Реферат по предмету "Философия"


Фридрих Ницше "Так говорил Заратустра"

Государственный университет
Высшая Школа Экономики
Факультет
Экономика
 
 
 
 
 
 
 
Реферат по философии
На тему: «Так говорил Заратустра»
Выполнил: Нечаев Алексей Владимирович
Учащийся 114гр.
1-ого курса экономики
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2005г. Москва
План
Введение                                                                                                      2стр.
Мысли и идеи
а)Об ученых                                                                                     3стр.
б)О церкви исвященниках                                                               4стр.
в)О войне и войнах                                                                            5стр.
г)О любви и браке                                                                             6стр.                                                                                               
         д) О трех превращениях                                                                  8стр.
е) Осверхчеловеке                                                                            8стр.
Заключение                                                                                                 10стр.
Списоклитературы                                                                                    12стр.
Введение
ФридрихВильгельм Ницше родился в 15 октября 1844года в местечке Рёккен у Лютцена,Германия. День рождения совпал с днем рождения короля-Фридриха Вильгельма IV,поэтому мальчик был назван в его честь. Отец и мать Ф. Ницше происходили изсемей священников, но это были очень разные священники. Дед Ф. Ницше по отцу получилстепень доктора теологии и написал несколько богословских трудов. Бабка поотцу, достопочтенная матрона Эрдмуге Доротея, в молодости вращалась в высшемсвете. Первым ее мужем был веймарский придворный адвокат, она видела Наполеонаи Гете. А вот дед по матери был простым сельским священником, сыномремесленника. У него было одиннадцать детей. Отец философа, Карл Людвиг Ницше,не посрамил чести своего отца-теолога и матери-светской дамы. Хотя он изакончил свои дни священником в глухой провинции, начинал свою карьеру он каксвященник придворный. Карлу Людвигу Ницше еще не было и тридцати, когда он сталдуховником детей знатных особ, в частности, воспитывал принцесс Альтенбургских.Ему покровительствовал Фридрих Вильгельм IV, король Пруссии.  Такой была семья,в которой родился в будущем знаменитый философ.
 В 1846 на светпоявляется сестра Ф.Ницше Элизабет, которой будет суждено сыграть большую рольв жизни будущего философа. 1849-1850 годы на всё жизнь останутся в памятималенького Фридриха. 27 февраля  1849 года рождается брат Фридриха Йозеф. 30июля  после года безумия умирает отец Ницше. 3 января Фридриху приснился сон:«В ту пору мне однажды приснилось, что в церкви звучит орган — как напохоронах. Когда я пошел посмотреть, в чем причина, вдруг разверзлась могила, имой отец в саване поднялся из нее. Он быстро идет в церковь и вскоревозвращается, держа на руках маленького ребенка. Могильный холм раскрывается,ой сходит в могилу, и земля смыкается над ним. Тотчас же орган смолк, и япроснулся.»[1] — На следующий день после этой ночи маленькому Йозефу сделалось плохо, у негоначались судороги, и в несколько часов его не стало. Сон полностью сбылся. В1851-1862 годы Ф.Ницше учится, сначала в подготовительной школе прикафедральной гимназии, затем в Намбурской гимназии, там он за 12 дней пишетисторию своего детства. 6 октября 1858 года Фридрих поступает в школу Пфорта. Вэто время его начинают занимать философские и этические проблемы. Любимымиавторами Ницше становятся Шиллер, Байрон, Гёльдерн. В 1861 первом годупроисходит первое знакомство с Вагнеровской музыкой. В 1862 году Ницшеотправляется в боннский университет для изучения теологии и филологии. Затемпродолжает своё обучение в Лейпцигском университете. Знакомится с творчествомШопенгауэра. В 1868 году знакомится с Рихардом Вагнером, пишет первые двестатьи о Диогене Лаэртском. На  год позже Фридрих Ницше, на основаниирекомендации профессора Ричля утверждается в должности экстраординарногопрофессора классической философии Базельского университета. В 1873 году у Ницшепроисходит резкое и уже периодически повторяющееся всю жизнь ухудшениездоровья. Через 3 года он освобождается по болезни от преподавания вуниверситете. 1878 выход в свет книги «Человеческое, слишком человеческое»,непринятие книги в философских кругах. 1882 год знакомство с Лу Саломэ, дочерьюпетербургского генерала и почитательницей книг Ф.Ницше. Начало их близкойдружбы. Лу Саломэ — женщина, которая оставит много противоречий в душе Ницшепосле их разрыва. В 1883 году выходит первая часть книги «Так говорилЗаратустра». Ницше говорит, что на него снизошли два «видения»:сначала мысль о «вечном возвращении», а потом и образ самогоЗаратустры.Дальнейшая хронология написания книги представляет собойсовершенный образец чисто штурмового вдохновения. Книга создавалась урывками,но в необыкновенно короткие сроки: фактически чистое время написания первыхтрех частей заняло не больше месяца, по десять дней на каждую, так чтоокончательный календарь выглядит следующим образом: 1 — 10 февраля 1883 г. вРапалло: 1-я часть; вышла в свет в июне того же года в лейпцигском издательствеШмейцнера. 26 июня — 6 июля 1883 г. в Рапалло: 2-я часть; вышла в свет всентябре в том же издательстве. 8 — 20 января 1884 г. в Сильс-Мария: 3-я часть;вышла в свет в марте там же. Последняя, 4-я часть была написана в Ницце вянваре — феврале 1885 г. и вышла в свет в апреле того же года в издательствеНаумана в количестве 40 экземпляров, предназначенных только для узкого кругазнакомых.1886 год издание на собственные деньги книги «По ту сторону добра изла». Начало работы над книгой «Воля к власти». Тяжёлая болезнь. 1888 годстановится одним из самых важных в его жизни. В это время Ф.Ницше пишет:«Антихрист», «Сумерки Идолов», «Казус Вагнера», начало работы над «Ecce Homo».Первые явные признаки душевного расстройства. 3 января 1889 годаапоплексический удар на улице и окончательное помрачнение. 11 лет жизни Ф.Ницшепроводит в безумии, 25 августа 1900 года в полдень Фридриха Ницше не стало.
Моя работанаписана по книги Ф.Ницше «Как говорил Заратустра», книга содержит большоеколичество разнообразных мыслей и идей. Для своей работы я выбрал несколькоосновных идей, речь о которых и пойдёт ниже. Я попытаюсь раскрыть их максимальнополно и высказать свой взгляд на эти идеи Ф.Ницше. Книга написана от первоголица-Заратустры, который в возрасте 30-ти лет покинул свою родину и пошёл вгоры. А по прошествии десяти лет Заратустра
Об учёных.Ницше резко критикует учёных и  весь учёный мир. Однако тяжело понятьоснования этой критики, слишком много символизма в высказываниях. «Пока я спал,овца принялась объедать венок из плюща на моей голове,- и, объедая, онаговорила: «Заратустра не учёный больше»»[2].Из этого высказывания можно сделать вывод, что Заратустра, герой созданныйНицше, раньше и сам являлся учёным или имел какое-то отношение к учёным. Но современем Заратустра понял всё «гнилость» общества учёных, и науки в целом:«Ибо истина в том, что ушёл я из дома учёных, и ещё захлопнул дверь за собой»[3]. Как пишет автор: «Слишком долгосидела моя душа голодной за их столом; не научился я, подобно им, познанию, какщелканью орехов».[4]Видимо это и стало одной из причин покидания общества учёных, Ницше видит его слишком«пустым», и ничего не делающим. Считает что все учёные просто «греются взваниях и почестях».  Он считает, что учёные слишком осторожны в рассуждениях.Что в их сердцах нет пыла, они, учёные, разучились лгать, и верят только опыту,суждения их  поверхностны, а истины ничтожны, они сами уже с опаской относятсядруг другу. Примером этому могут служить  следующие цитаты:
«Когда выдаютони себя за мудрых, меня знобит от мелких изречений и истин их; часто отмудрости их идёт запах, как будто она исходит из болота; и поистине, я слышалуже, как лягушка квакала в ней».[5]
«Застывшим умамне верю я»[6]
«Они зоркоследят за пальцами друг друга и не слишком доверяют один другому».[7]
В последней четвертой части автор«кричит»: «Остерегайтесь также ученых! Они ненавидят вас: ибо они бесплодны! Уних холодные, иссохшие глаза, пред ними лежит всякая птица ощипанной»[8].  Отсюда понятно, что Ф.Ницшекритикует далеко не науку, и не самих учёных, а научный подход. И он ненавидитэтот научный подход за то, что учёные «обдирают перья с птицы», за то, что онисвоими холодными суждениями и простыми механическими законами объясняют чудеса.За то, что их ум слишком усушен наукой. Из-за своих научных объяснений онитеряют ощущение жизни, превращают реальность вокруг в мир сплошной информации ицифр, мир, где всё стандартно, и задается с помощью языка цифр мир, где всёможно описать через формулу. А если какое-то явление непонятно, то сразу жеставят опыт, и этот опыт является неопровержимым доказательством какой-либоформулы. Ницше высказывается против всего этого через своего Заратустру,который несет новое мироощущение людям. И в этом новом мироощущениигосподствует смех и добро, любовь, и радостный танец. Здесь отсуцтвует духтяжести и задумчивости.  И я согласен с Ницше, но только если не переходить загрань критики научного подхода. Но в более поздней своей книге «По ту сторонудобра и зла» Фридрих Ницше в ещё более резкой форме отзовется об ученых. И хотядействительно наука на рубеже 19-20-ого веков ещё только стояла на порогевеликих открытий, таких как лазер, теория относительности, энергия атома ит.п., я  всё же считаю критику резкой и необоснованной в отношении учёных, еслизаходить за грань критики научного подхода и начать «разоблачать» весь ученыймир, показывая всю его несостоятельность. Е.П.Блавтская, одна из самых спорныхличностей 20-ого века, в своем труде «Тайная доктрина» так же приводит большоеколичество «реальных» фактов для того, чтобы доказать невежество научного мира.Но мир и наука развиваются независимо  от «обличителей», таких как Ф.Ницше иЕ.П.Блавтская и мы сейчас с удовольствием пожинаем плоды «гнилой» и «неточной»науки. Компьютер и сотовый телефон стали обыденностью ещё в прошлом веке. Агармонию философии, любви, добра каждый познает независимо от времени, вкотором он живет. Поэтому нападки философов на науку, которая дала мируогромное количество полезных вещей, считаю безосновательными.
О церкви исвященниках.  Прежде всего, обратимся к биографии самого Ф.Ницше. Отеци мать философа были священниками, и маленький Фридрих воспитывался в глубокорелигиозной семье, он часто с отцом посещал церковь, рос в любви к богу. Но воткогда вырос, одним из первых твердо заявил: «Бог мертв!»[9].
            Ницше считает, чторелигия ложна, и дает ложные ценности людям, обманывая их: «Тот, кого называютони избавителем, заковал их в оковы. В оковы ложных ценностей и слов безумия!Ах, если  бы кто избавил их от их избавителя!»[10].А «избавитель» «знал только слезы и скорбь иудея, вместе с ненавистью добрых иправедных — этот иудей Иисус;  тогда напала на него тоска по смерти. Зачем неостался он в пустыне и в дали от добрых и праведных! Быть может, он научился быжить и научился бы любить землю – и вместе с тем смеяться. Верьте мне, братьямои! Он умер слишком рано; он сам отрекся бы от своего учения, если бы достигмоего возраста!»[11].Довольно веское утверждение того, что Иисус, просто недорос до нужноговозраста. Ницше явно выражает свое отвращение к христьянской религии: «Не иначеумели они любить своего Бога, как распяв человека!»[12]. Его «тошнит» от церквей: «О, этот поддельныйсвет, этот спертый воздух! Здесь душа не смеетвзлететь на высоту свою!»[13].Вместо религии Ницше предлагает философию, свою философию. Философию –сверхчеловека. Он считает что даже Иисус со временем сам бы отказался от своихпроповедей. Следовательно ставит себя на ровне с ним. А устами своего Заратустрыон говорит о новой формации человека: «Я бы поверил только в такого Бога,который умел бы танцевать».[14]То есть Ницше готов поверить в существование Бога, но только веселого,танцующего бога, а не того догматичного, все прощающего «христьянского» Бога.Это неприятие порождено длительным и глубоким философским анализом. Позже Ницшеподробнейшим образом  изложит все свои мысли по поводу религии в «Антихристе». В«Как говорил Заратустра» Ницше только поверхностно говорит о религии, точнее онотрицает церковь, священников, христьянизм, не приводя при этом ни одногочёткого факта  на основании которого он делает такие выводы. Здесь мы можемрассматривать Ф.Ницше как нигилиста. Судит он горячо, нонеубедительно.
            О войне и воинах. Этой мыслиФ.Ницше уделил отдельный «разговор» Заратустры. И четко и конкретно обозначилвсе идеи и мысли по поводу войны и войнов. И лучше чем словами Ницше тут ничегоне скажешь. Необходимо только пояснит, что Ф.Ницше имеет в виду под понятиями «война»и «воин». Под «войной»  автор понимает не только боевые действия, но такжеразличные жизненные ситуации, и вообще жизнь в целом, под понятием «воин» авторпонимает не столько солдат, и военных сколько каждого человека как личность,приписывая ему качества воина: храбрость, силу, выносливость и т.п… Вообще этодовольно абстрактные понятия, и довольно тяжело точно конкретизировать, чтофилософ подразумевает под ними. Лучше всего прочитать мысли самого Ницше:
«Я вижу множество солдат; как хотел бы я видеть многовоинов! «Мундиром» называется то, что они носят; да не будет мундиром то, чтоскрывают они под ним!»[15]
«Будьте такими, чей взор всегда  ищет врага – своего врага»[16].
«Своего врага ищите вы, свою войну ведите вы, войну засвои мысли!»[17]
«Любите мир как средство к новым войнам»[18].
«Я призываю вас не к работе, а к борьбе. Я призываювас не к миру, а к победе. Да будет ваш труд борьбой и мир ваш победой!»[19]
«Можно молчать и сидеть смирно,только когда есть стрелы и лук; иначе болтают и бранятся»[20].
«Вы говорите, что благая цельосвещает даже войну? Я же вам говорю, что благо войны освещает любую цель»[21].
«Война и мужество совершили большевеликих дел, чем любовь к ближнему. Не ваша жалость, а ваша храбрость спасаладоселе несчастных»[22].
«Что хорошо? Спрашиваете вы. Хорошобыть храбрым. Предоставьте маленьким девочкам говорить: «быть добрым – вот чтомило и в то же время трогательно»».[23]
Из этого набора цитат мы можем хорошо представить себе, каким Ницше хочет видеть человека — «воина». Онсчитает, что каждый человек должен быть «воином», и принимать «войну» не какнеобходимую службу, а как стиль жизни, каждый человек должен постоянно вестиборьбу за свои мысли,  идеи, и непременно отстаивать их. И Ницше желает победыкаждому индивиду, который ведет свою борьбу, но далеко не каждый победит вборьбе, но это не так важно, важен именно процесс.  Автор подводит нас к томуфакту, что «война» должна всегда иметь место, так как без войны люди начинают терятьориентиры добра и зла, любви и сострадания, всегда для того, чтобы понятьистину сострадания, необходимо, чтобы существовала и жестокость, так же и сдобром, чтобы понять, что есть хорошо, а, что плохо, необходимо сравнить. Реальностьжизни требует от человека храбрости, борьбы, напряжения, твердости, жесткости,а не добра и расслабленности. Философ говорит, что в борьбе совершается великихдел больше, чем в обыденном состоянии. Именно борьба, индивидов выделяет самыхсильных, именно борьба убивает слабых и «гнилых». В противостоянии люди доходятдо края своих возможностей, противостояние показывает все недостатки каждойличности. Борьба – основной инструмент отбора в природе. И самый яркий примертому мировая история. Правители, такие как Иван Грозный и Петр I, были далеко не добрыми, наоборот их времена отмеченыкровавой точкой на карте истории, количество войн в их время высоко. ОднакоПетр I – великий реформатор, и создатель русскогофлота, победоносец. Иван Грозный – одна из самых уважаемы и значительныхличностей в истории Руси, расширил границы в три раза.  «Любовь народа, этосмесь поровну любви и страха»[24] — поэтому Ф.Ницше полностью прав говоря, что «благо войны освещает любую цель!»[25]. Как бы война не осуждалась, какойбы страшной не была, она все же необходима, как в глобальном, так и локальномплане. Это не призыв к новой мировой войне, это констатация  фактанеобходимости воин, смерти и страха. Чтобы люди научились ценить любовь, жизньи свободу. На весах  должны лежать равные гири с двух сторон, чтобы весы были вравновесии. При отсуцтвии гирек, весы сами по себе теряют всякий смысл. Так и вжизни либо существует добро и зло, либо жизнь теряет смысл. Это факт. И Нищеиногда в своих книгах говорит о чем-то подобном. Позже эти идеи и были взятыГитлером. Якобы, выдвигая Ницше как идеолога фашизма. Идея «сверхчеловека», которой пронизаны все поздние книги Фридриха Ницше, идеально подходила для вдохновенияогромных масс людей на войну. Идеи Ф.Ницше были просто удобны Гитлеру. Сам жефилософ открыто выступал при жизни с критикой зарождавшегося тогда фашизма. Егофилософия была трактовано неверно, поверхностно. Жаль, Ницше уже не было вживых к этому времени.
            О любви и браке.Одна изсамых интересных тем, если рассматривать её вконтексте с биографией Фридриха Ницше. Ницше некогда не был женат, у него не было детей, да иженщин в его жизни было мало. Женщин, которые сыграли какую-нибудьроль в жизни Фридриха можно перечислить: мать, сестра Элизабет, ЛуАндреас-Саломе и Мальвида Мейзенбуг.  Мать она и естьмать. У Ницше и его сестры были теплые отношенияпочти всё жизнь, Элизабет распоряжалась архивом философа,он часто советовался с ней, и поддерживал постоянную связь. М. фон Мейзенбугдруг Ницше. А вот Лу Саломе нельзя отвести какую-нибудь яркоопределенную роль, но бесспорно роль её важна,достаточно сказать, что она было одной из тех немногих женщин, которым Ф.Ницшепредлагал стать его женой. После разрыва с ней Ницше иначнет писать книгу «Так говорил Заратустра». Вообще довольнотяжело представить себе, чтобы человек не искушенный вделах любовных, такой, каким был Ницше, мог здраво рассуждать о женщинах. Вот Ницше здраво рассуждал о нихтолько на 50%. Насколько здраво рассуждает человек говоря: «Всё в женщине-  загадка, и все в женщине имеет одну разгадку: она называется беременностью»[26], дальше больше: «Мужчина долженбыть воспитан для войны, а женщина – для отдохновения воина; все остальное –глупость»[27] или «поверхность-душаженщины, подвижная, бурливая пленка на мелкой воде. Но душа мужчины,глубока ее бурный поток шумит в подземных пещерах; женщина чует его силу, но непонимает ее»[28]. Здесь на лицоразличие которое проводин Ницше между женщиной и мужчиной, намекая намелочность женщин. Считать такие рассуждения здравыми, считаю самообманом. Итакие нездоровые рассуждения о женщинах начинают встречаться все чаще в более позднихкнигах. Однако есть и совершенно здравые мысли, так об отношениимежду мужчиной и женщиной Ницше пишет: «Двух вещей хочет настоящиймужчина: опасности и игры. Поэтому хочет он женщиныкак самой опасной игрушки»[29],  «пусть мужчина боится женщины,когда она любит: ибо она приносит любую жертву и всякая другая вещь не имеет для неецены»[30].  Об отношенииполов Ницше писал, будучи не сильно втянут в эту сферу человеческой жизни и этозаметно.  Но что касается брака и любви как чувства, тут все хорошо и детально разобрано. Возможно, все выводы сделаныфилософом посредством наблюдения за людьми. Для продолжениярассуждений лучше, привезти слова самого Ницше, а затем прокомментировать их. И вот что он пишето любви и браке: «Много коротких безумств – этоназывается у вас любовью. И ваш брак, как одна длинная глупость, кладет конецмногим коротким безумствам»[31].  
«Ты молод ижелаешь ребенка и брака. Но я спрашиваю тебя:насколько ли ты человек, чтобы иметь право желать ребенка? Или в твоем  желанииговорят зверь и потребность? Или одиночество? Или разлад с самим собою?»[32]
«Я хочу, чтобытвоя победа и твоя свобода страстно желали ребенка. Живые памятники должен тыстроить своей победе и своему освобождению»[33]
«Брак – так называю я волю двух создать одного, который больше создавшихего»[34].
«Да, яхотел бы, чтобы земля дрожала в судорогах, когда святой сочетается с гусыней. Одинвышел, как герой, искать истины, а в конце добыл он себе маленькую наряжённуюложь. Своим браком называет он это. Другой был требователен в общении иразборчив в выборе. Но одним разом испортил он на все разы своё общество: своимбраком называет он это. Третий искал служанки с добродетелями ангела. Но однимразом стал он служанкою женщины, и теперь ему самому надо бы стать ангелом. Осторожныминаходил я всех покупателей, и у всех у них были хитрые глаза. Но жену себе дажехитрейший из них умудряется купить в мешке»[35]
«И дажеваша лучшая любовь есть только восторженный символ и болезненный пыл»[36]. «Любовь-это факел, который долженсветить вам в высших путях»[37].
«Плохихсупругов находил я всегда самыми мстительными»[38].
«Любитьи погибнуть!»[39]
Судит Ницше о любви, не со стороны страсти, а с глобальнойстороны, он считает, что любовь как маяк должна помогать в достижении целей,она должна всегда быть ориентиром, а не занимать мысли, и разум человека. Талюбовь, которую он видит это всего лишь иллюзия любви, «болезненная» иллюзия.Любовь в его представлении должна быть фатальна и гиперболична, как и всечувства, мысли и принципы в человеке, по мнению Ницше. Поэтому он и говорит: «Начнитеже учится любить»[40].В этих рассуждения Ницше продолжает философию, развитую ещё Шопенгауэром,который сказал: «любовь мешает жить!». Имея ввиду, что любовь отнимает время учеловека. И Шопенгауэру жалко этого потерянного времени. По его мнению, любовьне стоит в таком ряде как музыка, живопись, философия, литература, просточувство, которое вспыхивает самопроизвольно и не поддается контролю.
Брак жеНицше считает тюрьмой для двоих, по крайне мере на данном этапе развитиячеловечества. Он приводит несколько примеров того, как мужчины выбирали себежен, и каждый пример заканчивается плачевно. Под «настоящим» браком Ницшеподразумевает брак равных, сильных людей, желающих оставить ещё более сильноепотомство. Сынов, – которые будут памятниками своим отцам и матерям.  На данныймомент Ницше таких браков не видит на земле. В одной из своих частных переписокНицше будет рассуждать об опасности неравных браков. Когда один из супруговчеловек просвещенный и умный, а второй супруг менее просвещен и умён. Так вот втаких браках, по наблюдению Ницше, чаще всего не глупый становится умней, аумный сходит с ума от умственного кризиса и постепенно деградирует. Процессэтой деградации он наблюдал у нескольких супружеских пар. Наверно Ницше пособственным соображениям, так и не женился, толи равного себе не нашел(хотяпредлагал женится нескольким женщинам, правда в ряде случаев это была простомимолетная слабость, а случае с Лу Саломе заблуждение), толи слишком сильнобоялся «оков» брака, но так или иначе потомства он не оставил.
Отрех превращениях. Этот разговор посвящен трем превращениям, которыедолжен пройти дух человека, по мнению Ф.Ницше, для того чтобы достигнутьсовершенства  в этом мире, и совершить полный путь от конца до начала. Этоусловная шкала, на которой показан уровень развития человеческого духа поНицше. Первое превращение, которое называет Ф.Ницше – верблюд. Дух становитсяверблюдом тогда, когда он спрашивает: «а что есть тяжесть?»[41]. Этого состояния достигает дух  испрашивает: «что есть трудное? »[42].В общем автор подразумевает, что должно настать время когда человек задастсявопросами жизни, в глобальном, не обычном житейском плане. И попытается понятьчто, есть, что на самом деле. «Всё самое трудное берет на себя выносливый дух:подобно навьюченному верблюду, который спешит в пустыню,  спешит и он в своюпустыню. Но в самой уединенной пустыне совершается второе превращение: здесьльвом становится дух, свободу хочет он себе добыть и господином быть в своейсобственной пустыне»[43]. Втрое превращение духа – лев. Лев это эволюция желания познания, в желаниегосподства и силы. Лев, переходит из разряда «воина», который «должен» в разрядхозяина и повелителя, который «хочет». Здесь проявляется изменение в планежеланий и обязанностей. Теперь личность недолжна, признавать никакого господинанад собой. Теперь каждое её желание она должна осуществлять, теперь нетобязанностей, остались только желания. «Братья мои, к чему нужен лев вчеловеческом духе? Чему не удовлетворяет вьючный зверь, воздержанный ипочтительный? Создавать новые ценности этого ещё не может лев».[44] Третьей и последней стадией,развития человеческого духа,
которуювыделяет Ницше является  — ребенок. «Дитя есть невинность и забвение, новоеначинание, игра, самокатящееся колесо, начальное движение, святое словоутверждения»[45].Последняя стадия превращения духа, невинное дитя. По той простой причине, чтодля ребенка ещё неписаны людские законы, именно дитя играет там, где хочет, незадумываясь ни о чём, в нём еще нет страха, и всего того, чем насыщенна людскаяжизнь, нет обыденности жизни. Поэтому ребёнок сам может писать новые законы, называть картиной свою мазню и свято верить в то, что это шедевр.
Осверхчеловеке.
«— Ябуду учить вас о Сверхчеловеке. Человек есть нечто, что следует преодолеть. Чтосделали вы для этого? Все существа всегда создают нечто высшее, нежели онисами. Вы что хотите быть отливом среди этого прилива? Что такое обезьяна поотношению к человеку — стыд и жалкое уродство. Человек по отношению кСверхчеловеку — то же лишь стыд и жалкое уродство. Вы прошли долгий путь отчервя до человека, но слишком много у вас осталось еще от червя. Когда-то выбыли обезьяной — смотрите, как много в вас еще от обезьяны. Смотрите, я учу васо сверхчеловеке! Сверхчеловек — смысл земли. Пусть ваша воля говорит: да будетсверхчеловек смыслом земли. Поистине человек — это грязный поток. Надо бытьморем, чтобы принять в себя грязный поток и остаться чистым. Смотрите, я учувас о Сверхчеловеке — он это море, в котором тонет ваше великое презрение. Негрехи ваши, но чванство ваше вопиет к небесам: ничтожество грехов ваших вопиетк небесам! Но где же та молния, которая лизнет вас своим языком? Где тобезумие, которое необходимо привить Вам? Смотрите я учу вас о сверхчеловеке: он— эта молния, он — это безумие!»[46]это изложено на одной из первых страниц книги Ф.Ницше «Так говорил Заратустра».В этих словах Ф.Ницше кратко излагается сущность его философии и смысл егосудьбы. Именно проповедованием своей концепции сверхчеловека будет заниматьсяНицше на протяжении всей книги. Читая диалоги Заратустры,  мы постояннонаталкиваемся на идею «сверхчеловека». Недаром эта книга в творчестве Ницшеявляется книгой, предшествиницей знаменитой книге «Сверхчеловек».  Попытаемсяпонять, что Ницше вложил в свою концепцию сверх человека. Во-первых«сверхчеловек», это существо совершенно аморальное, не считающееся с никамиморальными нормами или рамками, существо наполненное разрушенными идеалами изпроизведения Ницше «Человеческое, слишком человеческое». Мораль противна дляНицше потому, что она отчуждает человека от чистого и сверхразумного ритмажизни, от первичного источника бытия — потому что она ставит между человеком имиром “иллюзию”, успокаивает духовную тревогу, подменяет страшный и опасныйвопрос “Кто Я? Где Я?” поспешной системой неоплаченных и непродуманных ответов.Мораль — грех против Жизни и Истины. Она вуалирует Бездну, защищая слабых. ЭтоНицше еще мог признать. Но она посягает и на свободу высших людей, на расугоспод, удерживает в узде присущую элите волю к Истине. Все те ложные чувства ивсё то ложное поведение, обманчивые идеи который вскрыл Ф.Ницше, все это онвложил с своего «сверхчеловека», добавив, что нет бога, значит «сверхчеловек»станет им. Главное, что должно исходить от сверхчеловека — призыв к духовнымпревращениям, внутреннему дисциплинированию и воспитанию собственной личности,ответственной за будущее. “Бог умер! Мы его убили — вы и я!”[47], — говорит Ницше словами“сумасшедшего” в своей работе “Весёлая наука”. На место бога встаёт человек, ноне обычный, как мы все, а сверхчеловек — идеал человека, лишённый многихморальных запретов и наделённый почти неограниченными правами, то, к чемудолжен стремиться каждый из “обычных” людей. Сверхчеловек рождается, говоритНицше, чтобы создать новую человеческую общность. Объединенные в нее людистановятся «сеятелями будущего». Им претит мораль рабов, угнетенных,взывающих к филантропии и состраданию. Они освобождают себя сами, для чего импрежде всего нужны сила и дерзость. Не дворянское звание, не туго набитыйкошелек торгашей, не служба князю или какому-то другому властителю делает ихаристократией, элитой, но величие духа, чистота и новизна целей, решимостьотбросить, как обветшавшие, но еще крепкие цепи, все условности, догмы,предрассудки попавшей в глубокий кризис цивилизации. Сверхлюди, должны создатьрасу господ – богов, расу которая не ищет успокоений и иллюзий. Она ищет Истиныи Власти, она интересует безднами и угнетает и презирает тех, кто устроениначе, то есть расу рабов. Раса рабов, напротив, заимствует жизнь вовне,огораживается предписаниями, нравственными запретами и обязательствами,которые, однако, выполнять не торопиться… Раса рабов предпочитает добро,мягкость, снисхождение, комфорт, безопасность, сытость, культуру — короче всето, что делает их существование закрытым для злых и бушующих энергийнеразумной, дикой и страшной реальности. Такой “расизм” не имеет ничего общегос вульгарным национализмом, который Ницше беспощадно высмеивал. Грань междудвумя расами проходит не по цвету кожи, языку, религиозной или государственнойпринадлежности. Эта черта. связанная со строением души. Внутреннее«я» человека заведомо принадлежит к определенной касте, и это чащевсего фатально. Таким образом, жизнь — это человеческая жизнь, человек в этойфилософии становится на главное место, становится мерилом всего бытия. Человекрассматривается не как бесстрастно-теоретическое существо, а как субъективнозаинтересованный в целях и задачах своей деятельности, как единственноесущество, способное к нравственной оценке. Нравственность в философии Ницшеимеет первоочередное значение. Главная идея ницшеанской морали — волюнтаризм — учение о воле как о первооснове всего сущего. Эту идею Ницше заимствовал у А.Шопенгауэра, кого он считал своим учителем в начале своего пути.
            Заратустра- это не сверхчеловек, это “мост” к сверхчеловеку. Обычные люди — это исходныйматериал, почва для выращивания сверхчеловека. Сверхчеловек — это новый “культличности”, далеко выходящий за рамки “культа личности” обычных людей и легший воснову мифологии Ницше, изложенной более полно в “Сверхчеловеке».
Людейпропитанных идеей «сверхчеловека» показал Достоевский в своем романе «Бесы».Страшная сила помещает Кириллова из “Бесов” Достоевского в желтую камерудобровольного суицида — если “Бога нет, то мы — Боги” — говорит Кириллов. Кэтой чудовищной, невыносимой мысли медленно и тяжело идет Фридрих Ницше. Дляполноценной Традиции фраза о “смерти Бога” не означала ровным счетом ничего — вней не было бы ни кощунства, ни парадокса, ни святотатства. Бог умирает и вхристианстве. Именно Бог и именно от сострадания к людям.
Заключение. Фридрих Ницше был замечательным явлением в философии иррационализма, оннастаивает на том, что человечество как род не прогрессирует. Более того, онодеградирует; человеческое общество, культура человечества находятся в состоянииупадка. Человечество испорчено — прежде всего в том смысле, что родчеловеческий теряет свои инстинкты, перестает сохранять и совершенствоватьсебя; он выбирает, предпочитает то, что ему вредно. Наше столетие, к сожалению,пока не опровергает, а скорее подтверждает эту печальную констатацию. В XX в.из-за ядерного оружия и экологической катастрофы человечество оказалось передсамой страшной угрозой для самого существования человеческого рода и всегоживого на Земле. Пытаясь выяснить причины деградации рода человеческого, Ницшеутверждает: кратким «мигом» своего земного бытия молодое ещечеловечество пока распоряжалось самым пагубным образом. Уже случившиеся игрядущие катастрофы — это расплата за тысячелетия, когда европейскоечеловечество отдало себя во власть христианских религии и морали. Ницше — одиниз самых яростных критиков религии и морали христианства. Эта критика взначительной степени совпадает с проблематикой «генеалогии морали», котораямыслится у Ницше как исследование, выясняющее, «откуда, собственно, берут своеначало наши добро и зло»[48].Из-за влияния христианства человечество выбрало путь сострадания слабым. Этовызывает осуждение Ницше. Почему? «Сострадание, — утверждает он, —противоположно тоническим аффектам, повышающим энергию жизненного чувства; онодействует угнетающим образом»[49](«Антихрист». Афоризм 7). Христианская мораль льстит человеку, онанасквозь лицемерна, ибо не говорит людям правды. А правда, согласно Ницше,состоит в том, что человек был диким животным на заре христианства и остаетсятаковым на последующих этапах истории. Между тем христианство и гуманистическаямораль фальшиво объявляют человека, всегда готового впасть в дикость, венцомтворения. В социальном плане христианство и гуманизм тоже были и остаютсяопасной ловушкой для человеческого рода: именем Бога оправдывалось и дажеосвящалось насилие слабых над сильными, восстание рабов против «благородныхсословий». Показав все недостатки христьянской религии, Ф.Ницше предложил своюрелигию – «сверхчеловека». Но на мой взгляд философия Ницше больна. Слишкомдалеко от реальности отрывается он в своих мыслях, «смысл жизни каждогочеловека, это сделать как можно больше, для того чтобы родился – сверхчеловек»[50]. Но ведь это уже откровенный бред.Да и вообще на протяжении всей книги Ницше просто наглым образом навязывает,читателю свою философию, утверждая, что она одна истина, а всё остальное ложно.Причем довольно часто опирается в суждениях на слабые факты. Хорошо говорит, ноплохо аргументирует. Если бы Ф.Ницше не свихнулся на своих идеях, то возможноон
быпрожил долгую и счастливую жизнь. Это человек который сам себя убил, своейизвращенной моралью. Но заслуги того, что он первый в полной мере описал идеалчеловека, неопровержимы. В его философии содержатся как здравые и нужные мысли,так и совершенно больные идеи, которых надо остерегаться.
«Вчеловеке соединяются тварь и творец: в человеке есть материя, недоделанность,избыток, прах, нечисть, бессмыслица, хаос; но есть в нем и создатель, художник,есть в нем твердость молота, божественность созерцателя, настроение седьмогодня...»[51]
СписоклитературыФ.Ницше «По ту сторону добра и зла», Сочинения. Изд-во Эксмо.2004г. (Антология мысли) Галеви Даниэль. Жизнь Ф.Ницше. Изд-во ЭКСМО. 1986г. «Жизнь Фридриха Ницше». Ф.Ницше «Веселая наука» \ Собрание сочинений в 3 томах\ Изд-во ЭЛД 1996г. Том 1. Ф.Ницше  «К генеалогии морали» \ Собрание сочинений в 3 томах\ Изд-во ЭЛД том 3. Ф.Ницше  «Антихрист» \ Собрание сочинений в 3 томах\ Изд-во ЭЛД 1996г. том 2. www.nietzsche.ru/ — Биография Ф.Ницше


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат 14. Этапы и школы в истории менеджмента
Реферат Рациональное использование сенокосов в хозяйстве
Реферат Разведение овец Зернофуражные культуры Кормление животных
Реферат Предмет курса педагогика и психология высшего образования
Реферат Сочинение-описание народного обычая Пасха
Реферат Резервы повышения экономической эффективности свекольного производства
Реферат Рекультивация нарушенных земель
Реферат Реконструкция пункта послеуборочной обработки зерна
Реферат Применение математических методов при обновлении парка автотранспортного предприятия
Реферат Kosovo Conflict Essay Research Paper KosovoBackground of
Реферат Топливо. Его виды и характеристика. Области эффективного использования. Топливный баланс страны
Реферат Угрозы чрезвычайных ситуаций, обусловленные изменением климата, на территории Российской Федерации
Реферат Разработка экологического паспорта сельскохозяйственного предприя
Реферат Разработка мероприятий по повышению эффективности отрасли растениеводства в СПК Перепелкино
Реферат Ринок олійних культур