Содержание
Введение………………………………………………………………………….2
1. Становлениеестественнонаучной мысли в эпоху Возрождения и ее значение для развитияфилософии………………………………………………3
2. Натурфилософскиеидеи……………………………………………………….6
2.1Бернардино Телезио………………………..…………………………………6
2.2Парацельс……………………………………………………………………...8
2.3 ФранческоПатрици..………………………………………….......................10
3. Пантеистическийи органистический натурализм Джордано Бруно……...14
4. Метафизическийорганицизм Томмазо Кампанеллы……………………….18
Заключение……………………………………………………………………….20
Списоклитературы………………………………………………………………21
Введение
Возрождение – это рождение интереса к античной философиии культуре, именно в ней начинают видеть образец современности. В общественачинается стремление не к религиозному, а к светскому знанию.
Одним из главных факторов расцвета культуры и науки вэпоху Возрождения является победа над диктатурой церкви. Идет переосмыслениехристианских традиций, начинаются протесты против извращения учения Христа,роскоши папства. Таковыми были предпосылки возникновения философии и культурыэпохи Возрождения.
В своей контрольной работе я постарался подробнорассмотреть вопрос, связанный с возникновением эпохи Возрождения, такжерассмотрел взгляды великих философов того времени: Парацельса, БернардиноТелезио и Франческо Патриции, Джордано Бруно, Томмазо Кампанеллы.
1. Становление естественнонаучной мысли в эпохуВозрождения и ее значение для развития философии
Эпоха Возрождения занимает в истории Европы особое место.Культура этого периода тысячами нитей связана с переменами в жизни общества, ееусложнением и противоречиями в условиях начавшегося перехода от средних веков краннему Новому времени (1, стр. 67).
Напряженность и противоречивость социальной жизни эпохиВозрождения усиливается в связи с формированием нового типа государственности — абсолютной монархии, а также в итоге межконфессиональной борьбы, вызванной Реформациейи Контрреформацией.
Мощным фактором воздействия не только на экономику, но ина мировоззрение эпохи стали великие географические открытия, расширившиекругозор европейцев, обогатившие их знаниями об иных цивилизациях и народах. Указанныйпериод характеризуется развитием интереса к проникновению в тайны природы наоснове опыта, наблюдения, эксперимента; серьезными достижениями вматематических науках, естествознании, технике; крупными открытиями в областиастрономии (от Коперника до Галилея Галилео). Все это способствовалоформированию новых представлений о действительности, изменению установившейсякартины мира.
Понятие «Возрождение» возникло в Италии в XVI в.как некий итог осмысления культурного новаторства эпохи. Этим понятиемобозначали первый со времени античности блестящий рассвет культуры,гуманитарных наук, искусства, начавшийся после долгого, почти тысячелетнегоупадка культуры. Время упадка идеологами Возрождения стало именоваться«Средними веками». В XIX в. применительно к эпохе Возрожденияутвердился французский термин «Ренессанс», прочно вошедший в русскуюречь.
Античность стала важнейшим ориентиром новой культурыВозрождения: на античном фундаменте строились разные области ренессанснойкультуры — от системы гуманитарного знания, образования, норм литературноготворчества до архитектуры и изобразительного искусства. Проникновению идейантичности в Европу способствовало изобретение в XV в. И. Гутенбергомкнигопечатания. Благодаря этому стало возможным тиражирование и широкоераспространение античнойлитературы (4, стр. 90).
Но нельзя забывать, что и культура средних веков,несмотря на ее отрицательную оценку творцами Ренессанса, оказывала существенноеи непосредственное воздействие на культуру Возрождения, прежде всего в силупреемственности общего для них христианского мировоззрения. По сути, Возрождениевпервые после патристики и в гораздо более крупных масштабах осуществилоширокий и многогранный синтез двух культурных миров — языческого ихристианского. В культуре Возрождения переплелись основы христианскоговероучения, языческая мудрость и светские подходы в разных областях знания.
На почве новых культурных тенденций формируются новыегуманистические представления о человеке. В центре внимания деятелей периодаВозрождения — «земное царство человека», образ человека — творцасобственной судьбы. Человек занимает достойное его место в системе общественныхценностей. Антропоцентризм — характерная черта ренессансной культуры. Утверждаетсявеличие человека, сила его разума и воли, его высокое предназначение в мире.Под сомнение был поставлен один из основных постулатов средневекового общества- принцип сословного разделения людей, возникает идея о том, что ценитьчеловека надо по его личным достоинствам и заслугам, а не по родовитости исостоянию.
В дальнейшем история покажет, что, исходя только изсамодеятельности индивидуального человека, его внутренних возможностей, нельзяпостроить счастливое существование. Осознание этой идеи привело к тому, что ксередине XVI в. ренессансный идеал социального начал превращаться в утопию. Таковыновые гуманистические ценности, утвердившиеся в культуре Возрождения иотличающиеся от средневековых схоластических представлений о человеке.
На фоне развития экономической жизни и интереса кизучению природы возникают широкие натурфилософские обобщения. Стимулом служитобращение к научным знаниям древности и заимствование созвучных духуВозрождения идей — эмпиризма, чувственного познания реальности.
2. Натурфилософские идеи Парацельса, Бернардино Телезио иФранческо Патриции
2.1 Бернардино Телезио
Телезио реконструирует принципы физики на основе чувства,убежденный в том, что «чувство» обнаруживает реальность природы,поскольку сама природа, в своем естестве, есть жизнь и чувство.«Чувство» обнаруживает, что основные начала — это горячее и холодное,«тепло» и «холод». Первое оказывает расширяющее воздействие,делает вещи легкими, приводит их в движение. Второе, наоборот, производитконденсацию и поэтому делает вещи тяжелыми и препятствует их движению (3, стр.56).
Солнце горячее, а земля холодная. Но солнце, как и всежаркое, не есть только тепло, как и земля, есть не только холод. Тепло и холодбестелесны и нуждаются в телесной массе, с которой они могут воссоединиться.Телезио заключает, что в основе всего сущего три начала: «Две действующиеприродные силы — тепло и холод и телесная масса, которая свойственна обеимприродным силам и способна расширяться и распространяться, а также сужаться иуплотняться и принимать любое положение, подходящее для тепла и холода».Иначе существа не могли бы превращаться одни в другие, и не было бы тогоединения, которое на самом деле встречается в природе.
Вместо физики четырех элементов и концепции сущего какединства материи и формы, поддерживаемой перипатетиками. Телезио строит физику,согласно которой элементы и все формы вещей производны от вышеописанных начал.Два действующих начала пронизывают все тела, противодействуют друг другу,отталкивают и заменяют по очереди в телах, взаимно воспринимая друг друга. Этавозможность воспринимать собственные действия и состояния в связи с действиямии состояниями другого заставляет принять то, что сродно и благоприятствуетсобственному сохранению, и отторгнуть противоположное. Поэтому, заключаетТелезио, «все существа чувствуют взаимную связь».
Почему же тогда только животные имеют органы чувств?Животные — сложные существа, и эти органы выполняют функцию путей, по которым вчувствующую субстанцию проникают внешние силы. Простые вещи, именно в силу ихпростоты, чувствуют непосредственно, напрямую.
Человек поддается объяснению, как и любая другаяприродная реальность. Животный организм Аристотель объяснял как функцию«чувствующей души». Естественно, Телезио не может принять этоготезиса, он чувствует необходимость отличительного признака, отделяющегочеловека от всего остального, поэтому прибегает к тому, что называет«духом, производным от семени» (spiritus e semine eductus).Терминология (восходящая к стоикам), очевидно, навеяна античной медицинскойтрадицией (с которой Телезио был хорошо знаком). «Дух»- тончайшаятелесная субстанция, заключен в теле как собственном органе. Вследствие этого«духом» объясняется все то, что Аристотель объяснял с помощью«чувствующей души» (вспомним аналогичную концепцию «духа» уФичино, однако у последнего он выполняет совершенно иную функцию).
Телезио сразу предупреждает: в человеке помимо«духа» есть нечто большее — «род божественной и бессмертнойдуши». Телезио ясно говорит, что вовсе не презирает разума, более того,что разуму следует доверять, «как и чувствам». Но чувство вызываетбольше доверия, чем разум, поскольку воспринятое чувством не нуждается впоследующем исследовании. Сама математика, по Телезио, основана на чувстве,сходствах и аналогиях, как уже объяснено выше.
Нравственная сторона жизни человека, по крайней мере, напервом уровне, может быть объяснена природными началами. Добро для человека,как и любого существа, — это его самосохранение, а зло — то, что наносит емуущерб и ведет к разрушению. Радость и печаль также включены в это объяснениечерез сохранение и разрушение. Радостно то, что услаждает «дух»; ауслаждает «дух» то. что оживляет его и таким образом создает благодатнуюсилу. Печально то, что гнетет и подавляет «дух»; а гнетет дух то, чтоему вредно. Таким образом, радость — это «ощущение сохранения», апечаль — «чувство разрушения».
2.2 Парацельс
Парацельс считал, что в трансе с помощью магнитнойэнергии психического воздействия человек может мгновенно исцелять любыезаболевания и изменять свойства предметов и даже металлов. Идеи Парацельса омагнитной Вселенной и роли магнитной энергии до сих пор разделяют многиеисследователи. За всю многовековую историю Ордена Парацельс был одним из еговеличайших представителей. Еще со времен Гермеса, после написания им секретныхманускриптов по медицине («Пастофорус»), пошла традиция разделения медицины нанаучную официальную и тайную мистическую (для высокопосвященных жрецов). Сутьтайной медицины сводится к утверждению, что природа всех вещей, в том числе ичеловека, двоична — все имеет твердую видимую форму и энергетическую невидимую.Невидимая энергетическая форма является первичной по отношению к видимой, иплотное вещество рассматривается всего лишь как способ существования первичнойэнергии. Первичная энергия является феноменом космического порядка и на Землеработает одинаково, как и в Космосе, поэтому принято называть этуэнергетическую оболочку эфирным телом, которое является комплексом различныхфизических полей и излучений в виде яйца, окружающего более плотные проявленияматериального мира. Но в живой материи, в том числе растениях, животных ичеловеке присутствует и третья составляющая — биогравитационная. Это информационно-магнитнаяформа существования материи, ее наиболее тонкая и еще более первичная форма,которая и определяет в живом то, что мы называем Жизнь. Таким образом, феноменЖизни — это явление космическое, это своего рода праматерия, поэтому считается,что магнитная составляющая должна присутствовать в любом виде материи, и чемвыше ее энергетичность и энтропийность, тем выше процентное соотношение междуэтой биомагнитной составляющей и другими видами материи. Космос — материален, иничего сверхъестественного в нем нет, поэтому считается, что в электрическом,магнитном, гравитационном, ядерном и любых иных физических полях или любыхизлучениях, или в любом веществе и т. д. обязательно присутствует эта главная,наиболее сущностная праматерия, отличительной особенностью которой является то,что она несет в себе информацию и имеет универсальную для всего Космосапротогравитационную (протомагнитную) составляющую. Именно эта составляющаяполучила название Космическая составляющая (так как ее источник весь Космос,всё единое, а не отдельный объект или субъект) или «Звездная», «Астральная».Информация, которая имеет волновую электромагнитную природу и наполняет собойединое космическое протогравитационное (протомагнитное) поле, у простых людейполучила название Космической Мысли или Космического Разума, или еще проще Бога-Отца(2, стр. 87).
Таким образом, во всем присутствует и все собою пронизаетэтот третий (космический) вид материи информационно-энергетический (гдеэнергетический аспект, как мы рассмотрели выше, имеет протогравитационнуюприроду). Парацельс говорил, что болезнь не может приспосабливаться к знаниям иопыту врача, наоборот, это врач должен от своего опыта и абстрактных истин вкаждом конкретном случае творчески приспосабливаться и постоянно учиться исовершенствоваться на каждом больном, на каждом проявлении какой-либо болезни,в этом случае каждый больной — это новая профессиональная вершина, которую врачили покоряет, или нет, третьего не дано, третье — это удел непрофессионалов идилетантов, которые никогда не научатся понимать истинные причины различныхпроявлений Единого Принципа, а значит — Одной Болезни — человека. Зная основныеПринципы Природы, врач не борется с ними, а с их помощью целенаправленноуправляет всем тем, что происходит в организме пациента. Более того, он создаетусловия наибольшего благоприятствования для работы естественных ПринциповПрироды, а так как Природа всегда «срабатывает», если нет серьезных препятствий,то врач и пациент всегда побеждают болезнь совместными усилиями.
Имеется одна жизненная субстанция в Природе, на которойоснованы все вещи. Она называется археусом или жизненной силой, которая естьсиноним астрального света или духовного воздуха. Свет — это творческий агент,вибрации которого являются движением жизни всех вещей. Свет, скрытый вУниверсальном эфире, излучается из центров, которые, накопив его, направляютсвет на Движение и Жизнь, образуя тем самым творящие токи, астрализованный светв звездах, оживленный в животных, очеловеченный в людях, свет, который раститвсе растения, заставляет блестеть металлы, производит все формы природы иуравновешивает все через законы универсального притяжения, — это свет, которыйлежит в основе природы магнетизма, это свет, который пропитывает кровь, будучивыделенным через дыхание (легкими и кожей) из воздуха.
2.3 Натурфилософия Франческо Патрици
По сравнению с телезианской доктриной в натурфилософииПатрици еще сильнее выражена онтологическая интуиция, что во многом объясняетсяменьшей ее устремленностью к вопросам методологии и гносеологии (хотя критикааристотелизма и здесь представлена весьма пространно). Неоплатоническийэманатизм одерживает полную победу над христианским креационизмом, причем вотличие от флорентийского неоплатонизма, в фокусе интересов которого находилсячеловек, доктрина Патрици устремлена к объяснению природы.
В основу ее положено вековечное представление о свете,соединяющем высшее бестелесное единство с миром телесной множественности.«Развитие» универсума происходит в соответствии с неоплатонической схемой: отмаксимально отвлеченного первоединого блага (причем даже триединый Богфигурирует ниже его) к все более определенным и конкретным образованиям — сущностям, жизням, разумам, душам, природам, качествам, формам. Мировуюсубстанцию этого процесса и составляет свет (не существующий без тепла). Можносказать, что гимн свету озаряет произведение Патрици. Сама философия обязанасвоим существованием свету.
В этом контексте мы встречаемся с одной весьма интереснойи перспективной гносеологической идеей. У Патрици мы не находим тогопрямолинейного сенсуализма, с которым встречались у Телезио. Своюгносеологическую позицию первый из них сформулировал в словах: «Всякое познаниеберет начало от разума и происходит от чувств». Однако все дело в том, какоечувство акцентирует Патрици. А он с большой энергией и интенсивностьюнастаивает на исключительности зрения, как бы игнорируя все остальные. Ведьименно зрение созерцает свет. Отсюда и теоретическая функция зрения, едва ли неуравнивающая его с разумом (5, стр. 109).
Такой ход мыслей Патрици интересен тем, что он раскрываетгенезис и сущность столь сложного и до сих пор во многом загадочногогносеологического и психологического феномена, как интуиция. Ведь этотлатинский термин (буквально означающий «пристальное всматривание»), которыйупотребляли некоторые философы Средневековья и Ренессанса, трактовался в смыслекак чувственного, так и сугубо интеллектуального знания. Зрение, воспринимающеесвет, генетически появляющееся после всех других чувств, для человека наиболееценно в познавательном, теоретическом отношении. Зрительная интуиция как бытолкает человека в сторону интуиции интеллектуальной.
Но главная функция света — онтологическая. Светсоставляет основу всеединства, проявляющегося в масштабе универсума и тем болееземного мира. Наиболее интересная черта натурфилософии Патрици состоит здесь впоследовательном восстановлении того органицизма, который был определяющим длябольшинства концепций античной физики. Выражением органицизма у Патрици являетсякак гилозоизм, так и панпсихизм.
По его убеждению, невозможно существованиенеодушевленного тела. А душа — это жизнь, которой наделены и небо, и небесныесферы, и звезды. Такого рода представлений для Патрици оказалось достаточно,чтобы отрицать роль ангелов традиционной христианской мифологии. Самымсовершенным из тел он считает мир функция Бога, подателя света, в сущности,сведена к тому, что он является и подателем жизни. Впрочем, в этой связиПатрици чаще говорит о мировой душе. Это платоновско-неоплатоническое понятиеон приписывает всем античным философам, начиная с Фалеев. Им онпротивопоставляет только атомистов, отвергавших одушевленность мира (но вотношении Демокрита делается некоторая оговорка). Подвергнут решительнойкритике Аристотель, который своей концепцией души стремился ограничитьуниверсальную распространенность жизни в природе. Для Патрици же никакое телоневозможно без души, без жизни.
Если бы она не была укоренена в самом бытии, то откуда жеей было появиться в растительных и тем более в животных организмах? Вполнезакономерный вопрос в эпоху отсутствия даже элементарных эволюционистскихпредставлений. Целостность любого организма, доводимая до всего мира, длякоторого она является синонимом, немыслима вне его жизни, являющейся ее синонимом.Можно даже зафиксировать формулу гилозоистическо-виталистической натурфилософииПатрици: организм, или целостность, или жизнь. Пантеистический иорганистический натурализм.
Этика Ф. Патрици противостоит не только популярномуплатонизму, но и ортодоксально-католическим воззрениям. Она продолжает иразвивает заключенную в философии Б. Толезио идею самосохранения как основыморали, но и идет значительно дальше, в направлении более радикальногонатурализма.
Пантеистическая натурфилософия Франческо Патрици былавраждебно встречена защитниками схоластической ортодоксии. «Новая философияВселенной» была осуждена инквизиторами и занесена в Индекс запрещенныхкниг. Запрет этот совпал с процессом Джордано Бруно с запрещением книгБернардино Телезио.
3. Пантеистический и органистический натурализм ДжорданоБруно
Бруно идет по стопам философов Возрождения, но удержатьсяв рамках христианской ортодоксии ему не удается. Более того, идеи Бруно могутбыть поняты как род возрожденческого гнозиса с элементами египетскойрелигиозности, характерной для герметических сочинений. Неоплатонизм служитосновой и концептуальной схемой этого типа религиозного видения.
Он возвращает возрожденческую магию к ее языческимистокам, оставив слабые попытки Фичино выработать безобидную магию, утаив ееосновной источник, «Асклепиус» (который за создание идолов и амулетовбыл осужден св. Августином). Христианский герметизм без «Асклепия»,по мысли Бруно, смешон. Следует восстановить культ природных богов Греции ирелигию, с помощью которой египтяне постигли божественные идеи,интеллигибильное Солнце, Единое неоплатоников (2, стр. 78).
Вот как Бруно цитирует в «Изгнании» плач«Асклепия» в его последнем пророчестве: «Ты не знаешь, Асклепий,что, как Египет — образ неба… так наша земля — мировой храм. Но, увы,наступит время, когда станет ясно, что Египет тщетно старался быть ревнивымхранителем божественного. О Египет, Египет, от твоих религийостанутся только легенды. Темноту предпочтут свету, смерть будутсчитать полезнее жизни, никто не станет возводить очи к небу, на верующегобудут смотреть как на безумного, кощунника считать благоразумным, неистовогосильным, наихудшего лучшим. И, поверьте мне, будет осужден на смерть тот, кторелигии предпочтет рассудок; потому что возникнет новый суд, новые законы, неостанется ничего святого, ничего почитаемого: не будет слышно слова, достойногонеба и небожителей. Останутся только падшие ангелы, которые, смешавшись слюдьми, принудят несчастных к дерзости на всякое зло, как если бы оно былосправедливым; начнутся войны, грабежи, обман и все противное душе и природнойсправедливости: наступят старость, расстройство мира, утрата веры. Но будьспокоен, Асклепий, потому что после того, как все это случится, Отец и ГосподьБог, правитель мира, всемогущий покровитель… несомненно, положит конецбезобразию, призвав мир к его исконному образу».
«Египтянство» Бруно — это «благаярелигия», разрушенная христианством, к которой следует вернуться, пророкомкоторой он себя чувствует, принимая миссию реаниматора. Последний фрагмент изработы Йетса завершает картину этой новой экзегезы: «Таким образом, Бруноотклоняет все попытки Фичино сконструировать форму теологии, в которой древниетеологи и маги вписаны в христианский платонизм. В Corpus Hermelicum Бруноувидел египетскую религию в неоплатонической форме теургического иэкстатического опыта, как восхождение к Единому.
Именно так интерпретировали неоплатоники позднейантичности египетскую традицию. Однако мы не находим у Бруно рабскогоподражания этому типу неоплатонизма с его мистериософским культом. Он, конечно,испытал большое влияние Фичино и Пико, со всем аппаратом каббалистических ихристианских ассоциаций, синкретизма различных философских и религиозныхучений, древних и средневековых.
Следует также напомнить, что Джордано Бруно в конце XVIв. был свидетелем трагических проявлений религиозной нетерпимости. Тогда врелигии герметизма искали терпимости, видели дорогу, которая приведет кобъединению различных сект, а не к их взаимоуничтожению. Среди различныхисповеданий христианского герметизма, католического и протестантского, большаяих часть избегала магии. В этот момент является Джордано Бруно, который, взявза основу магический герметизм, предсказывает нечто вроде египетскойконтрреформы, возвращение к египетской традиции, благодаря которой религиозныепроблемы исчезнут; наконец, он защищает нравственную реформу, делая акцент наважности благих общественных начинаний, этики, отвечающей критериямобщественной пользы».
Понятно, что Бруно не мог найти общего языка ни скатоликами, ни с протестантами (строго говоря, его сложно назвать христианином,потому что, в конце концов, он поставил под сомнение Божественную природуХриста и основные догматы христианства). Тезисы, которые он брал то здесь, тотам, были тактическими опорами для проведения собственной реформы. Именнопоэтому он вызывал в любом окружении, где бы ни преподавал, яростную реакцию.Он не мог примкнуть ни к одной религии. Создать новую религию — вот его цель.
И все же он был «опьянен Богом» (выражениеНовалиса, относящееся к Спинозе) и «бесконечное было его началом иконцом» (так говорил Шлейермахер о Спинозе). Но речь идет о Божественном иБесконечном неоязыческого типа, выраженных в концептуальном аппаратенеоплатонизма, в интерпретации Николая Кузанского и Фичино.
Бруно, в рамках философии Возрождения, определеннонаиболее сложный из философов. Отсюда различные толкования его учения. Внастоящее время многие интерпретации его идей пересматриваются.
Делать из него предтечу современного ученого эпохинаучной революции смешно, ведь его интересы были иной природы(магико-религиозной и метафизической), отличной от той, на которой базировалисьидеи Коперника. Сомнительно, что Бруно понимал научный смысл этого учения.
Невозможно выявить и математический аспект сочиненийБруно, потому что его математика — это пифагорейская аритмология, а,следовательно, метафизика.
Но Бруно удивительным образом предвосхищает некоторыеположения Спинозы, и особенно — романтиков. Свойственное этим философамопьянение Богом и бесконечным уже присутствует в трудах Бруно. У Шеллинга (покрайней мере, на одной из фаз его развития) мы увидим отдельные наиболее яркиечерты сходства с нашим философом. Одно из самых прекрасных и волнующихсочинений Шеллинга носит название «Бруно».
В целом творчество Бруно знаменует собой вершинуВозрождения и в то же время эпилог этого неповторимого периода развитиязападной мысли.
4. Метафизический органицизм Томмазо Кампанеллы
Знание, как его понимает Кампанелла, вскрывает структурувещей, их «сущностность». Всякая вещь состоит «из потенциибытия, из знания бытия, из любви к бытию». Это «первоосновыбытия», которые некоторым образом соответствуют трансценденталиям всредневековой онтологии. Всякое сущее, поскольку оно существует, обладаетследующими тремя первоосновами:
1) потенция бытия;
2) все то, что может существовать, «знает», чтооно есть;
3) и если оно знает, что оно есть, оно «любит»собственное существование.
Это доказывается тем фактом, что если бы оно не знало,что оно есть, оно не избегало бы того, что ему угрожает и его разрушает. Три«первоосновы» равны по достоинству, рангу и происхождению: каждая изних присутствует в другой, и наоборот. Очевидно, можно говорить также о«первоосновах небытия», каковыми являются «бессилие»,«незнание» и «ненависть». Названные «первоосновы»представляют собой конечное, поскольку всякое конечное — это потенция, но невсего того, что возможно; потенция бытия знает, но знает не все, что можнознать; она любит и одновременно ненавидит. Бог же — высшая Сила, высшаяМудрость, высшая Любовь.
Сотворение повторяет, на разных уровнях, тройственнуюсхему. Речь идет о доктрине генезиса Августина, которую Кампанелла расширяет впанпсихическом смысле. Оценки идей Кампанеллы противоречивы. Нельзя сказать,что его труды известны и изучены до конца, как они того заслуживают.Страстотерпец, пасынок судьбы, он напоминает нам плод, созревший не ко времени.Показателен последний период его творчества — парижский. Он интересовал тех,чьи мысли были обращены к прошлому или непосредственному настоящему, но не тех,чей взгляд был устремлен в будущее. Мерсенн, который встречался и долго говорилс философом, был категоричен: "… он не может научить нас ничему в областинауки".
Заключение
В своей контрольной работе я подробно рассмотрела вопросыо: становление естественнонаучной мысли в эпоху Возрождения и ее значение дляразвития философии, натурфилософские идеи Парацельса, Бернардино Телезио иФранческо Патриции, пантеистический и органистический натурализм Джордано Бруно,метафизический органицизм Томмазо Кампанеллы.
Список литературы
1. Брагина Л.М. и др. Культура Западной Европы в эпоху Возрождения. Мос.Гор. Архив. 1996.
2. Горфункель А.Х. Гуманизм и натурфилософия итальянского возрождения. М.,1977.
3. Горфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения. М., 1980.
4. Образ человека в зеркале гуманизма: мыслители и педагоги эпохиВозрождения о формировании личности (XIV-XVII вв.) / Сост., вступ. статьи икоммент. Н.В. Ревякиной, О.Ф. Кудрявцева. М.: Изд-во УРАО, 1999.
5. Помпонацци П. Трактаты «О бессмертии души», «О причинахестественных явлений, или О чародействе»/ Пер. с лат., вступ. ст. и прим.А.Х. Горфункеля. М.: Главная редакция АОН при ЦК КПСС, 1990.
6. Сочинения итальянских гуманистов эпохи. Возрождения (XV век) / Под ред.Л. М. Брагиной. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1985.