Реферат по предмету "Философия"


Философия Бертрана Рассела

Содержание
 
Введение
1. Эволюция философии Бертрана Рассела
2. История философии глазами Рассела
3. Язык математики в философии Б. Рассела
4. Философия и литература
Заключение
Список используемой литературы
Введение
Жизнь английского ученого иобщественного деятеля Бертрана Рассела — это почти вековая история Европы. Родившисьв период расцвета Британской империи, в XX в. он стал свидетелем двух страшныхмировых войн, революций, распада колониальной системы и дожил до ядерной эпохи.
Рассел известен во всем мире каккрупный философ — глава современной ему английской философии субъективногоидеализма, основоположник английского неореализма и неопозитивизма, как автордвухтомной «Истории западной философии», как выдающийся логик иматематик, а также общественный деятель, один из идеологов и организаторовбританского антивоенного движения и Пагуошских конференций ученых всего мира,начало которым в 1955г. положил знаменитый Манифест Эйнштейна — Рассела.
Общественно-политическаядеятельность Рассела широко отражена в зарубежной историографии, где по-разномуоцениваются и эта деятельность Рассела, и его вклад в антивоенное движение. Вотечественной историографии специального исследования, освещающего егообщественно-политическую деятельность, пока не существует. Подавляющеебольшинство посвященных ему работ либо обращены к его философскому наследию,либо носят популярный характер. В последние годы интерес к Расселу возрос, инастало время осознать, что «Бертран Рассел — это целый мир, полныймногообразия и красок» и «более глубокое освоение его идей,по-видимому, только начинается».
1. Эволюция философии Бертрана Рассела
Рассел (Russell) Бертран (18.5.1872),английский философ, логик, математик, социолог, общественный деятель. В 1910-16профессор Кембриджского университета, который Р. окончил в 1894; былпрофессором различных университетов Великобритании и США. С 1908 членЛондонского королевского общества.
Знакомство Рассела с теориями«новых реалистов» в Гарварде весной 1914 г. стимулировали изучение им«Анализа ощущений и отношений физического к психическому» (1886) Э. Маха.Покорили Рассела работы Джемса «Существует ли сознание?» (1904) и«Эссе по радикальному эмпиризму» (1912). Своими впечатлениями поповоду этих работ он делится в статье «О природе знакомства» (1914),в которой признательно цитирует Джемса, а также «Анализ ощущений» и«Философские тенденции настоящего времени» (1912) Маха. Он такженаходит термин «нейтральные ощущения» в «Учебнике психологии»гегельянца Дж.Ф. Стаута. [1]
В 1919 посетил Советскую Россию.
В области философии проделалсложную эволюцию, которую сам он определил как переход от платоновскойинтерпретации пифагореизма к юмизму. После кратковременного увлечениянеогегельянством в его английской версии Рассел перешёл к платоновскомуварианту идеализма, а затем под влиянием Дж. Мура и А. Уайтхеда — к неореализму.[2]
В 20-30-х гг., сблизившись снеопозитивизмом, Рассел признавал реальность лишь чувственных данных,трактуемых в духе концепции «нейтрального монизма», котораяусматривала в понятиях «дух» и «материя» логические конструкциииз чувственных данных.
В 40-50-х гг. Рассел обращаетсяк идеям Д. Юма; он допускает существование «фактов», которые, в отличиеот «опыта», объективны, но объективность их основана лишь на вере вбытие внешнего мира.
Философская эволюция Расселасоответствовала изменениям в содержании проводившейся им широкой программыприложения средств математической логики к теоретико-познавательнымисследованиям. На неореалистском и неопозитивистском этапах эволюции Расселаэта программа вела к растворению теории познания в логическом анализе, а вдальнейшем он вновь признал самостоятельное значение философских проблем. [3]
Рассел был создателем концепциилогического атомизма, основоположником логического анализа философии.
Разработка философских вопросовматематики занимает большое место в его работах. Открытый Расселом один из парадоксовтеории множеств привёл его к построению оригинального варианта аксиоматическойтеории множеств и к последующей попытке сведения математики к логике.
В написанном в соавторстве с А. Уайтхедомтрёхтомном труде «Principia Mathematica» (1910-13) Расселсистематизировал и развил дедуктивно-аксиоматическое построение логики в целяхлогического обоснования математики принадлежит также оригинальная теориядескрипций.
По социологическим взглядам былблизок к психологизму: в основе исторического процесса и поведения людей, поРасселу лежат инстинкты, страсти. Рассел утверждал, что из совокупностифакторов, определяющих историческое изменения, невозможно выделить главный иустановить объективные исторические законы. [4]
В этике и политике Расселпридерживался позиции буржуазного либерализма, выступая против теории,проповедующих поглощение личности обществом и государством. Он отрицательноотносился к христианству и в особенности к ханжеству религиозной морали,противопоставляя ей мораль «науки свободного разума». Особенностьюэтической и общественно-политической позиции Рассела являлась активная борьбапротив фашизма, антиимпериалистическая направленность, непримиримость к войне,насильственным, агрессивным методам в международной политике. [5]
Рассел — один из инициаторовПагуошского движения; он выступал на стороне прогрессивных общественных сил зазапрещение ядерного оружия, за мирное сосуществование.
Нобелевская премия по литературе(1950).
 2. История философии глазами Рассела
Апостол Павел говорит: «Смотрите,(братия) чтобы кто не увлек вас философиею и пустым обольщением»[6].В этом смысле «История западной философии» Рассела не понравилась быапостолу Павлу. Книга, как ни странно, действительно способна увлечь, и томуесть ряд причин.
Во-первых, Рассел не былпрофессиональным историком философии, несмотря на то что именно эта его книганаиболее известна в России. Ее автор не задавался целью последовательноизложить всю философию «от античности до наших дней», как этоделается в учебниках. Поэтому его книга по истории философии вряд ли можетоказаться ценной как учебное пособие; по полноте она, очевидно, проигрываетлюбому из отечественных учебников советских времен или, например, недавноизданному у нас многотомному труду Джованни Реале и Дарио Антисери. Но Рассел ине хотел создать учебник. Он искал в сочинениях великих философов прошлого то,что по-прежнему остается интересным, с чем можно спорить, соглашаться или несоглашаться. Оставаясь в истории философии «только лишь» великолепноэрудированным дилетантом (интересно отметить, что дилетантизм метафизиковXVII-XVIII веков Рассел подчеркивает как заслугу в противовес «профессорской»философии), английский мыслитель задается вопросом, поставить который нерешился бы ни один профессионал: «Существует ли такая вещь, как мудрость,или же то, что представляется таковой, — просто максимально рафинированнаяглупость?». [7]
Во-вторых, Рассел сам был однимиз крупнейших философов двадцатого столетия, стоявшим у истоков созданияфилософии логического анализа, которой, кстати, посвящена последняя глава книги.Критика его всегда оригинальна, обоснована и, что немаловажно, остроумна. Иногдапростой здравый смысл позволяет ему пролить новый свет на традиционные проблемыистории философии. Так, например, традиционно считается, что образ Сократа уКсенофонта более достоверен, чем у Платона, так как Платон, обладавший помимофилософского гения немалым литературным талантом, превратил Сократа из реальнойличности в защитника собственных взглядов. Рассел резонно замечает на это:«Существовала тенденция считать, будто все, что говорит Ксенофонт, должнобыть правильно, потому что ему не хватало ума, чтобы думать о чем-либонеправильном. Эта линия аргументации совершенно неосновательна. Пересказ глупымчеловеком того, что говорит умный, никогда не бывает правильным, потому что онбессознательно превращает то, что он слышит, в то, что он может понять. Япредпочел бы, чтобы мои слова передавал мой злейший враг среди философов, чемдруг, несведущий в философии». [8]Логические позитивисты считали, что все философские проблемы или по крайнеймере большая их часть связаны с неправильным употреблением слов, с отсутствиемчеткого синтаксиса. В подобных случаях Рассел четко и ясно показывает это наконкретных примерах.
Исследуя философские проблемы,Рассел позволяет себе высказывать смелые идеи, на которые вряд ли бы решился втеоретической работе. Сама мысль рассмотреть философию как «ничейную землю»,лежащую между верой и наукой, была еретической с точки зрения егоколлег-позитивистов.
В-третьих, книга интересна еще итем, что позволяет открыть нечто новое и в самом Расселе. Ее автор предстаетперед нами не только как знаток философии, но и как тонкий и остроумныйстилист, глубокий ценитель литературы. К тому же чисто литературные достоинстваукрашают любую книгу, даже книгу по истории философии. Несколько цитат могутдать представление об этих сторонах многогранного таланта английского философаи математика: «Об Эмпедокле рассказывалось много легенд. Полагали, чтоиногда при помощи магии, а иногда при помощи научного знания он творил чудесаили то, что казалось таковыми. Говорят, что он мог управлять ветрами; он вернулк жизни женщину, казавшуюся мертвой в течение тридцати дней. Говорят, наконец,что он умер, прыгнув в кратер Этны, чтобы доказать свою божественность. Какговорит поэт:
Великий Эмпедокл, с пылкойдушой, Прыгнул в Этну и изжарился целиком.
На эту тему Мэтью Арнольднаписал поэму, но, хотя она принадлежит к наихудшему из того, что им написано,в ней не содержится вышеприведенного двустишия». Или, например, такое:«Лейбниц был немного скуп. Когда какая-нибудь молодая фрейлинаганноверского двора выходила замуж, он обычно преподносил ей то, что называл»свадебным подарком", состоявшим из полезных правил, заканчивавшихсясоветом не отказываться от умывания теперь, когда она заполучила мужа. Историяне отметила, были ли довольны этим новобрачные". [9]
Рассел испытывал симпатию к тем,о ком писал, даже если не разделял их взглядов. Его критика спокойна и свободнаот тенденциозности. Его отличает особая страсть находить в биографиях философовмалозначительные на первый взгляд черты, способные не только развлечь читателя,но и открыть что-то новое в характере мудреца. Стала знаменитой его фраза оДекарте: «Декарт всегда был хорошо одет и носил шпагу. Он не был трудолюбивым,работал он всего в течение нескольких часов в день, читал мало»[10].Может быть, образ дилетанта-аристократа просто грел душу английского лорда. Неслучайно же он заостряет внимание на замечании Юма: «Оснований дляизучения философии не существует за исключением того, чтонекоторым натурам это предоставляет возможность приятно провести время»[11].
«История западной философии»писалась в годы второй мировой войны, и время наложило на нее свой отпечаток. Расселне стремится сделать классиков злободневными, но и не упускает случаяпроиллюстрировать старую мысль о том, к каким печальным последствиям могутпривести самые благородные идеи.
Книга уже дважды издавалась нарусском языке, но даже если отвлечься от того, что первые два издания давностали редкостью, нынешнее отличается от них полным отсутствием купюр. В немполностью воспроизводятся разбросанные по тексту замечания (естественно, невсегда доброжелательные) об отцах-основателях диалектического материализма,советских государственных деятелях и впервые печатается глава о Карле Марксе. Крометого, издание снабжено громадным (свыше пятидесяти страниц) алфавитнымуказателем, объединяющим персоналии и темы.3. Язык математики в философии Б. Рассела
Логический атомизм можно краткоохарактеризовать как философию математической логики, а если быть более точным,то как философию, изложенную в «Принципах математики», большой работепо математической логике, написанной Б. Расселом и А. Уайтхедом, которая былаопубликована в трех томах в 1910-1913 гг.
После более десяти лет работы внаступившем XX в. они разработали логику нового типа, намного более широкую, чемаристотелева, в которую классическая (аристотелева) логика входила, но лишь вкачестве одного из частных случаев. Главное отличие этой логики от логикиАристотеля можно сформулировать так: если логика Аристотеля по существу былалогикой классов, то логика Рассела — логикой высказываний. [12]
Например, суждение «Вселюди смертны» устанавливает, что класс людей включается в класс объектов,которые смертны. В отличие от этого, в логике Рассела рассматриваются отношениямежду высказываниями (например, «Если идет дождь, то улицы мокрые»). Обапредложения: «идет дождь» и «улицы мокрые» — являютсявысказываниями, но (кроме этого) они находятся между собой в некоторомотношении, которое Рассел назвал импликацией (следованием). Расселу удалосьпоказать, что в терминах этой логики можно выразить также отношения междуклассами.
«Принципы математики» представилиогромный интерес для философии, по крайней мере, по двум причинам:
в работе доказано, чтоматематика, всегда считавшаяся самостоятельной дисциплиной, в действительностиявляется разделом логики;
Рассел утверждает также, чтобазовая структура повседневных или «естественных» языков, таких, каканглийский или русский, подобна структуре «Принципов математики». Нохотя естественные языки и похожи в этом отношении на «Принципы математики»,они (языки) непригодны для философского анализа, поскольку более «расплывчаты».В соответствии с этим в работе выражено убеждение, что математическая логикамогла бы дать философии отточенный до совершенства инструмент для выделениязначений предложений любого естественного языка. Это, в свою очередь, даетоснование надеяться, что, наконец, философские споры можно будет подвергатьстрогой логической проверке. [13]
В обыденном языке мы нерасположены толковать о солнце, почему и как оно всходит и заходит. И все-такиастрономы находят, что лучше другой язык, и я также утверждаю, что в философиипредпочтительнее другой язык.
Что понимается под «базовойструктурой» предложений какого-либо естественного языка? Прежде всего,Рассел проводит различие между тем, что он называет атомарными высказываниями ивысказываниями молекулярными. Молекулярные высказывания строятся из атомарныхпри помощи того, что Рассел называет связками, — слов, таких, как «и»,«или», «если… то».
Например, «Джон и Мэрисобираются в кино» — молекулярное высказывание, состоящее из двухатомарных. Любое молекулярное высказывание можно разложить на набор атомарныхвысказываний и логических связок.
Рассел показывает, что «Принципыматематики» сообщают нам знание о действительном мире. В них утверждается,что мир состоит из «фактов» и что все эти факты имеют атомарнуюприроду, т.е. что каждый факт может быть описан некоторым атомарнымвысказыванием. В природе не существует молекулярных фактов, поскольку каждоемолекулярное высказывание может быть переведено или представлено набороматомарных высказываний и логических связок. Сами связки, конечно, в мире ни кчему не относятся, это — языковые средства, которые позволяют нам комбинироватьатомарные высказывания различными способами. То есть их использование, считаетРассел, носит чисто «синтаксический» характер. Также здесьподчеркивается, что в мире не существует никаких «общих» фактов. Вмире нет факта, соответствующего общему высказыванию «Все люди смертны»,поскольку это высказывание опять-таки сводится к множеству атомарныхвысказываний типа «Джон смертен», «Джеймс смертен» и т.д. длякаждого отдельного человека, который является смертным. Конечными элементамимира являются «факты», а каждый отдельный факт состоит из отдельногопредмета и его индивидуальных характеристик. [14]
Предполагается, что в «Принципахматематики» представлен набросок совершенного языка; этот язык совершенен,поскольку он отражает структуру действительного мира. Если предложение собычного естественного языка «перевести» на этот совершенныйлогический язык, то становится полностью ясным значение этого предложения. Еслиокажется, что после такого преобразования предложение не обретаетсубъектно-предикатной формы, это значит, что не существует такого объекта, ккоторому непосредственно относился бы грамматический субъект (грамматическоеподлежащее), поскольку в структуре этого совершенного языка каждыйсубъект-термин обозначает некоторый действительный объект мира, а каждыйпредикат-термин — какую-нибудь реальную характеристику этого объекта.
Логический атомизм получил своюнаиболее полную форму и тщательную разработку в загадочной работе ученикаРассела Людвига Витгенштейна.4. Философия и литература
Современная философия,ознаменовавшая себя наличием множества интерпретаций, смыслов, различныхценностных установок, отражает многогранность восприятия современнойдействительности. Она уже не может вписываться в строгий по форме, стремящийсяк предельной рациональности, чистый философский дискурс. Лишь художественныйметод в силу своей изначальной толерантности, множественности позволяет непросто механически сочетать в себе противоречивое, но организует его в подлинновсеохватывающее единство, цель которого — вмещать и гармонизироватьнесовместимое. Вторжение философии в пограничную область поэтического языка неозначает, что она лишается своего предмета. Это взаимопроникновение улучшаетпонимание человеческого «Я» и помогает субъекту отрефлексировать егопроблемы, достигается равновесие звучания и смысла.
Философский текст будетисследоваться как вмешательство в диалог, стремящийся клитературно-поэтическому выражению и развертывающийся в бесконечности,поскольку искусство словесного построения и есть способ существования истины.
Возможно, больший интерес могутпредставлять не столько представители экзистенциализма, феноменологии и т.д.,сколько аналитические философы, в какой мере они подвержены поэтическому,творческому порыву. Бертран Рассел (1872-1970), крупнейший представительаналитической школы, также не избежал на себе влияния новых тенденцийдвадцатого века. В 1950 году Рассел получил Нобелевскую премию по литературе заработу «Брак и мораль» и другие, ибо по философии таких премий непредусмотрено. Но, с другой стороны, это была заслуженная премия именно политературе. Его работы, начиная с «Германской социал-демократии» историко-философских,политических, нравственных очерков и эссе по свободомыслию и атеизму — все онивысокохудожественные произведения с великолепной стилистикой, остроумные, сиспользованием широкой гаммы литературных приемов. [15]
Рассел известен больше какфилософ науки, логики, математики, но значительная часть его творчества, связаннаяс искусством философствования, философской публицистикой и литературой покаостается незамеченной. Основная задача сводится не только к анализу егохудожественных произведений, поиску границ поэтического и строго рационального,но и к попытке раскрыть влияние языка литературного жанра на философский текст,потому как именно в слове раскрывается истина, а философия оказывается «искусствомрационального предположения».
Эволюция взглядов Б. Расселапроисходила на протяжении почти целого столетия. Еще в начале своей научнойдеятельности Рассел совместно с Уайтхедом выпускает книгу «Основанияматематики», основу которой составляет строго формализованное изложение сприменением фактически искусственного «птичьего» языка науки. Этопоистине монументальный труд, но он по сию пору остается недосягаемым для нас всилу своей «нечитабельности». Постепенно Рассел приходит к мысли отом, что философия должна быть доступна каждому, а не оставаться только какакадемическая наука в стенах Университетов. Чтобы истина стала понятной, нужноособое изложение, особый стиль письма.
Рассел стал одним из инициаторовПагуошского движения за мир, автором «Декламации Рассела — Эйнштейна».В это время он приходит к пониманию, что соединение философии и искусстванеразрывно связано с процессом развития идеи гуманизма. Она ориентирована,прежде всего, на развитие в человеке духовного начала, его творческихспособностей и акцентирование внимания на нравственной сторонежизнедеятельности. В наш век насилия и неприятия толерантности его идеи для наскак никогда актуальны. [16]
Многие сегодня задаютсявопросом, какие методы использует современная философия для продвижения к художественнойформе. Изменилось время и классическое рациональное постепенно отходит в сферуиррационального. Для изучения этого явления обычно обращаются к деконструкции,постмодернизму, постструктурализму. Но уже к середине двадцатого столетияРассел в литературном творчестве расширяет понятие рациональности и, такимобразом, становится предвестником постнеклассической рациональности, котораясочетает в себе логические основания с культурно-историческим контекстом. Истокитого, что мы наблюдаем в основных школах мысли конца двадцатого века, можнонайти в работах Рассела, поэтому стоит более пристально отнестись клитературно-художественной стороне его творческой деятельности.
Будучи одним из основоположникованалитической философии, изначальным приверженцем логического и строгорационального подхода, Рассел неожиданно переходит к художественной формеизложения, которая никоим образом не может быть ограничена. Расселрассматривает язык как инструмент, выполняющий функции объяснения всего мира,поэтому уделяет ему особое внимание. Как представителю аналитической философии,Расселу свойственна предельная точность терминологии. Он преодолевает хаос ибеспорядок в философском дискурсе путем устранения различных смыслов,вкладываемых в одни и те же словосочетания. Еще в первой половине двадцатоговека Рассел занимался изучением глубинного логического анализа языка. Многиезадачи философии он решает с помощью грамматического, лингвистического подхода.
Сегодня в нашей странепубликуется много работ Рассела, но нет изданий с его рассказами и эссе. Этодалеко немаловажная область творчества мыслителя незаслуженно остается в тени. То,что Рассел обращается к искусству, становится подтверждением, что в какой-томомент строгие прежние рамки философского текста не могут вместить всеразнообразие современного мира.
Философская мысльактуализируется в слове, в языке, поэтому в исследование будет входитьстилистический анализ, более глубокое изучение форм художественного слова. Прилагаемыек работе переводы художественных произведений станут обоснованием того, чтоРассел в совершенстве сочетает рациональность содержания, в которой такнуждаемся мы все сегодня, и художественную форму как наиболее подходящую сейчасдля выражения философской мысли.
Заключение
В настоящее время современнаязарубежная философия находится в состоянии критического пересмотра своихоснований. Вместе с тем, она не отказалась от продолжения тех систем, которыебыли предметом ее разработки в XX веке, ибо в последней четверти XX столетиямногообразный мир потребовал разнообразных подходов. Вполне закономерно, чтопопытки осмысления этого единого, но различного в себе мира предполагают иобновление философских концепций. Мир все больше занимается темойвзаимодействия культур, диалогом, а также практическими проблемами.
Непосредственно рассматриваяфилософию Б. Рассела в орбиту нашего внимания входили и взаимопроникновениефилософии и науки, и диалог философских культур, и анализ эволюции взглядов Б. Рассела.
Плодотворность опыта возвращенияк прошлому, то есть к концепциям, выдвинутым английским мыслителем, напрямуюсвязана с устремлением обнаружить в богатстве его многообразия незаслуженнооставшиеся без внимания, а потому невостребованные, но обладающие актуальностьюметоды и подходы.
Многие исследования открывают«нового», то есть неизвестного Рассела не только у нас в стране, но иза рубежом. Обращаясь к недавнему прошлому, к 20-60 гг. XX века творчествафилософа, мы обнаруживаем то, что кажется особенно актуальным сегодня.
Список используемой литературы
1. Богомолов А.С., Английская буржуазная философия XX века, М., 1973.
2. Быховский Б.Э.,Мееровский Б.В., Атеизм Бертрана Рассела, в книге: От Эразма Роттердамского до БертранаРассела, М., 1969.
3. Колесников А.С. Философия Бертрана Рассела.М., 1991.
4. Нарский И.С., Философия Б. Рассела, М., 1982.
5. Нарский И.С., Помогаев Е.Ф., Бертран Рассел — философ и гуманист,«Вопросы философии», 1992, № 6.
6. Рассел Б. История западной философии: В 2-х т. — М., 1998.
7. Яковлев А.А. Предисловие к эссе Б. Рассела. — Квинтэссенция: философскийальманах. М., 1997.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.