ПЛАН:
1. ФилософияДревнего Рима
2. Структурапознавательного процесса
3. Проблемасознания в истории философии
4. В чемсвоеобразие предназначения философии.
Списоклитературы
1. ФилософияДревнего Рима
Во времена расцвета римской философии кореннымобразом меняется эпоха. Эпоха эллинизма – эпоха крушения полисной социальности.Социальная структура – полис, город-государство был ограничен, замкнут. Главнаязадача состояла в том, чтобы обеспечить политическую самостоятельность этойзамкнутости.
Наблюдается поиск путей духовного обновления. Вэпоху эллинизма не создается ни одной принципиально новой физической системы,но в эту эпоху остаются крупные философы, происходит обоснование старых систем.
В Древнем Риме значительно возрастает интерес кантропологической теме, и проблема человека начинает выступать в качествеприоритетного направления философского поиска, заметно ослабляя вниманиемыслителей к натурфилософским вопросам и логическим исследованиям. Даннаяособенность латиноязычной древнеримской философии способствовала формированию вней важнейших предпосылок для дальнейшего становления и укоренения идеиантропоцентризма и гуманизма в европейской мысли и, в конечном итоге, длявыделения антропологии в самостоятельный раздел философского знания. Именно вДревнем Риме существенно обостряется осознание трагизма человеческого бытия,что способствует утверждению (по крайней мере, на уровне философской теории)уважительного и гуманного отношения к человеку, выдвижению человеческой жизни вкачестве важнейшей ценности, последовательному проведению принципов свободы иравенства. Подобный гуманистический потенциал древнеримской философии отвечаетнасущным требованиям цивилизационного процесса XXI века, стремящегосяпреодолеть глубокий духовный кризис личности: чем явственнее и глубжестановится осознание человеком катастрофических коллизий современного мира, темболее он уповает на спасительную силу собственной духовности и самосознания, наличное достоинство и нравственно-просветленную свободу.
В огромной социальности человек уже не мог влиятьна мир, он ему подчинялся, для больших социальных объединений характерна непроблема воздействия человека на мир, а проблема успокоения, утешения человека.Необходимо человека довести до уровня понимания природы – понимания цивилизованности.Эпикур: «Проживи незаметно». На первый план выдвигается проблема личногосчастья, тогда можно достигнуть атараксии – невозмутимости духа – этоестественное состояние человека, которое позволяет ему перенести удары судьбы.Избавить человека от необходимости – этой цели служат атеистические взглядыЭпикура. Он считал, что никакая вера, никакая религия не даст человеку свободы.Не вера, а размышление – вот что освободит человека от предрассудков.
Скептицизм предлагает следующий выход –воздержание от суждений. Необходимо отказаться от убеждений в том, что человекудоступна истина. Никакое суждение не может быть истинным. Скептики используютаргументацию: от субъекта, от объекта, от соотношения субъекта и объекта.Единственное, что вытекает для человека – это запрет на суждения и достиженияатараксии, невозмутимости.
Стоики предлагают другую позицию. Это философиядолга, философия судьбы. Видные ее представители – Сенека, учитель Нерона,император Марк Аврелий. Позиции этой философии противоположны Эпикуру: доверьсясудьбе, покорного судьба ведет, а непокорного тащит.
Поскольку отпала необходимость обоснованияполисных гражданских добродетелей и интересы сконцентрировались на спасенииличности, то этические добродетели стали космополитическими. Стоики развивалионтологические идеи космического логоса, но преобразовывали это гераклитовскоеучение как учение о всеобщем законе.
Итог эллинистических философских учений один –крушение культуры и философии, основанных на рационализме и рациональныхправовых и онтологических системах, на личностных интуициях, обосновывающихединство и гармонию человека с природой и космосом. На смену обозримым ирационально осмысливаемым социальным, политическим и онтологическим нормативамприходят надличностные и надрациональные регулятивы.
2. Структурапознавательного процесса
Знание всегда носило практический информационныйхарактер. Если появлялась потребность в каких-либо идеях, то они получали напроизводстве, в практике более быструю реализацию, чем в университетскихлабораториях и на кафедрах.
Гносеология (от греч. – знание, познание)является одним из разделов современной философии. Она исследует природучеловеческого познания, формы и методы перехода от поверхностных знаний кглубинным.
Процесс познания изучается с точки зрения форм,закономерности развития, возможности достижения истины. Существуют егоразличные подходы, модели. Материалистические модели имеют основной принципотражения мира в сознании человека: у Демокрита – образы, у философов Новоговремени – сенсорные сигналы. Идеалисты полагают, что познание не имеет дела среальным, объективным миром.
Познание неизбежно стакивается с такимивопросами: познаваем ли мир? Как это происходит? Существуют ли границы познанияили нет?
Познание и практика находятся в тесной связи. Обэтом всегда говорили материалисты.
Сущность процесса познания связана с практикой.Категория практики дает возможность осмыслить общественно-исторический характерпознавательной деятельности, ступени развития познания, субъект и объектпознавательного процесса.
Объект познания – часть реального бытия,подвергающаяся анализу, изучению. Так, сознание человека исследуется различныминауками: историей, философией, психологией, биологией. Но у каждой есть свой«участок», свой срез, свой угол исследования. Предмет исследования – конкретныйаспект научного поиска.
Человек есть участник и творец историческогопроцесса. Это усложняет процесс познания роли субъекта. А.Г. Спиркин выделяетследующие виды субъектов познавательной деятельности: 1) все человечество, 2)отдельные народы; 3) группы индивидов; 4) личность; 5) под субъектом познаниячасто имеется в виду некий безличностный сгусток интеллектуальной активности.
Обыденное познание базируется на социальном опытеразличных сфер бытия человека. Знание на обыденном уровне характеризуетсяздравым смыслом, наивными представлениями, адекватное отражениедействительности соседствует с иррациональным, велика роль опыта. Знание наобыденном уровне формирует рецепты деятельности, правила использования,различные предписания. Обыденное знание дает верное, но неполное представлениеоб объекте исследования. Типичным литературным примером обыденного сознанияможет служить рассказ А.П.Чехова «Письмо к ученому соседу».
Теоретико-ученое знание отличается от обыденногоглубиной отражения объекта, проникновением в сущность вещей, выявлением законовразвития, использованием логического понятийного аппарата. Научное знание носитконцептуальный характер, его достижение связано с особой процедуройдоказательства с использованием методов проверки знания. Знание же носит практическийхарактер, позволяя человеку ориентироваться в окружающем мире.
3. Проблемасознания в истории философии
Для любого человека сознание выступает некойповседневной данностью и в этом смысле чем-то самоочевидным. Вместе с тем насущностном уровне оно представляет собой одну из глубочайших мировых загадок,постижением которой были заняты мыслители всех времен и народов. По сути, ниодна философская система не может обойти проблему сознания, имеющуюотносительно самостоятельное значение и тесно связанную с другими философскимипроблемами. Важность ее определяется также необходимостью ответа на насущныепотребности науки и практики. Человеческое бытие включает в себя различныефеномены сферы сознания — передача знаний, целеполагание, сновидения, эмоции,воображение и т.д. Очевидные трудности частнонаучных исследований сознанияопределяют остроту философских споров по различным аспектам данной проблемы.Основоположник позитивизма французский философ О. Конт высказал в этой связинебезынтересное (хотя, как впоследствии выяснилось, и небесспорное) замечание отом, что человеческий разум испытывает особые трудности в исследовании самогосебя, поскольку невозможно быть одновременно и наблюдателем и наблюдаемым.
Особенности подхода того или иного философскогонаправления к проблеме сознания определяются главным образом решением основноговопроса философии и, стало быть, ориентацией в оппозиции «материя —сознание». Немаловажную роль играют также представления о предмете иструктуре философии и ее взаимоотношениях с другими формами общественногосознания (наукой, религией, искусством). Все это задает категориальный аппарат,стратегию и приемы анализа сознания.
Инициатива в постановке проблемы сознанияпринадлежит идеализму. Идеалисты и представители религиозного мировоззрения,отстаивающие мысль о первичности сознания, обратили внимание на егокачественное отличие от других явлений, его роль в деятельности человека, натруднообъяснимые познавательные и психические феномены. Однако при такомподходе снимается проблема происхождения сознания, а многие его свойстваоказываются оторванными от реального субстрата и потому мистифицированными.
В отличие от идеализма материализм исходит из первичностиматерии — сознание производно от материи и к тому же принадлежит к высшей формеее организации. Такая позиция ближе представителям науки и практики, ноаргументировано доказать ее справедливость нелегко.
Наряду с двумя главными философскиминаправлениями следует учитывать идейные течения, компромиссно объединяющиеразличные философские идеи. Одно из них — гилозоизм (греч. hyle — вещество, zoe — жизнь), отрицающийграницу между живым и неживым и доходящий до признания всеобщей одушевленностиуниверсума (панпсихизм). Таких воззрений придерживались первые греческиенатурфилософы, некоторые философы эпохи Возрождения (Б. Телезио, Дж. Бруно) иНового времени (Б. Спиноза, Ж.Б. Робине). Гилозоизм создавал важный противовесмеханицизму с его представлением, с одной стороны, о косной «мертвой»материи, а с другой — о внешней «силе» как источнике движения.Однако, что касается художественного мышления, то здесь настроения в духегилозоизма встречаются довольно часто. Характерным примером является известноестихотворение Ф.И. Тютчева:
Не то, что мните вы, природа: Не слепок, небездушный лик — В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в нейесть язык...
В отличие от материалистического иидеалистического монизма дуализм (Р. Декарт, Н. Мальбранш, Р. Авенариус)допускал существование двух субстанций — материальной и духовной. При этомособо важно было понять принципы взаимоотношения между ними, но как раз они иоставались невыясненными: в учениях представителей дуализма обе субстанции тодействуют параллельно и независимо, то теснейшим образом обусловливают другдруга. Подчеркивая роль взаимодействия материального и духовного, что имеетфундаментальное значение, например, для характеристики общественного бытия,дуализм, по сути, снимал вопрос о происхождении сознания.
4. В чем своеобразие предназначения философии
Философия — одна из самыхдревних и интереснейших областей человеческого знания. Возникнув в трех мировыхкультурах (древнегреческой, древнеиндийской и древнекитайской), она насчитываетоколо 25 столетий своей истории. Для формирования философии решающее значениеимел духовный процесс, который шел между 800 и 200 гг. до н. э. и назван К.Ясперсом осевым временем. В это время происходит переосознание человеком бытияв целом, самого себя и своих границ. Такое осознание отложилось в формеразмышлений и трактатов, обозначенных емким древнегреческим словом «философия»и древнеиндийским «даршана».
Имеются значительныетрудности при определении понятия философии, ее предмета и проблематики. Этосвязано прежде всего с тем, что диапазон употребления слова «философия»довольно широк — от любви к мудрости до максимально рационализированногомировоззрения эпохи. Однако при всех расхождениях ее понимания различнымимыслителями, философия всегда оставалась философией, т.е. отличалась по форме исодержанию от иных компонентов духовной культуры. Следует, видимо, говорить омноголикости и многомерности этого понятия, что обусловлено многогранностьюсущности самой философии. Раскрытие этой сущности и синтез множестваопределений философии представляется делом будущего. В наше время речь можетидти о ведущих тенденциях развития мировой философии, даваемых в их рамкахопределениях, среди которых наиболее значимыми считаются понимание философиикак мудрости, как науки, как искусства, как рефлексии, как мировоззрения, каквида жизнедеятельности
Особое место историифилософии в системе философского знания обусловлено, в первую очередь,спецификой философии как самоустремленной рефлексии, отражающей развивающеесябытие сущего и с необходимостью требующей постоянного возвращения к истокам, ктрадиции, к процессам собственного формирования и становления. Как отмечалГ.В.Ф. Гегель, впервые выразивший с полной определенностью идею «историифилософии как философии», философское мышление оказывается осуществленным,«когда оно в заключении постигает свое собственное понятие, т.е. оглядываетсяназад только на свое же знание», и ни одна философская система не исчезаетбесследно, а продолжает существовать в снятом виде в более поздних концепциях,вбирающих в себя все ценные и значительные завоевания развивающейся творческоймысли.
Сущность философскогознания выступает «не в почерпнутых из истории определениях философии, а вразговоре с тем, что было передано нам традицией как Бытие сущего», и,следовательно, в истории философии как рефлексии диалогического разума находитвоплощение адекватная логика философского мышления. В этом смысле историяфилософии, как указывал В.С. Библер, должна считаться не одной из многихфилософских дисциплин, а философией в собственном смысле, истинной философиейбез ее редукции к другим формам духовной деятельности, без сведения мысли кэкономической причинности, к историческим условиям, к дедуктивным основаниям, ккосмической или божественной первопричине, к мифологическим архетипам, ктелесным, языковым, экзистенциальным, сексуальным предпосылкам.
Таим образом, философия –знание особого рода. Она пытается судить о единой для всех явлений мира основеи ищет в ней условия единства и целостности мира. Философия не поддаетсяопределению через что-то другое, она есть нечто самостоятельное, предельное.Она есть философствование, мышление в предельных вбирающих понятиях,вопрошание, которое в каждом вопросе, а не только в конечном итоге спрашивает оцелом, постоянно захватывая при этом и самого вопрошающего – человека.
Список литературы:
1.Волчек Е.З. Философия: учеб. пособие с хрестоматийными извлечениями /Е.З. Волчек. — Мн.: ООО «Современная школа», 2005. — 544 с.
2.Историяфилософии: Учебник/ Ч.С.Кирвель, А.А. Бородич./ Под. ред.Ч.С. Кирвеля.-Мн.: Новое знание, 2001-792с.
3.Калмыков В. Н. Основы философии: Учеб. пособие/ В. Н. Калмыков. – Мн.:Выш. шк., 2003. — 541 с.
4. Канке В.А. Философия.– М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1997. – 352 с.
5. Новейший философский словарь. – Мн.:Интерпрессервис; Книжный Дом. 2001. – 1280 с.