Философия Владимира Сергеевича Соловьева
1853-1900 г.г.
/>
Выдающийся философ, поэт, переводчик, Владимир Сергеевич Соловьёв, сын известного историка С. М. Соловьёва, родился 16 января (28 н.с.) 1853 в Москве.
Получив прекрасное домашнее воспитание и разностороннее образование, Соловьев с отличием окончил гимназию (1864 — 1869) и поступил в Московский университет, где проучившись три с половиной года на физико-математическом факультете, ушел оттуда, получив разрешение сдавать экзамены на степень кандидата по историко-филологическому факультету.
Летом 1873 получил степень, его официально оставили при университете «для приготовления к профессорскому званию по кафедре философии».
В 1874 защитил магистерскую диссертацию «Кризис западной философии (против позитивистов)», ставшую событием в научной и общественной жизни и принесшую ему известность. Стал доцентом кафедры философии, преподавал и на Высших женских курсах.
В 1877 переехал в Петербург, стал членом Ученого комитета при Министерстве народного просвещения, преподавал философию.
В 1880 защитил докторскую диссертацию «Критика отвлеченных начал». Через год Соловьев был вынужден оставить преподавательскую работу после речи, протестующей против приговора о смертной казни народовольцев, убивших Александра II. С этого времени целиком отдался литературно-философскому творчеству и проповеднической публицистике, нередко вступая в конфликт с русской действительностью (выступления за свободу совести и против национализма).
Как публицист и критик сотрудничал преимущественно в умеренно либеральном «Вестнике Европы», однако из-за антиправительственных выступлений и сатирических стихов, ходивших в списках, слыл вольнодумцем. В последние годы своей недолгой жизни проникся глубоким пессимизмом; отрицая самодержавие, капитализм, как и революционную борьбу с ними, пророчествовал о конце истории, пришествии Антихриста.
В молодости Соловьёв был близок Достоевскому, ездил с ним в Оптину пустынь к старцу Амвросию. Парадоксальная личность Соловьёва с её противоречиями веры и неверия, аскетизма и жизнелюбия, интереса к социализму и неприятия насильственных путей к нему дала автору «Братьев Карамазовых» прототипический материал для Алёши и Ивана. Подобно Достоевскому, Соловьёв верил в спасительную миссию Красоты; она вместе с Истиной и Добром — залог грядущего «положительного всеединства» — того идеального христиански-нравственного состояния человечества, когда разъединённость исчезнет на всех уровнях сознания и бытия. «Посредник» в достижении «всеединства» — искусство; благодаря «подвигу» художника-пророка оно должно стать «реальной силой, просветляющей и перерождающей весь человеческий мир». Соответственно Соловьёв явился противником декадентов, ставших в 1890-е годы мишенью его язвительных статей и остроумных пародий.
Облик «всеединства» виделся Соловьёву как «живое духовное существо», воплощение вечно-женственного начала («Знайте же, Вечная Женственность ныне/В теле нетленном на землю идёт»); его другие лики — Душа мира, София, Дева Радужных Ворот. Символикой подобного рода насыщена поэзия Соловьёва, неотделимая от его философской мысли. О мистических видениях-встречах с «Подругой вечной» рассказано в поэме «Три свидания» (1898). В мировидении Соловьёва, последователя Платона, полярные начала «небесного» и «земного» стремятся к гармонии, но в соловьёвской лирике житейская реальность воспринимается чаще как зло и страдание, в ней «Только отклик искажённый / Торжествующих созвучий». Во многих стихотворениях Соловьёва утончённая духовность причудливо сочетается со склонностью к грубоватому юмору и каламбуру в духе поэтов «Искры», к гротеску, иронии и автоиронии; «рыцарь-монах» (Блок о Соловьеве) отдал немалую дань шуточным жанрам.
В 1890-е Соловьевым были написаны литературно-критические статьи, посвященные в основном русской поэзии XIX века. Лирику считал откровением человеческой души в ее единстве и созвучии с живой душой природы, с мировым строем.
Соловьев оставил значительное стихотворное наследие; особую известность приобрели стихотворения «Софийного» цикла («Вся в лазури сегодня явилась...»; «У царицы моей есть высокий дворец...»; «Око вечности»; поэма «Три свидания»). Посвященный мистической «Вечной Женственности» — «Подруге Вечной», этот цикл оказал сильное влияние на поэзию раннего А. Блока.
Соловьев был автором циклов пейзажной и возвышенно-любовной лирики, хотя написал немало и шуточных, сатирических стихотворений, пародий. Перу Соловьева принадлежат небольшие шуточные пьесы: «Альсим» (1876 — 1878), «Белая лилия, или Сон в ночь на Покрова» (1878 — 80), «Дворянский бунт» (1891). Известен и как переводчик Гейне, Шиллера, Петрарки, Данте и др.
Поэтика Соловьёва традиционна, его образы порой рассудочно-антитетичны, однолинейны (желанные берега, новые звёзды, заветный храм и т. п.), иносказания сбиваются на аллегорию. В его символике нет многозначности символа, достигнутой лириками следующего поколения. Но философские образы Вечной Женственности были столь «чреваты» поэзией, что породили сильнейший творческий отклик у последователей Соловьёва — символистов начала века, прежде всего у Блока.
Не имея ни семьи, ни постоянного дома, поэт-мистик жил то в Москве, то в Петербурге, то в имениях своих друзей, то за границей. Напряженная духовная деятельность, неустроенный быт подорвали здоровье.
В возрасте 47 лет В. Соловьев умер в имении Трубецких. Похоронен в Новодевичьем монастыре в Москве.