Узнать стоимость написания работы
Оставьте заявку, и в течение 5 минут на почту вам станут поступать предложения!
Реферат

Реферат по предмету "Философия"


Философия идеи Г. Сковороды

ФИЛОСОФИЯ ИДЕИ Г.СКОВОРОДЫ

Средифилософов XVIII века одним из выдающихся является выходец из Украины ГригорийСаввич Сковорода (1722—1794). Сковорода учился в Киево-Могилянской академии,через которую шло влияние на Русь католичества («латинства») из Польши и Литвы.Во время учебы он пел в хоре и, вообще, был натурой художественно-поэтической.Отказавшись от духовной карьеры, избрал путь странствующегопроповедника-философа. Почти всю жизнь Сковорода странствовал с сумой, вкоторой лежали сухарики и Библия, из которой он в основном и черпал свою«философскую» мудрость. Он отличался большой начитанностью. Сковорода побывалво многих странах Европы.
Сковородабыл глубоко верующим человеком, но в то же время он был необычайно свободнымвнутренне. «Философия» Сковороды сводилась в основном к аллегорическомутолкованию Священного писания. В этом случае библейские сюжеты понимаются какаллегории, несущие в себе морально-этические поучения. Тем не менее, для своеговремени Сковорода был выдающейся личностью и внес вклад в христианскоепросвещение на Руси.[1]
ОбразованностьСковороды была очень широка; справедливо говорит о нем Эрн, автор самой большоймонографии о Сковороде, что его знание античных авторов «было для РоссииXVIII века совершенно исключительно»[2].Из древних авторов Сковорода хорошо знал Платона, Аристотеля, Эпикура, Филона,Плутарха, Сенеку; очень внимательно изучил он и отцов Церкви (особенно ДионисияАреопагита, Максима Исповедника, Григория Богослова). Труднее сказать что-либоопределенное о его знании европейской философии, но несомненно, что он зналмногих авторов, — с некоторыми из них он явно полемизирует. Без преувеличенияможно сказать, что философская и богословская эрудиция Сковороды была действительноочень велика и основательна. Однако, даже при беглом ознакомлении с сочинениямиСковороды чувствуется его бесспорная оригинальность, — не в том смысле, что онне испытал никаких влияний, а в том, что он всегда самостоятельно продумываетсвои идеи (если даже они западали в его душу со стороны). Он был настоящийфилософ, [1] впервые после 40 лет приступавший к изложению своей системы,которая, в общем, оставалась неизмененной до конца его жизни.
Изучениюфилософию Сковороды, надо указать, прежде всего, на то, что до сих пор нетобщепризнанного ее толкования. Зеленогорский видит в Сковороде, прежде всегоморалиста и отсюда он объясняет его систему. Эрн, написавший единственную досих пор большую монографию о Сковороде, исходит в реконструкции его системы изантропологизма Сковороды. Наконец, Чижевский в своей обобщающей статье«Философия Сковороды»[3]исходит из антиномизма в учении Сковороды, из постоянных антитез, которые лежатв основании всех его взглядов. Что касается утверждения Зеленогорского, то онорешительно не отвечает тому, что дают сочинения Сковороды, — в нем, конечно,всегда наличествует моральная проблема, но, как мы дальше сами убедимся, этапроблема вовсе не стоит в центре его творчества. Чижевский, в сущности,подменяет анализ философии Сковороды характеристикой его метода, — самЧижевский признает, что антитезы у Сковороды определяют лишь метод егомышления. Только у Эрна мы и находим настоящую попытку реконструировать системуСковороды, — и если мы не примыкаем к его изложению, то потому, чтоантропологизм Сковороды, сам по себе бесспорный и даже центральный дляСковороды, определяется все же более общей гносеологической его позицией,которая, в свою очередь, определяется его религиозным восприятием мира ичеловека. Поэтому надо начинать изучение Сковороды с его религиозного мира, егорелигиозных идей. Сковорода становится философом, потому что его религиозныепереживания требуют этого, — он движется от христианского своего сознания к пониманиючеловека и мира. Вообще Сковорода не знает никаких стеснений в движении егомысли, дух свободы имеет в нем характер религиозного императива, а не буйстванедоверчивого ума. Это сознание свободы и есть свидетельство того, как далекопошла внутрицерковная секуляризация, вдохновлявшая разум к смелой и творческойдеятельности, — без вражды или подозрительности к Церкви. Если личные отношенияСковороды к Церкви вызывают иногда предположение, что Сковорода по существуушел из Церкви[4],то это неверно [2]. Сковорода был свободным церковным мыслителем, чувствовавшимсебя членом Церкви, но твердо хранившим свободу мысли, — всякое же стеснениеищущей мысли казалось ему отпадением от церковной правды. О его чувстве кЦеркви говорят решительно все его сочинения, мышление Сковороды никогда неотрывается от Библии, — и чем дальше зреет его мысль, тем глубже представляетсяему смысл библейских повествований.
Вмировоззрении Сковороды, в его жизни вопросы морали занимают столь значительноеместо, что его иногда склонны считать по преимуществу моралистом. Если это иневерно, так как моральные размышления у Сковороды нисколько не ослабляли егофилософского творчества, то все же нельзя не чувствовать у Сковороды подлинныйморальный пафос, постоянную моральную серьезность. Быть может, тотгносеологический дуализм, который, по нашему мнению, определил всю системуСковороды, сам зависел от присущего Сковороде морального отталкивания отпустоты внешней жизни и влечения его к более глубокому и духовному типу жизни.Но для такого сведения творчества Сковороды к моральным корням данных нет, — сдругой стороны, никак нельзя отвергать того, что моральные воззрения Сковородыопределялись его антропологией и метафизикой, а не обратно.
Внутренняяцельность и бесспорная самостоятельность философии Сковороды это — философиямистицизма [3], исходящая из твердого чувства, что сущность бытия находится запределами чувственной реальности. Хотя Сковорода не объявляет призрачнымэмпирическое бытие, все же закрытая сторона бытия настолько отодвигает в теньэмпирическую сферу, что получается сильный крен в сторону мистицизма. Этоименно мистицизм, потому что «подлинное» бытие открывается нашемудуху лишь «во Христе», в той таинственной жизни, какая рождается отпребывания «во Христе». Нельзя говорить о чистом феноменализме [4]Сковороды — он не объявляет призраком эмпирический мир, — но все же чувственноебытие для него есть лишь «тень», ослабленная, несамостоятельнаяреальность. Однако, «плоть» может противиться духу, что удостоверяетее реальность.
Мистическаяметафизика Сковороды остается у него – главным образом вследствиенеразрешенности вопроса о соотношении универсального и индивидуального моментав «подлинном» бытии. Будучи теистом, он очень часто вплотную подходитк пантеизму; мечтая о преобразовании личности, он рисует такой путь дляэтого, в котором само начало индивидуальности начинает терять метафизическуюустойчивость. В то же время Сковорода продолжает твердо держаться христианскойметафизики, которая остается исходной основой его исканий. Сила Сковороды,ценная сторона его творчества, заключается в преодолении эмпиризма, в раскрытиинеполноты и неправды чувственного бытия. В этом отрицательном моменте Сковородатвердо опирается на христианство, на те вдохновения, которыми его наполняетБиблия.
Библияименно вдохновляет Сковороду, — поэтому различные критические замечания его,направленные против буквального понимания Библии и настойчиво проводящиеаллегорическое ее истолкование, решительно чужды рационалистической критикеБиблии, уже нашедшей свое яркое выражение в XVIII веке на Западе. Повторяем — Библия вдохновляет Сковороду; это она утончает для него понимание бытия, этоона углубляет его понимание человека и вводит его в исследование«подлинного» бытия. Сковорода от христианства идет к философии, — ноне уходя от христианства, а лишь вступая на путь свободной мысли. Было быисторически несправедливо забыть о том, что Сковорода, отрываясь отчувственного бытия и уходя в изучение «подлинного» мира, движется вперед,как исследователь. Его смелые построения о том, что распад бытия напротивоположности (добра и зла, жизни и смерти и т. д.) верен лишь дляэмпирической сферы, не означает метафизического дуализма, иначе говоря, чтоэмпирические антиномии «снимаются» в мистической сфере, — все этоесть именно исследование Сковороды, а не какое-либо безапелляционноеутверждение.
ФилософияСковороды бесспорно была продуктом его личного творчества, но это совсем неотрицает возможности ряда влияний на него. При нынешнем состоянии материаловсовершенно невозможно в этом отношении что-либо категорически утверждать; темважнее нам кажется указать на чрезвычайную близость построений Сковороды ксистеме Мальбранша. Только у Сковороды и манера изложения иная, да и идеяЛогоса не стоит в такой ясности в центре системы, как это мы находим уМальбранша. Отвержение чувственного бытия у обоих философов определяется совсемразными мотивами, — Сковорода мыслит библейски, Мальбранш всюду рационалист.Тем не менее, близость построений обоих философов часто замечательная.
Сковородабыл тверд в свободном своем творчестве, но решительно чужд всякому бунту:наоборот, им владеет убеждение, что он в своем искании истины остается соХристом, ибо «истина Господня, а не бесовская». Сковорода никогда неотрывается от Церкви, но никогда и не боится идти путем свободной мысли. Вистории русской философии Сковороде принадлежит, таким образом, оченьзначительное место, как первого представителя религиозной философии. Вместе стем, в лице Сковороды, мы стоим перед бесспорным фактом внутрицерковнойсекуляризации мысли. Он выступал за интересы народа, призывал покончить сбесправием и невежеством трудящихся, но его решение социальных проблем носилоутопический характер, поскольку гл. фактором в создании нового обществаСковорода считал моральное начало. Сковорода выдвигал передовые для своеговремени идеи о «сродном» (творческом) труде, общности имущества, любви иравенстве как основе общественной жизни. Работы Сковороды не издавались при егожизни, но имели широкое хождение в рукописных списках[5].


Примечания
[1] Шпет(Очерк. Стр. 69-70) высокомерно отвергает то, что Сковорода был философ,утверждая, что в «сочинениях Сковороды я нахожу предельно минимальноеколичество философии». Но Шпет, написавший прекрасное исследование поистории русской философии, вообще отвергает философичность мысли почти у всехрусских мыслителей. Шпет — фанатический последователь Гуссерля и философично вего понимании лишь то, что соответствует взгляду Гуссерля на философию.
[2] Такова,наприм., точка зрения Эрна («Сковорода», стр. 325:«принципиально не враждуя с Церковью, Сковорода тем не менее находится вкакой-то глухой, бессознательной оппозиции ей»). Издатель сочиненийСковороды Бонч-Бруевич идет дальше и основываясь на отдельных выраженияхСковороды хочет представить его близким к сектантству.
 [3]Мистицизм, мистика (греч. таинственный) — религиозно-идеалистический взгляд надействительность, основу которого составляет вера в сверхъестественные силы.Зародился в глубокой древности, позднее выступает как непременный существенныйэлемент тайных обрядов (мистерий) религиозных обрядов Древнего Востока иЗапада. Главное в этих обрядах — общение человека с богом или каким-либо другимтаинственным существом. Общение с богом достигается якобы через озарение,экстаз, откровение. Элементы мистицизма свойственны многимфилософско-религиозным учениям древности. Философы-мистики высшей формой познаниясчитают некую мистическую интуицию, «духовный опыт», в котором исчезаетразделение на субъект и объект и открывается реальность бога — духовнойпервоосновы мира. Мистицизм проповедуют, как правило, идеологи реакционныхклассов, хотя в некоторых случаях прогрессивные идеи или революционнаяоппозиция и политический протест  выражаются в религиозно-мистической форме.
[4]Феноменализм – учение о познании, исходящее из тезиса: непосредственнымобъектом познания являются только ощущения. Крайний феноменализм ведет ксубъективному идеализму — мир есть совокупность «идей», «комплексовощущений» — или к агностицизму — мы не можем знать, что скрывается заощущеньями. Умеренный феноменализм, признавая существование объектов,проявляющихся в ощущениях, ведет или к непоследовательному материализму, когдаобъекты рассматриваются как материальные вещи, или к кантианскому агностицизму,если они рассматриваются как непознаваемые «вещи в себе». В современномпозитивизме феноменализм принимает лингвистическую форму, поскольку егоосновной тезис сводится к возможности выражать опыт в «объектном», или«феноменалистическом», языке. Признавая вначале полную возможность свестивысказывания о вещах к высказываниям, о содержании сознания, некоторыенеопозитивисты, в последнее время начинают осознавать тщетность этих попыток. Сточки зрения диалектического материализма исходный тезис феноменализмнесостоятелен, т. к. познание в нем отрывается от действительности и практики.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.