
На языке, близком к науке, жизнь какхозяйство можно представить как жизнь в целостности, однако взятую ворганизационно-производительном аспекте, отчего сразу же являются пред намирешения и действия, давания и делания, изведения и произведения, т. е. в целомпроизводство… но сначала жизни—как жизни человека, затем самого человекавместе с его сознанием, а затем уже всего необходимого для жизни и ее производства.Хозяйство не ограничить ни вообще расчетом, ни эффектом, ни оптимизмом, ибохозяйство — жизнь, а жизнь — хозяйство!
Какая же здесь тайна, — спросят нас?О, великая тайна — ответим мы, ибо если, к примеру, производство и потреблениеблаг ради жизни более или менее всем понятно, то сама по себе жизнь как благо,в особенности, неудачная, корявая, искаженная, как-то уже и не совсем понятно,— и уже насколько нелегко признать простое словосочетание: жизнь как хозяйствои хозяйство как жизнь, хотя вроде бы все тут и вполне очевидно. Вот, допустим,если сказать, что хозяйство есть обеспечение жизни, то, пожалуй, это и понятно,а если вдруг заявить, что хозяйство, как и жизнь, имеет какую-то выходящую запределы простого обеспечения жизни цель, то, без всякого сомнения, это совсемне так уж будет и ясно, ибо какова она, эта самая цель?
Выходит, что в самом феноменечеловека, немало непонятного, а лучше сказать, трансцендентного, что неозначает, что вовсе непонимаемого, даже незнаемого, а как-то и понимаемого, изнаемого, но совсем не так, как это бывает с очевидным знаемым и понимаемым, ауже по-другому — с признанием какой-то фундаментальной незнаем ости инепонимаемости.
Знаю, что жизнь, а вот что это такое,откуда и зачем, да еще и почему при этом непременно смерть, так органично жизнинеобходимая, не знаю, точнее, что-то и знаю, но как бы обязательнопредположительно — и никак иначе!
Человек — существо относительное иимманентное (этому, т. е. ощущаемому миру), оно имеет что-то и от Абсолюта,будучи все-таки по-особому сознательным, как и что-то от трансцендентного,будучи для самого себя тайной, но, имея все это, оно при этом не абсолютно и неполностью трансцендентно, а потому никогда не будет иметь полного знания ипонимания, несмотря на всю свою любознательность.
Человек — тайна, жизнь — тайна, хозяйство— тайна!
Что же тогда остается, коли все вокругтайна? А остается либо дружить с этой тайной, даже ею втайне и гордиться —немного, раз уж человек до такой тайны додумался, либо закрыть на тайну глаза,сделав вид, что ее совсем нет, самодовольно утверждая себя существомнетаинственным, ни с какой внешней тайной не связанным, ей никак не обязанным,а потому и от любой тайны свободным.
В первом случае человек сакрален, ибо признаетчто-то совсем иное, не «тутошнее», мало того, более высокое, чем он, к тому женачальное — родительское, предтечевское, предчеловеческое, чему незазорно и поклоняться,не говоря уже о том, чтобы прислушиваться, на что и ориентироваться. Тогда и жизньсакральна, и хозяйство сакрально. Все давания и делания человека сакральны. Яне знаю, что стоит за тайной, но я знаю саму эту тайну, следственно, яознакомлен с нею, а потому тайна уже и моя, и я ее описываю как тайну ивзаимодействую с нею как с тайной, — и мне от этого совсем даже не плохо, ибо яне одинок, я как-то по-таинственному ведом, как по-таинственному и свободен. Япризнаю высшее знание и высшую мудрость, равным образом и высший закон, ивысшее предустановление, и высший промысел, не говоря уже о высшей воле.Соответственно я признаю высшее слово, мне данное, да и сам мир, в которомнахожусь, рассматриваю как мир данный — для жизни и хозяйства, данный как дармне и как мне благо, а потому я благо-дар-ен, несмотря на все трудности, в томчисле и трудный труд, на все проблемы, траты и жертвы, даже и на саму смерть,ибо за моей жизнью и смертью есть еще что-то другое, высшее. И не унижение заэтим всем, а как раз наоборот — возвышение. И тайна для меня тогда — ГосподьБог, а я — сын Божий, и жизнь моя и хозяйство мое Божественны, хоть и мои, — ивсе таинственные вопросы я разрешаю — пусть и не до конца — с Богом, ЕгоСловом, а то, что не до конца, меня особенно и не смущает, ибо так надопо-доброму настроенной ко мне тайне. И еще: я, конечно же, уже не могу бытьбез-ответ-ственным, не отвечать Богу, а потому я ответствен и серьезен, японимаю, что хорошо, а что плохо, я строю жизнь по-хорошему, а не по-плохому,я и по-особому хозяйствую в данном мне мире, используя дарованною мне свободу,пользуясь данным мне благом, т. е. благо-датью, но не средствами толькопотребления, а и самой возможностью жить и хозяйствовать.
Во втором случае, когда никакой высшейи предвечной тайны для человека нет, когда он сам по себе—свободный ибез-ответ-ственный, ибо ответствовать тут некому, когда он может делать все,что захочет, не испытывая внутренних — в сознании — ограничений (тех жеугрызений совести, которая есть со-весть, т. е. сообразная Богу весть),получается, что и вполне понятно, что-то совсем противоположное сакральному, т.е. уже не полное вовсе таинственными смыслами, а как раз их лишенное, т. е.какое-то… пустое хозяйство, оболочковое, формальное, механизменное, хотя приэтом, может быть, и по-своему очень даже умное. Именно так: или сакральное, илипустое, ибо сакральному противостоит только пустота —она же и бездна(без-дна). А коли пустота и бездна, то нет и Бога — в сознании. Отсюда ифеномен, как замечал русский философ И. Ильин, без-божиого хозяйства.
Но вот, что примечательно: с точкизрения человека, и для него пустое хозяйство тоже имеет свою тайну, ибо из-запустоты своей, разумеется, лишь внутренней, оно тоже не слишком знаемо ипонимаемо, но это уже какая-то другая тайна, т. е. никак не связанная с тем,что принято называть не просто тайной, но и таинством. Возникает совсем другаятайна — пустая, в которой себя привольно чувствует как раз то, что обычноназывается бессмыслицей — не то что бы с отсутствием вообще всякого смысла, ас обильным присутствием каких-то обессмысленных смыслов или антисмыслов. Тутуже какое-то погружение в антимир, в котором свои особые смыслы, становящиесятайными именно из-за своей бессмыслицы. Речь здесь уже идет не о заложенных вмир, в жизнь, в человека, в его хозяйство глубинных смыслах, составляющих воснове сакральную тайну, а о возникающих в бешеном верчении освобожденного отвнутренней тайны мире неясностях, вообще не имеющих возможности быть проясненнымивне сакрального уровня, — и только в поле сакрального прояснения ониоказываются как раз тем, что они и есть на самом деле — именно антисмыслами, вигривой тесноте наполняющими антимир.
Есть хозяйство, которое как раз и естьсобственно хозяйство, а есть хозяйство, которое уже и не совсем хозяйство, аточнее, совсем и не хозяйство, а антихозяйство. Это и есть то самоехозяйство, которое стремится проскочить мимо сакральности, быть ей вопреки,имея и громкие достижения. А вот как и когда сказывается отчетливо свойственнаятайному безбожному хозяйству пустота, то это уже дело обстоятельств и сроков,т. е. когда обычно наступают кризисы, крахи, катастрофы, революции, реформы,войны, в общем, всякие неурядицы, называемые иной раз весьма «красиво», нопустотно, то энтропиями, то бифуркациями, то еще какими-нибудь физическогосвойства эффектами. Так что у антихозяйства есть своя тайна, однако неприходящая откуда-то, а возникающая прямо здесь, идущая не от полноты вовсе, акак раз от пустоты, не от Бога, а уже от самого человека.
Антихозяйство по существу ведьинфернально, ибо антимирово, а инфернальность не просто от отрицательного итемного, но и от бессмысленного. Отсюда тайна антихозяйства — отрицательнаятайна, в то время как тайна собственно хозяйства, т. е. сакрализованного хозяйства—положительная тайна. Одна тайна—хорошо запутанный кроссворд, другая же —вечность, входящая в виде тайны в сознание человека (чело-века, где чело— сознание, а век — вечность).
Тайна хозяйства включает в себя нетолько сам факт хозяйства и хозяйствования, но и то, что выходит из этогофакта как его следствие — для человека и его жизни, для природы и мира. И еслиближайшая цель-задача хозяйства вроде бы ясна — поддержание жизни, как и еереализация, то уже при простом вопросе, какое же поддержание и какой жизни? —сразу же возникает неясность, обязанная как раз присутствующей в человеке,жизни и хозяйстве тайне.
Вот та же эксплуатация человекачеловеком в хозяйстве и в жизни, что это, железная необходимость, кстати, неисчезающая, или же желанная возможность, охотно и настойчиво воспроизводимая? Аможно ли вообще преодолеть эксплуатацию, не впадая в иллюзию ни примитивногообщинного братства, ни столь же наивного «от каждого по труду, каждому попотребностям»? Или, к примеру, как поступить человеку хозяйствующему, — истало быть в чем-то свободному и творческому, — с природой, т. е. с миром, емуданным? Опять же, если хозяйственно расширяться и развиваться, то до какихпределов, и можно ли эти пределы отодвигать и отодвигать? Тогда для чеговсе-таки творческое, т. е. и обновленческое, хозяйство? Что значит в таком разехозяйственная демиургия и каковы ее великие, а не повседневные, цели? Зачемвсе-таки человек упорно создает и пересоздает искусственный мир, замещая иммир естественный, т. е. мир данный, преодолевает тяготение мира данного,устремляясь даже и в Космос? Чего хочет, чего добивается, к чему стремитсяхозяйствующий человек, куда ведет человека его хозяйство?
Только не задумывающемуся ни над чем«трудным» человеку все кажется вполне ясным. Однако философия такой «ясностью» удовлетворитьсяне может: в ее задачу входит как-то отвечать на такого рода вопросы — изразряда вечных, мало того, сознавая, что последнего ответа все равно нет, ибоздесь господствует тайна.
Тайна хозяйства — от небытия к жизни.
3. Что такое философия хозяйства
Что такое философия хозяйства? О, этоочень странная «вещь»! С одной стороны, если начать с размышлений о философиивообще, затем о хозяйстве вообще, наконец, объединить эти два слова — всекажется ясным. А с другой стороны, «философия хозяйства» по-прежнему сохраняетсвою тайну и не желает ее открывать. Может, так оно и должно быть?
Науки о хозяйстве реально существуют(даже если в них хозяйство не всегда прямо упоминается). Религия тоже о хозяйствевещает, хотя зачастую и иносказательно (но за мифичностью сюжетов скрытогромный смысл). Но скользкий уж больно сам по себе феномен хозяйства, ни водно определение не укладывается, всегда какой-то стороной ускользает отвзгляда исследователя! Хозяйство тесно связано с жизнью, но разве вся жизнь, вовсех своих проявлениях есть хозяйство? Хозяйство предполагает действие(«хождение») по реализации этой самой жизни. Но и здесь недосказанностьчувствуется: хождение — кого? Ладно, если только человека (это привычноговорить о хозяйстве применительно к человеку), а если и животных, и растений,и природы вообще? Можно сказать, что они сомохозяйствуют, но не слишком литогда расплывчатым получается сам термин «хозяйство»? Если же назвать мирхозяйством Бога», то в этом смысле термин «хозяйство» вполне приемлем (естьсубъект, хоть и трансцендентный, есть объект, есть и действие, также во многомтрансцендентное). Что же получается? А получается, что «хозяйство»непосредственно связано с трансцендентностью, если мы это самое «хозяйство» всамом начале не ограничили своими заранее сданными рамками (но тогда ифилософия хозяйства вряд ли у нас получится, разве что хозяйство ведение, можетбыть, даже и экономика).
Вот и получается, что изначальнофилософия хозяйства встречается с трансцендентностью и взаимодействуете ней. Ииначе быть не может при покой постановке вопроса о хозяйстве. И тогдастановится понятно, почему философия хозяйства в определенном смысле.близка крелигии больше, чем к науке.
Вопрос: а разве в науке о хозяйстве неприсутствует философия хозяйства? Ведь выше мы показали, что никакая наукаполностью избавиться от философии не может.
Ответ: да, в науках о хозяйстве свояфилософия хозяйства есть. И за примерами далеко ходить не надо. ВозьмемАристотеля, ведь почти все науки видят в нем своего основателя. РассужденияАристотеля об «экономике» и «хрематистике» велись вполне в философическом духе,а, следовательно, его «экономические» сочинения вполне можно причислить кработам по философии хозяйства. А Адам Смит, который перешел к экономике отфилософии? И у Маркса есть своя «философия хозяйства», и у Маршалла, и уКейнса, и даже у тех экономистов, которые вообще никакой философии в экономикене признают. «Философия хозяйства» всегда в науке присутствует, но она можетбыть очень разной.
Тогда что же из себя представляет булгаковская«философия хозяйства», которая теперь возрождается в России? Нам кажется, чтоотличительной чертой этой «философии хозяйства» (ФХ) является именно стремлениепредставить такую философию в «чистом виде». Отметим ряд существенных, нанаш взгляд, черт философии хозяйства:
1. Философия хозяйства принципиально неограничивает понятие «хозяйство» никакими заранее придуманными рамками,поэтому поле ее деятельности максимально широко.
2. В силу особенности, философия хозяйстване является какой-нибудь «отраслевой философией», а представляет собойдостаточно целостное мировоззрение, сравнимое с великими философскимисистемами прошлого.
3- В силу особенности, а также в силутрансцендентности, неразрывно сопряженной с феноменом «хозяйства», философия хозяйстваотчасти близка к религиозному мировоззрению. Поскольку С.Н. Булгаков,основатель философии хозяйства, был православным христианином и даже принял сансвященника, философия хозяйства «контактирует» преимущественно с «полем»православия и несет в себе определенный православный императив.
Наконец, в силу всех вышеуказанныхчерт, философия хозяйства является таким мировоззрением, которое может быть«заложено» в науку о хозяйстве (результат уже есть — появление «Теориихозяйства»). Философия хозяйства способна к изменению сложившейся науки охозяйстве (замене «научной философии хозяйства», подспудно присутствующей в любомхозяйствоведении, «философией хозяйства булгаковского направления»). Произойдетли такая замена, осуществится ли синтез «науки» и «философии хозяйства», иесли да, то к чему это приведет, в конечном счете, покажет будущее.
4. О философии хозяйства
Философия хозяйства это прежде всегопуть или, иными словами, метод. Поэтому философия хозяйства имеет исходный,иначе начальный, и конечный моменты, а также длину, точнее полноту пути. Этипараметры обретают особое, глубокое содержание. Во-первых, это путь к новому иболее полному пониманию человека. Философия хозяйства претендует на гармоничноеи объемное представление о человеке. То, какой аспект или даже сферачеловеческой деятельности интересуют философию хозяйства, — отдельнаяпроблема. Тем не менее можно утверждать, что в предельном случае предметомфилософии хозяйства становится человек во всей своей полноте. Хозяйственныепроблемы расширяются до онтологических, а затем до метафизических. В результатерождается новое восприятие хозяйственной и экономической реальности. Во-вторых,философия хозяйства — это движение навстречу уже существующему феномену. То,каким образом оно происходит, зависит от целей и идеальных образов, которыеявно и тайно содержит в себе философия хозяйства. другими словами, методфилософии хозяйства определяется ее конечным моментом. Наконец, в процессеэтого пути раскрывается и недостаточность, и ограниченность, и противоречивостьэкономического и, шире, хозяйственного элементов человеческого бытия. Тем самымфилософия хозяйства указывает направление, в котором надлежит свершать свойжизненный путь. Эти три функции — расширение теоретических представлений,философские размышления и целеполагание - неразделимы и тождественны другдругу. Поэтому философия хозяйства есть научноэмпирический,трансцендентно-критический и метафизический путь познания и созидания.Естественно, что источники, формы и методы такого знания, а также условия егоистинности своеобразны.
В связи с таким пониманием философиихозяйства возникает, по меньшей мере, три вопроса, В первую очередь — чтосвидетельствует о том, что, исследуя экономику и хозяйство в целом, мы непопадем в замкнутый круг «материализма, сциентизма, позитивизма итехнологизма»?
Далее — каким образом мы будем мыслитьо существующем или, другими словами, каковы параметры и координаты нашихсуждении? Что дает возможность философии хозяйства дерзко предлагать своиидеалы человеку и свои пути к ним? И вообще, что служит залогом тому, чтовозможно некое гармоничное и объемное понимание человека?
Очевидно, что система современногонаучного гуманитарного знания, в которой каждой дисциплине выделен определенныйсегмент исследований, обусловленный предметом и методом данной науки, в принципене может справиться с такой глобальной задачей. И это несмотря на то, чтогуманитарные науки должны изучать явления, происходящие в сфере человеческогосознания, а следовательно, воли и целей.
Может быть, философия, позволяющаястроить «многоплановые и многосмысловые» представления о предмете, станет темзалогом, что даст право на знание, близкое к совершенному? Но даже еслифилософия располагает возможностями для познания в том или ином историческомконтексте, ее возможности в смысле целеполагания малы. Кроме того, возникаютобъективные ограничения для исследователя, обусловленные сложившимися в рамкахфилософской науки методологиями. Но самое главное заключается в том, чтофилософия поливариантна, причем не органично, а противоречиво. Идеи, школы итечения не дополняют, а противостоят друг другу, образуя мозаику одинаковоубедительно аргументированных воззрений. Человеку остается созерцать эти равновеликиепо смыслу идеи или же выбирать наиболее удобную для реализации своих нужд. Вобоих случаях происходит выбор и вероятность ошибки одинакова. Будет ли такойвыбор приносить удовлетворение и откроет ли он дорогу к истине?
Присущая философии хозяйства функцияцелеполагания неизбежно реализуется в рамках определенной морально-этическойсхемы, или системы. Что может выступать в роли такой системы? Могут ли моральили идеалы нравственности, выработанные в процессе развития общества, бытьориентиром для развития самого общества? Они динамичны, могут быстропреобразовываться в свои антиподы, занимая прежнее высокое положение в умах исердцах. Будет ли мораль, опираясь на идеалы подобного свойства, связующимзвеном между наукой и философией как гносеологией и метафизикой? '':
Может ли идеология стать путеводнойзвездой для философии хозяйства? Тому найдется немало примеров в истории. Ноопределенные изменения идеологии вызывали прекращение философии.
Краеугольный камень, на которомзиждется все здание философий хозяйства, есть религия. В религиозном обществемораль, религия и идеология синонимичны. Но в таком случае философии хозяйствакак отдельной отрасли знания не возникает. В современных же условиях именнорелигиозное миросозерцание направляет философию хозяйства, определяя еесодержание, начальные и конечные моменты. Последнее требует большойаргументации, ^го отдельная и самая значимая проблема. Я приведу лишь дваподхода к ее рассмотрению.
Мы относимся к окружающей насреальности как к объекту анализа лишь потому, что наша цивилизация неотделимаот христианства. Именно в христианстве человек выступает как господин своейземли. И не только нашей планеты, но и удела в ином мире. Сравните такойподход к человеку с тем, что предлагает, например, буддизм с его пониманиеммира как места страдания и пустых иллюзий. Христианство наделяет человекаособыми полномочиями владения и господства. Мы хозяйствуем, творим мир вокругсебя потому, что осознаем такую возможность, уже не замечая ее источника.
В то же время реальность сатеистической точки зрения несет в себе мало утешительного. Мы видим лишьвозобновимые и невозобновимые, материальные и нематериальные ресурсы. Всетленно, все смертно, все, так сказать, функционирует. Но имеет лифункционирование развитие?
Кроме того, человек через себя и в себепостоянно открывает иное, отличное от природы, бытие. Наконец, источникимировоззрения ученого всегда уходят в глубину веков, глубже научного уровня.
Цель философии хозяйства есть созданиеполного, объемного, синтетического представления о человеке и его хозяйственнойжизни. А многомерное восприятие в принципе не может быть только научным. Наукане располагает возможностями для понимания некоторых процессов, например,эсхатологических. А ведь идеи, связанные с этими процессами, в вроде оченьактуальны и популярны.
,, Итак, научный опыт ограничен, арелигиозный нет. Так рождается философия хозяйства. Отсюда возникает проблема,как разделить религиозную философию и философию хозяйства. На первый взгляд,достаточно определить предмет и метод первой и второй. Но это будет играсловами, ведь их предмет один, един и неделим. Это, в сущности, единоезнамение. Если есть необходимость разграничения философии хозяйства ирелигиозной философии, то его следует искать именно в методе. Религиознаяфилософия, а надо сказать, что почти вся русская философия мо-кет считатьсятаковой, это философия, вытекающая из веры, в ней пребывающая и для ее славысозидаемая. Философия хозяйства носит более частный характер. Это путь к вере.Восхождение от религиозной тематики с универсальной. Это синтез науки,философии и религии. Присутствие научного элемента, его критика и переоценка иделают философию хозяйства актуальной.
5. Специфика хозяйства как объектафилософского исследования
Хозяйство выступает как природный,социальный и специфический объект познания. В названной триединстве хозяйствопредставляет собой сложнейшую целостность, в которой «работают» разныетипы законов. Как природное хозяйство подчиняется законам природы» каксоциальное образование — социальным, как специфический объект — производственным (экономическим в том числе)". Хозяйство как природная,социальная и производственная.сущность легко синтезируется в реальныйхозяйственный организм. Но понять соподчиненность разных типов законов в этойсистеме весьма трудно.
Природные и неприродные (социальные,производственные) законы как бы противостоят друг другу. Природные законыфункционируют как данность, как неотъемлемое свойство (атрибут), а социальныесуществуют как результат сознательной деятельности людей. Заметим, чтосоциальные и производственные законы (как и всякие законы бытия и познания)являются объективными, от сознания и воли людей независимыми. Так, сознательнаясоциальная или производственная деятельность индивида, преследующего сбоицели, всегда сталкивается с осознанной деятельностью и целями другихиндивидов. Как результат взаимодействия осознанной, деятельности и целейиндивидов возникают объективные, необходимые, существенные, устойчивые иповторяющиеся отношения, связи между ними. Это и есть закон. Следует толькоотличать социальные и юридические законы. Последние являются простымидекларациями, устанавливавшими и регламентирующими поведение людей, а обществе.Законы же общества (как и природы) являются естественными отношениями.
Законы хозяйства — это необходимые,существенные устойчивые отношения, существующие между людьми в сферапроизводства. Это экономические и хозяйственно-организационные отношения. Ядромпервых являются отношения собственности. Вторые относятся к областиорганизации и управления хозяйством. Они, по существу являются властнымиотношениями между людьми, которые переносятся на предметные отношения междуэлементами хозяйственного механизма. Например, связь между основными иподсобными цехами, вспомогательными службами; связь конвейерных операций и др.Назовем их технико-технологическими отношениями.
Итак, существует ряд видовхозяйственных отношений, составлявших содержание законов хозяйства:экономические — возникающие между людьми по поводу собственности, по поводуэффективности и оптимальности производства; хозяйственно — организационные — межсубъектные отношения по поводу организации и управления производством;предметные технико-технологические отношения в хозяйственной организациипроизводства (связь станков, оборудования, элементов конвейера, хозяйственныхединиц, элементов инфраструктура и т.п.).
Сложность социальных законов заключаетсяне только в их обусловленности и опосредованности сознанием, но и в том, чтовсе они имеют природный «подтекст>', Даже такой, казалосьбы, абсолютно не природный, социальный и экономический закон, каким являетсязакон спроса и предложения, устанавливающий ценовой баланс, имеет природнуюподоплеку в потребностях. У нас широко распространена точка зрения, согласнокоторой социальное законы как бы „снимают“ природные. Законы природыв социальной сфере не „работают“. Это не так. Законы природы социализируются.Их действие меняется, но они не исчезают. Человек не перестает быть видомбиологической природу, будучи включен в социальную реальность. Двойственнаяприрода стоимости товара как раз и обнаруживается в социально-природномхарактере закона стоимости. Меновая стоимость товара есть социальное производственноеотношение, выраженное в затратах общественно необходимого труда.Потребительская стоимость есть ценностное выражение потребительских свойствтовара, способных удовлетворить потребности людей. Это природные качества.Таким образом, закон стоимости выполняет регулирующую роль в производствименно потому, что имеется эта природная его основа. Люди не только производяттовары, но и производят нужные им товары в оптимальных пропорциях. Иначемногие производители продуцировали бы те товары, которые легче произвести. Ведь все равно стоимость их определяется трудовыми затратами. Закон стоимостиявляется скорее социально-природным, чем только социальным, экономическим.
Назовем ряд особенностей хозяйства какобъекта научного и философского исследования:
— хозяйственные законы — это законыпроизводственной деятельности людей; они формируется в результате сознательнойжизнедеятельности, в основе которой лежат экономические интересы;
— законы хозяйства имеют статистическийхарактер, как и все социальные законы; они проявляется как тенденции, указываянаправленность хозяйственного функционирования и развития ;
— законы хозяйства отличаются сложностьюотношений и взаимодействующих Факторов ;
— они являются подвижными и изменчивымипри переходе от одного способа производства к другому; они могут изменять своесодержание или полностью отмирать;
— значительная часть законов хозяйстваотражает лишь реальность функциональных зависимостей-факторов хозяйствования,но не способна указать причинно-следственные связи ;
— необходимо отметить сложность иподвижность самого хозяйства как объекта философского исследования, гдеиспользуется диалектический метод;
— наконец, отметим специфику хозяйства какважнейшую сферу идеологических интересов, поэтому философское познаниехозяйства сопряжено с преодолением множества идеологических мифов.
Философское осмысление хозяйства имеетсвои трудности:
— Философские концепции бытия и егофрагментов многообразны. Выбор концепции, как правило, определяется не толькообъективными критериями, но и субъективными пристрастиями, партийностью .
— Хозяйство в качестве объектафилософского исследования является социальной конкретикой. Для осуществлениястыка всеобщих философских принципов и законов хозяйства необходимо использоватьпромежуточные знания социально-Философских и социологических законов.
— Малоисследованность и отсутствиелитературы не только по философии хозяйства, но и по хозяйственнойпроблематике в целом, за исключением политэкономической и экономической стороныхозяйства.
— Экономическая сторона хозяйстваконцептуально представлена крайне плюралистично и требует от исследователяпринципиального выбора.
Названные трудности философскогоисследования хозяйства могут быть преодолены выбором научной и концептуальноадекватной философии. Научной мы называем философию, которая во всех обоихпринципах не противоречит научной картине мира (современной научнойпарадигме), Концептуально адекватная философия — это философия, принципы изаконы которой естественно соответствуют некоторой определенной концепциихозяйства.
6. Литература
1. Философия хозяйства: учебноепособие. Фокин Е.Н.
2. Тайна хозяйства. Ю.М. Осипов
3. Что такое философия хозяйства. И.М. Теняков
4. О философии хозяйства. Д.И.Гамзатова