Рассмотрим более подробно функции, выполняемые в обществеинститутом образования. Их достаточно много, и различные авторы акцентируютвнимание на разных сторонах деятельности института образования.
Наиболее важные из социальных функций института образования.
1) Трансляция и распространение культуры в обществе — первая инаиболее существенная из них. Она заключается в том, что посредством институтаобразования происходит передача от поколения к поколению ценностей культуры,понимаемых в самом широком смысле слова (научные знания, достижения в областиискусства, моральные ценности и нормы, правила поведения, опыт и навыки,присущие различным профессиям и т.п.). На протяжении всей истории человечестваобразование являлось главным источником знаний, инструментом просвещенияобщества. Также не следует забывать о том, что культура каждого народа имеетсвои национально-этнические особенности, а стало быть, система образованияиграет исключительно важную роль в поддержании и сохранении национальнойкультуры, ее неповторимых и уникальных черт, приобщаясь к которым, индивидстановится носителем национального сознания и национальной психологии.
2) Формирование у молодого поколения установок, ценностныхориентаций, жизненных идеалов, господствующих в данном обществе. Благодаряэтому, молодежь приобщается к жизни общества, социализируется и интегрируетсяв социальную систему. Обучение языку, истории отечества, литературе, принципамморали и нравственности служит предпосылкой для формирования у молодогопоколения общеразделяемой системы ценностей, благодаря чему оно научаетсяпонимать других людей и самих себя, становятся сознательными гражданамистраны. Содержание осуществляемого системой образования процесса социализациии воспитания детей в значительной мере зависит от господствующих в обществеценностных стандартов, морали, религии, идеологии. В доиндустриальных обществахрелигиозное воспитание являлось составной частью школьного обучения. Всовременном индустриальном обществе религия (церковь) отделена от государства,под контролем которого находится система формального образования, поэтомурелигиозное образование и воспитание осуществляется либо в рамках семьи, либов специальных негосударственных учебных заведениях.
3) Социальная селекция — одна из важнейших функций институтаформального образования. Структура образовательного процесса устроена таким образом,что она дает возможность уже на самых начальных этапах осуществитьдифференцированный подход к обучающимся (изменить профиль обучения длянесправляющихся учеников и студентов, поощрять талантливых и способных). Вряде стран, в том числе и в нашей стране, существуют специальныеобразовательные программы для творчески одаренной молодежи, учебный трудкоторой непременно поощряется, а для максимального развития их задатковсоздаются благоприятные условия.
В современном обществе поиск и воспитание талантливой молодеживозводится в ранг государственной политики в области образования, так какбурное развитие науки и технического прогресса во многих других областяхтребует постоянного притока талантливой молодежи.
Процесс селекции, отбора наиболее способных к обучениюучащихся осуществляется современной школой как бы авоматически, так как самавнутренняя микроструктура образования как раз и имеет своей главной задачейотбор и дифференциацию молодежи не только по способностям и талантам, но и всоответствии с индивидуальными интересами, возможностями, ценностнымиориентациями. После обязательного восьмилетного образования значительная частьмолодежи поступает на учебу в технические училища, другие продолжают учебу всредней школе, и часть ее выпускников поступают в вузы. После окончания вузаодни начинают трудовую деятельность в народном хозяйстве, другие поступают васпирантуру, делают научную карьеру.
С точки зрения социологической, чрезвычайно важны последствияосуществляемого институтом образования процесса селекции, так как его конечнымрезультатом (когда различные группы молодежи завершают образование в различныхучебных заведениях) является размещение людей по различным позициям всоциальной структуре общества. Посредством этого достигается воспроизводство вобновление социальной структуры общества, без чего невозможно нормальноефункционирование последнего. Другая важная сторона процесса социальногоразмещения заключается в том, что он запускает механизм социальной мобильности;получение профессии, занятие социальной позиции в структуре той или инойорганизации, как правило открывает для многих людей путь профессиональнойкарьеры, продвижение по лестнице должностных иерархий и властных полномочий.Система образования, главным образом высшего, в современном индустриальномобществе служит важнейшим каналом социальной мобильности, ибо без вузовскогодиплома невозможно получить престижную и высокооплачиваемую работу. Уровеньобразования, наряду с властью, собственностью и доходом является важнейшимпоказателем социального статуса человека в современном обществе.
4) Функция социального и культурного изменения являетсяпрерогативой современного института образования. Эта функция реализуется двумявзаимосвязанными способами. Во-первых, в процессе научных исследований, научныхдостижений и открытий, которые проводятся в стенах высших учебных заведений.Способствуя научному прогрессу, высшая школа вместе с тем вносит свойсущественный вклад в обогащение и расширение культурного наследия общества.Кроме того, в силу тесных связей университетов с промышленностью происходитхарактерная для западных стран интеграция науки, высшего образования ипроизводства, результатом которой является ускорение научно-техническогопрогресса. Университеты все в большей степени становятсянаучно-исследовательскими центрами, выпоняющими теоретические и прикладныеисследования, экспериментальные разработки по заказу государственных ведомств ипромышленных фирм. Наряду с этим развитие научных исследований в стенах вузовспособствует совершенствованию системы высшего образования, так как новыенаучные идеи и открытия включаются в учебные программы, обеспечивают повышениекачества специалистов.
Модель социальной организации (структуры) образования можетбыть предтставлена как состоящая из трех основных социальных позиций: 1)руководители и организаторы образования, 2) педагоги и 3) учащиеся. Этаструктурная модель, значительно упрощает и огрубляет реальную картину,поскольку существуют различные типы учебных заведений (начальная и средняяшколы, средние специальные учебные заведения, высшая школа и т.п.), с присущимиим особенностями управления и педагогической деятельности, контингентомпреподавателей и учащихся. Тем не менее с социологической точки зрения вполнедопустимо выделить соответствующие трем указанным социальным позициямобобщенные образцы поведения, нормативные требования и ролевые предписания,посредством которых регулируется социальное взаимодействие в процессеобразования.
Итак, высшую позицию в социальной структуре образованиязанимают руководители различных рангов: работники министерства, сотрудникидепартаментов, ректоры и деканы, директора школ и училищ и т.д. Отвлекаясь отсложной иерархической зависимости указанных должностей, следует обратитьвнимание на ту роль, которую выполняют административные работники в системеобразования. Их главная задача заключается в том, чтобы принимать ответственныерешения и формировать стратегию образовательного процесса: определять переченьосновных дисциплин и последовательность их изучения, обеспечитьматериально-техническую базу образовательных учреждений и т.п. Они несутответственность за формирование преподавательского корпуса, определяютнормативные требования к деятельности преподавателей и сотрудников, а также — критерии оценки их труда. Представители высшего управленческого звена формируютгосударственную политику в области образования, разрабатывают универсальныетребования к содержанию и качеству учебных программ в соответствии сизменяющимися социально-экономическими и политическими условиями. Наряду с этимони осуществляют социальный контроль над системой образования, определяютсистему формальных санкций в учебных заведениях. Административные работникинижнего звена (ректоры вузов и деканы, директора школ и училищ, завучи и т.д.)отвечают за осуществление процесса образования, корректируют и уточняютстратегию обучения применительно к данному учебному заведению, осуществляютоперативное руководство и контроль за работой преподавателей и поведениемучащихся.
Центральное место в структуре системы образования занимаеучитель. Нормативные требования к адекватному выполнению роли учителя сводятсяк следующим моментам: он должен быть специалистом в определенной области наукии культуры (истории, литературы, математики, физики и т.п.), обладатьлекторскими способностями и умением общаться с аудиторией, владеть методикойобучения студентов или школьников, научить их самостоятельным приемам обучения(запись уроков, лекций, работа с литературой, решение задач и др.), уметьпопулярно и доходчиво объяснять трудные вопросы, помочь исправить ошибки и т.д.
Эти нормативные требования к социальной роли учителя являютсясамыми общими, они не раскрывают многих особенностей учительской профессии, и впервую очередь деятельности тех педагогов, которые добиваются выдающихсярезультатов в работе с учащимися, в том числе с так называемыми труднымиподростками.
Другая особенность ролевого поведения учителя, в большой мересвязанная с традиционными нормативными требованиями — это умение объективнооценивать знания учащихся, использовать оценку в воспитательных целях. Дело втом, что выставляя оценку, учитель не только определяет правильность знанийучащегося, но и «создает ученику определенную репутацию в классе», исама оценка имеет большое личное значение, так как выступает для учащегося мотиваторомучебной деятельности. Оценка учителем достигнутых учащимся знаний является,таким образом, своеобразной нормативной шкалой «социальнойстратификации» в классе, будь то школа, или студенческая группа в вузе.Посредством нее все учащиеся ранжируются на определенные подгруппы: отличники,«хорошисты», просто успевающие и неуспевающие. Поэтому некоторыесоциологи считают, что взаимное оценивание — учителем знаний учащихся, аучащимися компетентности учителя и его профессиональных качеств — определяетсвоеобразие межличностного взаимодействия в школе.
Переживаемый в нашем обществе кризис больно задел и сферуобразования, что с наибольшей отчетливостью проявилось в падении общественнойценности образования и тесно связанным с этим падением престижа учительскоготруда, вызвавшие деформацию учебного процесса.
В работе Ф.Г. Зиятдиновой, базирующейся на материалахсоциологических опросов и посвященной анализу социального положенияучительства, отмечается, что престиж профессии учителя значительно понизился впоследние 2-3 года. Во-первых, среди самих учителей paстет доля лиц,скептически оценивающих культурно-образовательные возможности своей профессии.По данным опросов учителей регионов Сибири, Дальнего Востока, некоторыхцентральных районов, около 40% отрицательно настроены по отношению к своейпрофессии, а 30,6% затруднились с ответом. Мотивация учительского труда,настроенность на созидательный труд также значительно изменились вотрицательную сторону: 4% учителей идут в школу охотно и радостно, 2% отбываютвремя, 19% — с текучим меняющимся настроением, 19% — с чувством тяжелойповинности, а большая часть 61% — с постоянным беспокойством и тревогой. Налицокризис профессии учителя, огромная неудовлетворенность своим трудом громаднойармии работников школы. Главная причина такого положения — кризисные явления вэкономике, политике, морали и культуре, отсутствие четкой государственнойпрограммы перестройки школы, которая не только была бы способной на достаточновысоком уровне обеспечить финансирование школы, но и, что самое главное — создать условия для социальной востребованности образования и знаний, которыебудут способствовать росту их престижа и, безусловно, повысят социальный статусучителя.
А что происходит в действительности? Свыше 60% опрошенных изфакторов, важных для успеха в жизни, поставили образование на предпоследнее — 14-е место. Самое печальное, что именно у молодых людей в возрасте до 20 лет,когда и приобретаются знания, ценность образования стоит на предпоследнемместе, у родителей оно на третьем месте от конца из 14-ти позиций. Какследствие, около половины учащихся старших классов и студентов вузов слабонастроены на получение знаний. Падение ценности образования в нашем обществезакономерно вызывает и низкий рейтинг учительской профессии в общественномсознании. Это подтверждают и социологические опросы. Так, в 1989 г. при ответена вопрос, заданный учащимся-старшеклассникам «Как вы оцениваете престижпрофессии учителя в нашем обществе?» 4,6% признали его«высоким», 61,5% — «средним» и почти одна третьреспондентов «низким» и «очень низким» (32,8%). Через двагода (в 1991 г.) эти оценки снизились: уже 45,3% опрошенных учащихся признали престижпрофессии учителя в обществе «низким» и 21% -«оченьнизким». Опросы родителей также свидетельствуют о резком сниженииавторитета учителя в обществе: только 35% считают престиж учительской профессиивысоким, около половины, 46% — «средним», а 51% — «низким»и «очень низким».
Теперь поговорим о другой ключевой роли в структуреобразовательного процесса — «ученика» (учащиеся школ, училищ,студенты и др.). Какие требования к его поведению предъявляетнормативно-ценностная система образования? Они достаточно очевидны: изучатьразличные предметы согласно программе курса (класса), усваивать и запоминатьинформацию, овладевать навыками самостоятельного изучения и использованияизученных фактов, добросовестно посещать учебные занятия, уметь слушатьпедагога и принимать участие в ходе занятий, лекций и т.п. Непременное условиепродвижения ученика по многоступенчатой лестнице образования — успешная сдачаэкзаменов и зачетов. По отношению к нерадивому учащемуся действует системасанкций — неудовлетворительная оценка текущих занятий, замечания и записи вдневнике, вызов родителей и пр., вплоть до исключения из школы. В вузе системасанкций более формализована: отлынивающий от занятий студент может получитьвыговор от деканата, в случае неудовлетворительной сдачи сессии, оннаказывается лишением стипендии, не переводится на следующий курс. Внормативной структуре формального образования существуют, конечно, иопределенный набор позитивных санкций, направленных на поощрение добросовестнойучебы, стимулирующих учащегося к высоким достижениям в учебе. В первую очередьэто отличные оценки, выдача аттестата с отличием и льготы, которые он дает припоступлении в средние и высшие учебные заведения, повышенная или именнаястипендии в вузе, диплом с отличием, рекомендация для поступления в аспирантуруи т.д.
Решающее место в системе социального взаимодействия, характеризующегообразовательный процесс, занимают взаимоотношения между учителем и учеником.Надо отметить, во-первых, присущее этим отношениям неравенство: статус учителянеизмеримо выше статуса ученика, первый занимает господствующее положение,второй — положение подчиненного. Доминирующее положение учителя обусловленотем, что он организует учебный процесс и управляет им, является источникомзнаний для учеников, моральным авторитетом. Господствующая позиция учителя вклассе (или учебной группе) порождает авторитарный стиль в преподавании,означающий безусловное подчинение ученика авторитету учителя. Этот стильпредполагает, что учитель должен быть строг с учащимися и наказыватьпровинившихся. Именно этот стиль взаимоотношений многие столетия господствовалв системе формального образования вплоть до последнего времени. Содержательнойосновой авторитарного стиля преподавания в педагогике является традиционноепонимание целей образования как процесса передачи знаний от учителя к ученику.Первый является специалистом в определенной области знаний и культуры, и егоглавная задача заключалась в том, чтобы передать ученику определенный объемзнаний и научить ими пользоваться. Роль ученика сводилась к пассивному усвоениюи запоминанию той информации, которую давал ему педагог. Однако в современнуюэпоху традиционный авторитарный стиль в обучении оказывается все болеенеэффективным, утрачивает свою былую популярность. Объясняется это темфактором, что современное высокоразвитое индустриальное общество в силу большойсложности хозяйственного механизма, уникальности новейшей техники, еегромадного воздействия на все стороны общественной жизни, включая и окружающуюприродную среду, требует нового типа специалиста будь то предприниматель,инженер, экономист или юрист. Этот специалист должен не только обладатьбольшими познаниями в соответствующей области, но и быть творческой,инициативной личностью, умеющей принимать смелые и нестандартные решения,учитывать множество факторов, связанных с использованием новейшей техники итехнологии, с ее социальными и культурными последствиями.
Новый, демократический стиль в построении образовательногопроцесса характеризуется следующими особенностями:
1) формальный процесс передачи знаний заменяется решением конкретныхзадач, которые совместно обсуждают учитель и ученик;
2) сущность передаваемого содержания не сводится к пассивномузапоминанию, а заключается в овладении разнообразной информацией;
3) формой общения учителя с учеником становится не научение, авзаимный обмен информацией, что, естественно предполагает большуюсамостоятельную работу ученика;
4) инициатором и ведущим в образовательном процессе выступаетучащийся;
5) характер отношении между участниками — попеременноедоминирование или равенство учителя и ученика;
6) в роли обучающего может выступать не обязательноучитель-профессионал, а любой носитель ценной информации.
Очевидно, что такого рода нетрадиционная, демократическая модельобразовательного процесса может успешно применяться в процессе обучениявзрослых людей, имеющих сознательную мотивацию к образованию, желающихтворчески овладеть изучаемыми предметами. К этой группе могут быть отнесеныстаршеклассники, студенты, специалисты, обучающиеся в системе повышенияквалификации и др. Что касается начальной и средней школы, то в их деятельностиудачно сочетаются элементы демократического и авторитарного стилей управленияучебным процессом. Без демократического стиля, предполагающего уважительноеотношение к ученику, сочетаемое со стремлением помогать ему и сопереживатьвместе с ним, трудно пробудить у школьников интерес к учебе, привить имнеобходимые моральные качества.
Отмеченные выше трудности во взаимоотношениях учащихся иУчителей, безусловно, в значительной мере снижают эффективностьобразовательного процесса. Переход к новым, демократическим взаимоотношенияммежду ними является важнейшим звеном процесса перестройки образования нагуманистических началах, но это станет реальностью лишь тогда, когда общество вцелом будет реформировано на принципах рыночной экономики и демократическиеинституты окончательно утвердятся в стране. Только тогда возрастет ценностьобразования в стране, повысится престиж учительской профессии, а учащиеся и ихродители будут сознательно ориентированы на получение образования.
При подготовке этой работы были использованы материалы с сайтаhttp://www.studentu.ru