Реферат по предмету "История"


Становление казачьих войск XVI – начала XVII вв

Становлениеказачьих войск
XVI– начала XVIIвв.

СОДЕРЖАНИЕ
Введение. 3
Глава1. Зарождение казачества. 6
Глава2. Связь с российским правительством и начало службы всоставе московского войска. 9
Глава3. Казачество и смутное время. 13
Заключение. 25
Примечание. 27
Библиография. 29

/>Введение.
 
Казачество – этосовокупность войск с их специальной подготовкой и особыми боевыми качествами,вырабатывавшимися веками. Казачество – это часть народа, но вооруженногонарода. У казаков свое, особое восприятие войны: она не была для нихнеожиданностью. Повседневная боеготовность тесно переплеталась с их бытом,специфической общностью, своеобразным укладом жизни. Дух казачества, обязательнаябоевая служба, содержание войска за счет своих собственных хозяйственных ресурсов,весь быт и традиции формировали из казаков тип воина – профессионала, отличавшегосяособыми чертами в боевой обстановке. В Европе не было равной их кавалерии.Тактический и операционный опыт, выучка передавалась и совершенствовалась из поколенияв поколение. Казачьи формирования использовались в войнах для обороны и длянаступательных целей. Но не менее важное значение их – пограничная служба:самыми охраняемыми участками являлись те «дистанции» государственных рубежей,где находились казачьи команды – гарантия пограничной безопасности истабильности. Казачьи полки всегда были в боеготовности за исключением техслучаев, когда конный состав страдал от бескормицы. Следует отметить и такуюособенность казачьего войска, как отсутствие колесного обоза (в буквальномсмысле этого слова). Отсюда его гибкость и маневренность. Все войско на боевыхконях. Эти качества казачьей конницы вырабатывались долгими и целенаправленнымитренировками.
История казачества былавсегда актуальна. Различные ее аспекты привлекали внимание ученых-историков ужев XIX веке. В настоящее время интерес кэтой теме сильно возрос, т.к. идет процесс возрождения казачества и определениеего места в современной военной системе. Казачья тематика стала оченьактуальной. Издается много газетных и журнальных статей, проводятся специальныенаучные конференции. В периодических публикациях содержатся оригинальныетолкования по проблемам истории отдельных казачьих формирований, хотя в нихнаблюдается разноголосица мнений и подходов к истории казачества. В том числеавторами оно трактуется как феномен, редкий факт и т.п. Между тем, казачество — это устойчивое историческое явление, компонент вооруженных сил России. Егосущественное и активное участие в событиях прошлого прослеживаются напротяжении многих веков.
Хронологические рамкиданной работы охватывают довольно большой отрезок времени – с середины XIII века, это период феодальнойраздробленности и расцвета Монгольской империи и Золотой Орды, до начала XVII века, события смуты в русскомгосударстве.
Важным источником внаписании курсовой работы послужила работа Ампилогова Т.Н. «Новые документы оРоссии конца XVI – начала XVII вв.». здесь опубликованы материалы, доводящиесведения о казаках, их правовое положение, имущественное, социальный статус. Вработе содержатся документы о том, как пополнялась категория служилых людей поприбору (казаков и стрельцов) за счет крестьян, донских и волжских казаков.
Первая часть сборника состоитиз 22-х книг Посольского приказа за 1592 год. Они содержат сведения о том, какнабирать на службу стрельцов и казаков. В некоторых документах четкопрослеживается предпочтение московского правительства и особое расположение егок казакам, указано, что правительство рекомендовало набирать на службу казачьихатаманов и казаков.
Вторую часть сборникасоставляют Путивльские документы: челобитные, наказы, отписки, с помощьюкоторых разносторонне освещаются вопросы социально-имущественного положенииказаков.
Третья часть – этодокументы городов- крепостей Воронежа и Ельца. Они состоят из множествачелобитных казаков и черновиков правительственных указных грамот в адресказаков. Эти документы по всей своей совокупности дают чрезвычайно рельефнуюкартину.
Проблемами, связанными сказаками, как и непосредственно и с самой историей казачества занималосьмножество дипломированных специалистов. Формированием войсковых областей ивоенной службой казаков в составе российского государства занимались: БатыревВ., Краснов П., Агафонов О. Вопросы этнического состава, расселения ипередислокации разрабатывали: Маркедонов С., Литвиц А., Смирнов К. Социально –правовому положению казаков уделяли внимание следующие специалисты – историки:Гордеев А., Костомаров Н., Анцупов И., Безотосный В., Меньшов И.
Автор видит свою задачу втом, чтобы по возможности подробно осветить процесс зарождения казачества, утверждениеказачьих формирований и превращение казаков в заметную военно-политическуюсилу, а также позиции Московского государства по отношению к казакам, вчастности участи казаков в событиях Смутного времени.

/>Глава 1. Зарождение казачества
Вопрос о появленииказаков на исторической сцене России вызывает массу дискуссий среди ученыхисториков. До сих пор этот вопрос остается неразрешимым. Официальная русскаяисториография считает, что население казачьих областей было образованновыходцами из русских княжеств, не мирившихся с тяжелым бытом русскойдействительности и искавших более выгодные условия на окраине русских владений впределах «Дикого поля».Беглецы эти, по мнению историков, объединялись вватаги и затем, образуя более крупные группы, устраивали жизнь на основесвободы и равноправия. Таким образом, из беглецов родом из русских княжеств былсоздан народ с уникальным бытом внутренней общественной организацией, военнымукладом и тактикой не свойственной не только русской, но и европейским армиям.
Искусственно принятаятеория зарождения казачества не только не разрешила этого вопроса, но и вызвалатеорию совершенно противоположную, утверждавшую, что казаки ничего общего срусским народом не имеют и в прошлом принадлежали народам Азии, а в последствииобрусели, приняли русский язык и религию.
Среди различных теорий опроисхождении казаков, более достоверную можно принять ту, что казачьипоселения были образованны вне пределов России и в условиях от нее независимых. Происхождение слова «казак» или «вольный человек» возникло вглубокой древности и относятся к эпохе героического народного эпоса.Человечество никогда ни покидала мысль о «вольной и счастливой» жизни. Мечтаэта осуществлялась отдельными лицами, порвавшими со своей средой, племенем,уходящими на «волю», где устраивали жизнь независимо от других, по собственномуразумению. Вокруг отдельных смельчаков собирались группы таких же искателей «счастливойжизни». Собиравшиеся группы отдельных лиц превращались в боевые дружины иустраивали свою жизнь на основе дружбы, равенства и свободных бытовыхотношений. Среди других народов они получили название «казаки» или «свободныелюди».
Таким образом, казачествовозникало на основе бытовых условий, сначала отдельными лицами или группами, азатем дружинами, в последствии превратившихся в племенные образования,хранившие свои бытовые особенности, а также свое название – казаки.[1]
В первой половине XII века в восточной и центральной Азиижили племена, носившие названия «казачьих орд». Наиболее значительная «казачьяорда» находилась в верховьях реки Енисей и занимала земли на востоке от озераБалхаш и на западе до реки Ангара. В китайских хрониках эта орда называлась«хакаса», что, по исследованиям европейских ученых, равнозначно слову «казак».В пределах озера Балхаш существовала другая казачья «орда». После завоеваниямонголами Средней Азии, она вошла в состав их владений, и в организациивооруженных сил монгол казаки составляли части легкой конницы, выполнявший вспомогательныезадачи: несли службу по охране границ, внутренней безопасности, вели разведку ив сражениях первые начинали бой.
До нашествия монгол, этиплемена русскими летописцами назывались по-разному: черкесы, торки, берендеи,черные клобуки и каракалпаки, но не носили общего названия «казаки». Толькопосле покорения монголами русских княжеств и образования Золотой орды, названиеказаки установилось за частью войск, составлявших среди вооруженных сил Ордычасти легкой конницы. В основном легкая конница составляла из племен сибирскихорд «касахов», и Средней Азии – узбеков. После покорения этих племен монголами,они вошли в состав их армии и появились с ними в предела русских степей. Такженаиболее отвечавшими требованиям несения службы в составе легкой конницы, былонаселение Приазовской Руси, народы Северного Кавказа и остатки половцев,которые и служили кадрами для формирования легких вспомогательных частей,конницы. Очень часто происходили такие случаи, когда население северо-западныхрусских княжеств большими массами выходило из их пределов и вливалось в составвооруженных сил монгол. Поставленная в условия полукочевого быта, быстросвыкаясь с общей обстановкой, приучаясь к постоянной связи с лошадью и превращаласьв смелых наездников, способных «стрелами» носиться во всех направленияхобширной страны. Поставленные в особые условия несения службы в мирное ивоенное время русские усваивали навыки и сноровку ведения боя в конном строю«по-казачьи», превращались в казаков и принимали их название. Русское населениеставилось в пределах степной полосы в условия, при которых самим бытом ихарактером службы вырабатывались свойства легкой конницы. Они были расселены впограничных районах, где для службы требовалась зоркость, внимание, подвижностьи инициатива. Они обслуживали пути сообщения, обеспечивали непрерывное движениев стране. Вооруженные силы Золотой Орды, ее внутренняя организация, внешние ивнутренние войска были школой, в которой вырабатывались свойства «степной –казачьей» конницы.
Все поселения русских,принявшие название казаков, поставлены были в условия, которые должны былилучшим образом отвечать требованиям подготовки к военным действиям и несениювоенной службы, к порядкам, существовавшим в кочевом быту монгол.[2]
Главными средствами к ихсуществованию были скотоводство, коневодство, рыболовство, охота и военныепоходы, добыча от которых составляла одно из главных средств существованиякочевников. Земледелие, отвлекавшее от главной цели, было запрещено. Казакискотоводы и коневоды тесно связаны со степными просторами большую часть временипроводили на пастбищах, были постоянно на коне и имели меткий глаз длястрельбы. Казаки поставлены в условия, в которых вырабатывается хорошийнаездник и стрелок, — это те качества, которые составляли главные свойствабойца полевой конницы кочевников.
Вся жизнь казаковпроходила в поле и на коне. Казаки сживались с создавшейся обстановкой,привыкали к условиям быта. Длиннополая русская одежда была заменена на болееудобную для верховой езды, заимствованную у приазовского народа. Одним изблагоприятных условий для сохранения казаками их национальных особенностей,разговорной речи, православной веры и т.д., было то, что поселения их былиустроены по национальному признаку, и по существовавшим во владениях монгол порядкам.Общение между поселениями, различными по национальности было запрещено.
Исключительные поплодородию земли, на которых были расселены казаки, быстро превращались дляказаков в новую родину и крепко привязывали их к себе.
Частная жизнь казака быласвязана с непрерывной службой по охране границ, на которых они были расселены:то была дозорная служба – дальняя и ближняя. По Днепру наблюдение велось всторону Венгрии, Польши, Литвы. Велось наблюдение также и за границами другихкняжеств.[3]
Так под властью монголпроисходила обособленность части русского народа, расселенного в степнойполосе, и поставленного в непосредственное управление монгольских начальников исоставлявшая их служилые части. Обособленность этой части русского населенияпроисходило и по внутренним условиям русских княжеств.
В то время, когда казачьипоселения привыкали и привязывались к землям, на которых они были расселены,привыкали к условиям службы и вырабатывали в себе исключительно военнуюпсихологию, положения в русских княжествах не только не улучшалось, но и начиналоеще более отягощаться из-за начавшихся междоусобных разборок, в которыхвооруженной силой служили те же казаки.

/>Глава 2. Связь с российскимправительством и начало службы
 в составе московского войска
После того как ЗолотаяОрда прекратила свое существование, казаки, покидая службу на границах рязанскогои других княжеств, стали уходить в степи и занимали свои прежние места. Сграниц московских княжеств и к концу царствования Иоанна III на Дон и Терек ушло более 4000казаков. Большинство ушедших осели в пределах Хопра и Медведицы иприсоединились к жившим там казакам, образовали «верховое казачество». Такимобразом в начале XVI столетия по течению Дона и его притокахобразовались два казачьих стана: верховых и низовых казаков.
Первый стан имел центромРаздоры, при слиянии Северского Донца и Дона. Второй — Верхние Раздоры, наМедведице.
На Тереке и Яикепродолжали жить терские и яицкие казаки и в пределах Литвы, по Днепру — жилиприднепровские казаки. Места расселения казаков в начале XVI века подтверждало то, что этипоселения существовали на этих местах и при ханах Золотой Орды. Казачьипограничные полки находились в это время под контролем московских воевод.
Привлечение вольныхказаков на Государственную службу началось, по- видимому, при Иване Грозном, ссередины XVI в. Так, уже в 1550 г. нападение ногайцев отразили «вольные казакивеликого князя». Активное участие приняли казаки в боевых действиях позавоеванию Казани. Вольных казаков правительство использовало и в борьбе скрымскими татарами, привлекая их к постоянной береговой службе на юге. Поразрядной росписи 1575 г. в большом и передовом полках служили с головамидонские и черкасские (украинские) атаманы и казаки. Казаки приняли активноеучастие в Ливонской войне. В составе русского войска, выступившего на Полоцк в1563 г., из общего состава войска примерно в 43 тыс. человек вольных казаков сатаманами было около 5550, или почти 13%. Участвовали казаки и в других походах.[1]
За службу правительстворасплачивалось с казаками денежным жалованьем и земельными наделами, поселяя ихпреимущественно в пограничных городах. Размещенные по городам казаки получалиназвание того города, где были поселены. Это подтверждает «Указная грамота 1589г. И.С. Вахромееву о выдаче жалованья казакам»: «От царя и великого князяФедора Ивановича всея Русии в Путивль Ивану Семеновичу Вахромееву.
И как к тебе ся нашаграмота придет и атаман Федор Гороховской с товарищи в. Путивль приедут, и ты батаману Федору дал нашего жалованья на нынешней 97-й год из намеснича доходу 11рублев, а 4 рубли дано ему на Москве товарыщем его Григорью Русальскому, ВойтехуСтужинскому, Войтеху Онсовскому по шти рублев человеку. Ивашку Якимову, чтовышел с ними с поля Белянку Сидорову, Семену Кравцову, Ромоданку, ВаськеГорянку Рубнхнну, Павлу Мартынову, Якову Ортемьему, Ондрюше Осипову, АртемьюИванову, Марку Толмачю, Миньке Толмачу, Белянку Гаврилову, Ондрею Захарьеву,всего 14 человекам по 3 рубли человеку».[2]
Внутреннее устройствогородовых казаков было таким же, как у городовых стрельцов. Казаки находились«в приборе» у своего головы, которым и набирал их на службу. Казацкий голованепосредственно подчинялся городовому воеводе или осадному голове. Нормальныйсостав прибора исчислялся в 500 человек. Приборы делились на сотни, которыенаходились «в приказе» у сотников. Сотни в свою очередь подразделялись наполусотни (во главе с пятидесятниками) и десятки (во главе с десятниками).Права и обязанности должностных лиц соответствовали функциям таких жедолжностных лиц у стрельцов.
Общее число городовыхказаков источники определяют в 5—6 тыс. человек.[3]
В конце XVI в.правительство начало применять при увеличении состава городовых казаков те жеспособы комплектования, какие практиковались в отношении других служилых людей«по прибору», в частности стрельцов. Казаки, как и стрельцы, набирались«вольных охочих людей», и требования к тем и другим предъявлялись одинаковые. Припоселении казаки получали от правительства одинаковую со стрельцами помощь напостройку дворов.
Отписка 1594 г. И.Кобякова царю Федору Ивановичу о ходе набора казаков на службу: «Государю царюи великому князю Федору Ивановичу всея Руси холоп твой Ивашка Кобяков челомбьет. Велел государь быти на Воронежи Василию Медведю. А указал ты, государь,ему прибрать атаманов и Козаков 200 человек на Воронежи. И козаки, государь, уВасилия Медведя не пишутца потому, што твоего государеву указу у меня, у холопатвоего, нет — почему тем атаманом и козаком Васильева прибору твое хлебное иденежное жалованье давати. И я, холоп твой, того Василья Медведя отпустил ктебе, государю, о твоем государеве указе. И ты, государь, мне, холопу своему, отом, как укажешь. Да велел ты, государь, быти на своей государеве службе на Воронежив сотниках Пронши Фролову, а укозал ты государь ему прибрать 100 чел. Донскихатаманов и козаков и по Проншину, государь, прибору на 50 человек твоегосударево денежное жалованье по 2 рубли человеку па Воронеж прислана, а охлебном твоем государеве жалованьи у меня, холопа твоего, указу нет, почемупроншиным козакам довать твоего государева хлебного жалованья. А Пронша,государь, прибрал Козаков 50 чел. И тем, государь, козакам по твоему указу поддворы места подованы, и деньги им твое государево жалованье по 2 рубля человекудано».[4]
 Ряды городовых казаковпополнялись и путем набора из тяглого населения. В 1590 г. с деревеньСпасо-Прилуцкого монастыря было взято в «ратные» казаки 400 человек. Все этиспособы комплектования постепенно оттесняли городовых казаков от вольных исближали городовых казаков с другими служилыми людьми по «прибору».
Управление всемигородовыми казаками на территории государства ведении Стрелецкого приказа. Вюжных городах управление казаками Стрелецкий приказ разделял с Разрядом,ведавшим пограничной охраной. Стрелецкий приказ набирал казаков на службу иотставлял от нее, выплачивал денежное жалованье, перемешал не службе из одногогорода в другой, назначал в походы и являлся для казаков высшей судебной инстанцией.Через приказ проходило назначение начальствующих лиц над казаками (голов,сотников), которые во время службы у казаков также подчинялись приказу.[5]
Все сказанное относитсяисключительно к служилым казакам, размещенным по городам. Сношениями с донскимии другими вольными казаками, официально не состоявшими на государственнойслужбе, ведал Посольский приказ.

/>Глава 3. Казачество и смутное время
 
В конце XVI в. правительство Бориса Годунова поддавлением феодального дворянства ввело в стране режим «заповедных лет»,запретив тяголому нселению города и деревни покидать тяглые наделы и дворы, азатем издало Уложение о сыске беглых крестьян в 1597 г. В этом же году былообнародовано проникнутое крепостническим духом Уложение о холпах. Начавшаяся в1604 – 1605 гг. гражданская война была порждена в первую очередь глубокимсоциальным кризисом, возникшим на почве ломки старой социальной структуры истановления крпостнической системы. Трехлетний неурожай и голод 1601 – 1603гг.ускорили взрыв. Борис Годунов тшщетно пытался смягчить остроту противоречийпосредством временного и чстичного восстановелния права выхода крестьян в Юрьевдень.правительственные меры грозили разорением мелокопометсным уездным детямбоярским. Появление самозванцев дало выход давно зревшему народномунедовольству.
Наличие обширных незакрепощенных окраин предавало социальной борьбе в России своеобразную форму.Беглые крестьяне, холопы, посадские люди, не желавшие мириться скрепостническими порядками находили прибежище в казачьих станицах на Дону,Волге, Яике и Тереке.
Правительственнаяполитика по отношению к казачеству в нач. XVII в. Отличалась противоречивостью. С одной стороны,любое правительство, выражавшее интересы дворянства, стремилось поставитьказачество под свой контроль, ликвидировать казацкое самоуправление, запретитьили упорядочить казачьи приставства, прекратить приток в казачьи станицыфеодально-зависимого населения и даже вернуть часть казаков прежним владельцам;С другой – и царь Василий, и власти ополчений, и правительство Михаила Романовабыли заинтересованы привлечением казачества ни свою сторону и в сохранении егокак значительной военной силы, при этом степень правительственного нажима наказацкие вольности определялось текущей военной ситуацией. Когда она позволяла,правительство «разбирало» казаков, назначая жалование лишь «лучшим» из них иисключая со службы и возвращая феодальную зависимость казаков, вступивших в станицынезадолго до разборов. У казаков были, несомненно и другие, более серьезныепричины для претензий правительству Бориса Годунова. Резкое повышение в начале XVII в. цен на хлеб и другие продуктыпитания поставили казачество, всецело зависевшее от подвоза продовольствия изРоссии, в особенно тяжелое положение. Действия казаков в этой ситуации легко угадать.При появлении «оппозиции» правительству Бориса Годунова в лице самозванцев ониуглядели в них инструмент для решения своих проблем.[1]
Подлинную личностьсамозванца, который первым начал выдавать себя за сына Ивана Грозного от МарииНагой, по известным сегодня источникам достоверно установить невозможно. Вполневероятно, что им был беглый монах Чудова монастыря Григорий (в миру— ЮрийБогданов сын Отрепьев).
Как известно, Лжедмитрий«проявился» в Речи Посполитой, на ее украинских землях. Самозванец нашел себепокровителя в лице магната Адама Вишневецкого, из имения которого не позднее1603 года ездил к запорожским казакам, пытаясь привлечь их к походу на Москву.Официальной поддержки от Войска Запорожского он не получил, однако сечевикипомогли ему связаться с донскими казаками. Обитатели «вольного Дона» быливесьма недовольны политикой Бориса Годунова, которого помимо прочего считали«ненастоящим» царем, и решились поддержать «царевича». В Польшу отправилосьнесколько небольших отрядов, при этом казаки били челом самозванцу, «чтобы онне замешкал, шел в Московское государство, а оне ему все ради». Заметим, чтонакануне Смуты в России имелось около 10 тысяч «вольных» (живших автономными«войсками») и б тысяч служилых (прямо подчиненных царю) казаков. Почти все онитак или иначе приняли участие в повстанческом движении 1604-1605 годов.
В 1604-м вслед за донцамик Лжедмитрию, жившему в Самборе под крылом воеводы Юрия Мнишека, потянулись ималороссийские казаки. В октябре, когда самозванец перешел российскую границу,под его началом было не менее 4 тысяч воинов — несколько сот поляков, около 2тысяч украинских казаков и примерно столько же донских. К началу 1605-го,состав повстанческой армии существенно изменился: большинство поляков,недовольных задержкой обещанного жалованья, оставили Лжедмитрия. Зато к немупримкнули служилые люди из подчинившихся ему городов, остатки правительственныхвойск, а также около 12 тысяч казаков — украинских, донских и северских (городовыхи сторожевых).
21 января 1605 годапосланный Годуновым Василий Шуйский разбил Лжедмитрия при селе Добрыничи.Мятежники потеряли более 11 тысяч человек, среди которых было около 7 тысячукраинских казаков. Лжецаревич укрылся в Путивле, а победители осадили Рыльск иКромы. В Кромах засели донские казаки во главе с атаманом Андреем Корелой.Шесть недель 30-тысячная царская армия осаждала крепость, но 1-2 тысячи казаковвыдержали осаду. Правительственные войска таяли из-за дезертирства и болезней,а Лжедмитрий тем временем получал подкрепления. В частности, к нему пришли бтысяч донцов. 13 апреля царь Борис внезапно умер, а 7 мая все его силы подКромами перешли на сторону Лжедмитрия.
Соединенное войскодвинулось на Москву. Это было поистине триумфальное шествие. Массы народастекались приветствовать «истинного государя». Из-под Тулы самозванец отправилдвух гонцов с призывом к москвичам свергнуть царя Федора Борисовича и его матьцарицу Марию. Донские казаки из отряда Андрея Корелы доставили посланцев ЛжедмитрияI в Красное Село, где они привлекли на свою сторону местных «мужиков». Всопровождении казаков и большой толпы крестьян посланцы въехали в Москву и наКрасной площади при большом скоплении народа прочли грамоту самозванца. Этопослужило началом к восстанию, в ходе которого Федор Годунов, его мать и сестра— царевна Ксения были схвачены и посажены в тюрьму, а москвичи принесли присягуновому царю. Об этом самозванец узнал в Туле от присланных из Москвы двухкнязей-делегатов. И вот что примечательно: они не были допущены к его «высокойруке» до тех пор, пока Лжедмитрий не принял донцов под предводительствоматамана Смаги Чертенского.
Взойдя на престол в июне1605-го, «царь Дмитрий» щедро наградил всех казаков, принявших участие в походена Москву, и распустил их по домам. Лишь небольшая группа донцов была оставленапри нем, будучи включена в состав личной охраны царя. Но и они постепенно былизаменены иноземцами. Весной 1606 года, перед гибелью Лжедмитрия I, в егоокружении из казаков оставался лишь атаман Корела. [2]
Михаил Молчанов был одиниз любимцев Лжедмитрия I. После поражения лжецаря он сбежал из Москвы в Польшув июне 1606 года. Компанию ему составили князь Григорий Шаховской и думный дьякБорис Сутупов, прихвативший с собой «государеву печать». По пути беглецыраспространяли грамоты, написанные от лица чудесно спасшегося «царя Дмитрия» искрепленные его печатью, и будоражили население словами, что один из них — самгосударь.
Будучи в Путивле,Шаховской призвал жителей Северщины (лишившихся привилегий, дарованных некогдаЛжедмитрием I) поднять восстание против Василия Шуйского, вошедшего 1 июня напрестол. Уже в июле 106 года из-под Путивля на Елец и далее на Москву двинуласьповстанческая армия во главе с Истомой Пашковым в рядах которой оказалосьнесколько тысяч призванных из Дикого поля казаков — очевидно, запорожских идонских.
В Путивле Молчанов нерешился выдать себя за Лжедмитрия, поскольку многие местные жители хорошо зналии убитого самозванца, и его самого. Он предпочел укрыться в Польше, вСамборском замке Мнишеков — недавних царских родственников, и принялся игратьроль чудесно спасшегося самодержца, устраивая тайные приемы для людей, никогдане видавших первого самозванца.
На одной из такихаудиенций (видимо, в июле 1606 года) побывал приехавший из Венеции ИванБолотников, бывший донской казак и турецкий невольник. Молчанов сумел убедитьего в том, что перед ним действительно царь Дмитрий. И когда Болотников объявило своей готовности отдать жизнь за «прирожденного государя», самозванец одарилего тридцатью дукатами, шубой, саблей и письмом в Путивль к Шаховскому.Болотников был назначен «большим воеводой» (главнокомандующим) повстанческойармии, после чего с войском в 12 тысяч человек двинулся через Комарицкуюволость на Кромы. Основную силу его войска на этом этапе составляли,по-видимому, служилые люди (в том числе городовые и сторожевые казаки), а такжевыходцы из Дикого поля — сечевики и донцы.
В августе 1606-го Шуйскийуказал обнародовать грамоты с точным описанием Михаила Молчанова и отправил наСеверщину и в Польшу посольство, которое должно было обличить самозванца ипотребовать его выдачи. В ноябре разоблаченный Молчанов покинул окрестностиСамбора и уже под видом «воеводы царя Дмитрия» начал собирать войско для помощиболотниковцам. [3]
Вымышленный сын царяФедора Ивановича «проявился» в среде терских казаков. Им был «молодой»(неполноправный) казак Илья (Илейка) Иванов сын Коровин (Горчаков) по прозвищуМуромец (он и вправду был родом из Мурома). Как рассказал на допросе сам Лжепетр,терцы роптали на задержку жалованья и голод, говоря: «Государь нас хотелпожаловати, да лихи де бояре: переводят де жалованье бояря, да не дадутжалованья...» И вот у казаков родилась идея идти к Москве за государевоймилостью. Для этого они якобы решили обзавестись авторитетным предводителем ипровозгласили Коровина «царевичем Петром». Описывая события таким образом,Илья, скорее всего, лукавил, перекладывая ответственность за самозванство надругих. Ведь утаил же он факт разбоев, совершенных его отрядом на Волге.Думается, что инициатором авантюры стал, сам Коровин, сумев убедить в своемвысоком происхождении часть казаков. В этом ему помогла легенда, будто царицаИрина Годунова, опасаясь своего брата, подменила новорожденного Петра девочкой,а сына отдала в надежные руки.
Весной 1606 года около300 терских казаков под водительством Лжепетра пришли в устье Волги и началидвигаться вверх по реке. Вскоре под знаменами «царевича» собралось до 4 тысяччеловек, основную часть которых составили казаки — волжские, донские и яицкие.Самозванец отправил в Москву гонца с письмом к Лжедмитрию I, который ответилему так: если «царевич» воистину сын Федора Ивановича, то он будет в Москвежеланным гостем, если же это не так, то пусть он удалится прочь. Прислал «царьДмитрий» и подорожную, которая предписывала выдавать «царевичу Петру» и егоспутникам корм на всем пути в столицу. Илья Коровин согласился отправиться вМоскву, но, миновав Казань и Свияжск, получил весть об убийстве Лжедмитрия I иповернул на Дон. На обратном пути его войско грабило купеческие караваны иразоряло небольшие крепости.
Летом 1606-го на Донприбыли припасы и жалованье от нового царя — Василия Шуйского, после чегоВойско Донское официально объявило о своем невмешательстве в борьбу правительстваи повстанцев. Это значило, что «царевич Петр» отныне мог привлечь к себе влучшем случае «голутвенных» (неполноправных) казаков, большинство которых жилина Северском Донце. Именно там осенью 1606 года Лжепетра и отыскали посланцыШаховского, по приглашению которого Илья со своим отрядом, все-такипополнившимся донскими казаками, направился в Путивль.
К тому времениповстанческая армия во главе с Болотниковым и Пашковым осадила Москву.Значительную часть восставших составляли казаки — как «войсковые» (донские, волжские,терские, яицкие, запорожские), так и служилые. Однако взять Москву не удалось,к тому же дворянский отряд Пашкова перешел на сторону Шуйского. В декабреБолотников с остатками войска отступил в Калугу, откуда послал на Северщинудонского атамана Ивана Заруцкого искать «царя Дмитрия».
В начале 1607 годаЛжепетр со своим войском, в которое вошли несколько тысяч украинских казаков,двинулся навстречу Болотникову. Из Тулы самозванец послал в Калугу отряд спродовольствием, однако по дороге он был полностью разгромлен. В мае Лжепетрвсе-таки помог осажденной Калуге. Служивший ему князь Андрей Телятерский разбилна реке Пчельне правительственный отряд. Болотников этим воспользовался ипрорвался в Тулу. Поход на этот город Василий Шуйский возглавил лично. 10октября изможденные осадой и голодом мятежники сдались на милость властей.«Тульские сидельцы», в том числе и казаки, были отпущены восвояси, заисключением руководителей мятежа. Царь обещал сохранить жизнь Болотникову и Лжепетру,но слово не сдержал: в январе 1608-го был повешен «царевич Петр», а мартеослеплен и утоплен Болотников. [4]
Очередной самозванецобъявился близ Астрахани вскоре после того, как на юге страны стало известно осмерти царя Дмитрия. Он выдавал себя за мифического сына Ивана Грозного от егочетвертой жены Анны Колтовской. Подлинная личность самозванца назвавшегося «Иваном-Августом»неизвестна. Возможно, он был беглым холопом или крестьянином, перешедшим вказаки.
Поскольку «царевич»явился в Астрахань с небольшим отрядом из казаков (скорее всего, терских,донских и волжских), логично предположить, что он «проявился» где-то наказачьих землях. Самозванцу удалось привлечь на свою сторону астраханскихгорожан со стрельцами — в городе вспыхнуло восстание, в итоге которого местныйвоевода стал его подчиненным. В июне 1607 года под руку «Ивана-Августа» перешели Царицын, где также вспыхнул 'мятеж — после появления слуха, что царь Дмитрийжив, и агитации со стороны Астраханцев. После этого самозванец со своим отрядомдвинулся вверх по Волге, на помощь «царевичу Петру» и Болотникову. По пути«Иван-Август» попытался взять Саратов, но понес большие потери и был вынужденвернуться в Астрахань, а вскоре потерял и Царицын.
Зимой 1607/08 года«царевич» послал гонцов к Лжедмитрию II, пытаясь, видимо, заключить с ним союз,но не встретил понимания. В грамоте «Тушинского вора» от 14 апреля 1608 года«Иван-Август» вместе с прочими «царевичами», объявившимися, на южных окраинах,был заклеймен как -самозванец. Лжедмитрий также сообщал, что послал на НижнююВолгу и в Дикое поле своих представителей для ареста лжецаревичей.
Трудно сказать, был лисхвачен «Иван-Август», но летом 1608 года он и его казаки отправились к Москве,в лагерь Лжедмитрия II. Астраханскогосамозванца без особых церемоний повесили, казаки же, пришедшие с ним, былинаграждены и влились в армию «царя Дмитрия». [5]
Следующий самозванецвыдавал себя за сына царя Федора Ивановича.он появился под именем ФедораФедоровича. Кем он был на самом деле, где и когда «проявился» — неизвестно. Можнолишь предположить, что и он впервые объявил о своем высочайшем происхожденииперед казаками. Согласно слухам, гулявшим по Волге летом 1606 года, «ФедорФедорович» находился тогда среди донцов и считался младшим братом «царевичаПетра». В начале ноября 1608 года «царевич Федор» во главе трехтысячного отрядадонских казаков прибыл в стан Лжедмитрия II под Брянск. Он был обласкан и занялвидное место при дворе, но затем был повешен. Возможно, это произошло незадолгодо 14 апреля 1608 года, так как в грамоте Лжедмитрия смольнянам, датированнойэтим числом, «царевич Федор» поименован самозванцем.
Очередной соискательтрона выдавал себя за никогда не существовавшего внука Ивана Грозного — сынацаревича Ивана Ивановича и Елены Шереметевой. Он назвался царевичем Лаврентием.При этом вполне вероятно, что Лаврентий — его настоящее имя. Есть основанияутверждать, что он был беглым холопом или крестьянином, а его соратниками сталипредставители «вольного» казачества (волжского, терского и донского). С ними неранее сентября 1607 года он пришел под Астрахань и находился если не вдружеских, то в добрососедских отношениях с «Иваном-Августом». Быть может,какое-то время они| оба жили в Астрахани. По крайней мере оба самозванца летом1608-го сообща двинулись к Москве в окружении своих казаков. «ЦаревичЛаврентий» разделил судьбу «Ивана-Августа» и также был повешен в селе Тушино.Его недавние соратники, получив награду, поступили на службу к Лжедмитрию II.
Очередными самозванцамивыступили личности выдававшие себя за сыновей Федора Ивановича. Единственнаяинформация о них содержится в грамоте Лжедмитрия II смольнянам от 14 апреля1608 года. Согласно ей, самозваные сыновья царя Федора «проявились» у казаков,обитавших в «польских юртах», скорее всего, в Диком поле»— степных районах наюжном порубежье России, Речи Посполитои и Крымского ханства. В грамоте названысемеро — Клементий, Савелий, Симеон, Василий, Ерошка (Ерофей), Гаврилка(Гавриил) и Мартынка (Мартын). Возможно, это их подлинный имена. По всейвидимости, у каждого из них был свой отряд из казаков, а сами «царевичи»,очевидно, были схвачены и казнены по приказу Лжедмитрия II. [6]
Лжедмитрием II стал православный выходец из РечиПосполитой — крещеный еврей, бывший одно время школьным учителем в окрестностяхШклова и Могилева. Трудно сказать, стал он самозванцем по своей инициативе иликто-то его предварительно готовил.
Лжедмитрий II «проявился»в Стародубе примерно 12 июля 1607 года. Важнейшую роль в его признаниигорожанами, служилыми людьми и «вольными» казаками сыграл донской атаман ИванЗаруцкий, недавний соратник Лжедмитрия I. Вскоре новообретенный «царь» началсобирать армию для войны с Василием Шуйским. В сентябре 1607-го трехтысячноевойско выступило в поход. Треть его составляли конные польские дружины, остальнуючасть — «севрюки» (местные «служилые люди по прибору», в том числе казаки) ибывшие казаки — болотниковцы под водительством Заруцкого. В начале октября кЛжедмитрию II присоединились запорожцы, которые, однако, менее чем через месяцпокинули его. По дороге к самозванцу примкнуло около 500 донских казаков, авскоре под осажденный Брянск явились 3 тысячи донцов, которых привел «царевичФедор», и 4 тысячи бывших соратников Болотникова и «царевича Петра», попреимуществу казаков. К началу апреля 1608 года армия самозванца выросла до 18тысяч — к Лжедмитрию II,обосновавшемуся в Орле, пришли 5 тысяч донцов, которыми руководил Заруцкий, и 3тысячи запорожцев.
После этого самозванецдвинулся к столице и в июне 1608 года стал укрепленным лагерем в Тушине. Вместес ним тогда было не менее 30 тысяч воинов, около трети из них — казаки. К лету1609 года численность тушинского воинства возросла до 100 тысяч, из которыхпримерно 45 тысяч дала казачья среда.
«Тушинское» казачестводелилось на полки, управлявшиеся Казачьим приказом во главе с Заруцким. Донскойатаман, скорее всего, никогда не верил в подлинность новоявленного «царяДмитрия». И когда Лжедмитрий, опасаясь измены со стороны поляков, бежал вКалугу (29 декабря 1609 года), далеко не все казаки последовали за ним — одниотправились по домам, другие остались в Тушино и конфликтовали с поляками.Череда кровавых стычек привела к тому, что 15 марта 1610 года «гетман царяДмитрия» Рожинский велел зажечь стан и распустил повстанческое войско.
В Калуге Лжедмитрий II попыталсяопереться опять-таки на казаков, которые по-прежнему составляли значительнуючасть его войска. Кроме того, он играл на патриотических чувствах, пугая народстремлением польского короля захватить Россию и установить в ней католичество.Его призывы нашли отклик у многих, в том числе и у казаков — даже тех, кторанее отвернулся от самозванца. Особенно активно казаки стали стекаться вКалугу после того, как поляки в сентябре 1610-го заняли Москву. Вернулся иушедший было к полякам Заруцкий. Однако все изменила гибель Лжедмитрия II,которого убили его же собственные охранники из ногайцев. После этого былаустроена резня соплеменников убийц, в которой верховодили донцы.
Самозванец, которогопрозвали «Псковским вором» и которого, строго говоря, надо считать Лжедмитрием III был то ли Сидорка, то ли Матюшка,московский дьякон (или дьяк), прибежавший в Новгород после убийства ЛжедмитрияII и обосновавшийся там под видом рыночного торговца. Судя по всему,самозванцем он стал по собственной инициативе. Он «проявился» в Новгороде, номассового признания не получил и вместе с несколькими казаками, служившими доэтого «Тушинскому вору», отправился в Ивангород, где был с радостью принят. Подего власть перешли также Ям, Копорье и Гдов. Очень скоро о нем стало известно вПскове, где находился отряд русских и украинских казаков, ранее пришедший изТушино. 15 апреля 1611 года они покинули Псков и с частью стрельцов перешли ксамозванцу. В Ивангород из ближних мест потекли и другие «тушинские» казаки.
24 июня самозванец пошелна Псков, простоял под его стенами с 8 июля до 23 августа и, услышав о приходешведов с новгородцами, бежал в Гдов, где был осажден и едва прорвался вИвангород. Когда шведы предложили ему сдаться, обещая предоставить убежище насвоей территории, очередной Лжедмитрий ответил отказом, более того — послалказаков атаковать противника. Вскоре после этого псковичи решились признать его«царем Дмитрием».
 4 декабря «ЛжедмитрийIII» обосновался во Пскове вместе с верными казаками, после чего отправил из ихчисла к Москве гонца, желая привлечь на свою сторону остатки Первого ополчения— все тех же казаков. Когда в подмосковный лагерь вернулся из Пскова бывшийвельможа «Лжедмитрия II», публично опознавший того в новоявленном «царе»,подмосковные таборы присягнули «Псковскому вору» (2 марта 1612 года). Однакоиз-за этого возникла угроза войны со Вторым земским ополчением (Минина иПожарского), поэтому в апреле подмосковное казачество послало второго человекадля опознания чудесно спасшегося «царя». Самозванец не был разоблачен, тем неменее лишился поддержки псковичей, недовольных его развратным поведением ипоборами. Правда, у него оставались верные казаки, но основная их часть в маепокинула Псков, чтобы отогнать шведов. Против самозванца возник заговор, и он снебольшим числом казаков бежал ко Гдову, но был схвачен 20 мая и 1 июляотправлен под стражей к Москве. По одному известию, он был убит во время боя спольско-литовским отрядом, пытавшимся его освободить, по другому — казнен подМосквой, по третьему — повешен в Москве уже при царе Михаиле Федоровиче (послефевраля 1613 года). [7]
Единственное известие опоследнем самозванце, выдававшем себя за чудесно спасшегося младшего сынаГрозного, содержат грамоты, посланные в январе 1612 года в Кострому и Ярославльмосковскими боярами — сторонниками королевича Владислава. Там после обличения«Псковского вора» сообщалось:«… а другой вор, также Димитрий, объявился вАстрахани у князя Петра Урусова, который калужского убил». По всейвидимости, самозванец был ставленником причастного к гибели Лжедмитрия IIногайского князя, которому стоило опасаться за свою жизнь, проезжая по землям,где было много казаков.

Заключение
При подведении итогов проделаннойработы следует сделать следующие выводы:
Появившись на территорииДикого поля казачество с первых дней своего существования вело борьбу статарской экспансией, закрывая с юга границы Московского государства. Казакибыли фактически бесплатной военной силой Москвы, куда более эффективной, чем еепостоянные вооруженные формирования. Военная мощь казачества была чрезвычайнонужна Москве отсюда и поддержка жалованием (в основном мизерным и нерегулярным). На всем протяжении исторической жизни казачества империя видела внем две стороны: военную силу и стремление к политической независимости. Перваявсячески поощрялась государством по принципу «осел, груженный золотом,открывает любые ворота», а вторая подавлялась в моменты усиления имперскоговлияния в Диком поле.
Что же в таком случаепритягивало казаков к Москве?
Перманентная степнаявойна с татарскими ордами, противостояние мощной Османской империей вызывалинеугомонную жажду стабильности (особенно у казачьей политической элиты).Стабильность при покровительстве Москвы представлялась части казачества меньшимзлом, чем свобода в условиях постоянных военных конфликтов. Особоеэкономическое значение казачьего войска, а именно, финансовый кризис требоваломосковской помощи.
Со второй половины XVI – начала XVII вв. со стороны Москвы по отношению к казачеству нередкопроводилась «политика кнута». Это время было периодом перманентных попытокМосквы ограничить самостоятельность казачьего войска.
В свою очередь казаки небыли обязаны службой государству. Во время военных действий в составемосковских ратей, казаки не считали себя связанными какой-либо субординацией.В1579 году, во время Ливонской войны они ушли из состава русской армии из-подкрепости Соколы, в 1633 году из-под Смоленска, занятого поляками, в 1665 году –с «Польской войны» и т.д.
Таким образом, «друзья –враги» — казачество и империя были обречены на мирное сотрудничество,прерываемое нарушением статус – кво в смутное время.
 События Смуты позволяютуточнить расхожее представление о казачьем бунтарстве и патриотизме. Казакидалеко не всегда и не везде оказывали поддержку лицам, публично претендовавшимна статус монарха или члена его семьи. Поддержав самозванца, казаки необязательно шли до конца, а между отдельными группами казачества, вовлеченногов самозванческую интригу, случались острые противоречия. Можно выделить тотфакт, что если на первых порах казаки просто поддерживали самозванцев, то вдальнейшем они сами стали выдвигать из своей среды «лжецаревичей»претендовавших на Российский престол.
При этом участие винтригах нельзя однозначно квалифицировать как непатриотичное деяние.Патриотизм казаков заключался не в служении стране целиком (точнее государству,которое подменяло собой народ), а в любви к совершенно конкретной территории —земле, где человек родился и где похоронены его предки. Проблема заключалась втом, что для представителей различных казачьих «войск», равно как дляпотомственных и «новопришлых» казаков, «родиной» были разные земли.
Одновременно казачийпатриотизм предполагал защиту веры предков и служение «подлинному» государю. Благодаряэтому разнородное казачество могло на какое-то время стать единым. Причем«подлинность» монарха понималась не столько как его «доброта» в отношенииказаков, сколько как его легитимность. Поэтому едва ли для казаков было нормойвыбирать «государей» из своей среды. Казачество готово было подчиняться лишь«природному» государю, но сделать безошибочный выбор в самозванческойкруговерти в смутные времена было практически невозможно...
Примечание
 
Глава 1.
1. Безотосный В. Ктотакие казаки? // Родина – № 5 – 2003. С. 34 – 36.
2. Гордеев А.А.Золотая Орда и зарождение казачества. М., 1991. С. 23 – 27.
3. Краснов П.Жемчужина в имперской короне. // Родина — № 1 – 2001. С. 20 – 23.
Глава 2.
1. Гордеев А.А.История казаков со времен царствования Ивана Грозного, до царствования Петра I. М., 1992. С. 26 – 28.
2. Указная грамота1589 г. И.С. Вахромееву о выдаче жалования казакам. // Новые документы о Россииконца XVI – нач. XVII в. // подред. Ампилогова Т.Н. М., 1967. С. 86.
3. Чернов А.В.Вооруженные силы Российского государства в XV – XVIIвв. М., 1954. С. 115 – 117.
4. Отписка 1594 г.И. Кобянова царю Федору Ивановичу о ходе набора казаков на службу.// Новыедокументы о России кон. XVI –нач. XVII вв.// под ред. Ампилогова Т.Н. М., 1967. С. 102 — 104.
5. Чернов А.В.Вооруженные силы Российского государства в XV – XVIIвв. М., 1954. С. 130 — 137.
Глава 3.
1. Скрынников Р.Г.Россия в нач. XVIIв. «Смута». М., 1988. С. 19 – 24.
2. Там же. – С. 79 –102.
3. СтаниславскийА.Л. Гражданская война в России в XVII в. М., 1990. С. 61 – 73.
4. Скрынников Р.Г.Смута в нач. XVII. Иван Болотников. М., 1988. С. 152 –163.
5. СтаниславскийА.Л. Гражданская война в России в XVII в. М., 1990. С. 94 — 116.
6. Меньшов И.Самозванцы на троне. // Русский стиль — № 7 – 1996. С. 41 – 43.
7. СтаниславскийА.Л. Гражданская война в России в XVII в. М., 1990. С. 124 — 130.

Библиография
 
Источники.
Новые документы о России кон. XVI – нач. XVIIвв.// под ред. Ампилогова Т.Н. М., 1967.
Обобщающие издания
Гордеев А.А. Золотая Орда и зарождение казачества. М., 1991.
Гордеев А.А. История казаков со времен царствования ИванаГрозного, до царствования Петра I.М., 1992.
Скрынников Р.Г. Россия в нач. XVIIв. «Смута». М., 1988.
Скрынников Р.Г. Смута в нач. XVII. Иван Болотников. М., 1988.
Станиславский А.Л. Гражданская война в России в XVII в. М., 1990.
Чернов А.В. Вооруженные силы Российского государства в XV – XVII вв. М., 1954.
 
Периодические издания
Родина – № 5 – 2003.
Родина — № 1 – 2001.
Русский стиль — № 7 – 1996.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.