Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
Уральский государственный экономический университет
Кафедра ________________________________________
(название кафедры, на которую передаётся работа)
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №____________
По дисциплине «философия»
На тему «Философские проблемы и методы познания»
Вариант________
Студент:________________________
Преподаватель:__________________
Екатеринбург 2010 г.
1. Философские проблемы познания
Проблема познаваемости мира и человека является одним из ключевыхфилософских вопросов. Познание – процесс получения более или менее адекватногознания о действительности, имеющего определенное практическое значение. Вистории науки сложились следующие главные подходы к решению вопросов познания:
а) гносеологический оптимизм исходит из принципиальной веры в способностьлюдей, опираясь на предметную сущность ощущений, постепенно продвигаться попути постижения объективного мира и самопознания;
б) для «теоретико-познавательных» пессимистов (скептиков) характернысомнения в отношении указанной выше способности. Они основаны на констатациинеодинакового понимания различными субъектами познания самого источникаощущений (внешний мир – для материализма, сознание субъекта – для идеализмасубъективного, Бог – для религии). Из этого скептики делали вывод о «патовой»ситуации в сфере познания;
в) агностицизм – предельное выражение скептицизма, основанное напреувеличении противоречий процесса познания и недооценке роли практики в нем.
Познание выступает взаимодействием его объекта (мира или самого человека)и субъекта – общественного человека, ведущего социально-значимое исследованиеобъекта. Поскольку познание можно трактовать как «потенциал сознания в действии»,то структура познавательного процесса симметрична структуре сознания.Соответственно различают: бессознательно-интуитивное, чувственное ирациональное в познании. К аппарату чувственного относят ощущения (даютфрагментную информацию об объектах), восприятия (образ предмета в целом, исходяиз многообразия ощущений) и представления, благодаря которым в памяти человекавоссоздается образ объекта, ранее воспринимавшегося им непосредственно. Данноепознание не позволяет в полной мере выявить существенные стороны его объекта.Последнее возможно на ступени рационального (от лат. ratio – разум) илиабстрактного (фиксирующего главное в явлениях – при отвлечении от неглавного)познания, когда «работают» научные понятия (абстракции), суждения (мысли,основанные на понятиях) и умозаключения – как индуктивного (познание движетсяот частных суждений – посылок к общему выводу), так и дедуктивного (отпредпосылочного суждения к частным выводам) плана. Творческая интуиция(догадка, способная перерасти в предположительное знание типа гипотезы)характерна и чувственному, и рациональному в познании. В науке она проявляет себякак внезапное, на первый взгляд, открытие нового. На самом деле интуитивноеозарение – это следствие предшествующего ему колоссального труда ученых. Всетри элемента структуры познания взаимопроникают, дополняя друг друга.Исторически не правы как сенсуалисты (от лат. sensus – чувство),абсолютизировавшие чувственное познание, так и их оппоненты – рационалисты.
Немалую роль в познании играет практическая деятельность людей. Онавключает в свою структуру объекты преобразования, способы решения поставленных задач,цель и конечный результат. В философском понимании практика – это не любаяпредметно-материальная деятельность, а имеющая общественно-значимый характер.Ее субъект – общественный человек, ориентированный на сознательноепреобразование либо «консервирование» каких-то сфер бытия. Практика, прежде всего,выступает источником познания, поскольку в ее горниле возникают масштабные целипознания. Несомненна роль практики как важной движущей силы процесса познания,направляющей, регулирующей его. Наконец, она самый беспристрастный и потомуэффективный критерий истинности познания. Знание, ею подтвержденное, становитсябезоговорочной истиной. Но практика не может, как волшебная палочка,удостоверить точность любого знания, особенно того, которое опередило ее наданный момент (например, теоретическое практику сегодняшнего дня).
Анализируя роль практики, мы логично выходим на проблему истинностипознания, которую вы в определенной степени изучали в доуниверситетский периодобучения. Напомним вкратце, что объективная истина – такое верное знание оявлениях, которое по содержанию не зависит ни от данного субъекта (ученого), ниот всего человечества. Но она и субъективна, так как достигается ученым,использующим определенный метод анализа и нередко, особенно в ходе социальногопознания, реализующим тот или иной политический заказ. Истина конкретна,поскольку является верным знанием о данном объекте, находящемся в конкретныхобстоятельствах пространства, времени и т.д.
Истина отличается также и процессуальностью: она, как правило, недостигается одномоментно – в виде законченного, полного, исчерпывающего знания.Напротив, истина постепенно вырастает из относительного, включающего элементнеполноты, неумышленной неточности, трансформируясь под влиянием практики вабсолютное знание. Это обстоятельство отличает последнее от так называемых «вечных»истин типа исторических дат или аксиом математики. Любая истина противоположналжеистине, представляющей собой умышленную дезинформацию, образец псевдонауки.
Необходимо, в частности, различать следующие подходы к толкованию сутиистины:
а) религиозный: истина – в соответствии данного знания основополагающимдокументам любой церкви (христианской, мусульманской и др.);
б) прагматический: она – в степени соответствия полученных идей интересам,потребностям тех или иных социальных сил, полезности им (имеется в видуполезность, корректирующая с нормами морали);
в) марксистский: истина объективна, поскольку верно отображаетдействительное состояние объекта;
г) конвенциальный: она – продукт соглашения (конвенций) общих масс людей,полагающих соответствующее знание заслуживающим доверия.
В научных кружках растущим авторитетом пользуется представление омногомерности истины применительно к данному объекту, поскольку последнийобладает «сущностями различного порядка» – чем ближе к «основанию» объекта, темтруднее получить точное значение о нем. Кроме того, объекты находятся внепрерывном изменении – развитии, дополнительно осложняющем процесс выработкиистинного знания о них.
2. Диалектика и метафизика – всеобщие методы познания
Различные картины мира формируются во многом в зависимости отиспользуемых исследователями методов построения тех или иных системмировидения. Метод выступает более или менее эффективным способом движениячеловека, в первую очередь ученого, к истине в научном познании и к еепрактическому применению. Соответственно, методология – арсенал апробированныхданной наукой приемов достижения достоверного знания, рекомендуемых ею навыковпрактического действия. Существуют общенаучные, межнаучные и конкретно-научныеметоды, взаимодействующие между собой. Так, методы конкретных экономическихнаук базируются на методологии общей экономической теории.
Различают также методы эмпирического (опытно-практического) итеоретического познания. К первым относят наблюдение, эксперимент, индукцию,аналогию и некоторые другие. Наблюдение есть целенаправленно-преднамеренноевосприятие субъекта, человека. Эксперимент (от лат. experimentum – опыт, проба)позволяет изучать объект в специально подготовленных и контролируемых условиях.Индукция представляет собой способ обобщения, при котором на основе данныхопыта предвосхищаются результаты наблюдений и экспериментов. Аналогия(сходство, соответствие) предполагает выявление сходства объектов в тех илииных свойствах. Основными моделями теоретического познания выступают: дедукция,моделирование, формализация, аксиоматизация. Дедукция (от лат. deductio –выведение) обозначает переход от общего к частному, от логически обоснованныхпосылок к заключениям (следствиям). Моделирование предполагает создание иизучение модели объекта, акцентирующей его основные свойства и признаки приотвлечении от несущественных. Формализация состоит в фиксировании, отображениирезультатов исследования в точных суждениях, понятиях, теориях. Аксиоматизация– метод, при котором за исходные принимаются принципы теории, прошедшиепроверку в других научных исследованиях.
Способы частнонаучного познания опираются, в конечном счете, нафилософские методы – диалектику и метафизику. Диалектика (от др. греч. «dialektike»– способность ученых вести научную полемику) с момента возникновения вдревнекитайской и античной философии ориентирует своих сторонников нарассмотрение явлений в их изменении, взаимообусловленности, взаимосвязи.Античная диалектика являлась «стихийной», поскольку исходила во многом изобыденно-житейского принципа «все течет, все изменяется», не опираясь начастнонаучные аргументы, в то время ограниченные по объему. Постепеннодиалектический метод все более сопрягался с развитием науки. Но даже в системеГегеля – идеалистического приверженца диалектики – она еще не сталаинструментом подлинно научного анализа. Более того, рассматривая явления мира вих постоянном развитии благодаря «абсолютному духу» (фактически эквивалентуБога), Гегель сделал вывод о завершенности развития. Марксизм преодолел этуслабость трактовки диалектики, показав бесконечность развития мира и егопознания, хотя и чрезмерно идеологизировал, политизировал диалектику, во многомувязав ее с борьбой пролетариата за социализм. В современных условияхдиалектика ориентирует на выявление фундаментальных противоречий бытия ипознания, радикальных форм осуществления преобразований.
В истории философии выделяются следующие исторические формы диалектики:
· Диалектика античности (наиболее яркий представитель – Гераклит идосократики).
· Идеалистическая диалектика немецкой классической философии XVIII –первой половины XIX в. (И. Кант, Г. Фихте, Ф. Шеллинг, Г. Гегель).
· Материалистическая диалектика (К. Маркс, Ф. Энгельс, философысоветской школы Э. Ильенков, Вазюлин В. А., Готт В. С. и др.).
В более узком смысле диалектика – название гносеологического метода(методологического принципа познания), который реализуется по схеме «тезис-антитезис-синтез».Следуя этому методу, вначале познающий субъект выделяет в реальности некотороеявление, формирует для этого явления понятие или формулу (суждение), которыерассматриваются им как тезис. Затем процесс познания продолжается формированиемантитезиса – формулы или понятия, содержание которых противоположно(противопоставлено) тезису. Только после этого субъект переходит к рассмотрениюи познанию взаимосвязи между тезисом и антитезисом – к познанию синтеза.Процесс может повториться на метауровне, когда синтез рассматривается как тезисболее высокого уровня. Таким образом, постигается истина.
Метафизика (в буквальном переводе – «то, что после физики», такпервоначально именовался курс философии в Академии Платона в Афинах VI–V вв. дон.э.) как метод обнаружила себя в основном в философии европейскогосредневековья, ассоциируясь в трудах Августина Блаженного, Фомы Аквинского идругих мыслителей с идеями неизменности, статичности сотворенного Богом мира.Источником несущественных изменений провозглашался Творец. В этот период заметнопроступили такие изъяны метафизического метода, как догматизм (опора нахристианские догмы как главный источник познания, в настоящее время –неспособность творчески анализировать бытие и даже на привычное смотреть «новымиглазами»), эклектика, софистика. Эклектику отличает бессистемность мышления,неумение применить наиболее эффективный метод анализа, объяснения, выбрав егоиз кассеты способов изучения. Софистика же стремится акцентировать один изтакого рода подходов, но, как правило, ошибочно подменяет эффективный методнеэффективным.
Первоначально слово «Метафизика» использовалось как обозначение сборника14 трактатов Аристотеля с рассуждениями о первых причинах («первых родах сущего»),оставшихся после него в необработанном виде, которые в издании философскихработ, подготовленном Андроником Родосским, были расположены после(μετά τά) Аристотелевой «Физики»(φυσικά), отчего и получили своё название.
Николай Дамасский, перипатетик I в. н. э., цитирует их под этимназванием. Понятое в переносном смысле, как обозначающее само содержание «первойфилософии» («первофилософии») по Аристотелю, название Метафизика указывает наизучение того, что лежит за пределами физических явлений, в основании их. Этотсмысл термина и остался в общем сознании.
Впервые этот термин был употреблен неоплатоником Симплицием в V веке, а всредние века получил широкое распространение, став синонимом философии,рассматриваемой как учение о началах всего сущего, считавшихся неизменными,духовными и недоступными чувственному опыту началами.
Этимологическое значение метафизики в ходе истории значительно менялось.В связи с этим, можно различать:
1. Античную (древнюю) метафизику;
2. Классическую (эпоха Нового времени) метафизику;
3. Современную метафизику.
О содержании метафизики говорить всегда затруднительно, потому чтотермин, проживший более 2.5 тысяч лет оброс столькими значениями, чтоневозможно принять какое-то одно из них в качестве определяющего, и на егооснове описать «предмет метафизики». Разумнее, всё-таки, иметь ввиду несколькоконкурирующих определений.
Метафизические вопросы:
· Что есть причина причин?
· Каковы истоки истоков?
· Каковы начала начал?
· Что есть «непосредственное», «наличное»?
· Где – буквально или понятийно-топологически – эти началарасполагаются?
· Отчего они не усматриваются «просто», что мешает и мешает ли имчто-то быть видимыми «непосредственно», без дополнительных «операций»?
· Каковы требования к «операциям», исполнение которых могло быгарантировать получение достоверных ответов на «последние вопросы»?
· Кто или что вообще ставит эти вопросы (почему эти вопросы вообщесуществуют)?
В XVIII–XIX веках метафизика допускает признание изменчивости, но либокак несущественной в качественном плане, либо как катастрофически «взрывной». Всовременных условиях данный метод отождествляется с признанием важностиплавных, последовательных изменений. Он сближается с диалектическими подходом,обогащая, «уравновешивая» его. Применительно к обществу сторонники того, чтоименуется (в основном по инерции) метафизикой, выступают за социальные реформы,отвергая такие потрясения, как революции. Наиболее разумно рассуждающиеприверженцы диалектики также все заметнее подходят к этому выводу, подчеркиваяважность острого противостояния лишь преступности, коррупции, экстремизму в экономике(типа «большого скачка» Е. Гайдара – А. Чубайса к рынку в условиях явнойнеготовности страны к «шоковой терапии» такого рода), политике и другихобластях жизни.
Классическая диалектика, особенно марксистская, предполагает такие важныепринципы познания (и изменения) мира, как объективность, всесторонностьрассмотрения явлений в их постоянном развитии, учет универсальных взаимосвязей,взаимообусловленностей. В ее арсенале немало методологически важных законов икатегорий, в которых отражаются существенные свойства явлений мира и бытиячеловека.
Диалектика трактует развитие как процесс необратимых, направленных (в «сторону»прогресса и регресса), весьма глубоких качественных изменений, выступающихрезультатом разрешения внутренних противоречий в явлениях и ведущих к сменеэтапов объекта либо к его «замене» другим явлением. Прогрессивное развитиехарактеризуется: в неорганической природе – ростом системной организованности,упорядоченности объектов; в живой (несоциальной) – ростом независимости организмаот окружающей среды; в обществе – возрастанием степени свободы человека какпроцесса позитивной, не причиняющей злонамеренного ущерба другим людямсамореализации личности. Свобода неотделима от социальной ответственностичеловека. Регресс меняет все указанные «плюсы» на «минусы» применительно ккаждой из указанных сфер. Независимо от вектора развития, важно иметь в видупринцип историзма, выражающий связь предшествующего и последующего этаповявления, ориентирующий на «конкретный анализ конкретной ситуации».
Диалектика не только концепция развития, но и теория связи. Связьпредставляет собой отношение, при котором наличие (отсутствие) одного явления,процесса выступает условием наличия (отсутствия) другого. Принято различать:
1) всеобщие связи бытия: единичное как выражениеиндивидуально-своеобразного, неповторимого в объектах, людях; общее – «единичноев многообразном», т.е. то, что делает множество явлений достаточно сходным. Кэтому типу связей относятся также те, которые фиксируются понятиями «явление» и«сущность». Сущность – нечто основательное, устойчивое в объектах, что делаетих данными объектами. Явление трактуется, как обнаружение вовне сущностного исвязанного с ним несущественного (извержение вулкана, война и т.д.);
2) связи организации: форма, содержание, элемент, структура,система и др. Содержание – категория, обозначающая состав объекта с точкизрения объема входящих в него компонентов, свойств, тенденций изменения и т.д.Форма выражает способ связи этих компонентов между собой, а также характерсвязи данного содержания с таковым других объектов. Элемент указывает наотдельно-единичный компонент содержания объекта. Под структурой понимаетсявнутренняя организация элементов, тип их связи. Системность объектапредполагает представление о типе его целостности, причем свойства системы несводятся к сумме свойств ее элементов;
3) связи детерминации: необходимость и случайность, возможность идействительность, причина и следствие. Необходимость – это нечто существенное втом плане, что проявляется с определенной (часто высокой) долей неизбежности,поскольку подготовлено предшествующим сущностным развитием явления илипроцесса. Случайное обычно возникает в «узлах пересечения» множестванеобходимых процессов и выступает формой проявления необходимого. Возможность –нечто предпосылочное, потенциальное, требующее условий для превращения вдействительное. Последнее же является осуществленной возможностью, открывающейпростор для формирований новых возможностей. В свою очередь, причина – то, чтовызывает, «причиняет» определенный результат, то или иное следствие какматериализацию причины. Оно характеризуется появлением «внутри себя» новыхпричин. Научный принцип, признающий объективную природу причинно-следственныхсвязей, именуется детерминизмом (в противовес индетерминизму, отрицающему ее).Следует не забывать и о наличии телеологического истолкования указанных связей,в соответствии с которым в живые организмы изначально (до рождения)вкладываются «цели», реализуемые ими в последующий период жизни. Именно Богосуществляет это «вкладывание».
Список использованной литературы
1. Адорно Т. В.Негативная диалектика. Пер. с нем. – М.: Научный мир, 2008. – 372 с.
2. Алексеев П. В.,Панин А. В. Теория познания и диалектика. – М., 1998. – 383 с.
3. Вазюлин В. А. Логика«Капитала» К. Маркса. – М., 2002. – 295 с.
4. Дёмин Р. Н.Сократ о диалектике и учение о разделении по родам в древнем Китае // Универсумплатоновской мысли: неоплатонизм и христианство. Апологии Сократа. – СПб.,2001.
5. Джохадзе Д. В.,Джохадзе Н. И. История диалектики: Эпоха античности. – М., 2005. – 326 с.
6. Хайдеггер Мартин «Чтотакое метафизика?»http://www.philosophy.nsc.ru/BIBLIOTECA/PHILOSOPHY_OF_SCIENCE/Haidegger/xaid_1.htm