Реферат по предмету "Психология"


Трудности межличностного общения

Реферат
по предмету
«Техникинеформального общения»
на тему:
«Трудностимежличностного общения»

Содержание
 
Введение
Определение затруднениямежличностного общения
Характеристика областей затруднения
Индивидуально-психологическиеособенности как область затруднений общения
Заключение
Литература

Введение
 
Сложной, значимойпроблемой психологии является проблема затруднений, или «барьеров» общения, скоторыми человек сталкивается в деятельности, в общении. Хотя само явлениетрудностей понимания, интерпретации высказывания (текста) и его порождения вдиалогах и публичном общении обсуждалось еще в риторике древнего мира, напримерв трактате Цицерона, эта проблема изучается в качестве объекта специальногоисследования в контексте коммуникативно-информационных теорий,социально-психологической теории и когнитивной психологии с середины нашегостолетия (Д. Катц, Л. Ли, Г. Лассвелл, М. Андерсон, Е.С. Кузьмин, Б.Д. Парыгин,Б.Ф. Ломов, Я.Л. Коломинский, Е.А. Климов и др.)
С позиции деятельностногоподхода общение — это сложный, многоплановый процесс установления иразвития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместнойдеятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегиивзаимодействия, восприятие и понимание другого человека. Такая трактовкаобщения основывается на следующих методологических положениях. Во-первых, онаисходит из признания неразрывности общественных, товарно-денежных межличностныхотношений, в качестве средства которых или средств взаимодействия выступают «…языки деньги». Это означает вплетенность общения в систему производственных,общественных отношений, с одной стороны, и отражение характера и содержанияэтих отношений в самом общении — с другой. Здесь важно подчеркнуть, чтосложность и совершенность именно вербального общения позволяют рассматриватьего как такую форму, «где общие психологические закономерности процессовобщения выступают в наиболее характерном, наиболее обнаженном и наиболеедоступном исследованию виде».

Определениезатруднения межличностного общения
Затруднение в общении (вдеятельности) — это субъективно переживаемое человеком состояние «сбоя» вреализации прогнозируемого (планируемого) общения вследствие неприятия партнераобщения, его действий, непонимания текста (сообщения), непонимания партнера,изменения коммуникативной ситуации, собственного психического состояния и т.д.Затруднения выявляются в форме остановки, перерыва деятельности, самогообщения, невозможности их продолжения (А.К. Маркова). С учетом того, чтовозникновение в процессе деятельности затруднения и его осознание, объективацияесть одно из условий возникновения проблемной ситуации, которая являетсяпредпосылкой и основой возникновения и движения мысли (С.Л. Рубинштейн), впедагогической деятельности оно может рассматриваться и как фактор активацииинтеллектуальной деятельности человека, стимулирование нахождения новых средстви способов выхода из создавшейся «затрудняющей» ситуации. Соответственновыделяют позитивную и негативную функции затруднения (трудности) в процессеобщения.
Отметим, что«затруднение», «барьер» общения — это субъективное образование, переживаниесубъектом некоторой сложности, необычности, нестандартности, противоречивостиситуации. Поэтому то, что вызывает затруднение у одного человека, может быть дажене замечено другим.
Функции затруднения
Позитивная функциязатруднения (по А.К. Марковой) имеет два значения:
а) индикаторное(привлечение внимания к проблеме);
б) стимулирующее,мобилизующее (активизация деятельности при анализе и преодолении затруднений,приобретение опыта).
Показательна в этом планедвойственность позиции относительно ошибки как следствия неадекватного решениясложной коммуникативной задачи. Одни считают недопустимыми ошибки в этойдеятельности, другие рассматривают их как необходимый и неизбежный элемент.
В то же время А.К.Маркова фиксирует и негативную функцию затруднения, также имеющую два значения:
а) сдерживающее (в случаеотсутствия условий для преодоления затруднений или наличия неудовлетворенностисобой, например заниженной самооценки) и
б) деструктивное,разрушительное (затруднения приводят к остановке, распаду деятельности, желаниюуйти из профессии, уменьшить количество контактов).
Обычно в деятельности, вобщении человек фиксирует только то, что пpeпятcтвует дальнейшему нормальномуосуществлению этих процессов, тогда как человеку важно знать и сложности,которые он преодолевает, не всегда осознавая их как затруднения. Сложности,препятствия в совместной деятельности, общении, осознаваемые его субъектами какзатруднения, барьеры, проявляются, как свидетельствуют результаты исследованийЕ.В. Цуканова, в поведении, «неадекватном» ситуации общения и характерудеятельности, в особенностях установления и поддержания контакта, уровнепсихологического комфорта общающихся людей, их эмоциональном самочувствии.Затруднения могут проявляться в одном из этих планов, но чаще в нескольких изних одновременно.
Характеристикаобластей затруднения
В настоящее времязатруднения, или барьеры общения рассматриваются с разных позиций в зависимостиот основания анализа и подхода. Так, в рамках общепсихологической интерпретацииони классифицируются как смысловые, эмоциональные, когнитивные, тактические. Вдеятельностном подходе выделяются мотивационные и операциональные затруднения,соотносимые с двумя основными сторонами общения — коммуникативной иинтерактивной. Они в свою очередь проявляются в когнитивной, аффективной иповеденческой сферах (Л.А. Поварницына).
В то же время затруднениячеловека в общении могут быть соотнесены не только с характером деятельностиили эмоциональными, когнитивными (например, когнитивным стилем) и другимисферами личности, но и быть следствием более глубинных и в то же время широкихвлияний. Можно выделить следующие основные области затруднений человека вобщении: этно-социокультурная, статусно-позиционно-ролевая, возрастная,индивидуально-психологическая, деятельностная, область межличностных отношений.Они, естественно, перекрываются, взаимодействуют между собой в единой целостнойсистеме «человек», но в целях теоретического анализа действие каждой из нихможет быть рассмотрено отдельно.
Этно-социокультурнаяобласть затруднений
Затруднения этой областисвязаны с особенностями этнического сознания, ценностями, стереотипами,установками сознания человека, проявляемыми в общении в конкретных условиях егосоциального и культурного развития. Как правило, затруднения общения,вызываемые этно-социокультурными особенностями его субъектов, принимаютсялюдьми как сами собой разумеющиеся. В то же время очевидно, что каждый субъектдеятельности, партнер общения как носитель определенного менталитета, какчеловек, мышление которого, по меткому выражению Л.В. Щербы, «отлито в формеродного языка» (эта же мысль высказывалась и В. Гумбольдтом), взаимодействует сдругими людьми в соответствии с нормами, традициями, образом мира имироощущением, присущими народу, представителем которого он является. В этомплане достаточно показателен характер общения российского педагога, егоучастливое отношение к ученикам. Такое общение часто вызывает у них протест,особенно у подростков и старших школьников, которые в последнее десятилетиеначинают ориентироваться на более деловой, сдержанный стиль общения. Здесьвозникают затруднения, одной из причин которых может быть этно-социокультурасамого российского педагога.
Как отметил еще Н.А.Бердяев, «… трудность общения с русскими совсем иная, чем трудность общения с французами.Русские самый общительный в мире народ… У русских нет условностей, нетдистанции, есть потребность часто видеть людей, с которыми у них даже нетособенно близких отношений, выворачивать душу, ввергаться в чужую жизнь иввергать в свою жизнь, вести бесконечные споры об идейных вопросах… Русскиене признают категорий, непереходимых границ, отчетливых и резко выраженных формобщежития, дифференциаций по разным культурным областям и специальностям.Всякий истинно русский человек интересуется вопросом о смысле жизни и ищетобщения с другими в искании смысла. Но наряду с большими качествами, которыеделают более легким общение в русской среде, есть и большие недостатки. Русскиеочень легко задевают личность другого человека, говорят вещи обидные, бываютнеделикатны, имеют мало уважения к тайне всякой личности. Русские самолюбивы,задевают самолюбие другого и сами бывают задеты. При обсуждении идей легкопереходят на личную почву и говорят не столько о ваших идеях, сколько о вас иваших недостатках. Они легко переходят от рассмотрения вашей мысли к нравственномутребованию от вас».
Эта область затрудненийвыявляется чаще всего в недостаточно полном понимании самой интенции общения,его тональности, стиля. Особенности этно-социокультурной области вызывают такжецелый ряд затруднений в соблюдении этикета общения. Например, в российскойкультуре собеседник, отвечая на вопрос, как правило, смотрит на спрашивающего,тогда как у целого ряда тюркских народов, например якутов, смотреть прямо вглаза старшему по возрасту или социальному положению, не принято — это вызов.Такое поведение может прервать, а не только затруднить общение. Большую роль в этойэтно-социокультурной обусловленности общения играют невербальные средства — мимика, жесты, позы, правильное «прочтение» которых — залог адекватноговзаимопонимания и взаимодействия общающихся.
Трудности общения,соотносимые с этно-социокультурной областью, преодолимы, если их спецификаотрефлексирована (осознана и принята) человеком.
Статусно-позиционно-ролевая областьзатруднений
Эта область затруднений вобщении обусловлена целым рядом глубинных причин: семейным воспитанием,позицией в общности, атрибутами роли, статусом учреждения, системы, региона,города и т.д. Такие затруднения в общении чаще всего возникают в условияхасимметрии статусов, позиций, в ситуациях нарушения прав и обязанностейконвенциональных ролей. Например, в школе право учителя спрашивать поконвенциональным отношениям предполагает обязанность ученика отвечать. Если жеученик задает вопрос, на который учитель затрудняется ответить, то, пользуясьсвоим правом спрашивать, учитель может переадресовать вопрос, отложить ответ,т.е. изменить ход общения. Единство статуса учителя как репрезентанта школы,образования, его позиции — передачи, трансляции общественного опыта и его роли- развивающего, воспитывающего и обучающего субъекта выражается в авторитетеучителя. Авторитет объединяет в себе как минимум две составляющие: авторитетличности и авторитет роли.
Формируемый с первогошкольного звонка авторитет учителя как носителя ценностей нового,неизведанного, необходимого для дальнейшей жизни, ценности учения являетсяобщепризнанным. Однако он часто приобретает черты непререкаемости,абсолютности, т.е. исключает у ученика даже попытку выскaзать, а тем болееотстоять свое мнение. В то же время роль педагога предполагает такие личностныекачества как компетентность, объективность, такт и желание помочь. Если этислагаемые авторитета проявляются в учебном процессе, то это подлинныйавторитет. Он может вызывать затруднения общения у ученика, но в силустеснения, дискомфорта, собственного незнания, трепета перед знанием Учителя,Мастера. Если же формальная роль педагога не наполняется ценностным содержаниеми личностно он не авторитетен, то общение затруднено, оно становитсяфактическим или сугубо конвенциональным. Возникает ситуация неприятия учителякак партнера общения, что является предпосылкой дополнения конвенциональныхролей негативными межличностными отношениями. И здесь вступает в силу действиеправила: если конвенциональные отношения сопровождаются позитивными имежличностными, то эффективность деятельности повышается, если межличностные отношениянапряжены до антагонизма, неприятия друг друга, то это деструктурирует ролевойрепертуар конвенциональных отношений и негативно влияет на деятельность.
Возрастная областьзатруднений
Возрастные особенностипартнеров общения также могут вызвать затруднения. Известно, что ребенок дошколы предпочитает общение со взрослыми; до среднего подросткового возрастапочти половина детей предпочитает общение со сверстниками. Это предпочтениедоминирует у старшеклассников до окончания школы, когда вновь около третиюношей и девушек проявляют интерес к общению со взрослыми. Затруднения вобщении со взрослым чаще всего возникают в связи с тем, что подросток считает,что его внутренний мир непонятен взрослым, которые продолжают обращаться к немувсе еще как ребенку. Затруднения общения могут возникнуть, когда взрослый всилу занятости или других интересов действительно не знает мира музыки,живописи, танца, кинематографа, языка и ценностей молодежной субкультуры. Вэтом случае он не имеет общего предмета общения с детьми. «С ним не о чемговорить, кроме физики» — такова оценка педагога или родителя как партнераобщения. Проблема отцов и детей в общении как бы просвечивает сквозь тканьролевых отношений. Преодоление трудностей общения, связанных с возрастнымиособенностями, заключается в постоянном личностном и профессиональномсаморазвитии, включении в жизнь общества, интересе к миру людей разныхвозрастных групп. «Кто сам не горит, а тлеет, зажечь никого не может» — гласитдревняя мудрость.
Затруднения могут возникнутьи тогда, когда, наоборот, преподаватель или руководитель моложе своих студентовили подчиненных. Стремления человека в этой ситуации казаться старше выражаетсяв подчеркнуто деловой манере общения, неадекватной строгости интонации,произвольности отбора стилистически формальных оборотов речи.
Индивидуально-психологическиеособенности как область затруднений общения
Индивидуально-психологическиеособенности партнеров общения чаще всего служат причиной коммуникативныхзатруднений. Это объясняется, во-первых, тем, что эти затруднения естьрезультат взаимосвязи и взаимодействия как минимум трех сил:индивидуально-психологических особенностей одного участника, другого участникаи их принятия друг другом. Как отмечает Е.А. Климов, совпадение индивидуальныхстилей деятельности, отражающих индивидуально-психологические особенностилюдей, есть одно из основных условий их незатрудненного общения. Во-вторых, этозатруднение в межличностном общении можно объяснить сознательным отсутствиемрегулирования, сдерживания негативно влияющих на общение своихиндивидуально-психологических особенностей, таких, например, какраздражительность, излишняя эмоциональность, критичность, скептицизм и др.Ситуация усугубляется тем, что она может быть выражением позиции одного из участниковобщения, согласно которой он должен быть «естественным» в своих индивидуальных,в частности эмоциональных, проявлениях.
Средииндивидуально-психологических особенностей партнеров, оказывающих наибольшеевлияние на общение (и вызывающих затруднения в случае отсутствия илинесоответствия этих особенностей общения) отмечаются коммуникативность(общительность), контактность, эмоциональная устойчивость, импульсивность(реактивность), экстра-, интровертированность, локусконтроля(экстеринтернальность), внутри- и внешнеобвинительность реакции, особенностикогнитивного стиля, недостаточность социальной перцепции и др.
Наиболее изученным средииндивидуально-психологических факторов, влияющих на общение, являетсяэкстраверсия-интроверсия. Это объясняется, во-первых, непосредственной иочевидной обусловленностью общения этими характеристиками. Bо-вторых, онивсесторонне исследованы благодаря портативности и отработанности методики ихопределения по опроснику Айзенка. В-третьих, эти факторы вызывают интерес благодаряавторитету. Юнга, которому, как отмечалось, принадлежит утверждение, чтоинтроверт не может быть хорошим педагогом из-за его направленности на себя, насвой внутренний мир, а не на других.
Киндивидуально-психологическим факторам, вызывающим определенные затруднения вобщении как у говорящего, так и у слушающего; относится когнитивный стильдеятельности. Это целая система особенностей познавательной, прежде всегоаналитико-синтетической (С.Л. Рубинштейн) деятельности, особенности организациисемантической памяти, структуры тезауруса, стратегии выбора средств и способовдействий и принятия решений.
Когнитивный стиль, как ивсякий другой индивидуальный стиль, есть устойчиво проявляемая в меняющихсяситуациях и в частности в коммуникативных ситуациях, особенность познавательнойдеятельности. Отмечается, что одной из основных характеристик когнитивногостиля является степень дифференцированности когнитивных структур, картины иобраза мира (Г.А. Берулава). Выделены два полярных когнитивных стиля — с низкойи высокой дифференциацией. Многие исследования свидетельствуют о том, чтосубъекты с низкой психологической дифференциацией предпочитают межличностную игрупповую деятельность индивидуальной, они более успешны в общении(Н.П.Иванов).
В то же время показано, чтолюди с высокой дифференциацией когнитивных структур лучше понимают другогочеловека.
Достаточно большиезатруднения вызывает низкий уровень эмоциональной регуляции (или его отсутствиев общении), проявляющийся в неконтролируемой реакции партнеров общения друг надруга, на текст, на всю коммуникативную ситуацию. Стрессором может бытьдеятельность, партнер или сам говорящий (Н.В. Витт). В зависимости от этогоменяется общая тональность общения, интонационная, лексико-грамматическаяхарактеристика текста, невербальные средства. Соответственно можно сказать, чтоиндивидуально-психологические особенности, включающие интеллектуальные,аффективные (эмоциональные), волевые, поведенческие, личностные проявления,могут как облегчать, так и затруднять общение. Все, что вызывает затруднение в межличностномобщении, должно быть предметом, осознания и коррекции.
Отмечая влияниеиндивидуально-психологических особенностей партнеров общения на этот процесс,исследователи имеют в виду неакцентуированных людей. Акцентуация характера,личности (К. Леонгард, А.Е. Личко) — это чрезмерная выраженность отдельныхчерт, личностных, характерологических проявлений (интеллектуальных,эмоциональных, волевых, поведенческих). В настоящее время выделены 13 типовакцентуации характера (личности), каждый из которых имеет общеповеденческуюспецифику коммуникативного проявления:
— циклоидный — счередованием фаз настроения;
— гипертимный — постоянная приподнятость настроения; лабильный — с резкой сменой настроения;астенический, со свойственной ему раздражительностью, утомляемостью,склонностью к депрессиям;
— сензитивный — собостренным чувством собственной неполноценности, повышеннойвпечатлительностью;
— психоастенический — высокая тревожность, склонность к самоанализу, сомнениям, рассуждениям;
— шизоидный тип, которомусвойственна замкнутость, интроверсия, неконтактность, отсутствие эмпатии;
— эпилептоидный,характеризующийся конфликтностью, вязкостью мышления, излишним педантизмом,тоскливым настроением;
— паранойяльный(параноидный) тип, отличающийся обидчивостью, стремлением к доминированию,неприятием мнения других, стойкостью отрицательных аффектов, высокойконфликтностью;
— истероидный тип,характеризуемый стремлением привлечь к себе внимание, фантазированием,притворством, лживостью;
— дистимный — склонный кдепрессиям, преобладанию пониженного, мрачного настроения;
неустойчивый — с легкойсменой настроений, склонностью подпадать под влияние;
— конформный типхарактеризуется недостаточностью критичности, зависимостью от мнения других.
Отмечается, что чистыетипы акцентуации встречаются редко, чаще встречаются смешанные типы и типы снеявно выраженной акцентуацией. Однако очевидно, что акцентуированность в любомслучае проявляется в характере общения. В силу этого оно может быть неадекватнымкоммуникативной ситуации (непонимание, срывы, оскорбления, прекращениеобщения). Человек, прежде всего, должен знать своиивдивидуально-психологические особенности, особенности собеседников и учитыватьих для предотвращения затруднений в общении.

Заключение
 
Какое жеместо в жизни общества занимает общение? Решение этой проблемы является весьмаспецифичным в рамках отечественной психологии. Сам термин «общение» не имеетточного аналога в традиционной психологии не только потому, что не вполнеэквивалентен обычно употребляемому английскому термину «коммуникация», но ипотому, что содержание его может быть рассмотрено лишь в понятийном словаретеории деятельности. Конечно, в структуре общения могут быть выделены такие егостороны, которые описаны или исследованы в других системахсоциально-психологического знания. Так, например, по отношению к межличностномуобщению приводятся три группы значений, свойственных обыденному сознанию(Куницына, Казаринова, 2001): 1) объединение, создание общности, целостности («хорошаякомпания, друзья»); 2) передача сообщений, обмен информацией («разговаривать,беседовать»); 3) встречное движение, взаимопроникновение, нередко носящеетайный или интимный характер («глубоко понимать друг друга»). Здесь по существукак раз и показано, как в понятие общения включаются три различных процесса.Однако суть проблемы, как она ставится в отечественной психологии,принципиально отлична и не сводится к простому суммированию названных трехпроцессов. Оба ряда отношений человека – и общественные, и межличностные –раскрываются, реализуются именно в общении. Таким образом, корни общения – всамой материальной жизнедеятельности индивидов. Общение же и есть реализациявсей системы отношений человека. «В нормальных обстоятельствах отношения человекак окружающему его предметному миру всегда опосредованы его отношением к людям,к обществу» (Леонтьев, 1975), т.е. включены в общение. Здесь особенно важноподчеркнуть ту мысль, что в реальном общении даны не только межличностныеотношения людей, выявляются не только их эмоциональные привязанности, неприязньи прочее, но в ткань общения воплощаются и общественные, безличные по своейприроде, отношения. Многообразные отношения человека не охватываются толькомежличностным контактом: положение человека за узкими рамками межличностныхсвязей, в более широкой социальной системе, где его место определяется неожиданиями взаимодействующих с ним индивидов, также требует определенногопостроения системы его связей, а этот процесс может быть реализован тоже тольков общении. Вне общения просто немыслимо человеческое общество. Общениевыступает в нем как способ цементирования индивидов и вместе с тем как способразвития самих этих индивидов. Именно отсюда и вытекает существование общения одновременнои как реальности общественных отношений, и как реальности межличностныхотношений. Естественно, что каждый ряд отношений реализуется в специфическихформах общения. Общение как реализация межличностных отношений – процесс, болееизученный в социальной психологии, в то время как общение между группами скорееисследуется в социологии. Общение, в том числе в системе межличностныхотношений, порождено совместной жизнедеятельностью людей, поэтому оноосуществляется при самых разнообразных межличностных отношениях, т.е. дано и вслучае положительного, и в случае отрицательного отношения одного человека кдругому. Тип межличностных отношений не безразличен к тому, как будет построенообщение, но оно существует в специфических формах, даже когда отношения крайнеобострены. То же относится и к характеристике общения на макроуровне какреализации общественных отношений. И в этом случае, общаются ли между собойгруппы или индивиды как представители социальных групп, акт общения неизбежнодолжен состояться, вынужден состояться, даже если группы антагонистичны. Такоедвойственное понимание общения – в широком и узком смысле слова – вытекает изсамой логики понимания связи межличностных и общественных отношений. Выступаяпредставителем некоторой социальной группы, человек общается с другимпредставителем другой социальной группы и одновременно реализует два родаотношений: и безличные, и личностные.
Речевое общение широкоисследуется во всем мире. Достаточно сказать, что только в США этой проблемойзанимаются несколько десятков тысяч научных работников. Созданы специальныецентры изучения общения (например, Центр Карнеги). При этом до сих пор недостигнуто единство в толковании самого понятия «общение», его форм,механизмов. Естественно, что исследователи по-разному, с разных точек зрения интерпретируютэтот процесс, создавая его различные модели, предлагая разные подходы к егоизучению: коммуникативно-информационные, интерактивные, деятельностные и др.
 

Литература
 
1.        Андреева Г.М. Психология социального познания:Учебник. – М.: Аспект Пресс, 2000. – 288с.
2.        Леонтьев А.А.Педагогическое общение. – М., 1996.
3.        Рогов Е.И.Психология общения. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001.
4.        Талызина Н.Ф.Педагогическая психология. – М., 1998.
5.        Шейнов В.П.Скрытое управление человеком (Психология манипулирования)/ В.П.Шейнов. – М.,2006.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.