Введение. 2
1.Философско-культурная концепция науки Кассирера. 3
2. Роль и местокультуры в концепции науки Кассирера. 10
3. Роль и местоистории в концепции науки Кассирера. 12
Заключение. 17
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА… 20
Введение
Рассмотрение науки как исторического и социально-культурногообразования нашло свое отражение не только в широком развертывании исследованийисторического (или историографического) направления в методологии науки, но ив оживлении интереса к социологии науки, психологии научного исследования, атакже к философско-историческим и философско-культурным концепциям науки.
Новая концепция науки именно как концепция,учитывающая влияние на науку исторических и социокультурных факторов, котороеизучается в ряде дисциплин (например, социология науки) в философских трудах представляется как отрицание бытовавшей ранеелогико-эмпиристической концепции, потому что она, социология науки, исследуетвлияние социальных факторов на науку[1].
Качественно новый подход к науке, пришедшем насмену логико-эмпиристической концепции подразумевает прежде всего изменениеточки обозрения науки, в результате которого она предстает в некотором новомкачестве. А именно—как историческое социально-культурное образование. Вэтом случае внутренние — гносеологические и логико-методологические —характеристики науки не просто дополняются указаниями на исторические исоциально-культурные факторы, извне влияющие на развитие науки; но и сами этигносеологические и логико-методологические характеристики приобретаютособенности, обусловленные исторической социально-культурной природой науки.
Представление о науке как о культурном образованииглубоко коренится в неокантианской концепции, развитие которой представлено вучении немецкого философа Кассирера (1874-1945). В настоящей курсовойработе мы рассмотрим основные положения философско-культурной концепции наукиКассирера.1.Философско-культурная концепция науки Кассирера
Главная особенность концепции Э. Кассирера в том исостоит, что наука включается ею в культуру в качестве одной из основных ееформ.
Рассматривая концепцию Кассирера онауке как форме культуры, следует начать с истоков — с некоторыхосновных исходных положений философии Канта, а также учения Когена окультуре и «культурном сознании», с его поисков «логических основанийкультуры».
Особенность теории познания, как она сформулированаКантом, заключается в том, что теория познания исследует способпознания предметов. Различные виды постижения мира—научное знание (математика,естествознание) и философия (теоретическая и практическая) оказываютсяразделенными друг от друга в самом основании—потому, что в них нашли выражениеразличные способности души и различные формы познания. По этой причине различныих объекты. Так, различие между математическим и философским видами познания(равным образом опирающимися на чистый разум) заключается в «их форме, а неосновывается на различии между их материей, или предметами. Форма математическогопознания есть причина того, что оно может быть направлено только наколичества...»[2]. По той же причине различен характер ихобъективности. И наука, и философия—метафизика, этика, эстетика, религия—по содержаниюсвоему объективированы от отдельных субъектов познания. Однако философскоепознание в этой объективации может достичь лишь общезначимости, философскоесуждение не может быть безусловно отнесено к самому предмету (данному всозерцании априорно или как предмет возможного опыта), ибо оно «не основываетсяна понятиях об объекте», ибо вообще «философия держится только на общих понятиях»[3] и т. п. Но философскоесуждение тем самым не обесценивается: философия есть познание из принципов, иблагодаря им она обеспечивает единство знания в науке, этике, эстетике,религии, единство, без которого не может обходиться наш разум.
Только научное знание обладаетдостоверностью, т.е. помимо субъективной достаточности, имеет объективноеоснование; и потому только оно не просто общезначимо, но и претендует на то,что его содержание относится к предмету познания. Научное знание возможноблагодаря определенным формам мышления (чистым рассудочным понятиям,категориям) и основоположениям. Они обеспечивают объективность знания в смыслеотчужденности его от познающего субъекта: всякое утверждение, сообразное сэтими формами, может быть понято (и обсуждено, принято или отвергнуто) «всяким,кто только обладает разумом». Но эта внутренняя определенность научного знанияимеет одно очень важное дополнение, благодаря чему объективированное,отчужденное от субъекта знание становится объективным знанием. Это дополнениезаключается в том, что научное знание непременно должно быть применимо кпредметам возможного опыта.
Это относится, равным образом, и к. естествознанию,и к математике. У Канта имеется одно очень важное замечание о предметнойсодержательности математики. Математика, естествознание и даже эмпирическиезнания человека. имеют высокую ценность как средства главным образом для случайныхцелей, а если они в конце концов становятся средством для необходимых исущественных целей человечества, то это достигается не иначе как припосредстве познания разума на основе одних лишь понятий, которое есть не чтоиное, как метафизика.
Хотя Кант не исключает, что возможнои рассмотрение математики только как некоего формального построения, однако онотвергает эту возможность. Все математические понятия, по его мнению, сами посебе не знания, если только не предполагать, что существуют вещи, которыемогут представляться нам только сообразно с формой… чистого чувственногосозерцания. Но в пространстве и времени вещи даются лишь постольку, посколькуони суть восприятия (представления, сопровождающиеся ощущениями), стало быть,посредством эмпирических представлений».
Кант формулирует это положение о предметнойсодержательности знания в отношении естествознания, непременным условиемкоторого является применение рассудочных форм к «эмпирическому созерцанию», копыту.
Кантом сформулированы теории научности:научное знание непременно содержит в себе два момента—оно построено сообразно справилами и принципами мышления, и его понятия относятся к предметам, данным вчувственном созерцании. Эти формулировки одновременно являются внутринаучными.критериями объективности. И, соответственно, умопостигаемым сущностям,полагаемым в идеях разума, невозможно приписать объективность, потому что онине могут быть даны в чувственном созерцании (для естествознания—в эмпирическомчувственном созерцании, в опыте); этим умопостигаемым сущностям (по сути дела,не только философским, но и всяким общетеоретическим обобщениям) можноприписать лишь гипотетическое существование. Уже Гегелем была показанаограниченность такого понимания объективности (Гегель так и называлее—«кантовская объективность»)[4].
Эту же проблему Канта Кассирер излагает втерминах «объективации»: это, так сказать, «научная объективность»—некотораяабстракция, которая успешно работает в весьма узких рамках общей методологиинауки; между тем как философские трудности, встающие перед научным познанием,требуют доказательства того, что научная картина мира имеет объективное содержаниев смысле отражения в ней независимой от познающего субъекта действительности,того, что действительность такова, как она представлена в научной картинемира. Но доказательство этого не может быть получено средствамилогико-методологического и теоретико-познавательного анализа, как это пыталисьсделать Кант и кантианцы. Вопрос о том, свойственна ли человеческому мышлениюпредметная истина, говорил Маркс, вовсе не есть вопрос теории, а вопрос практический.Внутринаучные критерии объективности действительно способны вывести нашезнание из пределов субъективности в объективный мир предметов, явлений и ихсущности (и на эти критерии опирается «каждодневная» работаестествоиспытателя), но это не есть имманентная нашему мышлению способность;это происходит потому, что сами эти критерии (научные способыэкспериментирования и теоретизирования) сложились исторически, на основеобщественно-исторической практики. В неокантианстве же был подмечен факт«научной объективности», и превращен был в самодовлеющий факт. А этот фактможно проиллюстрировать следующим образом: наше знание об атомах, элементарныхчастицах, двойной спирали, гипотетических черных дырах, кварках и т. п. имеетобъективное содержание, потому что существование всех этих«сущностей» доказано (или может быть обсуждено, доказано илиопровергнуто) в научном познании, теми средствами экспериментирования итеоретизирования, которые сложились в науке и которые составляют суть«научности». И наоборот, утверждения о дьявольской силе и пр. в принципенаходятся за пределами этих средств и, соответственно, знания, и именно поэтомуэти сущности не обладают существованием.
B марбургскойшколе неокантианства, к которой принадлежал Кассирер, нашла выражениекантовская идея о совпадении объективного содержания знания с процессомпознания—с мысленным построением предмета познания. Так, «закон науки» и«закон природы» в определенном смысле употребляются как синонимические. Визложении Кассирера, именно проблема доступности или способа данности нам,должна предшествовать проблеме объективности… Вместо того чтобы сравниватьматерию и дух или противопоставлять их друг другу, мы должны сравнить и противопоставитьспособы физического и метафизического мышления.
Отсюда Кассирер развивает идею о культурномсознании: наука (научное знание) есть только одна из форм объективациисознания; искусство, религия и нравственность также являются формами, в которыхснят, «элиминирован», отчужден отдельный субъект. Это все общие формыобъективированного сознания общественного человека, и в них осуществляетсяобщественная жизнь человека.
Эти формы, взятые конкретно, вполне самостоятельны;присущий каждой из них свой способ видения мира («данности своего предмета»)обеспечивает внутреннее ее единство (синтез) и ее отличие от других форм.Однако самосознание каждой из них происходит в соответствующей науке—вюриспруденции, в науке о прекрасном (эстетике), в теологии, и потомуисследование логических оснований науки оказывается достаточным для обоснованиявсего культурного сознания. Более того, при этом исследовании в качествеидеала науки имеется в виду «точное естествознание».
В философии Кассирера находит дальнейшее развитие кантовскаяидея о заданности форм восприятия и мышления как условий возможности опыта ипознания. Подобно тому, как кантовские априорные формы восприятия имышления определяют «мир для нас», так и «формы культуры» Кассирера суть единственновозможные формы существования «мира для нас»; потому и они суть формы именнокультуры, т. е. мира, созидаемого общественным человеком.
Характерные особенности критическогоидеализма Кассирера можно сформулировать следующим образом: 1) расширениеобласти применения критического анализа; 2) попытка построить на основаниифилософии Канта (и даже вывести из «критического, илитрансцендентального, идеализма Канта») философию культуры и философию истории;3) отказ от сведения форм культурного сознания к логическим основаниям науки;и наоборот, поиск оснований всей культуры в исторически первичных, «низших» ееформах.
Эти формы, «содержащие в себе систему символов,призваны не просто отображать мир, в них отложились различные основные способымышления, понимания, представления, воображения и описания» мира человеком;они (каждая из них) составляют тот целостный мир, в которых осуществляет себячеловек и в которых он живет.2. Роль и местокультуры в концепции науки Кассирера
Отношение не миру самому по себе, а к миру как ондан нам в созерцании,—эта мысль обобщается Кассирером таким образом, что онаотносится не только к познавательному отношению человека к миру.Согласно Кассиреру, человек живет в мире культуры, и его отношение кобъективной действительности опосредствовано формами культуры; объективнаядействительность дана человеку не иначе, как в формах языка, мифа, религии,искусства, науки, т. е. как некоторое культурное явление.
Концепция Кассирера сохраняет самостоятельнуюценность каждой из форм культуры; они не сводятся им к их научномуосознанию; и вообще они не ограничиваются духовной сферой, аферой сознаниячеловека, сферой «культурного сознания»; объективированные от человека, онисоставляют тот мир, мир культуры, в котором человек живет, ту подлиннуюдействительность, которая непосредственно дана человеку.
Кассирер говорит о культуре и формахкультуры, имея в виду то обстоятельство, что термин «культура» ужеобозначает объективированный от индивидуального бытия и сознаниячеловеческий мир. Чтобы разъяснить эту функцию форм культуры, обеспечивающуюпереход от индивидуального бытия к общечеловеческому миру, в некоторых случаяхКассирер употребляет «формы культуры» как синонимичные «формам «общественнойжизни», ибо человек есть общественное существо, и его индивидуальное бытиевозможно (и может быть понято) в общественном целом. Это — важная особенностьформ культуры: каждая из них есть некоторая целостность, «тотальность». И,соответственно, задача философско-исторического исследования в том и состоит,чтобы включить отдельные явления в эту целостность, рассмотреть их в этойцелостности, т. е. производить синтез. Эта идея и лежит в основе философииистории Кассирера.
Другая важная особенность форм культуры заключаетсяв том, что каждая из них представляет собой качественно определенную системусимволов и образов. У человека, отмечает Кассирер, нет раздельногоиндивидуального бытия: он живет в великих формах общественной жизни—в миреязыка, религии, искусства, политических учреждений. Он творит вербальные символы,религиозные символы, образы мифов и искусства, и только в целостности, всистеме этих символов и образов он может поддерживать свою общественную жизнь,т. е. быть способным сообщаться с другими человеческими существами и сделатьсебя доступным для понимания другими.
Эта мысль лежит в основе и другой идеи Кассирера,которая условно получила оценку «исторический релятивизм». Идея Кассиреразаключается в том, что человеческая цивилизация осуществляет себя в единичных,уникальных формах, она строит себя в каждую эпоху каждый раз по-новому. Онасоздает новые формы, новые символы, новые материальные вещи, в которых жизньчеловека находит свое внешнее выражение. В отличие от объектов природы, которыеобладают относительной устойчивостью, символическое, внешнее выражение жизничеловека изменчиво: меняются значения, смыслы символов, появляются новыесимволы; по существу, каждому времени присущи свои системы символов,свои синтетические целостности, составляющие различные формы культурыданного времени. Поэтому может появиться «культурная разобщенность» и во времени.Она не появляется благодаря истории, историческиму сознанию. Ведь черезкороткий промежуток времени те символы, в которых человек выражает свои идеи ичувства, свои эмоции и желания, свои мысли и верования, становятсянепонятными. И здесь начинается действительная работа науки истории. Этадействительная работа заключается в том, чтобы реконструировать—воссоздать,заново строить—ту реальную жизнь, которая лежала в основе символов и их систем;воссоздать таким образом, чтобы они стали понятными теперь, для тех, кто живетв мире новых систем символов. Без такой работы, без исторического сознания небыло бы связи времен, прошлого с настоящим и ожидания будущего, ибо «мысль обудущем и мысль о прошлом зависят друг от друга».3. Роль и местоистории в концепции науки Кассирера
Важно отметить, что согласно Кассиреру, объективноистория возможна благодаря тому, что существует историческое сознание.
Задача реконструкции прошлого, задача воссозданияподлинной жизни, получившей внешнее выражение в символических системах своеговремени, выполняется историей благодаря особому научному методу, характерномутолько для истории—методу интерпретации. Интерпретация какисторическое понимание у Кассирера — научный метод, рациональнопредставимый и рационально применимый. Кассирер полагает, что всякое понятие ирассуждение содержит моменты и универсальности, и индивидуальности; общиепонятия и общие законы (правила), открываемые познанием, должны применяться кчастным, особенным случаям. Образование понятий и суждений, формы рассужденияи аргументации, метод гипотез и подтверждений должно быть использовано вистории в таком же смысле, как во всякой другой науке. Логическое единствонауки истории и естествознания дополняется указанием на то, что историк так же,как и естествоиспытатель, имеет дело с эмпирической реальностью идолжен исследовать и описать эту реальность. И действительно, мы можемсказать, что исторические закономерности, устанавливаемые историческимисследованием, эмпиричны в том смысле, что они обнаружены вэмпирическом материале и обнаруживают себя в опыте. Что же касается различийв методах наук, то они, по Кассиреру, относятся к способу, по которомуони производят интеллектуальный синтез эмпирических явлений, таким образом,что они, эти явления, будучи включены в некоторую целостность, в некоторое систематическое.целое, получают объяснение, интерпретацию, смысл.
История, как и всякая наука, включает в себя знаниеобщих законов: Однако историю составляют исторические события, которые нельзяуже дедуцировать из общих законов. Кассирер считает, что историческое событиеесть нечто большее, чем результат совокупности причин. Описать и понять явлениене значит найти и указать всю совокупность причин, приведших к нему. Понятьявление—значит интерпретировать его; в истории же—это значит включить его в туцелостность, в которой оно функционировало, т, е. производить особого родасинтез.
Опытное основание исторической науки—это особогорода физические объекты—исторические документы и исторические памятники. Всяработа историка зависит от этих документов и памятников, данных ему в видематериальных вещей: письмен, надписей, книг, статуй, построек и т. д. Он нетолько собирает эти фрагменты, он должен восполнить и синтезировать их,привести их в согласованный порядок, показать нам их единство и логическуюпоследовательность. Этот интеллектуальный и воображаемый синтез и есть то, чтомы называем историей [наукой истории], точно так же, как синтез частныхматериальных феноменов в пространстве и времени согласно общим законам называетсяестествознанием.
Этот «интеллектуальный и воображаемый синтез»,составляющий суть работы историка, хорошо иллюстрируется аналогией срасшифровкой неизвестных письмен: отдельные знаки и их сочетанияпредставляются в качестве символов, за которыми скрывается целый человеческиймир; с самого начала они мыслятся как элементы некоторой системы, в которойтолько они осмыслены и через которую только могут быть поняты; воссоздав этусистему, эту целостность, мы можем услышать чуждую нам речь и войти вневедомый нам человеческий мир.
Эта аналогия хороша тем, что иллюстрирует именнорациональный, логически эксплицируемый, характер кассиреровского метода«исторического понимания», «интерпретации» и, тем самым, его качественноеотличие от других концепций понимания, противопоставляющих понимание научным,рациональным методам и связывающих его с интуицией, «вживанием», «вхождением»в иную культуру и в иное время и т. п.
Работа историка, по Кассиреру, в значительнойчасти состоит именно в осуществлении «интеллектуального синтеза», т. е.в воссоздании «подлинной человеческой жизни», в восстановлении определенногоисторического явления в своей целостности, на основании приведения в системуисторических памятников, через них, через их истолкование, понимание. ПоКассиреру, исторические памятники, через которые воссоздается историческая действительность,являются лишь средством познания исторической действительности, лишьтеми предметами, через которые просвечивает подлинная история. Аэтой самой подлинной исторической действительностью оказываются лишь формыкультуры—язык, миф, искусство,религия, наука,—в которых отложилась жизнь человека. Вопреки этому воззрению,для исторической науки памятники истории не просто средства, а сами по себесоставляют часть исторической действительности, и когда восстановлена—воссозданаих систематическая целостность, то она принадлежит к историческойдействительности так же, как и формы культуры, нашедшие предметное выражение(«отложившиеся») в ней. Между тем историческая действительность сведенаКассирером к культуре (формам культуры), а эта последняя—к духовной сфере жизничеловечества, которая и названа «подлинной жизнью человечества.
Метод «исторического понимания»—интеллектуальногосинтеза, восстановления целостности исторической действительности на основанииприведения в систему и истолкования исторических памятников—никоим образом непротиворечит методу исторического объяснения, т. е. нахождениязакономерностей, осуществляющихся в историческом процессе и обеспечивающихединство истории. При описании и обосновании метода «исторического понимания»Кассирер прямо отвергает философско-исторические системы, предполагающие наличие общеисторических закономерностей, на основании которых обеспечиваетсяединство истории. Для такой позиции Кассирера существуют два основания.Во-первых, историческая действительность сведена Кассирером к культуре, а«культура не может быть определена и объяснена в терминах необходимости,она должна быть определена в терминах свободы, которая должна быть понята внравственном, а не в метафизическом смысле. Во-вторых, Кассирерупредставляется, будто бы всякая общеисторическая закономерность может бытьвведен в историю лишь извне, умозрительно, а это противоречило быантиметафизической природе истории, опирающейся, как и всякая наука, на опыт,исходящей из опыта и выводящей закономерности, «работающие» в опытномматериале.
Кассирер отказывается сводить формы культурногосознания к логическим основаниям науки. По Кассиреру, рациональное иэмоциональное, логическое и мифологическое суть различные, но равноценныехарактеристики различных модификаций мира культуры
Учение Кассирера нельзя отнести в разряд теорий,мифологизируюших рациональные формы освоения мира. Учение Кассирера низлагаетнауку с пьедестала высшей формы сознания, включает науку в целостность культурыкак одну из возможных форм видения, чувствования, представления, пониманиямира, как одну из форм объективации человека в мире культуры.Заключение
Анализ показал, что, поскольку Кассирер принадлежалк марбургской школе неокантианства, в его концепции естественным образом нашлавыражение кантовская идея о совпадении объективного содержания знания спроцессом познания—с мысленным построением предмета познания. В философииКассирера находит дальнейшее развитие кантовская идея о заданности формвосприятия и мышления как условий возможности опыта и познания.
Рассмотренный материал позволяет видеть, что главнаяособенность концепции Э. Кассирера состоит в том, что наука включается ею вкультуру в качестве одной из основных ее форм.
Отсюда Кассирер развивает идею о культурном сознании:наука (научное знание) есть только одна из форм объективации сознания;искусство, религия и нравственность также являются формами, в которых снят,«элиминирован», отчужден отдельный субъект. Это все общие формыобъективированного сознания общественного человека, и в них осуществляетсяобщественная жизнь человека.
Характерные особенности критического идеализмаКассирера можно обобщенно сформулировать следующим образом: 1) расширениеобласти применения критического анализа; 2) попытка построить на основаниифилософии Канта (и даже вывести из «критического, или трансцендентального,идеализма Канта») философию культуры и философию истории; 3) отказ от сведенияформ культурного сознания к логическим основаниям науки; и наоборот, поискоснований всей культуры в исторически первичных, «низших» ее формах.
Важно подчеркнуть, что концепция Кассирерасохраняет самостоятельную ценность каждой из форм культуры; они не сводятся имк их научному осознанию; и вообще они не ограничиваются духовной сферой,аферой сознания человека, сферой «культурного сознания»; объективированные отчеловека, они составляют тот мир, мир культуры, в котором человек живет, туподлинную действительность, которая непосредственно дана человеку.
Важно отметить также, что согласно Кассиреру,объективно история возможна благодаря тому, что существует историческоесознание.
Задача реконструкции прошлого, задача воссозданияподлинной жизни, получившей внешнее выражение в символических системах своеговремени, выполняется историей благодаря особому научному методу, характерномутолько для истории—методу интерпретации. Интерпретация какисторическое понимание у Кассирера — научный метод, рационально представимый ирационально применимый.
Таким образом, основные идеи философско-культурнойконцепции науки Кассирера представляют безусловную ценность для развитиясовременной науки.
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. М. Малкей. Наука и социология знания. \\ М., Прогресс, 1983
2. Э. Кассирер. Познание идействительность. \\ СПб., 1912.
3. Г. Гегель. Наука логики, т. 3. \\ М.: Мысль, 1972
4. И. Кант. Критика чистого разума. Соч., т. 3,
5. Г. Геворкян. Очерки истории и методологии науки.